Прогулка с детьми старшей группы зимой. Конспект проведения прогулки в старшей группе «Зима

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 комбинированного вида» города Пикалёво

Конспект прогулки в старшей группе №2

«Наблюдение за берёзой зимой»

Выполнила: воспитатель старшей гр №2 Хрусталёва О. И.

2017 год

Актуальность: в своей работе с детьми остановилась на выборе о берёзе-символе нашей Родины с целью углубления знаний дошкольников о берёзе и воспитания у них экологического самосознания.

Интеграция областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие»

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

Программные задачи:

-Образовательные : расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.

-Развивающие : развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.

-Воспитательные : воспитывать радостное, заботливое отношение к природе.

Цель :

1.Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не заде­вать хрупких от мороза веток и почек, так как они ло­маются).

2.Продолжать знакомить детей с березой, с её характерными особенностями, признаками дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев,

и познакомить со способом определения возраста деревьев;

3.Побуждать детей к проявлению творчества в активной двигательной деятельности;

4.Развивать речь детей, и обогащать словарный запас слов.

Предварительная работа: Неоднократные наблюдения за березой на прогулках, во время которых обращали внимание на красоту русской красавицы; чтение стихотворений о березе; рассматривание иллюстраций; загадывание загадок; рисование русской красавицы; дид.игры: «Что где растёт?», «Что изменилось?

Словарная работа: упражнять в умении образовывать однокоренные слова; активизировать в речи детей прилагательные-эпитеты. Обогащать словарный запас детей: береза – белоствольная, ажурная, изящная, кудрявая, длиннокосая; береста.

Оборудывание: Санки для детей, куклы, пластмассовые ведёрки, лопатки для снега, палочки для рисования, метёлки, инвентарь для игры в хоккей, ледянки.

Ход наблюдения

Орг.момент: Обращаю внимание детей на красоту берёзы, присыпанной снегом.

Ой, какое вижу чудо! -
Белый снег лежит повсюду!
И вверху и на земле!
Прикоснулась я к коре.
А она белым - бела!
И зачем же навела,
На коре полоски
Белая березка?

В: Прекрасная береза зимой вовсе не теряет своей красоты, даже наоборот. Это изящное, хрупкое дерево с раскидистыми гибкими ветвями даже без листьев завораживает своим видом. Становится видно каждую мельчайшую веточку, их причудливое расположение, замысловатые сплетения. Береза зимой – будто королева красоты: стройная, изящная, с пышными белыми кудрями по пояс, сияющими в солнечном свете.

(Предлагаю рассмотреть крону, кору, ветки и их расположение, почки, сравнить с соседним деревом. Напоминаю, что береза является символом России.)

В: Все деревья в зимнее время находятся в состоянии покоя, они спят. Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются. Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные вет­ром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.

Задаю детям вопросы:

В:Ребята посмотрите,что есть у берёзы? Какие части дерева?

Д: Корни, ствол, крона-ветки, листья, почки.

В:Какой у берёзы ствол?(по величине: снизу, сверху)

Д: Книзу широкий, к верху зауженный и переходит в ветки.

В: А каким цветом ствол?

Д:Белый, с чёрными чёрточками.

В:Скажите мне,а как называется кора берёзы?

Д:Кора берёзы называется -берестой.

В: Как чувствуют себя деревья зимой?

Д: Деревьям холодно, солнышко не греет.

В: В каком состоянии находятся деревья зимой?

Д: В покое

В: Какой главный отличительный признак березы вы можете назвать?

Д: Ствол белый

В: Как нужно себя вести около дерева зимой? Почему?

Д: Не задевать хрупких от мороза веточек, так как они ломаются.

В: Почему березу называют русской красавицей, является символом России?

Д: Берёза - это распространённое дерево России, оно растёт почти на всей территории нашей страны.

В: Берёза является символом нашей страны. О ней сложено много стихов, вот не которые из них нам прочитают Саша и Илья. Её красотой можно любоваться в любое время года.

Подвижная игра «Снежки». Цель: развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений, ловкость.

Исследовательская деятельность

В: Когда я была такого же возраста, как и вы, любила гулять по лесу с папой. И моё внимание привлекло, что одно и тоже дерево например берёза имеет разную высоту и толщину ствола. Я спросила у папы, почему деревья имеют разный размер? Папа сказал мне, что каждое дерево имеет свой возраст. Дерево может жить очень долго.В течении всей своей жизни оно постоянно растёт, но только очень медленно.

