Непутевый экипаж наумов е и. Отдельные издания и рецензии на них

Адмирал флота, командующий Балтийским флотом (1981–1984), командующий Северным флотом (1985–1988), первый заместитель ГК ВМФ (1988–1992)

Родился 10 января 1928 года на хуторе Неклюдовка Кашарского района Ростовской области. Отец – Капитанец Матвей Гордеевич (1903–1945), участник Великой Отечественной войны. Мать – Капитанец Фекла Степановна (1904–1985). Супруга – Капитанец (Одоевцева) Елена Петровна (1930 г. рожд.), блокадница, выпускница Ленинградского государственного университета, инженер-гидролог, награждена медалью «За оборону Ленинграда». Сын – Капитанец Павел Иванович (1959–1984).
В период Столыпинской аграрной реформы прадед И.М. Капитанца по отцовской линии Лазарь купил землю и со своей семьей основал хутор Неклюдовка в районе слободы Кашары области Войска Донского, где и сейчас в его внуках и правнуках можно проследить родословную Ивана Матвеевича. Его мать Фёкла Степановна была родом из Кашар. Перед революцией часть купленной земли пришлось продать – не хватало средств для ее обработки и обустройства. Жили бедно. Отец рассказывал Ивану, как приходилось батрачить, чтобы выжить.
В детстве Иван заслушивался рассказами двоюродного деда о море. Дед был участником русско-японской войны, служил на броненосце «Сисой Великий», участвовал в переходе эскадры и Цусимском сражении 14–15 мая 1905 года, где корабль погиб, а сам он был ранен, взят в воде силой и пленен.
В 1935 году Иван поступил в Кашарскую среднюю школу, учился хорошо. С июня по декабрь 1942 года Кашарский район был оккупирован немецко-фашистскими войсками. В декабре 1942 года Ивана и его сверстников старше 14 лет немцы пытались угнать в Германию, но внезапный прорыв советских войск сорвал их планы. В тяжелые годы Великой Отечественной войны мать настаивала, чтобы Иван продолжал учебу, и это позволило ему окончить десятилетку.
После окончания средней школы в 1945 году Иван, как и многие из его поколения, видевшего и испытавшего оккупацию и войну, выбрал профессию военного.
В 1946 году И.М. Капитанец поступил в Каспийское высшее военно-морское училище в городе Баку. В училище были первоклассные преподаватели - выпускники морского корпуса, участники русско-японской и Гражданской войн. Морские дисциплины Ивану давались легко, однако трудности курсанты испытывали в освоении общеобразовательных предметов (высшая математика, теоретическая механика и др.).
В 1946 году впервые в училище были сформированы параллельные офицерские классы, где учились флотские офицеры, отличившиеся в войне. Это были дважды Герои Советского Союза капитан 2 ранга Шабалин и капитан Леонов и Герои Советского Союза капитан 2 ранга Гуманенко, старшие лейтенанты Поляков, Воробьев, Афанасьев и другие. Совместная учеба с участниками войны благотворно влияла на воспитание будущих офицеров, многое дала Ивану Капитанцу.
В 1950 году И.М. Капитанец окончил училище с присвоением воинского звания «лейтенант» и был направлен на Северный флот, получив назначение командиром артиллерийской боевой части на эскадренный миноносец «Грозный» (проект 7у). В конце 1950 года проходил стажировку по занимаемой должности на новом эскадренном миноносце проекта 30 бис, где в течение трех месяцев сдал экзамен на допуск к управлению боевой частью и ходовой вахтой корабля. Весной 1951 года назначен командиром артиллерийской боевой части эскадренного миноносца «Окрыленный», который строился в городе Молотовске.
В это время в стране шло бурное развитие ВМФ – выполнялась первая десятилетняя кораблестроительная программа (1946–1956), в ходе которой строились крейсера, эскадренные миноносцы, дизельные подводные лодки и другие корабли. В течение года на Северном флоте формировалось несколько бригад кораблей новых проектов, что вызывало нехватку офицеров, хотя их готовило восемь высших военно-морских училищ.
Прибыв в Молотовск, в 183-ю бригаду строящихся и ремонтирующихся кораблей, И.М. Капитанец попал на завод № 402, где за один год строилось шесть эсминцев, увидел, как создавался корабельный состав Северного флота. Строительство эскадренных миноносцев велось в большом эллинге, где сразу на четырех позициях шли работы на четырех кораблях. По готовности корабль выводился для дальнейшей достройки к стенке завода.
На «Окрыленном» И.М. Капитанец прослужил более пяти лет. Это были годы напряженного труда, ставшие началом большого флотского пути Ивана Матвеевича. В должности командира боевой части он успешно выполнял все артиллерийские стрельбы, что позволило в 1953 году назначить его – старшего лейтенанта – старшим помощником командира корабля. В течение четырех кампаний корабль решал все поставленные задачи благодаря организованной боевой подготовке.
