Нужно ли идти на исповедь натощак. Таинство исповеди: как и когда нужно исповедаться

Наверное, сейчас трудно найти человека, который бы ничего не слышал об исповеди. Даже те, у кого нет привычки ходить в храм, имеют какое-то представление об этом действии. Тем не менее необходимо знать твердо, что же такое исповедь.

Что есть исповедь?

Исповедь - это церковное таинство, то есть тайна. Почему тайна? Прежде всего, потому, что тайным и непостижимым образом для нас происходит очищение наших грехов. Все те поступки, которые расходятся с заповедями, данными нам Богом, которые мы совершили после крещения, смываются с души, и она становится вновь чистой и безгрешной. Конечно же, вряд ли все грехи возможно вспомнить на одной исповеди, поэтому желательно исповедоваться регулярно.

Как исповедоваться в первый раз

Первая исповедь подобна первому свиданию, настолько она таинственна и трудно предсказуема. У большинства людей, которые не являются активными прихожанами церкви, возникает один и тот же вопрос: "Как же подступать к этому таинству в первый раз?" Действительно, первая исповедь пугает людей, они не знают, как она пройдет, чего от нее ждать. Существует много книг и небольших брошюр о том, как исповедоваться в первый раз, где все очень подробно описано. Тем не менее стоит остановиться поподробнее на этом таинстве.

Прежде всего, не стоит пугаться этого действия. Священник - это в первую очередь человек, который действует не от своего имени, а от имени Бога. А Бог есть любовь, как говорит нам Священное Писание, поэтому не стоит ждать, что кто-то вас будет ругать или осуждать. Наоборот, священник прекрасно поймет ваше состояние, тем более увидит, что это ваше первое участие в этом таинстве. Чаще всего священнослужители доброжелательны и немногословны. Они никогда не выскажут своего личного отношения к человеку и его поступкам. Так их учили, и это правильно. Кроме этого, наверное, каждый батюшка помнит и свою первую исповедь, вот почему бояться не стоит.

Не стоит бояться спрашивать у опытных прихожан о том, как исповедоваться в первый раз. В основном люди охотно подсказывают, как это делать, что говорить и даже как молиться. Особенно хорошо, если такие прихожане найдутся из числа знакомых, тогда в этом случае они ответят на все вопросы, которые мучают вас, а главное, на тот самый, пугающий: "Как исповедоваться в первый раз?" Ну а основным моментам мы прямо сейчас уделим внимание.

Как исповедоваться батюшке - основные моменты

Исповедь обычно проходит во время или после службы сбоку от аналоя, который представляет собой деревянную подставку под крест или Евангелие. Обычно выстраивается очередь людей из желающих исповедоваться. Каждая такая беседа не длится долго, ведь очень часто людей много, а батюшка только один.

Перед тем как идти к батюшке, обычно складывают руки на груди крест-накрест и кланяются тому, кто стоит позади, тем самым прося его милости и разрешения пройти впереди него. После этого нужно пройти за аналой, к священнику. Батюшка никогда не показывает своих эмоций, говорит вполголоса и очень мало. Вопрос о том, как исповедоваться, что говорить, можно задать и ему, и он непременно ответит, но лучше будет заранее подготовится к этому разговору.

Многие предпочитают ничего не говорить, а доверить бумаге свои грехи. Так тоже можно, это не возбраняется. Батюшка в таком случае сам прочитает записку, а потому прочитает разрешительную молитву. Однако лучше проговаривать свои грехи. После исповедания священник покрывает человека епитрахилью, представляющей собой длинный желтый фартук, и читает молитву, которая и обладает очистительным действием.

Состав исповеди: что говорить

Чтобы знать, как исповедоваться, что говорить, можно приобрести соответствующую литературу в церковных лавках. Там все очень подробно расписано.

Некоторые люди начинают жаловаться на жизнь, на окружающих в процессе исповеди. Конечно же, это неправильно. Нужно говорить лишь о себе. Желательно исповедоваться согласно порядку, приведенному в книгах по подготовке. Там написано, как исповедоваться и причащаться.

Таинство причастия

Причастие - это еще одно из таинств церкви. Оно происходит после исповеди, причем учувствуют в нем только те люди, которые исповедовались. Причастие - это не менее загадочное и таинственное явление в церкви. Во время него люди становятся частью Бога посредством того, что они вкушают хлеб и вино, которые были освящены в алтаре до причастия.

К причастию допускаются лишь те, кто исповедовался накануне, и малыши до семи лет. С семи лет дети, как и взрослые, должны тоже приходить на исповедь.

Иногда священник не допускает до причастия, когда видит, что человек не понимает смысла таинств, путается или не считает, что ему следует каяться. Также редко бывает, что он накладывает епитимью, что является формой наказания. Однако, как правило, епитимьи не бывают очень строгими, как для монахов или священников. Поэтому не стоит их бояться, а нужно лишь послушно выполнить то, что скажет батюшка.

После нескольких случаев участия в церковных таинствах вопрос о том, как исповедоваться и причащаться, уже не будет стоять так остро, ведь все станет уже знакомым и привычным, и вы сможете даже консультировать других людей, первый раз переступивших порог храма.

Детская исповедь

Как было сказано выше, дети приступают к исповеди, начиная с 7 лет. До этого считается, что они безгрешны и не нуждаются в этом таинстве. Следовательно, они могут причащаться, не исповедуясь.

Многие родители сталкиваются с вопросом о том, как исповедоваться детям. В первый раз сложно и страшно даже взрослым, а ребенок есть ребенок. У него абсолютно другое восприятие мира, другое представление о грехах. Поэтому не стоит ему навязывать свои пожелания относительно исповеди. Ребенок должен сам своими словами сформулировать те мысли и поступки, которые, по его мнению, являются греховными. Священник в случае неправильного понимания малышом исповеди научит и объяснит ему, как нужно исповедоваться и рассказывать о своих грехах.

Исповедь в пост

Пост является временем особого покаяния для православных христиан. В это время люди воздерживаются от обильной пищи, в том числе от мясных и молочных продуктов. Этим самым они приучают себя к воздержанию, что особенно необходимо для совершенствования души.

