Когда можно начинать рисовать с ребенком. Когда начинать рисовать с ребёнком. Из наблюдений психологов

Родители должны помогать обогащать опыт рисования у ребенка новыми художественными впечатлениями, создавать в семье благоприятные условия для развития у ребенка самостоятельности, проявлений творчества. Вот несколько занятий, как можно увлечь ребенка с помощью рисования.

Занятие 1. Спрячь зайку от лисы!

Цель занятия: Учить правильно держать карандаш или фломастер; самостоятельно рисовать (зарисовывать); формирование интереса к рисованию.

Проделанная работа должна контролироваться, чтобы сделать это реже. Например, ребенок, который научился идентифицировать монеты, должен изначально практиковать, чтобы идентифицировать их по крайней мере три раза в неделю. Некоторые навыки, конечно, будут быстрее, чем другие и время которая находится между повторениями, может быть растянута быстрее.

Ее родители, однако, настаивали на том, что у нее была помощь от 1 до 1, тогда рука ушла. Сотрудники школы возражали против того, что помощь 1 к 1 ограничивает; родители утверждали, что, хотя разумно ожидать, что он станет независимым со временем, он не может быть включен в школьную ситуацию без какой-либо поддержки. Это означало бы подвергать его ошибкам.

Материал для занятия:

Ход занятия:

Предложите ребенку листок с изображением зайца. Зайцы могут быть такими:

Для первого занятия картинка должна быть не очень крупной (что бы ручка у ребенка не устала, и ему самому не надоело закрашивать).

Она не следовала требованиям классных учителей, она только просила поддержки и проявляла трудности во взаимодействии со своими одноклассниками. Рекомендация: поддержка должна помогать в наименее инвазивном способе, особенно когда речь заходит об обучении из окружающей среды, она должна действовать как помощник.

После того, как другие дети взяли книгу, она указывает на пустой стол. Немедленная помощь позволяет экологическим рекомендациям стать важными после того, как вы избавитесь от помощи. Пример. Учитель класса говорит: всем брать книгу. Поддержка немедленно касается спины ребенка, показывает, что делают другие, и приводит руки ребенка к столу. Помощь уменьшается: поддержка касается ребенка и указывает на других; наконец, это только коснется его.

Дайте ребенку один карандаш или фломастер, цвет которого будет совпадать с цветом контура рисунка (для того, чтобы после закрашивания зайца не было видно - он же спрятался). Покажите ребенку, как нужно правильно держать карандаш. (не разрешайте ребенку держать карандаш в кулаке, переучивать сложнее чем научить)

Посмотри, кто это к нам пришел в гости? Правильно это зайка. За зайкой гонится лиса, она хочет его поймать. Давай поможем зайке спрятаться.

Наконец, поддержка иногда ждет, чтобы узнать, ответит ли ребенок в одиночку, но сразу вернется на предыдущий уровень, прежде чем ребенок выпадет более чем на 20% времени. Поддержка помогает ему играть за несколько минут, прежде чем поймать своих товарищей. Рекомендация: Поощрять школьную помощь детям, которые интересуются ребенком. В некоторых случаях выполнение точной программы общения с другими учащимися может помочь помощнику помощника, чтобы ребенок почувствовал большую часть урока. В других случаях могут быть конкретные советы поддержки для успешного взаимодействия с другими одноклассниками.

Покажите ребенку, как нужно спрятать (зарисовать) зайца, проводя линии вверх - вниз:

Если у ребенка самостоятельно не получается, возьмите его руку с карандашом в свою и нарисуйте вместе несколько линий.

Когда весь зайчик будет закрашен, обыграйте:

Когда ваши товарищи учатся правильно взаимодействовать со своим ребенком, они часто делают большую работу, пытаясь взаимодействовать самостоятельно. И когда ребенок обнаруживает, что может успешно взаимодействовать со своими товарищами в той деятельности, которой он также пользуется, он часто начинает искать и чаще отвечать на этих товарищей. Можете ли вы спросить его, хочет ли он играть и показывать ему, как играть? Затем поддержка может дать конкретные советы во время игры, такие как «Возьмите ее вручную, если она не последует за вами».

Он хотел бы завершить все те, которые должны быть окрашены сразу, но затем он отвлекается от выполнения других необходимых упражнений. Поддержка позволяет ему начинать в одиночку, так как он уже независим в работе, но он всегда оказывается рядом с ним после того, как он закончил раскраску. Рекомендация: должна использоваться как усиление любимых действий, чтобы получить наименее благоприятные Объясните, что он должен заполнить первую карту, а затем он будет окрасить другую. Со временем поддержка уменьшает помощь, которую она оказывает, и увеличивает объем работы, которая должна быть завершена до окрашивания.

- Ну вот, теперь лисичка не сможет догнать зайчика. Какой(ая) ты молодец, помог зайке!

Такое упражнение можно повторять неоднократно. Можно использовать опять зайку, а можно и других персонажей. Необязательно кого-то спасать, можно просто поиграть в прятки.

Занятие 2. Каляки-маляки

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать карандаш или фломастер; видеть в линиях и пересечениях предметы; формирование интереса к рисованию.

Вам также предоставили полный лист, чтобы отметить все цели вашей пользовательской программы и сказать, были ли они достигнуты успешно или нет. Рекомендация: выберите примерно 3 измеримых поведения, в которых ребенок должен добиться прогресса и немедленно зафиксировать информацию, чтобы определить курс и немедленно решить проблемы. Всякий раз, когда классный преподаватель дает ему команду или товарищеский разговор с ним, поддержка должна помещать крест в соответствующей колонке.

Затем эту информацию можно использовать в разных диаграмм или таблиц, чтобы показать, есть ли реальные успехи или нет. Между тем, многие родители, несмотря на их искренние пожелания, отскакивают от стены, прежде чем они смогут вытащить карандаши из шкафа.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры. Лист бумаги любого размера (можно даже ватман).

Ход занятия: Рисовать лучше всего там, где ребенок будет чувствовать себя удобно, раскрепощено. (Желательно дождаться того времени, когда ребенок сам скажет или даст знать, что он хочет рисовать).

