Закон что такое свет рисование. Откуда берется объём? Светлая и темная сторона объекта

Хохломская роспись узнаваема ничуть не меньше, чем гжель. Роскошные узоры и сочетания оттенков, характерный тандем красного и золотого, цветы и ягоды, диковинные птицы — все это не может не привлекать внимания и завороженно изучать каждую линию. Профессионалы уверяют: в выполнении хохломская роспись очень проста, и если разобраться в принципах ее создания, освоить технологию сможет даже человек, ни разу в жизни не державший кисть.

Для понимания выполнения данной технологии важно понимать ее суть и особенности: не только сочетание определенных линий и завитков делает «хохлому» «хохломой», но и то, что в них вкладывается, как они соединяются, и какой образ создают в целом. На развитие хохломской росписи значительно повлияли восточные орнаменты ковров и шалей, а также русские узоры домовой резьбы в виде стеблей и листьев. Церковь тоже внесла свою лепту в виде общей цветовой гаммы: черный и чистый красный, золото — тона глубокие, сильные. Все это породило изначальную технологию волжских мастеров и осталось в основе нынешней «хохломы».

  • Рисунок в хохломской росписи строится на «ведущей», представленной плавной раскидистой ветвью. Она постепенно расширяется за счет добавления разнообразных элементов, подразделяемых на основные (крупные цветы, грозди ягод и т.д.) и побочные (мелкие листья, одиночные ягоды, травинки). При этом основной элемент должен находиться по центру.

Изначально хохломская роспись подразделялась на 2 категории, отличающихся стилистикой исполнения узоров: «верховое» письмо и «кудрину». Последняя стала наиболее известной — это темный (красный или черный) фон, по которому выписаны изящные и сложные завитки и природные элементы. Схема работы та же — сначала ведущая ветвь, затем добавочные детали. «Кудрина» выглядит более тяжелой, наполненной, нежели «верховое» письмо, которому свойственен золотой фон с обилием травинок разного размера, а остальные орнаменты выполняются или под ягодку, или под листок. Кроме того, само расположение рисунка должно представлять собой квадрат, который может вытягиваться в ромб.

  • Что касается технологии работы, то здесь также есть некоторые нюансы: хохломская роспись никогда не пишется четкими линиями, и этапа предварительного эскиза в ней нет. Мастер сразу выполняет задумку краской, что обуславливает определенную мягкость даже самых мелких и тонких узоров.

Также следует отметить, что некоторые орнаменты выполняются не вручную: точнее, рисуют их, конечно же, кистью, но через трафарет — такой прием используется достаточно давно и может быть скомбинирован со штамповкой, для которой используют фетровый или деревянный инструмент.

Несмотря на то, что некоторые узоры могут быть созданы через трафарет, учиться хохломской росписи все же стоит с простейших орнаментов кистью. Для этого подберите несколько очень тонких и маленьких (00, 01) кистей с ворсом белки или пони (он должен быть мягким), и, ориентируясь по прописям, сначала обведите несколько раз предложенные узоры, затем попытайтесь вывести их на штрихованных подсказках, а после — на той же бумаге или чистом стекле.

  • Травинка или осочка . Самый простой и базовый узор: чуть выгнутая вбок линия, максимальный нажим кисти в середине, у краев сходит «на нет». Утолщение производится очень плавно и имеет минимальную степень.
  • Завиток . Следующий по сложности элемент; нажим кисти не изменяется, остается одинаковым по всей протяженности узора; линия скручивается улиткой.
  • Капелька . На ней хорошо тренировать нажим: кисть ставится основанием ворса, после чего проворачивается на 180 градусов и начинает осторожно сниматься с поверхности. Одновременно с этим ее нужно потянуть вперед. Когда одиночный узор будет получаться, пробуйте выполнять по 2 капли зеркально.
  • Кустик . Представляет собой собранные веером капельки, в основании которых ставится маленькая точка кончиком кисти.
  • Листочек . Самый простой способ выполнить этот узор — вывести зеркально отражающиеся травинки, выгнутые наружу, после чего заполнить внутреннюю пустоту тем же цветом. Более сложная версия — не отрывая кисть, регулировать нажим и направление, выводя овал с заостренными концами.

После освоения тех узоров, которые рисуются только кистью, рекомендовано попробовать ягодные элементы: для них необходим штамп, изготавливаемый самостоятельно — он создаст основу рисунка. А мелкие детали также будут добавлены кистью. Чтобы сделать штамп, достаточно взять трубочку-соломку, прикрепить вниз круг бумаги, и обмакивать эту часть в краску.

  • Брусничка выполняется простой штамповкой алых кругов, которые не нуждаются в дополнениях.
  • Смородинка — несколько собранных возле травинки кругов-ягод, на которых после расставляются одиночные золотые точки кистью.
  • Рябинка — кроме кругов-ягод необходимо дорисовать очень узкие и вытянутые капельки и листочки в основании грозди. Также обязательны крапинки кистью с золотой краской.
  • Малинка . Гроздь из 6-ти кругов-ягод, которые уже ставятся без соблюдения расстояния, через наложение друг на друга. Блики рисуются по технике травинок, после проставляются точки кончиком кисти. Чашелистик — собранные вместе травинки, веточка — листья и тонкая линия.

