Тайна скифской пекторали. Золотая пектораль – символ скифской эпохи Скифское золото пектораль

Известный киевский археолог, Борис Мозолевский, обнаруживший в Гаймановой могиле знаменитую скифскую чашу, вскоре совершил ещё одно выдающееся открытие.

В феврале 1971 года Б.Н. Мозолевский обнаружил ещё один скифский курган в10 километров от знаменитого скифского кургана Чертомлык, неподалеку от Никополя. При ручном бурении кургана, который местные жители называли Толстая могила (высота его 9 метров и диаметр70 метров), археолог Борис Мозолевский обнаружил на глубине 7 метров глину – это верный признак скифской могилы.

Предстояла подготовка археологических раскопок: громадный курган нужно было очистить от верхней насыпи, а это 15000 кубометров земли. Под удалённым верхним слоем археологи обнаружили две гробницы в виде глубоких катакомб, относящихся к более позднему захоронению.

Археологи окружили курган широким рвом, в котором обнаружили следы грандиозной заупокойной тризны, здесь было множество костей животных: диких свиней, лошадей, оленей. Установленный по останкам животных, вес съеденного во время поминок мяса составлял примерно 13 тонн. Если учесть, что поминальная тризна у скифов длилась несколько дней, то в поминках на Толстой могиле участвовало не меньше 3000 человек.

Сначала археологи исследовали боковую гробницу, в которой была сначала обнаружена хозяйственная ниша с бронзовой посудой и остатками жертвенной пищи, затем и погребение молодой скифской царицы в богатых нарядах, в расшитом крупными золотыми пластинами головном уборе, одежде и башмачках. Шею скифской царицы украшала массивная золотая гривна с семью фигурками львов, крадущимися за молодым оленем. Вес гривны — 478 гр. чистого золота. Руки царицы унизаны золотыми перстнями и тремя широкими золотыми браслетами, на её висках — крупные золотые подвески с изображением богини с поднятыми в мольбе руками, вокруг было разбросано около 600 золотых бляшек.

Рядом с «царицей» был погребен двухлетний ребенок в деревянном саркофаге, отделанном алебастром, по-видимому, он умер позже матери и для его погребения был прорыт еже один вход. В изголовье малолетнего царевича стояли три драгоценных миниатюрных серебряных сосуда для питья вина: кубок, килики ритон. В руке ребёнка лежал большой золотой браслет — символ власти. В деревянном саркофаге был положен расшитый золотыми пуговками пояс.

Шею царевича украшала золотая гривна, на безымянном пальце правой руки - маленький золотой перстенёк, в его ушах блестели золотые сережки. Вся одежда малолетнего царевича был расшита золотыми бляшками.

Ритуальные украшения из золота изготавливались специально для похорон, ими украшали одежды умерших.

Вместе с умершей царицей и царевичем были похоронены их жестоко убитые слуги: девочка-служанка,
женщина-кухарка, воин-охранник и юноша-возничий, вокруг них были разложены соответствующие их занятиям атрибуты.

Археологи обнаружили, что в центральной части, где был похоронен скифский царь, побывали грабители, прорывшие 22-метровый лаз.

Не смотря на то, что эта часть могилы обвалилась, грабителям удалось найти и вынести парадную утварь, царское оружие, украшения.

И всё же Толстая могила остаётся богатейшей из всех известных царских скифских курганов, общий вес найденных в ней золотых украшенийравен 4500 гр. золота, это намного превышает вес золота найденного в кургане Куль-Оба, близ Керчи (Пантикопей, Боспорское царство).

Рядом со входом в погребальную камеру, в дромосе (коридоре) лежал царский меч с золотой рукояткой, вложенный в ножны, покрытые золотыми рельефными украшениями, со сценами борьбы животных в традиционном скифском «зверином стиле». Под перекрестьем меча стоят в геральдической позе дерущиеся петухи — это довольно необычный и совершенно новый сюжет в скифском искусстве.

В нижнем ряду изображён фантастический грифон, раздирающий оленя, лев и грифон, нападающие с двух сторон на лошадь, еще ниже – леопард, напавший на оленя и поединок между львом и леопардом. Все сцены борьбы животных выполнены в едином «зверином стиле».

