Михаил башкиров драматург. «Красное колесо» в Новом Пространстве Театра Наций

В «Балтийском доме» состоялась премьера спектакля «Тарас». Хочется по привычке добавить «Бульба» и «по повести Гоголя», но театр не дает нам такой возможности. На сцене совершенно самостоятельное произведение.

Авторы вдохновлены не столько литературным первоисточником, сколько его мотивами, актуальными как для средневековой Европы, так и для современного мира. Позволю себе цитату из Гоголя: «Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли только возникнуть в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена до тла неукротимыми набегами монгольских хищников... когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество — широкая, разгульная замашка русской природы... Это было... необыкновенное явление русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед».

Прошу прощения за столь пространный «ликбез», но иначе трудно объяснить, что же за магнит таит в себе эта повесть, которую со школьной скамьи все помнят главным образом по нескольким расхожим цитатам и истории про то, как козаки воевали с поляками, Андрий влюбился в панночку, а отец его убил со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Дело, конечно, в другом. Характеры и страсти, кипящие в «Тарасе Бульбе», поражают библейской мощью и мифологичностью. Эта история вечная.

Так ее почувствовали и авторы спектакля — драматург Михаил Башкиров, режиссер Сергей Потапов и сценограф Михаил Егоров. То, что они родом из Якутии, не просто насытило действие таинственным духом шаманских обрядов, атмосферой язычества. Их «Тарас» — это взгляд со стороны, непредвзятое суждение о людях и судьбах. Так театр из Саха вглядывался в «Короля Лира», так японское кино видело «Макбета», так Някрошюс познавал Чехова... Музыка Фаустаса Латенаса тоже отрывает историю от этнических корней, помещая в более широкий контекст, примиряя Восток и Запад. Только раз звучит в спектакле песня донских козаков: «Не для меня придет весна и сердце девичье забьется...», но и в ней мы не услышим национальных мотивов — одна тоска по недоступному счастью мирной жизни.

О мире трудно мечтать в условиях тотальной вражды и подозрительности. «Смерть врагам!» — этот призыв у героев в крови. Даже если кровь сильно разбавлена горилкой. Даже если на Сечи врага днем с огнем не сыскать. Мирная жизнь козакам в тягость. Они начинают бодаться друг с другом — кто в шутку, кто всерьез. Или специально выискивают врагов. Даже баб назначают врагами, предостерегая молодежь: «От баб все зло! Сторонитесь их, сынки!».

Андрей (Олег Коробкин) и Остап (Егор Лесников), может, и рады бы окунуться в суровую мужскую жизнь, но молодая кровь играет. И женское племя пока ни в чем не провинилось перед ними. К матери как к олицетворению нежности, любви и красоты тянутся не меньше, чем к отцу. Жена Тараса (Мария Шульга) через весь спектакль проходит легкой тенью — вечная женственность, сострадание и покорность. Муж почитает ее старухой и лишь в предсмертный час вспомнит свою первую ночь любви, да и то для того, чтобы повиниться перед уточкой, бившейся в сетях: хотел спасти, но позабыл... А сколько таких «уточек» было в его жизни?! (И не была ли та уточка гоголем — птичкой, столь близкой Николаю Васильевичу?) Птичек, к слову, в спектакле видимо-невидимо, они населяют пустое пространство огромной сцены, напоминая о мире и гармонии.

Любовь, отодвинутая козаками на обочину жизни, о себе все же напоминает. Присутствуя, правда, об руку со смертью. Выясняется, что любить-то герои разучились. И детей, и друзей, и женщин. В трагикомической сцене соблазнения Панночкой Тарас предстает несчастным стариком, от которого ждут чистой любви, а он может только растерянно спустить свои широченные штаны... И стать посмешищем для юной красавицы.

Леонид Алимов как нельзя лучше подходит для роли знаменитого козака. Трагизма в его герое не меньше, чем в Макбете, сыгранном им несколькими годами ранее. Его Тарас и упрям, и мудр, и слаб, и могуч, и справедлив, и хитер... А как напряженно, негромко, скрывая страдания и душевную муку, проводит он сцену с Андреем, убить которого — все равно что себя погубить и весь свой род уничтожить. Он и убивает — не разжимая объятий.

