Кносский дворец был окружен высокими крепостными стенами. Кносский дворец на Крите

Греция богата памятниками истории и природными достопримечательностями. Среди этого богатства даже трудно определиться, в какой регион страны ехать и что смотреть первым делом. Но некоторые достопримечательности, как вишенки на торте, больше других привлекают внимание путешественников из разных стран. Так, отдыхая на Крите, почти все туристы посещают Кносский дворец. Ведь это то самое место, где обитал древнегреческий Минотавр, посаженный в самый большой в мире лабиринт. Трудно поверить, что мифологическая история воплотилась в жизнь и руины построек дошли до наших дней. Что же найдут путешественники на раскопках Кносса сегодня – узнаем из статьи.

  1. Если вы решили ехать на автобусе Ираклион – Кносс, учитывайте, что время экскурсии в среднем составляет 2 часа.
  2. Летом лучше отправиться на экскурсию ранним утром, т.к. позже начинается полуденный зной, а укрыться в тени на раскопках негде.
  3. Возле Кносского дворца расположен магазин сувениров, где среди прочего продаются карты и путеводители на русском языке.
  4. У входа на территорию прибывшие самостоятельно могут присоединиться к организованной экскурсии с гидом. Цена вопроса – 10 евро.
  5. Рядом с проходной организовано маленькое кафе, но цены в нем сильно завышены. Если лишние траты в тягость – перед поездкой запаситесь небольшим перекусом и водой.

И, конечно, не забудьте надеть комфортную обувь и прихватить головной убор, защищающий от солнца.

Увлекательных поездок и незабываемых впечатлений!

Вконтакте

Одноклассники

Остров Крит, легендарный остров согласно мифам Древней Греции. Место действия известных героев и богов. Но большей популярностью этому острову обязана легенда о Минотавре, заключенном в лабиринте и сраженным отважным Тесеем. Исследования показали, что именно дворец в Кноссе полностью соответствует заложенному в мифах описанию Лабиринта.

История и описание Кносского дворца

Согласно легенде боги послали царю Миносу сына получеловека-полубыка Минотавра. Минотавра поселили в огромнейший дворец со сложной структурой – Лабиринт, который создал знаменитый архитектор Дедал. Любой, кто попадал во дворец, не мог выйти и оттуда и становился жертвой Минотавра. Раз в девять лет жители Крита присылали в жертву семь юношей и семь девушек. И так продолжалось до тех пор, пока отважный Тесей не убил Минотавра. Тесей выбрался из лабиринта благодаря клубку нити, подаренной Ариадной, дочерью царя Миноса.

Легенда оставалась легендой, пока в 1900 году Артур Джон Эванс не занялся раскопками на острове Крит. В то время он был еще никому не известным ученым, и никто не знал, что именно ему будет суждено стать первооткрывателем древней крито-минойской цивилизации.

23 марта 1900 года Артур Эванс взялся за раскоп. Буквально через несколько часов начали вырисовываться первые контуры древнейших зданий. Еще через пару недель перед его глазами открылась огромная площадь неизвестных строений. Сорок лет продолжались работы, а фронт раскопок только рос. Эванс искренне поверил и заявил об этом, что найденное им строение есть не что иное, как остатки знаменитого миру Лабиринта.

Огромные размеры, замысловатые переходы, комнаты, дворики, световые колодцы – с каждым днем раскопок ученые удивлялись от новых элементов. Расположение комнат и внутренние переходы действительно заставляли поверить даже скептиков в существование лабиринта. За тысячу лет существования цивилизации Кносский дворец на Крите постоянно достраивался, обрастал новыми переходами и улочками. Все это хитро переплеталось с внешними постройками, что в итоге составляло целый единый комплекс.

Здесь же для поддержания прохлады в комнатах была организована интересная система. Комнаты делались без окон, а для их освещения использовалась система световых колодцев. Также через специальные каналы осуществлялось проветривание. Интересно и наличие водоотводной структуры. Одним словом, во дворце Миноса в Кноссе все было направлено на поддержание комфортных условий для жизни.

В результате раскопок также был обнаружен и тронный зал царя Миноса, который Эванс позже восстановил. Удобный для человека трон, возвышался на высеченных из камня стеблях. Спинка трона, украшенная волнами, была приделана к стене. На стене застыли изображения грифонов. Завораживающее зрелище по меркам древней цивилизации.

