К. Паустовский

? С. 157 Что ты можешь сказать о Маше: она любознательная? добрая? впечатлительная? Что известно о её семье: о маме, папе и няне Петровне?

Маша любознательная . Это видно из того, какие вопросы её волнуют: «И было непонятно, как с такого чёрного неба может слетать такой белый снег. И ещё было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона…». Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом…».

Маша добрая девочка – она заботится о раненом воробье: «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щёткой, накормила и выпустила». Очень переживает, что по её вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».

Впечатлительность Маши ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «– Золушка! – тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены». Это проявляется и в том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка всё время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».

Чтобы ответить на вопрос о Машиной семье, нам придётся ещё раз внимательно просмотреть текст. Машин отец был моряком, потом он «ушёл на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется не скоро, только весной».

Машина мама – балерина: «…она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу»; «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу».

Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей. Из текста понятно, что Петровна уже пожилой человек, что она добрая и немного строгая.

Как у Маши складываются отношения с птицами: с вороной и с воробьём Пашкой?

Надо отметить, что ворона вызывает у Маши большой интерес. Она кажется девочке непонятной, загадочной. Маша вместе с Петровной часто видит мокрые следы на столе, оставленные вороной, когда никого нет в комнате. Сначала Маша наблюдает за вороной из окна («…непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу»). Затем Маша открывает форточку и прячется за шкаф, чтобы «посмотреть, как ворона протискивается в форточку». Этот эксперимент заканчивается большой неприятностью: похищен мамин стеклянный букетик, подарок отца.

Что же касается отношений Маши с воробьём Пашкой, то они дружеские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесёт в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть. Не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.

Расскажи всё, что ты знаешь про Пашку.

Следующее задание («Расскажи всё, что ты знаешь про Пашку») направлено на выявление одной из линий повествования. Можно ещё раз обратить внимание на название рассказа и отметить, что эта линия является одной из главных, по мнению самого автора.

Пашка ловкий, умный, смелый (пусть найдите подтверждение каждого из этих качеств). Коротко расскажите, что случилось с Пашкой и как он оказался у Маши дома.

А теперь расскажи о случае с букетиком от лица Пашки. Получилось? Тогда попробуй посмотреть на этот же случай глазами Петровны!

Задание рассказать о случае с букетиком от лица разных героев рассказа (воробья Пашки и няни Петровны) развивает умение смотреть на мир глазами другого человека или животного. Чтобы выполнить это задание, мы должны хорошо представлять характеры тех героев, от лица которых мы будем говорить. Нужно ещё раз обратить внимание на то, что воробей Пашка шустрый, ловкий, умный, смелый, что он обожает Машу.

Важно, помнить, что нянюшка Петровна добрая, но строгая, немного ворчливая. Вспомните, что Петровна говорила о проделках вороны; как она относилась к воробью Пашке.

? - Жизнь меняется с течение времени, — сказала Анишит Йокоповна. — Эти изменения называются ИСТОРИЕЙ.

О каком важном историческом событии упоминается в рассказе?

Исторические события, которые упоминаются в рассказе: это исчезновение извозчиков и появление автомобилей в городах и Великая Отечественная война.

Как исторические события сказались на жизни воробьёв?

Мы должны найти размышления Пашкиного деда, старого воробья Чичкина, о происшедших вокруг переменах; ещё раз отыскать строчки, где рассказывается, как Машин папа уходил на войну и был там ранен.

«Растрепанный воробей» - это сказка. Но «сказочность» проявляется только в необыкновенной понятливости воробушка, которого спасает девочка Маша. Он понимает человеческую речь и способен сочувствовать людям. А описание жизни воробьиного «сообщества» очень напоминает человеческое. Воробьи сетуют на сложности нынешней воробьиной жизни и испытывают ностальгические чувства по отношению к тем временам, когда в городе вместо машин еще ездили на лошадях, и кругом полно было рассыпанного овса. Однако юмористическая интонации лишь отдельными штрихами проскальзывает в этой в целом драматичной и в то же время необыкновенно лирической истории. Повествование вовлекает читателя в водоворот событий и чувств, не позволяя ему ослабить внимание.

