Артерия терентьев. Группа «Артерия

“Это как-то из детства все пошло: кому-то представился как Топор, и понеслось…»

Гарри Топор (Игорь Александров) – рэп исполнитель и баттл-МС, отличающийся темным убедительным андеграунд-рэпом.

Настоящее имя: Игорь Александров
Дата рождения: 10 января 1989 года
Знак зодиака: Козерог
Город: Санкт-Петербург, Россия
Национальность: русский / серб
Рост: 185 см
Вес: 85 кг

Самый свежий батл Гарри Топор с Obe 1 Kanobe:

Гарри Топор начал свою музыкальную карьеру в конце «нулевых» и всего за несколько лет стал одним из самых популярных рэперов в Петербурге .

Его треки отличаются необычной читкой, эмоциональностью и чёткой дикцией. Подача Топора необычна и своеобразна — от неё исходит невероятной силы агрессия и психическая энергия. Гарри Топор представляется нам человеком, не способным сдерживать эмоции в себе и выплескивающим их в своих треках. Сам он называет свой рэп злым, а своего персонажа – Гарри Топора, «злым рэпером с неплохим чувством юмора».

У Гарри Топора за спиной – пять релизов и 5 баттлов (четыре победы — Obe 1 Kanobe, Billy Milligan, CZAR и Noize MC, одно поражение — ST ), но об этом позже!

Гарри Топор Биография — Происхождение

Происхождение своего творческого псевдонима Гарри Топора не скрывает. Гарри возникло от настоящего имени исполнителя Игорь, а насчет Топора сам он объясняет так: “Это как-то из детства все пошло: кому-то представился как Топор, и понеслось. Еще есть персонаж Гарри Топор в художественном фильме Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола».

Гарри Топор Биография — Детство

Детство Игоря прошло на окраине Санкт-Петербурга, в районе Дыбенко, что сильно повлияло на его творчество. Творчество Гарри Топора — ответная реакция на мрачные виды российских реалий, которые открылись его детскому взору. Наркотики, алкоголь, сигареты — район Дыбенко считается крайне опасным, что Гарри Топор и стремится отразить в своих текстах, используя при этом иронию и юмор.

Несмотря на то, что Гарри Топор с детства обитал в небезопасном для проживания районе, сам Петербург он обожает. «Я еще какой патриот! Мы живем в самом красивом городе на свете. Грустно, что мы редко находим время на то, чтобы лишний раз сходить в Эрмитаж или просто прогуляться по Дворцовой. У меня даже есть татуировка на сердце с номером региона «78»», — признается Гарри Топор.

Как признаётся Гарри Топор, в школе он учился нормально, без троек. В детстве Гарри Топор мечтал стать хирургом. В одном из интервью он признался, что когда ему было четыре года, он препарировал игрушки скальпелем, вытаскивал набивку и зашивал их нитками (мол, так он их лечил). Позже Гарри Топор мечтал стать футбольным комментатором и даже озвучивал матчи в “Фифе” на компьютере.

О своей национальности Гарри Топор рассказывает так: “

Преобладающая кровь у меня русская и сербская. Но в моём роду есть ещё и православные татары по материнской линии. Русские друзья зовут меня сербом, сербские — русским. Русский человек — это тот, у кого русская ментальность. Стопроцентных русских по сути очень мало, смешение всё равно имеет место. Но так как сербы и русские — один народ — то я могу себя называть почти чистым русским (на 0.75)”.

Творчество Гарри Топора

Будучи студентом, он начал записывать свои первые треки. Хотя звук был очень плохого качества, тем не менее, эти попытки сейчас можно назвать его первыми шагами в музыкальной карьере.

Более серьезный подход к рэпу у молодого человека начался в 2008 году, когда он
выпустил свой первый альбом под названием «Постулаты ярости». В скором времени альбом стал закладкой для вышедшего в 2009 году микстейпа «Враг мой».

В 2010 году Гарри Топор представил свою новую работу «Эхо войны », благодаря которой Гарри стал знаменит.
В 2011 году альбом был переиздан и в нём появилось несколько новых песен.

В 2012 году вышел сингл «Вскрытие Покажет ».
В 2013 году — альбом «Анатомический Театр», в записи которого участвовали рэперы Луперкаль и BLANK. «Анатомический театр» представляет собой «злой мрачный продукт с питерских окраин». Вторая работа - проект Mr. Makintosh «Guatemala Coffee Trip» — по словам автора, «некий артхаусный спектакль с копеечным бюджетом и пьяным сценаристом», более легкий для восприятия.

В 2014 году вышел совместный альбом Гарри Топора и Тони Раута – «Страна ос ».


В 2015 году рэперы начали давать совместные концерты не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах России.

В начале 2016 года Топор выпустил альбом «Лики Смерти », куда вошли 13 треков, один из которых – совместно с Нигативом из группы «Триада». За свою карьеру много сотрудничал с рэп-исполнителями из других стран, включая Бельгию, Германию и страны СНГ.
В июне 2016 года Гарри Топор попал на передачу «Вечерний Ургант».
“Гарри Топор и “Вечерний Ургант”

Гарри Топор на Versus Battle (Версус)

В сентябре 2013 года Гарри был приглашен на «Versus Battle», где показал себя очень сильным соперником. Он участвовал в пилотном выпуске «Versus battle», его соперником был Billy Milligan, известный также как St1m.

Гарри Топор vs Billy Milligan (Победа):

В октябре того же года Гарри сразился с рэпером Czar, одержав безоговорочную победу. Противник хотел сдаться еще во время своего выступления , но Ресторатор попросил его завершить батл.

Гарри Топор vs CZAR (Победа):

В конце 2013 года Гарри сразился с Noize MC. Гарри вновь победил, благодаря слабому выступлению соперника.

Гарри Топор vs Noize MC (Победа):

В 2014 году Гарри Топор вышел на бой с ST. Это был первый проигрыш после трех побед подряд.

Гарри Топор vs ST (Поражение):

В апреле 2017 года Гарри Топор порадовал своих поклонников известием о том, что он намерен вернуться на Versus Battle. В одном из своих интервью он заявил:

“В последний раз я выступал на версусе лет сто назад. В свое время это было так часто, что уже тошнило от всего этого настолько, что не только ходить туда перестал, но и смотреть выпуски. Сейчас баттл-культура определенно изменилась (говорили они), появилось много суперзвезд (говорили они), но смотрю я тут ролик, где блогер Ларин 5 минут не может в бит попасть, и диву даюсь”.

Гарри Топор отметил, что он решил вернуться и “показать, как нужно баттлить, а то вы совсем заскучаете с такими выпусками”. По его словам, “соперник уже выбран и, когда придет время, Саша Ресторан его объявит”.

Гарри Топор Биография — Семья

О матери Гарри Топора в интернете нет никакой информации, а вот его отец – один из лучших химиков в Петербурге, военный медик, кандидат наук, написавший много книг. В старших классах, по рассказам Гарри Топора, отец делал бомбы, с помощью которых пугал, в том числе, своих друзей, закладывал малое количество взрывчатки им под коврики перед квартирой.

Летом 2015 года женскую часть поклонников репера сразило известие о появлении жены Гарри Топора .

Сообщение о свадьбе появилось в интернете 15 июля и в нём было написано, что Гарри Топор женился на территории черноморской дачи президента Путина . Почему было выбрано именно такое место празднования до сих пор остаётся неизвестным.

Сам он прокомментировал событие на своей странице в социальной сети Twitter так:

«Никогда не думал, что моя свадьба будет в резиденции Путина . И что сам Президент будет в 20 метрах от нас. Короче, я теперь крут и женат!»

