Конспект урока литературное чтение В.Драгунский "Что любит Мишка". Презентация к уроку литературного чтения по рассказу В.Драгунского "Что я люблю" презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему Характер героев произведения

Тема урока: Юмористический рассказ на серьезную тему.

Тип урока: освоение нового материала.

Цель: знакомство с произведением В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка».

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

Познакомить с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;

Показать различия понятий «юмор» и «сатира»;
- отрабатывать навыки выразительного чтения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Личностные УУД:

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей.

Коммуникативные УУД:

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска, аудиозапись фрагмент произведения Фредерика Шопена «Вальс минутка», учебник литературного чтения 4 класс Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «В океане света»

Ход урока

Вступительная беседа

Как называется раздел, который мы начали изучать на прошлом уроке? (Смешные книжки. Тайны юмора и сатиры.)
- Как вы понимаете значение слов сатира и юмор?
- Как значение эти слов поясняется в нашем учебнике? Зачитайте. С.150
- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова эти слова поясняются так:

Сатира - художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности
Юмор - умение видеть и показывать смешное, снисходительно - насмешливое отношение к чему-нибудь

С каким произведением этого раздела мы познакомились? (Н. Носов «Федина задача»).
- Почему это произведение включено в этот раздел «Смешные книжки»? (Оно веселое, смешное, юмористическое.)
- Сегодня на уроке познакомимся с рассказом другого писателя. Его имя вам подскажет альбом иллюстраций (слайды). Если узнали рассказ - поднимите руку.

Актуализация знаний

Родился Виктор Юзефович Драгунский 30 ноября 1913 году в Нью-Йорке, куда уехали его родители из России в поисках лучшей жизни. Однако через год они вернулись обратно, и поселилась в Гомеле (это в Белоруссии), где и прошло детство Драгунского.
В 1925 году, когда Виктору было 12 лет, семья перебралась в Москву.

Детство и юность Драгунского пришлись на трудные годы. В шестнадцать лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе учеником токаря, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актером он все-таки стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта (сейчас - театр имени Гоголя), потом в Театре сатиры, цирке, театре - студии киноактера.

С его Дениской Кораблевым юные читатели впервые познакомились в 1959 году. (56 глет назад) И с тех пор за Виктором Драгунским закрепилось звание детского писателя.

Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - но не с Дениской Кораблевым - литературным героем. А с Денисом Драгунским - сыном писателя. Правда Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.

Назовите главных героев рассказов Драгунского. (Мишка и Дениска, Аленка)
- Под каким общим названием издавались эти рассказы? (Денискины рассказы)
- Какое настроение вызывают эти рассказы? (Веселое, радостное)
- Что объединяет все эти произведения? (Они юмористические)
- Сегодня мы прочитаем юмористический рассказ на серьезную тему. Прочитайте название рассказа

Работа с текстом до чтения

Глядя на название, предположите, о чем будет рассказ? (О любви)
- Кто будет главным героем? (Мишка)
- Рассмотрите иллюстрацию, и в своих учебниках на стр.157
- Кого узнали? (Мишку, Дениску)
- О чем будет это произведение? (О том, что любит Мишка и Дениска)
- А как нам убедиться, верны наши предположения или нет? (Нужно прочитать текст)

Чтение рассказа

Прочитайте рассказ самостоятельно и с помощью линейки и карандаша подчеркните слова, значение которых вам не понятны.

Словарная работа

Какие слова вам не понятны? Найдите в тексте и прочитайте предложения с этими словами.
Кавалерист - воин на коне.
Лань - быстрое животное рода оленей.
Зельц - вид колбасы.
Боржом - минеральная вода.
Частик - рыба.
Глазурованные пряники - покрытые глазурью, сахаром.
Брынза - сыр из овечьего молока

Анализ произведения

От чьего имени ведется рассказ?
- Куда зашли ребята и кого они встретили?
- Что любил учитель пения?
- Найдите в тексте и прочитайте, как сам учитель говорит об этом
- Послушайте фрагмент произведения Фредерика Шопена «Вальс минутка».
- Что вы представляете себе под эту музыку?