1953 год стал переломным для Ивана Матвеевича не только в службе, но и в личной жизни. 26 сентября в Севастополе он женился на Елене Петровне Одоевцевой, с которой заочно познакомился и переписывался более полугода. В это время Елена Петровна работала гидрологом в бюро погоды Черноморского флота. Жизнь приобрела новый смысл. Теперь, возвращаясь из длительных походов к причалу, Иван Матвеевич знал, что его ждет на берегу любимый и любящий человек.
В 1956 году И.М. Капитанец направляется в Ленинград на Высшие специальные офицерские классы ВМФ, на факультет командиров эскадренных миноносцев. В 1957 году по окончании учебы с отличием назначается командиром эскадренного миноносца «Отрывистый» Северного флота, в 1958 году – командиром эскадренного миноносца «Острый» 121-й бригады эскадренных миноносцев, где проявил высокие командирские качества, особенно в период обеспечения испытания ядерных воздушных взрывов на Новоземельском полигоне (октябрь – ноябрь 1958 года).
В 1961 году, как перспективный офицер, И.М. Капитанец направлен на учебу в Военно-морскую академию (Ленинград), которую успешно окончил по командно-штабной, оперативно-тактической специальности и в 1964 году назначен начальником штаба 176-й бригады кораблей резерва Северного флота. Конечно, хотелось попасть на плавающее соединение, но приказ есть приказ.
176-я бригада кораблей резерва входила в дивизию ракетных надводных кораблей (командир дивизии контр-адмирал Беляков, затем капитан 1 ранга Я.М. Куделькин). Командование дивизии ежемесячно привлекало И.М. Капитанца к обеспечению выходов кораблей в море для подстраховки молодых командиров, а так же на тактические учения с выполнением боевых упражнений. В декабре 1965 года он назначен старшим на переходе большого противолодочного корабля «Огневой» в Ленинград. Это был первый поход И.М. Капитанца вокруг Скандинавского полуострова через Баренцево и Норвежское моря, проливную Балтийскую зону и Балтийское море.
В 1966 году капитан 2 ранга И.М. Капитанец назначен командиром 170-й бригады эскадренных миноносцев, которая входила в состав 7-й оперативной эскадры Северного флота и решала задачи боевой службы в Северной Атлантике. Командуя бригадой эсминцев, добился больших успехов в боеготовности кораблей соединения, высокой организации службы.
В апреле 1967 года на флот прибыл первый заместитель главнокомандующего ВМФ адмирал В.А. Касатонов с группой офицеров с целью проверки готовности соединений к посещению руководством страны и выбора мест базирования атомных подводных лодок. Для обеспечения работы был выделен эскадренный миноносец «Настойчивый». И.М. Капитанец с частью штаба обеспечивал этот поход. В мае 1967 года эскадренный миноносец «Настойчивый» вышел в Севастополь – Николаев на ремонт и переоборудование. Для капитана 2 ранга И.М. Капитанца это был первый поход вокруг Европы. С проходом мыса Сан-Винсенте (Испания) управление эскадренным миноносцем осуществлялось с командного пункта Черноморского флота.
5 июня 1967 года началась семидневная арабо-израильская война. И.М. Капитанцу было приказано прибыть в пролив Анти-Китира, принять на борт десант из курсантов и быть готовым к высадке их в порту Латакия (Сирия) с целью защиты советских граждан. Он назначался командиром отряда кораблей огневой поддержки. 7 июня в проливе Анти-Китира «Настойчивый» принял на борт 100 курсантов, пополнил запасы и убыл в точку встречи с сирийским кораблем в районе Латакии. Однако уже 9 июня угроза танкового прорыва Израиля из района Голанских высот исчезла и необходимость высадки десанта отпала. Оставалась угроза нападения на военно-морские базы Банияс, Тартус и Латакия, поэтому перед кораблем стояла задача несения радиолокационного дозора и выдачи информации о силах противника на командном пункте ВМС Сирии. В течение месяца эскадренный миноносец «Настойчивый» нес дозорную службу в назначенном районе. Затем на время несения боевой службы корабль был выделен в подчинение вновь сформированной 5-й эскадры ВМФ (Средиземноморской эскадры). Адмирал флота В.А. Касатонов, занимавшийся формированием эскадры, в конце июня на эскадренном миноносце «Настойчивый» убыл в Севастополь. Там «Настойчивый» был передан в состав Черноморского флота.
В 1968 году Военный совет Северного флота рекомендовал перспективного командира соединения капитана 1 ранга И.М. Капитанца на учебу в Военную Академию Генерального штаба ВС СССР на командный факультет.
