Постмодернизм в русской литературе. Модернизм и постмодернизм в русской литературе 15 представители постмодернизма в современной русской литературе

Почему литература русского постмодернизма так популярна? К произведениям, которые относятся к данному явлению, каждый может относиться по-разному: кому-то они могут нравиться, кому-то — нет, но всё же такую литературу читают, поэтому важно понять, чем же она так привлекает читателей? Возможно, молодые люди, как основная аудитория таких произведений, после окончания школы, «перекормленные» классической литературой, (которая, несомненно, прекрасна) хотят вдохнуть свежего «постмодернизма», пусть где-то грубого, где-то даже несуразного, но такого нового и очень эмоционального.

Русский постмодернизм в литературе приходится на вторую половину 20 века, когда на людей, воспитанных на реалистической литературе, он оказывал шок и недоумение. Ведь нарочитое не поклонение законам литературного и речевого этикета, употребление нецензурной лексики не были присущими для традиционных направлений.

Теоретические основы постмодернизма заложены в 1960-е годы французскими учёными и философами. Русское его проявление отличается от европейского, но он не был бы таковым без своего «прародителя». Считается, что постмодернистское начало в России было положено, когда в 1970г. Венедикт Ерофеев создает поэму «Москва-Петушки». Это произведение, которое мы внимательно разобрали в данной , оказывает сильное влияние на развитие русского постмодернизма.

Краткая характеристика явления

Постмодернизм в литературе — это масштабное культурное явление, захватившее все сферы искусства ближе к концу 20 века, сменившее не менее известный феномен «модернизм». Существует несколько основных принципов постмодернизма:

  • Мир как текст;
  • Смерть Автора;
  • Рождение читателя;
  • Скриптор;
  • Отсутствие канонов: нет хорошего и плохого;
  • Пастиш;
  • Интертекст и интертекстуальность.

Так как основной мыслью в постмодернизме является то, что ничего принципиально нового автор написать уже не может, создаётся идея «смерти Автора». Это означает в сущности то, что писатель не является автором своих книг, так как всё уже было написано до него, а последующее — лишь цитирование предыдущих творцов. Именно поэтому автор в постмодернизме не играет значительную роль, воспроизводя свои мысли на бумаге, он всего лишь тот, кто по-иному преподносит написанное ранее, вкупе со своим личным стилем письма, своей оригинальной подачей и героями.

«Смерть автора» как один из принципов постмодернизма даёт начало другой мысли о том, что в тексте изначально нет никакого смысла, вложенного автором. Так как литератор — это только лишь физический воспроизводитель чего-то, что уже было написано ранее, он не может вкладывать свой подтекст туда, где ничего принципиально нового быть не может. Именно отсюда рождается другой принцип — «рождение читателя», который означает, что именно читатель, а не автор вкладывает свой смысл в прочитанное. Композиция, подобранный конкретно к этому стилю лексикон, характер героев, главных и второстепенных, город или место, где действие разворачивается, возбуждает в нем его личные ощущения от прочитанного, наталкивает его на поиск смысла, который он изначально закладывает самостоятельно с первых прочитанных строк.

И именно этот принцип «рождения читателя» несёт в себе один из главных посылов постмодернизма — любая трактовка текста, любое мироощущение, любая симпатия или антипатия к кому-то или чему-то имеет право на существование, нет разделения на «хорошее» и «плохое», как это происходит в традиционных литературных направлениях.

По сути все вышеназванные постмодернистские принципы несут в себе единый смысл — текст может быть понят по-разному, может быть принят по-разному, кому-то он может симпатизировать, а кому-то — нет, не существует разделения на «добро» и «зло», любой, кто читает то или иное произведение, понимает его по-своему и, исходя из своих внутренних ощущений и чувств познает сам себя, а не происходящее в тексте. Читая, человек анализирует себя и свое отношение к прочитанному, а не автора и его отношение к этому. Он не станет искать смысл или подтекст, заложенный писателем, потому что его нет и быть не может, он, то есть читатель, скорее будет пытаться найти то, что он сам вкладывает в текст. Самое важное мы сказали, остальное, в том числе основные черты постмодернизма, можете прочитать .

Представители

Представителей постмодернизма достаточно много, но хотелось бы поговорить о двоих из них: об Алексее Иванове и Павле Санаеве.