Исповедь в пост очень желательна, ведь очищать нужно не только тело, но и душу. Вопрос о том, как исповедоваться в пост, не должен вызывать недоумений. Исповедь происходит точно так же, как и в другие, непостные, дни. Не существует каких-либо различий. Наоборот, исповедь в пост проходит даже легче. Дело в том, что перед любой исповедью желательно поститься, а во время поста такая дополнительная подготовка не требуется, потому что человек уже будет готов к таинству. Исповедь во время поста - это его итог, завершение, вот почему не стоит пренебрегать ею.

Как часто ходить на исповедь?

Нужно ли ходить на исповедь каждую неделю? Или раз в месяц? Этот вопрос задают себе все, кто только начинает посещать храм, и те, кто уже давно является его прихожанами. На самом деле не существует единого правила относительно частоты исповедания, все зависит от желания человека, от его внутреннего состояния. Желательно все-таки исповедоваться не реже 1 раза в год, а остальное - по желанию и необходимости.

Исповедь оставляет яркие воспоминания в душе каждого человека. Наверное, каждый помнит свою первую исповедь. Многие называют ее «душевной баней», и в этом есть своя логика. Душа облегчается от тяжести накрывших ее грехов и страстей, а это немаловажно!

Многие люди не знают и не умеют правильно готовиться к исповеди и исповедываться. Ходят, годами ходят на исповедь и Причастие, а всё никак не меняются, и в жизни у них всё по прежнему, никаких перемен к лучшему: как ругались муж с женой – так и продолжают ругаться и ссориться. Как пил муж – так и продолжает пить и гулять, изменять своей жене. Как не было денег в доме – так и нет. Как были дети непослушны – так они еще грубей и наглей стали и перестали учиться. Как был человек одиноким в жизни, без семьи и детей – так и по прежнему остается одиноким. А причины этому такие: либо человек не кается в своих грехах и живёт греховной жизнью, либо он не умеет каяться, не знает и не видит своих грехов, да и молиться по настоящему не умеет, либо человек хитрит перед Богом и обманывает Его, не считает себя грешником, скрывает грехи или считает свои грехи маленькими, незначительными, оправдывает себя, перекладывает свою вину на других людей или кается и опять с легким сердцем и желанием совершает грехи, не хочет расстаться со своими дурными привычками.

Например, покаялся человек в пьянстве, в курении и в сквернословии и снова, только вышел из Церкви и опять закурил, начал материться, а вечером напился. Как может Бог принять такое ЛЖИВОЕ Покаяние и простить человека, и начать ему помогать?! Вот потому у таких людей ничего и не меняется в жизни к лучшему, и сами они не становятся добрее и честнее!

Покаяние – это удивительный ДАР человеку от Бога, и его надо - ЗАСЛУЖИТЬ, а заслужить этот дар можно только - ДОБРЫМИ делами и честным признанием перед собой, и перед Богом всех грехов, своих худых дел и поступков, своих недостатков характера и дурных привычек и большим желанием от всего этого дурного - ИЗБАВИТЬСЯ и самому исправиться, и СТАТЬ хорошим человеком.

Поэтому, перед тем, как пойти на исповедь, ЗНАЙТЕ, что если вы не будете каждый день - молиться и ПРОСИТЬ Бога, чтобы Он вам РАЗРЕШИЛ - ПРИЙТИ на Исповедь – то Исповеди может - не быть. Если Бог вам - НЕ ДАСТ дороги в церковь – то на исповедь вы - НЕ ПОПАДЕТЕ! А дорогой молитесь, чтобы Бог на исповеди - ПРОСТИЛ все ваши грехи.

Не надейтесь сами на себя, что вы по своему желанию, можете спокойно дойти до Церкви – можете и НЕ ДОЙТИ и так очень часто бывает, потому что диавол люто ненавидит тех людей, которые собрались идти на исповедь и начинает им всячески МЕШАТЬ. Вот почему мы должны уже за неделю, а то и за две, как вы задумали сходить на исповедь, каждый день просить Бога и Богородицу о помощи вам, чтобы Бог - ДАЛ вам ЗДОРОВЬЕ, силы и дорогу для того, чтобы вы сходили в церковь..

Иначе обычно бывает так, собрался человек на исповедь, и вдруг, то человек ЗАБОЛЕЕТ, то вдруг упадёт и ногу или руку ВЫВИХНЕТ, то расстройство живота, то кто-то дома сильно из близких вам людей заболеет – вот и НЕ СМОГ человек сходить на Исповедь. Или бывает неприятности начинаются и на работе и дома, либо случится несчастный случай, либо дома накануне произойдет крупная ссора или вы совершите новый тяжкий грех. Бывает мужчина собрался на исповедь, а к нему приходят гости и предлагают выпить вина и водки, он так напивается, что не может утром встать, и опять человек - НЕ СМОГ СХОДИТЬ на Исповедь. Всё бывает, потому что диавол, узнав о том, что человек собрался на исповедь – начинает делать всё для того, чтобы человек никогда - не смог сходить на исповедь даже и думать об этом ПОЗАБЫЛ! Помните об этом!

Когда человек - ГОТОВИТСЯ к Исповеди, то самое ГЛАВНОЕ, о чём он должен честно спросить самого себя: «На - ПЕРВОМ ли месте в жизни у меня Бог?» Только с этого начинается настоящее Покаяние!

Может быть, не Бог у меня на первом месте, а что-то другое, например – Богатство, личное благополучие, приобретение имущества, работа и успешная карьера, секс, развлечения и удовольствия, одежда, курение, стремление обращать на себя внимание и желание славы, известности, получать похвалы, проводить время в беспечности, в чтении пустых книг, у телевизора.

Может быть из-за ЗАБОТ о своей семье и МНОЖЕСТВА домашних дел – мне всегда НЕКОГДА и потому я - ЗАБЫВАЮ о Боге и не угождаю Ему. Может быть искусство, занятия спортом, наука или какое-либо хобби, увлечение – занимают у меня первое место?