- Посмотри, что это я приготовила? - правильно это бумага (листочек) и карандаши (фломастеры).

Потому что как поощрять ребенка, который не хочет и больше? Дочь утверждает, что живопись скучна. Дамы в детском саду любезно сообщают, что ребенок не хочет участвовать в художественных занятиях. Мой почтовый ящик часто отображает похожие сценарии. А что это за дамы в детском саду? В образовании, и особенно в искусстве, ничто не является сильным.

Почему ребенок перестает рисовать?

Принуждение редко приводит к результатам, и если оно отменяется до ожидаемого. И если это так, возродите творческий энтузиазм, с которым каждый ребенок приходит в мир, и который по разным причинам исчезает или исчезает. Потому что это никогда не начиналось, и первые карандаши появились в течение недели, прежде чем отправиться в детский сад. И нам может показаться, что дошкольник все еще «маленький ребенок», но на самом деле лучший период для художественного посвящения уже давно прошел.

Что мы с тобой будем делать? - правильно мы будем рисовать.

Пусть ребенок рисует столько времени - сколько ему захочется, не останавливайте его.

Когда Рисунок будет закончен спросите его, что он нарисовал. Если ребенок и сам не знает что это предложите ему несколько вариантов:

- Может быть это дождик капает? - давай дорисуем тучку (дорисуйте сами).

Потому что он растет в окружении электронных рассеивателей, и его мозг получает слишком много мелких раздражителей. В кризисных ситуациях допускаются все захваты. Тем не менее, ребенок в возрасте 0-3 лет действительно имеет лучшие и гораздо более стимулирующие действия, чем пальцем по экрану.

Например, нос-заглатывание обеспечивает гораздо более глубокий опыт и большую нагрузку на мозг, чем на любую «образовательную» двуручную. Он слишком часто ограничивался или вмешивался в его работу. Потому что рисунок не сделал его счастливым. Художник решает, как будет выглядеть его работа, и когда и как это будет закончено. Если у нас нет ничего конструктивного, чтобы сказать, или мы не можем дать себе немного энтузиазма и позитивного отношения, пока ребенок совершает акт творения, давайте молчим, потому что мы только навредим.

А может быть это домика? - давай дорисуем крышу.

А может быть это рыбка? - давай ей нарисуем глазки, хвостик и т.д.

Вот что может получиться:

* Цель таких занятий - научить малышей видеть в линиях и их пересечениях изображение. Такие занятия помогут ребенку перейти на другой этап рисования. Иначе, дети могут остановиться на уровне каракулей очень долго - их устраивает то, как они рисуют.

Как поощрять детей рисовать и рисовать?

К счастью, художественное образование является самым художественным из детей, и каждый человек в любом возрасте может вернуться к нему и извлечь из него пользу. Ребенок видит карту, а карандаши не задумываются над тем, что они слушают, просто сидите и рисуете.

Он обрабатывает окружающую реальность, выражает взрыв мыслей, которые у него в голове, использует доступные инструменты и привлекает радость и удовлетворение. Лучший и самый надежный способ побудить вашего ребенка к созданию - это раннее художественное посвящение.

Занятие 3. Нарисованные истории

Цель занятия: Учить ребенка видеть изображение на бумаге. Формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры. Лист бумаги.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре.

На этом занятии больше рисовать будете Вы, комментируя каждый этап рисования. Ребенок будет наблюдать и подсказывать. А если ему захочется, порисует вместе с Вами.

Чем больше нравится ваш ребенок?

Радость, энтузиазм, удовлетворение. Это основа любой эффективной системы образования. Если что-то делает нас счастливыми, то мы посвящаем себя этому еще большему энтузиазму и приверженности. Это просто, но польская система образования все еще блуждает в тумане.

Пробуждение в энтузиазме ребенка, организация интересных занятий, связанных с его интересами и нашим подлинным участием. Таким образом, мы можем поощрять ребенка к активному участию в художественных занятиях. Важно помнить, что чем старше ваш ребенок, тем сложнее и трудоемко будет ваше воображение.

Предложите ребенку порисовать, выберите вместе любой сюжет. Сюжет обязательно близкий ребенку, интересный ему. Ваш малыш может принимать участие, подсказывая Вам что нужно нарисовать, какой карандаш взять.

Можно при рисовании использовать стихи, например, такие:

А вот четыре стороны -

Квадрат нарисовали мы.

Из квадратика сейчас

Если вы хотите поощрять ребенка, вы должны выйти за рамки схемы

Для ребенка, который никогда не пробовал пластиковые мелки и бумагу формата А4, не привлекает. Но бывает так, что ваша возлюбленная любит автомобили в мире и может полдня вычистить ресораками на полу. Вы приклеиваете пол большими листами серой бумаги, вынимаете маркеры, рисуете и повторяете, как будто ваша квартира должна была пройти. Зигзак Маккуин со своей свитой: мы рисуем карту города для автомобилей! Или пейзаж под стройкой блоков Лего. Если вы знаете, что ваш ребенок больше всего любит, у вас не будет проблемы с выбором темы.

Дом получится у нас.

Ну, какой же дом без крыши!

Вот пониже, вот повыше.

Если в доме есть камин,

Башенка видна над ним.

Чтобы светлым был наш дом,

Нарисуем окна в нем.

Дверь, дружочек, начерти -

Можно в дом теперь войти.

И конечно, непременно,

Крепкие поставим стены.

Крышу нарисуй скорей,

А потом - трубу на ней,

Из картонных коробок на обуви можно построить парковку для автомобилей или кукольный домик, который, естественно, должен быть окрашен. Старшие дети могут сначала составить «технический рисунок», например, расположение комнат, которые видны сверху. Мотивация для молодых дизайнеров может быть признаком того, что во взрослом мире каждый проект и абсолютно каждое изобретение начинается на листе бумаги, даже если он в конечном итоге разработан в компьютерной программе. Мышление мысли на бумаге в виде рисунков более практично, чем вы думаете.