На выступе для подвешивания меча к портупее изображен фантастический рогатый грифон с львиной головой, на хвосте которого змеиная голова. Изображения животных полны динамики и очень реалистичны, очень четко проработаны все мельчайшие детали.

В Толстой могиле Борис Мозолевский нашел неслыханное сокровище: царское парадное нагрудное украшение — золотую пектораль . Это поистине гениальное творение античной торевтики (греч. Toreutikоs) — искусства рельефной обработки художественных изделий из металла. Ныне это произведение искусства получило мировую известность.
Вес пекторали -1150 грамм золота, её диаметр -30,6 см.

Золотая царская пектораль представляет собой символ солнца (коло), состоящих из трёх кругов мира. В первом круге изображена бытовая жизнь скифов, богатство скифов — домашний скот, во втором круге — луговые цветы, лесные травы, дремучий лес, а в третьем круге изображены дикие звери, живущие в дремучем лесу.

Золотая пектораль — это символ царской власти. Одевая пектораль, скифский царь, становился центром солнечного круга и мира. Самоназвание скифов, по Геродоту, сколоты — в этом слове ясно слышен корень «коло» — солнце. «С коло ит», возможно, означало «с солнцем идущий» или «за солнцем идущий», ведь расселение скифских племён шло с востока на запад, то есть скифы всё время шли «за солнцем».

Пектораль состоит из четырех скрученных в жгут трубок, скрепленных на концах застёжкой в виде львиных голов. Вся пектораль по горизонтали разделена на три яруса, заполненные многочисленными изображениями людей и животных, средний ярус украшен цветами и растениями.

В нижнем ярусе пекторали изображены сцены борьбы животных, центральную часть занимают грифоны терзающие коней, по бокам в нижнем ярусе пекторали лев и леопард, терзающие оленя и дикого кабана, дальше идёт сцена погони собак за зайцами и, наконец, в самом углу притаились два кузнечика, сидящие друг против друга.

Особенно интересны сцены мирной жизни скифов, изображённые в верхнем ярусе. «Развернутой симфонией о жизни в представлениях скифского общества» назвал царскую пектораль ее первооткрыватель археолог Борис Мозолевский.

В центре изображены два полуобнажённые скифа , держащих в руках овечью шкуру, золотое руно и ведущих мирную беседу. Один из них трогает мягкую овечью шерсть рукой, как бы проверяя ее качество, его длинные волосы стянуты тугой кожаной повязкой, какой обычно пользуются мастеровые во время работы. Второй скиф, придерживает овечью шкуру и, указывая пальцем, что-то говорит.

Рядом лежит их оружие, вокруг спокойно течёт мирная жизнь: справа жеребёнок сосёт молоко кобылицы, рядом поросёнок, юный скиф, подросток доит овцу, козы пасутся на лугу; слева изображены корова с телёнком, женщина, с заколотыми вверх волосами, держит остро-донную амфору с молоком.

Общая картина пасторальной скифской жизни завершена взлетающими в разные стороны птицами.

Создаётся впечатление, словно, все животные свободно бродят в пространстве пекторали.

Какой приём применил мастер, для придания объёма всем изображённым сюжетам?

Присмотритесь, и вы увидите, что овца (слева) не касается земли, словно, поднята в пространство, мастер прикрепил её к верхнему ярусу за спину. А лошадь, свободно гуляющая и почёсывающаяся копытом, чуть опустила голову и, совсем, не касается верхнего яруса. Все фигурки располагаются свободно и не симметрично, как в жизни, занимая собой всё пространство.

В основе сюжета изображённого на пекторали, несомненно, лежат реальные образы скифов, занятых привычными, повседневными делами, окружённых природными красотами цветов и трав, на которых пасутся стада домашних животных.

Каждая миниатюрная скульптура золотой скифской пекторали, несомненно, шедевр непревзойдённого мастерства скифского мастера Северного Причерноморья IV века до н.э.

Золотая царская пектораль совершила своё триумфальное шествие по многим континентам и странам мира, вызывая восторг и восхищение всех, кому посчастливилось ею любоваться.

В настоящее время скифская золотая царская пектораль из Толстой могилы, хранится в Киеве, в Музее исторических драгоценностей Украины.

