Философия истории л н толстого. Философия истории Л.Н

Авг 31 2014

Философия истории Толстого. Философия истории – взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий. Основные положения философии истории Толстого 1. считает, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей. Воля отдельного исторического лица может быть парализована желаниями или не желаниями массы людей.

2. Чтобы свершилось историческое событие должны совпасть миллиарды причин, т. е. интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчел, когда из движения отдельных величин рождается общее движение. Значит, историю делают не отдельные личности, а совокупность их, народ. 3. Почему совпадают бесконечно малые величины человеческих желаний? Толстой оказался не в силах ответить на этот вопрос.

« Событие должно было совершиться лишь потому, что оно должно было совершиться», пишет Толстой. Фатализм в истори по его мнению не избежен. 4. Т. правильно считает, что .

и даже историческая не играет ведущей роли в истории, что она связана с интересами всех кто стоит ниже ее и рядом с ней. 5. Т. неправильно утверждае, что личность не играет и не может играть никакой роли в истории. «Царь – есть раб истории», считает Толстой. Так Т. риходит к мысли о покорности перед судьбой и видит задачу исторической личности в следовании за событиями. к сочинению « Изображение Толстым Великой отечественной 1812 года» I. Вступление.

Изображение войны 1812г основное в романе Т. «В и М». II. Главная часть 1. Что такое с точки зрения истории философии Толстого. 2. Отношение Т. к войне, раскрываемое разнообразными приемами: А) через мысли люимых героев Б) путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумия убивающих друг друга людей В) через описание отдельных боевых эпизодов 3. Многообразие форм борьбы с наполеоном, выдвинутых народом: А)патриотическое копирование запрещено 2005 воодушевление в войсках и среди мрного населения Б)размах и величие партизанской ойны 4. Народ в войне 1812г: А)истинная, непоказная любовь к родине, скрытая теплота патриотизма; Б)стойкость в бою, беззаветный героизм, мужество, выносливость; В)глубокое убеждение в правоте своего дела 5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны светских кругов: а) крикливый «патриотизм» Растопгинских афишек; б) лжепатриотизм петербургских салонов в) карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных 6. Участие в войне главных героев. Найденное ими место в жизни, вследствие войны. 7. Роль полководцев в войне III. Заключение 1. Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подьема. 2. Торжество мира над

Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель, по происхождению - граф из известного дворянского рода. Родился он 28.08.1828 года в находящейся в Тульской губернии усадьбе Ясная Поляна, а умер 7.10.1910 года на станции Астапово.

Детство писателя

Лев Николаевич был представителем большой дворянской семьи, четвертым ребенком в ней. Мать его, княжна Волконская, рано умерла. В это время Толстому не исполнилось еще и двух лет, но он составил представление о своей родительнице по рассказам различных членов семьи. В романе "Война и мир" образ матери представляет княжна Марья Николаевна Болконская.

Биография Льва Толстого в ранние годы отмечена еще одной смертью. Из-за нее мальчик остался сиротой. Отец Льва Толстого, участник войны 1812 года, как и мать, рано умер. Это произошло в 1837 году. В то время мальчику было всего девять лет. Братья Льва Толстого, сам он и его сестра были переданы на воспитание Т. А. Ергольской, дальней родственнице, имевшей на будущего писателя огромное влияние. Воспоминания детства всегда были для Льва Николаевича самыми счастливыми: семейные предания и впечатления от жизни в усадьбе стали для его произведений богатым материалом, отразившись, в частности, в автобиографической повести "Детство".

Учеба в Казанском университете

Биография Льва Толстого в юные годы отмечена таким важным событием, как обучение в университете. Когда будущему писателю исполнилось тринадцать лет, семья его переехала в Казань, в дом опекунши детей, родственницы Льва Николаевича П.И. Юшковой. В 1844 году будущий писатель был зачислен на философский факультет Казанского университета, после чего перевелся на юридический, где проучился около двух лет: учеба не вызывала у юноши живого интереса, поэтому он предался со страстью различным светским развлечениям. Подав прошение об увольнении весной 1847 году, по причине расстроенного здоровья и по "домашним обстоятельствам", Лев Николаевич уехал в Ясную Поляну с намерением изучить полный курс юридических наук и сдать экстерном экзамен, а также выучить языки, "практическую медицину", историю, сельское хозяйство, географическую статистику, заниматься живописью, музыкой и написать диссертацию.

Годы юношества

Осенью 1847 года Толстой уезжает в Москву, а затем в Петербург для того, чтобы выдержать в университете кандидатские экзамены. В этот период его образ жизни часто менялся: он то целыми днями учил различные предметы, то отдавался музыке, но хотел начать карьеру чиновника, то мечтал поступить юнкером в полк. Доходившие до аскетизма религиозные настроения чередовались с картами, кутежами, поездками к цыганам. Биография Льва Толстого в годы юношества окрашена борьбой с собой и самоанализом, отраженным в дневнике, который писатель вел в течение всей жизни. В этот же период зародился интерес к литературе, появились первые художественные наброски.

Участие в войне

В 1851 году Николай, старший брат Льва Николаевича, офицер, уговорил Толстого отправиться на Кавказ вместе с ним. Лев Николаевич прожил почти три года на берегу Терека, в казачьей станице, выезжая во Владикавказ, в Тифлис, в Кизляр, участвуя в военных действиях (в качестве добровольца, а затем был принят на службу). Патриархальная простота жизни казаков и кавказская природа поразили писателя своим контрастом с мучительной рефлексией представителей образованного общества и бытом дворянского круга, дали обширный материал для повести "Казаки", написанной в период с 1852 по 1863 годы на автобиографическом материале. В рассказах "Набег" (1853 год) и "Рубка леса" (1855 год) также отразились его кавказские впечатления. Они оставили след и в его повести "Хаджи-Мурат", написанной в период с 1896 по 1904 годы, опубликованной в 1912.

Вернувшись на родину, Лев Николаевич писал в дневнике, что очень полюбил этот дикий край, в котором соединяются "война и свобода", столь противоположные по своей сути вещи. Толстой на Кавказе начал создавать свою повесть "Детство" и анонимно отправил ее в журнал "Современник". Это произведение появилось на его страницах в 1852 году под инициалами Л. Н. и, наряду с более поздними "Отрочеством" (1852-1854 годы) и "Юностью" (1855-1857 годы), составила знаменитую автобиографическую трилогию. Творческий дебют сразу же принес настоящее признание Толстому.

