Автор прославляет святых создавая идеальные образы. Идейно-художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолай-Еразм Автор-составитель Андреянова И. Э., учитель русского языка Карповской СОШ

Повесть создана в середине XVI в. писателем Ермолаем-Еразмом. Священник получил задание написать сочинение о муромских святых – князе Петре и его супруге. Это житие должно было войти в полное общерусское собрание житий – «Великие Минеи Четьи» (ежемесячные чтения)

Герои повести – исторические лица: Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале XIII в. Но в «Повести…» историчны только имена, вокруг которых был создан ряд народных легенд. На соборе 1547 г. Пётр и Феврония были канонизированы, т. е. причислены к лику святых. Но произведение не было включено в сборник

Автор пытается решать современные ему проблемы: 1. как правитель должен относиться к своим подданным; 2. кто такие бояре и крестьяне; 3. как приходит в этот мир зло, можно ли с ним бороться; 4. есть ли у зла свои служители?

Жанровое своеобразие повести Сказка? Житие? Повесть?

СКАЗКА - жанр устного народного творчества, рассказ о вымышленных событиях, где изображается победа добра над злом, воплощаются народные представления о красоте, справедливости, достоинствах человека.

ЖИТИЕ - жизнеописание людей, объявленных христианской церковью святыми.

ПОВЕСТЬ - средний между рассказом и романом эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев).

Сказочный зачин. Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. Есть сказочный герой змей-искуситель. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена). Волшебные помощники (например, Агриков меч). Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”). Сказочные черты

Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр - благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная). Любовь героев к Богу, почитание героями Библии. Чудеса, которые творят герои. Необычная смерть и посмертные чудеса. Есть похвальное слово святым. В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д. ЧЕРТЫ ЖИТИЯ

1. Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность. 2 . Герои повести – реальные люди. 3. Детали. 4. На первый план выдвигается личность крестьянки. 5. Тема социального неравенства. 6. История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице. Черты повести

Жанр «Повести…» не находит себе соответствий ни с исторической повестью, ни с житием. Наличие поэтического вымысла, восходящего к традициям народной сказки, умения автора обобщать различные явления жизни, позволяет рассматривать «Повесть…» как начальную стадию развития жанра ВЫВОД: Бытовой повести

Храмом Петра и Февронии, где хранятся мощи святых, является Троицкий собор в Свято-Троицком монастыре города Мурома. В этот собор со всей России и даже из-за границы приезжают паломники, чтобы поклониться мощам Петра и Февронии и испросить у святых благоверных супружеского счастья, истинной любви и верности.

Рака с мощами

В 2008 году 8 июля в России появился замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже более 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности. В народе 8 июля, День Петра и Февронии, уже давно считается счастливым для любви и просто создан для свадеб.

Дата открытия: 8 июля 2009 г. (день памяти Петра и Февронии Муромских). Место установки: на Первомайском бульваре между Казанским женским монастырем и ярославским ЗАГСом. Скульптор: Константин Чернявский. Памятник Петру и Февронии в Ярославле представляет собой трехметровую бронзовую скульптурную композицию с фигурами святых Петра и Февронии, держащих в руках голубя – символ семейного очага и мира. Памятник в Ярославле установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». ЯРОСЛАВЛЬ

Дата открытия: 14 октября 2009 г. Место установки: в Преображенском парке Абакана рядом с Преображенским собором. Скульптор: Константин Зинич. Памятник Петру и Февронии в Абакане установили недалеко от металлического дуба, на который молодожены, по местной традиции, вешают замки с именами своей пары, а ключ от замка бросают на дно рядом расположенного водоема. Теперь это традиционное свадебное место Абакана дополнилось памятником Петру и Февронии – в день бракосочетания новобрачные могут попросить святых сделать их брак счастливым. Скульптор Константин Зинич постарался не просто изобразить святую княжескую чету, а показать торжество духовного начала в супружестве. Памятник Петру и Февронии отлит из бронзы, высота бронзовых фигур достигает 2,6 метра, вместе с постаментом – около 4 метров. АБАКАН

Дата открытия: 8 июля 2008 г. (день памяти Петра и Февронии Муромских). Место установки: перед зданием муромского ЗАГСа. Скульптор: Николай Щербаков. Памятник Петру и Февронии в Муроме носит название «Союз любви - мудрый брак». В этой скульптурной композиции святые Петр и Феврония изображены как две коленопреклонённые фигуры, нежно протягивающие друг к другу руки. МУРОМ

АРХАНГЕЛЬСК Дата открытия: 28 июня 2009 г. Место установки: на пересечении улицы Логинова и набережной Северной Двины рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы. Скульптор: Константин Чернявский. Памятник Петру и Февронии в Архангельске выполнен из бронзы и в высоту достигает 3,3 метра. Скульптор изобразил сцену возвращения князей Петра и Февронии из изгнания обратно на княжение в Муром. Памятник в Архангельске установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». По замыслу организаторов проекта, они хотели создать местную традицию для молодоженов – в день бракосочетания или венчания приезжать к памятнику Петру и Февронии, чтобы поклониться святым покровителям брака и обратиться к ним с просьбой о благополучии семейной жизни.

