Синдром Аспергера у взрослых — симптомы и варианты течения. Синдром аспергера у взрослых - симптомы.

Страдают данной патологией дети старше пятилетнего возраста. Хотя данное заболевание встречается не часто.

Специалисты выделяют ряд причин, которые могут привести к описываемой неврологической дисфункции:

  • Плохая наследственность по генетической части.
  • Патологические процессы, испытываемые плодом, в утробе во время вынашивания.
  • Травмы при родах, а также черепно-мозговые повреждения.

Симптомы

Первые признаки начала заболевания можно заметить в самом раннем возрасте у ребёнка. Многих родителей, например, серьёзно беспокоят реакции детей на внешние раздражители. И не зря. Стоит внимательно присмотреться, если маленькая дочка или сын вдруг начинают громко плакать от яркого света или острого запаха.

С возрастом набор симптомов пополняется. Так, имеет место неадекватное восприятие действительности. У человека с описываемым синдромом нестандартная реакция на обычные явления. Родители таких детей могут наблюдать, как ребенок гладкую поверхность предмета называет колючей, вкусно пахнущую еду - нестерпимо зловонной и так далее.

Если говорить о наиболее ярких признаках при наличии патологического синдрома у ребёнка, то можно выделить следующее:

  • Малыш не хочет смотреть мультфильмы. Не понимает шуток и раздражается от громкой музыки. Они не только ему неинтересны, мультики и те развлечения, которые любят обычные дети, ему непонятны и неприятны. Малыша не привлекает яркость, громкость, смешное и необычное.
  • Ребёнок не играет с другими детьми в активные игры. У него не получается играть с мячом. Причина здесь не только в неуклюжести малыша. У него действительно не хватает навыков совершать манипуляции с мячом, скакалкой, обручем и другими спортивными снарядами, но и научиться это делать ему не хочется.
  • Обычно сам занимается чем-то тихонько, стараясь не привлекать к себе внимание окружающих. В шумных компаниях чувствует себя дискомфортно до самых болезненных реакций. Ему не то, что неловко, ему физически плохо.
  • Усидчив за каким-нибудь конкретным занятием. Может долго сидеть и им заниматься, не хочет, чтоб его отвлекали.
  • Не любит незнакомых людей. Может сразу резко заплакать, увидев незнакомца.

Помимо перечисленных признаков, нужно понимать, что страдающий синдромом чрезвычайно привязан к тому, к чему он привык с рождения. Это касается и окружающих людей - близких родственников, родителей, и той обстановки и тех предметов, которые его окружают. Носитель описываемого синдрома ощущает себя более спокойно, если в режиме дня ничего не меняется. Все окружающие вещи лежат строго на своих местах, как лежали вчера и неделю назад, события все предсказуемы и знакомы.

Диагностика синдрома Аспергера у ребёнка

Квалифицированный специалист в состоянии диагностировать заболевание, понаблюдав за поведением ребёнка и собрав данные анамнеза.

Тем не менее, признаки синдромы во многих случаях схожи с поведенческими характеристиками интроверта, и чтобы выявить всю глубину неврологического нарушения и назначить адекватную терапию, психолог использует ряд тестов для получения более чёткой картины происходящего.

Предлагаемые пациенту опросы делятся на отдельные категории по назначению:

  • тесты для оценки уровня интеллекта;
  • опросы на выявление сенсорики;
  • тесты, определяющие творческое начало ребёнка.

Кроме разработанных тестов, большое значение в диагностировании имеют новейшие методики компьютерного диагностирования.

Осложнения

Дети с данным синдромом впоследствии испытывают трудности в понимании состояния и мыслей других людей. Они не понимают аллегории, метафоры, иносказательную речь. У них не развита интуитивная способность понимания того, что в данную минуту захочет сделать его собеседник. Здоровые люди не обращают внимания на такие аспекты, поскольку привыкли так жить. Страдающие же этим синдром каждый день вынуждены сталкиваться с неспособностью понять шутки, выражение лица другого человека, его чувства и так далее. Это приводит к ухудшению качества жизни и трудностям в социальном общении.

Лечение

Что можете сделать вы

Прежде всего ребёнка следует показать опытному специалисту-психиатру. Квалифицированный эксперт проведёт соответствующие тесты, наладит контакт с малышом и попробует скорректировать его поведение.

Терапия будет направлена именно на развитие адаптации ребёнка к обществу и внешним условиям, которые в окружающем мире постоянно меняются.

Для устранения депрессивных состояний врач назначит медпрепараты седативного действия. В тяжёлых формах протекания болезни показаны специальные антидепрессанты.

Близким нужно помнить о том, что полностью излечить этот недуг не представляется возможным. Но исправить особенности поведения, развить приспособленческие навыки к разного рода жизненным ситуациям вполне реально.

Страдающие болезнью Аспергера - люди с отличным логическим мышлением, если им объяснить, что следует поменять в поведении и почему, человек с такой патологией будет сам стремиться улучшить ситуацию.

Через какое-то время после общения ребёнка со специалистом, близкие начнут замечать значимые перемены в поведении малыша. Разумеется, изменения будут происходить весьма постепенно, но они будут. Малыш начнёт учиться адекватно реагировать на изменяющиеся обстоятельства, что очень поможет ему во взрослой жизни.