Здесь есть все, что обычно привлекает ребенка: элементы детектива (ворона крадет заветный стеклянный букетик Машиной мамы), сложные приключения (воробьи разрабатывают тактику нападения на ларек, в котором живет ворона, чтобы отнять букетик, и вступают с ней в неравный отчаянный бой, так что автору приходится «вызывать милицию»), вещи и предметы кажутся живыми (шевелится железный кузнец на часах, чтобы в нужный момент ударить по маленькой наковальне; отопление в трубах пищит «свою теплую песню»; чугунных лошадей на крыше театра с трудом удерживает чугунный человек с венком на голове).

Но главное в «Растрепанном воробье» - это рассказ о высоких и сильных чувствах.

Украденный вороной букетик - вещь драгоценная не в силу стоимости, а как знак памяти и любви. Это подарок отца Маши ее маме - балерине. Машин отец - моряк, во время войны он сражался в море с фашистами, а теперь служит далеко от дома, на Камчатке. Он просит Машину маму приколоть этот букетик к платью, когда она будет первый раз танцевать Золушку: «Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне». Почему-то это важно - вспомнить о ком-то в самый счастливый момент своей жизни, разделить с отсутствующим здесь и теперь человеком свое счастье.

С рассказа мамы о просьбе отца и начинается «Растрепанный воробей». Но мама тут же добавляет: Маша еще маленькая и вряд ли поймет, что это значит. Маша сердится, что ее «подозревают в непонимании». Однако для любого ребенка это очень важный момент - оказаться «лицом к лицу» с чьей-нибудь любовью, с ее непостижимой тайной, узнать о взрослых чувствах и об их сложности. И хотя Маше кажется, что она все понимает, и именно ее забота о маленьком воробушке оборачивается возвращением заветного букетика (как в сказке - в самый последний момент), все же ее удивляет, что мама от счастья плачет. Маша думает, что от радости нужно смеяться. На что мама ей отвечает: «От маленькой радости смеются, а от большой - плачут!»

Это важное открытие для ребенка-читателя.

Сказку «Растрепанный воробей» можно найти в разных сборниках рассказов и сказок Константина Паустовского. Мы рекомендуем книгу «Воробьиные истории» издательства «Энас» (2011 г.), в которой кроме «Растрепанного воробья» читатель найдет еще и историю М. Горького «Воробьишко», а также сказку Д. Мамина-Сибиряка «Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу». Эту книгу можно читать детям, начиная с четырех-пяти лет. Годится она и для самостоятельного чтения восьмилеток.

А в издательстве «Махаон» вышла книга под названием «Растрепанный воробей». Это сборник рассказов и сказок Константина Паустовского. Дизайн, характер иллюстраций и плотность текста махаоновского сборника сразу поднимает возрастную планку для читателей: книга адресована младшим школьникам третьего-четвертого класса. Ну, и любителям К. Паустовского более старшего возраста. Очень жалко, что никто не решился выпустить «Растрепанного воробья» отдельной, качественно проиллюстрированной книгой.

Отдельная сказка в «своей» книге всегда живет иначе, чем в сборнике, и переживается иначе. А «Растрепанный воробей» - выдающееся произведение, которое требует правильно организованного переживания.

Марина Аромштам

Урок литературного чтения


Трубникова Любовь Ивановна

Учитель начальных классов

Сценарий урока учителя Трубниковой Любови Ивановны

Дидактическое обоснование:

Литературное чтение, 3 класс, автор учебника Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.Н. Голованова, «Родная речь».

Методические приемы: слово учителя, беседа, выборочное чтение.

Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"

Тип урока: рефлексия

Приоритетная образовательная - литературная художественная область,

в интеграции: познание, коммуникация, социализация.

Задачи урока.