Как автор относится к Борису Сергеевичу? (С уважением)
- Что любит Дениска? Найдите и прочитайте
- Как слушал Дениску Борис Сергеевич? Прочитайте.
- Почему? (Ему было интересно)
- Что мы можем сказать о Дениске? (Он мечтатель. У него разные интересы)
- Как автор относится к Дениске? (С одобрением)

Как вы относитесь к Дениске? (Предположения учащихся)
- Почему Мишка вмешался в разговор? (Почувствовал себя обиженным)
- Как понимаете «Поведай тайну души своей»? (Расскажи самое сокровенное)
- Что любит Мишка? Прочитайте.
- Чего ждал Мишка? (Похвалы)
- Найдите и прочитайте, как учитель отреагировал на слова Мишки? (Посмотрел недовольно и строго)
- На что обратил внимание учитель? (На любовь к людям и животным) Почему? (Это главное - ради чего живет человек на земле)

Выберите глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя. (Встрепенулся, покраснел)
- А когда люди краснеют? (Когда им стыдно)
- Почему Мишке стало стыдно? (Самое главное не сказал)
- Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет это как главное.
- Чем же отличаются герои?
- Только ли нам смешно было? Почему грустно?

Как к героям относится сам автор? (К Дениске с уважением, к Мишке с юмором, но учит)
- Как вы считаете, какова идея произведения?
- Давайте подумаем, можно ли это произведение отнести к юмористическим? (Нет. Юмор - весело, радостно, смешно)
- В каком жанре написан рассказ? (Сатира. Высмеивает недостатки)
- Почему так считаете? (Высмеиваются недостатки. Помогает исправиться)
- О чем мы должны задуматься, читая этот рассказ? (О любви к ближнему, к животным)
- А что вы любите?

Работа с пословицами

Выберите подходящую по смыслу пословицу:

На вкус и цвет товарища нет
Не хлебом единым жив человек

Игра: «Найди ошибку»

Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и слушали рассказ. На доске записаны предложения (цитаты) из рассказа, вам надо найти в них, если есть ошибки.
Мы с Мишкой вошли в класс, где у нас бывают уроки пения.
Шопен - великий писатель.

Он выслушал меня внимательно, у него было удивленное лицо, когда он слушал, а потом он сказал…
Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, - на спор съем сто кило.
По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Петрович его похвалит.
… ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь, оно получается какое-то одинаковое, чересчур вкусное, что ли.

Работа в группах

Заполните таблицу

Название произведения
Автор
Жанр
Главные герои произведения
Характер героев произведения Борис Сергеевич -
Мишка -
Дениска -
Отношение автора к героям произведения Борис Сергеевич -
Мишка -
Дениска -

Ваше отношение к героям произведения

Викторина

В начале урока вы говорили о том, что прочитали многие рассказы Виктора Драгунского. Сейчас мы проверим, как вы помните их содержание.

1. Назовите фамилию Дениса.
2. Что вывалил Дениска из окна, попав на шляпу прохожему?
(Тайное всегда становится явным)
3. Где Денис и его друзья устроили настоящее сражение?
(Сражение у чистой речки)
4. Как звали девочку, которую Дениска с Мишкой покрасили?
(Вверх, вниз, наискосок)

5. Что варили Дениска с папой, но так и не сварили?
(Куриный бульон)
6. Какую игрушку предложила мама Денису вместо боксерской груши?
(Друг детства)
7. В каком предмете силен Васин папа?
(Где это видано, где это слыхано)
8. Название, какой реки перепутал Дениска, тем самым рассмешив весь класс?
(Главные реки Америки)

Итог урока

С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Чему учит рассказ? (Любить близких)
- Как вы ответите на главный вопрос рассказа?

Черникова Надежда Алексеевна, ГБОУ СОШ №4 г. о. Сызрань Самарской области, учитель начальных классов

Чтобы скачать материал или !

Тема урока "В.Драгунский "Что любит Мишка"

Цель:

    Продолжить знакомство с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского.

    Учить учащихся формулировать тему и цели урока, идею произведения.

    Развивать четкую, грамотную, связную речь учащихся, навыки выразительного, осознанного чтения, творческие способности.

    Воспитывать интерес к чтению, любовь к своим близким, животным, природе.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование: аудиозапись, я , словарь черт характера человека,карточки

Ход урока

1.

Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе.

Ребята сейчас будет звучать музыка, вы наверняка ее узнаете. Подпевайте.

Звучит музыка к тележурналу «Ералаш».

Что это за мелодия? (Ералаш»)

О ком эта передача? (о детях)

Любите ли вы смотреть Ералаш? Почему ? (веселый, смешной)

2.Актуализация знаний.

(слайд 1)

3.

Подготовка к основному этапу .

Вы дома путешествовали на машине времени в гости к Драгунскому. Что вы узнали? Поделитесь увиденным и услышанным .

Дома вы читали его произведения. В каком жанре работал писатель ? (Рассказы.)

Какие рассказы вы читали Драгунского?

Что их объединяет? (Смех.)

Как вы считаете, каким человеком был Драгунский? (Писатель любит своих героев, он понимает их чувства, бывает, он подшучивает над героями, но эта шутка добрая, с любовью.)

