В каких странах находятся следующие достопримечательности эрмитаж. Карта эрмитажа

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Государственный Музей Эрмитаж , расположенный на в , вдоль набережной Невы, является одним из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев, ежегодно принимая сотни тысяч гостей из разных стран. Этот уникальный музейный комплекс включает в себя несколько зданий, в том числе и знаменитый Зимний дворец. Всего, тут размещается около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, самые древние из которых датируются каменным веком. Величайшие шедевры минувших эпох, доставленные сюда с разных точек планеты, ежедневно доставляют массу удовольствия ценителям прекрасного, с интересом рассматривающих картины, скульптуры и другие музейные исторические ценности.

История возникновения Эрмитажа берёт своё начало в 1764 году, когда императрица Екатерина II открыла собственное частное собрание произведений искусства на основе картин, переданных ей из Берлина в качестве погашения контрибуции после Семилетней войны. С течением времени коллекция увеличивалась, размещаясь в уединённых апартаментах дворца, впоследствии названного Эрмитажем. Для широкой публики музей открылся в 1852 году и уже тогда его посещаемость превышала 50 тысяч человек в год. В XIX столетии сюда регулярно стали поступать произведения русских живописцев, а важными источниками пополнения фондов являлись закупки у отечественных коллекционеров и подарки от истинных любителей прекрасного.

Сегодня Эрмитаж может похвастать значительным количеством картин, относящихся к мировым шедеврам, включая работы Леонардо да Винчи, Корреджо, Рембрандта, Дюрера, Пьерро делла Франчески, Дуччи, Джотто и других гениальных мастеров. Многие уникальные картины были безвозвратно потеряны в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века, когда советское правительство посчитало необходимым устроить распродажу культурного наследия с целью получения иностранной валюты для проведения в стране процесса индустриализации. Помимо мировой живописи, в музейных залах выставлены коллекции нумизматики и античных древностей, включая греческие золотые изделия и ткани, деревянные саркофаги, памятники и скульптуры. Большое внимание уделяется эпохе средневековья, в том числе холодному и огнестрельному оружию, рыцарским доспехам, макетам исторических сооружений.

Всего, в музейный комплекс включено 5 зданий: Зимний дворец, Малый, Большой и Новый Эрмитажи, а также Эрмитажный театр, созданный по проекту архитектора Кваренги. Главный вход располагается со стороны Дворцовой площади. Летом и в выходные дни, количество посетителей резко увеличивается, поэтому чтобы не стоять в очереди за билетами, лучше подходить к самому открытию. Гражданам России при себе рекомендуется иметь паспорт, дабы не оплачивать билет по одному тарифу с иностранцами. Фото и видеосъёмка производятся за дополнительную плату.

Эрмитаж возник как частное собрание императрицы Екатерины II, но со временем, когда количество шедевров приумножилось, стал музеем в полном смысле этого слова. Портал «ЗаграNица» вспомнил о 10 значимых экспонатах, которые стоит увидеть, прогуливаясь по залам знаменитого музея

1

Мумия

Петербург - мировой рекордсмен по количеству мумифицированных трупов. Так, самая знаменитая мумия - тело древнеегипетского жреца Па-ди-иста. Располагается данный экспонат в Египетском зале, под футляром из специального стекла, так как нельзя допускать попадания воздуха под купол.

С мумией связана легенда: одна из смотрительниц зала рассказала о том, что за несколько дней до новолуния, весной 2004-го, на левом плече Па-ди-иста начала дергаться мышца. Спустя пару дней на том месте появился нарост величиной с грецкий орех, который начал «передвигаться» по руке вверх и вниз. Через неделю всё прекратилось - опухоль исчезла сама по себе. Правда это или ложь - решать вам.

Па-ди-ист не единственный мумифицированный мертвец в Эрмитаже. Всего в запасниках их хранится не меньше пяти.


Фото: asergeev.com 2

«Мадонна Бенуа»

Эту прекрасную картину причисляют к ранним работам Леонардо да Винчи: она была написана в 1460-1470-х годах. Несмотря на множество догадок и легенд о происхождении «Мадонны с цветком», история того, как она попала в Россию, проста: Мария Бенуа, в девичестве Сапожникова, получила картину по наследству от отца.

Эта работа стала одним из ключевых произведений мастера и образцом для живописцев того времени: да Винчи писал шедевр масляными красками - и по его примеру их стали использовать другие художники.