Предметные :

Закончить работу над произведением К. Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного;

Учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации, обучать краткому пересказу;

Пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи;

Развивающие:

- развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление обучающихся, умение грамотно читать язык экрана;

Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях;

Развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;

Воспитывающие:

Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Регулятивные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Уметь действовать по алгоритму, понимание и принятие оценки педагога и сверстников.

Личностные УУД : - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД :

Уметь слушать и выражать свои мысли;

Проявлять произвольные формы общения с взрослым и др. детьми (сотрудничество).

Познавательные УУД :

Уметь выделять параметры объекта, сравнивать и устанавливать аналогии.

Личностные УУД : формирование познавательной мотивации, осознание своих возможностей.

Методы обучения : продуктивный

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

Оборудование и ресурсное обеспечение : портрет К.Г. Паустовского, выставка книг К.Г. Паустовского, иллюстрация вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, изображения брошек – букетов цветов; цветные карандаши; видеозапись фрагмента из м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам произведения К.Г. Паустовского, аудиозапись музыки С. Прокофьева к балету «Золушка», словарь С.И.Ожегова; учебник «Родная речь» ч.2 автор Климанова Л.Ф.

Компьютер, экран, проектор, программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word

.

2.Технологическая карта урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(Орг. момент)

2 мин

Настрой на работу:

Начинаем урок литературного чтения. Но сначала повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями. Это люди, за плечами которых богатый жизненный опыт. У них есть дом, семья, профессия, любимая работа. Они точно знают, что такое СЧАСТЬЕ. А концу урока и мы попробуем определить для себя, что же такое счастье. Садитесь.

- Я предлагаю вам поиграть в игру “Верите ли Вы”.

- На все мои вопросы нужно отвечать: «верю» – «не верю».

    Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?

    Верите ли вы, что даже маленькая птичка может быть великодушной?

    Верите ли вы, что в сказках рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни ?

    Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя простую истину: «От маленькой радости смеются, а от большой плачут».
    - А поможет ответить нам на все вопросы, произведение К. Паустовского.

Подготовка класса к работе

Включаются в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы учителя. (Верю, не верю.)

Дети получают эмоциональный настрой.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

5 мин

1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала;

2) мотивировать к пробному учебному действию;

3) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

Посмотрите на портреты русских писателей, найдите среди них портрет К.Г.Паустовского. (Выбрать портрет писателя среди других хрестоматийных портретов, закреплённых на доске, лишние - убрать)

- …подготовила сообщение о Паустовском, давайте её послушаем.

Садись, …, молодец. Дневник подашь на перемене.

Проверяем домашнее задание. Какое произведение К. Паустовского мы изучаем? Напомните,что было задано на дом.

Проверка домашнего задания

Кто узнал эту птицу по описанию?

Воробей

Ворона

Слова появляются на доске

- Как в русском языке, одним словом, называем эти слова? –

Почему?

А мы можем проверить написание этих слов? Что для этого нужно сделать?

Как вы думаете, почему именно описание воробья и вороны вы готовили?

(Точка зрения)

(Ответы, сообщения детей о писателе)

Сказку К. Паустовского «Растрепанный воробей»; составить описание птиц.

Маленькая птичка с серо-черным оперением, живущая обычно близ жилых строений, пугливая, шустрая, проворная, драчливая”?

Всеядная птица, серая с черным или черная, крикливая, хитрая, вороватая”?

Словарные.

Написание этих слов нужно запомнить.

Заглянуть в орфографический словарь.

Эти птицы стали героями произведения, которое мы изучаем.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков

3. Выявление места и причины затруднения

5 мин

Физминутка

1 мин

    организовать фиксацию места, где возникло затруднение

2) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

Организует беседу, словарную работу

А теперь внимание на экран!

1 – ый слайд

скрипка

виолончель

гобой

флейта

тромбон

Что означают эти слова? Почему названия именно этих инструментов помещены на слайде?