  1. Алексей Иванов – самобытный и талантливый писатель, появившийся в российской литературе 21-ого века. Он трижды номинировался на премию «Национальный бестселлер». Лауреат литературных премий «Эврика!», «Старт», а также премий Д.Н. Мамина-Сибиряка и имени П.П. Бажова.
  2. Павел Санаев — не менее яркий и выдающийся писатель 20-21 веков. Лауреат премии журнала «Октябрь» и «Триумф» за роман «Похороните меня за плинтусом».

Примеры

Географ глобус пропил

Алексей Иванов — автор таких известных произведений, как «Географ глобус пропил», «Общага-на-крови», «Сердце Пармы», «Золото бунта» и многих других. Первый роман находится на слуху в основном по х/ф с Константином Хабенским в главной роли, но роман на бумаге не менее интересен и увлекателен, чем на экране.

«Географ глобус пропил» — это роман о Пермской школе, об учителях, о несносных детях, и о не менее несносном географе, который по профессии и не географ вовсе. В книге содержится много иронии, грусти, доброты и юмора. Это создает ощущение полного присутствия при происходящих событиях. Конечно, как это соответствует жанру, здесь встречается много завуалированной нецензурной и очень оригинальной лексики, а также основной особенностью является наличие жаргона самой низкой социальной среды.

Всё повествование как бы держит читателя в напряжении, и вот, когда кажется, что что-то должно у героя получаться, вот-вот выглянет этот неуловимый лучик солнца из-за серых сгущающихся туч, как снова читатель неистовствует, потому что удача и благополучие героев ограничиваются лишь читательской надеждой на их существование где-то в конце книги.

Именно этим и характеризуется повествование Алексея Иванова. Его книги заставляют задуматься, понервничать, сопереживать героям или где-то на них обозлиться, недоумевать или хохотать над их остротами.

Похороните меня за плинтусом

Что же до Павла Санаева и его пробивающего на эмоции произведения «Похороните меня за плинтусом», оно является биографической повестью, написанной автором в 1994 году на основе его детства, когда он девять лет прожил в семье своего деда. Главный герой — мальчик Саша, второклассник, чья мать, не особо заботясь о сыне, отдаёт его на попечение бабушки. И, как мы все знаем, детям противопоказано пребывать у бабушек с дедушками больше определенного срока, иначе происходит либо колоссальный конфликт на почве недопонимания, либо, как у главного героя данного романа, всё заходит значительно дальше, вплоть до проблем с психикой и испорченного детства.

Этот роман производит более сильное впечатление, чем, например, «Географ глобус пропил» или что-либо другое из этого жанра, так как главным героем выступает ребенок, совсем ещё не созревший мальчик. Он не может самостоятельно поменять свою жизнь, как-то помочь самому себе, как это могли бы сделать персонажи вышеназванного произведения или «Общаги-на-крови». Поэтому сочувствия к нему намного больше, чем к остальным, и злиться на него не за что, он же ребёнок, реальная жертва реальных обстоятельств.

В процессе чтения опять же встречаются жаргон низшего социального уровня, нецензурная лексика, многочисленные и очень цепляющие оскорбления в сторону мальчика. Читатель постоянно находится в негодовании от происходящего, хочется поскорее прочитать следующий абзац, следующую строчку или страницу, чтобы убедиться, что этот ужас закончился, и герой вырвался из этого плена страстей и кошмаров. Но нет, жанр не позволяет никому быть счастливым, поэтому это самое напряжение затягивается на все 200 книжных страниц. Неоднозначные поступки бабушки и мамы, самостоятельное «переваривание» всего происходящего от лица маленького мальчика и сама подача текста стоят того, чтобы этот роман был прочитан.

Общага-на-крови

«Общага-на-крови» — книга уже известного нам Алексея Иванова, история одной студенческой общаги, исключительно в стенах которой, кстати, и происходит бо̀льшая часть повествования. Роман пропитан эмоциями, ведь речь идёт о студентах, у которых в жилах кипит кровь и бурлит юношеский максимализм. Однако, несмотря на эту некоторую безбашенность и безрассудность, они большие любители вести философские беседы, рассуждать о мироздании и Боге, судить друг друга и винить, каяться в своих поступках и оправдываться за них же. И в то же время у них нет абсолютно никакого желания хоть немного улучшить и облегчить своё существование.

