Сочинение по картине Поленова Заросший пруд (описание). Сочинение по картине В

Картина «Заросший пруд» знаменитого русского художника, педагога и мастера жанровой и пейзажной живописи Василия Поленова стала настоящим достоянием российского изобразительного искусства. На протяжении многих лет произведение удивляет своей загадочностью и спокойствием, которое мастеру так удачно удалось передать и донести до зрителя.

Из данной статьи можно будет узнать о том, что вдохновило автора на создание этого шедевра, а также будет представлено детальное описание картины Поленова «Заросший пруд».

История написания произведения

Картина Василия Поленова «Заросший пруд» была создана в 1879 году. Картина является составной частью лирической трилогии, которой мастер посвятил 2 года своей творческой жизни. В трилогию вошли такие картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», и, конечно же, «Заросший пруд».

Вдохновение для написания произведения художник получил в 1877 году, находясь в деревушке Петрушки, которая расположена под Киевом. Тишина и спокойствие деревни и чудеснейшая природа подтолкнули художника к написанию первого этюда этого произведения.

Этюд картины Поленова «Заросший пруд» оставался нетронутым до осени 1878 года. Именно в этот период Василий Поленов осуществлял переезд с Арбата в свое новое жилище в Хамовниках. Новый дом, где был расположен шикарный старый сад, поразил художника, и он принялся за работу над своим отложенным произведением.

Василий Поленов, «Заросший пруд»: описание картины

Пруд, изображенный на полотне, наполнен умиротворением, спокойствием и загадочностью. Его частично поглотили водоросли и прекрасные, нежные белые кувшинки. На переднем плане видно, что берег зарос скромными полевыми цветами, на которые падает яркий солнечный свет сквозь могучие кроны деревьев. Недалеко от ближнего бережка нарисован старый деревянный мостик, ведущий к воде.

Дальний берег зарос высокой непролазной травой. Он не так ярко освещен солнцем, от чего выглядит более таинственно. На дальнем плане картины изображен Он выглядит очень темным, и кажется, что войдя в него, можно заблудиться.

Недалеко от пруда, возле леса на скамейке, расположилась женщина в светлом платье. По ее позе можно сделать вывод, что она решила уединиться и поразмышлять о своем прошлом или подумать о будущем. Важно, что находящаяся на картине женская фигура абсолютно не нарушает целостности природы, а лишь дополняет пейзаж.

При долгом просмотре пейзажа можно представить, как в полночную пору на этом пруду тихонько, в ожидании заблудившихся прохожих, сидят русалки, опустившие свои хвосты в темный пруд, и неторопливо расчесывают длинные волосы.

Цветопередача картины Василия Поленова «Заросший пруд»

Во время написания произведения автор, с присущим ему талантом, применил большое количество оттенков насыщенного зелено-изумрудного цвета. Зеленый цвет - это цвет спокойствия и умиротворенности. Художник при помощи красок заставляет зрителя погрузиться в эту атмосферу и на секунду забыть о быте и суете.

Каждый уголок картины Поленова «Заросший пруд» отличается уникальной цветопередачей, а в целом на полотне тяжело найти два одинаковых оттенка.

Настроение картины

Как уже было отмечено ранее, атмосфера картины Поленова «Заросший пруд» весьма спокойная и гармоничная. Величие природы, тишина, отсутствие суеты и теплые лучи солнца навевают мечтательное настроение. Взглянув на картину, сразу хочется оказаться по ту сторону произведения, присесть на берегу пруда и подумать о жизни.

Лирика картины Поленова «Заросший пруд» заключается в единении природы и души человека, в безмолвном диалоге и таинственности размышлений. Стоит отметить, что каждому русскому человеку близки мотивы этого произведения, так как таких живописных мест много и встречаются они практически в каждой деревне или городе.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок развития речи с использованием ИКТ.

Цель урока: учить писать сочинение-описание по картине.

  • познакомить с творчеством В. Д. Поленова;
  • развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи;
  • учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на нее.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли у вас готово к уроку русского языка? А теперь кто тише сядет на место – девочки, мальчики? Хорошо, приступим к уроку.

2. Подготовительная работа.

Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года. Баркарола” (Приложение) .

У. – Ребята, вы прослушали музыку. Какое она у вас вызвала настроение? Это ощущение покоя, умиротворенности вызвала у вас музыка П. И. Чайковского “Времена года. Баркарола”. А теперь посмотрите на экран(Слайд 2) . Давайте прочтем написанные строки.

