Возникновение средневековых городов европы.

6 527

Константинополь

Среди множества городов средневековой Европы столица Византийской империи занимала особое место. Даже в пору относительного упадка, в начале VII века, население Константинополя насчитывало 375 тысяч - намного больше, чем в любом другом городе христианского мира.

Позднее это число только увеличивалось. Рос и сам Константинополь. Даже спустя века города латинского Запада по сравнению с византийской столицей казались жалкими деревушками. Крестоносцы-латиняне поражались ее красотой и размерами, а также богатством. На Руси Константинополь звали «Царьградом», что можно толковать и как «Царский город», и как «Царь-город».

Константин Великий приносит город в дар Богородице. Мозаика

В 330 году римский император Константин I перенес столицу в город Византии и дал ему свое имя. Всего за несколько десятилетий Константинополь из заурядного провинциального центра превратился в крупнейший город империи. Опередил он и все города Запада, включая Рим и столицы Ближнего Востока - Антиохию и Александрию. В Константинополь стекались люди со всего римского мира, привлекаемые его невиданным богатством и славой. В этом городе, стоявшем на мысе между Мраморным и Черным морями, на самой границе Европы и Азии, пересекались торговые пути, шедшие с разных концов света. Почти все Средневековье Константинополь оставался важнейшим центром мировой торговли. Здесь встречались товары и люди из Западной Европы и цивилизации древнего Китая, Индии и Руси, арабских стран и Скандинавии. Уже в XI веке чужеземцы - купцы, наемники - заселяли целые городские кварталы.

Почти все Средневековье Константинополь оставался важнейшим центром мировой торговли

Для благоустройства столицы немало сделал император Юстиниан I. При этом правителе Восточная империя значительно расширилась. Созданные тогда величайшие творения византийской архитектуры поновлялись потом веками. Зодчие Юстиниана воздвигли возвышающийся над морем Большой императорский дворец, служивший многим поколениям императоров. Грандиозным памятником союза между империей и церковью поднялся над городом купол Святой Софии, прекрасного храма православного мира. Именно богослужение в Софии, по преданию, потрясло в X веке русских послов, отправленных князем Владимиром «испытать» ромейскую веру. «И не могли мы понять, - рассказывали они князю, - на небе мы или на земле…»

Строительство Святой Софии. Миниатюра из хроники Константина Манассии

Богатство и роскошь столицы империи всегда привлекали завоевателей. В 626 году город пытались взять объединенные силы авар и персов, в 717 году - арабы, в 860 году - русы. Но долгие века Второй Рим не видел врага в своих стенах. Несколько поясов укреплений надежно защищали его. Даже во время многочисленных гражданских войн, потрясавших империю, город только сам отворял ворота победителям. Лишь в 1204 году крестоносцам удалось захватить столицу. С этого момента начался закат Константинополя, завершившийся падением города в 1453 году, уже под натиском турок. По иронии судеб, последний император носил то же имя, что и основатель столицы, - Константин.

Под названием Стамбул город стал столицей мусульманской Османской империи. Он оставался ею до падения власти султанов в 1924 году. Османы решили не разрушать город. Они вселились в императорские дворцы, а собор Святой Софии перестроили в величайшую мечеть державы, сохранив прежнее имя - Айя-София, что и значит «святая».

Орлеан

Город в излучине Луары на перекрестке важнейших торговых путей возник во времена Римской империи как главный «пункт» кельтского племени карнутов и назывался тогда Ценабум. Разрушенный Цезарем в 52 году до нашей эры, он был восстановлен в 275 году императором Аврелианом, от имени которого и произошло современное название Орлеана.

В 451 году город осадили племена гуннов под предводительством Атиллы, и лишь при помощи войск короля вестготов Теодориха I и римского полководца Флавия Аэция осада была снята. Гунны отступили к Труа, где произошла жесточайшая «битва народов». Галлия оказалась на время спасенной, чтобы вскоре быть завоеванной приморскими франками короля Хлодвига, походы которого Григорий Турский, епископ города, автор истории франков, представлял как священные в борьбе с готами-арианами, еретиками.

Орлеан, 1428 год

В 511, 532, 541, 549 годах в Орлеане проводились церковные соборы. Некоторое время город был столицей Орлеанского королевства, которое образовалось после разделения Франкского королевства, в котором правил Хлодомир. Во время правления Карла Великого город стал ученым центром Франкского государства.

В 996 году в кафедральном соборе Орлеана состоялась коронация Роберта II, сына короля Гуго Капета, и какое-то время город был столицей Франции.

Географическое положение способствовало активизации экономической жизни, в первую очередь благодаря транзитной торговле. Плодородная почва, развитие виноделия и предприимчивость населения сделали Орлеан одним из самых крупных и богатых средневековых городов. Сравнительно недалеко протекала Сена, что позволяло поддерживать торговую связь с Парижем и севером страны. Виноделие, а в последующие века и развитие мануфактур укрепляли мощь города, достигшего наивысшего своего подъема к эпохе Ренессанса.

В раннем Средневековье образование в Орлеане считалось престижным

Еще в раннем Средневековье образование в Орлеане считалось престижным. В VI веке здесь обучался сын короля Бургундии Гунтрамна Гундобад. Карл Великий, а затем Гуго Капет отправляли в Орлеан учиться своих старших сыновей. В XI - середине XIII веков учебные заведения города были широко известны и за пределами Франции.

В 1230 году, когда временно были распущены преподаватели парижской Сорбонны, часть из них нашла пристанище в Орлеане. Когда в 1298 году римский папа Бонифаций VIII опубликовал шестой сборник декреталий, он поручил докторам Болоньи и Орлеана сопроводить их комментариями. Святой Иво Кермартенский, которого считают покровителем юристов, нотариусов, адвокатов и судей, изучал в Орлеане гражданское право.

Папа римский Клемент V изучал здесь право и литературу. Булла, изданная им 27 января 1306 года в Лионе, объявляла о создании в Орлеане университета - одного из старейших во Франции и Европе. Следующие 12 понтификов предоставляли университету все новые привилегии. В XIV веке в нем обучалось около 5 тысяч студентов из Франции, Германии, Лотарингии, Бургундии, Шампани, Пикардии, Нормандии, Турени, Гиени, Шотландии.

