Характеристика татьяны с цитатами. Конспект "цитатная характеристика татьяны лариной"

8. Методика выработки оперантного условного рефлекса

Процедура инструментального научения состоит в том, что положительное или отрицательное подкрепление подается при определенной реакции животного - “правильной” или “неправильной” с точки зрения экспериментатора.

Инструментальное научение классифицируется в зависимости от применяемых методик.

а) “Пробы и ошибки” по-Торндайку. Методика разработана в 1898 году. Проблемная клетка (проблемный ящик) Торндайка представляет собой клетку, которую можно открыть изнутри, нажав на рычаг. Заключенные в клетке животное первоначально пытается убежать, хаотично и безостановочно двигаясь по клетке, но через некоторое время случайно нажимает на рычаг и открывает дверцу. Животное вновь возвращают в клетку. Вторая и третья попытки животного выйти из клетки могут быть случайным повторением, но постепенно животное сосредотачивает свое поведение около рычага. После ряда проб животное, как его только запирают в клетке, нажимает на рычаг и освобождается. Животное учится исключать из своего поведения все, что не ведет к подкреплению и увеличивает число двигательных реакций, которые при предыдущих попытках приводили к подкреплению. Но в начале опыта в поведении животного нет определенной системы - первое подкрепление животное получает случайно.

“Закон эффекта” Торндайка гласит: “Для реакции, за которой следует вознаграждение или состояние удовлетворения, вероятность повторения возрастает, а для реакции, вызывающей вредное или неприятное последствие, вероятность повторения снижается”.

Большинство современных психологов соглашаются с тем, что для объяснения поведения взрослого человека “закон эффекта” имеет ограниченную сферу применения.

б) Свободно-оперантная методика по Скиннеру. Это вариация методики, примененной Торндайком. Отличие от методики “проб и ошибок” в том, что животное подвергается не отдельным пробам, а может совершать любую реакцию в любое время. Обычно в инструментальной установке находится приспособление, например, рычаг, на которое животное должно воздействовать. В опытах, проведенных Скиннером в 1938 году, лабораторная крыса нажимает на рычаг и получает пищу. В начале опыта животное не совершает требуемую реакцию, но за поведение, приближающееся к реакции, которую хотят сформировать, подкрепление получит. Вначале подкрепляется нахождение крысы в той части клетки, где расположен рычаг. Затем подкрепляют поднимание лапы по направлению к рычагу. Постепенно требования к реакции, заслуживающей подкрепления, повышаются. В конечном итоге подкрепляют уже само нажатие на рычаг.

Интересные исследования по выработке оперантных реакций у дельфинов были проведены американской исследовательницей Прайер. В каждой серии проб подкреплялись различные реакции. После того, как какая-либо реакция подкреплялась, в последующих сериях эта реакция уже не позволяла животному получить подкрепление. Когда был исчерпан весь репертуар реакций, на которые способны дельфины, животные стали вырабатывать множество новых, “творческих” реакций.

в) Методики с отрицательным подкреплением. Животное должно вести себя так, как установлено экспериментатором, чтобы избежать болевых стимулов. В наиболее распространенном варианте этой методики используется челночная камера. Она состоит из двух отделений, окрашенных в разные цвета. Отделения сообщаются между собой проемом. Процедура начинается с ряда проб, сопровождающихся сигналом, например, зуммером. Животному дается несколько секунд, чтобы покинуть стартовую камеру и перейти в другую часть установки. Если животное этого не сделает, оно получит удар электротоком через электроды на полу камеры. По мере повторения ряда проб процент успешных избеганий растет. Было показано, что даже среди близкородственных видов животных успешнее обучаются те животные, которые в природе ведут более активный образ жизни.

г) Выработка дифференцировки. В этих опытах животному предлагают два или несколько стимулов и предоставляют возможность как-нибудь реагировать. Реакции на один из стимулов подкрепляются, на другие - нет. Научение состоит в повышении процента реакций на “правильный” стимул. Например, обезьяна будет всегда получать банан, если будет из двух предъявляемых стимулов выбирать стимул красного цвета. Существует очень много вариантов выработки дифференцировки. Некоторые задачи способны решить только животные с достаточно развитым интеллектом.

· Одновременная дифференцировка. Все стимулы предъявляются в одно и тоже время. Задача животного - выбрать правильный стимул.

· Последовательная дифференцировка. Стимулы предъявляются по одному. Животное должно тормозить реакцию в присутствии неправильного стимула.

· Переделка дифференцировки. Значение положительного стимула меняется от одной задачи к другой. Например, животное должно выбирать между красным и зеленым стимулом, причем красный - положительный. Через некоторое время, не информируя животное, начинают подкреплять зеленый стимул. Многие виды животных обнаруживают способность улучшать решение таких задач при их повторении, то есть вырабатывают установку на научение.

· Отсроченные реакции дифференцировки. Приманку на глазах у животного помещают под один из двух предметов. Через длительный промежуток времени животное должно выбрать стимул, который подкрепляется.

д) Научение в лабиринте. Это одна из форм дифференцировок. Первый лабиринт для крыс построил Уильям Смолл в 1900 году. Простейший лабиринт напоминает по форме буквы У или Т. Животное должно идти прямо до точки выбора. Сложные лабиринты имеют много точек выбора. Путь через лабиринт представляет чаще всего дорогу в гнездо крысы или, реже, дорогу к корму. Иногда нахождение “правильного” пути подкрепляется возможностью крысы убить мышь.

В опытах с лабиринтами фиксируются время решения задачи и число ошибок, то есть число тупиков, в которые заходила крыса. Была обнаружена интереснейшая закономерность - число ошибок начинает падать вначале обучения вблизи конца пути, у цели, и лишь затем - в начале лабиринта. Постепенно крысы научаются выбирать кратчайший путь к цели.

е) Научение решению задач на абстрактные понятия. Опыты проводятся на приматах. Под абстрактным понимается частичное свойство воспринимаемого, общее по крайней мере для двух объектов, различных по другим своим характеристикам. Абстрактное понятие люди обозначают словом, например: “больший” или “черный” или “квадрат”. У животных нет описательного языка, следовательно, у них нет понятий, тем не менее, многие приматы способны решать задачи на дифференцировку стимулов, отличающихся абстрактным признаком. Например, из серии предъявляемых стимулов, чтобы получить подкрепление, обезьяна должна выбирать стимул, больший по размеру, причем относительно больший.

