Галерея дом нащокина выставка сейчас. Самой большой прихотью Нащокина стал его стеклянный кукольный домик - макет двухэтажного особняка

Неподалеку от известного телецентра. В былые времена здесь проводилось множество торжественных мероприятий и праздников.

Сегодня Останкино - усадьба, которую можно увидеть во многих сериалах и фильмах.

История

Останкино впервые упоминается в документах, датируемых 1558 годом. В те времена на месте нынешнего поместья находилось село, принадлежащее Алексею Сатину. Называлось оно Останкино. Несколько позже владельцем этого поселения стал хранитель государственной печати дьяк Василий Щелканов. В Останкино по его приказу был возведен боярский дом, построена церковь, посажена роща и выкопан пруд. Однако в период Смутных времен большинство построек сравняли с землей.

Восстановление зданий началось в 17 в. В это время землями Останкино стал владеть князь Черкасский. По его приказу на месте ветхой деревянной церкви возвели каменную, высадили кедровую рощу и устроили в усадьбе охотничьи угодья. Князьям Черкасским данные земли принадлежали почти целое столетие до того времени, пока Варвара Алексеевна Черкасская (единственная дочь хозяина усадьбы) не стала женой графа Петра Борисовича Шереметьева. Останкино явилось

При Шереметьеве в поместье появились аллеи и сад, начали строиться увеселительные павильоны. В оранжереях по приказу нового хозяина стали высаживать декоративные и сельскохозяйственные культуры.

Период расцвета

Новый этап формирования истории Останкино начался при графе Николае Петровиче Шереметьеве. Он был истинным ценителем и знатоком искусств, одним из образованнейших людей того периода и страстным театралом. Останкино - усадьба, где Шереметьев смог осуществить свою мечту. Граф создал в поместье театрально-дворцовый комплекс. Строительные работы велись на протяжении шести лет с 1792 г. После этого и приобрела свой окончательный облик усадьба Останкино.

Возводили по проектам, выполненным выдающимися зодчими 18 в. Среди них - В. Бренн, Ф. Кампорези и И. Старов. Принимал участие в строительстве и крепостной архитектор И. Аргунов.

При возведении здания было использовано дерево. После этого дворец оштукатурили под камень. Окончательно сложившийся архитектурный ансамбль усадьбы стал включать театр, небольшой парадный двор. Украшением территории являлся пруд, а также пейзажный и регулярный сады.

Здание для постановки спектаклей

Образцами при проектировании дворца, построенного графом Шереметьевым, стали лучшие европейские театры тех лет. Зрительный зал, выполненный в форме подковы, был оформлен в розовых и голубых тонах. Планировка этого помещения обеспечивала прекрасную слышимость и видимость со всех его уголков. Рассчитан зал на двести пятьдесят зрителей. Сцена, на которой играли актеры, являлась одной из самых больших в России. Ее глубина составляла двадцать два метра, а ширина - семнадцать. Обслуживали сцену нижнее, а также двухъярусное верхнее машинные отделения. Последнее из них частично сохранилось и до настоящего времени.

Для того чтобы попасть в театральный зал, необходимо было пройти через правые или левые сенцы. Через левые зрители попадали в фойе партера, которое находилось в западном крыле здания. Здесь же располагался Итальянский павильон. Его оформление в зеленовато-голубых тонах напоминало парковую зону. Через правые сенцы посетители попадали в верхнее фойе, залы которого располагались непосредственно друг за другом. В самом конце находилась картинная галерея. Интересно устроен Останкинский театр. Его можно было быстро преобразовывать в бальный зал.

Театр в усадьбе графа Шереметьева торжественно открылся 22.07.1795 г. Сценические размеры позволяли производить постановку опер, написанных русскими и западноевропейскими композиторами, в которых осуществлялась быстрая смена декораций и было много массовых эпизодов.

На открытии театра показали лирическую драму «Взятие Измаила». При этом основная масса приглашенных гостей являлась непосредственными участниками этого события.

Архитектурный комплекс

Останкино - усадьба, строительство которой было разбито на несколько этапов. После возведения основного деревянного здания театра к нему присоединили еще несколько сооружений. Осуществилось строительство фойе бельэтажа, симметрично расположились Египетский и Итальянский павильоны, а также галереи. Все эти сооружения в плане представляли собой П-образный комплекс. При этом генеральная ось подмосковной усадьбы Шереметьевых была ориентирована на Кремль. Интересное решение приняли при оформлении парадного двора и флигелей. Вместе они напоминали сценическое пространство.

Усадьба Шереметьевых в Останкино отличается классической простотой. При этом последняя сочетается с обилием позолоты и зеркал, использованных при оформлении внутреннего интерьера помещений. Украшали комнаты дворца ценные произведения искусства.

Планировка

Усадьбу Шереметьев строил для своей возлюбленной - крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, с которой был тайно обвенчан. Неподалеку от поместья появился Увеселительный сад. При его планировке были совмещены разнообразные типы элементов парковой зоны. В совокупности они составили интересную композицию. Вокруг сада был возведен вал. За ним, с восточной стороны, расположили избы для прислуги, а с западной - оранжерейное хозяйство и конный двор.

Территория к северу была превращена в Прибавочный сад. В нем проложили тропинки для прогулок, высадили деревья и выкопали пруд. Возле протекающей неподалеку речки Каменки также облагородили местность. Здесь вырыли целый каскад прудов. В те времена Останкино - усадьба, в которой собиралось светское общество столицы. Здесь проводились различные мероприятия и праздники, а также показывались представления.

Новая жизнь усадьбы

В 19 в. Шереметьевы переехали в Петербург. Свою усадьбу они с этого времени стали навещать лишь изредка. Однако несмотря на отсутствие хозяев, в праздничные дни здесь все-таки продолжали устраивать гулянья, во время которых в Увеселительном саду собирались представители светских кругов столицы. Простой люд на берегу пруда устраивал пикники. Несколько позже управляющие подмосковного поместья рода Шереметьевых начали сдавать под дачи усадебные постройки. Дворец при этом можно было осмотреть по специальному разрешению, а затем его вовсе превратили в частный музей.

Судьба поместья после Октябрьской революции

Усадьба Останкино (фото смотрите ниже) после прихода советской власти была национализирована.

В 1918 г. она была превращена в государственный музей. С 1938 г. усадьбу Шереметьевых переименовали в Дворец-музей творчества крепостных. Новое название поместье получило в 1992 г. Оно стало Останкино.

Останкино сегодня

В настоящее время музей-усадьба Останкино входит в перечень особо охраняемых объектов России. Вся территория бывшего поместья графа Шереметьева может быть разделена на три части. Это Увеселительный сад, дворец и парк.

В музее-усадьбе Останкино посетители могут ознакомиться с богатой коллекцией икон древней Руси, а также деревянных скульптур, изготовленных с конца пятнадцатого до начала двадцатого века. Интересна экспозиция графики и живописи, а также собрание мебели, относящейся к 14-19 вв.

Коллекционирование являлось излюбленным занятием большинства знатных людей. Увлекались этим и Шереметьевы. Их коллекции представлены в первом зале музея. После осмотра собранных здесь уникальных предметов посетителям предлагается пройти в галерею. На стенах этого помещения висят различные чертежи, проекты и обмерные рисунки 18 в. Все они связаны с проектными и строительными работами, проводимыми при возведении дворца в усадьбе Останкино. Далее посетители переходят в Итальянский павильон, который является самым пышно оформленным в усадьбе. В нем находится коридор, ведущий к кабинету графа Шереметьева. Однако гостям в него вход воспрещен. Итальянский павильон с Гравюрной галереей соединяет галерея Проходная. Это помещение является неотъемлемой частью нижнего фойе театра. Последний павильон, в который могут попасть посетители, - Египетский. Он располагается в стороне от здания дворца и соединяется с ним только небольшой по ширине Проходной галереей.

