Развитие речи ребенка 2 3 лет. Что должно насторожить родителей, если малыш ещё не заговорил? Зачем обучать ребенка правильной речи

начинают говорить. Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить целыми предложениями, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей.

Если ваш малыш не может освоить некоторые звуки, не нужно паниковать и бегать к логопеду. Начните самостоятельные занятия, и как можно больше говорите с ним.

Развитие речи ребенка 2 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Не пропустите этот период, запаситесь книжками и начинайте занятия.

Рассматривайте с малышом рисунки и объясняйте, что на них изображено. Попросите его показывать предметы, которые вы будите называть. Учите ритмические стишки и короткие песенки.

Уделите внимание . Она тоже оказывает влияние на развитие речи у ребенка. Попробуйте складывать пазлы и описывать картинку, которая будет получаться. Не забывайте и о развивающих играх. Чтобы малыш научился воспринимать на слух большое количество информации.

В 2 года кроха знает достаточно много звуков: Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н, К, Л, Х, Г, С. Остальные (кроме гласных) он заменяет известными или вообще пропускает. И помощь логопеда в таких случаях не нужна.

Если у малютки нет неправильного прикуса или невралгической патологии, которые могут мешать нормально объясняться, займитесь развитием речи малыша. Начните развивать слуховое внимание, речевое дыхание, голос. И проблема решится сама собой.

Наверняка вы заметили, насколько дети любят подражать. Этим качеством можно воспользоваться с пользой, если применять его в обучении. Вы когда-нибудь играли в зоопарк? Имитация голосов животных не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи ребенка 2-3 лет.

Наверняка у вас дома много мягких игрушек. Расставьте их по комнате. Потом вместе с малышом подходите поочередно к каждой игрушка и знакомьтесь с ней. Но есть одно условие – говорить нужно на их языке. Это будет замечательная тренировка для ребенка.

Чтобы облегчить изучение новых звуков, делайте зарядку для языка и губ. Она просто необходима для более быстрого развития речи крохи.

Первое упражнение можно выполнять утром, во время умывания. Малыш наверняка любит корчить рожицы перед зеркалом, вот и воспользуйтесь этим. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Для этого упражнения достаточно 2 – 3 минуты.

Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка.

Ну и последнее – улыбка. Широкая улыбка разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносит «Ы».

Благодаря таким несложным и забавным упражнениям для развития речи детей 2 – 3 лет, ваш малыш быстро освоит новые звуки и начнет говорить.

Игры для развития речи ребёнка 2, 3 лет

Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребенок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый словарный запас. Поэтому приучите себя проговаривать все действия, которые вы совершаете с ребенком.

Доброго времени суток! Не далее как вчера мне позвонила подруга, жалуясь на то, что ее дочка, которой уже три годика, практически не разговаривает, ограничиваясь односложными ответами и минимумом словарного запаса. При этом и в физическом, и психическом плане ребенок полностью здоров, я же посоветовала ей попробовать домашние занятия на развитие речи у детей 2-3 лет, ведь именно этот подход помог моему ребенку быстро научиться правильно и хорошо разговаривать. Что это за занятия? Давайте разбираться.

Как правило, в 2-3 года даже самый ленивый и инертный ребенок начинает активно развиваться, изучая новые слова и понятия. Педиатры отмечают такие особенности развития, как активное запоминание новых слов и их сочетаний. В этом возрасте малыши, словно губки, способны изучать по 3-4, а то и десяток новых понятий за день, развиваясь семимильными шагами.

Конечно, скорость развития детской речи у каждого ребенка разная, одни начинают говорить правильными предложениями, склоняя слова буквально с двух лет, другие же медленно набирают пассивный словарный запас, запоминая новые знания, но отмалчиваясь до определенного времени.

Но примерно в 2-3 года речь становится главным инструментом для общения, ребенок пытается донести свое мнение и желания, как взрослым, так и сверстникам. И это умение нужно стимулировать, развивать, помогая крохе активнее развиваться при помощи упражнений и игр.

Зачем обучать ребенка правильной речи?