Чтобы определить возраст дерева нужно сосчитать годичные кольца на его стволе. За один год древесина увеличивается на одно кольцо. А определить возраст можно с помощью спила дерева. Спил-это разрез дерева.

Спил дерева позволяет нам не только определить возраст дерева, но и рассказать историю всей жизни: скорость роста - замедленный рост дерева и быстрый рост дерева(узкие кольца(замедленный рост) – говорят нам о том,что для дерева год был трудный,ему не хватало света и питательных

веществ; широкие кольца (быстрый рост) – нам говорят о том, что дерево росло в благоприятных условиях); условия в котором росло дерево(н-р: темные пятна нам говорят о том, что, дерево было затронуто огнём или в него ударила молния).

Вывод: Что показали исследования? Предметом исследования нами был выбран спил берёзы. Кора берёзы тонкая и светлая. Подсчёт колец показал, что данному дереву было больше 20 лет. Это молодое дерево. Спил имеет широкие и узкие кольца. Значит, не всегда были благоприятными условия для его развития. Тёмные пятна на трёх этапах жизни дерева показали, что оно было затронуто огнём или молнией.

Самостоятельная деятельность детей

Игры с выносными игрушками.

Цель: создать условия побуждающие детей к двигательной активности.

Дидактическая игра (подгрупповая)

«Назови какая?». Дети придумывают красивые определения для берёзки, называют ее ласково.

Цель: упражнять в подборе прилагательных; активизировать словарный запас.

Трудовая деятельность

Укрыть снегом берёзку.

Наведение порядка на участке. Сбор веточек и крупного мусора

Цель: учить работать сообща; воспитывать трудолюбие.

Индивидуальная работа

Цель: упражнять в скольжении

Подвижные игры

«Снеговик» Цель: развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений, ловкость.

Самоанализ прогулки педагога в старшей группе «Наблюдение за берёзой»

Прогулки дают великолепные возможности не только для оздоровления и закаливания, но и обогащения ума впечатлениями, а души ребёнка красотой и светлыми чувствами. Организовывая прогулку, особое внимание обращала на одежду детей. Были учтены погодные условия. Одежда соответствовала сезону. Структура прогулки строилась с учётом принципа интеграции и комплексно-тематического планирования. Объектом живой природы была выбрана берёза, с учётом Регионального компонента природы родного края. Целью прогулки было формирование знаний об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не заде­вать хрупких от мороза веток и почек, так как они ло­маются); продолжать знакомить детей с березой, с её характерными особенностями, признаками дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев, и познакомить со способом определения возраста деревьев; побуждать детей к проявлению творчества в активной двигательной деятельности; развивать речь детей, и обогащать словарный запас слов. Во вступительной части настроила ребят на активную работу и позитивный контакт. Основная часть прогулки направлена на развитие познавательной деятельности, на формирование умственных и практических действий. Детям для обследования зрительного и тактильного восприятия были представлены два спила берёзы. Поставив перед детьми конкретные цели, добивалась от каждого ребенка (в зависимости от его возможностей) их реализации, осуществляла контроль за выполнением заданий, оказывала необходимую помощь, поощряла успехи. На прогулке использовала подгрупповую и индивидуальную формы работы. Считаю, что методы и приемы отвечали возрастным особенностям детей. Стараласьобщаться с детьми на одном уровне, не доминироватьнад

ними,старалась быть в позиции«рядом, вместе» . Все моменты проведения прогулки логичны и последовательны, подчинены одной теме. В каждом моменте использовались вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, присутствовали вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности при наблюдении и исследовании, повышению познавательной и мыслительной деятельности. Длительность прогулки соответствовала гигиеническим нормам для детей данного возраста. Санитарный режим был соблюдён. Деятельность детей была динамичной, ее разнообразие позволило избежать утомляемости. Мне кажется, что на протяжении всей деятельностиотрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания, интерес к деятельности поддерживался постоянно. Наличие партнерских отношений способствовало интересу. В заключительной части был подведен итог прогулки. Дети ответили на вопросы: «Что больше запомнилось?», «Трудно ли было?», «Понравилось ли наше исследование по определению возраста дерева?». Прогулка –это новые знания. Организованная исследовательская деятельность позволила совместно с воспитанниками добыть информацию об изучаемом объекте, я сделала процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Елена Николаева
Картотека прогулок в старшей группе. Зима. Январь. Часть 2

Январь. Часть 2.