“Мне кажется, что искусство должно давать радость и счастье, иначе оно ничего не стоит”. Как вы думаете, кто мог сказать такие слова?

Д. – Музыкант, поэт, художник.

У. – Да, это мог сказать творческий человек. Эти слова принадлежат выдающемуся русскому художнику В. Д. Поленову. Он мечтал, чтобы русский народ знал русское искусство, своих художников.

Что значит – давать радость и счастье?

Правильно, и мы сегодня испытываем эти чувства, любуясь картинами Поленова, ведь он сумел подтвердить свои слова творчеством.

3. Знакомство с творчеством художника В. Д. Поленова.

У. – Посмотрите на экран (Слайд 3).

Василий Дмитриевич Поленов родился 1 июня 1844 года в Петербурге. Отец, Дмитрий Васильевич, был и историком, и археологом, и библиографом, принимал участие в подготовке реформ, помогших освободить крестьян. Мать, Мария Алексеевна, была дочерью известного архитектора, в молодости писала портреты, а также детские книги. Атмосфера, царившая в родном доме, подталкивала Поленова к увлечению науками и живописью. Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в Петербуржский университет, но по вечерам он занимался в Академии художеств.

После Октябрьской революции художник занимался просветительской деятельностью, создавал декорации к спектаклям.

В 1924 году ему было присвоено звание народного художника РСФСР.

У. – Когда я училась в школе, мы с одноклассниками ходили в трехдневный поход по реке Оке. На берегу этой реки расположен Музей-усадьба Поленово, где провел последние годы жизни В. Д. Поленов. Мы посетили этот удивительный музей. Посмотрите на экран, вот что мы там увидели (Слайд 3).

(Слайд 4). А теперь познакомьтесь с некоторыми картинами этого выдающегося художника.

“Московский дворик” в 1878 году принесла автору известность, “Бабушкин сад”, “Золотая осень”, “Христос и грешница”. Вот лишь малая часть богатого наследия художника.

4. Знакомство с картиной “Заросший пруд”.

У. – Посмотрите на следующую картину (Слайд 5) . Как бы вы ее назвали?

А теперь выберите из 6 названий наиболее, на ваш взгляд, подходящее, точное. Прокомментируйте свой выбор.

Перед вами репродукция картины В. Д. Поленова “Заросший пруд”

5. Рассматривание картины В. Д. Поленова “Заросший пруд”.

У. – Чтобы говорить о картине, ее надо прочитать, то есть внимательно рассмотреть и обдумать. (Дети внимательно рассматривают картину на Слайде 5 ).

У. – К какому жанру живописи можно отнести эту картину?

Д. – Я считаю, что это пейзаж.

У. – Обратимся к справочным материалам (Словарь С. И. Ожегова). Пейзаж – общий вид какой-то местности. Да, вы правы. Поленов – мастер пейзажа, он как – бы вдохнул жизнь в этот жанр, привнес новые возможности в живописную передачу природы.

У. – Какое настроение появилось у вас при первом знакомстве с картиной?

Д. – Покоя, тишины. Светлое, вспомнилось теплое лето, каникулы.

У . – Попробуем понять, почему картина вызывает такое настроение. На что вы обратили внимание? Что привлекло вас?

Свет и воздух – вот главное что привнес Поленов в пейзажную живопись. Он был мастером пленэрной живописи. Обратимся к словарю: пленэр – “открытый воздух”, передача в живописи изменений цвета, красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных условиях под воздействием света и воздуха. Пленэрная живопись предполагает работу художника на воздухе, не в мастерской.

– Опишите пруд, парк, берег, небо, какими их показал художник.
– Что бы вы почувствовали, если бы оказались в этом уголке природы? Что бы вам захотелось сделать?
– Какой день изобразил художник? Сравните цветовую гамму и настроение картины.

6. Размышление над картиной. (Слайд 6)

Дети отвечают на вопросы, напечатанные на экране. Уточняют и углубляют свои впечатления о картине. Они приходят к выводу, что будут писать сочинение – описание.

У. – Да, ребята, вы будете составлять текст – описание. Описание – это текст, в котором описываются предметы, явления, люди… В данном случае мы будем описывать картину. Такое сочинение должно быть насыщено именами прилагательными, сравнениями, образными выражениями.

