Антон павлович чехов. Сатирические и юмористические рассказы

Творчество Чехова представляет собой уникальное явление в истории русской литературы, потому что сочетает в себе добрый и грустный юмор, постановку вечных для человечества проблем, мягкую педагогичность и порой ноты трагизма.

Детство и юность А.П. Чехова. Первые шаги в творчестве

Будущий русский писатель и драматург родился в городе Таганроге в январе 1860 года. Его отец занимался купечеством, держал маленькую лавочку, в которой можно было купить все: начиная от продуктов до предметов быта.

Семья была многодетной. Позже Чехов признавался, что детство его сложилось трудно: вместе с братьями и сестрами он помогал отцу, поэтому совмещал работу и учебу. На детские игры и шалости времени практически не оставалось.

Антон рано начал писать, его первые рассказы и повести появились, когда Чехов был еще учеником гимназии. Юноша мечтал о литературной славе, поэтому посылал свои повести и рассказы в журналы, однако издатели не спешили их публиковать.

В 1879 году в жизни Чехова происходит важное событие: он поступает на медицинский факультет Московского университета. При этом жизнь будущего врача в Москве складывается непросто: Чехов беден и, чтобы заработать себе на кусок хлеба, начинает искать литературной подработки – пишет короткие юмористические рассказы под псевдонимом «Антоши Чехонте» и многими другими не менее смешными именами. Эти рассказы постепенно начинают пользоваться популярностью. Позже писатель соберет все свои ранние произведения в два сборника, которые назовет «Пестрые рассказы» и «Невинные речи».

Особенности раннего творчества Чехова

Раннее творчество Чехова включает в себя, в основном, юмористические произведения. Это такие рассказы, как «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Жених» и др.
В этих произведениях автор высмеивает многие человеческие пороки и, в первую очередь, лицемерие, скупость и чинопоклонство. Встретились два гимназических приятеля в рассказе «Толстый и тонкий». Искреннее обрадовались встречи, начали диалог, но в процессе его выяснилось, что толстый занимает чин гораздо выше тонкого, и тонкий, узнав об этом, сразу начинает лебезить перед своим бывшим товарищем. И вся радость их встречи пропадает.

Или другой герой – «Хамелеон», в любой ситуации стремящийся показать себя с лучшей стороны перед начальством и получить от этого выгоду. Сам рассказ «Хамелеон» занимает немногим более одной страницы, вызывает смех, но это смех сквозь слезы, ведь читатели видят в поведении героя отзыв своих недостатков.

Или другой рассказ «Жених».

В нем изображен молодой человек, без ума влюбленный в свою невесту – белокурую красавицу Варю. Жених провожает Варю на поезд, дает ей с собой денег 25 рублей, однако, несмотря на все светлое чувство к своей невесте, не забывает взять у нее расписочку. Что это? Скупость или цинизм. А может быть лицемерие? Но в том-то и дело, что наш жених по-настоящему влюблен, однако все равно подарить эти «несчастные» 25 рублей своей невесте не может.

Особенности творчества Чехова этого периода как раз и заключаются в создании таких произведений, рассказывающих о быте разных людей, высмеивающих их пороки, но заставляющие читателей обращаться к миру собственной души, видя недостатки и своего поведения.

В середине 80-х XIX столетия Чехов (уже ставший к тому времени профессиональным врачом) входит в «большую русскую литературу». Его имя становится известным читателям, а его рассказы начинают пользоваться невероятной популярностью.

Творчество Чехова 90-х гг.

Уже став известным русским писателем, чье произведения публиковались в ведущих литературных журналах того времени, Чехов отправляется в путешествие по России. В 1890 году писатель посещает Сибирь и доезжает даже до острова Сахалин, который в те времена был наиболее известным в империи местом каторги и ссылок.

Итогом его поездок становится книга «Остров Сахалин», вышедшая в свет в 1895 году.

Темы творчества Чехова того периода связаны с исследованием человеческой души, глубинных мотивов психики личности. В этот период писатель публикует самые известные свои произведения рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Палата № 6».

Писатель много размышляет о судьбе человека, о значении в жизни людей чувства любви. Например, в рассказе «Дама с собачкой» он описывает состояние, в которое погружаются двое людей, случайно встретившихся на курорте. Гуров и Анна Сергеевна не могут справиться с охватившем их любовным чувством. При этом герои глубоко несчастны, не только потому, что внешние обстоятельства не дают им возможности соединить свои судьбы, но еще и потому, что само чувство их любви – глубоко трагично.

Другой рассказ Чехова того периода, вызывавший споры среди современников, называется «Душечка». Он повествует о судьбе женщины, которая всю жизнь жила для других. Когда-то она растворилась в судьбе своего первого мужа, после смерти которого также отдалась всем интересам второго мужа. Когда же умер и второй ее муж, Душечка нашла себе новый объект любви и заботы.

Причем писатель был настолько деликатен, что не давал поведению героини авторских оценок, предоставляя это право читателям. Одни читатели видели в Душечки героиню, которая, забыв себя, была готова возлюбить «ближнего своего», другие – женщину пустую и глупую, не знающую, чем ей заняться и поэтому отдающую себя всем, кто окажется рядом.

Всего в этот период творчества Чехова писателем было написано около 150 произведений, многие из которых вошли в сокровищницу русской литературы.

Драматические произведения

А.П. Чехов вошел в историю русской культуры еще и как талантливый драматург. Его перу принадлежат многочисленные произведения. Это пьесы «Дядя Ваня», «Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры» и многие другие. До сих эти произведения находят свое воплощение в репертуаре ведущих театров во всем мире.