Работа музея

Вашей конечной точкой маршрута является усадьба Останкино? Как добраться до нее? От станции понадобится пересесть на трамвай №№11 или 17 и доехать до конечной остановки. Можно пройтись пешком. От станции метрополитена в сторону телецентра путь займет около пятнадцати минут. Музей открывается для посетителей 15 мая. Окончание экскурсионного сезона - 30 сентября. Усадьба Останкино, часы работы которой - с 11 до 19, не принимает посетителей во время дождя или при высокой влажности воздуха. Выходные дни - понедельник и вторник.

Как добраться до музея-усадьбы Останкино в Москве.
От станции метро «ВДНХ» на любом трамвае до конечной остановки «Останкино».
От станции метро «ВДНХ» или «Алексеевская» на троллейбусе №9, 37 или автобусе № 85 до остановки «Улица Королева».
Музей-усадьба Останкино в Москве при повышенной влажности воздуха (более 80%) не работает! Уточняйте о работе музея-усадьбы в день посещения по телефону.
Останкино – одна из усадеб в Москве семьи Шереметьевых, которые были одни из самых богатых людей России.
Усадьба Останкино в Москве это редчайшая жемчужина русских мастеров 18 века.

Сейчас Останкино это действующий музей-усадьба, где бережно хранится 11 коллекций с редкими экспонатами. Здесь собраны уникальные коллекции фарфора, изделий из стекла, созданные в 17-20 веках, коллекция скульптур, фамильное собрание картин и икон, принадлежащих семье Шереметьевых.


В музее-усадьбе Останкино в Москве сохранилось много подлинных интерьеров, мебели, хрустальных люстр.


Здесь можно увидеть частично сохранившиеся фрагменты бумажных французских обоев, которыми на момент открытия дворца в 1795 году были оклеены все залы.


Также в музее-усадьбе Останкино хранятся фотоотпечатки семейного архива графов Шереметьевых. Здесь регулярно проводятся выставки прославленных художников- акварелистов 19 века.


Часть усадьбы Останкино открыта для бесплатного посещения гостями и жителями Москвы. Любой желающий может прогуляться по аллеям парка и посидеть на берегу пруда. Другая часть усадьбы превращена в музей.


В музее-усадьбе Останкино можно увидеть следующие достопримечательности:
Дворец Шереметьевых, который был построен в конце 18 века.


Парадный двор.




Пейзажный и увеселительный парки.


Московский дворец Шереметьевых в Останкино уникален! Это почти единственное театральное здание 18 века в Москве, где сохранилась сцена, зрительный зал, гримерные комнаты.




Появлением театра в Останкино усадьба обязана графу Николаю Петровичу. Он был страстно увлечен театром и имел отличную труппу из крепостных актеров. Поэтому оставаясь в Москве в летней резиденции Останкино, граф наслаждался театральными представлениями.
Сейчас помещения театра открыты для посещения всеми желающими.

История музея- усадьбы Останкино в Москве.

Первые упоминания об усадьбе Останкино относятся к 1558 году. В то время Останкино принадлежала дьяку Василию Щелкалову – хранителю государственной печати. В конце 16 века в подмосковной деревне Останкино он построил боярский дом, посадил рощу и заложил деревянную церковь. Во время Смутного времени здание церкви было разрушено. В 1601 году Останкино было пожаловано царем Михаилом Федоровичем князю Черкасскому, который восстановил усадьбу и церковь. Позднее в середине 17 века вместо деревянной церкви установили каменную, которая получила название Живоначальной Троицы в Останкино. К началу 18 века усадьба Останкино считается одной из красивейших усадеб Москвы. Графам Шереметьевым усадьба Останкино стала принадлежать после женитьбы Петра Борисовича на княгине Варваре Алексеевне Черкасской в 1743 года. Усадьба вошла в состав приданого невесты.
Граф вместе с молодой женой живет в усадьбе Кусково. Останкино он использует для хозяйственных целей, разбивает парк, перестраивает дом, строит теплицы и оранжереи. После смерти графа усадьбу Останкино наследует его сын Николай Петрович. При нем усадьба Останкино становится его летней резиденцией. Граф обустраивает помещение театра с уникальной для Москвы того времени театральной машинерией.
С 1918 года усадьба Останкино стала государственным музеем Москвы, где можно увидеть подлинные интерьеры 18 века.


В настоящее время в музее-усадьбе Останкино проходят музыкальные фестивали «Шереметьевские сезоны», которые стали популярными у жителей Москвы и Московской области.

Где находится музей-усадьба Останкино в Москве:

Как добраться до музея-усадьбы Останкино в Москве. От станции метро «ВДНХ» на любом трамвае до конечной остановки «Останкино». От станции метро «ВДНХ» или «Алексеевская» на троллейбусе №9, 37 или автобусе № 85 до остановки «Улица Королева». Музей-усадьба Останкино в Москве при повышенной влажности воздуха (более 80%) не работает! Уточняйте о работе музея-усадьбы в день посещения по телефону. Останкино - одна из усадеб в Москве семьи Шереметьевых, которые были одни из самых богатых людей России. Усадьба Останкино в Москве это редчайшая жемчужина русских мастеров 18 века. Сейчас Останкино это действующий музей-усадьба, где бережно хранится 11 коллекций с редкими экспонатами. Здесь собраны уникальные коллекции фарфора, изделий из стекла, созданные в 17-20 веках, коллекция скульптур, фамильное собрание картин и икон, принадлежащих семье Шереметьевых. В музее-усадьбе Останкино в Москве сохранилось много подлинных интерьеров, мебели, хрустальных люстр. Здесь можно увидеть частично сохранившиеся фрагменты бумажных французских обоев, которыми на момент открытия дворца в 1795 году были оклеены все залы. Также в музее-усадьбе Останкино хранятся фотоотпечатки семейного архива графов Шереметьевых. Здесь регулярно проводятся выставки прославленных художников- акварелистов 19 века. Часть усадьбы Останкино открыта для бесплатного посещения гостями и жителями Москвы. Любой желающий может прогуляться по аллеям парка и посидеть на берегу пруда. Другая часть усадьбы превращена в музей. В музее-усадьбе Останкино можно увидеть следующие достопримечательности: Дворец Шереметьевых, который был построен в конце 18 века. Парадный двор. Церковь Живоначальной Троицы в Останкино. Пейзажный и увеселительный парки. Московский дворец Шереметьевых в Останкино уникален! Это почти единственное театральное здание 18 века в Москве, где сохранилась сцена, зрительный зал, гримерные комнаты. Появлением театра в Останкино усадьба обязана графу Николаю Петровичу. Он был страстно увлечен театром и имел отличную труппу из крепостных актеров. Поэтому оставаясь в Москве в летней резиденции Останкино, граф наслаждался театральными представлениями. Сейчас помещения театра открыты для посещения всеми желающими. История музея- усадьбы Останкино в Москве. Первые упоминания об усадьбе Останкино относятся к 1558 году. В то время Останкино принадлежала дьяку Василию Щелкалову – хранителю государственной печати. В конце 16 века в подмосковной деревне Останкино он построил боярский дом, посадил рощу и заложил деревянную церковь. Во время Смутного времени здание церкви было разрушено. В 1601 году Останкино было пожаловано царем Михаилом Федоровичем князю Черкасскому, который восстановил усадьбу и церковь. Позднее в середине 17 века вместо деревянной церкви установили каменную, которая получила название Живоначальной Троицы в Останкино. К началу 18 века усадьба Останкино считается одной из красивейших усадеб Москвы. Графам Шереметьевым усадьба Останкино стала принадлежать после женитьбы Петра Борисовича на княгине Варваре Алексеевне Черкасской в 1743 года. Усадьба вошла в состав приданого невесты. Граф вместе с молодой женой живет в усадьбе Кусково. Останкино он использует для хозяйственных целей, разбивает парк, перестраивает дом, строит теплицы и оранжереи. После смерти графа усадьбу Останкино наследует его сын Николай Петрович. При нем усадьба Останкино становится его летней резиденцией. Граф обустраивает помещение театра с уникальной для Москвы того времени театральной машинерией. С 1918 года усадьба Останкино стала государственным музеем Москвы, где можно увидеть подлинные интерьеры 18 века. В настоящее время в музее-усадьбе Останкино проходят музыкальные фестивали «Шереметьевские сезоны», которые стали популярными у жителей Москвы и…

Адрес: Россия, Москва, 1-я Останкинская улица, 5
Дата постройки: 1798 год
Основные достопримечательности: храм Живоначальной Троицы, Парадный двор, Дворец, Парк
Координаты: 55°49"29.8"N 37°36"53.1"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Формирование архитектурного комплекса «Останкино» происходило на протяжении 4-х веков. Первые упоминания о нем как о селе Осташкино встречаются в исторических летописях XVI столетия (1558 г.). Владельцем этой местности в северной части Москвы тогда был Щелкалов Василий, который построил на территории своей усадьбы деревянную Троицкую церковь. С наступлением Смутного времени село было разорено, а церковь – сожжена.

