Летние прогулки в детском саду. Наблюдаем за ветром. Наблюдаем за солнцем

Лето в полном разгаре, и мы решили сделать подборку различных «дел», которые можно сделать вместе с ребенком именно летом:

1. Собрать гербарий (листья, цветы). Причем можно сделать классический гербарий,
а также можно сделать фото коллекцию всех цветов и растений, которые видели за лето.
2. Собрать коллекцию камней. Чтобы камни лучше смотрелись, лучше их хранить в емкости с водой. А привезенные камушки можно подписывать и собирать коллекцию из разных стран и городов
А плоские камушки можно красиво раскрасить
3. Если есть дача - можно выделить ребенку небольшую грядку. Посадить горох или морковь. Объяснить, как ухаживать. Как же потом будет здорово есть то, что вырастил сам
4. Устраивать себе время от времени ягодные дни.
5. Изучать бабочек, всяких жучков-паучков, червяков, улиток и гусениц. Сделать свою собственную фото коллекцию насекомых. А маленьких жучков можно рассматривать через лупу.
6. Наблюдать процесс появления головастиков, а затем следить, как постепенно они растут, у них появляются лапки, потом голова лягушонка и в конце концов отваливается хвост и в руках уже сидит маленький лягушонок
7. Понаблюдать за муравьями.А можно, как в детстве, сунуть очищенную от коры палочку и потом облизывать кислинку от муравьев.
8. Посмотреть, как паук вьет паутину
9. Научиться определять стороны света в лесу (по мхам, муравейникам и пр) без компаса
10. Смотреть на капельки росы или дождя на листьях или травинках.
11. С детьми постарше изучать созвездия
12. Посмотреть, как всходит и заходит солнце
13. Посмотреть, как «засыпают» цветы (закрываются цветки)
14. Вечерами слушать, как квакают лягушки, поют соловьи и стрекочут кузнечики
15. Побегать под теплым летним дождем, шлепать по лужам, а потом смотреть на радугу.
16. Если рядом деревня, то там можно найти кур, коров, возможно, овец и коз. Маленьким будет очень интересно посмотреть на домашних животных вживую, а не на картинках. А если повезет, то и посмотреть, как доят корову и, наконец, воочию увидеть откуда же берется молоко
17. Слушать кукушку и считать сколько раз она кукует
18. Повесить на участке кормушку и наблюдать птиц в непосредственной близости. Можно записывать, какие птицы прилетали кормиться. (у нас на даче - 80 км о Москвы, уже который год летом прилетают снегири и едят из нашей кормушки. Я всегда была уверена, что снегирь это исключительно зимняя птица, а на лето они куда-то улетают. А вот последние несколько лет я их наблюдаю все лето и осень у себя на даче)
19. Посадить какие-нибудь цветы (например, подсолнухи) и наблюдать, как появляется росток, потом как он растет, как появляется бутон, как распускается цветок
20. Если есть участок, то можно посадить дерево вместе с ребенком (например, елочку или тую) и это будет именно его дерево. А можно попробовать посадить желудь или каштан и попробовать вырастить дуб или каштан. Зато, если дерево вырастет, лет через 20-30 оно будет реально большое и высокое. И ребенок сможет уже своим детям демонстрировать СВОЕ собственное дерево, которое он посадил в своем детстве.
21. Найти пенек в лесу и считать кольца
22. Ходить на поле и собирать полевые цветы. Плести венки из ромашек или одуванчиков
23. Построить из веток шалаш или сделать домик на дереве (прибить доски - и все готово.)
24. Сходить в поход (водный, пеший, горный…) Или просто переночевать в палатке, даже на собственном участке рядом с домом
25. А можно сходить с ребенком настоящий однодневный поход. По пути на костре (или горелке) вскипятить воду для чая, на огне пожарить хлеб и сосиски. Собирать все. Что попадается интересное под ногами. Для маленького ребенка это будет настоящее БОЛЬШОЕ приключение.
26. Собирать грибы и ягоды
27. Ловить рыбу
28. Вести дневник юного натуралиста (наблюдать за чем угодно - за птицами, насекомыми, растениями)
29. Смотреть, как птицы выводят птенцов
30. Запускать воздушного змея и играть в прочие уличные игры

Лето – это пора отдыха, летних забав, солнца, пляжа. Но даже на отдыхе можно дать ребенку множество полезной и познавательной информации о природе. Это все вокруг нас.

