Рисунок на тему изобразительное искусство. Введение в тему

Отправить

Класснуть

Запинить

Цели: познакомить учащихся с понятием «рисунок», его видами, техникой работы над рисунком, рассказать о наброске, его значении для художника, развивать в учениках творческие способности.
Материалы: учебный рисунок, наброски мастеров живописи (Рафаэль «Наброски Мадонны», А. Дюрер «Кусок дерна», «Заяц»); свежие осенние листья, бумага, карандаш, черная ручка.

Ход урока

Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

Беседа учителя

Введение в тему

Рисунком называется какое-либо изображение, выполненное от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна. При помощи различных сочетаний этих средств (комбинации штрихов, пятен, линий и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Он, как правило, выполняется одним цветом либо с использованием разных цветов, органично сочетающихся между собой. И на сегодняшнем уроке мы начнем постигать технику его создания.
«Рисунок – это высшая честность искусства. Рисовать вовсе не значит просто обводить контуры. Рисунок – это еще и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка. Надо рисовать беспрестанно, рисовать глазами, когда нет возможности рисовать карандашом» (Жан Огюст Доминик Энгр).

Рисунок является основой мастерства художника. Он одинаково необходим как художнику, так и скульптору и архитектору. Рисунок используется не только в процессе творчества, но и во время обучения.

На прошлом уроке мы говорили о различных видах художественных материалов. Вспомните, что относится к графическим материалам. (Карандаш, уголь, ручка, перо.)
Художественные рисунки представляют собой графические произведения. В начале своей работы художник прежде всего делает набросок рисунка.
Набросок – это рисунок, сделанный без особой затраты времени. Через набросок мастер воплощает свою основную идею. Это немного напоминает фотографию, сделанную на бегу. Или иначе – проект, эскиз будущей работы. Но у великих художников такие наброски бывают столь красивы, что их воспринимают как отдельные произведения искусства (рис. 1).

Рис. 1. Рафаэль «Наброски Мадонны»

Виды рисунка

Рисунок бывает долгим, изучающим, детальным, выполненным с натуры для закрепления определенных навыков. В этом случае его называют зарисовкой. Зарисовка выполняет вспомогательную функцию. Художники часто делают зарисовки понравившегося им предмета.

Существует технический рисунок, он используется для объяснения работы какого-либо прибора. Для того чтобы освоить правила изображения, грамоту изобразительного языка, создают учебный рисунок. Но особое место занимает творческий рисунок. С его помощью автор выражает свое отношение к интересующему его предмету.

История рисунка

Считается, что первые правила рисования установили египтяне. В обучении рисованию существовало два направления. Первое строилось на правиле свободного движения руки для того, чтобы человеку было проще наносить кистью главные контурные линии. Согласно второму направлению – ученик должен был иметь твердую руку для того, чтобы более уверенно царапать контур рисунка фрески на стене.

Древнегреческие художники прежде всего изучали человеческое тело. Древние греки видели красоту земного в стройном порядке, симметрии, гармонии частей и целого. Художники Древней Греции изображали мир как можно более точно, поэтому основой их творчества стал рисунок с натуры. В Римской империи рисунок имел прикладной характер. Римляне в своем творчестве в основном подражали грекам, копируя образцы их работ. В эпоху Средневековья рисунок, скорее, отражал эмоциональное состояние, нежели точность изображаемого.

Основные технические приемы рисунка сложились в эпоху Возрождения в Италии. Для выполнения рисунка применялись серебряные, свинцовые и другие металлические грифели, сангина, карандаш, уголь, графит, тушь, чернила, акварель, белила. Рисунок выполнялся гусиными и тростниковыми перьями, кисточками на бумаге (цветной или белой). Техника рисунка эпохи Возрождения оказала огромное влияние на последующие поколения великих творцов. Художники того времени выработали линейную манеру рисунка, созданного на скорую руку только при помощи линий (флорентийская и римская школы: Леонардо да Винчи, Микеланджело, А. Матеньи). Венецианские художники рисовали в более свободной манере – Тициан, Тинторетто и другие использовали легкий живописный штрих и пятно.

Многие мастера пользовались в своей работе пером. Оно служило инструментом для рисования Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициану, Рембрандту, А. Дюреру, И. Репину, В. Серову, М. Врубелю и др. Рисунок обычно выполняли тушью, чернилами, сепией на гладкой, плотной белой бумаге. Рисунок пером требовал от художника предельной точности и уверенности, так как вносить исправления в него было крайне трудно. Мастерами линейного рисунка, выполненного серебряным шрифтом, признаны Ян ван Эйк и Альбрехт Дюрер.

