Топ причудливых и необычных скульптур праги. Скульптуры праги Фонтан писающие мальчики в праге

Скульптура Кабурека

Городская скульптура – неотъемлемая часть любого большого города. В Праге она очень разная: от монументальных памятников до забавных небольших скульптур. Одна из последних – скульптура Кабурека, чешского водяного на острове Кампа.

В легендах старой Праги Кабурек занимает свое особое место. Он отличается от, например, русского водяного, который, как хозяин вод, редко появлялся на суше и часто утаскивал к себе в подводное царство кого-нибудь для собственного развлечения. Кабурек – водяной добрый. Больше всего на свете он любит пиво и красивых девушек, причем предпочитает бутылочное.

Легенда рассказывает, что в жизни водяной был обычным горожанином. Как и весь рабочий люд, любил Кабурек пропустить кружку-другую пива вечером после трудового дня. Возвращаясь домой, он упал в воды Чертовки и утонул. С тех пор бродит по Кампе миролюбивая нечистая сила, заходит в пражские пивные и проводит время среди горожан.

В свободное от посещений пивных время Кабурек собирает души утопленников в глиняные горшочки на дне в своем обиталище. Кстати гончар, у которого Кабурек берет горшки, тоже пользовался доброй славой.

Кабурек любит хорошее пиво, и если он появляется в пивной часто, то это большая честь для хозяина: в плохое заведение Кабурек не пойдет. Чтобы водяной чувствовал себя в заведении комфортно, хозяин ставил в углу бадью с водой: у Кабурека всегда должны были быть ноги и полы сюртука в воде.

Спугнули его дары цивилизации и технического прогресса. Как только в пражских пивных стали появляться граммофоны, потом музыкальные центры или, того хуже, телевизоры, Кабурек перестал появляться здесь. Бродит иногда по Кампе человек во влажном сюртуке, у прохожих просит бутылочку пива и дарит им свежую рыбу в благодарность.

Скульптор Йозеф Налепа решил запечатлеть забавного жителя острова и изваял статую Кабурека. Сидит он на колесе старой мельницы в позе мыслителя, покуривает трубочку, внимательно-задумчиво смотрит на воду, а может быть, в вечность. Такой водяной-философ, по-человечески понятный, со своими пристрастиями и слабостями, словом, с душой.

Статуя водяного на Кампе находится возле моста Влюбленных. На мосту совсем недавно появились замочки: каждая влюбленная пара считает своим долгом закрепить таким образом свой союз. Из-за этого скульптуру Кабурека часто не видно. Только приглядевшись, можно увидеть человечка в шапке и зеленом сюртуке, который присел рядом с речкой поразмышлять о смысле человеческой жизни.

Скульптура «Плащ совести» или «Пустой плащ»

У входа в старинный пражский Сословный театр гостей поджидает необычный привратник. На пьедестале восседает закутанная в плащ фигура. Но это вовсе не трюки уличных артистов! Если приглядеться, то мурашки поползут по спине - под бронзовыми складками плаща никого нет...

Табличка под скульптурой поясняет: статуя изображает призрачного Командора, персонажа оперы Моцарта «Дон Жуан». Премьера музыкального шедевра состоялась в 1787 году именно в этом театре, причем автор лично дирижировал оркестром. В наши дни это единственный сохранившийся в первозданном виде театр, стены которого лицезрели великого австрийского композитора. Ходили слухи, что Моцарт консультировался в Праге с легендарным сердцеедом Джакомо Казановой, ставшим прототипом Дона Жуана.

Знаменитая драма, завязкой которой стала дуэль распутного повесы и севильского вельможи, вдохновила не одно поколение деятелей культуры и известна нам, прежде всего, по пьесе А. С. Пушкина «Каменный гость». Отец, стремясь защитить честь дочери от поругания, пал жертвой Дона Жуана, но вернулся с того света в виде надгробной статуи, чтобы отомстить убийце. Мятежный бестелесный дух Командора, активно вмешавшийся в дела смертных, стал источником вдохновения для чешского скульптора Анны Хроми, автора статуи возле Сословного театра.

Авторский замысел гораздо шире и не ограничивается духом мщения. С юности увлекавшаяся творчеством сюрреалистов, Анна Хроми разработала целую концепцию «Плащей совести». Пустоту, обрамленную плащом, она трактует, как нематериальные следы, остающиеся в нашем мире после ухода человека. Ими может быть любовь, творческое наследие, мстительность, обида... Они не существуют материально, о чем говорит пустота под плащом, но их импульсы продолжают трансформировать реальность, придавая ей формы, подобно складкам ткани поверх духовной сущности Командора.

Творческая идея была воплощена в цикле идентичных мраморных скульптур возле кафедрального собора Зальцбурга, перед Сословным театром в Праге, перед средневековой церковью Св. Северина на фрисландском острове Силт, в Королевском дворце князей Монако и около Национального археологического музея в Афинах, где в 2007 году прошла выставка работ Хроми.

Проект длился с 2005 по 2011 год и вызвал огромный интерес как у простых обывателей, так у знаменитостей. Персональные копии «Плаща» приобрели римские папы Иоанн Павел II и Бенедикт XVI, певец Андреа Бочелли, семьи итальянских бизнесменов Ферреро и Феррагамо.

В 2010 году Хроми создала юбилейную коллекцию «Плащ для мира» со статуями, выкрашенными в геральдические цвета 200 стран мира. По идее автора под плащом оказались неуловимый национальный менталитет каждого народа и дружеские чувства, объединяющие их в человечество.

Таким образом, каждый волен наполнить содержимое плаща любыми эмоциями, что делает эту скульптуру универсальным отображением безграничной человеческой души.

Скульптура «Младенцы» в Праге

В 2000 году на телевизионной башне Жижкова в Праге была размещена скульптурная композиция огромных (длиной около 3,5 метров) безликих младенцев, которые ползут на большой высоте вниз и вверх по стенам этого здания. Появление этих инопланетных младенцев на скучной телевизионной башне, которая напоминает о коммунистическом прошлом города, превратило ее в одно из самых известных и популярных объектов Праги у туристов.

Зимой в 2000 – 2001 году власти города решили демонтировать фигуры малышей, поскольку крепеж их не был рассчитан на дополнительную массу снега. Но местные жители уже успели полюбить здание телебашни в ее новом обновленном облике, а потому встали на защиту скульптуры. Городская администрация пошла навстречу горожанам и, после улучшения системы крепежей, «Младенцы» вновь вернулись на свое место. Скульптор очень тщательно выбирал месторасположение каждого своего «подопечного», но до сих пор остается недоволен расположением одного из них.

Гигантские младенцы были задуманы Давидом Черным еще в 1994 году, тогда он жил Нью-Йорке. Изначально композиция скульптур предназначалась музею современного искусства в Чикаго. Но этот музей не смог найти денег на инсталляцию, а потому фигуры несколько лет кочевали по разнообразным выставкам.