Наблюдаем за солнцем.

Гуляя с малышом, покажите ему солнышко, скажите, что оно светит ярко, стало очень тепло. Поговорите о сезонной одежде. Скажите, что солнышко греет сильнее, поэтому дети не одеваются тепло. Назовите летнюю одежду. Какое солнышко? (развитие речи) – желтое, теплое, яркое, светлое, ласковое. Что оно делает? Светит, греет, освещает и т.д. Люди носят летом солнцезащитные очки. Поговорите, для чего. Чем еще лето отличается от другого времени года? Все зеленое, много цветов. Расскажите стишок про солнышко.

Наблюдаем за облаками.

В облачный день понаблюдайте с ребенком за облаками. Что они делают? Плывут, движутся, летят. Они какие? Мягкие, пушистые, дождевые. Расскажите малышу, что они могут двигаться медленно, а могут и быстро (дует ветер). Иногда облака закрывают солнышко, и становится не так жарко. Рассматривайте облака – на что они похожи, сочините сказку об облачках. Спойте с малышом песенку «Облака, белогривые лошадки».

В пасмурный день понаблюдайте за тучами. Они бывают темные, грозовые, тяжелые. Когда небо покрывается тучами, это говорит о приближении дождя. Расскажите крохе про гром и молнию.

Наблюдаем за ветром.

В ветреный день посмотрите с ребенком на раскачивающиеся деревья. Расскажите малышу, что это дует ветер. Понаблюдайте за тем, как колышется трава, деревья. Возьмите вертушку и подставьте ее под порыв ветра – она будет вертеться. Расскажите ребенку о ветре в разные времена года: зимой дует ледяной ветер. Придумываем еще эпитеты – холодный, зимний и т.д. Летом – теплый, легкий, приятный ветерок. Предложите ребенку подставить лицо для ветра, закрыть глаза. Ветер ласкает щечки, лицо. Вы тоже можете дуть, как ветер. Возьмите перышко, положите его на ладошку и предложите малышу подуть. Между прочим, это отличное упражнение для развития речи.

Наблюдаем за дождем.

Выходя на улицу, когда идет дождь, отметьте, что сегодня погода дождливая, ненастная, пасмурная. Посмотрите на капли дождя – они крупные или мелкие. Обратите внимание ребенка на то, что образуются лужи. В лужи можно побросать камешки, измерить глубину палочкой, пускать кораблики. Прислушайтесь к звукам капающего дождя. Понаблюдайте, как капли стекают по окнам. Расскажите малышу о том, как дождь поливает все растения и они растут. Сравните сухую землю и мокрую, сухой асфальт светлый, а мокрый темный. После дождя все мокрое – и земля, и листья. Капли блестят на солнышке. У нас с сыном это «Капитошки». Мы любим их стряхивать с деревьев, трогать пальчиками.

Наблюдаем за грозой.

Пронаблюдайте за грозой и ее приближением. Перед грозой небо закрывают тяжелые тучи, поднимается сильный порывистый ветер. Ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, стараясь укрыться. Вспыхивает молния, гремит гром.

Наблюдаем за радугой.

Расскажите ребенку, что после дождя бывает радуга. Расскажите о цветах радуги, нарисуйте с малышом радугу. Обратите внимание крохи, что она постепенно появляется и постепенно исчезает.

Наблюдаем за деревьями.

Гуляя с ребенком, показывайте ему различные деревья, называйте их. Предложите потрогать кору – она шершавая (для тактильных ощущений). Расскажите о том, как меняют свой внешний вид деревья в разные времена года. Сейчас они зеленые, на них много листьев. У каждого дерева свои листья, непохожие на другие. Посмотрите на хвойные деревья. У ели, сосны есть не листья, а иголочки. Они зеленые и летом и зимой. Научите ребенка бережно относиться к деревьям – они очищают воздух.