Действуйте с колебанием и масштабированием. Ебать вместе - они могут быть забавными. Эксперимент. Объедините различные методы. Веселитесь вместе, потому что часто участие родителей является достаточным, чтобы снова рисовать и рисовать. Если ваш ребенок искренне воздерживается от рисования, это может потребовать немного усилий с вашей стороны, но считаю, что это инвестиции в его будущее. Рисование - это не просто забава, и первые эффекты будут оценены в ближайшее время, когда малыш ходит в школу и начинает учиться писать.

Над трубою - дым столбом,

Черепицей кроем дом.

Окна в доме нарисуем,

Дверь красивую входную.

На двери табличка вот,

Чтобы знать, кто здесь живет.

Вот, почуяв ароматы,

В кухне собрались ребята.

Рисовать умеем ловко!

Вот плита, а в ней - духовка.

На панели - ручки-кнопки,

Сверху - круглые конфорки.

Есть теперь на радость всем

Раньше дети учились писать гораздо позже - самое раннее в 3-м классе начальной школы, и акцент делался на каллиграфии - изобразительном искусстве. В настоящее время запись начинается в первом классе, а время рисования очень короткое. Поэтому у многих детей есть проблемы с удобочитаемым письмом, и их родители жалуются, что ребенок кричит, как «куриный коготь».

Письменная написание письма в значительной степени несет ответственность за подвижность маленькой руки или моторную руку ребенка. Как и любая физическая подготовка, вы также можете практиковать и развивать. Очень хороший способ развить руку ребенка - это рисовать. Лучше всего начинать рисовать с ребенком в течение года. Для этой цели вы можете получить специальные карандаши или ручки для годовых детей, которые очень легко мыть. Конечно, первые рисунки редко бывают чем-то напоминающим, но, рисуя линии, ребенок будет медленно приобретать навык использования карандаша.

Плиты плоские совсем.

Есть на кухне вилки, ложки,

Чайники, тарелки, плошки,

Чашки, блюдца и ножи...

Что забыли? Подскажи!

Дом за домом... Посмотрите -

Город вырос на странице! (Маргрет Реттих)

Я рисую стены, крышу,

окна, форточки, крыльцо...

Мне кричат, а я не слышу,

я рисую пруд-кольцо.

Огород к воде поближе,

Совместная графика - отличная возможность повеселиться. Хвалите и вознаградите своего ребенка всякий раз, когда он берет карандаши в руке и начинает рисовать. В то же время, с самого начала, они узнают, что для рисования используется карта, а не стена или пол. Затем вы можете запастись книгами-раскрасками и повеселиться вместе со своим малышом. В книжке-раскраске ребенок начинает пытаться направить карандаш таким образом, чтобы он не выходил за рамки линий, нарисованных. Это еще один шаг в управлении движениями рук.

Затем вы можете продолжать рисовать простые вещи - шале, люди, другие объекты. Это последний шаг - ребенок должен контролировать свою руку таким образом, чтобы повторять пути или формы, нарисованные в брошюре. Стоит делать такие упражнения как можно больше, и это облегчит вашему ребенку писать, и письмо будет более четким.

рядом яблоневый сад...

Мне кричат, а я не слышу,

я рисую небеса.

А потом в углу, повыше

нарисую красный круг...

Мне кричат, а я не слышу,

я раскрашиваю луг.

Мне кричат, а я не слышу.

То есть слышу, но молчу.

Я рисую то, что вижу, -

отвлекаться не хочу! (Кацо)

Занятие 4. Палочки

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки - прямы вертикальные линии. Формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры разных цветов, лист бумаги. Различные палочки.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком.

Заранее приготовьте несколько различных палочек для показа ребенку. Это могут быть веточки, счетные палочки, палочки от чупсов, коктейльные трубочки.

- Посмотри что это? - Это палочки.

Смотри, какие они разные: длинные и короткие, толстые и тонкие. Но они все прямые, ровные.

Давай с тобой попробуем нарисовать палочку в воздухе (возьмите руку ребенка и проведите в воздухе черту).

- А теперь давай нарисуем на листочке палочку.

Посмотри как я рисую.

Сначала вы нарисуйте на листе палочку, пусть ребенок посмотрит.

- А теперь ты возьми карандаш, который тебе нравится, и тоже нарисуй палочку.

(Чтобы ребенок учился рисовать правильно, нужно показать процесс рисования палочки, двигая его рукой).

- А теперь давай будем рисовать только короткие палочки. - А теперь длинные.

А теперь только синие (красные, желтые и т.д.)

Если ребенок не устал, предложите ему нарисовать линии, соединяя точки.

Занятие 5. Грибы

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки - прямые вертикальные линии; не выходить за границу рисунка; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры красного, оранжевого, коричневого цветов; игрушечный гриб или вырезанный из картона; лист бумаги: в нижней части листа нарисована прямая горизонтальная линия - это дорожка, выше на расстоянии5-7 см от неё полукружья или треугольники красного или коричнево цветов - это шляпки грибов. (см. рисунок)

Методы обучения: Рисование вместе со взрослым; дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре.

Покажите ребенку грибок.

- Что это? Правильно, это гриб. Посмотри - это шляпка, а вот это ножка.

А теперь ты мне покажи: где у гриба шляпка?

А теперь покажи где ножка?

(помогите если ребенок затрудняется показать)

- Ножка прямая, как палочка. (нарисуйте вместе с ребенком рукой в воздухе прямую линию)

Покажите ребенку лист с заготовкой для рисунка, объясните, что это такое.

- Посмотри, на поляне на дорожке растут грибы. Это у грибов шляпки.

А где же ножки? - нет ножек!

Сейчас я дорисую грибочкам ножки - вот так!

А теперь ты попробуй дорисовать ножки грибочкам.

Дайте ребенку в руки карандаш (фломастер), помогите, если у ребенка не получается.

- Какой(ая) ты молодец!