- 2 – ой слайд

Дирижёр - А кто такой дирижёр?

Проверим ответ ….

Выплывающий слайд

(Лицо, управляющее оркестром, хором, оперным или балетным спектаклем.)

3-ий слайд

Капельдинер

- А как объяснить значение этого слова?

- Возникла проблема. Кто или что нам поможет?

Выплывающий слайд - фото капельдинера

- Ребята, в начале урока вы сказали о том, что мы изучаем сказку. Но, судя по этим словам сказочного в произведении «Растрёпанный воробей» мало. Так ли это? Докажите.

(Растрёпан, потому что был в драке)

Выполнять движения и действия по ходу чтения стихотворения.

У воробушка головушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Обхватить голову обеими руками и покачать ею из стороны в сторону, показывая, как у воробья болит голова.)

У воробушка спинушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Положить руки на спину и раскачиваться.)

У воробушка крылышко,

Ох, как болело!

Ох, как болело!

(Погладить левой рукой правую руку.)

У воробушка ноженька,

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Разглаживать рукой «больную» ногу.)

Дети высказывают свои мысли.

(Варианты ответов детей)

Работа учащихся со словарем С.И. Ожегова

(Театральный служитель, указывающий зрителям места, следящий за порядком в зале и т.п.)

Предположения учащихся

(В сказкебывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать)

Приведенный в беспорядок, изорванный, взлохмаченный.

Пашка

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные (Логические) : анализ с целью выделения признаков

4. Построение проекта выхода из затруднения

5 мин

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации.

Задания по теме урока.

Работа над образом воробья Пашки, выборочное чтение рассказа детьми с целью уточнить представления о главном герое рассказа: Какой он, воробей Пашка?

Почему же у воробышка всё болело?

Найдите нужный отрывок в тексте.

(Автор заодно с Пашкой. Вспомните: Пашка «прикинулся мёртвым» - автор не хочет, чтобы читатель видел его слабым Маленький, но великодушный. Способен сострадать (букетик для мамы). В этом видит своё счастье.)

Можно ли сказать, что ворона – это враг Пашки?

Как вела себя ворона?

Как вы относитесь к вороне? –

Можно ли её осуждать?

Как о ней говорит автор?

Автор обращает внимание на возраст: седая. Значит много повидала. Случай с Пашкой: злая. Но не торопится осуждать. Когда она протискивается через форточку: неуклюжая, трусливая (удирала), скупая, сварливая (склонная к ссоре, конфликту). Автор скорее приглашает нас улыбнуться.

Оценки выставляются по ходу чтения в дневник.

Его ворона сильно клюнула в голову.

Дети находят нужный отрывок в произведении.

Работа в учебнике стр. … (Однажды ворона застала…)

Работа в учебнике стр. 17… (тогда Пашка, назло старой вороне…)

Работа в учебнике стр19…

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

4 мин

Физминутка

«Воробышки»

1 мин

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

- Мы рассмотрели, какими качествами обладают ворона и воробей. А какими были по характеру герои сказки: воробей Пашка и ворона? Какими вы их представляете? Лишнее зачеркните.

Работаем в паре.

На работу вам 2 минуты. Контролируйте время. (Каждому выдается лист с характеристикой, также таблица появляется на слайде. )

Воробей Пашка

Ворона

Решительный

Любознательная

Весёлый

Хитрая

Отзывчивый

Отчаянная

Смелый

Коварная

Глупый

Добрая

Отчаянный

Упрямая

Настоящий друг

Вороватая

Жалостливый

Сластёна

Добрый

Беспощадная

Проверка .

Вы замечательно поработали в паре, сумели договориться между собой, помогали друг другу.

Ребята, а смог бы наш герой без помощи друзей победить старую ворону?

Молодцы! А теперь, сядьте прямо, закройте глаза, положите руки на колени раскрытыми ладонями вверх. При вдохе представьте себе, что вы вдыхаете свежий морозный воздух. Это придаёт вам спокойствие, уверенность, лёгкость. Выдохните громко. Откройте глаза. А выдохнули вы своё беспокойство, страх, напряжение. Продолжаем нашу работу.

