Летняя прогулка - экскурсия в детском саду. Средняя группа. Наблюдения летом в детском саду


Добавлено 18.06.2014

Для того, чтобы увидеть первые цветы или заиндевевшую березу необязательно ходить в лес, достаточно посмотреть вокруг, и вы с ребенком всегда найдете объект для наблюдения. Необходимо поддерживать в малыше живой интерес к природе.

Наблюдения за живой и неживой природой, за природными сезонными изменениями развивают в детях память, внимательность, умение видеть красивое и воспитывают бережное и вдумчивое отношение к окружающему миру.

Осенние прогулки

Гуляя на улице, обращайте внимание ребенка на то, что изменилось по сравнению с летом:

- Скажите ребенку: «Помнишь, летом было жарко и тепло, а сейчас как стало?»
Поговорите о летней и осенней одежде: «Когда летом было жарко, мы ходили в футболках и шортах, а что мы теперь одеваем?»

- Объясните, почему стало холоднее (на небе - серые тучи, они мешают солнцу светить).

- Во время дождя скажите ребенку, что погода «хмурится», на небе тучи. Предложите ему подставить ладошку: «Чувствуешь, как капают капельки дождя «кап-кап-кап»?»

- Обратите внимание ребенка, что после дождя на дорогах лужи и надо надевать резиновые сапоги.

- Спросите: «Какого цвета стали листья на деревьях?».

- Обратите внимание на сильный ветер, он сдувает листья с деревьев, получается листопад. Во время ветреной погоды можно поиграть с «вертушкой».


- Предложите ребенку послушать пение птиц. Не слышно. Многие птицы улетают в теплые края. Объясните малышу, почему они вынуждены покидать свои дома (нет корма и холодно). Покажите стаи улетающих птиц.

- Спросите: «Видно ли бабочек, жучков, мух?». Что-то нет их. Расскажите, что насекомые осенью прячутся в щели домов, под кору деревьев, под опавшую листву и спят там до прихода весны.

- Поговорите о том, как звери готовятся к зиме: белка запасает грибы и орехи, медведь наедается перед спячкой, делает себе берлогу.

- Поздней осенью, выйдя на утреннюю прогулку, обратите внимание крохи на иней и на лужи, покрывшиеся корочкой льда.

- Почитайте ребенку стихи на тему осени; например, такие: К. Бальмонт «Осень», А.Кольцов «Дуют ветры», С.Михалков «Овощи», М.Ходякова «Если на деревьях листья пожелтели», И. Винокуров «Ходит осень», В.Степанов «Осень идёт».

Зимние прогулки

Во время прогулок обращайте внимание малыша на следующее:


- Обратите внимание на то, как холодно на улице - надо надевать очень теплые куртки, штаны, шапки, варежки, сапоги.


- Спросите: «Видно ли солнце на небе? Греет ли оно?» (солнце светит редко, а если и показывается, то не греет).


- Понаблюдайте за падающими снежинками. Поймайте их на руку.

- Поговорите с ребенком о снеге: какого он цвета? Где лежит снег? (Везде: на дорогах, домах, машинах - все в белом снегу).

- Расскажите малышу, что когда снег липкий, то из него хорошо лепить снеговиков, полепите снежные фигурки, когда снег будет липким.

- Вспомните медведя, который сейчас спит в теплой берлоге под снегом. А заяц, лиса и волк не спят. Им голодно и холодно. Расскажите, что зимой шубка у зайца становится белой, чтобы волкам и лисам было трудно его заметить.

- Предложите крохе: «Посмотри, есть на деревьях листики?». Деревья стоят голые.

- Понаблюдайте за заснеженными деревьями, выберите, какое из них самое красивое.

- Сходите с ребенком на водоём: «Помнишь, летом тут была вода, а теперь твердый лёд.

- Обратите внимание ребенка на птиц: ворон, галок, воробьев, голубей, синиц. Они слетаются поближе к человеческому жилью. Сделайте с малышом кормушку, подкладывайте в неё корм и наблюдайте за прилетающими птицами. Какие птицы чаще всего прилетают?

- Можно почитать малышу следующие стихи о зиме: А.Фет «Чудная картина», О.Высотская «Пришла зима с морозами», И. Суриков «Зима настала», И. Никитин «Встреча зимы», Е.Нилова «Зимушка - чудесница», Д.Попов «Пришла весна», А.Прокофьев "Зимушка-зима» и прочее.

Весенние прогулки

Гуляя на улице, обращайте внимание ребенка на следующие моменты:

- Подставьте вместе лицо под солнечные лучи. Тепло! Солнце начинает светить ярче, становится теплее.

- Расскажите малышу о том, что скоро можно будет надевать легкие куртки, шапки, ходить без варежек и т.д.

- Понаблюдайте вместе с ребенком за сосульками. Какие они? Длинные и короткие, толстые и тонкие, прозрачные, твердые, холодные. Солнце нагревает сосульки, и с них начинает капать вода - «кап-кап-кап», получается капель. Послушайте эти звуки.

- Понаблюдайте, как тает снег, его становится всё меньше и меньше, он превращается в водичку, лужи, на дорогах становится слякотно. Можно делать лопаткой канавки, чтобы в них уходила вода.

- Обратите внимание ребенка, как на деревьях набухают почки, объясните, что из них скоро появятся листочки. Можно принести одну веточку домой, поставить её в воду и понаблюдать, как почки распустятся и превратятся в литья.

- Ребенка очень порадуют первые цветы, в городе это мать-и-мачеха. Рассмотрите их, поговорите, какого они цвета, как пахнут, какой у них стебель. (Если представится возможность, покажите крохе подснежники).