А теперь послушай стихотворение:

Шляпка и ножка,

Ростом невысок,

Рядом с дорожкой

Вырос … (грибок)

Занятие 6. Лопаточки

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки - прямые вертикальные линии; контролировать длину линии, её начало и конец; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры; детская лопатка; лист бумаги: в нижней части листа нарисован ряд полукружий - это острие лопатки. Чтобы ребенку было легче определить, из какой точки следует начинать рисовать линии, обозначающую ручку лопатки можно нарисовать точки на небольшом расстоянии над полукружьями.

Методы обучения: Дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре.

В начале занятия покажите ребенку лопату.

- Посмотри, что я принесла. Что это такое? - Правильно это лопаточка.

Посмотри, у лопатки есть ручка, чтобы её удобно было держать.

А для чего нужна лопатка? - Правильно, что бы копать.

А что можно копать лопаткой? - Песочек, землю.

Давай с тобой нарисуем лопатку.

Нарисуйте на чистом листе полукруг.

- Посмотри, что это я нарисовала? - Это лопаточка.

Как ты думаешь, ей удобно будет копать? - Конечно, нет.

У лопаточки чего-то не хватает. Как ты думаешь чего? - Конечно, ручки.

Посмотри, я сейчас дорисую ручку. Ручка прямая, как палочка.

Ну, вот теперь получилась настоящая лопатка.

А теперь ты попробуй нарисовать ручки лопаточкам.

Дайте ребенку заготовку. Помогите, если у малыша не получается. Можно рисовать лопатки и ручки к ним одного цвета, а можно разноцветные. В процессе рисования проговаривайте названия цветов.

Почитайте стихотворение- загадку:

Рядом с дворником шагаю,

разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом. (Лопата)

Занятие 7. Цветы

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки - прямые вертикальные линии; не выходить за границы ограничительной линии - «травки»; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры зеленого цвета; цветок на стебле; лист бумаги: в нижней части листа нарисована линия зеленого цвета - это полянка, выше на расстоянии 5-6 см цветы, расположенные в ряд.

Методы обучения: Дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре.

Покажите малышу цветок на стебле.

- Посмотри, какой красивый цветочек. Это у цветочка головка, а это стебель (сопровождайте рассказ показом).

На чистом листе нарисуйте линию зеленого цвета.

- Посмотри, это полянка.

Выше нарисуйте несколько цветочков.

- Вот у цветов головки, а где же стебли? Стебельки надо нарисовать - вот так. (Покажите ребенку, как надо нарисовать стебельки.)

Дайте малышу лист - заготовку.

- Посмотри, здесь целая поляна цветов. Только у них нет стебельков. Давай посадим цветочки на полянку - нарисуем им стебельки.

Почитайте стихи:

Мои цветы.

Зеленеют рощи,

Зелено кругом,

Зеленет клумба

Под моим окном.

Сколько тут цветочков

Желтых, голубых!

Это я любовно

Вырастила их.

Посадила в землю

За цветком цветок.

Летом поливала

Каждый лепесток.

Для меня на свете

Нет цветов милей.

Даже солнце в небе

Светит веселей.

Занятие 8. Нитки для шариков

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки - прямые вертикальные линии; регулировать длину линии, не выходить за границы листа бумаги; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры разного цвета; воздушный шарик с привязанной к нему ниткой, лист бумаги для рисования с заготовкой: в верхней части листа бумаги нарисован ряд окружностей одного или нескольких цветов. Для первого занятия лучше предложить заготовку с «хвостиками» у шариков. (У нас Полине нравится именно с хвостиками шарики). А на повторных занятиях «хвостики» можно не рисовать.

Методы обучения: Дорисовывание деталей.

Ход занятия:

Покажите малышу воздушный шар.

- Посмотри, что это? - Правильно это воздушный шарик.

А тебе нравится играть с шариками?

А что это у шарика (покажите на нитку)? - Правильно это ниточка.

А зачем шарику нужна ниточка? Чтобы он не улетел.

Подержи шарик за ниточку. Очень удобно держать шарик за ниточку.

Нарисуйте на листе бумаги ряд кругов - шариков. Это шарики, а чтобы шарики не улетели нарисуем им ниточки - вот так.

У тебя на листочке тоже нарисованы шарики. Ой, они сейчас улетят, у них нет ниточек. Нарисуй ниточки шарикам.


Занятие 9. Травка

Цель занятия: Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки—прямые вертикальные линии; контролировать длину линии, ее начало и конец; фор¬мировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: Карандаши или фломастеры зеленого цвета; лист бумаги для рисования формата с заготовкой: в нижней части листа нарисована горизонтальная линия коричневого цвета - это поляна, а в верх¬ней части листа желтое солнце.

Методы обучения: Дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на коврике.

Нарисуйте на листе бумаги желтое солнце.

- Посмотри, у меня на картинке светит солнышко, оно пригревает, землю согревает.

Затем нарисуйте внизу горизонтальную прямую линию коричневого цвета.

- А это полянка.

Теперь рисуйте вертикальные линии зеленого цвета - траву.

- А вот на полянке выросла зеленая трава.

Дайте малышу лист с заготовкой и зеленый карандаш или фломастер.

- Посмотри, у тебя на картинке тоже светит солнышко. Нарисуй зеленую травку.

* Все работы ребенка можно вывешивать на стену, детям очень это нравится.

Занятие 10. Дождик

Цель занятия: Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки — прямые вертикальные линии; не выходить за пределы ограничительной линии; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: Карандаши или фломастеры синего или голубого цвета; лист бумаги для рисования с заготовкой: в верхней части листа бумаги нарисована туча синего цвета, а внизу — горизонтальная линия — «земля», чтобы, рисуя дождик, дети не выходили за нижние границы листа бумаги.

Методы обучения : Дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на коврике.

Перед началом занятия прочитайте малышу стихотворение.

- Послушай стихотворение:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, воду лей.

На цветочек, на листок.

Кап, кап, кап!

На дорожку, на лужок,

Кап, кап, кап!

Тучка в небе синяя -

Капай, дождик сильный!

Кап, кап, кап...