На уроке мы в этом убедимся.

Прочитайте тему урока, расшифровав запись: Чт. л.б.т М.шк.

Поставим себе цель.

Должны знать…. (произведение)

Должны уметь: …. (анализировать текст)

(Слайд 2.)

(Слайд 3, 4.)

Дети рассказывают биографию.

(Слайд 5.)

(Слайд 6.)

4

Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание способов действий.

А вы знаете, что любит Мишка? (нет)

Что мы должны сделать, чтобы узнать?

    Выяснить, что любит Мишка?

.Работа по теме урока.

Скажите пожалуйста, а что любите вы?

Как много всего вы любите, может быть даже ваши предпочтения совпадут с Мишкиными.

Давайте сейчас познакомимся с рассказом

5. Словарная работа.

Кавалерист – воин на коне.

Лань – быстрое животное рода оленей.

Зельц – вид колбасы.

Боржом – минеральная вода.

Частик – рыба.

Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром.

Жужжащее чтение.

(Слайд 7.)

.Первичное восприятие текста .

Прослушивание аудиозаписи. Учащиеся следят и подчеркивают встретившиеся слова из словарной работы – прием “Молния”.

.Проверка первичного восприятия

6.Физминутка.

Беседа:

Понравился рассказ?

Кто главные герои?

Работа в паре

Так, что же любит Мишка? Дениска?

Перед вами лежит карточки, вы сейчас будете работать в парах, соедините стрелками кто, что любит.

собака

колбаса

строгать

лань

Дениска макароны Мишка

булки

древних воинов

сыр

конфеты

Давайте проверим, все ли выполнили задание правильно.

Скажите, совпали наши предпочтения с Мишкиными?

К кому были ближе к Дениске или к Мишке?

Как вы думаете, могут ли рассказать о человеке его увлечения?

Найдите в тексте и прочитайте отрывок, в котором описывается, что любит Дениска.

Давайте дадим характеристику Дениске. Какой он?

Увлекающийся, разносторонний, любознательный, ленивый, равнодушный .)

А что любит Мишка? Много всего любит Мишка?

Чего ждал от Мишки учитель? Что хотел услышать?

Давайте попробуем охарактеризовать Мишку. Какой Мишка ?

- Почему вы затрудняетесь ответить ? Можно ли рассказать о характере Мишки по тому, что он любит? Единственное, что можно сказать, это то что Мишка любил поесть.

- Задумался ли Мишка над тем, что он любит после замечания учителя? Найдите этот момент в тексте, прочтите.

- Почему он покраснел ? Почему стало стыдно? (Он не назвал более важных вещей)

- Кто из детей взрослее несмотря на то что они одного возраста? Почему вы сделали такой вывод?

(Мишка как маленький ребенок перечислял, что он любит есть, но ни разу не обмолвился ни о увлечениях ни о людях которых он любит.)

7 Закрепление пройденного материала.

Работа с пословицей.

- Так на что же хотел обратить внимание автор? Ответить на этот вопрос нам поможет пословица.

« Не хлебом единым жив человек». (Человеку кроме обычной пищи, необходима еще и духовная.) Что значит духовная? (любовь к родным, природе, музыке и т.д.)

8.Работа в группах.

- Сейчас мы с вами будем работать в группах. Обратите внимание на доске пьедестал. Сколько мест? четыре) (1-я, 2-я, 3-я, 4-я группы).

Перед вами лежат картинки. Рассмотрите их и попробуйте распределить, чтобы вы поставили на верхнюю ступеньку пьедестала, на вторую, третью, четвертую.

1 группа выберет для 1 места

2 группа – 2

3 группа – 3

4 группа – 4

- Что получилось на 1 месте? (семья), на втором? Третьем? Четвертом? Почему получились совпадения? Это не значит, что кто-то лучше, кто-то хуже, это значит, что мы все разные.

9.Итог урока.

Какой совет вы бы дали Мишке? (Любить свою семью.)

Достигли ли мы целей урока?

(Слайд 10.)

10.Домашнее задание.

Творческий пересказ.

Сочинение “Что я люблю”.

Разноуровневые задания

Самовыбор. (Слайд 11.)

11.Рефлексия.

На доске записаны предложения. Подумайте и закончите их.

    Произведение В. Драгунского «Что любит Мишка» заставило задуматься…

    Читая произведения, я испытывал…

    Особенно меня тронуло…

Было ли вам интересно на уроке?

12.Самооценка.