Крымская кампания

В 1854 году писатель отправляется в Бухарест, в Дунайскую армию, где творчество и биография Льва Толстого получают дальнейшее развитие. Однако вскоре скучная штабная жизнь заставила его перевестись в осажденный Севастополь, в Крымскую армию, где он был командиром батареи, проявив храбрость (награжден медалями и орденом св. Анны). Льва Николаевича в этот период захватили новые литературные планы и впечатления. Он начал писать "севастопольские рассказы", имевшие большой успех. Некоторые замыслы, которые возникли еще в то время, позволяют угадывать в артиллерийском офицере Толстого-проповедника поздних лет: он мечтал о новой "религии Христа", очищенной от таинственности и веры, "религии практической".

В Петербурге и за границей

Толстой Лев Николаевич в ноябре 1855 года приехал в Петербург и сразу же стал членом кружка "Современник" (куда входили Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие). Он принимал участие в создании в то время Литературного фонда, и вместе с тем оказался вовлеченным в конфликты и споры писателей, но чувствовал себя в этой среде чужим, что передал в "Исповеди" (1879-1882 годы). Выйдя в отставку, осенью 1856 года писатель уехал в Ясную Поляну, а затем, в начале следующего, 1857, отправился за границу, побывав в Италии, во Франции, в Швейцарии (впечатления от посещения этой страны описываются в рассказе "Люцерн"), а также посетил Германию. В этом же году осенью Толстой Лев Николаевич вернулся сначала в Москву, а затем и в Ясную Поляну.

Открытие народной школы

Толстой в 1859 году открыл в деревне школу для детей крестьян, а также помог устроить более двадцати подобных учебных заведений в районе Красной Поляны. Для того чтобы ознакомиться с европейским опытом в этой сфере и применить его на практике, писатель Лев Толстой снова отправился за границу, посетил Лондон (где встречался с А. И. Герценом), Германию, Швейцарию, Францию, Бельгию. Однако европейские школы несколько разочаровывают его, и он решает создать собственную педагогическую систему, основанную на свободе личности, публикует учебные пособия и труды по педагогике, применяет их на практике.

"Война и мир"

Лев Николаевич в сентябре 1862 года женился на Софье Андреевне Берс, 18-летней дочери врача, и сразу же после венчания отправился из Москвы в Ясную Поляну, где всецело отдался хозяйственным заботам и семейной жизни. Однако уже в 1863 году он вновь захвачен литературным замыслом, на этот раз создания романа о войне, в котором должна была отразиться русская история. Льва Толстого интересовал период борьбы нашей страны с Наполеоном в начале 19 века.

В 1865 году в "Русском вестнике" была напечатана первая часть произведения "Война и мир". Роман сразу же вызвал множество откликов. Последующие части спровоцировали горячие споры, в частности, развиваемая Толстым фаталистическая философия истории.

"Анна Каренина"

Произведение это создавалось в период с 1873 по 1877 годы. Живя в Ясной Поляне, продолжая обучать крестьянских детей и публиковать свои педагогические взгляды, Лев Николаевич в 70-е годы работал над произведением о жизни современного ему высшего общества, построив свой роман на контрасте двух сюжетных линий: семейной драмы Анны Карениной и домашней идиллии Константина Левина, близкого и по психологическому рисунку, и по убеждениям, и по образу жизни самому писателю.

Толстой стремился к внешней безоценочности тона своего произведения, тем самым прокладывая дорогу новому стилю 80-х годов, в частности, народным рассказам. Правда мужицкой жизни и смысл существования представителей "образованного сословия" - вот круг вопросов, интересовавший писателя. "Мысль семейная" (по словам Толстого, главная в романе) переведена в его творении в социальное русло, а саморазоблачения Левина, многочисленные и беспощадные, его мысли о самоубийстве - иллюстрация пережитого в 1880 годы духовного кризиса автора, назревшего еще во время работы над этим романом.

1880 годы

В 1880- годы творчество Льва Толстого пережило трансформацию. Переворот в сознании писателя отразился и в его произведениях, прежде всего в переживаниях персонажей, в том духовном прозрении, которое меняет их жизнь. Подобные герои занимают центральное место в таких творениях, как "Смерть Ивана Ильича" (годы создания - 1884-1886), "Крейцерова соната" (повесть, написанная в 1887-1889 годах), "Отец Сергий" (1890-1898), драма "Живой труп" (оставшаяся незавершенной, начатая в 1900 году), а также рассказ "После бала" (1903 год).

Публицистика Толстого

Публицистика Толстого отражает его душевную драму: изображая картины праздности интеллигентных слоев и социального неравенства, Лев Николаевич ставил перед обществом и перед собой вопросы веры и жизни, подвергал критике учреждения государства, доходя до отрицания искусства, науки, брака, суда, достижений цивилизации.

Новое мировоззрение представлено в "Исповеди" (1884 год), в статьях "Так что же нам делать?", "О голоде", "Что такое искусство?", "Не могу молчать" и других. Этические идеи христианства понимаются в этих трудах как фундамент братства людей.

В рамках нового мироощущения и гуманистического представления об учении Христа Лев Николаевич выступал, в частности, против догмата церкви и критиковал ее сближение с государством, что привело к тому, что его официально отлучили от церкви в 1901 году. Это вызвало огромный резонанс.

Роман "Воскресенье"

Свой последний роман Толстой писал в период с 1889 по 1899 годы. В нем воплощен весь спектр волновавших в годы духовного перелома писателя проблем. Дмитрий Нехлюдов, главный герой, - это внутренне близкий Толстому человек, который проходит в произведении путь нравственного очищения, в итоге приводящий его к осмыслению необходимости деятельного добра. Роман строится на системе оценочных противопоставлений, которые открывают неразумность устройства общества (лживость социального мира и красота природы, фальшь образованного населения и правда мужицкого мира).

