Дэвид боуи сейчас. Ушел из жизни Дэвид Боуи (15 фото)

Британский рок-певец Дэвид Боуи умер на 70-м году жизни. 8 января певец отметил свой 69-й День Рождения и выпустил новый альбом Blackstar («Черная звезда»). Музыкант ушел из жизни после 18-месячной борьбы с раком, новость о его смерти появилась на официальном сайте, где сказано: «Хотя многие из вас сопереживают потере, мы просим вас уважать частную жизнь семьи во время скорби». Вспомнить творчество Дэвида Боуи нам помогут интересные факты из его биографии.

1. Боуи утверждал, что в возрасте пяти лет у него был "ужасный случай", связанный с чаем - с тех пор он так ни разу и не пил его.

2. Школу Дэвид окончил с отметкой "0" по искусству.

3. В восемь лет Боуи загорелся мечтой стать саксофонистом. Это подтолкнуло его купить первый саксофон, правда он был из розовой пластмассы. Ради такой покупки маленький Дэйв вынужден был таскать заказы для мясной лавки. В 1961 году мать подарила ему альт-саксофон лучшего качества.

4. Правый зрачок Боуи всегда расширен – это результат его школьной драки с другом по имени Джордж Андервуд. Ссора была, конечно же, из-за девушки. Врачи опасались, что он потеряет зрение, но смогли провести ряд операций и предотвратить слепоту. Полностью восстановить зрение не удалось - в результате травмы у Боуи возникло дефектное восприятие глубины поля зрения. Став известным, артист заявил, что, хотя он и может видеть своим травмированным глазом, восприятие цвета утрачено (постоянно присутствует коричневый фон). Зрачок травмированного глаза стал мидриатичным, что создало впечатление различного цвета глаз. Несмотря на драку, Андервуд и Боуи остались хорошими друзьями.

5. Боуи - мультиинструмениталист. Он играет на гитаре, фортепиано, клавесине, губной гармонике, меллотроне, стилофоне, вибрафоне, кото, ударных и перкуссии.

6. Будучи большим поклонником Мика Джаггера, Боуи узнал, что "джаггер" в переводе со староанглийского означает "нож", поэтому Дэвид взял себе похожий псевдоним (нож Боуи - тип охотничьих ножей, названный в честь героя Техасской революции Джима Боуи). Днём рождения "Дэвида Боуи" считается 14 января 1966 года. Именно в этот день он впервые появляется под таким именем с группой The Lower Third на обложке пластинки "Can’t Help Thinking About Me".

7. "Я очень хотел прославиться, но не знал, как это сделать, и на протяжении 1960-х перепробовал всё, что мог - в театре, изобразительном искусстве и музыке", - признавался Боуи в одном из интервью восьмидесятых годов. Несомненно, в то время на творчество артиста сильно повлиял фронтмен Pink Floyd Сид Барретт, покинувший группу после записи первого альбома. "В Сиде было что-то не от мира сего, и это меня сильно привлекало. Он был похож на Питера Пэна", - говорил музыкант.

8. В 1974 году концерт Боуи посетил Майкл Джексон. Позже он высказывался о странных движениях музыканта, имея в виду лунную походку. Изначально этот танец появился ещё в пантомимных пьесах Боуи шестидесятых годов.

9. Маленькая звукозаписывающая студия "Ханса", окна которой раньше выходили на Берлинскую Стену, стала одним из излюбленных мест туристов, хотя и продолжает работать как студия. Всё из-за Боуи, записавшего там так называемую "Берлинскую трилогию" ("Low" - "Heroes" - "Lodger").

10. Начиная с 24 сентября 1980 года Боуи три месяца выступал на Бродвее в постановке "Человек-слон". В этот период его друг и коллега Джон Леннон был убит сумасшедшим фанатиком Марком Чепменом. Это событие произвело на Дэвида крайне тяжёлое впечатление - он не только потерял близкого друга, но и понял, что сам был близок к гибели. Чепмен присутствовал на пьесе, фотографировал Боуи у дверей на сцену и вскоре после этого застрелил Леннона. Полиции он заявил, что если бы ему не удалось убить Джона, он бы вернулся в театр и застрелил Дэвида.