7. Выбор эпиграфа. (Слайд 7)

У. – Прочтите отрывки из стихотворений И. Бунина и А. Фета. Какие строчки, по вашему мнению, больше подходят к картине “Заросший пруд”? Поясните свой ответ. Запишите понравившийся эпиграф в свой черновик.

8. Составление плана сочинения. (Слайд 8)

У. – С чего мы должны начать писать сочинение?

Д. – Во вступлении мы должны написать о художнике В. Д. Поленове.

У. – Что художник изобразил на переднем плане? Что является основным в картине?

Д. – Заросший пруд.

У. – Что у художника написано на заднем плане? Не так подробно прорисовано, но все же очень выразительно?

Д. – Старый парк.

Д. – Своим впечатлением и отношением к картине.

(Ученики записывают план сочинения на черновики.)

9. Лексическая и орфографическая подготовка. (Слайд 9)

У. – Наша речь должна быть богатой по содержанию, правильной по форме, образной. Надо быть внимательным к речи, точно употреблять слова, избегать повторов.

– Посмотрите на экран. Вы видите таблицу. Чтобы вам было легче работать над сочинением, давайте дополним ее прилагательными, образными выражениями, сравнениями.

(Ученики высказывают свои варианты, дополняя таблицу, и записывают понравившиеся предложения.)

У. – Подберите синонимы к словам:

Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти.

Создает – пишет (но не описывает и не рисует)

Картина – полотно, репродукция.

Поражает – удивляет, изумляет.

10. Устное сочинение. (Слайд 10)

У. – Кто хочет попробовать рассказать другу о картине устно? Не забывайте придерживаться плана сочинения.

11. Самостоятельная письменная работа.

У. – Мы с вами рассмотрели репродукцию картины В. Д. Поленова “Заросший пруд”. Теперь пришло время написания сочинения. Не забывайте об абзацах. Если есть вопросы по орфографии, поднимайте руку. Желаю удачи!

(Учащиеся пишут сочинение в черновиках. Заканчивается работа проверкой сочинения с точки зрения орфографии, структуры и полноты раскрытия текста. После просмотра учителем, переписывают текст в тетрадь.)

12. Итог урока.

Список литературы.

  1. С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка”; Екатеринбург, 1994.
  2. О. В. Поленова “В. Д. Поленов и его дом – музей”; Москва, 2004.
  3. Н. В. Геташвили “500 шедевров русской живописи”; Москва, 2010.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

В День народного единства - 4 ноября - Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка - с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова - закрыты
Вход платный.

Ждем вас!

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» - вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI - начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.


Василий Поленов. Галерея картин и рисунков художника - Заросший пруд

Русский художник Василий Поленов
Заросший пруд

В изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости, преобладает возвышенно-мечтательное настроение. Оно подчеркнуто хрупкой неподвижно-задумчивой фигурой женщины, одиноко выделяющейся на фоне темных деревьев, раскинувшихся могучим шатром и как бы служащих ей надежным убежищем. Лирика пейзажного мотива становится более явственной благодаря единому настроению таинственного мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу. Один из критиков Московских ведомостей писал о картине: Поленов превосходно владеет искусством и техникой изображения природы, идеальным центром для него является все-таки человек, и его присутствие чувствуется везде. Так и в картине Заросший пруд это не есть пруд вообще...У этого пруда есть своя история... В картине этой опять сказался романтик. Было бы весьма трудно с точностью определить ту категорию, под которую должна быть подведена картина г. Поленова... Картина Поленова - это то, что у немцев называется Stimmungsbild, такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего настроение и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегия. В пейзаже заметно стремление Поленова к эмоциональным и визуальным контрастам. Ярко-зеленая, с подробно выписанными ромашками на первом плане, солнечная лужайка соседствует с таинственной глубиной темных масс деревьев. Через подернутые воздушной дымкой деревья открывается голубизна неба с белыми облаками, выступающая контрастом темным деревьям парка. Близкое к стилистике ландшафтов начала XIX века разнообразие пейзажа, его романтическая таинственность, неожиданность сочетаний светлых солнечных и затененных его частей имели в своей основе выстроенную до тончайших нюансов систему пленэристической живописи, разработанную художником еще в этюде Пруд в парке. Олышанка (1876).