Дети отвечают на вопросы учителя отрывками из текста.

Выборочное чтение.

Дают характеристику главному герою.

(Отзывчивый, трудолюбивый, всегда спешит на помощь…)

Рассказывают о своём выборе.

(Варианты ответов детей)

Конечно, нет. Один в поле не воин.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

12мин

Организация деятельности по применению новых знаний

Назовите, пожалуйста, всех героев сказки.

Какие чувства они у вас вызвали?

Давайте попробуем охарактеризовать каждого из этих героев. Какая Маша? Подтвердите словами из текста.

Что известно нам о ее семье: о маме, папе и няне Петровне?

Кем был Машин отец?

Что можем сказать про ее маму?

Что известно нам про няню Петровну?

О каком стеклянном букетике идёт речь в сказке?

В сказке К. Паустовского много цветовых эпитетов. Закрасьте клеточки тем цветом, который указан в тексте.

(Фрагмент 1: черный, белый, красный, серый; фрагмент 2: голубой, розовый, золотой, лунный)

Какой сказка получилась по настроению и по цвету?

Проверка по слайду.

Подведение итогов: сказка благодаря цветовым эпитетам получилась необыкновенно-красочной, волшебной и

т. д.

У Паустовского произведение получилось веселым или печальным?

Почему же его персонажи так часто плачут?

Ребята, подумайте от чего обычно, плачут люди?

На столе у вас лежит карточка жёлтого цвета, используя ее, ответьте на поставленный вопрос. На работу вам 1 мин.

На карточке подсказки: счастье, душевная боль, восхищение, печаль, сочувствие, сожаление о прошлом, горькие воспоминания о любимом

Вывод: сказка Паустовского не только об удивительных животных, похожих на людей, она еще разноцветная, волшебная, а также в этом произведении очень много сказано о необыкновенных человеческих чувствах: о любви, верности и печали, о счастье и боли.

Учащиеся еще раз внимательно просматривают текст и отвечают на вопросы

Характеристика Маши, подтверждая каждое качество выборочным чтением. (добрая, любознательная, впечатлительная) Стр.12, 18, 19

Машин отец был моряком, что потом «ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раз тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется нескоро, только весной». Стр.13

Машина мама – балерина: «… она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу», «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу».Стр.12

Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей, что она уже пожилой человек. Что она добрая и немного строгая.

Брошь. Её подарил маме Машин отец. Он был моряком и привез этот букетик из какой-то далекой страны. Стр.13

Стр. 14

Весёлым, смешным

Дети зачитывают указанные подсказки, размышляют о причинах слез и выбирают из предложенных вариантов тот, который, по их мнению, называет то чувство, которое стало источником столь сильных человеческих переживаний.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

6.Первичное закрепление во внешней речи

3 мин

1) организовать усвоение детьми нового способа действий фронтально

- В конверте “словесный” конструктор. Соберите образное выражение. Работаем в паре. На работу 1 мин.

Парный значок по окончанию работы.

Проверка

Прочтите, что у вас получилось.

Как вы понимаете это выражение: «От маленькой радости смеются, а от большой плачут»

А где вы встречались с этим выражением?

Как вы думаете, почему именно это выражение использует Паустовский в своей сказке?

Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.

Что означает слово СЧАСТЬЕ для каждого из героев сказки?

От счастья тоже плачут

Мнение детей

Стр. 23

Это выражение отражает главную мысль сказки

8.Включение в систему знаний и повторение

1 мин

1) организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия

А вы когда бываете счастливы?

Плакали когда-нибудь от счастья?

Ответы детей

9.Рефлексия учебной деятельности

6 мин

1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

2) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

3) организовать обсуждение и запись домашнего задания

Давайте еще раз прислушаемся к волшебным словам писателя, проникнемся сказочным настроением этой сказки.

