Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "история". Презентация по истории на тему "культура западной европы в раннее средневековье" Культура западной европы презентация

Слайд 1

Культура ранней средневековой Европы

Слайд 2

План
1. Представления средневекового человека о мире. 2. Представление об устройстве Вселенной и Земле 3. Представление о времени. 4. Каролингское Возрождение. 5. Семь свободных искусств 6. Искусство рукописной книги.

Слайд 3

Представления средневекового человека о мире.
Первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей сельской округи. Связи между селениями были редкими. Дальнее путешествие было опасным и трудным делом. Из-за плохих дорог передвигались медленно. Даже о пограничных странах до народа доходили лишь отрывочные сведения. Но правители и дипломаты, воины, купцы и миссионеры ездили по всей Западной Европе и оставили для нас много интересных сведений о том времени. Однако европейцы долго почти не знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далеких странах.

Слайд 4

Представление об устройстве Вселенной и Земле
Учение древнегреческого философа Пифагора и его последователей о том, что Земля - шар, не было полностью забыто. Средневековые ученые представляли, что Земля круглая, неподвижная и находится в центре Вселенной. Но некоторые из них оспаривали шарообразность Земли, утверждая, что люди, живущие на противоположной стороне земного шара, должны были бы ходить «вниз головой», а деревья расти «вверх корнями». Они представляли себе Землю в виде диска, покрытого небом, как колпаком, а по небу совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет. Центром, или «пупом», Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа.

Слайд 5

Представление о времени.
К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они использовали неопределенные выражения: «в это время», «тем временем», «вскоре после этого». И феодалы, и крестьяне часто путали прошлое, настоящее и будущее. Не было единой системы отсчета времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других - с Рождества Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа.
.

Слайд 6

Каролингское Возрождение.
Грамотных людей не было не только среди крестьян - они редко встречались и среди феодалов. Даже короли не всегда умели читать и писать. Долгое время в Западной Европе письмом владели только служители церкви, и то не все: они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями. Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Он понимал: чтобы возродить Римскую империю, нужно возродить культуру, и прежде всего античные знания. При нем начался подъем культуры, который историки назвали Каролингским Возрождением.

Слайд 7

Семь свободных искусств
в X-XI веках, при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы. Обучение шло на латинском языке. В полное школьное образование входило с античных времен изучение «семи свободных искусств»: наук «тривиума», «квадривиума». «Тривиум» включал в себя: -грамматику (умение читать и писать на латыни), -риторику (красноречие), -диалектику (искусство рассуждать). Каролингский иллюстратор Во вторую ступень образования - «квадривиум» входили: - арифметика, - геометрия, - астрономия, - музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» - богословие.

Слайд 8

Искусство рукописной книги
В монастырских скрипториях развивалось искусство рукописной книги.В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней римской империи - свитком из пергамена. 1 книга шкуры с 300 телят. Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим (красивым) почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки - инициалы, вписывая в них целые живописные сцены - миниатюры; третьи делали заставки и орнамент. Книг было мало, и стоили они очень дорого. Короли и знатные феодалы дарили друг другу книги в самых торжественных случаях: при заключении договоров, рождении ребенка, на свадьбу. На Библии приносили клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Экземпляры красиво изготовленных, огромного размера Библий с дорогими переплетами делали для соборов, где их прикрепляли цепями - чтобы не украли.










В виде диска, покрытого небом, как колпаком. По небу совершают свой путь Солнце, Луна и 5 известных тогда планет. «Пуп» Земли – город Иерусалим, где находится Гроб Иисуса Христа. Восток помещали наверху, т.к. на Востоке располагается гора, на которой находится земной рай. Из рая вытекают реки: Ганг, Тигр, Евфрат, Нил. Индийский океан – замкнутый. Люди, живущие далеко – сказочные существа.