Жанна д’Арк при осаде Орлеана. Эжен Ленепве, 1886 - 1890 годы

Осада Орлеана в 1428 - 1429 годах - одно из важнейших событий Столетней войны. После семимесячной осады город был освобожден 8 мая войсками под предводительством Жанны д’Арк, после чего ее стали называть «Орлеанской девой».

Во время Религиозных войн XVI века Орлеан был одним из центров распространения кальвинизма, но после событий, последовавших за Варфоломеевской ночью в 1572 году, когда в городе было убиты около тысячи гугенотов, усилилось влияние католиков. В 1560 году в городе созывались Генеральные штаты - впервые после 76-летнего перерыва.

Суздаль

Первое документальное упоминание о Суздале относится к 1024 году. Согласно «Повести временных лет», из-за неурожая, вызванного засухой, восстали волхвы, начавшие убивать «старшую чадь». Восстановил порядок прибывший из Новгорода князь Ярослав Мудрый.

В последующие годы Суздаль стал вотчиной Киевского князя Владимира Мономаха, который уделял большое внимание развитию, усилению и укреплению обороны города. Постепенно Суздаль приобрел роль стольного града Ростово-Суздальского княжества.

Вид на Суздаль с реки Каменка. Фотография Сергея Прокудина-Горского, начало XX века

Как и для многих средневековых городов, началом строительства Суздаля стало сооружение на реке Каменка крепости, иначе говоря, - Кремля. Для этого выбралось защищенное с трех сторон естественными преградами место, а для большей уверенности были насыпаны земляные валы. Здесь же по приказу Владимира Мономаха построили Успенский собор, а в XI веке недалеко от стен крепости был возведен и первый монастырь - в честь Дмитрия Солунского.

Чуть восточнее Кремля располагался посад - торгово-ремесленное поселение вне городских стен, где жили торговцы и ремесленники. Посад был огражден валами, а вокруг него постепенно выстраивались слободы.

В конце XI века Суздаль постигло страшное бедствие - во время междоусобной борьбы Олега Черниговского с детьми Владимира Мономаха, Изяславом и Мстиславом, город был сожжен. В довершение, в 1107 году полчища болгарских племен разграбили окрестности Суздаля, и горожанам пришлось отсиживаться в укрепленном городе.

Еще при жизни Владимир Мономах отдал Суздальскую область своему сыну Юрию, который превратил Суздаль не только в столичный город, но и сделал его крупным религиозным центром Руси. Во времена Долгорукого границы его княжества простирались до Белого озера на севере, до Волги - на востоке, до Муромской земли - на юге и до Смоленщины - на западе. Политическое значение Суздаля в эти годы сильно возросло.

С приходом к власти сына Юрия, князя Андрея, Суздаль стал утрачивать свое первенство, уступая его новой столице, - Владимиру.

Юрий Долгорукий превратил Суздаль в крупный религиозный центр Руси

К началу XIV века снова начался подъем города, возникло Суздальско-Нижегородское княжество, где даже чеканили свою монету. В те годы Суздаль переживал расцвет, оставаясь богатым, многолюдным городом, а жители его, по выражению летописи, славились «досужеством в художестве и промыслах».

В 1392 году Суздаль вошел в состав Великого княжества Московского. Великокняжеский престол был перенесен в Москву. Так началось падение Суздаля.

Суздальский Кремль

Став рядовым городом Московского государства и находясь вне оживленных торговых путей, Суздаль в XV - XVII веках не приобрел выдающегося положения и в торгово-промышленном отношении. В Смутное время город дважды был разграблен польскими войсками, в 1634 году - крымскими татарами, а в довершение, в 1654 - 1655 годах он пережил опустошительный пожар и эпидемию.

В 1796 году Суздаль был объявлен уездным городом вновь учрежденной Владимирской губернии, а в 1798 году епископская кафедра была перенесена из Суздаля во Владимир.

Уинчестер

Уинчестер - один из археологически изученных городов Англии. В 1999 году в Уинчестере, в аббатстве Хайд, археологи нашли остатки могилы короля Альфреда Великого, которая была перенесена сюда в период Норманнского завоевания. Именно в правление короля Уэссекса Альфреда Уинчестер впервые получил историческую известность, хотя, благодаря выгодному расположению города, люди селились там и раньше. Римское имя «Venta Belgarum» показывает, что в кельтский период город был важным племенным центром. Однако информация, полученная посредством некоторых раскопок, свидетельствует о том, что население появилось на здешних территориях даже раньше, чем во время римского правления, а именно - в железном веке.

В Средние века Уинчестер - центр искусств, торговли, королевской и церковной власти

Средневековье для Уинчестера прошло относительно спокойно: не было ни кровопролитных войн, ни многочисленных штурмов и захватов. Город был достаточно популярным торговым центром в стране вплоть до XIX века. До сих пор можно наблюдать богато украшенный ярмарочный крест, сохранившийся с XIV века.

В XV веке Альфред Великий сделал Уинчестер столицей королевства Уэссекс, хотя, если судить по фактам, этот статус принадлежал городу де-факто. Тогда и зародилась традиция обсуждения политических вопросов «рыцарями круглого стола». Так называемый «круглый стол» находился в Уинчестерском замке, ставшим теперь одной из красивейших экспозиций в Англии.

В XIV - XVII века Уинчестер был столицей Англии, через некоторое время он вынужден был разделить господство с Лондоном, а позже и вовсе отдать ему этот официальный статус.

Король Артур и его рыцари за круглым столом

Эдесса

Некогда главный город области Осроена, Эдесса, в VIII веке до нашей эры был завоеван Ассирией и получил название Руху. Один из важных центров месопотамской цивилизации, город был посвящен богине Атергатис, о чем свидетельствуют сохранившиеся до настоящего времени два священных пруда, в которых содержались рыбы, посвященные богине.