Обезьян также научали выбирать стимул по признаку отличия. Животному предъявляли три стимул-объекта, два из которых одинаковы. Чтобы получить подкрепление, обезьяна должна была выбрать “третий лишний”. Ставились задачи на выбор по образцу. Наконец, давались задачи на чередование. Животное должно по очереди выбирать то один, то другой объект (например, то правый, то левый). Более сложными задачами, с которыми приматы все же справлялись, были задачи на двойное и тройное чередование, а также задачи чередования отсроченных реакций.


Наблюдается у стадных животных. Когда животные в случае опасности скопом нападают на хищника. 4. Попрошайничество. Попрошайничество, видимо присутствует как врожденный элемент поведения у детенышей большинства животных и пернатых. Как элемент поведения, он активен пока детеныш не подрастет, затем он видимо затухает, ведь выросшая особь способна сама добывать пропитание. Хотя и зрелом возрасте...

Акты всегда отличаются наличием такой ориентировочной основы действия, такой стратегии и тактики. В этом случае А.Р. Лурия обращался к некоторым классическим опытам, в которых изучалось интеллектуальное поведение животных. Эти опыты были проделаны Кёлером, и получили известность как элементарнейшие опыты с употреблением орудий. Употребление орудий есть всегда типичное интеллектуальное действие. ...

Условно-рефлекторная методика предложена И. П. Павловым в его классических опытах на животных. Основным условием получения условно-рефлекторной реакции является: одновременное применение двух раздражителей, из которых один является индифферентным, а другой имеет для животного жизненное значение (в опытах И. П. Павлова часто применялся в качестве индифферентного раздражителя звук, а в качестве второго - пищевой раздражитель). При этом в коре головного мозга на участках, соответствующих видам раздражений, образуется одновременно два пункта возбуждения, между которыми устанавливается временная связь.

При повторении такого рода сочетаний временная связь между двумя центрами закрепляется, и тогда уже достаточно применения одного индифферентного раздражителя, чтобы вызвать безусловный рефлекс (применяемый звук вызывает слюноотделение, как будто при этом животному подается пища). Следовательно, внешний раздражитель представляется сигналом для условно-рефлекторной деятельности.
По И. П. Павлову, образование условных рефлексов обеспечивается нормальным взаимодействием основных нервных процессов - возбуждения и торможения, их иррадиации, положительной и отрицательной индукции и других сложных физиологических процессов.

Вначале возбуждение в коре головного мозга распространяется на обширную область (иррадиация возбуждения). В этот период условный рефлекс у животного можно получить не только на звук применяемого тона, но и на другие звуки. Затем возбуждение сосредоточивается в отграниченном участке (концентрация возбуждения). Можно полагать, что концентрация возбуждения происходит в пределах области мозга, воспринимающей раздражение, а в остальных участках затормаживается.

Процесс торможения, так же как и возбудительный процесс, может в случае его усиления иррадиировать, а затем концентрироваться в определенном пункте.

Животное начинает дифференцировать раздражители, и безусловная реакция может возникнуть только на звук определенного тона. В ответ на предъявляемые дифференцировки в центральной нервной системе развивается дифференцировочное торможение. Процесс дифференцировки раздражений играет большую роль в анализе явлений окружающего мира.

Если на протяжении некоторого времени применять условный раздражитель без подкрепления его безусловным, на основе которого он выработан, то условный рефлекс может угаснуть (угасательное торможение). Угасший условный рефлекс может быть снова восстановлен применением безусловного подкрепления.

Так же, как и дифференцировочное, угасательное торможение относится, по И. П. Павлову, к внутреннему торможению.

Помимо процессов иррадиации и концентрации, в коре головного мозга при условно-рефлекторной деятельности развиваются и явления индукции, отражающие взаимосвязь состояния пункта раздражения и окружающей его области.

Различают положительную и отрицательную индукцию. Положительная индукция выражается в том, что в окружности области торможения развивается или усиливается возбудительный процесс. Отрицательная индукция - появление пли усиление торможения в окружности пункта раздражения.

Условный рефлекс может уменьшиться или полностью исчезнуть под влиянием постороннего раздражителя (внешнее торможение).

Кроме внутреннего и внешнего торможения, различают еще запредельное «защитное» торможение, которое развивается в тех условиях, когда раздражитель оказывается сверхсильным для раздражаемых элементов нервной системы.

Из сказанного ясно, какой сложный, все время изменяющийся комплекс возбуждения и торможения мы должны иметь в виду, оценивая условно-рефлекторные реакции у животного.

Еще более многообразно протекают нервные процессы у человека с его психической деятельностью и произвольными действиями.

Для изучения условно-рефлекторной деятельности у человека А. Г. Ивановым-Смоленским применена условно-рефлекторно-двигательная методика на речевом подкреплении.

В этой методике условный рефлекс образуется на базе не безусловного рефлекса (как это имело место в опытах И. П. Павлова), а на основе выработанного условного рефлекса, а именно: используются условные связи между словами и действиями, которые они обозначают.

Опыт протекает следующим образом. Исследуемому предъявляется индифферентное раздражение и к нему присоединяется речевое подкрепление (например, «нажмите баллон»). Повторяя сочетание индифферентного раздражителя с речевым подкреплением, можно закрепить условную связь, и тогда испытуемый будет нажимать баллон или делать какое-либо другое движение уже без команды экспериментатора: двигательная реакция возникает условно-рефлекторно.

При изучении условных реакций необходимо учитывать скрытый период реакции и ее величину, так как эти показатели отражают взаимоотношение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Метод условных рефлексов используется для изучения физиологии органов чувств и постепенно внедряется в клиническую практику в целях разработки вопросов патологии анализаторов.

Так, Н. А. Паутов изучал условные рефлексы с целью распознавания притворной глухоты.
И. П. Кутепов также пользовался условными реакциями при исследовании слуховой функции.

