Проект по чтению 2. Индивидуальный творческий проект по литературе

Во второй четверти 2014 учебного года на базе Ивановской СОШ нами был разработан и реализован проект по литературному чтению во 2 классе на тему: "Создание книжки- сборника по устному народному творчеству".

Тема: "Создание книжки-сборника по устному народному творчеству"

Учебный предмет: Литературное чтение.

Цели проекта:

Расширять кругозор учащихся по народному творчеству;

Прививать любовь к народной культуре;

Пополнять словарный запас;

Учиться правильно извлекать нужную информацию, пользоваться справочной литературой и опросом;

Развивать творческие способности, логическое мышление;

Учить детей работать в коллективе, нести ответственность за порученное дело;

Предполагаемый продукт проекта: Книга- сборник по устному народному творчеству.

Актуальность данного проекта заключается в необходимости приобщения учеников к народному творчеству, культуре, истории. Устное народное творчество в полной мере отражает быт, традиции, обычаи и нравы наших предков. Издавна устное народное творчество являлось одним из средств воспитания, молодое поколение черпало из него знания о нравственности, взаимоотношениях между людьми, духовности. С развитием новых информационных технологий, устное народное творчество отошло на второй план и утратило свою роль в жизни общества на некоторое время. В настоящее время, в связи с возникшими проблемами воспитания, общество осознало необходимость возвращения к культурным народным традициям, которые способствуют гармоничному развитию личности.

В программе " Литературное чтение" на изучение малых жанров фольклора отводится очень мало часов. Развивающие и воспитывающие возможности этих жанров очень велики, поэтому есть необходимость более глубокого их изучения, тем более, что младшие школьники с удовольствием читают, заучивают, анализируют произведения устного народного творчества. Восполнить недостаток выделенных часов помогает метод проектов.

Аннотация проекта:

Проект рассчитан на 3 месяца. Учащимся второго класса предлагается создать собственную книгу- сборник по устному народному творчеству. Первый этап проекта создается во втором полугодии, он представляет собой первую главу книги, которая называется - пословицы и поговорки. Второй этап реализуется этими же учениками при переходе в 3 класс. Учащиеся создают 2 главу книги-потешки, прибаутки, загадки. Третий этап - сказки и былины. На каждый этап отводится один месяц. В целом на протяжении трех месяцев ученики должны создать и оформить книгу. По выполнению каждого этапа учащиеся отчитываются в форме презентации полученных результатов.

Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа получает свою тему, к которой они должны подобрать пословицы и поговорки на первом этапе. Для нахождения необходимых материалов они должны посетить библиотеку, провести опрос родителей, затем систематизировать полученный материал и красочно оформить в виде страниц для будущей книги. Подводя итоги работы, каждая группа должна представить классу отчет в виде оформленных страниц по своей теме, а затем, совместно с учителем, объединить все созданные страницы в одну общую книгу.

Описание проекта:

1. Подготовительный этап. Вводное занятие. Проект начинается с обсуждения с учащимися темы проекта, ее значимости и актуальности. Затем ученики вместе с учителем обсуждают конечные результаты работы и способы их достижения, разрабатывают план работы, выбирают исследовательские методы. Также перед началом проведения работы с учениками обсуждается, как найти источники информации по теме. Учитель рекомендует список ресурсов (школьная библиотека, учебная литература, опрос старшего поколения и другие).

2. Организация деятельности. Второе занятие. На этом этапе учащиеся с помощью педагога делятся на 3 группы. Затем каждая группа получает тему: 1. Лень и трудолюбие, 2 - Дружба, 3 - Жадность и щедрость. После этого учитель обсуждает конкретные цели с каждой группой, намечает план (последовательность выполнения работы). При необходимости внутри каждой группы каждому ученику даются определенные обязанности: двое отвечают за поиск литературы в библиотеке, двое собирают опрос (учителей, родителей), один отвечает за оформление. Но при этом каждый член группы может принимать участие в любом виде работ.

3. Основной этап. Выполнение работы. (3 недели) Этот этап характеризуется реализацией проекта, самостоятельной работой учеников по нахождению информации, ее систематизации и оформлению. В течении выполнения работы, учитель контролирует и корректирует деятельность учеников, но при этом основная ответственность за работу и инициатива лежит на учениках. Они лишь могут обращаться за советами к учителю.