Наблюдаем за цветами.

Рассматривайте цветы. Говорите об их цвете, размере. Предложите ребенку понюхать цветок. Расскажите строение цветка. Называйте цветы – ромашка, одуванчик, пион и т.д. Цветы бывают комнатные, садовые и полевые. Рассмотрите, чем они отличаются. Предложите ребенку отгадать .

Наблюдаем за водой.

Все дети любят играть с водой. И это замечательно! не только развивают кроху, но и снимают стресс. Расскажите ребенку, что вода бывает жидкая и твердая (лед). Вода может иметь разную температуру: теплая, если нагрелась на солнышке или на печке, прохладная, если положить в холодильник. Какая вода? Жидкая, прозрачная, льющаяся. Определите, какие предметы тонут в воде, а какие нет. Обратите внимание, что летом люди купаются в море. Почему?

Наблюдаем за животными и насекомыми.

Познакомьте малыша с животными, встречающимися вам и насекомыми. Расскажите о том, где они живут, что едят. Понаблюдайте за поведением животных. Обращайте внимание на внешний вид – у одних шерсть, у других – перья. Одни ползают, другие летают, третьи ходят.

Все перечислить невозможно, но главное, говорите и показывайте ребенку все, что видите, слышите и чувствуете сами.

Наблюдения в природе с детьми летом

Наблюдение - целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач:

Формирует у детей знания о природе.

Учит наблюдать.

Развивает наблюдательность.

Воспитывает эстетически.

Летом открываются новые возможности для ознакомления детей с природой: в природе происходит много изменений. Увеличивается время пребывания детей на участке, поэтому необходимо заранее продумывать деятельность взрослых и детей на прогулке.

Подготовка наблюдения включает в себя:

Определение места наблюдения,

Выбор объекта наблюдения,

Подготовка объекта к наблюдению,

Подготовка всего необходимого для наблюдения.

Наблюдения за живой природой.

1. Наблюдения за растениями.

На деревьях и кустарниках - пышная и зелёная листва. Дети рассматривают листья различных деревьев, отмечают, что они разные по форме, размеру; различают и называют кусты и деревья. На лугах, в парках, садах - множество различных цветов. Луговые цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик. Садовые: пион, флокс, гладиолус, настурция, роза, астра, георгин. Можно рассказать о целебных свойствах знакомых растений, из которых получают настой, чай, сироп, масло, порошок. Некоторые целебные травы можно посадить на участке, организовав фито-огород или фито-грядку. Формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.

2. Наблюдения за животными.

Продолжать работу по ознакомлению с животными. Закреплять представления, полученные детьми весной. Животные заботятся о детёнышах, учат добывать пищу, прятаться от врагов. Взрослому нужно объяснить детям, что у птиц и зверей наступает ответственная пора - выхаживание потомства. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют. Воспитанникам следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.

3. Наблюдения за птицами.

Летом дети продолжают наблюдать птиц. Обращают внимание на то, как быстро летают птицы, отлавливая насекомых, отмечают, как часто прилетают они к гнезду с кормом для птенцов. Воспитатель рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. Можно предложить найти доказательство полезности птиц (посмотреть кору деревьев). Обследуя деревья, дети встретятся со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Ребята сами сделают вывод: «Если не будет птиц, то дерево погибнет». Надо предупредить дошкольников, что гнёзда птиц трогать нельзя, иначе они перестанут жить в них

4. Наблюдения за насекомыми.

Появляется много насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, муравей, муха, жук, комар, стрекоза. Бабочка, мотылек, любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тел с помощью лупы. Дать понятие «хрупкая», мотылек — «живой красивый цветок». Любуясь вместе с детьми бабочками, взрослый может рассказать им, почему крылья бабочек имею разную окраску. Оказывается, она помогает насекомым скрываться от врагов. Зелёного кузнечика трудно заметить на зелёной траве, однако его хорошо слышно издалека. Предложить детям послушать стрекотание кузнечика, понаблюдать, как скачет и прячется в траве. Вызвать у детей доброе отношение к этому безобидному существу. Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться и оберегать живые существа, не причинять им вред. Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» - мухи, осы. Однако в природе нет ничего лишнего. Объясните детям, что мухи уничтожают гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу, поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух. Необходимо формировать у детей бережное отношение к насекомым.