Прогулка №8

Наблюдение за снежинками

Обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме;

Учить сравнивать, развивать познавательную активность.

Ход наблюдения

Что за звездочки сквозные

На платке и рукаве,

Все сквозные, вырезные

А возьмешь - вода в руке?

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Е. Благинина

Воспитатель дает детям задания, предлагает ответить на вопросы.

Понаблюдайте за снегом, какой он?

Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки?

Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор.

Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке?

Найдите две одинаковые снежинки. (Одинаковых не бывает.)

Исследовательская деятельность

Понаблюдать, где быстрее тает снег - на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?

Цель: развивать мышление, речь, любознательность.

Трудовое поручение: Постройка лабиринта.

Приучать доводить дело до конца;

Воспитывать умение действовать сообща.

Сюжетно-ролевая игра: «Зоопарк»

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.

Спортивные игры: скольжение по ледяным дорожкам с выполнением движений рук: руки в стороны, за спиной, за головой.

Цель: развивать умение сохранять равновесие.

Подвижные игры:

«Два мороза», «Волк во рву».

Цель: развивать внимание и умение действовать по сигналу воспитателя.

Прогулка №9

Зима: Наблюдаем за деревьями

Цель - показать детям деревья: березу, ель, разобрать отличительные признаки.

Ход прогулки

Наблюдение: Показать, что у елочки (сосны) - зеленые иголки (хвоя). Еловая веточка - лапа. Сравнить ее с голой белой березкой. Отметить, что она сбросила листву на зиму. Объяснить, что в морозные дни ветки деревьев и кустов очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать по стволу. Обратить внимание детей на деревья, когда после оттепели ударяет мороз, на ветках образуется тонкий слой льда. Веточки качаются от ветра, задевают друг друга, и слышится тихий мелодичный звон.

Стихи по теме:

Вот и мороз.

Забыта осень.

Затих, застыл весенний лес.

Под низкой крышею небес

Деревья спят, одежды сбросив.

И не тревожат их нимало

Ни ветра свист, ни вьюги вой:

Закутала их с головой

Зима в свой снег

Как в одеяло.

Теперь их только по весне

С дождем желанным

Гром разбудит.

Деревья спят

Совсем как люди

И день за днем растут во сне.

Дидактическая игра "Что сначала, что потом?"

Дети отвечают на вопросы "Из чего вырастает дерево?", "Что с ним может быть потом?" Цель - развить логическое мышление, фантазию. Научить говорить полным предложением.

Упражнение "Толще, выше"

Дети описывают дерево, предложенное воспитателем. Цель - развить умение употреблять в речи прилагательные в сравнительной степени, ориентировку в пространстве, повторить названия деревьев.

Собрать из прутиков веник.

Метание в цель (шишкой, развивать умение правильно делать замах.

Спортивные игры: продолжать развивать умение детей ходить на лыжах скользящим и ступающим шагом; в игре хоккей развивать умение точно передавать шайбу друг другу на клюшку.

Исследовательская деятельность «Где лучики?»

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Ход. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

Трудовое поручение: Очистка и уборка спортивного инвентаря.

Цель: учить детей очищать игрушки и инвентарь от снега, аккуратно складывать и правильно складывать и правильно транспортировать различные предметы.

Сюжетно – ролевая игра: «Путешествие по лесу»

Цель: развивать умение придумывать сюжет игры, вызвать эмоциональную отзывчивость.

Подвижные игры:

"Беги к тому, что назову". Цель - напомнить детям названия деревьев. Ход игры:

Раз, два, три - елку найди!

Раз, два, три - к березе беги!

«Мороз – красный нос». Развивать умение действовать по сигналу.

Прогулка№10

Зима: Изучаем транспорт

Цель - закрепить знания детей о транспортных средствах.

Ход прогулки

Наблюдение: Обратить внимание детей на стоящий поблизости или проезжающий мимо транспорт. Вспомнить, какой еще транспорт дети видели на дорогах города. Закрепить названия частей машины. Вспомнить предназначение разных видов наземного транспорта. Уточнить представления детей о воздушном, водном транспорте.

Стихи по теме:

Отправляется в полет

Пассажирский самолет.

Ростом лайнер

С трехэтажный дом.

Полетишь и ты на нем,

Хоть еще ты не дорос

До больших его колес.

Вот под радугой ракета

Взмыла к небесам.

И такую же ракету

Я построю сам.

Скороговорки

Мчатся бешено машины -

По шоссе шуршат их шины.

И в несущейся лавине

Слышен шепот - шу-шу-шу.