Усадьба Останкино c высоты птичьего полёта

Впоследствии имение перешло во владение к Черкасскому Ивану Борисовичу, по указанию которого здание святыни было возведено заново. Работы по ее строительству велись на протяжении 2-х лет – с 1625 по 1627 годы. Но и этот храм со временем сгорел, а его место заняла 5-главая красная кирпичная церковь, отделанная белым резным камнем и декорированная полихромными изразцами. Тут она стоит и поныне. Внутри храма расположен резной 9-ярусный иконостас, 2 яруса которого сохранились со времен постройки здания, а остальные были пристроены уже в XVIII веке.

Усадьба Останкино с большим барским домом, садом и необычным храмом была настолько хороша, что сама императрица Анна Ивановна в 1730 году пожаловала на ее территорию. В 1732 году сюда 4 раза приезжала другая императрица – Елизавета Петровна. Здесь же проходила и церемония бракосочетания Варвары Черкасской (дочери хозяина) с графом Шереметевым Петром Борисовичем. Со смертью хозяина Черкасского усадьба перешла во владение к Шереметевым и пробыла их собственностью с 1743 по 1917 гг.

Вид на усадьбу с противоположной стороны Останкинского пруда

В 1767 году по решению Шереметева П.Б. здание церкви было дополнено колокольней, однако самые серьезные изменения, связанные с обустройством усадебного участка, произошли при Николае Петровиче – другом члене семьи Шереметевых. Он затеял строительство дворца и разбитие парка. Со смертью Николая Петровича усадьба обрела нового хозяина – в 1809 г. им стал его 6-летний сын Дмитрий, поэтому на протяжении последующих нескольких лет дворец был далек от светской жизни.

Начало 30-х годов XIX века знаменуется для усадьбы наступлением нового периода – ее парк превращается в излюбленное место гуляний москвичей независимо от их сословий. А со 2-й половины этого же столетия дворец вновь оживает и оказывается в центре внимания. С конца XIX века имение превратилось для хозяев в хороший источник дохода – они построили здесь летние дачи и сдавали их в аренду для отдыха.

В 1917 г. хозяин усадьбы Шереметев Александр Дмитриевич покинул Россию , и весь Останкинский комплекс стал собственностью государства – заботу о нем на себя взяла Комиссия по охране искусства и старины Моссовета.

Дворец усадьбы Останкино

Описание дворца Останкинского комплекса

Над разработкой проекта дворца трудились лучшие зодчие того времени: Старов, Кампорези и Бренна. Строительные работы велись на протяжении 6 лет (1792 – 1798 гг.) Мироновым и Аргуновым – крепостными архитекторами Шереметева. Результатом их труда стал деревянный дворец с оштукатуренными стенами, которые на первый взгляд кажутся каменными. Фасад, выкрашенный в бледно-розовый цвет, имел необычное название «цвет нимфы во время зари». За счет нежности цвета и белизны колонн вся конструкция передавала необычайное ощущение чистоты. В целом дворцовое здание стало воплощением стиля Классицизм. Украшением его главного фасада служит шестиколонный портик коринфского ордера, стоящий на выступе нижнего этажа. А украшением фасада, обращенного к парковой зоне, является 10-колонная лоджия ионического ордера. На наружных стенах дворца находятся барельефы – работы знаменитых скульпторов Замараева и Гордеева. Главной частью дворца считается театральный зал, который через закрытые галереи соединяется с павильонами – Египетским и Итальянским.

Храм Живоначальной Троицы

Внутреннее убранство усадебного дворца поражает простотой и нарядностью. Большая часть декора изготовлена из дерева, но оно имитирует разнообразные дорогостоящие материалы. При отделке залов применялась только золоченая резьба. За все резные работы отвечал резчик Споль. В Итальянском павильоне резной декор необычаен и красив – узорчатый паркет в нем настелен из редчайших пород дерева, а его стены обиты бархатом и атласной тканью. Во всех парадных залах стоит золоченая мебель, изготовленная русскими и европейским мастерами в XVIII – начале XIX столетий. Все виды украшений и светильники в свое время были изготовлены специально для дворца усадьбы Останкино.

Во дворце старинного Останкинского комплекса находится коллекция портретов – это работы известных мастеров XVIII – XIX ст., и уникальные полотна художников, чьи имена остались неизвестными. Когда-то во дворце хранилось 30 подлинных античных статуй, но, к сожалению, большинство древних скульптур было по разным причинам утрачено. И сегодня посетители дворца могут увидеть только пять из них. Среди фарфоровых изделий встречаются предметы, входившие в коллекцию семейства Черкасских. Всё это древние изделия из китайского и японского фарфора. Привлекает взор посетителей и коллекция вееров, собранная коллекционером Вишневским Ф.Е.

Парк усадьбы с видом на беседку "Миловзор" и декоративные скульптуры

Театр усадьбы Останкино – место развлечения москвичей

В XVIII веке посещение театра считалось модным мероприятием. Театральным искусством увлекался и Николай Петрович Шереметев. Желая превратить свой дворец в Пантеон искусств, он открыл собственный театр. Основой для первой постановки послужила опера Козловского «Взятие Измаила или Зельмира и Смелон». Театральная труппа состояла из пары сотен актеров, музыкантов и певцов, а их репертуар составляли оперы, комедии и балет. На сцене Останкинского театра Москвы зрители видели постановки произведений русских и зарубежных композиторов.

В помещении театра граф Шереметев любил устраивать праздники в честь знатных особ, прибывающих в усадьбу. В этих случаях в постановках участвовали самые талантливые актеры. Театральной звездой того времени была крепостная актриса и певица Прасковья Жемчугова. Проводился праздник и в честь приезда Александра I, но он был уже последним. В начале XIX века владельцы усадьбы распустили театр и покинули дворец. На сегодняшний день театральный зал сохранил свой «бальный» вид, и в нем все так же звучат камерные оркестры и воплощаются постановки старинных опер. Вместительным назвать его сложно, ведь полюбоваться театральным мастерством актеров здесь могут не более 250 человек, но зато он является лучшим во всей столице в плане акустики. Хорошая акустика здесь достигается за счет формы, в которой выстроен зал – по виду это подкова. Цветовое оформление театрального зала представлено голубыми и розовыми тонами.

Мемориал Добровольцам 13-ой и 6-ой дивизий народного ополчения оборонявших Москву в парке усадьбы

Приусадебный парк Останкино

Одновременно со строительными работами по возведению дворца велись и работы по разбивке сада. Сам Шереметев задумал окружить дворец регулярным парком, разбитым во французском стиле. Позднее он создал и пейзажный парк. Однако первый, регулярный парк, составлял основу Увеселительного сада, в котором имелись партер, кедровая роща, «Собственный садик», насыпная горка. Увеселительный сад соседствовал с дворцовым зданием. Часть кедровой рощи, находящаяся ближе к имению, называлась Прибавочным садом, но позднее ее превратили в Английский парк. Все работы по его созданию были возложены на садовника – настоящего англичанина. В саду удачно прижились липы и дубы, клёны и лещина, калина и жимолость. Парковый участок дополняли 5 искусственных прудов. Вдоль Ботанической улицы по задумке хозяина был размещен Парк скульптур. Помимо цветников, статуй и беседок с колоннами здесь имеются открытая галерея и эстрада.