Может быть какая-либо страсть – сребролюбие, чревоугодие, пьянство, сексуальная похоть – ЗАВЛАДЕЛИ моим сердцем, и все мои думы и желания только об этом? Не делаю ли я сам из себя «Кумира» по своей гордости и эгоизму? Если это так, то значит, я СЛУЖУ своему «Кумиру», своему идолу, он у меня на первом месте, а не Бог. Так можно и нужно проверять себя готовясь к исповеди.

Необходимо накануне обязательно сходить на вечернюю службу. Перед Причастием, если человек никогда не исповедывался и не соблюдал пост, необходимо соблюдать пост в течении 7 дней. Если человек соблюдает постные дни среду и пятницу, то ему достаточно соблюсти пост два – три дня, но пост только для здоровых людей. Дома обязательно готовятся к исповеди и Причастию, если есть молитвослов, то читают: Покаянный канон к Иисусу Христу и к Божией Матери, или просто канон к Богородице «Многими содержим Напастьми», читают канон к Ангелу Хранителю, и если будут причащаться то «Последование ко Причастию». Если нет молитвослова, то нужно прочитать 500 раз Иисусову молитву и 100 раз «Богородице, Дево радуйся», но это как исключение. Потом берут листок чистой бумаги и подробно на нем пишут все свои грехи, иначе вы просто многие грехи Забудете, бесы не дадут вам Памяти их вспомнить, вот для чего люди Записывают свои грехи на листки бумаги, которые после исповеди нужно Осторожно и аккуратно сжечь Этот листок с грехами вы либо отдадите на исповеди священнику, который будет вас исповедовать, либо сами вслух прочитаете священнику все записанные на листке грехи.

С 12 часов ночи ничего не едят и не пьют, утром встали, помолились и пошли в храм и всю дорогу - нужно усиленно МОЛИТЬСЯ про себя и просить Господа, чтобы Бог - ПРОСТИЛ ваши грехи. В церкви встали в очередь и молча про себя - ПРОДОЛЖАЕМ Молиться Богу, чтобы Бог простил нас и избавил нас от наших грехов и дурных привычек. Когда стоите в церкви и ждете своей очереди на исповедь - нельзя думать о постороннем, нельзя смотреть праздно по сторонам и не вздумайте разговаривать о чем-либо с рядом стоящими людьми. Иначе Бог не примет ваше покаяние, а это беда! Вы должны стоять и молчать, и всем сердцем умолять Бога, чтобы Он помиловал вас и простил вам грехи и дал вам силы, чтобы не совершать вновь эти же грехи, вы должны оплакивать перед Богом, что вы столько много совершили грехов, столько сделали зла и дурных поступков, и многих обидели и осудили людей. Только в этом случае Бог вас может простить, не священник, а Господь, который видит ваше Покаяние – какое оно искреннее или лживое! Когда священник станет читать разрешительную молитву о разрешении ваших грехов – вы в это время усиленно помолитесь Богу про себя, чтобы Бог вас простил и дал силы жить честно, по Законам Божиим и не грешить.

Многие люди стоя в очереди на исповедь - РАЗГОВАРИВАЮТ с друг другом, смотрят по беспечно сторонам – разве Бог может принять такое Покаяние? Кому такое Покаяние вообще нужно, если люди даже не задумываются и не понимают - на какое Великое и страшное Таинство они пришли? Что сейчас – РЕШАЕТСЯ их СУДЬБА!

Поэтому все такие люди, которые ВЕДУТ разговоры в очереди на исповедь и не молятся усиленно Богу о прощении своих грехов – НАПРАСНО ПРИШЛИ на исповедь! Господь – таких людей – НЕ ПРОЩАЕТ и их лицемерное Покаяние – НЕ ПРИНИМАЕТ!

Ведь, если Бог прощает человека, ПРОЩАЕТ ему его грехи, то у человека к Лучшему меняется его жизнь и судьба – ИЗМЕНЯЕТСЯ сам человек - СТАНОВИТСЯ добрым, спокойным, терпеливым и честным человеком, люди - ВЫЗДОРАВЛИВАЛИ от тяжелых и часто неизлечимых смертельных болезней. Люди избавлялись от своих дурных привычек и страстей.

Многие горькие пьяницы и наркоманы после Настоящей исповеди - ПРЕКРАЩАЛИ ПИТЬ и принимать наркотики – становились НОРМАЛЬНЫМИ людьми!

У людей НАЛАЖИВАЛИСЬ семейные отношения, восстанавливались семьи, ИСПРАВЛЯЛИСЬ - дети, люди - находили хорошую работу, а одинокие люди - СОЗДАВАЛИ семьи – вот что означает Настоящее Покаяние человека!

После Исповеди нужно ПОБЛАГОДАРИТЬ Бога сделать земной поклон, и поставить в благодарность свечку, и стараться БЕРЕЧЬСЯ от грехов, стараться их не совершать.

ПЕРЕЧЕНЬ ГРЕХОВ. Кто не считает себя Грешником – того Бог не слышит!
По этому перечню грехов человека – нужно готовиться к Исповеди.
___________________________________

Веруешь ли Богу? Не сомневаешься ли? Носишь ли крест на груди? Не стыдишься ли носить крест, ходить в церковь, креститься на людях? Не творишь ли небрежно Крестное Знамение? Не нарушаешь ли данных тобой обетов Богу и обещаний людям? Не скрываешь ли грехи на исповеди, не обманывал ли священников? Знаешь ли все Законы и Заповеди Божии, читаешь ли Библию, Евангелие, и жития святых? Не оправдываешь ли себя на исповеди? Не осуждаешь ли священников и Церковь? Ходишь ли в церковь в воскресенье? Не осквернял ли святыни? Не хулишь ли Бога?