Думаете, неумение ребенка разговаривать расстраивает только родителей? Отнюдь, малыши тоже очень нервничают, видя, что их не понимают. Помню, мой сынок просто бесился, когда мы не могли понять его желания, к счастью, он смог быстро начать говорить, но у менее развитых деток невозможность нормально общаться приводит к обидам и психологическим травмам, поэтому отстающих малышей нужно дополнительно тренировать.

Причины плохой речи у детей

  • Болезни ушей и носоглотки, особенно при затяжных заболеваниях, истощающих организм.
  • Поражения центральной нервной системы, характеризирующиеся умственной отсталостью.
  • Отсутствие внимания родных.

Что поможет ускорить развитие речи?

1. Развитие мелкой моторики
Доказано, что в головном мозгу ребенка центры, отвечающие за четкую моторику и речь, размещены рядом, и стимуляция первого провоцирует развитие второго. Здесь специалисты рекомендуют использовать мелкие предметы, которые малыш может перебирать, отличным примером могут служить пазлы. Приобретите простые милые картинки и собирайте их вместе с малышом, увлекая его рассказом о том, что в итоге можно получить красивый рисунок.

Также можно рисовать пальчиковыми красками, фломастерами, карандашами, пытаясь не просто тренировать руку крохи, но и во время творчества называть цвета, формы и рисунки своими именами, чтобы увеличивать словарный запас малыша.

2. Дыхательные упражнения


Для правильной артикуляции ребенку нужно научиться проговаривать слова на выдохе, а значит – управлять своим речевым дыханием, силой голоса и мышцами губ. В этих целях и используют разные игры для развития речи, моему малышу больше всего нравились:

— «снежинка» — вырезаем из тонкой бумаги снежинку и предлагаем ребенку сдуть ее с ладони;

— «кораблик» — сделать из бумаги лодочку, опустить ее в таз с водой и предложить ребенку задать направление судну, сдувая его;

— «бабочка» вырезать бабочку, и продев через нее нитку, предложить крохе заставить ее летать – для этого подуть на нее.

3. Артикуляционная гимнастика помогает улучшить управляемость мышц губ и языка, необходимых для точного воспроизведения звуков.

Самыми простыми упражнениями могут стать кривляния ребенка перед зеркалом во время умывания, предложите ему вытянуть губы в трубочку и проговорить букву «о» и слоги с нею. Потренировать язычок малыша можно, просто смазав губы медом, вареньем или иной сладостью. Помню, мой сынок с огромным энтузиазмом слизывал их с губ, старательно работая языком!

Позднее можно перейти к более сложным логопедическим занятиям, к примеру, предложить ребенку достать языком до щек, носа, подбородка, пощелкать им, как лошадка, «положить спать» на зубки.

Не менее полезной игрой может стать обычная улыбка – она помогает деткам освоить сложный в произношении звук «Ы».

4. Подвижные игры со звуковым сопровождением
Маленькие детки обожают шумные, веселые игры, во время которых нужно следовать подсказкам, содержащимся в стихах, отличным примером таких забав может быть «Море волнуется раз», «Гуси-гуси».

Такие стишки можно выучить самостоятельно, а потом играть вместе с крохой, стимулируя его повторять хотя бы самые простые слова.


5. Разговоры со взрослыми
Детки не могут научиться разговаривать, пребывая всегда в гордом одиночестве, развитие возможно лишь только при тесном и интересном общении. Наверное, вы слышали, что с малышами нужно разговаривать буквально с рождения. И знаете, я следовала этому совету и не пожалела о своем решении, хотя, наверное, со стороны иногда выглядела сумасшедшей, всерьез беседуя с новорожденным. Но детки действительно умеют запоминать речь и слова.

Особенно важно разговаривать с ребятами после двух лет, причем не просто ограничиваться односложными ответами, а детально, хотя и простыми словами, пояснять все интересующее малыша. В свою очередь нужно спрашивать у ребенка его мнение и решения, стимулируя не обычные ответы в формате «да» или «нет», а настоящие предложения – только так у детей формируется связная речь.