Это шина шепчет шине:

"Я спешу, спешу, спешу".

Ю. Разумовский

Об коряги корабль все борта поцарапал.

Дидактическая игра

"Угадай по описанию" - воспитатель предлагает детям более сложный план для описания. Цель - научить детей составлять описательный рассказ.

Упражнение "На шоссе" (физминутка).

Цель - развивать координацию слов с движениями, развить творческое воображение, добиться автоматизации шипящих звуков в речи.

По шоссе спешат машины. Дети бегут по кругу, держат в руках воображаемый руль.

Ш-ш-ш! - шуршат

спокойно шины.

И шипят со злом уже: Поворачиваются и бегут по кругу в обратную сторону.

Не спеш-ш-ши на вираже.

Еж с мешком и посошком Наклоняются, чтобы спина стала круглой, левую руку кладут за спину, в правой держат воображаемый посошок, идут медленно по кругу.

По шоссе идет пешком.

Над ежом кружится стриж: Встают на цыпочки, машут руками, как крыльями, бегут по кругу.

Ты куда же, еж, спешишь?

Прямо в город, по шоссе Опять идут, изображая ежика.

Тороплюсь я, как и все.

Будь, дружок, настороже, Опять бегут в противоположную сторону, изображая стрижа.

Не спеши на вираже!

Р. Бородулин

Упражнение на развитие мелкой моторики рук "Нарисуй"

Нарисовать машину на снегу.

Трудовое поручение: Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

Спортивные игры; и/у «Точный пас» - скользящим движением дети стараются передать шайбу точно на клюшку друг другу. Расстояние между парами не более 2,5 метра.

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по улице». Туристы приехали на экскурсию в детский сад. Экскурсовод показывает и рассказывает про детский сад. Развивать речь, внимание, мышление.

Подвижная игра "Попади в цель»

Цель: развивать умение бросать мяч в цель, развивать меткость, соблюдать правила игры.

Прогулка №11

Зимующие птицы

Цель - закрепить знание детей о зимующих птицах. Сформировать желание заботиться о живых существах.

Ход прогулки

Наблюдение: Обратить внимание детей на поведение птиц. Назвать птиц, прилетевших на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Обратить внимание детей на повадки птиц. Вспомнить, каких зимующих птиц они знают. Отметить, что у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв.

Стихи по теме:

На дворе морозище

Градусов под сорок.

Плачутся воробышки,

Что весна не скоро.

В. Звягина

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

С. Есенин

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе -

Горе ей, настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны

И от холода нет обороны.

Н. Рубцов

Голуби, голуби,

Раз, два, три.

Прилетели голуби-сизари.

И. Токмакова

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

Выбегай поскорей,

Посмотри на снегирей!

Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос

Им рябинки принес.

А. Прокофьев

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

А. Чепуров

Дидактическая игра "Угадай по описанию"

Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее. Цель – развивать умение составлять описательный рассказ.

Упражнение "Кто как поет?"

Дети произносят звукоподражательные слова, изображая разных птиц.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Покрошить хлеб птицам.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка".

Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках.

Всем хватило зернышек.

Н. Нищева.

Спортивные игры: продолжать развивать умение детей ходить на лыжах скользящим шагом. И/у «Кто дальше проскользит?».

Сюжетно-ролевая игра по желанию детей. Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров, развивать эмоции, возникающие в игре.

Трудовое поручение: Утепление стволов, корней деревьев и кустарников снегом.

Цель: расширять представления детей об уходе за растениями, о назначении данной трудовой операции.

Подвижная игра: "Хитрая лиса» - развивать внимание, ловкость, быстроту, умение действовать на сигнал.

Прогулка №12

Зимние забавы

Цель - закрепить знания детей о назначении зимних построек. Повторить правила поведения на прогулке.

Ход прогулки

Наблюдение: Познакомить детей с названием каждой постройки и с их предназначением. Разобрать правила игры на площадке. У детей спросить, какую форму напоминают постройки, для чего их можно использовать.

Стихи по теме:

Как на горке, на горе

На широком на дворе

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

Кто по снегу.

С горки - ух,

На горку - ух,

Захватывает дух!

А. Прокофьев

Дидактическая игра

"Придумать предложение" - дети придумывают предложение с заданным словом. Цель - развить связную речь, умение правильно построить распространенное предложение.

Упражнения

"Прокати слово с горки" - воспитатель предлагает детям протяжно произносить односложные слова, например "дом", "ком". Цель - упражнять голосовые связки.