Данный этап выполняется последовательно в 2 пункта:

1. Поиск материалов (2 недели)

2. Оформление страниц (1 неделя)

4. Рефлексивно- оценочный этап. Презентация групповых работ. (1 день)

На этом этапе проходит представление полученных результатов. Каждая группа иллюстрирует свои странички для книги, рассказывая классу о своей теме, зачитывая пословицы и поговорки, показывает способы оформления работы. Также каждая группа делиться впечатлениями, рассказывает о том, как они искали материалы для работы, в чем были сложности. Вместе с учителем подводятся итоги первой части проекта. Ставятся оценки. После презентации все 3 группы вместе с учителем объединяют созданные странички в одну книгу. Получается готовый продукт- первая глава книги- сборника по Устному народному творчеству, где собраны пословицы и поговорки по актуальным темам.

Работа оценивается по следующим критериям:

1) качество выполнения работы по теме;

2) самостоятельность работы над проектом;

3) умение отвечать на вопросы;

4) количество собранных и выученных пословиц и поговорок;

5) оригинальность оформления страниц для книги;

Анализ полученных результатов.

В ходе реализации проекта был выполнен первый этап работы. Учащиеся посещали школьную библиотеку, где занимались поиском литературы по устному народному творчеству, опрашивали родителей и учителей, оформляли странички книги. Таким образом, на протяжении одного месяца учениками была создана первая глава книги- сборника по устному народному творчеству, под названием "Пословицы и поговорки", которая включает в себя 3 темы: Лень и трудолюбие, Дружба, Жадность и щедрость. (Приложение№1).

В ходе защиты проекта ученики получили следующие оценки:

Группам были присвоены следующие звания:

1 гр.- самая трудолюбивая;

2 гр.- самая творческая;

3 гр.- самая дружная;

Данная работа вызвала у учащихся эмоциональный отклик: на этапе рефлексии 100% детей дали положительную оценку своей работе (Приложение №2). Дальнейшая реализация проекта планируется в следующем учебном году.

Выводы по главе

На основе проведения исследования, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность действительно положительно сказывается на работе учащихся. В ходе реализации проекта все дети активно и с интересом принимали участие в работе. Даже те ученики, которые обычно пассивны на уроках, стремились тщательно выполнять порученные им задания. Заметно было, что для достижение общей цели класс сплотился и коллективно выполнял работу. При выполнении проекта, у детей иногда возникали ссоры и несогласия, которые приходилось разрешать совместно с педагогом.

Технология проектной деятельности украшает и вносит разнообразие в процесс обучения, кроме того, что данная работа позволяет детям более успешно осваивать материал, благодаря своему насыщенному и интересному содержанию, она также облегчает работу учителя, которому проще и интересней работать с детьми, которые заинтересованы и увлечены деятельностью. Кроме того, благодаря использованию данного метода, учитель приобретает опыт, закрепляет и пополняет свои знания благодаря тому, что он выступает не в роли докладчика в учебном процессе, а в роли слушателя или равноправного деятеля в коллективе учеников.

В ходе выполнения проекта были достигнуты поставленные цели. Данная работа сплотила учеников, заинтересовала их поиском новой информации, расширила кругозор учащихся, положила основу для формирования исследовательских навыков и познавательного интереса, способствовала развитию навыков работы в коллективе, умения находить и совместно исправлять ошибки, умения отстаивать свою точку зрения и находить компромиссы.

Сложность работы состояла в том, что дети во 2 классе еще не умеют на длительный срок запоминать задачу. С ними периодически приходилось повторять значение пословиц и поговорок, их отличительные особенности. Не смотря на положительный отклик и проявленный интерес к предложенной работе, детей систематически приходилось контролировать, направлять и корректировать их деятельность, т.к. самостоятельная работа для них еще сложна.

МКОУ Кучеряевская ООШ

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека?»

(литературное чтение)

2 класс

2014-2015 учебный год

Цель проекта:

Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».

Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках.

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке

Находить информацию о старинных книгах из учебника.

План работы над проектом:

    Узнать что такое библиотека и какие были первые библиотеки.