Наблюдения за неживой природой.

1. Сезонные и погодные явления.

Солнце светит ярко. Дожди редкие, тёплые, иногда - ливневые, с молнией, громом и градом. Во время наблюдений за дождём детей подводят к пониманию причин разного характера осадков зимой и летом, их зависимости от температуры воздуха. Воспитатель учит детей не бояться грозы, но соблюдать осторожность, не прятаться под высокими деревьями во время грозы. Интересно наблюдать утреннюю и вечернюю росу, туман, объяснять причину их образования. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Прослушивание стихов способствует красочному восприятию и подводит детей к понятию — лето красное. Показать яркое сезонное явление — радугу. На прогулках наблюдают за высотой стояния солнца. В старшей группе, определяя высоту солнца, можно понаблюдать за тенью от предметов, от самих детей утром, когда солнце ещё не взошло высоко, и днём, когда солнце почти над головой, измерить длину тени. Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещённая солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки.

2. Вода, песок, глина, камешки, ракушки.

Даются детям под контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей. Самыми актуальными и любимыми играми в летний период являются игры с водой и песком.

Время летних прогулок следует использовать для сбора природного материала, который может пригодиться в свободное время зимой, в игровой деятельности. Это могут быть травы, цветы для гербария, камешки, веточки, шишки.

Также можно организовать работу на экологической тропе. Главное назначение экологической тропы для дошкольников не сколько информационное, сколько деятельностно-игровое. Не нужно стремиться, чтобы все выглядело идеально - убирать сухие листья, уничтожать сорняки. Экологическая тропа может содержать - овощной огород, аптекарский уголок, метеоплощадку, альпийские горки, цветочные «часы».

Крапивницкая Оксана Николаевна, воспитатель дошкольного образования

Проведение экскурсии предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Воспитатель проводит ее на прогулке в летний период, но ее можно включить и как фрагмент занятия по ознакомлению с природным миром.

Предварительная работа: Чтобы закрепить последовательность зацветания растений на клумбе с апреля по сентябрь создается гербарий совместно с детьми (на листе бумаги приклеиваются засушенные цветы в порядке их появления)

Цель : активизировать интерес детей к окружающему миру, систематизировать знания детей о конкретном цветке – ромашке.

Задачи: вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту и разнообразие цветочного мира;
Учить детей сравнивать, находить общие и различительные признаки цветов.
Развивать мышление, наблюдательность, память, умение делать умозаключения.
Закреплять знания названия летних месяцев и цветов.

Предварительная работа : работа на клумбах по посеву и уходу за цветами, загадывание загадок о цветах, рассматривание картинок с изображением цветов знакомство с их названием.Воспитатель: Дети скажите, у нас красиво возле детского сада? (ответы детей)
- А что особенно украшает территорию детского сада сейчас, летом? (ответы детей)
- Правильно, цветы. Давайте сегодня мы проведем экскурсию по территории детского сада и полюбуемся красотой и многообразием цветочного мира.

Как называются места, где растут у нас цветы?
- Правильно, клумбы. Наш детский сад украшают красивые клумбы с различными цветами. Многие цветы вам знакомы, о некоторых я сегодня расскажу.
Воспитатель: Дети, цветы – символ счастья, доброты, красоты. Поэтому часто, когда хочется сделать приятное человеку, то ему дарят цветы. Вот и сегодня мне хочется сделать вам подарок. Полюбуйтесь ими, рассмотрите повнимательней, можно даже потрогать их, понюхать, но не срывайте такую красоту, а потом свои впечатления мы отразим в рисунках.
(Дети любуются цветами, некоторые трогают, рассматривают, нюхают)



Воспитатель : Какое сейчас время года?
Назовите летние месяцы
Какой сейчас месяц?
А вот теперь назовите цветы, которые цветут в июле месяце. А подсказка для вас на наших клумбах.
(роза, ромашка, бархатцы, календула…)
Воспитатель: Скажите, а почему так красиво цветут цветы на наших клумбах? А вот в лесу цветы не такие крупные.