Младенцы в парке Кампа

В 2008 году в парке Кампа возле музея «поселилось» еще три гигантских черных малыша со штрих-кодами вместо лиц. Скульптуры отлиты в бронзе, каждая, как и ее «жижковский брат», по 3,5 метра длиной, а высотой около 2,5. Вес каждого малыша 100 кг. Скульптурная композиция «Младенцы» пользуется огромной популярностью у туристов и является одной из наиболее значимых инсталляций открытой части музея на Кампе.

Здесь каждый желающий может рассмотреть их поближе, сфотографировать и даже залезть на известных малышей.

Все скульптурные композиции Давида Черного имеют скрытый смысл. Вот и «Младенцы» тоже. Малыши без лиц выражают протест скульптора против абортов.

Скульптура «Висящий человек» в Праге

У случайного прохожего на Гусовой улице может от неожиданности екнуть сердце: на стальной мачте, торчащей с крыши одного из дома, болтается человек! Кто это? Висельник-самоубийца или попавший в беду человек?! Случается и так, что взволнованные туристы вызывают полицейских или пожарных. Что ж, на подобное внимание к своему детищу и рассчитывал скульптор-провокатор Давид Черный (David Cerný), подвесивший в 1997 году скульптурное изваяние человека, держащегося рукой за балку, на пражской улице. Произведение было приурочено к выставке «Респект 97».

Уникальная скульптура высотой в 220 см – одно из многих творений всемирного известного чешского скульптора в Праге. Неизменно эпатирующий и часто раздражающий сограждан своими работами Черный заработал тем не менее международное признание. Скульптура «висящего человека» («Viselec») объездила мир и была «вывешена» на Чешском культурном центре в Берлин, на Национальном театре и на посольстве Чешской Республики в Лондоне и многих других. На выставке в Чикаго в 2007 году даже приключился казус с полицией, приехавшей «спасать» потенциального самоубийцу.

Но неужели «висящий человек» был создан только с целью вызвать испуг? Некоторые чешские обыватели, да и другие представители бывшего Восточного Блока, находят портретное сходство скульптуры с Владимиром Лениным и видят в работе политическую сатиру на приказавший долго жить коммунистический рай. Однако сам скульптор утверждает, что фигура олицетворяет австрийского отца психоанализа Зигмунда Фрейда. Уцепившийся одной рукой за спасительную балку профессор как бы завис над пропастью Бессознательного, в которое он одним из первым заглянул на стыке XIX и XX веков. Продолжая игру с публикой, Черный предлагает и другое, более скандальное, толкование: скульптура символизирует оторванность интеллигенции от простого народа, которому чужды дебри психоанализа. Провокация удалась на славу: интерес к произведению не угасает, и предлагаемые трактовки позволяют современным психоаналитикам заглянуть в потайные уголки сознания толкователей.

Скульптура «Перевернутый Конь»

Какими только эпитетами не называют доброжелатели скульптуру «Перевернутый Конь» и ее автора Давида Черного. Одно бесспорно: этот шедевр создал поистине уникальный скульптор, в работах которого удивительно переплелись тонкий юмор, политическая и социальная сатира, провокационность и недюжинный талант.

Перевернутый Конь – пародийная копия конной статуи Святого Вацлава, одного из особо почитаемых в Чехии святых.

В 1999 году на Вацлавской площади был установлен новый Вацлав, исполненный Давидом Черным: скульптурный святой, невозмутимо восседающий на перевернутом, подвешенном за ноги, мертвом коне со свисающим изо рта языком.

Изначально предполагалось установить работу в главном здании чешской почты, но руководство отвергло этот вариант и скульптуру разместили с противоположной стороны площади, в нижнем ее конце, напротив своего прототипа. Через небольшой промежуток времени памятник перенесли в торговый пассаж «Люцерна», что на Водичковой улице.

Хозяйкой дворца Люцерн был предложен вариант установки «Коня» под куполом галереи пассажа. И вплоть до сегодняшнего дня огромная фигура перевернутой и подвешенной за ноги лошади – высота памятника около 5 метров, а длина около 3 – свисает из-под купола торгового центра.

Интересно, что язык, свисающий изо рта мертвого коня, постоянно меняет цвет. С чем это связано? Его приходиться часто реставрировать, потому что с завидной периодичностью лошадь остается без языка.

Бывает, это хулиганит местная молодежь, хвастаясь перед сверстниками оторванным кусочком – это в молодежной среде считается своего рода подвигом, бывает, туристы похищают на память частичку уникального произведения, а подобрать материал для нового языка по цвету очень сложно.

Экскурсоводам нравится приводить туристов в торговый центр и рассказывать о перевернутом коне и периодических похищениях языка.

Скульптура «Стул на Влатве»

Скульптура «Стул на Влатве» является частью экспозиции музея современного искусства, расположенного на острове Кампа. Скульптура представляет собой действительно огромный стул с погнутой ножкой. Кстати, идейный замысел скульптора до сих пор не известен. По этому поводу идет много споров и существует много домыслов, каждый желающий может выдвинуть свою версию, какой бы безумной она не казалась.

В 1980-е годы чешский скульптор Магдалена Етелова создала четырехметровую скульптуру стула. Только в 2002 году она увидела свет и была представлена на суд публике. Скульптуру установили на шлюзе реки Влатвы. Однако простояла она недолго, во время наводнения в июне волны реки смыли двухтонный стул с постамента. Скульптуру нашли более чем в 40 км ниже по реке. Гигантский стул был полностью разрушен водой. Восстановлению скульптура не подлежала.

Город не скоро оправился после этого крупного наводнения. Но местные жители успели полюбить эту немного странную скульптуру. Они отождествляют ее с музеем Кампа, считают этот стул символом современного искусства. Поэтому в 2003 году студенты-энтузиасты Изобразительно-промышленной школы построили современную версию, точную копию разрушенной скульптуры. Современный арт-объект получил название «Возвращение стула – 2». Скульптуру установили на прежнее место, так что она по-прежнему указывает путь к музею, являясь своеобразным маяком заведения.

Современный стул несколько «подрос», высота его составила 6 метров. А поскольку весит скульптура теперь 8 тонн, вместо 2, то и подъем воды ей больше не страшен. Новый стул сможет выдержать наводнение любой силы.

Скульптура «Стул на Влатве» органично вписывается в окружающий пейзаж, достойно выделяясь на фоне других арт-объектов экспозиции музея.

Скульптура Ласточка

Один из многих комплексов старинных зданий Праги Клементинум стал самым настоящим родителем небольшому, но очень интересному современному памятнику – скульптуре «Vlaštovka - Влаштьовка (Ласточка)» Магдалены Поплавской.

Эта скульптура имеет простую, но вместе с тем трогательную историю. Все произошло словно в какой-то странной сказке.

В одном из самых старых и красивых замков Клементинуме однажды проводили выставку дипломных работ студентов одной из художественно-промышленных школ Праги. На ней было представлено множество работ молодых авторов, среди которых была пластиковая скульптура, созданная обычной девушкой по имени Магдалена Поплавска. Это была статуя сидящей маленькой девочки, которая держала в руках фигурку, сложенную из бумаги. Каждый из посетителей видел в ее руках то самолетик, то журавлика, то ласточку.