Биографическая справка

Ян ван Эйк. Художник Ян ван Эйк является представителем искусства северного Возрождения. Самобытный характер северного Возрождения проявился в культуре Нидерландов и Германии. Главным его центром был Амстердам, а также Нюрнберг, Аугсбург, Галле. В то время широкое распространение получило учение мистиков, согласно которому человек может лично общаться с Богом. Искусство еще не стало светским. В нидерландском портрете красота прежде всего связана с духовной жизнью личности. Лидерство в искусстве принадлежит живописи. Художник Ян ван Эйк работал в паре со своим братом Губертом. «Гентский алтарь» был начат вместе, но после смерти Губерта Ян закончил его один. Одно из наиболее известных произведений Яна – «Алтарь Мероде», где Иосиф как бы мастерит мышеловку – олицетворение Христа, сооружающего ловушку для дьявола.

Альбрехт Дюрер – основоположник искусства немецкого Возрождения. Ему принадлежит серия гравюр на тему «Апокалипсис». Художник был известен как тонкий наблюдатель – рисоваль. Выходец из Венгрии, он несколько лет учился у своего отца, затем у нюрнбергского живописца Михаэля Вольгемута. Наиболее прославленные акварели Дюрера – «Кусок дерна», «Заяц» – выполнены с холодной кристальностью и отстраненностью. Первая значительная работа Дюрера – серия пейзажей, написанная во время его путешествия в Италию. Художник также успешно работал в области ксилографии – гравюры на дереве. Гравюры «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в Келье», «Меланхолия» не были задуманы как единый цикл, однако их объединяет морально – философский подтекст.

Русская школа рисунка

Русская школа XVIII–XIX вв. многое внесла в развитие техники рисунка. Мастерами рисунка были О. Кипренский, К. Брюллов и другие ученики Академии художеств. Их работы выполнены на слегка желтой или голубой бумаге. В своем рисунке «Натурщик с красным плащом» О. Кипренскому удалось достичь обилия полутонов и такого живописного впечатления при помощи итальянского карандаша, сангины и мела. К. Брюллов выполнил рисунок «Портрет Полины Виардо» графитным карандашом и, таким образом, сумел передать тончайшую моделировку объема средствами светотени. В известном рисунке «Группа из двух натурщиков» К. Брюллов использовал сангину, пастель, уголь и мел. Таким образом, ему удалось достичь богатства оттенков и цветовых нюансов. Свои рисунки Брюллов выполнял в основном акварелью, и они производят впечатление законченных картин (например, «Турчанка»).

Рисунки таких русских мастеров, как И. Репин, А. Лосенко, А.А. Иванов, – наилучшие примеры различных приемов использования материала.
Великий живописец А.А. Иванов обогатил возможности акварели, использовав именно ее в качестве наиболее выразительной силы. Рисунки Иванова поражают своей одухотворенностью и близостью к библейским и евангельским сюжетам. Свои работы художник выполнял на бумаге приятного теплого тона при помощи белил. Все его работы – многофигурные сложные композиции, которые раскрывают человеческие характеры. Иванов сумел достичь гармонии цветовых сочетаний. Наиболее известным его произведением стала картина «Явление Христа народу».

Русские художники второй половины XIX в. развили и широко использовали в своем искусстве технику соуса (соус похож на черную или цветную тушь, дает бархатистый тон и легко разносится по бумаге). Н. Крамской в своей работе «Неутешное горе» использовал небольшой штрих в технике сухого соуса. В. Серов, работая над «Портретом О.К. Орловой», использовал уголь, цветные карандаши, сангину. Таким образом, рисунок получился близким к живописному изображению. Особую манеру наложения штрихов использовал М. Врубель. Розу в стакане, ребенка в кроватке, пейзаж – все, что он изображал, выполнялось при помощи штрихов.

В XX в. художники продолжали развивать традиции русской школы. Много нового было создано в области свободного, остро – выразительного, нетрадиционного авангардного рисунка.
«Метод, которым я руководствуюсь всю свою жизнь, – рисовать, рисовать, рисовать. Рисовать каждый день, рисовать, пока ты жив, пока ты существуешь, потому что рисовать – это значит жить, приобщаться ко всему живому. Рисунок – основа изобразительного искусства, всех его видов» (Д.И. Митрохин).

«Художник может позднее прорабатывать отдельные части до нужной степени, но пусть он не забывает все время проверять, не разрушает ли он целостного впечатления, заканчивая отдельные детали» (Джошуа Рейнольдс). «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры, рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всей науки» (Микеланджело).

Творческое задание

Сегодня на занятии мы будем учиться делать зарисовки с натуры. Перед вами осенние листья разных цветов. Внимательно посмотрите на них, обратите внимание на детали. Помните, для того чтобы стать мастером рисунка, необходимо научиться видеть. Исследуя предмет, постарайтесь наиболее правдиво воспроизвести его на бумаге, создав свой художественный образ. Работу выполняйте при помощи простого карандаша или черной ручки.

Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)
– Давайте вспомним, что такое рисунок.
– Какие виды рисунков вы знаете?
– Что представляют собой художественные рисунки?
– Что такое набросок?
– Объясните понятие «ксилография».
– Назовите одно произведение А. Иванова.