Во многом благодаря творчеству Чехова и многие его талантливым современникам, актерам и режиссерам, удалось родить новый жанр особой психолого-ориентированной русской драматургии.

Главное в пьесах Чехова – это обращение к внутреннему миру его героев. Именно перу писателя принадлежит фраза о том, что люди могут пить на сцене чай, а в это же самое время решается их судьба. В его пьесах мало острых ярких конфликтов, драматических коллизий, сцен убийств и откровенных любовных признаний. Все скрыто, обнажено и реалистично. При этом его герои жизненны и человечны. Сам Чехов писал по этому поводу: «Пусть на сцене все будет так же просто и так же вместе с тем сложно, как в жизни».

Раневская – главная героиня пьесы «Вишневый сад» – ищет в жизни счастья, но нигде не находит его, она стремится к добру, но не хочет приложить усилия для какого-нибудь конкретного доброго дела. Три сестры из другой чеховской пьесы также ищут в жизни другой лучшей доли, они мечтают о жизни в Москве, но сами боятся предпринимать какие-либо действия, чтобы осуществить свою мечту. Другой герой писателя из пьесы «Дядя Ваня» создает для себя кумира из своего родственника, а когда понимает всю ложность своей иллюзии, впадает в глубочайшую депрессию.

Последние годы жизни писателя

В сорокалетнем возрасте Чехов незадолго после своей свадьбы с актрисой театра Ольгой Книппер узнает, что болен смертельной для того времени болезнью – чахоткой. Писатель вынужден изменить место своего проживания – он переезжает в Ялту. Здесь творческий путь Чехова завершается созданием последних пьес и последних рассказов. Наиболее яркое произведение той поры – рассказ «Невеста», повествующий о судьбе молодой девушки из провинции, которая вместо того, чтобы выйти замуж за нелюбимого ею человека, уехала из своего маленького городка, чтобы учиться. Этот рассказ также вызывал разные оценки у современников, однако сам Чехов считал его одним из своих любимых произведений.

В 1904 году писатель отправляется в Германию, чтобы поправить свое здоровье. Здесь его и застает смерть. Тело Чехова было перевезено в России, где он и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Уже при советской власти в 1933 году кладбище ликвидируется, и могила переносится в другое место.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), выдающийся отечественный социолог, до 1922 г. жил и работал в России. С 1922 г. оказался за рубежом (после высылки в числе 161 выдающихся представителей российской интеллигенции) - сначала в Германии и Чехословакии, а затем (с осени 1923 г.) в США. Поэтому в творчестве Сорокина выделяются (с определенной мерой условности, ведь оно - неразрывный процесс) два периода - российский и американский. В этой главе предметом нашего анализа будет только первый период. Американский период жизни и творчества будет специально рассмотрен во второй части учебника.

Свою жизнь Сорокин подробно описывает в автобиографическом романе "Дальняя дорога" (переведен на русский язык и издан сначала в 1991 г. в Сыктывкаре, а затем в Москве в 1992 г.). Он родился в селе Турья, на территории нынешней Республики Коми. Там прошли детство и юность социолога. Его отец был русским по национальности, занимался ремесленными работами по металлу и малярным делом, мать была крестьянкой, по национальности коми. Она рано умерла, отец с горя запил, и юноше приходилось искать и зарабатывать средства к существованию. Образование он получил в двухклассной школе, а затем - в учительской семинарии. Жажда знаний привела его в 1907 г. к решению покинуть родные места, после чего он отправился в Петербург.

Поступив в Психоневрологический институт на единственную тогда в стране кафедру социологии, которую возглавляли сначала М.М. Ковалевский, затем Е.В. де Роберти, П.А. Сорокин многому у них научился и всегда с теплотой и признательностью вспоминал своих первых педагогов. Затем он специализировался в области права у еще одного своего любимого преподавателя - Л.И. Петражицкого в Петербургском университете, где и начал преподавать с 1915 г., став приват-доцентом в 1917 г.



После Февральской революции сотрудничал с Временным правительством, работал личным секретарем у А.Ф. Керенского, был депутатом Учредительного собрания. По совету Сорокина Керенский вводит преподавание социологии в качестве обязательной дисциплины во всех российских университетах. В 1920 г. социолог становится деканом организованного им факультета общественных наук в Петроградском университете. В 1922 г., в апреле, ученый совет проголосовал за присуждение ему степени доктора социологии. Он стал, таким образом, первым доктором социологии в истории отечественной науки. А в конце 19,22 г., как уже говорилось выше, его выдворили, вместе с группой деятелей науки и культуры, из России за границу. Небезынтересен тот факт, что после Октябрьской революции Сорокин трижды арестовывался, а однажды ему грозила даже смертная казнь. Связано это было с его членством и активной работой в рядах партии эсеров.

Покидая Россию, социолог увез с собой около десятка своих рукописей общим объемом почти в 2000 страниц. Это позволило ему, оказавшись в США, довольно быстро и активно заявить о себе серьезными публикациями, по существу продолжившими многие основные положения работ российского периода. К моменту защиты докторской диссертации в 1922 г. им было написано около 130 научных трудов. Главные среди них: "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913), "Границы и предмет социологии" (1914), "Проблема социального равенства" (1917), "Общедоступный учебник социологии" (1920), "Система социологии" (1921).

