Гимнастика для грудничков: назначение, основные правила, комплексы упражнений. Лечебная физкультура для грудничков.

Как утверждает известный на просторах СНГ педиатр Комаровский, чьи рекомендации давно уже стали для многих истиной в последней инстанции, грудным детям с самых первых дней их жизни необходима физкультура.

По его мнению, буквально сразу после выхода из родильного дома, следует ребенку давать небольшие нагрузки. Активные движения в столь раннем возрасте позволят стимулировать развитие малыша, как в физическом, так и в духовном плане.

Именно по этой причине гимнастика для всех новорожденных, как в их 1-й месяц жизни, так и в последующие, крайне важна. Физически развитые дети и в дальнейшем более активно стремятся познавать мир их окружающий, что выгодно отличает их от сверстников.

Общие представления о гимнастике

По мнению вышеназванного специалиста, динамические нагрузки в первую очередь являются сильнейшим профилактическим средством от множества очень опасных для ребенка заболеваний, среди которых, в частности:

  • грипп;
  • дисплазия;
  • ОРВИ;
  • рахит.
  • с 15-го дня жизни ребенку начинают делать легкий массаж, состоящий из поглаживаний его тельца, конечностей, стоп и ладоней, межреберного пространства;
  • малыша регулярно укладывают на живот;
  • последовательно развивают у него хватательные рефлексы, предлагая ему подержаться за мамин палец;
  • при наличии гипертонуса, необходимо обязательно снимать напряжение легким поглаживающим массажем.

В целом основная задача гимнастических упражнений состоит в обучении малыша удерживать под контролем собственных конечностей и других частей тела.

Физические упражнения

Прежде всего следует отметить, что двух одинаковых детей не бывает. Именно поэтому главным требованием к гимнастике специалисты называют – индивидуальный подход. Во внимание необходимо принимать:

  • общее самочувствие ребенка;
  • возраст;
  • наличие врожденных патологий.

Самое простое упражнение – это ползание. В первую очередь ребенка кладут на живот и сгибают его ноги коленями наружу. Затем к стопам ребенка прижимают ладонь и немного надавливают. В итоге рефлекторно малыш распрямит ноги и проползет несколько сантиметров. Важно помнить, что на первых порах ребенку достаточно будет сделать только одно-два повторения. Вообще готовность заниматься и дальше ребенок демонстрирует своим хорошим настроением.

Господин Комаровский уверен, что упражнение «Эмбрион» является очень эффективным. Делать его необходимо так:

  • новорожденного следует уложить на спину;
  • руки и ноги ему скрещивают;
  • головку немного опускают.

Задача такого упражнения одна – тренировка вестибулярной и нервной систем.

Важно отметить, что перед тем как начать занятия физкультурой, ребенка необходимо показать педиатру. Он должен убедиться, что никаких противопоказаний не существует.

Упражнение «Ходьба». Ребенка ставят на ноги, поддерживая за подмышки. При наклоне вперед, малыш начнет шагать. Необходимо, чтобы он только слегка касался стопами поверхности.

Таким образом, развиваются рефлексы в первый месяц жизни. В следующий же нужно будет увеличить продолжительность и интенсивность нагрузок.

Упражнения для 3-месячных детей

В этот период к вышеприведенным нагрузкам добавляют еще несколько. Эти упражнения в комплексе позволят усилить контроль новорожденного над частями собственного тела.

Необходимо, в частности, проводить следующие манипуляции:

  • поочередно сводить и разводить руки новорожденного в стороны, перекрещивая их на животе;
  • сгибать ноги в бедрах и разгибать;
  • приподнимать малыша из положения лежа на спине за руки.

Полезными также будут занятия на мяче для фитнесса. Для этого ребенка необходимо уложить спиной на снаряд и, придерживая его за руки, немного прокатывать туда-сюда.

Затем его укладывают на мяч животом и начинают немного катать мяч род ним. Ребенок, боясь упасть, будет вытягивать вперед руки, что собственно и требуется.

Что следует знать, занимаясь с младенцем гимнастикой

Первые занятия лучше проводить под наблюдением педиатра, в специально приспособленном для этого помещении. Как правило, в таких занятиях очень нуждаются дети, имеющие дисплазию.

Тем не менее физкультура будет полезной и полностью здоровым новорожденным. В этой ситуации гимнастика станет профилактической мерой, которая позволит вырастить крепкого и здорового ребенка. Приученный к физической активности малыш, в будущем сделается более уравновешенным и спокойным.

Между тем упражнения имеют также и серьезный закаливающий эффект. Помимо того, это позволит малышу раньше сверстников приобрести необходимые навыки.

Важно только заниматься регулярно и с соблюдением четкого графика. Последнее обстоятельство позволит приучить ребенка к нагрузкам. Лучше всего зарядку делать примерно за час до приема пищи.

Нужно также сделать все возможное, чтобы у новорожденного не возникло неприятных ассоциаций с гимнастикой. В процессе с малышом необходимо разговаривать, петь песенки и читать стихи. В этой ситуации зарядка превратиться для него в развлечение.

Чтобы не возникало гипертонуса мышц, и развивались двигательные навыки без наличия двигательной неловкости, неуклюжести, нарушения осанки и походки наряду с массажем выполняют гимнастику для младенцев.

  1. Начинают ЛФК на втором месяце ребенка, чередуя с массажем. После полугода вначале выполняют ЛФК, затем массаж в качестве отдыха.
  2. Ребенку с плохим самочувствием ЛФК не проводят, вначале применяют лечение.
  3. Детям приятен массаж и упражнения. При проявлении неудовольствия его отвлекают игрушкой, успокаивают или берут на руки и выясняют причину беспокойства крохи. К ритму занятий приучают постепенно, а нелюбимое упражнение выполняют в самом конце процедуры с минимальным количеством повторений.
  4. Не стоит чрезмерно усердствовать, поскольку младенец будет долго помнить дискомфорт и боль, будет плакать еще до начала ЛФК и массажа. При массаже гиперемия должна быть равномерной, красные пятна и синяки должны отсутствовать.
  5. Проводят комплексную процедуру ЛФК и массажа через 0,5-2 часа после купания и еды, в светлом и проветренном помещении с отсутствием сквозняков и при температуре – 20-22˚С, на столе для пеленания со свободным подходом с трех сторон.
  6. Перед процедурой тщательно моют руки и разогревают их, снимают все металлические предметы (браслеты, кольца, часы) для исключения повреждений кожи малыша. На руках должны отсутствовать ссадины и раны, на пальцах – ногти. Шершавые руки обильно смазывают детским маслом.
  7. Старайтесь не использовать мазей и кремов для массажа. Хотя этот вопрос остается спорным до настоящего времени.
  8. Во время массажа ребенку до месяца открывают только те части теля, которые массируют, после месяца ребенка оставляют голеньким. Для ЛФК малышу надевают футболку с короткими рукавами, майку, трусики с памперсами.