Фото: hellopiter.ru

«Мадонна Литта»

По соседству с «Мадонной Бенуа» в Эрмитаже хранится «Мадонна Литта», которую музей выкупил в 1860-е годы у итальянского семейства Литта. Считается, что автором картины также является Леонардо да Винчи: в музее хранится эскиз женской головы. Но некоторые искусствоведы сомневаются в авторстве великого художника. Есть предположение, что часть картины написал кто-то из его учеников.


Фото: rukodelie.devichnik.ru 4

Часы «Павлин»

Это удивительно прекрасное механическое приспособление придумали Джеймс Кокс и Фридрих Юри. В Россию оно попало благодаря Потемкину: он приобрел часы в подарок Екатерине II. К сожалению, фаворит императрицы так и не узнал, понравился ли ей дар, так как скончался до того, как часы были доставлены.

Сначала часы экспонировали в Таврическом дворце, а затем перевезли в Зимний, где они хранятся до сих пор. Дважды их ремонтировал знаменитый Кулибин (во время перевозки часть деталей повредилась). Но в целом уникальные часы дожили до наших дней без изменений: это единственный известный крупный механический прибор XVIII века, который до сих пор не вышел из строя.


Фото: dic.academic.ru 5

«Даная» Рембрандта

Картину Рембрандт писал сразу с двух женщин: первым прообразом героини стала жена, Саския ван Эйленбюрх, а вторым - любовница Гертье Диркс, с которой художник связался после смерти супруги. На картине изображен тот момент древнегреческого мифа, когда Зевс пробрался к Данае в виде золотого дождя.

В Россию «Даная» попала в 1772 году, когда ее купила Екатерина II. Спустя двести лет с этой картиной случился известнейший акт музейного вандализма: литовец Бронюс Майгис облил ее серной кислотой и дважды повредил ножом. Как признался Майгис позже, данное действо было совершенно по политическим мотивам.

Несмотря на то, что было повреждено 27% полотна, картину удалось полностью восстановить. С 1997 года она находится в зале живописи Голландии и Фландрии, под бронированным стеклом.


Фото: muzei-mira.com 6

«Возвращение блудного сына» Рембрандта

Над этой работой художник трудился очень долго: первые наброски появились в 1630-1640-е годы, а готова она была только к 1660-му. Но такие колоссальные усилия стоили того, ведь картина стала одной из самых известных в творчестве мастера.


Фото: hermitageline.ru 7

«Дама в голубом» Гейнсборо

Считается, что автор рисовал портрет с Елизаветы Бофорт, дочери адмирала Боскауэна. Работа стала визиткой художника, ее по праву называют одним из лучших портретов эпохи барокко: утонченная красота, мягкие переходы полутонов, изящество и грация - всё это присутствует в картине. В Эрмитаж она попала от егермейстера Хитрово в 1912 году. На данный момент это единственное произведение Гейнсборо в российских музеях.


Фото: hermitagemuseum.org 8

«Танец» Матисса

Заказавшего эту картину для своего московского особняка Сергея Щукина долгое время называли «собирателем всякого хлама» и не разбирающимся в искусстве человеком. Самого автора - Анри Матисса - публика и критики также не щадили. Сейчас же «Танец» считается одним из величайших произведений модернизма.


Фото: lenta.ru 9

«Вечная весна» Родена

Скульптура была частью композиции «Врата ада» и долгое время располагалась у главных дверей французского Музея декоративно-прикладного искусства. Роден решил повторить часть своей работы, выполнив ее в том же стиле. Часть мраморной глыбы для скульптуры автор специально оставил необработанной, чтобы придать композиции большую естественность.


Фото: wikipedia.org

«Композиция VI» Кандинского

Одного из главных российских авангардистов начала XX века, чьи полотна висят в лучших музеях мира, выставляют в Зимнем дворце, подчеркивая его значимость для истории мирового модернизма. В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Кандинского. Главное полотно - «Композиция VI»: яркое, написанное размашистыми мазками, прекрасно отражающее бурное начало XX века.


Фото: tsargrad.tv

Предыдущая фотография Следующая фотография

Государственный Эрмитаж - гордость России, крупнейший в стране культурно-исторический музей, занимающий 6 исторический зданий, главным среди которых остается величественный Зимний дворец . Сегодня в Эрмитаже собрано почти 3 млн экспонатов: произведения живописи, графика, скульптуры, предметы прикладного искусства, коллекция нумизматики и археологические памятники.