Что делает врач

Терапия на конкретный случай синдрома подбирается сугубо индивидуально. Однако можно назвать самый действенный способ. Это когнитивно-бихевиоральная терапия, которая обеспечивает минимизацию патологических процессов, возникающих из-за болезни.

Ряд исследований учёных в этой области показали, что больные данным синдромом подвержены депрессиям, страдают от неспособности выразить эмоции и имеют нарушения в восприятии окружающего мира. И на сегодняшний день многие эксперты с уверенностью подтверждают, что терапия данного типа помогает достигнуть значимых и эффективных результатов.

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга синдром аспергера у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить синдром аспергера у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания синдром аспергера у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание синдром аспергера у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Синдром Аспергера у детей - расстройство, нозологическая самостоятельность которого не определена; характеризуется тем же типом качественных нарушений социального взаимодействия, что и типичный детский аутизм, на фоне нормального когнитивного развития и речи.

Синдром Аспергера у детей является одной из форм отклонения в развитии - расстройства нервной системы по типу аутизма, которое проявляется в психоэмоциональных особенностях поведения ребенка при взаимодействии и коммуникации с другими людьми – родителями, сверстниками, педагогами, воспитателями и др.

Синонимы: аутистическая психопатия, шизоидное расстройство детского возраста.

Код по МКБ-10

F84.5 Синдром Аспергера.

Эпидемиология

Чаще встречается у мальчиков (8:1).

Причины и патогенез синдрома Аспергера

На сегодняшний день причины синдрома Аспергера у детей доподлинно науке не известны, и ученые продолжают исследования возможных факторов, которые могут быть причастны к развитию данного синдрома. К таким факторам, в первую очередь, относят генные мутации и тератогенное воздействие экзогенного (внешнего) характера, а также негативное экологическое влияние на процесс формирования зародыша и развития эмбриона во время беременности.

Согласно определителю психических расстройств Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, принятому Американской психиатрической ассоциацией (APA), синдром Аспергера у детей считается расстройством аутистичекого спектра, а само название синдрома с середины 2013 году прекратили употреблять при определении диагноза.

Возникновение синдрома Аспергера у детей, как и синдрома Каннера (аутизма), нейрофизиологи связывают с аномалиями различных структур головного мозга и нарушениями их взаимодействия на уровне синаптических связей в период раннего эмбрионального развития будущего ребенка. Однако в настоящее время никаких убедительных, научно обоснованных доказательств в пользу данной версии пока нет.

Скорее всего, синдром Аспергера у детей возникает по совокупности множества факторов, но в его генетической этиологии сомнений быть не может.

Симптомы синдрома Аспергера у детей

Никаких физиологических признаков при данной разновидности психического расстройства до сих пор обнаружено не было, поэтому симптомы синдрома Аспергера у детей можно выявить исключительно путем наблюдения детского психиатра за поведением и реакциями ребенка.

Причем, в сфере педиатрической психиатрии диагноз синдром Аспергера не всегда дифференцируется с аутизмом из-за значительного сходства проявлений обоих расстройств. Некоторые специалисты называют синдром Аспергера у детей высокофункциональным или несиндромальным аутизмом, обосновывая свою точку зрения более высоким уровнем когнитивных способностей у детей с синдромом Аспергера.

Симптомы синдрома Аспергера у детей могут проявляться в виде:

  • замкнутости и обособленности;
  • повышенной неловкости движений, несоответствующей возрасту (неуклюжести при передвижении, манипулировании с предметами, сохранении определенной позы и т.д.);
  • нарушений мелкой моторики (затруднений при застегивании пуговиц, завязывании и развязывании, захвате пальцами рук мелких предметов и т.п.);
  • сниженной адаптивности поведения (частом игнорировании стандартных норм и правил поведения и неадекватности поведения при любом изменении внешних обстоятельств);
  • неспособности воспринимать мимику, жестикуляцию и интонации речи людей при общении, чувствовать и правильно понимать их эмоции (эмпатическая неразвитость);
  • монотонности речи и затруднений в выражении собственных чувств (так называемая вербально-невербальная недостаточность);
  • необщительности и сложностей в установлении контакта с другими детьми и поддержании отношений с ними;
  • трудностей при участии в играх на воображение, например, с изображением повадок животных или человеческих действий;
  • сенсорных нарушениях (повышенной негативной реакции на слишком яркий свет, усиление громкости звука, сильный запах и др.);
  • буквальном восприятии сказанного (непонимании сравнений, переносных значений слов и т.д.);
  • повышенной склонности к последовательным и повторяющимся движениям (конечностями или всем телом) и действиям (в том числе к стереотипному порядку их выполнения, к примеру, постоянному маршруту в школу и т.п.);
  • проявлении всепоглощающего интереса в какой-либо одной сфере (роботы, динозавры, космос и т.п., причем ребенок будет много говорить об этом с увлечением).

В отличие от аутизма, большинство детей с синдромом Аспергера не отстают от ровесников в умственном развитии и не имеют нарушений речи. А те, что могут быть выявлены, по мнению большинства детских психиатров, не имеют клинической значимости и с возрастом нивелируются.