Родство с Гоголем в спектакле не педалируется, но присутствует. Панночка (Елена Карпова) и ее служанка-татарка (Анна Щетинина) явно залетели сюда из «Вия». Да и атмосфера действия пронизана фантастическим реализмом — эстетикой, которой Николай Васильевич заразил всю европейскую культуру XX века. В какой-то момент и тень Пушкина пролетает над происходящим: шляхтич Мякиш (Юрий Елагин), устало сетуя на народ, который «всегда к смятенью тайно склонен», говорит чуть ли не словами Бориса Годунова...

«Тарас» многослоен, сложен по театральному языку, при всей своей актуальности лишен категоричности — разве что твердо противопоставляет девизу «Смерть врагам!» заповедь «Не убий!».

Спектакль не похож на другие постановки «Балтийского дома». Однако родиться он мог только здесь, на сцене театра-фестиваля, где постоянно встречаются, сталкиваются, обмениваются идеями художники разных стран, разных эстетик и мироощущений... Зрителю будет нелегко расшифровать все послания постановщика, кого-то обилие метафор испугает. И все же надо признать, что Гоголю на сей раз повезло: спор о том, какой из славянских культур он принадлежит, решается положительно. Мастера из Якутии поставили его в ряд гениев мировой культуры.

В Театре Наций показывают первый театральный сериал, который состоит из 5 спектаклей-эскизов по мотивам романа-эпопеи А.И. Солженицына «Красное колесо», над которым он работал практически всю жизнь. Это произведение о России 1914-1917 годов, о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьск ой революциях 1917 года.

Идея создания целой серии спектаклей по произведению Александра Солженицына принадлежит художественному руководителю Театра Наций, народному артисту России Евгению Миронову. Также этот экспериментальный театральный проект был поддержан супругой писателя Наталией Солженицыной. Куратор проекта – режиссер Талгат Баталов. Постановка спектаклей по «Красному колесу» посвящена 100-летию Великой Октябрьской Революции, а также приурочена юбилею А.И. Солженицына, которому в следующем 2018 году исполнилось бы 100 лет. Показ спектаклей начался 11 декабря и закончится 24 декабря. Над созданием этого театрального сериала работали творческие команды, состоящие из драматургов и режиссеров из разных городов России, в том числе из Якутска.

23 декабря будет показана пьеса «Ячейка» драматурга Михаила Башкирова, который представляет в этом интересном проекте Якутию. Поставил спектакль молодой режиссер, автор проектов в Gogol School, Центре им. Вс. Мейерхольда, Егор Матвеев. Пьеса состоит из нескольких эпизодов или скетчей – это «сериал внутри сериала». Он посвящен большевикам – вернее, одной их «ячеек», разбросанных по пылающему революционным огнем Петербургу. Зритель, будто в калейдоскопе, видит представителей разных слоёв населения, которых в одном месте могла собрать лишь национальная катастрофа… На сцене появляются рабочий Гвоздев, теоретик переворота Розенбом, колдунья Аграфена, эвен Холчохо, великий князь Михаил и другие персонажи. Это разрозненный, растерянный народ, который творил собственную историю, при этом едва ли понимая суть революционных процессов…

Стоит отметить, что Михаил Башкиров сам родом из Москвы, но с 2016 года проживает в Якутске и работает доцентом на кафедре международных исследований ИЗФиР СВФУ. Является специалистом по Канаде, кандидат исторических наук. Но одновременно с научной в последние годы лет занимается творческой деятельностью. За эти годы было поставлено несколько его пьес, дважды был участникоммосковск ого фестиваля молодой драматургии «Любимовка».

За время его жизни уже в Якутске вышло несколько произведений, которые были написаны им здесь. Сложился замечательный тандем с режиссером Саха Театра Сергеем Потаповым, с которым у них состоялись театральные премьеры в течение этих двух лет. Перу М. Башкирова принадлежат пьеса «Ванапаган», поставленная в эстонском театре «R .A .A .A .M » в Таллине в 2016 г., и пьеса «Тарас», поставленная в Санкт-Петербурге в театре «Балтийский дом» в 2017 г. Также М. Башкиров выступил в качестве сценариста в фильме «Уол о5ото», который вышел в прокат якутских кинотеатров этой осенью. Также режиссером В. Мункуевым был снят короткометражный фильм «Дьол» по рассказу «Ануфриев», написанному М. Башкировым в соавторстве с Д. Камозиным еще в 2011 году.