Комплекс упражнений на мяче

Для проведения упражнений понадобится помощник. Все упражнения повторяют 10 раз.

  • 1. Укладывают ребенка на надувной мяч, покрытый пеленкой, животом, сгибая ноги «лягушечкой» и прижимая их к мячу. Помощнику нужно удерживать ножки ребенка, инструктору – подтягивать малыша за кисти рук (или вложить указательные пальцы в кулачки) на себя и возвращать в исходное положение.
  • 2. Ребенок лежит животом на мяче, помощник прижимает прямые пальчики малыша к мячу. Инструктор тянет на себя его за голени и возвращает обратно.
  • 3. Помощник удерживает кроху в том же исходном положении с прижатыми пальцами к мячу, инструктор старается повернуть на мяче ребенка и поставить стопы в центр стола стол, расправляя поджатые пальчики. Нужно зафиксировать положение на 1-3 сек и возвратить мяч обратно.
  • 4. Помощник удерживает ребенка как в упражнении 1, инструктор – подтягивает мяч за кисти ручек и став раскрытые ладошки в центр поверхности стола. Нужно следить, чтобы малыш не ударился лбом о стол!
  • 5. Укладывают ребенка на мяч спиной и, придерживая за бока, выполняют покачивание в направлении 4-хсторон для расслабления мышц.
  • 6. Это упражнение выполняют при выгибании (повышенном тонусе мышц) ребенка вправо или влево в положении на животе или спине. Ребенка укладывают на мяч боком: правым – при выгибании вправо, левым – при выгибании влево. Выполняют плавные покачивания мяча вдоль оси корпуса. Малыш расслабится, что облегчит последующий массаж.

Гимнастика на дыхание

Ребенка укладывают на спину, скрещивают ручки на груди, попеременно располагают их сверху, удерживая за кисти. Далее обе ручки приподнимают вверх и заводят прямые и параллельные ручки за голову, затем опускают и вытягивают вдоль бедер. Все манипуляции повторяют по 4-5 раз.

ЛФК для ножек грудничка

Ребенка укладывают на спину и повторяют упражнения по 10 раз.

Упражнение 1. Ножки малыша сгибают в суставах: коленных и тазобедренных, смыкают их, сближая колени. Большим пальцем придерживается колено, остальными – обхватывается его таз, и выполняются повороты таза в стороны.

Упражнение 2. Разгибают и сгибают попеременно ножки младенца, затем правую ручку и левую ножку, левую ручку и правую ножку.

Упражнение 3. Разводят ножки в тазобедренном суставе. Не забывайте, что усилия на преодоление сопротивления малыша должны быть минимальными, поскольку дети это упражнение не любят. При наличии дисплазии тазобедренного сустава выполнять данное упражнение может разрешить только лечащий врач-ортопед.

Как выполняют повороты ребенка со спины на живот

В положении ребенка на спине, помощник должен поднять правую ручку вверх и удерживать до тех пор, пока инструктор не зафиксирует правое бедро. Далее помощник вытянутую правую ручку прижимает к столу расправленной ладошкой. Инструктор перекидывает левую ножку через правую ножку, помогая малышу повернуться на животик. Повторяют 10 раз.

Обучение ползанию на животе

Укладывают ребенка на живот, инструктор придерживает его за ноги, помощник – за руки, вытягивая их попеременно вперед и прижимая расправленную ладошку к поверхности стола. Одновременно инструктор сгибает попеременно ножки и подтягивает их к животу. При вытягивании правой руки, поджимают левую ножку и наоборот. Если малыш еще не может самостоятельно удерживать голову, тогда необходим еще один помощник для удерживания головы ладонями прямо.

Обучение ребенка присаживанию

После 4-х-месячного возраста ребенка учат осваивать присаживание, приседать и наклоняться, придерживаясь за палочку, стоять на четвереньках. Повторяют упражнения по 10 раз.

Присаживание. Малыш лежит на спине с вытянутыми вдоль туловища ручками. Помощнику нужно прижать правую ладошку к столу рядом с телом. Инструктору – придержать малыша за прямые ножки, второй рукой – приподнять за спинку и заставить сесть, опираясь на правую, чуть согнутую в локте, ручку и небольшим наклоном туловища вправо. Затем ручки меняют и все начинают заново.

Присаживание с палочкой. В положении лежа на спине ребенку дают палочку с диаметром 2-3 см в ручки и придерживают его кулачки, чтобы он не смог ее отпустить, одновременно заставляют оторвать спину от поверхности и присесть. Помощнику нужно фиксировать прямые ножки и следить, чтобы ребенок не ударился затылком о стол.

Приседание на палочке. Палочку кладут на поверхность стола под сложенную пеленку. Малыша придерживают под мышками и устанавливают ножки на ширине плеч на палочку срединой подошвы. При выполнении приседаний следят, чтобы стопы не смещались.

Наклоны на палочке. Фиксирование стоп, как в предыдущем упражнении. Левой рукой придерживают прямые ножки ребенка спереди, правой рукой фиксируют под грудью и животом, затем наклоняют туловище малыша.

Стойка на четвереньках. Малыш лежит на животе, рука инструктора – под его грудью, второй рукой он сгибает ножки в тазобедренных и коленных суставах. Помощнику в это время нужно прижать к поверхности расправленные ладошки на ширине плеч малыша. Ему дают зафиксировать позу 1 минуту, что удается не с первого раза.