Но главным достоянием Кносского дворца признаны живопись и фрески. Основной их сюжет – обычная цивилизованная жизнь людей того времени. Яркие краски, обыденные сюжеты, все просто и завораживает. Есть что-то в них французское, даже одно из обнаруженных изображений молодой женщины Эванс назвал «Парижанкой». Другая любая тема кносских творцов – море. Рыбы и дельфины отражают ценность морских ресурсов для жителей острова. Есть еще одна загадочная тема, окружающая прошлую жизнь Кносса – изображения быка. Бык здесь везде и на все. Может без Минотавра здесь не обошлось?

Фреска "Парижанка"

Фреска "Дельфины"

Крит жил и активно развивался, пока в 1400 году до н.э. что-то не произошло, после чего цивилизация пришла в упадок. Ученые предполагают, что причиной является землетрясение, вызвавшее крупное цунами. Цунами разрушило оборону государство и пустило его на разграбление жителям материка.

В любом случае Крит оставил важный след в истории, стал колыбелью всех позднейших крупных цивилизаций, включая греческую.

План Кносского дворца


Остров Крит расположен в самой крайней точке огромной горной дуги, протянувшейся через Эгейское море к Малой Азии, - маленький темный камень на «винноцветной» ладони моря Легенды и мифы Древней Греции прославили этот остров сказаниями о богах и героях, прекрасных царевнах и о первом полете человека в небо. Но более всего известна легенда о Минотавре - получеловеке-полубыке, сраженном мечом афинского героя Гесея…
Остров есть Крит посреди винноцветного моря прекрасный, Тучный, отвсюду объятый водами, людьми изобильный; Там девяносто они городов населяют великих. Разные слышатся там языки: там находишь ахеян, С первоплеменной породой воинственных критян; кидоны Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов. В городе Кноссе живуших. Минос управлял им то время, В девятилетие раз общаясь с великим Зевесом, - писал Гомер в своей знаменитой «Одиссее».

Легенды рассказывают, что критский царь Минос был столь жесток и высокомерен, что боги в наказание послали ему сына-чудовище. Это чудовище явилось плодом не менее чудовищного греха, совершенного женой Миноса - Пасифаей. Она отличалась неслыханным сластолюбием. Зная это, бог морей Посейдон подослал к Пасифае белоснежного быка, от которого она и родила Минотавра, человека с бычьей головой, питавшегося человечьим мясом.

Минотавр жил в огромном дворце - Лабиринте, построенном на Крите знаменитым зодчим Дедалом, с бесчисленными коридорами, столь хитроумно запутанными, что ни один смертный, раз попав во дворец, уже не мог выйти оттуда и погибал в пасти Минотавра. Каждые девять лет жители заморских земель, подвластные Миносу, присылали семь юношей и семь девушек в жертву Минотавру.
Отважный герой Тееей, сын афинского царя Эгея, убил Минотавра и, совершив этот подвиг, благополучно выбрался из лабиринта по клубку ниток, который дала ему влюбленная красавица Ариадна, дочь царя Ми- носа…
Бесчисленны художественные произведения, созданные на эти сюжеты и в античном мире, и в эпоху Ренессанса. Имена их героев по сей день остаются нарицательными. И возможно, этим легендам так и суждено было остаться легендами, если бы однажды на Крит не приехал сорокалетний хранитель Оксфордского музея Артур Джон Эванс. Тогда, в 1900 г., он не знал, что пройдут годы, и он станет всемирно известным ученым, почетным и действительным членом всевозможных академий и обществ, имя которого на протяжении многих лет не будет сходить со страниц газет и журналов. Именно ему, Артуру Эвансу, за исключительные заслуги перед наукой получившему от английского короля титул сэра, суждено было открыть одну из величайших цивилизаций древности, получившую название крито-минойской.

23 марта 1900 г. Эванс приступил к раскопкам. Он сам впоследствии говорил, что не надеялся на крупные открытия. Все. однако, обстояло иначе. Убедиться в этом Эвансу и его помощникам пришлось в ближайшие дни. Буквально через несколько часов в раскопе появились очертания древнего здания. Двумя неделями позже изумленный Эванс стоял перед остатками строений, покрывавших площадь в два с половиной гектара…
Шли годы, а работам все не было конца. Сорок лет в разных местах острова - на севере, на южном побережье, на востоке - копал Эванс, ибо поверил, и настолько, что заявил об этом публично, - что обнаруженное им здание - не что иное, как разватины легендарного Лабиринта.
Говорят, Эванса спросили, почему он, не колеблясь, заявил о том, что открыл Дворец Минотавра, хотя никаких достоверных фактов, подтверждающих правоту его слов, еще не было. Эванс ответил: «Я поверил в ариаднину нить истории - мифы». Ему возразили: «Но ведь они слишком красивы, чтобы показаться истиной?» Тогда Эванс сказал: «Любой самый красивый узор на ковре вышит обычной нитью, скрученной из овечьей шерсти. Так говорят на Крите. Я забыл про фантастические узоры и увидел нить, скрученную из фактов…»