ДОМ НАЩОКИНА– БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ

Наш рассказ о том, как на небольшой площади в 500 квадратных метров переплелись судьбы люде, зданий и отразилась история всей страны.
О том, как Большой дом, именуемый Домом Нащокина, и Маленький, кукольный дом Нащокина, сохранили нам часть многовековой истории России, как в зеркале, отразили социокультурную Москву Пушкинских времен.

Дом Большой – Москва, Воротниковский переулок, дом 12, стр.1

Дом Маленький (кукольный или стеклянный домик Нащокина) - Санкт-Петербург, Набережная Мойки, 12, экспозиция Всероссийского музея А. С. Пушкина

ИСТОРИЯ МЕСТНОСТИ
Название Воротниковского переулка пришло из XVI века. В то время улицы Москвы на ночь перегораживались деревянными загородками-решетками, чтобы препятствовать в темное время свободному передвижению воров и грабителей. Сторожа у этих решеток-ворот назывались воротниками.
В XVII веке они жили в своей слободе – Воротниковской. Это было замкнутое сообщество. С новичков снималась особая «поручная запись» - клятва о том, что «он будет верно нести свою службу». Первое поселение было у стен Кремля, но потом их перевели на Тверскую,– отсюда было близко и до Белого города и до Земляного.
Современную планировку район получил в XVIII веке после большого пожара 1773 года. План застройки был составлен с предписанием: «… площади, улицы и переулки кривые сделать прямее».
Длина Воротниковского переулка всего 320 метров, но они поистине удивительны. В нем практически нет домов-«новоделов», каждое здание имеет свою неповторимую историю и своих знаменитых обитателей.
В конце XVIII в на пересечении Воротниковского переулка с Дегтярным находился административный центр управления "съезжий двор" 9-й части (район Москвы). На этом месте в 1870-х гг. по проекту архитектора М. И. Никифорова был выстроен одноэтажный особняк (№ 1/9).
Доходный дом по адресу Воротниковский переулок № 2 построен в 1916 году архитектором Д. М. Челищевым.
Далее по переулку (дом №4 , построенный в 1912-1916 г. архитектором А. Д. Чичаговым) жили видные деятели советского здравоохранения В. А. Обух и П. И. Куркин.
По адресу Воротниковский переулок дом 7 стоят жилые дома кооператива «Труженик искусства» - четыре дома, выстроенные в 1927–32 гг. архитектором В.С. Кузнецовым, где жили и работали артисты Малого театра: Рыжовы, Головины, Рафаиловы, Е.Н. Гоголева, В.Я. Хенкин, В.М. Барсова.
Особняк по адресу Воротниковский переулок № 10, построенный в 1859 году, связан с жизнью известного русского терапевта, профессора Московского университета А.А. Остроумова.
Но даже из столь знаменитых строений дом № 12 выделяется своей историей.

ИСТОРИЯ ДОМА
Постройку датируют 1817-1820 годами, следовательно, в Воротниковском переулке это самый старинный дом.
В 1838 г. вместо мезонина (надстройка над средней частью жилого дома) строится деревянный этаж по всей длине дома. Замена деревянного на каменный этаж происходила предположительно в 1875-1876 годах, сохранился проект этой перестройки известного русского архитектора немецкого происхождения Геппенера Максима Карловича.
Получился дом таким, каким мы его видим сегодня: небольшое строение в стиле «ампир» с сухим декором, два этажа, девять окон на первом этаже, десять на втором, со стороны двора два выступа по краям здания.
Дом № 12 был одним из так называемых доходных домов, т.е. сдаваемых в наем для проживания. Таким он оставался долгие годы своего существования, переходя от одного владельца к другому.
Известно, что в этом доме в 1820-х гг. жил известный русский композитор, выходец из крепостных, автор многих популярных романсов (например, «Милый мой, сердечный друг») Даниил Никитич Кашин. Он родился приблизительно в 1770 году. Был крепостным генерала Г. И. Бибикова, который дал ему возможность учиться у Дж. Сарти и отпустил на волю в 1799 г. С 1801 г. он сочинитель музыки в Московском университете. Последние годы жил на Плющихе в приходе Благовещенской церкви, где и скончался 25 ноября 1841 .
В те времена в Воротниковском переулке были обширные владения губернской секретарши Аграфены Ивановой, в том числе и дома № 10 и №12. Первого августа 1835 г. П.В. Нащокин за 2 тысячи рублей ассигнациями нанял "отдельный деревянный корпус", который, скорее всего, находился с правой стороны от современного каменного строения.
В то время на территории двора (№ 10) на месте зеленого газона находилось одно деревянное жилое строение рядом с садом, где были две беседки. Это подтверждается содержанием контракта А.И. Ивановой и П.В. Нащокина, в котором было сказано: "...в имеющем при оном доме сад в летнее время иметь мне вход, деревьев не портить, а в двух беседках двери с замками и рамы со стеклами иметь под своим надзором".
С момента заключения этого контракта и началась поистине «звездная» жизнь этого дома. Именно в те семь лет, которые снимал этот дом П.В.Нащокин, его посещал весь высший свет Москвы, все высококультурное общество того времени. Ну и конечно он дорог нам, как память о последнем визите великого поэта А.С.Пушкина в Москву в мае 1836 года.
Этот дом существовал как до П.В.Нащокина (мы упоминали уже о композиторе Д.Кашине), так его история продолжилась и после.
Известно, что в 1847 - 1858 гг. этот дом № 12 по Воротниковскому переулку стал снимать великий актер М.С.Щепкин, и именно здесь у него в 1858 г. остановился Т. Г. Шевченко.
В дальнейшем, согласно справочнику «Вся Москва» в табеле домов 1896 года дом 12 числился за «Рилле Карла Юл.», в 1917 году 10 и 12 дома – «Крыловых Варв.Ив, Екатерины Алдры, Марии, Ник.Серг., Серг. Пет.» .
Из этого же источника установлено, что в 1914 году домами № 10 и 12 владел купец Сувиров Иван Никандрович (Никодимыч?).
Он родился сыном крепостного, а стал одним из самых богатых и именитых купцов того времени, одним из первых российских предпринимателей. Он перевел свою небольшую ткацкую фабрику при деревне Иваньково в 1879 году к селу Братцево (теперь ОАО тонкосуконная фабрика «Победа труда» - Москва, ул. Фабричная,6 - строение сохранилось) и серьезно расширил дело. В 80-х годах XIX века на ней работало около 1000 человек. И.Н.Сувиров был известен своим суровым нравом и жесткими порядками, установленными на фабриках, где в 1885 и 1905 годах произошли крупные забастовки - первые организованные протесты рабочих.
И.Н.Сувирову принадлежали 10 и 12 дома. Дом № 10 позднее перешел к купчихе Сувировой, вышедшей замуж за художника В.К. Бялыницкого-Бирули. Удивительно, но ее имени не сохранилось даже в биографии художника, известно, только, что была она купчихой, владела домом № 10 по Воротниковскому переулку и скончалась в 1921 году. Так необычно переплелись судьбы людей и домов.
После революции в справочниках «Вся Москва» трудно разыскать упоминание о Воротниковском переулке и его обитателях. Информация исчерпывающе отвечает только, как на общественном транспорте проехать к этому историческому месту.
Долгие годы 20 столетия дом использовался также как в XIX веке - здесь жили люди. Их имен и должностей советская история, увы, не сохранила.
С конца 1980-х годов в этом доме разместилась редакция журнала «Киносценарии».
Творческая атмосфера, созданная в этом доме когда-то П.В.Нащокиным, была подхвачена в конце XX века, когда здесь открылась галерея «Дом Нащокина». С первой выставки в мае 1994 года сотрудники галереи способствовали возвращению на Родину шедевров творчества мастеров искусств, покинувших СССР и ставших знаменитыми на Западе. Впервые после эмиграции здесь выставлялись: Михаил Шемякин, Эрнст Неизвестный, Дмитрий Плавинский, Юрий Купер и другие. Впервые в России было представлено творчество мексиканской художницы Фриды Кало. Ее картина дала название последней выставке - «VIVA LA VIDA - ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЖИЗНЬ!». 30 сентября 2014 года галерея «Дом Нащокина» прекратила свою работу.