Вместе с этим также читают:

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, фотоискусство, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство, дизайн, архитектура .

Графика (от греч. пишу, письменный), вид изобразительного иск-ва, использовавший в качестве изобразительных средств линии, штрихи, пята (цвет тоже может применяться, но в отличие от живописи играет вспомогательную роль). Наиболее древний и традиционный вид графического искусства – рисунок - наскальная живопись, античная вазопись – амфоры), где основу изображений составляют линии и силуэты. Средства выразительности: линия, пятно, точки, форма, цвет, композиция. Два вида искусства: *Академический – обучение основам классического рисования и * Педагогический – включающий рисование методич. наглядн. Графическое искусство включает в себя:

Рисунок Станковый рисунок Книжная (журнальная, газетная) графика

Книжная графика – это не только оформление книги (обложка и суперобложка, титул, рисунок в начале и конце текста и т. д.) Иллюстрации, созданные Д. Шмариновым к «Войне и миру» Л. Толстого, О. О. Верейским к «Тихому Дону» М. Шолохова, Кукрыниксами к сочинениям А. П. Чехова, обогатили наше понимание и эмоциональное восприятие немеркнувших образов этих произведений.

Плакат Экслибрис (фирменный знак).

Гравюра: ксилография офорт акватинта сухая игла литография Замечательными мастерами гравюры были такие великие живописцы, как А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Гойя; пробовали свои силы в гравюре А. Ван Дейк, Э. Делакруа, К. Коро, Ж. –Ф. Милле. Из русских художников много занимались гравюрой О. А. Кипренский, И. И. Шишкин, В. А. Серов. По материалу: акварель масляными красками мозаика пастель темпера цифровая По назначению: фреска монументальная станковая театральная декоративная миниатюра

Рису́нок - изображение на плоскости, созданное средствами графики. В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т. п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания живописных, графических, реже - скульптурных работ или архитектурных замыслов. Рисунки как предварительные наброски и эскизы для создания более масштабных живописных произведений часто имеют самодостаточную и выдающуюся художественную ценность. Рисунок является технической базой изобразительных искусств, ввиду этого глубоко изучается художниками, скульпторами и архитекторами (учебная дисциплина «академический рисунок»). Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, штудии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись). Рисунок как самостоятельное произведение - станковый рисунок (по аналогии со станковой живописью) - образует в европейском искусстве отдельный вид графики. Графику можно делить на станковую и прикладную. Станковая графика, напр. гравюра, имеет самостоятельное значение. К прикладной относятся те жанры графики, которые связаны с другими видами деятельности или творчества, например промышленная графика или иллюстрация. Под категорию станкового рисунка подпадают также исторически известные рисунки значительной эстетической ценности, независимо от первоначального предназначения. С живописью рисунок сближает его уникальность, тогда как такие произведения печатной графики как гравюры и литографии могут распространяться во множестве равноценных экземпляров. Исполняются рисунки в большинстве случаев на бумаге. В станковом рисунке используется весь спектр графических материалов: «мягкие материалы» (уголь, соус, сангина, разнообразные мелки), краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила, бистр), карандаши, капиллярные и прочие пишущие узлы. В учебном рисунке в настоящее время наиболее употребимы графитный карандаш и уголь

Рисунок - вид графики и вместе с этим основа всех видов изобразительного искусства. Рисунок может выступать и как самостоятельный вид творческой деятельности. Виды рисунка различаются по технике исполнения, по назначению, темам и жанрам.

Рисунку подвластны любые жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический жанры и др.). В композициях средствами рисунка можно воплотить разнообразные темы: строительства, сбора урожая, космических полетов, путешествий, праздников и др. Основные средства художественной выразительности рисунка - линия, штрих, пятно. При помощи штриховки, тона и светотени передается форма, объем, пропорции предметов, линейная и воздушная перспективы. Рисунок может быть самостоятельным произведением искусства.

Рисование может осуществляться на основе непосредственного наблюдения с натуры, по памяти, представлению или воображению.

Основу линейных рисунков составляет условность -линия, которой мы отображаем контур видимых нам форм. В действительности ни один предмет в природе не имеет линий. Несмотря на условность, линейные рисунки зрительно воспринимаются как нечто вполне естественное.

Тоновым рисунком мы будем называть рисунок, в котором предметы изображаются путем имитации их светлотных характеристик - собственной окраски предметов, света и теней, как собственных, так и падающих.

Собственная тень - это тень на тех поверхностях предмета, которые отвернуты от источника света.

Падающая тень это тень на тех поверхностях предмета, которые обращены к источнику света, но загорожены от него другим предметом.

Блик - место на освещенной части предмета, где свет отражается непосредственно от источника (на глянцевых поверхностях мы видим непосредственно отражение источника света).

Свет- освещенная часть предмета.

Полутень - переход между светом и собственной тенью, или между тенью и рефлексом.