«Драгунский» - Я взял книжку в библиотеке. Вот Сережин ответ: Драгунский часто получал письма и всегда старался ответить. Денискины рассказы. «Здравствуйте,дорогой и смешной писатель Виктор Драгунский! -Двадцать лет под… Закончи название рассказа В.Драгунского. -Расскажите мне про… Отец умер от тифа, отчим, красный командир, погиб на гражданской войне.

«Драгунский урок» - Был актером, работал в цирке. «Видеть не могу манную кашу!». Идея произведений В.Драгунского- взаимопонимание родителей и детей. «Тайное становится явным». С 16 лет пошел работать. Игра не доводит до добра. Виктор Драгунский. 13. Известным всем доступным очевидным нескрываемым открытым видимым. Короткое слово гнев побеждает.

«Виктор Юзефович Драгунский» - Живая звездочка. Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями? Нарисовать иллюстрацию к рассказу. Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972). Светлячок. Золотистый... Устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм» (1930). Словарь чувств: Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. ДРАГУНСКИЙ, ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ (1913–1972), русский писатель.

«Рассказы Драгунского» - На что Дениска выменял светлячка? Всего у Драгунского около девяноста очень веселых рассказов. Что любит Дениска: Я много чего люблю! Когда мы будем жить просторней, мы купим слоненка. Миссисипи. «Главные реки». Фамилия Мишки? «Гусиное горло». Викторина. Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми.

«Драгунский Друг детства» - Чистоговорки: Детский писатель. Дениска вспомнил своё детство. Игрушка. Юзефович. Утиль -. Одноклассники. Дениска решил стать боксёром. Бу – бы – ба – из окна торчит труба. Старые игрушки. Кожаная боксёрская груша – тренажёр для отработки удара боксёра. Рассказы. «Друг детства». Сказка. Друзья из нашего двора.

«Писатель Драгунский» - Завод находился на окраине, вставать приходилось очень рано. В семнадцать лет Виктор выдерживает экзамен в актерскую школу. У меня есть два старших брата – Лёня и Денис. Свою первую книжку Виктор Драгунский выпустил в 48лет. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. В 1913 году.

Литературное чтение

4 класс (школа 2100)

В. Драгунский

«Что любит Мишка».

Учитель начальных классов ГБОУ

Гимназии №205 Санкт-Петербурга

Федорова Ирина Аркадьевна

Тема: В. Драгунский «Что любит Мишка».

Цель:

Углубление знаний учащихся по теме;

– Познакомить с произведением В. Драгунского «Что любит Мишка»;

– Показать различия понятий «юмор» и «сатира».

Задачи:

Обучающие:

– Обучить учащихся формулировать тему и идею произведении;

– Совершенствовать различные виды анализа прозаического произведения;

– Отрабатывать умение характеризовать литературного героя;

Развивающие:

– Развивать устную монологическую речь;

– Совершенствовать навык правильного беглого выразительного чтения целыми словами;

Воспитывающие:

– Воспитывать любовь к своим близким, животным, к природе;

– Воспитывать интерес к чтению к музыке.

Оборудование:

Презентация к уроку:

Литературное чтение 4 класс В.Ю.Драгунский Что любит Мишка.ppt

Индивидуальные таблицы для учащихся. (Приложение 1)

Ход урока


  1. Организационный момент.
– Проверьте готовность к уроку.

2. Актуализация знаний.

– Какой раздел мы начали изучать? (Путешествие 13) [Слайд 2]

– Какое название у этого путешествия? (Смешные книжки. Тайны юмора и сатиры.)

– С каким произведением этого раздела мы познакомились? (Н. Носов «Федина задача»).

– Почему это произведение включено в этот раздел? (Оно веселое, смешное, юмористическое.)

– Сегодня на уроке познакомимся с рассказом другого писателя.

– А с каким, мы узнаем, посмотрев сценку. (Заранее подготовленные учащиеся – инсценирование отрывка из рассказа В.Драгунского "Надо иметь чувство юмора".

– Написал?

– Ты мою тетрадку проверь, а я – твою.

– Ты чего, Мишка, покатываешься?

– Я покатываюсь, что ты неправильно списал!

– А ты чего?

– А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: "Наступили мозы". Это кто такие – "мозы"?

– Мозы – это, наверно, морозы. А ты вот написал: "Натала зима". Что это такое?

– Да не "натала", а настала. Ничего не поделаешь, надо переписывать.

– Вы узнали произведение? (Да.)

– Какое? («Надо иметь чувство юмора».)

– Кто герои? (Мальчики, школьники, Мишка и Дениска.)

– Какое настроение у вас вызвала сценка? (Веселое, радостное, смешное.)

– Какой это рассказ? (Юмористический.)

– Обиделись ли ребята друг на друга? (Нет.)

– Почему? (Все происходящее было по-доброму «от души».)