Время и смену сезонов определяли по природным признакам(по Солнцу, крикам петуха, фазам Луны, цветению растений, по характеру ветра и осадков) К точному времени были равнодушны. Даты отсчитывали от церковных праздников и важных исторических событий (смене власти, битв, эпидемий и пр.) Иногда использовали изобретения Др.Рима и Греции – солнечные часы. Ночь разделялась на «три свечи». Ночь – это время проявления дьявола, нечисти, духов.




4. Карл строил церкви и дворцы, образцом служили поздние римские постройки 2. Поручил ведать школами англосаксонскому монаху Алкуину, который организовал обучение и написал учебники 3. В Ахене возникло общество для научных занятий – «Дворцовая академия» 1. Приглашал ко двору образованных людей из Англии, Италии, Испании, Ирландии










Салическая правда (франкское законодательство) Эйнхард. Биография Карла Великого Эйнхард. Биография Карла Великого Исидор Севильский. История готов. Исидор Севильский. История готов. Григорий Турский. История франков. Григорий Турский. История франков. Беда Достопочтенный. «Церковная история народа англов» Беда Достопочтенный. «Церковная история народа англов» Жития святых. Жития святых. Капитулярии Карла Великого. Капитулярии Карла Великого. Тацит. Анналы. Тацит. Анналы. «Беовульф». «Беовульф». «Старшая Эдда» «Старшая Эдда» «Песнь о Роланде». «Песнь о Роланде». «Песнь о Нибелунгах «Песнь о Нибелунгах».