В 1970 году он с отличием окончил академию по командно-штабной оперативно-стратегической специальности и был назначен начальником штаба – заместителем командира 5-й эскадры ВМФ в Средиземном море (командир эскадры контр-адмирал В.М. Леоненков).
1 сентября 1970 года на плавбазе «Котельников» капитан 1 ранга И.М. Капитанец вышел на боевую службу, которая продолжалась для него 900 дней в море в течение 1970–1973 годов. В мае 1972 годв ему присвоено воинское звание «контр-адмирал». Штаб эскадры постоянно организовывал слежение за авианосцами 6-го флота США, осуществлял поиск атомных подводных лодок, оснащенных баллистическими ракетами, 16-й эскадры США и был в готовности планировать и провести операцию по борьбе с корабельными группировками и нарушению коммуникаций. Командование эскадры ежегодно проводило совместные мероприятия по боевой подготовке с ВМС Египта и Сирии.
Существенным вкладом в развитие теории и практики боевой службы явились маневры «Юг», проводившиеся в мае 1971 года под руководством министра обороны СССР Маршала Советского Союза А.А. Гречко. В ходе маневров перед силами боевой службы на Средиземноморском театре стояла задача осуществить непрерывное слежение за всеми обнаруженными подводными лодками и авианосцами «противника» с целью отработки элементов морской операции по борьбе корабельными группировками, их массированного поиска и слежения для нейтрализации и срыва их ударов по объектам СССР. Министр обороны дал высокую оценку действиям эскадры.
Результативная самостоятельная деятельность заместителя командира эскадры на боевой службе была высоко оценена командованием, и в 1973 году контр-адмирал И.М. Капитанец получил назначение командующим Камчатской военной флотилией.
На этой должности в течение 1973–1978 годов контр-адмирал И.М. Капитанец проявил себя умелым организатором боевой подготовки соединений и частей флотилии, обеспечения и поддержания разнородных сил в высокой боевой готовности, обустройства базирования кораблей и личного состава. В 1975 году, после успешного участия в маневрах «Океан-75», Указом Президиума Верховного Совета СССР за успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 30-летием Победы в Великой Отечественной войне Камчатская военная флотилия награждена орденом Красного Знамени, а И.М. Капитанец – орденом Ленина.
Корабли флотилии несли боевую службу в Индийском океане, Беринговом и Охотском морях и в зоне Курильских островов и обеспечивали действие атомных подводных лодок в Северной части Тихого океана. Командующий флотилией И.М. Капитанец, являясь старшим в Северо-Восточной части Тихого океана, решал задачи с приданными атомными подводными лодками и морской ракетоносной авиацией по борьбе с корабельными группировками вероятного противника и противодесантной обороны побережья в зоне ответственности флотилии.
В 1978 году вице-адмирал И.М. Капитанец назначается первым заместителем командующего дважды Краснознаменным Балтийским флотом. На Балтийском флоте, расположенном на главном стратегическом направлении, главной задачей было обеспечение тесного взаимодействия со всеми видами Вооруженных сил. В связи с этим основное внимание уделялось десантной подготовке. Главными направлениями деятельности первого заместителя командующего были: контроль за корабельным составом в море, эффективность ракетных стрельб, борьба с подводными лодками, подготовка сил флота к высадке морского десанта, курирование капитального строительства на флоте. Он возглавлял оперативную группу флота на фронтовых учениях Прибалтийского военного округа и руководил ракетными стрельбами союзных флотов. Балтийский флот решал и правительственные задачи по подготовке иностранных экипажей, приемке и отправке кораблей в Индию, Ливию, Алжир и на Кубу.
По итогам подготовки за 1979 год Балтийский флот признан лучшим среди флотов и военных округов СССР.
В 1981 году вице-адмирал И.М. Капитанец назначается командующим Балтийским флотом. Особое внимание он уделяет боеготовности частей и соединений флота их способности решать задачи в операциях флота совместно с военно-морскими силами ПНР и ГДР и во взаимодействии с сухопутными войсками на приморском направлении.
На стратегическом учении «Запад-81» под руководством министра обороны Д.Ф. Устинова вице-адмирал И.М. Капитанец успешно выполняет сложнейшую задачу подготовки и проведения морской десантной операции с высадкой 2,5 тысяч личного состава и 1,5 тысяч единиц различной техники на фронте 18 километров с 75 десантно-транспортными средствами. За разработку теории морской десантной операции и внедрение ее в практику на учении он награжден орденом Нахимова I степени. Это единственный случай награждения таким орденом за послевоенное время.