При Селевке I, много сделавшем для возвеличения города, Эдесса получила свое имя в честь города Эдессы в македонской области Эматия, исторической столицы античного Македонского царства.

В 137 году (или 132) до нашей эры Абгар Ухомо основал здесь Эдесское царство, называвшееся также Орроенским или Осроенским. По преданию, Абгар состоял в переписке с Иисусом Христом, и по его просьбе Христос послал ему свой собственный «нерукотворный» образ. По тому же преданию при царе Осроены апостол Фома начал в Эдесском царстве проповедовать христианское учение.

После распада Римской империи Эдесса стала важным центром раннего христианства

При императоре Траяне Лузий Квиет разрушил Эдессу, жители которой оказались ненадежными союзниками римского народа, и заставил Эдесское царство платить римлянам дань. Император Адриан облегчил подать и восстановил царство, но оно и в последующее время оставалось в зависимости от Рима. Около 216 года город был превращен в военную римскую колонию. В 217 году здесь был убит император Каракалла. В 242 году Гордиан III снова восстановил Осроенское царство и поручил его новому Абгару, из потомков старой царской династии, но уже в 244 году царство снова перешло в непосредственную зависимость от римлян.

Абгар получает «Спас Нерукотворный» от апостола Фаддея. Икона X века из монастыря Святой Екатерины

После распада Римской империи Эдесса отошла к Византии. В этот период усилилось значение города в истории христианской церкви. Более 300 монастырей насчитывалось в Эдессе. В ней жил Отец церкви Ефрем Сирин и находилась школа его последователей.

При императоре Юстине I город был разрушен землетрясением, но в скором времени восстановлен, став Юстинополем.

Переход Эдессы в 641 году под власть арабских халифов положил конец процветанию здесь христианства, а во время последовавших затем внутренних и внешних войн совсем угасла всемирная слава города. В 1031 году византийским императорам удалось завладеть Эдессой, но в течение того же столетия город еще несколько раз менял своих повелителей. В 1040 году его заняли сельджуки.

В 1042 году Эдесса была возвращена в состав Византийской империи, а в 1077 году город был присоединен к государству Филарета Варажнуни. В 1086 году Эдесса вновь была завоевана сельджуками, однако после смерти султана Тутуша в 1095 году его наместник в Эдессе армянин Торос стал независимым князем.

В 1098 году, во время первого крестового похода брат Готфрида Бульонского, граф Балдуин, легко овладел городом при содействии его жителей и сделал его главным городом своего Эдесского графства.

Более полустолетия просуществовало Эдесское графство под властью различных франкских князей как передовой оплот Иерусалимского королевства против турок. В непрерывных войнах с мусульманами франки держались стойко и храбро, но, наконец, при склонном к удовольствиям графе Жослене II повелителю Мосула Имад ад-Дину Занги удалось в 1144 году взять город приступом.

Снова здесь воцарился ислам, и все христианские храмы были обращены в мечети. Попытка жителей Эдессы в 1146 году стряхнуть с себя мусульманское иго окончилась гибелью города: они были разбиты сыном и преемником Занги, Нур ад-Дином. Оставшиеся в живых обращены в рабство, а сам город разрушен. Судьба его с этого времени полна превратностей: им овладевали султаны египетские и сирийские, монголы, тюрки, туркмены и персы, пока, наконец, не завоевали его в 1637 году турки. Под их властью Эдесса стала подниматься из развалин за счет местного, преимущественно нетурецкого, населения.

Характерной чертой средневековья был рост городов. Связано это, прежде всего, с разделением общества на социальные группы и развитием ремесел. Типичный средневековый город в Западной Европе представлял собой небольшое по современным меркам поселение, располагающееся вблизи монастыря, крепости или замка. Обязательным условием для строительства нового поселения являлось наличие водоема - реки или озера. Само средневековье охватывает весьма значительный период времени: с пятого столетия по пятнадцатое (эпоха Возрождения). Многие города 5-15 веков представляли собой настоящие крепости, окруженные широким валом и крепостной стеной, что позволяло держать оборону во время осады, поскольку войны для этого периода времени были не редкостью.

Европейский средневековый город был местом небезопасным, жизнь в нем была довольно трудна. Если от разорительных набегов чужестранных войск спасали высокие стены и действующая армия, то против болезней каменные укрепления были бессильны. Частые эпидемии, вспыхивающие в тысячами уносили жизни простых горожан. Одна эпидемия чумы могла нанести городу несравнимый ни с чем урон. Можно отметить следующие причины быстрого распространения чумы среди 5-15 веков. Во-первых, состояние медицины тех времен не позволяло бороться с отдельно взятым очагом заболевания. В итоге «черная смерть» распространялась сначала среди жителей одного поселения, затем выходила далеко за его пределы, приобретая характер эпидемии, а иногда и пандемии. Во-вторых, несмотря на небольшое количество жителей, в таких городах была достаточно высока. Скученность людей как нельзя лучше способствовала распространению инфекции, быстро передающейся от больного человека здоровому. В-третьих, по меркам современных людей средневековый город представлял собой скопище мусора, бытовых отходов и экскрементов животных. Антисанитария, как известно, способствует зарождению многих опасных заболеваний, разносимых крысами и другими мелкими грызунами.

Однако в рождении и расширении городов были и свои положительные черты. Так, большинство из них возникало на землях крупных феодалов или королей. Люди, проживающие на подвластной вассалу территории, могли заниматься хозяйством, вести торговлю, получая при этом значительный доход. Вассалу же было выгодно процветание «его» города, поскольку основную часть дохода он мог получать с налогов горожан.

Описание средневекового города

Большинство городов 5-15 столетий насчитывали от 4 до 10 тысяч жителей. Город с численностью населения до 4 тысяч жителей считался средним. Самый крупный средневековый город едва мог насчитать 80 тысяч жителей. Мегаполисами тех времен считались Милан, Флоренция, Париж. В основном в них проживали мелкие купцы, ремесленники, воины, имелась местная городская знать. Характерной чертой европейских городов 12 века стало открытие в них университетов и появление студенчества как отдельного социального класса. Первые подобные учреждения открывались в крупных центрах того времени - Оксфорде, Париже, Кембридже. Их появление оказало значительное влияние на развитие отдельных стран и Европы в целом.