Диагностика синдрома Аспергера у детей

При всех стараниях разработать четкие критерии отнесения данной патологии нервной системы к тому или иному расстройству аутистичекого спектра, диагностика синдрома Аспергера у детей сопряжена с рядом проблем.

По данным зарубежных специалистов в области психоневрологии, постановка данного диагноза детям осуществляется в большинстве клинических случаев в возрастном диапазоне от четырех до девяти лет, причем у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Причем, из-за широкого разнообразия симптомов, нет двух детей с синдромом Аспергера, похожих друг на друга. Наличие одного-двух симптомов (приведенных выше) не может быть основанием для констатации наличия синдрома, поэтому при проведении диагностики должны использоваться:

  • сбор и анализ семейного анамнеза обоих родителей;
  • опрос родителей (для детей школьного возраста и педагогов) относительно привычек и типичных поведенческих реакций ребенка;
  • генетическая экспертиза;
  • неврологическая экспертиза;
  • непосредственное общение специалистов с ребенком (в непринужденной обстановке, в форме игры) и их наблюдение за его поведением с оценкой особенностей психомоторики и уровня способностей к невербальной коммуникации;
  • тестирование интеллектуального развития ребенка и способности к обучению.

Диагностика синдрома Аспергера у детей должна быть дифференцированной, поскольку неправильный диагноз чреват негативными последствиями как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе.

По мнению американских психоневрологов, сегодня в США существует проблема «избыточной диагностики синдрома Аспергера», так как при недостатке квалификации врачей на этот синдром могут списываться сложности в семейном воспитании детей и их неудовлетворительная успеваемость и поведение в школе.

Лечение синдрома Аспергера у детей

Главное лечение синдрома Аспергера у детей состоит в психологической коррекции поведения, поскольку ни специальных микстур, ни таблеток для избавления от этой патологии не существует.

Психотерапия для детей с синдромом Аспергера выполняет компенсаторную функцию по развитию у ребенка навыков, которые у него отсутствуют: умение общаться с другими детьми, с родственниками и чужими взрослыми; способность правильно реагировать на поведение других и умение оценивать свои и чужие действия; развитие координации движений и жестикуляции и т.п.

Единой методики лечения синдрома Аспергера у детей нет даже в США, но чаще всего здесь проводятся: занятия лечебной физкультурой, занятии по повышению уровня мелкой моторики, индивидуальные тренинги (с участие родителей) по развитию навыков общения и правилам поведения в общественных местах. И, как показывает опыт родителей, дети постепенно начинают проявлять больше внимания к словам старших, становятся более послушными и менее агрессивными. Но положительные результаты нужно постоянно закреплять, поэтому так велика роль родителей в лечении данного синдрома.

Среди медикаментозных средств, назначаемых для уменьшения тревожности, агрессивности и чувства страха при синдроме Аспергера у взрослых пациентов, на первом месте стоят антипсихотические препараты-нейролептики, но для лечения детей они не применяются.

Профилактика и прогноз синдрома Аспергера у детей

Мер, которые должны приниматься как профилактика синдрома Аспергера у детей, никто не разрабатывал с учетом до конца не выясненной этиологии заболевания.

Прогноз при синдроме Аспергера у детей – при наличии понимания со стороны близких людей и стремления их помочь, не травмируя психику ребенка – достаточно позитивный. Ничего, что нет таблеток, зато есть сила родительского внимания и поддержки, которые способны развить у ребенка недостающие способности. По мере роста ребенка его психическое состояние становится более позитивным, однако сложности в сфере межличностного общения чаще всего сохраняются.

И практически каждый пятый ребенок с данным отклонением в развитии во взрослом состоянии ничем «особенным» не выделяется – получает образование, обзаводится семьей.

В то же время нельзя игнорировать проблемы, которые могут возникнуть (хроническая фрустрация, депрессии, тревожный невроз, агрессивность и др.) в подростковом возрасте – в пубертатный период.

В принципе, синдром Аспергера у детей формирует личность, не склонную к широкому общению и эмоциональной открытости, что в психологической классификации К. Юнга называется интравертивный (обращенный внутрь) психотип личности. В конце концов, признаки синдрома Аспергера, как выяснилось, проявлялись у Вольфганга Амадея Моцарта, Альберта Эйнштейна и Марии Склодовской-Кюри.

Отрывки из брошюры о синдроме Аспергера для взрослых «Общества аутизма округа Эдмонтон» (Канада)
Что такое синдром Аспергера?

Синдром Аспергера (также известный как расстройство Аспергера) – это психическое состояние, которое связано с нарушениями социального развития. Людей с синдромом Аспергера также называют аспи, аспергеры или аспергерные аутисты. Синдром Аспергера включает несколько базовых симптомов, а также множество дополнительных симптомов, которые могут присутствовать в некоторых случаях. Если у человека нет базовых симптомов, то, вероятно, у него нет синдрома Аспергера. К базовым симптомам относятся:

Социальные трудности, включая как минимум две из ниже перечисленных:

Проблемы с невербальной коммуникацией, включая контакт глазами, выражения лица и другой язык тела. Эти проблемы относятся как к невербальному самовыражению, так и к пониманию невербальной коммуникации других людей. (Например, человек не замечает, что его собеседнику наскучил разговор).

