Ушёл из жизни Александр Белобородов.

16 декабря на 69-м году жизни скончался председатель Союза композиторов Карелии, автор государственного гимна Республики Карелия Александр Сергеевич Белобородов, профессор Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова.

Александр Сергеевич был одним из первых выпускников Петрозаводского филиала Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Он окончил петрозаводский вуз в 1973 году по классу композиции профессора А.С. Лемана, позднее продолжил образование в ассистентуре-стажировке при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

Сразу после окончания нашего вуза Александр Сергеевич начал преподавать на кафедре теории музыки и композиции. Своей педагогической деятельностью он внес неоценимый вклад в становление и развитие Петрозаводской консерватории. На протяжении сорока с лишним лет Александр Сергеевич вел различные теоретические дисциплины – гармонию, сольфеджио, инструментовку, всегда используя оригинальные, творческие подходы к обучению. Но главным делом его жизни стало воспитание молодых композиторов. Сегодня выпускники его класса успешно работают в разных городах России и за рубежом. А. Шпаковская, В. Сергиенко, О. Седова, А. Сало, В. Шесталов, П. Крышень, Т. Кончакова стали членами Союза композиторов России.

Значителен вклад А.С. Белобородова в развитие отечественной музыкальной культуры. С 1989 года он возглавлял Союз композиторов Республики Карелия.

Творческая деятельность Александра СергеевичаБелобородова широко известна как в России, так и за рубежом. Он писал музыку в различных жанрах, среди которых наиболее важное место занимали сочинения, связанные с симфоническим оркестром (4 симфонии, 4 концерта, балет «Скала двух лебедей», за музыку к которому композитор удостоен звания лауреата премии им. Д.Д. Шостаковича). В арсенале композитора кантатно-ораториальные произведения (за создание оратории «Душа и природа» на стихи русских поэтов ему была присуждена республиканская премия «Сампо»), камерно-инструментальная музыка, камерные ансамбли для различных составов, вокальная и хоровая музыка, сочинения для детей.

Всего им создано более 50 циклов (симфонических, хоровых и камерных), не считая отдельных сочинений для разных инструментов (фортепиано, баяна, кантеле, органа), а также песен, романсов и обработок народных песен.

Из наиболее ярких произведений А. Белобородова можно отметить следующие: Концерт для фортепиано и симфонического оркестра, Симфония картин «Рождение Петрозаводска», посвященная 300-летию города, Духовный роспев «Богородице, дево радуйся», балет «Скала двух лебедей», Школа игры на хроматическом кантеле (40 пьес), Фантазия «Allusions» для органа и струнного оркестра с литаврами, симфония «Куллерво», Симфония №3 «Россия первой половины ХХ века»

Заслуги Александра Сергеевича Белобородова по праву отмечены высокими государственными и ведомственными наградами.

Петрозаводская государственная консерватория, Министерство культуры Республики Карелия выражают глубокие и искренние соболезнования родным и близким.

Прощание состоится 21 декабря с 11.00 до 12.00 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Вольная, д. 4.

Министерство культуры Республики Карелия

Профессор Петрозаводской государственной консерватории (2001)
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2005)
Заслуженный деятель искусств Республики Карелия (1994)
Почётный деятель Союза композиторов России (2000)
Лауреат премии «Сампо» (1999)

А.С. Белобородов родился в 19 июля 1948 г. в городе Перми. После окончания Пермского музыкального училища А. Белобородов занимался на композиторском отделении ПФ ЛОЛГК (класс народного артиста РСФСР, профессора А.С. Лемана). В 1981 г. окончил ассистентуру при Московской консерватории. С 1973 г. и до настоящего времени преподаёт в Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова музыкально-теоретические дисциплины, с середины 1980-х гг. ведёт специальный класс композиции.
С 1989 года А.С. Белобородов возглавляет Союз композиторов Республики Карелия, является секретарём Союза композиторов России с 1995 г. А.С. Белобородов является одним из крупных композиторов России и Карелии. А.С. Белобородов - автор гимна Республики Карелия (1993).
Композитор является организатором детского конкурса по композиции «Музыка - душа моя», который с 1998 г. регулярно проводится в г. Петрозаводске. А.С. Белобородов входит в жюри международного конкурса по композиции им. В. Гаврилина в г. Вологде, периодически принимает участие в мастер-классах по композиции в рамках летнего музыкального фестиваля в г. Костомукше. Большое внимание уделяет воспитанию юных композиторов, учащихся музыкальных школ и музыкального училища им. К.Э. Раутио.
А.С. Белобородов пишет музыку в различных жанрах, среди которых наиболее важное место занимают симфонии, концерты, кантатно-ораториальные произведения. В своем творчестве композитор опирается на русский и карельский фольклор.