11. В фильме Дэвида Линча "Твин Пикс: Сквозь огонь" (1992) Боуи сыграл таинственного агента ФБР Филиппа Джеффриса. В картине он появляется всего на несколько секунд, но впечатление производит неизгладимое. "Это был сон. Мы живем во сне", - говорит он, вовлекая зрителей в самый центр запутанной головоломки одного из выдающихся мастеров артхауса.

12. В Москве Боуи был трижды. Впервые он побывал в столице в 1973 году проездом из Японии в Европу. В тот период он боялся летать на самолётах и предпочитал пользоваться наземным транспортом. Для того, чтобы попасть в Москву, ему пришлось сесть на корабль из Йокогамы в Находку, а уже оттуда - на Транссибирскую магистраль. 30 апреля, спустя 18 дней после выезда, Боуи прибыл в Москву на три дня. Тогда он побывал на первомайском параде, посетил Оружейную палату и ГУМ. Вторая поездка Боуи в Москву, теперь уже вместе с Игги Попом, состоялась в начале апреля 1976 года. Тогда пограничники конфисковали у него запрещённую к ввозу нацистскую литературу. Третья поездка состоялась в июне 1996 года, на этот раз с концертом в Государственном Кремлёвском Дворце. Перед пресс-конференцией была организована встреча фанатов с Боуи у него в номере. Поклонники рассказали ему о плохой акустике в Кремле и дороговизне билетов. Боуи тут же подарил их тем, у кого не хватило денег. 18 июня состоялся концерт и Дэвид остался им жутко недоволен - из-за сидящей публики и странной организации зала. Тогда он пообещал, что больше никогда не приедет в Россию.

13. В 2000 году в результате опроса, в котором приняло участие свыше 190 тысяч человек, совместная с Queen песня "Under Pressure" заняла десятое место в списке лучших песен тысячелетия.

14. Из современных исполнителей Боуи предпочитал творчество Руфуса Уэйнрайта, Placebo, Godspeed You! Black Emperor и Arcade Fire.

15. В 2009 году немецкий учёный Петер Йегер открыл новый редкий вид пауков и решил назвать его в честь Боуи. Представитель вида, получившего название Heteropoda davidbowie, был обнаружен исследователем в Малайзии. По словам арахнолога, на это его вдохновили турне "Glass Spider" и песня "Ziggy Stardust".

Британская легенда рока, художник, актер, продюсер и великий экспериментатор Дэвид Боуи ушел из жизни в неполные 70 лет. Причина смерти – рак, с которым он боролся на протяжении 18 месяцев. Пятидесятилетней карьеры «хамелеона рок-музыки», как его часто называют благодаря постоянным экспериментам со внешностью и стилем, хватит не на один байопик. Его не раз признавали величайшим из величайших – музыка Боуи вдохновляла и вдохновляет самых талантливых музыкантов эпохи, Дэвид один из самых влиятельных британцев нашего времени, он включен в Зал славы рок-н-ролла, а в 2003 году чуть не удостоился рыцарского титула, но отказался.

Прочесть биографию этого великого, без сомнения и всяких «но», музыканта стоит каждому хоть немного увлекающегося музыкой человека. Уверены, найти содержательную статью об этапах становления Боуи как музыканта и легенды, будет несложно, поэтому мы не станем останавливаться на привычных «рождение, взросление, развитие», а расскажем лишь о нескольких интересных моментов из жизни Боуи, которые лучше, чем любой биограф, опишут личность музыканта.

  • В августе 2011 года Дэвид Боуи заявил о завершении музыкальной карьеры. Точнее говоря, о том, что музыкант больше не выйдет на сцену сообщил его биограф Пол Тринка, который также подчеркнул, что на сцену певец выйдет только в том случае, если будет готов произвести «подлинное землетрясение». Через два года, в 2013 году Боуи выпустил первый за 10 лет сингл «Where Are We Now?», а 20 ноября 2015 года свет увидел заглавный трек с пластинки «Blackstar», которая полностью вышла в день рождения музыканта, 8 января 2016. Оба релиза действительно произвели эффект бомбы.
  • Глаза Боуи – один из фетишей его поклонников. Во-первых, они разного цвета, один голубой, а второй карий. Во-вторых, зрачок левого глаза всегда расширен. По легенде, в 16 лет Дэвид подрался с приятелем Джорджем Андервудом из-за девушки, и тот поранил ему глаз. С тех пор зрачок был атрофирован. К слову, на заре карьеры Боуи старался придать значительности этой своей особенности, активно используя коричневый карандаш по самой линии роста ресниц. Отличный ход!