ДРУЖБА, ПРОВЕРЕННАЯ ВРЕМЕНЕМ
Конечно, этот дом не был бы так знаменит, если бы не великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, который останавливался в этом доме в 1836 году у своего друга Павла Воиновича Нащокина.
Этот дом свидетель и своеобразный памятник дружбы А.С.Пушкина и П.В.Нащокина, рассказы о которой дошли к нам через века.
«Память Пушкина мне дорога не по знаменитости его в литературном мире, а по тесной дружбе, которая нас связывала», -признавался Нащокин М.П.Погодину в конце своей жизни.
«Мой милый Павел Воинович…», «Любезный мой Павел Воинович…», «Бесценный Павел Воинович…». Не каждый адресат пушкинских писем удостаивался подобных эпитетов. При этом их переписка не может не впечатлять: изящный слог Пушкина и неуклюжие послания Нащокина.
Расцвет их дружбы приходится на самые трудные, последние годы жизни поэта. Не раз Нащокин выручал Пушкина в трудных денежных обстоятельствах, именно он помог ему выплатить большой карточный долг, сделанный еще до женитьбы. Венчался Александр Сергеевич с Натальей Николаевной во фраке, подаренном «любезным Павлом Воиновичем», и в нем же был похоронен.
Как правило, во время своих ежегодных визитов в Москву Пушкин останавливался у Нащокина, где ему всегда была выделена комната. Он всегда радовался, что извозчики безошибочно находили дорогу к дому его друга, хотя тот частенько менял квартиры.
Вся Москва знала барина, славившегося своей щедростью и хлебосольством. Он давал деньги в долг, не требуя возврата, а дом был пристанищем званых и незваных гостей. Н.В.Гоголь в очередной раз просил: «Ради бога, не обкармливайте дабы после обеда мы были хоть сколько-нибудь похожи на двуногих».
Похождения Нащокина легли в основу нескольких произведений, в том числе А.С.Пушкина («Домик в Коломне»).
Пушкин не очень-то одобрял беспутный образ жизни своего друга, но всё же перевешивало иное. Веселый, открытый нрав, доброта сердца, верность и преданность в дружбе - вот что нравилось Пушкину в характере Нащокина.
При таком образе жизни П.В.Нащокин был начитан и разбирался в литературе. Даже Пушкин ценил в нем строгого критика своих произведений, прислушивался к его замечаниям. Однажды Нащокин рассказал поэту историю обедневшего белорусского дворянина Островского, которая стала сюжетной основой романа «Дубровский».
До женитьбы Нащокина П.В. тишины и покоя его дом не знал. Пушкин поведал Наталье Николаевне 16 декабря 1831 года: «Здесь мне скучно; Нащокин занят делами, а дом его такая бестолочь и ералаш, что голова кругом идет. С утра до вечера у него разные народы: игроки, отставные гусары, студенты, стряпчие, цыганы, шпионы, особенно заимодавцы. Всем вольный вход; всем до него нужда; всякий кричит, курит трубку, обедает, поет, пляшет; угла нет свободного - что делать?».
Жизнь и быт П.В.Нащокина наладилась только после его женитьбы на Вере Александровне. Их венчание состоялось 2 января 1834 года. Они поселились в Москве, в Воротниковском переулке дом 12, где их последний раз посетил А.С. Пушкин в 1836 году.

ГДЕ « ПОПРОСТУ И ТАК ОХОТНО ЖИЛ ПУШКИН»
Дом, который занимал Нащокин П.В. по Воротниковскому переулку №12, Дом, расположен в самом центре Москвы: рядом стояла церковь Пимена Великого, с одной стороны -Тверская улица, по которой, любило гулять московское общество, с другой - Малая Дмитровка, где находился знаменитый Английский клуб.
А.С.Пушкин оценил богатое убранство дома Нащокина. Приехав в мае 1836 года он уже 4 мая пишет жене: «Я остановился у Нащокина., Il est logИ en petite maНtresse» (Он обставился щегольски- фр.).
Художник Н. И. Подклюшников, тщательно воспроизвел обстановку гостиной Нащокина П.В. в первой половинн 1838 года. Нет никаких сомнений, что это гостиная в доме А.Ивановой, в доме которой Нащокины поселились в 1835 году и прожили, по воспоминаниям жены Нащокина, не менее семи лет.
На картине изображена большая светлая комната, обставленная мебелью александровских времен, черный рояль, огромный ковер ручной работы, бронзовые часы, большие портреты.
Учитывая, что Павел Воинович обладал отличным художественным вкусом, вся «щегольская квартира» была обставлена с необыкновенным изяществом. Это может только подтвердить обстановка Маленького домика Нащокина.
Дом Маленький, кукольный или Стеклянный домик Нащокина сохранил нам быт, обстановку, которая существовала в настоящем доме.
Впервые Пушкины видели Домик вскоре после свадьбы в 1830 году. Тогда же Пушкин написал стихотворение «Новоселье», посвященное Маленькому домику:
Благословляю новоселье,
Куда домашний свой кумир
Ты перенес - а с ним веселье,
Свободный труд и сладкий мир.
Ты счастлив: ты свой домик малый,
Обычай мудрости храня,
От злых забот и лени вялой
Застраховал, как от огня.