    Сбор информации о старинных книгах.

    Посещение школьной и сельской библиотек.

    Обмен мнениями о школьной библиотеке.

    Подготовка выступления о том, что узнали в библиотеке.

    Оформить и презентовать проект.

Первая библиотека возникла 8 000 (восемь тысяч) лет назад! Жители Древней Месопотамии писали на глиняных дощечках с помощью тонкой палочки, которая называлась «клин», а способ их письма назывался клинописью. Дощечки обжигали, а самые ценные помещали в специальные конверты из глины, чтобы не портились. Археологи нашли тысячи таких дощечек, которые хранились во дворцах и были рассортированы в зависимости от их тематики.

Библиотеки Древнего Египта находились в храмах: их охраняли священники. Египтяне писали на папирусе, который затем сворачивали в рулон вокруг палки с наконечником и хранили в сундуках или на полках.

Самой знаменитой была библиотека в Александрии. Там хранилось более 700 000 (семисот тысяч) свитков папирусов.

Древние римляне первыми догадались строить публичные библиотеки.

В начале нашей эры библиотеки стали неотъемлемой частью церквей и монастырей. Монахи читали и переписывали книги: многие библиотеки поддерживались благодаря их усилиям.

Когда были построены величественные соборы, люди стали строить маленькие библиотеки при соборах. Университеты также накапливали книги. Некоторые славились своими коллекциями «прикованных» книг. Почему «прикованных»? Книги было так трудно делать, что их приковывали к стенам большими цепями во избежание неприятностей.

Публичные библиотеки, какими мы их знаем сегодня, существуют всего 100 лет.Всего на сегодня в библиотеках находится примерно 130 миллионов наименований книг (по версии Google).

Старинные книги

О чём может рассказать школьная библиотека?

В библиотеке можно найти интересные книги. Щуров Кирилл, Гацев Игорь и Полянских Ксения рассматривают книгу.

«Книжкина больница»

Школьники вместе с библиотекарем Крячко Еленой Митрофановной ремонтируют книги

Ребята ищут нужные книги.

Елена Митрофановна объясняет Полянских Ксении, где можно найти учебники для 2 класса.

Полянских Ксения знакомится со словарями.

В библиотеку часто заходит за книгами Шальнев Ярослав.

В сельской библиотеке.

Ребята часто посещают сельскую библиотеку.

Содержание

І. Введение

Актуальность исследования………………………………………………2 стр.

ІІ. Основная часть

    Образ царицы - матери в "Сказке о царе Салтане..."……………3 стр.

    Роль женщины - матери в обществе……………………………8 стр.

ІІІ. Заключение …………………………………………………………10 стр.

Список литературы…………………………………………………11 стр.

Приложение

I . Введение

Актуальность исследования

Сказки А.С. Пушкина - это те произведения, с которых начинается большая любовь к классической русской поэзии. Написанные в народном духе и стихотворной форме, они всегда вызывают восхищение. Это целый сказочный мир, без знакомства с которым невозможно представить свою жизнь, свое духовное развитие. Со стихотворениями великого поэта мы знакомимся в начальной школе, начиная с первого класса, как только начинаем самостоятельно читать. Эти произведения заучиваются наизусть на уроках в школе. Глубокое знание и понимание произведений А.С. Пушкина может обеспечить фундаментальную основу формирования грамотного, чуткого читателя.

Сказки Пушкина - это одно из ярких проявлений таланта поэта.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский пишет: "Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…" . Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирование личности.

Исследуемая тема актуальна еще и потому, что творчество А. С Пушкина остаётся современным, так как и в наше время людей продолжают волновать важные вопросы нравственной красоты, человеческого счастья, смысла жизни. Особое место занимает образ матери, т.к. именно она является двигателем к успеху, залогом всего положительного.

Разработанность темы исследования. Теория литературной сказки в науке разработана еще недостаточно. Несмотря на то, что существует довольно много исследований, посвященных ее анализу, это исследования В.А. Бахтиной, М.Н. Липовецкого, Т.Г. Леоновой, Ю.М. Лотмана, И.П.Д.Н. Лупановой, Е.М. Медриша, Мелетинского и др., остаются аспекты, требующие осмысления, доработки.

Объект исследования - сказка А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане...".