Сегодня средневековый город представляется нам унылым и опасным местом, где даже в разгар дня можно было стать свидетелем ограбления или убийства. Однако есть что-то романтическое в узких улочках старинных европейских городов. Как иначе объяснить возросший интерес туристов и путешественников именно к таким древним городам, как Сартен (Италия), Кельн (Германия), Они позволяют окунуться в историю, отвлечься от суеты современных «каменных джунглей», совершить, пусть и недолгое, путешествие в прошлое.

  • Раздел III история средних веков Тема 3. Христианская европа и исламский мир в средние века § 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
  • § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
  • §15. Особенности развития Византийской империи
  • § 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
  • § 17. Основные черты западноевропейского феодализма
  • § 18. Средневековый город
  • § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
  • § 20. Зарождение национальных государств
  • 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
  • Тема 4 от древней руси к московскому государству
  • § 22. Образование Древнерусского государства
  • § 23. Крещение Руси и его значение
  • § 24. Общество Древней Руси
  • § 25. Раздробленность на Руси
  • § 26. Древнерусская культура
  • § 27. Монгольское завоевание и его последствия
  • § 28. Начало возвышения Москвы
  • 29.Образовани единого Русского государства
  • § 30. Культура Руси конца XIII - начала XVI в.
  • Тема 5 индия и дальний восток в средние века
  • § 31. Индия в Средние века
  • § 32. Китай и Япония в Средние века
  • Раздел IV история нового времени
  • Тема 6 начало нового времени
  • § 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
  • 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй
  • Тема 7 страны европы и северной америки в XVI -XVIII вв.
  • § 35. Возрождение и гуманизм
  • § 36. Реформация и контрреформация
  • § 37. Становление абсолютизма в европейских странах
  • § 38. Английская революция XVII в.
  • § 39, Война за независимость и образование сша
  • § 40. Французская революция конца XVIII в.
  • § 41. Развитие культуры и науки в XVII-XVIII вв. Эпоха Просвещения
  • Тема 8 россия в XVI -XVIII вв.
  • § 42. Россия в правление Ивана Грозного
  • § 43. Смутное время начала XVII в.
  • § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
  • § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика
  • § 46. Россия в эпоху петровских преобразований
  • § 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
  • § 48. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в.
  • § 49. Русская культура XVI-XVIII вв.
  • Тема 9 страны востока в XVI-XVIII вв.
  • § 50. Османская империя. Китай
  • § 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
  • Тема 10 страны европы и америки в XlX в.
  • § 52. Промышленный переворот и его последствия
  • § 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
  • § 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
  • Тема 11 россия в XIX в.
  • § 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
  • § 56. Движение декабристов
  • § 57. Внутренняя политика Николая I
  • § 58. Общественное движение во второй четверти XIX в.
  • § 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
  • § 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
  • § 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
  • § 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.
  • § 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • § 64. Русская культура XIX в.
  • Тема 12 страны востока в период колониализма
  • § 65. Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
  • § 66: Китай и Япония в XIX в.
  • Тема 13 международные отношения в новое время
  • § 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
  • § 68. Международные отношения в XIX в.
  • Вопросы и задания
  • Раздел V история хх - начала XXI в.
  • Тема 14 Мир в 1900-1914гг.
  • § 69. Мир в начале хх в.
  • § 70. Пробуждение Азии
  • § 71. Международные отношения в 1900-1914 гг.
  • Тема 15 Россия в начале хх в.
  • § 72. Россия на рубеже XIX-XX вв.
  • § 73. Революция 1905-1907гг.
  • § 74. Россия в период столыпинских реформ
  • § 75. Серебряный век русской культуры
  • Тема 16 первая мировая война
  • § 76. Военные действия в 1914-1918гг.
  • § 77. Война и общество
  • Тема 17 россия в 1917 г.
  • § 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю
  • § 79. Октябрьская революция и ее последствия
  • Тема 18 страны западной европы и сша в 1918-1939 гг.
  • § 80. Европа после Первой мировой войны
  • § 81. Западные демократии в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
  • § 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
  • § 84. Культура в меняющемся мире
  • Тема 19 россия в 1918-1941 гг.
  • § 85. Причины и ход Гражданской войны
  • § 86. Итоги Гражданской войны
  • § 87. Новая экономическая политика. Образование ссср
  • § 88. Индустриализация и коллективизация в ссср
  • § 89. Советское государство и общество в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 20 страны азии в 1918-1939 гг.
  • § 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 21 вторая мировая война. Великая отечественная война советского народа
  • § 92. Накануне мировой войны
  • § 93. Первый период Второй мировой войны (1939-1940)
  • § 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
  • Тема 22 мир во второй половине хх - начале XXI в.
  • § 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
  • § 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
  • § 97. Ссср в послевоенные годы
  • § 98. Ссср в 50-х начале 6о-х гг. Хх в.
  • § 99. Ссср во второй половине 60-х начале 80-х гг. Хх в.
  • § 100. Развитие советской культуры
  • § 101. Ссср в годы перестройки.
  • § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.
  • § 103. Крушение колониальной системы
  • § 104. Индия и Китай во второй половине хх в.
  • § 105. Страны Латинской Америки во второй половине хх в.
  • § 106. Международные отношения во второй половине хх в.
  • § 107. Современная Россия
  • § 108. Культура второй половины хх в.
  • § 18. Средневековый город

    Феномен средневекового города .

    В средние века подавляющая часть населения жила в сельской местности. Горожан было мало, их роль в обществе намного превышала их численность, Во время Великого переселения народов многие города были Уничтожены. В немногих оставшихся городах-крепостях жили ко­роли, герцоги, епископы с приближенными и слугами. Горожане занимались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда """ внутри его.

    Примерно с X в. происходят большие перемены. В городахглав­ным занятием жителе» становятся ремесло и торговля. Города, сохранившиеся с римских времен, быстро растут. Появляются

    новые города.