Трижды упомянул Пушкин о Домике в письмах к жене из Москвы, последний раз 4 мая 1836 года: «Домик Нащокина доведен до совершенства - недостает только живых человечков. Как бы Маша (дочь А.С. Пушкина. - Г.Н.) им радовалась».
Нащокин П.В. собирался оставить Стеклянный домик в наследство Пушкиной Н.Н. , но в минуты безденежья он был заложен Павлом Воиновичем и уже не выкуплен обратно. Со слов самого П.В.Нащокина домик обошелся ему в огромную сумму на которую в те времена можно было бы купить усадьбу -40 тысяч рублей.
Для своего Маленького домика П.В.Нащокин заказывал предметы интерьера у лучших российских и европейских мастеров. Сейчас в Маленьком доме несколько комнат, которые копируют обстановку дома П.В. Нащокина.
В гостиной размещаются столы, диван, кушетка кресла, банкетки, подножные скамеечки, канделябры, бра, зеркала. Торшер красного дерева, кресла, нарядные зеркала. Стены украшены копиями полотен западноевропейских художников. Сохранилось несколько пар серебряных подсвечников разного размера, восковые свечи. Здесь же редкая вещь - так называемые щипцы-съемы из тульской стали для срезания нагоревшего фитиля и снятия воска.
Фортепьяно Домика - истинно королевский во всех отношениях инструмент. По рассказам современников, на нем играла Вера Александровна Нащокина с помощью вязальных спиц, так как на клавишах не умещались даже ее тонкие пальцы.
Нащокин, Пушкин и герои Александра Сергеевича испытывали силу «погибельной» страсти к карточной игре. В Маленьком домике Нащокина, разумеется, имеются карты и ломберные столы.
Тогда же был широко распространен и любим бильярд. По воспоминаниям современников П.В. Нащокин был большим любителем игры, ежедневно ездил в английский клуб, выписал себе из Парижа дорогой кий. В бильярдной Маленького дома таких несколько, а также маленькие шары и стол, покрытый специальной зеленой тканью.
В спальне особый интерес представляют кровать красного дерева и привычный для спальни того времени умывальный прибор из резной кости, состоящий из кувшина с водой и таза, которые помещаются на столике, покрытом мрамором.
Столовая и буфетная были отнюдь не второстепенные комнаты в домах Пушкинской эпохи. Нам известно, насколько хлебосольным был дом П.В.Нащокина, что ярко отразилось в интерьерах столовой.
Главный предмет обстановки - обеденный стол. По словам Н. И. Куликова, «...раздвижной обеденный стол работал Гамбс». Стол украшает обеденный сервиз белого фарфора с позолотой: суповая миска, блюдо для пирожков, соусник, глубокие и мелкие тарелки, сделанные на фарфоровом заводе А. Г. Попова (на донышках каждого предмета стоит марка мануфактуры). Скатерти, заказаны предположительно в Голландии.
Сохранились пять самоваров: один медный и четыре серебряных. На внутренних стенках видны следы накипи: когда-то в них кипятили воду!
Нащокин заказал для своего Домика серебряный кофейный сервиз.. Все предметы из серебра изготовлены московскими ювелирами. Свидетельство тому - клеймо с гербом Москвы.
Предметов одежды и обуви в Нащокинском домике осталось мало, но они имеют непосредственное отношение к П.В.Нащокину и А.С.Пушкину.
О службе П.В.Нащокина в Кавалергардском полку напоминают миниатюрные ботфорты. Фетровая треуголка наводит на мысль о Пушкине, который к 1834 году получил звание камер-юнкера. В Нащокинском домике также хранятся три трости: палка черешневого дерева, изящная трость черного дерева и с набалдашником из янтаря. Известно, как любил гулять А.С.Пушкин по улицам Москвы, а какая прогулка без трости! А еще сохранилась пара действующих пистолетов, присутствие которых неотвратимо подталкивает нас к мыслям о гибели Поэта.
Каким был кабинет Нащокина и Пушкинская комната, которая, как известно была в доме Нащокина, и всегда была готова принять друга-Пушкина, так же помогает представить Нащокинский домик.
Стол, кушетка - типичные предметы обстановки кабинета. Книги находятся в кабинете, но, когда-то существовала целая библиотека. Есть сведения о миниатюрных книгах Нащокинского домика, напечатанных с помощью специально изготовленного шрифта. К сожалению, уникальные книги и шрифт бесследно исчезли.
На письменном столе стоит чернильный серебряный прибор. В середине колонка с крючком, на котором висит колокольчик для вызова слуги.
Возле зеркала стоят типичные для той эпохи каминные часы золоченой бронзы с фигурой Наполеона. В то время многие находились под обаянием личности легендарного завоевателя.
На специальной подставке черного дерева покоятся крохотные трубки, ведь задушевные беседы друзей обычно сопровождались курением: «Когда бы нам с тобой увидеться, много бы я тебе наговорил; много скопилось для меня в этот год такого, о чем не худо бы потолковать. У тебя на диване, с трубкой в зубах».
Маленький домик Нащокина – уникальное произведение искусства пушкинских времен, о котором не говорили как о дорогой игрушке, сумасбродстве П.В.Нащокина. Стоит вспомнить слова А.И.Куприна: «Конечно, эта вещь драгоценна как памятник старины и кропотливого искусства, но она несравненно более дорога нам, как почти живое свидетельство той обстановки... в которой попросту и так охотно жил Пушкин.».
Создаваемый, как копия московского дома П.В.Нащокина, Маленький домик находится в сотнях километров от своего собрата, в экспозиции Всероссийского музея А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге на Мойке. Но, только соединяя их воедино, мы составляем общую картину происходящего, перед нами предстает история, запечатленная в здании и вещах.

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ А.С.ПУШКИНА В МОСКВЕ
Визит А.С.Пушкина в дом 12 по Воротниковскому переулку с 3 по 20 мая 1836 года стал последним визитом поэта в Москву. Как же провел Пушкин свои последние восемнадцать московских дней?
Он приехал сюда вскоре после похорон матери, чья смерть была тяжелым горем для поэта. Кроме того, было немало неприятностей и огорчений: в свете заговорили об ухаживаниях Дантеса, одолевали долги, притесняла цензура, назревали дуэли.
Поэт очутился у Нащокина П.В. и сразу душевно оттаял. Эти дни в Москве проходили по-разному. Он пишет шутя: «Жизнь моя пребеспутная. Дома не сижу -- в Архиве не роюсь... Вчера ужинал у князя Федора Гагарина и возвратился в 4 часа утра -- в таком добром расположении, как бы с бала». Через несколько дней: «Жизнь моя в Москве степенная и порядочная. Сижу дома -- вижу только мужеск пол».
Много ездил и ходил Пушкин по Москве в свой последний приезд, но все же проводил долгие часы с Павлом Воиновичем и его женой.
В этот приезд Нащокин П.В. оказал А.С.Пушкину последнюю услугу. В доме Нащокина и при его участии была улажена затянувшаяся дуэльная история с графом В. А. Сологубом.
По воспоминаниям В.А.Сологуба, его беседа с А.С.Пушкиным началась с разговора об издании журнала "Современник", а затем явился «заспанный, с взъерошенными волосами Павел Воинович» и очередная дуэльная история была улажена легко.
Последний вечер в Москве А.С.Пушкин провел за ужином с П.В.Нащиконым и его женой. По их воспоминаниям, он очень расстроился, пролив масло на стол, то считалось дурной приметой.
Нащокин только посмеялся над суеверностью друга, никто из них не знал, что это их последний вечер, для обоих этот приезд Пушкина был лишь очередной встречей, много раз виделись и еще много раз увидятся, ведь им нет и сорока…
А.С. Пушкин трагически погиб спустя восемь месяцев, в январе 1837 года. Именно в этот дом по свидетельству Н.И.Куликова, они сразу бросились к П.В.Нащокину, когда получили известие о смерти поэта.
В середине 1840-е годов П.В. Нащокин в очередной раз разорился и был вынужден покинуть Воротниковский переулок.
В 1854 году П.В.Нащокин скончался коленопреклоненным во время молитвы.

ДРУГИЕ ГОСТИ ДОМА НАЩОКИНА
Частым гостем в доме Нащокина был и композитор и музыкант, граф Михаил Юрьевич Виельгорский. Его особой страстью была музыка, он был, по отзыву Шумана - «гениальным дилетантом». В 1838 г он принимал активное участие в организации лотереи, средства от которой пошли на выкуп из крепостной зависимости великого украинского поэта Т.Г.Шевчено.
В этом доме в гостях часто бывал художник, живописец К.П.Брюллов, чье творчество любил и описывал А.С.Пушкину П.В.Нащокин..
В 1839 году шведский художник Карл Петер Мазер пишет для Павла Воиновича портрет А.С.Пушкина. В своих рукописных воспоминаниях художник упоминает о том, что он гостил в доме Нащокина «в течение двух лет и был связан с ним тесными дружескими отношениями».
П.В.Нащокин познакомился с Н.В. Гоголем у Аксаковых в июне 1836 года. Жена П.В.Нащокина отмечает, что «…Гоголь скоро стал своим человеком в нашем доме». По свидетельству М.С.Щепкина, именно с Нащокина списан характер помещика Хлобуева во втором томе «Мертвых душ».
Завсегдатаем дома был известный русский актер М.С Щепкин. В декабре 1836 года Нащокин П.В. пишет о нем Пушкину А.С., а Щепкин вспоминая о Пушкине, написал: «Пушкин, который меня любил, приезжая в Москву, почти всегда останавливался у Нащокина, и я, как человек и Нащокину знакомый, редкий день не бывал у них». В последствии М.С.Щепкин станет сам снимать дом 12 по Воротниковскому переулку. Описанные встречи в пушкинские времена- это только малая часть всего происходившего в стенах дома № 12 по Воротниковскому переулку. Однако даже этого достаточно, чтобы считать, что этот дом не даром признан объектом культурного наследия.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Дом по Воротниковскому переулку № 12 имеет огромную историческую и культурную ценность.
Этот небольшой и в данный момент малопривлекательный домик в центре Москвы явился местом встреч множеством знаменитых и талантливых людей XIX века. Им владели знаменитые люди своего времени. Даже перестроен он был известным архитектором, что дополняет его ценность еще и историей архитектуры.
Дом Большой (дом 12 по Воротниковскому переулку) сохранил нам внешний вид Москвы времен А.С.Пушкина, а Дом Маленький (кукольный домик Нащокина) сохранил внутреннее наполнение, обстановку, в которой жили и работали эти гениальные люди.
Сохранность дома по Воротниковскому переулку дом 12 (стр.1) актуальны в данный момент, как никогда. Все планы по его реконструкции и дальнейшему использованию должны быть соотнесены с творческими начинания Нащокина П.В. , и должны быть продолжены культурными наследниками в XXI веке.
Возможно, когда-нибудь произойдет воссоединение Дома Большого и Дома Маленького, и кукольный домик Нащокина вернется из Северной столицы в Москву, которой он принадлежит по праву своего рождения.