Предметом исследования является образ царицы-матери в "Сказке о царе Салтане...".

Цель исследования - изучить образ матери в сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане" как символе доброты, всепрощения.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

определить нравственность сказки;

проанализировать значение образа матери в "Сказке о царе Салтане" А.С. Пушкина;

сравнить и выяснить роль женщины - матери в современном обществе

Методы исследования:

текстуальный анализ произведения;

метод систематизации и обобщения;

сравнительно-сопоставительный метод;

описательный метод.

Базу исследования составляют основополагающие справочная и энциклопедическая литература, труды ученых по литературоведению, теории литературы, культурологии, методике преподавания литературы.

Тема работы, предмет исследования определяют структуру научной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Практическая значимость исследования. Написанная работа имеет большой интерес для учителей литературы и самопознания, её можно использовать во внеклассных чтениях и мероприятиях.

II . Основная часть

Образ царицы - матери в "Сказке о царе Салтане..."

Семья, семейное счастье привлекает в эти годы Пушкина и остается его идеалом до конца. В письме к жене от 8 июня 1834 года он отметил: «Зависимость жизни семейственной делает человека более нравственным». Волшебная сказка представила семью как жизненную норму личной судьбы человека, поэтому она и была так привлекательна для Пушкина. Ее герой достигает не только полной свободы, выразившейся в идеальном представлении о царствовании, но и счастливого супружества. Испытания героя всегда завершаются свадебным пиром, он становится счастливым супругом прекрасной, сказочной невесты.

Сказки Пушкина - это одно из ярких проявлений таланта поэта. В своих сказках Пушкин большое внимание уделял семейной жизни героев, создав своеобразный кодекс семейной жизни.

Особенно он отражается в «Сказке о царе Салтане», и это не удивительно, так как эта сказка была написана почти сразу же после женитьбы, как своеобразное величание невесты-красавицы, выражение переполнявших поэта чувств.

Как будто не задумываясь, женился царь Салтан на простой девушке, так как та обещала осуществить, видимо, давнишнюю его мечту о сыне-богатыре. И он не зря поверил ее словам: не обманула.

Кротость, послушание, всепрощение являются главными внутренними силами качеств персонажей. У образа царицы - матери нет имени, для нее главное - это материнство.

А царица молодая,

Дела вдаль не отлагая,

С первой ночи понесла...

Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин,

И царица над ребенком

Как орлица над орленком;

Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца...

Казалось бы, царица – наиболее успешная женщина из всех трех девиц. И замуж вышла, и ребенка Батюшке обеспечила. Однако же, мы можем наблюдать картину крайне нелицеприятную. Прежде всего, у Царицы нет личных целей, о чем она в светлице говорит со всей искренностью. Она совершенно социально не защищена: лишь только у Царя изменяется к ней отношение – и она незамедлительно в прямом и переносном смысле этого слова оказывается «за бортом», в бочке социальной изоляции, брошенная на произвол судьбы.

Царица-мать воплощает всепрощение. Несмотря на то, что ее посадили в бочку, сбросили в океан (якобы по приказу царя), несмотря на все тяготы, которые она перенесла, когда вместе с ребенком плыла по волнам океана жизни ("словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица:"), царица- мать простила своего мужа и не упрекнула его ни в чем. Царица-мать - это земной образ. Воплощение материнства, доброты, заботы и сочувствия к людям. Она милостива, поэтому её образ так импонирует.

Сначала рушится семья царя Салтана, но царица - мать старалась заменить сыну Гвидону отца, старалась дать сыну как можно больше материнской любви и сохранить в сыне любовь к отцу. Но даже взрослому ребёнку, уже женатому, нужна семья и любовь обоих родителей.

Разные судьбы взрослых и детей рассматриваются через призму материнской любви и заботы. И именно материнской любовью и воспитанием движется и сохраняется жизнь, именно любовь матери делает мир органичным и гармоничным.

В сказке «О царе Салтане…» показаны отношения не только между мужем и женой, но и между детьми и родителями. Дети относятся к своим родителям с большим уважением, почтением. Князь Гвидон обращается к матери со словами: «Государыня- царица». Пушкин словами царевны лебеди излагает требования к жениху, правила семейной жизни:

Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнёшь,

Да за пояс не заткнёшь...

