Главные театральные премьеры. Театральные премьеры апреля-мая

Настоящие театралы никогда не пропускают театральные премьеры. И обязательно заранее покупают билеты на столь ожидаемые события. А вот редкие гости cтоличных театров могут и не знать, какие детские премьеры случатся в ближайшее время. А значит, могут ненароком их пропустить.

Информацию обо всех спектаклях, премьеры которых состоялись в новом сезоне, можно найти в нашем специальном разделе . А еще мы рассказываем о премьерных спектаклях, на которые можно сходить с подростками .

В этой статье речь пойдет о главных театральных премьерах, которые подарил родителям с детьми театральный сезон 2016\2017.

Музыкальный спектакль состоит из разных сказочных миров. В нем и встречи с волшебниками, и путешествие в таинственный цветущий сад, и созерцание северного сияния, и песни белых медведей, и история полярной экспедиции, и настоящий рыцарский турнир… А финал сказочной истории зависит исключительно от решения зрителей.
Продолжительность: 3 часа 20 минут.

Золотой ключик, или приключения Буратино
Премьера - 23 октября 2016 года
Возраст: с 5 лет

Спектакль по мотивам сказки А.Толстого в Московском театре кукол адресован школьниками младшего школьного возраста.

Здесь старинная актерская повозка становится то каморкой папы Карло, то театром Карабаса Барабаса, то таинственным полем Чудес и увозит зрителей в волшебный страну, где куклы разговаривают, маски оживают, а золотой ключик открывает дверь в мир радости и мечты.
Продолжительность: 1 час 20 минут с антрактом.

Морожены сказки
Премьера - 22 октября 2016 года
Возраст: с 12 лет

Для подростков Московский театр кукол подготовил еще одну театральную премьеру, которая получила название "Морожены сказки".

Кто видел летающих рыб и поющих медведей? Плавал по морю, сидя верхом на бане, мимо апельсиновых деревьев? Украшал ёлку северным сиянием? Для героев «Мороженых сказок» это дело вполне обычное. За некоторыми сказками актёры гоняются на роликах, другие - высматривают на ходулях, какие-то – собирают босиком.
Продолжительность: 1 час 20 минут.

Премьеры в театре им. Сац

Поход в театр на балет или оперу – это всегда важное событие в жизни каждого театрала, однако оно становится еще более особенным, если спектакль премьерный. Прелесть премьеры в том, что здесь появляется элемент неожиданности. Так, если от постановки, которая входит в репертуар театра уже много лет, зритель знает, чего ожидать, то от просмотра премьерного спектакля у него складывается собственное мнение, не основанное на отзывах других театралов и критиков. Купить билеты на премьеры театров Москвы – это возможность стать своего рода первооткрывателем. К тому же, это замечательный шанс насладиться гениальной актерской игрой, ведь именно на премьерах артисты стараются в совершенстве представить свои образы, чтобы зритель смог по достоинству оценить и полюбить представленную постановку.

Театральные премьеры 2019-2020 года

В Москве ежедневно проходит около 120 спектаклей! Выбрать есть из чего! Но, если вас интересуют новинки, и вы желаете быть в курсе всех событий культурной жизни столицы, тогда сервис нашей компании – для вас. Вашему вниманию предлагается афиша театральных премьер 2019-2020 года. Вся информация проверенная и актуальная – мы размещаем данные обо всех премьерах сезона и о неожиданных изменениях в репертуарах. У нас вы можете просмотреть, какие премьеры предлагают театры Москвы, узнать дату их преставления и стоимость билетов. Также благодаря нашему сервису вы сможете увидеть схему расположения мест в театральных залах, выбрать самые удобные места и заказать на них билеты.

Денис Катаев:

Я отбирал только те спектакли, которые видел на московской сцене за год. Театр на этот раз существовал в особом режиме турбулентности. Все затмило дело Кирилла Серебренникова и «Седьмой студии». Но одновременно с тем, что сам режиссер оказался под домашним арестом, именно его постановки, которые он успел реализовать еще до процесса, — одни из самых громких и запоминающихся в этом году.