Дата открытия: 5 июля 2009 г. Место установки: перед зданием Ульяновского Государственного Университета. Скульпторы: Олег Клюев и Николай Анциферов. Памятник Петру и Февронии в Ульяновске выполнен из бронзы и представляет собой молодых князей Петра и Февронию с голубем, символизирующим любовь и верность. Памятник в Ульяновске установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». УЛЬЯНОВСК

Дата открытия: 8 июля 2009 г. (день памяти Петра и Февронии Муромских). Место установки: на площади перед зданием сочинского ЗАГСа. Скульптор: Константин Чернявский. Памятник Петру и Февронии в Сочи представляет собой Петра и Февронию в монашеских одеждах под деревьями, в кроне деревьев в гнезде расположилось семейство голубей, а под деревом сидит заяц, друг Февронии еще с девических времен. Памятник отлит из бронзы, его вес 3 тонны, высота – 3,2 метра. Памятник в Сочи установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». Уже сейчас в Сочи складывается традиция среди молодых людей делать предложение руки и сердца у памятника Петру и Февронии. СОЧИ

ОМСК БИЙСК ИРКУТСК САМАРА

Использованные источники 1.Энциклопедия для детей. Е. 9. Русская литература. Ч. 1./ Главн. Ред. М. Д. Аксёнов. – М.: Аванта+ , 1998. 2. Кусков В. В. История древнерусской литературы. – М.: Высш. шк., 1998. 3. www.petr-fevronia.ru 4. www.zlatoriza.ru


Митрополит не включил житие Петра и Февронии в сборник Великих Миней Четиих. Источники не называют причины этого решения. (В учебнике – не сходилось по форме и содержанию с житийным каноном).

Жанр – житие. (описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается агиография.) Жития - жанр, характерный для всего средневекового периода развития литературы, - утвердились в литературе Киевской Руси в XI веке. Черты в данном произв-и, совпадающие с чертами жития:

  1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная).
  2. Любовь героев к Богу, почитание героями Библии
  3. Чудеса, которые творят герои
  4. Необычная смерть и посмертные чудеса
  5. Есть похвальное слово святым.
  6. В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

Большинство исследователей считают, что основной конфликт жития заключен в борьбе муромских бояр и девы Февронии. Подлинный конфликт жития - борьба Бога и дьявола за человеческую душу.

Через все вступление книжник последовательно проводит одну мысль : текст повествования нельзя воспринимать только буквально, он символичен. Мы читаем, что бесстрастие (то есть отсутствие страстей) у Господа "невозможно ни с чем сопоставить", но донести до сознания читателей эту мысль как-то нужно, поэтому мы "говорим же о солнце и дереве, поскольку они твари Божий, зиждитель же и создатель неизреченен".

Как видим, сюжет “Повести” построен на активных действиях двух противостоящих сторон, и только благодаря личным качествам героини она выходит победительницей. Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия ее сильных противников.

Идеи гуманности, свойственные творчеству Е.-Е, нашли наиболее полное выражение именно в этом произведении.

В повести о Петре и Февронии Муромских прослеживается несколько главных идей . Первая - "значимость человека определяется не его социальным происхождением, а мудростью". Вторая, самая впечатляющая, но более камерная, - "настоящая любовь - главная ценность, она способна победить все трудности, даже смерть", прмер, данный Шекспиром в образах Ромео и Джульетты. Можно отметить также мысль о том, что мудрость и спокойствие должны быть основой жизни, но она тесно вплетена в первые две идеи, и вычленить ее отдельно трудно.

Герои повести – исторические лица: Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, однако в повести историчны только имена.

Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости.

МОУ «Бессоновская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

Урок литературы

« Нам сердце сохранит любовь и верность»

(по «Повести о Петре и Февронии Муромских»)

С.Бессоновка

Тема урока : «Нам сердце исцелит любовь и верность» (по "Повести о Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма»)

Цель : показать значимость «Повести о Петре и Февронии Муромских» в формировании нравственных семейных ценностей

1. Образовательная:

определить проблематику повести;

определить приемы создания художественного человека Древней Руси;

совершенствовать навыки характеристики героев.

