Синквейн штольца. Образовательный портал

В игре может участвовать неограниченное число человек. Первоначально дается индивидуальная оценка, затем достигается общая оценка в группах по два человека, далее группы еще раз укрупняются и т.д. На завершающем этапе все участники должны договориться между собой и вынести общую групповую оценку.

Описание игровой ситуации. Участники должны поставить себя на место космонавтов, совершивших неудачную посадку на Луну. При этом рассматривается один вариант, в котором каждый из участников имитирует неудачно прилунившегося в одиночку космонавта, и другой вариант, когда космонавтов много. В одном случае участники принимают решение индивидуально, в другом – коллективно. Крушение космического корабля произошло на расстоянии 300 км от стационарной базы, давно работающей на Луне. После крушения от всего корабля остались лишь предметы, список которых приведен ниже. Космическому экипажу предстоит проделать путь от места крушения до базы за трое суток. Опаздывать нельзя, т.к. через трое суток база будет законсервирована и последний космический корабль улетает на Землю. Все космонавты в скафандрах с автономным обеспечением. Причем, первые 150 км надо идти в тени (абсолютной темноте), а последние 150 км – по стороне Луны, освещенной Солнцем. Для ускорения движения надо выбрасывать грузы по мере их предпочтительности, надобности и использования. Задача состоит в том, чтобы определить последовательность выбрасывания груза.

Порядок проведения игровой процедуры.

Игровая процедура проводится в два этапа. На первом этапе выявляется уровень аналитических способностей каждого участника.

Для этого каждому выдается игровая форма специального образца и предлагается заполнить соответствующую графу по следующим правилам:

1) Из 14 обозначенных в списке предметов надо последовательно выбрасывать менее нужные и обозначать их номерами от 14 до 1, т.е. предмет, брошенный первым, обозначается номером 14, последним – номером 1.

2) Сначала каждый игрок принимает решение самостоятельно, без каких-либо консультаций с остальными игроками.

3) Затем все игроки комплектуются в команды по 4–6 человек в зависимости от общего количества играющих, открывая тем самым второй этап, и в свободном обмене мнениями вырабатывают общее коллективное решение о порядке выбрасывания предметов.

4) Лидер команды докладывает решения и защищает его, при необходимости привлекая команду.

5) В качестве арбитра может выступать либо организатор игры, либо специальное жюри. В обоих случаях основная задача – выявлять лидера.

6) Очередность выбрасывания предметов записывается в определенную графу в соответствии с эталонной оценкой.

7) Половину предметов (7) следует выбросить на темной стороне Луны, а оставшуюся половину – на освещенной.

Деловая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Она представляет собой последовательность действий, которые игроки должны выполнить для достижения определенного результата. Игра регламентируется правилами, заранее прописанными в сценарии.

Первые упоминания о деловых играх встречаются в XVII-XVIII веках, «военные шахматы» и «маневры на карте» в то время применялись в качестве способа обучения молодых военнослужащих. СССР тоже имел опыт использования подобных игр в целях повышения производительности труда.

В 1932 году на Лиговском заводе пишущих машин впервые в стране был разработан метод освоения новой продукции с помощью игры, но такая инициатива не получила распространения, поскольку свободные высказывания участников и множество вариантов решения проблем, нарабатываемые в ходе деловых игр, были не совместимы с режимом тотальной регламентации. На сегодняшний день существует большое количество деловых игр, они различаются по масштабности имитируемых объектов (отрасль, цех), функциональному профилю (производственные, управленческие), особенностям строения. В игре развиваются такие качества человека, как способность к планированию, прогнозированию, системное мышление, организационные и творческие способности.

Деловые игры могут преследовать одну или несколько целей:

  • знакомство между собой сотрудников – в только что сформированном подразделении или сотрудников разных подразделений;
  • оценка персонала;
  • развлечение на корпоративном празднике;
  • «капиталистическое соревнование» внутри компании, использоваться как модель для проведения профессиональных конкурсов;
  • обучение, в том числе, благодаря моделированию рабочих процессов;
  • придать азарт повседневной деятельности;
  • изменить психологический настрой.

Тренинг и деловая игра — в чем отличия?

  1. В игре четко определены границы начала и конца, этапы в ней регламентированы. Тренинг не всегда имеет ограничения по времени.
  2. Игра моделирует ситуацию, включающую множество факторов. Тренинг, как правило, затрагивает отдельный аспект ситуации.
  3. Игра направлена на развитие совокупности навыков. Тренинг используется чаще для тренировки конкретного навыка.
  4. Для игры характерно проблемное содержание: конкуренция, конфликт интересов участников, недостаток ресурсов. Конфликтная ситуация заставляет игроков искать эффективные способы выполнения задачи.
  5. Особенность игры состоит и в том, что она всегда имеет исход – чью-то победу и чей-то проигрыш. В результате победившие участники убеждаются в эффективности выбранных способов поведения, а проигравшие знакомятся с примерами успешного поведения, анализируют свои ошибки. Ориентация на игровой исход обеспечивает максимальное вовлечение участников в процесс игры, проживание ими симитированных, но все же приближенных к реальным, условий.