Трудности с установлением и сохранением дружеских отношений. Большинство людей с синдромом Аспергера не являются антисоциальными и хотят иметь друзей, но зачастую им трудно осуществить это желание.

Отсутствие интереса к увлечениям, опыту или интересам других людей.

Сниженная способность участвовать в двухсторонней социальной или эмоциональной коммуникации с другими людьми.

Повторяющееся и ограниченное поведение, включая как минимум одно из ниже перечисленного:

Тенденция следовать одному и тому же жесткому порядку действий, который зачастую не имеет никакого практического смысла. Любое нарушение такого порядка может быть очень травматичным для людей с синдромом Аспергера – они очень тяжело адаптируются к любым переменам.

Повторяющиеся движения тела, которые не имеют практического смысла, например, стучание пальцами или раскачивание взад и вперед.

Фиксация на отдельных предметах или их частях, например, на ручках двери или стеклоочистителях для машины.

Некоторые другие симптомы, которые часто связаны с синдромом Аспергера, включают:

Крайнюю организованность: люди с синдромом Аспергера могут очень тщательно планировать время или раскладывать все свои вещи в строгом порядке. Люди с синдромом Аспергера часто уделяют повышенное внимание деталям.

Неуклюжесть и плохая координация движений, что может привести к проблемам с такими видами деятельности как письмо от руки, ходьба или занятия спортом. У людей с синдромом Аспергера часто можно заметить странную осанку или движения.

Хотя у многих людей с синдромом Аспергера очень богатый словарный запас и вербальные навыки выше среднего, у них могут быть проблемы с пониманием образной речи. Например, человеку с синдромом Аспергера может быть трудно понять, что значит фраза «одна нога здесь другая там».

Медленная или монотонная речь.

Трудности с определенными сенсорными ощущениями, например, яркими огнями, громкими звуками или одеждой из грубой ткани.

Хотя людям с синдромом Аспергера бывает трудно понять и сопереживать чужим эмоциям, их собственные эмоциональные реакции обычно такие же сильные, как и у остальных людей, если не сильнее. Тем не менее, им трудно выражать свои чувства, а то, что вызывает сильную реакцию у человека с синдромом Аспергера, может показаться тривиальным другим людям.

Трудности с обучением, особенно в отношении абстрактных идей, например, чисел. В некоторых случаях людям с синдромом Аспергера тяжело даются обобщения – они не понимают, что то или иное правило распространяется на другие схожие ситуации. Например, человек не понимает, что правило «не говори с набитым ртом» распространяется на любую еду.

Успешное выполнение очень структурированных заданий с конкретной целью, но замешательство и дезориентация, если задание требует креативности и гибкости мышления.

Люди с синдромом Аспергера обычно имеют средний или выше среднего уровень интеллекта. Более того, вполне вероятно, что среди людей с синдромом Аспергера чаще встречается высокий интеллект, чем среди населения в целом.

Вышеперечисленные признаки считаются значимыми симптомами синдрома Аспергера только в том случае, если они мешают человеку эффективно функционировать в повседневной жизни.

Если большинство из следующих утверждений относятся к вам, то есть вероятность, что у вас может быть синдром Аспергера:

Социальные ситуации вызывают у меня замешательство.

Мне тяжело вести «светские разговоры».

У меня есть склонность переводить любой разговор на себя или интересующую меня тему.

Я хорошо запоминаю детали и факты.

Мне тяжело понять, что думают и чувствуют другие люди.

Я могу полностью сосредоточиться на некоторых занятиях или темах в течение очень продолжительного времени.

Люди часто обвиняют меня в грубости, даже когда это вышло совершенно случайно.

У меня есть необыкновенно сильные, очень ограниченные интересы.

Я часто придерживаюсь раз и навсегда установленного образа действий, от которого я не отступаю ни на шаг.

Мне всегда было трудно заводить друзей.

Двойной диагноз

У людей с синдромом Аспергера часто диагностируют другие расстройства. Некоторые наиболее распространенные диагнозы включают:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Вызывающее оппозиционное расстройство (ВОР)

Депрессия (большое депрессивное расстройство или адаптационное расстройство с депрессивным настроением). Тем не менее, люди с синдромом Аспергера часто испытывают депрессию просто по причине одиночества и разочарования в результате проблем с социализацией.

Биполярное расстройство

Генерализированное тревожное расстройство

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)

Каждый из этих других диагнозов может по-своему отразиться на человеке с синдромом Аспергера, и он может нуждаться в лечении. Дополнительную информацию об этих расстройствах можно получить в Интернете, библиотеке или у специалиста по психическому здоровью.

Ответственность за себя

У некоторых людей есть проблемы с изучением математики или чтением, а у людей с синдромом Аспергера есть такие же проблемы с социальным познанием. Эти проблемы могут помешать человеку стать полностью самостоятельным. Однако поскольку люди синдромом Аспергера имеют средний или выше среднего интеллект, и синдром Аспергера не вызывает серьезных физических ограничений, в нашей стране ожидается, что люди с этим синдромом станут независимыми взрослыми. Это может стать трудной задачей, но это вполне возможно.