"Слова-родственники" - дети подбирают однокоренные слова к слову "снеговик". Цель - упражнять в подборе однокоренных слов.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

"С горки на горку" - сделать росчерки по снегу.

Пальчиковая гимнастика "Мы во двор пошли гулять".

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.

Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят".

Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.

Раз - подбросим, "Подбрасывают".

Два - поймаем, "Ловят".

Три - уроним "Роняют".

И. сломаем. Топают.

Н. Нищева

Ходьба на лыжах, катание на санках, игры в хоккей.

Трудовое поручение:

Уборка участка от снега, вместе с детьми подремонтировать снежные постройки.

Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.

Спортивные игры: катание на санках «Черепахи»

Цель: развивать умение работать в парах, силу, выносливость.

(Два ребёнка садятся спиной друг к другу, по сигналу, отталкиваясь ногами, стараются как можно быстрее преодолеть расстояние в 15 м. Побеждает пара быстрее всех достигшая финала)

Подвижные игры:

"Зимние забавы". Цель - развить координацию речи с движением, общие речевые навыки. Ход игры:

Мы бежим с тобой на лыжах, Дети изображают ходьбу на лыжах.

Снег холодный лыжи лижет.

А потом - на коньках, Дети изображают бег на коньках.

Но упали мы. Ах! "Падают".

А потом снежки лепили, Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.

А потом снежки катали, Катят воображаемый комок.

А потом без сил упали. "Падают".

И домой мы побежали. Бегут по кругу.

"Догоняшки в лабиринте". Цель - научить бегать друг за другом, делая осторожные повороты. Ход игры: дети бегают по заранее сделанному лабиринту.

Прогулка №13

Зима: Где чей след

Цель - развить внимательность, вызвать интерес к окружающему, научить различать следы птиц и зверей по форме.

Ход прогулки

Наблюдение: На свежевыпавшем снегу показать детям следы птиц, собак, кошек. Спросить, кто (что) еще может оставить следы. У детей спросить, чем отличаются следы птиц от следов зверей, человека. Спросить, кто в лесу петляет, путает следы, почему.

марина машитлова

онспект проведения прогулки в старшей группе «Зима »

Конспект организации прогулки в старшей группе №3 на тему : «Зима »

Структурные компоненты прогулки :

1. Подготовка к прогулке : создание интереса; игровые приёмы; мотивация деятельности детей на прогулке .

2. Одевание : последовательность, выход на прогулку . Вступительная часть.

3. Наблюдения на прогулке за живой и неживой природой.

4. Подвижные игры : 2 игры большой подвижности; 2 игры малой и средней подвижности; игры на выбор детей.

5. Труд на участке : мотивация деятельности детей; определение объёма работы; уборка оборудования.

6. Возвращение с прогулки : игры; свободная деятельность детей.

Цель : Повысить мотивацию и интерес детей к прогулке .

Задачи :

Развитие коммуникативных навыков. -Развитие воображения, памяти, речи и речевой выразительности, -Расширение и уточнение словаря.

Умение вести наблюдение за окружающим миром.

Умение играть в командные игры.

Развитие общей моторики.

Развитие оптико-пространственных отношений.

Приобщение детей к трудовой деятельности.

Наблюдение.

– Обратить внимание детей на красоту зимней природы;

Закрепить знания детей о зимних явлениях в природе;

– расширить представления детей о деревьях, растущих на участке (береза, ель, выделяя их характерные признаки и изменения, связанные со временем года;

– закреплять знания о деревьях, названиях частей дерева, умение разгадывать загадки, узнавать ель и березу по характерным признакам, отличающих ее от других деревьев;

– расширить кругозор детей и словарный запас (чечевичка, хвоинка)

Сформировать понятие снежинка и ее свойства. Учить детей замечать красоту данного природного объекта.

-активизация словаря : искрится, блестит, легкая, холодная, маленькая.

– приобщать детей к русской народной культуре;

– воспитывать бережное отношение к природе.

Подвижная игра.

– Совершенствовать умение детей играть в подвижные игры;

– Закреплять умения бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать в игре соответственно тексту;

– развивать быстроту бега и координацию движений;

– воспитывать привычку играть сообща;

Дидактическая игра.

– Развивать внимательность, логическое мышление.

Индивидуальная работа.

– развивать мелкую моторику;

– воспитывать уверенность в своих силах.

Развитие оптико-пространственных отношений.