В деловой игре опыт приобретается через деятельность, то есть самым эффективным способом усвоения информации. Известно, что обычное прочтение информации позволяет человеку запомнить только 10% материала, прослушивание – 20%, просмотр – 30%, а самостоятельное исполнение – деятельность – 90%.

Все деловые игры можно классифицировать по определенным параметрам.

По времени проведения:

  • с ограничением времени;
  • без ограничения времени;
  • игры, проходящие в реальном времени;
  • игры, сжатые по времени.

По оценки деятельности:

балльная оценка для деятельности игрока или команды.

По конечному результату:

  • жесткие игры, с жестким графиком, где ответ известен заранее;
  • свободные игры, там правила изобретаются свои для каждой игры, участники работают над неструктурированной задачей.

По конечной цели:

  • обучающие, направленные на усвоение новых знаний и навыков;
  • констатирующие, такие как конкурсы профессионального мастерства;
  • поисковые, направленные на выявление проблем и их решение.

По методологии проведения:

  • луночные игры, проходящие на специально организованном поле, имеющие жесткие правила (шахматы, «Монополия»);
  • ролевые игры, где каждый участник имеет определенную роль или определенное задание;
  • групповые дискуссии, направленные на приобретение навыков групповой работы;
  • имитационные, дающие представление участникам, как следовало бы действовать в определенных условиях;
  • эмоционально-деятельностные игры, не имеющие жестких правил, имитирующие конкурентные или зависимые отношения;
  • организационно-деятельностные игры, не имеющие жестких правил, направленные на решение междисциплинарных проблем;
  • инновационные игры, формирующие инновационное мышление участников.

Говоря о степени эффективности деловой игры, можно отметить, что в результате ее проведения у участников наблюдается:

  • снижение эгоцентрических тенденций в поведении и мышлении;
  • обостряется социальная чувствительность;
  • актуализируется творческий потенциал;
  • уменьшается самоконтроль;
  • формируется установка на восприятие новой информации;
  • расширяются стереотипы;
  • снижается порог принятия точки зрения другого;
  • повышается и взаимооценок.

Деловые игры, заставляя участников использовать свой прошлый опыт, предоставляют им автономное пространство для развития собственных представлений и действий. Обязательное условие каждой игры заключается в том, что каждый участник принимает решения самостоятельно, а это не всегда происходит в реальности, в результате игра становится тренингом креативности. Одним из главных плюсов деловых игр является то, что они, моделируя реальность, позволяют радикально сократить время накопления опыта, позволяют повернуть ход возможных событий, попробовать разные стратегии.

ДЕЛОВАЯ ИГРА

БИЗНЕС – КЛУБ «В МИРЕ ФИРМ»

(для 10 классов)

Цели игры:

    Сформировать умение учащихся применять полученные знания на практике

    Развивать речь, творческое мышление учащихся

    Воспитывать у учащихся качества менеджера

    Формировать коммуникативные способности

Оборудование:

    Карточки с названием фирм (стоят на столах)

    Карточки с заданиями

    Дипломы

    Призы

    Коробочки для жетонов

Ход игры.

В игре принимают участие 3 – 4 команды по 6 – 8 человек. Каждая команда представляет какую-либо фирму, которую возглавляет директор. Участники сидят за столиками. Отдельно стоит столик для интервью, за которым сидит журналист (учащийся).

Ведущий:

Добрый день, уважаемые директора, менеджеры фирм и гости! Мы очень рады вас видеть сегодня в нашем бизнес – клубе «В мире фирм». Работа бизнес – клуба заключается в том, чтобы выбрать наиболее лучшую фирму, среди присутствующих здесь. В качестве жюри сегодня будут выступать зрители. Сегодня в наш бизнес – клуб «В мире фирм» приглашены представители управленческого персонала трех фирм. Среди них фирма «_________________», фирма «______________», фирма «_______________». Задача зрителей внимательно просмотреть все выступления фирм и выбрать лучшую из них на ваш взгляд. Среди критериев, по которым вы делаете свой выбор:

    Коммуникативные способности

    Творческий подход

Работа нашего бизнес – клуба начнется с презентаций фирм.

(учащиеся представляют домашнее задание)

А теперь проведем пресс – конференцию, на которую приглашаются директора фирм. Прошу вас пройти за отдельный столик ….К нам на встречу пришел журналист, который возьмет у вас интервью, о вашем стиле руководства.

Итак, представляю вам известного журналиста. Это…..(фамилия, имя).

Вопросы для проведения интервью.

(задаются каждому директору все вопросы, отвечают по очереди)

    Представьтесь, пожалуйста.

    Какого стиля руководства вы придерживаетесь в своей работе?

    Почему вы выбрали именно этот стиль руководства? Чем он вас привлекает?

    Какие сложности возникают при применении данного стиля руководства?

    А почему Вы не используете … стиль руководства, ведь он имеет много достоинств?

Большое спасибо всем директорам фирм, прошу вас занять свои места.