2. Воспитательная:

воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и в любви, умение прощать;

воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку.

3. Развивающая:

развивать логическое мышление, устную и письменную речь, коммуникативные способности (работа в группах);

формировать навыки исследовательской работы.

Тип урока: урок – исследование (с использованием интерактивных приемов)

Словарная работа: блаженный, праведный, благочестивый, благоверный, рака с мощами.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Домашнее задание (предварительное): задания для групп,индивидуальные.

Урок сопровождается мультимедийной презентацией

Приложение 1

Ход урока

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости.

    Подход к теме урока. Интрига.

Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остаётся неизменным?

А что, на ваш взгляд, главное в жизни?

А вот что думают об этом столь разные люди, жившие в разные эпохи – блаженный Августин (4-5 вв. н.э.) и академик Д.Лихачёв (20 в.)

Эпиграфы:

Все добродетели ни что иное, как любовь в разных видах.

(блаженный Августин)

Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

(Д.Лихачёв )

Обратите внимание на тему нашего урока. Она звучит так: «Нам сердце исцелит … и …». Запишите её в тетради.

Ребята, что значит глагол «исцелять» и кого называют «исцелителем»? Заглянем в словарь В.Даля

*Исцелить – освободить кого – либо от болезней, вылечить, возвратить здоровье.

Исцелитель – исцеляющий кого – либо. (В. И. Даль)

Что может исцелить сердце человека?

Расскажите друг другу в парах.

Напишите варианты ответов на лепестках.

Мы с вами вернемся к вашим ответам чуть позже и сможем восстановить тему сегодняшнего урока: «…Нам сердце исцелит…..и ……». Произведение, которое поможет нам ответить на эти и другие вопросы, - одно из самых любимых и самых читаемых произведений древнерусской литературы 16 века – «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая – Еразма.

Цель урока: Сегодня на уроке мы поговорим о человеческих отношениях, попытаемся понять, что же хотел сказать нам автор, какие проблемы волновали писателя далёкого прошлого, определим каков жанр этого произведения.

III . Учебное исследование. Выступления групп.

Для решения намеченных задач позвольте открыть заседание Ученого совета. Членами Ученого совета являются литературоведы, лингвисты, историки, искусствоведы. Каждая группа получила свою тему для исследования. С результатами нас познакомит каждая группа.

Повесть является одним из шедевров древнерусской литературы, она вошла в сокровищницу мировой культуры и имя автора её должно стоять в ряду самых видных писателей русского средневековья.

Кто же написал это произведение? Какова его предыстория?

Слово нашим историкам.

1.Выступление «историков».

Перенесемся в далекий ХVI век - время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное - 12 огромных томов - собрание всех чтомых, т.е. читавшихся, на Руси книг. Это собрание называлось "Великие Четьи-Минеи". Минеи от mineos (греч.) – месяц.

А четьи - ежемесячные чтения. В "Великих Четьи-Минеях" по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: "Не стоит город без святого, селение - без праведника". И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священник Ермолай получил поручение написать житие о муромских святых Петра и Февронии.

Кто они такие – князь Петр и княгиня Феврония? Знает ли история такие имена?

Мы выяснили, что летопись не знает муромского князя Петра и его жены Февронии, а народное предание отождествляет их с муромским князем Давидом, женившемся на крестьянке Евфросинии в благодарность за то, что она исцелила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Ермолай – Еразм литературно обработал местные предания о Петре и Февронии и легенды о летающем змее – оборотне и мудрой деве. Однако кроме названия, г. Муром встречаются другие исторические реалии.

Давайте мы с вами вспомним, какие же исторические объекты встречаются в повести? Я говорю название, а ваша задача вспомнить, с каким героем связано или в каком эпизоде встречается:

Село Ласково Рязанской земли

Церковь Воздвижения честного и животворящего креста

Соборный храм Перечистой Богородицы

Городская соборная церковь Рождества Святой Богородицы.

Таким образом, рассмотрев исторические реалии, мы убеждаемся в том, что автору было важно подчеркнуть достоверность тех событий, о которых он говорит в своем произведении.

IV .Выступление «литературоведов».

Как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в изборник «Великие Четьи – Минеи». Почему?... Ответ – в исследованиях творческих групп учащихся – литературоведов, которые работали над выявлением особенностей жанра данного произведения: «Сказка? Житие? Повесть?»

1 группа литературоведов – сказка

Сказка – фольклорное произведение с установкой на вымысел.