Если у вас синдром Аспергера, то с большой вероятностью, вы уже добились огромного прогресса в контроле над своим расстройством. Подумайте о том, какое поведение вызывает у вас проблемы в повседневных социальных ситуациях, и решите, можете ли вы научиться контролировать или менять его. Внимательно анализируйте свое поведение и поведение людей вокруг вас. Посещение группы поддержки может предоставить вам необходимую обратную связь, которая поможет вам в отношениях с другими людьми. Это может вызвать у вас дискомфорт, но в конечном итоге это того стоит.

Если вы взрослый человек с синдромом Аспергера, то помните, что вы все равно несете ответственность за свои действия. Может быть легко списать грубость или бесчувственность к другим на синдром Аспергера, но люди с синдромом Аспергера обладают полной свободой воли и властью делать собственный выбор. Люди с синдромом Аспергера нуждаются в понимании в отношении своего расстройства со стороны семьи, специалистов и общества в целом. Однако аспи точно так же должны учиться уважать других и понимать, что даже если у других людей нет синдрома Аспергера, у них есть свои уникальные проблемы. Многие социальные отношения можно улучшить, если обе стороны будут стараться и уважительно относиться к своим различиям.

Модификация и управление сенсорными ситуациями

По некоторым оценкам как минимум 40% людей с синдромом Аспергера имеют необычную чувствительность к некоторым сенсорным стимулам. Им может быть сложно обрабатывать или интегрировать информацию одной или всех сенсорных систем: зрения, слуха, вкуса, запаха, прикосновений, баланса и тяжести. Сенсорные чувствительности часто становятся главным препятствием для функционирования в повседневной жизни. Для некоторых людей с синдромом Аспергера такие мелочи как жужжание флуоресцентной лампы или шум машин на дороге могут быть очень травматичными.

Многие эксперты считают, что сенсорные трудности – это причина многих симптомов синдрома Аспергера, включая повторяющиеся движения тела, ограниченный контакт глазами и плохую физическую координацию.

К сожалению, поскольку окружающий мир не адаптирован к потребностям людей с синдромом Аспергера, они не могут полностью избежать неприятных сенсорных ситуаций. Однако все равно есть методы, которые позволяют снизить контакт с подобными стимулами и уменьшить их негативное влияние.

Основной метод лечения сенсорных проблем, которые связаны с синдромом Аспергера – это сенсорная интеграционная терапия. Обычно ее проводит трудотерапевт или физиотерапевт. Она сводится к тому, что пациент постепенно контактирует с неприятными сенсорными стимулами в контролируемых объемах. Обычно сенсорная интеграционная терапия применяется для лечения детей, но во многих случаях она помогает и взрослым. Если вы знаете или подозреваете, что у вас проблемы с сенсорной интеграцией, то очень важно проявить активность и найти метод, который сможет вам помочь.

Изучайте, какие ситуации, окружение или предметы помогают вам успокоиться и сосредоточиться. Тщательно следите, чтобы в течение дня вы проводили достаточно времени в успокаивающей обстановке, в случае необходимости увеличивайте это время.

Носите с собой «набор для комфорта» каждый раз, когда вы выходите из дома. Он должен содержать предметы, которые помогают вам блокировать неприятные ощущения или снижают вашу тревожность, связанную с сенсорикой. Это могут быть беруши, нюхательные соли или мячики для стресса.

Ваш дом – это сфера, связанная с максимальным контролем над сенсорным опытом. Выбирая место проживания, важно учесть возможные сенсорные проблемы, включая шум машин, низко пролетающие самолеты или яркие огни фонарей по вечерам.

Иногда очень важна дополнительная звуковая изоляция жилого помещения, лампы и лампочки с затемнением или другие лампы подходящей яркости. Используйте приятные вам звуки – музыку, фонтан и так далее. Выбирайте такие цвета и текстуры для мебели и обоев, которые создадут для вас максимально спокойную атмосферу дома.

Профессиональное образование

Если вы заинтересованы в профессиональном образовании, то проанализируйте различные учебные заведения и то, насколько они соответствуют вашим потребностям. Подумайте о том, насколько вам комфортно в разных размерах класса, во время групповой работы и так далее, понадобится ли вам максимально структурированная учебная атмосфера. Вам также стоит уточнить, какие услуги предоставляет это учреждение для студентов с особыми потребностями. Дистанционное обучение может быть приемлемым вариантам, но сначала вам следует рассмотреть социальные и академические возможности, которые предлагают более традиционные учебные заведения.

Трудоустройство

Если вы заинтересованы в трудоустройстве, то стоит искать такую работу, которая сможет использовать ваши самые сильные стороны, интересы и способности. Хорошо структурированная работа с очень четкими результатами труда может обеспечить вам чувство безопасности и руководство. Работа, где основной акцент делается на деталях, может оказаться идеальной для вас, особенно если она не требует частого социального взаимодействия. С другой стороны, вам могут не подойти профессии, которые требуют высокого уровня социальной чувствительности. Ищите работодателя, который с пониманием отнесется к вашим трудностям с прочтением социальных ситуаций.

Жилищные условия

Даже для людей без синдрома Аспергера переезд из родительского дома и самостоятельная жизнь – это огромный шаг. Однако для людей с синдромом Аспергера переход к независимой жизни связан с особыми проблемами.