Теперь, спустя семьдесят лет, мы снова можем повторить эти слова. Легенды не обманули Эванса. Он нашел не только огромный дворец, размеры которого могли вызвать к жизни сказания о Лабиринте, он нашел дворец. в котором жил Минотавр.
…Загадочному зданию, , казалось, не будет конца. Все новые и новые стены вырастали из-под земли, образуя причудливые переходы, сложную систему комнат, залов, внутренних двориков, световых колодцев, кладовых, и нельзя было предугадать, что откроет следующий взмах лопаты. Проходили годы, уже были отрыты тысячи и тысячи квадратных метров дворца, а из-под земли поднимались руины все новых и новых построек.
Сейчас в любом труде, посвященном истории Крита, можно увидеть детальный план этого «Дворца Миноса», составленный в результате раскопок Эванса, его учеников и коллег. 16 тысяч кв. м составляла его площадь. В нем было множество залов, пристроек, кладовых, соединенных бесконечными лестницами, коридорами, переходами… Вокруг центрального двора - огромного прямоугольника размерами 60 x 30 м - стояли здания со стенами из полых кирпичей и плоскими крышами, которые поддерживались рядами колонн Парадный вход находился с юго-западной стороны. К нему вела широкая крытая каменная лестница. Покои, коридоры и залы были расположены в таком причудливом порядке, и предоставляли посетителю так много возможностей заблудиться и запутаться, что всякому, кто попадал во дворец, должна была поневоле прийти в голову мысль о лабиринте. Она должна была появиться даже у того, кто никогда в жизни не слыхал легенду о паре Миносе и о построенном Дедалом лабиринте - прообразе всех будущих лабиринтов.

На первый взгляд план Кносского двор па поражает архитектурным хаосом - столь бессистемно, казалось бы. лепятся друг к другу его бесчисленные комнаты, залы, переходы, дворики Но в основе этого создаваемого почти тринадцать столетий хаоса лежал единый замысел, которому следовали из поколения в поколение все критские зодчие. Это была сложнейшая, тонко продуманная архитектурно-художественная композиция, которая ставила себе целью передать в архитектуре понятие бесконечности времени.
Более тысячелетия строился Лабиринт - столько же, сколько существовала крито-минойская цивилизация. Мастерам всякий раз надо было увязывать друг с другом новые сооружения. соединять их с уже существующими. Коридоры и переходы кносского дворца изогнуты, перспективу их невозможно охватить взглядом с одного места - она открывается только в движении. Здесь нет привычных дворцовых анфилад - комнат и залов, нанизанных на единую ось. Помещения Лабиринта как бы заходят друг за друга, и взгляду каждый раз неожиданно открываются все новые и новые пространства. Да и сам дворец не представлял собой единого объема. В отличие от дворцов Вавилона и Ассирии, отгороженных стенами и стоящих так, чтобы человек мог единым взглядом охватить их, Лабиринт являлся непосредственным продолжением хитросплетения кривых улочек города, его нельзя было воспринять сразу целиком.

Из-за палящего зноя во многих помещениях дворца не делали окон. Вместо этого была устроена хитроумная система световых колодцев - источников косвенного освещения, которые следует причислить к чудесам древности. С первыми лучами зари дворцовые покои заливал свет, но прохлада царила во всех помещениях дворца даже в самые знойные дни. Воздух в них проникал через специальные вентиляционные устройства, а разветвленная и хорошо организованная подземная водоотводная система выводила дождевые и бытовые стоки. Трубы, уложенные с определенным уклоном, входили одна в другую и скреплялись цементом. Система была так продуманно устроена, что едва ли не в любом месте ее можно было, в случае необходимости, легко и быстро отремонтировать.
О том, что в архитектуре Кносского дворца все подчинено стремлению сделать каждодневную жизнь как можно комфортнее, говорят и вращающиеся двойные двери, и великолепные помещения для омовений, водоотводные каналы, бесчисленные мастерские и кладовые… И всюду - белые стены, темные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, и ничего громоздкого, давящего.