Последние годы жизни

Жизнь Льва Николаевича Толстого в последние годы была непростой. Духовный перелом обернулся разрывом со своей средой и семейным разладом. Отказ от обладания частной собственностью, например, вызывал недовольство членов семьи писателя, прежде всего его супруги. Личная драма, пережитая Львом Николаевичем, отразилась в дневниковых записях.

Осенью 1910 года, ночью, втайне от всех, 82-летний Лев Толстой, даты жизни которого были представлены в данной статье, сопровождаемый лишь своим лечащим врачом Д. П. Маковицким, покинул имение. Путь оказался непосильным для него: в дороге писатель заболел и вынужден был высадиться на ж/д станции Астапово. В доме, принадлежавшем ее начальнику, Лев Николаевич провел последнюю неделю жизни. За сообщениями о его здоровье в то время следила вся страна. Похоронен Толстой в Ясной Поляне, его смерть вызвала огромный общественный резонанс.

Многие современники прибыли, чтобы проститься с этим великим русским писателем.

Галина ЧЕРНЫХ,
лицей № 1535, Москва

Философия истории в романе
Л.Н. Толстого «Война и мир»

С овременная школа ориентирована на реализацию индивидуального подхода к учащемуся. Установка на личностно-ориентированное обучение стала общим местом в разговоре о путях развития российского образования. Способы воплощения этого принципа разнообразны: это и новейшие технологии, и конкретные организационные формы (лекционно-семинарская система, лекции на поток, групповые занятия по выбору).

Образовательная модель востоковедческого лицея № 1535 города Москвы включает лекционно-семинарскую систему занятий для профильных предметов. Учитывая специфику обучения детей в школе, она не повторяет вузовскую форму. Урок со всем классом (лекция) строится по традиционной школьной методике, а семинарские занятия предполагают организацию работы в небольшой группе (половина класса).

Известно, что семинар – это вид учебных занятий, на которых проходит обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов. Однако это общее определение не отражает своеобразия семинарского занятия школьного типа, содержание которого может быть весьма разнообразным: зачёт по теме или блоку тем, опрос учащихся по изученному материалу. В ряде случаев семинар может предварять лекцию, если в лабораторных условиях с опережением исследуются некоторые аспекты поставленной проблемы. В последнее время в практику лицея вводятся семинары в форме деловой игры с элементами драматизации, с использованием методик проведения урока-дискуссии.

Отрабатывая эти новые формы, педагоги лицея не могут не учитывать специфики гуманитарных знаний: большой объём фактического материала, линейные способы изложения. Как показала практика, изучаемый материал часто преподносится в недостаточно структурированном виде. Это отражается и в способе изложения, который принят в учебниках, и в работе учителя на уроке.

Научить логично выстраивать ответ под определённую тему, создавать свою целостную концепцию изложения изученного материала – вот одна из важнейших задач обучения, стоящая перед учителями лицея, в том числе и перед учителем литературы. Однако решить её можно, только специально работая над методикой, выделяя особое время на формирование этого навыка. Размышления о возможностях семинарской формы занятия позволяют выйти на решение указанных проблем.

Цель этой статьи – познакомить читателя с наработанной в лицее методикой на конкретном примере: семинар по теме «Философия истории в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”». Предлагаемая тема урока – наиболее сложная в системе уроков по творчеству Л.Н. Толстого. Она предполагает не только хорошее знание текста романа-эпопеи, но и высокий уровень обобщения изученного.

Представленный вариант рассмотрения этой темы ни в коем случае не претендует на исчерпывающее исследование проблемы. Система философских воззрений Толстого, воплощённая в романе «Война и мир», столь глубока и многогранна, что не представляется возможным рассмотрение её в деталях на одном школьном семинаре.

Оставляя за рамками изучения многие пласты романа, остановимся на наиболее очевидных аспектах анализа этой темы так, как она сложилась в практике школьного преподавания.

Предложенный вариант семинарского занятия, как нам кажется, может помочь учащимся глубже понять философскую концепцию Толстого, особенности его поэтики. Проведение семинара, цель которого – обучение умению структурировать ответ, работа сложная. На таком занятии необходимо сохранить и традиционную для уроков литературы установку на творческую активность учащихся, и, постигая произведение в ракурсе проблем, решать задачу структурирования полученных знаний.

Прежде чем приступить к подготовке школьного семинара, необходимо помнить об особенностях этой учебной формы. На таком уроке учитель должен соблюдать принцип посильности задания, дать установку на максимальную активность. В содержательной части семинара должны присутствовать как устоявшиеся точки зрения, так и самостоятельно выработанные учащимися в результате исследовательской поисковой деятельности.

К уроку учитель составляет перечень опорных положений, выводящих на историко-философскую концепцию Л.Н. Толстого. На развёрнутых листах печатаются вопросы с разрядкой так, как это делается в получивших распространение рабочих тетрадях (материалы перед уроком раздаются учащимся). На семинаре по мере обсуждения проблем ребята заполняют свои рабочие листы ответами на поставленные вопросы, а учитель фиксирует логику и содержание ответов на доске в виде опорного конспекта. Оговорим, что семинар делится на две подгруппы, каждая из которых получает одинаковое задание (рабочие листы). В каждой группе выбираются “докладчик” и два “стенографиста”. (Один “стенографист” ведёт запись ответов для выступающего, другой – для передачи информации учителю. Рабочий лист необходим преподавателю при выставлении оценок.) После организационного момента группам даётся 15 минут на поиск ответов и их краткую запись в рабочих листах. По истечении отведённого времени “докладчик” одной из групп берёт слово, второй выступающий имеет право дополнить те ответы, которые, по мнению его группы, не являются исчерпывающими. Напомним, что роль учителя заключается в фиксации основных положений на доске в форме опорного конспекта. Учащиеся же делают подобную работу на второй части своего листа.

И тоги семинара подводятся на следующем уроке после просмотра учителем сданных ему рабочих листов. Это позволяет оценить ход работы всей группы, вклад каждого участника семинара.