Под пятым номером — безоговорочный успехМузыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко «Сюита в белом» Сержа Лифаря. С нее свою революции в «Стасике» затеял новый худрук балетный трупп Лоран Илер. А в итоге — безоговорочный успех. Его вечера одноактных балетов — главное балетное событие года, не считая премьеру «Нуреева». Француз умело и грамотно вписывает наш театр в международный контекст и знакомит российскую публику с важными именами мировых хореографов, которых принято иметь репертуаре уважаемых европейских и американских площадок. В прошлом сезоне выстрелили современной классикой, показали произведения Лифаря, Килиана и Форсайта. И вот свежая премьера — четыре новых балета, три из которых впервые на сцене в России. Это хрестоматийный Баланчин, модерновый Пол Тейлор, этнический Жак Гарнье и прогрессивный Александр Экман. В этих вечерах Илер продолжает знакомить нас с историей современной хореографии XX и XXI веков. Ничего революционного и авангардного для продвинутой публики в этих именах нет. Однако у нас, к сожалению, даже эти имена в афише — редкость. Сплошные Григорович и Петипа. Хотя в мировой практике — это что называется must-see. Параллельно Илер просвещает аудиторию, точнее показывает, как изменялся танец во времени, как классика постепенно переходила в постмодернизм и авангард и становилась неоклассикой. Таким образом, за один вечер в Станиславском можно получить представление о самых главных стилях и направлениях современной хореографии, и конечно, соединить в голове зрителя наследие великих школ с сегодняшними веяниями. Получается такая балетная мини-энциклопедия на одной сцене, в котором встречаются имена, которые совершили революцию. Это определенная миссия, с которой умело справляется новый худрук театра Станиславского.

Одно из главных событий года в театре — возвращение Анатолия Васильева на сцену. На Международном Чеховском фестивале он показал свою первую премьеру после 17-летнего молчания. Это спектакль «Старик и море» по Хэмингуэю. И посвятил его своему учителю — Юрию Любимову, чей 100-летний юбилей мы тоже отмечали в этом году.

Спектакль «Старик и море» — камерный проект. На сцене только Алла Демидова, которая играет то ли старика, то ли рассказчика, то ли саму себя и как-то магически читает текст Хемингуэя. Но так, что зритель остается прикованным от происходящего на сцене. А там никаких безумных спецэффектов. Только рукотворное чудо, тонкая ювелирная работа. На сцене лишь сменяется цвет, море волнуется, иногда появляются те самые львы, которые снились старику, только уже в цирковом и утрированном виде в виде китайской куклы, море волнуется два, ну и, конечно, та самая большая рыба и ее левиафан, то есть скелет, море волнуется три. Замерла даже необходимая кружка на столе. А в зале — ни шороха. Все боятся потревожить, спугнуть то невероятное чудо, которое происходит на сцене. Спектакль поражает визуальной мощью и безупречностью, когда усеянное блестками тряпичное море «кипит», а на самом деле это всего лишь развеваются полупрозрачные голубые паруса на сцене. Но какое дело до машинерии, когда тут такое волшебство рождается на глазах. Весь спектакль — это опыт переживания актрисы в режиме онлайн, здесь и сейчас на сцене происходит что-то невероятное и неповторимое. Потому это скоропортящийся спектакль, уникальный, который было бы полезно застать. Он как деликатес скоротечен. «Старик и море» — это оммаж театральному искусству от Демидовой и Васильева, который обязательно войдет в учебники. Ничего буквально, pure art, поэзия на сцене, которая смотрится и воспринимается на одном дыхании.

Самый главный гастрольный проект — «Ночь в библиотеке» Робера Лепажа, показанная на фестивале «Территория». Очень важная просветительская история в приятной упаковке.

Робер Лепаж часто бывает в Москве. На этот раз он выступил с гуманистическим виртуальным проектом «Ночь в библиотеке». Лепаж создает свою территорию смыслов, зовет в тур по лучшим библиотекам мира, посетить которые вы сможете за один присест, просто надев VR-щлем в темном пространстве, специально выстроенном в Мультимедиа Арт Музее. Внутри рассказ о самых главных библиотеках — от той самой легендарной Александрийской, сгоревшей и обновленной, до выдуманной подводной, ту которую собрал капитан Немо. И все это не просто книгохранилища, а места инноваций, прогресса и просто победы над войнами, конфликтами и мраком. Ключевой эпизод — библиотека в Сараево, которая становится местом мира, осажденной крепостью, территорией здравого смысла, в центре захлебывающегося в крови балканского полуострова. Именно там наперекор всему в огне играет виолончелист в знак протеста против войны. Но библиотека — еще и опасное место, амбивалентная институция. Это вам и рай познания, и ад одновременно, ад, потому что только там осознаешь богатство и бесконечность интеллектуальной мысли и только там можно ощутить отчаяние от того, что последнюю страницу никогда перевернуть не получится.

Самый главный радикальный спектакль года — «Волшебная гора» Константина Богомолова в Электротеатре. Режиссер избавился от Томаса Манна, но это того стоило.