Словарная работа : чечевичка, хвоинка, хвоинки, хвойное дерево, лиственное дерево.

Трудовая деятельность.

– Закреплять умение трудиться сообща, распределять обязанности между собой;

– развивать у детей желание помогать друг другу;

– воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Предварительная работа

Беседы : “Зима ” , “Декабрь– первый зимний месяц”, “Октябрь – второй месяц осени”, “Береза – символ России”, “Лесная красавица”, “Приметы зимы”, «Зимующие птицы» , «Труд взрослых» , «Правила поведения на прогулке » , «Мы лучшее друзья»

Просмотр презентаций для детей на тему : «Времена года» , «Зима » , «Живая и неживая природа зимой» сайт готовых презентаций Prezentacii.com

Стихи : Эта модница лесная (И. Семенова, стихи С. Маршака из книги «Круглый год» . (отрывок, «Кружатся снежинки в воздухе морозном» . (Н. Нищева)

Народное слово – пословицы, поговорки, загадки.

Дидактические игры : “Доскажи слово”, “Какое время года?”, “Какая, какой, какое?”, “Закончи предложение”,

Подвижные игры : «Мороз - Красный нос» , <<Снежинки>>, <<Съедобное - несъедобное>>.

Обучение правилам проведения дыхательных упражнений и упражнений для коррекции зрения.

Выносной материал : корм для птиц, кормушка, обручи, мячи, бумажные снежинки, лопатки.

1. Подготовка к прогулке

Воспитатель : А, давайте, ребята, мы с вами тихонечко оденемся и пойдем на прогулку .

Воспитатель : Ребята, встаньте в полукруг. Смотрим глазками на меня.

Дети : Смотрят на воспитателя.

Воспитатель : Собираются ребята

Вместе весело гулять

И конечно не забудут

Правил несколько назвать.

Дети : На площадке надо быть осторожными, не толкать товарища, самостоятельно не кататься с горки. Уметь делиться игрушками и т. д.

Воспитатель : Молодцы!

Воспитатель :. Чтобы на прогулке нам не было слишком жарко или холодно, нам нужно одеться по погоде. Подойдите, пожалуйста, к окну, и посмотрите : солнышко там или тучи; холодно или тепло.

Организовываю процесс одевания и вывожу детей на прогулку .

2. Вступительная часть :

На прогулке загадываю детям загадку :

Воспитатель :

Время года вам покажем

И про него мы вам расскажем :

Белый ковер, мороз, снегопад,

Санки, лыжи, коньки, снегокат,

Горка, каток, сугробы, снежки,

Елка, снегурочка, снеговики,

Валенки, шуба, штаны, рукавица,

Дятел. сова, ворона, синица.

Быстро темнеет, снежинки порхают…

Ну, когда же все это бывает?

Дети : Зима .

Воспитатель :.Ребята, какое сейчас время года?

Дети : Зима .

Воспитатель :.Какой месяц?

Дети : Январь.

Воспитатель :.Сколько существуют зимних месяцев?

Дети :Три.

Воспитатель :-Как они называются?

Дети : Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель : Художественное слово : стихи С. Маршака из книги «Круглый год» . (читается отрывок)

Открываем календарь-

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег - на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идёт столбом.

А вы не боитесь мороза?

Воспитатель : Кто любит зиму, а кто нет? Почему?

Дети : Отвечают.

Воспитатель :Молодцы!

Воспитатель : Ребята, посмотрите вокруг! Носом вдохните и ощутите свежесть зимнего воздуха.

Дыхательные упражнения

Воспитатель :

Как подул Дед Мороз –

В воздухе морозом

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

3. Наблюдение

Дети долго дуют пока педагог читает стихотворение.

Воспитатель : Отгадайте загадку :

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает.

Зимой согревает.

Воспитатель : Молодцы.

Воспитатель : Художественное слово :

Деревья – украшение нашей земли,

Без них не живут муравьи, соловьи,

Ни звери, ни ягоды, ни грибы,

Ни люди, ни птицы и ни слоны.

Воспитатель : Давайте посмотрим на наши деревья внимательно. Организую детей на наблюдение.

Сегодня я хочу поговорить с вами о деревья, но о каких именно вы должны догадаться.

Загадываю загадку :

И красива и стройна

Средь подруг стоит она

Вся в кудряшках и сережках

Это белая (березка) .

Воспитатель и дети подходят к березе.

– А как вы догадались?

Дети : У березы белый ствол.