- Послушайте вместе с малышом веселое щебетание птиц. Покажите ребенку грача - первую птицу, возвращающуюся домой из теплых стран. Понаблюдайте за его важной походкой.

- Обратить внимание ребенка, что появляются насекомые - бабочки, мошки, комары.

- Расскажите малышу, что в лесу после зимней спячки проснулся медведь, что шубка у зайца опять стала серой, что у лисички родились лисята, у волчицы - волчата.

- Почитайте малышу стихи о весне: А. Плещеев «Сельская песня», «Весна», М.Садовский «Сердитый снег», С.Маршак «Снег теперь уже не тот», А.Леонтьев «Кап-кап-кап», И.Токмакова «К нам весна шагает», Ф.Тютчев «Зима не даром злится» и прочее.

Лето

Во время долгих летних прогулок обращайте внимание ребенка на следующие моменты:

- Поговорите о том, что летом солнце светит ярко и греет - становится жарко. Теперь можно ходить в шортиках и юбочках и подолгу гулять.

- Обратите внимание, что деревья стоят зелеными: «Посмотри, как много на деревьях зеленых листьев».

- Скажите: «Летом появляется много ягод, фруктов и овощей». Вспомните с ребенком, что он уже пробовал этим летом. Можно рассмотреть ассортимент овощных прилавков магазина.

- Расскажите ребенку, что летом птицы высиживают птенцов, кормят их мошками и червячками, учат летать.

- Заметьте, что летом много насекомых: бабочек, божьих коровок, мух, комаров и т.д. Понаблюдайте за ними. Отметьте их размеры, окраску, отличительные особенности. Например, у божьей коровки есть точки, у бабочки четыре красивых крыла и т.д.

- Летом вам наверняка удастся хотя бы один раз увидеть радугу. Расскажите, что радуга состоит из семи разноцветных дуг.

- Летом распускается много цветов. Предлагайте ребенку рассматривать их, нюхать.

- Почитайте малышу стихи о лете. Например, такие: Л. Шмидт «Чем пахнет лето?», А. Шибаев «до чего хорош денёк», В. Балашов «Что такое лето?», Я. Аким «Хочешь посмотреть на лето?», И. Суриков «Ярко солнце светит».


Материал к занятию:

Теги: / / /

Кошка с котенком, собака со щенком. Дети учатся различать характерные признаки внешнего вида этих животных. Знакомятся с особенностями их поведения. При наблюдении младшие дети отвечают на вопросы, что делает мама-кошка, что делает детеныш, как зовут маму. Старшие отвечают, зачем кошка лижет котенка, почему собака виляет хвостом, как называется ее дом. Дети запоминают, что у домашних животных есть шерсть, острые зубы.
Белка. По возможности дети наблюдают за белкой в естественных условиях, обращая внимание на ее шубку, хвостик. Узнают, чем она питается, как передвигается. Угощают белочку орешками.
Еж. При встрече с ним следует обратить внимание детей на колючий клубок иголок и рассказать об этом безобидном животном. Младшие дети подражают: фыркают, как ежик. Старшие дети запоминают, чем он питается.

Наблюдения за птицами

Воспитатель обогащает представления детей: «Разгребают землю лапками, ищут зернышки, червячков. Клюют клювом, не носом!»
Курица, петух. Младшие дети сами называют птиц, имитируют их голоса, рассматривают гребешок, оперение петуха. Старшие узнают о строении тела птиц, чем их кормят, как созывают. Дети запоминают: у птиц два крыла, две лапы, перья, клюв, зубов нет.


Формировать представления детей об основных признаках неживой природы. Рассказать о сезонных и погодных явлениях. Наблюдать с детьми за сезонными изменениями в природе, связывая их с непосредственным опытом каждого ребенка. Уточнять, закреплять первоначальные представления детей о том, например, что осень – желтого цвета. Обращать их внимание на хмурый день, ненастную погоду, затяжной дождь. Впечатления о разных погодных явлениях ярко отражены в литературных произведениях, которые следует читать детям.
Вода. В теплое время года дети знакомятся со свойствами воды, участвуя в разнообразных играх (все игры с водой организуются под строгим контролем педагога).
Песок. Дети знакомятся со свойствами сухого и влажного песка, учатся определять его пригодность для игры на ощупь, по цвету; пользоваться формочками, строить первые холмики-домики.
Глина. Дети знакомятся со свойствами глины, вместе с педагогом по желанию лепят разнообразные предметы.
Камешки, ракушки. Дети вместе с педагогом собирают природный материал, отмечают разнообразную поверхность, величину; старшие дети учатся первоначальному счету.


Дворник, прачка. Дети знакомятся с различными рабочими профессиями (воспитатель подчеркивает значимость труда для всех), орудиями труда, разнообразными трудовыми операциями и их целесообразной последовательностью, использующейся для достижения цели. Следует воспитывать в детях уважение к людям труда, поддерживать желание помогать им.
По возможности дети наблюдают за сбором урожая в огороде, фруктовом саду; помогают в сборе урожая.


Дети наблюдают за движущимся транспортом. Младшие дети учатся различать и называть виды общественного транспорта. Старшие следят за соблюдением правил дорожного движения (знакомство с пешеходными переходами, тротуарами); учатся различать основные части легковых машин.
Во время целевой прогулки к водоему, в парк, на опушку леса дети приобщаются к миру прекрасного, учатся любить родную природу.