…Когда рабочие раскопали небольшое помещение, в котором было устроено углубление в три метра длиной и два метра шириной, к которому вели вниз восемь ступеней, Эванс решил, что обнаружена ванная комната. Но рядом оказалось еще одно помещение, размерами примерно 4 x 6 м. С трех сторон в этой комнате у стен стояли каменные лавки, в четвертой стене - западной - была проделана дверь, а возле обращенной на север стены археологи увидели нечто совсем неожиданное: высокий алебастровый трон - фон древнего правителя Крита! Теперь можно было не сомневаться: они находились в самом центре дворца - в тронном зале царя Миноса.
Трон покоился на высеченных из камня стеблях каких-то растений, связанных в узел и образующих дугу’. Он был весьма удобным: сиденье точно следовало формам человеческого тела. Высокая спинка с изображениями морских волн накрепко приделана к стене. Стену тронного зала украшали изображения двух лежащих грифонов. Их лапы вытянуты вперед, головы гордо подняты. Три коричнево-черные блестящие колонны, сужающиеся книзу, отделяли тронный зал от помещения, в котором стояла ванна. В его отделке господствовал красный цвет.

Впоследствии Эванс восстановил Тронный зал. Ему пришлось перекрыть его и многие другие помещения крышей, чтобы предохранить от дождя драгоценные реликвии. В таком частично восстановленном виде и ныне предстает перед путешественниками Кносский дворец. Не дворец-крепость, а просто дворец - со всем великолепием, связанным с этим понятием. Вокруг него - высокие горы со сверкающими снегами на вершинах, цветущие равнины, зеленые оливковые рощи под синим небом. А за ними - теплое море, которое бороздят корабли критского царя… Жемчужиной, оправленной в синеву небес, должна была казаться столица Миноса приближающимся к острову морякам. Ее голубовато-белые стены и колонны, казалось, излучали блеск роскоши и богатства.
Главным украшением дворцовых покоев была живопись. Стены залов покрывали великолепные фрески, краски которых остались спустя тысячелетия столь ярки и свежи, что, казалось, были нанесены лишь вчера. «Даже наши рабочие чувствовали их волшебное очарование». - писал Эванс. В сравнении с искусством Египта и Месопотамии эта живопись раскрывает перед нами совершенно новый, волнующий мир.

В живописи Кносса господствовало буйное сверкание красок. Жилище критских царей призвано было служить не только обителью - оно должно было услаждать глаз. Здесь царили культ земной радости, освобождающий человека от страха перед роком и таинственными силами природы, обожествление красоты, в которой - оправдание, высший смысл жизни. Этим древний критянин предвосхитил древнего эллина.
Первыми среди народов, художественное творчество которых дошло до нас, критяне радостно залюбовались видимым миром - с восхищением, со страстным желанием запечатлеть земную красоту. Критская цивилизация не знала войн. Искусству Крита абсолютно чуждо прославление военных вождей и триумфаторов, здесь нет сцен кровавых битв и верениц пленников. Главная и единственная тема - мирная, цивилизованная жизнь. На фресках изображали юношей, собиравших на лугах крокусы и наполнявших ими вазы, и девушек среди лилий. У этих людей вполне европейское обличье. Мужчин, правда, было принято изображать с красновато- коричневой кожей, а женщин - с молочно- белой. Они танцуют в роскошных садах, пируют, держа в руках серебряные кубки и золотые чаши, оживленно беседуют, сидя в непринужденных позах на садовых скамейках. В их взорах и выражениях лиц - истинно французский шарм. «Парижанкой» назвал Артур Эванс одно из изображений молодой женщины, обнаруженное в Кносском дворце. Кажется невероятным, что эти люди жили несколько тысячелетий назад.

Еще одна излюбленная тема критских художников - море. Пленительны изображения летающих рыб, дельфинов, рыб - мотивы, почерпнутые из мира морских глубин. Эти мотивы очень часты и в живописи, и в замечательной критской керамике, как, например, в знаменитой «Вазе с осьминогом». Каждодневное созерцание моря, море как источник главных земных благ - все, что связано с морской стихией, отражено в содержании и стиле критского искусства, будь то фреска или раскрашенный керамический сосуд.
Среди многочисленных фресок, скульптур, рельефов, изображающих то учтивые беседы изящных женщин с изнеженными мужчинами, то диких животных и птиц, то морскую флору и фауну, один образ встречается с удивительным постоянством - образ быка. Бык изображался на скульптурах и фресках, на сосудах, кольцах и в мелкой пластике, на изделиях из слоновой кости и глины, золота, серебра и бронзы. Сосуды для религиозных возлияний изготовлялись в виде бычьих голов, а алтари украшались бычьими рогами.
Бык, бык, всюду - бык. Бык в мифах. Бык в произведениях искусства. Бык на фресках Кносского дворца. Не является ли это доказательством того, что на Крите в какой-то период его истории был распространен древний культ быка-пахаря, ставшего прообразом Минотавра? Или, быть может, наоборот, от легенды о Минотавре, уводящей в совсем далекое прошлое, ведет след к этим изображениям быков?