Тень - самое темное место в собственной тени, на которое не попадает ни прямой, ни отраженный свет.

Рефлекс - место в собственной тени на предмете, на которое попадает отраженный свет от другого освещенного предмета или освещенной части того же предмета - всегда значительно темнее света.

Падающая тень - самая темная градация среди теней при условии одинаковой окраски предметов, по мере удаления от предмета ее границы размываются, а сила тона слабеет.

Рисунок 1. Тоновый рисунок.

Длительный рисунок - основан на продолжительном изучении натуры.

В длительном рисунке серьезно и глубоко изучаются отдельные правила и законы рисунка, сосредоточивается внимание на основных этапах построения реалистического изображения. В набросках и коротких зарисовках вы приучаетесь использовать свои знания и навыки. Процесс обучения рисованию проводится на основе длительного штудирования натуры. Длительный рисунок дает возможность глубже усвоить закономерности построения изображения на плоскости и понять особенности строения натуры.

Современная методика обучения рисованию предусматривает три основных этапа работы над длительным рисунком: композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги и определение общего характера формы; пластическая моделировка формы светотенью и детальная характеристика натуры; подведение итогов проделанной работы.

Длительный рисунок должен начинаться с живого эмоционального наброска, который будет заключать в себе основное композиционное решение рисунка.

Набросок - это кратковременный рисунок. Его можно выполнить за 2-5-10 мин, в зависимости от цели, которую вы перед собой ставите.

При изучении форм предмета лучше делать короткие наброски (2-5 мин.). Если же вас интересует распределение светотени, то времени на набросок уйдет больше, так как нужно передать и форму предмета, и его светотень.

Наброски выполняются перед началом работы над длительным рисунком с целью предварительного изучения формы предмета или группы предметов и взаимного положения их в пространстве. Такие наброски следует делать с разных точек зрения, меняя положение предмета в пространстве.

Большую роль играют наброски при подготовке к тематическому рисунку. Они помогают грамотно нарисовать предмет, пейзаж, фигуру, найти наиболее удачное положение, движение или форму.

Полезно выполнять наброски и с самостоятельной целью. Работа над набросками развивает наблюдательность, умение выделять главное, легко определять форму и характерные особенности предмета и передавать их в рисунке.

Набросок может быть выполнен одними линиями, без передачи светотеневых отношений. Чтобы он получился выразительным, передающим объем и пространственное положение предмета, надо уметь варьировать толщину линии. В темных местах линия может быть широкой, мягкой, светлые места лучше очертить тонкой, волосяной линией. Кое-где в тени можно добавить несколько широких штрихов для того, чтобы подчеркнуть объем формы.

Наброски могут быть линейные или тональные.Линейные наброски передают движение и характер объекта двумя-тремя линиями. Для них хорошо подходят карандаши, фломастеры, маркеры - все, что помогает создать точную и живую линию.

Рисунок - основа графики и других видов изобразительного искусства. Он может быть быстрым, ярким, передающим основную пластическую мысль, увиденную в натуре. Это как бы выразительная графическая запись своего впечатления или идеи будущей работы. Такой рисунок называют наброском (М.А. Врубель. «Портрет Т.П. Карсавиной) (cм. с. 16). Рисунок может быть и более вдумчивым, изучающим. Тогда его называют зарисовкой (В. Филиппенко. «Кисти рук») (1 ), Леонардо да Винчи. Зарисовки рук (2 ), Леонардо да Винчи. Зарисовки кошки в позициях и движениях) (3 ). Зарисовки хотя бы изредка делают все люди - когда надо внимательно рассмотреть, понять, из каких частей состоит предмет, какими особенностями он обладает. Чтобы объяснить, как устроена машина или какая-нибудь постройка, делают технический рисунок («Модель мира» по Иоганну Кеплеру) (4 ). Четких разделительных границ между всеми этими видами рисунков, конечно, нет.

Существует учебный рисунок (М. Девятов. Голова Давида. Бумага, графитный карандаш) (5 ). Цель учебного рисунка - освоение правил изображения, грамоты изобразительного языка, поэтому учебные рисунки, сделанные разными людьми, бывают похожи друг на друга.

Творческий рисунок (детские работы) (6–8 ) всегда особенный, в нем автор стремитсявыразить то, что ему кажется интересным. Учиться рисовать - означает учиться особым образом мыслить. Наши глаза видят один и тот же предмет, но каждый из нас видит его по-своему, поскольку в процессе восприятия мы автоматически отбираем то, что нам важно. Эти различия в наблюдаемом объекте и составляют неповторимую индивидуальность рисунка. Таким образом, если двадцать человек будут рисовать, например, пожарную машину, то мы получим двадцать разных изображений.

Рисунок выполняется графическими материалами - карандашами, мелками, палочками обожженного древесного угля, фломастерами и ручками, а также традиционными в графике тушью и пером, вместо которого иногда применяют заостренную палочку или кисть.