Для этого нужно научиться правильно формулировать вопросы, отказавшись от привычных «хочешь есть?» в пользу «что будешь кушать?» или говорить вместо «что делает мишка?» — «почему он плачет, смеется, что делает?».

Конечно, методика развития правильной и красивой речи у детей включает множество элементов, но для большинства деток достаточно небольшого толчка, простых и несложных занятий и игр, чтобы ускорить их совершенствование.

Пусть ваши детки будут здоровыми, умными и активными! До скорых встреч, подпишитесь на наш блок и следите за новыми статьями!

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь. Некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка. К концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до 1500 слов. В этот период в речи малыша появляются предложения. Правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать и это качество можно и нужно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных (как лает собачка, мычит корова, гогочет гусь). Это не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи.

После двух лет у ребенка совершенствуется произношение, но все же оно еще очень сильно отличается от произношения взрослых: некоторые звуки произносятся смягченно («Гуляли в лесю», «Идёть кися»), отдельные звуки в словах то заменяются другими (макароны-пакаёны, машина-пашина), то переставляются (самолет-масалет, каблуки-калбуки), или совсем опускаются (ёка-ёлка, юка-юбка). Многие дети в этом возрасте не могут произносить шипящие (Ж Ш Ч Щ) и заменяют их свистящими звуками (З,С) (хочу-хосю, шишка-сыска, чашка-цяска, щетка-сётка). А так же не выговаривают звук «р». Это объясняется недостаточным развитием речевого аппарата: малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти.Развить речевой аппарат и укрепить мышцы речевого аппарата помогает артикуляционная гимнастика. А так же это происходитв силу того, что дети не очень хорошо воспринимают на слух звуковые отличия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами («Что это?», «Как?», «Зачем?», «Где?», «Что делаешь?» и т. д.). Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, тем самым накапливая его активный и пассивный словарный запас. С уважением относитесь к детским вопросам и давайте на них краткие, ясные, понятные ответы. Очень важно, чтобы и родители задавали простые вопросы ребенку:"Какая шапочка у Тани?"," Какая собачка у дяди?". Побуждая малыша отвечать на наши вопросы, мы упражняем и совершенствуем его способность быстро и правильно использовать уже приобретенный запас слов, обогащаем новыми словами. Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, опытом ребенка. А для этого ребенка надо знакомить с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы ребенок видел своими глазами, слышал своими ушами, то, о чем с ним говорят, при этом по возможности, действовал бы своими руками (трогал, переставлял, играл). Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, тактильные ощущения) Дети этого возраста начинают испытывать потребность в общении и не только со взрослыми, но и со сверстниками. Если ребенок испытывает затруднения в общении с другими детьми, ему надо помочь. Организуя какую-либо деятельность ребенка, помогите ему вступать в речевой контакт со сверстниками: "Помоги найти Саше совочек", "Попроси у Тани мячик, поиграйте вместе". Можно использовать такие приемы:"Давай скажем вместе", "Я начну, а ты продолжи". Этимвы активизируете словарь ребенка, помогаете овладевать словами просьбы, благодарности, строить свою речь. С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас, в данный момент не находится в поле его зрения, например, что он сегодня утром видел на прогулке или что вчера он делал у бабушки в гостях. Это не развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

В этот период (от 2 до 3 лет) наряду с очень быстрым пополнением словаря, речь детей характеризуется еще одной особенностью. Начинается важнейший этап освоения родного языка-овладение его грамматической структурой. Усвоение грамматики происходит очень интенсивно. Ребенок третьего года жизни употребляет в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных, различает единственное и множественное число, настоящее и прошедшее время глаголов. Но грамматическом отношении речь еще не совершенна. Нередко дети путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов («Мой кукла», «Вкусный конфета»). Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка-кошка-мошка). Многие дети к слову могут подобрать сходное по звучанию слово (птичка-невеличка, мишка-шишка, ложка-картошка, каша-малаша).

Развитие речи – это процесс, который проходит у ребенка целый ряд этапов. И существуют ориентировочные показатели развития речи малыша в каждый его возрастной период. Все нормативы речевого развития детей, существующие в нашей стране – это результат серьезных, длительных и глубоких научных исследований развития ребенка.