Сэр Артур Эванс умер в 1941 г. в возрасте девяноста лет, заслужив признательность человечества замечательным открытием великой цивилизации, беспримерным по своему значению. Древнейшие следы этой цивилизации прослеживаются еще на рубеже IV-III тысячелетий до нашей эры. Критская держава стояла в одном ряду с такими колоссами Древнего мира, как Египетское, Хеттcкое и Вавилонское царства. Свой золотой век Крит переживал между 1600 и 1400 г. до нашей эры. Его богатство и мощь обеспечивались его безраздельным господством на море. Устойчивые и крепкие критские корабли бороздили Средиземное море из конца в конец.
Казалось бы, ничто в то время не могло даже поколебать могущество Крита. Но около 1400 г. до н.э. происходит катастрофа - загадочная, до сих пор до конца не объясненная. Конец Критского царства был неожиданен и мгновенен…
В 1939 г. греческий археолог Спиридон Маринатос высказал предположение о том что главной причиной упадка и гибели минойской цивилизации стала редкая, гигантская по масштабам природная катастрофа. Скорее всего, это был взрыв вулкана Санторин, расположенного в 100 км к северу от Крита. В результате пострадала значительная часть Эгейского архипелага. Мощная волна- цунами, вызванная взрывом вулкана, уничтожила критский флот. И тогда на ослабленную страну с материка двинулись полчища иноземных завоевателей - греков-ахейцев. Вероятнее всего, именно они нанесли последний удар критской культуре…

Дворцы и скульптуры, фрески и украшения, вся блестящая материальная культура, созданная крито-минойской цивилизацией, дважды сыграла огромную роль в формировании европейской и мировой культуры и искусства.
В первый раз - в период своего расцвета, когда она стала началом, основой многого из того, что и поныне дорого всем нам, передав свои знания и искусство пришедшей ей на смену древнегреческой, эллинской, цивилизации.
Второй раз - когда археологи извлекли на свет погребенные веками и, казалось, навсегда забытые следы этой культуры, когда «не помнящее родства» человечество было внезапно потрясено высоким совершенством заново открытой древней культуры и как будто стало припоминать свою кровную связь с ней, то называя «парижанками» пленительных критянских женщин, изображенных на стенах Кносский дворец, то сопоставляя все лабиринты мира с Лабиринтом Минотавра.
Был ли Крит легендарной Атлантидой? Что за загадочный народ населял остров, на каком языке он говорил? Каким богам поклонялся? Увы, все это покрыто тайной. Но независимо от этой тайны и от того, были или не были критяне в кровном родстве с греками, памятники критского искусства приносят нам из глубины веков неопровержимое свидетельство, что Крит был колыбелью древнегреческой, а значит, и всей европейской цивилизации. Во всяком случае, мы не знаем другой колыбели, еще более ранней.

То, что было, превратилось в легенду. И осталось ей, потому что мудрые легенды, в которых жестокость бессильна перед любовью, рождающей мужество, навсегда остаются с людьми - ибо в них истина, рожденная Историей.

На живописном Крите, в окрестностях популярного курорта Ираклиона, находится знаменитый Кносский дворец. Он является красивейшим памятником древней архитектуры Греции и окутан множеством мифов и историй. Трудно найти человека, который не слышал о Минотавре и других легендах, связанных с этим местом. Вопреки разрушительной силе времени, варваров и землетрясений, отдельные элементы дворца очень хорошо сохранились и представляют огромный интерес для туристов.

Кносский дворец в мифологии

В древнегреческих документах чрезвычайно тонка грань между реальной историей и мифологией, поэтому трудно утверждать, что было на самом деле, а что породила фантазия поэтов. Предполагается, что Кносский дворец, как и большинство построек на Крите, основал царь Минос. Он пользовался милостью Зевса и Посейдона, которые не раз выручали его в трудную минуту.