Мастерам росписи приходится долго учиться, чтобы уловить особенности этих легких штрихов, изящных травинок и потрясающих воображение птиц. Тем не менее, научиться хохломской росписи можно. Необходимо отточить владение основными элементами, а остальное придет с опытом.

Немного о хохломе

Как известно, хохлома - это декоративная роспись по дереву. Данный художественный народный промысел зародился в XVII веке в деревнях близ торгового села Хохломы Нижегородской области. В XX же веке промысел "переместился" в село Семино и город Семенов, где по сей день хохломской росписью занимаются в фабричных масштабах.

Отличительная черта хохломы - растительный орнамент, выполненный черной и красной краской на золотом фоне. Естественно, это не настоящее золото. Подоный эффект достигается, когда на посуду наносят оловянный порошок, а потом обжигают в печи.

Хохломская роспись может осуществляться двумя способами. Первый - это "верховая" роспись, когда сначала закрашивают фон, а сверху наносят рисунок. Второй - роспись "под фон", когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется черной краской.

Хохломская роспись выполняется тонкой кистью и только вручную. Поэтому двух абсолютно одинаковых орнаментов быть не может. Расписывают самые разные вещи: посуда, ложки, подносы и даже некоторые элементы мебели.

Основные элементы хохломской росписи

Есть несколько "фирменных" элементов, присутствие которых обязательно в хохломском узоре. Из этих элементов и складываются более сложные фигуры.

-"Осочки" (рисуются легким движением кончика кисти сверху вниз)

-"Травинки" (мазки с небольшим плавным утолщением)

-"Капельки" (кисть с краской прикладывается к поверхности изделия)

-"Усики" (непрерывная линия одинаковой толщины, закрученная в спираль)

-"Завитки" (то же, что и "усики", но с легким нажимом-утолщением в середине элемента)

-"Кустик" (комбинация симметрично расположенных "осочек", "травинок", "капелек", "усиков" и "завитков")

-"Ягодки" (декоративные ягодки брусники, смородины, рябины, клубники или крыжовника; рисуются печаткой-тычком или кистью, а после подсыхания "разживляются" желтым цветом.

Обучение

Простыми словами невозможно объяснить, как же создаются эти элементы узора и как они складываются в готовый узор. Поэтому предлагаем посмотреть несколько видео с мастер-классами по рисованию некоторых элементов хохломского узора. Смотрите, учитесь, пробуйте. И помните, что без практики никакое мастерство не возможно.

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную золотистым и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные элементы хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.



Андр. Кленин. "Чужая хохлома"

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

История

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.



Центры хохломы

В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях - филиалы).

В Семёнове Школу основал Г. П. Матвеев.

Технология

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа - «бельё» (неокрашенные изделия) - резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

Изготовление «белья»

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной - вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» - когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи - красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие - коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Лужение и художественная роспись

Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:
«пряник» - обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура - квадрат или ромб - украшенная травкой, ягодами, цветами;
«травка» - узор из крупных и мелких травинок;
«кудрин» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Хохломская роспись

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Википедия

Хохломская роспись является неотъемлемой частью русской культуры, одним из самобытных народных промыслов, в рисунках которого отражается быт нескольких поколений. Возник этот вид росписи в XVII веке в районе города Нижнего Новгорода, недалеко от села Хохлома, от которого и получил свое название. Существует две версии появления этого промысла – в первом случае считается, что идея промысла принадлежит старообрядцам – мастерам иконописи, которые переселились в районы Нижнего Новгорода, спасаясь от гонений за свои убеждения. А в это же время на нижегородской земле проживали искусные мастера посудного дела и, объединившись, эти два искусства дали начало красивейшей посудной росписи. По второй же версии считается, что ремесленники крупных поселений Нижегородской области красили посуду «под олово» еще до появления старообрядцев, то есть уже использовали технологии, предшествующие появлению хохломских узоров. Мы предлагаем Вам сделать хохломскую роспись с подборкой красивых узоров для начинающих мастеров!

Мотив хохломской росписи достаточно прост и ограничен растительным орнаментом, но в то же время поражает разнообразием и замысловатыми переплетениями ягод, цветов, листьев и трав. Причем существует даже несколько разновидностей этого растительного орнамента: травяной узор, узор «Рыжик», кудрина, пряничный узор.

Изучаем разновидности хохломской росписи с узорами для начинающих

Травяной узор.

Своим внешним видом «травка» лишь в общих чертах похожа на луговую осоку, а для ее нанесения используются лишь красные или черные цвета, но это не мешает зрителю воспринимать ее как травяной узор.

Узор «рыжик».