Воспитатель : Да, березку легко найти по белому стволу. Но в белой коре есть черные черточки. Эти черточки называются “чечевички” (повторите, пожалуйста, это новое слово) Ребята, оказывается, чечевички – это нос березы, через который она дышит. Вот какое важное значение для дерева имеют эти черные черточки – чечевички.

Воспитатель : Береза – единственное дерево на Земле с белой корой. Мы с вами знаем, что за красоту береза выбрана символом России.

Ребенок : Художественное слово :

Рано утром встает она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет березы родней,

Ведь береза – частица России моей.

Воспитатель : Правильно. Подумайте и скажите, если на деревьях растут листья, такие деревья как называются?

Дети : Лиственные.

Воспитатель : Ребята, посмотрите внимательно на березу. На ней столько же листьев, сколько было летом?

Дети : Нет, их нет.

Воспитатель : – Куда же делись листочки с веточек?

Дети : Они облетели

Воспитатель : – Почему они облетели?

Дети : Наступила осень, стало меньше тепла и света и листья стали облетать. Так дерево готовится к отдыху зимой. Оно будет спать. А весной проснется.

Воспитатель : – Какие части дерева вы еще знаете?

Дети : Корни, ветки, листья)

Воспитатель : – Какие ветки у березы?

Дети : Тонкие, гибкие)

Воспитатель : – Зачем нужен корень дереву?

Дети : Питаться, расти.

Воспитатель : – Мы с вами много раз наблюдали за березками в разное время года и отмечали, какие у нее красивые наряды. Многие поэты также любовались красотой березы и написали много стихов о ней. Предлагаю вам послушать один из них.

Дети : Художественное слово : «Эта модница лесная» (И. Семенова)

Часто свой наряд меняет.

В шубке белой зимой,

Вся в сережках весной,

Сарафан зеленый летом.

В день осенний – в плащ одета,

Если ветер налетит.

Золотистый плащ шуршит.

Воспитатель : Ребята, а что вы еще можете рассказать о березе?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель : – А помните ли вы народные приметы, которые связаны с березой?

Дети : 1. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще ест ь листья.

2. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.

Воспитатель : На нашем участке растут еще другие деревья. Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, что это за дерево.

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим :

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

Если дети затрудняются ответить, можно загадать другую загадку :

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

Воспитатель : Давайте подойдем к этому дереву. Посмотрите на ель.

Воспитатель : У нее на ветках растут не листочки, а пушистые…

Дети : Иголки.

Воспитатель : Эти иголочки у ели называются “хвоинки” (повторите, это новое слово) .

1 иголка – “хвоинка”.

Много иголок – “хвоинки”.

Воспитатель : На ели растут хвоинки, поэтому называют ель каким деревом?

Дети : Хвойным.

Воспитатель : Молодцы. А сейчас предлагаю игру «Доскажи словечко» . Я буду начинать строчку стихотворения, а вы заканчивать в рифму.

1)Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

2)А с небес летят пушинки –

Серебристые … (снежинки)

Воспитатель : какие зимнии слова, а вот и сами снежинки к на летят, посмотрите.

Упражнение для коррекции зрения со снежинками (раздаются бумажные снежинки на ниточке) .

Воспитатель :

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Дети берут снежинки в руки сфокусировав на ней взгляд.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели. (Взгляд вправо)

Вот снежинки полетели

Глазки влево посмотрели. (Взгляд влево)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал. (Вверх, вниз)

Дети смотрят вверх и вниз

Все! На землю улеглись.

Покружится и присесть,

Опустив снежинки на пол.

Глазки закрываем.

Глазки отдыхают.

Воспитатель : А что такое снежинка?

Дети : Снег.

Воспитатель : Посмотрите, а на что похожа снежинка?

Дети : На звездочку.

Воспитатель : Давайте посмотрим, какие снежинки, когда на них светит солнце?

Дети : Блестящие, искрятся, переливаются.

Воспитатель : Поймайте снежинку на ладошку, и посмотрим, что с ней будет?

Дети :Растаяла.

Воспитатель : А почему снежинка тает на ладошке?

Дети : Потому, что ладошка теплая, а снежинка холодная.

Воспитатель : А почему они так плавно и медленно летят?

Дети : Снежинки легкие.

Воспитатель : Художественное слово

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звезды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко. (Н. Нищева)

Воспитатель : Ребята, пока мы говорили о снежинках, у меня замерзли руки. Как их можно согреть?

Дети : Подуть на них, потереть друг о друга, надеть варежки.