Позже С. Г. Кристостурьян использовала условный рефлекс для определения пределов анализа минимальных интенсивностей звуковых частот. Автор обнаружила особенности протекания условно-рефлекторной и условно-оборонительной кожно-гальванической реакций на звуковые сигналы у лиц с различными поражениями звукового анализатора.

В поисках метода объективной аудиометрии Е. А. Михайлова применяла условно-двигательную методику для исследовании слуха у детей.

Для изучения физиологии вестибулярного анализатора также применялся метод условных рефлексов.

А. В. Жукович, вырабатывая вестибулярные условные реакции у людей, отметила особенности образования вегетативных условных реакций на вращение: 1) легкость и быстрота выработки сердечных и дыхательных условных рефлексов; 2) непрочность указанных условных рефлексов; 3) склонность к быстрому угасанию при многократности их повторения.

А. М. Рындина изучавшая условную кожно-гальваническую реакцию на пороговые раздражения вестибулярного анализатора, также подчеркивает легкость образования условных вегетативных реакций на вестибулярные раздражения.

Главная > Документ

Методика выработки (образования) условных рефлексов

    Разработана И. П. Павловым на собаках при изучении слюноотделения при действии световых или звуковых раздражений, запахов, прикосновений и т. д. (проток слюнной железы выводился наружу через разрез в щеке – фистульный метод изучения секреции желёз)

    Подопытное животное помещалось в пустую, изолированную, звуконепроницаемую камеру и закреплялось в стенке, обеспечивающем его относительную неподвижность, т. е. достигалось полное отсутсвие всех раздражителей, кроме экспериментальных

    Все раздражители внешней и внутренней среды разделяются на индифферентные (безразличные), безусловные и условные

Индифферентные (безразличные) раздражители – это все раздражители которые не вызывают в организме каких-либо изменений (напр. свет лампочки, звук, любой предмет, явление среды, определённое время)

      При первоначальном их предъявлении возникает ориентировочный безусловный рефлекс; по мере повторного их предъявления возникает привыкание, т. е. ориентировочный рефлекс тормозится

Безусловный раздражитель – это раздражители, вызывающие безусловный рефлекс (пища, боль, температура)

      Биологически значимые сигналы, реакция на них запрограммирована генетически, а ответные рефлекторные акты врождёнными

Условные раздражители – раздражители, вызывающие условные рефлекс, образующиеся из индифферентных при многократном сочетании их с безусловным раздражителем

Условия выработки условных рефлексов

1. Индифферентный раздражитель должен предшествовать безусловному (опережающее действие)

2. Средняя сила индифферентного раздражителя (при малой и большой силе рефлекс может не образоваться)

3. Достаточная физиологическая сила безусловного раздражителя (должна превышать силу индифферентного раздражителя)

4. Многократное повторение действия индифферентного и безусловного раздражителей

5. Достаточно высокий уровень возбудимости (функциональной активности) нейронов коры головного мозга и всего организма, наличие мотивации, заинтересрванности, отсутствие переутомления, болезни; «отдохнувшая» кора обеспечивает процесс достаточным количеством энергии АТФ

6. Отсутствие действия на кору посторонних раздражителей и других видов деятельности

              В конкретном случае выработки слюноотделительного рефлекса у собаки на свет лампочки, вначале зажигают свет (индифферентный раздражитель), через некоторое время (10-15 сек) подаётся корм (безусловный раздражитель) и какой-то период оба раздражителя действуют одновременно (при этом из фистулы выделяется слюна). При многократном повторении совместного действия раздражителей в ответ на свет лампочки без подачи корма выделится слюна. Аналогичным способом условные рефлексы возникают в естественных условиях

              Условный рефлекс считается выработанным, когда организм систематически реагирует на условный раздражитель без его подкрепления безусловным

              При помещении подопытного животного в реальные условия время выработки условного рефлекса значительно увеличивается, вследствие нарушения условий его выработки

              • Причина возникновения ответной реакции слюноотделения на свет (или любой другой индифферентный раздражитель) в образовании т. н. временной связи между зрительным и сокоотделительным цетрами

Временная связь - цепь нейронов между двумя нервными центрами коры, возникающая при многократном одновременном действии индифферентоного и безусловного раздражтителей и обеспечивающая однонаправленное проведение нервных импульсов (от центра индифферентного к центру безусловного раздражителя)

          Условный рефлекс может образовываться только на базе безусловного за счёт образования временной связи (отсутствие или удаление коры делает невозможным образования временной связи и условного рефлекса)

          • Дуги условного и безусловного рефлексов имеют разное начало, раздражители действуют на разные рецепторы и афферентные (чувствительные) пути тоже различны, но двигательный путь (эфферентный) один и тот же – из центра слюноотделения (пищевой центр продолговатого мозга) к слюнным железам

            • В образовании условных рефлексов большую роль играют также подкорковые структуры и ретикулярная формация, которые активирует кору БП, улучшая условия для образования временной связи

Классификация условных рефлексов

    По виду анализаторов, рецепторы которых воспринимали раздражители: зрительные. слуховые, вкусовые, кожные

    По характеру реакции: пищевые, половые, оборонительные, и др.

    По характеру эффектора: секреторные , двигательные, с желудочные, кишечные, с мочевого пузыря и проч.