Произведение буквально пестрит обилием нецензурной лексики, что поначалу кого-то может оттолкнуть от прочтения романа, но даже несмотря на это, он стоит того, чтобы его прочесть.

В отличие от предыдущих произведений, где надежда на что-то хорошее погасала уже в середине прочтения, здесь же она регулярно загорается и потухает на протяжении всей книги, поэтому финал так сильно бьёт по эмоциям и так сильно волнует читателя.

Как постмодернизм проявляется в этих примерах?

Что общага, что город Пермь, что дом бабушки Саши Савельева — это цитадели всего плохого, что живёт в людях, всего того, чего мы боимся и чего всегда стараемся избегать: нищеты, унижения, скорби, бесчувственности, корысти, пошлости и прочего. Герои беспомощны, независимо от их возраста и социального статуса, они жертвы обстоятельств, лени, алкоголя. Постмодернизм в этих книгах проявляется буквально во всём: и в неоднозначности персонажей, и в неопределённости читателя в его отношении к ним, и в лексике диалогов, и в беспросветности существования персонажей, в их жалости и отчаянии.

Данные произведения весьма тяжелы для восприимчивых и сверхэмоциональных людей, но пожалеть о прочитанном вы не сможете, потому что каждая из этих книг содержит в себе питательную и полезную пищу для размышлений.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Во всем мире принято считать, что постмодернизм в литературе представляет собой особый интеллектуальный стиль, тексты которого написаны как бы вне времени, и где некий герой (не автор) проверяет собственные умозаключения, играя в ни к чему не обязывающие игры, попадая в различные жизненные ситуации. Постмодернизм критики рассматривают как реакцию элиты на повсеместную коммерциализацию культуры, как оппозицию общей культуре дешевой мишуры и блеска. В общем-то, это довольно интересное направление, и сегодня мы представляем вашему вниманию наиболее известные литературные произведения в упомянутом стиле.

10. Сэмюэл Бэккет "Molloy, Malone Dies, The Unnamable"

Сэмюэл Бэккет - признанный мастер абстрактного минимализма, чья техника владения пером позволяет объективно обозревать наш субъективный мир, принимая во внимание психологию отдельного характера. Незабываемое произведение автора, "Molloy, Malone Dies, The Unnamable", признано одним из лучших - кстати, перевод можно найти на lib.ru

9. Марк Данилевски "House of Leaves"

Данная книга является настоящим произведением литературного искусства, поскольку Данилевски играет не только словами, но и цветом слов, сочетая текстовую и эмоциональную информацию. Ассоциации, вызванные цветовой комбинацией различных слов, помогают проникнуться атмосферой данной книги, в которой есть как элементы мифологии, так и метафизики. На идею раскрашивать слова автора натолкнул известный цветовой тест Роршаха.

8. Курт Воннегут "Breakfast of Champions"

Вот, что говорит сам автор о своей книге: «Эта книга - мой подарок самому себе к пятидесятилетию. В пятьдесят лет я так запрограммирован, что веду себя по-ребячески; неуважительно говорю про американский гимн, рисую фломастером нацистский флаг, и задики, и всякое другое.

Думаю, что это - попытка все выкинуть из головы, чтобы она стала совершенно пустой, как в тот день пятьдесят лет назад, когда я появился на этой сильно поврежденной планете.

По-моему, так должны сделать все американцы - и белые и небелые, которые подражают белым. Во всяком случае, мне-то другие люди забили голову всякой всячиной - много там и бесполезного и безобразного, и одно с другим не вяжется и совершенно не соответствует той реальной жизни, которая идет вне меня, вне моей головы».

7. Хорхе Луис Борхес "Labyrinths"

Данную книгу невозможно описать, не прибегая к глубокому анализу. В общем-то подобная характеристика применима к большинству произведений автора, многие из которых до сих пор ждут объективной интерпретации.

6. Хантер Томпсон "Fear and Loathing in Las Vegas"

Книга повествует по похождениях любителей психотропных препаратов в Лас-Вегасе. Посредством простых, казалось бы, ситуаций, автор создает сложную политическую сатиру своей эпохи.

5. Брет Истон Эллис "American Psycho"

Ни одно другое произведение не способно показать жизнь обычного яппи с Уолл-стрит. Патрик Бейтмен, главный герой произведения, живет обычной жизнью, на которую автор накладывает интересный фокус, для того, чтобы показать неприкрытую реальность подобного образа существования.