Самое ужасное состоит в том, что ровно год назад, в ноябре 2015 года, Министерство культуры Украины своим приказом N884 ликвидировало Музей исторических драгоценностей Украины. Музея с таким названием в Киеве больше нет , несмотря на все протесты музейщиков всего мира.

и золотую царскую пектораль?

ТАЙНА СКИФСКОЙ ПЕКТОРАЛИ Крупнейшим археологическим открытием ХХ века признали обнаружение сокровищницы фараона Тутанхамона. Но мало кто знает, что в степях Украины, в начале 70-х годов был найден могильник, который по своей значимости и богатству не уступает египетскому наследию. Речь идет о раскопках скифского кургана близ Керчи. Великий народ, раскинувший свои владения от Восточной Европы до азиатских пустынь, оставил после себя множество тайн и загадок. Главным артефактом племени скифов была царская Пектораль… Степи Украины, воспетые Гоголем, Шевченко и Брюсовым, пестрят холмами. То тут, то там можно встретить курган, который является молчаливым памятником какого-нибудь события. Эти могилы окружены завесой тайн и суеверий. Народные легенды говорят о то, что запорожцы хоронили убитых товарищей, насыпая землю собственными шапками. А до них курганы возводили племена, кочевавшие по этим степям задолго до славных подвигов воинов Запорожской Сечи. Кочевники пришли на берега Дона еще в 3 тысячелетии до н.э. Это были племена скотоводов, охотников, воинов. Они впервые узнали остроту медного оружия. Они навсегда вписали свои имена в страницы истории. Киммерийцы уступали место склотам. Склоты ушли под давлением скифов. А скифы основали свое великое царство, посреди "коридора" между Азией и Европой. Именно властителям Скифии и принадлежат первые курганы, которые похожи на пирамиды. В них находили последний покой могучие владыки. Геродот, посетивший древнюю Скифию, был поражен богатством этого народа. Еще больше его удивили, с какой помпезностью и пышностью хоронят усопших царей. На тот свет с ними отправляли жен, слуг, коней, утварь, порой целые караваны. Все для того, чтобы царь предстал перед предками в подобающем виде. Курган Куль-Оба, расположенный в нескольких километрах от Керчи, начали раскапывать еще в 1830 году. Уже первые слои земли были под завязку набиты украшениями работы древних греков. Там было золото, серебро, великолепные вазы. Даже серьги с головой богини Афины. Курган обследовали много лет. Он принес немало интересных экспонатов, осевших в хранилищах украинских музеев. Но то, что нашел Борис Мозолевский, оказалось сенсацией. Будучи внештатным сотрудником киевского Института археологии, он с энтузиазмом взялся за раскопки кургана Толстая Могила, на который коллеги давно махнули рукой. Они считали, что там не может быть ничего стоящего внимания, сосредоточив свой взгляд на более "перспективные" южные гробницы. Раскапывать курган начали случайно. Груда земли мешала днепропетровскому горнодобывающему комбинату расширить своё производство. Просто снести курган не позволял закон, поэтому попросили археологов "быстро раскопать". В холодной февральской степи, под мощными порывами ветра два десятка историков-романтиков вступили в противоборство с курганом. На протяжении двух недель Мозолевский и его товарищи просыпались в 5 утра, и до 4 вечера без устали копали, разглядывая каждый клочок земли. Видя мучения археологов, директор комбината Григорий Середы сжалился, и выделил бульдозер. Работать стало легче. Внезапно на южном склоне ученые натолкнулись на удивительной красоты колесницу, которая была отделана бронзовыми плитами, обвешана колокольчиками. Каждый сантиметр повозки был покрыт узорами. В институте поняли, что курган стоит усилий и выделили дополнительный отряд. Чем дальше они углублялись в толщу грунта, тем более древние богатства находили они. Их минула участь расхитителей гробниц. В этом месте был погребен наследник скифского престола. Он лежал в изумительном по красоте алебастровом саркофаге. Тело его было увешано драгоценностями. Рядом была могила матери, которая покоилась в шикарном золотом платье, расшитом ликами животных. На шее у нее был массивный золотой обруч в виде гривы льва. Таких находок не ожидали даже бывалые археологи. Наконец пришло время главной камеры, где покоился царь. Но там уже успели побывать мародеры. Ученые с сожалением сворачивали работы, когда Мозолевский внезапно посмотрел на глиняный пол и заметил тайник. Со всеми возможными осторожностями он сдвинул плиту и... "21 июня 1971 года, в 14 часов 30 минут, близ г. Орджоникидзе Днепропетровской области, Борисом Мозолевским была найдена золотая пектораль - нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э. - весом в 1150 граммов, 30, 6 см в диаметре, выполненная из золота 958 пробы". Такую фразу вы можете найти в любом учебнике археологии. Это было чудесное произведение искусства, вышедшее из-под руки греческого мастера. Ничего подобного прежде на территории Украины не находили. Пектораль представляла собой четыре полых трубки, изящно переплетенных между собой. Они составляли своеобразный каркас. Каждая трубка венчалась головкой небольшого льва, который сжимал в своей пасти кольцо. Через них пропускались шнурки. На них украшение вешалось на шею царю. Пектораль имела три яруса, что отражало представление древних скифов об устройстве Вселенной. Нижний ярус - битва фантастических диких зверей - мир стихий, дикой природы, мир подземного царства, откуда идут корни дерева, и куда все рано или поздно уводят. Средний яру - голубые цветы, птицы - мир живых. Наверху же была жизнь кочевников. Их быт, их подвиги и простые дела. Безусловно, пектораль являлась магическим и религиозным символом, которому поклонялись кочевники. Но смысл пекторали не раскрыт по сей день. Автором этого величественного ювелирного чуда является древний эллин, потомок греков Средиземноморья. Он был настоящим Мастером, в совершенстве обращался не только с металлом, но и прекрасно знал верования и обычаи скифов. Предположительно люди, изображенные на пекторали, имели реальные прообразы. Может среди них есть и заказчики этого чуда. Ныне она хранится в киевском музее исторических древностей Украины. Есть и копия, установленная в Донецке на Театральной площади. Она входит в скифскую композицию. А еще, по сей день, в качестве высшей театральной премии Украины используется точная копия пекторали из кургана Толстая Могила. Имя Бориса Мозолевского навеки вписано в историю археологии. Он стал кандидатом исторических наук и до конца жизни преподавал в родном институте.