Пораздумай ты путём,

Не раскаяться б потом...

На что князь Гвидон даёт клятву жить в совете и любви. И ведёт невесту к матери просить благословения. Ведь раньше на Руси молодые люди не могли жениться без благословления отца и матери. И князь соблюдает эти традиции. В те времена отношение к браку было серьёзнее, жить вместе супруги обещали «пока смерть не разлучит». Такое отношение к браку объяснялось духовностью, набожностью людей в старые времена, а церковь тогда запрещала разводы, поэтому прежде чем сделать такой серьёзный шаг, нужно было всё обдумать. Отношения князя Гвидона и царевны - лебеди являются примером настоящей любви, целомудрия.

Но Гвидон не может быть счастлив, если несчастна мать, которая в душе давно простила своего мужа и продолжает его любить. Сын, не открывая себя, как правитель своего государства, зовёт в гости своего батюшку – царя, вызывая любопытство к своему краю благодаря сказочным чудесам. И вот семья воссоединилась, царь увидев своих любимых жену и сына признаёт свою ошибку, просит прощения у своих родных, и всё заканчивается хорошо. Гармония во всём, что касается семьи, – вот одна из главных мыслей этой сказки. Любви и счастья достойны все – и дети, и родители.

В сказке Пушкина отражены не только отношения в браке между супругами, но отношения детей к родителям, а также отношения младших к старшим. Дети относятся к родителям с большим уважением и почтением, Например, отношение князя Гвидона к матери:

Государыня – царица!

Выбрал я жену себе

Дочь послушную тебе

Просим оба разрешенья,

Твоего благословенья.

Итак, волшебные сказки Пушкина поэтизировали тему семейного счастья, послужили предупреждением для тех, кто забывал старые традиции семейной жизни. В сказках А.С. Пушкин создал своеобразный кодекс семейной жизни, то есть на примере своих героев показал правила поведения членов семьи: супругов между собою, родителей и детей, и отношений между ними. Поэтому изучение сказок А.С. Пушкина будет способствовать формированию семейных ценностей у учащихся.

Роль женщины в современном обществе

Самый близкий человек на земле - мама. С самого рождения мы учимся от мамы близости, общению, устанавливать личные границы и дистанцию в отношениях. Мама показывает нам, как справляться с неудачными и тревогами, несбывшимися ожиданиями, утратами и горем.

То, что и как мама говорит, желает, реагирует на события, выражает эмоции, записывается в память ребенка и в дальнейшем влияет на всю его жизнь.

Только она умеет искренне любить, безответно, без претензий, без условностей, без взаимностей, просто так и только потому что она - Мама. Наверное, самая важнейшая роль женщины в современном обществе – быть матерью. Именно женщина дает жизнь человечеству, и в этом ее уникальность.

Исключительно высоко оценивает Ризаитдин Фахретдинов роль женщины и матери в обществе. «Матери выполняют самую трудную службу в народе, - написал он. В общественной жизни место матери настолько высоко, что в мыслях людей не измеряется ничем - это понимают все мыслящие люди. И если матери не смогут воспитывать своих детей надлежащим образом, то одним лишь обучением в учебных заведениях нация не сможет жить на равных с другими народами». Провозглашая почитание матери в семье и обществе самым большим долгом людей, он предлагает брать отношение к женщине - матери за мерило их оценки. «Если хотите знать, является ли кто-то толковым человеком, человеком дела, вглядитесь в его отношение к своей матери и вообще к матерям нации. Тот, кто хорошо относится к ним, поистине человечен и толковый работник»,- утверждает он.

Мою маму зовут Лилия, она работает в школе учителем информатики. При всей ее занятости она успевает все: и меня выслушать, и уроки со мной сделать, и с папой обсудить домашние дела. Мама-это человек, который определяет качество эмоциональной составляющей личности или, другими словами, той части нашей души, которая отвечает за успех в любви

и работе. Я провела наблюдение, и действительно, мои и папины успехи в учебе и в работе "зависят" от мамы. Именно она "двигает" нас к успеху.