Следует сделать несколько замечаний по работе группы в период обсуждения ответов на поставленные вопросы. Учащиеся в течение отведённого им времени должны сформулировать тезисы и подобрать к ним примеры из текста. При этом учитель в случае необходимости создаёт более ясную мотивацию деятельности школьников, предупреждает участников семинара о том, что ответ будет более ценным, если в процессе обсуждения члены семинарской группы обнаружат новые грани проблемы и сумеют обосновать это конкретными фактами текста романа. Приведём один пример этой потенциальной возможности. Л.Н. Толстой, объясняя закономерности исторического процесса, создал метафору: “роевое” движение масс. Учащиеся могут выйти на такие аспекты проблемы: народ как основа национального единства и народ как агрессивная толпа, лишённая духовности.

Многолетняя лицейская практика показала целесообразность проведения такого семинара перед лекцией учителя. Активное освоение сложнейшего философского пласта романа на семинаре позволяет учащимся лучше воспринимать теоретический материал следующего урока.

Предложенный опыт не является конкретным рецептом, а лишь указывает на возможные пути развития современного урока. Известно, что школа сегодня должна реализовывать деятельностный подход, стимулировать самостоятельность освоения изучаемого материала, формировать творческую личность, при этом не упуская работу над культурой мышления.

Лекционно-семинарская система, которая отработана в лицее № 1535, позволяет уточнить реальные подходы к осуществлению указанных задач.

Материалы к семинару

1. Почему Л.Н. Толстой дорожил антитезой “война” и “мир”, вынеся её в заглавие романа?

Мир человеческой жизни представлен в романе-эпопее Л.Н. Толстого в сложном переплетении и взаимодействии картин войны и мира, созидания и разрушения, гармонии и дисгармонии в самых разных проявлениях. Многозначность слов “война” и “мир” позволяет утверждать, что они являются не только темой романа, но и его художественной идеей. Гармония человеческих отношений противопоставлена в романе всякой разрушительной борьбе. Причём это не только военные эпизоды (Шенграбен, Аустерлиц, Бородино), но и связанные с ними по ассоциации картины мирной жизни, где есть место эгоистическому расчёту, корысти, вражде (борьба за мозаиковый портфель, стремление Элен выйти замуж за Пьера, фальшь светских отношений в салоне А.П. Шерер, карьеризм Друбецкого, Несвицкого, Жеркова и других). На противоположном полюсе – любовь и взаимопонимание (семья Ростовых), верность дворянскому долгу, уважение друг к другу (Болконские), стремление к обретению истины (эпизод спора на пароме в Богучарове) и другие. По мнению Л.Н. Толстого, движение жизни обусловлено противостоянием и противоборством двух полярных начал бытия.

2. В чём смысл человеческой жизни?

В поиске человеком своего предназначения, в обретении того дела, где наиболее полно и гармонично раскроется его личность, – смысл земного существования. Все любимые герои Толстого находятся в состоянии духовных исканий.

По мысли писателя-философа, гражданское назначение женщины – быть матерью, в сфере семейных отношений являться духовной опорой супругу, чьи нравственные усилия закономерно направлены на совершенствование общественных отношений и духовный поиск.

3. Почему писатель уделяет особое внимание семье и внутрисемейным отношениям?

Семья в системе философских воззрений Толстого является основой жизни, её нравственной почвой. Подтверждением тому может служить подробный рассказ о семье Ростовых, представители которой близки к идеалу Толстого, мудры, по мысли А.А. Фета, “умом сердца”. Непротиворечиво противопоставлена ей семья Болконских, членам которой присущи иные качества личности: они, скорее, живут “умом ума”. В эпилоге романа-эпопеи показана идеальная семья Наташи и Пьера, воспитывающая сына А.Болконского. Под крышей лысогорского дома Николенька имеет возможность взять лучшее от “породы” Ростовых и Болконских, а через Пьера постичь мудрость Платона Каратаева.

4. Почему земная жизнь представлена у Толстого как движение двух неравных потоков?

В представлении Л.Н. Толстого исторический процесс есть движение двух неравных потоков, один из которых – “жизнь историческая” (основные вехи эпохи и исторические деятели), второй поток – “жизнь человеческая”, то есть жизнь народа, слагающаяся из конкретных частных судеб.

5. Почему Толстой утверждает приоритет “человеческой жизни” над “жизнью исторической”?

По мысли Толстого, исторический процесс – движение “роевой истории”, то есть движение всякого исторического события возможно лишь тогда, когда совпадают усилия воль всех людей, всего народа. “При этом настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха... любви, дружбы, ненависти... идёт, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне возможных преобразований”. Вопреки утверждению примата исторического над частным, автор романа «Война и мир» смотрит на историю снизу вверх, показывая, что повседневная жизнь обычных простых людей шире и богаче. Она первооснова, из которой вырастает жизнь историческая. Один из ярких эпизодов, подтверждающих выдвинутый тезис, – незамысловатый разговор кучера и повара Кутузова (“Тит, ступай молотить”), данный на фоне сражения трёх императоров, в котором рухнули тщеславные надежды Александра I, погибли 20 тысяч солдат, из массы юношей-кавалергардов осталось только 18 человек. По мысли Толстого, какими бы крупными ни были взлёты и падения правителей, народ остаётся бессмертным, а жизнь человеческая – вечной.

6. Каково соотношение “роя” и личности, единого и целого в системе философских воззрений Л.Н. Толстого?

У Толстого народ (“рой”) – чуткий организм, стихийно и бессознательно откликающийся на внешние события. Так, партизанская война дана как типичный пример, раскрывающий характер действий “роя”. Самые разные люди объединились в общем порыве ненависти к врагу (дьячок, старостиха Василиса, Петя Ростов, Долохов, Денисов). Народ у Толстого – основа единства “роевой” жизни, к единению с которым стремится лучшая часть дворянства (Андрей Болконский, Пьер Безухов). “Они тверды, спокойны и они просты. Они не говорят, но делают” – такими видит Пьер русских солдат на бородинском поле.

Если исторический процесс – сумма усилий каждого, то воля одного человека, будь то Наполеон Бонапарт или Александр I, не может влиять на течение событий. Призвание великого человека – прислушиваться к “коллективному субъекту” истории. Эта идея Толстого воплощена в образе великого русского полководца Кутузова.

7. В чём неоднозначность взглядов Л.Н. Толстого на народ, проявившаяся в романе?