По окончании экспозиции все студенты забрали свои работы, а девочка почему-то осталась забытой. После закрытия выставки по странному стечению обстоятельств она прижилась в замке на долгие годы. Потом кто-то посадил пластиковую девчушку на крышу одной из построек комплекса Клементинум, и она, свесив свои ножки, сидит на том здании до сих пор и словно наблюдает за прохожими, собираясь запустить в них фигуркой из бумаги.

Существует еще одна версия дальнейшего развития событий: люди рассказывают, что хозяйка этой работы вернулась и забрала девочку, но скульптура к тому времени настолько полюбилась пражанам, что они дружно потребовали ее вернуть, и девочка снова приехала в «отчий дом» Клементинума.

Туристы, которые смотрят на девочку, сидящую на крыше, часто путают фигурку с настоящим ребенком. Часто можно услышать восклицания и размышления о том, как же ребенок мог попасть на такую высоту, а иногда по этому поводу происходят нешуточные волнения.

Никто так точно и не понял, что же за фигурка находится в руках у ребенка. До сих пор все называют ее по-разному: самолетиком, ласточкой или журавликом. Позже местные жители Праги определились и ласково назвали скульптуру «Ласточка». Может быть потому, что именно ее им больше всего напоминала бумажная фигурка, но причиной вполне мог стать и тот факт, что сама девочка, бесстрашно расположившаяся на высоте более 4 метров, ассоциируется у горожан с этой отважной птичкой.

«Гармония или скульптура Молящегося»

Расположилась в Праге, на берегу реки Влтава.

Она воздвигнута в честь известного индийского философа-гуманиста, проповедника, художника, поэта и писателя Шри Чинмоя.

Еще в 12-летнем возрасте Шри Чинмой присоединился к духовному сообществу Шри Ауробиндо. С того момента вся его жизнь была посвящена изучению скрытых божественных сил с тем, чтобы раскрыть внутреннюю энергию и знания человека и сделать его лучше. Со своими последователями он приезжал во многие страны, неоднократно посещал Прагу.

В 2007 году Шри Чинмой ушел из жизни. Два года спустя во многих городах мира, в том числе в столице Чехии, появились монументы как дань памяти и уважения к его светлому учению.

Он был другом и учеником Шри Чинмоя. В своих интервью всегда подчеркивал, что стать скульптором ему помогла поддержка его духовного учителя.

Вдохновившись идеями и философским учением человека, мантры, ум и сердце которого были посвящены Миру и Вселенской Гармонии, в 2009 году Кайвалья создал в его честь монумент.

Рукотворное произведение, созданное человеком, без нарочитого эффекта, просто и естественно вписалось в природную среду, расположившись среди спокойной глади реки, неба и деревьев.

Мужская фигура человека, изображенного в полный рост и облаченного в традиционную индийскую одежду, запечатлена в момент медитации. Благообразное лицо проповедника не только строгое, но и доброе. Его поза спокойна и торжественна. А руки, сложенные в молитвенном жесте, - как знак сопричастности к Всевышнему Разуму, дающему всему живому смысл существования.

В 2013 году в Праге было наводнение, очень эффектно смотрелась скульптура, оцените сами.

Веря, что именно духовность, а не политика принесет в мир гармонию, Шри Чинмой написал полторы тысячи книг. Он создал музыку для медитации, картины и песни. Разработал уникальную программу - «Поднимая Мир Сердцем Единства». Ее цель – отмечать выдающиеся достижения людей в любой сфере деятельности, тем самым вдохновляя их и делая человечество более благодарным и совершенным.

Каждый день к памятнику Шри Чинмоя приходят сотни людей.

В эпоху, когда мир потерял свою устойчивость, а искусство утратило идеалы, фигура Молящегося предстаёт символом времени, таящем надежду и вселяющем веру в Добро и Разум.

Скульптура молящегося человека находится между Карловым мостом и мостом Легии прямо около музея Кампа.

Скульптура Франца Кафки

Скульптура Франца Кафки стоит вблизи от торгового центра Quadrio над станцией метро, которая называется Národní třída.

При строительстве статуи было учтено, чтобы она бесперебойно работала при обычной погоде в Праге. При сильном морозе либо снегопаде на статую одевается специальная «обертка».

С самого начала предполагалось, что на площади будет находиться произведение искусства. Инвесторы связались с Давидом Черным, у которого имелись три различных предложения, после чего был сделан выбор в пользу данной скульптуры.

Памятник Франца Кафки выполнен в виде гигантской головы из нержавеющей стали, высотой в 10 метров и весом 45 тонн. Она состоит из 42 вращающихся в разных направлениях дисков (сами диски весят 38 тонн, а остальной вес приходится на 1 километр электрических проводов). Диски имеют свойство трансформироваться в портрет Франца Кафки на несколько секунд, а потом скрывать его, обращаясь в зеркало, котором можно увидеть отражение близлежащих зданий. Небольшие зеркала расположены внизу скульптуры, которые выполняют ту же функцию - отображать окружение скульптуры. Максимальная скорость вращения каждого диска – 6 оборотов в минуту, скорость вращения регулируется удаленно (говорят, что сам Давид Черный, управляет скульптурой).

Такая необычная зеркальная скульптура Франца Кафки в Праге обошлась муниципалитету в 30 миллионов крон.

Давид Черный объяснил свою концепцию так: "Творчество Кафки оказало большое влияние на Прагу и, следовательно, голове принадлежит Торговый центр и центр Праги."

Франц Кафка - довольно известный во всем мире чешский писатель-сатирик. Возможно, скульптор хотел показать своим произведением многоликость, многогранность писателя.

Скульптура Три ведьмы ”полетухи”

Одной из cамых знаменитых и мистических скульптур в столице Чехии является парковая скульптура трех ведьм -«полетух», расположенная во Франтишканском саду, неподалеку от католического храма. Постамент трех ведьм-полетух – это образец классической французской парковой архитектуры. Он был выполнен известным скульптором и архитектором Йозефом Климешем.

Скульптура представляет собой трех каменных барышень, раскинувших руки и устремившихся друг за дружкой в ритуальном танце шабаша. О том, что скульптурные ведьмы именно танцуют, говорят их летящие одежды и убранные с лица волосы. Ведьмы-«полетухи» украшают постамент небольшого питьевого фонтана.

Прообраз скульптуры трех ведьм – летающие злые колдуньи, которых, по легендам, видели в этой местности около 100 лет назад.

Скульптурная композиция трех ведьм-«полетух» – необычна в своем исполнении. В отличие от других каменных статуй мистической тематики, она не наследует стилистику готики и не стремится подчеркнуть внешнее безобразие и ужас. Образы летящих ведьм, хотя и не слишком детализированы, все же – достаточно миролюбивы. На первый взгляд они совершенно безлики, лишены характера и похожи друг на друга. Однако, если присмотреться, выражение лица каждой из трех ведьм выражает определенную эмоцию.