В 1982 году командующему Балтийским флотом И.М. Капитанцу присвоено воинское звание «адмирал». Являясь по статусу Варшавского договора командующим Объединенным Балтийским флотом, в который входили БФ, ВМФ ПНР и ВМФ ГДР, он занимался подготовкой сил ОБФ к проведению первой операции флота и морских операций во взаимодействии с сухопутными войсками.
В январе 1984 года адмирал И.М. Капитанец направляется на Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. В 1985 году назначается командующим самым большим флотом Советского Союза – Северным. Через 16 лет Иван Матвеевич возвратился на флот, который дал ему путевку во флотскую службу. Здесь в полной мере раскрылись его флотоводческие способности.
В ходе боевой службы флот осваивал новые районы Мирового океана. Главные усилия командования были направлены на обеспечение развертывания атомных подводных лодок в Атлантике для ведения морских операций по борьбе с корабельными группировками в зоне ответственности флота и обеспечение боевой устойчивости морских стратегических ядерных сил. В частности, в 1987 году на Северном флоте проведена операция «Атрина» с целью вскрытия районов патрулирования атомных подводных лодок, оснащенных баллистическими ракетами, ВМС НАТО в Атлантике. В ходе операции дивизия атомных подводных лодок совершила двухмесячный совместный поход и подтвердила предполагаемые районы патрулирования атомными подводными лодками, оснащенными баллистическими ракетами США и Англии.
В 1987 году Северный флот участвовал в состязаниях на первенство ВМФ, где завоевал 11 призов из 16 установленных главнокомандующим ВМФ. Таких результатов не добивался ни один флот за всю историю состязаний.
19 марта 1988 года приказом министра обороны СССР адмирал И.М. Капитанец назначен первым заместителем Главнокомандующего ВМФ В.Н. Чернавина. В этом же году ему присваивается высшее флотское звание – «адмирал флота». Будучи преемником адмиралов флота В.А. Касатонова и Н.И. Смирнова, Иван Матвеевич неоднократно встречается с ними, перенимая опыт этих знаменитых флотоводцев по защите интересов ВМФ на различных уровнях.
Важным моментом в деятельности И.М. Капитанца как первого заместителя Главнокомандующего ВМФ стало участие в переговорах с министром обороны США Ф. Карлуччи, на которых речь шла о сотрудничестве между СССР и США в военной области на основании заявления М.С. Горбачева о создании системы международной безопасности. В дальнейшем ему приходилось участвовать в переговорах с военными делегациями Италии, Голландии, Финляндии и других государств. Устанавливались контакты с военно-морскими атташе США, Англии, Китая, Турции, Польши, Румынии, Голландии, ГДР.
В 1989 году адмирал флота И.М. Капитанец возглавил комиссию по установлению причин гибели атомной подводной лодки «К-278» «Комсомолец» и разработке системы по борьбе за живучесть на кораблях флота. В 1989–1990 годах все флоты проверялись в течение летнего и зимнего периодов обучения. Им оказывалась существенная помощь в борьбе за живучесть кораблей. К этой работе привлекались также центральные управления ВМФ, ЦКБ и НИИ, Военно-морская академия и высшие военно-морские училища.
Годы службы И.М. Капитанца в Москве совпали с распадом Советского Союза, когда флот и армия переживали тяжелый кризис. В 1990 году он работает в правительственной комиссии по урегулированию сложных взаимоотношений между прибалтийскими республиками и СССР (председатель комиссии вице-президент АН СССР Н. Лаверов). Ему поручено заниматься силами флота, дислоцирующимися в Эстонии.
В начале 1991 года И.М. Капитанец продолжал работу представителем министра обороны СССР Д.Т. Язова в Эстонии, куда был вновь направлен с задачей не допустить дискриминации русского населения. Также в начале 1990-х годов он направлялся в Эфиопию с миссией представителя Вооруженных сил СССР.
В 1992 году адмирал флота И.М. Капитанец уволен в запас, отдав Военно-морскому флоту 46 календарных лет службы. За плечами остался целый ряд опаснейших ситуаций в Мировом океане, из которых Иван Матвеевич всегда выходил с честью, выполнив поставленные задачи и сохранив личный состав и вверенные ему корабли.
В период службы И.М. Капитанец принимал большое участие в общественной работе. Он избирался депутатом Верховного Совета СССР, депутатом Верховного Совета Латвийской ССР, депутатом Камчатского и Калининградского областных исполнительных комитетов. Избирался кандидатом в члены ЦК КПСС на ХХVII съезде партии, членом бюро Камчатского, Калининградского и Мурманского обкомов КПСС.