Ползание на четвереньках. Выполняют в 6 месяцев или при умении стоять на четвереньках. Выполняется по вышеуказанной методике обучения ползания на животе.

Укрепление вестибулярного аппарата вращением

Упражнением укрепляют вегетативную нервную систему и вестибулярный аппарат. На диск «Грация» или «Здоровье» кладут сложенную пеленку и на нее металлический тазик. Размер тазика подбирают таким, чтобы выложить одеяло, и поместить туда ребенка в полулежащем положении. Медленно и плавно, без толчков вращают тазик полминуты. При остановке глазные яблоки малыша должны совершать колебания по горизонтали. Такой нистагм возникает при взгляде на неподвижные предметы или окрестность из вращающейся или движущейся кабины. Как только глазные яблоки перестанут двигаться, тазик вращают в другую сторону. Постепенно время движения увеличивается до 5 минут.

Польза рефлекторных упражнений

Рефлекторные упражнения помогают укреплять мышцы шеи и туловища и их используют для движений, протекающих как безусловные двигательные рефлексы. При раздражении рецепторов мышц, нервного аппарата и кожи появляются врожденные двигательные рефлекторные реакции: отклонение головы назад в положении на весу, изгибание всего тела и образовании открытой кверху дуги. Это движение и есть энергичный раздражитель, укрепляющий вестибулярный аппарат. Поэтому с 4-х месячного возраста нужно чаще держать ребенка на весу в положении на спине или на животе для укрепления мышц шеи и туловища. В дальнейшем можно использовать сигнальные раздражители в виде звуковых сигналов, потягивания за ножки, хватания и др., для создания условных связей на базе врожденных рефлексов.

Польза пассивно-активных упражнений

Ребенок может выполнять некоторые движения самостоятельно, но с помощью родителей. Он присаживается во время подтягивания за ручки или кисти, стоит при поддерживании под мышками и т.д.

Упражнения, выполняемые ребенком произвольно и самостоятельно, называют активными, поэтому рекомендуется способствовать их выполнению голосовыми инструкциями и игрой.

Комплексы упражнений

1. Дети 1,5-3 месяца

Комплекс состоит из массажа (поглаживания рук, ног, спины и живота) в чередовании с активными движениями на основании врожденных безусловных рефлексов: упражнениями для стоп, рефлекторными разгибаниями позвоночника и ползанием.

2. Дети 3-4 месяцев

Комплекс состоит:

  • из разминания спины, отведения в стороны и скрещивания на груди ручек;
  • рефлекторного поворота на животик;
  • отклонения назад головы на весу в положении на животе;
  • сгибания и разгибания ручек;
  • имитации движений «велосипед».

3. Дети 4-6 месяцев

В комплекс входят несложные активные движения: хватания, удерживания предметов, размахивания. Поэтому акт хватания стимулируют. Например, сначала ребенок держится за палец мамы, затем за кольцо, при этом меняется положение тела в качестве подготовки к ползанию.

Комплекс состоит:

  • из «парения» в положении на животе;
  • в положении на животе - приподнимания верхней части тела с поддержкой за ручки, отведенные в сторону;
  • ползания (смотрите выше упражнение для стимуляции ползания);
  • попеременного и совместного сгибания и разгибания ножек.

4. Дети 6-12 месяцев

В комплекс входят условные связи, вырабатываемые на базе условных и безусловных рефлексов: зрительных сигналов (колец, палочек), легких потягиваний за ножки и речевых сигналов (садись, топай, возьми колечко, отдай палочку и т.д.). Ребенок учится стоять без опоры и ходить, сидеть на корточках.

Комплекс состоит из:

  • присаживания с помощью рук, отведенных в сторону, поддержки за ручки и упражнения для сгибателей рук;
  • наклона и выпрямления туловища;
  • приседания;
  • напряженного выгибания в положении сидя на коленях у мамы;
  • ходьбы на четвереньках.

Родители должны помнить, что упражнения выполняют в одно и то же время и только при наличии положительных эмоций у ребенка. Не стоит настаивать на продолжении, если ребенок плачет. Нужно считаться с его настроением и реакциями на массаж и ЛФК, не переутомлять. Нагрузку увеличивают постепенно, начинают ЛФК и заканчивают растиранием пальчиков и кистей рук. Полезно вкладывать в ладошку маленькую игрушку с наличием неровной поверхности и отнимать ее. А также: включать тихую и мелодичную музыку, окружать спокойных детей яркими и контрастными цветами, а беспокойных и плаксивых детей – салатными и голубыми тонами штор, игрушек, одежды, постельного белья и др. Посторонних громких шумов и людей в комнате не должно быть.

Детей до года называют грудничками. Именно в этом возрасте происходит становление всех опорно-двигательных функций организма. Врожденные первичные рефлексы угасают, появляются другие, более постоянные и осмысленные. Массаж и гимнастика грудничка, как ничто другое, помогут малышу правильно и вовремя сформироваться. А также улучшить настроение, поддержать контакт с матерью и укрепить здоровье.

Для разных стадий развития и конкретных целей возможны различные варианты гимнастики, в том числе лечебной, их проводит опытный специалист. Но есть упражнения, годные для домашнего проведения и любого возраста.

Динамическая гимнастика для грудничков - комплекс подвижных упражнений с подбрасыванием, раскачиванием, перекручиванием и подвешиванием малютки. Во время занятий, положение тела новорожденного быстро изменяется в пространстве, много упражнений, где грудничок находится вниз головой.

Определенного мнения насчет динамической гимнастики для грудничков не существует. Часть родителей и медиков считают ее полезной для грудного младенца, часть - опасной. Единственное, в чем мнения совпадают - раньше полутора-двух месяцев от роду начинать делать динамическую гимнастику нельзя.

Массаж и гимнастика верхних конечностей грудничка

Перед выполнением упражнения нужно уложить малыша на спину ногами к себе. Здесь поможет хватательный рефлекс, особенно сильно развитый в первые месяцы жизни. Ребенку дают схватить большой палец левой руки и делают прием правой, и наоборот. После выполняют 6-8 массажных поглаживаний в направлении от кисти к подмышке и плечу.