Государственный театр наций

Новое Пространство Театра Наций

представляют

Театральный сериал по роману Александра Солженицына

Куратор проекта - Талгат Баталов

Художник проекта - Ольга Никитина

18+

С 11 по 24 декабря 2017 года в Новом Пространстве Театра Наций пройдут показы Лаборатории «Красное колесо». Группа режиссеров и драматургов подготовили пять спектаклей-эскизов на основе романа-эпопеи Александра Солженицына. «Красное колесо» ‑ часть большого проекта Театра Наций «Утопии и трагедии», в котором художники размышляют на тему 100-летия Российской революции.

Неслучайно стартует 11 декабря в 99-й день рождения Александра Солженицына, являясь и посвящением грядущему столетнему юбилею Нобелевского лауреата.

«Идея этой лаборатории принадлежит Евгению Миронову и Роману Должанскому - как часть творческой программы Театра Наций, посвященной 100-летию Русской революции 1917 года. Появление в такой программе имени Александра Солженицына объяснять не нужно - тем более, что в будущем году исполняется 100 лет со дня рождения великого русского писателя. Мне предложили взяться за проведение лаборатории и подумать над возможным материалом. Погрузившись в творческое наследие писателя, я довольно быстро нашел ответ, который многих удивил - это должно быть «Красное колесо»! Роман-эпопея, над которым Солженицын работал всю жизнь и который охватывает важнейшие события как предшествующих революции лет, так и собственно революционные события 1917 года.

Это великий роман, о существовании которого все знают, но который, чего греха таить, мало кто читал от начала до конца. Поэтому нам всем кажется очень важным не просто придумать интересный театральный проект, но и вновь привлечь интерес публики как к этому сложному, объемному, но невероятно увлекательному произведению, так и ко всему творчеству Александра Исаевича. Мы бесконечно благодарны Наталии Дмитриевне Солженицыной, которая не просто разрешила нам поработать над «Красным колесом», но и дала важные советы, и благословила не заниматься «литературным театром», а фантазировать, работать «по мотивам», искать новые способы театральной выразительности, экспериментировать с современными жанрами…

Поэтому мы решили сделать «театральный сериал» - сама структура романа подсказала такую идею. И каждую «серию» отдали разным творческим парам, составившимся из режиссера и драматурга. Важно было и то, что режиссеры и драматурги - из разных городов, и не только российских. Так что в итоге зритель увидит пять совершенно разных взглядов на роман Солженицына.

Не менее важно напомнить зрителям, что формат театральной лаборатории не предполагает создание законченного спектакля. Но предполагает неожиданные решения - которые не всегда возможно реализовать при создании полноценного театрального продукта. Скорость, бессонные ночи, внезапные озарения - вот что такое театральная лаборатория. В общем, читайте великие книги и ходите в живой, современный театр!»

Талгат Баталов , режиссер, куратор лаборатории «Колесо»

«Столыпин | Богров»

Драматург - Гульнара Гарипова

Режиссёр - Степан Пектеев

Участвуют: Екатерина Романова, Ольга Белинская

Хор: Даниил Дробиков, Василий Неверов, Алексей Князев, Сергей Фишер, Александр Галочкин, Егор Ковалев, Максим Мишарин

Первая серия посвящена одному из самых драматических эпизодов не только романа-эпопеи «Красное колесо», но и всей русской истории начала ХХ века - убийству премьер-министра П.А.Столыпина. Документальное повествование позволяет пристально вглядеться в подробности этой трагедии, в лица убийцы и жертвы, в мотивы этого рокового для судьбы государства преступления.

«Вагон системы Полонсо»

Фарс в одном действии

Драматург - Дмитрий Богославский

Режиссёр - Талгат Баталов

Участвуют: Евгений Миронов, Евгения Дмитриева,

Людмила Трошина, Владимир Калисанов

В конце XIX века появился новый тип вагона — вагоны «Полонсо». Его заказала Владикавказская железная дорога, отличавшаяся наиболее «продвинутой» техникой, которая и дала вагону свое имя. Потом такие вагоны выпускались также для Китайско-Восточной и Варшаво-Венской дорог. Также была выпущена ограниченная партия вагонов для членов Императорской семьи… Действие пьесы происходит в вагоне поезда, в котором Владимир Ульянов-Ленин сопровождении Надежды Крупской и тещи Елизаветы Васильевны едет из Галиции в Цюрих. Но выйти из вагона ему так и не удастся ‑ три года скитаний, размышлений и споров показаны в едином, бесконечном движении поезда по Европе…

«Мертвые»