    По виду рецепторов: экстерорецептивные – образуются пр раздражении внешних рецепторов – кожи, глаза, уха --- интерорецептивные – образуются при раздражении рецепторов внутренних органов - проприорецептивные – образуются при раздражении рецепторов мышц, сухожилий, суставов, связок

    По эфферентному звену (рабочему органу): соматические, вегетативные

    • Существуют условные рефлексы первого порядка и высших порядков

Условный рефлекс первого порядка(классический) – образуются при при сочетании индифферентного и безусловного раздражителей (на базе безусловного рефлекса)

Условный рефлекс второго порядка(вторичные) – образуются при сочетании индифферентного и условного раздражителя первого порядка (на базе условных рефлефлеса первого порядка)

    На основе рефлекса 2-го порядка можно выработать условный рефлекс 3-го порядка

    У животных удаётся выработать условные рефлексы не выше 3-го порядка; у детей может быть выработан условный рефлекс 5-го и 6-го порядков; у взрослых людей – до 20-го порядка

    Таким образом, в процессе эволюции нервной системы возникла возможность построения цепных нервных временных связей, когда на один условный раздражитель образуется целесообразная многоступенчатая поведенческая реакция

Значение условных рефлексов

    Лежат в основе обучения , получения физических и психических навыков

    Тонкое приспособление вегетативных, соматических и психических реакций к условиям среды

    Передача информации от одного поколения к другому (с помощью подражательных рефлексов)

    Динамический стереотип – объединение условно-рефлекторных действий для оптимизации осуществления относительно сложных двигательных и психических актов

    • Осуществляется на основе образования в коре головного мозга сложного комплекса временных связей, позволяющего осуществлять многокомпонентные ответные реакций с минимальной затратой энергии (в автоматическом режиме)

      Лежит в основе привычек., навыков (производственных, учебных, спортивных, бытовых и др.) – езда на велосипеде, плаванье, танцы, письмо, игра на музыкальных инструментах, работа с приборами, трудовые операции, стирка, самообслуживание, проявления радости, соблюдения правил и уставов, профессиональные навыки и др.

Торможение условных рефлексов

      Нормальная деятельность мозга и условно-рефлекторных механизмов основана на взаимодействии возбуждения и торможении; возбуждение ведёт к выработке и проявлению условных рефлексов, а торможение - к их подавлению

Торможение – активный нервый процесс, ведущий к регуляции и подавлению возбуждени, ослаблению и исчезновению услоных рефлексов

Фнкции торможения

    Один из основных механизмов образования условных рефлексов (без торможения их образование не возможно)

    Регуляция (уточнение, координация) и подавление процессов возбуждения

    Тонкое различение раздражителей, предметов и явлений, оценка их биологической значимости

    Регуляция интенсивности условных рефлексов (вплоть до исчезновения)

    Адаптация поведения (нервной деятельности) к изменяющимся условиям среды обитания

    Основа обучения и воспитания

    Оптимизация энергетических затрат нервных субстратов

    Выделяют два вида торможения условных рефлексов: безусловное(внешнее) и условное (внутреннее)

Безусловное (внешнее) торможение

Безусловное (врождённое, внешнее) торможение врождённое, генетически запрограммированное торможение, которое вызывается посторонним для данного рефлекса внешним раздражителем

    Возникает быстро, без предварительной выработки и удерживается недолго

    Различают два вида безусловного (внешнего) торможения: индукционное (внешнее) и запредельное (охранительное)

Индукционное (внешнее) торможение

      Развивается при действии постороннего, неожиданного, сильного раздражителя из внешней или внутренней среды

      • Сильный голод, переполненный мочевой пузырь, боль или половое возбуждение тормозит у обученных животных и человека ранее выработанные условные рефлексы

    В качестве постороннего раздражителя внешней среды могут выступать любые раздражители, если они имеют достаточную силу или другие, более сильные, условные и безусловные рефлексы (собака не выполнит команду «сидеть», если поблизости окажется кошка)

    Внешнее торможение начинается с ориентировочного безусловного рефлекса

      Например, если для собаке со стойким слюноотделительным рефлексом на свет лампочки в момент подачи условного раздражителя (света) прозвенит громкий, неожиданный звонок, рефлекс исчезнет, слюна не выделится

      Вид врача в белом халате и запах лекарств в кабинете не вызывает отрицательного условного рефлекса у ребенка, если продемонстрировать ему яркую, большую игрушку

      Появление начальника более высокого ранга тормозит у подчинённых условные рефлексы на нижестоящее руководство

      • Причина внешнего торможения – возникновение в коре нового, сильно возбуждённого очага возбуждения, мобилизующего все энергетические ресурсы, что вызывает прерывание временной связи условного рефлекса

        Значение индукционного(внешнего) торможения заключается в том, что в каждый момент времени человек (и животное) реагируют на самый сильный раздражитель внешней и внутренней среды (боль, голод), который может оказаться наиболее важным для жизни, т. е. оно носит адаптивный, приспособительный характер

Запредельное (охранительное) торможение – торможение, развивающееся под влиянием сверхсильного или очень длительного условного раздражителя

    Развивается при действии слишком сильного или слишком длительного условного раздражителя (если собаке с прочным слюноотделительным рефлексом на звук рожка подать очень громкий сигнал рожка рефлекс либо значительно уменьшится, либо исчезнет;то же самое возникнет, если сделать звук очень продолжительным

    • Например, сверхсильная боль вызывает у человека болевой шок – отсутствие реакции на все раздражители

      Возможно развитие запредельного торможения при слишком частой подаче условного раздражителя, вызывающего быстрое истощение энергетических ресурсов (например, свет лампочки, вызывающий слюноотделение у собаки будет подаваться через каждые 5 минут)

    Причина торможения в том, что нейроны имеют предел работоспособности, при превышении которого процесс возбуждения сменяется охранительным торможением, защищающим нервные субстраты от повреждения действием сверхсильного раздражителя

Условное (внутреннее) торможение

    Возникает не сразу, требует специальной выработки, сохраняется относительно долго

    Причина условного торможения – систематическое неподкрепление условного раздражителя безусловным, вызывающее образование в коре больших полушарий т.н. тормозного центра , замыкающего на себе временную связь

    • Тормозной центр образуется внутри дуги условного рефлекса из центра условного (индифферентного) раздражителя, поэтому этот вид торможения и называют внутренним

Биологическое значение

    Точный анализ действующих на организм раздражителей, различение предметов и явлений среды

    Основа процесса обучения и воспитания

    Тонкое приспособление поведения к изменениям ситуации , оптимизация энергетических затрат мозга

    Различают четыре вида условного торможения: угасательное, дифференцировочное, запаздывающее и условный тормоз

Угасательное условное торможение

    Развивается при систематическом неподкреплении условного раздражителя безусловным

    • Если условный раздражитель повторять через короткие промежутки времени без подкреплениея его безусловным, то величина условного рефлекса будет уменьшаться, пока совсе не исчезнет. Теперь действие условного раздражителя вызовет в нервном центре не процесс возбуждения, как раньше, а процесс торможения