Приподнимание

Положение ребенка – на спине ногами к себе. Снова пригодится хватательный рефлекс. В этот раз грудничку дают схватить оба больших пальца одновременно. Когда он достаточно крепко будет держаться за пальцы, начинают слегка тянуть малыша на себя. При этом его кисти следует придерживать остальными пальцами. Повторяют движения 7-8 раз, в течение 60 секунд.

В раннем возрасте это упражнение поможет укрепить мышцы шеи, так как грудничок в таком положении старается держать головку. В более позднем возрасте, следует поднимать его все выше, вместе с мышцами шеи будут тренироваться плечевой пояс и спина.

Приподнимать ребенка нужно, только если он радуется такому движению. Если же выражение лица стало озабоченным, плаксивым, необходимо приподнимать малыша ниже. Каждое упражнение должно приносить только положительные эмоции.

Массаж и гимнастика нижних конечностей грудничка

Выполняется упражнение все в таком же положении, лежа на спине, ногами к себе. Правую ножку держит правая рука, левую соответственно левая рука. Массажными движениями поглаживают ножки в направлении от ступни к бедру малыша по задней и внешней поверхности ножки, заканчивая в паховой складке. При этом, не задевают колени и область передней поверхности голени. Требуется 6 – 8 повторений. Каждое движение желательно поощрять словами «умничка», «молодец» и любыми другими.

Упражнение на выполнение рефлекса

Грудничка выкладывают на животик, так, чтобы была опора на руки. Ноги в это время должны быть разведены в стороны. Повинуясь врожденному защитному рефлексу, ребенок приподнимает и поворачивает голову. В старшем возрасте малыш уже самостоятельно будет держать в таком положении головку, а еще позже самостоятельно опираться на локти, затем на кисти рук.

Это упражнение можно проводить каждый раз перед кормлением в течение 5 секунд – 20 минут, в зависимости от настроения и развития грудничка. Таким образом, укрепляются мышцы воротниковой зоны.

Массаж спины грудничков

Для выполнения упражнения ребенок укладывается на животик, рука расположены под грудью. Массаж проводят, поглаживая спину грудничка тыльной стороной кисти руки, в направлении от поясницы до шеи и в обратную сторону. Повторяют такое движение 4 – 5 раз.

Малышу младше 2 месяцев массаж делают одной рукой, а другая в это время мягко фиксирует положение тела ребенка. Детям старше 2 месяцев поглаживания проводят обеими руками, так как положение на животе становится более стабильным.

Гимнастика спины

Грудника кладут на бок, мягко фиксируют положение его тела за ноги с помощью одной руки. После двумя любыми пальцами проводят по позвоночнику вдоль от крестца до шеи, затем в обратном направлении. Спина ребенка должна рефлекторно выпрямиться, срабатывает таланов рефлекс кожи спины. Аналогичные движения повторяют на другом боку. Результатом этого приема массажа является развитие и укрепление мышц, участвующих в разгибании позвоночника.

Массаж области живота

Для выполнения массажа живота грудничок выкладывается на спину, ногами к себе или чуть боком.

Сначала 5 – 6 раз поглаживают, немного надавливая на живот, по кругу, по часовой стрелке. Правое подреберье является областью проекции печени, следует избегать массажа этой части живота.

Затем применяют технику массажа встречного типа. Левую руку кладут тыльной стороной на живот ребенка на правый нижний квадрат, а правую руку на верхний левый квадрат. Со слабым нажимом двигают кисти навстречу друг другу. Повторяют 5- 6 раз, не меняя положение рук при начале движения. Таким образом, повторяется перистальтическое движение в кишечнике. Особенно ценно такое упражнение при запорах, вздутиях живота, иногда уменьшает боль, связанную с неправильным пищеварением.

Косые мышцы пресса малыша укрепляют следующей техникой массажа. Движениями, охватывающими живот ребенка, по бокам поглаживают ладонями в направлении от поясницы к области выше пупка. Если сказать проще проводят сзади по косой линии вперед и вверх. Требуется 5 – 6 повторений.

В самом конце повторяют 2 – 3 раза массаж по часовой стрелке.

В некоторых случаях живот мягко массируют отдельно и более продолжительно при коликах, запоре. Нередко это помогает избежать клизмы, слабительных.

Гимнастика для укрепления мышц пресса

Поза грудничка при выполнении упражнения – на спине, ногами к себе. Руки заводят под спину, и поддерживают головку, делают упор ступням ребенка в свой живот. Во время проведения упражнения плавно поднимают руки малыша до почти вертикального положения и так же мягко опускают обратно. Необходимо постоянно следить за наличием опоры и все движения делать очень медленно. Это гимнастическое упражнение поможет грудничку подготовиться к сидению.

Массаж ступней

Согласно акупунктуре именно на ступне расположены точки воздействия на все органы и системы в теле человека. Нежная кожа грудничка делает это воздействие еще эффективнее.

Ребенок лежит на спине, ногами к себе. Невысоко подняв его ножку, ладонью левой руки под голенью мягко фиксируют положение ноги. А другая рука располагается следующим образом: средний и указательный палец находятся на тыльной стороне ступни, а большой расположен на подошве. Сами массажные движения предоставлены большому пальцу. Им рисуют цифру 8 на ступне, поглаживают от основания пальцев к пятке. Повторяют движения 5 -6 раз на каждой ноге. Для еще большего положительного воздействия энергично массируют сами пальчики на ноге ребенка.

Упражнение на рефлексы ступни

Ребенок по-прежнему лежит на спине, ногами к себе. Выполнение упражнения заключается в быстром надавливании на подошву в области пальцев, в результате пальцы грудничка рефлекторно согнутся. После быстро нажимают на внешний край ступни, после чего пальцы рефлекторно разогнуться. Делают 3 – 4 повтора. Эти рефлексы наиболее ярко выражены в первые месяцы жизни, а позже несколько угасают.

Рефлекторное ползание

Грудничок выкладывается на живот в позе лягушки. А именно, ступни соединены, колени согнуты и разведены. Тело ребенка очень хрупкое и несформированное и при выполнении этого упражнения необходимо следить за безопасностью: не травмировать ребенка и обеспечить безопасное пространство для ползания. Пальцы рук заводят под тыльную сторону подошвы, не дотрагиваясь до самой ступни. Затем большими пальцами нужно дотронуться одновременно до обеих подошв. Сработает рефлекс ползания, малыш резко выпрямит ножки и продвинется вперед. Руки при этом должны находиться прямо на поверхности стола, в противном случае ребенок не сможет сдвинуться с места. Рефлекторное движение повторяют 3 – 4 раза.