Примечательно, что у изваяний, имеющих человеческое лицо, отсутствуют глаза. Но зато их лица украшают легкие улыбки, которыми скульптор, вероятно, хотел подчеркнуть иронию нахождения подобной скульптуры в столь религиозном месте, а также напрасные суеверия туристов.

С тыльной стороны все три каменные фигуры – полые. С помощью такого приема автор скульптурной композиции избавлялся от монументальности. Кроме того, игра света и тени на камне добавляет скульптуре выразительности и таким образом компенсирует отсутствие проработанных форм и черт лица фигур.

В Праге скульптура очень популярна, потому что в ночь с 30 апреля на 1 мая столица Чехии отмечает Вальпургиеву ночь, в программу празднования которой входит посещение фонтана трех ведьм-«полетух».

Скульптура «Подхалимство»

Одна из наиболее провокационных скульптур Давида Черного. Сатира, остроумие и откровенный злой юмор, выраженные в скульптуре, плещут через край, обнажая и высмеивая подхалимство как человеческий порок.

Иронизируя на тему угодничества и пресмыкательства одного человека перед другим, Давид Черный в 2003 году представил взору зрителей 2 белые фигуры пятиметровых обнажённых безголовых мужчин, упирающихся руками в бетонную стену. Мужчины наклонились к земле под углом 90º и являют миру самые нелицеприятные части своих тел, предназначенные явно не для поцелуев.

Таким провокационным образом Давид Черный максимально точно передаёт суть подхалимства, напрямую указывая, в чем именно оно выражается во взаимоотношениях между людьми. Отсутствие голов у статуй «мягко намекает» на глупость и умственную недалёкость подхалимов и тех, кто поддаётся воздействию их лести.

Примечательно, что безголовость фигур говорит не только об «отсутствии мозгов», а, следовательно, низком интеллектуальном развитии, но и об отсутствии лица. Казалось бы, очевидная вещь – нет головы, нет лица. Но и здесь прослеживается тонкая ирония Черны: подхалим безлик, он теряет свое лицо, уничтожает себя как личность.

Способ выражения мысли словно призван вызвать отвращение у наблюдателей к пороку и людям, им страдающим, ведь изображённое скульптором подхалимство воспринимается как нечто грязное и унизительное.

Однако сатира и «скульптурное злословие» автора не ограничиваются исключительно монументальным выражением мысли. В своей работе, помимо высмеивания духовных пороков, Давид Черный заключил и ядовитую политическую иронию. Ознакомиться с ее содержанием можно, поднявшись по специально установленной железной лестнице и заглянув в гиперболизированные анальные отверстия статуй, словно в клоаку политической жизни.

Вниманию взобравшегося по лестнице человека предстаёт без остановки повторяемое видео с Вацлавом Клаусом, экс-президентом Чехии, и Миланом Книжаком, известным чешским художником, скульптором, музыкантом и диссидентом. Сюжет видео прост и одновременно едок: Милан Книжек с особым усердием и старанием кормит Вацлава Клауса кашей, стекающей по подбородку бывшего президента Чехии и капающей на стол, и всё это под знаменитый трек Queen «We are the champions».

Если покопаться в истории, становится очевидным следующий факт. В течение своей жизни Давид Черный неоднократно выступал с критикой Вацлава Клауса, который занимал пост премьер-министра Чехии в период 1993 – 1997 годах, а позже в 2003 был избран президентом страны. Именно в 2003 году Черным была создана скульптура «Подхалимство». Совпадение ли?

«Памятник подхалимству» установлен в настоящем центре современного искусства Чехии – галерее Futura. Галерея, как и хранимые в её лоне скульптуры, резко отличается от себе подобных: Futura представляет собой отреставрированную фабрику, сохранившую дух индустриального прошлого.

Скульптура «Притча о черепе»

На Златой улочке, на территории Пражского града, размещена достаточно необычная, отлитая из бронзы, скульптура, название которой очень философское – «Притча о черепе». Хотя пражане считают, ей больше подойдет название «Смерть насилует жизнь».

Скульптура представляет собой человека, который находится в смиренной коленно-локтевой позе, на спине у него расположился громадный череп. Не менее интересна скульптура и сзади, здесь можно увидеть отполированные до блеска туристами мужские достоинства, скорее всего, к удаче. Вес этой скульптурной композиции превышает 500 кг.

Инсталляция изготовлена известным пражским скульптором-авангардистом Ярославом Рона в 1993 году. Он потратил на ее создание более 250 тысяч крон (приблизительно 8500 евро). Мастер получил мировое признание благодаря своей действительно уникальной работе «Памятник Францу Кафке». Он – художник, скульптор и график, автор удивительных эскизов к киноленте «Америка Франца Кафки», а также он является постоянным сценаристом театра «Sklep».

У каждого, увидевшего эту скульптуру, возникают противоречивые чувства. Огромный череп, подавляющий своей массой безликого человека, заставляет задуматься о, наверное, самом главном – что есть смерть. «Притча о черепе» еще раз напоминает, что ничто не вечно, и всему когда-то приходит конец. Скульптура показывает, насколько беспомощен человек перед смертью. Некоторые пражане также считают скульптурную композицию памятником узникам древней тюрьмы Далиборка, которые когда-то умерли в ее стенах. То есть, главной идеей этого шедевра, отлитого в бронзе, является напоминание о смерти. Хотя некую угнетенность от увиденного скрадывает традиция, придуманная туристами, потереть на счастье мужские достоинства.

Сам Ярослав Рон заявляет, что данная скульптурная композиция, как и многие другие его работы, посвящены Францу Кафке, а если выразиться точнее, его произведениям. Инсталляция очень точно олицетворяет черты и характер персонажей его произведений. Литературные сочинение Кафки пронизаны абсурдом и страхом перед враждебным внешним миром, высшими авторитетами, которые пробуждали в своих читателях соответствующие тревожные чувства. Сегодня подобную гамму чувств испытывает каждый, увидевший скульптуру «Притча о черепе». Расположение скульптуры не случайно. Ведь в одном из этих домов на Златой улочке жил когда-то Франц Кафка.

Памятник Францу Кафке в Праге

Один из пражских памятников выдающемуся писателю XX века, певцу абсурда Францу Кафке, расположился неподалеку от места его рождения, между Пражским еврейским музеем и костелом Святого Духа. В конце XIX века здесь находились ворота между районом отверженных – иудейским Йозефовым кварталом – и христианской Прагой. Мрачные мистические легенды, витавшие вокруг еврейского гетто, нашли отзвук в фантасмагорическом мире кафкианских произведений, которой, в свою очередь, служит источником вдохновения для художников настоящего.