    К XIV в. городов стало так много, что почти из любого места в Европе можно было доехать до ближайшего города в течение од­ного дня. Горожане к тому времени отличались от кре1йЪвн не только своими занятиями. Они обладали особыми правами и обя­занностями, носили особую одежду и т.д. Сословие работающих разделилось на две части - крестьян и горожан.

    Возникновение городов как центров торговли и ремесла .

    Скла­дывание городов как центров ремесла и торговли было вызвано Поступательным развитием общества. Росло население, росли и его потребности. Так, феодалы все больше нуждались в вещах, которые привозили купцы из Византии и восточных стран.

    Первые города нового типа сложились как поселения купцов. Торговавших с этими далекими странами. В Италии, на юге Франции в Испании еще с конца IX в. возрождались некоторые рим­ские города, строились новые. Особенно крупными стали города Амальфи. Пиза, Генуя, Марсель, Барселона, Венеция. Одни куп­цы из этих городов плавали на кораблях по Средиземному морю, другие развозили доставленные ими товары во все уголки Запад­ной Европы. Возникли места обмена товарами - ярмарки (ежегод­ные рынки). Особенно мною их было в графстве Шампань во Франции.

    Позже в XII -XIII вв., на севере Европы также возникают торговые города - Гамбург, Бремен, Любек, Данциг и др. Здесь купцы перевозили товары по Северному и Балтийскому морям. Их суда нередко становились добычей стихии, а еще чаще - пи­ратов. На суше помимо плохих дорог купцам приходилось иметь дело с разбойниками, в роли которых часто выступали рыцари. Поэтому торговые города объединялись для защиты морских и сухопутных караванов. Союз городов Северной Европы назывался Ганза. С Ганзой вынуждены были считаться не только отдельные феодалы, но и правители целых государств.

    Купцы имелись, но всех городах, но в большинстве из них ос­новным занятием населения стада не торговля, а ремесло. Перво­начально ремесленники жили в деревнях и замках феодалов. Од­нако прокормиться ремеслом в сельской местности сложно. Здесь мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало на­туральное хозяйство. Поэтому ремесленники стремились пересе­литься туда, где можно было продать свои изделия. Это были райо­ны ярмарок, перекрестки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких местах обычно находился замок феодала либо мона­стырь. Ремесленники строили жилища вокруг замка и монасты­ря, позже такие поседения превращались в города.

    Феодалы тоже были заинтересованы в этих поселениях. Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры иногда самисвозили в одно место ремесленников из своего феода, да еще сма­нивали их у соседей. Однако большая часть жителей, приходив в города самостоятельно. Часто крепостные ремесленники и кресть­яне бежали от своих сеньоров в города.

    Раньше всего города - центры ремесла - возникли в графстве Фландрия (современная Бельгия). В таких из них, как Брюгге, Гент, Ипр, изготовляли шерстяные ткани. В этих местах были выведены породы овец с густой шерстью и созданы удобные ткацкие станки.

    С XI в. города росли особенно быстро. Крупным в Средние века считался город населением 5-10 тыс. жителей. Самыми больши­ми городами в Европе стали Париж, Лондон, Флоренция, Ми­лан, Венеция, Севилья, Кордова.

    Города и сеньоры .

    Вес города возникали на земле феодалов. Многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при помощи слуг управляли городами. Переселенцы из деревень приносили в города привычку к жизни в общине. Очень скоро горожане стали собираться вместе для обсуждения вопро­сов городского управления, выбирали главу города (мэра или бур­гомистра), собирали ополчение для защиты от врагов.

    Люди одной профессии селились обычно вместе, холили в одну церковь, тесно общались друг с другом. Они создавали своисою­зы - ремесленные цехи и торговые гильдии. Цехи следили за каче­ством ремесленных изделий, устанавливали порядок работы в мастерских, охраняли имущество своих членов, боролись с кон­курентами в дине неценовых ремесленников, крестьян и т.д. Цехи и гильдии для защиты своих интересов стремились участвовать в управлении городом. Они выставляли свои отряды в городское ополчение.

    По мере роста богатств горожан феодалы увеличивали поборы с них. Городские общины - коммуны со временем начинали со­противляться таким действиям феодалов. Некоторые сеньоры за солидный выкуп расширяли права городов. Однако в подавляю­щем большинстве случаев развертывалась упорная борьба между феодалами и коммунами. Длилась она иногда многие десятки лет и сопровождалась боевыми действиями.

    Исход борьбы зависел от соотношения сил сторон. Богатые города Италии не только освободились от власти феодалов, но и отняли у них все земли. Их замки были разрушены, а сеньоры насильно переселены в города, где стали служить коммунам. Ок­рестные крестьяне попали в зависимость от городов. Многие горо­да (Флоренция, Генуя, Венеция, Милан) стали центрами неболь­ших государств-республик.

    В других странах успехи городов были не столь впечатляющими. Однако почти везде горожане освободились от власти феодалов и стали свободными. Более того, свободным делался любой крепост­ной, бежавший в город, если сеньор не мог его там найти и вер­нуть в течение одного года и одного дня. «Городской воздух делает человека свободным», - гласила средневековая поговорка. Ряд городов добился полного самоуправления.

    Некоторые мелкие города так и остались под властью сеньоров. Не удалось стать самостоятельными и ряду крупных городов, в которых жили короли и другие сильные правители. Жители Пари­жа, Лондона получили свободу и многие права, но наряду с го­родскими советами этими городами управляли также королевские

    чиновники.

    Цеховые организации .

    Основным органом цехового управления было общее собрание всех членов цеха, на котором присутствова­ли только самостоятельные члены цеха - мастера. Мастера были собственниками орудий труда, ремесленной мастерской.

    По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно рабо­тать в одиночку. Так появились ученики, потом подмастерья. Уче­ник давал клятву не покидать мастера до окончания обучения: мастер же обязывался обучать его честно своему ремеслу и полно­стью содержать. Но положение учеников было, как правило, не­легким: их заваливали непосильной работой, держали впроголодь, били за малейшую провинность.