Каждый художественный материал имеет свои особые качества и образные возможности.

Карандаш - самый обычный и распространенный, знакомый всем и необходимый в работе художника графический материал. Графитные, или, как говорят, простые карандаши различаются своей твердостью. Твердый оставляет жесткую серебряную линию, а мягкий - шероховатую и насыщенную. Рисовать можно острым кончиком грифеля или сточив его «лопаточкой», применяя разный нажим. Карандаш дает возможность наносить на бумагу линии и разные по характеру штрихи - когда короткие линии ложатся рядом и образуют пятно. Чтобы сделать пятно темнее, новый слой штрихов накладывают в другом направлении.

Для более крупных по размеру рисунков художники любят использовать уголь. Очень послушный руке мастера, уголь позволяет быстро и непосредственно выразить замысел, но требует особой сноровки, ведь можно «перечернить» работу. В рисовании также используется сангина - мягкие коричневые мелки, хорошо совместимые с углем. Наиболее богата по своим возможностям пастель. Это сухие цветные палочки, создающие бархатистую переливчатую поверхность, которая нуждается в закреплении на бумаге, иначе красочный слой осыплется. Существует также масляная пастель - яркая и сильная, пригодная для декоративного рисунка.

Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый изображением и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. Художнику порой достаточно очень простых средств - графитного карандаша или шариковой ручки, - чтобы выполнить графический рисунок.

Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого.

Рисунок пером или карандашом в основном состоит из линий - длинных или коротких, волнистых или отрывистых, толстых или тонких. Линии отличаются по своему характеру. Можно почувствовать то весомость и уверенность, то беглость и поспешность линий. Линия может быть лихой, смелой или строгой, обстоятельной. Она может очерчивать контур, как упругая проволока, выявляя изображение, или быть росчерком, оставляющим на бумаге свободный след впечатлений.

Можно сказать, что в природе линий нет. В то же время мы их видим. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет. Линия - это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы - тоже линии. У человека, рисующего линией, как и у пишущего, есть свой почерк - своя манера вести линию, обрисовывать контуры предмета. И этот почерк может быть очень разным: строгим, когда всякий знак завершен, и непринужденным, упругим, энергичным. Характер линии выражает эмоции, чувства художника!

Линия бывает чертежной и живописной.Чертежная линия - это линия одной толщины, одного тона. Из известных мастеров такой линией работали (П. Пикассо. «Танец») (9 ), А. Матисс. «Автопортрет») (10 ). Четкий линейный рисунок у Дюрера.Живописная линия - это линия, которая из самой тонкой, светлой, прерывистой становится толстой, жирной, подчеркивающей. Особый живописный стиль создали Тициан, П. Веронезе, Тинторетто. Свободную манеру рисунка легко прочитать у Рембрандта, Рубенса. Прекрасна и эмоциональна линия у Врубеля. Смотреть работы великих мастеров необходимо для развития вкуса и понимания композиции, формы, фактуры (Дж.Б. Тьеполо. «Библейский сюжет») (11 ), (Ж.Д. Энгр. «Портрет мадам Детуш») (12 ).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Упражнения

Почувствовать огромные возможности рисунка помогут несколько упражнений. Выполнить их можно на уроке изобразительного искусства, а также на занятиях кружка или просто дома.

Возьмем несколько разных по твердости простых карандашей и заточим их так, чтобы графит торчал из древка не менее чем на один сантиметр. Приготовим разные по фактуре листы бумаги формата А4. Учиться рисовать на первых порах лучше стоя. Лист крепим на мольберт или доску, поставив ее вертикально. Карандаш положим на руку (на пальцы) и будем придерживать большим пальцем. Мизинец оставим свободным - будем опираться им на лист бумаги. Будем придерживать карандаш нежно, как перышко. Начинаем заполнять лист бумаги штрихами. Рука должна раскачиваться над листом бумаги - не только кисть, не только предплечье, но вся рука от плеча. Примером может служить работа дирижера или скрипача - всей рукой.

Штрихи должны быть легкими. Существует несколько видов штриховки: косая, крестом и штриховка по форме. Отработаем различные виды штриховки на простых упражнениях.

Упражнение 1 . Попробуем нарисовать зимний пейзаж. Половину листа заштрихуем темнее, другую половину легкими, едва заметными движениями, светлее. Светлая часть листа - снег. Темная часть - небо. На стыке будет линия горизонта. Если подойти к рисунку творчески, то можно сделать тоновую растяжку, то есть по краям (вверху и внизу) сделать рисунок темнее. Это создаст эффект закругления неба над головой, а землю выстроит по горизонтали.

Объем и пространство можно моделировать как с помощью штриха, так и ретушью, кончиком карандаша или его боковой стороной. Иногда для усиления тона включают в работу более мягкий карандаш. Русские мастера иногда делали рисунки тремя графитными карандашами разной твердости, особенно в многоплановых пейзажных рисунках. Для художников существует важное правило в рисунке - никогда не растирать карандаш пальцем, то есть не использовать растушевку, так как при этом часто создается впечатление затертости или засаленности рисунка, появляются глухие непрозрачные тона. Растушевка требует от художника значительного опыта.