Скульптурная композиция, созданная Ярославом Роной (Jaroslav Rónа) в 2003 году, часто включается в десятку самых необычных памятников мира. Кафка восседает на плечах пустого костюма, шагающего по улице по щиколотку в мостовой. Писатель жестом указывает направление своему носильщику. Кафка был вечным скитальцем в родном городе: творил на немецком языке, поскольку Чехия была частью Австро-Венгерской империи, сменил 13 съемных квартир, не получил признания при жизни... Можно только догадываться, знал ли он наверняка, куда держит путь.

Одна из версий восходит к рассказу Кафки «История одной борьбы», герой которого позавидовал случайному попутчику и взобрался к нему на плечи, чтобы увидеть мир чужими глазами. Оказавшись в «чужой шкуре», герой новеллы избавился от зависти к незнакомцу, поскольку у каждого своя боль...

Другое предположение связано с пражскими мифами о Големе – глиняной кукле, которую раввин Леви волшебным образом оживил и сделал своим слугой. Под влиянием иррационального метафизического наследия Кафки оказались многие гуманитарии. Оно оказало огромное влияние на европейскую литературу и философскую мысль, исподволь «направляя» их.

Статую можно также воспринимать как призыв подняться над собственной мелочностью и зашоренностью. Ведь человек часто закован в свои привычки, как в костюм, и неадекватно оценивает происходящее вокруг. Более того, внешнее проявление должно подчиняться внутреннему, то есть человек должен быть способен управлять своим имиджем, указывать ему, куда следовать. Только тогда он обретает истинную свободу.

Некоторые усматривают в скульптуре Роны социальную сатиру на безликий бюрократический аппарат, в котором чиновники равнозначны своим функциям. Тут не лишне вспомнить блистательный роман «Мастер и Маргарита», в котором пустой костюм отлично справляется с должностными обязанностями.

Такое обилие толкований вполне в духе книг писателя, которые затягивают, как омут, но при этом избегают прямых ответов на возникающие вопросы.

Скульптура London Booster

Знаменитый чешский скульптор Давид Черный давно известен всему миру благодаря своим необычным творениям. В них автор показывает мировые реалии в юмористическом, даже немного сатиричном свете. И вот, в 2012 году мир увидел новый шедевр знаменитого чеха – скульптуру London Booster.

Это произведение искусства находится на родине скульптора, в Праге, посмотреть на него может любой желающий. Достаточно посетить торговый центр Ходов, рядом с которым на одной из детских площадок и находится это творение. Оно представляет собой всем известный лондонский двухэтажный автобус с ягодицами, который отжимается от пола на двух гигантских руках. Сделаны эти руки из обрезков металлических труб, а внутри «спортсмена» скрыт электрический мотор, который приводит всю конструкцию в движение. Механизм оснащен мощной гидравликой, позволяющей поднимать автобус на большую высоту. Автор оставил транспортному средству традиционный красный цвет, но немного переоборудовал внутренний интерьер, а окна снабдил экранами, на которых транслируются видеоролики. Также зрители рассказывают, что при совершении упражнений «спортсмен» убедительно кряхтит и вздыхает, что придает ему еще большей натуралистичности. Посмотреть на это чудо можно каждый день с 15.00 до 15.30. Единственное условие, при котором спортсмен не работает – плохая погода (сильный дождь или снегопад).

Почему именно автобус? И почему мастер сотворил из него исполинских размеров спортсмена? Как объясняет сам Давид, такие автобусы являются визитной карточкой города. Само открытие инсталляции было приурочено к Олимпиаде в Лондоне, где, собственно и находилась скульптура на протяжении всей Олимпиады. Скульптор, вероятно, хотел создать некий символ для всех спортсменов.

Насчет вида упражнений автор скульптуры тоже имеет свои пояснения. Как говорит Черны, отжимания – это те упражнения, которые обязательны для исполнения в тренировочной программе любого спортсмена. Причем, это не зависит от вида спорта, весовой категории или половой принадлежности. Кроме того, отжимания – это способ улучшения дисциплины в армии, исправительных лагерях и тюрьмах.

Тема автомобилей в творчестве Давида встречается довольно часто. Ранее им были созданы скульптуры в виде автомобиля на четырех человеческих ногах и авто на фасаде Пражской галереи. А инсталляция London Booster продолжает удивлять тысячи туристов и по-прежнему сохраняет память об Олимпиаде. Творец надеялся, что механизм сохранит стойкость, по меньшей мере, до конца Олимпийских игр, но спортивный автобус превзошел все ожидания и прекрасно работает до сих пор.

Каждый день с 15:00 до 15:30 автобус приводится в действие, что приводит детей в полный восторг.

Скульптура «Эмбрион»

В Праге на углу ничем не примечательного здания нечто привлекает внимание абсолютно всех прохожих. Это нечто – скульптурная композиция скандально известного чешского скульптора Давида Черны, название которой «Эмбрион». Здание, сливная труба которого послужила пуповиной этой удивительной инсталляции, является театром Na Zabradli.

Давид Черны создал скульптуру, напоминающую человеческий зародыш, еще в 1996 году. Для ее изготовления он использовал три материала – металл, эпоксидную смолу и пластик. Внутрь инсталляции скульптор внедрил обычные светодиоды. Высота эмбриона 120 см.

Появление «Эмбриона» на водосточной трубе было приурочено к юбилею пражского театра Na Zabradli, а ему исполнилось 50 лет. Именно таким образом Давид Черны решил поздравить театральный коллектив. Эмбрион разместился на углу фасада дома, прилепившись к водосточной трубе, как инопланетное существо из фантастической киноленты, а произошло это 9 декабря 2008 года. Изготовление и размещение инсталляции Давид Черны провел за свой счет. Вот такой необычный подарок получил театр на свой «день рождения».
Эмбрион 2

Несмотря на то, что это абсолютно не противоречивая скульптура, а к тому же она прекрасно вписывается в окружающий пейзаж и вполне органично смотрится на внешнем фасаде здания, скульптору все же пришлось выслушать множество критических замечаний в свой адрес. Многим она пришлась не по нраву.

После монтажа футуристического зародыша лицедеи, простые сотрудники и даже управление театра распределились на два враждующих лагеря. Одним скульптура понравилась и они довольны подарком, а другие требует ее немедленно демонтировать. Это противостояние, к сожалению, заметно и сцене, враждующие стороны с трудом сосуществуют здесь. Но пока эмбрион все еще находится на своем месте.

Несмотря на расхождения во мнениях горожан, это скульптура однозначно пользуется популярностью у туристов. Во-первых, этот «Эмбрион», по задумке скульптора, символизирует зарождение творческой жизни. Во-вторых, после захода солнца зародыш начинает мерцать розовато-красным цветом, что придает общей атмосфере города некую таинственность. Абстрактная фигура вызывает повышенный интерес у туристов и ночью своим загадочным приятным свечением и миганием. Ну, а, в-третьих, это творение руки Давида Черны, а он для Праги, как Антонио Гауди для прекрасной Барселоны.