С 1992 года Иван Матвеевич – главный специалист Морского научного комитета. Богатый практический опыт службы на Северном, Балтийском и Тихоокеанском флотах России он успешно сочетал с глубокой научной разработкой проблем теории военно-морского флота, совершенствованием и развитием его боевой и оперативной подготовки, применения в мирное и военное время.

С 2008 года и до последних дней жизни был ведущим аналитиком Управления генеральных инспекторов Министерства обороны Российской Федерации.

И.М. Капитанец – автор многих статей по теории военно-морского флота, которые публиковались в «Морском сборнике» и ряде газет. Им опубликовано 10 книг, посвященных Военно-морскому флоту. Среди них: «Флот в Русско-японской войне и современность» (2004), «Битва за Мировой океан в “холодной” и будущих войнах» (2002), «Сильный флот – сильная Россия» (2006).
Адмирал флота И.М. Капитанец был почетным членом Академии военных наук (1995), руководителем Морского отделения Академии военных наук (2000). Лауреат премии А.В. Суворова и В.С. Пикуля за научный труд «На службе океанскому флоту, 1946-1992 гг. (Записки командующего 2-мя флотами)» (2002).
Награжден орденами Ленина (1975), Нахимова I степени (1981), Красной Звезды (1967), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (1988), Мужества (1996), многими медалями.

Евгений Иванович Наумов родился в 1939 г. в Донецкой области, на Украине. В годы войны потерял родителей, воспитывался в детском доме. Окончив школу, поступил в Ленинградское речное училище.

С дипломом штурмана уехал на Дальний Восток, плавал на амурских судах по реке и Охотскому морю. Одновременно начал писать, сначала для газеты, в 60-е годы очерки и рассказы Е. Наумова стали появляться в журнале «Дальний Восток», позднее в альманахе «На Севере Дальнем». В 1965 г. в Хабаровске вышла первая детская книжка молодого автора - «Хроникон» и мы» - веселая приключенческая повесть. Уже в ней определился стиль будущего детского писателя - стиль жизнерадостного фантастического повествования, которое сам автор часто называет «повесть-сказка» или «сказочная история».

В 1967 г. Е. Наумов переезжает в г. Певек на Чукотке, где работает корреспондентом при штабе Арктических операций. С 1974 г. в течение нескольких лет писатель жил в г. Анадыре, работая в редакции газеты «Магаданская правда».

За эти годы в Хабаровске, Магадане, Владивостоке вышло восемь книг писателя. Е. Наумов писал и для взрослых: в 1966 г. вышла юмористическая повесть «Расколдованная река», в 1968 г. сборник очерков «Нет ночи в Арктике» и в 1971 г. - сборник юмористических рассказов «Любовь и робот». Но большая часть его книг адресована детям: «Утро вечера мудренее» (1969), «Коралловый город» (1974), «Непутевый экипаж» (1974), «Околесица» (1979), «Загадка острова Раутана» (1981) и др.

Писатель умеет точно и живо обрисовать обитателей морей, в которых часто путешествуют его герои, умеет ненавязчиво доказать, что самое главное на свете - верность и нет ничего сильнее дружбы. Все его книги, забавные и познавательные, написаны с большой любовью к маленькому читателю.

В настоящее время Е. И. Наумов живет в с. Засулье Полтавской области УССР.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Е. И. НАУМОВА

Отдельные издания и рецензии на них

«Хроникон» и мы»: Повесть. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1965. - 160 с.

То же. - 1977. - 160 с.

Расколдованная река: Повесть. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1966. - 192 с.

Нет ночи в Арктике. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1968. - 140 с. - (Дальневост. характер).

Утро вечера мудренее: Сказочная история… - Магадан: Кн. изд-во, 1969. - 173 с.

Любовь и робот: Рассказы; Юморески; Миниатюры; Рассуждения; Афоризмы. - Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1971. - 172 с: ил.

Коралловый город, или Приключения Смешинки: Повесть-сказка/ Худож. В. И. Кошелев. - Магадан: Кн. изд-во, 1974. - 190 с: ил.

Рец.: Копалыгин Б. Героиня книги - Храбрая смешинка//Дал. Восток. - 1975. - № 7. - С. 147–149.

Непутевый экипаж: Повесть для детей. - Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1974. - 173 с: ил.

Околесица: Необыкновенные приключения Мальчика-Ваньчика и любопытной Варвары в удивительной стране Околесице: Повесть-сказка/Худож. В. И. Кошелев. - Магадан: Кн. изд-во, 1979. - 103 с: ил.

Сказки северного сияния: [Для мл. школ. возраста]/Худож. А. В. Михалевич. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1980. - 48 с: ил.

Неудачное путешествие: Сказки: Для дошкол. возраста. - Киев: Веселка, 1980. - 20 с. - На укр. яз.

Загадка острова Раутана: Приключен. повесть. - Магадан: Кн. изд-во, 1981. - 152 с.

Смеющийся пеликен: Северная сказка. - Магадан: Кн. изд-во, 1986. - 166 с.

Дар белого астронавта: Фантаст. повесть: [Для сред. школ. возраста]. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1988. - 126 с.

Из публикаций в периодической печати

Арктика оживает летом: Очерки//Дал. Восток. - 1968 - № 3 - С. 133–143.

Арктика шутить не любит: Очерк//На Севере Дальнем. - 1968 - № 1. - С. 53–71: фот.

Сокровища Чукотки: Очерки//Дал. Восток. - 1968. - № 2 - С 127–135.

Тайна желтого портфеля: Юмор. рассказ//Енисей. - 1969 - № 4. - С. 115–118.