А начинался Эрмитаж в 1764 г. как частное собрание Екатерины Великой, купившей коллекцию из 220 картин и поместившей их в отдаленных апартаментах дворца, получивших название «Эрмитаж», что в переводе с французского означает «место уединения». Для посетителей музей открылся в 1852 г., и уже тогда в нем были накоплены богатейшие собрания произведений искусства. Сегодня гости Эрмитажа могут любоваться такими шедеврами, как «Мадонна с младенцем» («Мадонна Бенуа») Леонардо да Винчи, «Святой Себастьян» Тициана, «Святое Семейство» Рафаэля, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко. Посещение Эрмитажа, безусловно, - обязательный пункт программы визита в Санкт-Петербург.

Главный ансамбль Эрмитажа

Время работы: вторник, четверг, суббота, воскресенье - с 10:30 до 18:00, среда, пятница - с 10:30 до 21:00, выходной день - понедельник.

Как добраться: на метро до ст. «Адмиралтейская», «Невский проспект», «Гостиный Двор».

Цена билета для взрослых в Главный комплекс и все остальные филиалы - 700 RUB, в один из филиалов - 300 RUB. Для детей, студентов, пенсионеров РФ вход бесплатный. 7 декабря и первый четверг каждого месяца вход для всех бесплатный. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

К рупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев впервые возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II. Музей был открыт для посещения в 1852 году в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. Сегодня основная экспозиционная часть занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной Невы.

Начало истории

История коллекции Государственного Эрмитажа официально начинается с правления Екатерины II. Но ее великий предшественник Петр I тоже внес свою лепту. За время его правления в частном императорском собрании появилось множество экспонатов, которые сегодня находятся в Эрмитаже. Например, знаменитое «скифское золото» – драгоценные украшения в виде зверей, хранящиеся в Золотой кладовой. Их купил князь Гагарин для Сибирской коллекции Петра.

Вплоть до Екатерининской эпохи пополнений императорского собрания почти не было, либо они происходили случайно. Ярким примером служит коллекция «золота Моголов». В середине XVIII века иранский шах завоевал империю Великих Моголов, которая находилась на территории Индии. С посольством он отправил царице Анне Иоанновне золотые украшения и другие ювелирные изделия, буквально осыпанные бриллиантами, рубинами, сапфирами. В Петербург их доставили на слонах. Однако подарки получала уже императрица Елизавета Петровна, взошедшая на престол в результате дворцового переворота. Слоны долго будоражили жителей Петербурга, периодически убегая из вольеров. А подарки были приняты и благополучно забыты; их передали в собрание Эрмитажа уже после революции. В конце XX века выяснилось, что в Иране сокровищ Моголов почти не осталось, и самая большая коллекция драгоценностей их эпохи находится в России.

Эрмитаж в царское время

Один из наиболее важных периодов в истории музея, бесспорно, связан с именем Екатерины II, которую по праву называют его основательницей. К Зимнему дворцу, по ее указанию, была сделана пристройка, которая называлась Эрмитажем. Здесь давали обеды для круга приближенных. Гости обсуждали политику и искусство. В этой части дворца действовал особый свод правил, таких как: «оставлять все чины вне дверей», «спорить без горячности» и т. д. Здесь же хранилась частная коллекция живописи Екатерины II, она началась с приобретения собрания коммерсанта И. Э. Гоцковского, в которое входили произведения нидерландских художников. В правление Екатерины II коллекция пополнилась полотнами Тициана, Рубенса, Рафаэля и других великих мастеров, была куплена единственная в России скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик». По всей Европе эмиссары императрицы приобретали для нее картины десятками и даже сотнями, нередко просто скупая уже сформировавшиеся собрания. Помимо множества картин, в Эрмитаже появилось более 10 000 монет и медалей, более 10 000 рисунков, бессчетное количество гравюр, камней и книг.

Павел I, чуждый взглядам своей матери и питавший к ней сильнейшую неприязнь, тем не менее, продолжал коллекционировать искусство, преимущественно итальянское. Однако он велел на всех картинах в коллекции поставить букву «П». Таким образом, ученые смогли точно установить, какие именно полотна поступили в Эрмитаж до начала XIX века.