      Например, если животному с устойчивым слюноотделительным рефлексом подавать условный раздражитель (световой или звуковой сигнал) и не подкреплять его пищевым подкреплением, то количество слюны будет прогрессивно уменьшаться и вскоре прекратиться совсем (условный раздражитель опять превращается в индифферентный)

      Если систематически не отпускать учащихся после звонка с урока на перерыв, они перестанут реагировать на него

      Если систематически не проверять у учащихся домашнее задание, они перестают его выполнять

      При изменении времени обеденного перерыва, прежнее время перестаёт вызывать сокоотделение в органах пищеварения

Биологическое значение – торможение биологически нецелесообразных реакций, отмена рефлексов, утративших актуальность

Дифференцировочное условное торможение

    Если использовать раздражитель, сходный по своим параметрам с условным, то он вызовет условный рефлекс такой же величины, как и условный раздражитель. Но если данный раздражитель применить несколько раз без подкрепления, то он перестаёт вызывать условный рефлекс

    Явление реализации условного рефлекса на все сходные с условным раздражители назывется генерализация

    Развивается при повторном подкреплении одного раздражителя и неподкреплении другого; чем ближе по своим параметрам раздражители, тем тоньше дифференцировка

    Дифференцирование раздражителей лежит в основе анализа раздражителей, их тонкого различения (в лаборатории И. П. Павлова было установлено, что собаки способны отличить 100 ударов метронома в минуту от 96, отличить 50 оттенков от белого до чёрного)

    Дифференцировочное торможении является физиологической основой различения биологически значимой информации, обучения и воспитания человека и животных

Запаздывающее торможение

    Если между началом действия условного раздражителя и его подкреплением проходит значительное время (2-3 мин), то осуществление условного рефлекса отодвигается к моменту безусловного подкрепления (запаздывать во времени)

    Эффкт действия условного раздражителя состоит из двух фаз: начальной – недеятельной и второй – деятельной. В недеятельную фазу в корковом центре условного раздражителя развивается внутреннее торможение – запаздывающее

    Если при выработке слюноотделительного рефлекса на звонок подкрепление производить через 3 мин после звонка, то слюноотделение будет начинвться тоже через такое же время

Условный тормоз

    Развивается, когда к условному раздражителю, на который выработан прочный условный рефлекс, добавляется одновременно какой-то индифферентный раздражитель, и этот новый комплекс раздражителей не подкрепляется безусловным

    Например, если учитель приходит на урок один, урок всегда происходит, а если - с посторонним человеком, то урока, как правило, не бывает (посторонний человек – условный тормоз, затормаживающий условные рефлексы подготовки к уроку у учащихся)

Взаимоотношене возбуждения и торможения в коре больших полушарий

Иррадиация - распространение процессов возбуждения или торможения из очага их возникновения на другие области коры

    Примером иррадиации процесса возбуждения служит генерализация условных рефлексов (в начале выработки условного рефлекса не только условный раздражитель вызывает реакцию, но и другие, сходные с ним, посторонние раздражители)

    Процессы иррадиации, достигнув определённой границы распространения, могут вновь возвращаться в исходный пункт – процесс концентрации возбуждения или торможения

    При дальнейшей выработке условного рефлекса иррадиация всё больше и больше ограничивается и возбуждение сосредотачивается, концентрируется в группе нейронов условного раздражителя (при неподкреплении всех других раздражителей, кроме условного)

Концентрация процесс ограничения иррадиации, ведущий к сосредоточению процессов возбуждения или торможения в узких, локальных группах нейронов(нервных центрах)

Индукция – взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре полушарий, приводящее к ограничению иррадиации и усилению концентрации нервных процессов (возможна и в низших отделах ЦНС – спинном мозге и стволе головного мозга)

    Различают положительную и отрицательную индукцию

Положительная индукция явление резкого увеличения силы условного рефлекса при действии условного раздражителя сразу после действия раздражителя, тормозящего условный рефлекс (тормозного)

    Например, удовольствие от игры с оловянными солдатиками больше на уроке (в условиях запрета на этот вид деятельности0, чем дома, на диване («запретный плод слаще»)

Отрицательная индукция - явление торможения условного рефлекса при внезапном действии побочного раздражителя, вызывающего ориентировочный рефлекс

    Например, внешнее индукционное торможение, при котором очаг внезапного возбуждения индуцирует тормозное состояние в других центрах коры, препятствуя условнорефлекторной деятельности (сильный испуг тормозит множество знаний и умений человека)

Сон - периодически наступающее жизненно необходимое функциональное состояние организма, характеризующееся специфическим комплексом соматических и вегетативных проявлений

    Является приспособительным проявлением циркадного биоритма сон – бодрствование , приуроченный к суточной смене дня и ночи

    Сон – универсальное явление в живой природе; он присутствует не только у высших, но и у низших животных, не имеющих центральной нервной системы

    Во время сна меняется деятельность всех органов и систем организма

Физиологические изменения во время сна

    Выраженная обездвиженность

    Понижения мышечного тонуса, тонуса сосудов, коры больших полушарий

    Понижается частота и глубина дыхания, сердечной деятельности (пульса), величина кровяного давления

    Изменение интенсивности метаболизма (усиление ассимиляционных процессов, снижение энергетического обмена)

    Понижение возбудимости нервной системы

    Активация парасимпатического отдела вегетативной нервной системы

    Повышение температуры тела

    Нарушение координации движения и равновесия (координация движений глазных яблок)

    Отсутствие реакции на чувствительную информацию анализаторов (экстерорецепторов)

    Ослабление или исчезновение реакции на условные раздражители (отсутствие условнорефлекторной и высшей нервной деятельности)

Значение сна

    Абсолютно необходим для поддержания жизнедеятельности организма (при длительном отсутствии сна наступают патологические изменения, приводящие к смерти)

    Охранительная функция (сохранение нервных субстратов мозга); освобождение мозга и тканей организма от токсичных продуктов обмена веществ и избыточной информации

    Перевод информации из кратковременной в долговременную память

    Восстановление метаболических и энергетических запасов в тканях и мозге, мобилизованных в период бодрствования (синтез РНК, белков, АТФ)

