Античная драма. В этом промежутке времени различаются два отдела

Рецидив - возврат к употреблению наркотиков, алкоголя или других психоактивных веществ после периода воздержания, сопровождающийся восстановлением симптомов зависимости.

Различают рецидив и срыв, под которым понимается отдельный случай употребления наркотика или психоактивного вещества.

Главной задачей лечения и реабилитации зависимых от алкоголя и наркотиков является не только помощь пациенту в прекращении употребления этих веществ, но и обеспечение стабильности изменений образа жизни на продолжительное время. Эта точка зрения обусловлена рядом теоретических и практических исследований, посвященных поиску детерминант рецидива и разработке терапевтических программ, которые должны помочь пациентам противостоять срывам и рецидивам.

Определены психологические принципы преодоления зависимости от наркотиков, при нарушении которых возникает срыв и развивается рецидив болезни.

1-й принцип. Саморегуляция. Риск срыва уменьшается в соответствии с повышением возможности пациента самому регулировать мысли, чувства, воспоминания, жизненно важные решения и процесс развития его личности и поведения.

2-й принцип. Интеграция. Риск срыва уменьшается в соответствии с повышением уровня осознания, понимания и оценки жизненных ситуаций и событий, а также использования стратегий избегания риска возвращения к наркотизации.

3-й принцип. Понимание. Риск срыва уменьшается в соответствии с процессом понимания основных факторов, которые его вызывают.

4-й принцип. Развитие. Риск срыва уменьшается при постоянном развитии ресурсов личности и стресс-преодолевающего поведения.

5-й принцип. Социальная поддержка. Риск срыва уменьшается при постоянной активности, направленной на построение социально-поддерживающей сети и развитие навыков восприятия и использования социальной поддержки.

6-й принцип. Социальная компетентность. Риск срыва уменьшается при постоянном повышении знаний об окружающей социальной среде, развитии навыков эмпатии и аффилиации.

7-й принцип. Самоэффективность. Риск срыва уменьшается при постоянном развитии стратегий эффективного поведения и понимания себя как эффективной личности.

На основании суммарной модели профилактики срыва Т. Горским разработана модель терапии профилактики рецидивов - СМРТ. Эта модель является многосторонним методом профилактики возврата к употреблению наркотиков и алкоголя у зависимых от них лиц, прошедших первичное лечение и начавших выполнять программу выздоровления.

В модели выделяют пять целей.

Восстановление и/или формирование общего (глобального) жизненного стиля, препятствующего рецидиву. Развитие комплексного самовосприятия собственной жизни, зависимости и истории срыва (или срывов).


Разработка личного списка признаков угрожающего рецидива, в котором должна прослеживаться логика формирования срыва и причины перехода от стабильного выздоровления к срыву.

Формирование и развитие стратегий управления (преодоления) симптомами рецидива.

Развитие и структурирование программы выздоровления, направленной на формирование самоидентификации пациента и критическое управление признаками рецидива.

Развитие плана ранней профилактики рецидива, который будет воплощаться в жизнь пациентом и его значимыми другими лицами шаг за шагом для предотвращения возврата к употреблению алкоголя или других наркотиков.

Этот метод основан на принципах когнитивной, аффективной, поведенческой и социальной терапии и состоит из пяти первичных компонентов.

Определение признаков нарушения процесса идентификации.

Определение стратегий управления рецидивом.

Планирование выздоровления.

Тренинг профилактики рецидивов.

Основные психологические сферы, в которых проводится работа: мышление (когнитивная); чувствование (аффективная); действия (поведенческая).

Основные социальные сферы:

Интимные взаимоотношения.

Самое важное - помочь пациенту наладить функционирование с каждой из этих сфер.

По мнению автора данной модели, изменения - нормальная и необходимая часть жизни, но и главная причина стресса. Изменение легко может вызвать реакцию, которая «выбросит» человека из процесса выздоровления в динамику срыва, если человек не отдает себе отчет в происходящем или не готов справиться с этим.

Обычно изменения, которые часто «запускают» динамику срыва, начинаются с изменения установок, в частности, отношения необходимости следовать программе выздоровления.

Профилактика срыва включает следующие шаги:

Стабилизация;

Обучение пациента;

Определение предвестников срыва;

Пересмотр программы выздоровления;

Обучение инвентаризации;

Прерывание динамики срыва;

Вовлечение значимых людей;

Последовательное выполнение и подкрепление.

Успешная работа по профилактике рецидива должна быть завершена и подкреплена. Для этого необходимо:

Разработать дальнейший план предотвращения срыва и план выздоровления, используя работу в лечебной среде;

Объединить планирование профилактики срыва с продолжающимся лечением пациента и его семьи;

Объединить планирование профилактики срыва с планом поддержания трезвости.

Литература

Валентик Ю. В., Сирота Н.А. Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ. - М., 2002.

Личко А.Е., Битенский В. С. Подростковая наркология. - Л., 1991.

Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. - М., 1994.

Пятницкая И. П., Найденова Н. Г. Подростковая наркология. - М., 2002.

Руководство по наркологии: В 2 т. / Под ред. Н. Н. Иванца. - М., 2002.