Согласно легенде, Минос обязан был приносить в жертву Посейдону самого красивого быка, но однажды пожадничал и отдал менее достойное животное. Рассерженный бог в отместку пробудил страсть его жены к быку, от союза с которым и родился Минотавр – человек с бычьей головой.

Существо это было очень кровожадным и требовало человеческих жертв. Ежегодно юношей и девушек отправляли в коридоры лабиринта на съедение Минотавру, пока однажды в их числе не оказался Тесей. Принц Афин сумел победить жестокого Минотавра. Правда, для этого ему понадобилась помощь Ариадны – дочери Миноса. Позже Тесей с возлюбленной покинули остров, а через несколько столетий сильное землетрясение значительно повредило дворец, и почти полностью разрушило лабиринт.

История Кносского дворца

В архитектуре минойского периода Кносский дворец считают самым крупным и монументальным строением. Находился он в административном и экономическом центре острова. На одном месте дворец возводили дважды. Первая постройка датируется 1900 годом до н.э. Она была разрушена сильным землетрясением.












Отстроенный заново дворец стал величайшим сооружением. Несколько столетий он являлся важным культурным и административным центром, пока в 1500 г. до н.э. не проснулся вулкан на соседнем острове. В результате сейсмической активности, от Санторини к Криту направились сильнейшие приливные волны. Они нанесли непоправимый урон не только Кносскому дворцу, но и всей минойской цивилизации.

Развалины дворцового комплекса были обнаружены в начале прошлого века А. Эвансом. Именно он и трудился несколько лет со своей командой над восстановлением величественного здания. Под его руководством также произведена частичная реконструкция сооружений, однако эти работы современники часто подвергали критике.

Описание и архитектурные особенности

В древности Кносский дворец состоял из множества соединенных между собой построек и занимал несколько уровней. Некоторые ученые считают, что лабиринт Минотавра располагался где-то поблизости от дворца. Другие же, изучив запутанный план комплекса, уверены, что сам дворец и являлся лабиринтом. Его корректнее называть городом, а не просто дворцом, ведь на площади 16 000 м² расположилось более 1300 помещений.

Реконструкция Кносского дворца

Обнаружить какую-либо системность в архитектуре очень сложно. Возникает ощущение, что строили его абсолютно обособленные бригады. Некоторые комнаты прорублены в скалистой породе, другие отделаны грязевым кирпичом. В постройке мало симметричных деталей, фрески и декоративные элементы размещены вопреки законам гармонии, зато технология строительства находится на высочайшем уровне.

Некоторые элементы являются очень эффектными и привлекают внимание архитекторов, историков и обычных туристов. Одними из них являются «иррациональные» колонны, выкрашенные в охряный и черный цвета. Они имеют необычную форму и сужены книзу.

Не менее интересны большие лестницы, выполненные из цельных блоков. У лестниц имелись специальные каналы для сточных вод, таким образом была внедрена древнейшая канализационная система.

Удивительно, что все здания лишены привычных нам окон. Для проникновения света и вентиляции строители предусмотрели многоуровневые отверстия в потолках.

В процессе раскопок найдено большое количество статуй, предметов быта и драгоценностей. В отделке помещений хорошо сохранились древние фрески. Путешествуя по Кноссу, туристы словно перебираются на небольшие яркие островки старинного дворца. Чтобы не заплутать в бесчисленных коридорах, стоит воспользоваться картой развалин.

Как добраться?

Кносс расположен на Крите, недалеко от города Ираклиона. Регулярные автобусные рейсы отправляются от автостанции каждые полчаса, а иногда и чаще. Можно добраться к музею на автомобиле. Чтобы туристы не заблудились, по пути встречается множество указателей к главной достопримечательности острова. У самого входа на территорию дворца оборудована большая автомобильная парковка с бесплатным въездом.
Посетить дворец можно с групповой экскурсией. Её предлагают в соседних городах и прямо на месте. Возле входа на территорию дворца, приблизительно за 15-20 минут, собираются экскурсионные группы по 6-10 человек. Также можно нанять персонального гида.

Музей ежедневно открывает двери перед туристами. Дважды в год режим работы меняется:

  • 8:00-19:00 (апрель-октябрь);
  • 9:00-15:00 (ноябрь-март).
В выходные дни независимо от сезона, рабочий день заканчивается в 15:00. Вход на территорию платный. Несовершеннолетние граждане проходят на территорию бесплатно.