- Про что это стихотворение? Правильно про дождик.

Нарисуйте на листе бумаги тучу синего цета.

- Догадался, что это такое? Правильно, это тучка.

Затем начинайте рисовать горизонтальные линии, сопровождая их словами: «Вот пошел дождик: кап, кап, кап!»

Дайте малышу лист с заготовкой и карандаш или фломастер.

Посмотри, у тебя на картинке тоже нарисована тучка. Нарисуй дождик!

Пока ребенок рисует можно рассказать ему небольшое фольклорное стихотворение:

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай

Сколько хочешь поливай!

Можно рисовать сильный (сплошные линии) и слабый дождь (пунктирные линии). Побуждайте ребенка озвучивать рисунок «кап, кап, кап». Можно нарисовать на земле лужи.

Занятие 11. Дорожки

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать «дорожки» — прямые горизонтальные линии; развивать зрительное восприятие пространства; фор¬мировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: Карандаши или фломастеры черного (или серого); маленькая игрушечная машинка; листы бумаги для рисования с заготовкой: в левой верхней части листа нарисована машина (на следующем занятии можно нарисовать идущего человечка).

Методы обучения: Рисование в воздухе; вместе со взрослым; дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на коврике.

На занятии обыграйте ситуацию с машиной: нарисуйте на листе бумаги дорогу для нее (две прямые параллельные линии на расстоянии 6—8 см), покатайте по нарисованной до¬рожке игрушечную машинку.

Предложите малышу покатать машинку, не заезжая за края дорожки.

- Машинка едет - би-би! Вот какая у нас дорога, теперь машинка едет по дороге.

Предложите ребенку провести пальчиком вдоль «дороги», на¬рисовать «дорогу» в воздухе.

Затем нарисуйте горизонтальные линии - «дорогу» - на листе бумаги.

Дайте малышу лист с заготовкой и фломастеры.

- Посмотри, у тебя на картинке нарисована машина. Нарисуй прямую дорожку! Поехали машины по дорожкам. Нарисуй еще дорожки!

Занятие 12. Круги

Цель: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать круги, располагать их равномерно на листе бумаги; формировать интерес к рисованию.

Материалы: Карандаши или фломастеры разных цветов; чистые листы бумаги.

Методы обучения: Рисование в воздухе; вместе со взрослым.

Ход занятия:

В начале занятия объясните ребенку, что они будут учиться рисовать круги. Сначала нарисуйте в воздухе указательным пальцем большой круг и попросите малыша отгадать, что вы нарисовали, и повторить за вами движение. Затем нарисуйте в воздухе маленький кружок.

- Отгадай, что я нарисовала в воздухе? (Большой круг.) А теперь ты нарисуй в воздухе большой круг, как сделала я. Молодец!

А теперь что я нарисовала? Да, маленький кружок. Нарисуй в воздухе маленький кружок. А теперь будем учиться рисовать кружочки на бумаге.

Покажите ребенку, как нужно рисовать круги - рисуйте на мольберте или на листе бумаги. Обратите внимание малыша на то, что круги могут быть большие и маленькие, используйте разные цвета. Можно предложить обвести пальчиком по внешнему краю тарелку, по внутреннему краю обруч.

Дайте ребенку лист бумаги и предложите выбрать один карандаш или фломастер. Покажите малышу, как надо рисовать круги, двигая его рукой. От исходной точки необходимо провести окружность по часовой стрелке или против нее и вернуться. В дальнейшем предложите ребенку рисовать круги самостоятельно.

Для закрепления навыка предложите ребенку выполнить это задание несколько раз. А чтобы малышу было интересно, разнообразьте задания: попросите нарисовать большие, средние, маленькие круги, только красные или только синие, или разноцветные.

Занятие 13. Мячи

Цель: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать круги разного диаметра, располагать их равномерно на листе бумаги; формировать интерес к рисованию.

Материал: Карандаши или фломастеры разных цветов; чистый лист бумаги для рисования; игрушечные мячи разного размера.

Метод обучения: Совместное .

Ход занятия

Начните занятие с чтения стихотворения.

- Послушай стихотворение:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Затем покажите малышу игрушечные мячи. Обратите внимание на то, что мячи могут быть разного размера и цвета.

- Посмотри, какие у меня мячи. Этот большой, а этот какой? Правильно, маленький. Этот мяч красного цвета. А какого цвета этот мяч?

Давай нарисуем мячи.

Дайте ребенку лист бумаги и карандаши или фломастеры разных цветов.

- Давай нарисуем много мячей, чтобы было весело играть!

Занятие 14. Шарики

Цель: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать круги; формировать интерес к рисованию.

Материал: Карандаши или фломастеры разных цветов; чистый лист бумаги для рисования с заготовкой для рисунка: нитки для шариков; воздушный шарик.

Метод обучения: Дорисовывание деталей.

Ход занятия

Начните занятие с загадки (можно загадать одну или две загадки):

- Отгадай загадку:

Твой хвостик

Я в руке держал,

Ты полетел -

Я побежал.

(Шар воздушный)

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы.

От радости танцуют

Воздушные …

- У нас с тобой тоже есть воздушный шарик. Вот он! Давай поиграем с ним. Я буду подбрасывать его, а ты лови.

После того как малыш наиграется, предложите ему сесть за стол.

- А теперь давай нарисуем много разноцветных шариков на ниточках. Вот посмотри, на листочке уже есть ниточки, а тебе нужно к каждой ниточке нарисовать шарик.

Напомните малышу, как надо рисовать круги, двигая его рукой. От исходной точки необходимо провести окружность по часовой стрелке или против нее и вернуться. В дальнейшем предложите ребенку рисовать мячи самостоятельно.

Занятие 15. Я

Цель: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать небольшие по размеру круги; располагать круги равномерно, не выходить за границу контура; формировать интерес к ри­сованию.

Материал: Карандаши или фломастеры красного, желтого и зеленого цветов; яблоко; лист бумаги для рисования с заготовкой для рисунка: контур дерева.

Метод обучения : Дорисовывание деталей.