Жанр - экраны, документы, отступления, песни

Драматург - Константин Стешик

Режиссёр - Сергей Чехов

Участвуют: Татьяна Владимирова, Максим Стоянов

Константин Стешик: «Для меня важной стала попытка передать ощущение вязкости смерти, которая как нефтяное болото пожирает людей и животных. Она движется по кругу, заставляя мир существовать в её древнем, шаманическом ритме. В «интервале» между жизнью и окончательным исчезновением из неё у мертвеца нет ничего, кроме попыток вырваться из витков бесконечной спирали умирания - пока он увязает всё глубже и глубже в состояние растерзанности. Ни у человека, ни у лошади нет иного выхода, кроме как в ужасе созерцать тягучий праздник смерти, которая внезапно оказалась сконцентрирована в одном конкретном месте и, может быть, именно она вращает лопасти горящей мельницы, не используя ветер».

"Ячейка"

Скетч-шоу

Драматург - Михаил Башкиров

Режиссёр - Егор Матвеев

Участвуют: Василий Молодцов, Роман Евдокимов, Егор Матвеев, Лилия Гайсина,

Джан Бадмаев, Олег Блинов

Пьеса состоит из нескольких эпизодов или скетчей - это «сериал внутри сериала». Он посвящен большевикам - вернее, одной их «ячеек», разбросанных по пылающему революционным огнем Петербургу. Зритель, будто в калейдоскопе, видит представителей разных слоёв населения, которых в одном месте могла собрать лишь национальная катастрофа… На сцене появляются рабочий Гвоздев, теоретик переворота Розенбом, колдунья Аграфена, эвен Холчохо, великий князь Михаил и другие персонажи. Это разрозненный, растерянный народ, который творил собственную историю, при этом едва ли понимая суть революционных процессов…

«На "Дне"»

Драматург - Полина Бородина

Режиссёр - Артем Терёхин

Участвуют: Елена Нестерова, Кристина Исайкина, Алексей Калинин

Эта серия посвящена отречению от престола императора Николая Второго - как известно, это ключевое для истории страны событие произошло в вагоне царского поезда на станции Дно недалеко от Пскова. Но как мы теперь знаем, до подлинного «дна» империи в этот день еще было очень далеко… (вторые кавычки в названии «На "Дне"» важны - все происходит на станции Дно)

© Государственный Театр Наций

В сезоне 2017/2018 в Театре наций состоятся шесть премьер и начнется работа над двумя новыми постановками, среди которых спектакль Кирилла Серебренникова.

Об этом было объявлено 16 сентября на пресс-конференции в Новом пространстве Театра наций, в которой приняло участие руководство театра во главе с его художественным руководителем Евгением Мироновым.

Две премьеры будут представлены до конца 2017 года: мюзикл для семейного просмотра «Синяя синяя птица» в постановке режиссера и хореографа Олега Глушкова и спектакль Дмитрия Волкострелова «Пушечное мясо» по пьесе Павла Пряжко.

На 10-11 апреля 2018 года запланирована премьера спектакля Дмитрия Крымова «Му-му» по мотивам произведений Тургенева «Записки охотника» и «Муму». Также в планах театра премьеры спектакля по мотивам пьесы Гоголя «Игроки» в постановке Андрея Могучего и спектакля «Игра» по пьесе Энтони Шеффера в постановке Явора Гырдева (Болгария).

В конце сезона Театр наций приступит к двум новым постановкам: на Основной сцене Кирилл Серебренников начнет репетировать спектакль «Чайковский» по собственной сценической композиции, а на Малой сцене неоднократный лауреат Фестиваля театров малых городов Денис Бокурадзе приступит к работе над спектаклем по произведениям Сервантеса . Премьеры этих спектаклей состоятся уже в начале сезона 2018/2019.

К столетию революции 1917 года Театр наций продолжит проект «Утопии и трагедии» , начатый в конце прошлого сезона спектаклем «Цирк» Максима Диденко.

12 октября состоится премьера художественного фильма Александра Шеина «ВМаяковский» с Юрием Колокольниковым, Чулпан Хаматовой, Евгением Мироновым, Михаилом Ефремовым и Людмилой Максаковой.

В конце октября в Новом пространстве Театра наций пройдет программа лекций и видеопоказов «Любимов 100» , посвященная юбилею великого режиссера. Куратор программы - театральный критик Алла Шендерова.