    Адаптация организма к ритмическому характеру изменения абиотических факторов внешней среды (циркадным ритмам – периодической смене дня и ночи)

Причины возникновения сна

    Существуют несколько гипотез и теорий причин возникновения сна:

Химическая гипотеза – причиной сна является отравления клеток мозга токсичными продуктами жизнедеятельности, образующимися во время бодрствования (при переливании крови сметрельно усталой собаки здоровой собаке она немедленно засыпает) ; во время сна происходит детоксикация организма

Нейронная теория (теория торможения) – создатель теории И. П. Павлов

    В работающих нейронах коры головного мозга при определённой степени утомления возникает процесс запредельного(охранительного) торможения, прекращающего деятельность данных клеток. Это торможение иррадирует, охватывая всю кору и даже распространяется на подкорковые центры, в результате чего наступает качественно новое состояние нейронов – активный сон (т.е. сон – общее охранительное торможение коры полушарий мозга)

    Торможение клеток коры головного мозга предохраняет их от разрушения, способствуя восстановлению веществ, расходуемых в деятельном состоянии (РНК, белков, АТФ)

    Отдельные ценры коры сохраняют возбудимость даже во время глубокого сна. И. П. Павлов назвал такие центры «сторожевыми», т. к. они дают возможностьбыстрого пробуждения при воздействии жизненно важных раздражителей (например, смертельно усталая мать, которую ничем невозможно разбудить, мгновенно просыпается, если её ребёнок пошевелился во сне)

    Другой причиной сна является ограничение или отсутствие афферентных (чувствительных) раздражений - такой сон И. П. Павлов называл пассивным

    • Больные, у которых несколько органов чувств были повреждены постоянно пребывали в сонном состоянии; собаки. у которых экспериментально выключались зрение, слух и обоняние впадали в сонное состояние и просыпались только под действием сильных раздражений внутренних органов, например переполненного мочевого пузыря

Синтетическая теория (современные представления о природе сна)

        Имеет место и токсикация организма продуктами жизнедеятельности и охранительное торможение коры полушарий мозга и ограничение чувствительной информации, поступающей в мозг от анализаторов

        В развитии сна участвуют также подкорковые образования – ретикулярная формация ствола мозга, ядра серого вещества гипоталамуса и таламуса промежуточного мозга (при их электрическом стимулировании наступает сон – «центр сна»)

        • Вся совокупностьподкорковых структур, участвующая в развитии сна получила название гипногенной системы , которая блокирует восходящие чувствиетльные импульсы и и снижает тонус коры, вызывая глубокий сон

          При реререзке ствола на уровне середины варолиевого моста наблюдается отсутствие сонного состояния, животное в этом состоянии постоянно бодрствует

          Для состояния бодрствования характерна энцефалограмма с пробладанием высокочастотного бета-ритма, а при развитии сна начинает преобладать низкочастотнае высокоамплитудные медленные сигма-волны, что указывает на торможение

          Механизм бодрствования и сна представляется следующим образом. Ретикулярная формация ствола мозга и таламус промежуточного мозга оказывают на кору постоянные активирующие воздействия (от экстерорецепторов анализаторов). Активная кора тормозит гипногенные центры ствола мозга (гипоталамус) и препятствует генерализации торможения, исходящего из лобной области коры. При уменьшении влияний, активирующих кору (интоксикация, отсутствие раздражений органов чувств) снижается её тормозное действие на гипногенные центры головного мозга и возникает сон

    Большое значение в развитии и регуляции сна имеют гуморальные факторы: гормоны и нейрогормоны – гаммааминомаслянная кислота (тормозной медиатор синапсов), серотонин, меланотонин, олигопептиды мозга с морфиноподобным действием (эндорфины и энкефалины )

Механизмы сна. Структура сна

            Электроэнцелаграфическими исследованиями установлены два типа сна: медленный (ортодоксальный) и быстрый (парадоксальный), которые последовательно сменяют друг друга в течение ночи

            Совокупность одного периода медленного и быстрого сна образует цикл сна (продолжительность одного цикла – 90 -100 мин) ; в стуктуре сна осуществляется 4 -5 циклов за ночь

Медленный (ортодаксальный) сон

            С этого вида начинается сон человека

            Продолжается 50 - 80 мин, а затем сменяется быстрым сном; повторяется в течение 4 -5 раз

            Характеризуется полной неподвижностью, понижением температуры и уровня обмена веществ, снижением артериального давления, урежением дыхания и пульса, медленными волнами на электроэнцефалографическом экране, регистрирующем биотоки мозга

            Физиологическое значение медленного сна заключается в восстановительных процессах в нервноых структурах, прежде всего биосинтезе РНК, белков, ферментов и АТФ

Быстрый (парадоксальный) сон

    Наступает после периода медленного сна и продолжается 10 -15 мин; затем опять сменяется медленным сном; повторяется в течение ночи 4-5 раз

    Характеризуется быстрыми движениями глазных яблок (БДГ-сон), повышением температуры, двукратным увеличением мозгового кровотока, снижением тонуса скелетных мышц , резко усиливаются вегетативные процессы: пульс и дыхание учащаются, повышается кровяное давление, отмечается гиперфункция эндокринных желёз и повышение гормональной активности, движениями конечностей, на электроэнцефалограмме появляются высокочастотные низковольтные волны как при бодрствовании, но сон не прерывается, а становится наиболее глубоким (разбудить человека в это время особенно трудно)

    При быстром сне создаются условия для галлюцинаций, бреда, возможны произнесение слов, смех, возникают сновидения

    Причина сновидений – возникновение повышенной активности в перевозбуждённых отделах коры, активация подкорковых информационных центров, хранилищ долговременной памяти и отсутствие контроля сознания, подавляющего во время бодрствования эти центры, что обеспечивает фантастический характер сновидений. Сновидения – абсолютно необходимый для восстановлениямозга активный нервный процесс

    В период парадоксального сна происходти освобождение мозга от вредных продуктов обмены веществ, перевод инфомации из кратковременной памяти в долгосрочную

    • В процессе фоло- и онтогенеза время, затрачиваемое на парадоксальный сон, увеличивается. Так у амфибий и рептилий он отсутствует, у птиц занимает 0,3 % от общей длительности сна, у собаки – 20%, у взрослого человека -25%, у новорожденных парадоксальный сон занимает до 84% от времени сна

      При искусственном сокращении или лишении времени парадоксального сна (для этого испытуемого будили каждый раз в момент наступления этой стадии) люди отмечали отсутствие эффекта отдыха и восстановления, более того в последующие дни происходило избыточное его восполнение, длительность этой стадии и частота её возникновения резко возрастали за счёт укорочения медленного сна

В своем романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин воссоздал все представления об идеальной русской девушке, создав образ Татьяны, которая была его любимой героиней. Он доносит мысль, что русская девушка должна быть искренней, с богатым духовным миром, самоотверженная.