Многочисленные перемены и новая ответственность, которые связаны с независимой жизнью – это настоящий шок для людей, которые очень зависят от жесткого распорядка. Так что важно, чтобы переход к полной независимости осуществлялся очень постепенно. Возможными вариантами являются квартиры с наблюдением, которые несколько раз в неделю посещают сотрудники, или групповые дома с наблюдением. Часто желательно поначалу жить в новом помещении лишь несколько дней в неделю, а остальные дни проводить в доме со своей семьей.

Если вы собираетесь жить с соседями по квартире, учтите, что они могут относиться к вашему расстройству с меньшим пониманием, чем члены семьи. Постарайтесь достичь с ними компромисса, чтобы добиться стабильной обстановки в квартире.

Хотя полезно заранее запланировать и создать жесткий распорядок для готовки, уборки и похожей работы по дому, у независимой жизни есть много аспектов, которые нельзя запланировать заранее. В подобных ситуациях очень важно получить адекватную поддержку от друзей или семьи.

Знаменитые люди, у которых мог быть синдром Аспергера

Некоторые эксперты считают, что несколько известных исторических личностей могли иметь синдром Аспергера, включая:

Альберта Эйнштейна

Британскую писательницу Джейн Остин

Американского художника Энди Уорхола

Чарльза Дарвина

Мари Кюри

Льюиса Кэрролла, автора «Алисы в стране чудес»

Древнегреческого философа Сократа

Исаака Ньютона

Среди наших современников, согласно заявлениям некоторых источников, у известного американского режиссера Стивена Спилберга и канадского актера Дэна Акройда диагностирован синдром Аспергера.

Позитивные аспекты синдрома Аспергера

Хотя синдром Аспергера может осложнить жизнь во многих отношениях, он также может быть связан с уникальными дарованиями.

Многие люди с синдромом Аспергера обладают необычно хорошей памятью.

Сосредоточенность на своих интересах может привести к обширным знаниям по отдельным темам. Люди с синдромом Аспергера часто становятся ведущими экспертами в сфере своего интереса.

Систематическое мышление и ориентированность на детали могут быть очень полезными особенностями, особенно в некоторых профессиях, например, бухгалтерском учете, компьютерном программировании или инженерном деле.

Еще важнее то, что синдром Аспергера позволяет посмотреть на мир с уникальной точки зрения. Людям с синдромом Аспергера может не хватать социального познания, но одновременно они могут оценить то, что не замечает остальной мир.

Люди с проблемами социализации и адаптации встречаются в обществе нередко. Их зачастую считают чудаками, психопатами, отшельниками. Многим их этих личностей можно было бы поставить диагноз – синдром Аспергера, названный по имени педиатра, наблюдавшего это нарушение у детей в середине 20 века.

Синдром Аспергера - что это такое?

В шестилетнем возрасте ребенок уже неплохо осознает социальные нормы, живо общается со сверстниками и взрослыми. У детей, плохо вписывающихся в рамки, установленные обществом, отстающих в навыках социализации, определяют дисфункцию синдром Аспергера, что такое этот синдром – описал австрийский педиатр и психолог Ганс Аспергер. Он рассматривал эту дисфункцию как одну из форм аутизма и называл аутической психопатией.

В 1944 году внимание ученого привлекли дети от 6 до 18 лет, у которых полностью отсутствовал или был сильно снижен интерес к социуму. Еще одной отличительной особенностью этих детей являлись бедные мимика и речь, по которым было непонятно, что ребенок ощущает, как мыслит. При этом, отсутствовала кажущаяся отсталость таких детей в интеллектуальном плане - тесты показывали, что умственное развитие малышей в норме или очень высокое.

Синдром Аспергера - причины

По статистике, озвученной на специальном собрании Европарламента по вопросам аутизма, аутичными расстройствами страдает примерно 1 процент населения. Причины развития синдрома Аспергера, входящего в спектр данных расстройств, плохо изучены, исследования показывают, что к нарушениям в работе мозга приводит сочетание факторов – экологических, биологических, гормональных и т.д. В основной массе ученые придерживаются и такого мнения, что синдром Аспергера передается по наследству, это подтверждает большое число известных фактов.

К негативным факторам, с высокой долей вероятности провоцирующим развитие синдрома Аспергера, относят:

Тяжелые внутриутробные и перинатальные инфекции;

  • недоношенность;
  • воздействия токсических веществ;
  • последствия вакцинации;
  • аутоиммунный ответ материнского организма.

Синдром Аспергера - особенности поведения

Определить синдром Аспергера по внешнему виду практически невозможно, на мысль о наличии дисфункции может натолкнуть определенное поведение человека. Люди с синдромом Аспергера имеют нарушения в следующей триаде:

  • коммуникации;
  • взаимодействии;
  • воображении.

При наличии синдрома человеку сложно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Он затрудняется:

  • понять настроение человека по интонации, жестам или мимике;
  • адекватно начать или закончить беседу;
  • различить серьезные высказывания и сарказм или юмор;
  • правильно интерпретировать образные выражения, метафоры;
  • найти альтернативные варианты развития ситуации;
  • поддерживать любовные отношения и дружить.