В основе любого бизнеса лежит какая–нибудь предпринимательская идея. Без нее фирмы существовать не могут. В голове предпринимателя может возникать множество идей, даже самых безумных. Уважаемые представители фирм представьте себе, что у вас возникла одна из безумных идей. Проанализируйте ее. Докажите, что эта идея принесет вам большую прибыль или только одни убытки.

(менеджер каждой фирмы вытягивает карточку с идеей, время на обдумывание 5 минут)

Варианты безумных идей.

    Вы изобрели съедобную посуду, предназначенную для лентяев. Не хочешь мыть посуду – съешь тарелку. Попробуйте экономически доказать, что, если бы вы занялись этим, то доходы были бы огромны.

    Один владелец кинотеатра установил цены на билеты соответственно весу зрителя. Взвешиваются на весах возле кассы. Особенно радуются этому дети, которые платят вдвое меньше, чем раньше. Докажите, что владелец кинотеатра вскоре обанкротится.

    Вы изобрели радиоэлектронную шпаргалку в виде обыкновенной мухи, которую можно посадить на стол, на одежду, куда хотите. Эти мухи начнут пользоваться спросом. А вам нужно доказать убыточность этого предприятия.

    Вы изобрели контактные линзы для куриц, чтобы они не заклевывали друг друга, а сосредотачивались на корме.

    Вы изобрели новый телевизор, который передает не только изображение и звук, но и запах. Проанализируйте данную идею и докажите ее убыточность.

(Учащиеся по очереди предлагают доказательство успешности применения идей)

Следующее испытание, которое мы приготовили для фирм, это проверка их компетентности в области менеджмента. Каждой фирме я предлагаю ответить на предложенные вопросы, в порядке очереди.

(Участники по очереди вытягивают вопросы (на карточках) и отвечают на них)

Вопросы.

    Назовите качества, которые помогают вам быть успешным менеджером.

    Какие формы контроля вы используете в работе?

    По каким критериям вы выбирали на работу бухгалтера?

    Какие способы мотивации работников вы используете?

    Какой способ коммуникации доминирует в вашей фирме?

    Что вы прогнозируете в своей фирме?

    Какова миссия вашего предприятия?

    Какие формы вознаграждений вы используете?

    За что вы можете уволить работника?

    За что Вы можете премировать работника?

    Какие документы вы выписываете при продаже товара?

    Кто несет материальную ответственность в вашей компании?

    В чем заключается антикризисная программа вашей компании?

    Чем вы привлекаете инвесторов?

    Куда вы инвестируете свой капитал?

В работе менеджер сталкивается с различными ситуациями, в том числе и конфликтными, выход из которых он должен найти.

Сейчас вам будут предложены конфликтные ситуации, в которых может оказаться любая фирма. Ваша задача предложить выход из данной ситуации.

(Фирмы вытягивают карточки с конфликтной ситуацией. Время на обсуждение 5 минут.)

Конфликтные ситуации.

    Вы руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Виновник звонит вам домой по телефону и с тревогой спрашивает, что же им теперь делать? Как вы ответите на звонок?

    В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущен брак. Бригадиру неизвестен виновник, однако выявить и наказать его надо. Как бы вы поступили на месте бригадира?

    Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок, хотя обещал и давал слово, что подобного случая больше не повторится. Как бы вы поступили?

    Подчиненный игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете. Как вы будете поступать с этим подчиненным в дальнейшем?

    Ваш работник систематически не вовремя сдает отчеты о проделанной работе. Как вы с ним поступите?

На любом предприятии работает бухгалтер, который ведет всю отчетность. На своей фирме вы столкнулись со следующей ситуацией: Ваш бухгалтер уехал в командировку, а вам срочно нужно сдать бухгалтерский баланс. На столе бухгалтера вы видите проводки. Расшифруйте их.

Д 01 К 02

Д 01 К 19

Д 51 К 50

И последнее испытание, которое мы приготовили для вас – это инсценировать ситуацию (представители фирм вытягивают карточку с ситуацией). Время для обсуждения – 5 мин.

    Найм на работу

    Повышение по службе

    Разговор менеджера с поставщиком производственных ресурсов

    Разговор руководителя предприятия с банковским служащим о предоставлении кредита.

    Сокращение с работы высококвалифицированного специалиста.

Итак, фирмы успешно прошли все предложенные испытания.

Сейчас начинается работа зрителей. Оцените наши фирмы и выберите ту, которая вам понравилась больше. Если у вас есть сомнения, вы можете сейчас задать фирмам свои вопросы.

(Зрители задают вопросы)

    Коммуникативные способности

    Творческий подход

    Компетенция в области управления

(Подведение итогов)

Сегодня мы с вами обобщили и закрепили знания по менеджменту. Вы смогли эти знания применить на практике, попробовать на себе роли менеджеров, подчиненных, руководителей. Я думаю, что эти знания помогут вам в выборе будущей профессии. Все эти знания вы еще раз примените при создании проекта фирмы.

(вручение диплома)

А теперь подарки от спонсоров за участие в бизнес – клубе.

Спонсоры нашего клуба:

    ОАО «Кондитерское объединение «Россия»» (шоколад – участникам, конфеты – зрителям)

    Коммерческий банк «Зауральский бизнес» (словари – директорам фирм)