Дети: за цветами на клумбах ухаживают, а в лесу – нет.
Воспитатель : Да, правильно, чтобы цветы были крупные, четко можно было увидеть их на клумбе за ними надо ухаживать. Вспомним как мы это делали.
Дети: Копали землю, сеяли семена или сажали рассаду, поливали, когда земля была сухой, рыхлили почву, пропалывали от сорняков.
Воспитатель: Стоят на клумбах сестрички:
Золотой у них глазок,
белые реснички
О каком это цветке я загадала вам загадку?
Дети: Ромашка.


Воспитатель: Есть у нас на клумбе ромашка?
Дети обращают внимание на ромашки
Воспитатель: На что похож этот цветок?
Дети: На солнышко с лучиками
Воспитатель: Да ромашку всегда сравнивают с ясным солнышком. В нашей стране ромашка является символом чистоты и доброты. Видов ромашек в природе много, но самые известные – ромашка непахучая (показывает) и ромашка аптечная (показывает). Цветы ромашек имеют удивительно целебные свойства. Отвары и настои из нее используют в медицине.
Раньше этот цветок называли «романов цвет», со временем люди стали ласково называть «ромашкой». Но по-научному этот цветок называется «нивяник».
(Дети повторяют название)
Воспитатель : Давайте рассмотрим это маленькое солнышко и расскажем о его строении.
Дети: Высокий прямой стебель, покрытый зелеными длинными листьями. В земле цветок держится при помощи корней. Сам цветок состоит из множества белых лепестков и желтой серединкой.
Понюхав цветок, дети говорят, что садовая ромашка или нивяник не пахнет.
Воспитатель : Садовая ромашка непахучее растение, но насекомых она привлекает своим цветом. Перелетая с одного цветка на другой мухи, пчёлы, бабочки и другие насекомые переносят пыльцу.
(Воспитатель обращает внимание детей на эхинацею и рудбекию)
Дети, посмотрите, у нас на клумбах растут ещё цветы, похожие на ромашки. Можно их тоже назвать ромашками?



Действительно, эти цветы похожи на ромашки, назовите чем?
Дети: У цветов тоже много лепестков как у ромашки, есть серединка, высокий стебель, длинные листья.
Воспитатель : Правильно, этим цветы похожи, а в чем отличие?
Дети: У этих ромашек (показывает на эхинацею) лепестки розовые, а серединка коричневая, а вот у этих (показывает на рудбекию) – лепестки желтые, с коричневыми пятнышками к серединке, а серединка тоже коричневая.



А еще они отличаются формой зеленых листьев, и стволы жесткие, шершавые.
(дети обследуют на ощупь стебли данных растений)
Воспитатель: Растение с розовыми лепестками называется эхинацея
(Дети повторяют название)
Она как и ромашка лекарственная имеет целебные свойства и ее тоже применяют в медицине. Заболело горло – поможет отвар эхинацеи, поранил колено – промой рану этим же отваром. Хорошо укрепляет наш организм если мы пользуемся лекарствами и витаминами с данным растением.
Воспитатель: Растение с желтыми лепестками называется и рудбекия.
(Дети повторяют название)
Воспитатель: А как же называется обычная садовая ромашка?
Дети: Нивяник
Воспитатель: Ромашка – родной сердцу цветок, добрый, нежный, сердечный, который украшает нашу жизнь, дарит радость и здоровье человеку.
Маленькое солнце на моей ладошке –
Белая ромашка на зеленой ножке,
С белым ободочком желтые сердечки.
Сколько на лугу их, сколько их у речки…
Воспитатель:Давайте еще раз полюбуемся красивым убранством наших клумб, изобилием цветов. А я вам предлагаю украсить и асфальтированные дорожки цветами.