Кашель и только кашель на протяжении получаса. И больше ничего. Только смерть и пустота. Тотальное забвение и бездействие. Такой радикальный и вызывающий по восприятию спектакль у нас мог поставить только Богомолов. И здесь он в своем особом изощренном методе доходит до предела. Он увидел в текстах Манна обреченность, «здесь смерть себе воздвигла трон». Смерть — сущность всего в этом мире, смерть — объяснение жизни и любви, смерть — «предел наших стремлений»: прямо по Монтеню. Внутри этой ржавой и безнадежной конструкции — два морибундуса, то есть смертельно больных, их играют сам Богомолов и актриса Елена Морозова. Они бесконечно кашляют в этом метафизическом туберкулезном санатории, кашляют и зрители в унисон с актерами. Они — те же обреченные пациенты. Кажется, что это уже не жизнь, а чистилище. Но к жизни возвращают цитаты от смерти от не менее великих русских писателей — Некрасова, Заболоцкого и Шаламова. Так красиво об увядании природы и человека могут рассказывать только художники. «Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница…». Среди творцов смерти и сам Богомолов. Его тексты звучат еще радикальнее. Про старуху, например, которая перепутала беременность с раковой опухолью.

Вот и получается такой поэтически вечер, посвященной самой табуированной теме на свете. Это, конечно, на данный момент самое бескомпромиссное высказывание Константина Богомолова, его самый безжалостный творческий выплеск.

Ну и наконец. Герой года — Кирилл Серебренников. И не только из-за процесса. А все потому, что он показал лучшие спектакли за последние время, видимо что-то предчувствуя. Есть в этом что-то провидческое и трагическое. В каждой из двух постановок, которые можно смело назвать лучшими в этом году. Одна — в Большом, другая — в родном Гоголь-центре.

«Нуреев» прекрасен и вне скандала. Этим произведением должен гордиться не только театр, но и страна. Многосоставное сложное, я бы даже сказал гигантское высказывание: здесь есть и балет, и опера, и хор на сцене, драматические артисты. «Нуреев» Серебренникова рассказывает про тотальную свободу художника, которая выше всего, даже самых сложных обстоятельств, про его прыжок к свободе и желание жить. Рефреном в балете проходит фраза, как никогда актуальная сейчас — «Нуреев всегда любил Россию, но ненавидел систему». Это спектакль про талантов и героев, которых не ценит наша страна. Так, к сожалению, происходит до сих пор. Помимо идеи в этом спектакле прекрасна и многосоставная музыка композитора Ильи Демуцкого, в которой слышатся цитаты из произведений, в которых был задействован Нуреев, — из «Жизели», «Баядерки» и «Лебединого озера». Ну, а чего стоит уникальное звучание советской машины, которая закручивает гайки и не дает вздохнуть Нурееву, заставляя его убежать в Париж. Это манифест свободы, очень важный для режиссера, которого ее решили. Очень многое из биографии Нуреева пересекается с сегодняшними событиями вокруг Кирилла Серебренникова. Так что вот она — способность художника предвидеть. У него это получилось. И как-то очень современно звучит письмо к Нурееву от Аллы Осипенко со сцены: «все могли бы принести славу России», «слава Богу, вы все остались русскими, не предали». И снова вопреки обстоятельствам. Вот так же и Серебренников сказал в зале суда: Я много лет работаю в России. Я честный человек. Я хочу, чтобы Россия из провинциальной стала великой культурной державой».

«Маленькие трагедии» по Пушкину у режиссера, который сейчас находится под домашним арестом, вышли жутко эмоциональными, своевременными и очень личными. Казалось бы затертый до дыр со школьный скамьи у Серебренникова он обретает новую жизнь. И угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул. Его слова снова звучат ярко, круче чем самый мощный рэп-баттл, Ведь на сцене новый поэт нашего времени, преемник, рэпер Хаски, который добавляет в этот мрачный мир свою каплю дегтя. Казалось бы, как Фаусту, хочется все утопить в этом унылом и беспросветном мире. Но Серебренников говорит — Жги! И жжет на сцене. Глаголом, задором и уникальным визуальным воплощением. Вообще это не просто спектакль — это скорее тотальная мультижанровая и мультиформатная инсталляция, очередное путешествие по Руси, где все окончательно перемешалось и смешалось. Siri с пионерским галстуком, фраза «Матильды чистый дух тебя зовет!» с киборгом, который превращается в то ли Моцарта, то ли рок-музыканта. Это вообще с одной стороны очень зловещий спектакль, с хоррором в прологе, но в конце все же оставляющий надежду, так нужную во время чумы. А еще это провидческая постановка для самого Серебренникова. Невозможно оторвать происходящая от контекста процесса над ним самим.

Недавно и в Штутгартской опере прошла премьера его незаконченной постановки «Гензель и Гретель» . Серебренников не успел закончить, арест помешал начать репетиции. Это мультижанровое произведение, где театр и кино в одном. Сказку братьев Гримм, Серебренников, конечно, серьезно переработал и осовременил. Действие происходит в сегодняшней Европе, в центре — мигранты, выходцы из Африки, Серебренников даже ездил для этого в Африку, в Руанду, снимать местных подростков, все документальные кадры и показали в Штутгарте. Но пока это был лишь эскиз будущего спектакля, посвященный находящемуся под арестом режиссеру. В Штутгарте надеются, что Серебренников продолжит работу вскоре. Надеюсь, что в следующем году режиссер все-таки выйдет на свободу и сможет реализовать до конца свои новые проекты. В том числе доснять фильм «Лето».