  • Свою «шизоидность» Боуи объясняет двумя фактами из своего детства. Он родился в Лондоне, но после окончания школы перебрался в Йоркшир, на север Англии, и жил там на ферме. За проведенное там время он отлично изучил трущобы Брикстона с их сложным населением и социальными проблемами и мирную деревенскую жизнь. Два этих противоположных мира прочно обосновались в голове музыканта и стали, по его же словам, основой его двойственного отношения к жизни и миру.
  • Помимо музыкальной карьеры, на счету Боуи несколько киноработ, главная из которых – первый фильм, вышедший в 1976 году, «Человек, который упал на Землю». Лента рассказывает об инопланетянине, который оказался среди людей и пытается сохранять свою изначальную двойственность. Снаружи он человек, а внутри все-таки пришелец. После просмотра сложно поверить, что все описанное – вымысел. Еще один фильм, который стоит выделить в фильмографии музыканта – «Лабиринт». Ниже можно посмотреть отрывок из ленты.

  • Переезд в США стал для Боуи одним из важнейших моментов в его жизни. Он во многом изменил его отношение к миру и окружающей действительности. Особенно его удивляли взгляды американцев, они казались ему широкими, всеобъемлющими, в отличие о тех, к которым он привык в родной Британии, в том числе это касалось и отношения к музыке: «Здесь {в США} музыка - это средство тотальной коммуникации. А у нас {в Великобритании} музыка - это так, чтобы послушать».
  • Хотите узнать, какая музыка нравилась самому Боуи? Pixies, Sonic Youth, The Cure, Velvet Underground, Elgar, Little Richard, The Mekons.
  • В 1980-е в поп-музыке произошли очередные переменены. Новое отношение, новое звучание, новые герои. Боуи нашлось, что сказать и по этому поводу тоже. Ему казалось, что за десятилетие музыка лишилась сексуальности и это, на удивление, самому музыканту крайне импонировало. Секс аккуратно и незаметно становился почти запретной темой, что давало массу новых вариантов и возможностей для творчества. Так констатировал, правда не без опаски, музыкант.

  • Бисексуальность музыканта – одна из самых щепетильных и обсуждаемых тем. По этому поводу было много сказано и написано различными журналистами, но лучше всего об этом рассказал, что неудивительно, сам Боуи. В январе 1972 года в интервью журналу Melody Maker Дэвид впервые рассказал о своей бисексуальности, а в сентябре 1976 еще раз подтвердил это в интервью Playboy. Правда уже в 1980 году в интервью Rolling Stone он назвал те свои признания «самой большой ошибкой, которую когда-либо совершал», констатировав, что подобный каминг-аут был сделан в угоду моде. Более подробный и развернутый комментарий последовал только в 2002 году, когда музыкант рассказал журналу Blender, что это признание помешало ему реализовать массу того, о чём он мечтал. По признанию музыканта, ему совершенно не хотелось нести чей-то флаг и представлять какую-то определенную группу, пусть это и было правдой.
  • Знаменитый образ вымышленного персонажа Зигги Стардаста, придуманного Дэвидом Боуи для своего альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars, появился в голове Дэвида после встречи с рок-музыкантом Винсом Тейлором. Это его альтер-эго – один из самых тиражируемых образов нашего времени.


10 января в возрасте 69 лет после долгой борьбы с раком скончался один из самых значимых поп-музыкантов XX века Дэвид Боуи. Британский певец боролся с болезнью на протяжении 18 месяцев и умер в кругу семьи.
Певец, автор песен и продюсер Дэвид Боуи взорвал музыкальный мир своим образом и песнями в стиле в глэм-рок, арт-рок, соул, хард-рок, данс-поп, панк-рок и электроника. На протяжении своей 40-летней карьеры музыкант менял свой имидж и приспосабливался к новым направлениям в музыке, поэтому его прозвали “хамелеоном рок-музыки”.