В эпопее народ представлен в двух ракурсах. В первом народ изображён как единство, объединённое нравственными традициями (“мир”). Это наиболее ярко проявилось в “скрытой теплоте патриотизма”. Во втором ракурсе народ показан как толпа, лишённая “простоты, добра и правды” (бунт в Богучарове, расправа над Верещагиным). Такой агрессивной массе нужен в качестве предводителя “человек без убеждений, без привычек”.

8. Какую роль в движении истории играет “фатум”? В чём противоречивость суждений Толстого о предопределённости человеческого бытия?

Л.Н. Толстой возводит в романе-эпопее стихийность и бессознательность жизни народа в закон жизни и утверждает их в качестве лучших черт национального характера. Так, в обрисовке партизанской войны 1812 года акцент сделан на стихийность организации первых партизанских отрядов. “Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии были истреблены казаками и мужиками... так же бессознательно, как собаки загрызают забеглую бешеную собаку”.

В описании действий лучших героев-военачальников (Багратиона, Кутузова) также внимание читателя обращено на их мудрую пассивность в важнейших сражениях, связанных с историческими судьбами страны и народа. Лишь они способны “...стать...проводниками высшего общего смысла истории. Таков Кутузов”. В образе главнокомандующего русской армии в войне 1812 года сконцентрированы все лучшие черты человека, по замыслу Толстого. Он воплощение “простоты, добра и правды”, а значит, и подлинного величия, так как сочетает в себе и государственный ум, и высокое полководческое искусство, и созерцательную мудрость и пассивность, вызванную знанием высшего замысла. Так противоречиво совместились в романе правда исторического факта и своеобразие представлений Толстого о влиянии “фатума” на закономерности движения истории. Именно Кутузов волею своей определяет место будущего генерального сражения, берёт на себя всю ответственность за дальнейший ход событий “роевой” истории, отдавая приказ об оставлении Москвы, но он же в романе “...ничего не предложит своего, ничему полезному не помешает”.

Другим подтверждением противоречивости взглядов Толстого на ход исторических событий является представление о русском национальном характере, которое сказалось в создании двух противоположных типов: воина, не ведающего сострадания (Г.Щербатый), и кроткого и милосердного типа (П.Каратаев).

Рабочий лист

(опорный конспект и вопросы)

Основные положения философии истории Толстого:

1. Исторический процесс не объясняется волей, желаниями, поступками отдельных великих людей - «исторических личностей». История - это результат совпадения интересов и поступков множества людей, составляющих народную массу. Это «роевая», бессознательная жизнь миллионов людей. Описание истории не должно быть жизнеописанием царей, героев, полководцев.

2. Чем выше по социальной лестнице поднимается человек, тем более он зависим от воли людей и несвободен в своих желаниях. В этом смысл власти.
«Царь есть раб истории», - утверждал Толстой.

3. Как сами люди не осознают значения своих действий для истории, так и смысл исторического события может быть оценен только потомками.

4. Как таковой причины исторического события нет. Все происходит стихийно и управляется общими законами движения масс. Сознательно и разумно влиять на исторический процесс нельзя.

В романе частная и историческая жизнь объединяются. Болконский и Безухов начинают чувствовать себя частью общего мира во время событий 1812 года. Кутузов выигрывает войну, потому что понимает, что такое «дух войска», которым управлять нельзя, а Наполеон проигрывает, потому что считает, что все подвластно его личной воле. В романе противопоставлены Наполеон и Кутузов, а не Наполеон и Александр I, как это было бы в традиционных исторических трудах.

В романе показано, как после Бородинского сражения москвичи покидали свои дома. Они не понимали важного смысла своих действий, не понимали, что происходит большое историческое событие. Это стало возможно оценить только с течением времени.
С жанром произведения философия истории Толстого связана следующим образом. Только в единении с другими, с «жизнью общей» герой может развивать и совершенствовать себя, получать Истинно достойное воздаяние за свои усилия и поиски в этом направлении. «Заинтересованность друг в друге личности и народа» - у Толстого это и означает синтез романного и эпопейного начал.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» развенчивается теория Раскольникова, суть которой в том, что великие люди имеют право на преступление, потому что они выше моральных законов. Всем романом писатель опровергает эту идею. Великий человек не может быть свободен от человеческих законов, которыми предписана совесть, самопожертвование, доброта. Индивидуальное губительно для человека, тогда как общечеловеческое - спасение. Для Достоевского главным было сохранение нравственных основ в историческом процессе. Теория почвенничества, созданная писателем, признавала, что волей Петра была преобразована огромная страна. Значит, Достоевский признавал роль личности в истории. С другой стороны, в романе «Преступление и наказание» Раскольников на каторге видит символический сон о трихинах, которые заражают людей индивидуализмом. В результате наступает апокалипсис.

М.Е. Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» показал пародию на традиционное представление истории государства в виде цепочки сменяющих друг друга правителей. Писатель пародировал эпизоды из «Повести временных лет», «Истории государства Российского» Карамзина. В центре внимания Салтыкова-Щедрина проблема взаимоотношения власти и народа. Приход градоправителей к власти случаен, как и внезапная смерть. Они возникают из ниоткуда и уходят в никуда. Конечно, они своей властью преобразовывают Глупов, но Салтыков-Щедрин показал, что правители и глуповцы - это одно целое. Глуповцы сами пошли искать, кто будет над ними властвовать. «Градоначальники секут, а обыватели трепещут», - это нерасторжимое единство.

В результате деятельности градоначальников «история прекратила течение свое», т.е. наступил конец света. Но река смела плотину, которую поставил Угрюм-Бурчеев, и вернулась в старое русло. Это символ естественного развития, которое противопоставлено абсурдной государственной власти. Таким образом, Салтыков-Щедрин также показал, что единоличная власть губительна, а естественное течение жизни сильнее надуманных законов.

И.С. Тургенев в своих романах отразил историю России от общественного подъема 1855 года до «хождений в народ» 1870-х годов. Романы «Рудин», «Дворянское гнездо» показали, что герой-мыслитель уходит с исторической сцены. Идею романа «Накануне» (1860) писатель формулировал как «необходимость сознательно-героических натур для того, чтобы дело двинулось вперед». Такой героической натурой в романе является болгарин Инсаров - борец за независимость свой родины.