Ход занятия

В начале занятия спрячьте яблоко в коробку.

Начните занятие с загадки

- Посмотри какая у меня есть коробочка. Тебе интересно, что в ней лежит? Тогда отгадай загадку:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

- Конечно, правильно это яблоко! А еще послушай стихотворение:

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю. (Я. Аким)

- А теперь откроем нашу коробочку и посмотрим, что там лежит.

Если у ребенка есть желание можно ему дать покушать яблоко.

Поговорите с малышом о том, где растутя . Напомните, что яблоко это фрукт. Вспомните, какого цвета бывают я . Какие они на вкус.

Предложите ребенку лист бумаги с заготовкой и фломастеры.

- Посмотри что это у тебя нарисовано на листочке?

- Правильно, это дерево. А ты знаешь, как оно называется? Оно называется яблоня. А что растет на яблоне?

- Я висят на ветках, а некоторые уже упали на землю.

Знакомимся с красками

На этих занятиях мы будем знакомить детей с красками. Знакомиться будут даже те дети, которые уже и раньше рисовали красками.

Цели задачи:

  • Обучение умению правильно и аккуратно использовать кра­ски, обмакивать в них кончик кисточки или пальчика; пра­вильно пользоваться кисточкой: держать кисточку; легкими движениями проводить линии, рисовать точки и т.д.; мыть кисточку и хранить ее щетиной вверх.
  • Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
  • Развитие чувства цвета.
  • Развитие эмоций и фантазии.
  • Развитие речи.
  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Формирование интереса к рисованию. Материалы и инструменты.

Акварельные и гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами; круглые и плоские кисти разного раз­мера; различные виды бумаги, цветной матовый картон; па­литра; деревянные геометрические фигурки (кубик, конус и др.). Дополнительное оборудование: клеенки на столы, фар­туки или халаты (по количеству детей), тряпочки или сал­фетки, банки-непроливайки (с присоской на дне) для воды и др. По возможности использовать мольберты.

Техники рисования:

Рисование на мокрой бумаге - нанесение краски на лист, пред­варительно смоченный водой. При этом получается бессю­жетный рисунок, на котором можно наблюдать размытые очертания, плавные переходы, смешение красок.

Рисование пальцами - нанесение краски на бумагу при по­мощи кончиков пальцев. Удобно рисовать кончиком указательного пальца ведущей руки. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятны­шек круглой формы, а при проведении им по бумаге полу­чаются линии длиной 3-6 см. Используются специальные краски, гуашь или акварель. Краски разводятся до густоты сметаны и напиваются в плоские крышки. При смене красок пальчики моют в банке с водой и вытирают салфеткой.

Рисование ладонями нанесение слоя краски на внутрен­нюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Краску можно наносить кисточкой ли­бо коснувшись ладошкой краски в блюдце. При нанесении краски кисточкой используйте разные цвета. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.

Рисование кисточкой нанесение красок на бумагу при по­мощи кисти. При этом сначала следует намочить кисть, затем взять на нее краску и легко, без нажима, нанести на бумагу. В этой технике используются кисти — круглые и плоские, кра­ски — акварель и гуашь (акварель в тюбиках предварительно разводят), бумага — акварельная и другая плотная. Рисовать при помощи кисти можно тремя способами:

  • примакивание — нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания к бумаге кисточки с краской. После сопри­косновения с бумагой кисточку следует сразу, без проведения мазков, оторвать от нее;
  • кисточкой путем проведения линий различной длины в разных направлениях (сверху вниз, слева направо и др.);
рисование="">

Рисование с помощью штампа нанесение краски на поверх­ность специальной формы (штампа), прикладывание штампа красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получе­ния цветного оттиска. На штамп можно наносить одну или несколько красок. При помощи этого способа можно полу­чать одинаковые оттиски в любом количестве, создавать из оттисков одинаковой и разной формы различные изображе­ния. В качестве штампов можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного на­бора или вырезать шаблоны нужной формы из овощей (мор­кови, картофеля).

1. Цветная вода

Цель: Познакомить детей с акварельными красками; научить разводить краски в воде; пользоваться кисточкой; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отноше­ние к рисованию.

Материал: Наборы акварельных красок; прозрачные пластиковые стаканчи­ки средних размеров; круглые кисти; вода; тряпочка, салфетка.

Ход занятия: Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните их водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов и раз­ведите в стакане с водой. При этом можно развести краску бы­стро, помешивая воду кисточкой, а можно опустить кисточку в воду и сразу вынуть, в этом случае облачко краски будет само постепенно растворяться в воде.

- Сейчас я возьму на кисточку желтую крас­ку, вот так. А теперь... опускаю кисточку в стакан с водой. Ин­тересно, что получится? Смотри, как красиво!

Таким образом, на глазах у ребёнка разводите краски нескольких цветов — желтую, красную, синюю, зеленую, бе­лую.

Дайте ребёнку краски, кисточки, стаканы с во­дой. Предложите выбрать понравившуюся краску, взять ее на кисточку и развести в воде.

- Сейчас ты будешь разводить краску в во­де. Выбирайте, какая тебе нравится.

- Какую краску ты взял? Опусти кисточку в водичку.

- Какого цвета стала вода?

- Вот какую красивую цветную водичку мы сделали!

2. Смешиваем краски

Цель: Продолжать знакомить с акварельными крас­ками; учить правильно пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и от­тенками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материал: Гуашь или акварель; прозрачные пла­стиковые стаканчики средних размеров; палитра; акварельная бумага; круглые кисти; вода; тряпочка, салфетка.

Ход занятия: Смешивание — это соединение 2—3 красок разных цветов в стакане с водой или на листе бумаги для получения но­вого цвета. Существует три цвета, которые нельзя получить при смешении других цветов. Это желтый, синий, красный.