Прочитав «Повесть о Петре и Февронии», мы выявили следующие черты сказки:

Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

Повесть начинается событием, которое, несомненно, перешло сюда из сказки: к жене князя Павла стал прилетать Змей и обольщать ее.

Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.

По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)

Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии» к жанру фольклора.

Но необходимо отметить, что с развитием сюжета образы Петра и Февронии все больше и больше начинают приобретать черты русских святых.

2 группа литературоведов – житие

Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие» означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых – государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. То есть житие – это жизнеописание святых.

Жития имели определенную структуру:

Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

Основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах.

Завершалось житие похвалой святому.

«Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития – это художественная биография людей, причисленных церковью к лику святых.

В ходе работы мы выявили следующие черты житийного жанра:

Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им… Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо по смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!..»

Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями).

Необычная смерть и посмертные чудеса (верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

Но, как мы можем отметить, в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения (лишь финал – классический образец жития).

3 группа литературоведов – повесть

Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть». В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности:

Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.

Герои повести – реальные люди.

Князь, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания. В сказке подобные задания выполняются с волшебной быстротой. Не то в повести. Феврония на лукавое задание отвечает не менее лукавым.

Например, Феврония обматывает нитку вокруг иглы: «…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…». Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.

На первый план выдвигается личность крестьянки

Тема социального неравенства

История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической повести!

Итак, каков жанр этого произведения? Это фольклорное или литературное произведение?

Запишите вывод в тетрадях: «Для создания образов Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие».

V . Анализ повести.

1. Возвращение к теме урока.

Ребята, вы внимательно, вдумчиво прочитали повесть. Как вы думаете, о чём она?

Давайте мы восстановим слова, пропущенные в названии темы. Сделать это вы сможете, решив кроссворды, которые лежат у вас на партах. (Решение кроссвордов).

Готовы? Какие ключевые слова у вас получились? (любовь и верность).

2. Образы Петра и Февронии .

Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро – главнее всего для автора.

Какими же качествами характера надо обладать человеку, чтобы память о нём жила в веках?

Из предложенных черт характера выберете те, которые раскрываются в характере Петра; в качестве доказательства подберите те поступки героя, которые подтверждают эти качества в герое.

Смелость, храбрость

Религиозность

Кротость и верность заповедям Божьим

Мудрость

Любовь и верность близким

Умение прощать

Итак, мы выяснили, характер Петра раскрывается в поступках, в отношении к другим людям.

С помощью каких предметов мы с вами можем представить жизненный путь Петра?

* Круг, лестница, тропа.

Н. С. Деменкова считает, что «развитие сюжета – это ступени, этапы нравственно прозрения Петра, уходящего из мира земных страстей мир в вечных истин». Я соглашусь с этой точкой зрения, потому что Петр проходит путь физического и духовного исцеления благодаря Февронии. Его жизненный путь можно представить в виде лестницы. 1 ступень - борьба с внешним злом в обличии змея – искусителя 2 ступень - болезнь Петра и испытания 3 ступень - борьба с внутренним злом – над гордыней 4 ступень - кротость и верность заповедям Божьим, святость.

Кто же помогает герою исцелиться от этого недуга?

В чем заключается загадка Февронии? Характер главной героини многогранен. Характеристика Февронии Подтверждение из текста

Чудесный дар

Верность

Нравственная чистота

Способность самоотверженно любить

В повести на первый план выдвигается необычайная мудрость девушки. На мудрость девушки обращает внимание гонец, который ищет врача для своего князя. Что увидел гонец, когда вошёл к ней в дом?

В этом эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей. Феврония Муромская не единственная в истории христианства святая дева, имевшая ручного зайца. (выступление искусствоведа об иконографии Февронии и Св. Милленгелы Уэльской).

Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии – она сидит за ткацким станком и ткет холст. Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Многие древние народы делали хозяевами и хранителями судеб не богов, а богинь, сидящих за прялкой или ткацким станком. В фольклоре многих народов нить символизирует человеческую судьбу. Отсюда выражение – «нить судьбы». Перед смертью Феврония вышивала для храма Богородицы «воздух» для святой чаши. Но «нить судьбы» должна была прерваться, так как Петр и Феврония умирают в один день.

Феврония также характеризуется через поступки. Одним из средств создания художественного образа Февронии становится деталь. Эта ещё одна особенность этого произведения, ведь в традиционном житии нет деталей, автор избегает определенности, точности.

Как вы думаете, что символизирует чудесное возрождение срубленных для костра деревьев?

* Во – первых, подтверждается чудодейственный дар святой девы Февронии, во – вторых, изгнанничество Петра и Февронии завершится возвращением в Муром и восстановлением княжеского титула.