Зима

Наблюдения за живой природой

Наблюдения за растениями

Елка, береза. Продолжать работу, начатую осенью. Закреплять в памяти детей понятия дерево, куст. Объяснить, как отличить дерево от куста. Познакомить детей с березой (белоствольной), отметить: зимой листьев на ветках нет. Показывая елку, напомнить о новогоднем празднике. Показать, какие у елки иголки, пушистые лапы. Уточнять понятия: ствол толстый, тонкий.

Наблюдения за животными

Кролик, заяц. Наблюдая за кроликом, младшие дети учатся отмечать характерные особенности строения его тела, подражают движениям. Старшие повторяют: четыре лапы, два длинных уха, шерсть. Сравнивают братца-кролика и братца-зайца. Узнают из рассказа педагога, что зимой у зайца меняется цвет шерсти.
Лесные звери. В процессе наблюдения уточняется окрас их шерсти, названия жилищ лисы, медведя. Педагог рассказывает, что лесным жителям голодно зимой, вызывая у детей чувство сострадания. Младшие дети находят и показывают 1–2 лесных животных, имитируют их движения, голосовые реакции. Старшие называют 3–4 зверей, вместе со взрослым отмечают: у них четыре лапы, два уха, хвост, шерсть, зубы. Все вспоминают сказки о лесных зверях.

Наблюдения за птицами

Обращать внимание детей на поведение птиц: воробей, голубь, ворона. Объяснять, как им голодно зимой; учить заботиться о живых существах. Младшие дети называют отдельных птиц, имитируют их движения, голосовые реакции. Старшие перечисляют знакомых птиц, их повадки, отмечают: у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв, зубов нет.

Наблюдения за неживой природой

Сезонные и погодные явления. Во время сборов на прогулку подготавливать детей к восприятию сведений о зиме. С младшими выучить названия зимней одежды и обуви, со старшими – назначение. Представления о зиме дети получают во время наблюдения падающего снега, яркого зимнего дня, в процессе игр и забав.
Снег и лед. Рассказывать детям о природном материале: снеге, льдинках разной формы. С помощью разнообразных игр-забав, активных действий детей способствовать закреплению их первых представлений о свойствах снега, льда. Познакомить детей с таким явлением, как снегопад. Объяснить, что зима белого цвета.

Наблюдения за трудом взрослого

Дворник. Продолжать знакомить детей с трудом взрослых в зимних условиях (новые орудия труда, новые трудовые действия).
Шофер, строитель. Показать и рассказать о работе шоферов на разнообразных машинах (грузовых, легковых), работе строителей; о названии одежды строителя и ее назначении. Подчеркнуть значение труда рабочих для общества.

Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки

Помогать младшим детям перечислять виды общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро). Учить отличать грузовую машину от фургона. Наблюдать с детьми за разнообразной работой машин по уборке снега. Знакомить их со светофором, его трехцветным сигналом. Старшие дети узнают о назначении грузовика, фургона, машины скорой помощи и пожарной машины.
Совершить целевую прогулку на участок детей старшей группы – это всегда праздник для малышей. Провести экскурсию на площадь, где установлена новогодняя елка. Рассматривать ее украшения, рассказывать детям о предстоящем празднике.

Весна

Наблюдения за живой природой

Наблюдения за растениями

Луговые и садовые цветы. Наблюдать за распускающимся бутоном – домиком цветка. Рассматривать первые весенние цветы. (Элементарное умение различать цветы меняет поведение ребенка. Он начинает приглядываться к окружающей природе, радоваться встрече со знакомыми растениями, наклоняться, чтобы их рассмотреть, потрогать, но не сорвать.) Увидев незнакомое растение, просить детей назвать его. Младшие дети находят и называют 1–2 цветка. Уточняют их цвет и величину. Старшие знают строение цветка и 3–4 наименования его частей. Сравнивают стебли цветов: длинный или короткий, длиннее или короче.
Трава, листья. Дети сами показывают и называют траву. Педагог уточняет: травушка-муравушка, трава шелковая; обращает внимание детей на почки – домики у листьев. Все вместе рассматривают первые клейкие листочки нюхают их.
Дерево, куст. Закрепить названия: береза, елка. Обратить внимание на красоту цветущих фруктовых деревьев: много цветов, на их месте вырастут яблоки, вишни и т. д. Со старшими детьми закреплять представления о строении дерева (ствол, ветки, листья).

Наблюдения за животными

Козленок, теленок. Дети издали наблюдают за тем, как взрослый гладит животное, кормит его. Рассказать детям о строении тела, характерных движениях. Младшие дети могут перечислять и имитировать действия, голосовые реакции животного. Старшие знают части тела животного, чем оно питается. Педагог уточняет: жует траву, на ногах копытца, подрастет – появятся рожки; коза и корова дают молоко.

Наблюдения за птицами

Цыплята. Младшие дети называют цвет оперения, перечисляют действия цыплят, показывают их. Старшие узнают, как пьют, чем клюют цыплята, как зовут их папу и маму. Воспитатель объясняет: курица прячет цыплят под крыло, если им холодно; созывает (квохчет), оберегает цыплят; несет яйца.
Гусь, утка. При возможности дети рассматривают домашнюю птицу, отмечают характерные части тела гуся, окрас птиц. Узнают, как созывают птиц; что птицы любят плавать, щиплют траву.
Воробей, голубь, ворона, скворец. Обращать внимание детей на изменения в поведении птиц, учить заботиться о них, кормить. Младшие дети называют 2–3, а старшие 3–4 птиц. Обогащать словарный запас детей словами: чирикают, воркуют, каркают. Дети слушают рассказ о скворце-певце, узнают, как называется его дом и дома других птиц. Расширять представления детей: у птиц два крыла, две лапы, перья, клюв, зубов нет.