Нарисуйте на асфальте те цветы, которые особенно вам нравятся и тогда наш детский сад будет утопать весь в цветах.
Воспитатель раздаёт детям даются цветные мелки. Дети рисуют цветы на асфальте.



Включатся фонограмма детских песен.

Добавлено 18.06.2014

Для того, чтобы увидеть первые цветы или заиндевевшую березу необязательно ходить в лес, достаточно посмотреть вокруг, и вы с ребенком всегда найдете объект для наблюдения. Необходимо поддерживать в малыше живой интерес к природе.

Наблюдения за живой и неживой природой, за природными сезонными изменениями развивают в детях память, внимательность, умение видеть красивое и воспитывают бережное и вдумчивое отношение к окружающему миру.

Осенние прогулки

Гуляя на улице, обращайте внимание ребенка на то, что изменилось по сравнению с летом:

- Скажите ребенку: «Помнишь, летом было жарко и тепло, а сейчас как стало?»
Поговорите о летней и осенней одежде: «Когда летом было жарко, мы ходили в футболках и шортах, а что мы теперь одеваем?»

- Объясните, почему стало холоднее (на небе - серые тучи, они мешают солнцу светить).

- Во время дождя скажите ребенку, что погода «хмурится», на небе тучи. Предложите ему подставить ладошку: «Чувствуешь, как капают капельки дождя «кап-кап-кап»?»

- Обратите внимание ребенка, что после дождя на дорогах лужи и надо надевать резиновые сапоги.

- Спросите: «Какого цвета стали листья на деревьях?».

- Обратите внимание на сильный ветер, он сдувает листья с деревьев, получается листопад. Во время ветреной погоды можно поиграть с «вертушкой».


- Предложите ребенку послушать пение птиц. Не слышно. Многие птицы улетают в теплые края. Объясните малышу, почему они вынуждены покидать свои дома (нет корма и холодно). Покажите стаи улетающих птиц.

- Спросите: «Видно ли бабочек, жучков, мух?». Что-то нет их. Расскажите, что насекомые осенью прячутся в щели домов, под кору деревьев, под опавшую листву и спят там до прихода весны.

- Поговорите о том, как звери готовятся к зиме: белка запасает грибы и орехи, медведь наедается перед спячкой, делает себе берлогу.

- Поздней осенью, выйдя на утреннюю прогулку, обратите внимание крохи на иней и на лужи, покрывшиеся корочкой льда.

- Почитайте ребенку стихи на тему осени; например, такие: К. Бальмонт «Осень», А.Кольцов «Дуют ветры», С.Михалков «Овощи», М.Ходякова «Если на деревьях листья пожелтели», И. Винокуров «Ходит осень», В.Степанов «Осень идёт».

Зимние прогулки

Во время прогулок обращайте внимание малыша на следующее:


- Обратите внимание на то, как холодно на улице - надо надевать очень теплые куртки, штаны, шапки, варежки, сапоги.


- Спросите: «Видно ли солнце на небе? Греет ли оно?» (солнце светит редко, а если и показывается, то не греет).


- Понаблюдайте за падающими снежинками. Поймайте их на руку.

- Поговорите с ребенком о снеге: какого он цвета? Где лежит снег? (Везде: на дорогах, домах, машинах - все в белом снегу).

- Расскажите малышу, что когда снег липкий, то из него хорошо лепить снеговиков, полепите снежные фигурки, когда снег будет липким.

- Вспомните медведя, который сейчас спит в теплой берлоге под снегом. А заяц, лиса и волк не спят. Им голодно и холодно. Расскажите, что зимой шубка у зайца становится белой, чтобы волкам и лисам было трудно его заметить.

- Предложите крохе: «Посмотри, есть на деревьях листики?». Деревья стоят голые.

- Понаблюдайте за заснеженными деревьями, выберите, какое из них самое красивое.

- Сходите с ребенком на водоём: «Помнишь, летом тут была вода, а теперь твердый лёд.