Академик Д. С. Лихачев отмечал: “Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зёрна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа - князя Петра”

Если мы с вами сравним её жизненный путь с теми же предметами, то какой предмет вы выберете?

*Он учил ценить людей не по происхождению, а по их поступкам.

Как отвечают супруги на козни бояр, не взлюбивших новую княгиню за низкое происхождение?

* И Петр, и Феврония уходят из города. Для Петра верность таинству брака оказывается выше княжеских привилегий.

Какие человеческие пороки заставляют бояр так поступить с правителем?

* Зависть, злоба, лживость, мстительность.

Последовало ли за черными делами наказание бояр?

Да. «… Многие вельможи в городе погибли от меча, каждый хотел править, и сами себя погубил…»

А раскаяние?

* «…Не оставляй нас беззащитными, но вернись в свое отечество!.. Если прогневали тебя и рассердили…теперь же …рабы мы ваши, хотим, и любим, и умоляем, не оставьте нас…»

3. Выступление лингвистов.

* Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.

Что означают слова «блаженный», «благочестивый», «преподобный»?

Какие приемы создания художественного образа помогли нам постичь образы святых?

* Характер персонажей, который раскрылся в поступках, в отношении к другим людям, художественная деталь, сопоставление героя с другими героями, авторская оценка.

Какой эпизод в тексте подтверждает неиссякаемую силу любви Петра и Февронии?

* Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти. - На московском церковном соборе в 1547 году Петр и Феврония были канонизированы, то есть причислены к лику святых. Есть две чудотворные иконы Петра и Февронии – в Спасо – Преображенском монастыре в Муроме и в храме Малого Воздвижения в Москве. Икону святых попыталась постичь наш искусствовед.

4.Выступление искусствоведа: анализ иконы.

Итак, завершаем заседание нашего Ученого Совета. Все исследования были представлены.

VI . Заключительное слово учителя.

Среди всех житий русских святых «Повесть о Петре и Февронии Муромских» сияет особым светом. Нет у русского народа другого столь же поэтичного и поучительного рассказа о супружеской любви и верности. Муромское предание о любви князя и крестьянской девушки, расцветшее под пером церковного писателя Ермолая-Прегрешного, стало самым любимым чтением русских людей. Повесть, отразившая идеал христианского брака, названа «жемчужиной древнерусской литературы» и вошла в сокровищницу мировой культуры.

VII . Итог урока. Выводы.

В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней? Выводы запишите в тетради: Основная идея повести- торжество веры, мудрости,разума, добра и любви. Основные человеческие ценности, утверждаемые в повести- любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

Что же, по вашему мнению, помогает исцелить сердце человека? (чтение записей)

Что помогло Февронии исцелить сердце Петра? (Любовь и верность).

А что вы написали на своих лепестках? (Чтение записей).

Давайте соберем ваши лепестки в один цветок – ромашка. Как вы думаете, имеет ли этот обычный полевой цветок какое – то отношение к нашему уроку?

VIII . Сообщение о Дне семьи, любви и верности.

8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают днем влюбленных в православии. В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Немало людей совершают паломничество в Муром: и те, кто только решили вступить в брак, и те, кто только пришел поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

Летом этого года икона святых Петра и Февронии побывала во многих русских городах. Один из ваших одноклассников видел эту икону и скажет несколько слов о своих впечатлениях. (Выступление ученика).

IX . Рефлексия.

К помощи святых прибегают, чтобы обрести семью, сохранить любовь, вырастить детей. Глядя на огонёк свечи, горящей перед иконой святых Петра и Февронии, вы можете мысленно попросить о настоящей любви, о здоровье и благополучии своих родных и близких.

Поклоняемся вечным святыням,

И любовь наша к миру чиста.

Сердце русское верит и ныне-

Мир жестокий спасет красота.

Какая красота? (Духовная)

О духовной красоте говорит Ермолай – Еразм в «Повести о Петре и Февронии Муромских», о духовной красоте поется в песне.

Слушание песни «Петр и Феврония» (исполняет хор «Пересвет»)

X . Домашнее задание.

Сочинение – рассуждение «Что привлекает читателей в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусского жития?»