  • Средние века
Каким были представления людей в Средние века о дальних странах;
  • Каким были представления людей в Средние века о дальних странах;
  • Что такое « Каролингское Возрождение»
  • Что такое « Семь свободных наук»,
  • Как развивалась литература, какими были рукописные книги.
  • Познакомимся с искусством жонглёров.
  • Сегодня вы узнаете:
Историческая эпоха, следующая за Древним миром.
  • Историческая эпоха, следующая за Древним миром.
  • Хранилище письменных исторических источников.
  • « Ведущие за собой войска».
4. Постоянные военные отряды.
  • 4. Постоянные военные отряды.
  • 5. Расчётливый и жестокий король из рода Меровея.
  • 6. Специальное поселение монахов.
  • Проверяем домашнее задание:
7. Столовая в монастыре.
  • 7. Столовая в монастыре.
  • 8. Земельное владение, за которое нужно было нести военную службу, позднее передаваемое в наследованное пользование.
  • Проверяем домашнее задание:
9. Король, на голову которого папа римский в 800 году возложил корону.
  • 9. Король, на голову которого папа римский в 800 году возложил корону.
  • 10. Почётное или воинское звание.
  • Проверяем домашнее задание:
11. Война между феодалами.
  • 11. Война между феодалами.
  • 12. Отношения между феодалами, на верхних ступеньках стояли самые крупные, на нижних – мелкие.
  • Проверяем домашнее задание:
13. Знатные господа, состоявшие при дворе короля и его свите.
  • 13. Знатные господа, состоявшие при дворе короля и его свите.
  • 14. Во время переговоров означало равноправие и достоинство каждого участника встречи.
  • Проверяем домашнее задание:
  • 15. Посланцы папы для распространения христианства.
  • Проверяем домашнее задание:
Средние века. 9. Карл
  • Средние века. 9. Карл
  • Архив. 10. Титул
  • Герцог 11. Междоусобные
  • Дружина 12. Феодальная лестница
  • Хлодвиг 13. Придворные
  • Монастыри 14. Круглый стол
  • Трапезная 15.Миссионеры
  • Проверяем домашнее задание:
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Каролингское Возрождение.
  • « Семь свободных искусств».
  • Искусство рукописной книги.
  • Литература.
  • Жонглёры.
  • Работаем по плану:
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Почему люди имели незначительные
  • представления о мире?
  • Низкий уровень развития науки и техники.
  • Изолированная жизнь в деревнях
  • и замках.
  • 3. Развитие народа, стран, окружающего мира
  • было проникнуто верой в Страшный суд,
  • где только Творец будет судить и живых,
  • и мёртвых
Учение Пифагора о том, что Земля – шар , не было полностью забыто. Средневековые учёные представляли, что Земля круглая и находится в центре Вселенной.
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Учение Пифагора о том, что Земля – шар , не было полностью забыто. Средневековые учёные представляли, что Земля круглая и находится в центре Вселенной.
  • Пифагор
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Фалес Милетский
  • Древнегреческий учёный
  • Фалес представлял Землю
  • в виде диска, покрытого небом ,
  • как колпаком, а по небу
  • двигаются Солнце, Луна и
  • пять известных планет.
Центром или « пупом» Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. Восток на средневековых картах помещали наверху.
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Центром или « пупом» Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. Восток на средневековых картах помещали наверху.
  • «Пуп Земли» в
  • Иерусалиме
  • «Пуп Земли» в
  • Дельфах
На Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.
  • Представления средневекового человека о мире.
  • На Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.
  • Карта XI века
Индийский океан в Средние века считали замкнутым. Людей, живущих там, представляли в виде существ с тремя ногами или глазами, с хвостом, как у собаки.
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Индийский океан в Средние века считали замкнутым. Людей, живущих там, представляли в виде существ с тремя ногами или глазами, с хвостом, как у собаки.
  • Обитатели далёких стран.
  • Средневековая
  • миниатюра
Время и смену сезонов определяли по природным признакам: восходу и закату Солнца, фазам Луны, цветению и плодоношению деревьев и других растений, по характеру ветра и осадков.
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Время и смену сезонов определяли по природным признакам: восходу и закату Солнца, фазам Луны, цветению и плодоношению деревьев и других растений, по характеру ветра и осадков.
К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они говорили « в это время»,« тем временем», « вскоре после этого». Даты семейной жизни, события в деревне отсчитывали от церковных праздников.
  • Представления средневекового человека о мире.
  • К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они говорили « в это время»,« тем временем», « вскоре после этого». Даты семейной жизни, события в деревне отсчитывали от церковных праздников.
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Время определяли по тени, которую отбрасывала вертикально вбитая в землю палка.
  • Солнечные часы в
  • древности
Водяные и песочные часы помогали определить отдельные отрезки времени. Инструменты были очень не точны.
  • Водяные и песочные часы помогали определить отдельные отрезки времени. Инструменты были очень не точны.
  • Водяные часы,
  • XI век
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Песочные часы
  • Представления средневекового человека о мире.
  • Как на ваш взгляд
  • в Средние века люди
  • объясняли смену времён года?
Грамотных людей было мало, они редко встречались даже среди феодалов. Письмом владели только жители церкви, ведь они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями.
  • Каролингское Возрождение.
  • Грамотных людей было мало, они редко встречались даже среди феодалов. Письмом владели только жители церкви, ведь они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями.
Термин «каролингское возрождение» означает, что культурное обновление Каролингской империи - это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах.
  • Термин «каролингское возрождение» означает, что культурное обновление Каролингской империи - это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах.