Наблюдения за насекомыми

Жук. Предоставить детям возможность с помощью лупы рассмотреть строение тела жука. Вызывать доброе отношение к живому существу.
Муравей. Рассказать детям о муравьях – тружениках, которых все уважают и никто не обижает. Осторожно следуя по тропе, проследить с детьми путь муравья. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Наблюдения за неживой природой

Вызывать живой интерес детей к изменениям, происходящим в природе, воспитывать эстетические чувства.
Сезонные и погодные явления. Обращать внимание детей на первые признаки весны: капель, кругом вода, ярко светит солнце, люди сменили одежду. Познакомить с таким весенним явлением, как град. Объяснять, почему весна зеленого цвета.
Сосульки, ручьи, лужи. В беседе с детьми обсудить, какие бывают сосульки: большие, маленькие, толстые, тонкие, прозрачные, твердые, холодные. Слушать с детьми песню капели.
Камешки, ракушки. Учить детей разнообразно действовать с природным материалом (см. раздел «Осень»).

Наблюдения за трудом взрослого

Продолжать наблюдения за трудом дворника. Отмечать его специфические действия и орудия труда. Закреплять знания детей о работе прачки, шофера. Во время высаживания рассады и посева семян на огороде и в цветнике наблюдать за трудом взрослых и детей старших групп, учить уважать труд взрослых, побуждать включаться в совместные трудовые действия.

Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки

Наблюдать с детьми за работой разнообразных машин. Пояснить: человек придумал машины для того, чтобы облегчить себе труд. Рассказать и показать детям, что продукты привозят в продовольственный магазин машины-фургоны.
Проводить целевые прогулки в парк, на луг, в поле с целью формирования эстетических чувств, любви к родному краю.

Лето

Наблюдения за живой природой

Наблюдения за растениями

Цветы. Проводить наблюдения с целью обогащения представлений детей о луговых и садовых цветах. Дети узнают названия новых цветов, младшие различают и называют 2–3, а старшие 3–4 цветка. Формировать умение обращать внимание на красоту природы, видеть красивое, восхищаться им. Учить детей беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.
Овощи, фрукты, ягоды. Закреплять представления детей о плодах и ягодах, их названиях; показывать характерные признаки (цвет, форма, величина, запах, вкус). Учить определять знакомые ягоды. Младшие дети называют 2–3 плода, знают названия двух видов ягод. Старшие дети могут определить плоды и ягоды по вкусу и запаху, знают 3–4 наименования овощей и фруктов, 2–3 вида ягод. Сравнивают плоды и ягоды по величине (крупные, мелкие).
Листья. Рассматривать с детьми листья различных деревьев, показать, что они разные по форме, размеру. Младшие дети уточняют форму и величину листьев, старшие определяют: узкий, широкий лист.
Куст, дерево. Учить детей различать куст и дерево, березу и дуб, рассматривать их листья. Старшие дети упражняются в определении: толстый или тонкий ствол, высокое или низкое дерево.

Наблюдения за животными

Козленок, теленок. Продолжать знакомить детей с животными. Закреплять их представления, которые ребята получили весной. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие дети имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют: четыре ноги с копытами, два уха, два глаза, шерсть, зубы.

Наблюдения за птицами

Курица, петух, гусь, утка. Закреплять представления детей о домашней птице (см. разделы «Осень», «Весна»). С младшими детьми уточнять, как называется птица, цвет ее оперения, как она «разговаривает», как зовут птенцов. Старшие дети отвечают, кто из птиц плавает, кого как созывают люди. Рассказать о том, как люди заботятся о домашней птице.

Наблюдения за рыбой

Организовать наблюдение за рыбой, пойманной рыбаком у водоема. Младшие дети рассматривают плавники, хвост рыбы. Старшие узнают: рыба живет в воде, плавает; запоминают место обитания, отличительные особенности строения тела, корм.

Наблюдения за лягушкой

Рассказать о лягушках, формируя у детей правильное отношение: не бояться и не обижать. Младшие дети имитируют движения лягушек. Старшие узнают о среде обитания, корме.

Наблюдения за насекомыми

Бабочка, мотылек. Любоваться ими вместе с детьми, рассматривать строение тел с помощью лупы. Дать понятие «хрупкая бабочка», мотылек – «живой красивый цветок». Формировать у детей бережное отношение к насекомым.
Кузнечик. Слушать с детьми стрекотание кузнечика, наблюдать, как он скачет и прячется в траве. Вызывать доброе отношение к этому безобидному существу.
Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться, оберегать живые существа, не причинять им вред.

Подводя итоги систематической работы с детьми по ознакомлению с живыми объектами, следует отметить, что младшие дети с помощью взрослого могут называть характерные действия живых существ: бегает, прыгает, скачет, летает, плавает; лакает, грызет, жует, клюет, пьет; как «разговаривает», как зовут взрослых и юных особей. Старшие дети учатся активно использовать слова, обозначающие характерные признаки и особенности поведения живых существ, определять различия между животными и птицами.

Наблюдения за неживой природой

Сезонные и погодные явления. Показывать детям и уточнять: погожий денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Проводить разнообразные наблюдения за животным и растительным миром, за яркими сезонными явлениями; сформировать представления о лете, его характерных особенностях. Показать яркое сезонное явление – радугу. Старшие дети учатся по отдельным признакам определять состояние погоды.
Вода, песок, глина, камешки, ракушки. Расширять и уточнять представления детей о свойствах этих природных материалов (см. раздел «Осень») в процессе организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей.