Прорыв артиста произошел в 1972 году с хитом «Starman» из альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars. Дэвид Боуи смешал стиль британских модов (британская молодежная субкультура) и японского театра кабуки, и создал яркий андрогинный алтер-эго по имени Зигги Стардаст.
Три года спустя Боуи добился своего первого крупного успеха на американском музыкальном рынке с синглом “Fame” из альбома Young Americans, который кстати был написан в соавторстве с Джоном Ленноном. Затем последовал альбом 1976 года Station to Station, который считается одной из самых значимых работ музыканта.

Самые известные песни Дэвида Боуи – “Let’s Dance” (1983 год), “Space Oddity” (1969 год), “Heroes” (1977 год), “Changes” (1971), “Under Pressure” (1982), “China Girl” (1983), “Modern Love” (1983), “Rebel, Rebel” (1974), “All the Young Dudes” (1974), “Panic in Detroit” (1973), “Fashion” (1980), “Life on Mars” (1971), “Suffragette City” (1972).
Последний альбом, 25-ый по счету, под названием Blackstar вышел за несколько дней до смерти Дэвида Боуи в день его рождения – 8 января 2016 года.
Мы решили вспомнить жизнь и карьеру великого музыканта.


Январь 1969 год


Дэвид Боуи выступает в Лос-Анджелесе, 1971 год.


В образе Зигги Стардас в 1973 году.


Британская супермодель Твигги позирует с Дэвидом Боуи для обложки его седьмого альбома Pin Ups в 1973 году.


Дэвид Боуи выступает в Великобритании в 1973 году.


Дэвид Боуи, американские музыканты Пол Саймон и Артур Гарфанкел, Йоко Оно и Джон Леннон на церемонии “Грэмми” в 1975 году.


Дэвид Боуи и Игги Поп в Копенгагене, 1976 году.


В Париже, 1977 год


Во время концертного тура Serious Moonlight, который стал самым успешным и продолжительным туром музыканта за его карьеру.


Дэвид Боуи и Мик Джаггер во время записи клипа к песне “Dancing in the Street”.


Дэвид Боуи и Энни Леннокс исполняют песню “Under Pressure” на концерте памяти Фредди Меркьюри, 1992 год.


В Карнеги-холл, 2001 год.


Дэвид Боуи и его жена топ-модель Иман, 2001 год.


2002 год

Редакция Фактрума скорбит в этот день вместе со всеми. Мы приглашаем читателей вспомнить некоторые интересные факты из жизни и творчества Дэвида Боуи.

1. Именно Боуи была в 1970 году написана песня The Man Who Sold The World, самый знаменитый акустический кавер которой исполнил Курт Кобейн (Nirvana) во время шоу MTV Unplugged в 1993 году. После этого Боуи столкнулся с тем, что люди, заходившие к нему после концерта, где он исполнял свою собственную песню, говорили: «Это круто, что вы исполняете песню «Нирваны».

2. В Америке Дэвиду Боуи широкий успех принес сингл Fame в 1975 году. Его соавтором (и бэк-вокалистом) выступил Джон Леннон.

3. Согласно проведенному в 2000 году изданием New Musical Express опросу среди музыкантов различных направлений, Дэвид Боуи был признан самым влиятельным музыкантом. А по результатам опроса Би-би-си (2002 г.), Боуи оказался на 29-м месте в списке 100 величайших британцев. Он входит в топ-списки величайших исполнителей рок-музыки и вокалистов всех времен.

4. В 2000 году Дэвид Боуи отказался от звания кавалера Ордена Британской Империи, а спустя три года - отклонил предложение возвести его в рыцарство. Свою позицию он объяснил так: «Я никогда не предполагал, что получу что-либо подобное. Я серьёзно не знаю, для чего он нужен. Это не то, ради чего я всю жизнь работал».

5. Первой женой Дэвида Боуи стала модель Анджела Барнетт, с которой он познакомился в 1969 году. У них в 1971 году родился сын, которого назвали Зоуи. В 1980 г. Дэвид и Анджела развелись. Второй раз Боуи женился на модели Иман Абдулмаджид в 1992 году. В 2000 году у них родилась дочь Александрия Захра.