Окружающим такой индивид видится странным и нетактичным, неспособным работать с людьми. Например, человек с этим синдромом вполне способен проигнорировать правила этикета, затронуть болезненную тему или крайне неудачно пошутить. Негативная реакция окружающих приведет больного в недоумение, но причины этого он просто не поймет. Столкнувшись с непониманием множество раз, человек с аутичными нарушениями становится еще более замкнутым, отчужденным, безразличным.

Синдром Аспергера у взрослых - симптомы

Испытывая сложности в эмоциональной сфере, люди с синдромом Аспергера испытывают любовь к занятиям, опирающимся на четкий алгоритм и логику. Аутичные личности во всем предпочитают порядок и системность: придерживаются четкого маршрута и расписания, любые сбои и задержки выбивают их из колеи. Увлечения таких индивидов очень сильны и часто сохраняются всю жизнь, например, такой человек может стать гениальным программистом (Билл Гейтс), шахматистом (Бобби Фишер).

У индивида с диагнозом синдром Аспергера симптомы заболевания всегда связаны с органами чувств. Сенсорные проблемы у такого больного проявляются в повышенной чувствительности к звукам, яркому свету, запахам – любой сильный или незнакомый раздражитель способен вызвать гнев, тревогу или боль. Такая излишняя приводит к тому, что индивид испытывает сложности при передвижении в темноте, необходимости избежать препятствия, сделать работу, связанную с тонкой моторикой.



Симптомы синдрома Аспергера у женщин

Аутичные нарушения различно проявляются в зависимости от гендерной принадлежности человека. Синдром Аспергера у женщин можно заподозрить по следующим признакам:

  • равнодушна к своему внешнему виду – практически не красится, предпочитает естественную прическу и удобную одежду;
  • не имеет подруг, не понимает чисто женские увлечения;
  • эксцентрична;
  • очень молодо выглядит;
  • не может определиться с сексуальной ориентацией;
  • копирует чужое поведение;
  • уходит от реальности в книги и фильмы;
  • ощущает себя комфортно только дома;
  • часто ощущает тревогу, перепады в настроении;
  • совершает навязчивые движения, циклические ритуалы;
  • часто предпочитает одиночество;
  • не может найти свое место в жизни и создать с семью.

Как ведут себя мужчины с синдромом Аспергера?

Даже при наличии дисфункции мужчина способен достигнуть большого успеха в профессиональном плане. Поэтому женским вниманием он редко обделен. Как понять мужчину с синдромом Аспергера женщине:

  • страсть к определенному занятию, неразговорчивость, неумение говорить приятные вещи, вспыльчивость, эгоистичность, стремление к одиночеству – все это проявление болезни;
  • ложь часто прикрывает сенсорные проблемы – он может соврать, что болен, чтобы избежать похода к шумным друзьям;
  • надоевшие разговоры о работе или хобби маскируют неумение вести светскую беседу;
  • бытовые придирки также часто возникают из-за сенсорной чувствительности – он может устать от суеты, отказаться от одежды из-за ее жесткости;
  • проблемы в сексе возникают из-за отсутствия правильного воспитания – часто мужчина узнает об интимной жизни из видео и считает, что в обычной жизни все происходит так же.

Синдром Аспергера у детей - симптомы

Более успешная коррекция поведения достигается, если нарушения выявлены в детстве. Синдром Аспергера – признаки у детей:

  • неуклюжесть, нежелание играть в подвижные игры;
  • сложность при манипулировании предметами;
  • страх перед незнакомцами;
  • нелюдимость в компании других детей;
  • увлечение одной игрой, протест при попытках отвлечь;
  • сильная привязанность к дому и родителям.


Синдром Аспергера - отличие от аутизма

Два заболевания - синдром Аспергера и аутизм – имеют множество общих черт, этот факт можно объяснить тем, что первая болезнь является разновидностью второй. Но много у них и различий. Самая основная состоит в том, что при синдроме Аспергера у человека полностью сохранен интеллект. Он способен хорошо учиться, плодотворно работать, но все это – при грамотной коррекции поведения.

Можно ли вылечить синдром Аспергера?

Лекарства для полного излечения от этого недуга, как и от аутизма, не существует. Чтобы жизнь с синдромом Аспергера была максимально комфортной, а больной человек мог максимально самореализоваться, необходимо развивать его коммуникативные способности. Помимо психотерапии врачи назначают вспомогательные лекарственные средства – нейролептики, психотропные лекарства, стимуляторы. Помощь в терапии могут оказывать и близкие люди, которые должны относиться к больному с максимальным вниманием и терпением.

Синдром Аспергера и гениальность

Проявления данного отклонения затрагивают все психические процессы, изменяя их, причем иногда в лучшую сторону. При этом синдроме интеллект остается сохранным, что позволяет успешно развивать способности. Зачастую сопровождают синдром Аспергера: природная грамотность, отличные математические способности, и т.д. По этой причине среди гениальных людей так много тех, кто демонстрирует симптомы этой болезни.