Итак, представление Толстого о роли личности в истории отличается от принятого в XIX веке исторической наукой. Отличается оно и от западнических (а значит, индивидуалистических) идей И.С. Тургенева. Некоторые схождения наблюдаются в представлениях Толстого и Достоевского, Салтыкова-Щедрина.

Ученые говорят, что одна из наименее разработанных тем философии - война.

В большинстве работ, посвященных этой проблеме, авторы, как правило, не заходят дальше моральной оценки данного явления. В статье будет рассмотрена история изучения философии войны.

Актуальность темы

Еще древние философы говорили о том факте, что человечество большую часть своего существования находится в состоянии военного конфликта. В 19-м веке исследователи опубликовали статистику, подтверждающую изречения античных мудрецов. В качестве временного отрезка для изучения был выбран период, начиная с первого тысячелетия до нашей эры и заканчивая девятнадцатым веком от Рождества Христова.

Исследователи пришли к выводу, что за три тысячелетия истории только три с лишним сотни лет приходятся на мирное время. Говоря более точно, на каждый спокойный год выходит двенадцать лет вооруженных конфликтов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что около 90 % истории человечества прошли в атмосфере чрезвычайной обстановки.

Позитивное и негативное видение проблемы

Война в истории философии оценивалась как положительно, так и отрицательно различными мыслителями. Так, Жан Жак Руссо, Махатма Ганди, Лев Николаевич Толстой, Николай Рерих и многие другие говорили об этом явлении как о величайшем пороке человечества. Эти мыслители утверждали, что война есть одна из самых бессмысленных и трагических событий в жизни людей.

Некоторые из них даже строили утопические концепции того, как можно преодолеть этот общественный недуг и жить в вечном мире и согласии. Другие мыслители, например Фридрих Ницше и Владимир Соловьев, утверждали, что поскольку война продолжается почти непрерывно с момента возникновения государственности и до сегодняшнего дня, то в ней, безусловно, есть определенный смысл.

Две разные точки зрения

Видный итальянский философ 20-го века был склонен к видению войны в несколько романтизированном свете. Он строил свое учение на идее о том, что поскольку во время вооруженных конфликтов человек постоянно находится на грани жизни и смерти, то он пребывает в соприкосновении с духовным, нематериальным миром. По мнению этого автора, именно в такие минуты люди способны осознать смысл своего земного существования.

Русский философ и религиозный писатель Владимир Соловьев суть войны и философию ее тоже рассматривал через призму религии. Однако его мнение в корне отличалось от точки зрения его итальянского коллеги.

Он утверждал, что война, сама по себе, является негативным событием. Ее причина - природа человека, испорченная вследствие грехопадения первых людей. Однако случается она, как и все происходящее, по воле Божьей. Согласно этой точки зрения, смысл вооруженных конфликтов заключается в том, чтобы показать человечеству, как сильно оно погрязло в грехах. После такого осознания у каждого появляется возможность покаяться. Поэтому даже такое ужасное явление может послужить на пользу искренне верующим людям.

Философия войны по Толстому

Лев Николаевич Толстой не придерживался мнения, которое имела Русская православная церковь. Философия войны в романе «Война и мир» может быть выражена следующим образом. Общеизвестно, что автор придерживался пацифистских воззрений, а значит, и в данном произведении он проповедует отказ от любого насилия.

Интересно, что в последние годы своей жизни великий русский писатель живо интересовался индийскими религиями и философской мыслью. Лев Николаевич состоял в переписке с известным мыслителем и общественным деятелем Махатмой Ганди. Этот человек прославился своей концепцией ненасильственного сопротивления. Именно таким образом ему удалось добиться независимости своей страны от колонизаторской политики Англии. Философия войны в романе великого русского классика во многом схожа с этими убеждениями. Но Лев Николаевич изложил в этом произведении основы своего видения не только межнациональных конфликтов и их причин. В романе «Война и мир» философия истории предстает перед читателем с неизвестной до той поры точки зрения.

Автор говорит о том, что, по его мнению, тот смысл, который вкладывают мыслители в некоторые события, является видимым и надуманным. На самом же деле истинная суть вещей всегда остается скрытой от человеческого сознания. И только небесным силам дано видеть и знать всю реально взаимосвязь событий и явлений в истории человечества.

Подобного мнения он придерживается и относительно роли отдельных личностей в ходе мировой истории. По словам Льва Николаевича Толстого, то влияние на судьбы, которое переписывается отдельным политическим деятелем, является на самом деле чистой выдумкой ученых и политиков, которые таким образом стараются найти смысл некоторых событий и оправдать факт их существования.

В философии войны 1812 года основным критерием всего происходящего для Толстого является народ. Именно благодаря ему враги были изгнаны из России при помощи «Дубины» всеобщего ополчения. В «Войне и мире» философия истории предстает перед читателем в небывалом до этого виде, поскольку Лев Николаевич излагает события так, как их видели участники войны. Его повествование эмоционально, потому что он стремится передать мысли и чувства людей. Такой «демократический» подход к философии войны 1812 года явился бесспорным новаторством в российской и мировой литературе.

Новый теоретик военного дела

Война 1812 года в философии вдохновила еще одного мыслителя на создание достаточно капитального труда про вооруженные конфликты и способы их ведения. Этим автором был австрийский офицер Фон Клаузевиц, который воевал на стороне России.

Этот участник легендарных событий спустя два десятилетия после победы опубликовал свою книгу, содержащую новую методику ведения военных действий. Это произведение отличается своим простым и доступным языком.

Например, Фон Клаузевиц так осмысливает цель вступления страны в вооруженный конфликт: главное - подчинить противника своей воле. Писатель предлагает вести сражение до того момента, пока враг не будет целиком уничтожен, то есть государство - противник окажется полностью стертым с лица земли. Фон Клаузевиц говорит о том, что борьбу нужно вести не только на поле сражения, также необходимо уничтожать культурные ценности, существующие на неприятельской территории. По его мнению, такие действия приведут к полной деморализации войск противника.

Последователи теории

Год 1812 для философии войны стал знаковым, поскольку этот вооруженный конфликт вдохновил одного из самых известных теоретиков управления армией на создание труда, которым руководствовались многие европейские военачальники, и который стал программным во многих вузах соответствующего профиля во всем мире.