Наиболее крупной и фундаментальной была "Система социологи и", задуманная как восьмитомное сочинение. Однако замысел не был реализован - ни в России, ни в США. Опубликовано было лишь два тома. Как он писал впоследствии в своем автобиографическом романе, от дальнейшей работы над "Системой социологии" его отвлекла тема голода как реального повседневного явления (голодали очень многие, в том числе и он сам, от голода умерли многие знакомые и коллеги Сорокина, о чем он также писал в этом романе). Монография о голоде была уже напечатана, но весь тираж уничтожили. Читатель книгу так и не увидел. Молодая советская власть очень быстро поняла опасность для нового общества резкой критики ее действий. Однако тема голода волновала Сорокина и после его депортации, в США, где он писал о нем как об одной из главных бед человечества, наряду с войной.

П.А. Сорокин (1889 - 1968),

П. Сорокина Литература Питирим Александрович Сорокин 1889-1968 - крупнейший ученый социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода русский с начала 10-х по 1922г. и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой десятке ведущих социологов мира. Родился П. А. Сорокин в январе 1889 года в деревне.

Главные работы: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Границы и предмет социологии» (1914), «Проблема социального равенства» (1917), «Общедоступный учебник социологии» (1920), «Система социологии». Т. 1,2 (1921).

Наиболее крупной и фундаментальной была «Система социологии», задуманная как восьмитомное сочинение. Однако замысел не был реализован - ни в России, ни в США.

П.А.Сорокин исходил из положения о том, что общество является частью природы, а человеческий разум - наиболее совершенная форма космической энергии. Отсюда следовало понимание того, что в обществе действуют законы, общие для всей Вселенной. Задача социологии состоит в выявлении анализе отношений и функциональных связей и зависимостей, обеспечивающих существование общества в его многообразных конкретных формах. В «Системе социологии» наиболее ярко проявился неопозитивизм раннего Сорокина.

Уже в первой главе «Системы социологии» Сорокин определяет предмет этой дисциплины и ее отношение к другим наукам: «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой». “Социология изучает общество с трех главных точек зрения :

1) его строения и состава

2)данных в нем процессов или его жизнедеятельности

3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы основные задачи изучения социологии"

П.А.Сорокин выделяет, прежде всего, теоретическую и практическую социологию.

В теоретической социологии он рассматривает социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику . Предметом социальной аналитики является изучение строения (структуры) социального явления и его основных форм. При этом речь идет о явлениях, взятых в их статическом состоянии и рассматриваемых только в пространстве, а не во времени, и только с точки зрения их строения, а не функционирования.

Два «подотдела» социальной аналитики: первый, в котором изучается строение простейшего социального явления (при этом он специально выделяет этапы этого изучения: определение такого явления, разложение его на элементы, систематику основных форм), и второй, в котором анализируется строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших социальных явлений (и здесь выделяются этапы анализа: определение таких единств, разложение их на простейшие социальные явления, классификация основных видов сложных социальных изменений).

Предметом социальной механики является изучение процессов взаимодействия людей, их поведения и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Пользуясь данными социальной аналитики, социальная механика занимается изучением социальных функций или эффектов, которые вызываются факторами человеческого поведения. Первая ее задача состоит в том, чтобы дать классификацию «раздражителей» поведения людей. Вторая задача заключается в изучении влияния каждого раздражителя («фактора») на поведение людей и через последнее - на общественные явления.

Социальная генетика или генетическая социология , главной своей задачей ставит формулировку исторических тенденций, изучая основные постоянные линии развития социальной жизни, данные во времени, а не в пространстве.

Практическая социология , изучает политическую деятельность людей. Поэтому данный раздел социологии должен быть прикладным по своему характеру. Он связан с ролью социологии в осуществлении рациональных социальных реформ, в борьбе с социальными болезнями. Практическая социология должна, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, дать человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям.

Социология как наука:

1. должна строиться и развиваться по типу естественных наук.

2. социология должна изучать только те явления, которые поддаются наблюдению, проверке и измерению.

3 она должна опираться только на факты и в этом смысле отказаться от всякого философствования. В-четвертых, идею монизма следует заменить и признать необходимость плюрализма в социологии. В-пятых, социология должна отказаться от какого-либо нормативизма в социальном познании.

Одной из важных социологических проблем, рассматриваемых Сорокиным в «Социальной аналитике», является структура общества, говоря точнее его терминами, «населения». Он сравнивал общество с куском слюды, который расслаивается на отдельные слои.

3.1. «Остров Сахалин»

3.2. Самое страшное произведение русской литературы

3.3. Драматург А.П.Чехов

3.4. Последние пьесы Чехова

4. «ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЦА МОЕЙ ЖИЗНИ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Чехов! Как много связано в душе каждого из нас с этим именем…

Скромный, с застенчивой улыбкой и ласковым прищуром глаз – таким чаще всего приходит нам на память этот человек. А меж тем от десятилетия к десятилетию наше представление о нем непрерывно обогащается. Он остается живым, родным и близким нам. Только все отчетливее вырисовываются истинные масштабы его дарования, весомость его вклада в мировую культуру.

Зиновий Паперный в своей книге «А.П.Чехов» пишет: «Открывая книги Чехова, читатель – пользуясь сравнением самого художника – подобен человеку, входящему в сад, где нет никаких объяснений, вывесок, указок, где надо вглядываться, вслушиваться, вдыхать запах и решать самому. При этом автор вовсе не играет роли безучастного хозяина, который пустил гостей в сад и затем предоставил их самим себе. Нет, хоть и не видно надписей на деревьях, но так чудесно разбит этот сад, так рассажены деревья, что чуткий читатель никогда не заблудится».

Произведения Чехова прошли испытание временем, десятикратно бо́льшим, чем определил его скромнейший Антон Павлович. Этим и обусловлен непрекращающийся интерес к личности писателя.