Скульптура «Красные автомобили»


Идея создать в Праге международный центр современного искусства, в котором чешские и зарубежные деятели искусств могли обмениваться идеями и со-творить, зародилась у скульптора-авангардиста Давида Черного в 2000 году.

Изначально площадку планировалось открыть в здании бывшего мясокомбината в промышленном районе Holešovice. Скульптор придумал для центра оригинальное название «MeetFactory» (в вольном переводе «Фабрика встреч»), пользуясь созвучием английских слов «meet» (встречать) и «meat» (мясо). Этот каламбур дал толчок для развития идеи оформления здания. Черный изготовил из стеклопластика два кроваво-красных автомобиля в натуральную величину, которые должны были висеть на стене у входа, напоминая издалека окровавленные мясные туши на крюках.

Однако наводнения в Праге в 2002 году воспрепятствовали реализации проекта в Holešovice, и клуб MeetFactory открылся только в 2005 году в помещении опустевшего склада в районе Smíchov. До переезда в Smíchov красные автомобили Черного выставлялись во дворце Veletržní Palác. Сегодня они украшают фасад MeetFactory, следуя авторской задумке. Они видны отовсюду и, словно маяк, притягивают к себе посетителей. Ассоциации со скотобойней также усиливают красные потеки, нарисованные на стенах клуба.

Несмотря на кровавые аллюзии, задачи арт-площадки MeetFactory, которой Черный заведует совместно с Давидом Коллером и Элис Неллис, исключительно мирные. Она объединяет и поддерживает все направления современного искусства: живопись, театр, кино и музыку - и стремится приблизить их к народу. Выставочные залы дают шанс молодым художникам со всего мира найти своего зрителя. Насыщенная музыкальная программа предлагает до 6–8 событий в месяц, включая электро- и инди-вечеринки, на которых можно приметить самого Черного с банкой пива. Помимо прочего, красные автомобили символизируют атмосферу «улетного» веселья, царящую в клубе.

Скульптура-фонтан «Писающие мужчины» в Праге

Фонтан (Čůrající postavy) находится неподалеку от здания музея Франца Кафки, который является не совсем музеем в традиционном понимании. Скорее это передвижная выставка, оставшаяся в городе на достаточно длительный срок (около 10 лет). Экспозиция ее расположилась на территории бывшего кирпичного завода Гергета. Вот подле него и стоит интересная, просто поражающая воображение, скульптурная композиция.

Инсталляция выполнена в некотором совершенно абсурдном стиле, в принципе, как и произведения гениального писателя Франца Кафки. Она представляет фонтан, образованный стоящими друг напротив друга двумя писающими мужчинами. Интересно, что средняя часть скульптур может поворачиваться из стороны в сторону. Благодаря этому движению, фонтанчики и вырисовывают разнообразные фигуры на воде.

Автор этого монумента – скульптор и художник Давид Черный. Он действительно создал достаточно необычный «памятник» мужчинам, которые справляют малую нужду на карту Чехии и одновременно «вычерчивают» около себя изречения известных пражан.

Принцип работы этого hi-tech-творения очень прост. Части тела бронзовых мужчин, высота которых 2 метра 10 сантиметров, передвигаются электромоторами, установленными внутри мужчин, а управляет ими компьютер. В результате работы моторов перемещается также и струя воды, создавая, таким образом, у подножия статуй очертания различных символов.

Привычную «работу» этих мужчин, которые столь непривычным способом цитируют знаменитостей, можно приостановить. Для этого необходимо с мобильного телефона отправить короткое SMS-сообщение на номер (+420 724 370 770), указанный рядом с необычным фонтаном. Через несколько минут после получения послания, мужчины постараются воспроизвести его содержание. Интересно, что движения статуй выглядят при этом очень натурально. Эта особенность скульптуры привлекает всеобщее внимание. Здесь всегда много туристов.

Давид Черный достаточно скандальная личность. Однако благодаря такому необычному и вызывающему сочетанию постыдного и смешного люди и обращают внимание на находящийся рядом музей Кафки. Скульптурная композиция «Писающие мужчины», как и многие его работы, также вызвала резкую критику общественности, но, тем не менее, получила такое же широкое признание и стала еще одной яркой достопримечательностью Праги.

Пройдите по Праге маршрутом современного искусства — найдите гигантских младенцев, висящего человека, вращающуюся голову Франца Кафки и разгадайте их смысл. Провокационные скульптуры Давида Черного вызывают противоречивые чувства, но никого не оставляют равнодушным.

Мы были в Праге в третий раз и после очередной прогулки по Карлову мосту захотелось чего-то нового. Предвидев такую ситуацию, я узнала про скульптуры Давида Черного и заранее нанесла их на карту. Мы прошли этот маршрут за 2 дня. Как оказалось, многие объекты находились в самом центре Праги, буквально у нас над головой, а другие «прятались» во дворах и пассажах.

Вы можете обойти все места в произвольном порядке или выбрать самые близкие и интересные. В любом случае, это будет нестандартный маршрут, который откроет вам Прагу с другой стороны.

Главным действующим лицом современного искусства Праги является Давид Черный (David Černý). Он прославился тем, что покрасил советский танк в розовый цвет, не все тогда поняли метафору. Сейчас значение Давида Черного для Праги можно сравнить с .

Экскурсию проводит искусствовед- историк Дарья. Она интересно и доступно рассказывает о скульптурах Давида Черного и других современных художниках.

Скульптуры Давида Черного на карте

Первая скульптура Давида Черного находится на территории галереи современного искусства «FUTURA». Музей-галерея представляет собой трехэтажное выставочное пространство общей площадью 1000 м², расположенное в здании бывшей фабрики. Здесь выставляются работы чешских и иностранных современных художников.

Чтобы оценить большинство произведений надо быть «очень в теме». Кроме фотографий и картин, есть инсталляции с использованием видео и аудио эффектов. Экспозиции часто меняются. Внимательно смотрите под ноги и на стены! Вход бесплатный, но можно оставить пожертвование.


«Памятник подхалимству» Давида Черного стоит во дворе. Две 5-метровые белые статуи без голов согнулись в характерной позе, упираясь в стену. Идея заключается в том, чтобы показать глупость и безликость подхалимов.

Композиция имеет и политическую подоплеку, чтобы ее увидеть, нужно забраться наверх по лестнице и заглянуть в отверстие-зад. На видео внутри чешский художник-диссидент Милан Книжек кормит экс-президента Чехии Вацлава Клауса кашей под песню Queen «We are the champions».

  • адрес: Holečkova 49, Praha 5
  • часы работы: СР-ВС 11:00-18:00

Ползающие Младенцы (Miminka)


3 черных бесполых малыша-гиганта ползают в парке Кампа. Каждая бронзовая фигура имеет размеры 3,5х2,5 метра и весит около 100 кг. Вместо лиц у младенцев штрих-коды. Таким образом, их автор Давид Черный выразил свое отношение к абортам.

Другое толкование заключается в безликом и бесполом будущем, которое нас ожидает. Настоящие дети очень любят залезать на скульптуры младенцев, что не запрещается. В соседнем доме находится музей современного искусства Кампа с акцентом на произведения XX века.