В стране Алитета: [Отрывок из приключен. повести «Зайцы в Арктике»]//Крас. знамя. - 1970. - 2 авг.

Учитесь на единицы!: Юмореска//На Севере Дальнем. - 1982. - № 1. - С. 57–58.

БИБЛИОГРАФИЯ

«Сказка ложь, да в ней намек»: О кн. магад. писателя Е. Наумова: Библиогр. обзор лит. - Магадан, 1980. - (Магад. писатели - детям).

Наумов Е.И.: [Список лит.]//Магаданская область: Рек. указ. лит. - Магадан, 1983. - С. 205–206.

Евгений Иванович Наумов - журналист, двуязычный русско-украинский детский писатель, член СП СССР с 1985 года.

Родился в Украине в селе Тельманово Тельмановского района Донецкой области в семье служащего. В годы войны потерял родителей, воспитывался в детском доме в Ивано-Франковской области. После школы поступил в Ленинградское речное училище, по окончании которого в 1959 году с дипломом штурмана уехал на Дальний Восток. Плавал на амурских судах по реке и Охотскому морю, работал ответственным секретарем журнала «Дальний Восток», редактором газеты «Советский краболов» на Тихом океане, собкором областных газет «Магаданская правда» и «Заря Полтавщины».

В 1967 году писатель переезжает в Певек на Чукотке, где работает корреспондентом при штабе Арктических операций, а с 1974 года в течение нескольких лет живет в городе Анадыре и работает в редакции газеты «Магаданская правда».

В 60-е годы статьи, очерки и рассказы Наумова стали появляться в газетах, журнале «Дальний Восток», позднее - в альманахе «На Севере Дальнем». Писал на русском и украинском языках.

За ней одна за другой последовали фантастические сказочные повести на русском и украинском языках «Утро вечера мудренее» (1969; испр. доп. 1988 - «Дар белого космонавта»), в которой рассказывается о маленьком коте-пришельце из космоса, который подружился с земными ребятишками; «Коралловый город, или Приключения Смешинки» (1974) - о приключениях в подводной стране девочки-дюймовочки Смешинки, родившейся от заливистого смеха; «Околесица» (1979, др. название «Чарівна круговерть», 1986), в сказочной форме рассказывающая о правилах дорожного движения; «Смеющийся Пеликен» (1986), - дивное переложение легенд, сказок и поверий народов севера, связанных единым сюжетом, о похищенном Солнце. Юноша-сирота Айван со своими верными друзьями отправляются в далёкий и опасный путь, чтобы освободить Солнце и вернуть его людям. Им противостоит «темный» шаман, создавший из скребков, разделочной доски, ножей и другого непотреба своего рода «терминатора», который, будучи наведенный на цель, преследует ее неспешно, но безостановочно. Человек считался умершим с момента начала этой гонки.

Им также написаны сборники сказок «Ульк - маленький художник» (на укр. яз. - 1977), «Невдала мандрівка» (на укр. яз. - 1980), «Сказки северного сияния» (1980), «Сказки северных сполохов» (1985) и такие реалистические детские книги, как «Озорной экипаж» (1974, др. название - «Непутевый экипаж», 1988), увлекательная приключенческая повесть «Загадка острова Раутана» (1981), изданные в Магадане, Хабаровске, Владивостоке, Киеве и Харькове.

Несколько книг Наумов написал и для взрослых: еще в 1966 году вышла его юмористическая повесть «Расколдованная река», в 1968-ом - сборник очерков «Нет ночи в Арктике», а в 1971 году - сборник юмористических рассказов «Любовь и робот», включающий и несколько НФ рассказов.

В 1989 году увидел свет очень «взрослый» и реалистичный антиалкогольный роман «Черная радуга» (др. название «Полураспад»). Последним произведением, опубликованным Наумовым, стала детективная повесть «Антимафия» (1992).

В конце 80-х годов писатель переехал жить в село Засулье Полтавской области (Украина), где и умер 21 октября 1992 года.

(1992-10-21 ) (53 года)

Евгений Иванович Наумов (19 июля - 21 октября ) - журналист , русский и украинский детский писатель и писатель-фантаст , член Союза писателей СССР с 1985 года.

Биография

Им также написаны сборники сказок «Ульк - маленький художник» (на украинском языке - 1977), «Невдала мандрівка» (на украинском языке - 1980), «Сказки северного сияния» (1980), «Сказки северных сполохов» (1985), а также реалистические детские книги «Озорной экипаж» (1974, другое название - «Непутёвый экипаж», 1988), приключенческая повесть «Загадка острова Раутана» (1981) и другие.

Несколько книг Наумова написано для взрослых: в 1966 году вышла его юмористическая повесть «Расколдованная река», в 1968 - сборник очерков «Нет ночи в Арктике», в 1971 году - сборник юмористических рассказов «Любовь и робот», включающий и несколько научно-фантастических рассказов. В 1989 году был появился реалистичный антиалкогольный роман «Чёрная радуга» (другое название «Полураспад»). Последним произведением, опубликованным Наумовым, стала детективная повесть «Антимафия» (1992).