Т.А.Сотникова в статье к книге «А.П.Чехов. Повести. Рассказы» подробно рассказала о писателе, связав наиболее важные события его жизни с творчеством.

Но А.П.Чехов известен нам не только как великий русский писатель, но и как врач. Антон Павлович до последних дней своих сохранил тесную связь с врачебной своей профессией. И, безусловно, интерес вызывает и книга Б.М.Шубина «Доктор А.П.Чехов». Шубин уделяет большое внимание не Чехову-писателю, а именно Чехову-врачу: «Занимаясь медицинской деятельностью, Антон Павлович вел обычную жизнь врача-труженика, врача-подвижника <…> Чехов любил медицину, дорожил и гордился званием врача».

Несмотря на большое количество написанной литературы о жизни и творчестве Чехова, до сих пор нет, и по-видимому, не может быть раз и навсегда составленной биографии писателя. Очень верно сказал Корней Иванович Чуковский об Уитмене: «Мой Уитмен». Для каждого биографа и читателя существует свой Чехов, но мы все же попытаемся отразить основные моменты жизненного и творческого пути писателя.


1. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

1.1. Таганрог

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в городе Таганроге. Он был третьим сыном в семье купца третьей гильдии Павла Егоровича Чехова и Евгении Яковлевны Чеховой (урожденной купеческой дочери Морозовой). Сам Антон Павлович считал днем своего рождения 16 января: возможно, в метрической книге была сделана неверная запись, и день рождения записали по дню святого Антония, именем которого ребенок был крещен.

Уже будучи взрослым, Чехов написал о доме на Полицейской улице, в котором родился: «Дивлюсь, как это мы могли жить в нем?» Действительно, в трех крошечных комнатках общей площадью 23 метра к моменту рождения Антона жили, кроме родителей, два его старших брата – Александр и Николай. Младшие – Иван, Мария и Михаил – родились уже на других квартирах.

Детство Чехова прошло в доме на углу Монастырской улицы и Ярмарочного переулка. На первом этаже помещалась лавка отца, на втором – квартира.

Когда Антон Павлович говорил: «В детстве меня не было детства», то он подразумевал под этим многое. Прежде всего, режим жизни детей Павла Егоровича был не очень детским, – это был почти каторжный трудовой режим. Лавочка Павла Егоровича торговала с 5 утра и до 11 вечера, заботу о ней Павел Егорович нередко целиком возлагал на сыновей. День его детей распределялся между лавочкой, гимназией, опять лавочкой, бесконечными спевками и репетициями и такими же бесконечными церковными и домашними молениями. Кроме того, дети учились ремеслу, Антоша – портняжному. Антоша должен был с малых лет приучаться и к счетному делу, а главное – к искусству торговли, в которое входило и почтительное обращение с покупателями и знание приемов «обмеривания, обвешивания и всякого торгового мелкого плутовства», – как писал в своих воспоминаниях старший брат Антона Павловича – Александр Павлович.

Павел Егорович воспитывал своих детей деспотически. Порки были частым явлением в семье. И, однако, было бы неправильным рисовать жизнь семьи Павла Егоровича только темными красками. Нельзя забывать о смягчающем влиянии матери, Евгении Яковлевны, как нельзя забывать и о том, что влияние Павла Егоровича на своих детей было далеко не только отрицательным.

Павел Егорович хотел сделать своих детей образованными людьми. Он отдал их в гимназию, нанял для них учителя музыки, рано начал учить их языкам; старшие сыновья уже в отроческие годы свободно говорили по-французски.

Действительность, окружавшая Антошу Чехова, была покушением на его свободу.

Еще более сильным врагом его свободы, чем семейный деспотизм, была гимназия. Таганрогская гимназия была идеальной с точки зрения царского министерства народного просвещения. То была настоящая фабрика рабов.

Со всех сторон наступала на Чехова действительность, стремившаяся сделать из него раба, отовсюду надвигалось на него насилие. Но чем грубее был натиск действительности, тем сосредоточеннее, упорнее становился юноша Чехов в отстаивании своего человеческого достоинства.

Рано началось у Антоши увлечение театром и литературой. Первое известное нам юношеское произведение Чехова написано для театра. Это пьеса «Безотцовщина».

Вместе с увлечением театром шли и первые литературные опыты. Гимназистом четвертого класса Антоша сотрудничал в рукописном журнале, выходившем под редакцией ученика старшего класса. В этом журнале было помещено сатирическое стихотворение Антоши, посвященное инспектору Дьяконову.

Завсегдатаем галерки Таганрогского театра Чехов становится с тринадцатилетнего возраста; в исполнении местных трупп и заезжих знаменитостей он имел возможность увидеть на сцене русский классический репертуар, пьесы Шекспира, Современные водевили и мелодрамы. В обширный круг чтения юного Чехова вошли Сервантес, Гюго, Тургенев, Гончаров, естествоиспытатель Гумбольдт, философ Бокль и наряду с ними разнообразные юмористические журналы и сборники.

1.2. «Я навсегда москвич»

В 1876 году иллюзии Павла Егоровича о возможности разбогатеть потерпели полный крах. Он не смог вовремя выплатить деньги, взятые в кредит для строительства нового дома, был признан банкротом и обращен из купеческого в мещанское сословие. Павлу Егоровичу угрожала долговая яма, то есть тюрьма, и он вынужден был уехать – фактически бежать – в Москву вместе с женой и младшими детьми, Марией и Михаилом. К тому времени двое старших сыновей уже учились в Москве: Александр – на физико-математическом факультете Московского университета, Николай – в Школе живописи, ваяния и зодчества. Иван и Антон остались в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Но уже через год Иван бросил учебу и перебрался к родителям в Москву, так как не находил возможности заработать на жизнь в Таганроге.