– Значит, что такое юмор? (Это когда весело, смешно, радостно.) [Слайд 4]

^ 3. Знакомство с творчеством В. Драгунского

(Дифференцированное задание для сильных учащихся).

Рассказывает ученик.

Виктор Юзефович рано начал работать в театре, как актер. А вот писать для детей начал поздно, в возрасте 32-ух лет. И связано это с появлением у него сына Дениски. Вечерами Виктор Юзефович рассказывал Дениске и его друзьям веселые истории, которые очень нравились детям. Так и появились юмористические рассказы для детей, прототипом которых является его сын.

– Как звали главного героя этих рассказов? (Денис Кораблев.)

– Под каким общим названием издавались эти рассказы? (Денискины рассказы.)

– Вспомните, какие рассказы В. Драгунского вы читали? («Девочка на шаре», «Похититель собак», «Бы», «Тайное становится явным», «Независимый Горбушка»). [выставляются книги]

– Какое настроение вызывают эти рассказы? (Веселое, радостное)

– Посмотрите, В.Ю. Драгунский умер в 70-ые годы прошлого столетия, очень давно, а книги его читают дети и взрослые, и по сей день. И эти произведения приносят нам много радости и веселья. Что объединяет все эти произведения? (Они юмористические)

^ 4. Сообщение темы и цели урока.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Смешное в литературных произведениях В. Драгунского)

– А поможет нам подойти к разгадке тайны смешного В. Ю. Драгунский и его рассказ…

– Найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как оно называется. («Что любит Мишка».) [Слайд 5]

^ 5. Работа с текстом до чтения.

– Глядя на название, предположите, о чем будет рассказ? (О любви.)

– Кто будет главным героем? (Мишка.)

– Рассмотрите иллюстрацию, и в своих учебниках на стр.157.[Слайд 6]

– Кого узнали? (Мишку, Дениску.)

– О чем будет это произведение? (О том, что любит Мишка и Дениска.)

– Прочитайте ключевые слова к рассказу. [Слайд 7]

– Какой еще герой появляется в рассказе? (Учитель пения.)

– Что будут любить наши герои? (Древних воинов, разные разности, люблю булки, пирожки, сыр…)

– О чем будет рассказ?

– А как нам убедиться, верны наши предположения или нет? (Нужно прочитать текст.)

^ 6. Чтение рассказа. Словарная работа.

– Прочитайте рассказ самостоятельно и с помощью линейки и карандаша подчеркните слова, значение которых вам не понятны.

Учащиеся читают текст и составляют вопросы к героям от автора.

– Верны ли ваши предположения (Да)

1) – Вы выбрали слова, значение которых вам непонятны. Найдите теперь предложения с этими словами в тексте. Быть может, в контексте предложения вы сможете определить смысл этих слов? (Предположения учащихся.)

– Остались ли еще непонятные слова? (Да) [Слайды 8-14]

– А где мы можем найти точное грамотное лексическое значение слов? (Помощь родителей, толковый словарь, интернет…)

– Какие слова у вас вызвали улыбку? Почему? (Неправильно говорит.)

2) – Понравился ли вам рассказ (Да)

– Какое настроение вызвал? (Радостное, смешное, веселое)

– А что именно вызвало такое настроение? (Ответ Мишки)

– Почему?

– Кого мы еще встречаем в рассказе? (Бориса Сергеевича)

– А кто это? (Учитель музыки.)

– А какой это учитель? (Творческий, талантливый)

– Докажите словами из текста.

– Что любит учитель пения? (Музыку Фредерика Шопена.)

– Послушайте фрагмент произведения Фредерика Шопена «Вальс минутка».

[Слайд 15].

Физ. Минутка.

– Что вы представляете себе под эту музыку?

Звучит музыкальное произведение.

– Кому понравилось это музыкальное произведение?

– Что вы увидели?

– Что вы услышали?

– Какие чувства у вас возникли?

– На уроке музыки вы вместе с учителем музыки послушаете другие произведения этого композитора.

– Какой герой нам еще встречается в рассказе? (Дениска.)

– Как называется рассказ? («Что любит Мишка».)

– Что же любит Мишка?

Учащиеся перечисляют.

– Что любит Дениска? Найдите и прочитайте. Но сначала давайте обратимся к нашему алгоритму. На что обращаем внимание при чтении? (На интонацию (медленно перечисляет), на темп)

– Прочитайте.

Учащиеся читают.

– Используя алгоритм, оцени, как ты прочитал?

– Что мы можем сказать о Дениске? (Он мечтатель. У него разные интересы.)