Тренинг профилактики срыва
Тренинг профилактики срыва основывается на модели процесса изменений Дж. Прочаска и К. ДиКлементе.

Базируется на когнитивно-поведенческих стратегиях, спо­собствующих абстиненции и одновременно оказывают помощь тем, кто находится в состоя­нии срыва. Результаты отдельных исследований свидетельствуют, что навыки, которым кли­енты учатся в рамках терапии срыва , остаются в течение года после завершения лечения. Исходя из модели процесса изменений Дж. Прочаска и К. ДиКлементе, выздоровление предполагает этапность внедрения изменений и проверку их эффективно­сти на практике. Стресс, который испытывает человек, когда меняется, на некоторое время повышает напряжение,и человек нуждается в отдыхе или релаксации. В связи с этим на пути выздоровления встречаются так называемые «точки застревания». Результатом застревания является ощущение диском­форта, которое постепенно усиливается и часто приводит к мысли, что усилия напрасны, программа не решает ни старых, ни новых проблем, которые появляются после прекращения употребления. На­пряжение растет, и человек чувствует, что не выдерживает. Вместо того чтобы анализировать собы­тия, которые привели к застреванию и повышению напряжения, и осуществлять определенные шаги для преодоления напряжения в конструктивном направлении, многие участники Программы возражают против этого и тормозят процесс.

Отрицание используется неосознанно, поэтому автоматически блокирует осознание того, что то идет не так, то не в порядке. Состояние застревания порождает стресс. Отрицание блокирует осознание наличия стресса и, таким образом, только усиливает его. Человек чувствует себя дискомфортно, но не понимает причин этого состояния и не знает, что делать, чтобы его лишиться. Как след­ствие, обостряются признаки постабстинентного синдрома, человек чувствует себя все хуже и хуже, самооценка снижается, начинают срабатывать неконструктивные защиты.

Например, человек может говорить себе: «Дело не во мне и в окружающих, мне так плохо, что хуже уже быть не может, - одно­разовое употребление наркотика ничего не изменит и мне не повредит...» Человек возвращает­ся к стереотипным (компульсивным) неконструктивным путям решения проблем. Таким образом, за­пускается процесс срыва, который начинается задолго до факта употребления наркотического веще­ства. Употребление является конечным результатом процесса срыва. Срыв начинается с изменений мыслей и эмоций, поскольку именно они влияют на наше поведение.


Духовно-нравственное образование (библиотерапия)
Большую роль в формировании моральных качеств играет внутренний мир человека, его «нравственный стержень», который находится во взаимосвязи с духовной жизнью личности. Духовная жизнь в свою очередь тесно связана с понятием «духовность».

В светском понимании в основе понятия «духовность» лежит приобщение человека к культурным ценностям разного уровня (этническим, общенациональным, общечеловеческим). В «Большом психологическом словаре» под духовностью понимают поиск, практическую деятельность, опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины.

В религиозном понимании в основе категории «духовность» лежит представление о человеке как о триаде: тело-дух-душа, причем на первый план выдвигается дух, а все остальное, составляющее человека, рассматривается в зависимости от духа . Интегральным критерием духовной методики помощи лицам с аддиктивным поведением является нравственный критерий.

Духовность понимается как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовный человек – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения.

Ключевым понятием, лежащим в основе духовно-ориентированных методик ведения групповой психотерапевтической работы с химически зависимыми лицами, является метанойя , что в переводе с греческого означает изменение мышления, то есть покаяние, которое неизбежно приводит и к изменению поведения. Отвращение человека от бывшего образа жизни направлено не в пустоту, а к чему-либо противоположному от того, от чего человек отвращается. Возненавидевший грех, которым является, в том числе и потребление наркотиков, обращается к добру, правде, а это и есть новая, созидательная, счастливая жизнь.

Категория «грех и ответственность за грех» не относится к научным категориям. Наука говорит об ошибках, находит методы их предупреждения или исправления .

В духовной жизни ошибка (греч. αμάρτημα – заблуждение, грех) предполагает нравственную ответственность, формирование которой включено в методику духовной помощи, поэтому является очень важной духовной составляющей Программы являются духовные беседы, они могут быть как общие, с участием всей группы, так и индивидуальные.

С целью их проведения группа собирается в специально отведенное для этого время вместе и приходящий священник или специально подготовленный православный катехизатор предлагает для разбора одно из мест Священного Писания (Библии). У каждого участника программы есть экземпляр Библии. По очереди зачитывается фрагмент предложенного отрывка. Далее одному из участников занятия предлагается дать свою интерпретацию прочитанного места в Библии, возможно, с собственными примерами из жизни. Затем аналогичная просьба адресуется еще нескольким участникам занятия. После этого ведущий собрания резюмирует сказанное ранее и предлагает свою версию интерпретации прочитанного фрагмента Библии.


Индивидуальная психотерапия (аутотерапия)
Помимо различных вариантов групповых психотерапевтических вмешательств, большое значение в реабилитационной программе придается индивидуальной психологической работе с пациентами.

Для этого используются 2 специально разработанных в Европе пособия, адаптированных для использования в отделении – «Дневник чувств» и «Проводник самопознания и самопомощи».