4. Джозеф Геллер "Catch-22"

Наверное, это наиболее парадоксальная новелла, что когда-либо была написана. Произведение Геллера широко узнаваемо, и главное, признано большинством литературных критиков нашего времени. Можно с уверенностью говорять, что Геллер - один из величайших литераторов нашего времени.

3. Томас Пинчон "Gravity’s Rainbow"

Все попытки описать сюжет данной новеллы заведомо потерпят неудачу: это симбиоз паранойи, поп-культуры, секса и политики. Все эти элементы сливаются особым образом, создавая непревзойденное литературное произведение новой эпохи.

2. Уильям Берроуз "Naked Lunch"

Слишком много было написано о влиянии данного произведения на умы современности, чтобы писать об этом еще раз. Данное произведение занимает достойное место в литературном наследии современников эпохи - здесь можно встретить элементы научной фантастики, эротики и детектива. Вся эта дикая смесь каким-то таинственным образом увлекает читателя, заставляя прочесть все от первой до последней страницы - правда, не факт, что читатель все это поймет с первого же раза.

1. Дэвид Фостер Уоллес "Infinite Jest"

Это произведение является классикой жанра, конечно, если так можно сказать о литературе постмодернизма. Снова-таки, здесь можно встретить грусть и веселье, ум и глупость, интригу и пошлость. Противопоставление двух крупных организаций - основная линия сюжета, которая приводит к пониманию некоторых факторов нашей жизни.

В общем и целом, эти произведения очень непросты, и именно это делает их чрезвычайно популярными. Хотелось бы услышать от наших читателей, прочитавших некоторые из указанных произведений, объективные отзывы - возможно, это позволит остальным обратить внимание на книги подобного жанра.

Постмодернизм

Окончания II мировой войны ознаменовало важный поворот в мировосприятии западной цивилизации. Война была не только столкновением государств, но и столкновением идей, каждая из которых обещала сделать мир идеальным, а взамен принесла реки крови. Отсюда - ощущение кризиса идеи, то есть неверие в возможность любой идеи сделать мир лучше. Возникла также и кризис идеи искусства. С другой стороны, количество литературных произведений достигло такого количества, что сложилось впечатление, будто все уже написано, каждый текст содержит ссылки на предыдущие тексты, то есть является метатекстом.

В ходе развития литературного процесса разрыв между элитарной и поп-культурой стал слишком глубоким, появился феномен «произведения для филологов», для прочтения и понимания которого нужно иметь очень хорошее филологическое образование. Постмодернизм стал реакцией на этот раскол, соединив обе сферы многослойности произведения. Например, «Парфюмер» Зюскинда может быть прочитан как детектив, а может - как философский роман, раскрывающий вопросы гениальности, художника и искусства.

Модернизм, исследовал мир как реализацию определенных абсолютов, вечных истин, уступил постмодерна, для которого весь мир - игра без счастливого завершения. Как философская категория, термин «постмодернизм» распространился благодаря произведениям философов Же. Дерриды, Ж. Батая, М. Фуко и особенно книге французского философа Ж.-Ф. Лиотара «Состояние постмодерна» (1979).

Принципы повторяемости и совместимости превращаются в стиль художественного мышления с присущими ему чертами эклектики, тяготением к стилизации, цитирование, переиначивание, реминисценции, аллюзии. Художник имеет дело не с «чистым» материалом, а с культурно освоенный, ведь существование искусства в предыдущих классических формах невозможно в постиндустриальном обществе с его неограниченным потенциалом серийного воспроизведения и тиражирования.

Энциклопедия литературных направлений и течений подает такой список черт постмодернизма:

1. Культ независимой личности.

2. Тяга к архаике, к мифу, коллективного бессознательного.

3. Стремление совместить, взаємодоповнити истины (порой полярно противоположные) многих людей, наций, культур, религий, философий, видение повседневной реальной жизни как театра абсурда, апокалиптического карнавала.

4. Использование подчеркнуто игрового стиля, чтобы акцентировать на ненормальности, не подлинности, протиприродності господствующего в реальности образа жизни.

5. Умышленно причудливое переплетение разных стилей повествования (высокий классицистический и сентиментальный или грубо натуралистический и сказочный и др.; в стиль художественный нередко вплетаются стили научный, публицистический, деловой и т.д.).