Прямо на линии горизонта нарисуем домик, окруженный заснеженным садом. Домик будет совсем маленьким, а деревья лучше слегка обозначить, обобщая форму. Можно завершить работу несколькими штрихами стирательной резинки (ластика) - стираем луну в небе - два-три касания (после каждого касания ластик необходимо очистить о ненужный лист бумаги или любую шероховатую поверхность). Не обводите луну линией - работаем только ластиком и все. Этим приемом выполняем дым из трубы и пару бликов луны на снежных сугробах. При очень сильных тоновых перегрузках рисунка его можно облегчить при помощи мелко раскрошенного не очень свежего хлеба. Положив рисунок горизонтально, следует насыпать на него хлебную крошку, а затем протереть - таким образом, не нарушая очертания рисунка, можно высветлить его целиком или отдельные места до любого тона.

Упражнение 2 . Выразительными получаются рисунки, выполненные пером и тушью. Перо как инструмент рисования своими богатыми возможностями с давних пор приковывало к себе внимание художников. Ошибки в рисунке, легко исправляемые при рисовании другими материалами, при работе пером почти неисправимы. Это обстоятельство заставляет художника быть особенно внимательным и осторожным при проведении линии. Поэтому технику рисунка пером или тростниковой палочкой следует рекомендовать на уроках изобразительного искусства как отличную школу тренировки верности руки, точности глаза. На уроке можно выполнить пером наброски сухих трав, веток деревьев, молодой елочки, березы. Работа выполняется без простого карандаша, сразу ручкой или черной тушью, что заставляет детей быть более наблюдательными и внимательными при выполнении задания.

Из отдельных рисунков может быть собрана коллективная работа, но каждая индивидуальная графическая работа уже представляет собой небольшое произведение искусства.

Внимательное изучение кустарников, деревьев, растительности леса дает возможность выразительно изображать окружающую нас природу, ее неповторимую красоту. Прославленным знатоком русского леса был И.И. Шишкин. Художник знал характер, пластику, анатомию каждого дерева, куста. Он требовал и от других, чтобы по рисунку можно было узнать не только породу дерева, но и его возраст, историю его жизни, определить, где оно растет: на светлой полянке или в темной чаще, в глубоком овраге или на склоне холма.

Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» посвятил целую главу изображению деревьев (13 ). Из главы «О деревьях и зелени» можно узнать, как ветвятся деревья и по какому закону трескается их кора, какие цветы на кусте распускаются первыми и какие осенние листья задерживаются на дереве дольше всех, какое строение имеют кустарники и деревья, как влияет на их крону сильный ветер и многое, многое другое.

А замечательный русский пейзажист А.А. Рылов в наставлении начинающим рисовальщикам писал: «Хорошо нарисовать совсем маленькую елочку - трехлетнюю детку. Какие у нее славные зеленые лапки - в начале лета яркие и мягкие! У такой елочки еще мало веток, и потому ее легче нарисовать. При рисовании самое главное - правильный контур. Рисуйте его осторожно, внимательно, не давите карандашом или пером бумагу. Карандаш у художника - то же, что смычок у скрипача. Штрих должен быть легким, чутким и выразительным. Не темните рисунок тушевкой. Как можно меньше тушевки! Только главные тени затемните, а освещенную сторону предмета не надо тушевать» (А. Рылов. «Елка») (14 ). И дальше: «Чтобы нарисовать большое дерево - дуб, березу, сосну или ель, надо определить отношение ширины к высоте. Отметить карандашом наверху листа и внизу, а потом справа и слева. Найдя середину рисунка, обозначить ветви, находящиеся возле середины дерева. Общим контуром обрисовать массы листвы, выступающие вперед от ствола, и выделить их падающими тенями».

Пером можно выполнять и декоративные рисунки, построенные на изящном контуре (детские работы) (15–16 ).

Упражнение 3. Пятно - основное средство изображения на плоскости. Художник на плоскости наносит разнообразные пятна - большие и маленькие, округлые и протяженные. Они могут, изгибаясь, перетекать друг в друга, а могут быть твердо очерченными, но при этом они обязательно светлые или темные. Черное и белое - два полюса изобразительных возможностей графики. Темное обладает тайной, связано с чувством опасности, а светлое - это ясность и тепло. Между черным и белым существует огромное количество оттенков серого. Важным выразительным средством являются тональные переходы - иногда почти незаметные, мягкие перетекания, а иногда резкие, контрастные пятна. Резкий контраст говорит о сильных драматических чувствах: тревоге, решительности, ярости. Там, где противоположности сближены, - мягкий контраст.