Инна Чурикова в Театре Наций, «Цирк» Максима Диденко и многое другое


Театр Маяковского

Бешеные деньги

Островский – явный лидер сезона: вслед за РАМТ, Театром Наций и ШДИ к нему обратилась и Маяковка. Даже если вы не читали пьесу, по названию этой «комедии одержимости», как определен ее жанр, нетрудно догадаться, что речь пойдет о деньгах, точнее, об одной из самых сильных страстей человеческих – жажде обладать капиталами, чтобы красиво жить и купаться в роскоши. Увы, большинство героев здесь идеально подпадают под определение «деньги кончились – привычки остались». Правда, сдаваться они не намерены, и на пути к богатству для них все средства хороши, но жизнь, бывает, обводит вокруг пальца даже самых расчетливых игроков… Кстати, премьера приурочена к юбилею актрисы Светланы Немоляевой – она играет «даму с важными манерами» Надежду Антоновну Чебоксарову.

Гоголь-центр

Молоко

Выдумка, фантастика, мечта – пьесу Екатерины Мавроматис «Молоко», по которой поставлен новый спектакль Дениса Азарова, можно трактовать как угодно, зато с идеей все ясно: мир спасет женщина – терпением, любовью и… молоком. В этой одновременно смешной и печальной утопии действуют эксгибиционисты, проблемные подростки, странные взрослые и даже пингвины, и объединяет этих разнокалиберных персонажей одно – им трудно жить. Точкой притяжения, а потом и спасением для всех них окажется девушка Зоя – казалось бы, совершенно обычная, даже заурядная, но лишь до той поры, пока у нее не обнаруживаются паранормальные способности, и благодаря им мир вдруг начинает резко меняться к лучшему.

Театр Наций

Аудиенция

Анонсируя этот спектакль, сложно удержаться от эпитетов «имперский» или «королевский», и дело не только в том, что он на самом деле посвящен королеве Британской империи, но и в его создателях: режиссер – Глеб Панфилов, Елизавету II играет Инна Чурикова. Команда собралась сильнейшая: тут и Горевой-Черчилль, и Тюнина-Тэтчер, и Харитонов, и Лобоцкий, но королева, конечно, вне конкуренции, и аншлаги «Аудиенции» обеспечены. Автор пьесы Питер Морган вместе с Панфиловым специально адаптировал ее «под нас», уделив особое внимание британо-российским отношениям. Пересказ сюжета уложится в несколько слов: «Каждый вторник в 18:00 королева Великобритании дает аудиенцию премьер-министру Соединенного Королевства…» – но за этим стоят самые значительные мировые события от середины ХХ века до наших дней, увиденные, осмысленные, пропущенные через себя одной из величайших женщин современности… Поклонники психологизма будут в восторге, обещаем.

Театр Наций

Цирк

Культовая комедия Григория Александрова «Цирк» – один из пафосных символов 1930-х – получит новую жизнь, воплотившись на сцене стараниями Максима Диденко, большого мастера театральных трюков в самом лучшем смысле. Всем известный сюжет, в целом, останется в силе, но подан будет в стилистике ретро-футуризма с привлечением максимально ударных сил. Нас ждут живой оркестр, клоуны, аттракционы, советские песни и марши в интерпретации композитора Ивана Кушнира, иллюзионистские декорации Марии Трегубовой и замечательный актерский ансамбль во главе с Ингеборге Дапкунайте – она сыграет и американскую циркачку Марион Диксон, и советскую артистку Любовь Орлову. Обещают, что будет жутковато и весело – все как в настоящем цирке.

Практика

Многочисленные вариации на тему «бы» всем нам прекрасно известны: если бы, хорошо бы, вот бы… Кто-то мучает себе, сокрушаясь о неслучившемся, кто-то фантазирует или мечтает, другим заветная частица помогает прикидывать варианты и выбирать оптимальный, но чаще всего «бы» – признак несбыточности или необратимости… Неистребимому желанию дать событиям обратный ход и хотя бы умозрительно пережить то, чего не было, но могло бы быть, и посвящена премьера Мастерской Брусникина в «Практике». Режиссер – Дмитрий Соколов, в ролях – Сергей Карабань, Михаил Плутахин, Юрий Межевич, Игорь Титов; для поклонников брусникинцев – must.