С правлением Александра I связана реформа, проведенная графом Дмитрием Бутурлиным. Коллекцию поделили на несколько частей, при каждой из них появился хранитель. В эпоху Александра I собрание Эрмитажа пополнилось испанской и английской живописью. Но самые ценные приобретения связаны с центральным эпизодом его правления – войной 1812 года. Как и многие представители французской знати, графиня Богарне, бывшая супруга Наполеона Бонапарта, была обеспокоена сохранением привилегий после победы русской армии. Она решила сделать подарок Александру I, тот долго отказывался его принимать, однако Жозефина настояла. Таким образом в коллекцию Эрмитажа попала знаменитая «Камея Гонзага».

Николай I, увлеченный военным делом, оставил после себя 600 картин с изображением батальных сцен. В его правление, в 1826 году, была создана знаменитая Военная галерея 1812 года. Сам император увлекался живописью и часто позволял себе вписывать изображения солдат на полотна мастеров батальной живописи. При нем некоторые экспонаты из коллекции были раздарены или уничтожены. Однако благодаря ему появился Новый Эрмитаж, был реконструирован ансамбль уже существующих зданий.

А в 1852 году музей впервые открылся для посетителей под названием «Императорский Эрмитаж». Следующие полвека его коллекция пополнялась с разной степенью интенсивности. Одним из знаменитых приобретений того времени стала «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, купленная в 1914 году.

Эрмитаж в XX веке

История Эрмитажа в XX веке больше напоминает остросюжетный детектив, среди героев которого сотрудники музея, советские власти и российская армия. В революционный период коллекция Эрмитажа удивительным образом не пострадала. Серьезные утечки из нее начались в первые годы советской власти.

Сначала в 1920-е годы за счет царского собрания пополняли коллекции музеев союзных республик. Частично эти потери Эрмитаж компенсировал поступлениями из национализированных частных коллекций. Но в целом довоенные годы его истории пройдут под эгидой лавирования между жесткими требованиями властей открыть запасники, чтобы продавать экспонаты на запад, и искренним стремлением сотрудников сохранить самое ценное. За границу все же были проданы «Венера перед зеркалом» Тициана, «Святой Георгий» и «Мадонна Альба» Рафаэля, «Пир Клеопатры» Тьеполо и многие другие шедевры французской и итальянской живописи. Противостояние советского агентства «Антиквариат», занимавшегося продажей ценностей, и сотрудников Эрмитажа ярко иллюстрирует эпизод с отделом Востока, который возглавлял Иосиф Орбели. Комиссия агентства «Антиквариат» пришла в Эрмитаж, чтобы забрать на продажу сасанидское серебро. Попасть внутрь ее представители так и не смогли. Говорят, что Орбели грозил проглотить ключ и надолго похоронить коллекцию отдела Востока за тяжелыми дверьми музея. Разразился скандал. Директор Эрмитажа Борис Легран и Иосиф Орбели пошли на авантюру. Они написали письмо Сталину, который в итоге их поддержал. Письмо от вождя стало защитой музея. Все попытки «Антиквариата» конфисковать вещь, даже не относящуюся к отделу Востока, ни к чему не приводили. Любой экспонат, который планировали изъять, неожиданно оказывался на хранении в отделе Востока.

Благодаря сотрудникам Эрмитажа в периоды самых крупных «распродаж» из коллекции Эрмитажа он утратил минимальное количество самых ценных экспонатов. Но плата за это оказалась весьма высока. В разные годы более пятидесяти сотрудников музея были репрессированы.

Во время Великой Отечественной войны коллекцию эвакуировали на Урал, но здания музея значительно пострадали. Об уроне, который был им нанесен, свидетельствует список стройматериалов, необходимых для реставрации. Он включал 100 тонн цемента, более 60 тонн гипса, 30 километров тканей и прочее.

После окончания войны работа в Эрмитаже началась с удвоенной силой. Музею предстояло принять трофейные произведения искусства, в огромных количествах вывезенные из Германии. Как известно, Гитлер собирался открыть музей, собрав все самое лучше, что ему удалось захватить в Европе. На момент взятия Берлина советскими войсками музей готовился к открытию. Совершенно случайно в плен был захвачен его будущий директор, который рассказал о местонахождении запасников. Произведения искусства вывозили из Германии вагонами.

Жемчужины европейской коллекции

Диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян Тициана», «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом Гейнсборо».

За последующие годы кое-что возвратилось в европейские коллекции. Но многое осталось на территории России и по сей день. Сегодня в экспозиции Эрмитажа представлены трофейные картины Мане, Ван Гога, Тулуз-Лотрека и других. Однако вполне вероятно, что содержание некоторых из запасников по-прежнему не известно ни широкой публике, ни научному сообществу. Споры вокруг трофейных произведений ведутся до сих пор.