Произведения для симфонического оркестра:
Руна для симфонического оркестра (1975)
Симфония №1 «Мир ждал новолуния», в 2-х частях (1982)
Симфония №2 «Куллерво», в 6-ти частях (1984)
Симфония №3 «Россия первой половины 20 века» (1990)
Детская симфоническая сюита по мотивам «Калевалы» (1988)
Симфония картин №4 «Рождение Петрозаводска» в 4-х частях: «Онего», «Петровский марш», «Кижи», «Рождение Петрозаводска», посвящённая 300-летию г. Петрозаводска.

Произведения для хора и симфонического оркестра:
Вокально-симфоническая поэма «Слёзы-жемчуга» на стихи Т. Флинка (1983)
Оратория на стихи русских поэтов «Душа и природа» (1998)
Духовный роспев «Богородице Дево, радуйся» (2001)

Концерты:
Концерт для альта и симфонического оркестра, в 3-х частях (1975)
Концертная пьеса для скрипки с оркестром (1978)
Концерт для скрипки и симфонического оркестра, в 2-х частях (1979)
Концерт для арфы и симфонического оркестра, в 3-х частях (1985)
Концерт для фортепиано и симфонического оркестра, в 3-х частях (2000)

Сценическая музыка:
Балет «Скала двух лебедей» по одноимённой поэме Т. Сумманена (1987)

Камерная музыка:
Музыкальные картинки по мотивам «Калевалы» для фортепиано в 4 руки в 9-ти частях
Сонатина (1992)
Соната для скрипки и фортепиано (1969)
Сюита для квинтета медных духовых инструментов (1978)
Соната для флейты и фортепиано (1992)
Три романтических этюда для арфы («Сумерки», «Рассвет», «Отражение солнца» (1988)
Три иллюстрации на стихи А. Ахматовой (1994)

Для народных инструментов:
Школа игры на хроматическом кантеле (1-4 классы ДМШ, 40 пьес) (2007)
Концертная пьеса для гитары (1993)

Произведения для хора:
Гимн Республики Карелия (1993)
Детские песни и хоры
Песни («Победа», «А вы в Карелии бывали?», «Петрозаводск»)

Инструментовки:
Инструментовка Концерта для арфы Н. Березовского (для класса арфы) 1991
Инструментовка 24 прелюдии для фортепиано op.34 Д. Шостаковича для флейты, кларнета и фортепиано 2000 (издание 2003)

Список научных работ А.С. Белобородова:
К вопросу о степенях родства тональностей и хроматических системах. //Теория и психология музыкального искусства сб. ст. Петрозаводск, 1990
К вопросу о переменности функций в хроматической системе гармонии //Выбор и сочетание: открытая форма: сборник ст. К 75-летию Ю.Г. Кона Петозаводск - Санкт-Петербург, 1995
«У истоков класса композиции (Штрихи к портрету А.С. Лемана). - Петрозаводск, 2002 г. - Конференция 6-8 декабря 2002 г.
Альбин Репников – музыкант, композитор, педагог //музыковедческие чтения. К 50-летию Союза композиторов Карелии. Петрозаводск, 1987.

Публикации о творчестве композитора:
Баранова И.Н. О роли симметрии в музыке 20 столетия (на материале сочинений А. Белобородова) (рукопись) издание Новосибирск, 1994.
Аблова А.Р. Пути претворения фольклора в карельских инструментальных концертах // Музыкальная культура Карелии. Петрозаводск, 1988
Останина Е.А. О некоторых чертах стиля А. Белобородова (на примере сонатно-симфонических циклов). Дипломная работа. Петрозаводск, 1999
Р.А. Островский «О фортепианном концерте А. Белобородова». - Петрозаводск, 2000 г.
Т.Н. Тимонен «К истокам: волна как феномен вокально-симфонической поэмы А.С. Белобородова «Слёзы-жемчуга». - Петрозаводск, 2000 г.

Белобородов Александр Сергеевич

Лауреат Премии Д. Д. Шостаковича (2010)

Заслуженный деятель искусств РФ (2005)

Профессор Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова (2001)

Почетный деятель Союза композиторов России (2000)

Входил в секретариат Союза композиторов России (с 2000)

Лауреат премии Председателя Правительства Республики Карелия «Сампо» (1999)

Заслуженный деятель искусств Республики Карелия (1994)

Председатель Союза композиторов Республики Карелия (с 1989 г.)

Член Союза композиторов (с 1978)

После окончания Пермского музыкального училища А. С. Белобородов занимался на теоретико-композиторском отделении Петрозаводского филиала ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова (с 1968 по 1973 гг.) в классе А. С. Лемана.

С 1973 г. преподавал музыкально-теоретические дисциплины в ПГК им. А. К. Глазунова.