Впервые читатель встречается с Татьяной в поместье у ее родителей. С детства она отличалась спокойствием и задумчивостью. Этим девочка была не похожа на других детей и даже со своей сестрой они были совсем не похожи характерами, детские шалости ее не привлекали, она предпочитала оставаться наедине с собой. Не зря Пушкин сравнивает Татьяну с лесной ланью, которая всего остерегается и предпочитает прятаться. Она любила книги, потому что с детства няня читала ей сказки и предания, а поскольку поместье ее родителей находилось далеко от городской суеты, Татьяна очень любила природу.

Татьяна приметна не своей внешней красотой, а тем, что она очень естественна, задумчива и мечтательна. Ей сложно найти человека, понимающего ее внутренний мир.

Повзрослев, Татьяна очень ждет большой любви, поэтому, повстречав Онегина, сразу же влюбляется в него. Он привлекает ее своей загадочностью. Любовь поглощает Татьяну, она не может найти себе места, поэтому, принимает решение рассказать о своих чувствах Евгению. Пушкин льет слезы вместе с Татьяной, потому что знает, что история эта закончится печально.

Наивная Татьяна искренне надеется, что ее чувства взаимны, но Онегин отвергает ее чувства. Письмо Татьяны его очень тронуло, но больших чувств оно в нем не пробудило. Он говорит о том, что даже если он полюбит Татьяну, то разлюбит ее, потому что быстро привыкнет к тому, что она рядом. А Татьяна его продолжает любить.

Позже Татьяна выходит замуж и становится известна в свете. Она перестала быть наивной девушкой, она выросла духовно, но главного она не потеряла. Хоть и изменилась внешность Татьяны, внутри она осталась так же естественна и проста. Когда она вновь встречается с Онегиным, она ничем не выдает своих чувств. С ним она ведет себя сдержанно и сурово, хоть и по-прежнему сильно его любит. Она плачет, когда читает его письмо, потому что счастье так близко, но теперь у нее есть муж, которому она будет верна.

Сочинение про Татьяну Ларину с цитатами

«Я к вам пишу, чего же боле…» - эти строки наверное знает каждый школьник. Но только юная девушка томно вздохнет, вспомнив героиню полюбившегося романа. Татьяна Ларина – воплощение простоты и скромности.

Как же неприметно, но со вкусом сравнивает Александр Сергеевич Пушкин двух сестер: Татьяну и Ольгу.

Ольга открыта, кокетлива, изящна и красива. Стоит отметить, что именно с этой сестры начинает автор свой рассказ. И только потом, как бы, про между прочим, говорит: «её сестра звалась Татьяной». Здесь, творец, наконец, обращает внимание на юную особу, не отличавшуюся красотой и свежестью очей.

Интересно, что о внешности самой Татьяны Пушкин не пишет ни слова. Читатель не знает, как она сложена, какой у нее цвет глаз. Читатель лишь рисует в своем воображении девушку полностью противоположную красавице Ольге. Но это ничуть не хуже, ведь в самом начале романа Ольга не производит впечатление воспитанной девушки.

«Она ж в семье своей родной казалась девочкой чужой» - наверное, именно после этой фразы у читателя появляется большая расположенность к девушке, не знавшей счастья в родной семье.

Как можно заметить, еще одна напасть появляется на пути девушки. Евгений Онегин. Первые наивные настоящие чувства заставляют девушку, не задумавшись написать своему избраннику письмо. Ах, как же неправильно это было для девушки того времени. И всё-таки, письмо очаровывает читателя трогательными речами, немой молитвой, любовью, которая читается между строк.

«Я к вам пишу…» - первая строчка письма как нельзя точнее описывает её, казалось бы, унизительное положение. Не зря при прочтении стоит ставить логическое ударение на первое слово. Именно она отважилась на этот поступок. Вероятно, Татьяна думала, что это быстро расположит Евгения к ней. Как же она просчиталась. Отвегнутая своим милым, она была вынуждена вскоре выйти замуж за другого.

Нельзя разделить в этом произведении Татьяну и Евгения, так как только по прошествии времени он, возможно, осознал всю иронию ситуации, которая произошла так давно. И как же меняют годы милую Татьяну. На людях она держится изящно и гордо. Во взгляде читает женственность, которая пришла к ней с годами. В ней нет всё еще нет ни кокетства, ни жеманности, ни желания понравится. Однако, и Евгению уже не это нужно. Но кинувшись к ногам Татьяны, слышит герой всем известную фразу: «Я вас люблю. (К чему лукавить?) Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

Вот так и закончилась история любви, которая навсегда изменила русскую классику.

Вариант 3

А.С.Пушкин – художник женских образов в литературе XIX века. Портреты современниц встречаются практически в каждом произведении писателя. Поиск женского идеала для Пушкина одна из ведущих тем в его творениях.

Одна из прекраснейших пушкинских героинь- Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин». Истинный идеал девушки воплотил в этом образе автор. Красота русской души, нравственные принципы, умение любить- все тонкими нитями переплетены в характеристике девушки.

В самом внешнем описании Татьяны чувствуется русская народность. Несмотря на дворянское происхождение, для нее близок деревенский уклад жизни. Никакие светские балы, роскошь Петербурга не заменит для нее тишину лесной глуши, восход солнца, гармонию с природой. Сама Ларина подобна «боязливой лани», она молчалива, дика, печальна.