Показатели речевого развития детей

Дети от 2 лет до 2 лет 6 месяцев

Понимание речи. Происходит дальнейшее развитие понимание смыслового содержания речи окружающих. С ребенком можно говорить не только о событиях и явлениях, воспринимаемых в данный момент, но так же о прошлых (уже знакомых ребенку) и будущих событиях.

Способность подражать. Дети легко повторяют фразы, короткие стихи, потешки.

Словарь. Услышанные незнакомые слова и целые фразы становятся достоянием словаря детей. В их речи появляются вопросы «Где?», «Когда?», «Почему?»

Грамматический строй речи. Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда правильные грамматически.

Связная речь . Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Ребенок много говорит по самым разным поводам, по своей инициативе и в ответ на чьи-либо высказывания. Словом определяет свои действия, желания, намерения.

Дети от 2 лет 6 месяцев до 3 лет

Понимание речи. Ребенок может понимать смысл взрослого о событиях и явлениях, не имевших место в его личном опыте, но отдельные элементы которых непосредственно воспринимались малышом (например, видел на картинке).

Способность подражать . Легко воспроизводят услышанные небольшие стихи и песенки, потешки, прибаутки.

Словарь. В словарный состав входят все части речи (кроме причастий и деепричастий). Объем словаря быстро возрастает: к концу третьего года до 1200-1500 слов.

Грамматический строй речи . Дети говорят сложными фразами.

Связная речь . Дети рассказывают об увиденном несколькими отрывочными фразами. Опираясь на вопросы взрослого, могут передать содержание ранее услышанной сказки или рассказа (по картинкам или без них)

Артикуляция. Произношение в основном правильное, за исключением звука «р» и шипящих.

Эти показатели являются «ориентировочными». Они для нас как ориентир – маяк в пути по морю развития малыша. И надо этот маяк заметитьи понимать, что он нам сигналит.

Для чего очень важно и нужно их знать? Чтобы отслеживать динамику развития своего малыша. Чтобы если вдруг будут проблемы – то их тут же заметить, обратиться к специалисту – врачу илогопеду и не терять драгоценное время. Чтобы не просто смотреть, а видеть своего малыша – что постоянно меняется в нем, чему новому он научается, в чем ему нужна помощь, где он особенно силен, а где пока не получается и надо его поддержать дополнительными играми и упражнениями.

Это важно знать: При мониторинге развития речи ребенка важно даже не то,сколько он умеет сейчас, а динамика в его развитии. И важно видеть, что малыш обучается новому, что всё время в его развитии происходит движение вперед. А вот если такого движения нет – то тут есть повод задуматься. Задержке в развитии могут способствовать две причины:

1) Либо мы, взрослые, «отстали» от ребенка и даем ему старые задачи, которые он давно перерос. И пора бы уже давать ему более сложные задачи речевого общения по его возрасту

Например, мы понимаем малышас полувзгляда, угадываем сразу, что ему будет нужно и что он хочет. Зачем тогда ребенку речь? Она просто не нужна в его жизни! Речи и нет! Это одна из причин того, что у ребенка речь не появляется вовремя – и очень частая причина, которую,к счастью, легко преодолеть и всё исправить, и малыш скоро заговорит.

2) Либо есть проблемы в развитии ребенка и стоит проконсультироваться у специалистов.

Будьте внимательны к своему малышу. Любите его, развивайте, радуйтесь даже самым малым его достижениям!

В семье появился малыш, и родители с нетерпением ждут его первой улыбки, первого зуба, первого шага и первого слова. Все эти достижения крохи становятся предметом обсуждения и «похвастушек» гордых родителей. Но порой у мам и пап возникают страхи и вопросы: а не отстаёт ли малыш от своих сверстников? Что он должен уметь в том или ином возрасте?

Сегодня мы поговорим о речевых навыках детей в возрасте 2-3 лет.

Как происходит развитие речи малыша в 2-3 года?