Источники

Раевский Н.А. Друг Пушкина Павел Воинович Нащокин. Избранное. - Мн.: Выш. школа, 1978. 2.Зубов Д. Друг поэта.//Интернет версия журнала «Человек без границ». 3. Мусиенко Н. Нащокин - здесь одна моя отрада.// Газета «Правда» 3-6.06.2011. 4. Бартенев П.И. Рассказы о Пушкине записанные со слов его друзей П.И.Бартеневым в 1851-1860 годах. – Изд. М.С.Сабашниковых, 1925г. 5. Сайт «Дом Нащокина» 6. Романюк С.К. Из истории московских переулков - Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2007 г. 7.Справочники «Вся Москва» - размещено Государственная публичная историческая библиотека России 8. Сытин П.В. По старой и новой Москве. – М., Детгиз, 1947 г. 9. Гончаренко О.Г. Москва, которую мы потеряли. -М.: ACT: Астрель, 2008.

Барис Полина Викторовна, ГБОУ Гимназия № 1565 "Свиблово", 9-Б

Москва: мистика времени Коровина Елена Анатольевна

«Холодный дом»: плата за проживание Воротниковский переулок, 12 (ныне – галерея «Дом Нащокина»)

«Холодный дом»: плата за проживание

Воротниковский переулок, 12 (ныне – галерея «Дом Нащокина»)

Но к 1834 году из «теплого дома» на Сивцевом Вражке пришлось съехать. Как, почему – теперь не узнаешь. Зато известно другое – с Ольгой Нащокин разошелся, и в новый московский дом в Воротниковском переулке переехал уже без нее, хоть и с сыном Павлушей. Цыганка Ольга вернулась в хор, ну а непутевый Павел Воинович стал все чаще наезжать в Петербург. Ну и так уж вышло, что там 2 января 1834 года он женился на девице Вере Александровне. У той была страшная судьба: она являлась незаконнорожденной дочерью дальнего родственника Павла Воиновича – Александра Нащокина. И прижил тот ее от крепостной крестьянки. И вот то ли уж пожалел Павел девицу, то ли решил, что дочь крепостной не будет иметь к нему никаких претензий и ничем не ограничит его свободу, но только взял он ее в законные супруги. И надо сказать, не прогадал. Вера ни в чем мужу не перечила, и тот жил словно холостой. Даже в Москву он жену не привез, оставив в Петербурге.

Жилище в Воротниковском переулке, 12, близ Триумфальной площади было даже комфортабельнее, чем в Сивцевом Вражке. Переулок был страннейший по Москве. Еще когда только построили Кремль, в том переулке поселились его ключари – те, кто закрывал на ночь ворота Кремля, а потом и возникшего Белого города. Словом, место жизни почтеннейших и богатых. Недаром обитатели этих мест косо смотрели на беспутного шалопая. Тот и прозвал свой дом «холодным».

Но привычек своих Павел и тут не сменил. Друзья съезжались в его хлебосольный дом чуть не со всей России. Приезжал и Пушкин из Петербурга. В мае 1836 года Пушкин был в гостях у Нащокина, опять восхищался домиком-игрушечкой – и кто бы знал, что в последний раз – до трагической дуэли было уже рукой подать…

Дом Нащокина

После смерти друга Павел возненавидел свою игрушку. Слишком отчетливо та напоминала о счастливых временах, когда они с Пушкиным обустраивали домик и мечтали подарить его Наталье Николаевне! Бедняга Павел и не осознал, как схватил кочергу, решив разнести дом в щепки. Но увидел вдруг фигурку поэта, спокойно сидящего в игрушечной библиотеке, – и рука не поднялась. Больше того, подумалось: а ведь друг Сашка жив, пока живет в этом волшебном доме!..

В особый тайник домика Нащокин положил необычный траурный талисман. Дело в том, что, когда поэт умер, Нащокин вместе с двумя другими ближайшими друзьями Пушкина, по обычаю того времени, разделили между собой в знак вечной памяти три последние купюры, которые лежали в бумажнике поэта. Это были три 25-рублевки, и друзья написали на них год, день, число и час смерти Пушкина. Впоследствии Павлу давали большие деньги за эту «смертную 25-рублевку», но он, хоть и часто находясь на мели, ее не продал.

После смерти Пушкина Нащокину стало тяжело даже являться в Петербург, и он окончательно перебрался в Москву. Здесь его привлекло доселе невиданное мистическое действие: столоверчение с вызыванием духов. И Павел начал вызывать дух незабвенного друга Пушкина. Однако друг почему-то не приходил. Павел удвоил усилия. Начал проводить сеансы в своем доме в той самой зале, где располагался кукольный дом. Однажды произошло неожиданное. Когда Павел начал вызывать дух Пушкина, фарфоровая скульптурка поэта, спокойно сидевшая в домике, вдруг повалилась на пол. Испуганный Павел счел это нехорошим знаком и прекратил сеансы столоверчения. Он сжег все бумаги и даже освятил свою квартиру. Так домик снова проявил свой характер, запретив хозяину заниматься спиритизмом.

Правда, любопытный Нащокин тут же взялся за алхимию – стал ездить к какому-то доктору-чернокнижнику в Сокольники. Алхимик уверял его, что может «делать рубины при лунном свете». И даже как-то продемонстрировал Нащокину свое умение: зажал кулак его левой руки, потом разжал, и на ладони Нащокина появился большой алый камень. «Нужно только еще 10 тысяч, чтобы купить необходимые магические травы!» – прошептал алхимик.

Пораженный Павел пообещал привезти деньги, а магический рубин забрал домой. Положил на обеденный стол в кукольном домике, зажег все серебряные люстры и малахитовые канделябры, чтобы полюбоваться на рубиновый свет. Да только при свете нащокинского домика рубин почему-то начал выцветать. Павел насторожился и решил подождать несколько дней – денег не возить, а рубин рассмотреть получше. Впрочем, через пару дней не утерпел – поехал в Сокольники. Но оказалось, что за это время полиция уже арестовала «алхимика» за многочисленные мошенничества. Видно, мнимый чернокнижник выцыганивал деньги не у одного Нащокина. Впрочем, Павлу еще повезло. Или его опять спас домик?..

Однако дела Нащокина, привыкшего жить на широкую ногу, подрасстроились. Правда, и тут случались маленькие чудеса. В одну из комнат своего домика Нащокин еще давно поместил фигурку старинного приятеля Александра Степановича Кокошина, с которым весело кутил в юности. Но оказалось, что к зрелому возрасту Кокошин остепенился, скопил капитал и начал заниматься благими делами – давал нищим офицерам по 5 рублей, а штабс-офицерам – по 10. Однажды, когда пришла крайняя нужда, Нащокин и вспомнил о приятеле: «Что ж он у меня в домике даром живет? Пусть оплачивает проживание!» И что бы вы думали? Богач действительно стал регулярно давать Нащокину деньги. Шутил: «На проживание!» А ведь это было правдой. Домик заботился о своем хозяине из последних сил.

Но однажды Павел Воинович поступил крайне опрометчиво: потратил последнюю купюру, вынутую из-под днища домика, а когда снова получил деньги, не возместил траты. То ли средств не хватало, то ли он уже позабыл о наказе цыганки. И случилось страшное – пожаловали кредиторы. Пришлось Нащокину скрепя сердце заложить свой чудо-домик московскому нотариусу Пирогову за 12 тысяч. Конечно, Павел надеялся выкупить свое сокровище, собирал деньги. Уже с 1851 года он даже переехал на бедную квартиру между Новоконюшенным и 1-м Неопалимовским переулками у церкви Неопалимой Купины близ Девичьего поля. Но все старания поправить дела оказались тщетными. В 1854 году Павел Воинович Нащокин умер, так и не сумев вернуть свое чудо – домик-крошечку. Похоронили Нащокина на Ваганьковском кладбище.