Производные цвета получаются в результате смешения пар основных цветов:

Синий + желтый = зеленый

Жёлтый + красный =оранже­вый

Красный + синий = фиолетовый

Изменяя пропорции смешиваемых красок, можно получать различные оттенки цветов. Многообразие осталь­ных цветов можно получить, смешивая три основных цвета в разных соотношениях. Не обучая детей теории цвета, мож­но на занятиях дать им возможность пережить волшебство возникновения новых цветов.

Смешивать краски основных цветов можно разными спо­собами. На одном из занятий «Цветная вода» слейте воду раз­ных цветов в один стакан или смешайте в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. А можно смешивать кра­ски на палитре или на бумаге.

Занятие 16. Рисование на мокрой бумаге

Цель: Продолжать знакомить ребёнка с акварельными красками; учить правильно, пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материал: Набор акварельных красок, акварельная бумага, круглые кисти, вода. Тряпочка, салфетки, клеёнка.

Техника : Рисование на мокрой бумаге.

Ход занятия: Незабываемые и необычные ощущения получит ваш ребёнок в процессе рисования акварельными красками на мокрой бумаге. Ребёнок получает возможность просто повозиться с красками. При рисовании на мокром листе речь не идёт о рисовании чего-то определённого.

Постелите на стол или на пол клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (окуните его в таз с водой) и положите на клеёнку, пригладив мокрой губкой.

Окуните кисточку в любую краску и проведите по бумаге. То же самое сделайте с красками других цветов.

Обратите внимание ребёнка на то, что изображение получилось размытое, как будто в тумане или под дождём. А если наклонить лист, то краску будут стекать по листу и получится новый узор.

Когда краски подсохнут, можно вместе с ребёнком попытаться придумать, на что похож рисунок.

Предложите ребёнку сделать рисунок на мокром листе самостоятельно. Рисовать можно кисточками и пальчиками.

Получившийся рисунок можно использовать как основу для аппликации.

Занятие 17. Спрячем мышек

Цель: Учить рисовать гуашью, с использованием губки; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материал: Разведённая гуашь зелёного цвета; плотная бумага с контурным рисунком; губка; вода; тряпочка, салфетка, клеёнка, игрушка - кошка.

Ход занятия Перед началом занятия нарисуйте на листе бумаги двух-трех мышек. Приготовьте краску - зелёную гуашь разбавьте водой и налейте в блюдечко.

Покажите ребёнку нарисованных мышек.

- Посмотри, кто это к нам прибежал? Правильно это мышки.

- Мышки бегают по травке. Как они пищат?

- Но вдруг прибежала кошка! Она хочет поймать мышек!

- Давай поможем мышкам спрятаться в травке.

Покажите малышу, как набирать краску на губку и наносить её широкими мазками на бумагу поверх изображения. Предложите ребёнку самому спрятать мышек.

Когда все мышки будет спрятаны скажите:

- Вот какие шустрые мышки, они быстро спрятались в травке. Их не видно. Не найдёт кошка мышек, не поймает их. Кошка походила-походила и ушла.

На следующем занятии можно закрашивать других животных. Закрашивать можно не только губкой - можно пальчиком.

Занятие 18. Салют

Цель: Учить детей рисовать красками при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материал: Специальные краски для рисования, разведённая гуашь или акварель; лист бумаги; вода; тряпочка, салфетка. Клеёнка.

Техника: Рисование пальцами.

Ход занятия: На занятии используются 2-4 краски разных цветов, например, синяя, зелёная, жёлтая, красная.

- Помнишь, мы с тобой видели салют? Там было много маленьких разноцветных огоньков.

Их было очень-очень много. Они были похожи на маленькие разноцветные кружочки.

Салют

В небе черном три фонтана,

Ярких, огненных тюльпана.

Как цветы, раскрылись искры,

А растаяли так быстро!

Снова: "Бам!" - светло как днём,

Красный, желтый, белый, синий -

Сотня звезд и сотня линий.

Я салют смотреть готов

Сто минут и сто часов.

Вот бы каждый день салют -

Сто часов и сто минут. (Ана Трофимова)

- Давай мы с тобой нарисуем салют!

Положите на стол лист бумаги и покажите, как можно рисовать пальцами: окунуть кончик пальца в краску, затем прикоснуться им к бумаге, потом снова окунуть в краску и т.д. Когда малышу надоест рисовать краской одного цвета, объясните, что надо вымыть пальчик в банке и вытереть его салфеткой.

- Вот какой красивый салют у тебя получился! Молодец!

Занятие 19. Цветочная поляна

Цель: Продолжать учить детей рисовать красками при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материал: Специальные краски для рисования жёлтого, красного, синего, оранжевого цветов; разведённая гуашь или акварель; лист бумаги светло-зелёного цвета; вода; тряпочка, салфетка. Клеёнка.

Техника: Рисование пальцами.

Ход занятия: До начала занятия подготовьте краски: разведите их до густоты сметаны и налейте в отдельные блюдца или чашечки. Приготовьте баночку с водой, в которой ребёнок сможет ополаскивать пальчики.

- Сегодня мы с тобой отправимся на полянку, любоваться цветочками.

Положите на стол лист картона светло-зелёного цвета.

- Но что такое? На полянке не распустились цветочки. Давай им поможем.

Напомните малышу, как нужно рисовать пальцами: окунуть кончик пальца в краску, затем прикоснуться им к бумаге, потом снова окунуть в краску и т.д. Напомните, что цветы бывают разного цвета.

Дайте ребёнку возможность рисовать самостоятельно.

- Вот какой красивая полянка у тебя получился! Молодец!

При подготовке занятий использовалась книга:

1. Е.А. Янушко Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика синтез, 2006 - 64 стр.

2. Маргрет Реттих Уроки рисования в стихах. Издательство: Попурри, 2006 г. Мягкая обложка, 128 стр.

Если ваш ребенок встал на ножки, схватил пишущий предмет и разрисовал новые обои, не спешите его ругать. Ведь рисование для детей – один из этапов познания окружающего мира. Лучше подумайте, как создать ему такую среду, в которой он мог бы беспрепятственно проявлять себя и не вредить интерьеру.