Не ропщешь ли? Соблюдаешь ли посты? Несешь ли терпеливо свой крест, скорби и болезни? Воспитываешь ли детей по Законам Божиим? Не подаешь ли своим детям и чужим дурной пример? Молишься ли за них? Молишься ли за свою страну, за свой народ, за свой город, село, за родных, близких, за своих друзей…(живых и усопших)? Не молишься ли кое-как, торопливо и небрежно? Находясь в лоне Православной церкви, не обращался ли к иным религиям и сектам? Защищал ли Православную веру и Церковь перед сектантами и еретиками? Не опаздывал ли в церковь на службу и не уходил ли без уважительной причины со службы? Не разговаривал ли в храме? Не грешил ли самооправданием и умалением своих грехов? Не рассказывал ли другим людям чужих грехов?

Не соблазнял ли людей на грех подавая им дурной пример? Не злорадствуешь ли над чужою бедой, не радуешься ли несчастьям и неудачам других людей? Не считаешь ли себя лучше других? Не согрешал ли тщеславием? Не согрешал ли эгоизмом? Не согрешал ли равнодушием к людям и к своей работе, к своим обязанностям. Не исполнял ли формально и плохо свою работу. Не обманывал ли начальство? Не завидуешь ли людям? Не грешишь ли унынием?

Почитаешь ли, уважаешь ли и слушаешься ли своих родителей? Относишься ли уважительно к людям, которые старше тебя? Не обижал ли своих родителей, не ругался ли с ними, не кричал ли на них? Почитаешь и слушаешься ли своего мужа, признаешь ли его хозяином в своей семье? Не перечишь ли мужу, не кричишь ли на него? Подаешь ли нищим, убогим от избытка своего? Навещаешь ли больных в больницах и на дому? Помогаешь ли ближнему? Не осуждал ли нищих и бедных людей, не брезговал ли ими?

Не женились ли, не выходили ли замуж без любви по расчету? Не совершил ли неправедный развод (отказ от брака)? Не убиваешь ли во чреве младенца (аборты или иные средства)? Не даешь ли таких советов? Благословлен ли Богом твой брак (совершено ли таинство венчания)? Не ревнуешь ли мужа или жену? Не занимался ли сексуальными извращениями? Не изменяешь ли мужу (жене)? Не занимался ли блудом и не соблазнял ли на этот грех других людей? Не занимался ли онанизмом и извращениями в сексе?

Не упиваешься ли вином? Не спаивал ли кого? Не куришь ли табак? Не имеешь ли каких вредных привычек? Не устраиваешь ли поминки с вином, не поминаешь ли вином умерших людей? Не давал ли своего согласия на то, чтобы тела ваших умерших родных и близких сжигали в крематории, вместо того, чтобы их хоронить погребением в земле? Не проклинаешь ли детей, близких или ближних своих? Не обзываешь ли кого? Имеешь ли страх Божий? Не укоряешь ли кого? Не делаешь ли добрых дел на показ или для того, чтобы тебя похвалили или с расчетом на выгоду? Не болтлив ли? Не брезгуешь ли чем?

Не совершил ли убийство? Не делал ли чего кому-то на зло? Не издевался ли над слабым и беспомощным? Не враждуешь ли с людьми? Не споришь ли, не пререкаешься ли с кем? Не материшься ли? Не подговаривал ли кого на совершение злого дела? Не ссоришься ли с кем? Не угрожал ли кому? Не раздражаешься ли? Не оскорбляешь и не унижаешь ли кого? Не обижаешь ли кого? Не желаешь ли смерти себе и людям? Любишь ли ближнего своего как самого себя? Любишь ли врагов своих? Не насмехаешься ли над людьми? Не отвечаешь ли злом за зло, не мстишь ли? Молишься ли за нападающих и гонящих тебя? Не кричишь ли на людей? Не гневаешься ли напрасно? Не грешил ли нетерпеливостью и спешкой?

Не любопытствуешь ли? Не убивал ли напрасно скота, птиц, насекомых? Не захламлял ли и не загрязнял ли лес, озера и реки? Не осуждаешь ли ближнего? Не обвиняешь ли кого? Не презираешь ли кого?)? Не притворяешься ли? Не лукавишь ли? Не доносишь ли на кого? Не согрешал ли человекоугодничеством и подхалимством?

Не угождал ли начальству, не прислуживал ли, не занимался ли подхалимажем? Не празднословишь ли (пустые разговоры)? Не распевал ли непристойных песен? Не рассказывал ли непристойные анекдоты? Не лжесвидетельствовал ли? Не клеветал ли на людей? Не имеешь ли пристрастия к еде, лакомствам? Не имеешь ли пристрастия к роскоши и вещам? Не любишь ли почести и похвалу? Не советовал ли ты людям чего дурного и порочного? Не осмеивал ли ты чьего целомудрия или стыдливости, или их послушания родителям и старшим, или их добросовестности по работе, по службе или в учебе.

Не смотрел ли непристойные порнографические изображения в газетах и журналах? Не смотрел ли эротические и порнографические фильмы и видеофильмы, не смотрел ли эротические и порнографические сайты в интернете? Не смотришь ли фильмы ужасы и кровавые боевики? Не читаешь ли непристойные развратные порнографические журналы, газеты и книги? Не обольщаешь ли кого непристойным соблазнительным поведением и одеждой?

Не занимаешься ли колдовством, спиритизмом? Не читаешь ли магию и книги по экстрасенсорике? Не веришь ли в приметы, астрологию и гороскопы? Не увлекался ли буддизмом и сектой Рериха? Не верил ли ты в переселение душ и закон реикарнации? Не привораживаешь ли кого? Не гадаешь ли на картах, по руке или еще как? Не занимался ли йогой? Не хвалишься ли? Не думал ли и не хотел ли покончить свою жизнь самоубийством?