  • адрес: U Sovových mlýnů 2

Младенцы на телебашне


В 2000 году 10 скульптур гигантских младенцев Miminka появились на пражской телевизионной башне в районе Жижков и превратили ее в популярную достопримечательность. Младенцы быстро завоевали симпании горожан и их оставили ползать по башне. Поднявшись наверх, можно увидеть панораму Праги с высоты 216 метров и посетить ресторан «Облака».

  • адрес: Mahlerovy sady 1, Praha 3

Фонтан находится во дворе музея Франца Кафки. Две бронзовые фигуры мужчин высотой 2,10 м «писают» на карту Чехии, выводя различные тексты — высказывания известных жителей Праги.

Движениями скульптур управляет компьютер. Отправив смс на номер +420 724 370 770, можно задать свое сообщение или просто кинуть монетку в фонтан. Вдохновением для создания этой композиции послужила статуя писающего мальчика в Брюсселе.

  • адрес: Cihelná 2b, Malá Strana

Чтобы увидеть очередное произведение Давида Черного надо перейти Влтаву по Карлову мосту и найти театр «Na Zabradli». Скульптура была создана к 50-летию театра и прикреплена к его водосточной трубе как к пуповине. Не все сотрудники театра оценили такой подарок и требовали его демонтировать. По задумке автора, эмбрион символизирует зарождение творческой жизни. С наступлением сумерек зародыш начинает мерцать розовато-красным цветом.

  • адрес: Anenské nám. 209/5

Подвешенный человек


Скульптура высотой 2,20 метра висит над улицей Husova и ее никто не замечает. Фигура мужчины напоминает сразу двух известных личностей — Зигмунда Фрейда и Ленина. Давид Черный утверждает, что это основоположник психоанализа, зависший над пропастью бессознательного.

  • адрес: Husova 351/1

Голова Франца Кафки

Самая масштабная и дорогая скульптура Давида Черного в Праге, найти которую не так просто. Гигантская голова установлена во дворе торгового центра «Quadrio» у станции метро Národní třída. Памятник Францу Кафки изготовлен из нержавеющей стали высотой 10 метров и весом 45 тонн.

Инженерная конструкция состоит из 42 зеркальных, вращающихся дисков, которые отражают соседние здания. Кажется, что голова Кафки следит за тобой! Эта скульптура обошлась муниципалитету в 30 млн. крон. Нестандартный памятник отражает многогранность нестандартного человека. Вечером включается иллюминация.

  • адрес: Charvátova, Nové Město

Конь


Скульптура, вызвавшая негодование многих жителей Праги с момента ее создания в 1999 году. Святой Вацлав в исполнении Давида Черного сидит на перевернутом мертвом коне и вся эта тяжелая композиция висит в воздухе. Первоначально скульптура находилась напротив классического памятника на Вацлавской площади, но вскоре переехала в пассаж «Lucerna». Пародия на незыблемые стереотипы.

  • адрес: Vodičkova 704/36

К сожалению, часть работ Давида Черного, была перемещена из центра Праги в малодоступные места. Скульптура «Шагающий Трабант» (Quo vadis?) раньше стояла на Староместской площади, а теперь на закрытой территории немецкого посольства. Скульптура «Беременная женщина» исчезла с перекрестка улиц Dlouhá и Masná и сейчас установлена за городом. Но Давид Черный продолжает создание новых шедевров, которые делают Прагу центром современного искусства.

Ничто так не добавляет изюминку городу, как наличие в нем скульптур и памятников. Отчасти благодаря им мы запоминаем города, ведь бывают исторические, смешные, уродливые, и необычные скульптуры. В сегодняшней статье мы прогуляемся по Праге в поисках таких скульптур.

Про некоторые необычные скульптуры Праги, большинство которых создал чешский скульптор Давид Черный, я уже писал в посте " ". Сегодня наступила очередь написать про скульптуры, которые не вошли в тот список.

Во время прогулки по Праге вы обнаружите громадное количество скульптур самых разнообразных стилей, которыми украшают фонтаны, мосты, фасады зданий или магазины. Но туристам не особо интересно разглядывать скульптуры и монументы, посвященные известным историческим личностям, разве что это не Статуя Свободы, поэтому отправляемся искать самые причудливые творения.

1. Жутковатая сюрреалистичная скульптура под названием «Плащ Совести» или «Командор», установленная у Сословного театра в память о премьере оперы Моцарта «Дон Жуан» в 1787 году. Под плащом вы не увидите ни тела, ни лица героя. Адрес скульптуры: Železná ulice / Ovocný trh, Prague.

2. Скульптура писателя Кафки в самом центре Праги на улице Dušní рядом с испанской синагогой. Место установки скульптуры было выбрано не случайно: на этой улице Кафка жил со своей семьей. Высота статуи — 375 сантиметров, вес — 800 килограмм. Вообще эта скульптура олицетворяет произведение «Описание одной борьбы». Адрес скульптуры: Dušní 141/12, Prague.

3. Чехи раньше верили во всяких монстров, чудищ, в том числе и в водяных. Есть легенда, согласно которой водяной может появляться в нескольких местах Праги, одно из них - это пражская Венеция, которая находится на канале Чертовка у водяной мельницы недалеко от моста влюбленных. Поэтому тут и решили установить скульптуру Водяной (Kabourek). Эту статую создал скульптор Josef Nálepa — один из немногих, кто сделал портрет Сальвадора Дали. Адрес скульптуры: Hroznová 489/3, Prague.

4. Мемориальная скульптура в честь работы брокера сэра Николаса Уинтона (Sir Nicholas George Winton), который накануне Второй мировой войны помог спасти 669 детей, вывозя их из оккупированной немцами Чехословакии в Великобританию. Сэр 49 лет хранил эту тайну. Скульптура находится в здании главного вокзала в Праге по адресу Wilsonova 300/8, Prague, платформа №1.

5. Прогуливаясь по узеньким улочкам Праги в районе Климентинума, можно заметить девочку, которая сидит на карнизе дома и держит в руках бумажную ласточку (Vlaštovka). Эта композиция олицетворяет мир во всем мире. Адрес скульптуры: Mariánské náměstí 5, Prague.

6. Инсталляция из 34 желтых пингвинов на Влтаве называется "Марш пингвинов через реку Влтаву". Пингвины светятся ночью! Они сделаны из переработанных пластиковых бутылок и как бы намекают, что нужно заботиться об окружающей среде.

7. Чехи очень любят животных, поэтому нет ничего удивительного, что в городе встречаются скульптуры животных, например, этот фонтан - тюлень. Скульптуру можно обнаружить, если спускаться с через сад Кинского (Kinského zahrada).

8. Во время прогулки можно встретить фонтан с лошадьми.

9. Такими куклами украшен вход то ли в музей кукол марионеток, то ли в кукольный театр.