Заключение

Сказки Пушкина раскрывали секреты семейного счастья, служили напоминанием для тех, кто забывал традиции семейной жизни. На примере своих героев Александр Сергеевич показал поведение членов семьи, будь то муж с женой, родители и дети. Сказки Александра Сергеевича Пушкина являются энциклопедией семейных отношений. Эти сказки учат нас строить семью на основе любви и взаимоуважения.

Список используемой литературы


1.Абрамюк, С.Ф. Фольклорные истоки композиции современной литературной сказки // Проблемы детской литературы / С.Ф. Абрамюк. - Петрозаводск, 1971. - 260 с.

2.Азадовский, М.К. История русской фольклористики: в 2-х томах / М.К. Азадовский. - М.: Гос. Учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1958 - 1963г. Т.1, 1958. - 480 с.

3.Алексеев, М.П. Пушкин и мировая литература / [отв. ред. Г.П. Макогоненко, С.А. Фомичев]. - АН СССР. Отд-ние лит. и яз. Пушкин. комис. Л.: Наука, 1987. - 616 с.

4.Андреев, Н.П. Открывая сказки А.С. Пушкина // Новый мир / Н.П. Андреев, № 2, 2010 - 60 с.

5.Бахтина, В.А. Эстетическая функция сказочной фантастики: Наблюдения над русской народной сказкой о животных / В.А. Бахтина. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1972. - 52 с.

6.Бойко, С.П. В волшебной пушкинской стране: Художественное исследование "Пушкин и сказка" / С.П. Бойко. - М.: Ставрополь: Илекса, Сервисшкола, 2001 - 272 с.

7.Большая универсальная энциклопедия: в 20-ти т. - М.: Астрель, 2010. - 800 с.

Василевская, Е.А. Лексика сказок А.С. Пушкина. // Ученые записки Московского педагогического института / Е.А. Василевская. - Кафедра русского языка, вып.2, 1938. - 250 с.

13.Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - Л., 1940. - 376 с.

14.Высочина, Е.И. Образ бережно хранимый. // Жизнь Пушкина в памяти поколений / Е.И. Высочина. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.

16.Гордин, А.С. Пушкинский заповедник / А.С. Гордин. - М.: Искусство. 1968. - 302 с.

18.Даль, В.И. Словарь русского языка: в 4-х т. / В.И. Даль. - М.: Русский язык, Т.4, Р - Я, 1978. - 688 с.

22.Квятковский, А.П. Сказка // Поэтический словарь / А.П. Квятковский. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 376 с.

23.Кунин, В.В. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками / В.В. Кунин. - М.: Дрофа, 2007. - 561 с.

24.Леонова, Т.Г. Русская литературная сказка и ее отношение к народной сказке / Т.Г. Леонова. - Томск, 1982. - 210 с.

25.Липовецкий, М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980 гг.) / М.Н. Липовецкий. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 2002. - 184 с.

27.Лупанова, И.П. Своеобразие сказок А.С. Пушкина /И.П. Лупанова. - Русская литература, 2010. - 55 с.

28.Лотман, Ю.М. Пушкин / Ю.М. Лотман [вступ. ст. Б.Ф. Егорова]. - СПб.: Искусство-СПБ, 1995. - 846 с.

29.Макогоненко, Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы / Г.П. Макогоненко. - Л.: Художественная литература, 1982 - 210 с.

30.Минералова, И.Г. Детская литература / И.Г. Минералова. - М.: Гуманит. Изд. цент Владос, 2002. - 176 с.

31.Никифоров, А.И. Сказка и сказочник / А.И. Никифоров. - М.: Нация и культура. Научное наследие, 2009. - 376 с.

32.Никольский, Н.М. Язык сказок А.С. Пушкина // Уч. зап. Ульяновского пед. ин-та, Пушкинский сборник" / Н.М. Никольский. - Ульяновск, 1949. - 250 с.

33.Пелисов, Г.А. О фольклорных основах сказок А.С. Пушкина / Г.А. Пелисов. - Советская этнография, 1950. - 65 с.

34.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, 41089 словарных статей. - М.: Азь, 1994. - 750 с.

35.Померанцева, Э.В. Сказка // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. / Э.В. Померанцева, т.6. - М.: Современная энциклопедия, 1971. - 1039 с.