    Постепенно ученик становился помощником мастера - подма­стерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправ­ным работником. Чтобы стать мастером, подмастерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усо­вершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключав­шийся в изготовлении образцового произведения (шедевра).

    В конце Средневековья цехи становятся во многом тормозом для развития ремесла. Мастера затрудняли вступление подмасте­рьев в члены цеха. Появлялись льготы для сыновей мастеров.

    Противоречия внутри городских общин .

    В борьбе против сеньо­ров все горожане были едины. Однако ведущее положение в горо­дах занимали крупные купцы владельцы городской земли и до­мов (патрициат). Все они часто являлись родственниками и креп­ко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли участвовать в выборах мэра и членов городского совета. В других городах один голос богача равнялся нескольким голосам простых горожан.

    При распределении податей, при наборе в ополчение, в судах патрициат действовал в собственных интересах. Такое положение вызывало сопротивление остальных жителей. Особенно недоволь­ны были ремесленные цехи, которые приносили городу наиболь­ший доход. В ряде городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более спра­ведливые законы, выбирали правителей из своей среды.

    Значение средневековых городов .

    Горожане жили намного лучше, чем большинство крестьян. Они были свободными людьми, полностью владели своим имуществом, имели право с оружием о руках сражаться в рядах ополчения, наказать их могли только по решению суда. Такие порядки способствовали успешному раз­витию городов и средневекового общества в целом. Города пре­вратились и центры технического прогресса и культуры. В ряде стран горожане стали союзниками королей в их борьбе за цент­рализацию. Благодаря деятельности горожан всюду усиливаются товарно-денежные отношения, в которые вовлекаются феодалы и крестьяне. Рост товарно-денежных отношений привел со вре­менем к освобождению крестьян от личной зависимости от феодалов.

    В период Средневековья, как и в Древнем мире, основой экономики оставалось сельское хозяйство. Господствующим классом в обществе являлись владельцы земли - феодалы. Крестьяне, составлявшие подавляющее большинство населения, были прикреплены к земле, но оставались лично свободными.

    В отличие от рабов, они отдавали феодалам лишь часть своего труда или продукции. Поэтому крестьяне были более заинтересованы в результатах своего труда, чем рабы. Это привело к заметному росту производительности труда в сельском хозяйстве, что высвободило рабочие руки для развития ремесла и торговли. Ремесленники и торговцы стали концентрироваться около замков крупных феодалов (королей, герцогов, графов и т. п.) и монастырей, так как здесь они могли найти защиту от внешних нападений и более широкий рынок сбыта для своей продукции (феодал и его приближенные в замках, монахи и паломники в монастырях). Постепенно такие торгово-ремесленные поселения обносились собственными защитными стенами и стали бороться за автономию, а затем и полное освобождение от феодалов, на землях которых они возникли (в соответствии с Магдебургским правом и другими подобными сводами законов). Таким образом, в средневековой Европе возникла довольно густая сеть небольших городских поселений, ядрами которых послужили замки и монастыри, хотя городам стали лишь немногие из возможных ядер. Замок или монастырь в оборонительных целях часто располагались на неприступной возвышенности и по микро положению резко отличались от остального города, расположенного внизу - в долине реки или у берега моря. Но по мере развития ремесла и торговли именно вниз от первоначального ядра смещался главный центр города, концентрировались население и экономическая деятельность. Типичный средневековый город был очень небольшим по размерам. Часто в нем проживало лишь 1-2 тыс. чел., редко до 5-10 тыс. Стены города обычно имели форму, близкую к окружности, так как это позволяло защитить большую площадь при меньшем периметре стен. В центре города располагалась рыночная площадь, на которой жители города обменивались своей продукцией между собой, с проживающими в округе крестьянами и с купцами из удаленных местностей. На этой же площади находились важнейшие общественные здания - главная церковь города (или единственная церковь, если город был небольшим, -- церкви должны были вмещать все население города) и ратуша - орган городского самоуправления. От рыночной площади запутанная сеть узких улочек расходилась к городским стенам- На этих улицах жители города селились по профессиям. Таким образом, главными функциями средневековых городов являлись ремесло и торговля. Важное значение имела и оборонительная функция, так как войны и междоусобицы шли: почти непрерывно. Некоторые города, обладавшие наиболее читаемыми храмами или монастырями, стали также религиозными центрами. Практически исчезли административные центры (город управлял только сам собой), центры культуры и курорты. Даже соседние города, расположенные в 20-30 км друг от друга, часто Пыли мало связаны между собой так как производили одинаковые изделия и обмен ими не имел смысла. Зато проживающие в округе крестьяне в течение дня успевали дойти до такого города, сбыть свою продукцию, купить ремесленные изделия и вернуться домой.

    Кроме значительного сокращения в размерах по сравнению с древнеримским периодом, города почти полностью утратили благоустройство - водопровод, канализацию, мощеные улицы. Это способствовало развитию массовых эпидемий, во время которых население многих городов вымирало полностью. Горожане проживали очень скученно в 3-4 этажных зданиях. На первом этаже такого здания обычно размещалась мастерская или лавка, на втором этаже жила семья хозяина (мастера), на третьем этаже жили помощники (подмастерья) на четвертом – ученики. Наиболее выдающимся зданием в каждом городе был главным храм, который в Раннем Средневековье строился преимущественно в романском стиле и сильно напоминал крепость, приземленный, с тяжелыми сводами и мощными стенами. Начиная с XII в. стали преобладав храмы в готическом стило, устремленные вверх. Такие храмы достигали в высоту 150 м, резко выделялись среди окружающей застройки, укрепляя у верующих религиозные чувства и одновременно экономя внутригородскую территорию. Храмы служили также местом общегородских собраний и театрализованных представлений. Начиная с XI в. постепенно стали складываться общеевропейские торговые пути, и города, расположенные на них, получившие большее развитие по сравнению с остальными. Главные торговые пути шли из Италии на Восток по Средиземному морю. Объем товаров на этом пути был сравнительно небольшим, но это были самые ценные товары того времени - пряности, ювелирные украшения, шелк и другие дорогие ткани, дорогое оружие, за которые европейские государства расплачивались золотом и серебром. Восточная торговля способствовала бурному развитию итальянских городов, особенно Венеции и Генуи, от которых начинались сухопутные пути в глубь материка. Важный торговый путь сложился также на севере Европы по Северному и Балтийскому морям. По этому пути с запада (из Германии, Франции, ^Англии) шли металлические изделия и простые ткани, с востока (из Новгорода, Прибалтики) - меха, янтарь, льняные ткани, воск. Города, расположенные на этом пути, образовали Ганзейский торговый союз (Лондон, Брюгге, Гамбург, Любек, Новгород и др.). Главные внутри европейские торговые пути шли по долинам рек - Сене, Рейну, Эльбе, Роне, Дунаю.