«Дневник чувств»
Является базовым инструментом самоанали­за и самоконтроля поведения. С помощью дневника пациенты изучают соб­ственные мысли, чувства действия в ситуациях употребления наркотических веществ или ситуаци­ях высокого риска, когда имеется тяга к употреблению наркотика. Анализируется эффект от употребления (или воздержание от употребления) наркотиков на поведенческом, когнитивном и эмоциональном уровнях.

«Дневник чувств» ежедневно заполняется участниками Программы на первых ее этапах. В нем они описывают наиболее важные для них события дня минувшего, какие чувства испытывали на тот момент.

Дневники пишутся в течение всего дня: запись осуществляется, как только случается более или менее значимое событие, на которое реабилитант обращает внимание.

Основная задача «Дневника чувств» – научить участника отслеживать взаимосвязь своего эмоционального состояния и своих действий от событий во внешнем и внутреннем мире. От­слеживая и устанавливая такие взаимосвязи в настоящем, участник Программы учится управлять собой в рискованных и стрессовых ситуациях в будущем.

Ведение такого дневника позволяет научить пациентов грамотно распознавать свои переживания, четко идентифицировать их с помощью психологов-профессионалов, и в дальнейшем оперировать приобретенными навыками, налаживая контакт практически с любым человеком. Таким образом, это может ускорить процесс реабилитации , научив пациентов грамотно управлять своими чувствами. Что, в свою очередь, в будущем может предотвратить наркотический срыв.

В зави­симости от количества участников ведущий на занятии может выбирать тех, кто прочтет свой дневник полностью (чаще всего новички программы и те, кто имеет проблемы с анализом и формулированием чувств), а кто ограничится только наиболее важными событиями.

«Дневник чувств» усиливает способность распознавать и дифференцировать собственные чув­ства, расширяет знания о чувствах и эмоциях, развивает способность безоценочного их принятия, формирования умения проявлять эмоции.

Для данных видов деятельности характерна структурированность, акцент на активности, поддержке и эмпатии. Модуль строится на когнитивных стратегиях психотерапии.

В начале модуля возможно применение психологического обучения для подготовки клиентов к использованию письменной речи как инструмента вербализации собственных переживаний.

Многим химически зависимым лицам очень сложно распознавать и идентифицировать собственные чув­ства. У них неразвита способность к рефлексивному самосознанию и его составляющей – самонаблюдения. У лиц, потребляющих наркотики, чрезвычайно затруднен контакт с внешним миром в связи с трудностями в выражении ими своих чувств, вследствие разрушения структуры личности. Для достижения изменений в сфере саморегуляции необходимое обучение навыкам системати­ческого самонаблюдения и анализа проблемных ситуаций, собственных мыслей, чувств и действий. Так как у пациентов на начальном этапе бывают проблемы с формулированием эмоций и чувств, то специалисты им выдают своеобразную «шпаргалку» со списком чувств.

При этом пациенты должны по возможности правильно называть свои чувства, используя приведенные в начале дневника определения. Затем написанные тексты регулярно прорабатываются на специально организуемых малых группах. Данный процесс дает возможность пациенту под опытным руководством взглянуть на свое душевное состояние как бы со стороны, увидеть свои недостатки и преимущества, что позволяет работать над совершенствованием внутреннего мира.

Итог анализа своих чувств участник реабилитационной программы проводит в конце каждой недели , отвечая на обозначенные в «Дневнике чувств» вопросы: «Что тебе удалось сделать?», «Что еще осталось сделать?», «Что хочешь изменить в своей эмоциональной жизни?», «Что хочешь оставить в своей жизни без изменений?».
«Проводник самопознания и самопомощи»
Правила проведения занятия:


  1. Конфиденциальность – ни с кем не обсуждается после проведения группы;

  2. Честность – говорить обо всем, что чувствуется;

  3. Открытость – высказываются все;

  4. Не перебивают, пока один участник группы говорит;

  5. Не советуют, делятся только своим опытом, говорят о себе;

  6. Не критикуют других;

  7. Не дискутируют по данной другим информации;

  8. Проявляют активность во время занятия;

  9. Не называют ПАВ, избегают наркоманского сленга;

  10. Если появляются неприятные переживания, говорят сразу, чтобы консультант принял решение о продолжении занятия, либо его переносе на следующий день;

  11. Не опаздывают на группу;

  12. Договариваются о конкретном сроке проведения группы заранее, чтобы быть готовым.
Состоит из 5-ти частей.

Зависимых от наркотиков.
Рецидив – возврат к употреблению наркотиков, алкоголя или других психоактивных веществ после периода воздержания, сопровождающийся восстановлением симптомов зависимости.

Проводятся различия между рецидивом и срывом, под которым понимается отдельный случай употребления наркотика или психоактивного вещества.

Главной задачей лечения и реабилитации наркомании является не только помощь пациенту в прекращении употребления наркотика, но и обеспечение стабильности изменений образа жизни на продолжительное время. Эта точка зрения обусловила проведение ряда теоретических и практических исследований, посвященных поиску детерминант рецидива и создание терапевтических программ, которые должны помочь пациентам противостоять срывам и рецидивам.

Профилактика рецидива.

Определены психологические принципы преодоления зависимости от наркотиков, при нарушении которых возникает срыв и развивается рецидив болезни.