Невеста знаменитого музыканта Наташа – настоящая красавица. По свидетельству некоторых завсегдатаев блога Гарри, Наташа – давняя любовь рэпера и не однажды появлялась с ним на концертах, мелькала на общих фотографиях. По подсчётам, они вместе уже более трёх лет и, наконец, решили зарегистрировать свои отношения.

Распространившиеся сразу после свадьбы слухи о том, что Гарри Топор женился на дочери Путина оказались не более, чем слухами. Хотя бы потому что дочерей Владимира Владимировича зовут Мария и Катерина. О самой невесте Гарри Топора известно не очень много.

Гарри Топор в жизни

Гарри Топор называет своего персонажа «злым рэпером с неплохим чувством юмора». И хотя в жизни Игорь Александров агрессивный и вспыльчивый, сам он считает, что “то, что ярость во мне просыпается мгновенно, не делает меня неадекватным. Агрессивный — это не значит быдло”. Гарри Топор отмечает, что в жизни он очень честный, со всеми адекватными людьми он общается нормально, а с близкими людьми “очень даже добрый”.

Что касается своего отношения к людям, Гарри Топор в одном из своих интервью заметил, что его раздражают неэрудированные люди, а также жополизы, то есть те, кто поддерживает исполнителя только в то время, пока он находится на пике.

Также, Гарри Топора “выворачивает от пьяных телок”. По его собственному признанию, он всегда считал, что “девушкам не нужно доводить себя до степени “понеслась душа в рай, а ноги в милицию”, залезать на барную стойку, блюя на толпу и попутно надрачивая через ширинку случайному знакомому”. Гарри Топор также яростно выступает против сигарет, наркотиков, алкоголя и прочей дряни.

К популярности Гарри Топор относится очень просто, и считает, что брать автографы — это большая глупость. Так он объясняет свою точку зрения:

“Я бы ни за что не попросил подпись у Марио Балотелли, хоть считаю его одним из самых харизматичных футболистов современности. Он такой же чувак, как и все, просто добившийся определенных высот. Разве что, может быть, просто сфоткался бы с ним”.

Также известно, что Гарри Топор говорит на английском, французском и сербском языках. А в будущем он хочет выучить испанский. Лучший город на планете: Санкт-Петербург, Белград.
Главное правило в жизни: На всё воля Бога.
У Гарри аллергия на котов, поэтому у него нет домашних животных.

Биографию Гарри Топора подготовила А. Фокс.

Нового альбома группы - «2014» . В ожидании концерта нам удалось побеседовать с бессменным лидером коллектива Сергеем Терентьевым , а также с вокалистом Александром Кэпом и Наталией «Glossy» Терентьевой .

- Все мы знаем, что у группы вышел новый альбом под названием «2014» . Расскажите о нём немного. Он связан какой-то единой концепцией или это скорее сборник всех ваших творческих идей, которые накопились за долгое время работы над альбомом?

Сергей Терентьев : Мы называем этот альбом «Двадцать-четырнадцать» - так легче произносить. Концепции никакой нет, не знаю, к сожалению или к счастью. Может быть, даже к счастью, потому что концепция подразумевает какой-то пафос, глубокое творческое содержание. А мы идём по простому пути – сочиняем песни, которые приходят в голову и записываем их. Собственно, результат вы уже, наверное, слышали. И надеемся, что вам он понравился.

- А почему вы решили назвать альбом «2014» ? С одной стороны - так просто, а с другой -символично.

Сергей : Ну, во-первых, да, символично (год очень богатый событиями). А во-вторых, подходящих для названия альбома звучных названий песен как-то не случилось. Нет чего-то такого звучного, как «Игра с огнём» , например. *смеется . А есть «Свет погасшей звезды» , «Ветер пустых дорог» , «Мы» , «Выбирай!»… «Выбирай!» - слишком избито. «Ветер и птица» , «Говори с миром» - тоже неподходящие названия для альбома. Нет таких звучных названий, которые могли бы стать квинтэссенцией альбома. Поэтому мы и решили назвать альбом именем года, в котором он и был создан.

Александр Кэп : Посвящение году, в котором и был выпущен альбом.

- Новый альбом записан уже вашим нынешним составом. К тому же, между выходами альбомов был достаточно длительный перерыв. Хотелось бы узнать, чем лично для каждого из вас является этот альбом.

Александр : Для меня этот альбом является большим опытом, очень большой проделанной работой. Я получил огромное удовольствие от его записи и считаю, что это новая жизнь группы . И для меня он очень ценен, прежде всего, тем, что этот долгожданный альбом вышел именно с моим вокалом.

Сергей : Лично мне очень приятно, что коллектив наконец-то обрёл ту форму, которая позволяет развиваться дальше, творить, радовать своих поклонников. Я надеюсь, что «радость мы приносим людям» , как поётся в одной детской песенке. И очень приятно, что внутри коллектива появилось большее взаимопонимание в результате работы над альбомом «2014» . Есть понимание того, чего мы ждём друг от друга. Лестные отзывы об альбоме, на мой взгляд, дали музыкантам новый творческий импульс. И первые результаты проекта «Артерии» на Planeta (это сайт народного финансирования) добавили коллективу оптимизма, и это положительно сказалось и на дисциплине и на более активном участии музыкантов в делах группы. Даже после того, как мы удачно собрали необходимую сумму в проекте «Артерии» на Planeta.ru (проект ещё не завершился), народ продолжает с интересом следить за этим проектом. И это даёт приятное ощущение того, что наша деятельность небезразлична людям. Они нас поддерживают рублём, и это вселяет надежду, такая поддержка позволит нам в дальнейшем выпускать альбомы значительно чаще. Финансовый вопрос, к сожалению, очень важен в жизнеспособности любой группы, и помощь народа дает нам «воздух» и позволяет нам высвободить время, связанное с зарабатыванием денег «на стороне» , и больше времени уделять непосредственно музыке, творить. Конечно, студийные бюджеты и съёмка клипа на нашу музыку – это совсем другие деньги, но будем надеяться, что наша публика нас поддержит и в этом.

- В одном из интервью вы говорили, что для создания альбома требуется минимум 20-30 тысяч долларов. А запрошенная сумма на Planeta.ru в разы меньше - всего 80 тысяч рублей. Этого, наверное, слишком мало?

Сергей : Это та сумма, которую мы потратили только на производство альбома. Это дизайн, вёрстка, изготовление физического носителя. То есть, просто себестоимость его производства. Те средства, силы и здоровье, которые мы затратили на запись, мы естественно не учитывали.

- Вы сказали о появлении дисциплины в коллективе. Это означает, что сейчас в группе у каждого есть своя сфера ответственности или просто большая ответственность?

Сергей : В этом смысле мы в начале пути, потому что когда появляется какой-то финансовый приход в бюджет группы, музыканты начинают по-другому смотреть на то, что мы делаем, и более ответственно относиться к тому, прийти на репетицию вовремя или с опозданием. Или вообще не прийти, как это было с одним из наших предыдущих участников. Сферы ответственности, насколько я понимаю, по большому счету отсутствуют. Каждый музыкант по возможности вносит свою лепту, сообразно своим способностям. Хотелось бы отметить Сергея Кутаева - бессменного барабанщика группы на протяжении почти 9 лет, благодаря его усилиям группа не имеет «головной боли» на предмет репетиционной базы. Я считаю, что это очень важно для любой группы. Также это позволяет (при отсутствии финансирования) экономить средства на дорогостоящей записи в студии и записывать музыкальный материал, не вписываясь в график студии, со всеми вытекающими неудобствами.
Также на плечах Сергея лежит своевременная транспортировка бэклайна на вокзал, аэропорт и т. д. Но сейчас у нас появился свет в конце тоннеля, и я надеюсь, что скоро обозначатся новые сферы ответственности для участников группы. Спасибо народному голосованию рублём за наше творчество.