Наблюдения за трудом взрослого

Включать детей в выполнение трудовых действий воспитателя; побуждать принимать участие в сборе урожая вместе с детьми старших групп.

Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки

Рассказать детям, что на улицах можно увидеть поливальные машины, много легковых и грузовых машин. Отметить, что надо быть осторожными. Еще раз поговорить о светофоре.
В летнее время целесообразно проводить целевые прогулки в парк, к водоему, на опушку леса. Здесь дети много двигаются, прислушиваются к пению птиц, учатся различать луговые цветы. Младшие дети узнают названия 1–2, а старшие – 3–4 цветков. Дети могут встретить ежа, лягушку, увидеть гриб, понаблюдать за насекомыми. Все это воспитывает чувство прекрасного, любовь к родной природе.

Помимо разнообразных наблюдений, в течение года детям на прогулке предлагаются и разнообразные дидактические задания. Младшие дети с удовольствием тренируются в определении цвета, формы, величины встречающихся на прогулке объектов. Они с интересом выполняют дидактические задания типа «Найди и покажи». Старшие дети учатся сопоставлять величины: больше – меньше, длинный – короткий, толстый – тонкий, узкий – широкий.
Все дети осуществляют действия на установление температурных (теплый, холодный), весовых (легкий, тяжелый), тактильных (гладкий, шероховатый, колкий), вкусовых (сладкий, кислый), обонятельных различий. Ребятам предлагаются дидактические задания в виде загадок: «Угадай, что» и игровых упражнений: «Раз, два, три – к березе беги!»
В течение года детям предлагают выполнять трудовые действия различной мотивации:
– помощь взрослому (поможем дворнику полить цветник);
– забота о живых существах (покормим цыплят, сделаем кормушку птицам);
– сооружение построек с целью развертывания сказочных сюжетов (по сказке «Теремок» и т. д.);
– украшение участка (снежная клумба, ледяная полянка);
– самостоятельная игра (лабиринт и т. д.).
В течение всего года дети с удовольствием принимают участие в предлагаемых взрослым подвижных играх, которые несут в себе огромный эмоциональный потенциал и укрепляют здоровье малышей.

Методика проведения прогулок

Напомним, что методика – это совокупность методов обучения (прямого или косвенного воздействия), направленных на практическое выполнение или усвоение чего-либо.
Дети на прогулке попадают в частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств среду. Это следует использовать для всестороннего развития и воспитания ребенка. Первое, с чем встречается ребенок на прогулке, – это огромный мир природы, с которым его необходимо познакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно относиться.
Основной метод обучения – это наблюдение. Ежедневно проводится запланированное наблюдение за изменениями природы со всеми детьми или по подгруппам. Помимо этого, на протяжении всего времени прогулки взрослый не раз уточняет, закрепляет знания, полученные детьми не только в ходе организованных наблюдений, но и в процессе собственных наблюдений. Но у младшего дошкольника наблюдательность как качество личности отсутствует, значит, приемы должны соответствовать возрасту; в первую очередь это опора на ориентировочные реакции в разных формах. Вышли дети на прогулку и сразу увидели что-то необычное или отметили, что изменилось в окружающей среде. Может быть, что-то осталось незамеченным. Задача взрослого – поддержать стремление детей замечать изменения в природном окружении и привлечь их внимание к чему-то упущенному, не оставлять это на потом.
Наблюдательность предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но на прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих моментов: пролетела бабочка, проехала мимо машина и т. д. Удержать внимание ребенка младшего дошкольного возраста очень не просто. Поэтому наблюдения должны быть короткими (не более 7–10 минут), яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций малышей при виде их; во-вторых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства.
Чтобы продлить интерес к рассматриванию, взрослый должен привлекать детей к активным высказываниям и действиям путем постановки вопросов, собственной заинтересованностью происходящим; вызывая сопереживание, сочувствие, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Главное – не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов природного окружения.
Интерес к ежедневным наблюдениям поддерживается тем, что детям каждый раз предлагается новый объект для непосредственного ознакомления. Наблюдения за растениями, животными, птицами и насекомыми перемежаются знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью – жизнью улицы. Целевые прогулки за пределы участка также способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.