- Обратите внимание ребенка на птиц: ворон, галок, воробьев, голубей, синиц. Они слетаются поближе к человеческому жилью. Сделайте с малышом кормушку, подкладывайте в неё корм и наблюдайте за прилетающими птицами. Какие птицы чаще всего прилетают?

- Можно почитать малышу следующие стихи о зиме: А.Фет «Чудная картина», О.Высотская «Пришла зима с морозами», И. Суриков «Зима настала», И. Никитин «Встреча зимы», Е.Нилова «Зимушка - чудесница», Д.Попов «Пришла весна», А.Прокофьев "Зимушка-зима» и прочее.

Весенние прогулки

Гуляя на улице, обращайте внимание ребенка на следующие моменты:

- Подставьте вместе лицо под солнечные лучи. Тепло! Солнце начинает светить ярче, становится теплее.

- Расскажите малышу о том, что скоро можно будет надевать легкие куртки, шапки, ходить без варежек и т.д.

- Понаблюдайте вместе с ребенком за сосульками. Какие они? Длинные и короткие, толстые и тонкие, прозрачные, твердые, холодные. Солнце нагревает сосульки, и с них начинает капать вода - «кап-кап-кап», получается капель. Послушайте эти звуки.

- Понаблюдайте, как тает снег, его становится всё меньше и меньше, он превращается в водичку, лужи, на дорогах становится слякотно. Можно делать лопаткой канавки, чтобы в них уходила вода.

- Обратите внимание ребенка, как на деревьях набухают почки, объясните, что из них скоро появятся листочки. Можно принести одну веточку домой, поставить её в воду и понаблюдать, как почки распустятся и превратятся в литья.

- Ребенка очень порадуют первые цветы, в городе это мать-и-мачеха. Рассмотрите их, поговорите, какого они цвета, как пахнут, какой у них стебель. (Если представится возможность, покажите крохе подснежники).

- Послушайте вместе с малышом веселое щебетание птиц. Покажите ребенку грача - первую птицу, возвращающуюся домой из теплых стран. Понаблюдайте за его важной походкой.

- Обратить внимание ребенка, что появляются насекомые - бабочки, мошки, комары.

- Расскажите малышу, что в лесу после зимней спячки проснулся медведь, что шубка у зайца опять стала серой, что у лисички родились лисята, у волчицы - волчата.

- Почитайте малышу стихи о весне: А. Плещеев «Сельская песня», «Весна», М.Садовский «Сердитый снег», С.Маршак «Снег теперь уже не тот», А.Леонтьев «Кап-кап-кап», И.Токмакова «К нам весна шагает», Ф.Тютчев «Зима не даром злится» и прочее.

Лето

Во время долгих летних прогулок обращайте внимание ребенка на следующие моменты:

- Поговорите о том, что летом солнце светит ярко и греет - становится жарко. Теперь можно ходить в шортиках и юбочках и подолгу гулять.

- Обратите внимание, что деревья стоят зелеными: «Посмотри, как много на деревьях зеленых листьев».

- Скажите: «Летом появляется много ягод, фруктов и овощей». Вспомните с ребенком, что он уже пробовал этим летом. Можно рассмотреть ассортимент овощных прилавков магазина.

- Расскажите ребенку, что летом птицы высиживают птенцов, кормят их мошками и червячками, учат летать.

- Заметьте, что летом много насекомых: бабочек, божьих коровок, мух, комаров и т.д. Понаблюдайте за ними. Отметьте их размеры, окраску, отличительные особенности. Например, у божьей коровки есть точки, у бабочки четыре красивых крыла и т.д.

- Летом вам наверняка удастся хотя бы один раз увидеть радугу. Расскажите, что радуга состоит из семи разноцветных дуг.

- Летом распускается много цветов. Предлагайте ребенку рассматривать их, нюхать.

- Почитайте малышу стихи о лете. Например, такие: Л. Шмидт «Чем пахнет лето?», А. Шибаев «до чего хорош денёк», В. Балашов «Что такое лето?», Я. Аким «Хочешь посмотреть на лето?», И. Суриков «Ярко солнце светит».


Материал к занятию:

Теги: / / /