В 1981 г. окончил ассистентуру-стажировку при Московской консерватории им. П. И. Чайковского.

С середины 1980-х гг. вел специальный курс композиции. Своей педагогической деятельностью он внес неоценимый вклад в становление и развитие Петрозаводской консерватории. На протяжении сорока с лишним лет Александр Сергеевич вел различные теоретические дисциплины - гармонию, сольфеджио, инструментовку, всегда используя оригинальные, творческие подходы к обучению. Но главным делом его жизни стало воспитание молодых композиторов. Сегодня выпускники его класса успешно работают в разных городах России и за рубежом.

А. С. Белобородов являлся организатором детского конкурса по композиции «Музыка - душа моя».

НОТОГРАФИЯ

Белобородов, А. С. Гимн Республики Карелия / авт. муз. А. Белобородов; авт. текста: А. Мишин, И. Костин. - [Петрозаводск: б. и., 2003]. - 4 с. ; 30 см.

Белобородов, А. С. Детский альбом / А. Белобородов; предисл. С. Останиной; М-во культуры Респ. Карелия, Метод. кабинет по учеб. заведениям. - Петрозаводск: [б. и.], 1995. - 35 с. ; 29 см. - Ротапринт. - 300 экз. Содерж.: Танец; Дождик; В лесу; Этюд; Песня без слов; Озеро; Карельская; Кукольный вальс; Полифоническая пьеса; Игрушечная шарманка; Игрушечный паравоз; Замок снежной королевы; Гармошка и дудочка; Осетинская; Три пьесы для четырех рук: из цикла "Калевала" : 1. Туонельский лебедь, 2. Красавица Похьёлы, 3. Владения Лоухи.

Белобородов, А. С. Музыкальные картинки по мотивам «Калевалы»: для фп. в четыре руки. 1 тетр. / Александр Белобородов. - Петрозаводск: Методический кабинет по учебным заведениям Министерства культуры Республики Карелия, 2001. - 34 с. ; 29 см. - В сб. использ. фрагм. карело-фин. эпоса "Калевала". - Посвящ. актив. пропагандисту дет. музыки карел. комп. И. И. Четвериковой. Содерж. : Сампо; Калевала; Лоухи; Похьела; Туонельский лебедь; Кузница; Мать ищет Лемминкяйнена; Красавица Севера; Прощание Вяйнемейнена.

Белобородов, А. С. Музыкальные картинки по мотивам «Калевалы»: для фп. в четыре руки / Александр Белобородов; М-во культуры Респ. Карелия. Метод. каб. по учеб. заведениям. - Петрозаводск: Центр культурных инициатив Министерства культуры Республики Карелия, 2002. - 32 с. ; 29 см. - В сб. использ. фрагм. карело-фин. эпоса «Калевала» в пер. Л. Бельского (пьесы №№ 1,2,5-9), Э. Киуру и А. Мишина (пьесы №№ 3,4). - Посвящ. актив. пропагандисту дет. музыки карел. комп. И.И. Четвериковой.

Белобородов, А. С. Слёзы-жемчуга: вокально-симфоническая поэма / А. Белобородов; пер. О. Мишина; стихи Т. Флинка // Калевала: хоры карельских композиторов, посвященные 150-летию первого издания «Калевалы». - Ленинград, 1988.

Белобородов, А. С. Соната для флейты и фортепиано / Александр Белобородов; Союз композиторов Респ. Карелия. - Петрозаводск: Издательство Ларионова, 2004. - 31 с., парт. (8 с.) ; 29 см. - Влож. 1 парт. для флейты.

ДИСКОГРАФИЯ

Белобородов, А. С. Гимн Республики Карелия: (краткая инструментальная версия, полная версия с хором и краткая версия с хором) / муз. А. Белобородова; сл. А. Мишин, И. Костин // Карелия: 10 шагов в новое тысячелетие: 2 CD. CD 2: Тебе поем, Карелия / звукореж. Анна Васильева и Alex Rosen. - Петрозаводск, Фейсис Петроской, 2010.

Белобородов, А. С. Гимн Республики Карелия / муз. А. Белобородова; сл. А. Мишина, И. Костина; исполн. хор и оркестр // Люблю тебя, Карелия! - Петрозаводск, 2000.

Белобородов, А. С. Концерт для фортепиано № 1 (22:07) / Белобородов А. ; исполн.: Р. Островский, фп., Орк. Карел. филарм., дир. О. Солдатов // Музыка композиторов Карелии. Вып. 3: Белобородов А., Зелинский Р., Напреев Б., Пергамент Р., Раутио К., Синисало Г. Угрюмов В. - [Петрозаводск: б. и., 2005].