  • Каролингское Возрождение.
  • Каролингское Возрождение.
  • Каролингское Возрождение.
  • Карл Великий приглашает к своему двору образованнейших людей из других стран. Англосаксонскому учёному монаху Алкуину поручает организовать обучение.
  • Храбан Мавр (слева) и
  • Алкуин (в центре)
  • Каролингское Возрождение
  • Оно наблюдалось в различных
  • областях:
  • в образовании
  • в архитектуре
  • в литературе
При дворе Карла было создано общество научных знаний – « Дворцовая академия», в которой Карл и его семья, учителя и ученики обсуждали произведения различных авторов.
  • Каролингское Возрождение.
  • При дворе Карла было создано общество научных знаний – « Дворцовая академия», в которой Карл и его семья, учителя и ученики обсуждали произведения различных авторов.
  • Каролингское Возрождение.
  • Карл строил во многих
  • городах каменные дворцы
  • и церкви. Сохранилась лишь
  • здание Ахенской капеллы.
Карл Великий приказал открыть школы при больших монастырях, в X – XI веке при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы .
  • « Семь свободных искусств»
  • Карл Великий приказал открыть школы при больших монастырях, в X – XI веке при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы .
  • Исидор Севильский
  • « Семь свободных искусств»
  • Особенности соборных школ.
  • Дети учились вместе с юношами
  • Деление по возрасту не было.
  • Обучение шло на латинском языке.
  • Список свободных искусств по Исидору Севильскому:
  • « Семь свободных искусств»
  • Тривиум
  • Квадриум
  • Грамматика
  • Риторика
  • Диалектика
  • Арифметика
  • Геометрия
  • Астрономия
  • Музыка
В древности книга чаще всего была папирусным свитком, позднее в римской империи – свитком из пергамена (специально обработанная кожа молодых телят или ягнят)
  • Искусство рукописной книги
  • В древности книга чаще всего была папирусным свитком, позднее в римской империи – свитком из пергамена (специально обработанная кожа молодых телят или ягнят)
Пергамент был намного прочнее папируса, его можно было сгибать, писать с обеих сторон. Но он был очень дорог, поэтому книги были очень дорогим удовольствием.
  • Пергамент был намного прочнее папируса, его можно было сгибать, писать с обеих сторон. Но он был очень дорог, поэтому книги были очень дорогим удовольствием.
  • Искусство рукописной книги
  • Изготовление
  • пергамента
Миниатюра (от лат. minium - красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) - в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
  • Миниатюра (от лат. minium - красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) - в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
  • Искусство рукописной книги
Моза́ика -декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
  • Моза́ика -декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
  • Мозаика
  • Искусство рукописной книги
Изменилось и орудие письма. В древности на папирусе писали тростниковым стержнем, а с появлением пергамента – птичьими перьями
  • Изменилось и орудие письма. В древности на папирусе писали тростниковым стержнем, а с появлением пергамента – птичьими перьями
  • Искусство рукописной книги
  • тростниковый стержень
  • птичьи перья
На Библии приносились клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Библию делали с дорогими переплётами, поэтому их приковывали цепями.
  • На Библии приносились клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Библию делали с дорогими переплётами, поэтому их приковывали цепями.
  • Искусство рукописной книги
Более всего в Средние века читали Евангелия и жития святых , в которых рассказывали о подвигах людей, признанные церковью святыми мучениками. Церковь призывала мирян подражать святым.
  • Более всего в Средние века читали Евангелия и жития святых , в которых рассказывали о подвигах людей, признанные церковью святыми мучениками. Церковь призывала мирян подражать святым.
  • Святые на небесах,
  • Размещённые по
  • своей святости
  • Литература
Другим жанрам были хроники - в них излагались события от «сотворения мира». В них были как реальные факты, так и вымысел
  • Другим жанрам были хроники - в них излагались события от «сотворения мира». В них были как реальные факты, так и вымысел
  • Литература
Безызвестные сказители и певцы создавали эпические песни – сказания о великих героях прошлого. Их исполняли на арфе или виоле. Позднее песни разрастались, соединялись с другими песнями.
  • Безызвестные сказители и певцы создавали эпические песни – сказания о великих героях прошлого. Их исполняли на арфе или виоле. Позднее песни разрастались, соединялись с другими песнями.
  • « Песнь о Нибелунгах»
  • Литература
  • « Песнь о Роланде»
  • Литература
  • гибель Роланда
В городах, деревня, замках, на дорогах можно был встретить странствующих артистов – шутов или жонглёров. Без них не обходился ни один праздник. Они водили за собой медведей и обезьян, показывали фокусы и акробатические номера, разыгрывали небольшие пьесы. Однако церковь считала их « нечистыми людьми», неодобрительно относилась к их фокусам.
  • В городах, деревня, замках, на дорогах можно был встретить странствующих артистов – шутов или жонглёров. Без них не обходился ни один праздник. Они водили за собой медведей и обезьян, показывали фокусы и акробатические номера, разыгрывали небольшие пьесы. Однако церковь считала их « нечистыми людьми», неодобрительно относилась к их фокусам.
  • Жонглёры
Вопросы на стр. 54
  • Вопросы на стр. 54
  • Подведём итог урока.
  • Параграф 5, вопросы, записи, вопрос 6 письменно, рабочая тетрадь.
  • Домашнее задание.
В работе использованы ресурсы:
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Kapitolinischer_Pythagoras.jpg
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9F%D1%83%D0%BF_%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8.jpg
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:SuSongClock1.JPG
  • Поурочные планы « История Средних веков» Автор – составитель Н.Ю. Колесничено, Издание – 2-е, исправленное. Волгоград, 2010 г.
  • Антоненкова Анжелика Викторовна
  • Учитель истории МОУ Будинской ООШ
  • Тверская область Бельский район