Сегодня Эрмитаж – еще и крупный научно-исследовательский центр.

Комплекс зданий музея Эрмитаж

Зимний дворец

Резиденция российских императоров, построена по проекту Бартоломео Растрелли. Работы по ее возведению начались в эпоху царствования Елизаветы Петровны и закончены при Петре III в 1762 году.

Малый Эрмитаж

Дворец. Построен при Екатерине II Ю. М. Фельтеном и Ж. Б. Валлен-Деламотом.

Большой Эрмитаж

Дворец, построенный Ю. М. Фельтеном в 1787 году для хранения пополнившейся коллекции Екатерины II.

Театр Эрмитажа

Построен по указу Екатерины II архитектором Джакомо Кварнеги для показа спектаклей и проведения маскарадов.

Новый Эрмитаж

Здание построено при Николае I архитектором Лео фон Кленце специально для демонстрации экспонатов императорской коллекции.

За последние годы в известных музеях мира появились специальные выставочные залы, связанные с Эрмитажем. Открылись его новые филиалы: Музей фарфора и Музей гвардии в здании Главного штаба.

Пересказать всю историю Эрмитажа – все равно что изложить историю России, настолько важным явлением в жизни страны является этот музей. Будучи непосредственно связанным со многими событиями отечественной истории, Эрмитаж всегда оставался домом. Что бы ни происходило, здесь всегда кто-то жил. И каждый оставлял после себя что-то свое.

Искусство

117284

Кто-то подсчитал, что нужно было бы потратить восемь лет, чтобы обойти весь Эрмитаж, уделяя всего лишь по минуте на осмотр каждого экспоната. Так что, отправляясь за новыми эстетическими впечатлениями в один из главных музеев страны, необходимо запастись достаточным количеством времени и соответствующим настроением.

Главный музей Эрмитажа ‒ это совокупность пяти зданий, построенных в разное время разными зодчими для разных целей, и соединенных последовательно между собой, но визуально отличных по цвету фасадов (особенно хорошо это можно наблюдать со стрелки Васильевского острова): Зимний дворец ‒ творение Барталамео Растрелли, созданное по заказу императрицы Елизаветы, далее идет Малый Эрмитаж, затем ‒ анфилады залов Старого Эрмитажа (бывшие жилые покои императорской семьи), плавно перетекающие в здание Нового Эрмитажа (спроектировано европейским «музейным» архитектором Лео фон Кленце для размещения увеличивающейся огромными темпами коллекции) и Эрмитажный театр.

Обязательные к просмотру шедевры отмечены на плане музея стрелочками и картинками ‒ в принципе, это и есть традиционный маршрут большинства экскурсоводов и туристов.

Ниже приведен оптимальный список эрмитажных must see.


Классический экскурсионный маршрут по главному музею Эрмитажа начинается с Иорданской лестницы, или, как еще ее принято называть ‒ Посольской (именно по ней проходили во дворец знатные гости императоров и посланники иностранных держав). После белой с золотом мраморной лестницы дорога раздваивается: вперед и вдаль уходит анфилада парадных комнат, налево ‒ Фельдмаршальский зал. Парадные залы, тянущиеся вдоль Невы, выглядят несколько пустынно и сегодня используются для размещения временных выставок. Слева начинается вторая анфилада парадных залов, упирающихся в Тронный зал, который на контрасте с парадной лестницей выглядит довольно скромно.