Принцип 1. Саморегуляция.

Риск срыва будет уменьшаться в соответствии с повышением возможности пациента самому регулировать мысли, чувства, воспоминания, жизненно важные решения и процесс развития его личности и поведения.

Принцип 2. Интеграция.

Риск срыва будет уменьшаться в соответствии с повышением уровня осознания, понимания и оценки жизненных ситуаций и событий, а также использования стратегий избегания риска возвращения к наркотизации.

Принцип 3. Понимание.

Риск срыва будет уменьшаться в соответствии с процессом понимания основных факторов, вызывающих срыв.

Принцип 4. Развитие .

Риск срыва будет уменьшаться при постоянном развитии ресурсов личности и стресс-преодолевающего поведения.

Принцип 5. Социальная поддержка.

Риск срыва будет уменьшаться при постоянной активности, направленной на построение социально-поддерживающей сети и развитие навыков восприятия и использования социальной поддержки.

Принцип 6. Социальная компетентность.

Риск срыва будет уменьшаться при постоянном повышении знаний об окружающей социальной среде, развитии навыков эмпатии и аффилиации.

Принцип 7. Самоэффективность.

Риск срыва будет уменьшаться при постоянном развитии стратегий эффективного поведения и понимания себя как эффективной личности.

Соответствию этим кратким принципам предшествует длительная сложная совместная работа с пациентом, построенная на ряде методологических оснований.

Теоретическая и методологическая база профилактики рецидивов: концептуальные модели рецидива.

Определяется несколько моделей рецидива, на основе которых разрабатываются базисные подходы к их предотвращению.

Психологические модели рецидива.

Определяются четыре основные психологические модели рецидива: когнитивно-поведенческая модель (Marlat & Gordon, 1985); личностно-ситуационная интеракциональная модель (Litman,1986); модель когнивной оценки (Sanchez-Craig, 1976) и модель самоэффективности и исходов ожиданий (Wilson, 1976; Rollnick & Heather, 1982; Annis, 1986).

Для практической работы в области профилактики рецидивов необходимо понять содержание базисных принципов каждой из этих моделей.

В когнитивно-поведенческой модели Marlat & Gordon дано концептуальное понятие рецидива с точки зрения понимания его терапевтом и пациентом. С традиционной дихотомической («черно-белой») точки зрения возобновление употребления наркотиков или алкоголя является «провалом» лечения. Однако такой взгляд имеет массу негативных последствий. Одно из них – то, что после происшедшего срыва пациент прекращает предпринимать попытки к возобновлению процесса восстановления и выхода из зависимости. Более конструктивна противоположная точка зрения на суть рецидива как на ошибку, которую необходимо правильно воспринимать пациенту, осознавать, использовать как опыт в дальнейшем восстановлении от зависимости. Однако важнейшей основой данной модели является профилактика срыва и рецидива, пока он не произошел. Особое место в этой модели уделено самоэффективности, которая развивается на протяжении всего времени абстиненции и ситуациям высокого риска срыва, а также формированию и эффективному использованию копинг-навыков для преодоления ситуаций риска. Если пациент не способен использовать эффективное копинг-поведение, когда он сталкивается с ситуациями риска, то результатом этого будет снижение ощущение самоэффективности в процессе преодоления болезни и использование наркотика или алкоголя в качестве деструктивного копинг-механизма избегания проблемы. Если результаты работы по преодолению зависимости оцениваются пациентом как эффективные, наркотик и алкоголь менее вероятно будут использованы. Данная модель получила дальнейшее развитие с позиций теории стресса и копинга Lazarus (1966) в работах Annis & Davis (1988, 1989), Shiffman (1989), Tucker, Vuchinich & Harris (1985), Vuchinich & Tucker (1991). В этих моделях, имеющих больше сходств, чем различий, особое значение приобретает рассмотрения факторов риска срыва как ответа на эмоционально стрессовых ситуаций. От эффективности копинг- поведения человека в этих ситуациях зависит исход . Само же копинг – поведение зависит от того, как воспринимается пациентом ситуация риска, как она оценивается, каков уровень развития копинг-ресурсов (уверенности в себе, компетентности, понимания проблемы, умения осознавать и контролировать свои эмоции, нести ответственность за выбор своего поведения.)

Когнитивано-поведенческая модель имеет много общего с личностно-ситуативной моделью, определяющую важность индивидуального репертуара копинг-навыков у человека, находящегося в ситуации риска и его индивидуального восприятия своих навыков как эффективных или неэффективных. Модель когнитивной оценки, фокусируется на индивидуальном восприятии и оценке ситуации риска. В контексте данной модели важнейшим является умение когнитивно оценивать стрессовые, проблемные и рисковые ситуации. Все эти модели базируются на теории социального научения и самоэффективности Bundura (1977, 1982).

Психобиологические модели рецидива еще более расширяют понимание факторов, способствующий ему. Например, психобиологические направления определяют важную роль в возникновении рецидива процессам, препятствующим выздоровлению, и недостаточному уровню приобретенной мотивации (Solomon, 1980), потере или снижению субъективного контроля над своим поведением (Ludvig & Wikler, 1974), влечению к наркотику (Wise, 1988; Tiffany, 1990), постабстинентному синдрому в под острой фазе и изменениям лимбической системы, возникающим в абстиненции (Mossberg, Liljeberg & Borg, 1985; Gorski & Miller, 1979).