    Наиболее важным торговым центром и самым крупным городом Европы в Средние века являлась Венеция, насчитывавшая к XV в. 200 тыс. жителей. Венеция была основана на I островах вблизи крайней северной точки Адриатического моря I жителями Римской империи, спасавшимися от вторжения германских племен. Долгое время Венеция являлась самым [ западным городом Византийской империи. Все это позволило в максимальной степени сохранить, во-первых, торговые связи с восточным побережьем Средиземного моря, во-вторых, античную культуру. Победив в войнах своих соперников, главным из которых являлась Генуя, Венецианская республика концентрирует в своих руках большую часть торгов-I ли между Европой и странами Востока. Кроме торговли, в городе развиваются также судостроение, книгопечатание, производство предметов роскоши. Все это способствует бурному развитию города, строительству великолепных храмов (главный - собор святого Марка в византийском стиле) дворцов (в том числе Дворец дожей - выборных правителей Венеции). Главная площадь города - площадь Святого Марка - служит не для торговли (в городе образуется цел система рынков - немецкий, турецкий и др.), а для проведения празднеств и торжественных церемоний. Своеобразная планировка города в котором, благодаря островному положению сухопутный транспорт уступает место водному. Естественно главными артериями города становятся каналы набережных, на которые выходят парадны- фасады здании, а сухопутные улочки, редко имеющие ширину более двух метров, предназначаются лишь для пешеходов.

    С XV в. в Европе начинает период редкого ускорения городского развития - эпоха Возрождения. В «наибольшей мере она проявилась на территории Италии, так как итальянские города с одной стороны, являются наиболее крупными и раз витыми, с другой - в них ярче всего проявляется влияние античности, по образцам которой развивается культура Возрождения. Главным центром Возрождении и Италии и во всей Европе становится Флоренция. Ее население насчитываем около 100 тыс. чел. Это главный в Европе центр производства сукна и торгово-финансовых операций. Экономическое развитие способствует взлету культуры. Именно во Флоренции родились или создавали свои произведения такие выдающиеся деятели, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти Рафаэль Санти, Данте Алигъери, Галилео Галилеи и др Обновляется застройка города. Создастся система главных площадей - торговой, административной (перед зданием правительства), религиозной (перед главным собором города). Город украшается многочисленными статуями (Давид работы Микеланджело и др.) и фонта нами. Даже оборонительные сооружения - стены и башни - начинают играть прежде всего эстетическое, а не оборонительное значение С эпохи Возрождения градообразующими функциями становятся культура и искусство, наука, образование. Последнее особенно ярко проявляется в возникающих в этот период по всей Европе университетских центрах, первые из которых появились еще в XII в. (парижский - во Франции, Оксфорд - в Англии и др.). Можно сказать, что в эпоху Возрождения в городах Европы окончательно формируется дух свободы, совершенствования, прогресса, предприимчивости, который способствует бурному развитию городов в Новое время и появлению современного городского образа жизни. Примечательно также то, что практически все средневековые города Европы сохранились до наших дней, образовав каркас городского расселения Нового времени

    История человечества уходит вглубь веков. Огромный интерес вызывает изучение различных эпох. В данной статье читатель познакомится с названиями городов и их историей в

    Общая характеристика средневековых городов

    Период является сложным и противоречивым в истории человечества. Его значение в формировании городов огромно. На развитие их в Средние века повлияли следующие факторы:

    • унаследовали основные черты со времен царствования Римской империи. Они сохранились до настоящего времени.
    • В формировании средневековых городов огромную роль сыграли торговые пути, соединившие Европу с Востоком.
    • Имело значение то, где расположены монастыри и замки, которые были зачатками будущих городов. Хотя только некоторые резиденции королей и феодалов способствовали росту экономического развития города.
    • Большое значение имели войны, которые веками длились непрерывно. В оборонительных целях здания имели большую высоту, улицы были узкими, благоустройство - на низком уровне.
    • Феноменом Средневековья является развитие городов у арабов. Они повсюду строили лагеря для военных. Чтобы контролировать покоренную страну, сооружали цитадели, которые у арабов назывались шахристанами. Там поселялись все: правители, их слуги, придворные, ремесленники, военные дружины. Вокруг шахристанов строились слободы, огражденные крепостными стенами.
    • Города Востока в Средние века отличались от европейских. Они существовали в единой системе государства, но не имели никаких прав.

    Мдина

    Средневековый город является первой столицей Мальты. По-другому его называют Молчаливым городом. Первое поселение людей относится к бронзовому веку, девятисотому году до нашей эры. Местом своего проживания финикийцы выбрали вершину холма. Поселение обнесли крепостными стенами для защиты от нападения других племен.

    Чем привлекло это место древних поселенцев? Здесь имеются источники подземных вод, благодаря которым люди могли длительное время выдерживать осаду, не выходя за пределы оградительных сооружений. Небывалого расцвета город достиг, когда им правили римляне. Позже, когда правление Мдиной перешло к арабам, город был поделен на части, одна из них стала называться Рабатом.

    Средние века для Мдины ознаменованы переселением в него аристократов. В тридцатые годы шестнадцатого столетия город признают независимым, он получает статус автономного поселения. Только после этого рыцари завладели ключами от города. Позже владельцы Мдины менялись еще много раз, а вместе с ними статус и название средневековых городов.