Наблюдения

Наблюдения за живой природой

Наблюдения за растениями

Знакомство с многообразием растительного мира начинается с самого яркого и впечатляющего – с цветов. На протяжении довольно длительного времени (с весны до поздней осени) детей неизменно привлекают их яркие краски, запахи, непрерывная сменяемость видов.
Одуванчик. Как только появляются проталины, дети сразу же замечают первые цветы мать-и-мачехи, одуванчиков. Рассматривают их, вместе со взрослым уточняют цвет, отыскивают самые крупные цветки. Младшим детям понятно сравнение «как солнышко». Прикасаясь ладошкой к соцветию, они учатся новому понятию «пушистый». Старшие проводят пальцами, повторяя за взрослым: «Стебель, цветок».
Бутоны, цветы на клумбе. Воспитатель обращает внимание детей на крупные бутоны. Медленно обходя вокруг клумбы, дети отыскивают другие бутоны, с помощью воспитателя учатся сравнивать: большой – маленький бутон (для малышей), крупный – мелкий (для старших).
Воспитатель рассказывает: «А солнечные лучики стараются, будят. Просыпайся, цветок! Весна пришла, тепло принесла!». Но вот и сюрпризный момент: распустился первый цветок. Теперь все с нетерпением каждый раз спешат к клумбе, чтобы посмотреть, нет ли нового цветка. Теперь уже дети дружно называют окраску, величину первых цветов.
В начале работы воспитатель просит отыскать на клумбе красные цветы, потом желтые. Дети замечают: «А листья у всех зеленые». Вскоре задания усложняются: отыскать 1–2 цветка по названию (тюльпан, нарцисс), отыскать тюльпаны разной расцветки, называя ее.
Помогая старшим детям выделить основные части растения, педагог предлагает им проводить пальцем и называть: «Стебель, листья». По предложению взрослого ребенок обхватывает ладошками головку пиона – не помещается в ладошках. Так дети учатся осознанно употреблять слова «большой», «крупный», «пушистый» цветок. Присев, малыш накрывает рукой анютины глазки и понимает: это мелкие цветы. А резеда? Совсем крохотная, а какая душистая!
Приходит осень, и дети уже могут сравнивать флоксы и ноготки (календулу): высокий цветок или низкий, флоксы разных расцветок. Широкое включение действий обследования способствует становлению умения называть цвет, относительную высоту цветка, его строение.
Ориентировка в окружающей среде (цветы растут на клумбе, поляне, лесной опушке) обогащает словарный запас малышей. Они начинают пользоваться сравнениями («Пахнет, как моя мама!»), расширяются их представления: флоксы – высокие, длинные, с яркими соцветиями разной окраски и неповторимым ароматом.
Каждый сезон дарит свои цветы, и в каждом из сезонов дети могут усвоить и называть 5–7 наименований садовых и полевых (луговых) цветов. Их радует, когда воспитатель ставит в помещении букет; малыши с удовольствием преподносят цветы старшим, находят на клумбе понравившийся цветок.
Овощи, фрукты, ягоды. Во время целевых прогулок к огородным грядкам дети открывают для себя, что одни овощи видны, они красуются на грядках, другие нужно разыскивать в листве. Почему трудно отыскать огурец, решают все вместе. Некоторые овощи сидят глубоко в земле, их вытащить непросто. Стараясь вытащить морковь, дети начинают понимать смысл вовремя сказанной загадки про нее. Начинают различать овощи по характерным признакам формы (морковь продолговатая, луковица круглая, кабачок овальный), цвету и величине. Можно предложить детям обследовать те или иные овощи: погладить (гладкая репа, шероховатый огурец), надавить (твердый), попробовать на вкус. Дети с помощью взрослого решают, какие овощи едят сырыми, какие нужно варить. К такому разговору подготавливает их стихотворение Ю. Тувима «Овощи». Все вместе вспоминают, кто из животных любит грызть морковку, капусту. Младшие дети учатся называть 3–5 овощей, старшие – до 7–8.

Лето в полном разгаре, и мы решили сделать подборку различных «дел», которые можно сделать вместе с ребенком именно летом:

1. Собрать гербарий (листья, цветы). Причем можно сделать классический гербарий,
а также можно сделать фото коллекцию всех цветов и растений, которые видели за лето.
2. Собрать коллекцию камней. Чтобы камни лучше смотрелись, лучше их хранить в емкости с водой. А привезенные камушки можно подписывать и собирать коллекцию из разных стран и городов
А плоские камушки можно красиво раскрасить
3. Если есть дача - можно выделить ребенку небольшую грядку. Посадить горох или морковь. Объяснить, как ухаживать. Как же потом будет здорово есть то, что вырастил сам
4. Устраивать себе время от времени ягодные дни.
5. Изучать бабочек, всяких жучков-паучков, червяков, улиток и гусениц. Сделать свою собственную фото коллекцию насекомых. А маленьких жучков можно рассматривать через лупу.
6. Наблюдать процесс появления головастиков, а затем следить, как постепенно они растут, у них появляются лапки, потом голова лягушонка и в конце концов отваливается хвост и в руках уже сидит маленький лягушонок
7. Понаблюдать за муравьями.А можно, как в детстве, сунуть очищенную от коры палочку и потом облизывать кислинку от муравьев.
8. Посмотреть, как паук вьет паутину
9. Научиться определять стороны света в лесу (по мхам, муравейникам и пр) без компаса
10. Смотреть на капельки росы или дождя на листьях или травинках.
11. С детьми постарше изучать созвездия
12. Посмотреть, как всходит и заходит солнце
13. Посмотреть, как «засыпают» цветы (закрываются цветки)
14. Вечерами слушать, как квакают лягушки, поют соловьи и стрекочут кузнечики
15. Побегать под теплым летним дождем, шлепать по лужам, а потом смотреть на радугу.
16. Если рядом деревня, то там можно найти кур, коров, возможно, овец и коз. Маленьким будет очень интересно посмотреть на домашних животных вживую, а не на картинках. А если повезет, то и посмотреть, как доят корову и, наконец, воочию увидеть откуда же берется молоко
17. Слушать кукушку и считать сколько раз она кукует
18. Повесить на участке кормушку и наблюдать птиц в непосредственной близости. Можно записывать, какие птицы прилетали кормиться. (у нас на даче - 80 км о Москвы, уже который год летом прилетают снегири и едят из нашей кормушки. Я всегда была уверена, что снегирь это исключительно зимняя птица, а на лето они куда-то улетают. А вот последние несколько лет я их наблюдаю все лето и осень у себя на даче)
19. Посадить какие-нибудь цветы (например, подсолнухи) и наблюдать, как появляется росток, потом как он растет, как появляется бутон, как распускается цветок
20. Если есть участок, то можно посадить дерево вместе с ребенком (например, елочку или тую) и это будет именно его дерево. А можно попробовать посадить желудь или каштан и попробовать вырастить дуб или каштан. Зато, если дерево вырастет, лет через 20-30 оно будет реально большое и высокое. И ребенок сможет уже своим детям демонстрировать СВОЕ собственное дерево, которое он посадил в своем детстве.
21. Найти пенек в лесу и считать кольца
22. Ходить на поле и собирать полевые цветы. Плести венки из ромашек или одуванчиков
23. Построить из веток шалаш или сделать домик на дереве (прибить доски - и все готово.)
24. Сходить в поход (водный, пеший, горный…) Или просто переночевать в палатке, даже на собственном участке рядом с домом
25. А можно сходить с ребенком настоящий однодневный поход. По пути на костре (или горелке) вскипятить воду для чая, на огне пожарить хлеб и сосиски. Собирать все. Что попадается интересное под ногами. Для маленького ребенка это будет настоящее БОЛЬШОЕ приключение.
26. Собирать грибы и ягоды
27. Ловить рыбу
28. Вести дневник юного натуралиста (наблюдать за чем угодно - за птицами, насекомыми, растениями)
29. Смотреть, как птицы выводят птенцов
30. Запускать воздушного змея и играть в прочие уличные игры