В возрасте 2-3 лет ребёнок быстро увеличивает свой словарный запас, и к третьему дню рождения он может насчитывать от 100 до 1200-1300 слов, включая все части речи - существительные, глаголы, предлоги, местоимения, прилагательные и наречия. Многие дети в этом возрасте уже неплохо разговаривают. При этом малыш обозначает себя не только по имени, но личными местоимениями - «я», «мне».

Кроме того, ребёнок имеет представление о числе «один» и в правильной последовательности может повторить две цифры (например, один-два).

Он понимает значение предлогов в конкретной ситуации, смысл вопросов (например, «На чём катались мы сегодня?») и может на них ответить. Ребёнок правильно употребляет формы падежа, лица, числа, времени, воспринимает словосочетания и фразы как единое целое. Он начинает использовать не только простые, но и сложные предложения, стараясь подражать речи родителей, членов семьи и близких людей. Чтобы развивать в нём этот «навык», ему необходим пример для подражания, а поэтому и говорить с ребёнком нужно так же, как с взрослыми членами семьи или окружающими, например: «Нужно надеть шапку, потому что на улице холодно». Подобные объяснения действий предупредят возможные «почему» и «зачем», ведь малыш входит в возраст «почемучки».

На третьем году жизни ребенок понимает, о чём говорится в сказке и, используя в речи распространённые предложения, начинает активно задавать вопросы. Он легко запоминает небольшие стихи и песенки, что помогает ему совершенствовать произношение. Однако, некоторые звуки он ещё может произносить неправильно, например, шипящие, свистящи [р], [л]. На этом этапе жизни у детей наблюдается игра звуков и слов, в результате чего в их «словаре» появляются слова с «предметным переосмыслением»: ломоток или колоток (молоток), кусарик (сухарик), мазелин (вазелин).

В этом возрасте ребёнок понимает и способен правильно выполнить двухэтапную инструкцию (например, «Сходи в комнату и принеси мячик», «Возьми салфетку, вытри руки»).

Что должно насторожить родителей, если малыш ещё не заговорил?

Все мы индивидуальны, и наши дети - не исключение из этого правила. К 2-2,5 годам большинство детей уже начинает разговаривать, и кто-то сразу «сыплет» целыми предложениями, а у кого-то могут возникнуть некоторые трудности.

Родителям следует обратиться за консультацией к специалисту (отоларингологу или логопеду), если при общем нормальном физическом развитии ребёнка они заметили у него признаки задержки речи:

  • он произносит только несколько звуков и не может освоить остальные;
  • у него маленький словарный запас;
  • ребёнок путает названия частей тела;
  • упрямо говорит слова только «по-своему»;
  • не может строить простые фразы.

В чем может крыться причина молчания малыша?

Если к 2,5-3-летнему возрасту ренок так и не заговорил, то на это могут быть свои причины:

  • нехватка внимания со стороны родителей - отсутствие определённых занятий или даже простого общения с малышом;
  • наследственная особенность (возможно, в семьях родителей были подобные случаи, когда дети начинали говорить в более позднем возрасте);
  • заболевания ушей и носоглотки или длительные болезни, истощившие организм;
  • нарушения центральной нервной системы (заболевания, характерные для умственной отсталости).

В таких случаях следует проконсультироваться у специалистов - обратитесь к отоларингологу, логопеду или неврологу. Убедитесь, что у малыша нет проблем со слухом; попросите, чтобы проверили, не нарушен ли отвечающий за произношение звуков голосовой аппарат ребёнка; а затем, если отклонений не обнаружено, переходите к освоению речи в доступной для ребенка форме - начните с подражания звукам.

Упражнения для подражания звукам:

  1. Задайте вопрос: как плачет ляля? И сами же на него ответьте - «а-а-а-а-а-а». Попросите малыша повторить за вами. Задайте этот же вопрос крохе, и пусть он вам ответит. Если не получилось с первого раза, повторяйте вопрос, пока ребёнок не ответит вам. Указывая на самолёт в небе или на проезжающую мимо по улице машину, «покажите» как они гудят: «Уууу» или «жжжжж». Попросите малыша повторить за вами (гласные детям даются легче).
  2. Козочки и барашки «говорят» «бе-е-е» или «ме-е-е». Так постепенно малыш научится подражать курочкам, петушкам, воробьям, кошечкам и собачкам.
  3. Поезд/паровоз звучат «чух-чух-чух», а часы - «тик-так» и так далее.
  4. Хлопая в ладоши, повторяйте «хлоп-хлоп»; если малыш упал, скажите - «бух(бам)», постучал в дверь - «тук-тук», плещется в воде - «хлюп-хлюп».