- Вашей группе уже исполнилось 10 лет. А если вернуться назад и посмотреть на творческие планы, устремления того периода, когда группа только создавалась, и сравнить их с тем, что вы делаете и планируете сейчас, многое ли изменилось за это время?

Сергей : На первый взгляд, ничего не изменилось. Нам по-прежнему достаточно трудно с финансовой точки зрения. Потрачено много сил, денег и здоровья, и в результате мы всё равно находимся в той категории групп, которые не могут похвастаться огромными гонорарами, большим вниманием СМИ и спросом на их участие в крупных фестивалях. Как будто мы в начале пути, несмотря на то, что путь уже достаточно длинный, и сыграно огромное количество концертов. А творческие планы довольно часто разбиваются о препятствия в виде «не на что снять достойный клип» , «женился, ушел из группы» , «время на поиск достойной замены» , «участие в делах группы в свободное от работы время» .
Изменилось, на мой субъективный взгляд то, что появилось понимание: помощи ждать неоткуда и надо рассчитывать только на себя самих и на внимание публики, благодаря которому и возможна наша дальнейшая творческая жизнь.

- А в текстах песен, по сравнению с тем, о чём вы писали в начале своего пути, появилось ли что-то новое интересное, что вы хотели бы донести до ваших поклонников?

Сергей : Тексты для данного альбома написаны в основном приглашёнными поэтами. Минимальное участие принял в текстах и лично я и Наталия Glossy , я надеюсь, что наше участие не испортило «борозду» . Сказать, что нам не о чем писать, нельзя. Но с другой стороны, делать это непрофессионально тоже нехорошо. Опять же возвращаясь к проекту на Planeta.ru , который дал нам возможность достаточно широко осветить свою работу, могу сказать, что проект вторую неделю находится в ТОП е, и люди невольно заходят, читают, слушают, и от них поступают предложения. Последнее предложение по поводу написания текстов было из Киева. Автор прислал хорошие, очень серьёзные работы. При этом он не является профессиональным поэтом, он бизнесмен. Приятно, что к нам обращаются и предлагают свои услуги взрослые люди, у которых есть богатый жизненный опыт, отрицательный и положительный, что, безусловно, наполняет определенным смыслом их тексты.
Вот, к примеру, творческая личность в полном смысле этого слова – гитарист Сергей «SayaR» Ванюшин , который принёс на этот альбом два произведения (прим.: «Мы» и «Искажение» ). Они более альтернативного характера по своему крою, и пусть тексты несколько депрессивные, чего автор и не скрывает, но они искренние, что, не должно оставить публику равнодушной. Это часть его негативного жизненного опыта, которую он воплотил достаточно талантливо, на мой взгляд, что сделало репертуар группы более разнообразным. И наш вокалист Александр Кэп тоже принёс песню (прим.: «Выбирай!» ), если я не ошибаюсь, песня про любовь, что любому нормальному человеку тоже не должно быть чуждо. Ещё у нас появилась прекрасная поэтесса Наталья Захарова , которая написала тексты на две песни (прим.: «Свет погасшей звезды» и «Говори с миром» ). То есть, под лежачий камень портвейн не течёт. (*смеётся ) Люди видят наши усилия, движения и присоединяются к нам в едином творческом порыве и это радует.

- То есть, в принципе, у никому не известного, но талантливого, с вашей точки зрения, автора есть шанс тоже присоединиться к вашей команде? Вы рассматриваете кандидатов?

Сергей : Конечно! Мы в каждом радио-эфире кричим о том, что давайте, давайте, помогайте нам с текстами! Народное финансирование на Planeta.ru - реакция публики на наши творческие усилия. Наши музыкальные произведения без хорошего текста ничего не стоят, это просто инструментальная музыка с набором слов. Поэтому мы всегда открыты для любых начинающих, заканчивающих и процветающих поэтов. Главное, чтобы они были талантливы.

- А когда вы общаетесь с поэтами, вы задаёте им тему, на которую должен быть текст, или разрешаете писать, о чём им самим захочется?

Сергей : На первом этапе общения с поэтами я всегда спрашиваю, как им хочется писать. Как музыка навеяла или всё-таки дать какое-то направление. Кто-то просит подсказать тему, на что я отвечаю, что тему подсказать не могу, но могу сказать о том, в каком направлении нужно двигаться. Очень часто бывает, что авторы пишут хорошие тексты, но настроение музыки они немножко не чувствуют. То есть, это талант – чувствовать музыку и понимать, какая тема в тексте ей соответствует и что слово «синичка» , допустим, вот здесь совершенно неуместно. Ну, оно вообще неуместно в нашей музыке (смеётся ).

- Александр , а почему вы не пишите тексты?

Александр : У меня не получаются красноречивые тексты. Я могу написать по смыслу достаточно глубокий текст, но написать красиво у меня не получается.

Сергей : Александр пытался писать, очень хотел побыстрее добиться коллективного результата и предлагал варианты. Но не было какой-то канвы, фразы не были связаны единым смыслом, но при этом все предлагаемое Алексом звучало, по крайней мере, музыкально, а это говорит о таланте, без которого в нашем деле нельзя.

Александр : В общем, набор красивых слов.

Сергей : Да, но это нормально, потому что когда я что-то вымучиваю, у меня тоже одна стоящая фраза в одном месте текста, другая – в другом, а между ними творится какое-то безобразие. А для того, чтобы объединить эти фразы в единое повествование, у меня нет специального образования или таланта. Но, слава богу, есть понимание того, что звучит глупо, а что – нет.

- А много ли текстов отбраковывается целиком?

Сергей : Да.

- А если текст вас устраивает, всё поётся и ложится ритмически, вы ведь всё равно вносите свои правки?

Сергей : Да, конечно. Последний раз мы вносили правку в песне «Свет погасшей звезды» в строчку «Тьма сменится светом» . В первоначальном варианте было «Пусть не гаснет светоч…» , но слово «светоч» не совсем стилистически вписывается в нашу музыку, поэтому мы попросили Наталью Захарову прислать новый вариант строчки. Но я всё равно благодарен тем поэтам, которые написали отвергнутые тексты, потому что они работали, старались. Но не получилось, что поделаешь. У нас была полугодовая переписка с одним автором, которая ничем не закончилась. Я подкидывал ему свои фразы, пытаясь как-то спасти ситуацию. В результате только мои фразы и остались, а всё остальное переписал другой поэт.

- А были ли на альбоме «2014» песни, когда музыка писалась на готовые стихи?

Сергей : Нет. В будущем попробуем, скорее всего. Если мы опять застрянем с текстами, то придётся писать музыку на тексты.

- А есть ли какие-то тексты на ваших предыдущих альбомах, которые вам теперь не кажутся слишком удачными и актуальными и их хочется переписать?

Сергей : Я бы начал в этой теме немного с другого конца. На дебютном альбоме «Лети на свет» я вынужден был писать тексты самостоятельно (слава Богу к написанию текстов подключилась София Карева (гр. Сoldstream ) и значительно облегчила эту задачу). Маргарита Пушкина тогда отказалась работать со мной, а то, что предлагали другие поэты, мне не нравилось. И тексты получились, может быть, недостаточно художественные, но искренние, как я считаю. Но есть, конечно, недостатки. Например, какие-то очень пафосные глубокие темы затронуты в одном предложении, а в следующем попадаются фразы стилистически вообще из другого мира. Я понимаю все свои ошибки, но я и не являюсь профессионалом в этой области. Допустим, в работе с Натальей Захаровой , которая имеет специальное литературное образование, и это сразу видно и слышно, порадовало, что все её тексты очень глубоки, музыкальны и прекрасно сочетаются с музыкальным рядом. Когда работаешь над альбомом, иногда у тебя просто нет времени, чтобы адекватно рассмотреть текст, включить воображение и тому подобное. Просто читаешь текст, и даже не улавливая смысл, понимаешь, что он красивый и хорошо поётся, а это уже много значит.

- Александр , вы стали вокалистом группы полтора года назад. Почему решили попробовать свои силы именно в «Артерии» ?

Александр : Я вообще всю жизнь был каким-то образом приближен к группе «Ария» , хоть и не скажу, что напрямую. Но группа и творчество этой команды меня всегда интересовало. Их композиции, музыка, тексты очень мотивирующие. И когда-то давно, когда в группе менялся не помню какой вокалист, я прислал свою демо-запись. Но Сергея не затронул мой голос, потому что на тот момент он не обладал необходимыми данными.

Сергей : Я обратил внимание, что паренёк талантливый, но, судя по голосу, очень молодой. И сама возрастная структура голоса говорит о том, что он не в состоянии спеть те песни, которые у нас уже были написаны. (Александру ) То есть тебе нужно было повзрослеть, что ты, в общем-то, и успел сделать, и теперь ты занимаешь своё законное место! *смеется

Александр : Полтора года назад у меня было некое распутье – петь в «Артерии» или ещё в одной команде. Но я бесспорно, без сомнений и колебаний выбрал, конечно, группу . Кстати, Сергей позвонил мне в свой День рождения. Я хотел позвонить ему и поздравить, но он опередил меня и предложил прослушаться на репетиции. Я был очень рад этому предложению, спел на репетиции и, вроде, всем ребятам понравилось. Вот так всё и произошло.

- До вас в группе работало шесть вокалистов. С кем-то сохранились студийные записи, кого-то мы все, и вы, наверное, в том числе, слышали только на концертах. Трудно было среди такого количества вариантов исполнения найти себя, найти своё место и понять, как именно нужно петь?

Александр : Скажу прямо, что не все песни сразу получились легко. Да, многие из них получились достаточно легко и быстро, а с остальными пришлось поработать. А искать себя мне не надо было, я просто пел с помощью советов Сергея Терентьева , у которого большой опыт.

- То есть, Сергей всё-таки подсказывал?

Александр : Да-да, бесспорно, не буду отрицать. Это постоянно происходит и по сей день, и я очень этому рад, потому что для меня это большой опыт. Так мы постепенно развиваемся и приходим к нужному звучанию, к нужному тембру и так далее. К характеру голоса, который нужен для группы .

- А не было мыслей перезаписать уже с новым вокалистом какие-то старые альбомы или отдельные композиции? В качестве бонуса, например.

Александр : В качестве бонуса мы как раз перезаписали некоторые композиции. «Стальные нервы» , «Боль» , «Никто» , «Край ветров» «Край ветров» - это была первая композиция, которую я записал в составе группы . А на будущее у нас пока нет планов что-то перезаписывать. Мы хотим писать новый материал.

- А почему перезаписали песню «Боль» ? Это же песня бывшего участника группы, к которой Сергей имел отношение как автор аранжировки.

Сергей : Ну, во-первых, аранжировка делалась очень долго и трудно. Медленные песни у меня вообще делаются очень трудно и долго, и я думаю, не только у меня. И было бы несправедливо взять и забыть эту песню хотя бы из тех соображений, сколько труда я вложил в её создание. А во-вторых, это прекрасный учебный материал для Александра . Он и показал свои вокальные возможности, и потренировался в студии. И я надеюсь, что его исполнение добавит группе новых почитателей. Так же и Гришина песня (прим.: предыдущий вокалист Григорий Стрелков ) Time Will Call Your Name тоже вошла в новый альбом в качестве бонус-трека, потому что была проделана очень серьезная аранжировочная работа, которая отняла как минимум пару недель чистого времени из моей жизни, а время свое я ценю.

- Но она не была перезаписана с Александром .

Сергей : У нас просто не хватило времени для этого, и она была запланирована в исполнении Кэпа в русскоязычном варианте, которого пока нет. Но зато я успел переписать гитары на недавно купленном чудесном усилителе!

Александр : Есть ещё один момент. Поклонники нам писали очень много писем с пожеланиями. Спрашивали, почему мы не перезаписываем, например, «Край ветров» или «Боль» . И мы обратили на это внимание.

Сергей : То есть, в данном случае совпали интересы народа и интересы музыкантов. И если песня попадает в ротацию, в эфир на радиостанции, то логично, если она будет в исполнении действующего вокалиста, а не бывшего.

- А в части живых выступлений не было желания отойти немного в сторону от традиционных концертов и сыграть, например концерт акустический? Или провести, мастер-класс или творческий вечер, как сейчас это делают многие ваши коллеги по цеху?

Сергей : На самом деле, у нас уже состоялся акустический концерт в клубе RockHouse в Москве ещё с предыдущим вокалистом Григорием Стрелковым . Мы попробовали, поэтому говорить о том, что этого не было, нельзя. Но не всё так просто. Акустические аранжировки – это отдельная история, и над ними надо работать, а на данном периоде нашего развития своё время хочется потратить на создание нового материала.

Александр : А по поводу мастер-класса, у нас как раз сейчас на Planeta.ru идёт акция – встреча вокалистов со мной. Я провожу мастер-класс по вокалу, я педагог, помимо того, что я вокалист группы . Собственно, все желающие могут принять участие в этом мастер-классе.

- Но это же индивидуальный мастер-класс. А как же, например, общение с поклонниками, ответы на вопросы, афиши мероприятия?

Александр : Можно всё объединить.

Сергей : Всё это зависит от масштаба спроса. Будут ли афиши, залы или нет. Сейчас Александр для проведения мастер-классов арендует репетиционную базу, на которой собирается определённое количество человек, а когда количество желающих превысит количество людей, помещающихся в данном помещении, то будут другие залы. Он в этом плане пока в начале своего пути, и я думаю, что он будет развиваться и дальше, будет устраивать туры по России, забудет про «Артерию» и начнёт давать мастер-классы во дворцах спорта. *смеется

- Давайте теперь немного поговорим о проекте GlossyTeria . Что сейчас с этим проектом? Давно не слышно от вас ничего нового.

Наталия «Glossy» Терентьева : Наверное, уже совсем скоро будет слышно. Сейчас мы запустили достаточно, на мой взгляд, успешный проект на Planeta.ru для группы . И вообще, приоритет в последнее время был именно группе , потому что это долгожданный альбом. Группа уже столько настрадалась: и смена составов, и всё время всё с начала… Это очень тяжело. И когда стало ясно, что альбом вот-вот выйдет, GlossyTeria непременно должна была отойти на второй план. Сейчас альбом увидел свет, но до 22 июня у «Артерии» продолжается Проект на Planeta.ru . Мы все держим кулаки, чтобы всё прошло интересно и здорово, потому что группа получает новые возможности для своего развития. Если акционеры «Планеты» хорошо проголосуют рублём, может быть совсем скоро будет новый сингл или новый клип. Всё зависит от того, насколько собранная сумма позволит что-то сделать. Футболки, например или что-то ещё. А уже потом, когда случится успешное завершение Проекта для «Артерии» , мы уже будем говорить о GlossyTeria . Сейчас она пересведена, остались какие-то финальные штрихи. Может быть, кому-то покажется смешным, что мы выпустили «упрощёнку» в конце 2010 года и вдруг только сейчас переиздаём в новом - дополненном, исправленном виде. Мы не смеёмся, потому что действительно было вложено много времени, труда, но по ряду технических причин образовался ряд недостатков, которые мы исправили. И сейчас должен получиться достойный внимания релиз. Но до этого надо было уступить дорогу «Артерии» .

- Но это же всё равно переиздание старого материала.

Glossy : Будет и новый материал. У нас полно черновиков, есть и совсем новые песни. У нас очень много интересных планов, но сейчас мы замерли, чтобы дать дорогу «Артерии» , потому что это очень важно.

- Сергей , для проекта GlossyTeria тексты писали Наталия и вы вместе…

- Но редактировали?

Сергей : Нет, просто критиковал.

- Значит, Наталия писала тексты. А чем отличается принцип написания текстов для проекта GlossyTeria и для «Артерии» ? Почему Наталия не смогла написать текст именно для группы?

Сергей : А это не так. Наталия , на самом деле, приняла активное участие в написании текстов для «Артерии» . Пусть она не писала текстов «от и до» , но у неё есть талант вовремя сказать, что, например, вот здесь должна быть такая-то фраза - и одно словосочетание сразу делает произведение законченным. И иногда она пишет заново четверостишие или бридж, или и то и другое, но в соавторы себя просит не добавлять. И в этом мы солидарны. Если автор предложил хорошую смысловую часть, но она недостаточно хорошо раскрыта, мы позволяем себе вмешиваться в процесс написания текстов - с позволения авторов.

- А на концертах «Артерии» исполнять какие-то песни из этого проекта не планировали?

Сергей : Не знаю, это зависит от спроса публики. Если публика скажет: «Хотим!» , то мы пойдём навстречу.

- Так, может, надо сначала предложить? Пусть публика послушает хотя бы одну песню.

Сергей : Это и планировалось, по большому счёту. Первое отделение должна была «аккомпанировать Glossy » (состав групп – один, песенный материал и вокалисты – разные), а второе отделение – играть свой материал. Но всё оказалось не так просто. Очень много времени «съедает» обычная человеческая жизнь, занятость в журналах, в которых Наталия является главным редактором. Ну и . Времени на всё не хватает, поэтому, если мы и проведём совместные выступления, это не будет быстро и помногу. Скорее, по возможности.

- Наталия , а не было планов записать какую-то песню именно в качестве вокалистки группы ? Или, например, дуэтом с Александрм ?

Glossy : Мне не хотелось бы сильно «отсвечивать» . *смеется Я не тщеславна и действительно с радостью делаю всё возможное для группы . В том числе – записываю бэк-вокал, хоры. В новом альбоме мой голос звучит во всех песнях, кроме одной. Мне кажется, меня и так «слишком много» в «Артерии» , чтобы прийти туда ещё и с сольным вокалом. - группа «мужиковая» . Лучше здесь я буду помогать тихо и скромно, оставаясь на вторых ролях. А для реализации творческого потенциала как автора песен, вокального аранжировщика и исполнителя у меня есть «личное пространство» - GlossyTeria . Проект, творческий тандем, созданный с Сергеем Терентьевым в декабре 2006 года.

Сергей : То, что тебя много в проекте на Planeta.ru - это хорошо, потому что иначе непонятно, собрали бы мы нужную сумму или нет. Наталия обладает очень хорошими административными способностями, умеет объединять людей, умеет привлечь их внимание. За это я выражаю ей большое спасибо от лица группы.

- Ну и напоследок, наверное, традиционный вопрос. Расскажите о своих творческих планах на ближайшее обозримое будущее.

Сергей : Мы и не переставали реализовывать свои творческие планы. В альбом «2014» вошло меньше песен, чем нам бы хотелось, по той простой причине, что оказались не готовы тексты для двух песен. И эти песни лежат и ждут своей участи, своих текстов. Наталья Захарова , узнав о том, что наша работа над альбомом закончена, перестала писать, думая, что это уже не нужно. Мы друг друга не поняли. А сейчас мы ждем от нее результатов. На вторую песню нам пишет текст Евгений Миканба . Ну и появился ещё талантливый киевский поэт. Надеюсь, что с ним тоже получится что-то стоящее. А музыкальный материал у нас есть, дело за текстами.

Материал подготовила Ольга «Reina» Василенко
при участии Виталия Куликова

Музыкальные фестивали зародились в Великобритании (Лондон, 1709) и сначала были связаны с церковной музыкой. Со второй половины XVIII в. проводились во многих странах центральной Европы, преимущественно в Германии. Распространение получили с середины 40-х годов ХХ в, Наиболее крупные из них способствовали и способствуют пропаганде музыкального искусства, развитию культурных связей между народами. Вместе с тем ряд музыкальных фестивалей остается недоступным для широких кругов из-за высоких цен на билеты и носит элитарный характер; другие проводятся с рекламными целями (для привлечения туристов).

В конце 60-х - начале 70-х годов стали популярными фестивали эстрадного искусства и песни, особенно в Европе, где их насчитывается более 200. Таким образом, зародившееся в прошлом веке рок-направление не могло остаться в стороне от фестивального движения. Самые престижные и известные на сегодняшний день рок-фестивали - американский Woodstock, английский Glastonbury и австралийский Big Day Out - собирают лучших музыкантов планеты.

По мнению экспертов, успех музыкальных фестивалей объясняется все большим интересом народа к живым концертам. Причем теперь среди публики не только молодежь, но и люди старшего поколения. Связано это и с явным подъемом интереса к играющим вживую гитарным группам, исполняющим, условно говоря, стадионные гимны.

Что же представляют собой рок-фестивали в нынешнем тысячелетии, какие трудности подстерегают участников, организаторов и зрителей? Сегодня мы рассмотрим «фестивальную кухню» изнутри. Для этого я побеседовала с участниками группы «Артерия»: лидером Сергеем Терентьевым (экс-музыкантом групп «Ария» и «Кипелов»), вокалистом Сергеем Сергеевым, басистом Николаем Коршуновым и гитаристом Вячеславом Селиным. Сама группа характеризует себя как команду, придерживающуюся «интеллигентного металла».

- Вы всю сознательную творческую жизнь посвятили рок-музыке. Рок - это…

Сергей Терентьев: Продолжение классической музыки, исполненное на электронных инструментах, - достаточно жесткое и искреннее.

Вячеслав Селин: Это честная музыка, самовыражение. Роковые команды работают для публики. А есть команды, работающие для кошелька.

Николай Коршунов: Слово «рок» в русском языке означает судьбу, которая ведет согласных и тащит сопротивляющихся. Рок - это образ жизни, при помощи которого личность противопоставляет себя толпе. А рок-музыка - одно из его проявлений.

Лучшие дня

- Фестивали стали неотъемлемой частью рок-тусовки. В чем специфика русских фестивалей?

Вячеслав Селин: Фестивальные движения у нас и за рубежом различаются в корне. В России на фестиваль приходит публика, заинтересованная в конкретной группе. Европейских слушателей фестивали интересуют в целом. Такого, чтобы после выступления какого-то артиста зал наполовину опустел, практически не бывает. Люди ходят на конкретное музыкальное направление.

Николай Коршунов: Русские фестивали отличаются не в лучшую сторону почти всем, начиная от отношения к зрителям и заканчивая подбором музыкантов. Скажем, участники группы METALLICA, игравшие на фестивале 1991 года в Тушино, были в жутком шоке от того, как менты избивали фэнов за то, что они «угорали» под любимую музыку. Сейчас такого уже нет, правда, и группы вроде METALLICA к нам не приезжают. На крупных фестах постоянно выступают одни и те же составы, звучащие так, будто все они учились играть у «Нашего радио». Может, для кого-то это и круто, но при чем тут рок?

- Вы принимали участие в западных фестивалях?

Сергей Терентьев: Мы выступали в израильском парке. Аппаратура была намного хуже, чем в России. По регламенту каждая группа имела пять минут на настройку. Естественно, этого времени не хватало! Израильские фанаты активностью не отличаются. Может, потому, что израильтяне - более спокойный народ?

- По какому принципу группа выбирает фестиваль, принимает решение о своем участии в нем?

Сергей Терентьев: Артисты заинтересованы в рекламе, внимании со стороны СМИ. Часто это бывает решающим аргументом в принятии решения об участии.

Вячеслав Селин: Как бы плохо это ни звучало, но музыкант должен извлекать выгоду из мероприятия. Затрагивать материальный аспект бесполезно. Начинаешь думать, какие бонусы, предложенные организаторами, можно использовать.

- А бывали ли случаи, когда вы отказывались от участия в концерте?

Сергей Терентьев: Один случай был. Тогда работа организаторов оставляла желать лучшего. Полностью отсутствовала реклама. Мы приехали, увидели пустой зал и несколько очень пьяных групп, выступать с которыми сочли необязательным.

Николай Коршунов: Это говорит о том, что к выбору фестивальной тусовки надо относиться серьезно. Один или два плохо организованных концерта в присутствии телекамер - и завтра про тебя забудут. Лишний «черный пиар» не нужен никому.

- В чем вы видите основные просчеты организаторской деятельности?

Вячеслав Селин: Основная ошибка - неправильный выбор места проведения. Часто организаторы не связывают место проведения со стилистикой концерта. К примеру, в клубах, не приспособленных для тяжелой музыки, проходят металлические фестивали. Или, наоборот, в альтернативных клубах собираются джазисты. Это плохо по ряду причин: во-первых, неприспособленность самого помещения, а во-вторых, есть контингент людей, которые ходят не на группу, а потусить именно в этом месте.

Сергей Терентьев: Не менее важный пункт, на мой взгляд, доступность места проведения. Бывает, до фестиваля надо добираться несколько часов, стоять в пробках, пробираться в жару через кордоны милиции, которые не хотят тебя пропускать без специального бэджа, а ты, выжатый, как лимон, должен выйти на сцену и радовать публику своим ярким и талантливым выступлением! Зрители тоже часто жалуются на организаторов, по вине которых приходится стоять по два часа в очереди на входе и в итоге попадать на концерт только к середине… Я понимаю, что создать дополнительные входы и выходы довольно сложно и дорого, но в противном случае неудобства гарантированы.

Вячеслав Селин: Еще одна неприятность - афиши с анонсом состава участников, которые расклеиваются заранее. Но бывает, что какая-то группа отказывается от участия, другая же, наоборот соглашается. Многие пришедшие на концерт зрители обламываются. На Западе такое может произойти только в отношении хедлайнеров. У нас часто идут слушать определенную группу, и, если она отказалась, претензии сплошь и рядом.

Николай Коршунов: Другая проблема - идеологическая подоплека мероприятия. Не буду говорить названий, но у нас почти все крупные фесты - скрытая реклама, например, алкоголя. Но пиво ведь не газировка, сами понимаете. Получается, группы, выступающие на таких шоу, может, и помимо своей воли, но участвуют на стороне производителей спиртного. Молодым ребятам употребление же такого добра здоровья не добавляет.

- А каким вы видите идеальный фестиваль?

Вячеслав Селин: На данном этапе идеальных фестивалей нет, потому что часто фест - это удобство для публики и неудобство для артистов. По части звука, общих гримерок, выкриков из толпы, когда одна половина кричит «ура!», другая - «домой!». Идеальный фестиваль должен быть не только для публики, но и для музыкантов, когда есть возможность нормально отстроиться, иметь свою примерку, и когда подбор коллективов соответствует идеологии феста.

Николай Коршунов: Идеальный фестиваль должен быть позитивным и радостным, в первую очередь. У так называемых русских рокеров вечно какая-то тоска, мессианские комплексы, вплоть до проповедей со сцены. Это тоже нагружает не по-детски. Все забывают как-то, что человек пришел не грустить, а развлекаться. Идеальным фестиваль будет, когда люди по обе стороны сцены разойдутся с желанием радоваться жизни, c весельем в душе, а не с желанием дать кому-нибудь по голове.

- Под тонкостями подбора участников нужно понимать сложные отношения между группами?

Сергей Терентьев: Сплошь и рядом переманивание музыкантов из коллектива в коллектив. Это вызывает конфликты. Согласитесь, неприятно, когда тратишь полгода, чтобы ввести человека в программу, а он уходит в другую группу.

Вячеслав Селин: Человеческие взаимоотношения - понятие очень сложное. Если организаторы хотят добиться цельного фестиваля, они не должны приглашать враждующие между собой группы. Отношения артистов на пятьдесят процентов отражаются на отношениях фанатов. Можно провести параллель с футбольными фэнами, которые дерутся после матча. Если группы неприятны друг другу в личном плане, могут возникнуть даже подставы со звуком.

Сергей Терентьев: Как говорится, шоу-бизнес с нечеловеческим лицом. Музыкант должен быть трезв, внимателен и знать свою аппаратуру лучше техников, чтобы в критический момент мог исправить положение самостоятельно.

- Самый удачный фестиваль за всю вашу практику?

Сергей Терентьев: «Измени свое завтра-2» - фестиваль, положительный во всех отношениях. Очень понравилась работа организаторов, место и время проведения. Мы работали на полный зал.

- А чем вы порадуете своих поклонников на фестивале «Измени свое завстра-3»?

Николай Коршунов: Скорее всего, основу фестивального выступления составят хиты с первого нашего альбома «Лети На Свет». Говоря словами из песни «Машина Смерти», мы готовы побеждать и «драться до конца» для всех, у кого «под черной майкой играет кровь»!

Начало истории группы "Артерия" было заложено в 2003 году Сергеем Терентьевым, который скандально покинул группу Кипелова. До этого Сергей был участником всем известной группы "Ария", в составе которой записал очень много популярных треков ("Химера", "Генератор зла" и др.). Сергей Терентьев искал опытного вокалиста, чтобы создать свою группу. Алексей Булгаков был выбран для этой роли неспроста, он был старым знакомым Сергея. В 1994 году их совместной работой стал сольный альбом Терентьева под названием "Up to Thirty". Этот альбом Сергей переиздал лишь спустя 10 лет ("30+3+Infinity"). В него он добавил три абсолютно новых композиции. В 2004 году в коллектив влилось два новых участника по совету Алексея Булгакова - бас-гитарист Бойм и барабанщик Еранов. Но дальнейшее сотрудничество участников группы не сложилось. В этом же году по непонятным причинам из группы ушёл Алексей Булгаков. Вместе с ним коллектив покинул и барабанщик. Позже Булгаков объяснил, что ему банально не хватало времени на работу с "Артерией" и "Легионом", который был личной группой Алексея. Участник "Артерии" Бойм тоже покинул место в группе, так как не видел её дальнейшего развития. Терентьев долго не тосковал, и уже через месяц на вакантное место взял Николая Коршунова. На барабанах стал играть Алексей Барзилович.

Ещё одним гитаристом в музыкальном коллективе стал Вячеслав Селин. Вместе с самим Сергеем вокалом стал заниматься Сергей Луганский. Но их сотрудничество было непродолжительным, хотя результат такого эксперимента понравился многим. На место второго вокалиста Сергеем был приглашён Андрей Храмов. Но и с этим участником не сложилось долгое сотрудничество. После продолжительного отсутствия из-за болезней, на место вокалиста был приглашён Сергей Сергеев. Первый альбом группы "Артерия" был выпущен осенью только 2005 года ("Лети на свет") CD-Maximum. Спустя пару месяцев данный альбом был переиздан, в него был включён полноценный буклет с двумя новыми треками, в которых вокальную партию исполнял уже Сергей Сергеев. После этого был издан ещё один альбом "В поисках новой жизни". Это была последняя работа для барабанщика Барзиловича, который сразу же покинул группу. В это время коллектив также участвовал в создании музыкального проекта "Династия Посвящённых". В 2007 году Сергея Терентьева признали виновным за совершение убийства 19-летней девушки (произошло ДТП с участием автомобиля Сергея). В связи с этим уже через год группу покинуло два её участника - Сергеев и Селин, которые вскоре создали свою группу "Форсаж". В 2009 году в группе происходят колоссальные изменения: её покидает бас-гитарист, в группу приходит новый вокалист Андрей Волков и гитарист Эдуард Шеронов. Волков долго тоже не продержался в группе, на его место пришёл Григорий Стрелков. Бас-гитарист Макаров также покинул "Артерию". Обновлённый коллектив в 2011 году представил свою первую композицию "Time will call your name". Лишь в 2014 году был издан альбом, который включал песни ещё с 2009 года.

Рок группы и исполнители не дадут заскучать ни одному гостю на корпоративе. Что уж говорить о свадьбах и юбилеях , к празднованию которых всегда выдвигаются особые пожелания. Мечтаете запечатлеть в памяти значимую дату в жизни? Пригласите на мероприятие группу Артерия и создайте в зале максимально непринужденную, располагающую атмосферу. При желании рок группу или исполнителя в ПроКонцерт можно заказать на целый вечер. Гонорар группе Артерия обсуждают предварительно, одновременно договариваются о райдере и стоимости выступления.

Я снова на студии «Aria Records», на этот раз - в компании Сергея Терентьева. Сергей, в отличие от, скажем, Дубинина или Холстинина, вниманием журналистов не избалован. И если «патриархи» зачастую довольно равнодушно отвечают на интересующие меня вопросы, то Терентьев к интервью явно приготовился, принял соответствующую важную позу в кресле (положив ногу на ногу) и расчесал волосы, хотя я совершенно не собирался его фотографировать, «Ну что, приступим?», - кивает Терентьев, закончив свои приготовления (зря я его все-таки не сфотографировал! Когда мы встретились через неделю, от роскошного хаера Терентия не осталось и следа, а голову Сергея венчала аккуратная прическа.,.). «Мне вчера приснился сон, -неожиданно начинает Терентий, напрочь перебивая тему, - что у меня другая жена и что я - как бы не я, и лицо у меня другое. А тот, который «я», ну то есть с моим лицом, - представляешь?- чужим человеком оказался. А «жена» и говорит: пойдем, мол, домой. И мне стало интересно, просто дико интересно, куда же она меня поведет?» «Ну и куда она тебя повела?» - спрашиваю я, сбитый с толку этой лихо закрученной историей, чувствуя себя пациентом клиники для особо одаренных душевнобольных. «А вот так и не выяснил, - абсолютно серьезно говорит Терентий. - К сожалению, я проснулся».
Ну и что прикажете делать после таких откровений в стиле «странной истории доктора Джекила и мистера Хайда»? И что скажет по этому поводу Кальтенбруннер, то есть Маргарита Пушкина? Я предлагаю пойти перекурить. Терентьев - не против. Стоя на лестнице, мы битых двадцать минут развиваем тему сновидений, особенно налегая на то, что может произойти с человеком, если он во сне видел себя лежащим в гробу. Затягиваясь сигаретой, я с ужасом понимаю, что просто перекурить - это уже явно мало, нужно послать кого-нибудь за водочкой. Где же «музы»? Терентьев искренне сожалеет - завязал: «Вот если бы винца красненького! Да где же его сейчас нормальное купишь?». Ну что ж, не судьба...
- Тебе никто не говорил, что ты похож на Вивиана Кэмпбалла?
- По игре?
- Нет, внешне.
- Тогда никто. Это отличительное свойство моей физиономии - людям нравится во мне находить черты тех людей, которые им приятны. Вот, скажем, тебе Кэмпбэлл нравится?
- Он - номер третий в моем списке любимых гитаристов!
- Вот видишь! Чего ж тогда от меня требовать?
- Допустим, требуется прояснить, где мог появиться на свет такой неординарный человек, как ты?
- Сейчас попытаюсь удовлетворить твое любопытство. Значит так. Я родился в городе Гаврилов Посад. Это в Ивановской области. 12 октября 1964 года, если быть до конца точным. Но я прожил там в несознательном возрасте всего месяц, после чего мои родители переехали в Муром, где я уже обретался в течение трех лет. При этом наш папа жил в Москве, а в Муром наведывался по делам, связанным с его работой. Так что все детство я провел практически с маманей. Потом отец получил очередное ответственное направление - и я до третьего класса школы оказался в Белгороде. Наконец, спустя несколько лет, отец решил вернуться на свою историческую родину, и наша семья осела в Сергиевом Посаде, откуда рукой подать до Александрова.
- Того самого Александрова, откуда родом Александр Манякин?
- Того самого. Но мы никогда в жизни, ни разу, вместе не играли, хотя город, казалось бы, маленький. И я, и Саша играли в свое время на танцах в разных клубах и, естественно, друг друга знали; вместе нам довелось поиграть только тогда, когда я появился в «Арии».
- Но ведь в юности ты не помышлял о музыке. Насколько я знаю, ты учился в художественной школе и много рисовал.
- Художественная школа началась у меня еще в Белгороде, а потом, когда мы перебрались в Сергиев Посад, я продолжил свое обучение. Я мнил себя художником и презирал музыкантов. Как назло, художественная и музыкальная школы находились в одном здании, поэтому в туалете я часто писал в адрес музыкантов разные нехорошие слова. Я же не знал, что стану музыкантом! Не знал, что это не менее увлекательно и интересно, чем быть художником. Словом, пока суд да дело, я поступил в Загорское училище по специальности резьба по дереву. Там-то я и сломался. Где-то на третьем курсе я понял, что мне очень хочется играть на гитаре. Я снимал и копировал «Deep Purple», джаз... - все что угодно, винегрет был конкретный!
Мы постепенно переключаемся на воспоминания о делах не так давно минувших дней. К слову, с Сергеем Терентьевым я познакомился в 1991 году, когда он только появился в составе замечательной группы «Новый Завет», игравшей христианский - насколько это вообще возможно - рок, и главной достопримечательностью которой был лидер и вокалист со скандальной фамилией Горбачев, удивительно похожий одновременно на Йена Гиллана и Оззи Осборна. «Новый Завет» репетировал в то время на базе т/о «Автограф», располагавшейся в обширных подвальных помещениях кинотеатра «Волгоград», неподалеку от метро «Выхино» (тогда еще «Ждановская»). Там же репетировала и «Ария», так что музыканты «Арии» могли два раза в неделю видеть Терентия, а Терентий, соответственно, их. Но все не так просто. Сергей утверждает, что начал общаться с Холстининым и Дубининым только на записи своего первого сольника на студии «Aria Records». Может статься - я не стану оспаривать этот факт, зная, насколько «деловыми» были репетиции и той, и другой группы. Они запросто могли и вовсе не замечать друг друга. Интересно другое: будучи в составе «Нового Завета», Сергей Терентьев выглядел довольно скучным парнем, сидел в обнимку с гитарой, поджав под себя ноги, и совершенно не походил на того Терентия, весельчака и балагура, хорошо известного уже по «Арии». Скажу больше, рискуя навлечь на себя гнев двухметрового гиганта: Сергей даже гитарной техникой особенно не блистал, играя сплошные риффы в духе раннего «Black Sabbath» и изредка позволяя себе развлечься солячком приблизительно в том же ключе. Наверное, все-таки сказывалось влияние Вячеслава Горбачева, подгонявшего гитариста под стандарты своей группы, потому что сольный альбом Терентьева «Up To Thirty», записанный им в 1994 году, показал, что ему по силам не только заунывные риффы «Нового Завета».
Свою профессиональную деятельность на сцене Сергей Терентьев начал в группе «Слайды », которая официально числилась в Дагестанской филармонии. Последнее обстоятельство, впрочем, отнюдь не помешало Терентию ни разу не посетить этот солнечный край. А впервые он взял гитару в руки лет в пятнадцать, будучи студентом художественного училища, не избежав общего увлечения «Машиной Времени» и подъездными песнями.
Групп, более или менее заметных на российской рок-сцене, в творческой биографии Сергея было несколько. Это «Родмир» и уже упоминавшийся «Новый Завет». В составе «Нового Завета» Сергей записал их последний альбом «Апокалипсис». Этот «шедевр» так надавил на психику музыкантов «Нового Завета», что группа распалась сразу же после его записи, а сам Терентьев остался без работы. Долгое время сидел Терентий дома и плевал в потолок, пока его не разыскал известный энтузиаст и рок-просветитель Сергей Задора, обратившийся к нему с совершенно неожиданным предложением - записать сольный гитарный альбом. Терентьев поначалу подумал, что все это либо шутки, либо проекты в стиле «сделаем ракету, полетим на Марс», однако, поскольку от него кроме собственно гитарной игры ничего не требовалось, дал свое согласие. Дальнейшие действия Задоры показали, что он слов на ветер не бросает. Новоявленный продюсер нашел и спонсоров, и выпускающую контору, и аккомпанирующий состав. Единственная накладка вышла именно с аккомпанирующим составом - ангажированные музыканты из группы «Страйкъ» на репетиции являлись нерегулярно, а потом и пропали вовсе. Но главное для нашей правдивой истории - это тот факт, что Сергей Терентьев со своим альбомом «Up To Thirty» стал первым клиентом студии «Aria Records», где, попивая пивко и водочку, сдружился с Холстининым и Дубининым, а затем, к немалому удивлению последних, незаметно стал штатным работником студии. «Долго к нам подбирался, - ядовито прокомментировал всю эту историю Дубинин, - аки змей».
«Змей» на самом деле очень пригодился «арийцам», когда после самостоятельного «увольнения» Сергея Маврина у них возникли проблемы с записью сольных гитарных партий. Терентьев сразу же стал кандидатом №1. В качестве испытания ему предложили сыграть некоторые куски, отведенные под мавринскую соло-гитару. Сергей не стал долго ломать голову и практически сходу записал свои первые же «мысли», которые он трактует как импровизации. Как оказалось впоследствии, он не прогадал. «Куски» встали на место, а Терентьев был принят в состав самой именитой тяжелой рок-группы России.
- Теперь, если ты не против, расскажи о своем участии в записи альбома «Ночь Короче Дня».
- Ну что тебе рассказать? Все свои соло я готовил здесь, на репетиционной базе в ДК «Чайка». У меня были минусовки, и я периодически показывал Холстинину и Дубинину все, что мне удалось наваять. Холст отечески хлопал меня по плечу и говорил: «Молодец, все здорово!». И тут же добавлял: «Только вот здесь надо, по-моему, - так, а здесь - вот так». То есть, я хочу подчеркнуть, что Владимир делал достаточно конкретные замечания по «драматургии» импровизации, и, как я теперь осознаю, по большей части совершенно справедливые. Холсту за это отдельное большое спасибо.
- Вообще, насколько быстро получилось у тебя адаптироваться к группе «Ария»?
- Не могу сказать, что все это происходило легко и непринужденно. Например, сказывался тот факт, что я в течение долгого времени практически не записывался. Студия сковывает человека, который к ней не привык. Достаточно не побыть на студии с полгодика, как начинается мандраж. Это сейчас, когда я каждый день сижу за пультом, лампочка включенного микрофона уже не действует на мою психику.
- Так все-таки твои соло на «Ночь Короче Дня» - это импровизации или тщательно подготовленные партии?
- На 90% - импровизации. Времени было в обрез, и подготовиться более основательно я бы вряд ли успел. Мне на самом деле не нравится, что я там сделал. Слушаю сейчас и все время думаю: «Что-то неправильно, что-то не так...». Единственно это не относится к соло, которое я придумал в песне «Зверь».
- А какие гитары ты использовал?
- Я записывался на «Gibson Soloist», взятой напрокат. Потом уже, через пару лет, я с большим удовольствием купил себе эту модель.
- Через пару лет - это мы уже подходим вплотную к «Генератору Зла». На этом альбоме ты уже выступил не только как гитарист, но и как автор двух песен - «Грязь» и «Дьявольский Зной». Скажи, а это правда, что сначала твои вещи вообще не планировали использовать?
- Было такое. Чуть раньше я начал заниматься своим вторым сольным альбомом, и «Дьявольский Зной» (тогда он правда еще никак не назывался) был записан вместе с барабанщиком «Мастера» Тони Шендером как инструментал. А потом ситуация резко изменилась, и эта песня потребовалась. Не знаю... в мои задачи, наверное, не входит оценка собственных творений.
- Ну по крайней мере, «Грязь» удалась вполне. Народ ее уже наизусть знает. Стопроцентный хит...
- Народ успел выучить все песни с «Генератора Зла», так что это не показатель. Хотя тебе виднее.
- «Генератор Зла» - твой первый «полноценный» альбом в составе группы. Каково работалось?
- Запись, конечно, шла очень тяжело. Сначала я со сцены свалился, в больницу угодил, потом - время для записи было выбрано не самое удачное: слякоть, грязь, снег и дождь вперемежку. Кипелов чувствовал себя не лучшим образом и ходил вечно простуженный. Альбомы все-таки лучше записывать и сводить летом. Были и творческие проблемы. Допустим, часто мы не могли найти консенсуса, какую аранжировку сделать, какой «момент» вставить, а какой - наоборот, изъять. Ну, это понятно - творческий процесс. Споров было очень много... На самом деле это и хорошо, и плохо одновременно. Факт общеизвестный.
- «Генератор Зла» по звучанию стал едва ли не самым жестким альбомом со времен «С Кем Ты?». Можно предположить, что в этом есть и твоя заслуга? Или это новые барабаны Манякина посеяли такую бурю?
- Ну уж от новых барабанов Манякина звучание гитар никак не зависит. Все гитарные партии записаны по новой технологии, очень примитивной и простой, Для того чтобы записать такие жесткие гитары, нужно было купить несколько современных и дорогих приборов, что, собственно, мы и сделали. Гитары записаны без какой-либо коррекции вообще!
- На самом деле мой вопрос был с некоторым подвохом. Я хотел ненавязчиво поинтересоваться, не получилось ли звучание таким жестким потому, что именно ты больше записывал ритмовые подкладки?
- Я не помню точно, кто, сколько и чего записал. Интересен результат. (Хотя, скажем, песню «Обман» Холстинин записал абсолютно самостоятельно.) То, что по звуку альбом превосходит все предыдущие работы группы, - это факт очевидный. У «Арии» появился новый подход к саунду. Опять же барабаны нам помогал отстраивать Женя Трушин, ведущий специалист в этой области. Его услугами мы воспользовались с огромным удовольствием. Басовый звук мы «придумывали» вдвоем с Дубининым. И надо сказать, что довольно смело мы обошлись с бас-гитарой! Бас записывался с перегрузкой, как и все остальные гитары. Прототипом послужил один альбом, на котором родной «Rickenbacker» прописывали через усилитель, который перегружался по входу. И он звучал там просто шикарно, он рычал! И я предложил Дубинину: «Вот перегруженный «Rickenbacker», давай перегрузим твой «Fender Precision»!». Виталий кричал: «Терентий, вся ответственность за этот звук лежит на тебе! Если получится плохо, то я всем расскажу, что это ты придумал!». Но я был уверен, что нужно делать именно так, а не иначе. Кстати, я не думаю, что «Генератор Зла» - это какой-то особенный, экспериментальный альбом. Просто нормальный альбом с хорошим звуком! (с)