Синдром Аспергера - известные люди

Знаменитости с синдромом Аспергера встречаются в самых различных областях науки, бизнеса, искусства, спорта:


Наверное, каждый встречал людей, которые не умеют «устраиваться» в жизни. Они не до конца понимают законы общежития, у них не получается следовать общепринятым правилам поведения. Обычно они дерзки и высокомерны. И, в тоже время, очень часто оказываются абсолютно беспомощны в самых простых житейских ситуациях.
Как правило, эти люди обладают широчайшими познаниями в определенных областях знаний и абсолютно безграмотны в других. Таким людям психиатры иногда ставят диагноз - болезнь Аспергера. Это заболевание - один из видов общего нарушения развития организма. И возникает оно в детском возрасте. А свое название синдром получил в честь австрийского педиатра и психиатра Ганса Аспергера, который впервые описал его.

Синдром Аспергера - признаки

Симптомы заболевания

Первые симптомы синдрома Аспергера начинают проявляться у малышей в возрасте двух-трех лет. У кого-то они выражены более сильно, у кого-то значительно слабее. На что же нужно обращать внимание?

Наиболее частыми симптомами этого заболевания являются:

  • отсутствие друзей;
  • сложность общения с детьми и взрослыми;
  • неумение понимать чувства других людей;
  • эмоциональная холодность;
  • выраженная озабоченность своим внутренним миром;
  • неумение разделять свои достижения, интересы и удовольствия с другими;
  • длительное повторение некоторых действий;
  • психологические проблемы, возникающие при любом изменении графика или режима;
  • однотипность мышления;
  • ограниченность интересов;
  • частое повторение одних и тех же слов или целых фраз;
  • хорошо развитая механическая память, без осмысления информации;
  • неумение абстрактно мыслить;
  • неумение фантазировать;
  • дословное понимание любых идиоматических выражений;
  • повышенная концентрация на второстепенных обстоятельствах, мелочах;
  • чтение без понимания значений слов;
  • плохая зрительная память;
  • эмоции (за исключением несчастья или гнева) выражены очень слабо;
  • неуклюжесть движений;
  • мелкая дрожь («тремор») рук;
  • неумение адекватно воспринимать критику и потерю чего-либо;
  • желание во чтобы-то не стало закончить начатое дело, вплоть до одержимости.

Диагностика и лечение

К сожалению, в настоящее время не существует ни одного теста, который мог бы однозначно выявить синдром Аспергера. Этот диагноз может поставить малышу врач-психиатр. Конечно, перед этим он будет долго наблюдать за поведением ребенка. А вот для того чтобы исключить другие психические расстройства, скорее всего, будут назначены некоторые медицинские и нейропсихологические тесты. С терапией тоже далеко не все благополучно - пока просто не разработано никаких действенных методик лечения синдрома Аспергера. Основная задача врачей - улучшить социальные навыки детишек, то есть научить их общаться со сверстниками и взрослыми. И это вполне удается!
Для этих целей используют как различные лекарственные препараты, так и психологическую коррекцию поведения.

  • Лекарственная терапия синдрома Аспергера может проводиться препаратами различных групп - психотропные, нейролептики, стимуляторы и др. И, конечно, все они должны назначаться только врачом-психиатром.
  • Также очень важно проведение поведенческой терапии, она поможет привить малышу необходимые социальные навыки и «вписаться» в общество.

Многие малыши с болезнью Аспергера страдают от синдрома дефицита внимания - СДВ.
Из-за этого они часто испытывают тревогу, страх и депрессию. Могут возникнуть и другие проблемы с психическим здоровьем. И тут на помощь ребенку должны прийти самые близкие люди - его родители.

Болезнь Аспергера - как воспитывать ребенка

Развитие детей с нарушением интеллекта, в том числе и с синдромом Аспергера, должно проходить в атмосфере любви, заботы и понимания. Родителям следует проявить максимум такта и терпения. Существует несколько простых правил, которых нужно придерживаться при общении с малышом.

  • Необходимо ограничивать излишнюю активность (одержимость) ребёнка. Просто установите точное время, в течение которого ребенок может «с головой» уходить в свои увлечения. Старайтесь никогда не отступать от заведенного распорядка.
  • Всегда используйте понятные, простые и точные слова при общении с ребенком.
  • Следите за своей речью и старайтесь не употреблять сложные речевые обороты.
  • С самого раннего возраста постоянно объясняйте малышу общепринятые правила поведения в частных и общественных местах.
  • Никогда не угрожайте ребенку и не давайте ему пустых обещаний. Просто помните, что детишки с синдромом Аспергера все воспринимают буквально.
  • Всегда хвалите и поощряйте малыша - за любые достижения! А особенно - за успехи в общении с другими людьми.

А главное - не впадайте в депрессию и отчаяние из-за того, что малыш «не такой как все». Для этого просто нет причин! Не стоит думать, что синдром Аспергера обрекает ребенка на несчастную жизнь.
Хорошо развитое логическое мышление и умение сосредоточиться на решаемой задаче нередко позволяет людям с синдромом Аспергера добиться выдающихся результатов в интересующих их темах. Например, ребенок увлеченный строительством автомобилей, со временем может превратиться в очень успешного инженера и прожить свою жизнь в достатке и уважении.
Примеров тому - масса. Среди лиц, страдающих синдромом Аспергера, есть люди известные всему миру: режиссер Стивен Спилберг, экономист Вернон Смит, являющийся лауреатом Нобелевской премии, гемдизайнер, создавший «Покемона» Сатоси Тадзири, Брэм Коэн, создавший протокол Bit Torrent и многие-многие другие.



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)