    Константинополь

    Происхождение названий средневековых городов символично. Константинополь - это город Византии с сильными античными традициями. Его возникновение связано с древнегреческим городом Византий. Константинополь построен на его месте, и он имел важное стратегическое значение: местом расположения античного города стал полуостров, который выходил к проливу Босфор, а он - в Черное море.

    Византий основали греческие колонисты в 660 году до нашей эры, но Константинополь превзошел его. Территория города занимает семь холмов, как и у Рима. По его образу и подобию в Константинополе была организована власть, возводились дома для богатых людей. История раннего периода Византия ознаменована статусом мировой державы, где были сохранены сети дорог, как в Риме, а Константинополь удерживал главные узлы сухопутных и морских путей. Город занимал основную позицию между двумя морями: Черным и Средиземным.

    Средневековые города Румынии

    Огромный интерес для людей разных профессий, особенно для ученых, представляют средневековые города. Список названий некоторых сохраненных городов следующий:

    • Сигишоара- самый прекрасный город Трансильвании, расположенный на холме. Его считают родиной Дракулы. Этот город имеет немецкое название Шессбург и венгерское - Шегешвар. Основан немецкими колонистами в восьмом веке. Ими возведена крепость, церкви и Часовая башня. Несколько веков подряд город был прибежищем политиков и военных. Боеприпасы, награбленные сокровища, ценные документы и запасы продуктов нужно было где-то хранить. Башню с часами обнесли мощной стеной, там все и хранили. К Шессбург получил статус вольного города и стал ведущим центром торговли и ремесла в Восточной Европе.

    • Брашов- город, не уступающий по красоте Сибиу, за что получил другое название - румынский Зальцбург. Находится в центре Румынии. Первые письменные источники о городе относятся к 1235 году. Названия средневековых городов Европы часто менялись. Так получилось и с Брашовым. Его называли Браско, Стефанополисом, Брассо, Кронштадтом. Выгодное географическое положение и связи с другими поселениями позволили городу быстрыми темпами развивать экономику, благодаря чему Брашов вскоре стал крупным центром Трансильвании.

    Название средневековых городов: Грузия и Армения

    Крупные города данной эпохи состояли из цитадели, самого города и предместий. Город называли шахастаном, правителя - амиром. Его назначал царь. Жителями городов были люди разных сословий, но большую часть составляли купцы и ремесленники. Конкретное название средневековых городов (для каждого из них) в Грузии и Армении рассмотрим ниже:

    • Ани статус города получил только в десятом веке. До этого был крепостью на реке Ахурян. Быстро развивался с 961 года, когда получил статус столицы царства Багратидов. Через пятьдесят лет стал важным центром Ближнего Востока. Быстрое развитие города обусловлено, прежде всего, географическим положением: Ани располагался в центре царства и граничил с другими странами: Россией, Византией, Ираном, Агванком и Грузией.
    • Карин- древний армянский город. Имеет другие названия: Феодосиополь, с одиннадцатого века - Эрзерум. Карин стал городом-крепостью с двойными стенами, башнями и оборонительными рвами. Через Карин проходили караванные пути, которые связывали Запад и Восток. Но Карин не стал важнейшим городом страны из-за частых войн.
    • Ван - древнейший город Армении, датой основания которого является девятый век до нашей эры. Являлся крупнейшим центром ремесленного производства и торговли. Мастера были заняты оружейным, гончарным, ювелирным и ткацким ремеслом.

    Средневековые города Казахстана

    Города страны этой эпохи имеют интересную историю. Но в настоящее время от них сохранились лишь остатки. Название средневековых городов в Казахстане непривычно уху современника. Некоторые из них представлены ниже в статье:

    • Отрар. Местом расположения является долина реки Сырдарьи. Ученые называют место слияния двух и Арыси, Отрарским оазисом. Город имел выгодное географическое положение: он располагался на пересечении многих дорог. Это было самое выгодное и самое опасное место расположения в Средней Азии. Завоевательные войны, длившиеся на протяжении веков, превратили когда-то цветущий город в руины. Сегодня он напоминает музей под открытым небом.

    • Сауран. Этот город основали племена кимаков и огузов, где они заключали договоры и торговали. Город представлял собой могущественную крепость с мощным укреплением со специальными конструкциями, которые позволяли выдерживать длительную осаду без подачи воды и пищи. Статус столицы Ак-Орды город получил в четырнадцатом веке. В это время керамическое производство достигло небывалого расцвета. Письменные источники свидетельствуют, что Сауран был большим и богатым городом.

    Внутренние укрепления города

    В укрепительными ограждениями обносили не только внешний периметр города, но и территорию внутри него. В то время это нужно было, чтобы защитить город от постоянных столкновений с иноземными и внутренними войсками. Во время нападения противников людям приходилось искать защиту, выходя за стены города, где их ждала неминуемая погибель, поэтому строили укрепления и внутри города, чтобы уберечься от опасности, которую можно было ожидать в любое время. Опасность была всегда, даже если не было официальных войн.

    Название внутреннего укрепления в русском средневековом городе зависит от типа укрепления. Самым простым был мысовый тип. Обычно для поселения выбирали место, окруженное оврагами или образованное слиянием рек. Сама природа ограждала город по бокам, но он был открыт с напольной стороны. В этом месте и строили укрепления: рвы, валы, частоколы. А вообще укреплением в Средневековье были сами города, монастыри и замки.

    Как правило, их строительством занималась власть, а если она была слабой, то духовенство или светские феодалы, как во Франции или Италии. Города Германии, имеющие внутренние укрепления, назывались бургами. В них существовали свои законы и правила.

    • Люди в описываемую эпоху очень редко мылись, так как считали, что попавшая на тело вода может его заразить.
    • Жители Лондона в Средние века за один день выбрасывали на улицы пятьдесят тонн экскрементов.
    • Средневековые города не имели тротуаров и асфальта на дорогах. Людям приходилось ходить по земле, покрытой гниющими останками животных, объедками пищи, экскрементами. Так, чрезмерная загрязненность улиц Лондона привела к появлению людей новой специальности, которые убирали экскременты и другой мусор. Этих людей называли золотарями, так как за эту грязную работу им платили больше денег.