Как подготовиться к экскурсии

Экскурсия по развалинам занимает несколько часов, поэтому необходимо иметь удобную одежду и обувь, а также запастись водой. Головной убор и солнцезащитные средства также не будут лишними. В летние месяцы стоит приходить до обеда или после 16:00, иначе можно получить солнечный удар, ведь тени почти нет.

Чтобы подробнее изучить достопримечательности, в киосках у входа можно купить карту и путеводитель. Они предлагаются на различных языках, в том числе и на русском.

Знаменитый греческий остров Крит, мечта путешественников, находится к югу от Балканского полуострова. Туристические маршруты охватывают всю его территорию. Экскурсии на Крите начинаются в провинции Ханья, затем проходят по округам Ретимно и Ираклион, а заканчиваются в административной территории Ласити. Каждый тур включается в себя целую программу, осмотр достопримечательностей и знакомство с обычаями и традициями эллинов, коренных греческих жителей.

История появления

Остров Крит во все времена был окружен мифами и легендами. В настоящий период он также является хранилищем древнегреческой истории. Главной достопримечательностью Крита считается Кносский дворец - уникальное античное сооружение. Некоторые любители древностей отождествляют резиденцию царя Миноса с легендарным лабиринтом Дедала, но следует понимать, что это не одно и то же. Обе исторические структуры находятся на значительном расстоянии друг от друга.

В целом, экскурсии на Крите носят фольклорный характер, они очень интересны и познавательны. Но самым привлекательным туристическим объектом на острове является древний Кносс, который находится в четырех километрах к югу от столицы Крита, города Ираклиона. Историческая взаимосвязь этих территорий уходит корнями во времена господства царя Миноса, после которого островом стали владеть знатные ахейские греки, положившие начало микенской цивилизации.

Современность

Сегодня одной из самых грандиозных достопримечательностей Греции является Кносский дворец на Крите, знаменитый своими лабиринтами, в которых жил Минотавр - человек с головой быка, чудовище, тайно рожденное женой царя Миноса, Пасифайей. По легенде греческий инженер-художник Дедал построил для него огромный подземный лабиринт, из которого невозможно было выйти. Ужасный монстр в образе человека с бычьей головой постоянно требовал жертв и в подземелье к Минотавру время от времени доставляли семь девушек и семь юношей, которых тот пожирал.

Избавление

Но однажды в лабиринты Кносского дворца пришел Тесей, сын афинского правителя Эгея. Он решил убить Минотавра и избавить Элладу от страшной напасти. Однако войти в лабиринт - означало там погибнуть. Тесей встретился с дочерью царя Миноса Ариадной, которая дала ему клубок ниток. Тесей закрепил конец нити на входе и углубился во владения Минотавра. Он разыскал чудовище и убил его. А нить Ариадны вывела героя на поверхность.

Заколдованный лабиринт,Кносский дворец Минотавра, перестал существовать. Отныне эллины могли жить спокойно.

Стихия

В 2000 году до нашей эрыКносский дворец на Крите пострадал от сильнейшего землетрясения, а спустя 300 лет, в 1740-м, его почти полностью уничтожили пожары, следовавшие один за другим.

Окончательно Кносский дворец на Крите разрушился во время извержения вулкана на острове Санторине, произошедшего в 1450 году до нашей эры и вновь вызвавшего повсеместные пожары. Население тогда бежало со всех близлежащих островов на материк. Кносский дворец на Крите был не единственным пострадавшим архитектурным сооружением, вместе с ним погибли дворцы Закрос и Фест.

Обновление

По мнению ученых, исторически сложились два периода существования дворца. Первый - "раннедворцовый" - относится к 2000 году до нашей эры. Дворец простоял триста лет, а затем был разрушен стихией.

На его руинах эллины построили новый, который существует по сей день. Он считается шедевром "позднедворцового" периода на острове Крите. На то время пришелся расцвет минойской цивилизации, высоко поднялся уровень архитектурного мастерства, развивались инженерные технологии - все это наилучшим образом отразилось на строительстве обновленного Кносского дворца.

Расположение

Шедевр минойского зодчества раскинулся на обширной площади в два с половиной гектара. Во дворце более тысячи комнат и несколько огромных залов. По сути, Кносский дворец, история которого насчитывает уже несколько тысячелетий, стал резиденцией царя и включил в себя все жизненно важные административные и экономические службы. Такая централизация оказалась очень полезной для города, который окружил дворец и стал словно его продолжением.