Антон остался в Таганроге – без денег, без поддержки, одинокий и свободный. На жизнь он зарабатывал репетиторством.

Оставшись один, Антоша распродавал остатки домашней обстановки, бегал по урокам и высылал деньги в Москву. Ему пришлось познакомиться с унизительным ожиданием по месяцам заработных грошей, с косыми взглядами «хозяев», брошенными невзначай на продранные башмаки репетитора, с мучительными мечтами о стакане сладкого чая, который могут подать, а могут не подать.

Кроме того, Антон Чехов большую часть свободного времени отдавал сильнейшему увлечению своей юности – театру.

Одинокая жизнь в Таганроге ознаменовалась написанием пьес «Безотцовщина» и «Нашла коса на камень» и водевиля «Недаром курица пела».

Сохранилось свидетельства того, что, приехав в Москву на каникулы, Чехов предлагал свою пьесу «Безотцовщина» великой актрисе Малого театра Марии Ермоловой – ни более, ни менее как для бенефиса! Разумеется, в постановке было отказано. Едва ли Ермолова даже прочитала произведение начинающего драматурга: этим занимались специально состоявшие при ней люди.

По окончании гимназии Чехов решил поступать на медицинский факультет Московского университета. Трудно сказать, что повлияло на его выбор: он не оставил никаких свидетельств об этом. Учеба не обещала быть легкой – и потому, что медицинский факультет был одним из самых трудных, и потому, что в Таганрогской гимназии не преподавались химия и биология. Эти предметы Чехов изучал самостоятельно, уже будучи студентом.

В 1879 году Чехов навсегда покинул Таганрог и приехал в Москву: без нее он не мыслил своей жизни. Чехову принадлежат слова, под которыми и сегодня могли бы подписаться многие провинциалы, чувствующие в себе силы, воплощение которых возможно только в Москве: «Кто привыкнет к ней, тот не уедет из нее. Я навсегда москвич».


2. ВХОЖДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРУ

2.1. «Малая пресса»

Став студентом медицинского факультета Московского университета и обосновавшись в столице, Чехов сразу понял то, что оставалось – и в наши дни остается – непонятным для многих молодых людей, приезжающих в Москву с наполеоновскими планами. Он понял, сколько всего должен изменить в себе, чтобы «не стоять ниже уровня среды, в которую попал». Имелось в виду многое: от таганрогского выговора («Безотцовщина» – как, видимо, и тогдашняя речь Чехова – пестрела диалектизмами вроде «рипеть», «пихать» и т.п.) и орфографических ошибок (поступая в университет, Чехов написал в прошении на имя ректора, что просит зачислить его «по медицынскому факультету») – до привычек и черт характера.

Будет представлено в нашей статье. Начнем с краткой биографии, а затем расскажем обо всем более подробно.

Краткая хроника жизни и творчества А. П. Чехова

  • Антон Павлович Чехов родился 17(29) января 1860 года в Таганроге. Семья его родителей - Чеховы Павел Георгиевич (купец) и Евгения Яковлевна.
  • Период с 1876 по 1878 год - это время первых литературных опытов писателя.
  • Учеба в Московском университете, на факультете медицины, проходила в 1879-1884 годах.
  • В 1880-м были опубликованы первые произведения писателя, а также им велась работа в различных юмористических журналах: "Будильник", "Осколки", "Стрекоза".
  • В 1890 году Чехов отправился на остров Сахалин.
  • Он начал сотрудничать в 1898 году с Московским Художественным театром, где состоялась в это же время премьера пьесы "Чайка".
  • Женитьба на Книппер О. Л. - 1901 год.
  • 1903-1904 гг. - на сцене Художественного театра была впервые поставлена пьеса под названием "Вишневый сад".
  • В 1904 году, 2(15) июля, писатель умер в Баденвейлере, на немецком курорте.

Итак, мы описали вкратце жизнь и творчество Чехова. Таблица, которую можно составить из этой хроники, поможет вам лучше усвоить информацию, если требуется запомнить основные даты, связанные с личностью Антона Павловича.

Если необходимо более глубокое знание биографии, вам поможет достаточно подробный очерк жизни и творчества Чехова, который мы составили и предлагаем сейчас вашему вниманию.

В доме родителей

Чехов Антон Павлович родился в Таганроге. Дед его был по происхождению крепостным, но выкупил волю для себя и своей семьи и служил после этого управляющим имением (некоторые черты его образа отражены в персонаже Фирсе из "Вишневого сада"). Отец Антона Павловича владел бакалейной лавкой, однако отличался неумением вести хозяйственные дела, непрактичностью. В его характере соединилось многое: передавшаяся детям художественная одаренность (Павел Георгиевич неплохо рисовал, а также увлекался музыкой, играл на скрипке, любил с властностью и деспотичностью по отношению к близким и окружающим. Чехов, вспоминая о детстве, писал Александру, своему старшему брату, в 1883 году о том, что детство было отравлено ужасами. Семейный деспотизм и наказания выработали в Чехове неприятие насилия и несправедливости, стремление к независимости, обостренное чувство собственного достоинства.

Самостоятельность в жизни

И творчество, и жизнь Чехова рано стали независимыми. В его семье дети быстро становились самостоятельными. Сыновья помогали в торговле, с малых лет работая в лавке. Антон Павлович поэтому с юных лет был погружен в бытовую среду: он убирал квартиру, ходил на базар, носил воду, стирал себе сам воротнички для формы, заправлял

Но в его жизни было и другое: домашние представления и сценки, которые Антон Павлович сам придумывал и разыгрывал вместе с братьями, рыбалка. В семью светлое начало вносила мать, которая была разумной, душевной и доброй женщиной.