Таким образом, когнитивно-поведенческая модель процесса рецидива выглядит следующим образом. На ситуацию высокого риска срыва индивид может давать эффективный копинг-ответ, направленный на преодоление своего влечения в данной ситуации. В результате этого у него повышается ощущение самоэффективности и уменьшается риск срыва. В противном случае индивид может не давать эффективного копинг-ответа, в результате чего у него уменьшается ощущение самоэффективности в преодолении болезни и усиливаются позитивные ожидания от приема наркотика. Он употребляет наркотик и получает в результате эффект абстиненции и интрапсихический конфликт, вызванный когнитивным диссонансом между желаемым самоотшением и восприятием себя, как потерявшего контроль. В результате этого нарастают проблемы рецидива.

В профилактике рецидивов используются следующие специфические стратегии:

Повышение уровня знаний о ситуациях высокого риска;

Тренинг навыков преодоления ситуаций высокого риска;

Повышение самокомпетентности и умения понимать и контролировать процессы, связанные с изменениями в сфере своего Я в ситуациях высокого риска;

Работа с самоидентификацией себя как человека, эффективно преодолевающего зависимость;

Тренинг когнитивной оценки проблемных стрессовых ситуаций и ситуаций высокого риска;

Работа над повышением внутреннего контроля над своим поведением;

Тренинг избегания ситуаций высокого риска.

В случае отсутствия эффективного копинг-ответа на ситуацию высокого риска используется релаксационный тренинг;

Обучение управлять стрессом и обучение навыкам копинг-поведения в стрессовых ситуациях параллельно с развитием ресурсов копинг-поведения;

Профилактика срыва

Мы поможем не дожидаться, чтобы Ваш близкий попал снова в беду и вернулся к употреблению. Ведь бывает и такое, что зависимый пройдя реабилитацию, и находясь в социуме, не может привыкнуть к новой жизни, это может быть оттого, что его эмоциональное состояние не стабильно и ему еще следовало какое то время провести в реабилитации. Прочитайте внимательно, что такое срыв, его развитие и симптомы. Если у Вашего родного начался, какой нибудь из этапов срыва, не дожидайтесь что все наладится само собой, позвоните в наш сертифицированный центр психологической поддержки, наши специалисты Вам помогут!

Процесс развития срыва

Срыв - это процесс нарастания психологического дисбаланса, который проявляется в возвращении к старым привычкам, чувствам, отношениям и поведению, в результате чего происходит рецидив (возврат к употреблению). Общее заблуждение заключается в том, что рецидив (возврат к употреблению) - это внезапное и спонтанное событие, происходящее безо всяких предупреждающих знаков. Правда состоит в том, что существует множество предупреждающих сигналов, предшествующих срыву. Проявление этих сигналов можно описать как процесс последовательных изменений в поведении, чувствовании, желаниях и мышлении со стабильного, конструктивного и направленного на выздоровление, на деструктивный, разрушающий и ведущий к рецидиву.

Процесс развития срыва можно условно разбить на три этапа.

1-й этап – Внутренняя Дисфункция, нарушение внутреннего покоя и стабильности.

Этот процесс обычно начинается с появления внешних или внутренних стрессовых факторов вызывающих дестабилизацию (резкие изменения в жизни или большое количество незначительных изменений), внутреннее напряжение . Внутреннее напряжение в свою очередь приводит к 1-й фазе процесса срыва – нарушению психологической стабильности , с последующим отрицанием проблем, и, как следствию, развитию внутренних изменений в мышлении и эмоциях (2-я фаза). Этот этап характеризуется возможностью контроля над чувствами, поведением, и мышлением. На этом этапе достаточно удалить или минимизировать стрессогенные факторы (уйти из ситуации, уладить конфликт, отдохнуть и т.д.), чтобы прервать развитие срыва. Основными стратегиями совладания с процессом срыва являются планирование выздоровления, своих поведения и психологических реакций в подобных ситуациях в будущем и т.д.

2-й этап – Внешняя Дисфункция , нарушение в поведении и отношениях .

Рост внутреннего напряжения и изменения в мыслях и эмоциях, а так же нежелание как-то реагировать на них (отрицание напряжения), приводит к тому, что частично теряется контроль сознания над психикой. Эти психологические проблемы начинают серьезно мешать в обычной жизнедеятельности, в выполнении повседневных дел и т.д. (изменения поведения – 3-я фаза). Заметно для окружающих меняется поведение (поэтому этот этап называется внешней дисфункцией). На этом этапе человек пока осознает, что плохо, что хорошо, осознает свои ошибки, не дает негативным чувствам и разрушающим мыслям полностью перебрать на себя управление жизнью, но и сопротивляться им в полной мере тоже не может. Основные усилия человека, на этом этапе, обычно направлены на контроль поведения (держать себя в руках, выполнять поставленные задачи и цели, не поддаваться эмоциям и т.д.) и ничего не делать с эмоциями и мыслями, и это является главной ошибкой. Внутренние проблемы на этом этапе уже невозможно решить устранением внешних факторов, как на предыдущем, просто уйти от стресса, так как деструктивный процесс уже идёт внутри. Внутренняя дисфункция заставляет делать человека все новые и новые ошибки, которые нарастают в геометрической прогрессии (нарастание личностного кризиса – фаза 4). На этом этапе все усилия необходимо направить на анализ, минимизацию и устранение внутренних изменений (выговаривание, самоанализ, работа по управлению стрессом и т.д.). Когда выздоравливающий не уделяет особого внимания анализу с последующей стабилизацией внутренних процессов и внешних условий, внутренняя дисфункция возрастает, и на определенном напряжении человек переходит к следующему этапу срыва.