Белобородов, А. С. Оратория на стихи русских поэтов (16:17) / Белобородов А. ; исполн. : Орк. Карел. филарм., дир. О. Солдатов // Музыка композиторов Карелии. Вып. 5: Белобородов А., Зелинский Р., Пергамент Р., Раутио К., Синисало Г. - [Петрозаводск: б. и., 2005].

Белобородов, А. С. Симфония № 1 (19:11) // Музыка композиторов Карелии. Вып. 5: Белобородов А., Зелинский Р., Пергамент Р., Раутио К., Синисало Г. - [Петрозаводск: б. и., 2005].

Белобородов, А. С. Соната № 3 для фортепиано (10:37) / Белобородов А. ; В. Абрамов, фп. // Музыка композиторов Карелии. Вып. 3: Белобородов А., Зелинский Р., Напреев Б., Пергамент Р., Раутио К., Синисало Г. Угрюмов В. - [Петрозаводск: б. и., 2005].

Белобородов, А. С. Соната для флейты и фортепиано (17:02) / Белобородов А. ; С. Пошехов, фл. и Е. Пошехова, фп. // Музыка композиторов Карелии. Вып. 3: Белобородов А., Зелинский Р., Напреев Б., Пергамент Р., Раутио К., Синисало Г. Угрюмов В. - [Петрозаводск: б. и., 2005].

Белобородов, А. С. Сюита из балета «Скала двух лебедей» (20:04) / Белобородов А. ; исполн.: Орк. Карел. филарм., дир. О. Солдатов // Музыка композиторов Карелии. Вып. 5: Белобородов А., Зелинский Р., Пергамент Р., Раутио К., Синисало Г. - [Петрозаводск: б. и., 2005].

Белобородов, А. С. Этюды для арфы (9:51) / Белобородов А. ; исполн., А. Тугай, арфа // Музыка композиторов Карелии. Вып. 3: Белобородов А., Зелинский Р., Напреев Б., Пергамент Р., Раутио К., Синисало Г. Угрюмов В. - [Петрозаводск: б. и., 2005].

Аблова, А. Р. О двух примерах использования рунического напева (концерт для скрипки Р. С. Пергамента и концерт для арфы А. С. Белобородова) / А. Р. Аблова // Актуальные вопросы искусствознания: современное композиторское творчество, фольклор Карелии, художественное наследие: материалы конференции. - Петрозаводск, 1986. - С. 16-19.

Аблова, А. Р. Пути претворения фольклора в карельских инструментальных концертах / А. Р. Аблова // Музыкальная культура Карелии. - Петрозаводск, 1988. - С. 119 - 134.

Баранова, И. Н. О новом и традиционном в симфонии «Куллерво» А. Белобородова / И. Н. Баранова // Музыкальная культура Северо-Запада РСФСР: сборник статей. - Петрозаводск, 1987. - С. 7-22.

Баранова, И. Н. О новом преломлении рунического напева в симфонии (симметрия в напеве и композиторском письме) / И. Н. Баранова // «Калевала» в музыке: сборник статей. - Петрозаводск, 1986. - С. 45-55

Баранова, И. Н. О путях претворения фольклора в музыке молодых композиторов Карелии / И. Н. Баранова // Художественная деятельность: эстетические, психологические и методические проблемы: тезисы докладов. - Петрозаводск, 1985. - С. 65-66

Белобородов А. С. // Кто есть кто: 145 имён и биографий. - Петрозаводск, 1993. - С. 33;

Белобородов А. С. // Композиторы и музыковеды Карелии. - Петрозаводск, 2009. - С. 8-11

Белобородов Александр: грани творчества: сборник статей / Министерство культуры РФ, ПГК (академия) им. А. К. Глазунова, Ин-т традиционной музыки, Союз композиторов России, Союз композиторов РК. - Петрозаводск: Verso, 2013. - 214 с.

Гродницкая, Н. Карельские мотивы Александра Белобородова / Наталья Гродницкая // ТВР-Панорама. - 2004. - 26 мая (№ 21). - С. 4.

"Калевала" в музыке: к 150-летию первого издания карело-финского народного эпоса: [сб. ст.] / Петрозав. фил. Ленингр. гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова; [сост. О. А. Бочкарева; ред.: Ю. Г. Кон, Р. Ф. Зелинский; предисл. Г.-Р. Синисало]. - Петрозаводск: Карелия, 1986. - 102 с. : нот. ; 17 см. - Владельческий штамп: Из библиотеки Эдуарда Патлаенко.- Библиогр. в подстроч. примеч

Островский, Р. А. О фортепианном концерте А. Белобородава: несколько предварительных замечаний / Р. А. Островский // Музыка в Карелии: научный и практический опыт XX века: материалы юбилейной научной конференции, 20 июня 2000 г. - Петрозаводск, 2000. - С. 43-45.