Массаж области груди

Положение ребенка – на спине. Начинается процесс массажа с поглаживания пальцами одновременно обеих рук. Правая рука движется по часовой стрелке от нижней части грудины через подмышки и возвращение в исходное положение. Левая рука делает все то же самое в зеркальном отображении. Метод массажа – поглаживание, осуществляется по кругу. Затем осторожно следует обхватить грудную клетку и не сильно, но резко и быстро надавить на нее. Такое движение вызывает активацию дыхательного центра. Упражнение повторяют целиком 5 – 6 раз.

Ходьба

Еще одно увлекательное для грудничка упражнение на вызывание рефлекторной ходьбы. При выполнении упражнения ребенок находится практически на руках, держать его нужно осторожно за подмышки. Положение вертикальное, лицом от себя. Ножки должны касаться твердой опоры, легкий наклон вперед активирует рефлекс ходьбы. Дети часто предпочитают это упражнение всем остальным, можно выполнять его отдельно от общей гимнастики. При ходьбе ступня должна полностью опираться на поверхность, но стоять ребенку самому нельзя, если он еще не встает самостоятельно. Грудная клетка не должна быть сдавлена руками взрослого.

Расслабление рук

Комплекс гимнастики подходит к концу и ребенок уже устал. Для расслабления мышц рук нужно осторожно легко их встряхнуть. Берут кисти рук, как при проведении массажа и несильно раздвинув в стороны, несильно встряхивают. Если тонус ребенка все еще высокий, нужно подождать пока грудничок будет готов к такому упражнению. В этом случае можно просто погладить ручки. Полезным в любом возрасте считается массаж пальчиков рук и ладошки.

Раскачивание грудничка в позе эмбриона

Для этого упражнения нужно придать телу ребенка эмбриональное положение. Из положения -лежа на спине, взрослый берет в руку ступни и кисти грудничка. Ступни должны быть соединены, а колени разъединены. Одной рукой продолжают держать конечности, а другой прижимают голову малыша к груди. Получившийся эмбрион раскачивают в различных направлениях. Каждое направление повторяют 2 – 3 раза. Раскачивания помогают развиваться вестибулярному аппарату и нервной системе в правильном направлении. Для достижения большего эффекта упражнение повторяют 3 – 4 раза в день.


Гимнастика на мяче

Для упражнения нужен специальный большой мяч. Грудничка кладут на мяч животом, ноги при этом должны быть, как можно шире раздвинуты. Затем мяч покачивают в различных направлениях. Не стоит сильно раскачивать мяч, ребенок может упасть с него. А для развития вестибулярного аппарата достаточно небольшой амплитуды.

Позже, когда ребенок будет учиться ползать, с помощью мяча можно научить его переносить вес тела на руки. Для этого ребенок лежит животом вниз на мяче, а руками упирается в твердую поверхность. Длительность такого упражнения зависит от самочувствия ребенка.

Гимнастические упражнения с грудничками проводят примерно в течение 15 минут. Но все дети разные, и если ребенок устает раньше окончания комплекса, нет никакой необходимости его мучить и продолжать. Оставшуюся часть комплекса гимнастики можно всегда доделать позже, когда малыш, как следует, отдохнет и наберется сил.

Самое главное сохранить у ребенка положительный настрой во время выполнения всех упражнений. Это только придаст ему еще большее желание заниматься впоследствии. Движения должны быть плавными, неспешными, ласковыми. А отношение взрослого - приветливым и добрым. В таком случае от занятий будет больше пользы.

Видео: Гимнастика для грудничков

Лечебная гимнастика для грудничков

(удалено)

Динамическая гимнастика для грудничков (видео)

Новорожденный ребенок ограничен в движениях из-за особенностей его тела. Не до конца сформировавшийся двигательный аппарат крохи не позволяет ему выполнять те движения, которые, к примеру, доступны малышам годовалого возраста. Чтобы двигательная активность грудничка развивалась и совершенствовалась, полезна лечебная физкультура для грудничков. Подобная гимнастика очень полезна для новорожденных детей, и может выполняться не только в случаях отклонений в развитии или каких-либо врожденных патологий. Физкультура для младенцев так же обязательна, как и уроки физического воспитания в детском саду или школе.

Что дает грудничкам гимнастика?

ЛФК (лечебная физическая культура) может быть применима, даже если грудничок абсолютно здоров. Ведь нет никакой гарантии, что патология не обнаружится немного позже. Поэтому ребенок должен двигаться еще с рождения, конечно, с помощью родителей и ЛФК.

Но каким образом лечебная гимнастика влияет на детский организм?

  1. Во время занятий увеличивается приток крови к мышцам и тканям.
  2. Активизируются обменные процессы.
  3. Улучшается функциональность надпочечников.
  4. Нормализуется общее физическое развитие.
  5. Укрепляется защитная система организма.
  6. Правильно формируется опорно-двигательная и костная система.
  7. Способствует развитию важных рефлексов.
  8. Нормализуется функциональность ЖКТ.
  9. Стимулируется развитие головного мозга и умственное развитие в целом.
  10. Укрепляется нервная система.
  11. Занятия на мяче (фитболе) совершенствует вестибулярный аппарат.
  12. Обеспечивается прочное сцепление мышц, костей.
  13. Способствуют улучшению сна и аппетита.

Поскольку грудничок в периоды бодрствования с радостью играется своими ручками и ножками, лечебный массаж доставит ему еще больше удовольствия. Гимнастика активизирует другие части тела малыша, вследствие чего кроха быстрее научится сидеть, ползать, ходить. Кроме того, регулярные занятия ЛФК – отличная профилактика гипертонуса мышц и нарушений осанки. ЛФК могут назначить при дисплазии тазобедренных суставов, врожденном вывихе бедра, при мышечной кривошее, при ДЦП, плоскостопии и косолапости, сколиозе врожденного типа.