Именно такой беспощадной стратегии придерживались немецкие полководцы в Первую и Вторую мировые войны. Такая философия войны была нова для европейской мысли.

Во многом именно по этой причине многие западные государства оказались неспособными противостоять бесчеловечной агрессии немецких войск.

Философия войны до Клаузевица

Чтобы понять, какие радикально новые идеи содержались в книге австрийского офицера, следует проследить развитие философии войны с глубокой древности до нового времени.

Итак, самые первые силовые столкновения, которые случились в истории человечества, происходили по причине того, что один народ, испытывавший продовольственный кризис, стремился разграбить богатства, накопленные соседними странами. Как видно из этого тезиса, в этом походе не содержалось никакой политической подоплеки. Поэтому, как только воины армии-агрессора захватывали достаточное количество материальных благ, они немедленно покидали чужую страну, оставляя ее народ в покое.

Разделение сфер влияния

По мере появления и все большего развития мощных высокоцивилизованных государств, война перестала быть инструментом для добычи пропитания и приобрела новые, политические цели. Более сильные страны стремились подчинить своему влиянию мелкие и слабые. Победители, как правило, не хотели добиться ничего иного, кроме возможности собирать дань с проигравших.

Подобные вооруженные конфликты обычно не заканчивались полным уничтожением государства, потерпевшего поражение. Полководцы также не желали истребить какие-либо ценности, принадлежавшие противнику. Напротив, победившая сторона часто старалась зарекомендовать себя весьма развитой с точки зрения духовной жизни и эстетического воспитания ее граждан. Поэтому в древней Европе, как и во многих странах Востока, существовала традиция с почтением относиться к обычаям других народов. Известно, что великий монгольский полководец и правитель Чингисхан, покоривший себе большинство известных в то время государств земного шара, с большим почтением относился к религии и культуре покоренных территорий. Многие историки писали о том, что он нередко отмечал праздники, существовавшие в тех странах, которые должны были платить ему дань. Подобной внешней политики придерживались и потомки выдающегося правителя. Летописи свидетельствуют о том, что ханы Золотой Орды почти никогда не отдавали приказаний разрушать русские православные церкви. С большим уважением относились монголы к разного рода ремесленникам, искусно владевшим своей профессией.

Кодекс чести русских солдат

Таким образом, можно утверждать, что методика воздействия на врага всеми возможными способами, вплоть до его окончательного уничтожения полностью противоречила европейской военной культуре, сложившейся к 19-му веку. Рекомендации Фон Клаузевица не получили отклика и среди отечественных военных. Несмотря на то что эта книга была написана человеком, воевавшим на стороне России, мысли, высказанные в ней, вступали в резкое противоречие с христианской православной моралью и поэтому не были одобрены отечественным высшим командным составом.

В уставе, использовавшемся до конца 19-го столетия, было сказано о том, что воевать следует не для того, чтобы убивать, а с единственной целью - побеждать. Высокие моральные качества русских офицеров и солдат особенно ярко проявились, когда наша армия вошла в Париж, во время Отечественной Войны 1812 года.

В отличие от французов, которые, на пути к столице Российского государства грабили население, офицеры российской армии вели себя с подобающим достоинством даже на захваченной ими территории неприятеля. Известны случаи, когда они, отмечая свою победу во французских ресторанах, полностью расплачивались по счетам, а когда деньги заканчивались, то брали у заведений кредит. Французы в течение долгого времени вспоминали о щедрости и великодушии русских людей.

Кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет

В отличие от некоторых западных конфессий, прежде всего протестантизма, а также и ряда восточных религий, например буддизма, русская православная церковь никогда не проповедовала абсолютный пацифизм. Многие выдающиеся воины в России прославлены в лике святых. Среди них можно называть таких выдающихся полководцев, как Александр Невский, Михаил Ушаков, и многих других.

Первый из названных был почитаем не только в царской России среди верующих людей, но и после Великой Октябрьской революции. Знаменитые слова этого государственного деятеля и полководца, послужившие названием этой главе, стали своеобразным девизом всей отечественной армии. Из этого можно сделать вывод о том, что на Руси всегда высоко ценились защитники родной земли.

Влияние православия

Философия войны, характерная для русских людей, всегда опиралась на принципы православия. Это можно легко объяснить тем фактом, что именно эта вера является культурообразующей в нашем государстве. Почти вся отечественная классическая литература пропитана этим духом. Да и сам государственный язык Российской Федерации был бы совершенно другим без этого влияния. Подтверждение можно найти, рассмотрев происхождение таких слов, как «спасибо», которое, как известно, означает не что иное, как пожелание собеседнику быть спасенному Господом Богом.

А это, в свою очередь, указывает на православную религию. Именно эта конфессия проповедует необходимость раскаяния в грехах для того, чтобы заслужить помилование у Всевышнего.

Поэтому, можно утверждать, что философия войны в нашей стране, опирается на те же самые принципы. Неслучайно в числе самых почитаемых святых на Руси всегда был Георгий Победоносец.

Этот праведный воин изображен и на металлических денежных знаках России - копейках.

Информационная война

В настоящее время значимость информационных технологий достигла небывалой силы. Социологи и политологи утверждают, что на данном этапе своего развития общество вступило в новую эпоху. Она в свою очередь пришла на смену так называемому индустриальному обществу. Важнейшей сферой деятельности человека в данный период является хранение и переработка информации.

Это обстоятельство повлияло на все стороны жизни. Неслучайно в новом образовательном стандарте Российской Федерации говорится о необходимости воспитания следующего поколения с учетом постоянно ускоряющего свои темпы технического прогресса. Поэтому и армия, с точки зрения философии современного периода должна иметь в своем арсенале и активно использовать все достижения науки и техники.

Сражения на другом уровне

Философия войны и значение ее в настоящее время легче всего проиллюстрировать на примере тех реформ, которые проводятся в оборонной сфере Соединенных Штатов Америки.

Термин «информационная война» впервые появился в этой стране в начале девяностых годов XX века.

В 1998 году он приобрел четкое общепринятое определение. Согласно ему, информационная война - это воздействие на противника с помощью различных каналов, по которым к нему поступают новые сведения о различных сторонах жизни.