3-й этап – Потеря контроля.

На этом этапе дисфункциональные психологические процессы, негативные эмоции и деструктивные мысли, перебирают на себя управление жизнью человеком. Вначале он еще осознает, что для него сейчас плохо и что хорошо, но уже не может контролировать свое поведение (которым теперь полностью управляют негативные эмоции) и не может не совершать «дурных» поступков (потеря личностного контроля – фаза 5). Двигаясь в срыве далее, наступает последняя фаза этого этапа – потеря контроля над ценностями . Человек уже не осознает, что для него плохо, а что хорошо (деградация – фаза 6). Следующий шаг – употребление алкоголя. Самой распространенной ошибкой выздоравливающих на этом этапе – это попытки самостоятельного решения своих проблем. Но на этом этапе человек уже сам себе помочь не может, (он утратил внутренний контроль над мыслями и эмоциями, и внешний контроль, не управляет своей жизнью, поведением). Теперь для стабилизации состояния ему необходима внешняя помощь .

Развитие срыва можно прервать на любом этапе его развития, вовремя отследив признаки его проявления и предприняв соответствующие меры по предотвращению.

Занятие по профилактике срыва направленно именно на обучение отслеживанию симптомов развития срыва и выработке способов его преодоления.

  • Семейная терапия
  • ЦПП «Благо»
  • Акция по профилактике распространения наркомании в подростково-молодежной среде

Почему выбирают нас

Мы совместили лучшие программы DayTop и 12 шагов!

Лечение наркомании и алкоголизма (под лечением понимается социальная адаптация) - задача, которая требует комплексного решения. То, что делаем мы - дает высокий результат. Можете применять разные методы, но мы предлагаем Вам не рисковать, и получить настоящее решение данной проблемы. Это полный отказ от наркотиков и алкоголя.

Мы выезжаем за пациентом в любую точку России!

Наших сотрудников не испугает расстояние до Вашего места нахождения и стадия зависимости у Вашего близкого человека. Транспортировка осуществляется быстро и без происшествий. Более того - мы умеем убедить пациента в том, что ему нужно избавиться от зависимости, после этого он действительно желает выздоравливать. Этого Вам не предложит никто. Такая услуга называется ИНТЕРВЕНЦИЯ (мотивация зависимого на реабилитацию).

Мы проводим полное юридическое сопровождение!

Мало кто из зависимых чист перед законом. Не волнуйтесь, мы делаем все, чтобы это не мешало прохождению реабилитации и возвращению к нормальной трезвой жизни.

Мы помогаем в трудоустройстве и обучении!

Помогаем воплотить в жизнь те стремления, которые казалось, были погублены многолетним употреблением.

Мы используем индивидуальный подход!

За каждым зависимым закреплен психолог, который ведет его динамику выздоровления. Для каждого составляется индивидуальная программа, из-за разновидностей наркотиков это немаловажный фактор.

ВСЕ, с кем мы начинали работать шли в итоге на контакт и включались в процесс реабилитации.

Мы заботимся о физическом и психологическом состоянии пациента!

Так как зависимые тоже люди им необходимо после адаптации привыкать к трезвой жизни, поэтому для тех, кто приближается к выписке и, конечно же, в сопровождении наших сотрудников, мы организовываем игры в футбол, выезды на природу (пикник), экскурсии, походы в кино, театр.

Мы соблюдаем законодательство РФ!

Работа основывается только на соблюдении всех прав пациента. У нас нет наручников, карцера и других запрещенных методов, которые ломают психику и жизнь человека.

Мы соблюдаем пожарные и санитарно-гигиенические нормы! Круглосуточная охрана УВО по г. Уфа!

Для комфортной реабилитации зависимые и их родственники должны чувствовать себя защищенными и в полной безопасности, поэтому в нашем центре установлена пожарная сигнализация, видеонаблюдение. Соблюдены санитарно гигиенические нормы для размещения резидентов. Центр находится под круглосуточной охраной УВО по г. Уфа в Ленинском районе. Этого нет ни в одном центре.

Круглосуточное медицинское сопровождение врача терапевта!

Для полного восстановления личности важную роль играет и физическое здоровье человека, поэтому центр сотрудничает с ГБУЗ РБ ГКБ №5 г.Уфа, где сдаются все необходимые анализы. В центр выезжает Врач-терапевт для наблюдения за резидентами.

Мы предоставляем поддержку пациенту после прохождения реабилитации!

Данная поддержка необходима для того чтобы человек не чувствовал себя одиноким и брошенным.

Мы предоставляем Родительский день!