37.Пропп, В.Я. Сказка. Эпос. Песня. / В.Я. Пропп, [составление, научная редакция, комментарии и указатели В.Ф. Шевченко]. - М.: Лабиринт. 2001. - 368 с.

38.Пушкин, А.С. Избранные произведения / А.С. Пушкин. - М.: Эксмо, 2006. - 656 с.

39.Пушкин, А.С. Собрание сочинений в трех томах. Т.1. / А.С. Пушкин. - М.: Художественная литература, 1994. - 735 с.

43.Сказка // Словарь русского языка: в 4-х т. / РАН, институт лингвистических исследований [под. ред.А.П. Евгеньевой]. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, т.4, С - Я, 1999. - 797 с.

44.Сказка // Литературная энциклопедия терминов и понятий / [под. ред.А.Н. Николюкина]. - М.: НПК "Интелвак", 2001. - 342 с.

45.Сказка // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / [под ред.А.П. Горкина]. - М.: Росмэн, 2007. - 1123 с.

46.Скатов, Н.Н. Пушкин / Н.Н. Скатов. - Л.: Детская литература, 1991 - 350 с.

47.Словарь литературоведческих терминов / [под ред. С.П. Белокуровой]. - СПб.: Паритет, 2007. - 320 с.

48.Соколов, Ю Сказка // Литературная энциклопедия: словарь литературных терминов: в 2-х т. / Ю. Соколов. - М.; Л.: Л.Д. Френкель, 1925. - 550 с.

49.Стахорский, С.В. Литературная сказка. Русская литература. Популярная иллюстрированная энциклопедия / С.В. Стахорский. - М.: Дрофа - Плюс, 2007. - 608 с.

50.Сурат, И.З. Пушкин: Биография и лирика: Проблемы. Разборы.3аметки. Отклики / [рос. акад. наук. ИМЛИ им.А.М. Горького]. - М.: Наследие, 2000. - 240 с.

51.Структура волшебной сказки / Рос. гос. гуманит. ун-т. Ин-т высш. гуманит. исслед. / [отв. ред.С.Ю. Неклюдов]. - М.: РГГУ, 2001. - 232 с.

52.Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: Рад. школа, 1985. - 557 с.

53.Тихомирова, И.И. Воспитание сказками Пушкина / И.И. Тихомирова. - Дошкольное воспитание, 2003. - 68 с.

54.Тынянов, Ю.Н. Пушкин. / [отв. ред.В.А. Каверин, А.С. Мясников]; [изд. подгот.е.А. Тоддес, А.П. Чудаков, М.О. Чудакова]. - М.: Книга, 2003. - 403 с.

55.Шаврыгин, С.М. Стихотворная литературная сказка первой трети 19 века (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, П.П. Ершов): Учебно - методическое пособие для студентов / С.М. Шаврыгин. - Ульяновск: УГПИ им. И.Н. Ульянова, 1991 - 31 с.

56.Шнеерсон, М.А. Фольклорный стиль в сказках Пушкина // Учёные записки Ленинградского государственного университета, № 46, серия филол. наук, вып.3, 1939. - 400 с.

59.Яворский, Ю.А. К истории пушкинских сказок / Ю.А. Яворский. - Львов, 1899. - 260 с.

Проект на тему «Почему нам интересно ходить в библиотеку» ученика 2 в класса школы №4 Асеева Кирилла

Центральный вход в библиотеку. Библиотека в которую я хожу, расположена по адресу: г. Энгельс-19, 1 квартал, дом 1. Часы работы: с 10.00 до 18.00, выходной воскресенье.

У библиотеки, которую я посещаю, солидный возраст. В прошлом году у неё был отмечен юбилей- 60 лет. Изначально в библиотеку подбирались книги, которые входят в школьную программу. Такая избирательность помогает определиться с произведениями, которые не только надо, но и интересно читать. В библиотеке есть детский абонемент и читальный зал.

Читальный зал. В читальном зале книги на дом не дадут. Здесь есть энциклопедии, справочники, словари. Эти издания может спросить каждый, их все читают, поэтому они должны быть на месте.

Читальный зал. Энциклопедии бывают: универсальные, в которых можно найти ответы на все вопросы отраслевые, то есть по определенным темам В читальном зале нашей библиотеки есть «Детская энциклопедия» в 12 томах, « Что такое. Кто такой», Энциклопедии про животных и другие.