Мир природы в жизни и творчестве Чехова

С детства Антон Павлович полюбил мир природы, оставивший глубокий след в его душе, пробудивший жажду жизни. И творчество Чехова это отражает. В его рассказах мы встретим описания степи, Таганрогского залива ("Степь", "В рождественскую ночь" и др.). Очень остро ощущал связь с природой этот писатель на протяжении всей жизни и показал в произведениях глубокое влияние ее на жизнь человека. В творениях Чехова природа очеловечена: животные, цветы, деревья думают и чувствуют, как люди ("Страх", "Белолобый", "Каштанка", "Агафья").

Обучение в гимназии

Старшим братьям еще удалось застать время, когда семья была благополучной: дом посещал учитель-француз, после чего его заменила мадам. Для Николая, брата будущего писателя, приглашали также учителя музыки.

Когда Антон Павлович подрос, материальное положение семьи ухудшилось, поэтому ему удалось получить только гимназическое образование. Особого интереса учеба в гимназии у Чехова, однако, не вызывала. Это заведение было типичным для того времени. О нем можно составить более-менее верное представление по чеховскому рассказу под названием "Человек в футляре".

В гимназии хорошо вели естественные науки, имелся телескоп, новейшие приборы в кабинетах. Антон на занятиях по Закону Божьему стал любимым учеником Покровского Федора Платоновича. Это был интересный, неординарный человек, который рано заметил в будущем писателе юмористический талант и дал ему прозвище Чехонте, которое стало в дальнейшем Таким образом, он сыграл некоторую роль в его жизни. И творчество Чехова оформилось не без участия этой интересной личности. Однако царивший в данном учебном заведении дух, в основном, отличался формализмом и казенщиной. На духовное становление будущего писателя сильно повлияли книги и театр. В нем рано проявилась любовь к драматическому искусству: в возрасте 13 лет будущий писатель уже являлся постоянным посетителем Таганрогского театра.

К этому периоду принадлежат также первые его литературные опыты, известные теперь лишь по названиям, которые создал в то время Чехов. Жизнь и творчество, кратко говоря, в это время отмечены некоторыми важными событиями. Основные факты биографии мы уже представили, а что касается творчества, отметим следующее. Будучи гимназистом, он выпустил журнал "Зайка", написал комедии "Недаром курица пела" и а также драму "Безотцовщина".

Разорение семьи Чехова

В 1876 году отец Антона Павловича разорился, вынужден был вместе с семьей уехать в Москву. Антон остался один в Таганроге в возрасте 16 лет, так как должен был окончить гимназию. Он стал зарабатывать частными уроками, высылал даже семье денежные переводы. Эти тяжелые годы, жизнь, полная одиночества, испытаний и лишений, способствовали раннему взрослению такого писателя, как Чехов. Жизнь и творчество (кратко описанные) дальнейшего периода отмечены следующими основными событиями.

Чехов - студент Московского университета

Сдав выпускные экзамены в 1879 году, Чехов отправился в Москву. Здесь он был зачислен в Московский университет, на факультет медицины. С первого же курса Чехов стал работать в различных журналах, печататься. Для семьи почти единственным финансовым источником стали его литературные заработки. Чехов становится главой семьи и ее кормильцем.

Первые опубликованные произведения

Первые опубликованные его произведения (пародии) вышли в журнале "Стрекоза". Чехов, выбирая литературный путь, печатается одновременно и в юмористических, и в серьезных жанрах. Однако в раннем творчестве преобладают первые. Под различными псевдонимами (Брат моего брата, Человек без селезенки, Антоша Чехонте) он печатается в юмористических журналах "Осколки", "Стрекоза", "Будильник", "Зритель". Основными жанрами, в которых существовала юмористическая пресса того времени, были разные "мелочи", которые создавались по определенным канонам: шуточные афоризмы, комические календари, подписи к рисункам, анекдоты, словари, комические объявления, руководства и т. д. Их Чехов скоро освоил и почувствовал, что ему в них тесно.

Сатирические и юмористические рассказы

В 1882-1883 годах вышли такие рассказы, как "Смерть чиновника", "Толстый и тонкий", "Дочь Альбиона". В то время многие произведения были написаны в виде сценки, то есть короткого юмористического рассказа, комизм которого заключается в передаче разговоров героев. Чехов поднял этот жанр до уровня серьезной литературы. Среди художественных особенностей сценок Чехова можно выделить следующие: простые названия, минимум пояснений и описаний ("Налим", "Гость", "Справка", "В бане"), говорящие фамилии (актер Дикобразов, генерал Запупырин, надзиратель Очумелов, мастер Хрюкин), а также смешная разговорная речь персонажей.

Новые тональности в творчестве Чехова

Темы поздних творений присутствуют уже в первых чеховских рассказах: автор смеется над нелепостью поведения и мышления людей, их пустыми претензиями. Со временем в произведениях появляются новые тональности. Главенствует в творчестве по-прежнему юмор, но он приобретает некоторые новые оттенки, новое звучание - печальное, лирическое. Видно движение от насмешки к анализу, а от смешных характеров - к противоречивым, сложным. Сменяются образы-маски индивидуальными характерами. В рассказах, относящихся к периоду 1883-1886 годов ("Художество", "Переполох", "Тоска", "Егерь"), виден уже будущий Чехов.