Читать полностью Свернуть


Часть первого этажа, куда можно попасть, спустившись по Октябрьской лестнице (прямиком от импрессионистов), посвящена искусству древних обитателей Азии ‒ скифов. В зале под номером 26 представлены довольно хорошо сохранившиеся вещи из органического материала, найденные при раскопках царского некрополя в Горном Алтае, так называемого пятого Пазырыкского кургана. Культура Пазырыка относится к VI-III вв. до н. э. ‒ эпохе раннего железного века. Все найденные вещи сохранились в прекрасном состоянии, благодаря особым климатическим условиям ‒ вокруг кургана образовалась ледяная линза, в результате чего получился своего рода «природный холодильник», в котором вещи могут сохраняться на протяжении очень долгого периода. Археологи обнаружили погребальную камеру, которая представляла собой деревянный сруб высотой четыре метра, внутрь которого были помещены мумифицированные тела мужчины и женщины, а также конское погребение, находившиеся за пределами сруба. Найденные при раскопках вещи указывают на высокий общественный статус погребенных. В древности курган был ограблен, а вот конское захоронение осталось нетронутым. Повозку нашли в разобранном виде, предположительно, она запрягалась четверкой лошадей. Особой гордостью коллекции является прекрасно сохранившийся войлочный ковер, изображающий фантастический цветок, мужчину-всадника и превосходящую его по размерам женщину, по-видимому, божество. Археологи не пришли к единому мнению относительно того, когда и для чего был сделан этот ковер, детальные исследования показали, что впоследствии он был надставлен, может быть специально для погребения. Другие интересные экспонаты, расположенные в витрине напротив ‒ войлочные фигурки лебедей, набитые оленьим мехом. У лебедей чужие черные крылья, предположительно они были взяты от стервятников (погребальных птиц). Таким образом, древние наделяли лебедя свойством трансцендентности, превращая его в обитателя всех трех уровней мироздания: небесного, земного и водного. Всего было найдено четыре войлочные фигурки птиц, что позволяет сделать предположение, что лебеди имели отношение к повозке, в которой они должны были увозить в загробный мир души умерших (при раскопках лебеди были найдены между повозкой и ковром). Так же в кургане обнаружили и «импортные находки», например, конские чепраки, отделанные иранской шерстяной тканью и тканью из Китая, что позволяет говорить о контактах скифского населения Горного Алтая с культурами Центральной Азии и Древнего Востока уже в VI-III вв. до н. э.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, II этаж, залы 151, 153


Если вы немного подустали от многообразия картин и скульптур, можно немного отвлечься, переключившись на небольшой зал французского искусства XV-XVII вв., где представлена керамика Сен-Поршер и Бернара Палисси. Во всем мире насчитывается всего около 70 изделий Сен-Поршер, а в Эрмитаже можно увидеть целых четыре экземпляра. Технику Сен-Поршер (названную так по предполагаемому месту происхождения) можно схематически описать так: обыкновенную глину помещали в формы, а затем металлическими матрицами на формах выдавливался орнамент (сколько орнаментов столько и матриц), потом выемки заполнялись глиной контрастного цвета, изделие покрывалось прозрачной глазурью и обжигалось в печи. После обжига добавлялась декоративная роспись. Как видите, в результате такого замысловатого и трудоемкого процесса получалось крайне изящная и хрупкая вещица. В витрине напротив представлен еще один вид керамики ‒ керамика круга Бернара Палисси ‒ самого прославленного мастера-керамиста XVI века. В глаза сразу же бросаются красочные, необычные, так называемые «сельские глины» ‒ блюда, изображающие обитателей водной стихии. Техника выполнения этих блюд до сих пор остается загадкой, но искусствоведы полагают, что изготавливались они при помощи слепков с оттисков. Как будто чучело морского гада обмазывали жиром, а сверху накладывали кусок глины и обжигали. Из обожженной глины вытаскивали чучело и получали оттиск. Есть мнение, что гады, во время того, как на них накладывали глину, были всего лишь обездвижены эфиром, но отнюдь не мертвы. С полученного оттиска делали слепки, которые крепились к блюдам, все расписывалось цветной глазурью, затем покрывалось прозрачной и обжигалось. Посуда Бернара Палисси была так популярна, что у него было несметное число последователей и подражателей.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, II этаж, залы 272‒292


Если вы пройдете по анфиладе парадных комнат вдоль Невы, то попадете на запасную половину в комнаты с жилыми интерьерами ‒ тут и строго классические интерьеры, и гостиные, оформленные в стиле историзма, и рокайливо-затейливая мебель, и мебель ар-деко, и готическая деревянная двухъярусная библиотека Николая II со старинными фолиантами, с легкостью погружающая вас в атмосферу Средневековья.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, II этаж, залы 187–176


На третий этаж, в отдел стран Востока мало кто добирается. Если пройти чуть дальше из мира Матисса-Пикассо-Дерена, преодолев искушение спуститься вниз по деревянной лестнице, то вы попадете в отдел стран Востока. В нескольких залах экспозиции «Дальний Восток и Центральная Азия» размещены частично утраченные, частично восстановленные при помощи компьютерных технологий настенные фрески, возраст которых насчитывает не одну сотню лет. Они представляют невероятно утонченное искусство росписей пещерных и наземных буддистских храмов из Карашарского, Турфанского и Кучарского оазисов, расположенных по маршруту Великого Шёлкового пути. Фрески служат уникальным свидетельством единства буддийского мира в Индии, Центральной Азии и Китае домонгольского периода. Несколько лет назад часть фресок из коллекции была перевезена в реставрационно-хранительский центр «Старая деревня», где они теперь и выставлены.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, III этаж, залы 359‒367, экспозиция «Культура и искусство Центральной Азии»