– Что мы можем сказать о Мишке? (Он беззаботный и легкомысленный)

– Как слушал Дениску Борис Сергеевич?

– Прочитайте.

– Почему? (Ему было интересно.)

– Какой же Дениска? (Он мечтатель, разносторонний, любознательный)

– Как вы относитесь к Дениске? (Предположения учащихся.)

– Прочитайте по ролям, как в разговор учителя и Дениски вмешался Мишка.

Учащиеся читают. Оценивают чтение.

– Покажите, как это надулся.

Инсценирование учащихся.

– Как понимаете «Поведай тайну души своей»? (Расскажи самое сокровенное.)

– Что такое «разные разности»? (Всякие разности.)

– Можно ли так сказать? Это грамотно? (Нет.)

– Что любит Мишка? Прочитайте по цепочке.

Учащиеся читают.

– О чем говорят эти слова? (Мишка вел себя беззаботно, ждал похвалы.)

– Прочитайте, как слушал Мишку Борис Сергеевич.

Учащиеся читают.

– Почему? (Был недоволен, расстроен, возмущен.)

– Прочитайте.

– Для чего пауза? (Осмыслить, задуматься.)

– Когда вспомнил Мишка о любви к людям? (После замечания Бориса Сергеевича.)

– Прочитайте, как он отреагировал. (Покраснел.)

– Сравните, что любят мальчики.

Учащиеся предполагают.

– Посмотрите, сколько слов Мишка употребил, чтобы описать свою любовь к пище, и сколько, чтобы описать любовь к людям.

– Какое чувство у вас возникло в этот момент? (Грусть.)

– Почему?

– Прочитайте еще раз последние слова Мишки. Можно ли сказать, что он осознал свою ошибку? Докажите.

– Давайте подумаем, можно ли это произведение отнести к юмористическим? (Нет.)

– Почему? (Смех сквозь слезы.)

– В каком жанре написан рассказ? (Сатира.) [Слайд 16]

– Почему так считаете? (Высмеиваются недостатки. Помогает исправиться.)

– Что такое сатира?

– О чем мы должны задуматься, читая этот рассказ? (О любви к ближнему, к животным.)

– У нас два примера. Так о чем? (О любви к родным, к разным увлечениям)

^ 7. Итог урока

– Положите перед собой таблицы.

– Заполните их.

Самостоятельная работа учащихся.

Таблица


Название

«Что любит Мишка»

Автор

В. Драгунский

Жанр

Мягкая сатира

^ Главные герои произведения

Борис Сергеевич

Дениска


Характер героев произведения

Борис Сергеевич – насмешливый

Мишка – беззаботный

Дениска – мечтатель, любознательный


^

Борис Сергеевич – с уважением, пример

Мишка – иронично, с сожалением

Дениска – по-доброму


^

– Проверим.

Один учащийся говорит, а второй (его оппонент) проверяет и дополняет или исправляет, если нужно. (проверяются п.3-п.6 таблицы)

– Кто может высказать свое отношение к героям? (п.7 таблицы)

^ 8. Домашнее задание.

1) – Я уверена, что вам захочется встретиться с произведениями В. Драгунского еще много раз. Как же найти интересующее вас произведение в библиотеке? Давайте вспомним уроки библиографии. Дома, по желанию, используя нашу таблицу, заполните эту карточку.

2) – Домашнее задание для всех. Выполните иллюстрацию к произведению и подпишите ее цитатой из текста. А для этого вам нужно будет дома еще раз прочитать произведение В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка».

– А для записи цитаты из рассказа вам нужно будет вспомнить, как оформляется на письме прямая речь.

9. Рефлексия.

– На доске записаны предложения. Подумайте и закончите их.


  • Произведение В. Драгунского «Что любит Мишка» заставило задуматься…

  • Читая произведения, я испытывал…

  • Особенно меня тронуло…

^ 10. Организационный момент.

– Урок закончен. [Слайд 17]

11. Используемая литература:


  1. Бунеев Р.Н. ,Бунеева Е.В. Литературное чтение. Учебник, 4-й класс. («В океане света»). 2 ч.

  2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.
    Методические рекомендации для учителя. Уроки литературного чтения в 4-м классе. Об­разовательная система «Школа 2100. Серия «Свободный ум».
Приложение 1

Название

Автор

Жанр

Главные герои произведения

Характер героев произведения

Отношение автора к героям произведения

Свое отношение к героям произведения

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Корёжская основная общеобразовательная школа
Буйского муниципального района

Костромской области

Урок литературного чтения

4 класс

Тема: «В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка».

Идея произведения.