Найденная в июне 1971 года в кургане в Днепропетровской области пектораль - главное археологическое сокровище Украины - по всем параметрам стала настоящим подарком судьбы. Ее нашли два археолога-внештатника, которым помогал не профильный институт, а директор крупного советского предприятия. И пектораль обнаружили тогда, когда успех всей экспедиции уже выглядел сомнительным.

Украине с этим украшением повезло еще и потому, что его нашли через несколько лет после того, как появилась возможность оставить находку в украинском музее,- случись эта история чуть раньше, и советское руководство приказало бы передать столь ценный экспонат в Москву или Ленинград. А так скифское украшение до сих пор входит в коллекцию киевского музея.

Все эти случайности породили массу полуанекдотических историй о раскопках кургана Толстая Могила неподалеку от города Орджоникидзе в Днепропетровской области, в ходе которых нашли пектораль. Некоторые из них до сих повторяют в украинских СМИ.

Самая распространенная из них - как руководитель экспедиции Борис Мозолевский вез пектораль в Киев на себе под толстой телогрейкой, чтобы скрыть находку от московских или ленинградских музеев. Ученый, по рассказам выдумщиков, якобы носился по тогдашним украинским моральным авторитетам, таким как писатель Олесь Гончар, чтобы те оставили пектораль себе на хранение.

Об этих мифах Александр Загребельный, который принимал непосредственное участие в раскопках кургана с первых дней и до конца полевого сезона, вспоминает с улыбкой. И рассказывает настоящую историю пекторали.

Своего не отдадим

У каждого хорошего рассказа есть своя предыстория. Для скифской пекторали она началась в ноябре 1963 года. Тогда руководство УССР в лице Петра Шелеста, главного коммуниста республики, создало в Киеве Золотую кладовую. Шелест действовал обдуманно: кладовая позволяла оставлять в Украине драгоценные археологические находки, которые ранее приходилось часто перевозить в Москву или Ленинград.

Шелест был противоречивым руководителем. С одной стороны, начиная с 1965 года при нем постоянно арестовывали диссидентов - тогда свои первые сроки получили поэты Василь Стус, Иван Светличный и Вячеслав Черновол. Также Шелест был одним из инициаторов ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году.