Салнис, Н. Н. Активность поисков, широта интересов (о творчестве П. Козинского, А. Голланда, Г. Каликина, Э. Патлаенко, В. Кончакова, Г. Вавилова, Б. Напреева, В. Кошелева, А. Белобородова и др.) / Н. Н. Салнис // Советская музыка. - 1982. - № 6. - С. 21-24.

Тимонен, Т. Н. К истокам: волна как феномен вокально-симфонической поэмы А. С. Белобородова «Слезы-жемчуга» / Т. Н. Тимонен // Музыка в Карелии: научный и практический опыт XX века: материалы юбилейной научной конференции, 20 июня 2000 г. - Петрозаводск, 2000. - С. 53-55.

Тимонен, Т. Н. Калевальская тематика в репертуаре ансамбля «Кантеле» (о музыке новых сочинений) / Т. Н. Тимонен // «Калевала» в музыке: сборник статей. - Петрозаводск, 1986. - С. 36-45.

Федосеева, Л. Из наблюдений над музыкой Концерта для арфы А. Белобородова / Л. Федосеева // Статьи и заметки молодых музыковедов и композиторов Карелии. - Петрозаводск, 1989. - С. 28-34.

Белобородов Александр Сергеевич

Лауреат Премии Д. Д. Шостаковича (2010)

Заслуженный деятель искусств РФ (2005)

Профессор Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова (2001)

Почетный деятель Союза композиторов России (2000)

Входил в секретариат Союза композиторов России (с 2000)

Лауреат премии Председателя Правительства Республики Карелия «Сампо» (1999)

Заслуженный деятель искусств Республики Карелия (1994)

Председатель Союза композиторов Республики Карелия (с 1989 г.)

Член Союза композиторов (с 1978)

После окончания Пермского музыкального училища А. С. Белобородов занимался на теоретико-композиторском отделении Петрозаводского филиала ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова (с 1968 по 1973 гг.) в классе А. С. Лемана.

С 1973 г. преподавал музыкально-теоретические дисциплины в ПГК им. А. К. Глазунова.

В 1981 г. окончил ассистентуру-стажировку при Московской консерватории им. П. И. Чайковского.

С середины 1980-х гг. вел специальный курс композиции. Своей педагогической деятельностью он внес неоценимый вклад в становление и развитие Петрозаводской консерватории. На протяжении сорока с лишним лет Александр Сергеевич вел различные теоретические дисциплины - гармонию, сольфеджио, инструментовку, всегда используя оригинальные, творческие подходы к обучению. Но главным делом его жизни стало воспитание молодых композиторов. Сегодня выпускники его класса успешно работают в разных городах России и за рубежом.

А. С. Белобородов являлся организатором детского конкурса по композиции «Музыка - душа моя».

НОТОГРАФИЯ

Белобородов, А. С. Гимн Республики Карелия / авт. муз. А. Белобородов; авт. текста: А. Мишин, И. Костин. - [Петрозаводск: б. и., 2003]. - 4 с. ; 30 см.

Белобородов, А. С. Детский альбом / А. Белобородов; предисл. С. Останиной; М-во культуры Респ. Карелия, Метод. кабинет по учеб. заведениям. - Петрозаводск: [б. и.], 1995. - 35 с. ; 29 см. - Ротапринт. - 300 экз. Содерж.: Танец; Дождик; В лесу; Этюд; Песня без слов; Озеро; Карельская; Кукольный вальс; Полифоническая пьеса; Игрушечная шарманка; Игрушечный паравоз; Замок снежной королевы; Гармошка и дудочка; Осетинская; Три пьесы для четырех рук: из цикла "Калевала" : 1. Туонельский лебедь, 2. Красавица Похьёлы, 3. Владения Лоухи.

Белобородов, А. С. Музыкальные картинки по мотивам «Калевалы»: для фп. в четыре руки. 1 тетр. / Александр Белобородов. - Петрозаводск: Методический кабинет по учебным заведениям Министерства культуры Республики Карелия, 2001. - 34 с. ; 29 см. - В сб. использ. фрагм. карело-фин. эпоса "Калевала". - Посвящ. актив. пропагандисту дет. музыки карел. комп. И. И. Четвериковой. Содерж. : Сампо; Калевала; Лоухи; Похьела; Туонельский лебедь; Кузница; Мать ищет Лемминкяйнена; Красавица Севера; Прощание Вяйнемейнена.