Оформление чеховского рассказа

Продолжаются жизнь и творчество Чехова. Краткое изложение их в период с 1884 по 1888 годы можно дать следующее. В 1884 году, по завершении учебы в университете, Чехов работает в Звенигороде, Воскресенске. Он также является корреспондентом московского издания, "Осколков". В период с 1884 по 1888 год им было создано множество произведений - более 350-ти. Чеховский рассказ в это время оформляется как оригинальное и новое явление отечественной литературы. Чехову в этом малом жанре удалось вместить огромное психологическое и социально-философское содержание. Удивительно емкая у него эта форма.

Расцвет таланта Антона Павловича в жанре рассказа

К периоду 1880-1890-х годов тип героя определяется окончательно (средний, обыкновенный, зачастую "маленький" человек). Объектом изображения становится обыденная, повседневная жизнь. Это время считается расцветом чеховского таланта. Создаются новые сборники. В 1886 году - "Пестрые рассказы", в 1887-м - "Невинные речи" и "В сумерках", в 1888-м - "Рассказы", в 1890-м - "Хмурые люди". Писателю была вручена Пушкинская премия за сборник под названием "В сумерках". Осенью 1887 года им была написана комедия "Иванов", после чего - водевили "Юбилей", "Свадьба", "Предложение" и "Медведь", которые были поставлены в профессиональных театрах.

Чехов отправляется на остров Сахалин

Поездка на Сахалин изменила жизнь и творчество Чехова. Кратко опишем основные события того времени. На этот остров Чехов поехал, чтобы быть рядом с каторжниками. Здесь он сделал за три месяца единолично перепись населения, беседовал с разными людьми. Чехов, как гражданин и художник, решил показать людям суровую правду. Итог поездки - вышедшая в 1894 году книга "Остров Сахалин".

Произведения, написанные в 90-е годы

После этого к явлениям отечественной действительности он стал относиться более резко. Первыми из крупных произведений, написанных после поездки, стали повесть под названием "Дуэль" (издана в 1891 году), а также "Палата №6" - рассказ, опубликованный в 1892 году.

Чехов в 90-е годы пишет о заблуждениях, иллюзиях, несостоятельности различных жизненных программ "Попрыгунья", "Учитель словесности"). В это время были созданы также такие рассказы, как "О любви", "Крыжовник", "Человек в футляре", "Ионыч".

С весны 1892 года писатель поселяется в Мелихово, подмосковном имении, занимается благотворительной общественной деятельностью, лечит крестьян, строит школы, медпункт. Меняется его жизнА. П. Чехов, жизнь, творчество которого взаимосвязаны, создает на основе полученных впечатлений произведения "В овраге", "Новая дача", "На подводе", "Мужики".

Драматургия Антона Павловича Чехова

Первая пьеса, с которой началась чеховская драматургия, - это "Чайка". Она была поставлена в Александрийском театре в 1896 году. Однако представление успеха не имело. Причина - непонятое многими новаторство Чехова. Через 2 года в постановке Художественного театра она вызвала фурор. После "Чайки" появилась пьеса "Дядя Ваня" (в 1899 году), также сыгранная с огромным успехом. В последних произведениях ("Три сестры" и "Вишневый сад" - 1901 и 1903 годы соответственно) воплотились уже в полной мере драматургические принципы автора.

Последние годы жизни

В 1897 году Чехов вынужден был отправиться в туберкулезную клинику, а затем провести в Ницце зиму 1897-1898 гг. По настоянию врачей он поехал в сентябре 1898 года в Ялту, где прожил всю зиму. В последние годы писатель занимался подготовкой собрания сочинений, которое в двух изданиях (1899-1902-го и 1903-го гг.) появилось в печати.

В 1901 году писатель обвенчался с Книппер Ольгой Леонардовной, актрисой.

Постепенно здоровье его ухудшалось, врачи настояли на отправке в Германию, в Баденвейлер. Сюда писатель выехал вместе с женой. 2(15) июля 1904 года стало последним днем его жизни.

И творчество Чехова, и его общественная деятельность, и различные факты из биографии показывают нам, что это был человек высоких духовных идеалов и Благодаря таким, как он, наш мир становится немного лучше. Летопись жизни и творчества Чехова была представлена в данной статье. Будем рады, если она побудила в вас желание продолжить знакомство с этим замечательным писателем. Жизнь и творчество Чехова, биография его весьма поучительны и интересны. В этой статье, к сожалению, обо всех подробностях рассказать невозможно.

Ранние годыРодился 17 января 1860 года в Таганроге
на Полицейской улице в семье купца.
Раннее детство Антона протекало в
бесконечных церковных праздниках и
именинах. В будние дни после школы
братья сторожили лавку отца, а в 5
часов утра каждый день вставали петь
в церковном хоре. Как говорил сам
Чехов: «В детстве у меня не было
детства».

Обучение Чехова

Обучение Чехова началось в греческой школе в Таганроге. В гимназии
формировалось его видение мира, любовь к книгам и театру; здесь он
получил свой первый литературный псевдоним - «Чехонте́» ; здесь
начались его первые литературные и сценические опыты. Музыка и
книги пробуждали в юном Чехове стремление к творчеству. Позднее в
одном из своих писем Чехов напишет: «Театр мне давал когда-то
много хорошего… Прежде для меня не было большего наслаждения
как сидеть в театре…»

Чехов-гимназист издавал
юмористические журналы, в
которых придумывал подписи
к рисункам, писал рассказы и
сценки. Первая драма
«Безотцовщина» была
написана им в 18 лет во время
учёбы в гимназии. Этот
период в жизни Чехова был
важным этапом созревания и
формирования его личности,
развития её духовных основ,
дал ему огромный материал
для писательской работы

В 1876 году отец Чехова разорился, за долги распродал имущество в Таганроге,
включая дом, и уехал в Москву, спасаясь от кредиторов. Антон остался без
средств к существованию и зарабатывал на жизнь частными уроками.