В конце 1980-х годов писатель переехал жить в село Засулье Полтавской области , где умер 21 октября 1992 года.

Напишите отзыв о статье "Наумов, Евгений Иванович"

Литература

  • Писатели Дальнего Востока. Биобиблиографический справочник. Вып. 2. - Хабаровск, 1989. - 384 с.

Ссылки

  • // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто / Под ред. Вл. Гакова . - Минск : ИКО «Галаксиас», 1995. - 694 с. - ISBN 985-6269-01-6 .
  • на сайте «Лаборатория Фантастики »

Отрывок, характеризующий Наумов, Евгений Иванович

Приехав из отпуска, радостно встреченный товарищами, Николай был посылал за ремонтом и из Малороссии привел отличных лошадей, которые радовали его и заслужили ему похвалы от начальства. В отсутствие его он был произведен в ротмистры, и когда полк был поставлен на военное положение с увеличенным комплектом, он опять получил свой прежний эскадрон.
Началась кампания, полк был двинут в Польшу, выдавалось двойное жалованье, прибыли новые офицеры, новые люди, лошади; и, главное, распространилось то возбужденно веселое настроение, которое сопутствует началу войны; и Ростов, сознавая свое выгодное положение в полку, весь предался удовольствиям и интересам военной службы, хотя и знал, что рано или поздно придется их покинуть.
Войска отступали от Вильны по разным сложным государственным, политическим и тактическим причинам. Каждый шаг отступления сопровождался сложной игрой интересов, умозаключений и страстей в главном штабе. Для гусар же Павлоградского полка весь этот отступательный поход, в лучшую пору лета, с достаточным продовольствием, был самым простым и веселым делом. Унывать, беспокоиться и интриговать могли в главной квартире, а в глубокой армии и не спрашивали себя, куда, зачем идут. Если жалели, что отступают, то только потому, что надо было выходить из обжитой квартиры, от хорошенькой панны. Ежели и приходило кому нибудь в голову, что дела плохи, то, как следует хорошему военному человеку, тот, кому это приходило в голову, старался быть весел и не думать об общем ходе дел, а думать о своем ближайшем деле. Сначала весело стояли подле Вильны, заводя знакомства с польскими помещиками и ожидая и отбывая смотры государя и других высших командиров. Потом пришел приказ отступить к Свенцянам и истреблять провиант, который нельзя было увезти. Свенцяны памятны были гусарам только потому, что это был пьяный лагерь, как прозвала вся армия стоянку у Свенцян, и потому, что в Свенцянах много было жалоб на войска за то, что они, воспользовавшись приказанием отбирать провиант, в числе провианта забирали и лошадей, и экипажи, и ковры у польских панов. Ростов помнил Свенцяны потому, что он в первый день вступления в это местечко сменил вахмистра и не мог справиться с перепившимися всеми людьми эскадрона, которые без его ведома увезли пять бочек старого пива. От Свенцян отступали дальше и дальше до Дриссы, и опять отступили от Дриссы, уже приближаясь к русским границам.
13 го июля павлоградцам в первый раз пришлось быть в серьезном деле.
12 го июля в ночь, накануне дела, была сильная буря с дождем и грозой. Лето 1812 года вообще было замечательно бурями.
Павлоградские два эскадрона стояли биваками, среди выбитого дотла скотом и лошадьми, уже выколосившегося ржаного поля. Дождь лил ливмя, и Ростов с покровительствуемым им молодым офицером Ильиным сидел под огороженным на скорую руку шалашиком. Офицер их полка, с длинными усами, продолжавшимися от щек, ездивший в штаб и застигнутый дождем, зашел к Ростову.
– Я, граф, из штаба. Слышали подвиг Раевского? – И офицер рассказал подробности Салтановского сражения, слышанные им в штабе.
Ростов, пожимаясь шеей, за которую затекала вода, курил трубку и слушал невнимательно, изредка поглядывая на молодого офицера Ильина, который жался около него. Офицер этот, шестнадцатилетний мальчик, недавно поступивший в полк, был теперь в отношении к Николаю тем, чем был Николай в отношении к Денисову семь лет тому назад. Ильин старался во всем подражать Ростову и, как женщина, был влюблен в него.
Офицер с двойными усами, Здржинский, рассказывал напыщенно о том, как Салтановская плотина была Фермопилами русских, как на этой плотине был совершен генералом Раевским поступок, достойный древности. Здржинский рассказывал поступок Раевского, который вывел на плотину своих двух сыновей под страшный огонь и с ними рядом пошел в атаку. Ростов слушал рассказ и не только ничего не говорил в подтверждение восторга Здржинского, но, напротив, имел вид человека, который стыдился того, что ему рассказывают, хотя и не намерен возражать. Ростов после Аустерлицкой и 1807 года кампаний знал по своему собственному опыту, что, рассказывая военные происшествия, всегда врут, как и сам он врал, рассказывая; во вторых, он имел настолько опытности, что знал, как все происходит на войне совсем не так, как мы можем воображать и рассказывать. И потому ему не нравился рассказ Здржинского, не нравился и сам Здржинский, который, с своими усами от щек, по своей привычке низко нагибался над лицом того, кому он рассказывал, и теснил его в тесном шалаше. Ростов молча смотрел на него. «Во первых, на плотине, которую атаковали, должна была быть, верно, такая путаница и теснота, что ежели Раевский и вывел своих сыновей, то это ни на кого не могло подействовать, кроме как человек на десять, которые были около самого его, – думал Ростов, – остальные и не могли видеть, как и с кем шел Раевский по плотине. Но и те, которые видели это, не могли очень воодушевиться, потому что что им было за дело до нежных родительских чувств Раевского, когда тут дело шло о собственной шкуре? Потом оттого, что возьмут или не возьмут Салтановскую плотину, не зависела судьба отечества, как нам описывают это про Фермопилы. И стало быть, зачем же было приносить такую жертву? И потом, зачем тут, на войне, мешать своих детей? Я бы не только Петю брата не повел бы, даже и Ильина, даже этого чужого мне, но доброго мальчика, постарался бы поставить куда нибудь под защиту», – продолжал думать Ростов, слушая Здржинского. Но он не сказал своих мыслей: он и на это уже имел опыт. Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нем. Так он и делал.