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Идейно – художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»«Главное – люби других, как себя, вот что главное, и это все, больше ровно ничего и не надо» (из « Евангелия») автор: учитель МОУ «СОШ№14» г. Вологда Субботина И.П. 8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности. Святые Петр и Феврония Муромские – покровители семьи и брака.Их брак является образцом Христианского супружества и верности. «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества» Ф. Адлер Может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным? Автор повести – писатель и публицист Ермолай, в монашестве – Еразм. Он был священником в Пскове, потом настоятелем собора Спаса – на- Бору в Москве, а потом стал монахом. «В одно время приняли они монашество и облачились они в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией» Петр и Феврония – исторические лица.Они княжили в Муроме в начале 13 века и умерли в 1228 году.Но повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и в наши дни, оно находится неподалеку села Солотча, откуда родом была Феврония. Прототипом героя повести, князя Петра, мог быть князь Давид Юрьевич, правивший Муромом в начале 13 века, который женился на крестьянке Ефросинии Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы, она была написана после канонизации, то есть причисления к лику святых, Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. СКАЗКА? ЖИТИЕ? ПОВЕСТЬ? Вывод: Сказка Житие Повесть Мы выявили следующие черты сказки: 1.Сказочный зачин. 2.Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. 3.Есть сказочный герой змей-искуситель. 4. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея 5. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок6. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена) 7. Волшебные предметы (например, Агриков меч)8.Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”). образец поведения человека Вступление – обращение к Богу (похвала и молитва о помощи)Собственно житие – рождение святого, праведная жизнь, смерть и чудесаЗаключение – похвала святому «Житие» - жизнеописание святых Композиция Христос «Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная). Любовь героев к Богу, почитание героями Библии Чудеса, которые творят герои Необычная смерть и посмертные чудеса Есть похвальное слово святым. В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.Вывод: перед нами образ русской святой, созданный по всем правилам этого жанра, начиная с рассказа о юности героини, о ее благочестивой жизни, заканчивая обращением автора к Богу. 1.Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.2.Герои повести – реальные люди Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть» «…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…» 3.Детали 4.На первый план выдвигается личность крестьянки5.Тема социального неравенства6.История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице Житийная повесть с элементами народно- сказочного характера «Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше своего идеального мужа – князя Петра» «Петр и Февроние, молите Бога о нас!» «ЛЮБОВЬ ДОЛГОТЕРПИТ, МИЛОСЕРДСТВУЕТ, ЛЮБОВЬ НЕ ЗАВИДУЕТ, ЛЮБОВЬ НЕ ПРЕВОЗНОСИТСЯ, НЕ ГОРДИТСЯ, НЕ БЕСЧИНСТВУЕТ, НЕ ИЩЕТ СВОЕГО, НЕ РАЗДРАЖАЕТСЯ, НЕ МЫСЛИТ ЗЛА» (1КОР. 13, 4,5) ИМЕННО ТАКАЯ ЛЮБОВЬ ПОМОГЛА Февронии преодолеть сословные препятствия и вызванные ими отчуждения Петра, а Петру, в свою очередь, ради своей любимой отказаться от княжеского престола. Для нас, людей 21 века, очень важна память о большой любви мужчины и женщины из далекого 13 века! 8июля – православный день влюбленных Мощи Февронии и Петра Муромских покоятся в Муромском Свято-Троиц- ком женском монастыре. Сюда приезжают тысячи людей поклониться их мощам и помолиться.

Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя Д. С. Лихачёв.

“Повесть о Петре и Февронии Муромских” была написана в конце 40-х годов XVI века известным в то время писателем и публицистом, впоследствии принявшим монашество под именем Еразма.

Жанр (от фр. Genre – род. вид) Исторически сложившийся тип литературного или фольклорного произведения (сказка, рассказ, драма и т.п.) Жанр (от фр. Genre – род. вид) Исторически сложившийся тип литературного или фольклорного произведения (сказка, рассказ, драма и т.п.)

Жанры древнерусской литературы летопись повесть слово апокриф хождение житие-прославление жизни святого (агиография)

Основа Житий реальные биографии исторических лиц

НО! Идеальные образы создавались так:

условные биографии в соответствии с традиционной схемой:

1. рождение от благочестивых родителей 2. раннее монашество 3. религиозный подвиг 4. блаженная кончина и чудеса у гроба 5. похвальное слово святому

Каковы же обязательные элементы жития святого? Обязательное славословие в честь Бога, которым начинается житие. Похвала самому святому. Рассказ о чудесном рождении святого. В житии обязательно описывают чудеса святого. Заканчивается житие тоже прославлением Бога.

Сюжет жития Особенности изображения святого В основе сюжета - рассказ о жизни человека, прославленного Церковью в лике святых. Основное назначение жития состоит в том, чтобы обосновать причину признания этого человека святым, описать его подвиги во славу веры и Церкви. В житии нет движения, роста, становления характера. Он свят уже с момента рождения, он - избранник Божий. И в этом смысле он не имеет биографии, автору нечего рассказывать.

Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»: повесть, сказка? житие? “Повесть о Петре и Февронии Муромских” была написана в конце 40-х годов XVI века известным в то время писателем и публицистом, впоследствии принявшим монашество под именем Еразма. Найдите в произведении черты жития или элементы сказки.

Работа в группах Черты жития 1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Есть восхваляющие эпитеты: Петр - благочестивый, святой; Феврония - святая, преподобная, преблаженная, блаженная). 2. Есть похвальное слово святым. 3. Любовь героев к Богу, жизнь по “заповедям Божьим”. 4. Чудеса, которые творит герой (например, Феврония исцеляла больных). 5. Необычная смерть и посмертные чудеса.

Признаки сказки 1. Сказочный зачин.2. Первая часть похожа на народную сказку о змее-искусителе, вторая - на сказку о мудрой деве. 3. Есть сказочный герой - змей-искуситель. 4. Добро побеждает зло, так как Пётр побеждает злого змея. 5. Есть волшебные вещи: агриков меч. 6. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. 7. Есть хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить рубаху из пучка льна и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена). 8. В языке «Повести» есть постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

В этом произведении есть и элементы волшебной и бытовой сказки, и элементы жития, и элементы исторической повести. «Повесть» между тем совсем не сказка. Что же? Житие. Но особое. Не об избранных. Оно о том, как каждый может, а точнее, будет вынужден стать святым. Бог принуждает. Принуждает тех, кто Его любит (или способен полюбить) и не сопротивляется ответной Любви. От традиционных житий, написанных строго по канону, его отличает занимательность сюжета и повествования, своеобразный психологизм, фольклорный подтекст, сказочный характер фантастики и многое другое. Этим объясняется, что часто творение учёного монаха Ермолая-Еразма называют не житием, а повестью. И всё же если это и повесть, то повесть житийная.

Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.

Тема Идея Пафос Тема - история любви, а не жизнеописание святого, нет описаний страданий. Тема идеальной супружеской жизни в миру и муд - рого управления государством. Идея не религиозная, она не в том, чтобы показать идеал праведника, истинного служителя Бога. Идея в том, что любовь - это великое, всепобеждающее чувство. Пафос - утверждающий силу любви, а не только прославляющий святого. В композиции нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога, о служении Богу.

Композиция Первая часть - повествование о подвиге Петра. Какой подвиг он совершил? Он отыскивает чудесный меч и бесстрашно вступает в схватку с врагом. Перед нами - тип поведения мужчины-христианина в критической ситуации: он не задается вопросом, стоит ли защищать брата-князя, беззащитную женщину и само княжество, раз пришла беда, его удел - борьба. Недаром Петр в поисках чудесного меча обращается к Богу, и именно в храме чудесный отрок (ангел) указывает на местонахождение оружия - в алтарной церковной стене. . Иными словами, меч освящен и храним Божиими силами.

Меч-кладенец Агриков меч Меч-кладенец - наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебными и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого-либо тайника. Мечом-кладе нцом многие богатыри Убивализлобных и опасных змеев.

Вторая часть - повествование о подвигах Февронии, дочери простого рязанского древолазца (бортника).

Выделите основные эпизоды в произведении Проделки дьявола. Отчего смерть змея приключится. Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча. Агриков меч найден. Змей убит. Мудрая девушка из села Ласково. Условие Февронии и исцеление. Заговор против княгини Февронии. “Дайте то, что я прошу!” Прозорливость Февронии. Возвращение в Муром и счастливое княжение. “Приспело время преставления”. Чудеса с телами Петра и Февронии.

Анализ эпизода Композиция эпизодов Композиция первого рассказа повести: Зачин: змей летает к жене князя Павла. Завязка: выясняется, что убить змея может только князь Петр. Он должен убить змея, имеющего облик его брата. Развязка: после удара мечом змей является в своем настоящем облике. Концовка: князь Петр заболевает.

Работа в группах Составьте композиционные планы других эпизодов и подготовьте их сжатый пересказ Композиция третьего рассказа: Зачин: бояре недовольны низким происхождением княгини. Завязка: бояре требуют изгнания Февронии; она получает разрешение уйти вместе с князем; князь соглашается. В пути князь Петр начинает сомневаться, правильно ли он поступил, оставив Муром. Развязка: на следующий день нагнавший Петра и Февронию посланец Мурома просит их вернуться. Концовка: Петр и Феврония возвращаются в Муром и правят в нем до конца дней своих.

Как вы представляете жизненный путь князя Петра? Пётр проходит в повести сложный путь духовного обновления. Путь исцеления главного героя «Повести» может быть представлен следующей парадоксальной, казалось бы, схемой: жениться = смириться = исцелиться душой = исцелиться телом. Действительно, герой одерживает победу над внешним злом мира, воплощённым в образе змия-искусителя, во имя чести брата, а святой - над внутренним злом гордыни во имя достоинства человека, всякого человека, человека как такового.