Так ребенок научится, что каждому животному или птичке, механизму или определённому действию принадлежит свой звук.

Как тренировать голосовой аппарат и развивать речь ребёнка?

Очень важно в возрасте 2-3 лет не пропустить речевое развитие ребёнка, и важную роль в этом играет тренировка голосового аппарата малыша - его обучение правильному произношению звуков родного языка.

Двухлетнему ребенку нужно как можно больше уделять внимания:

  • показывайте ему предметы и называйте их;
  • попросите показывать вам предметы, которые вы называете;
  • показывайте и называйте действия с игрушками, с различными предметами;
  • показывайте картинки отдельных предметов и действий, при этом называйте и объясняйте их;
  • играйте в игры-поручения («найди - принеси», «возьми - положи», «открой - закрой»);
  • уделите внимание развитию мелкой моторики (складывайте пазлы и мозаики, рисуйте, лепите из пластилина или теста, перебирайте крупы, перелистывайте странички, и др.).

Развитию речи ребёнка способствует постоянное общение: разговаривайте с ним без «сюсюканья» и коверканья слов, – как с взрослым человеком. В его окружении должна звучать правильная чёткая речь, ведь ребёнок поначалу имитирует то, что слышит. Просмотр телевизора или мультиков с компьютера не заменят ребёнку живого общения с родными. Конечно, взрослым так удобнее: малыш занят и не мешает заниматься домашними делами. Однако речь с экрана отнюдь не способствует обогащению словарного запаса, не учит общению. Более того, звуки с экрана воспринимаются как белый шум (фон). И если ребёнок будет проводить по 5-6 часов в день перед экраном, то это лишь приведёт к задержке речи.

Важный момент в формировании речи ребёнка - развитие речевого аппарата и способность различать звуки (эта способность формируется медленно), сходные по звучанию (б-п, б-н, м-н, з-с). Деткам бывает трудно их различить, и поэтому они могут не отличать слова (например, «почка» и «бочка»). Полезным тут будет делать зарядку для языка и губ. Тренировать губы можно утром - во время умывания (складывая губы в трубочку и растягивая их в улыбке), а язык во время еды - намажьте малышу губы чем-нибудь сладким, и пусть он их оближет, не забыв при этом про уголки губ.

Учите правильно называть предметы с труднопроизносимыми звуками, показывая рисунки с их изображением (при этом слово-название выговаривайте медленно, с паузами, повторяя несколько раз, сопровождая соответствующими действиями).

Учите с ребёнком короткие стихи, песенки, скороговорки и чаще повторяйте их с ним.

Сделайте для малыша детскую аудиотеку и давайте ему слушать стихи, сказки, песни в исполнении профессиональных артистов.

Чтобы обеспечить дальнейшее восприятие речи крохой, необходимо его научить понимать смысл сказанного не только при наглядной ситуации (картинке), но и при её отсутствии, поэтому надо учить ребёнка расширению речевого навыка, чтобы он научился воспринимать большое количество информации на слух:

  • он должен научиться задавать вопросы и отвечать на них;
  • научите его передавать свои впечатления, эмоции;
  • воспитывайте в нём навыки культурной речи (говорить негромко, не спеша и не жестикулируя, не размахивая руками);
  • разговаривайте с ребёнком не только о происходящем в данный момент, но и побуждайте рассказывать о недавно произошедших событиях (во время прогулки во дворе или в парке, во время поездки на дачу или к бабушке-дедушке). Например: «В парке мы гуляли у озера. Там плавала уточка. Мы её кормили хлебом. А что мы ещё делали?».