10. У всех домов в центре Праги есть история, уходящая в Средневековье, поэтому не удивительно, что на многих домах есть разные знаки и украшения.

11. Я думаю, что многие знают популярный чешский мультик про крота, но в Чехии есть и другие известные детские герои - это Спейбл и Гурвинек (Spejbl a Hurvínek). Это деревянные куклы, которые стали главными персонажами одного из первых профессиональных кукольных театров в мире. А эта лавочка со Спейблом и Гурвинком стоит у одноименного театра по адресу: Dejvická 38, Prague.

12. Теперь перейдем к неприличностям. На фотографии вы видите скульптуру обнаженного мальчика, с которым любят фотографироваться туристы, держа его за неприличное место. Адрес скульптуры: Jiřská 4, Praha, Czech Republic (перед входом в музей игрушек).

13. Перед отелем Inter Continental (Pařížská 30, Prague) стоит детище чешской скульпторши Леа Вивот (Lea Vivot), которая сейчас живет в Канаде. Скульптура называется "Grapes of Passions" и на ней красуется надпись «Бронза — зеркало форм. Вино — зеркало сердца».

14. Леа Вивот создала и другие скульптуры в Праге. Например, у O2 Arena по адресу Českomoravská 2345/17, Prague стоит скульптура с хоккеистом, конькобежцем и блондинкой. Называется произведение «Наша жизнь — игра», но чехи предпочитают другие названия: «Конькобежец» или «Красавица и Чудовище».

15. Скульптуры представительниц древней профессии есть как минимум в Амстердаме, Братиславе, Осло, ну и такая же скульптура была в Праге до тех пор пока борцы за пристойность не потребовали её убрать. Эту лавочку порока (The Bench of Vice, Lavička neřesti) убрали, но фотографии этой композиции продолжают бродить по интернету.

16. В отдаленном районе Праги, который называется Стодульки, есть красная скульптура голой девушки. Скульптура появилась во время коммунизма, который принесли сами знаете кто в Чехословакию. В тот период времени из фонда каждого здания должна была взиматься сумма 1-4% на искусство. Скульптор же этим произведением наверняка хотел показать, что было много пролито крови, зато искусство нам необходимо. Адрес скульптуры: Kovářova 64/28, Prague.

Агентств официальных дилеров Аэрофлота, S7, Уральских Авиалиний и всех известных авиакомпаний мира.

О знаменитой скульптуре «Писающий мальчик», установленной неподалеку от площади Гран-Палас в Брюсселе, известно, пожалуй, каждому туристу. А знаете ли вы, что в чешской столице находится его «конкурент»? Точнее, даже два. Речь о памятнике писающим мужчинам, установленном во дворе Музея Франца Кафки, что находится в Малой Стране, по левую сторону от Карлова моста (расстояние между ними не более 50 метров). Автором оригинальной работы является , популярный у себя на родине и за рубежом художник и скульптор.

Скульптурная композиция в виде фонтана установлена прямо напротив , где, к слову, хранятся личный дневник писателя, письма, фотографии и его книги. Выглядит она так: двое отлитых из бронзы мужчин стоят друг против друга и справляют малую нужду. Делают они это, разумеется, не на дорожное покрытие, а в неглубокий резервуар. Если вы подумали, что он обычный, как у других фонтанов, то ошиблись: форма резервуара напоминает… очертания территории Чешской Республики. Гости города на Влтаве, впервые увидевшие композицию, восторженно восклицают: «Это надо же было до такого додуматься!» И тут есть чему удивиться и чем восхититься, потому что такие памятники в Праге увидишь не повсеместно, а лишь в некоторых местах.

Памятников разного рода в столице Чехии очень много, самые древние, конечно, находятся в Пражском Граде. Именно там расположен знаменитый Костёл святого Вита, заложенный в середине 14 века и поэтапное строительство которого продолжалось до середины 19 века. Здесь знаменитых скульптур и барельефов очень много. Сам костёл по объему даже превосходит Собор Парижской Богоматери, хотя в длину несколько короче. Уникальным является и Карлов мост, украшенный десятками памятников и скульптурных групп.

Но есть в Праге и яркие скульптуры нового времени. В их числе памятник жертвам коммунизма. В составе мемориала – семь бронзовых скульптур, фигуры изможденных людей символизируют страдания политических заключённых от коммунистического режима. Угнетающее впечатление усиливает то, что в соответствии с замыслом архитекторов каждая скульптура выглядит неполноценно: у одной нет какой-либо конечности, на теле другой виден разлом.

В Чехии успешно работает ставший широко известным скульптор Давид Черный. Он, в частности, создал памятник писателю Францу Кафке, сумев воплотить в жизнь образ самого загадочного писателя ХХ века. Арт-объект создан из нержавеющей стали в виде 42-х горизонтальных элементов, которые не зависят от остальных частей и постоянно находятся в движении, останавливаясь лишь на несколько минут и позволяя рассмотреть точное изображение Франца Кафки. Писатель работал над романами, которые повлияли на многих читателей, а сейчас «Блестящая голова Франца Кафки» величественно стоит над небольшой площадью и напоминает про огромный вклад писателя в литературу.

Во дворе дома-музея Кафки в Праге установлено другое оригинальное творение Давида Черного – «Памятник писающим мужчинам». Мужчины справляют малую нужду на заполненную водой карту Чехии, что символизирует раздел Чехословакии. Памятник интерактивен: благодаря специальному электронному устройству мужчины-скульптуры могут двигать бедрами и определенными органами, выводя струями на водной поверхности резервуара разные цитаты. То, что будет «написано», можно заказать, отправив платную смс-ку на определенный номер телефона.

Одна из наиболее провокационных скульптур Давида Черного – скульптура «Подхалимство», представляющая собой две белые пятиметровые фигуры обнажённых безголовых мужчин, упирающихся руками в бетонную стену. Кроме монументальной сатиры в работе Давида Черного присутствует и политическая ирония. Прочувствовать ее можно если подняться по специально установленной железной лестнице и посмотреть непрерывно демонстрируемое видео с Вацлавом Клаусом, экс-президентом Чехии, и Миланом Книжаком, известным чешским художником, скульптором, музыкантом и диссидентом. Последний кормит Вацлава Клауса кашей, стекающей по его подбородку и капающей на стол, и при этом звучит композиция Queen «We are the champions».

Памятники – это важнейший элемент человеческой цивилизации – их во все времена ставили и разрушали. Почти три тысячи лет назад Египтом более двух десятков лет в обличии мужчины-фараона правила царица Хатшепсут, и правила неплохо. Когда она умерла, ее преемник, кстати, племянник, в гневе за оскорбление образа мужчины-фараона стал разрушать все памятники и монументы, посвященные Хатшепсут. Но правил он Египтом значительно хуже предшественницы.

В наши дни продолжают разрушать памятники и создавать новые. Чехия – хороший пример бережного отношения к истории и предоставления свободы для творчества скульпторов и художников. Сегодня чешские модернистские скульптуры отражают наше непростое время. Время всё расставит на свои места.