После этого - отрывок из мультфильма

Дети, а вы знаете, что каждый учитель немножко волшебник.

У меня в ладони звездочки, а когда звёзды падают, люди загадывают желание. Сейчас я дуну, и волшебные звёзды упадут на вас, попробуйте загадать желание

Организация рефлексии

- Наш урок подходит к концу. Посмотрите на экран и закончите предложения:

    Для меня было открытием то, что…

    Мне удалось…

    Мне не удалось.…Почему?

А домашнее задание будет индивидуальным

Домашнее задание:

1)придумать продолжение сказки

2)самостоятельная работа

Спасибо за урок!

Ответы детей

Ответы детей

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование


  • Что произошло в театре? Попробуй пересказать эпизод о появлении воробья с хрустальным букетиком. Запиши план. Определи, это будет пересказ подробный, выборочный или краткий.

Когда кончился спектакль, в котором Машина мама танцевала Золушку, и музыка весело запела о счастье, в это самое время в зрительный зал ворвался, маленький, растрёпанный после жестокой драки, воробей. Он закружился над сценой, и все заметили, что в клюве у него блестит хрустальная веточка. Зал стих. Воробей подлетел к Золушке. Она протянула к нему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет. Золушка приколола его к своему платью. Зал рукоплескал. Воробей сел на люстру и начал чистить перья. Золушка кланялась и смеялась.

Пересказ отрывка будет подробным.

План:

1. Окончание спектакля.
2. Появление растрёпанного воробья.
3. Хрустальная веточка.
4. Золушка счастлива.

– Мог ли ты ожидать от воробья таких действий?
Пашка ведёт себя как неравнодушный человек .
– Как по-новому раскрылся перед тобой характер Пашки?
Пашка – рассудительный, внимательный, наблюдательный, смелый .
– Почему после спектакля «у счастливой Золушки на глазах были слёзы»?
Потому что она не смогла выполнить просьбу Машиного папы и приколоть стеклянный букетик к платью, когда она впервые исполняла роль Золушки.
Что сделали Пашка и вся воробьиная семья для Маши и Машиной мамы?
– Они не только вернули букетик, отобранный у вороны, но и помогли машиной маме выполнить её обещание: приколоть букетик к платью во время первого исполнения роли Золушки и вспомнить в этот момент о Машином папе, а Маше они помогли вернуть спокойствие, помогли «искупить вину» за открытую форточку и излишнее любопытство
.
– Можно ли произошедшее назвать чудом?

  • В рассказе “Растрёпанный воробей” животные изображены как люди. Ворона наделена скупым, сварливым характером.
    Проследи, как описывается воробей Пашка.

“маленький растрёпанный воробей по имени Пашка”, “прилетал к Маше, поклевывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить”, “начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их обратно к Маше”, “как маленький пушистый снаряд”, “нахохлился и задумался”, “почистил клюв, смахнул лапой слезинку, чирикнул и скрылся”, “собрал всех воробьёв, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на вороний ларёк”, “было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки”, “воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет”.

Пашка – рассудительный, внимательный, наблюдательный, ловкий, умный, смелый.

  • Найди в тексте слова (олицетворения), в которых предметы одушевляются. Например: не спали только Маша, отопление и зима.

Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

Было очень хорошо, что музыка всё время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами. Они всячески старались помочь маме вместе с высоким дирижёром.