Следуя подобной военной философии, нужно влиять на общественное сознание населения страны противника не только в момент боевых действий, но и в мирный период. Таким образом, граждане вражеской страны, сами о том не подозревая, будут постепенно приобретать мировоззрение, усваивать идеи, выгодные для государства-агрессора.

Также вооруженные силы могут воздействовать и на настроения, царящие на собственной территории. В некоторых случаях это требуется для поднятия боевого духа населения, привития патриотических чувств, и солидарности с политикой, проводящейся в данный момент. Примером могут быть американские операции в горных массивах Афганистана, с целью уничтожения Усамы бен Ладена и его сподвижников.

Известно, что эти действия проводились исключительно в ночное время. С точки зрения военной науки этому дать логического объяснения нельзя. Такие операции было бы намного удобнее осуществлять в светлое время суток. В данном случае причина кроется не в особой стратегии ведения воздушных ударов по точкам, где предположительно располагаются боевики. Дело в том, что географическое расположение США и Афганистана таково, что когда в азиатской стране ночь, в Америке - день. Соответственно, прямые телевизионные трансляции с места событий могут увидеть гораздо больше телезрителей, если они будут транслироваться, когда подавляющее число людей бодрствует.

В американской литературе о философии войны и современных принципах ее ведения термин «поле боя» в настоящее время несколько изменился. Теперь содержание этого понятия значительно расширилось. Поэтому и само название данного феномена теперь звучит так «пространство боя». Здесь подразумевается, что война в ее современном значении проходит уже не только в виде боевых сражений, но и на информационном, психологическом, экономическом и многих других уровнях.

Это во многом соответствует философии книги «О войне», написанной почти два века назад ветераном Отечественной войны 1812 года Фон Клаузевицем.

Причины войны

В этой главе будут рассмотрены причины войны, какими их видели различные мыслители от приверженцев языческой религии античности до теории войны Толстого. Самые древние греческие и римские представления о сущности межнациональных конфликтов были основаны на мифологическом мировоззрении человека того времени. Олимпийские боги, которым поклонялись жители этих стран, представлялись людям существами, не отличающимися от их самих ничем, кроме своего всемогущества.

Все страсти и грехи, присущие обычному смертному, не были чуждыми и для небожителей. Боги Олимпа нередко ссорились друг с другом, а эта вражда, согласно религиозному учению, приводила к столкновению разных народов. Существовали также и отдельные боги, целью которых было создание конфликтных ситуаций между разными странами и разжигание конфликтов. Одним из таких высших существ, покровительствовавших людям военного сословия и устраивавших многочисленные сражения, была Артемида.

Более поздние античные философы о войне придерживались более реалистических взглядов. Сократ и Платон говорили о ее причинах исходя из экономических и политических соображений. Поэтому же пути пошли Карл Маркс и По их мнению, большинство вооруженных конфликтов в истории человечества произошли из-за разногласий между классами общества.

Кроме философии войны в романе «Война и мир», существовали и другие концепции, в рамках которых были сделаны попытки найти для межгосударственных конфликтов, причины, отличные от экономических и политических.

Например, известный российский философ, художник и общественный деятель Николай Рерих утверждал, что корень зла, порождающего вооруженные столкновения, является жестокость.

А она, в свою очередь, есть не что иное, как материализовавшееся невежество. Это качество человеческой личности можно описать как сумму незнания, бескультурья и сквернословия. А соответственно, для установления на земле вечного мира нужно преодолеть все перечисленные ниже пороки человечества. Невежественный человек, с точки зрения Рериха, не обладает способностью к творчеству. Поэтому, чтобы реализовать свою потенциальную энергию, он не создает, а стремится разрушить.

Мистический подход

В истории философии войны наряду с прочими существовали и концепции, которые отличались своим чрезмерным мистицизмом. Одним из авторов подобного учения был писатель, мыслитель и этнограф Карлос Кастанеда.

Его философия в книге «Путь война» основана на религиозной практике, называемой нагуализм. В этом произведении автор утверждает, что побороть в себе заблуждения, царящие в человеческом обществе, - единственно верный жизненный путь.

Христианская точка зрения

Религиозное учение, основанное на заповедях, данных человечеству Сыном Божиим, рассматривая вопрос о причинах войн, говорит, что все кровопролитные события в истории человечества произошли из-за склонности людей к греху, а точнее, по причине их испорченной природы и неспособности самостоятельно справиться с ней.

Здесь, в отличие от философии Рериха, говорится не об отдельных злодеяниях, а о греховности как таковой.

Человек не может без Божьей помощи избавиться от множества злодеяний, среди которых зависть, осуждение ближних, сквернословие, корыстолюбие и так далее. Именно это свойство души и лежит в основе мелких и крупных конфликтов между людьми.

Необходимо добавить, что та же самая причина кроется в основе появления законов, государств и так далее. Еще в глубокой древности, осознав свою греховность, люди стали бояться друг друга, а нередко и самих себя. Поэтому они изобрели инструмент защиты от неблаговидных поступков своих собратьев.

Однако, как уже говорилось в этой статье, защита собственной страны и себя от врагов в православии всегда рассматривалось как благодеяние, поскольку в данном случае такое применение силы воспринимается как борьба со злом. Бездействие в подобных ситуациях может быть приравнено ко греху.

Однако православие не склонно излишне идеализировать профессию военных. Так, один святой отец в письме к своему духовному ученику укоряет последнего за то, что его сын, имея способности к точным и гуманитарным наукам, выбрал для себя армейскую службу.

Также в православной религии священникам запрещено совмещать их служение церкви с военной карьерой.

Православным воинам и полководцам многие святые отцы рекомендовали совершать молитву перед началом битвы, а также по ее завершении.

Также тем верующим, которым по воле обстоятельств необходимо служить в армии, нужно всеми силами стараться исполнять то, что в воинском уставе обозначено словами «с достоинством переносить все тяготы и лишения».

Заключение

Данная статья была посвящена теме войны с точки зрения философии.

В ней представлена история обращения к этой проблеме, начиная с глубокой древности и до сегодняшнего времени. Рассмотрены точки зрения таких мыслителей, как Николай Рерих, Лев Николаевич Толстой и другие. Значительную часть материала занимает тема о романе "Война и мир" и философии войны 1812 года.