Белобородов, А. С. Музыкальные картинки по мотивам «Калевалы»: для фп. в четыре руки / Александр Белобородов; М-во культуры Респ. Карелия. Метод. каб. по учеб. заведениям. - Петрозаводск: Центр культурных инициатив Министерства культуры Республики Карелия, 2002. - 32 с. ; 29 см. - В сб. использ. фрагм. карело-фин. эпоса «Калевала» в пер. Л. Бельского (пьесы №№ 1,2,5-9), Э. Киуру и А. Мишина (пьесы №№ 3,4). - Посвящ. актив. пропагандисту дет. музыки карел. комп. И.И. Четвериковой.

Белобородов, А. С. Слёзы-жемчуга: вокально-симфоническая поэма / А. Белобородов; пер. О. Мишина; стихи Т. Флинка // Калевала: хоры карельских композиторов, посвященные 150-летию первого издания «Калевалы». - Ленинград, 1988.

Белобородов, А. С. Соната для флейты и фортепиано / Александр Белобородов; Союз композиторов Респ. Карелия. - Петрозаводск: Издательство Ларионова, 2004. - 31 с., парт. (8 с.) ; 29 см. - Влож. 1 парт. для флейты.

ДИСКОГРАФИЯ

Белобородов, А. С. Гимн Республики Карелия: (краткая инструментальная версия, полная версия с хором и краткая версия с хором) / муз. А. Белобородова; сл. А. Мишин, И. Костин // Карелия: 10 шагов в новое тысячелетие: 2 CD. CD 2: Тебе поем, Карелия / звукореж. Анна Васильева и Alex Rosen. - Петрозаводск, Фейсис Петроской, 2010.

Белобородов, А. С. Гимн Республики Карелия / муз. А. Белобородова; сл. А. Мишина, И. Костина; исполн. хор и оркестр // Люблю тебя, Карелия! - Петрозаводск, 2000.

Белобородов, А. С. Концерт для фортепиано № 1 (22:07) / Белобородов А. ; исполн.: Р. Островский, фп., Орк. Карел. филарм., дир. О. Солдатов // Музыка композиторов Карелии. Вып. 3: Белобородов А., Зелинский Р., Напреев Б., Пергамент Р., Раутио К., Синисало Г. Угрюмов В. - [Петрозаводск: б. и., 2005].

Белобородов, А. С. Оратория на стихи русских поэтов (16:17) / Белобородов А. ; исполн. : Орк. Карел. филарм., дир. О. Солдатов // Музыка композиторов Карелии. Вып. 5: Белобородов А., Зелинский Р., Пергамент Р., Раутио К., Синисало Г. - [Петрозаводск: б. и., 2005].

Белобородов, А. С. Симфония № 1 (19:11) // Музыка композиторов Карелии. Вып. 5: Белобородов А., Зелинский Р., Пергамент Р., Раутио К., Синисало Г. - [Петрозаводск: б. и., 2005].

Белобородов, А. С. Соната № 3 для фортепиано (10:37) / Белобородов А. ; В. Абрамов, фп. // Музыка композиторов Карелии. Вып. 3: Белобородов А., Зелинский Р., Напреев Б., Пергамент Р., Раутио К., Синисало Г. Угрюмов В. - [Петрозаводск: б. и., 2005].

Белобородов, А. С. Соната для флейты и фортепиано (17:02) / Белобородов А. ; С. Пошехов, фл. и Е. Пошехова, фп. // Музыка композиторов Карелии. Вып. 3: Белобородов А., Зелинский Р., Напреев Б., Пергамент Р., Раутио К., Синисало Г. Угрюмов В. - [Петрозаводск: б. и., 2005].

Белобородов, А. С. Сюита из балета «Скала двух лебедей» (20:04) / Белобородов А. ; исполн.: Орк. Карел. филарм., дир. О. Солдатов // Музыка композиторов Карелии. Вып. 5: Белобородов А., Зелинский Р., Пергамент Р., Раутио К., Синисало Г. - [Петрозаводск: б. и., 2005].

Белобородов, А. С. Этюды для арфы (9:51) / Белобородов А. ; исполн., А. Тугай, арфа // Музыка композиторов Карелии. Вып. 3: Белобородов А., Зелинский Р., Напреев Б., Пергамент Р., Раутио К., Синисало Г. Угрюмов В. - [Петрозаводск: б. и., 2005].

Аблова, А. Р. О двух примерах использования рунического напева (концерт для скрипки Р. С. Пергамента и концерт для арфы А. С. Белобородова) / А. Р. Аблова // Актуальные вопросы искусствознания: современное композиторское творчество, фольклор Карелии, художественное наследие: материалы конференции. - Петрозаводск, 1986. - С. 16-19.

Аблова, А. Р. Пути претворения фольклора в карельских инструментальных концертах / А. Р. Аблова // Музыкальная культура Карелии. - Петрозаводск, 1988. - С. 119 - 134.