Не берешь ли чего казенного? Не крадешь ли? Не утаиваешь ли, не присваиваешь ли чужих, найденных вещей? Не согрешал ли приписками? Не живешь ли чужим трудом, пребывая в лености? Бережешь ли и ценишь ли чужой труд, время свое и чужое? Не наживался ли обманом на чужом труде платя маленькую зарплату? Не занимался ли спекуляцией? Не скупал ли за дешево ценные и дорогие вещи, пользуясь нуждой людей? Не покалечил ли кого? Не обмериваешь ли, не обвешиваешь ли, не обсчитываешь ли при торговле? Не продавал ли испорченный и негодный товар? Не занимался ли вымогательством и не принуждал ли людей давать взятки? Не обманываешь ли людей словом, делом? Не берешь ли и не даешь ли взятки? Не покупал ли краденного? Не покрывал ли воров, преступников, насильников, бандитов, наркоторговцев и убийц? Не употребляешь ли наркотики? Не торговал ли самогоном, водкой и наркотиками и порнографическими журналами, газетами и видеофильмами?

Не подсматриваешь ли, не подслушиваешь ли? Оплачивали ли услуги и труд помогающих вам людей? Не берешь ли, не пользуешься ли вещами, не носишь ли одежду и обувь без разрешения владельца? Оплачиваешь ли проезд в метро, в автобусах, троллейбусах, трамваях, электричках и т. д? Не слушаешь ли рок-музыку? Не играешь ли в карты и другие азартные игры? Не играешь ли в казино и на игровых автоматах? Не играешь ли в компьютерные игры и не ходишь ли в игровые компьютерные салоны?

Вот перед вами ПЕРЕЧЕНЬ грехов, в нём перечислены большинство грехов. Они в виде вопросов. Подготовиться к Исповеди можно - по этому Перечню.

Берете большой чистый лист бумаги и начинаете записывать совершенные вами грехи. Потом вы по Перечню грехов читаете по порядку все перечисленные грехи и отвечаете на эти вопросы о грехах, но только на те грехи, которые вы совершили и пишите примерно так: “Согрешил: пьянствовал, пропивал деньги, не берег покой своих ближних. Ругался, сквернословил, обижал своих ближних, лгал, обманывал людей - каюсь, и т. д”. Вот примерно так и пишите свои грехи. Если конечно есть что-то серьезное, то нужно описать свой грех поподробней. Те грехи, которые вы прочитали в перечне и вы их не совершали – вы пропускаете и честно пишите только те грехи, которые вы сделали. Если вы идете на исповедь первый раз, то скажите об этом священнику. Скажите ему, что готовились к исповеди по перечню грехов и исповедуйтесь. У вас может получиться несколько листов бумаги с написанными грехами – это нормально, только – пишите свои грехи четко и понятно, чтобы их мог прочитать священник.

Лучше, конечно самому - ПРОЧИТАТЬ свои грехи Вслух батюшке. Если будете читать вслух свои грехи – то НЕ ЧИТАЙТЕ их равнодушно, скороговоркой, а лучше как бы сами – ПЕРЕСКАЗЫВАЙТЕ своими словами грехи, иногда заглядывая в листок с записанными грехами – Вините себя, Не оправдывайте, переживайте в этот момент за свои грехи – Стыдитесь их – тогда Бог вам - простит грехи. Только тогда и толк - будет от Исповеди и польза - большая.

Главное, после Исповеди человек - НЕ ДОЛЖЕН возвращаться своим прежним грехам и Дурным привычкам.

После исповеди поблагодарите Бога. Перед тем, как причащаться, когда выносят Святые Дары - сделайте три земных поклона и потом с молитвой «Господи, благослови мне недостойному Принять Святые Тайны и сберечь Дар Твой Благодатный» - принимайте Причастие.

После того как Причастились, остановитесь, обратитесь к алтарю церкви и от всей души, с поясным поклоном - опять возблагодарите Господа, Божию Матерь и своего Ангела Хранителя, за то, что они вам даровали столь Великую милость и попросите Бога, чтобы вам бережно сохранить дар Причастия. Придя домой обязательно стоя прочитайте благодарственные молитвы после принятия Причастия и прочитайте Три главы из Евангелия.

Причастие Святых Тайн – Это великая Тайна и самое сильное лекарство для души человека и для исцеления всяких болезней, в том числе и тяжких, которые не поддаются никакому лечению. Только после честной и искренней исповеди – причащение Тела и Крови Христа оживотворяет человека, исцеляет болезни, дает душе человека Мир и Покой, даёт прибавление физических сил и энергии организму.

Отрывок из Православной книги «Секреты семейного счастья». Черепанов Владимир.

Вы задумываетесь о том, чтобы пойти на исповедь, но еще не решились это сделать? Вас смущает, что вы не знаете, как правильно подготовиться к этому? С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ

Исповедь – таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно. Далее перейдем непосредственно к советам по подготовке к исповеди.

1. Осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаёте, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех - это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании - Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди - знаменитые Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя ». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.

2. Не использовать «списки грехов». Последнее время среди верующих (как говорят, «воцерковленных», то есть более знакомых с церковной традицией, а на практике - и с околоцерковными суевериями) распространены разного рода «списки грехов». Подготовке к исповеди они скорее вредят, потому что очень успешно помогают превратить исповедь в формальное перечисление «того-что-является-грехом». На самом деле исповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Кроме того, среди «перечней грехов» встречаются и вовсе курьезные образцы, так что брошюры подобного рода лучше вообще не рассматривать всерьез.

Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов , которые часто не осознаются таковыми. Пример такой памятки:

а. Грехи против Господа Бога:

— неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;

— вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);

— творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

— обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. - попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

б. Грехи против ближнего:

— пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);

— осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься », - говорит Господь);

— блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

— аборт - лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.

— присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;

— ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.

Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.

3. Говорить только о грехах, причем собственных. Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех - это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.

4. Не выдумывать особого языка. Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.

Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

5. Говорить о серьезном, а не мелочах. Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: «рыбку в постный день съела» и «вышивала в праздник».

Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего - члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.

6. Начать менять жизнь еще до исповеди. Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально - «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог - не прокурор, а исповедь - не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить?

Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.

7. Быть в мире со всеми. «Прощайте, и прощены будете », - говорит Господь. - «Каким судом судите, таким будете судимы ». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

Несколько практических рекомендаций. Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях - и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период - по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу - в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.

Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких.