Домик же так и остался в руках нотариуса. Но и тому не принес выгоды – долго не хотел продаваться, пока его не купил антиквар Волков, за ним – некий архитектор, который ожидал большой заказ от города. Но заказа не последовало. Словом, чудо-домик не желал помогать новым хозяевам!

На четверть века он вообще затерялся и обнаружился только уже в начале ХХ века в коллекции художников – братьев Галяшкиных. Они отреставрировали старинное чудо и в 1910 году показали на выставке. Но домик сенсации не вызвал, и потому постранствовал еще несколько лет – наверное, искал хозяина. Не найдя никого, он осел в Музее А.С. Пушкина в Петербурге – все-таки Пушкин был ему не чужой. Так самым невероятным образом исполнилось страстное желание семьи Пушкиных иметь это волшебное сокровище. В начале XXI века чудо-игрушку привезли на выставку в реальный дом Павла Воиновича в Москве – ныне галерею «Дом Нащокина». И началось необъяснимое: в реальных стенах что-то вздыхало и постукивало, а помещения домика отзывались теми же тоскливыми звуками. Видно, домик показывал, что все еще скучает по своему настоящему хозяину.

Поразительная история, верно? Обычно люди разделяют судьбу с родными и близкими, иногда просто с незнакомцами. Но это пример того, как судьба человека оказалась самым роковым образом связана с игрушкой. Или она была связана с какими-то силами московских улиц и переулков? Не зря же бабушка моей подруги ходила на улицу Фурманова, то есть в переулок Нащокина. Зачем? Может, покупая игрушечный домик, она хотела прикоснуться к той силе, что более века назад благоприятствовала созданию нащокинского кукольного домика? Мудрая бабушка хотела получить часть той невидимой, но вечной силы, которую разбудила некогда цыганская магия. Недаром же старушка положила под кукольный домик внучки купюру, как это делал некогда Нащокин, наученный цыганкой.

Только по прошествии многих лет я поняла задумку старушки. Ведь после ее повторения старинных магических действий семья Ларочки и впрямь выбилась из бедности – родители моей подруги получили заграничную командировку, в которой сумели поднакопить денег. Да и сама бабушка выгодно обменяла их старое жилье на более комфортабельное.

Но ведь тогда кукольный домик был недосягаемой игрушкой, не то что теперь. Так, может, тем, кто сейчас мечтают выбраться из бедности, стоит посоветовать действовать как та мудрая бабушка? Купить кукольный домик, обустроить его и походить-погулять по нащокинским местам, а лучше всего постоять на углу Нащокинского и Гагаринского переулков. Там, придавленный огромными современными бетонными зданиями-коробками, еще сохранился двухэтажный флигелек – реальный «теплый дом», где Павел Воинович опробовал денежную магию для своего тайного домика души.

Из книги «Гроза». Кровавые игры диктаторов автора Бунич Игорь

Глава 10. Холодный душ из садового шланга 5 декабря Браухич и Гальдер были вызваны наконец в рейхсканцелярию. Гитлер находился в несколько возбужденном состоянии, что генералы заметили сразу, когда их провели в кабинет. Едва кивнув вошедшим, Гитлер продолжал прохаживаться

Из книги Журнал «Компьютерра» №1-2 за 2006 год автора Журнал «Компьютерра»

Из книги Письма женщин к Пушкину автора Автор неизвестен

В. Л. Нащокина ВОСПОМИНАНИЯ О ПУШКИНЕ Познакомилась я с Пушкиным в Москве, - начала Вера Александровна, - в доме отца моего, А. Нарского. Это было в 1834 году, когда я была объявлена невестой Павла Войновича Нащокина, впоследствии моего мужа. Привез его к нам в дом мой жених.

Из книги Великая пирамида Гизы. Факты, гипотезы, открытия автора Бонвик Джеймс

Из книги Как пережить конец света и остаться в живых автора Роулз Джеймс Уэсли

Лучшая защита - постоянное проживание в убежище Побег в последний момент - не лучшая идея. Даже если 90 % необходимых приспособлений уже находятся в убежище, нет гарантии, что вы будете в безопасности: вы можете опоздать с приездом на пару дней из-за неполадок с

Из книги Тайна Воланда автора Бузиновский Сергей Борисович

Из книги Жить в России автора Заборов Александр Владимирович

Из книги Ближнее море автора Андреева Юлия

Плата за жилье Коля был прописан где-то в пригороде, в доме-развалюхе, где было невозможно жить. Добавьте необходимость постоянно находиться на репетициях в Ленинграде. Чтобы как-то существовать и заниматься любимым делом, он снимает комнату у знакомого боксера, платя ему

Из книги Многоточие сборки автора Андреева Юлия

Новая галерея Художественно-литературная группа «Новые символисты» догадалась нарождаться как раз тогда, когда все мастерские на Пушкинской, 10, были уже разобраны. Каждый метр огромного здания распределен и перераспределен.Что же делать? Собравшись на военный совет

Из книги Вторая мировая война автора Черчилль Уинстон Спенсер

Глава 8 Бой у реки Ла-Плата Хотя больше всего мы страдали и подвергались риску из-за угрозы подводного нападения, нападение надводных рейдеров на наши океанские торговые суда в течение сколько-нибудь длительного времени оказалось бы еще более угрожающим. Три немецких

Из книги Лондон. Биография автора Акройд Питер

Глава 27 Галерея мошенников Так же как и учреждений, связанных с преступлениями и наказаниями, нарушителей закона хватало в Лондоне от века. Еще в XIV столетии иные лондонцы подделывали документы и занимались шантажом, а в коронерских отчетах за 1340 год можно найти

Из книги Двойной заговор. Сталин и Гитлер: Несостоявшиеся путчи автора Прудникова Елена Анатольевна

Их союзники и плата за помощь «Буланов. Вооруженный переворот, по определению Ягоды, они приурочивали обязательно к войне. Я как-то задал Ягоде недоуменный вопрос: я, собственно, не понимаю - война, непосредственная опасность, напряженное положение и в это время

Из книги Красная площадь и её окрестности автора Кириллов Михаил Михайлович

Третьяковская галерея За Москвой-рекой, к востоку от Кремля находилась Третьяковская галерея, основанная еще в 19-м веке.Как-то мы с отцом посетили её. Видели картины художников-передвижников – Шишкина, Крамского, Репина. Видели огромную картину художника Иванова

Из книги В поисках энергии. Ресурсные войны, новые технологии и будущее энергетики автора Ергин Дэниел

Холодный ветер неизвестно откуда После краха Lehman Brothers мировая финансовая система впала в ступор. Прекратилось финансирование и текущей деятельности крупных компаний, и торговли. Призрак Великой депрессии 1930-х гг., воспринимавшейся как нечто далекое и давно забытое,

Из книги Литвиненко. Расследование [Доклад по делу о смерти Александра Литвиненко] автора Оуэн Сэр Роберт

Проживание 3.99 Ранее я уже ссылался на показания, в которых говорилось о том, что Березовский спонсировал побег семьи Литвиненко из России. Марина Литвиненко сообщила, что во время пребывания в Испании, когда принималось решение о том, уезжать или не уезжать навсегда из

Из книги Пушкин в жизни. Спутники Пушкина (сборник) автора Вересаев Викентий Викентьевич

Вера Александровна Нащокина (ок. 1811–1900) Пушкин и Нащокин во всех важных вопросах жизни всегда советовались друг с другом. Когда Пушкин задумал жениться на Н. Н. Гончаровой, он спросил мнение Нащокина. Нащокин посоветовал жениться. Осенью 1833 г. Нащокин решил порвать связь