Правила проведения ЛФК

Прежде чем начать делать ребенку лечебную гимнастику, следует ознакомиться с правилами ее проведения.

  1. Лучшее время для начала занятий по ЛФК – месячный возраст. При этом гимнастика должна чередоваться с массажем. С полугодовалого возраста лечебный комплекс занятий начинают делать с ЛФК, а заканчивают массажем, давая ребенку расслабиться и отдохнуть.
  2. Если грудной ребенок чувствует себя плохо, физкультура должна быть отменена. Продолжать делать лечебный массаж можно будет только после того, как малыш полностью поправится.
  3. Грудной ребенок может капризничать во время массажа. В такие моменты его нужно отвлечь игрушкой или успокоить, взяв на руки. Приучать к занятиям лучше постепенно, а нелюбимое упражнение выполняют в самом конце комплекса.
  4. Следите за своими движениями – не переусердствуйте, иначе в следующий раз грудничок откажется от массажа криком и истерикой, помня боль и дискомфорт, который он ощущал в прошлый раз. Запомните: после процедуры на теле малыша не должно оставаться красных пятен, и тем более синяков.
  5. Прежде чем начать делать гимнастику, необходимо проветрить помещение, исключить сквозняки. Оптимальная температура воздуха – 20-22 0 С. Проводят гимнастику спустя 0,5-2 часа после еды и купания.
  6. Стол, где вы будете делать массаж ребенку, должен быть свободным с трех сторон, чтоб была возможность беспрепятственно подойти к малышу.
  7. Важно тщательно вымыть руки перед процедурой, разогреть их, снять все металлические предметы (браслеты, часы, кольца), срезать ногти. На коже рук у взрослого не должно быть ссадин и ран.
  8. Грудничок в возрасте после месяца может быть голеньким во время процедуры, новорожденного младенца оголяют частично – открывают те места на теле, которые массажируют.
  9. Если проводится лечебная физкультура, крохе надевают майку или футболку с коротким рукавом, трусики с подгузником.

Грудной ребенок во время ЛФК должен лежать на ровной поверхности (например, на пеленальном столике). Общее время занятий – 15 минут. Каждое упражнение рекомендуется повторять от трех раз. Все движения следует сопровождать ласковыми словами, улыбкой – гимнастика должна вызывать у ребенка положительные эмоции.

Очень важно правильно выполнять порядок ЛФК: сначала начните комплекс нежными и легкими поглаживающими движениями, не нажимая при этом с усилием на детское тельце. Ручки принято поглаживать от пальчиков к плечам, ножки – от ступней кверху, животик – с боковых частей к пупку. Поглаживания животика нужно делать исключительно по часовой стрелке и вокруг пупка.

Общие упражнения для лечебной гимнастики

Если грудной ребенок готов узнать, что такое лечебная физкультура, начните делать следующие упражнения.

  1. Развиваем правильное дыхание. Уложите кроху на спинку, скрестите его ручки на груди. По очереди поднимайте ручки вверх, слегка удерживайте их в таком положении. Затем поднимите вверх обе ручки, заводят их за голову, после чего опускают вниз, располагая вдоль туловища.
  2. Гимнастика для ножек. Согнуть ножки младенца в коленных и тазобедренных суставах, сомкнуть их, сблизив коленки. Придерживая большим пальцем коленку, остальными обхватить таз грудничка и выполнять повороты таза в стороны. Еще одно упражнение – по очереди сгибать ножки малыша, а затем чередовать их сгибание со сгибанием ручек. Третье упражнение – разводить ножки в тазобедренном суставе. При этом усилия прилагать не нужно – все должно происходить медленно и аккуратно.
  3. Повороты с спины на животик. Чтобы грудничок научился переворачиваться, это упражнение выполнять нужно обязательно. Важно, чтобы рядом был помощник. Грудной малыш должен лежать на спине. Помощник вытягивает его правую ручку вверх и удерживает ее в таком положении, а инструктор в это время фиксирует правое бедро крохи. Затем помощник должен зафиксировать правую ладошку грудничка на столе, расправив ладошку. Инструктор должен переложить левую ножку крохи через правую, помогая ему перевернуться на животик.
  4. Как научить ребенка ползать? Проще выполнять действие вдвоем: один взрослый держит грудничка за ноги, второй за руки. Первый попеременно подтягивает ножки к животику, а второй – по очереди переставляет ручки младенца. Если грудной ребенок еще не держит самостоятельно голову, следует привлечь к упражнению еще одного взрослого.

Через 4 месяца после рождения грудничок начнет делать первые попытки, чтобы сесть. В этот период ему важно подсобить, и поможет в этом лечебная гимнастика.

  1. С положения «лежа на спине» малыша приподнимают за спинку, делая упор на правую ручку, согнутую в локте. Это же повторяют с левой ручкой.
  2. Ребенок лежит на спине, ему в ручки дают палочку толщиной 2-3 см. Придерживая кулачки крохи, поднимают малыша от поверхности стола, заставляя его сесть. Нужно следить, чтобы ножки грудничка оставались ровными.
  3. Палочку укладывают под пеленку, сложенную в несколько раз, ставят ножками на нее ребенка, удерживая под мышками. Расположение ножек – на ширине плеч. Во время приседаний нужно следить, чтобы ножки не смешались.
  4. Наклоны на палочке. Ставят ребенка, как в предыдущем упражнении. Правой рукой удерживают грудничка за живот и грудь, а левой фиксируют коленки. После этого выполняют наклоны.
  5. Стойка на четвереньках. Взрослые приподнимают ребенка за животик, фиксирую ручки на поверхности стола, а ножки сгибают в коленных и тазобедренных суставах. В таком положении ребенок должен находиться порядка 1 минуты.

Когда малыш уж может стоять на четвереньках, его обучают ползанию по аналогии упражнения по ползанию на животе.

Упражнения с мячом (фитболом)

Оказывается, мячом можно не только играть, но и укреплять организм маленького ребенка. Для грудничка полезны такие упражнения на фитболе:

  • покачивания в направлении вперед-назад, влево-вправо, по часовой стрелке, с потряхиваниями. При этом ребенок должен лежать на спине;
  • сгибаем ножки грудничка в коленках к животику, при этом опускаем мячик к себе, разгибаем ножки, опуская мячик от себя;
  • тренируем животик ребенка такими же движениями, как и в первом упражнении, только малыша нужно укладывать не на спинку, а на животик.