При этом тогдашний главный украинский коммунист ратовал за укрепление украинского языка в учебных заведениях и прессе. Он перечитывал несколько раз брошюру Ивана Дзюбы Интернационализм или русификация. А из‑за своей книги Украина наша советская Шелест попал в немилость Кремля. Там посчитали ее националистической и весь тираж изъяли из продажи.

Найти желанное

Демобилизовавшись из армии, Загребельный вряд ли думал о всех тонкостях подковерной политики Шелеста, когда весной 1971 года подавал документы на исторический факультет Киевского государственного университета.

До вступительных экзаменов оставалось еще несколько месяцев. Как‑то, проходя мимо Института археологии, он решил узнать, есть ли там какие‑то вакансии. Тогдашний директор института Федор Шевченко предложил внештатную лаборантскую должность.

Однажды в реставрационную мастерскую, где работал Загребельный, заглянул Борис Мозолевский. Представился и сказал, что руководство института просит молодого лаборанта помочь ему обследовать курган в Днепропетровской области. Быстро собравшись, археологи 14 апреля были уже в Орджоникидзе.

Это был мощный промышленный район, где открытым способом добывалась марганцевая руда. Местный обогатительный комбинат имел стратегическое значение: марганец - необходимая добавка для прочной стали.

Григорий Середа, руководитель треста, в который входили рудники и сам комбинат, был довольно влиятельным человеком. С Мозолевским он поддерживал дружеские отношения уже несколько лет - с тех пор, когда тот начал ездить сюда в свои первые экспедиции.

Середа сам увлекался археологией. Он придумал предлог для экспедиции - якобы для комбината нужна земля, которую можно было взять из кургана, и пространство для расширения марганцевых рудников.

Хотя Мозолевскому было 35 лет, в Институте археологии он был всего лишь внештатным сотрудником. После того как будущий ученый окончательно оставил попытки стать военным летчиком, он приехал в Киев. Много лет работал кочегаром и учился заочно на истфаке Киевского университета. Писал стихи - к тому времени вышло уже три сборника. Из-за нескольких произведений нажил проблемы: в них “компетентные органы” усмотрели антисоветчину, и вопрос о зачислении ученого в штат Института археологии отложили на несколько лет.

Первые несколько недель внештатники Мозолевский и Загребельный работали вдвоем: в Институте археологии ошибочно посчитали, что Толстая Могила - не скифский курган, а раннее и более бедное погребение. Такие, как правило, обычно оказываются пустыми - их разрывают за сотни лет до археологов: зачастую это делали соплеменники похороненных, которые знали наверняка, что так можно разжиться хорошим оружием и золотом. Поэтому тратить деньги на серьезную экспедицию институт не стал.

Их дал Середа. Он поселил археологов в местной гостинице, которая обошлась киевлянам по 20 коп. в сутки. Постарался, чтобы те не были голодными. И он же выделил технику и отряд шахтеров-проходчиков, которые копали и укрепляли шурфы и тоннели. В целом раскопки кургана обошлись тресту более чем в 50 тыс. руб.

Снять курганную восьмиметровую насыпь для археологов было только половиной дела. Главная работа начиналась еще ниже. Погребальные камеры Толстой могилы, к примеру, находились на глубине пяти метров от естественного уровня почвы.

Мозолевский очаровал Середу рассказами о том, как он несколько раз ночевал на кургане, и всегда ему снился топот лошадей. Поэтому археолог был уверен, что Толстая Могила - погребение царского скифа. Но первые работы на глубине вызвали у него разочарование - было очевидно, что здесь уже побывали грабители.

Середа, который приезжал на раскоп каждый день, подтрунивал: “Что ж ты мне обещал золото найти, а здесь все разграблено”.

Но оказалось, что внизу есть еще несколько погребений.

Основное из них - знатного военачальника - опустошили много веков назад. Середа возмутился - так где же золото? Мозолевский взял нож и сказал: “Смотрите, вот сейчас отковырну комок земли, и будет вам золото”.

Воткнул клинок в глину - и там блеснула золотая пластинка с женского головного убора. Дальше - больше: археологи случайно нашли погребение жены царя, которая была в платье, почти полностью покрытом золотой фольгой. На шее у царицы оказалось массивное украшение весом без малого в полкилограмма. Но интересно было еще и то, что рядом со скелетом женщины был найден истлевший пучок камки - морской травы, которой лечили болезни суставов.