Один из разновидностей травяного узора, который представляет собой рисунок из отдельных травинок, которым чаще всего обрамляют кухонную посуду – чашки, кружки, ковши и проч.

Кудрина.

Характеризуется различными завитками, колечками, которые затейливо огибают цветы, ягоды и птиц. Такой узор очень красиво смотрится на округлых предметах, но расписывают им и плоские поверхности – столы или стулья.

Пряничный узор.

Представляет собой геометрическую фигуру, вписанную в квадрат или ромб с солнцем в середине. Причем солнце изображается с завитыми лучиками и если к ним приглядеться, то кажется, что солнце постоянно двигается.

Техника хохломской окраски очень сложна и трудоемка и начинается с подготовки деревянной посуды с последующими многочисленными грунтовками-пропитками-сушками. В домашних условиях это сделать невозможно, так как на каждом этапе необходимо выдерживать деревянные заготовки в течение определенного времени при постоянной высокой температуре. Поэтому если вы просто хотите освоить лишь технику росписи, то рекомендуем купить уже подготовленную под роспись деревянную посуду.

В хохломской росписи используются красный, черный и желтые цвета, иногда могут применяться также зеленый и коричневый. Картинки наносят масляными красками в технике верхового письма или «под фон»

Выполняем технику верхового письма своими руками

Эта техника довольно проста и заключается в нанесении рисунков красного, желтого или черного цветов на обработанную заготовку. Как правило, в этой технике рисуют узор пряник, когда вокруг крупного центрального узора наносят более мелкие элементы орнамента.

Для получения рисунков в этой технике изначально наносят большие цветные узоры, затем на свободное пространство наносят черный фон и, после того как краска высыхает, сверху наносится узор «Травка». Готовое изделие несколько раз покрывают специальным лаком-закрепителем, просушивая каждый слой, и отправляют в раскаленную до 150 градусов печь на 4 – 5 часов, пока не образуется золотисто-бронзовая пленка.

Несмотря на то, что мотивы рисунков хохломской росписи довольно четко определены, настоящие мастера творчески подходят к этому процессу и постоянно придумывают новые замысловатые изображения сказочных животных, птиц и растений. Новичкам же из-за отсутствия опыта позволительно использовать трафарет для нанесения узора или простые схемы для тренировки.

Но прежде чем начать тренировки по хохломской росписи надо подготовить все необходимые материалы и инструменты. И тут возникает соответствующий вопрос – чем рисуют такие замысловатые изгибы и завитки мастера этого искусства? В основном хохломские мастера пользуются кисточками из беличьих хвостов – с ее помощью можно нарисовать как тонкие, так и толстые линии, только лишь изменив силу нажима.

Изготовить полноценную кухонную посуду, из которой можно было принимать пищу, в домашних условия невозможно, но сделать сувенир для украшения кухни вполне доступно любому желающему.

Изучаем мастер-класс по росписи разделочной доски

Материалы, необходимые для работы:

  • Деревянная неокрашенная разделочная доска (заготовку можно купить в магазинах рукоделия);
  • Клей ПВА;
  • Гуашь;
  • Лак по дереву;
  • Кисточки для рисования;
  • Малярная кисть.

Хорошо промажьте доску с помощью яичного белка – это своеобразная грунтовка в домашних условиях, и оставьте до полного высыхания.

Пока разделочная доска сохнет, нарисуйте на листе бумаги эскиз рисунка, который вы хотите изобразить. Можно нарисовать от руки, использовать готовый шаблон или распечатать из интернета.

После полного высыхания доски, нанесите не ее поверхность ровный слой золотой краски и снова оставьте до полного высыхания.

Переведите рисунок на доску (можно воспользоваться копировальной бумагой).

Приступаем к росписи – сначала красным цветом окрашиваем ягоды и цветы, затем тонкими черными штрихами прорисовываем прожилки и стебельки.

С помощью тонкой и удобной кисточки аккуратно обводим контур рисунка.

Закрасьте фон черным цветом и оставьте до полного высыхания.

После того, как фон хорошо высох, можно нарисовать травку яркого зеленого цвета и снова оставить сушиться. После этого можно наносить лак-закрепитель на всю плоскость доски.

Оригинальный и изящный сувенир готов. Таким же образом можно украсить и чашки, ложки, шкатулки или любые другие предметы. В последнее время узор хохлома вошел в моду и с его помощью украшают одежду, предметы мебели, брелоки, рамки для фото, велосипеды, бижутерию – все зависит от фантазии мастера. Очень интересна техника этой росписи и для детей, так как в узорах присутствуют сказочные животные и птицы, да придумывать новых персонажей детям намного легче, так как фантазия развита лучше, чем у взрослого мастера.

Видео по теме статьи

В заключение несколько видео сюжетов, в которых вы сможете подробней узнать о технике хохломская роспись и как рисовать узоры для начинающих, а также вместе с мастерами сможете изготовить несложный сувенир своими руками для украшения вашего жилища или в подарок близким людям.