Мастерская Петра Фоменко

Души

Завсегдатаи Мастерской наверняка помнят фантазию на тему позднего Гоголя «Чичиков. Мертвые души. Том второй», но эти «Души» – совсем другая история. Постановщиком стал актер Федор Малышев – сами фоменковцы называют его рекордсменом по количеству главных ролей, но этого рекорда Федору явно мало, и он реализуется еще и как режиссер. Ранее он ставил здесь концерт-да-не концерт «Смешной человек» по Достоевскому, теперь взялся за «Мертвые души». Новая работа обещает многое: в числе актеров – Полина Агуреева и Евгений Цыганов, совершенно тут неузнаваемый (кстати, попробуйте догадаться, какая роль ему досталась, с первого раза вряд ли получится), художник – Павел Каплевич, а хореографом неожиданно выступает Никита Кукушкин из Гоголь-центра. Ну а куда мчится тройка-Русь по версии Малышева, узнаем уже совсем скоро.

Мастерская Петра Фоменко

Капитан Фракасс

И еще одна премьера – романтически-исторически-приключенческий «Капитан Фракасс» в постановке самого Евгения Каменьковича. Роман Теофиля Готье был написан более полутора веков назад, но до сих пор свеж, интересен и интригует не меньше современных бестселлеров, так что ничего удивительного, что в спектакле задействована в основном молодежь – от новой плеяды фоменковских стажеров до любимца публики Амбарцума Кабаняна. Благодаря им мы и отправимся в путешествие по дорогам Франции в компании бродячих актеров и молодого обедневшего барона Огастэн де Сигоньяка, который, влюбившись в прекрасную актрису Изабеллу, презрел все правила приличия, присоединился к лицедеям и даже рискнул выйти на подмостки в роли нелепого Капитана Фракасса…

Театр имени Пушкина

Эта прекрасная жизнь

Сразу предупредим: несмотря на название, это не инсценировка одноименного фильма Фрэнка Капры 1940-х, хотя действие тоже происходит в Америке, более того, одним из персонажей является… сам Фрэнк Капра. Главные герои этой комедии положений – актерская пара, Джордж и Шарлотта Хэй. Некогда они блистали в кино и купались лучах славы, а теперь, всеми забытые, довольствуются собственным крошечным театром в городке Буффало, но не теряют надежды на чудо. И чудо происходит: в поисках героев для своей новой картины в Буффало приезжает знаменитый режиссер, и чета Хэй понимает, что этот шанс им ни за что нельзя упустить… В главных ролях Игорь Бочкин и – внимание! – специально приглашенная Елена Яковлева.

Электротеатр Станиславский

Скучная история

Пусть название вас не смутит: у Чехова, по повести которого поставлен этот спектакль, скучных текстов не бывает, да и в Электротеатре, как известно, скучать не приходится. На самом деле эта история одной души, мучимой тревогами, сомнениями, разочарованиями, и недаром режиссер Василий Скворцов решил поместить действие в антураж анатомического кабинета: нас ждет пусть нелегкий, но важный процесс препарирования человеческой жизни и судьбы. Герой сам очень хотел бы навести порядок в своем внутреннем мире и обрести гармонию, но, кажется, слишком поздно, и страдают от этого не только близкие, но в первую очередь он сам. В общем, рекомендуем отнестись к «Скучной истории» еще и как к хорошему поводу заглянуть в себя, если вы давно этого не делали…

Школа драматического искусства

Тарарабумбия

Этому детищу Дмитрия Крымова исполнилось уже 7 лет, но показывают его так редко, что мы обязаны взять его в наш весенний топ. Созданная к 150-летию со дня рождения Чехова, «Тарарабумбия» поставлена в необычном формате шествия и отсылает одновременно к парадам советских лет и к балу у Воланда. Десятки актеров, сотни костюмов, технические трюки и визуальные эффекты – вся поэтичность чеховской прозы, все рожденные ею ассоциации, все многоликие герои воплощены в этой невообразимой феерии с такой выдумкой, на какую способен только Крымов. Представьте себе интерпретированный Мейерхольдом «Вишневый сад» в декорациях Босха – вот примерно так и будет выглядеть «Тарарабумбия», хотя никакой фантазии не хватит вообразить то, что вы увидите на самом деле. Фото: Alex Yocu, Владимир Васильчиков, Лариса Герасимчук, Александр Иванишин, Олимпия Орлова, Кирилл Пономарев «The Vanderlust»

Ссылка на

Москва переживает бум мюзиклов: герои начинают петь о своих чувствах даже там, где прежде только разговаривали. Тем не менее начинающийся сезон принесет не только певчие премьеры, но и неожиданного Шекспира, Булгакова и Гоголя. Можете ли вы представить Александра Калягина в роли болтливого юнца Хлестакова, а Олега Меньшикова - в роли кровавого убийцы Макбета? А они обещают сыграть такие роли.

Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

Заводной апельсин

Если на свете существует 15-летний подонок, получающий удовольствие от изнасилований и убийств, - что с ним делать? Что с ним делать государству? Предполагается, что лечить, - и в антиутопии Энтони Берджесса, сочиненной в 1962 году, вождя подростковой банды Алекса «кодируют» от насилия. И это вроде даже срабатывает - но что делать его жертвам, обнаружившим уже «безопасного» Алекса на улице? Простить или отыграться за свои несчастья, пользуясь тем, что он уже не может защищаться? Культовый роман, по которому в начале 1970-х снял фильм Стэнли Кубрик (получивший главную роль Мальколм Макдауэлл был почти вдвое старше своего героя, и история получила совсем иную окраску), теперь становится спектаклем - и ставит его Филипп Григорьян. Текст переработан драматургами Юрием Клавдиевым и Ильей Кухаренко, а кроме того, пропущен несколько раз туда-обратно через Google Translate - чтобы добиться той дикости и угловатости языка, на котором «в будущем» разговаривали герои Берджесса.

Гордость и предубеждение

У Московского Художественного театра уже был опыт постановки мюзикла, и чрезвычайно удачный - в 2008 году здесь появился «Конек-Горбунок» в постановке Евгения Писарева, до сих пор идущий с отличным драйвом. Теперь в мюзикл превращается роман Джейн Остин - и выпускает его та команда, сотворившая в театре Пушкина «Рождество О"Генри» (несмотря на то, что в спектакле участвовали не певцы, а драматические артисты, весной этот мюзикл стал триумфатором на «Золотой маске»). Тот же композитор - Питер Экстром, тот же режиссер - Алексей Франдетти, и тот же художник - Тимофей Рябушинский. Действие будет в основном происходить в английских садах и парках, а мистером Дарси станет Станислав Беляев.

Золушка

Ровно через неделю зрителя начинают заманивать конкуренты - компания Stage entertainment, специализирующаяся на переносе в Россию лучших зарубежных мюзиклов, выпускает спектакль по всем знакомой сказке. Это версия Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна впервые появилась на телеэкране в 1957 году - в вечер премьеры более 107 миллионов американцев (из имевшихся 170) прилипли к своим ящикам, чтобы увидеть в главной роли Джулию Эндрюс. С тех пор фильм так же любим в Штатах, как у нас «Золушка» с Яниной Жеймо, - но песен в нем значительно больше. Уже в нашем веке он перекочевал на Бродвей - а теперь русскую версию истории создают в Москве. Переводит текст Алексей Иващенко.

Фестиваль «Территория»

Никаких побегов от действительности и никаких песенок - включаемся в жесткий современный театр. В программе феста - премьеры «Гоголь-центра» («Век-волкодав»; об Осипе Мандельштаме ставит спектакль Антон Адасинский) и Театра Наций («Ивонна, принцесса Бургундская» Витольда Гомбровича в постановке Гжегожа Яжины - саркастическая и горькая история как бы Золушки, оказавшейся при королевском дворе), а также визиты немецких и французских театральных компаний. Одно из главных событий фестиваля - гастроль новосибирского театра «Красный факел» со спектаклем «Процесс», сотворенным Тимофеем Кулябиным. Режиссер, два года назад попавший под суд из-за постановки «Тангейзера» в новосибирском оперном, в этом суде был оправдан - но сама абсурдность обвинения постановщика за действия его персонажа не могла не поразить воображения режиссера. И появился «Процесс» Кафки.

На сценах: Театр Наций, Электротеатр «Станиславский», «Геликон-опера», «Гоголь-центр», Центр им. Мейерхольда
Фестиваль 10-22 октября

Принцесса цирка

«Всегда быть в маске - судьба-а моя-я...» - этого трагического вопля мистера Икса зрители не дождутся: у оперетты Имре Кальмана новое либретто, сочиненное Алексеем Иващенко. Зато неожиданно получат полный комплект цирковых номеров - кроме певцов, в постановке участвуют 12 цирковых артистов. Выпускает премьеру именно цирковой человек - один из основателей канадской труппы 7 fingers Себастьян Солдевилья.

Демократия

«Герр Гийом, вы шпион?» - мог бы спросить в 1974 году своего личного референта канцлер ФРГ Вилли Брандт - и тот мог бы ответить «Видите ли, Вилли…» Гюнтер Гийом действительно был шпионом и работал на восточногерманскую разведку - когда все вскрылось, Брандт лишился своего поста. Эта история - история путешествия лидера Социал-демократической партии Германии к вершинам власти и обратно - в пьесе Майкла Фрейна рассказана именно Гюнтером Гийомом, который за время работы прикипел душой к предаваемому им боссу. Худрук Молодежного театра Алексей Бородин совсем недавно поставил еще одну историю из послевоенной немецкой жизни - «Нюрнберг»; видимо, в истории становления ФРГ он видит какие-то важные для нас уроки.