1meee.com
Иман Абдулмаджид Academic.ru

6. В начале семидесятых годов Боуи пристрастился к наркотикам. Под их влиянием он делал порой эпатирующие заявления - например, о том, что Гитлер был первой рок-звездой, а Британия могла бы извлечь пользу от фашистского лидера. К слову, советские таможенники изъяли у Боуи во время его приезда в СССР «нацистскую атрибутику». Позже музыканту пришлось открещиваться от своих слов и заявлять, что он не является фашистом.

7. Дэвид Боуи прославился не только на музыкальной сцене, но и в кино. Самые его известный кинороли - инопланетянин Томас Джером Ньютон в научно-фантастическом фильме «Человек, который упал на Землю», вампир Джон в фильме ужасов «Голод» режиссера Тони Скотта, король гоблинов Джарет в «Лабиринте». Появляется он в роли агента ФБР Филлипа Джеффриса в фильме Дэвида Линча «Твин Пикс: Огонь, иди со мной».

8. Боуи трижды бывал в Москве. Первый раз - весной 1973 года проездом из Японии в Европу, когда он проехал по Советскому Союзу на поезде по Транссибирской магистрали. Второй раз Боуи приехал в Москву в 1976 году вместе с Игги Попом. А третий раз - летом 1996 года с концертом в Государственном Кремлёвском Дворце.

9. «Ханса», маленькая звукозаписывающая студия, в которой Боуи записал «Берлинскую трилогию» - окна студии выходили на Берлинскую Стену - стала туристической достопримечательностью, хотя и продолжает работать как студия: такие группы как Supergrass и Snow Patrol совсем недавно записывали здесь свои альбомы.


10. Идея образа Зигги Стардаста пришла Боуи после того, как он случайно встретился с выдохшейся звездой и кислотником Винсом Тейлором на улице Карнаби-Стрит в Лондоне. Интересно, что обложка альбома была сделана тогда же, на углу улицы Хэддон-Стрит.

11. На написание песни «TVC15» , с альбома «Station To Station» , Боуи вдохновил сон Игги Попа, в котором он видел как его девушку поедает телевизор.

12. Как утверждал сам Боуи, у него был «ужасный случай, связанный с чаем», когда ему было 5 лет. С тех пор он отказывается пить этот напиток.

13. Дэвид Боуи оказал влияние на огромное количество музыкантов. К примеру, фронтмен группы The Killers Брендон Флауэрс сказал о своём кумире следующее:

«Я не мог понять его, пока мне не исполнилось лет 19 или 20, но „Hunky Dory“ изменила мою жизнь. Он расширил границы оставаясь при этом доступным».

14. Леди Гага о Дэвиде Боуи:

«Я воспринимаю Боуи как знаковую фигуру для искусства. Это не только музыка. Это его выступления, его отношение к делу, его взгляд. И это именно то, какой я представляю себе роль артиста».

15. Альбом Боуи 75-го года «Station To Station» был «приправлен» невообразимым количеством кокаина. Как признался Уорен Пис, бэк-вокалист, принимавший участие в записи альбома: «Все ходили под кайфом с цепочками на шее, в которых хранились небольшие дозы».

16. Приблизительно в тоже время Боуи пригласили сняться в фильме «Синяя птица» вместе с Элизабет Тейлор. Но этому было не суждено свершиться. «Фильм откровенное д***мо, так что я отказался от этого предложения» - заявил Боуи в интервью NME в 1975 году.

17. Боуи играет практически на всех инструментах в альбоме «Diamond Dogs» - включая знаменитый гитарный риф «Rebel Rebel».

18. В последнее время Боуи не появлялся на публике, но засветился летом 2009-го на премьере дебютного фильма своего сына «Moon», представленным на кино фестивале «Tribeca Film Festival» в Нью Йорке.

19. Песня «Under Pressure» - совместная работа Боуи и группы Queen - родилась на совместной джем-сессии в студии Боуи в городе Монтрё, Швейцария. Изначально он собирался выступить бэк-вокалистом в другой песни Queen - «Cool Cat».

20. На вершине кокаинового психоза одурманенный наркотиками Боуи, как утверждают, прятал собственную мочу в холодильнике, чтобы её не украл колдун.


21. Правый зрачок Боуи всегда был расширен - это результат драки Боуи с его другом Джорджем Андервудом из-за девушки, состоявшейся ещё в школьные времена.