Воспитатель : Давайте с вами согреемся и выполним упражнение.

Физкультминутка

Воспитатель :

На дворе у нас мороз. Дети хлопают себя ладонями по плечам и

Чтобы носик не замерз, топают ногами/

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают

Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят снежинки.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы, Потягивания - руки в стороны.

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

Поднимаем выше ноги.

Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.

И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места.

Воспитатель : Что мы с вами не замерзали, давайте поиграем.

4. Развитие общей моторики. Подвижная игра

<<Снежинки>>.

В : Сейчас мы все превратимся на время в снежинок. У меня в руках 3 обруча. Ребята, которым я их раздам, постараются образовать самую большую и красивую снежинку. Для этого им надо поймать обручем как можно больше ребят (снежинок) .

Д : Дети кружатся и бегают. Тот ребенок кого поймали, тоже берется за обруч и уже вместе с тем кто его поймал, ловит других детей.

В : Подводит итог игры (игра может повторяться 2-3раза) .

«Мороз - Красный нос»

Дети по считалке выбирают водящего. На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, играющие располагаются в одном из них. Водящий - «Мороз-Красный нос» становится посередине площадки лицом к играющим и произносит :

«Я-Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?»

Играющие хором отвечают :

«Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз».

После произнесения слово «мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий догоняет их и старается коснуться рукой - «заморозить» . «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят на месте. Стоп игра. «Мороз» подсчитывает количество «замороженных» . Выбирают нового водящего «Мороза» . В конце игры сравнивают, какой водящий - «Мороз» - заморозил больше играющих. Играем 2-3 раза.

Воспитатель : Поиграйте теперь друг с другом. Игра средней подвижности

<<Съедобное - несъедобное>>.

Воспитатель : Предлагает детям встать в круг и сыграть в игру <<съедобное -несъедобное>> всем вместе.

Воспитатель подходит к детям для индивидуальной работы.

Индивидуальное занятие по отрабатыванию пространственных понятий.

В : Раздает 3 ребятам по обручу. Мы с вами тоже поиграем. Я буду произносит разные инструкции, а вы с помощью обруча постараетесь их выполнить .

Встаньте в круг

Выйдите из круга

Наденьте обруч на руку

Поднимите его над головой

Встаньте рядом (около) обруча

Перепрыгнете через обруч

Встаньте перед обручем

Встаньте за обручем

Спрячьте обруч за спину и т. д.

Д : стараются выполнить задания .

Воспитатель : Ребята встаньте все в круг и помогите мне закончить предложение.

Задание «Закончи предложение»

1. Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью :

– Зимой бывает снегопад, а осенью….

– Зимой бывает снег, а летом…

– Зимой снег падает, а весной…

– Зимой катаются на санках, а летом…

– Зимой лес спит, а весной…

– Зимой катаются на коньках, а летом…

– Зимой бывает холодно, а летом…

– Зимой деревья белые, а осенью…

5 Трудовая деятельность.

Воспитатель : Молодцы! Мы поиграли, согрелись.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, нашим пернатым друзьям, легко ли в зимнее время?

Дети : нет. Им голодно, холодно.

Воспитатель : Как мы можем им помочь?

Художественное слово

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

Дети : Покормить.

(Воспитатель и дети вешают кормушку и насыпают корм) .

Воспитатель : Молодцы, мы люди никогда не должны забывать о птицах, о животных. Ну вот, наша столовая для птиц накрыта. А помните, мы с вами наблюдали из окна за птицами, когда они прилетали к кормушке. Может, кто вспомнит, какие прилетали птицы. (ответы детей) А что мы теперь должны с вами сделать?

Дети : Уйти.

Воспитатель : Почему?

Дети : Чтобы птицы нас не испугались и прилетели к кормушке.

Воспитатель : Ребята мы с вами пойдем на другую часть участка почистим дорожки от снега и утеплим кустарники снежком , а наши птички в это время прилетят и пообедают.

6. Самостоятельная деятельность : игра в снежки, постройка снежной крепости, лепка снеговика.

Заключительная часть. Окончание прогулки .

Воспитатель : (Сзываю детей) Спрашиваю :

Ребята, что мы сегодня с вами наблюдали?

В какие игры играли?

Выслушиваю ответы детей, хвалю их за хорошую работу.

После чего выстраиваю детей парами.

.Воспитатель : Произношу слова :

Глазки закрывайте,

Немного помечтайте,

Ветерок нас подхватил,

В группу нас переместил .

(Идем в группу .)