Во время исповеди священник может назначить вам епитимию : воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие - два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению.

Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди - слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.

КАК подГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ

Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови Христа Владыки.

Православному христианину желающему приступить к святому Таинству Причащения надлежит помнить, что для того, чтобы Причастие Господу не было «в суд и осуждение» христианину необходимо выполнить ряд сущностных и дисциплинарных условий. Дисциплинарные условия не являются строго обязательными, и в случае экстраординарных обстоятельств (например, при тяжкой болезни человека или предсмертного его состояния) не исполняются. Однако, православным христианам следует помнить, что выработке этих дисциплинарных условий послужил большой опыт жизни Церкви, и, поэтому, в обычных обстоятельствах эта внешняя подготовка (пребывание на богослужении, пост, домашняя молитва и т.д.) также является обязательной.

1. Осознание смысла. Человек должен совершенно точно осознавать, куда и зачем он пришел. Он пришел, чтобы вступить в Богообщение, стать причастником Божества, соединиться со Христом, вкусить вечерю Господню для своего освящения и очищения от грехов, а не исполнить религиозный обряд, «попить компотика» или поужинать. Апостол Павел говорит об этом так: «Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю » (1Кор. 11:20-22).

2. Искреннее желание. Человек должен иметь совершенно искреннее желание соединиться со Христом. Этому желанию должно быть чуждо всякое лицемерие, и оно должно быть соединено со Страхом Божьим: «Начало мудрости - страх Господень » (Притч. 9:10). Человек должен помнить, что тот «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней » (1Кор. 11:27).

3. Душевный мир. Человек, подходящий к Чаше, должен иметь душевный мир, то есть состояние, чуждое злобе, вражде или ненависти против кого-либо. В таком состоянии для верующего человека подойти к Таинству невозможно. Господь наш Иисус Христос сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой » (Мф. 5:23-24).

4. Церковность. И, наконец, последнее сущностное условие: человек не должен нарушать канонов Церкви, отлучающих его от Причащения и Церкви, то есть находиться в допустимых Церковью рамках веры и нравственной жизни, так как «благодать даруется тем, которые не нарушают пределов веры и не преступают преданий отцов » (Послание к Диогнету).

5. Исповедь. Традиция Русской Православной Церкви требует обязательной исповеди перед Причастием : «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает » (1Кор. 11:28-29). Исповедь перед Причащением может происходить как накануне вечером, или утром, перед литургией , так и в необходимых случаях (праздники, загруженность священников из-за большого скопления народа и т.д.), за несколько дней до Причащения.

6. Литургический пост. Перед причастием по древнейшей традиции Церкви необходим так называемый литургический пост, или пост перед причастием, который заключается в том, что с 24 часов ночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак . В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста по определению Священного Синода не может составлять менее 6 часов. Возникает вопрос если кто-нибудь, постясь для приобщения Святых Таин, умываясь или находясь в бане, нехотя проглотил немного воды, должен ли таковой причаститься? Как отвечает в своём каноническом послании святитель Тимофей Александрийский: «Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же » (ответ 16). В сомнительных случаях утром перед службой необходимо обратиться за советом к священнику.

7. Телесный пост. Желающий причаститься должен постараться достойно приготовиться к этому святому таинству. Ум не должен чрезмерно рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. В дни подготовки, если позволяют обстоятельства, надлежит посещать богослужения в храме и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило. Средством к такой более сосредоточенной духовной жизни является пост (в церковной практике он называется говением ): телу предписывается воздержание и ограничение в пище (мясной и молочной) . Телесный пост перед Причастием продолжается, обычно, несколько дней и общее правило здесь таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост, и наоборот. Мера телесного поста также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами (жизнь в нецерковной семье, тяжёлый физический и интеллектуальный труд), и в этих условиях естественно снижается. Отметим, что для христиан, соблюдающих однодневные и многодневные посты, во время Светлой пасхальной седмицы телесный пост перед причастием, как правило, полностью отменяется.

8. Телесная чистота. Существуют определённые требования к телесной чистоте касательно мужчин и женщин. Первое общее требование есть отказ от телесных супружеских отношений, накануне Причащения . Древняя аскетическая традиция также предписывает, без острой необходимости, мужчинам воздерживаться от Причащения в день после ночного непроизвольного истечения, а женщинам во время женских дней и 40-дневного послеродового периода : «Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи - не возбранно есть. Но приступать к тому, что есть Святая Святых да запретится не совсем чистому душою и телом » (Второе каноническое правило свт. Дионисия Александрийского).

9. Присутствие на богослужении и домашняя молитва. Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к литургии (общему делу - греч.), здоровому человеку накануне Причащения надо обязательно прийти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении .

Домашняя молитва включает в себя кроме обычных утренних и вечерних молитв , чтение Последования ко Святому Причащению (вслед за утренними молитвами утром).

Вечером перед Причастием предусматривается также чтение трёх канонов :

  • Покаянного канона ко Господу,
  • Молебного канона ко Пресвятой Богородице, и
  • Канона Ангелу-хранителю

Желающие, по личному усердию, могут прочитывать также и другие моления, например, акафист Иисусу Сладчайшему.

Александр Боженов
Патриарший Центр духовного развития детей и молодёжи

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Просмотрено (30911) раз

10 моментов исповеди, которые помогут избежать неловкости и сократят время самого таинства.
1. Подходим к священнику

Обычно для исповеди в храме отводится отдельное место. Там стоит аналой (высокий, скошенный столик), на котором лежит Крест и Евангелие. Рядом стоит священник.
Совет: не делайте много поклонов и крестных знамений непосредственно возле аналоя. Это можно сделать заранее.

2. Как меня зовут?

Перед началом назовите свое церковное имя (то, с которым Вы крестились), что бы священник не переспрашивал его потом. Даже, если Вы постоянный прихожанин этого храма, батюшка не должен знать всех по имени.

3. Куда положить деньги за исповедь?