«Архитектура Западной Европы Средневековья» - Массивная крыша. Главная башня. Романский стиль архитектуры. Интерьер романской церкви. Собор в Вормсе. Замки. Портал. Замок Сюлли. Замок Лидс. Монастырь. Сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Собор в Майнце. Донжон. Королевский дворец Алькасар. Замок Алькасар. Замок в Речестере.

«Культура Средневековой Европы» - Фома Аквинский - монах доминиканского ордена. Какие два архитектурных стиля один за другим получили развитие. В городах стали возникать не церковные школы, а с XII века - университеты. Петр Абеляр. Многие философы занимались алхимией. В XII веке в Северной Франции зародился новый стиль. Образование в средние века.

«Художественная культура европейского Средневековья» - Списки Корана. В.И. Баженов. Принципы. Принципы канонического изображения. Черты культуры информационного общества. Романтизм. Основные идеи. Периоды древнерусской иконописи. Явление культуры. Наука. Консультация. Черты культуры. Разум. Понятийный аппарат. Черты культуры Древнего Рима. Проблема. Люди древнекитайской цивилизации.

«Литература Средних веков» - Рыцарская / куртуазная культура. Англосаксонская литература. Городская / народная культура. Церковная культура. Литература средних веков. Сюжет. Беовульф. Стилистическая характеристика поэмы. Рыцарский роман. Три типа средневековой культуры.

«История культуры Средневековья» - Собор Парижской Богоматери. Приоритет социально-культурных ценностей Средневековья. Церкви больше не похожи на крепости. Художественная культура. Литургическая драма. Искал алхимик камень. Культура эпохи Средневековья. Главные формы живописи. Жан-Жак Руссо. Фасад. Термин “Средние века”. На сцену выходил Бог.

«Культура Раннего Средневековья» - Эпические песни. Образцы и авторитеты. Культура Западной Европы в раннее средневековье. «Семь свободных искусств». Искусство рукописной книги. Жонглёры и шуты. Смена времен года и сутки. Время. Представление средневекового человека о мире. Литература. Каролингское Возрождение. «Дворцовая Академия».

Всего в теме 11 презентаций


1. Представления средневекового человека о мире. В первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей сельской округи. Даже о пограничных странах до народа доходили лишь отрывочные сведения. Но правители и дипломаты, воины, купцы и миссионеры ездили по всей Западной Европе и оставили для нас много интересных сведений о том времени. Однако европейцы долго почти не знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далеких странах.


1. Представления средневекового человека о мире. Средневековые ученые представляли, что Земля круглая, неподвижная и находится в центре Вселенной. Но некоторые из них оспаривали шарообразность Земли, утверждая, что люди, живущие на противоположной стороне земного шара, должны были бы ходить «вниз головой», а деревья расти «вверх корнями». они представляли себе Землю в виде диска, покрытого небом, как колпаком, а по небу совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет.


1. Представления средневекового человека о мире. Центром, или «пупом», Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. На Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил. Индийский океан в Средние века считался замкнутым.


1. Представления средневекового человека о мире. Время и смену сезонов определяли по природным признакам: восходу и закату Солнца, крику петуха, фазам Луны, цветению и плодоношению деревьев и других растений, по характеру ветра и осадков. К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они использовали неопределенные выражения: «в это время», «тем временем», «вскоре после этого». Даты семейной жизни, события в деревне или стране отсчитывали от церковных праздников и таких памятных событий, как смена государя, большая битва, голод или эпидемия.