Археологические раскопки

Первые исследования верхних культурных слоев на территории Кносского дворца были сделаны греческим меценатом Миносом Калокерино в 1878 году, когда остров Крит находился под турецким владычеством. Результаты раскопок были удручающими: нигде не удалось обнаружить ни захоронений, ни следов жизнедеятельности людей. Учеными было сделано предположение, что в период стихийных бедствий, землетрясений, пожаров и извержений вулканов эллины, населяющие Крит и другие близлежащие острова, покинули обжитые земли и перебрались на материк.

Эти выводы косвенно подтверждаются раскопками западной части Апеннинского полуострова, места проживания древних этрусков. В Италии во множестве были найдены и захоронения, и свидетельства жизнедеятельности людей. То же самое можно сказать и про Палестину, где также находили артефакты. Некоторые исследователи сравнивали судьбу древнего Крита с аналогичными событиями в Атлантиде, с той лишь разницей, что греческий остров погубила огненная стихия, а океанский остров-государство ушел под воду.

Кносский дворец: как добраться

Способов добраться до древнего Кносса несколько. Однако все пути ко дворцу начинаются в столице острова Крита - городе Ираклионе. Таким образом, сначала необходимо приехать в HERAKLION, лучше прямо на центральный автовокзал, откуда и отправляются синие автобусы под номером 2 в город Кносс. Садиться нужно на платформе с надписью BUS TO KNOSOS.

Стоимость проезда по маршруту Ираклион-Кносский дворец - полтора евро в одну сторону, но брать следует билет в оба конца, так как в Кноссе нет билетных касс, и купить там билет невозможно.

Ехать лучше всего до конечной остановки. Для большей уверенности можно отыскать Кносский дворец на карте и определить его положение относительно автовокзала в Кноссе. В крайнем случае, любой местный житель подскажет путешественнику дорогу.

Итак, на подходе к дворцу можно быть уверенным, что экскурсия состоялась, и через минуту Кносский дворец, часы работы которого строго регламентированы (c 8 утра до 19 вечера, без выходных), гостеприимно распахнет свои двери. Обо всех изменениях в расписании работы музея администрация объявляет заблаговременно.

Внутреннее убранство

Фрески Кносского дворца, древнейшие настенные росписи, неповторимые по красоте, имеющие историческую и художественную ценность, расположены отдельно от полуразрушенных дворцовых помещений. Большинство изображений были реставрированы художниками из команды английского археолога Артура Джона Эванса, который занялся раскопками Кносского дворца в 1900 году. Работы продолжались до 1931 года.

Некоторые фрески получили название, например, изображение молодой женщины с прической жрицы, стали называть "Парижанка". В ее облике действительно есть что-то от французской моды начала 20-го века. Однако в каталогах она значится как "Минойская леди".

Структура

Посетители попадают во дворец с западного входа, и первое, что предстает перед туристами, это три широких каменных колодца для ритуальных жертвоприношений. Далее идет коридор, выводящий в обширный двор, который производит впечатление некоторой хаотичности. Множество беспорядочно расположенных галерей, больших и малых залов, лестниц, никуда не ведущих. На стенах ряд декораций на спортивную тематику. Юноши, состязающиеся друг с другом, и девушки, играющие с быками. Все картины выписаны в мельчайших деталях.

Далее широкая лестница соединяет двор с царскими покоями. Здесь все гармонично и упорядочено, строгое чередование красных и черных колонн, расположенных особым образом. Исследования показали, что колоннада в царских покоях связана с более крупными внешними столпами. Воздушные потоки поступают сверху и несут прохладу, которая равномерно распределяется между нижними колоннами. Таким образом, создавался микроклимат в спальне царей.

Кносский дворец сегодня

Грандиозный памятник античности, уникальный шедевр сакральной архитектуры, его величественные руины передают дух 3000-летней давности. Удивительный рельеф монолитных каменных блоков, ювелирная мозаичная кладка, неподвластная времени, - все это привлекает миллионы туристов со всего мира.

Кносский дворец является не только редчайшим музейным экспонатом, он еще и объект пристального внимания ученых. Архитекторы, этнографы, графические дизайнеры и многие другие специалисты изучают строение с точки зрения классического зодчества, художественно-исторической ценности, социально-общественного обустройства.

Дворец вобрал в себя историю нескольких тысячелетий, начиная с позднего неолита, и это требует научного анализа и систематизации. Ученые всего мира считают за честь для себя участвовать в проектах по изучению уникального строения на Крите. С каждым годом материалы по Кносскому дворцу становятся все более объемными и достоверными.