Баранова, И. Н. О новом и традиционном в симфонии «Куллерво» А. Белобородова / И. Н. Баранова // Музыкальная культура Северо-Запада РСФСР: сборник статей. - Петрозаводск, 1987. - С. 7-22.

Баранова, И. Н. О новом преломлении рунического напева в симфонии (симметрия в напеве и композиторском письме) / И. Н. Баранова // «Калевала» в музыке: сборник статей. - Петрозаводск, 1986. - С. 45-55

Баранова, И. Н. О путях претворения фольклора в музыке молодых композиторов Карелии / И. Н. Баранова // Художественная деятельность: эстетические, психологические и методические проблемы: тезисы докладов. - Петрозаводск, 1985. - С. 65-66

Белобородов А. С. // Кто есть кто: 145 имён и биографий. - Петрозаводск, 1993. - С. 33;

Белобородов А. С. // Композиторы и музыковеды Карелии. - Петрозаводск, 2009. - С. 8-11

Белобородов Александр: грани творчества: сборник статей / Министерство культуры РФ, ПГК (академия) им. А. К. Глазунова, Ин-т традиционной музыки, Союз композиторов России, Союз композиторов РК. - Петрозаводск: Verso, 2013. - 214 с.

Гродницкая, Н. Карельские мотивы Александра Белобородова / Наталья Гродницкая // ТВР-Панорама. - 2004. - 26 мая (№ 21). - С. 4.

"Калевала" в музыке: к 150-летию первого издания карело-финского народного эпоса: [сб. ст.] / Петрозав. фил. Ленингр. гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова; [сост. О. А. Бочкарева; ред.: Ю. Г. Кон, Р. Ф. Зелинский; предисл. Г.-Р. Синисало]. - Петрозаводск: Карелия, 1986. - 102 с. : нот. ; 17 см. - Владельческий штамп: Из библиотеки Эдуарда Патлаенко.- Библиогр. в подстроч. примеч

Островский, Р. А. О фортепианном концерте А. Белобородава: несколько предварительных замечаний / Р. А. Островский // Музыка в Карелии: научный и практический опыт XX века: материалы юбилейной научной конференции, 20 июня 2000 г. - Петрозаводск, 2000. - С. 43-45.

Салнис, Н. Н. Активность поисков, широта интересов (о творчестве П. Козинского, А. Голланда, Г. Каликина, Э. Патлаенко, В. Кончакова, Г. Вавилова, Б. Напреева, В. Кошелева, А. Белобородова и др.) / Н. Н. Салнис // Советская музыка. - 1982. - № 6. - С. 21-24.

Тимонен, Т. Н. К истокам: волна как феномен вокально-симфонической поэмы А. С. Белобородова «Слезы-жемчуга» / Т. Н. Тимонен // Музыка в Карелии: научный и практический опыт XX века: материалы юбилейной научной конференции, 20 июня 2000 г. - Петрозаводск, 2000. - С. 53-55.

Тимонен, Т. Н. Калевальская тематика в репертуаре ансамбля «Кантеле» (о музыке новых сочинений) / Т. Н. Тимонен // «Калевала» в музыке: сборник статей. - Петрозаводск, 1986. - С. 36-45.

Федосеева, Л. Из наблюдений над музыкой Концерта для арфы А. Белобородова / Л. Федосеева // Статьи и заметки молодых музыковедов и композиторов Карелии. - Петрозаводск, 1989. - С. 28-34.

СССР
Россия Россия

Александр Сергеевич Белоборо́дов (род. 19 июля 1948 года , г. Пермь) - российский композитор, педагог, заслуженный деятель искусств Республики Карелия (1995), заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2005), автор музыки государственного гимна Республики Карелия .

Биография

В 1968 году окончил Пермское музыкальное училище. В 1973 году окончил теоретико-композиторское отделение Петрозаводского филиала Ленинградской государственной консерватории (класс профессора А. С. Лемана).

С 1973 года преподаёт музыкально-теоретические дисциплины в Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова , с 2001 года - профессор консерватории.

В 1981 году окончил ассистентуру-стажировку при Московской консерватории им. П. И. Чайковского .

С 1978 года - член Союза композиторов России , с 1989 года - председатель Союза композиторов Карелии, с 2000 года - член секретариата Союза композиторов России.

Лауреат премии Председателя Правительства Республики Карелия «Сампо» (1999), лауреат 2000 года Республики Карелия за заслуги в развитии музыкального творчества, лауреат премии имени Д. Д. Шостаковича (2010).