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов: Соколова Елена Владимировна

2014 год

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина М.: Просвещение /Учебник, 2014год

Тип урока

Урок изучения нового материала

Це ль деятельности учителя:

Формирование учебно-познавательного интереса к общепринятым жизненным нормам и ценностному отношению на основе анализа рассказа В.Ю. Драгунского «Что любит Мишка». Совершенствование умения ориентироваться в тексте; выполнять сравнительный анализ героев произведения; обогащение словарного запаса.

Коррекционно – развивающая цель деятельности учителя:

Корректировка и развитие связной речи, навыка быстрого чтения.

Корректировка мыслительной деятельность на основе операций анализа и синтеза.

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности, преодоление интеллектуальной пассивности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух, соблюдая необходимую интонацию и темп чтения, умение объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

УУД

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные: анализ произведения, выделение в нём основной мысли, определение идеи произведения.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Личностные: осмысление понятия «любить целый мир», пословицы «Не хлебом единым сыт человек», формирование системы нравственных ценностей.

Оборудование

Интерактивная доска, ноутбуки, мультимедийный проектор, презентация.

Аннотация к уроку.

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка».

Идея произведения» разработана с учётом обучения в общеобразовательном классе учащихся с задержкой психического развития. К уроку прилагается мультимедийная презентация, тест по проверке домашнего задания, составленный в программе MyTest .

Текущий контроль оценки знаний учащихся проводится в форме словесной оценки результатов учебного труда и самооценки на двух этапах: актуализация знаний (проверка домашнего задания), работа по теме урока, т.о. за урок учащиеся могут получить две отметки.

На этапе актуализации знаний при проверке домашнего задания во время фронтальной беседы за каждый правильный ответ учащиеся получают по одному смайлу. Смайл получают и учащиеся, которые подготовили информацию о реке Миссисипи, а также составили синквейн о главном герое произведения. При прохождении теста учащиеся, получившие отметку «5», получают 3 смайла, «4» - 2 смайла, «3» - 1 смайл, «2» - 0 смайлов. В конце этапа каждый учащийся суммирует количество смайлов и оценивает свою работу.

В ходе работы с новым произведением на этапе изучения нового материала учащиеся получают словесную оценку результатов учебного труда и получают смайлы за правильные ответы. В конце этапа смайлы суммируют и проводят самооценку учебной деятельности. (Лист самооценки, Приложение 1 )

Технологическая карта урока

Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

1.Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся
к усвоению изучаемого материала

Проверка готовности к уроку.

Учитель управляет ситуацией самооценки.

Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем!

(слайд 2 )

Выполняют самооценку готовности к предстоящей деятельности по критериям:

Правильность выбора учебных принадлеж ностей,

- правильность и аккуратность расположения предметов на парте.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

2.Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

(слайд 3 - 4 )

С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

Что вы знаете об этом писателе и его творчестве?

Какой урок извлёк Дениска из всего произошедшего?

Как называется главная река в Америке, название которой не смог сказать Дениска?

Кто узнал информацию об этой реке?

Кто составил синквейн о главном герое произведения?

Коррекционная работа :

Выбрать прилагательные, которые характеризуют главного героя (затейливый, старательный, забывчивый, самонадеянный, умный, наивный, легкомысленный, ответственный, весёлый)

Хотите проверить, внимательно ли вы читали текст?

"Главные реки" В.Ю. Драгунский

1. Герою рассказа шёл...

1) восьмой год

2) девятый год

3) десятый год

2.Что делал мальчик вместо уроков?

1) играл в футбол

2) катался на велосипеде

3) запускал змея

3. Как долго Денис тренировался быстро одеваться?

1) всё лето

2) пол - лета

3) целый месяц

4. Стихи какого поэта нужно было выучить?

1) Некрасова

2) Пушкина

3) Бунина

5. Когда Дениске стало худо, то у него даже:

1) заболела голова

2) заболел живот

3) заболело сердце

6. Как Кораблёв назвал реку?

1) Миси-писи

2) Мипи-сипи

3) Мими-сипи

Самооценка

Отвечают на вопросы, озвучивают дополнительную информацию и подготовленные творческие задания.

Даёт характеристику главному герою

Работают на ноутбуках.

Выполняют тестовое задание в программе MyTest

Коммуникативные: участвуют в диалоге;

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу,

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

3.Речевая разминка

Только Таня утром встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Что тут долго объяснять –

Таня любит танцевать!

(слайд 5 )

Прочитайте шепотом. Прочитайте с вопросительной интонацией.

Прочитайте скороговоркой. Прочитайте с восхищением.

Коррекционная работа :

Коррекция навыка быстрого чтения

Читают текст, согласно предложенным заданиям.

Выполняет задание на интерактивном тренажёре по развитию навыка быстрого чтения.