Работы импрессионистов (Моне, Ренуар, Дега, Сислей, Писарро) представлены на третьем этаже Зимнего дворца. Одна из истинных жемчужин коллекции ‒ полотно Клода Моне «Дама в саду Сент-Адресс» (Claude Monet, Femme au jardin, 1867). По наряду девушки можно наверняка определить год написания картины ‒ именно тогда вошли в моду подобные платья. И именно это произведение украшало обложку каталога выставки работ Моне со всего мира, которая проходила несколько лет назад в Париже в Гранд Пале. Коллекция также изобилует работами постимпрессионистов Сезана, Гогена, Ван Гога и других французских художников начала XX века: Матисса, Дерена, Пикассо, Марке, Валлотона. Как это богатство оказалось в коллекции музея? Все картины ранее находились в собраниях русских купцов Морозова и Щукина, которые скупали в Париже работы французских живописцев, тем самым спасая их от голодной смерти. После революции картины национализирует советское государство и размещает их Московском музее нового западного искусства. В те годы в Москве гостил Альфред Барр ‒ основатель Нью-Йоркского музея современного искусства, для которого Щукинская и Морозовская коллекции послужили прообразом его будущего детища. После войны музей расформировывают по причине его антинародного и формалистического содержания, а коллекцию разделяют между двумя крупнейшими музеями России ‒ Пушкинским в Москве и Эрмитажем в Санкт-Петербурге. Отдельной благодарности заслуживает и тогдашний директор Эрмитажа ‒ Иосиф Орбели, который не побоялся взять на себя ответственность и забрать самые радикальные работы Кандинского, Матисса и Пикассо. Второй частью коллекции Морозова-Щукина сегодня можно полюбоваться в Галерее искусств стран Европы и Америки XIX-XX вв. московского Пушкинского музея, что на Волхонке.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, III этаж, залы 316‒350


Как все дороги идут в Рим, так и все пути по Эрмитажу идут через Павильонный зал со знаменитыми часами, знакомыми всем по заставке телеканала «Культура». Дивной красоты павлин был выполнен модным в те времена английским мастером Джеймсом Коксом, приобретен князем Григорием Потемкиным-Таврическим в подарок Екатерине Великой, доставлен в Петербург в разобранном виде и уже на месте собран Иваном Кулибиным. Чтобы понять, где расположены часы, нужно проникнуть к ограждению и посмотреть под ноги павлину ‒ по центру стоит небольшой гриб, и именно в его шапке расположены часы. Механизм находится в рабочем состоянии, раз в неделю (по средам) часовщик входит в стеклянную клетку, и павлин поворачивается и раскрывает свой хвост, петух кукарекает, а сова в клетке крутится вокруг своей оси. Павильонный зал расположен в Малом Эрмитаже, и из него открывается вид на висячий сад Екатерины, ‒ когда-то там был настоящий сад с кустами, деревьями и даже животными, частично закрытый стеклянной крышей. Сам Малый Эрмитаж был построен по заказу Екатерины II для обедов и вечеров в интимном кругу друзей ‒ «эрмитажей», куда не допускались даже слуги. Оформление Павильонного зала относится к уже более позднему, послеекатерининскому периоду и выполнено в эклектичном стиле: мрамор, хрусталь, золото, мозаика. В зале можно найти еще множество крайне интересных экспонатов ‒ это и расставленные по залу тут и там, инкрустированные эмалью и полудрагоценными камнями (перламутр, гранат, оникс, лазурит) изящные столы, и бахчисарайские фонтаны слез, расположенные симметрично друг напротив друга на обеих стенах. По легенде, крымский хан Гирей, горько оплакивающий смерть своей любимой наложницы Диляры, заказал мастерам соорудить фонтаны в память о своем горе ‒ капля за каплей, из одной раковины в другую падает, словно слезы, вода.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Малый Эрмитаж, II этаж, зал 204