Упражнения и игры, которые помогут развивать речь у 2-3летних малышей

В возрасте 2-3 лет детишки становятся необычайно любознательными. Их привлекает всё яркое, звучащее и движущееся (живое). Всё это доставляет им положительные эмоции и радость, поэтому ребёнка легко можно заинтересовать даже незначительным предметом. Однако даже примитивные, на первый взгляд, игры помогают малышу осваивать окружающий его мир, развивают мышление, логику, а вместе с тем и речь.

Существует немало различных методик, основанных на упражнениях и/или играх, которые помогают родителям «разговорить» даже самых упрямых карапузов-молчунов.

Упражнения для развития фонематического слуха

Все эти упражнения и игры можно проводить дома, не только в специально отведённое для занятий время, а мимоходом - во время прогулки или похода в магазин, выполнения домашних дел. Главное - разговаривайте в это время с малышом, например, умываясь утром, покажите на струю воды и скажите: ВО-ДА. Повторите слово несколько раз, и пусть кроха попытается повторить. Далее рассказывайте ему о том, что вода «мокрая», «холодная», «тёплая», «горячая». Называйте каждую вещь или игрушку, которую вы даёте малышу, при этом старайтесь больше рассказывать о вещах, о том, что происходит вокруг. Например, машина большая (маленькая, яркая), снег пушистый (белый), лимон жёлтый (кислый), а когда вы на прогулке - дует ветер, ветер холодный (неприятный), идёт снег (дождь), машины едут куда-то, птички летают (поют) и так далее. Чтобы речь ребёнка была связной, обогащайте словарный его запас глаголами и прилагательными.

Поддерживайте попытки ребёнка говорить. Закрепляйте пройденный материал на картинках книг или журналов и добавляйте новые знания (например, вода нужна, чтобы умываться и купаться, полить цветы, пить чай, сварить суп и т.д.). Пусть в его памяти откладывается больше информации - это позволит ему лучше развиваться.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, позволяющий различать фонемы родного языка и слова, которые состоят из одних и тех же фонем (например, дочка - точка - почка - кочка; сон - нос). Для развития фонематического слуха есть различные игры:

  • «Повторяй за мной» (малыш повторяет за родителем сначала простые звуки, потом более сложные; освоив игру, поменяйтесь ролями: кроха придумывает звуки, а вы повторяете).
  • «Узнай по голосу» (за спиной у малыша кто-нибудь из присутствующих - желательно, чтобы их было не менее 3 - позовёт ребёнка по имени, а он должен угадать, кто это был). По такому же принципу, усложняя задачу, можно угадывать звучание музыкальных инструментов, приборов).

Упражнение на употребление личных местоимений научит малыша правильно использовать местоимения «я», «ты», «он», «она», а вместе с тем поможет ему воспринимать себя как индивидуума и не называть себя в третьем лице. Это упражнение активизирует процесс самосознания. На первом этапе занятий ребёнок должен усвоить личные местоимения «я» (показывать на себя), «ты» (показывать на вас), «мы» (показывать на вас обоих). Местоимения нужно называть вразброс - так он лучше их усвоит.

Спряжение глаголов - проблема малышей не только в 2-3-летнем возрасте, но и старших детей, однако тут скорее проблема «правил спряжения», которых малыши ещё не знают. Поможет крохе разобраться игра, где он должен просклонять неопределённую форму глагола по лицам и числам (например, «летать»: «я лечу», «ты летишь», «она летит», «мы летим»).

Чтобы малышу было веселее, можно добавить элементы пантомимы, указывающие на данное действие.

Полезными станут разговоры по телефону - когда ребёнок не видит, а только слышит своего собеседника. У него нет возможности выразить свои желания при помощи жестов, а это стимулирует произношение слов. Старайтесь во время таких разговоров сделать ребенка своим собеседником, а не только слушателем: задавайте ему вопросы (сначала простые, потом усложняйте).

Не ждите, что с первого раза у малыша будет всё хорошо получаться, но, развивая память и мышление, тренируя фонематический слух, вы не заждетесь положительных результатов.