1. Представления средневекового человека о мире. В раннее Средневековье иногда использовали устройства для измерения времени, созданные в Древней Греции и Древнем Риме. Одни из них были связаны с капризами природы - таковы были солнечные часы. Не было единой системы отсчета времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других - с Рождества Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа. месяц обновления.


1. Представления средневекового человека о мире. Сутки делились на день и ночь. Ночь - это время появления сверхъестественных сил, привидений и дьявола. Ночь принадлежит ведьмам и демонам. День для средневекового человека светел и добр. Прекрасно солнце, сверкающее на латах


2. Каролингское Возрождение. Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Он понимал: чтобы возродить Римскую империю, нужно возродить культуру, и прежде всего античные знания. При нем начался подъем культуры, который историки назвали Каролингским Возрождением. Карл Великий приглашал к своему двору образованных людей из других стран - Италии, Испании, Англии, Ирландии. Он поручил ведать школами англосаксонскому ученому монаху Алкуину. Алкуин не только организовал обучение, но и написал школьные учебники.


3. «Семь свободных искусств». Карл Великий приказал открыть школы при больших монастырях. Позднее, в X-XI веках, при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы. В соборных школах дети учились вместе с юношами, деления на классы по возрасту не было. Обучение шло на латинском языке. Ни один народ на этом языке уже не говорил. Это был международный язык образованных людей Западной Европы. В полное школьное образование входило с античных времен изучение «семи свободных искусств»: наук «тривиума» и «квадривиума». «Тривиум» включал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования - «квадривиум» входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» - богословие.


3. «Семь свободных искусств». Для той эпохи очень важными были понятия «образец» и «авторитет». Предполагали, что в каждой области знания есть авторитеты - мудрецы. В диалектике безусловным авторитетом был Аристотель. В поэзии «образцовым» считался стиль Вергилия и Горация, в прозе - Цицерона. На уроках грамматики и риторики разбирались «образцовые» тексты римских поэтов и ораторов. Но самым главным «учебником», который следовало знать наизусть и уметь толковать, была Библия: Ветхий и Новый Завет. Образованным человеком считался тот, кто знал мнение авторитетов по любому поводу. Образование заключалось в заучивании цитат из авторитетов. Науки «квадривиума» были слабо развиты. Счет долго велся римскими цифрами и был труден, обычно усваивали лишь сложение и вычитание. Умножение, деление и дроби давались немногим. Из геометрии решали простейшие практические задачи, прежде всего необходимые для строительства. Астрономию использовали, чтобы высчитывать даты церковных праздников и сроки полевых работ.


4. Искусство рукописной книги. В монастырских скрипториях развивалось искусство рукописной книги. В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней римской империи- свитком из пергамена. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сгибать и писать на нем с обеих сторон. Но пергамен был очень дорог: на изготовление Библии большого формата требовались шкуры с 300 телят. Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим (красивым) почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки - инициалы, вписывая в них целые живописные сцены - миниатюры; третьи делали заставки и орнамент.


5. Литература. Более всего читали Евангелия и жития святых, в которых рассказывалось о подвигах людей, признанных церковью святыми мучениками. В житиях описывалось, как они истязали себя, чтобы подавить соблазны и душой приблизиться к Богу. Герои житий совершали чудеса и терпели муки ради веры, ради правды и спасения людей, они смело боролись с несправедливостью и злом.


5. Литература. С VI-VIII веков в культуру Западной Европы все больше входят хроники - рукописи, рассказывавшие об истории народов и современной хронисту жизни. Так, Григорий Турский написал историю франков, Исидор Севильский - готов и вандалов. В хрониках события излагались по годам, как они следовали друг за другом. Ирландский монах Беда Достопочтенный в «Церковной истории народа англов» впервые применил новую систему счета времени - от Рождества Христова. Лангобард Павел Диакон создал «Римскую историю». В XI веке епископ Адам Бременский написал сочинение об истории Бременского епископата и о крещении скандинавских народов.