Kremlin gala

Традиционный осенний концерт собирает балетных звезд со всего мира - обещан премьер английского Королевского балета Стивен МакРей, прима Балета Сан-Франциско Мария Кочеткова, большая компания берлинских балерин и танцовщиков, визитеры из Большого и Мариинки, а также наша суперзвезда Иван Васильев, который слишком редко появляется в Москве. Интересен не только состав участников, но и незаурядный репертуар: Васильев, например, ставит на музыку Джакомо Россини балет под названием «Парашютисты». Среди хитов программы - никогда ранее не показывавшийся в России балет Антона Долина «Вариации для четырех». Долин (настоящее имя Сидни Фрэнсис Патрик Чиппендейл Хили-Кей, англичанин-премьер дягилевской труппы в юности взял русский псевдоним из-за того, что русское имя было синонимом высокого качества танца) в 1958 году поставил спектакль для четырех виртуозных танцовщиков, каждый из которых был представлен как символ одной из стихий - Земля, Вода, Огонь и Воздух. В Кремле эти партии исполнят представители четырех знаменитых театров мира.

Фестиваль «Сезон Станиславского»

Традиционно привозит в Москву только те театры, чья легенда не менее значима в истории, чем легенда театра Художественного. Этой осенью нас ожидает «Мастер голода», который поставил в своем вильнюсском Meno fortas Эймунтас Някрошюс (по рассказу Франца Кафки), моноспектакль - театральная притча «Суфлер», - сделанный Гестой Экманом в стокгольмском «Драматене», и love story «Год рака», что Люк Персеваль сотворил по роману Хюго Клауса для амстердамского Toneelgroep.

«Мастер голода» 27-28 октября на сцене РАМТ
«Суфлер» 3 и 4 ноября на сцене МТЮЗ
«Год рака» 16 и 17 ноября на сцене Театра им. Маяковского

Бал вампиров

Замок в Альпах, населенный вампирами, молодой ученый и красавица, которую надо спасти. Клыки, дьявольские ухмылки кровососов и бодрая музыка Джима Стейнмана. А еще - кинорежиссер Роман Полански, в 1967 году поставивший фильм «Бесстрашные убийцы вампиров», по которому и был сделан впоследствии этот мюзикл. То есть - обязательная ирония, обязательная жуть и обязательное большое чувство, прикрытое обязательным цинизмом.

Король Лир

Малый театр, за время гигантского ремонта своего здания объездивший всю страну, возвращается на Театральную площадь. Первой премьерой станет «Король Лир» в постановке Антона Яковлева. Шекспир для Малого театра всегда был «чужим» автором - для обстоятельного «дома Островского» шекспировские пьесы всегда были слишком летучими. Так что этот «Лир» - вызов и декларация: мы можем больше, чем вы о нас думаете. И в качестве вызова выбран перевод Осии Сороки - гораздо более близкий по грубоватой интонации к оригиналу, чем переводы Пастернака или Щепкиной-Куперник. В заглавной роли обещан Борис Невзоров.

Малый театр
Премьера - ноябрь 2016 года

Пиковая дама

Оперу Чайковского в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко ставят режиссер Александр Титель и дирижер Александр Лазарев - то есть те люди, что не так давно сотворили там потрясающую «Хованщину». Тут ведь что важно? Взять заигранную партитуру и вытащить из нее живую жизнь, честное страдание, убийственный азарт и злую насмешку судьбы, предъявить зрителям - чтобы они потом шли домой, качая головами, и удивляясь тому, что ранее считали автора слишком понятным или слишком знакомым.

Билли Бадд

В опере Бенджамина Бриттена действие происходит в конце XVIII века на английском военном корабле - и, соответственно, в опере нет ни одной женской роли. Мужчины на корабле выясняют отношения весьма жесткими способами - тем более когда кому-то из них самому непонятно, что он чувствует. Старшина начинает изводить подчиненного матроса и провоцировать его на бунт; ни сам старшина, ни матрос не понимают, в чем причина. Кончится все, понятное дело, плохо; но не за хеппи-эндом же мы ходим в оперу? В этот раз - пойдем за редко исполняемой в России музыкой Бриттена, последнего великого английского композитора ХХ века, за сложной и одновременно рафинированно-ясной его музыкой. Спектакль выпускает английская команда: дирижер Уильям Лейси, режиссер Дэвид Олден и сценограф Пол Стейнберг. И даже преподавательница сценического боя импортирована с британских островов.

День опричника

Мысль, что уже в 2027 году в России будут Великая Русская стена, государь и думные дьяки, показалась Марку Захарову нереальной, и он сдвинул время действия романа Владимира Сорокина на 100 лет вперед. Еще он добавил в текст некоторые эпизоды из «Теллурии» (на чем настаивал сам писатель), и - работал над спектаклем почти 9 лет, ювелирно собирая каждую сцену. Предполагается, что «День опричника» будет спектаклем очень веселым. Ну а если какому слишком впечатлительному зрителю захочется заплакать, тому тоже не будут мешать.