Пальчиковые игры

Это лёгкий и прекрасный метод для развития мелкой моторики рук, что тоже развивает речь у детей. В ходе таких игр родитель рассказывает стишок, в котором часто повторяются одни и те же слова. Ребёнок на слух воспринимает слова, понимает, о чём идёт речь, а затем и сам пытается повторять звуки. Наиболее известные пальчиковые игры «Идёт коза рогатая», «Гули-гули», «Сорока-белобока». Последнюю игру можно разнообразить, загибая пальчики руки ребенка, произносите имена родственников (этот пальчик - папа, этот пальчик - мама и т.д.). Или такой вариант игры - «Встали пальчики»:

  • Этот пальчик хочет спать,
  • Этот пальчик - прыг в кровать,
  • Этот пальчик прикорнул,
  • Этот пальчик уж заснул.
  • Встали пальчики - Ура!
  • В детский сад идти пора!

В начале игры пальчики следует пригибать, а затем большим пальцем «будить» остальных. В конце, с восклицанием «Ура!», разжимаете кулачок полностью - все пальчики встали.

В день достаточно уделить 10-15 минут. Не пытайтесь выучить сразу все игры. Для начала будет достаточно 2-3, позже их можно будет менять на новые. Дети познают мир посредством касания. Для более интересных и красочных игр можно устроить целый пальчиковый театр, пошив, связав или сделав из бумаги (подручных средств) персонажей «представлений».

Артикуляционная гимнастика

Такие занятия позволяют малышу тренировать речевой аппарат и выработать определённый навык правильного произношения звуков, правильно осваивать слова.

Для тренировки можно использовать следующие упражнения (их поначалу нужно проводить вместе с малышом, показывая, как это делается):

  • «Открытые-закрытые ворота»: малыш открывает ротик и на несколько секунд задерживает такую позу.
  • «Покажи забор»: нужно сомкнуть зубки и широко улыбнуться.
  • «Чистим-чистим зубки»: открыть рот и языком проводить по внутренней и внешней части зубов.
  • «Художник»: язычком как бы рисовать на нёбе любые элементы, а затем закрасить полностью всё нёбо.

В раннем возрасте редко кто из малышей сразу начинает правильно выговаривать сложные звуки (например, «ч», «щ», «р»), многие путают губные звуки «м», «п», «б». Помочь исправить огрехи произношения могут забавные считалочки или четверостишия, в которых собраны слова с проблемным звуком. Их можно придумывать самим: например, «мама мыла малыша мылом и мочалкой», «папа плыл на плоту», «баба била в барабан». А можно выучить уже готовые: например, «четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж». Главное в таких упражнениях - акцентировать внимание ребёнка на нужных звуках - их нужно произносить максимально осмысленно.

  1. Чтобы малышу было интереснее, проводите занятия в игровой форме (монотонные и статические упражнения быстро утомляют детей).
  2. Не предлагайте больше 2-3 упражнений сразу.
  3. Каждое занятие должно длиться не более 10-15 минут.
  4. Обязательно закрепляйте пройденный материал по несколько раз.
  5. Занимаясь с ребёнком, формируйте у него навыки коммуникации и обучайте азам этикета. Наверняка ваш малыш уже знакомился с другими малышами на прогулке: брал их за руку, протягивал свою игрушку, проявляя тем самым свою симпатию. В возрасте 2-3 лет ребёнка можно уже учить завязывать знакомства с помощью вербальных инструментов. В этом поможет сюжетно-ролевая игра, где вы - новый ребенок на детской площадке, который хочет с вашим познакомиться. Обратитесь к нему со словами: «Привет, как тебя зовут?», или «Привет, меня зовут Катя. Давай играть». А теперь предложите ребёнку поменяться ролями - пусть он познакомится с вами и вовлечёт в игру. Позже можете научить малыша, как можно разрешать различные конфликтные ситуации, не прибегая к истерикам и кулакам, как можно регулировать взаимоотношения в группе.

Много зависит от родителей. Учите своих детей: развивайте их память, мышление и речь, а в помощь вам будут различные развивающие игры и упражнения, книги и современные методики.