6. Смесь многих традиционных жанровых раВНОвидностей.

7. Сюжеты произведений - это легко замаскированы аллюзии (намеки) на известные сюжеты литературы предыдущих эпох.

8. Заимствования, переклички наблюдаются не только на сюжетно-композиционном, и на обраВНОм, языковом уровнях.

9. Как правило, в постмодернистском произведении присутствует образ рассказчика.

10. Ироничность и пародийность.

Основными чертами поэтики постмодернизма является интертекстуальность (создание своего текста из чужих); коллаж и монтаж («склеивание» раВНОродных фрагментов); использование аллюзий; тяготение к прозе усложненной формы, в частности, со свободной композицией; бриколаж (косвенное достижения авторского замысла); насыщение текста иронии.

Постмодернизм развивается в жанрах фантастической притчи, романа-исповеди, антиутопии, рассказы, мифологической повести, социально-философского и социально-психологического романа и др. Жанровые формы могут сочетаться, открывая новые художественные структуры.

Первым постмодерністом считается Гюнтер Грасс («Жестяной барабан», 1959 г.). Выдающиеся представители постмодернистской литературы: В. Эко, Х.-Л. Борхес, М. Павич, М. Кундера, П. Зюскинд, В. Пелєвін, И. Бродский, Ф. Бегбедер.

Во второй половине XX в. активизируется жанр научной фантастики, который в своих лучших образцах сочетается с прогностикой (прогнозами на будущее) и антиутопией.

В предвоенное время возникает, а после Второй мировой войны активно развивается экзистенциализм. Экзистенциализм (лат. existentiel - существование) - направление в философии и течение модернизма, в которой источником художественного произведения является сам художник, выражающий жизни личности, создавая художественную действительность, которая раскрывает тайну бытия вообще. Источники экзистенциализма содержались в трудах немецкого мыслителя XIX в. С Кьеркегора.

Экзистенциализм в художественных произведениях отражает настроения интеллигенции, разочарованной социальными и этическими теориями. Писатели стремятся понять причины трагической неустроенности человеческой жизни. На первое место выдвигаются категории абсурда бытия, страха, отчаяния, одиночества, страдания, смерти. Представители этой философии утверждали, что единственное, чем обладает человек, это его внутренний мир, право выбора, свобода воли.

Экзистенциализм распространяется во французской (А. Камю,Ж.-П. Сартр и др.), немецкой (Е. Носсак, А. Döblin), английском (А. Мердок, В.Голдінг), испанском (М. де Унамуно), американской (Н. Мейлер, Дж. Болдуин), японской (Кобо Абэ) литературах.

Во второй половине XX в. развивается «новый роман» («антироман») - жанровая раВНОвидность французского современного романа 1940-1970-х гг., который возникает как отрицание экзистенциализма. Представители этого жанра - Н. Саррот, А. Роб-Грийе, М. Бютор, К. Симон и др.

Значительным явлением театрального авангарда второй половины XX в. является так называемый «театр абсурда». Для драматургии этого направления характерны отсутствие места и времени действия, разрушение сюжета и композиции, иррационализм, парадоксальные коллизии, сплав трагического и комического. Самыми талантливыми представителями «театра абсурда» является С. Беккет, Э. Ионеско, Э. Олби, Г. Фриш и др.

Заметным явлением в мировом процессе второй половины XX в. стал «магический реализм» - направление, в котором органично сочетаются элементы действительного и воображаемого, реального и фантастического, бытового и мифологического, вероятного и таинственного, повседневного бытия и вечности. Наибольшего развития он приобрел в латиноамериканской литературе (А. Карпент"єр, Же. Амаду, Г. Гарсиа Маркес, Г. Варгас Льоса, М. Астуріас и др.). Особую роль в творчестве этих авторов играет миф, который выступает основой произведения. Классическим образцом магического реализма является роман Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» (1967), где в мифически-реальных образах воссоздана история Колумбии и всей Латинской Америки.

Во второй половине XX в. развивается и традиционный реализм, который приобретает новых признаков. Изображение индивидуального бытия сочетается с историческим анализом, что обусловлено стремлением художников осознать логику социальных законов (Г. Белль, Э.-М. Ремарк, В. Быков, Н. Думбадзе и др.).