В декабре в Новом пространстве состоится премьера экспериментального театрального проекта по «Красному колесу» Солженицына - пять спектаклей-эскизов, подготовленных молодыми режиссерами в сотрудничестве с молодыми драматургами. Куратор проекта - режиссер Талгат Баталов, участники - Степан Пектеев, Артем Терехин, Егор Матвеев, Сергей Чехов, художник Ольга Никитина, драматурги Полина Бородина, Дмитрий Богославский, Константин Стешик, Михаил Башкиров.

Темы второго сезона Нового пространства Театра наций - «Утопии. XXI век» . В программу войдут десять крупных проектов современных российских и зарубежных междисциплинарных художников, среди которых будут оригинальные продукции Нового пространства и приглашенных участников.

Завершится сезон на Малой сцене Театра наций спектаклем режиссера Марата Гацалова по новой пьесе драматурга Михаила Дурненкова «Утопия» , в которой тема власти прошлого над нашим сознанием и попыток человека смириться с ходом времени раскрывается в частной истории наших современников.

В гастрольных планах Театра наций на сезон 2017/2018 выступления в Ярославле, Минске, Риге, Дзержинске, Бухаресте, Воронеже, Норильске, Тюмени, Нижневартовске, Гонконге и Нью-Йорке.

XVI Фестиваль театров малых городов России пройдет весной 2018 года в городе Новороссийске Краснодарского края.

Интервью с драматургом Михаилом Башкировым

На обсуждении пьесы «Новый Свет» драматург из Москвы Михаил Башкиров сказал: «Я хотел написать о чуде». Зрители же единодушно отметили главное: несмотря на опасность, связанную с выбором темы - в основе конфликта здесь столкновение двух религиозных верований - в пьесе нет поучительной интонации.

Как ты начал писать пьесы?

Я всегда интересовался художественной литературой, и в какой-то момент захотелось писать самому. Я пытался писать рассказы, рассылал их по толстым журналом, но никто мне не отвечал. Лишь однажды напечатали один мой рассказ. И я был как-то, не знаю… и доволен, и не доволен одновременно. В какой-то момент я вдруг понял, что лучше всего получаются диалоги. И стал думать о том, чтобы написать пьесу, но я об этом вообще ничего не знал.

То есть ты не учился по специальности?

Нет. Когда-то давно я читал голливудский учебник по сценарному искусству, из которого узнал, что такое завязка, конфликт и так далее. Время спустя это знание пригодилось. У нас с моим товарищем был рассказ, и мы решили переделать его в пьесу. Это было в 2013 году, я отправил эту пьесу на Любимовку, она попала в отмеченные, и это как-то польстило с одной стороны, а с другой – захотелось попасть в шорт-лист. Я стал много об этом думать и все мышление переориентировалось под пьесы, на литературу я забил. Год назад получилось с «Полями ярости», теперь - «Новый свет».

Можешь рассказать о выборе темы. Почему религия? Ты верующий человек?

У меня сложное отношение со всем этим. На самом деле, случайно вышло. Моя первая пьеса была «как бы о религии», то есть в подтексте, хотя там этого вообще нет. А потом, со второй так получилось… мы ее долго обсуждали с режиссером Володей Баграмовым, мы долго что-то придумывали на трех персонажей. Этот мир, хотя он это отрицает, мы придумали вместе. Стояла чисто механическая задача: на этот каркас, на трех женских персонажей, нанизать какую-то историю. А потом я стал думать, что мне вообще интересно? В какую сторону я хочу пойти. Я отбрасывал один сюжет, другой и понял, что ситуация, когда к людям приходит проповедница, мне интересна. И я стал думать-думать-думать, и постепенно стало понятно, что действие нужно переносить в постапокалипсис.

Какой отклик ты бы хотел вызвать у зрителя? Была же авторская цель, сверхзадача?

Для меня это текст о чуде. О его природе. Мне трудно сформулировать какую-то цель или задачу, но мне хотелось бы, в идеале, чтобы зритель попытался для себя все эти вопросы еще раз задать и лишний раз это отрефлексировать, потому что у меня никаких ответов нет. Еще я пытался для себя осмыслить, что такое – другой. Где начинается граница, как ее перейти, как другой начинает воздействовать на тебя и так далее. Для меня это прежде всего история взаимодействия.

Уже придумал новый сюжет, буду пытаться… главное сюжет есть. Мелодрама. (Улыбается)

Ты читаешь современную драматургию? Есть любимые авторы?