Привычный путь из Тронного зала лежит прямиком к часам с павлином, что сразу по галерее с прикладным искусством Средневековья налево. А вот если повернуть направо и немного прогуляться, то можно увидеть очень интересную коллекцию нидерландской живописи XVI-XVII вв. Так, например, здесь представлен алтарный образ Жана Белльгамба, посвященный Благовещению. Находящийся когда-то во владениях церкви, триптих ценен тем, что дошел в полном составе до наших дней. В центре триптиха, рядом с архангелом Гавриилом, принесшем Марии благую весть, изображен донатор (заказчик картины), что для нидерландской живописи XVI в. было весьма смелым шагом. Центральная часть построена как будто в перспективе: первый план занимает сцена Благовещения, а на заднем плане Дева Мария уже занята своими будничными делами – шьет пеленки в ожидании появления на свет младенца. Также стоит обратить внимание на два групповых портрета корпорации (гильдии) амстердамских стрелков кисти Дирка Якобса, что само по себе является большой редкостью для любой музейной коллекции живописи, находящейся за пределами Нидерландов. Групповые портреты ‒ это особый живописный жанр, характерный именно для данной страны. Такие картины писались по заказу объединений (например, стрелки, медики, попечители благотворительных учреждений), и, как правило, оставались в стране и не вывозились за ее пределы. Не так давно в Эрмитаже проходила выставка групповых портретов, привезенных из музея Амстердама, в том числе там были представлены и две картины из коллекции Эрмитажа.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Малый Эрмитаж, II этаж, зал 262


В настоящее время в мире насчитывается 14 сохранившихся работ кисти прославленного живописца эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. В Эрмитаже находятся две картины его неоспоримого авторства ‒ «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». И это огромное богатство! Выдающийся художник, гуманист, изобретатель, архитектор, ученый, писатель, одним словом, гений ‒ Леонардо да Винчи является краеугольным камнем всего искусства европейского Ренессанса. Именно он положил традицию масляной живописи (до этого использовалась все больше темпера ‒ смесь натуральных цветных пигментов и яичного желтка), он же зародил треугольную композицию картины, в которую встраивалась Мадонна с младенцем и окружающие их святые и ангелы. Также обязательно обратите внимание на шесть дверей этого зала, инкрустированных золоченными металлическими деталями и черепаховым панцирем.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Большой (Старый) Эрмитаж, II этаж, зал 214


Парадная лестница Нового Эрмитажа поднимается от исторического входа в музей с Миллионной улицы, а ее крыльцо оформляют десять атлантов из серого сердобольского гранита. Атланты изготавливались под руководством русского скульптура Теребенева, отсюда и второе название лестницы. Когда-то с этого крыльца начинался маршрут первых посетителей музея (вплоть до середины двадцатых годов прошлого века). По традиции ‒ на удачу и чтобы вернуться ‒ нужно потереть пятку любого из атлантов.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Новый Эрмитаж


Мимо этого зала не удастся пройти, «Блудный сын» ‒ одна из последних и самых известных картин Рембрандта ‒ обозначен на всех планах и путеводителях, и перед ним, также как перед парижской «Джокондой», всегда собираются целые толпы. Картина бликует, и хорошенько ее рассмотреть можно разве лишь с поднятой головой, или чуть издалека ‒ с площадки Советской лестницы (названной так не в честь страны Советов, а в честь Государственного совета, собиравшегося рядом, в зале на первом этаже). Эрмитаж обладает второй по величине коллекцией картин Рембрандта, и соперничать с ней может лишь музей Рембрандта в Амстердаме. Тут и печально знаменитая «Даная» (обязательно сравните с «Данаей» Тициана ‒ два великих мастера интерпретируют один сюжет), ‒ в восьмидесятых годах посетитель музея плеснул на полотно серной кислотой и нанес два ножевых удара. Картину бережно реставрировали в эрмитажных мастерских на протяжении 12 лет. Есть здесь и прекрасно-мистическая «Флора», на которой, якобы, изображена в роли богини плодородия жена художника ‒ Саския, а также менее популярная, от того словно интимная картина ‒ «Прощание Давида с Ионафаном». На ней изображено прощание молодого полководца Давида и его верного друга Ионафана ‒ сына завистливого царя Саула. Мужчины прощаются у камня Азель, что в переводе означает «разлука». Сюжет взят из Ветхого Завета, и до Рембрандта традиции иконографического изображения сцен из Ветхого Завета не существовало. Картина, наполненная тонкой светлой грустью, написана после смерти любимой жены Рембрандта и отражает его прощание с Саскией.