Один раз мы с Мишкой вошли в зал, где у нас бывают уроки пения. Борис Сергеевич сидел за своим роялем и что-то играл потихоньку. Мы с Мишкой сели на под

оконник и не стали ему мешать, да он нас и не заметил вовсе, а продолжал себе играть, и из-под пальцев у него очень быстро выскакивали разные звуки. Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное. Мне очень понравилось, и я бы мог долго так сидеть и слушать, но Борис Сергеевич скоро перестал играть. Он закрыл крышку рояля, и увидел нас, и весело сказал: - О! Какие люди! Сидят, как два воробья на веточке! Ну, так что скажете? Я спросил: - Это вы что играли, Борис Сергеевич? Он ответил: - Это Шопен. Я его очень люблю. Я сказал: - Конечно, раз вы учитель пения, вот вы и любите разные песенки. Он сказал: - Это не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я играл, называется гораздо большим словом, чем просто "песенка". Я сказал: - Каким же? Словом-то? Он серьезно и ясно ответил: - Му-зы-ка. Шопен - великий композ Он сочинил чудесную музыку. А я люблю музыку больше всего на свете. Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал: - Ну, а ты что любишь? Больше всего на свете? Я ответил: - Я много чего люблю. И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про слоненка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звезды, и про лошадиные лица, все, все... Он выслушал меня внимательно, у него было задумчивое лицо, когда он слушал, а потом он сказал: - Ишь! А я и не знал. Честно говоря, ты ведь еще маленький, ты не обижайся, а смотри-ка - любишь как много! Тут в разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал: - А я еще больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь! Борис Сергеевич рассмеялся: - Очень интересно! Ну-ка, поведай тайну своей души. Теперь твоя очередь, принимай эстафету! Итак, начинай! Что же ты любишь? Мишка поерзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал: - Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом. Я горячо люблю пельмени, и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари. А еще я люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в собственном соку,икру баклажанную, кабачки ломтиками и жареную картошку. Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, - на спор, что съем целое кило! И столовую люблю, и чайную, и зельц, и копченую, и полукопченую, и сырокопченую! Эту вообще я люблю больше всех. Очень люблю макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки с маслом, сыр с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой - все равно. Люблю вареники с творогом, творог соленый, сладкий, кислый; люблю яблоки, тертые с сахаром, а то яблоки одни самостоятельно, а если яблоки очищенные, то люблю сначала съесть яблочко, а уж потом, на закуску - кожуру! Люблю печенку, котлеты, селедку, фасолевый суп, зеленый горошек, вареное мясо, ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца всмятку, вкрутую, в мешочке, могу и сырые. Бутерброды люблю прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшенной кашей. Так... Ну, про халву говорить не буду - какой дурак не любит халвы? А еще я люблю утятину, гусятину и индятину. Ах, да! Я всей душой люблю мороженое.За семь,за девять. За тринадцать, за пятнадцать, за девятнадцать. За двадцать две и за двадцать восемь. Мишка обвел глазами потолок и перевел дыхание. Видно, он уже здорово устал. Но Борис Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше. Он бормотал: - Крыжовник, морковку, кету, горбушу, репу, борщ, пельмени, хотя пельмени я уже говорил, бульон, бананы, хурму, компот, сосиски, колбасу, хотя колбасу тоже говорил... Мишка выдохся и замолчал. По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Сергеевич его похвалит. Но тот смотрел на Мишку немного недовольно и даже как будто строго. Он тоже словно ждал чего-то от Мишки: что, мол, Мишка еще скажет. Но Мишка молчал. У них получилось, что они оба друг от друга чего-то ждали и молчали. Первый не выдержал Борис Сергеевич. - Что ж, Миша, - сказал он, - ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь,оно какое-то одинаковое,чересчур съедобное,что ли. Получается, что ты любишь целый продуктовый магазин. И только... А люди? Кого ты любишь? Или из животных? Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел. - Ой, - сказал он смущенно, - чуть не забыл! Еще - котят! И бабушку! 1 задание. Что больше всего на свете Любит Дениска 1. Мир животных. 2. Маму и папу. 3. Людей,животных, книги и ещё много всего- целый мир. 2 задание. Как ты понимаешь слова автора Мишка поехал дальше? 1. Стал дальше перечислять,что он олюбит. 2 Продолжил свой путь. 3. Поехал до следующей остановки. 3 задание. Понравилось ли Дениске игра Бориса Сергеевича? Выпиши слова, которые помогли тебе ответить.