Макбет

Еще один неожиданный Шекспир - в главной роли шотландского военачальника, прошедшего по трупам к королевскому трону, выйдет Олег Меньшиков. Артист, которому уже не одно десятилетие не хватает по-настоящему больших ролей и к которому роль милейшего Костика из «Покровских ворот» приклеилась как проклятие. Он никогда не играл Шекспира - крошечный выход на сцену Малого театра в студенческие времена, когда ему досталась роль гонца, не считается. «Макбет» - трагедия, в которой проявляется масштаб актера; безусловный экзамен для нынешнего худрука театра имени Ермоловой. Ставит «шотландскую пьесу» (как суеверно называют это сочинение Шекспира актеры) молодой режиссер Алексей Размахов.

Театр им. Ермоловой
Премьера - декабрь

Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит

И еще один драматический театр выпускает мюзикл - тот же Алексей Франдетти, который делает «Гордость и предубеждение» в МХТ, на Таганке ставит «Суини Тодда». Композитор Стивен Сондхайм называл свое вышедшее в 1979 году на Бродвее сочинение «черной опереттой» - история о парикмахере, решившем отомстить за свою разрушенную жизнь и потерянную жену и начавшем убивать посетителей, действительно мрачновата, но весьма увлекательна. (Большинству зрителей она знакома по не слишком удачному фильму Тима Бертона с Джонни Деппом.) Франдетти собирается сделать «иммерсивный мюзикл» - то есть тот, где публика включается в действие. В конце прошлого сезона, когда эскиз спектакля был показан публике, зрители размещались за столиками и их угощали пирожками. Если учесть, что в пьесе организованные цирюльником трупы шли именно в начинку для пирожков - надо признать, что театр шутит довольно лихо.

Театр на Таганке
Премьера - январь 2017 года

Дракон

Пьеса, написанная Евгением Шварцем в 1943 году, - вечная, и каждое десятилетие выбирает в ней свои цитаты. Иногда слегка редактируя их - в духе «это не народ, это хуже народа, это лучшие люди города». И - «лучший способ избавиться от дракона - завести своего собственного». Ставить «Дракона» в Художественном театре будет Константин Богомолов, и это значит, что к классическому тексту добавится 115 параллельных историй, а финал уж вовсе ничем не напомнит Шварца.

МХТ
Премьера - март 2017 года

Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Ревизор

А что было с Хлестаковым до того, как он оказался в уездном городе? Может быть, он и вовсе был… Акакием Акакиевичем Башмачкиным и переживал из-за своей шинели? Роберт Стуруа, который ставит гоголевскую пьесу в театре Et Cetera, увидел главного героя уже не молодым человеком, когда-то совсем беззащитным, но затем озлобившимся на жестокий окружающий мир. Главную роль он, соответственно, отдал Александру Калягину. А остальные роли в большинстве своем - актерам гораздо более молодым. (Городничим станет Александр Лазарев из «Ленкома».) Так, кажется, возникнет очень занятная тема в спектакле - тема противостояния поколений, хотя сам Стуруа этого не обещает.

Театр Et Cetera
Премьера - март 2017 года

Мастер и Маргарита

Сергей Женовач, беря в работу булгаковский роман, собирается главной темой спектакля сделать отношения именно Мастера и Маргариты. Ну то есть советская Москва и история Иешуа Га-Ноцри в спектакле тоже будут, но то, что происходит между этими героями, представляется Женовачу самым важным.

Студия театрального искусства
Премьера - апрель 2017 года

Чаадский

«Мой главный герой не просто Чацкий, а еще немножко Чаадаев, что в общем не противоречит замыслу Грибоедова, с которым у меня наш Чаадский тоже ассоциируется», - говорит композитор Александр Маноцков. Он написал оперу по заказу продюсера Павла Каплевича, который давно мечтал о появлении оперы по «Горю от ума» и сам выступил в качестве соавтора либретто. Ставить спектакль в «Геликон-опере» будет Кирилл Серебренников.

Нуреев

Три взрывных сезона в Кировском театре, «прыжок в свободу» во французском аэропорту, захват балетного мира и его столицы - Парижа, адская работоспособность, невероятное чутье на таланты, опасные развлечения, надменный взгляд на всех на свете и, наконец, могила на Сент-Женевьев-де-Буа, укрытая мозаичным ковром, с которого фанаты то и дело тырят цветные камешки. Именно об этом человеке, ставшем символом свободы в балетном мире, готовится премьера в Большом театре, администрация которого уже лет сто подряд надеется сделать своих артистов более дисциплинированными. Музыку сочиняет Илья Демуцкий, ставить балет будут хореограф Юрий Посохов и режиссер Кирилл Серебренников - то есть работает та команда, которая не так давно сотворила для Большого весьма успешного «Героя нашего времени».