Сочинения

  • балеты: «Скала двух лебедей» по одноимённой поэме Т. Сумманена (1987);
  • симфонические - симфонии: № 1 «Мир ждал новолуния», в 2 частях (1982); № 2 «Куллерво», в 6 частях (1984); № 3 «Россия первой половины 20 в.» (1990); симфония картин № 4 «Рождение Петрозаводска» в 4 частях («Онего», «Петровский марш», «Кижи», «Рождение Петрозаводска»), посвящённая 300-летию г. Петрозаводска (2003); «Руна» для симфонического оркестра (1975); Детская симфоническая сюита по мотивам эпоса «Калевала» (1988); симфоническая сюита «Скала двух лебедей» по одноименной поэме Т. Сумманена (1994); Doloroso для камерного оркестра (1991);
  • вокально-симфонические - «Утро», поэма на сл. М. Светлова (1978); «Слёзы-жемчугá», вокально-симфоническая поэма на сл. Т. Флинка (1983, изд. Л., 1988); «Душа и природа», оратория на сл. русских поэтов (1998); Духовный роспев «Богородице Дево, радуйся» (2001); «Песнь о ливах», оратория на сл. А. Волкова (2006);
  • концерты - для альта и симфонического оркестра, в 3 частях (1975); для скрипки и симфонического оркестра, в 2 частях (1979); для арфы и симфонического оркестра, в 3 частях (1985); для фортепиано с оркестром (2000); концертная пьеса для скрипки с оркестром (1978);
  • камерно-инструментальные - соната для скрипки и ф-но (1969); квинтет для деревянных духовых и ф-но № 1, в 2 частях (1975); квинтет для деревянных духовых № 2, в 2 частях (1976); пять инвенций для ф-но (1975; две изд. Л., 1986); соната для ф-но № 1, в 2 частях (1977); сюита для квинтета медных духовых инструментов (1978); соната для ф-но № 2, в 4 частях (1980); «Музыка - юношеству», сюита для струнного квартета, в 6 частях (1981); трио для скрипки, кларнета и ф-но, в 3 частях (1981); Детский альбом для ф-но (1983); три романтических этюда для арфы («Сумерки», «Рассвет», «Отражение солнца») (1988); Северные хоралы для органа (1992); соната для ф-но № 3 (1992); сонатина для ф-но (1992); Музыкальные картинки по мотивам «Калевалы» для ф-но в 4 руки (1988, изд. Петрозаводск, 2002); соната для флейты и ф-но (1992, изд. Петрозаводск, 2004); концертная пьеса для гитары (1993);
  • камерно-вокальные - «Карельские песни», цикл для меццо-сопрано и ф-но, сл. народные (1970); «Три лика Анны Ахматовой» для сопрано, скрипки, кларнета и ф-но (1994);
  • для народных инструментов - четыре пьесы для дуэта кантеле (1976); прелюдия и скерцо для баяна (1979); Рондо для аккордеона (1993); «Свадьба», вокально-хореографическая картина (к 150-летию первого изд. «Калевалы») для республиканского ансамбля «Кантеле» (1984); «Рождение огня», вокально-хореографическая картина на оригинальный текст «Калевалы» для ансамбля «Кантеле» (1984); Школа игры на хроматическом кантеле (1-4 классы ДМШ, 40 пьес) (2007);
  • хоры - «Карельский лес», цикл миниатюр для женского хора без сопровождения, сл. В. Сергина (1982-1983); Гимн Республики Карелия , сл. А. Мишина и И. Костина (1993);
  • песни: «Победа», сл. Н. Абрамова; «А вы в Карелии бывали?», сл. В. Иванова; «Петрозаводск», сл. А. Мишина; обработки карельских народных песен и др.
  • инструментовки: Концерт для арфы Н. Березовского (1991); 24 прелюдии op.34 Д. Шостаковича для флейты, кларнета и фортепиано (2000, изд. Петрозаводск, 2003);

Напишите отзыв о статье "Белобородов, Александр Сергеевич"

Примечания

Литература

  • Кто есть кто: 145 имён и биографий. - Петрозаводск, 1993. - С. 33;
  • Композиторы и музыковеды Карелии. - Петрозаводск, 2009. - С. 8-11

Ссылки

Отрывок, характеризующий Белобородов, Александр Сергеевич

Княжна сделала вид, что она в этом известии не видит ничего более необыкновенного, как в том, что Пьер видел Анну Семеновну.
– Вы ее знаете? – спросил Пьер.
– Я видела княжну, – отвечала она. – Я слышала, что ее сватали за молодого Ростова. Это было бы очень хорошо для Ростовых; говорят, они совсем разорились.
– Нет, Ростову вы знаете?
– Слышала тогда только про эту историю. Очень жалко.
«Нет, она не понимает или притворяется, – подумал Пьер. – Лучше тоже не говорить ей».
Княжна также приготавливала провизию на дорогу Пьеру.
«Как они добры все, – думал Пьер, – что они теперь, когда уж наверное им это не может быть более интересно, занимаются всем этим. И все для меня; вот что удивительно».
В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.