Но это были еще далеко не все находки. На следующий день, 21 июня, Мозолевский записал в дневнике: “В 14:30 что‑то звякнуло и потом блеснуло под археологическим ножом”. Это и была пектораль - нагрудное мужское украшение, весящее 1.150 г и пролежавшее в земле 2.300 лет.

Археологи утверждали, что грабители не дорыли до него всего несколько сантиметров. И все потому, что скифы положили пектораль не на тело царя, а рядом с ним.

Коммунистическая щедрость

Находки доставали вместе с цельными кусками грунта - так называемыми монолитами: для ученых всегда важно зафиксировать точное расположение вещей в погребении, так как при ритуалах оно было неслучайным.

Жизнь в Орджоникидзе на это время словно остановилась. Местные жители целыми днями вертелись вокруг раскопа, порой нависая над археологами. И это несмотря на то, что там круглосуточно дежурили шесть милиционеров.

Загребельный вспоминает, как однажды на раскоп пришел старик, которому когда‑то принадлежал участок земли с курганом. Он ворчал: “Вот если бы я знал, то обязательно бы выкопал”.

Археологи лишь улыбнулись - сделать подобное одному невозможно. Снять насыпь над курганом можно лишь с помощью техники. А если не укреплять тоннели, ведущие вниз, в погребальные камеры, легко можно остаться под завалами навсегда.

Да и продать подобную находку в советское время было невероятно сложно. “Как‑то уже в следующей экспедиции с нами работал парнишка-подросток из одесского археологического кружка,- рассказывает Загребельный.- Ему к рукам “прилипли” две золотые пластинки из кургана. Он понес их в ломбард, и его сразу же арестовали. А руководителя раскопок за два года до пенсии уволили с работы”.

После находки пекторали Мозолевского ждала настоящая слава.

В Киеве с ним встретился Владимир Щербицкий, которого готовили на место уже опального тогда Шелеста.

О сенсационной находке сразу же написали едва ли не все советские издания. По горячим следам словом пектораль назвали гостиницу и ресторан Академии наук УССР.

Археолога сразу приняли на работу в Институт археологии с персональным окладом 200 руб. Его семья перебралась из пригорода в новую трехкомнатную квартиру. Участники экспедиции получили премию по 75 руб. и командирские часы.

“Правда, у меня и еще двоих коллег через несколько дней часы отобрали”,- вспоминает Загребельный. Как раз в то время в украинской столице проходило очередное партийное торжество, и кто‑то решил наградить коммунистических и комсомольских руководителей Днепропетровщины за успешные раскопки Толстой Могилы. Часами. Хотя этих людей на раскопках Загребельный никогда не видел. “Нас это страшно обидело, и на празднование мы демонстративно не пошли”,- заключает он.

2 октября 2015

Золотая царская пектораль древних Скифов занесена во все каталоги и справочники мира, и названа великой археологической находкой XX столетия. Является признанным шедевром мирового искусства. Страховая стоимость — около 2 млн. долларов. Это поистине гениальное творение античной торевтики (греч. Toreutikоs) — искусства рельефной обработки художественных изделий из металла.

Эта милая женская «безделушка» в 1 килограмм 200 граммов чистого золота содержит около 100 различных фигурок, которые выполнены с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра. Ориентировочно, она была изготовлена где-то н V веке до н. э. и, скорее всего, была не единственной. За свою многовековую историю эта бесценная реликвия пережила сотни владельцев, побывала во многих местах. Из-за неё убивали, грабили, предавали.

Золотая пектораль древних скифов была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область).

С тех пор чудо-аксессуар не дает покоя как просто зевакам, так и профессиональным исследователям. В последнее время в учёных кругах появилась версия, что пектораль — это, в первую очередь, зашифрованное послание древних скифов, изготовленное в виде красивого украшения.

Золотая царская пектораль представляет собой символ солнца (коло), состоящих из трёх кругов мира. В первом круге изображена бытовая жизнь скифов, богатство скифов — домашний скот, во втором круге — луговые цветы, лесные травы, дремучий лес, а в третьем круге изображены дикие звери, живущие в дремучем лесу.