Лето – это пора отдыха, летних забав, солнца, пляжа. Но даже на отдыхе можно дать ребенку множество полезной и познавательной информации о природе. Это все вокруг нас.

Наблюдаем за солнцем.

Гуляя с малышом, покажите ему солнышко, скажите, что оно светит ярко, стало очень тепло. Поговорите о сезонной одежде. Скажите, что солнышко греет сильнее, поэтому дети не одеваются тепло. Назовите летнюю одежду. Какое солнышко? (развитие речи) – желтое, теплое, яркое, светлое, ласковое. Что оно делает? Светит, греет, освещает и т.д. Люди носят летом солнцезащитные очки. Поговорите, для чего. Чем еще лето отличается от другого времени года? Все зеленое, много цветов. Расскажите стишок про солнышко.

Наблюдаем за облаками.

В облачный день понаблюдайте с ребенком за облаками. Что они делают? Плывут, движутся, летят. Они какие? Мягкие, пушистые, дождевые. Расскажите малышу, что они могут двигаться медленно, а могут и быстро (дует ветер). Иногда облака закрывают солнышко, и становится не так жарко. Рассматривайте облака – на что они похожи, сочините сказку об облачках. Спойте с малышом песенку «Облака, белогривые лошадки».

В пасмурный день понаблюдайте за тучами. Они бывают темные, грозовые, тяжелые. Когда небо покрывается тучами, это говорит о приближении дождя. Расскажите крохе про гром и молнию.

Наблюдаем за ветром.

В ветреный день посмотрите с ребенком на раскачивающиеся деревья. Расскажите малышу, что это дует ветер. Понаблюдайте за тем, как колышется трава, деревья. Возьмите вертушку и подставьте ее под порыв ветра – она будет вертеться. Расскажите ребенку о ветре в разные времена года: зимой дует ледяной ветер. Придумываем еще эпитеты – холодный, зимний и т.д. Летом – теплый, легкий, приятный ветерок. Предложите ребенку подставить лицо для ветра, закрыть глаза. Ветер ласкает щечки, лицо. Вы тоже можете дуть, как ветер. Возьмите перышко, положите его на ладошку и предложите малышу подуть. Между прочим, это отличное упражнение для развития речи.

Наблюдаем за дождем.

Выходя на улицу, когда идет дождь, отметьте, что сегодня погода дождливая, ненастная, пасмурная. Посмотрите на капли дождя – они крупные или мелкие. Обратите внимание ребенка на то, что образуются лужи. В лужи можно побросать камешки, измерить глубину палочкой, пускать кораблики. Прислушайтесь к звукам капающего дождя. Понаблюдайте, как капли стекают по окнам. Расскажите малышу о том, как дождь поливает все растения и они растут. Сравните сухую землю и мокрую, сухой асфальт светлый, а мокрый темный. После дождя все мокрое – и земля, и листья. Капли блестят на солнышке. У нас с сыном это «Капитошки». Мы любим их стряхивать с деревьев, трогать пальчиками.

Наблюдаем за грозой.

Пронаблюдайте за грозой и ее приближением. Перед грозой небо закрывают тяжелые тучи, поднимается сильный порывистый ветер. Ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, стараясь укрыться. Вспыхивает молния, гремит гром.

Наблюдаем за радугой.

Расскажите ребенку, что после дождя бывает радуга. Расскажите о цветах радуги, нарисуйте с малышом радугу. Обратите внимание крохи, что она постепенно появляется и постепенно исчезает.

Наблюдаем за деревьями.

Гуляя с ребенком, показывайте ему различные деревья, называйте их. Предложите потрогать кору – она шершавая (для тактильных ощущений). Расскажите о том, как меняют свой внешний вид деревья в разные времена года. Сейчас они зеленые, на них много листьев. У каждого дерева свои листья, непохожие на другие. Посмотрите на хвойные деревья. У ели, сосны есть не листья, а иголочки. Они зеленые и летом и зимой. Научите ребенка бережно относиться к деревьям – они очищают воздух.

Наблюдаем за цветами.

Рассматривайте цветы. Говорите об их цвете, размере. Предложите ребенку понюхать цветок. Расскажите строение цветка. Называйте цветы – ромашка, одуванчик, пион и т.д. Цветы бывают комнатные, садовые и полевые. Рассмотрите, чем они отличаются. Предложите ребенку отгадать .

Наблюдаем за водой.