Исповедь в церкви всегда бесплатна. Но люди хотят пожертвовать деньги. Для этого возле аналоя ставится скарбонка или тарелка. В некоторых храмах принято приносить к исповеди свечу. Об этом можно узнать в церковном ларьке.

4. Что говорить?

Называем конкретный грех. Например, согрешил осуждением, гневом, завистью и т.д. Не нужно рассказывать, что соседка приходила и говорила… я с ней поругалась, мне ответили и подобное этому, – надо озвучить сам грех этой истории.

5. Нужно ли плакать на исповеди?

Зачем плакать? Не надо этого делать, искусственно вызывая у себя слезы. Это только удлиняет время, занятое одним исповедником. А если каждый из двух сотен, стоящих в очереди к батюшке, будет плакать? Бывает, что слезы сами катятся из глаз, – это понятно, но излишнее рыдание не нужно.

6. Подготовка к исповеди

Готовиться надо. Необходимо знать личные грехи (о чужих-то мы ведаем, а свои, родные, как-то не запоминаются) Лучше называть плохие дела по памяти. В крайнем случае, записать на бумаге (что бы не забыть), а потом их зачитать. Но не давайте священнику разбираться в ваших записях! Это приемлемо, если человек не может произнести вслух своих грехов в силу заболевания или по старости.

7. Чтение молитв при исповедании

Есть в молитвословах некоторое правило подготовки к исповеди. Там рекомендуются молитвы. Их можно прочесть дома, перед выходом в храм. На самой исповеди их читать НЕ нужно. Называем только грехи. Чтение разных молитвословий также затягивает время таинства. Перед выходом к исповедающимся, священник в Алтаре прочитывает необходимые молитвы (иногда этот чин он читает перед прихожанами, если есть на это возможность,-допустим, служба еще не началась).

8. Благословение на ослабление поста

Не надо грузить священника своей невозможностью держать пост, буквально вырывая у него благословение на вкушение продуктов! В болезни, при беременности, кормлении ребенка грудью, даже в поездке/путешествии, ограничение в пище снимается. Поэтому, если нет духовника, решайте сами, что кушать. Если врач прописывает определенное меню, то надо слушать доктора. Главное в посте – это наше духовное делание и воздержание.

9. Сколько времени должна занимать исповедь?

Если всё правильно делать, придерживаясь моих советов, время укладывается в рамках двух минут. Иногда приходят люди не готовые, – типа: спрашивайте меня, буду отвечать. Или же говорят, что мне не в чем раскаиваться. Ну, и зачем ты тогда пришел на исповедь? За компанию? Или такая традиция?
У каждого есть свои прегрешения. Покопайтесь в себе, спросите свою совесть, и полУчите ответ.

10. Окончание исповеди

После прочтения священником молитвы над головой исповедника, то целует Крест и Евангелие – в знак своего очищения от грехов, прикладывается к этим святыням.Складывая крестообразно свои ладони, правую на левую, просит благословения у иерея. Тот благословив, кладет свою руку в сложенные ладони. И прихожанин целует эту руку – не как священника, а как десницу Самого Господа, невидимо действующего через служителя церкви.

Иногда батюшка может после благословения руку положить на голову молящегося – это так же допустимо. Но не надо в этом случае, специально тянуться для поцелуя к руке.

Креститься на попа

Есть такое понятие. Налагают на себя крестное знамение перед священником. Этого делать не надо. Крестимся перед святынями: Крестом, иконами, мощами и т.д.

Про исповедь еще хочется сказать, что какой бы тяжкий грех не совершен человеком, он не прощается, ЕСЛИ этот человек не называет грех на исповеди. Поэтому, как бы Вам не было стыдно исповедоваться, всегда называйте все свои прегрешения, ничего не утаивая. Ведь от Бога не спрячешься, а неисповеданный грех тяготит душу и человек страдает.

Не нужно повторять уже прощенный (исповеданный ранее) грех, например, аборт. Но если забытый давнишний грех вспомнился, то его, конечно, надо назвать.

И еще хочу сказать, что исповедоваться можно часто (хоть каждый день, если есть в чём) отдельно от Причастия. Существует мнение, что после исповеди обязательно надо причащаться. Это не правильно. При подготовке к Причастию человек обязательно исповедуется. Но, при появлении грехов, можно сделать это в любое время, даже, если нет в храме службы.

Не откладывайте исповедь на следующий пост – грехи забываются и нераскаянная душа тяготится! Будьте с Богом! Ангела-хранителя!

Это бабушки постоянно ходят на исповедь и причастие. А мы молодые даже не понимаем зачем это надо. А оказывается это самый простой способ решения многих проблем. После причастия мы как бы рождаемся заново и избавляемся от последствия своих отрицательных поступков и слов. Итак, совет от меня: сходите в церковь на исповедь и причастие. А о том как к этому подготовиться читайте дальше.

Желающему получить прощение грехов и спастись требуется следующее:

Необходимо быть православным христианином, принявшим таинство Крещения от законного священника (крещенные бабушками или кем-то другим должны решить этот вопрос со священником). Надо твердо верить и принимать Откровение Бога, данного Церкви – Библию. Суть его кратко изложена в Символе веры, который мы должны знать наизусть. Объяснение нашей веры можно узнать в книге «Катехизис». Она всегда есть в церковной лавке или библиотеке.

  1. Надо вспомнить (и если нужно записать) свои злые дела, начиная с 7 лет (или с момента Крещения – ктокрестился взрослым) и признать, что во всех своих злых делах виноват только ты, и никто больше. Огромное зло делают те, кто на исповеди рассказывают о чужих грехах.

  2. Надо обещать Богу, что при Его помощи ты приложишь все старания, чтобы не повторять грех, а сделать противоположное доброе дело.

  3. Если грех привел к ущербу ближнего, нужно еще перед исповедью приложить все старания, чтобы загладить этот вред (отдать украденное, помириться с обиженным).

  4. Надо самому ради крови Христа простить все обиды, тогда и Бог простит нам грех.

Как подготовиться к исповеди

Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды - необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь - это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего - жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя - это уже не покаяние!

Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.

Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.