Страницы биографии

B 1872 году жизнь Поленова, классного художника первой степени по исторической живописи и кандидата прав, складывалась очень удачно. Весной вышло постановление об отправке его на шесть лет за границу пенсионером Академии художеств «для дальнейшего усовершенствования в искусстве», с июня началась его командировка. Поленов посетил Москву, где осмотрел ряд частных коллекций живописи, затем Киев, Вену и Мюнхен. Художественная жизнь этого города захватила его «круговоротом работы». Круг художников, творчество которых привлекло особенное внимание Поленова, довольно широк и разнообразен... »

Учитель и ученики

Многие живописцы - Нестеров, Константин Коровин, Илья Остроухое, Исаак Левитан, Головин и другие - отмечали различные аспекты воздействия на них поленовского творчества. В начале 1880-х годов у Поленова появилась непосредственная возможность руководить художественным развитием молодежи. Осенью 1882 года он начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, заменив в классе пейзажа и натюрморта Алексея Саврасова, и вел этот класс до 1895 года. В отличие от Саврасова, взывавшего к эмоциям своих учеников, Поленов обращал внимание прежде всего на технику живописи. Постепенно он погружал своих учеников в тайны колорита, которыми сам владел блестяще... »

Элеонора Пастон о Василии Поленове

Своеобразие художника, его личности было во многом связано с той средой, в которой он сформировался. Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в старинной дворянской семье, сохранившей традиции русского просвещенного дворянства, восходящие еще ко второй половине XVIII века. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, крупный чиновник и дипломат, был известным историком, археологом и библиографом. Дмитрий Васильевич сумел передать сыну глубокий интерес к древним культурам, в частности - к изучению русской старины, ее памятников. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была детской писательницей и художницей-любительницей... »

Наша страна богата первозданными уголками природы, местами, куда редко ступает нога человека, таких себе безлюдных уголков старых парков, где всегда можно уединиться и помечтать, поразмышлять, а может, и назначить романтическое свидание. Как раз такое безлюдное место изобразил в своей работе Поленов, назвав картину Заросший пруд.

Наверное каждому человеку известно тихое место, которое стало для него излюбленным. Место, которое было когда-то популярным, а со временем приходит в запущение. Оно начинает зарастать травой, порослью, создавая ощущение первозданности природы. Как раз это и запечатлел Василий Поленов на картине Заросший пруд. Написал полотно автор в 1879 году, передав зрителю ощущение умиротворенности и свою любовь к русской природе. Вообще, Поленов писал разные картины. Это и картины на историческую тематику, портреты и панорамы, но особое место в его творчестве занимает живопись. К ней и относится картина Поленова Заросший пруд, по которой мы пишем наше .

Описание картины

Первое, что привлекает в картине, это буйство зелени. Сразу кажется, что это полотно написано с использованием только одного зеленого и только присмотревшись, мы видим и другие краски. Сюжет картины прост и каждому известен. Ведь подобные картины мы могли наблюдать в парках на берегах заброшенных водоемов. Однако автору удается изобразить природу по-особенному, и хочется всматриваться в каждую прорисованную деталь. Например, хочется рассмотреть на переднем плане каждую отдельную травинку, каждый цветочек, проросли на берегу. Далее мы видим водную гладь. Это и есть заброшенный пруд, в котором давно уже никто не купался. По нему спокойно плавают кувшинки, и возможно поют свою песню лягушки.

Справа мы видим деревянный мостик. И тут же воображение рисует какого-то рыбака, что сидел здесь и ловил рыбу или же мальчишек, которые резвились и прыгали с моста в воду. Рядом с мостом растет старый тополь. Он больше всего выделяется среди других деревьев. Так как место заброшенное, то мы видим как успела разрастись тополиная поросль. Далее видим заросли камышей и на заднем плане непроглядный парк, что стал подобен густому лесу.

При внимательном осмотре мы замечаем, что это безлюдное место не такое уже и безлюдное. Ведь в глубине парка с правой стороны мы замечаем девушку. Она спряталась в тени деревьев, присев на лавочку. В ее руках книга, а может быть личный дневник. Девушка погружена в свои размышления, слушая звуки природы. Это и птичий гомон, и шелест листьев, и стрекотание лягушек. Девушка уединилась, чтобы спрятаться от проблем, а может у нее просто назначено здесь свидание с любимым? Все может быть. В любом случае, заброшенный пруд, что на картине Поленова отличное для этого место.