Графические художественно-выразительные средства – линия, штрих, тон

Попробуем изобразить природу в состоянии бури, грозы или шторма; утреннего тумана или серого дождливого дня. Задание можно выполнить углем, тушью или белой и черной гуашью. Работать надо сразу кистью «от пятна», без предварительного рисунка. Все рисунки надо начинать с определения композиционного расположения главных объектов изображаемого пейзажа, например: дерево, сарай и дорога; деревья, линия горизонта, контур дальнего леса; край берега реки и лодка; стог сена и елка и пр. Чтобы добиться выразительной композиции, целесообразно предварительно «поискать» ее в набросках - эскизах, а также использовать фотоаппарат.

Постепенно задачи изображения нужно усложнять - учиться чувствовать настроение природы: спокойную, умиротворенную гладь тихого лесного озера, тревожный закат ночного летнего неба, душистое дыхание цветущей сирени, взволнованность предгрозовой поры, чудо-радугу, праздничность серебристого инея на деревьях, романтичность убегающей змейкой за деревенские дома и дальше в поле дороги... И в соответствии с этой задачей выбирается формат бумаги, технические средства. Это легко проследить по рисункам замечательных художников (Дж. Констебл. «Вид на реку Стур» (17 ), Э. Делакруа «Всадник») (18 ), (Рембрандт. «Пейзаж с каналом») (19 ), Рембрандт. «Воскрешение Лазаря») (20 ).

Упражнение 4. Выполним несколько рисунков на стилизацию изображения. В иконописном стиле, традиционном для Палеха, нарисуем тушью несколько деревьев (детские работы) (21–22 ).

Упражнение 5. Графике доступны разнообразные жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др. (детские работы) (23–28 ), у нее практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира. Начнем работу с композиции натюрморта. Вырежем элементы натюрморта из цветной бумаги и, перемещая их по белому листу, начнем изучение композиционных закономерностей (детские работы) (29–30 ).

(25) (26)
(27) (28)
(29) (30)

Выполнив упражнения, можно перейти к заданиям.

Рисунок на уроках ИЗО в школе

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задания

Задание 1. Основными задачами при рисовании натюрморта являются: правильная и выразительная композиция рисунка, правильное перспективное построение каждого предмета; точная передача их взаимного расположения в пространстве; четкое изображение пропорций; передача в рисунке светотеневых соотношений. Начинают натюрморт с обобщенного наброска всей группы без выделения отдельных предметов. Вначале короткими отрезками намечают конечные точки группы предметов по горизонтали и вертикали. Следующий этап работы: линиями прорисовываются общие размеры и очертания каждого предмета. Ведется постоянное сравнение одного тела с другим по величине, уточняются пропорции тел по высоте, ширине. Для этого используются дополнительные линии, линии построения. Особого внимания заслуживает правильное определение уровня горизонта и перспективного сокращения плоскости стола, на которой расположена изображаемая группа предметов. От уровня горизонта и расположения плоскости подставки зависят пространственные соотношения предметов, степень перспективного сокращения их плоскостей.

Задача во многом облегчается, если все предметы изображаются так, будто они прозрачны или сделаны из проволоки. Для этого прорисовываются и те части, которые не видны. По существу, прорисовывается полный каркас каждого предмета, что позволяет избежать ошибок и неточностей в их конструктивном строении. Типичной ошибкой при рисовании группы предметов, особенно если они расположены друг к другу очень близко, вплотную, является смещение или наложение следков (очертаний основания) предметов друг на друга. Неточности в изображении пространственного расположения основания предметов возникают из-за того, что рисующий плохо чувствует расстояние, пространство между предметами. Во избежание смещения рекомендуется рассмотреть группу сверху.

Следует подчеркнуть, что все построение ведется тонкими линиями со слабым нажимом. И только постепенно, по мере уточнения рисунка как в целом, так и в деталях, проявляются линии с большим нажимом, обозначающие передние грани, углы, плоскости. Одновременно ластиком стираются вспомогательные линии, линии построения. Однако надо помнить, что при выполнении светотеневого рисунка (на этапе его линейного построения) не следует проводить линии в полную силу, поскольку при дальнейшей светотеневой разработке рисунка они будут ярко проступать, «вылезать», смотреться как искусственная проволока. Можно оставить ряд вспомогательных линий на участках рисунка, расположенных в тени. Это нужно сделать для того, чтобы не касаться лишний раз плоскости бумаги ластиком, а при дальнейшей тоновой штриховке эти линии построения все равно сольются с общим тоном.

Тоновая проработка рисунка начинается с четкого определения и очерчивания границ собственной и падающих теней, с отметки бликов. После этого широкими штрихами покрываются средним (не очень сильным) тоном общие тени - участки рисунка, расположенные в тени независимо от того, собственная это тень или падающая. Следующий этап - более тонкая, детальная светотеневая проработка формы каждого предмета. Для этого надо определить самые темные и самые светлые места на предметах в натуре и разницу в тоне между собственной тенью и падающей. Для этого вспомним и используем закономерности воздушной перспективы: чем ближе предмет, тем он виден ярче, контрастнее, как в свете, так и в тенях. При соблюдении этих закономерностей в рисунке будут хорошо чувствоваться пространственные планы, отношения, воздушность (детские работы) (31–32 ).