22. Настоящее имя Дэвида Боуи - Дэвид Роберт Джонс. Он сменил свою фамилию на Боуи, чтобы его не путали с Дэйви Джонсом, знаменитым музыкантом группы The Monkees.

23. Свой творческий псевдоним он взял в честь холодного оружия - боевого ножа Боуи, который в свой черед был назван по имени одного из лидеров «Техасской революции», участника обороны форта Аламо от мексиканцев Джима Боуи (1796–1836). Впервые под именем Дэвид Боуи музыкант выступил почти ровно 50 лет назад - 14 января 1966 года, когда его псевдоним появился на обложке пластинки Can’t Help Thinking About Me.

24. Бэк-вокалистом соул альбома «Young Americans» 1975-го года выступил молодой Лютер Вандросс, ставший позднее одним из самых известных исполнителей 80-х.

25. На выступлении в Осло в 2004-м году Боуи попали в глаз леденцом, брошенным из толпы. Он оставался там, пока один из участников команды не извлёк его. Боуи не прервал выступление.

26. Вопреки распространённому мнению, глаза Боуи не разного цвета. Они создают такое впечатление из-за расширенного зрачка - результата драки.

27. В 2004 году с Дэвидом Боуи случился сердечный приступ, потребовавший хирургического вмешательства. Из-за этого ему пришлось отменить 15 концертов своего наиболее успешного за последние годы тура.

28. Когда Боуи снимался в фильме «Престиж», продюсеры следили, чтобы он путешествовал в синем вертолете. Они слышали, что он откажется путешествовать если его посадят во что-либо другое. Как бы там ни было, когда Боуи увидел усовершенствованный дизайн вертолета, он сказал, что на самом деле ему вообще плевать.


29. Когда Боуи был ещё подростком, у него, как у основателя Ассоцации Предотвращения Насилия Над Длинноволосыми взяла интервью программа BBC. Дэвид пожаловался: «Это не очень приятно, когда люди называют тебя „милашкой“ и всё такое».

30. Боуи играл в Гластонбери дважды. Первый раз в 1971 году, второй раз в 2000-м, и его выступление с тех пор считают одним из самых успешных, которые когда-либо проводил этот фестиваль. Слухи о том, что Боуи должен был выступать там снова в 2010-м, оказались беспочвенными.

31. На этой фотографии 1973-го года Боуи в лондонском ресторане, только что получил шесть дисков от звукозаписывающей компании RCA Records. Удивительно, но в этом году все шесть его альбомов побывали в чартах.


32. Боуи был большим фанатом группы Placebo, он называл их одной из своих самых любимых групп. Также ему нравились Oasis до того, как они распались.

33. Употребление наркотиков Боуи в середине 1970-х, как утверждал он сам, мотивировалось не жаждой наслаждений. «Я не использовал наркотики в гедонистических целях, - объяснил артист в 2000-м году, - Я редко бывал в обществе. Я просто работал. Работал целыми суткам без сна».

34. Пол Уэллер о Боуи:

«Я думаю, он оказал влияние на всех. „Low“ - всегда была моей любимой пластинкой».

35. Кевин Барнер, солист и лидер группы Of Montreal:

«Это единственный в своем роде гений. Совокупность его произведений - это необыкновенный подарок человеческой расе. Мухаммед Али искусства фриков».

36. Эндрю ВанВингарден из группы MGMT:

«Вы можете взять любую песню из любой эры и воплощений Дэвида Боуи, и это не будет звучать устаревшим. Я думаю, в этом он очень хорош».

37. Самые лучшие свои работы Боуи записывал в сотрудничестве с Тони Висконти. Спустя 20 лет Боуи вновь объединился с человеком, который продюсировал его классические пластинки семидесятых, чтобы записать альбомы «Heathen» и «Reality» .

38. Фейковый твиттер-аккаунт Дэвида Боуи был создан в январе 2009-го. Несмотря на то, что в нем содержится всего один твит («Всем привет из снежного Берлина! Работаю над новым материалом!») у этого аккаута больше 40 тысяч подписчиков.

39. «Space Oddity» был большим прорывом для Боуи. Эта легендарная песня была использована компанией BBC при освещении событий, связанных с высодкой на Луну в 1969-м. Боуи тогда была практически неизвестным - песня стала хитом номер 1 в Британии.