Во время упражнений на фитболе его нужно застелить пеленкой, а также следить за тем, чтобы грудной малыш в процессе не ударился головой. Сначала упражнения должны быть простыми и легкими, со временем их можно усложнить.

Комплекс упражнений ЛФК для грудничка

Как правило, лечебную физкультуру детям с патологиями назначает специалист, он же определяет, какие упражнения будут для ребенка наиболее эффективными. Если же у ребенка никаких отклонений в физическом развитии нет, родители могут взять за основу гимнастики следующий комплекс упражнений:

  1. Поглаживание тела, конечностей.
  2. «Махи» ручками в стороны с положения «лежа на спинке».
  3. «Перекрестные махи»: скрестить ручки крохи на груди, развести в стороны, снова скрестить и т.д.
  4. Поочередное сгибание/разгибание ножек в коленке.
  5. Легкое постукивание по грудке малыша (упражнение способствует укреплению грудных мышц).
  6. Поглаживания по спине: проводим указательным и средним пальцами вдоль позвоночника в направлении снизу-вверх, ладошками от позвоночника к ребрам, круговыми движениями от поясницы к голове (выполняем большим пальцем) и по пояснице от позвоночника к ребрам.
  7. Массаж кожи головы пальцами, выполняя легкие круговые движения, или мягкой щеточкой.

Все движения должны быть аккуратными, выполняться без нажима. Комплекс можно дополнять новыми упражнениями по мере взросления ребенка.

Противопоказания к ЛФК

Есть случаи, когда лечебная гимнастика категорически противопоказана для грудничка:

  • инфекционные заболевания, повышенная температура тела;
  • сердечная, легочная недостаточность;
  • кожные болезни: аллергические дерматиты, грибок, инфекционная сыпь, ожоги, травмы и т.д.;
  • расстройства ЖКТ, сопровождающиеся рвотой, болями в животе, поносом, тошнотой;
  • кровотечения и болезни крови;
  • опухоли разной этимологии;
  • изменения в анализе мочи;
  • острые воспалительные и гнойные процессы.

Также не стоит делать ребенку лечебную гимнастику, если он перенес вакцинацию. Возобновить занятия можно спустя 3 дня после получения прививки. Если же самочувствие малыша не улучшилось за это время, гимнастику откладывают минимум на неделю.

После первых занятий грудничок будет засыпать лучше и спать крепче. Это нормальная реакция, когда в привычный режим новорожденного вводят дополнительные физические нагрузки. Но стоит обратить внимание на то, что если кроха станет капризным и будет плохо засыпать, следует уменьшить нагрузку ЛФК и вовсе отказаться от занятий на пару-тройку дней, наблюдая за состоянием ребенка все это время. Если ребенок ослаблен, дайте ему время на отдых – устраивайте занятия через день-два, если же малыш в прекрасном расположении духа – занимайтесь гимнастикой ежедневно.

Необходимость ребенка двигаться способна:

  1. Увеличить кровяной приток к мышцам и тканям;
  2. Подхлестнуть обмен веществ;
  3. Улучшить функционирование коры надпочечников;
  4. Обеспечить более прочную сцепку мышц и костей.

Физические упражнения должны быть такими, чтобы приносили радость и малышу, и маме. Для ребёнка его тело - это предмет игры. Он играет то с руками, то с ногами. Гимнастика должна способствовать тому, чтобы в виде весёлой игры задействовать и активизировать и остальные части тела новорожденного. Во время такой игры малыш хватает себя за разные части тела, тем самым, получая о них информацию. Идеальное время для проведения такой гимнастики - это время при смене подгузников, так как малыш остается голеньким в этот момент и ему ничего не мешает активно двигаться. Делать упражнения правильнее всего на ровной поверхности, например, на пеленальном столике или просто на столе, сделав подложку из нетолстого поролона.

Следует помнить, что любые упражнения для грудничков должны отвечать ряду определенных требований:

  1. Физические упражнения должны ежедневно входить в распорядок дня малыша в течение всего первого года жизни.
  2. Занятия нужно проводить не раньше, чем через час после кормления и не позже, чем за 30 минут до него.
  3. Температура воздуха в комнате, где будет проходить гимнастика, не должна превышать 21°С. Сама комната должна быть хорошо проветренной.
  4. Делать упражнения нужно не менее трех раз.
  5. Длительность гимнастического комплекса должна быть не менее 15 минут.
  6. Каждое из упражнений нужно сопровождать улыбкой и ласковыми словами. Это поможет выработать у малыша положительную реакцию на эти процедуры.
  7. Не нужно заставлять ребёнка выполнять упражнения, до которых он просто физически ещё не дорос: сидеть, стоять, переворачиваться со спины на живот или ползать. Всему своё время!
  8. Все процедуры начинайте и заканчивайте нежными поглаживаниями ладонями и пальцами, без нажима, чтобы кожа малыша не собиралась при этом в складочки.
  9. Руки малыша нужно поглаживать по направлению от кисти к плечу, ноги - от стоп к паховой области, животик - от боков к пупку, а затем по часовой стрелке вокруг пупка.
  10. Не принуждайте ребёнка к занятиям гимнастикой, если он приболел или просто устал.

Все физические упражнения, которые родители будут выполнять со своими детьми, направлены не только на закрепление и совершенствование навыков. Они, прежде всего, провоцируют возникновение этих навыков, чем способствуют быстрому развитию малыша.

Гимнастика для детей видео:

Упражнения, которые можно выполнять на первом месяце жизни малыша.

  1. Исходное положение (далее и.п.) - малыш лежит сначала на спинке, а затем на животике. Родители нежно поглаживают ребёнка по груди, животику, спинке, ягодичкам и конечностям.
  2. И.П. - младенец находится на спине. Нужно немного надавить большим пальцем посередине ладошки ребёнка. Малыш при этом может открывать рот, несколько вытягивать губки вперёд, приподнимать головку и напрягать мышцы плечей и рук.
  3. И.П. - то же. Нужно вложить свои указательные пальцы ребёнку в ладошки. Он при этом должен хорошо ухватиться за них, прочно их удерживать, а затем совершить попытку приподнять голову и плечи.
  4. И.П. - положите малыша на животик. К стопам крохи подставьте свою ладонь, создавая, как - бы, препятствие, от которого он будет отталкиваться, пытаясь ползти, активно помогая себе руками.
  5. И.П. - на спине. Нужно сгибать и разгибать конечности малыша сначала поочередно, а затем вместе.