Каждую субботу Родственники, указанные при заключении договора могут прийти в гости с 14.00 до 16.00 и лично увидеть какие изменения прошли с его близким человеком.

Мы проводим Семейные сессии с психологом!

Такие мероприятия важны тем чтобы зависимый и его родственники научились заново общаться друг с другом.

Экскурсия по центру!

Если у Вас все же остались сомнения отправлять своего близкого на реабилитацию Вы можете посетить центр с нашим сотрудником, где увидите все своими глазами. Перед этим нужно позвонить на номер 8-800-2222-909 записаться на консультацию с экскурсией.

ЦПП Благо соответствует национальному стандарту Российской Федерации!

  • Наркоэпидемия
    • Группы самопомощи при наркомании
  • Подготовка кадров
    • Против легализации
  • Наркоконфликтология
    • Термины
  • Клуб журналистов
    • Варенье - это не конфитюр или как отличить повидло от конфитюра
    • Холодные обертывания – гарант завидной красоты и стройной фигуры
    • Бронхиальная астма
    МЕДИА ПОДДЕРЖИТЕ САЙТ

    Предотвращение срывов и рецидивов

    Целевые группы: — Пациенты с установленным диагнозом наркологического заболевания, но не утратившие способности к социально-психологической адаптации и резильентности.

    Социально-психологическая адаптация — процесс и результат активного приспособления человека к изменяющейся среде с помощью различных социальных средств. Уровень социально-психологической адаптации является результатом сформированности профессиональных навыков, социально-бытовых умений, культуры межличностных и социальных отношений, навыков здорового образа жизни и самопринятия.

    Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом. Показателем неуспешной социальной адаптации является перемещение индивида в иную социальную среду либо отклоняющееся, антисоциальное поведение. Данный этап направлен на предупреждение срывов и рецидивов синдрома зависимости и ориентирован на пациентов, у которых уже не отмечаются тяжелые физиологические или эмоциональные последствия недавнего злоупотребления ПАВ. Цели этого этапа заключаются в том, чтобы предотвратить возврат к активному злоупотреблению ПАВ, помочь пациенту научиться сдерживать позывы к злоупотреблению ПАВ или азартными играми и помочь ему восстановить или улучшить свое здоровье и социальный статус.

    Мероприятия по предотвращению срывов и рецидивов включает в себя психотерапию, психокоррекционную психологическую помощь и социальную работу с пациентом после достижения воздержания от употребления ПАВ. Важным аспектом оценки и лечения зависимостей является психологическая диагностика лиц зависимых от ПАВ. Для этой цели рекомендуется, в первую очередь, использовать те инструменты, которые широко распространены в мире, переведены на русский язык и адаптированы для использования в Российской Федерации.

    В качестве примера можно привести «Индекс тяжести зависимости» — Addiction Severity Index (EuropASI). В частности, версию, переведенная и адаптированную в Республике Беларусь — «Белорусский Индекс Тяжести Зависимости» (BASI) и «Наркологический профиль Модсли» — The Maudsley Addiction Profile (МАР). Эти инструменты могут использоваться как для исследования, так и для динамического мониторинга. Во многих случаях хорошим инструментом является «График потребления ПАВ» — Time Line Followback (TLFB). График потребления ПАВ представляет собой бланк ретроспективной оценки пациентом своего ежедневного потребления ПАВ за последний месяц. Для простейшей психометрической оценки аддитивного влечения целесообразно применить достаточно несложную, но информативную «Визуальную аналоговую шкалу», которая представляет собой прямую линию длинной 10 см, концы которой соответствуют крайним степеням интенсивности влечения («нет влечения» на одном конце, «непреодо‑ лимое влечение» — на другом).

    Пациенту предлагают сделать на этой линии отметку, соответствующую интенсивности испытываемых им в данный момент ощущений. Расстояние концом линии «нет влечения» и сделанной пациентом отметкой измеряют в сантиметрах и округляют. Для многомерной оценки аддиктивного влечения рекомендуется применять «Обсессивно-компульсивную шка‑ лу алкоголизации» — Obsessive Compulsive Drinking Scale. Шкала разработана на основе обсессивно-компульсивной шкалы Йеля-Брауна и предназначена для самооценки пациентом идеаторных проявлений отношения к алкоголю за последнюю неделю. Шкала позволяет выявить интенсивность аддиктивного влечения, зафиксировать частоту и продолжительность появления мыслей, побуждений, связанных с употреблением алкоголя. Провести оценку того, насколько эти побуждения мешали, вызывали стресс или беспокойство и сколько усилий приходилось прилагать пациенту для противостояния им. Анализ особенностей отношения к алкоголю, проводимый самим пациентом, является как диагностическим тестом, так и обучающей самонаблюдению и рефлексии процедурой.

    «Обсессивно-компульсивная шкала наркотизации» — Obsessive Compulsive Drug Use Scale — является модифицированным опросником для лиц зависимых от употребления наркотиков. Шкала помогает определить степень выраженности навязчивых мыслей о наркотике и позволяет оценить способность пациента контролировать свое поведение. Для клинической оценки симптомов коморбидных психических расстройств можно использовать «Опросник выраженности психопатологической симптоматики» — Symptom Checklist‑90‑Revised (SCL‑90‑R).