40. В 2006 году Боуи объявил, что он «сыт по горло индустрией, и сыт уже достаточно долго». Что не остановило фэнов от спекуляции фактами - несмотря на отсутствие прямых доказательств, многие из них до последнего верили, что Боуи готовит триумфальное возвращение.

41. Фронтмен группы Franz Ferdinand Алекс Капранос был впечатлен встречей со своим кумиром в 2004-м. «Нет личности, которая могла бы хоть сколечко впечатлить меня так же, как Боуи» - сказал он.

42. Последняя роль Боуи была в фильме «Престиж» 2006 года. Взяв на вооружение ужасный европейский акцент, он играл австрийского изобретателя Николу Тесла.

43. Боуи был арестован вместе с Игги Попом за употребление марихуаны. Но их не отправили за решётку.

44. Боуи организовал группу The Hype в 1960-х, где все выходили на сцену в костюме супергероев. Толпа освистывала каждое их выступление, так что им приходилось каждый раз уходить не закончив.

45. Боуи сформировал свою собственню трупу мимов «Feathers» (птицы) в 1969.

46. Боуи озвучил Короля Атлантиса в мультсериале «Спанч Боб».

Последний клип легендарного Дэвида Боуи, представленный накануне смерти музыканта:

Как Дэвид Боуи цитировал Набокова и Элиота, сколько его песен посвящено небу и полетам, что дала совместная работа с Игги Попом, как стерлись границы между мужским и женским и существует ли творческая старость - «Бумага» публикует тезисы самых любопытных выступлений четырехдневной конференции, посвященной фигуре культового музыканта.
Следуя популярному направлению edutainment (обучение во время игрового процесса), Елизавета Столярова, преподаватель, выпускница кафедры истории зарубежных литератур СПбГУ, организовала в Петербурге конференцию, посвященную Дэвиду Боуи. С 8 по 11 января на разных площадках проходили встречи, чтения и обсуждения докладов и кинопоказы.

Елизавета Столярова , организатор конференции:

Популяризация науки - следствие того, что наука стала чаще обращаться к современному материалу, к вопросам, которые актуальны в научном и бытовом понимании. Одним из источников вдохновения для меня послужила история Ирины Прохоровой: была организована научная конференция в каком-то небольшом городке, и внезапно к ней проявили большой интерес местные жители, далекие от науки. Отличие моего формата в том, что я сделала акцент на непрофессиональных и не «звездных» докладчиках. Научными консультантами стали организаторы конференции. С докладами выступали в основном филологи и дизайнеры, среди музыковедов мероприятие не вызвало интереса, что очень заметно по тематике докладов. Мы принципиально не стали разделять докладчиков, хотя изначально хотели сделать научную и научно-популярную части отдельно. В итоге получили именно то, что хотели, - атмосферу, которую я условно назвала «интеллектуальный Вудсток» (Brain, art, David Bowie!).

Интеллектуальные игры Боуи с широкой аудиторией

Елизавета Столярова, преподаватель, выпускница кафедры истории зарубежных литератур СПбГУ, Санкт-Петербург

Ключевой вопрос - вопрос статуса творчества Боуи. Кто он: артист или творец-интеллектуал? По сути, и первое, и второе. Примером может служить песня I’d rather be high, которая построена на множественности смыслов, Боуи цитирует Владимира Набокова и Томаса Стернза Элиота. Можно оттолкнуться от фигуры Боуи и описать все его творчество как игру с публикой, построенную на двойном-тройном восприятии. Важным моментом в его творчестве являются игры с гендером. Возможно, в британской традиции повышенный интерес к трансгендерным играм восходит к Шекспиру (любопытное художественное воплощение этой проблемы - в американском фильме «Красота по-английски»). Для Боуи, безусловно, не менее важен был театр Кабуки, где женские роли тоже исполняли мужчины.