Светило педагогической мысли В. А. Сухомлинский отмечал, что истоки детских способностей и дарований лежат на кончиках их маленьких пальчиков. Он утверждал, что чем больше развита рука малыша, тем он умнее и сообразительнее. Психологи связывают это с тем, что рисование задействует у детей зрительный анализатор, моторную систему, осязание. Через развитие мелкой моторики у ребенка происходит созревание мозговых структур, отвечающих за речь. Соответственно, он быстрее начинает говорить, пытаясь выразить себя.

Рисование также стимулирует развитие памяти, мышления, восприятия, эмоциональной сферы и творчества. Даже математические способности проявляются в умении сравнивать, анализировать, различать перспективу (ближе — дальше). Конечно, когда рисует малышок 1 года, еще рано говорить о его цветовосприятии, логических и иных способностях. Для него такая деятельность – лишь ознакомление со свойствами предметов.

Карандаши, краски и другие материалы для рисования – это отличное поле для маленьких экспериментаторов. Исследуя их, они познают то, что их окружает. Обычно когда ребенку всего 1 год, он рисует с мамой. Это еще один способ установления доверительных отношений между ними. В тесном творческом союзе они оба получают наслаждение и огромную пользу.



Педиатр, кандидат медицинских наук М. В. Гмошинская считает, что детей нужно обучать рисованию как можно раньше. Свою позицию она подтверждает методикой, по которой успешно занимаются малыши 1 года жизни. Особенность ее методики – следование за желаниями, настроениями и капризами ребенка. Ученикам не показывают, как правильно рисовать, а дают возможность «калякать» и «малевать» в свое удовольствие. Большое внимание в ее занятиях уделяется рисованию пальчиками, смешиванию цветов и оттенков, творческому самовыражению юных художников.

Обучение маленьких детей рисованию нужно начинать еще с колыбели. Рисование матери обязательно запечатлится в сознании грудничка. А когда он подрастет и научится сидеть, в процесс можно будет вовлечь и его. Карандаш, мелок или ручка, оставляющие след на бумаге, вызовут у ребенка дикий восторг. Не стоит ограничиваться чем-то одним: меняйте бумагу (по цвету, форме, фактуре), пишущий материал (фломастеры, краски, карандаши).

Следите за своим ребенком: нередко у детей возникает непреодолимое желание совершать художества на обоях. Это и не плохо, вот только нервы родителей (обычно пап) от этого сдают. Если такое случается, купите ребенку мольберт или просто прикрепите в любое доступное место кусок оставшихся после ремонта ненужных обоев. Тогда рисование приобретет более «цивилизованный» вид и малыша не придется отчитывать за поступки, последствия которых он не понимает.



Рисование в детском возрасте имеет множество форм и ограничено только вашими рамками. Помимо упомянутого «обойного творчества» существуют следующие его виды:

  1. Рисование пальчиками. Картины детей, нарисованные таким способом, завораживают своей яркой цветовой насыщенностью. Ребенок может попробовать такой красивый и приятный материал на вкус, но, сделав это 1 раз, вряд ли он захочет повторить опыт (особенно если использовались специальные краски для пальчикового творчества). Не ограничивайте малыша: ему полезно задействовать в процессе обе руки. Как разновидности рисования, выросшие из художеств пальчиками, выделяют рисование ладошками или стопами ножек.
  2. Пластилиновые художества на картоне. Пластилин – еще 1 излюбленный материал у детей. Помимо лепки его можно использовать для рисования, например, водить брусочком по бумаге, извлекая всевозможные линии, или растирать кусочек мягкого, податливого вещества по картону, изображая какую-нибудь картину. Будьте внимательны: для детей существует большое искушение отправить пластилин в рот!
  3. Нестандартные способы рисования. В этой «категории» можно отметить художества на манке (или любой другой крупе), распределенной по подносу, и акварельное творчество на соли (песке). 1-й вид рисования недолговечен, но очень хорошо развивает детскую сенсорику. 2-й вид делается так: на лист картона выливается клей ПВА (или густо намазывается), сверху присыпается солью (песком). Излишки материала удаляются, а на поверхность наносится очень жидкая акварель в виде клякс или разводов.



У родителей возникает множество вопросов перед тем, как начать занятия со своими детьми. На некоторые вы уже получили ответы в статье. Оставшиеся вопросы такие:

  • Как не испачкаться самим и не вымазать все , что вокруг ?
  • Сколько по времени занимают сеансы рисования ?
  • Как уследить за ребенком , чтобы он не тянул краски в рот ?

Для занятий нужно выделить «спецодежду» и место. В качестве одежды можно сшить фартучек или использовать ту, которая уже не поддается стирке. Местом может быть ванная комната (поближе к воде) или рабочий столик. Вспомните, как ваш малыш начинал самостоятельно орудовать ложкой: каша была повсюду. Пережили это, переживете и кляксы на полу, и отпечатки ладошек на мебели. Важно объяснять ребенку, где можно «писать», а где – нет.

Занятия для детей раннего возраста обычно проводятся несколько раз в неделю. Достаточно будет 2 раз. А вот временные рамки ограничить сложно. Все зависит от заинтересованности карапуза. Один сеанс может длиться от нескольких минут до часа. Необходимо помнить о том, что малыш должен быть сыт и доволен перед рисованием.

У маленького ребенка существует необходимость исследовать все, что попадает ему в руки. И делает он это не иначе как через рот. Поэтому в том, что он потянет испачканную в красках руку в ротик, нет ничего плохого: современными красками он вряд ли отравится. Некоторые родители подмешивают в них горчицу для создания вкусовых эффектов, напрочь отбивающих желание попробовать их вновь. Но есть более щадящий путь: использование красок, которые можно кушать. Такими свойствами обладают натуральные пищевые красители: свекольный и морковный сок, голубика, шпинат и другие.

Не спешите избавиться от первых детских художеств. Эти маленькие шедевральные каляки могут стать отличным подарком для любимых бабушек и дедушек. Их можно оформить рамкой и повесить в детской комнате или сохранить в папочке воспоминаний с указанием даты. Удачного вам совместного экспериментирования!

)