Какой главный подвиг совершил Пётр во второй части повести? Вторая часть посвящена уже не воинскому подвигу и поединку с внешней силой зла, в ней главным оказывается духовная победа над своей греховностью и постепенное не физическое, а духовное исцеление. “Развитие сюжета повести - это ступени, этапы постепенного нравственного прозрения Петра, уходящего из мира земных страстей в мир вечных истин” Н.С. Демкова.

Как помогла Февронья Петру одержать духовную победу? Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе: не случайно она предстаёт при первой встрече занятой ткачеством, а перед смертью занята вышиванием, это косвенно подчёркивает её связь с судьбой. Но её всеведение обеспечено не колдовским даром, а силой любви. Как пишет академик Д.С. Лихачёв: “Животворящая сила любви Февронии так велика, что жерди, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зёрна священного ладана. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа - князя Петра” .

Смысл притчевого эпизода жития - “чудесное оживление обрубков” Что символизирует этот эпизод? Буквальный смысл этого эпизода заключается в подтверждении чудодейственного дара святой девы Февронии, ибо действует она не по своему разумению, а по Божьему соизволению. Аллегорический - свидетельствует о том, что изгнанничество Петра и Февронии завершится возвращением в Муром и восстановлением княжеского титула и княжеской власти, как возвращается жизнь обрубкам. Символический, вбирающий другие значения, указывает на то, что, всё потеряв в жизни сей, Пётр и Феврония обретут жизнь вечную, ибо смерть для них - это путь к бессмертию. И всё-таки до последнего предела чудо это так и остаётся тайной.

Пётр и Феврония, избравшие друг друга раз и навсегда, умолили Бога, “чтобы в одно время умереть им. И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, и велели сделать из камня два гроба, имеющих между собой тонкую перегородку”.

“Неразумные люди” этого, конечно, не поймут и попробуют похоронить отдельно, ибо незадолго до смерти Пётр и Феврония приняли монашество, а следовательно, дали обет безбрачия. Но Бог судил иначе. “И снова утром оказались святые в едином гробе”, - торжествуя, повторит Ермолай-Еразм. Великая сила удерживает их в едином поле Любви.

Примерно через 300 лет после их смерти Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых, а ныне их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

Множество богомольцев посещают Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, чтобы поклониться честным мощам святых Петра и Февронии, которые по воле Божией покоятся во едином гробе.

Тест И когда хотели слуги грузить их имущество с берега на суда, из города Мурома пришли вельможи и стали говорить: "Господин князь! От всех вельмож и от всего города пришли мы к тебе, не оставь нас сиротами и возвращайся на отчий престол. Многие вельможи погибли в городе от меча. Каждый из них хотел править, и сами себя губили. А оставшиеся в живых вместе со всем народом молят тебя, говоря: господин князь, прогневали мы тебя и раздражили, поскольку не хотели, чтобы княгиня Феврония господствовала над нашими женами, ныне же мы, со всеми домами своими, рабы ваши, и хотим вас, любим и молим, не оставьте нас, рабов своих!" Блаженный же князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И державствовали в городе том, живя по всем заповедям Божиим без порока, пребывая в непрестанных молитвах, и были они милостивыми ко всем людям, под их властью находящимся, словно чадолюбивые отец и мать. Всех они одинаково любили, не терпели ни гордости, ни притеснений и богатств тленных не берегли, но от Бога богатели. Были они городу своему истинными пастырями, а не наемниками. Правили городом своим истиной и кротостью, а не яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли.

А1. Что такое житие? 1) историческое повествование, которое велось по годам 2) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально- исторических событиях 3) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью 4) литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе. А2. Что произошло после того, как князь и княгиня Муромские покинули Муром? город стал процветать в городе начались междоусобицы 3) ничего не изменилось 4) в город ворвались враги.

А3. Объясните значение слова «тленные». А4. В словосочетаниях «были милостивыми», « блаженный князь», «блаженная княгиня», « богатств тленных», « истинными пастырями» выделенные слова являются: 1) метафорами 2) олицетворениями 3) эпитетами

Задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объема. Выполняя их, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос (примерный объём – 3–5 предложений) с опорой на текст. Избегайте пространных вступлений и характеристик Б1. Какой эпитет использует автор для характеристики Петра и Февроньи? Раскройте значение этого слова. Б2. Как вы понимаете смысл слов: «Правили городом своим истиной и кротостью, а не яростью»?