(31) (32)

Культура рисования - это правильная последовательность ведения рисунка и правильное его представление. Рисуем от общего к деталям - и опять к общему, то есть форму, детали, форму.

Задание 2. Можно выполнить натюрморт в технике монотипии (вид печатной графики, в котором с каждой пластины можно получить только один отпечаток) или гравюры. Сделать гравюру в условиях урока непросто, но можно сделать гравюру наклейками. Для этого используем листы картона, резак и ножницы, клей, одноцветную гуашь или типографскую краску, тонкий лист бумаги, толстую кисть и ложку.

Сначала придумаем натюрморт и сделаем эскиз. Вырежем составляющие его предметы из картона. Расположим их на листе плотного картона, который будет фоном. Для наклеивания хорошо использовать картон разной толщины. Чем толще картон наклейки, тем больше светлого пространства останется вокруг после печати - так можно выделить главное в композиции. Сначала надо приклеить самые крупные части. Резаком можно удалить из них некоторые детали, которые должны остаться светлыми, или наклеить на них, как и на плоскость фона, более мелкие элементы. Это будет основа, с которой можно делать отпечатки. Отпечаток станет интереснее, если удастся разнообразить фактуру наклеек: можно сделать штрихи резаком, использовать дополнительные материалы, например кружева. Затем надо валиком нанести мокрую краску на картон с наклейками, прижать чистый лист и притирать его ложкой. Затем аккуратно снять. Получится оттиск натюрморта - эстамп. Можно сделать новый оттиск; он пропечатается немного по-другому. Это увлекательная работа, она дает возможность экспериментировать.

Для монотипии потребуется металлическая пластина (можно взять пластину из любого плотного материала). Нанесем рисунок гуашью на металлическую пластину, наложим лист бумаги и хорошо прогладим его ладонью. При такой технике исполнения возможен только один отпечаток.

Задание 3. Поиски разнообразного графического решения одного и того же мотива (детские работы) (33 ).

Способность графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника, развитие техники создают условия для возникновения новых видов графики. Графика - прекрасная возможность для художника экспериментировать и искать новые выразительные средства и приемы (детские работы) (34–35 ).

(34) (35)

Работы выполнены учащимися ГОУ СОШ № 328 г. Москвы






Виды рисунка Основными видами рисунка являются: набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз. Эдуар МАНЕ. Портрет мадам Жюль Гийме. Набросок. Уголь. Франция Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, быстро исполненное. Главное назначение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или воображению.




Эскиз - подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения. Лев Бакст Эскиз Костюма для Анны Павловой «Бабочка» Лев Бакст Эскиз костюма для Вацлава Нижинского "Шехерезада" Синий Султан


Этюд (французское etude - изучение) - в изобразительном искусстве произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполняемое с натуры. В этюдах художники разрабатывают детали задуманного произведения Эжен Делакруа «Резня на Хиосе». Этюд Клод Оскар Моне «Дама с зонтиком». Этюд




Академический рисунок – многочасовая работа с подробной передачей конструкции и светотени объектов. Такая система включает копирование «оригиналов» признанных мастеров, рисование с гипсовых античных слепков и затем с живой натуры. Работы Юрия Бутенко Длительный академический рисунок гипсовой головы Афродиты Книдос. Длительный рисунок гипсовой головы Гаттамелаты




Станковый рисунок Станковый рисунок - рисунок, не имеющий прикладного значения; самостоятельный вид графики. Основными жанрами станкового рисунка являются: портрет, пейзаж и фигурная композиция. Станковая живопись Блудова И. В. «Историческая композиция» Николай Блохин. Портрет девушки


Творческий рисунок Он всегда особенный, в нем автор стремиться выразить то, что ему кажется интересным Рисунок из песка Светлана Дерид Полотно из песка столь не вечно Руки - кисти свой мир создадут Горсть песка высыпаю беспечно, Пусть с ним мысли плохие уйдут.








Анри Матисс "Женщина с распущенными волосами» Линейный рисунок Анри Матисс «Портрет молодой женщины с распущенными волосами» Тоновой рисунок


Используемая литература: 1. Л. А. Неменская. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека. Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений, под редакцией Б.М.Неменского -М.: Просвещение, 2008; 2. Н. М. Сокольникова. Изобразительное искусство 5 – 7 классы Учебник в 4 книгах: «Основы рисунка», «Основы живописи», « Краткий словарь художественных терминов», «Основы композиции» -М.: Титул, Изобразительное искусство 6 класс. Поурочные планы по программе Л. А. Неменской, составитель М.А. Порохневская. – Волгоград: Учитель - АСТ, 2004;