    Для оценки качества жизни можно применять «Опросник ВОЗ КЖ‑100». Опросник позволяет оценить структуру восприятия индивидом его физического и психологического состояния, уровня независимости, межличностных отношений и личных убеждений. Оценке подлежали 6 крупных сфер: физическая сфера, психологическая сфера, уровень независимости, социальные отношения, окружающая среда и духовная сфера. Также для оценки качества жизни можно использовать «Шкала качества жизни» (Health Status Survey SF‑36). Социальное функционирование пациентов можно оценить при помощи «Шкалы показателей социального функционирования у больных с синдромом зависимости Е.О. Бойко».

    Данная шкала позволяет количественно оценить уровень социального функционирования в таких сферах, как трудовая деятельность, семейные отношения, контакты с друзьями и знакомыми, самообслуживание, структурирование свободного времени. Дополнительно можно использовать:

    2. «Шкала тревоги Спилбергера — Ханина» используется для уточнения структуры тревоги и оценки ее динамики

    3. «Госпитальную Шкалу Тревоги и Депрессии» (HADS) простой в использовании скринговый инструмент содержащий 14 пунктов, каждому из которых соответствует 4 варианта ответов, отражающих степень нарастания симптоматики тревоги и депрессии.

    4. «Шкала семейного окружения» — Family Environment Scale (FES). Методика предназначена для оценки внутрисемейного климата и состоит из 90 утверждений, позволяющих измерить три группы показателей, сгруппированных в десять шкал.

    При реализации стратегий направленных на профилактику возникновения срыва или рецидива рекомендуется подход, мотивирующий пациента к изменению стиля употребления ПАВ, сокращению негативных последствий или полному воздержанию. Предотвращению срывов и рецидивов способствует повышение качества жизни, нормативных уровней притязаний, восстановление эмоциональной адекватности и развитие резильентности — способности с достоинством преодолевать жизненные трудности, строить нормальную полноценную жизнь в реальных условиях, при наличии самых разнообразных жизненных проблем. Обязательным является проведение когнитивно-поведенческой и мотивационной психотерапии, тренинга развития социальных навыков и совладания со стрессом.

    Когнитивноповеденческие вмешательства представляют собой комплекс методик, которые применяют для изменения поведения, связанного со злоупотреблением психоактивными веществами. Методики включают в себя функциональный анализ проблемного поведения, когнитивное реструктурирование, самоконтроль, управление рисками, образом жизни и способами предупреждения рецидивов. Важным этапом мотивационной и когнитивно-поведенческой психотерапии является формирование устойчивого психотерапевтического альянса и сотрудничества специалиста и пациента.

    Помощь в осознавании проблемного поведения, усиление мотивации на лечение, преодоление стигматизации, пессимизма и чувства безнадежности. Научение навыкам выявлять ситуации повышенного риска возникновения срыва, развития способности конструктивно справляться с ними, либо избегать их.

    Факторы риска включают в себя ситуации межличностного взаимодействия (конфликт, гнев по отношению к другому и т.п.) и личностные состояния (влечение к ПАВ, негативное мышление и др.), которые вызывали употребление ПАВ у пациента до лечения. Необходимо вовлечение пациентов в подготовительные сеансы к участию в группах самопомощи. Такие сеансы представляют собой одну из форм структурированных вмешательств, способствующих вовлечению пациентов в группы Анонимных Алкоголиков, Анонимных Наркоманов и др.

    Работа в группах самопомощи предполагает длительное участие человека в программе профилактики рецидива и в результате, которого у участников происходят перемены не только в поведении, но и в мировоззрении, системе ценностей, взглядов и убеждений. С целью объективизации результатов и контроля в период лечения рекомендуется регулярно проводить исследования на наличие ПАВ в биологических средах.

    Об эффективности этого этапа лечения можно судить по конечным результатам в трех областях, которые имеют значение, как для пациента, так и для системы общественного здравоохранения и общественной безопасности:

    Прекращение или сокращение употребления алкоголя и наркотиков;

    Укрепление здоровья и социального статуса;

    Ослабление угрозы для общественного здравоохранения и безопасности общества.

    Угроза для общественного здравоохранения и безопасности общества со стороны лиц, злоупотребляющих ПАВ, является результатом различных форм поведения, которые приводят к распространению инфекционных заболеваний (в том числе через кровь в результате полового сношения без презерватива и общего пользования иглами и другим инъекционным инструментарием), и совершения противоправных действий и преступлений с целью финансирования или продолжения злоупотребления ПАВ.

    Критерии эффективности:

    Число пациентов, находящихся под наблюдением наркологической службы.

    Доля пациентов, сохраняющих ремиссию, из контингента больных.

    Уменьшение симптомов зависимости (в баллах), измеряемого посредством методики «Индекс Тяжести Зависимости».

    Время возвращения к употреблению алкоголя или наркотиков после проведения лечения.

    Улучшение показателей качества жизни.

    Международная некоммерческая организация "European Cities Against Drugs" - "Европейские города против наркотиков"


    Head Office ECAD: City Hall, S-105 35 Stockholm, Sweden
    E-mail:

    Copyright © 2001 - 2015 Все права защищены

    \