Все дети любят играть с водой. И это замечательно! не только развивают кроху, но и снимают стресс. Расскажите ребенку, что вода бывает жидкая и твердая (лед). Вода может иметь разную температуру: теплая, если нагрелась на солнышке или на печке, прохладная, если положить в холодильник. Какая вода? Жидкая, прозрачная, льющаяся. Определите, какие предметы тонут в воде, а какие нет. Обратите внимание, что летом люди купаются в море. Почему?

Наблюдаем за животными и насекомыми.

Познакомьте малыша с животными, встречающимися вам и насекомыми. Расскажите о том, где они живут, что едят. Понаблюдайте за поведением животных. Обращайте внимание на внешний вид – у одних шерсть, у других – перья. Одни ползают, другие летают, третьи ходят.

Все перечислить невозможно, но главное, говорите и показывайте ребенку все, что видите, слышите и чувствуете сами.

Прогулки и наблюдения в летний период.

Замечательным отдыхом в летний период, а также способом познания окружающего мира и себя в нём, станут для детей прогулки–походы, экскурсии, целевые прогулки. Естественные природные условия подарят дошкольникам массу впечатлений и будут способствовать совершенствованию движения. Каждой прогулке-походу, целевой прогулке и экскурсии предшествует предварительная работа с дошкольниками.

Наблюдения за живой природой.

1. Наблюдения за растениями.
На деревьях и кустарниках – пышная и зелёная листва. Дети рассматривают листья различных деревьев, отмечают, что они разные по форме, размеру; различают и называют кусты и деревья. На лугах, опушках лесов, парках, садах – множество различных цветов. Луговые цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик. Садовые: пион, флокс, гладиолус, настурция, роза, астра, георгин. В лесу много ягод (съедобные – земляника, черника, малина, голубика; ядовитые – волчье лыко, вороний глаз, паслён, бузина) и грибов (съедобные и несъедобные). Люди заготавливают сено, собирают урожай овощей, фруктов и ягод. Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений детей о растениях. Можно рассказать о целебных свойствах знакомых растений, из которых получают настой, чай, сироп, масло, порошок. Некоторые целебные травы можно посадить на участке, организовав фитоогород или фитогрядку.
Формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.

2. Наблюдения за животными.
Животные заботятся о детёнышах, учат добывать пищу, прятаться от врагов. Взрослому нужно объяснить детям, что у птиц и зверей наступает ответственная пора – выхаживание потомства. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют. Следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.

3. Наблюдения за птицами.
Обращают внимание на то, как быстро летают птицы, отлавливая насекомых, отмечают как часто прилетают они к гнезду с кормом для птенцов. Птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. Можно предложить найти доказательство полезности птиц (посмотреть кору деревьев, поискать гнездо птицы, подумать и сказать, как и чем она кормит птенцов). Обследуя деревья, дети встретятся со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Дети сами сделают вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет». Надо предупредить ребенка, что гнёзда птиц трогать нельзя, иначе они перестанут жить в них.

4. Наблюдения за насекомыми.
Появляется много насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, муравей, муха, жук, комар, стрекоза. Бабочка, мотылек, любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тел с помощью лупы. Любуясь вместе с ребенком бабочками, взрослый может рассказать ему, почему крылья бабочек имею разную окраску. Оказывается, она помогает насекомым скрываться от врагов. У бабочки павлиний глаз на крыльях большие пятна (глаза). Когда подлетает птица, бабочка раскрывает крылья, чем пугает птицу. Зелёного кузнечика трудно заметить на зелёной траве, однако его хорошо слышно издалека. Чем же он «поёт»? На правом надкрылье у него находится специальная перепонка. А на левом – толстая жилка с мелкими зубчиками. Когда левое надкрылье трётся о правое, получается стрекочущий звук. Предложить послушать стрекотание кузнечика, понаблюдать, как скачет и прячется в траве. Вызвать у доброе отношение к этому безобидному существу. Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться и оберегать живые существа, не причинять им вред. Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» - мухи, осы. Однако в природе нет ничего лишнего. Объясните ребенку, что мухи уничтожают гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу, поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух. Необходимо формировать бережное отношение к насекомым.

Наблюдения за неживой природой.

1. Сезонные и погодные явления.
Солнце светит ярко. Дожди редкие, тёплые, иногда – ливневые, с молнией, громом и градом. Учите ребенка не бояться грозы, но соблюдать осторожность, не прятаться под высокими деревьями во время грозы. Интересно наблюдать утреннюю и вечернюю росу, туман, объяснять причину их образования. В начале лета бывает прохладно, погода часто меняется. С середины июня становится жарко. Прослушивание стихов способствует красочному восприятию и подводит ребенка к понятию - лето красное. Показать яркое сезонное явление - радугу. Середина лета наступает в июле, с момента цветения липы. Июль – самый жаркий месяц года, часто бываю ливни, грозы. В водоёме тёплая вода, можно купаться. В августе происходит спад лета. Дни стоят тёплые, но солнце уже не печёт так сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы. Вода в водоёмах остывает.

2. Вода, песок, глина, камешки, ракушки.
Даются ребенку под контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов уточняются, углубляются и закрепляются в процессе наблюдений и самостоятельной деятельности. Самыми актуальными и любимыми играми в летний период являются игры с водой и песком.

3. Наблюдения за жизнью улицы.
Отметить, что на улицах можно увидеть поливальные машины, много машин легковых и грузовых. Отметить, что надо быть осторожным. Еще раз поговорить о светофоре.
Раскрывая признаки неживого (не растёт, не живёт, не дышит).