(тренажёр учителя начальных классов МОУ СОШ№ 1 г. Сим Челябинской обл. Ткачёвой О.Н.)

Упражнение «Собери текст»

Регулятивные: принимают и выполняют учебную задачу.

Регулятивные: принимает и выполняет учебную задачу

4. Самоопределение к деятельности

Чт. л.б.т М.ш.к.

(слайд 6 )

Вставьте пропущенные буквы, чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

Определяют название произведения.

Регулятивные: определяют тему и цели урока;

Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы

5. Работа по теме урока

1. Первичное восприятие произведения.

2. Беседа по содержанию.

3. Словарная работа.

Послушайте произведение и определите, от чьего имени ведётся рассказ. (слайд 7 ) – прослушивание аудиозаписи рассказа.

Первая пауза. Как вы думаете, что ответил Дениска?

Вторая пауза. Что сказал Мишка?

От чьего имени ведётся рассказ?

Встретились ли вам непонятные слова и выражения? (слайд 8 )

Назовите героев этого произведения.

О чём они вели разговор?

Кто первым рассказал, что он любит?

Что же любит Борис Сергеевич?

Знаете ли вы, кто такой Шопен? Где вы получили эти знания?

А вы любите слушать музыку? Приходилось ли вам слушать Шопена?

слушают аудиозапись рассказа «Что любит Мишка» с паузами.

Высказывают свои предположения

Делятся впечатлениями.

От имени рассказчика - главного героя.

Работают со словарями

Дениска, Мишка, учитель музыки Борис Сергеевич.

Они вели разговор о том, кто что любит.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать.

Коммуникативные: обмениваются мнениями

Познавательные: умеют пользовать справочной литературой

Познавательные: расширение кругозора

6.Физкультминутка

Давайте ещё раз послушаем музыку Шопена и отдохнём. (слайд 9 )

Выполняют гимнастику для глаз под музыку.

Личностные: имеют установку на здоровый образ жизни

7. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа о прослушанном музыкальном произведении.

2. Выборочное чтение

Понравилось вам это музыкальное произведение?

Какие чувства у вас возникли во время слушания музыкального произведения?

Прочитайте, как ответил учителю Дениска о том, что он любит.

Какой вывод сделал учитель. (Дениска любит целый мир).

Как вы это понимаете?

Как это характеризует Дениску?

- Значит, у Дениса богатый духовный мир, широкий кругозор познания.

Прочитайте, как в разговор учителя и Дениски вмешался Мишка.

Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки.

Подберите синоним к слову «надулся».

Как назвать одним словом то, что любит Мишка?

Прочитайте по цепочке про то, как рассказывал Мишка, что он любит. На что должны обратить внимание при чтении? (на интонацию, на темп речи)

Чего ждал Мишка?

На что обратил внимание учитель?

- В какой момент изменилось настроение Мишки?

Найдите в тексте глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя?

А когда люди краснеют?

Почему Мишке стыдно стало?

Чувство радости, спокойствия…

Музыка Шопена завораживает, она красивая….

Дениска - мечтатель. У него разные интересы.

Его интересует все.

Он любознательный.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, используя текст

Мишка надулся.

Обиделся

Разные разности.

Читают по цепочке

Отвечают на вопросы по содержанию текста.

Похвалы

На то, что любит Мишка какое-то одинаковое.

Когда учитель обратил внимание мальчика на любовь к людям и животным. -Мишка весь встрепенулся и покраснел.

Наверное, он понял, что не сказал самого главного.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении, связывая их с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на вопросы учителя, находят нужную информацию
в учебнике;

8. Итог урока

- Что хотел сказать Драгунский юным читателям своим произведением?

Выберите подходящую по смыслу пословицу:

«На вкус и цвет товарища нет».

«Не хлебом единым жив человек». (слайд 10 )

Есть люди, которые любят только себя. Но мало любить себя. Надо любить своих близких и не забывать про них.

Работают в группе, выбирают пословицу

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания;

Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы, обмениваются мнениями.

9.Рефлексия

На доске записаны предложения. Подумайте и закончите их.(слайд 11 )

Самооценка

Отвечают на вопросы

самостоятельно оценивают свои достижения

Личностные: оценивают личную значимость изученного произведения.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Домашнее задание

1)Подготовить выразительное чтение по ролям.

2) составить кроссворд по произведениям В.Драгунского. (по желанию)

Индивидуальное д/з

(для учащегося с ОВЗ): 1)Подготовить выразительное чтение с. 24-25.

2) с.28 В.4 (слайд 12 )

Задают уточняющие вопросы

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств её выполнения.