Становление

В 1879 году он окончил гимназию в
Таганроге, переехал в Москву и
поступил на медицинский
факультет Московского
университета. С 1882 года, будучи
студентом, он уже помогал врачам
больницы при приёме пациентов.
Антон Павлович производил работу
не спеша, иногда в его действиях
выражалась как бы неуверенность;
но всё он делал с вниманием и
видимой любовью к делу, особенно
с любовью к тому больному, который
проходил через его руки. Душевное
состояние больного всегда
привлекало особенное внимание
Антона Павловича, и наряду с
обычными медикаментами он
придавал огромное значение
воздействию на психику больного со
стороны врача и окружающей среды.

24 декабря 1879 года, будучи студентом первого курса, Чехов поместил в
журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что
чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». Это был его дебют в
печати.В последующие годы Чехов писал рассказы, фельетоны, юморески -
«мелочишки» под псевдонимами «Антоша Чехонте» и «Человек без
селезёнки» или их вариантами. В 1882 году Чехов подготовил первый
сборник рассказов «Шалость», но он не вышел, возможно, из-за цензурных
трудностей. В 1884 году вышел сборник его рассказов «Сказки Мельпомены».

1885-1886 годы - период расцвета
Чехова как «беллетристаминиатюриста» - автора коротких,
в основном юмористических
рассказов. В то время, по его
собственному признанию, он писал
по рассказу в день. Весной 1886
года писатель получил письмо от
известного русского
литератора Дмитрия Григоровича,
где тот критиковал Чехова за то, что
тот тратит свой талант на
«мелочишки». «Голодайте лучше,
как мы в своё время голодали,
поберегите ваши впечатления
для труда обдуманного (…) Один
такой труд будет во сто раз
выше оценён сотни прекрасных
рассказов, разбросанных в разное
время по газетам», - писал
Григорович

Чехов прислушался к этим советам. С
1887 года он всё меньше
сотрудничал с юмористическими
журналами. Его рассказы
становились всё длиннее и
серьёзнее. О важных изменениях,
происходивших тогда с Чеховым,
говорит ещё и появившееся
желание путешествовать. В том же
году он отправился в путешествие
на юг, в родные места; позже он
ездил по «гоголевским местам», в
Крым, на Кавказ. Поездка на юг
оживила воспоминания Чехова о
проведённой там молодости и дала
ему материал для «Степи»

Сахалин

Решение поехать именно на Сахалин было
окончательно принято, очевидно, летом 1889
года, после обсуждения этого намерения с
артисткой К. А. Каратыгиной, путешествовавшей
по Сибири и Сахалину в конце 1870-х годов. Но
Чехов долго скрывал это намерение даже от
самых близких; сообщив о нём Каратыгиной, он
попросил держать это в тайне. Раскрыл он эту
тайну только в январе 1890 года, что произвело
большое впечатление на общество.

Путь через Сибирь занял 82 дня, за которые
писатель написал девять очерков, объединённых
под общим названием «Из Сибири».На Сахалин
Чехов прибыл 11 июля. За несколько месяцев
пребывания на нём он общался с людьми,
узнавал истории их жизни, причины ссылки и
набирал богатый материал для своих заметок.
Чехов провёл, по собственным словам, полную
перепись населения Сахалина, заполнив
несколько тысяч карточек на жителей острова.
Администрация острова строго запретила
общаться с политическими заключёнными, но
писатель нарушал этот запрет.

В следующие 5 лет Чехов писал книгу «Остров
Сахалин». Что касается художественного
творчества, путешествие на Сахалин, по
собственному признанию Чехова, оказало
огромное влияние на все его последующие
произведения. В 2005 году на Сахалине
впервые в России опубликованы в одном
издании «Быть может, пригодятся и мои
цифры…» материалы сахалинской переписи
А. П. Чехова. В издании опубликованы все 10
тысяч опросных карт, заполненных его
респондентами в 1890 году.

Поздние годы

С 1890 по 1895 год, по возвращении в Москву из поездки на Сахалин, Чехов поселился
в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке. Здесь он работал над
книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6» .
Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской
с барельефом писателя

В конце 1898 года писатель
купил в Ялте участок
земли, где был разбит
сад и построен дом по
проекту архитектора
Л. Н. Шаповалова.
Последние годы Чехов, у
которого
обострился туберкулёз,
для поправления
здоровья постоянно
живёт в своём доме под
Ялтой

Смерть

Долгое время считалось, что Чехов умер
от туберкулёза, но «теснение в грудине»
чувствовал ещё в 10-летнем возрасте. С 1884
года Чехов страдал кровотечением из правого
лёгкого. Одни исследователи считали, что
роковую роль в жизни писателя сыграло
путешествие на Сахалин - была распутица, и
ехать пришлось тысячи километров на
лошадях, в сырой одежде и насквозь
промокших валенках (сам Чехов и его близкие
связывали заболевание именно с поездкой).
Другие причиной обострения туберкулёзного
процесса называли частые переезды из Ялты в
Москву в самое неблагоприятное для
здоровья время

9 июля 1904 года и состоялись похороны. В Успенской церкви Новодевичьего
монастыря прошло отпевание. Погребён Чехов был тут же за Успенской церковью на
монастырском кладбище, рядом с могилой своего отца16 ноября 1933 года в присутствии
немногочисленных родственников и близких знакомых писателя его могила была вскрыта, и
гроб на руках был перенесён на новое место