Золотая пектораль — это символ царской власти. Одевая пектораль, скифский царь, становился центром солнечного круга и мира. Самоназвание скифов, по Геродоту, сколоты — в этом слове ясно слышен корень «коло» — солнце. «С коло ит», возможно, означало «с солнцем идущий» или «за солнцем идущий», ведь расселение скифских племён шло с востока на запад, то есть скифы всё время шли «за солнцем».

Пектораль состоит из четырех скрученных в жгут трубок, скрепленных на концах застёжкой в виде львиных голов. Вся пектораль по горизонтали разделена на три яруса, заполненные многочисленными изображениями людей и животных, средний ярус украшен цветами и растениями.

Что означают эти замысловатые фигурки на пекторали?

Всего существует 3 основные версии трактовки структуры этого украшения: «Модель Вселенной», «Карта владений скифов» и «Календарь».
По первой версии пектораль олицетворяла строение Вселенной, как ее видели скифы.

По второй теории на пекторалях могла быть изображена символическая карта владений древних скифов, которую могли читать лишь специально обученные люди — цари, жрецы, военачальники.

По третьей версии пектораль являлась древним календарем скифов. Скифы были язычниками, поэтому у каждого дня, месяца, года, индикта, и т.д. были свои божества времени в виде домашних животных, которые были расположены по кругу на пекторали. Также, пектораль — это еще и совершенно точный астрономический прибор — древние солнечные часы. Тайну календаря пекторали знали только цари и жрецы, и представители элиты общества скифов, что помогало им, на основе знаний, управлять своим народом.


О чём говорит второй ярус пекторали?

Он полностью занят цветами. Этот мотив не просто так был зафиксирован в пекторали. Дело в том, что это — зашифрованный рецепт древнего и очень целебного бальзама из цветков и кореньев. Он широко использовался в скифской медицине, особенно во времена военных действий, скифы широко использовали лекарственные травы. Главным его компонентом был меотийский корень, или мандрагора. Археолог Мозолевский предполагал, что это греческое растение тока. К сожаленню, до конца разгадать этот рецепт невозможно, потому что по золотому изображению трудно определить название цветка.

В центре пекторали изображены две мужские фигуры (предположительно — это скифские цари Пал и Haп), которые держат шкуру-эгиду (на самом деле — это не просто шкура, а карта). Они сидят в свойственной степнякам позе.

Посмотрев на эту шкуру-карту в прямой проекции, можно разглядеть очертания Крыма, правого и левого берегов Черного моря. Эта «карта» условная. Каждый предмет на ней изображает определённую захваченную скифами территорию.

В верхнем ярусе пекторали изображена вереница идущих в разные стороны животных. Оказалось, что каждая из этих фигур показывает определенный день скифского месяца.
Есть ещё один интересный сюжет — леопард смотрит, как лев терзает кабана. Лев — это скиф, кабан — это Африка, а леопард — это Ассирия. При большом увеличении тут можно рассмотреть знаменитые египетские пирамиды. Они находятся на голове кабана. Эта миниатюра изображает осаду Древнего Египта скифами в VII веке до н.э. и посему является первой картой Африки. Некоторые трофеи этих походов (в виде ювелирных издэлий, перстней с печатями фараонов и т. п.) попали в коллекцию Музея драгоценностей вместе со скифским золотом.

Побережье Азовского моря, находится под крылом Жар-птицы. Эта чудо-птица была у скифов символом греческой богини Геры, супруги Зевса. Она показывала место проживания царских скифов в Северном Причерноморье. К тому же, правое крыло Жар-птицы указывает на местонахождение скифского некрополя. Навстречу Жар-птице «летит» ещё одна такая же птица, но уже селезень, который покрывает территорию Турции и Стамбула. Фигур там много и каждая из них имеет своё символическое значение.

Скифский календарь имеет прямое отношение к астрологии. В отличие от китайского двенадцатилетнего цикла, в скифском календаре-Зодиаке заложен шестнадцатилетний цикл. Начинается он с года Жар-птицы (утки). Кстати, третье тысячелетие начнется именно С года Жар-птицы — птицы счастья. За ним следуют годы Козочки, Козла, Барана, Коровы, Тельца, Лошадки, Коня, Кобылы, Жеребца и Др.