Евгений Иванович Наумов - русский и украинский детский прозаик, писатель-фантаст, журналист. Член Союза писателей СССР с 1985 года.

Родился в семье служащего. В годы Великой отечественной войны потерял родителей, воспитывался в детском доме в Ивано-Франковской области. После школы поступил в Ленинградское речное училище, по окончании которого в 1959 году с дипломом штурмана уехал на Дальний Восток. Плавал на судах по реке Амур и Охотскому морю, работал ответственным секретарём журнала «Дальний Восток», редактором газеты «Советский краболов», собственным корреспондентом областных газет «Магаданская правда» и «Заря Полтавщины».

В 1967 году переехал в Певек на Чукотке, работал там корреспондентом при Штабе арктических операций. С 1974 года в течение нескольких лет жил в Анадыре и в Магадане, работал в редакции газеты «Магаданская правда».

В 1960-е годы статьи, очерки и рассказы Наумова на русском и украинском языках стали появляться в газетах, журнале «Дальний Восток», позднее - в альманахе «На Севере Дальнем».

В 1964 году опубликовал свою первую фантастическую повесть для детей «„Хроникон“ и мы». В ней определился стиль будущего детского писателя - стиль жизнерадостного фантастического повествования, которое сам автор называл «повесть-сказка» или «сказочная история».

Затем последовали фантастические сказочные повести на русском и украинском языках «Утро вечера мудренее» (1969; испр. доп. 1988 - «Дар белого космонавта»), в которой рассказывается о коте - пришельце из космоса, подружившемся с земными детьми; «Коралловый город, или Приключения Смешинки» (1974) - о приключениях в подводной стране девочки-дюймовочки Смешинки, родившейся от заливистого смеха; «Околесица» (1979, другое название «Чарівна круговерть», 1986), в сказочной форме рассказывающая о правилах дорожного движения; «Смеющийся Пеликен» (1986), - переложение легенд, сказок и поверий народов севера, связанных единым сюжетом о похищенном Солнце. Юноша-сирота Айван со своими верными друзьями отправляются в далёкий и опасный путь, чтобы освободить Солнце и вернуть его людям, а им противостоит «тёмный» шаман.

Им также написаны сборники сказок «Ульк - маленький художник» (на украинском языке - 1977), «Невдала мандрівка» (на украинском языке - 1980), «Сказки северного сияния» (1980), «Сказки северных сполохов» (1985), а также реалистические детские книги «Озорной экипаж» (1974, другое название - «Непутёвый экипаж», 1988), приключенческая повесть «Загадка острова Раутана» (1981) и другие.

Несколько книг Наумова написано для взрослых: в 1966 году вышла его юмористическая повесть «Расколдованная река», в 1968 - сборник очерков «Нет ночи в Арктике», в 1971 году - сборник юмористических рассказов «Любовь и робот», включающий и несколько научно-фантастических рассказов. В 1989 году был появился реалистичный антиалкогольный роман «Чёрная радуга» (другое название «Полураспад»). Последним произведением, опубликованным Наумовым, стала детективная повесть «Антимафия» (1992).

В конце 1980-х годов писатель переехал жить в село Засулье Полтавской области, где умер 21 октября 1992 года.