Как подготовить к исповеди детей

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Главное же нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей.

Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности.

У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей - настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует этого делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди - это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

Как происходит исповедь

Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследова-ния, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они назвали свои имена - все отвечают вполголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются; священник, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает ее на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения.

Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедовал в предыдущие исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника.

В больших храмах из-за большого количества кающихся и невозможности священника принять исповедание от всех желающих, обычно практикуется «общая исповедь», когда священник перечисляет вслух наиболее распространенные грехи и стоящие перед ним исповедующиеся каются в них, после чего все по очереди подходят под разрешительную молитву. Тем, кто ни разу не был на исповеди или не исповедовался несколько лет, следует избегать общей исповеди. Таковым нужно обязательно пройти исповедь частную - для чего нужно выбрать либо будний день, когда в храме не так много исповедующихся, либо найти приход, где совершается только частная исповедь. Если же такой возможности нет, нужно на общей исповеди подойти к священнику за разрешительной молитвой в числе последних, дабы никого не задерживать, и, объяснив ситуацию, открыться ему в содеянных грехах. Так же должны поступить и те, кто имеет тяжкий грех.

Многие подвижники благочестия предупреждают, что тяжкий грех, о котором исповедующийся промолчал на общей исповеди, так и остается не раскаянным, а значит и не прощенным.

После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.

Желающие не только исповедаться, но и причаститься, должны достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения. Называется такое приготовление говением.

Как подготовиться к причастию

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае - три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища - мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов - и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди - вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие - не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5-6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв ко Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо придти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

После этого должно подойти к священнику на исповедь и без утайки рассказать все свои злые дела, которые Христос через священника простит раскаявшемуся. Не надо бояться, что священник будет шокирован Вашей исповедью. За время служения каждый пастырь слышит практически все мыслимые грехи. Его ничем не удивишь и не расстроишь, кроме попытки свалить вину на другого. Надо помнить, что исповедь остается только между священником и вами. За разглашение тайны исповеди священника могут лишить сана.

Чтобы легче было подготовиться, приведем краткий список грехов, с которыми надо беспощадно бороться, в соответствии с 10 Заповедями:

Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Грехи: безбожие, лжеучения, коммунизм, магия, хождение к бабкам и целителям, астрология (в том числе и чтение гороскопов), участие в сектах, гордыня, хвастовство, карьеризм, самонадеянность, самолюбие.

Не делай себе кумира, не поклоняйся и не служи им. Грехи: идолопоклонство, вызывание духов, кормление домовых, гадание, человекоугодие, сребролюбие.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Грехи: кощунство, издевательство над святыней, мат, божба, нарушение обещания, данного Богу, чертыханье, не читал Библию каждый день.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Грехи: пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение поста.

Почитай отца твоего и мать твою. Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение на молитвах, ругань на священство и власти, не почтение к старшим и учителям, не пригласил священника к родным перед смертью.

Не убивай. Грехи: убийство, аборты, гнев, ругань, драки, ненависть, обиды, злопамятство, раздражительность.

Не прелюбодействуй. Грехи: супружеские измены, секс вне брака, гомосексуализм, онанизм, смотрение порнографии.

Не кради. Грехи: воровство, грабеж, мошенничество, ростовщичество, скупость.

Не произноси ложного свидетельства. Грехи: лжесвидетельство, ложь, клевета, сплетни, предательство, обман.

Не желай чужого. Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот.

Если Вы раскаялись в этих грех, то должно подготовиться к величайшему Чуду святого Причастия, когда под видом хлеба и вина верные вкушают Тело и Кровь Христа для очищения от грехов и жизни вечной. Причастие совершается утром во время Таинства Божественной Литургии.

Для того чтобы достойно причаститься, должно подготовить себя постом (обычно 3 дня) и молитвой. Во время поста не едят яиц, мясных и молочных продуктов. Больше обычного читают Библию. Накануне Причастия вечером обязательно приходят в храм на вечернее богослужение и исповедуются в грехах. Во время подготовки прочитывается «Правило ко святому Причащению» и 3 канона – Господу, Богородице и Ангелу Хранителю. Все эти тексты есть в «Молитвослове». Если какое-то слово в молитвах не понятно, надо спросить о нем священника.

В день причастия с полуночи ничего не едят и не пьют. С утра приходят в храм и во время Литургии благоговейно подходят к св. Чаше вспоминая Смерть и Воскресение Христа. По окончании Литургии благодарят Бога и выходят в мир творить добрые дела.

Таинство Причащения

Причащение Святых Христовых Тайн есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, гл. 26, стихи 26-28).

Во время Божественной литургии совершается Таинство Святой Евхаристии - хлеб и вино таинственным образом превращаются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.

Таинство Причащения - непостижимо великое, поэтому и требует предварительного очищения Таинством Покаяния; исключение составляют лишь младенцы до семи лет, которые причащаются без приготовления, положенного для мирян. Женщинам необходимо стереть с губ помаду. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают один земной (если день будний) или поясной - (если день воскресный или праздничный) поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв причастники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь, в глубоком смирении подходят к Святой Чаше. Сложился благочестивый обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них - женщины. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста, принимает Святые Дары - Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.

После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. После от-пуста (заключительных слов богослужения) причастники подходят ко Кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы после Святого Причащения. После прослушивания молитв причастники чинно расходятся, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь на пустые разговоры и неполезные для души дела. В день после причащения Святых Тайн не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке не прикладываются. Прикладываться можно лишь к иконам, Кресту и Евангелию. Остаток дня необходимо провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще больше молчать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим желательно воздержаться от курения. Желательно дома прочесть благодарственные молитвы после Святого Причащения. То, что в день причастия нельзя здороваться за руку - предрассудок. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.

Каждый христианин либо сам определяет время, когда ему необходимо исповедаться и причаститься, либо делает это по благословению своего духовного отца. Существует благочестивый обычай причащаться не реже пяти раз в году - в каждый из четырех многодневных постов и в день своего Ангела (день памяти святого, имя которого носишь).