Выросшая в поместье, она с детства впитала в себя национальный характер через сказки, народные песни, традиции и веровании. Доказательством служит вера героини в сновидения. Филипьевна для Татьяны, как няня Арина Радионовна для поэта, неиссякаемый родник народной мудрости. С молоком матери героиня впитала в себя чувство долга и порядочности, для нее четко разграничено понятие добра и зла.

Татьяна далеко не глупа, автор наделил ее яркой индивидуальностью. Она не подобна городским девушкам- дворянкам, в ней нет притворного кокетства, глупой жеманности. Ее любовь к Онегину искренняя и на всю жизнь. Открывается она ему по чисто женски через письмо. Только в нем она может открыта сказать о своих чувствах. Трогательность признания еще раз подчеркивает чувствительную натуру героини. Пушкин любит свою героиню, с ней он «льет слезы», зная об уготованной ей участии.

Отвергнутая Евгением, Татьяна находит в себе силы жить дальше. Автор показывает нам уже другую Ларину. Девушка вышла замуж, ее интеллектуальное развитие и строгое воспитание легко позволили ей стать настоящей светской леди. Встретив Евгения, Татьяна высоко и надменно отказывает ему в любви. Чувство долго выше все еще оставшейся в душе любви. Пушкин показывает взросление героини, но в душе эта вся та же чистая и искренняя девушка. Высший свет не испортил ее индивидуальности, она не стремиться казаться лучше, чем есть на самом деле. Человеческие ценности все также остаются для героини высшим законом.

Получив теперь уже письмо от Онегина с признанием в любви к ней, она не осуждает его. Любовь не прошла в ее сердце и счастье близко, но есть чувство чести и долга. Оно для Лариной главнее собственного счастья.

Не одно поколение молодых девушек выросло на образе пушкинской Татьяны. Сильная духом, верная сердцем - она всегда служила и служит примером безграничной чистоты прекрасного пола человечества.

Несколько интересных сочинений

  • Почему Очумелов хамелеон - сочинение

    Полицейский надзиратель Очумелов является главным героем рассказа А. П. Чехова «Хамелеон». Именно из-за его поведения произведение имеет такое говорящее название.

  • Критика о повести Невский проспект Гоголя и отзывы критиков

    Многие критики оставили свои отзывы о написанной Гоголем повести под названием «Невский проспект». Одним из критиков, который оставил свой отзыв был Александр Сергеевич Пушкин, отзывающийся о повести весьма лестно

  • Анализ рассказа Платонова В прекрасном и яростном мире

    Произведение относится по жанровой направленности к философской прозе писателя, имеющей автобиографические моменты, раскрывающей в качестве основной тематики поступки обыкновенных русских людей

  • Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова доклад, сообщение 9 класс

    Большое количество поэтов и лириков имели тяжелое детство, которое зачастую было связанно со смертью близких или дорогих людей поэтам. Одним из таких поэтом был Лермонтов

  • Анализ рассказа Еж Пришвина

    Рассказ является произведением, раскрывающим гармонию во взаимоотношениях человека с окружающей природой. В качестве основных персонажей рассказа писатель представляет лесного ежика и рассказчика, от лица которого ведется повествование в произведении.

Цитатная характеристика Татьяны Лариной, цитаты к образу

Татьяна Ларина – героиня романа в стихах «Евгений Онегин». Это девушка из провинции, выросшая в сельском поместье своих родителей, в окружении природы и простых крестьян.

«Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна…»

Характер Татьяны – задумчивый, мечтательный. С детства она любит читать книги, слушать рассказы няни - вместо того, чтобы рукодельничать, прихорашиваться, вертеться у зеркала – то есть заниматься тем, чем занимаются другие девочки.

«Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

И были детские проказы

Ей чужды: страшные рассказы

Зимою в темноте ночей

Пленяли больше сердце ей…»

Юная Татьяна наивно верит во все, написанное в книгах. Романтическая любовь, которой полны романы, пленяет ее. Она сама способна влюбиться так же глубоко и так же пылко.

«Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо…»

Когда в уезде появляется новый сосед, Евгений Онегин, он становится героем романа Татьяны. Онегин умен, умеет себя подать, к тому же ухожен и хорош собой. Он приехал из столицы и явно выделяется своим образом мыслей, неординарностью личности среди скучных и стандартных соседей-помещиков. Татьяна влюбляется в него.

«Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь…»

Татьяна пишет Онегину письмо, где признается в своих чувствах. У нее и в мыслях нет поиграть, пококетничать, какими-нибудь уловками завлечь своего избранника:

«За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

За то ль, что любит без искусства,

Послушная влеченью чувства,

Что так доверчива она,

Что от небес одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным?...»

«…Кокетка судит хладнокровно.

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя.»

Любовь Татьяны терпит крах: избранник не отвечает на ее чувства, а пытается «по-дружески» давать советы. Затем разыгрывается трагедия, Онегин на дуэли убивает Ленского и уезжает. Татьяна начинает лучше понимать личность возлюбленного. Но и ей приходится менять свою жизнь. В деревне нет подходящих женихов, а Тане уж давно пора замуж. Ее привозят в Москву, в высшее общество:

«…Ее находят что-то странной,

Провинциальной и жеманной,

И что-то бледной и худой,

А впрочем очень недурной…»

Спустя несколько лет Онегин неожиданно встречает Татьяну в Петербурге. Она замужем за генералом и стала королевой высшего света, но при этом не изменила себе:

«…Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

Все тихо, просто было в ней,

Она казалась верный снимок

Du comme il faut...»

«…Как изменилася Татьяна!

Как твердо в роль свою вошла!...

Кто б смел искать девчонки нежной

В сей величавой, в сей небрежной

Законодательнице зал?...»

В душе Татьяна осталась прежней. Успехи в свете не затмили ей разума:

«А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…»

Любовь Татьяны к Онегину так же жива, как и в былые времена, когда она была застенчивой деревенской девушкой. Но у Татьяны есть честь и достоинство женщины. Будучи замужем, она отказывается от романа с Онегиным, пусть даже теперь ее любовь стала взаимна. Онегин полюбил ее, но она не станет обманывать мужа:

«…Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».