Читальный зал. В читальном зале нашей библиотеки также можно узнать про историю родного края и знаменитых земляков.

Детский абонемент. В детском абонементе записаны ребята с 1 по 9 классы. Здесь я могу взять заинтересовавшую меня книгу на дом. Книги, которые я беру домой надо обязательно вернуть через 2 недели, так как их ждут другие ребята.

Детский абонемент. В библиотеке помимо книг есть и периодические издания. Например, мы можем почитать следующие журналы: Юный натуралист Свирелька Классный журнал Винни и его друзья Мурзилка Миша Особой популярностью у детей отмечаются детские приключения, детективы из серии «Черный котёнок»

Детский абонемент. С 1 по 3 классы книги расположены по тематическим разделам. Например: Сказки О вас ребята Книги о природе Стихи Для ребят среднего, старшего возраста книги располагаются по алфавиту.

Детский абонемент. В библиотеке книгу я могу выбрать сам или попросить помощь у библиотекаря.

Детский абонемент. Познакомиться с книгами можно с помощью книжных выставок. В настоящий момент в библиотеке тематические выставки о писателях юбилярах: Вера Чаплина, Виталий Бианки, Шарль Перро, Александр Сергеевич Пушкин и другие.

Детский абонемент. По субботам в библиотеке работает кружок «Мастерская самоделкина ». Здесь можно и нарисовать рисунок, и сделать поделку своими руками.

Библиотека-это важное место для школьника. Мне интересно ходить в библиотеку потому,что: в библиотеке можно почитать интересные книги можно отыскать книги на любую тему научиться самостоятельно выбирать книги нарисовать рисунок, сделать поделку принять участие в конкурсах, мероприятиях и просто пообщаться с друзьями

Спасибо за внимание!

Проект на тему: О ЧЁМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ БИБЛИОТЕКА

Выполнили ученики 2 класса

Губарева Мария

Островская Александра

Шинкевич Евгения

Руководитель: Реброва Е. В.


  • Способствовать развитию художественно -творческих и познавательных способностей обучающихся,
  • Прививать интерес к чтению и книге,
  • формировать читательский кругозор,
  • Способствовать приобретению опыта в самостоятельной читательской и творческой деятельности.

Гипотеза.

В библиотеке можно найти нужную информацию и подготовить выступление на заданную тему.


  • Учитель – руководитель проекта (моделирует и задаёт проектный замысел)
  • Обучающиеся 2-го класса – исполнители проекта (совместно со взрослыми)
  • Взрослые – педагоги, родители (активно участвуют в выполнении проекта, но не заменяют детей)

Продукт проекта .

  • устный журнал,
  • стенгазета,
  • альбом,
  • сообщение сопровождением,
  • составление текста экскурсии.

Снаружи смотришь - дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные,

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор, и князь Гвидон,

И добрый дед Мазай…

Как называют этот дом?


КАК НАЗЫВАЕТСЯ УЧРЕЖДЕНИЕ, СОБИРАЮЩЕЕ И ХРАНЯЩЕЕ КНИГИ

ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ?

БИБЛИОТЕКА


Библиотека

– учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного использования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу.

(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова)


  • Публичные библиотеки обеспечивают читателей наиболее популярными изданиями.
  • Специальные библиотеки собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых) или определённой тематики.
  • Научные библиотеки - это библиотеки, обеспечивающие развитие науки.
  • Школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса.






КАК НАЗЫВАЮТ РАБОТНИКА БИБЛИОТЕКИ?

БИБЛИОТЕКАРЬ


Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней.

КНИГА


ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАНЯТ ЧТЕНИЕМ КАКИХ – НИБУДЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ?

ЧИТАТЕЛЬ


КАК НАЗЫВАЮТ ЧЕЛОВЕКА,КОТОРЫЙ ПИШЕТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?

ПИСАТЕЛЬ


Чтоб скорей ты в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный каталог .


Для чего нужен алфавитный каталог?

В нём расставлены карточки по

алфавиту. На каждой карточки


Вывод.

Мы научились ориентироваться в пространстве школьной библиотеки, находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу.