Иллюстрации к рассказу искандера 13 подвиг геракла. Урок-игра "Тринадцатый подвиг Геракла" (Ф

Фазиль Искандер

«Тринадцатый подвиг Геракла».

Юмор и его роль в рассказе.

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 1368 г. Москвы

Шлямова К. П.

Юмор делает серьезное Юмор делает серьезное еще более серьезным… Ф. Искандер

Трагедия

Трагедия

Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор.

Изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех.

Язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт.

Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.

Трагедия

Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор.

Драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт.

Язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех.

Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.

Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры юмор выражает смех веселый, доброжелательный. Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры юмор выражает смех веселый, доброжелательный.

удушение

Немейского льва

убийство

Лернейской гидры

истребление Стимфалийских птиц

Керинейской лани

укрощение

Эриманфского вепря

очистка Авгиевых конюшен

укрощение

Критского быка

похищение коней Диомеда

похищение пояса Ипполиты

похищение

коров Гериона

похищение золотых

яблок Гесперид

укрощение

пса Кербера

Рассказчик – образ человека, от лица которого ведется повествование в художественном произведении. Рассказчик – образ человека, от лица которого ведется повествование в художественном произведении.

Даже во время

смеха не переставал быть отличником.

Его редко ругали, но

ещё реже хвалили.

«Черный лебедь».

Градация (лат. gradatio – ступеньчатое повышение) – постепенное нарастание смысловой или эмоциональной значимости ряда выражений.

«…Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда.» «…Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда.» Домашнее задание: Домашнее задание: Сочинение «Еще один случай на уроке у Харлампия Диогеновича».

Разделы: Литература

Класс: 6

Изучению творчества Фазиля Искандера в школе отводится сравнительно скромное место.

Передо мной стал вопрос: как провести урок, в котором через художественно – выразительные средства, раскрыть образы главных героев, потом и название рассказа, которое требует особого внимания.

Урок по изучению творчества писателя спланирован так, чтобы вызвать интерес к его произведениям, сделан упор на то, что проблемы, поднимаемые писателем, очень актуальны и для нашего времени.

Это второй урок в 6 классе по творчеству Фазиля Искандера из раздела «Писатели улыбаются». Он посвящён углубленному анализу текста.

На первом уроке ребята познакомились с биографией писателя, с его творчеством и прочитали рассказ.

Урок литературы в 6-м классе

Тема: «Образы детей в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг геракла».

Тип урока: урок-исследование.

Вид урока: традиционный.

Методы ведения урока: частично-поисковый, словесный, проблемный, путь анализа литературного произведения исследовательский, кейс – метод.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальный, индивидуальный, в парах.

Образовательные:

  • раскрыть характеры детей;
  • природу смешного в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», показать особенности стиля писателя;

Развивающий:

  • совершенствовать навыки анализа художественного текста, активизация мыслительной деятельности учащихся;
  • продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость, творческие способности учащихся;

Воспитательный:

  • воспитывать интерес к изучаемому предмету, продолжить формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, совесть, чувство юмора.

Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в ваш светлый класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.

– Добрый день, ребята!

2. Эмоциональный настрой

Для начала послушаем музыку. (Звучит музыка из «Ералаша»)

– Я смотрю, вы заулыбались? Что вызвало вашу улыбку? (Это музыка из тележурнала «Ералаш» и, наверное, вы вспомнили смешные забавные истории.)

– Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни – будь то забавный случай, чей – то рассказ или литературное произведение.

Произведения, которые вызывают наш смех, улыбку называются в литературе юмористическими.

Обратимся в словарь литературоведческих терминов на стр. 254.

Найдём определение слова «юмор». Прочитайте его.

– С каким юмористическим произведением вы уже встречались в этом году?

Литературные традиции продолжает в своём творчестве Фазиль Искандер.

Тема нашего урока «Детские образы в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», и вы увидите, что основное средство их создания – юмор.

2. Психологическая подготовка:

– Сегодня мы продолжаем работать с этим рассказом и главным будет вопрос о том, какие нравственные уроки получили ученики. Вы видите, что на доске нет эпиграфа. Его я предложу вам сформулировать в конце урока. Эпиграф должен будет стать наиболее ёмким ответом на основной вопрос урока.

3. Анализ художественного текста.

– Перед нами рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

1. Беседа с учащимися:

  • Где происходят события рассказа? (Школа для мальчиков.)
  • Когда происходят действия рассказа? (Во время Великой Отечественной войны».)
  • По каким деталям это определили? (Имя мальчика Адольф, называет себя Аликом, болезни – тиф, малярия…)
  • Что вы можете сказать о героях произведения? (Они учащиеся 5 б класса.)
  • Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Назовите их. (Это отличник Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров).

Задание 1. Работа по рядам.

Первый ряд составит цитатный план и сделает вывод по образу Шурика Авдеенко.

Второй ряд проделает такую же работу по образу Сахарова.

Третий ряд по образу Адольфа Комарова.

Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

Чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, которые называются художественными средствами:

Одним из таких средств в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» является «ирония».

Сведения о значении этого слова мы найдём …. «В словаре литературоведческих терминов» с.254.

Физкультминутка:

Мы хорошо поработали, а теперь немного отдохнём и посмеёмся вместе.

Ведь смех – это лучшее лекарство.

1. Хотелось скинуть с директора шляпу, она всем порядочно надоела. Он всегда и зимой и летом ходил в одной шляпе, вечнозелёной, как магнолия.

2. Принц Уэльский – опоздавший ученик. Принц никак не мог появиться в нашем классе. Ему здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой на оленей. И если уж ему надоест охотиться за своими оленями и он захочет посетить какую-нибудь школу, то его обязательно поведут в первую школу, что возле Электростанции. Потому что она образцовая.

Вы узнали эти строчки?

Возвращаемся к нашему тексту.

Ребята, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица)

Повествование от 1 лица создаёт правдоподобие, поскольку о себе человек рассказывает сам.

1. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Не выполнил домашнее задание)

– К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным? (Оттягивает время, доктор с медсестрой)

– Смог избежать герой наказания? (Нет.)

Попробуем убедиться в этом, обратившись к тексту:

1. Прочитаем по ролям эпизод на стр. 189.
2. Класс ждёт расплаты, давайте проследим состояние героя:

Состояние главного героя Реакция класса
  1. В воздухе запахло какой-то опасностью.
  2. Захлопнулся маленький капканчик.
  3. Сердце моё с размаху влепилось в спину.
  4. Голос мой подымается прямо из живота.
  5. Казнь
  6. От ужаса и отвращения.

Звонок – погребальный колокол.

Какой троп помогает ярче описать состояние героя?

Троп этот – метафора.

Снова мы обращаемся к нашему помощнику словарю.

  1. Смотрел на меня и ждал
  2. Ждал, что я буду проваливаться
  3. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее
  4. Сдерживал хихиканья
  5. Смеялся
  6. Хохотал

Обратите внимание на подчёркнутые слова.

Что вы заметили. С каждым разом смех становится сильнее.

Вывод: Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает совесть.

– Какой урок извлёк герой?

На этот вопрос вы ответите после прослушивания записи.

Прослушивание аудиозаписи:

(Я подумал, что, если бы мы на днях не содрали с наших дверей табличку с обозначением класса, может быть, докторша не зашла бы и ничего бы не случилось. Я смутно начинал догадываться о связи, которая существует между вещами и событиями.

Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса.

С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам. Каждому своё. Я получил по заслугам.)

Ответы учащихся.

(Герой перестал обманывать, выполняет домашнюю работу.)

Важную роль в нравственном становлении детей сыграл учитель математики Харлампий Диогенович.

Давайте охарактеризуем образ учителя в нескольких словах.

Запишите ассоциативный ряд. (математик, палач, мудрый, грек, Пифагор)

– Обратите внимание на имя учителя.

– Почему герой с благодарностью говорит об учителе? (Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критически, с иронией и юмором).

Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого не было. Название говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом назвать нельзя. (Найдите цитаты из текста)

1. Рефлексия.

В начале урока было дано задание сформулировать эпиграф.

Какие слова или цитаты вы можете предложить? (Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора.)

– Какие нравственные уроки вы вынесли для себя в процессе нашего диалога? (Относиться к жизни с юмором. Ведь юмор позволяет на многие сложные вещи смотреть проще. Юмор несёт радость и отвлекает нас от проблем)

Самооценка.

Домашнее задание.

– Чтобы больше узнать о творчестве Ф. Искандера, прочитайте рассказ «Дедушка». В нём тоже затронуты проблемы нравственного становления подростка.

– Урок окончен. Благодарю за сотрудничество.

Тема. Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

Цель: ознакомить учащихся с биографией Ф.Искандера и его рассказом «Тринадцатый подвиг Геракла», повторить средства выразительности, используемые в художественном тексте, совершенствовать навыки чтения и анализа художественного текста; продолжить развитие коммуникативной компетенции учащихся, развивать интерес к родной литературе; воспитывать внимательное отношение к слову.
Оборудование: текст рассказа, фонохрестоматия, портрет Ф. Искандера, презентация, иллюстрации к мифам о Геракле, раздаточный материал.
Тип урока: урок изучения нового материала, вид урока – урок внеклассного чтения.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Работа над темой урока.

  1. Знакомство с биографией Искандера.
    Слово учителя. (Рассказ сопровождается презентацией).
    Творчество Фазиля Искандера прочно связано с его родиной, с абхазскими горами, яркими красками южного неба и моря, с воспоминаниями детства. Герои книг по большей части земляки автора. Это великие труженики, простые, веселые и гордые люди. Много в этих книгах и товарищей его детства. Сам писатель так сказал о себе: «Я русский писатель, но певец Абхазии».
    В одном из интервью Искандер заметил: «Я никогда не задумываюсь о том, чтобы быть ярко национальным абхазским писателем. Это должно получаться само собой. Я беру тот или иной момент абхазской жизни не потому, что он абхазский, а потому, что вижу в этом талант действительности. «Вот это интересно, – говорю я, – об этом интересно поговорить». А потом это уже оказывается и национально наиболее ярким».
    Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике, куда он приезжал на лето к родным. Отец был служащим. Еще с дореволюционных времен у него был иранский паспорт, поэтому в 1938 году он был депортирован за пределы СССР вместе с другими лицами иранского происхождения. Больше никогда Фазиль Искандер не видел своего отца. Уже будучи взрослым, он узнал о том, что по прибытии в Иран отец его был арестован и отправлен на каторжные работы. Умер он в 1957 году.
    Окончив школу, Искандер отправляется в Москву, где хочет поступить в университет на философский факультет. Это ему не удается. Он становится студентом Государственного библиотечного института. Учась в этом вузе, Искандер пишет стихи, и в 1951 году переходит в Литературный институт им. Горького, который заканчивает в 1954 году.
    В 1957 году вышла первая книга стихов Искандера «Горные тропы». Но настоящая известность пришла к нему с прозой.
    Еще в 1956 году в журнале «Пионер» был напечатан рассказ «Первое дело». Через шесть лет появляются два его новых рассказа – «Рассказ о море» и «Петух». В 1964 году в журнале «Сельская молодежь» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». И в этом же году 8 рассказов Искандера были включены в 5-томник «Библиотеки произведений советских писателей».
    Проза Искандера началась с рассказов о детстве. В своих смешных и трогательных рассказах писатель ставит серьезные нравственные вопросы: что такое честь и бесчестие, достоинство и трусость, в чем состоит коварство, как выражается предательство? Эти вопросы станут в дальнейшем коренными в творчестве Искандера.
    Дома вы познакомились с рассказом «Тринадцатый подвиг Геракла».
    • О чём он? Кто появляется в первых строчках? (Это рассказ о том, как мальчик поплатился за несделанное задание. На первых страницах мы видим учителя математики - Харлампия Диогеновича).
    • Кто ёще действует в рассказе? Для этого выполним небольшую тестовую работу. О ком из героев говориться во фрагменте? (у каждого ученика на парте карточка)

    Рядом со мной сидел тихий и скромный ученик. Звали его _______________. Теперь он себя называл Аликом и даже на тетради писал Алик, потому что началась война и он не хотел, чтобы его дразнили Гитлером. Все равно все помнили, как его звали раньше, и при случае напоминали ему об этом.
    Я любил разговаривать, а он любил сидеть тихо. Нас посадили вместе, чтобы мы влияли друг на друга, но, по-моему, из этого ничего не получилось. Каждый остался таким, каким был.
    _________________подошел к столу, длинный, нескладный, и по липу его было видно, что он так и не решил, что лучше, получить двойку или идти первым на укол.
    Он заголил рубаху и теперь стоял спиной к докторше, все такой же нескладный и не решивший, что же лучше. И потом, когда укол сделали, он не обрадовался, хотя теперь весь класс ему завидовал.
    ________________, пересядьте, пожалуйста, к _________________.
    ________________встает и смотрит на Харлампия Диогеновича вопросительно. Он не понимает, зачем ему, отличнику, пересаживаться к _____, который плохо учится.

  2. Работа над рассказом «Тринадцатый подвиг Геракла».
    Давайте послушаем отрывок из фонохрестоматии. А вы себе в тетради запишите ключевые слова, характеризующие/показывающие этого необычного учителя (Ученики слушают фрагмент, выписывают слова. Проверка).
    - Что мы можем сказать, исходя из услышанного? Как водится, ученики бояться контрольных. Послушаем, как проходили контрольные на уроках Харлампия Диогеновича. Откройте учебники.
  3. Работа с текстом.
    • Подчеркните средства выразительности, которые использует автор для создания ярких образов героев. (Сравнение (с бусами, жёлтыми, как кошачьи глаза), метафора (чёрный лебедь), эпитет (мощные усилия).
    • От чьего лица ведётся повествование? В какое время произошла история, описанная в рассказе? (Послевоенное время, Абхазия. Рассказчик – пятиклассник).
    • Тогда почему же в названии рассказа появляется Геракл? Что это за герой? (Древнегреческий герой, сын Зевса, совершал подвиги).
    • Перечислите подвиги Геракла
      Ученики (с помощью картинок) перечисляют подвиги Геракла .
      «Немейский лев», «Лернейская гидра», «Керинейская лань», «Эриманфский вепрь»,
      «Авгиевы конюшни», «Критский бык», «Кони Диомеда», «Пояс Ипполиты», «Стадо Гериона», «Стимфалийские птицы», «Укрощение Цербера», «Яблоки Гесперид».
  4. Беседа.
    • Назовите в рассказе все, что связано с Древней Грецией. (Название рассказа, Пифагор, греческое происхождение учителя, его отчество, напоминающее о древнегреческом философе Диогене).
    • В чем состоит «философский» смысл рассуждений о школьных математиках? (Старую школьную шутку рассказчик воспринимает совершенно серьезно, что делает ее еще более смешной).
    • Стадион «мешал педагогическому процессу». Как рассказчик выражает невозможность для детей сбежать на стадион с урока математики? (Смешным примером: «Это было все равно, что подойти к директору на перемене и молча скинуть с него шляпу»).
    • Почему дети боялись нарушить дисциплину на уроках математики? (Потому что учитель «заставлял… смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху, самим же учителем»).
    • Зачем учитель предлагает отличнику Сахарову пересесть к Саше Авдеенко? («Пожалейте Авдеенко, он может сломать себе шею». Учитель напоминает мальчику (Саше) о чувстве собственного достоинства. Разговор этот ведется с юмором, потому что, по убеждению писателя, «юмор делает серьезное еще более серьезным». «Шурик Авдеенко сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи»).
    • Какой случай вспоминает рассказчик? (Пересказать эпизод с прививками, связанный с попыткой героя избежать двойки за невыполненное домашнее задание).
    • Как учитель понял хитрость мальчика? (По слову «малярик»).
    • Объясните значение фразы: «Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». («Не бояться этого» – не понимать, что ты смешон, быть глупым).
    • Какое значение имеет слово подвиг? (Смелый поступок).
    • Можно ли назвать подвигом поступок главного героя рассказа? Почему Искандер называет это «подвигом»? (Нет, автор иронизирует).
  5. Чтение по ролям финальной сцены у доски.
    Давайте прочитаем концовку рассказа. Каким образом Харлампий Диогенович дал мальчику урок? (Он воспитывает смехом. Никто не хочет быть смешным).

IV. Подведение итогов урока.

Сегодня мы ознакомились с произведением о детстве. Как и большинство подобных текстов, он многому учит нас, читателей. Но Искандер учит по-своему. В рассказе нет нравоучительности. Мы смеемся вместе с героем. В том числе и над ним самим. Рекомендую вам прочитать ещё несколько рассказов этого автора.

V. Домашнее задание:

составить кроссворд по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла».


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Идея рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» серьезна и глубока. Писатель размышляет над тем, что физическое и социальное мужество совпадают в человеке далеко не всегда, что, обладая физической храбростью, можно остаться трусом в общественной жизни, что даже можно совершить из трусости подвиг, дабы не показаться людям смешным или глупым. И вот вскрывая именно такую каверзную ситуацию, писатель остается верен себе: юмор пронизывает от первой до последней фразы. 1 2 3 4 5 10 5 40 50 10 20 10 20 40 10 50 30 40 50 30 20 40 5 5 10 30 10 30 20 10 Какова, по мнению героя рассказа, была основная черта всех математиков, с которыми ему приходилось встречаться? Все математики были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными. Каким был директор школы? Он всегда: и зимой, и летом - ходил в одной шляпе, вечнозеленой, как магнолия. И всегда чего-нибудь боялся. К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы доктор и медсестра изменили свои планы и пошли ставить уколы на уроке математики? Герою пришлось соврать, что на следующем уроке их класс уходит организованно в музей и отменить это мероприятие невозможно. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников «принцем Уэльским»? Этот ученик позволил себе прийти в класс после учителя, а значит, поставил себя выше всех, как будто являлся титулованной особой. Почему Алик Комаров очень боялся уколов? Он был худым, слабым и малокровным и боялся, что игла попадет в кость. Что общего было у Харлампия Диогеновича с Пифагором? Происхождение и род занятий: оба были греками и математиками. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? Он не решил задачу, заданную на дом. Успокоился, когда узнал, что товарищ тоже не справился с задачей, и все свободное время до уроков играл в футбол. Почему герой не боялся уколов? Он болел малярией, и уколы ему делали «тыщу раз». Какова главная мысль этого рассказа? Надо относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. Это по может сохранить нравственное здоровье человека. Какая деталь внешности Алика Комарова обнаружилась во время укола? Он так побледнел, что на лице его выступили веснушки, которых раньше никто не замечал. Чем отличался Харлампий Диогенович от других математиков в школе? Он сразу же установил в классе образцовую дисциплину. Ни один ученик не смел прогулять его урок. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников на уроке «черным лебедем»? Вытянув шею, он пытался списать контрольную работу у сильного ученика. Подумал ли герой, приводя в класс докторшу, о своих одноклассниках, которые боялись уколов смертельно, до обморочного состояния?Герой думает только о себе и о том, как ему избежать наказания. Этот поступок эгоистичен, так как выгоден только герою. Случайно ли автор дает учителю отчество Диогенович? Конечно, не случайно. Это отчество напоминает нам древнего философа Диогена и говорит о том, что учитель был тоже тонким психологом и философом, учил детей не только математике, но и мужеству, ответственности и порядочности. Почему поступок нерадивого ученика учитель назвал «тринадцатый подвиг Геракла»? Ученик приложил столько изобретательности, столько сил, чтобы спасти себя от двойки! Поистине был совершен подвиг, только Геракл совершим их из храбрости, а наш герой - из трусости признать свои ошибки, поэтому это был лишний, никому не нужный «подвиг». Как Харлампий Диогенович боролся с нерадивыми и недисциплинированными учениками? Он ни на кого не кричал и не уговаривал заниматься, не грозился вызвать родителей в школу. Главное оружие Харлампия Диогеновича - это делать человека смешным. Как Харлампий Диогенович догадался, что герой рассказа не готов к уроку? Мальчик слишком оживленно жестикулировал перед отличником Сахаровым, который решил задачу, и «обнаглев», вызвался провожать докторшу в 5 «А» класс, чтобы отсрочить наказание. Почему Харлампий Диогенович «казался грустным и немного обиженным», когда доктор пришла ставить уколы на его уроке? Ему жаль было сорванного урока и было понятно, что это произошло не безучастия его ученика. Кто это: «Длинный, нескладный, самый мрачный человек из нашего класса, которого я же спас от неминуемой двойки»? Шурик Авдеенко С каким чувством вспоминает рассказчик своего учителя? С чувством благодарности за то, что Харлампий Диогенович закалял лукавые детские души. Почему смех был очень действенным средством воспитания? Когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного, и невозможно пересмеять весь класс. Хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный. Когда происходит действие рассказа? Во время Великой Отечественной войны. Чей это портрет: «Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках. Спокойно перебирал четки с бусами, желтыми, как кошачьи глаза». Харлампий Диогенович. Как изменился герой после этой истории? «С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям и с нерешенными задачами никогда не совался к футболистам». Отчего, по мнению героя, погиб могущественный Древний Рим? «Мне кажется, что Древний Рим погиб оттого, что его операторы в своей бронзовой спеси перестали замечать, что ни смешны». «Я понял, что все счастливые находки детства – это тайный кредит судьбы, за который мы потом расплачиваемся взрослыми. И это вполне справедливо. И еще одно я твердо понял: все потерянное можно найти – даже любовь, даже юность. И только потерянную совесть еще никто не находил». Ф. Искандер особенно глубоко и осмысленно проникся желанием пробудить у читателя сердце разумное. Рассуждая о вечном и суетном, он всматривается в человека, уважая его и любя. Учитель русского языка и литературы ГБОУ «Центр спорта и образования Олимп» Москомспорта Аппазова Светлана Танатаровна


Приложенные файлы

Слайд 2

Описание слайда:

Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929), прозаик, поэт. Родился 6 марта в Сухуми в семье Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929), прозаик, поэт. Родился 6 марта в Сухуми в семье ремесленника. Закончил среднюю школу, получил библиотечное образование. В 1950-е Искандер приезжает в Москву, поступает в Литературный институт, который оканчивает в 1954. Уже в студенческие годы начинает печататься (первые публикации в 1952). Пишет стихи. Работает журналистом в Курске, затем в Брянске. В 1959 - редактор в абхазском отделе Госиздата. Первые стихотворные сборники - "Горные тропы" (1957), "Доброта земли" (1959), "Зеленый дождь" (1960) и другие - получают хорошие отзывы критиков и признание читателей. С 1962 его рассказы начинают публиковать журнал "Юность" и "Неделя".Из этих рассказов автор собирает первую книгу "Запретный плод". Однако по-настоящему широкую известность ему приносит публикация в "Новом мире" «Созвездия Козлотура». Тепло были встречены рассказы и повести: "Летним днем" (1969), "Дерево детства" (1970). Особый интерес к его творчеству вызвал цикл новелл "Сандро из Чегема« (1973). Перу Искандера принадлежат детские рассказы - "День Чика" (1971) и "Защита Чика" (1983), легшие в основу книги рассказов "Детство Чика" (1993). В 1982 в журнале "Юность" вышло произведение писателя - "Кролики и удавы", имевшее необыкновенный успех. В 1987 он опубликовал книгу стихов "Путь"; в 1990 – повесть "Стоянка человека"; в 1991 - книгу публицистики "Поэты и цари"; в 1993 "Стихотворения" и роман "Человек и его окрестности". В 1995 в журнале "Знамя" была опубликована повесть "Софичка". Ф. Искандер живет и работает в Москве. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.