Золотая Пектораль является шедевром древних мастеров. Сложность сплетения фигур, их ракурсы говорят о высочайшем уровне их мастерства. Её необычайная красота и исключительная ценность свидетельствуют о могуществе Скифского царства. Археологи связывают сокровища кургана Толстая Могила с временами царя Скифии Атея.

Автором золотого чуда мог быть причерноморский эллин - потомок переселенцев из Средиземноморья, осевших на берегах Понта Эвксинского в VII-VIвв. До н.э. Однако, некоторые исследователи полагают, что он мог быть и этническим скифом (ведь мастер в совершенстве знал скифскую мифологию, скифские обычаи и обряды), но, несомненно, долгое время прожившим и учившимся в Пантикапее - столице ювелирного ремесла северного Причерноморья. Он отлично владел всеми тонкостями античного ювелирного искусства.

21 июня 1971 года во время исследования царского захоронения древних скифов под Толстой Могилой в Днепропетровской области, известный ученый Института Археологии АН Украины Б. Мозолевский нашел огромное нагрудное украшение — золотую пектораль, которая весила 1150 граммов, и достигала более 30 см в диаметре.

По своему весу и размерам, а также высочайшей художественной ценности, эта пектораль стала самой выдающейся археологической находкой за всю историю изучения культуры и искусства древних скифов на Украине.

Однажды во время раскопок в южной части кургана археолог заметил что — то блестящее — это был большой комплект бронзовых украшений для повозки и похоронной упряжи, которые принадлежали царице, захороненной в Толстой Могиле.

Саму же пектораль скрывала толща грунта, для удаления которого потребовались долгие месяцы кропотливой работы, ведь во время археологических раскопок ученые снимают очень тонкие слои земли, чтобы не пропустить ни одной важной детали.

И вот, когда самая ценная находка уже была в руках исследователей, они выяснили, что украшение изготовлено из чистого золота 958 пробы яркого и чистого солнечного цвета. По особенностям своей композиции пектораль состоит из трех ярусов, расположенных в виде рожка по отношению друг к другу, и соединенных между собой цепочками из золотых пустотелых трубочек.

Между нижним и верхним сюжетными ярусами изображена полоска растительного орнамента. Именно этот декоративный элемент, характеризующийся графичностью очертаний, уравновешивает более массивные скульптурные формы нижнего и верхнего ярусов. Более того, если бы не было этой полосочки флористического орнамента, пектораль не была бы столь гармоничной и совершенной в своих пропорциях.

В отличие от отдельно вырезанных сцен с множеством просветов, растительный орнамент закреплен на плоской пластине, которая является основой для изображения. Кроме того, подобная техника позволяет добиться поразительной игры светотени изображения, а также помогает еще более оттенить великолепие и роскошь золотого украшения.

На верхнем ярусе пекторали изображена бытовая сценка: в центре двое мужчин заняты тем, что шьют или ремонтируют некий предмет одежды, похожий на короткий тулуп из волнистой овчины. Возможно, они просто обрабатывают овечью шкуру, чтобы потом сшить из нее одежду.

Справа от них изображение лошади с жеребенком, коровы с теленком, овцы, козы с козленком, а также взлетающей птицы. Невольно привлекает к себе внимание фигура юноши, который сидит и доит овцу. Все детали изготовлены очень четко и качественно, и во всей композиции изделия чувствуется умелая рука мастера.

С левой стороны от центральных фигур мужчин изображены те же животные, но уже с молодым приплодом. А молодой человек закончил доить овцу, и закрывает амфору с молоком жгутом из травы.

На нижнем ярусе пекторали изображена жесткая сцена борьбы травоядных животных с хищниками. Особенно драматично выглядит противостояние коней кровожадным грифонам — этому сюжету посвящены три изображения в центре. Справа — лев с диким кабаном, а слева — леопард с оленем. Рядом с ними собаки преследуют зайца.

Все три яруса пекторали тематически созвучны и образуют единую стилистическую картину. Основной тематикой изображений золотой пекторали являются бытовые сцены, а также сюжеты живой природы. Некоторые учение в рисунках пекторали видят новогоднюю тематику. Уникальная драгоценная находка археологов на сегодняшний день хранится в Музее исторических ценностей в Киеве.