  1. И.П. - малыш на спинке. Нужно развести его ручки в стороны с последующим скрещением их в районе груди, якобы обхватывая его туловище.
  2. И.П. - то же. Совершайте боксирующие движения ручками малыша, обхватывая их в области предплечий, ближе к кистям. Не делайте только резких рывков. Всё должно быть плавно.
  3. И.П. - переверните малыша на живот. Придерживайте одной рукой малыша под грудью, вторую положите вплотную к полусогнутым ножкам, чтобы он мог опереться на неё. Вперёд положите яркую игрушку. Малыш рефлекторно будет пытаться дотянуться до предмета, тем самым, пробуя ползти.
  4. И.П. - ребёнок на спине. Мама должна левой рукой обхватить голени малыша, а правой держать левое предплечье. Таким образом, Вы как бы помогаете слегка крохе повернуться на бок. На ту сторону, куда будет разворот, поместите яркий предмет, чтобы привлечь внимание малыша. Делайте повороты попеременно направо и налево.
  5. И.П. - то же. Указательные пальцы вложите малышу в ладошки. После его захвата, слегка подтяните его к себе, если чувствуете, что ребёнок и сам пытается подтянуться. После - верните его в исходное положение.
  6. И.П. - может выполняться и на спине, и на животе. Нужно разместить перед малышом яркую игрушку, таким образом, чтобы он сосредоточил на ней своё внимание. Далее переместите игрушку неспешно в стороны и вверх-вниз, позволяя ребёнку следить за объектом. Упражнение выполняйте на спине и на животе.
  7. Нежно потягивайте пальчики, как бы пытаясь их вытянуть. Без рывков!
  8. Выполняйте каждым пальчиком круговые движения в обе стороны.

Дополнительные упражнения, которые можно выполнять с четырех - шести месяцев:

  1. И.П. - ребёнок находится в положении лежа на спине. Нужно захватить обе голени малыша с помощью одной руки, далее выпрямить его ножки и бережно попытаться повернуть его сначала на бок, затем на животик, а после снова вернуть на спинку. Такие повороты со спины на живот и обратно нужно выполнять поочередно в обе стороны. Поможет увеличить интерес ребёнка к таким действиям какая-либо яркая игрушка, находящаяся на той стороне, куда нужно совершить поворот.
  2. И.П. - то же. Нужно выполнять ногами малыша круговые движения в области тазобедренных суставов. Для этого возьмите в руки голени ребёнка, согните их в коленках, затем подведите бёдра к животику и разведите согнутые ноги в разные стороны. В конце нужно выпрямить ножки и соединить их вместе.
  3. И.П. - поверните малыша на животик. Перед крохой нужно поставить какой-то яркий предмет, привлекающий внимание, например, музыкальную игрушку. Пусть ребёнок попытается подползти к ней. Отодвигайте потихоньку игрушку дальше, чтобы малыш активно к ней тянулся. Но дайте ему после возможность достичь цели, подержать свой трофей в руках, рассмотреть его поближе. Не забудьте похвалить ребёнка.

Упражнения, которыми можно дополнить гимнастику на 6 - 8 месяце.

  1. Помогите малышу встать на четвереньки. Позже он начнет делать это самостоятельно.
  2. И.П. - ребёнок лежит на спинке. Свой указательный палец вложите малышу в правую ладонь, вторую руку положите на бедре или на голени. Далее нужно подтягивать правую ручку к левой ноге, как бы усаживать кроху.
  3. Когда он будет приподниматься, он должен будет сначала опереться на локоток, а затем на ладошку. 3. И.П. - малыш стоит на столе, взрослый человек поддерживает его под подмышки. Имитируйте поступательные движения, держа ребёнка сначала под ручками, затем за кисти обеих рук, а позже - за одну ручку. Делать эти упражнения нужно только в том случае, если ребёнок уже умеет самостоятельно стоять, держась за опору. Такие действия готовят малыша к ходьбе.
  4. И.П. - ребёнок стоит на четвереньках, упирается на ручки. Придерживайте бёдра малыша и помогайте ему устоять на раскрытых ладошках, слегка приподнимая его над опорой.


Комплекс упражнений для малыша 9 - 12 месяцев.

  1. По просьбе взрослого, ребёнок должен подниматься на ножки из любого положения. Вы можете лишь слегка поддерживать его, корректируя движения.
  2. Малыш может доставать до яркого предмета из положения стоя, выполняя наклоны и затем выпрямляясь.
  3. И.П. - ребёнок в положении стоя. Малыш приседает на корточки. Можно помогать ему личным примером, как бы играя в «стань маленьким».
  4. И.П. - то же. Кроха становиться на носочки, играя в «стань большим».
  5. Малыш, по просьбе взрослых, выполняет ряд движений: ходит, приседает, приносит игрушку, мячик. Также он может бросать предмет, разбирать пирамидку и играть с большими кубиками.
  6. Ребёнок может с помощью взрослого встать не невысокую поверхность (коробку, например) и сойти с неё.
  7. Упражнение такое же, но усложненное большей высотой, меньшей поддержкой.
  8. Активная гимнастика.

Выполняется с помощью взрослого. Он может взять малыша или за обе ручки, или за обе ножки, либо за одну ручку и оду ножку одновременно, или за одну какую-то конечность и далее выполнять ряд упражнений:

  1. простой вис;
  2. покачивание ребёнка взад - вперед;
  3. покачивание малыша влево - вправо;
  4. подъем пружинистыми движениями малыша вверх и опускание вниз, имитация прыжков;
  5. вращение крохи.

Главное, что нужно при этом помнить, - малыш должен получать от таких действий удовольствие . Не делайте резких рывков, ведь это может привести к травматизму ребёнка!