Дэвид Боуи: игра в гендер

Виктория Васина, журналист, выпускница факультета журналистики РГГУ, Москва

В 70–80-е годы музыкальную сцену захватывают полчища феминизированных мужчин, обретая всеобщее признание и популярность. Сам Боуи, задав тон поколению 1970-х и став иконой глэм-рока, довольно быстро охладел к такой манере исполнения и продолжил музыкальные эксперименты в других жанрах. Для исследования особый интерес представляет период Боуи - Зигги Стардаста, красноволосого, полисексуального звездного пришельца в очень откровенных и очень оригинальных нарядах, который начал завоевывать воображение всего мира. Журналистка Мэри Финниган в своей книге напишет: «Невозможно было понять, кто он - мужчина или женщина, а может, вообще, - инопланетянин. Но именно Энджи (жена Дэвида, Анджела Барнетт) была в восторге от путаницы полов, обожала все эти дела с сексуальной двусмысленностью. Пара поменялась ролями: Дэвид становился все более женственным, а Энджи - более резкой». Зигги Стардаст прожил чуть больше года и был похоронен своим создателем равнодушно и публично - в конце тура 1973 года в лондонском Хаммерсмит-Одеоне. Энжи Боуи так описывает историческую роль Зигги Стардаста: «Он был той вспышкой, которая вызвала всемирный взрыв экспериментирования с секс-ролями, соревнования в блеске и пышности и нарциссическом самолюбовании. Он стал зеленым светом на повороте истории; он остановил этот несчастный зачуханный и разбитый хиппи-коммунальный автобус и указал дорогу миллионам маленьких, сверкающих, отдельных и непохожих личных транспортных средств образца „Я-десятилетия“».


Космическая тематика в текстах песен Дэвида Боуи

Анна Глушкевич, ученица Аничкова лицея, Санкт-Петербург

Начиная с сингла Space Oddity, вышедшего в 1969 году, и вплоть до недавнего альбома The Next Day в песнях Дэвида Боуи прослеживается интерес к космической тематике. В докладе представлены результаты анализа встречаемости и контекстов употребления слов, связанных с небом, полетами и космическими телами в песнях Боуи.


На графике: количество песен, связанных с космической тематикой, на разных альбомах Дэвида Боуи

The Idiot - плод сотворчества (Дэвид Боуи и Игги Поп)

Дмитрий Лебедев, кандидат физико-математических наук, Санкт-Петербург

The Idiot - первый сольный альбом Игги Попа. Его возникновение тесно связано с последующей серией альбомов Дэвида Боуи, известных как «Берлинская трилогия». Это произведение обладает сильной энергетикой, несет в себе двойной драйв, и это заслуга двух авторов. Изможденному Белому Герцогу нужна была подпитка, а Игги нужен был учитель. Для Игги Попа это были годы полнейшего беспредела рок-звезды с эпатажным поведением, наркотиками и панк-драйвом. Дэвид Боуи, в то время выпустивший Station to Station, один из самых мистических своих альбомов, крепко подсел на кокаин, и опасался за свое психическое здоровье. Таким образом, оба музыканта находились в состоянии кризиса и решили, что совместно им удастся осуществить перемены в своих жизнях. Так возник творческий союз, подаривший миру альбом The Idiot.


Дэвид Боуи 2000–2010 годов в аспекте рецептивной эстетики. Заметки к теме

Руслан Комадей, поэт и научный сотрудник музея «Литературная жизнь Урала XX века», Екатеринбург

Дэвид Боуи во многом пытается совместить статус культового со статусом актуального музыканта. Он не может полностью избавиться от уже закрепленных за ним массовым сознанием характеристик после 40 лет нахождения в социокультурном поле. Новой тенденцией для Боуи является использование приема минус-присутствия: он позволяет реципиенту самому достраивать необходимые культурные звенья. Это связано с практикой так называемого «молчания», которую избрал Боуи после 2004 года. В январе 2013 года релиз новой песни и клипа Where are we now был неожиданным. В видео Боуи изображен как стареющий человек, полный воспоминаний о насыщенной молодости. Между тем на альбоме, который вышел позже, его голос звучит уверенно, аранжировки современны, видеоклипы актуальны. Боуи разрушает культурный стереотип восприятия зрелого творца как традиционалиста. Он использует свой возраст для создания ложного представления о своем творчестве. Изображая себя визуально как пожилого джентльмена в клипе The stars are out tonight, Дэвид Боуи звучит как современный представитель indie-музыки. Таким образом, он демонстрирует как условность физиологического возраста, так и условность существования «профессиональной творческой старости» и закостенелости.