Литературный процесс второй половины XX в. определяется прежде всего переходом от модернизма к постмодернизму, а также мощным развитием интеллектуальной тенденции, научной фантастики, «магического реализма», авангардистских явлений и т.д.

О постмодернизме на Западе широко заговорили в начале 1980-х годов. Одни исследователи считают началом постмодернизма роман Джойса «Поминки по Фіннегану» (1939), другие - предварительный Джойсів роман «Улисс», третьи - американскую «новую поэзию» 40-50-х годов, четвертые думают, что постмодернизм - не фиксированное хронологическое явление, а духовное состояние и «в любой эпохе есть свой постмодернизм» (Эко), пятые вообще высказываются о постмодернизме как об «одной из интеллектуальных фикций нашего времени» (Ю. Андрухович). Однако большинство ученых считает, что переход от модернизма к постмодернизму пришелся на середину 1950-х годов. В 60-70-е годы постмодернизм охватывает различные национальные литературы, а в 80-е он становится доминирующим направлением современной литературы и культуры.

Первыми проявлениями постмодернизма можно считать такие течения, как американская школа «черного юмора» (В. Берроуз, Д. Варт, Д. Бартелм, Д. Донліві, К. Кизи, К. Воннегут, Д. Хеллер и др), французский «новый роман» (А. Роб-Грийе, Н. Саррот, М. Бютор, К. Симон т.д.), «театр абсурда» (Э. Ионеско, С Беккет, Ж. Гонит, Ф. Аррабаль т.д.).

К виднейших писателей-постмодернистов относятся англичане Джон Фаулз («Коллекционер», «Женщина французского лейтенанта»), Джулиан Барнз («История мира в девяти с половиной главах») и Питер Акройд («Мильтон в Америке»), немец Патрик Зюскинд («Парфюмер»), австриец Карл Рансмайр («Последний мир»), итальянцы Итало Кальвино («Неспешность»)и Умберто Эко («Имя розы», «Маятник Фуко»), американцы Томас Пінчон («Энтропия», «Продается № 49») и Владимир Набоков (англоязычные романы «Бледный огонь» и др.), аргентинцы Хорхе Луис Борхес (новеллы и эссе) и Хулио Кортасар («Игра в классики»).

Выдающееся место в истории новейшего постмодернистского романа занимают и его славянские представители, в частности чех Милан Кундера и серб Милорад Павич.

Специфическим явлением является российский постмодернизм, представлен как авторами метрополии (А. Битов, В. Ерофеев, Вен. Ерофеев, Л. Петрушевская, Д. Пригов, Т. Толстая, В. Сорокин, В. Пелєвін), так и представителями литературной эмиграции (В. Аксенов, И. Бродский, Саша Соколов).

Постмодернизм претендует на выражение общей теоретической «надстройки» современного искусства, философии, науки, политики, экономики, моды. Сегодня говорят не только о «постмодернистскую творчество», но и о «постмодернистскую сознание», «постмодернистский менталитет», «постмодернистское умонастроение» и т.д.

Постмодернистская творчество предполагает эстетический плюрализм на всех уровнях (сюжетном, композиционном, обраВНОм, характерологічному, хронотопному т.д.), полноту представления без оценок, прочтение текста в культурологическом контексте, сотворчество читателя и писателя, міфологізми мышления, сочетание исторических и вневременных категорий, діалогізм, иронию.

Ведущими признаками постмодернистской литературы является ирония, «цитатне мышления», интертекстуальность, пастіш, коллаж, принцип игры.

В постмодернизме царит тотальная ирония, общее осмеяние и насмешки со всего. Многочисленные постмодернистские художественные произведения характеризуются сознательной установкой на ироническое сопоставление различных жанров, стилей, художественных течений. Произведение постмодернизма - это всегда высмеивание предыдущих и неприемлемых форм эстетического опыта: реализма, модернизма, массовой культуры. Так, ирония побеждает серьезный модернистский трагизм, присущий, например, произведениям Ф. Кафки.

Одним из главных принципов постмодернизма является цитата, а для представителей этого направления характерно цитатне мышления. Американский исследователь Б. Морріссетт назвал постмодернистскую прозу «цитатною литературой». Тотальная постмодернистская цитата приходит на смену изящной модернистской реминисценции. Вполне постмодернистским является американский студенческий анекдот о том, как студент-филолог впервые прочитал «Гамлета» и был разочарован: ничего особенного, собрание распространенных крылатых слов и выражений. Некоторые произведения постмодернизма превращаются в книги-цитаты. Так, роман французского писателя Жака Ривэ «Барышни из А.» представляет собой сборник 750 цитат из 408 авторов.

С постмодернистский цитатной мышлением связано и такое понятие, как интертекстуальность. Французская исследовательница Юлия Крістєва, что вводит этот термин в литературоведческий оборот, отмечала: «Любой текст строится как мозаика цитацій, любой текст является продуктом впитывание и трансформации какого-нибудь другого текста». Французский семиотик Ролан Караулов писал: «Каждый текст является інтертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее в узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст является новой тканью, сотканной из старых цитат». Интертекст в искусстве постмодернизма является основным способом построения текста и заключается в том, что текст строится из цитат из других текстов.

Если інтертекстуальними были и многочисленные модернистские романы («Улисс» Дж, Джойса, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Доктор Фаустус» Т. Манна, «Игра в бисер» Г. Гессе) и даже реалистические произведения (как доказал Ю. Тынянов, роман Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» является пародией на Гоголя и его произведения), то достижением именно постмодернизма с гипертекст. Это текст, построенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов. Его примером является любой словарь или энциклопедия, где каждая статья отсылает к другим статьям этого же издания. Читать такой текст можно по-раВНОму: от одной статьи к другой, игнорируя гипертекстовые ссылки; читать все статьи подряд или же двигаясь от одной ссылки к другой, осуществляя «гипертекстовое плавание». Следовательно, таким гибким приспособлением, как гипертекст, можно манипулировать на свое усмотрение. в 1976 году американский писатель Реймон Федерман опубликовал роман, который так и называется - «На ваше усмотрение». Его можно читать по желанию читателя, с любого места, тасуя не пронумерованные и сброшюрованные страницы. Понятие гипертекста связано и с компьютерными виртуальными реальностями. Сегодняшним гіпертекстами является компьютерная литература, которую можно читать только на мониторе: нажимая одну клавишу, переносишься в предысторию героя, нажимая другую - меняешь плохой конец на хороший и т. д.

Признаком постмодернистской литературы является так называемый пастіш (от итал. pasbiccio - опера, составленная из отрывков других опер, смесь, попурри, стилизация). Он является специфическим вариантом пародии, которая в постмодернизме меняет свои функции. От пародии пастіш отличается тем, что теперь нечего пародировать, нет серьеВНОго объекта, который можно подвергнуть осмеянию. О. М. Фройденберг писала, что пародироваться может только то, что «живое и святое». За сутки не постмодернизма ничто не «живет», а тем более не «святое». Пастіш понимают также как же пародирования.

Искусство постмодерна по своей природе является фрагментарным, дискретным, эклектичным. Отсюда такой его признак, как коллаж. Постмодернистский коллаж может показаться новой форме модернистского монтажа, однако он существенно отличается от него. В модернизме монтаж, хотя и был составлен из не сопоставимых образов, все-таки был объединен в некоторое целое единством стиля, техники. В постмодернистском коллаже, напротив, различные фрагменты собранных предметов остаются неизменными, нетрансформованими в единое целое, каждый из них сохраняет свою обособленность.

Важным для постмодернизма с принцип игры. Классические морально-этические ценности переводятся в игровую плоскость, как замечает М. Игнатенко, «вчерашняя классическая культура и духовные ценности живут в постмодерне мертвыми - его эпоха ними не живет, она ими играет, она в них играет, она их знедійснює».

Среди других характеристик постмодернизма - неопределенность, деканонізація, кариавалізація, театральность, гибридизация жанров, сотворчество читателя, насыщенность культурными реалиями, «растворение характера» (полная деструкция персонажа как психологически и социальное детерминированного характера), отношение к литературе как к «первой реальности» (текст не отображает реальность, а творит новую реальность, даже много реальностей, часто независимых друг от друга). А самыми распространенными образами-метафорами постмодернизма является кентавр, карнавал, лабиринт, библиотека, безумие.

Феноменом современной литературы и культуры является также мультикультурализм, через который многосоставная американская нация естественно реализовала зыбкую неопределенность постмодернизма. Более «заземленный» мультикульт) ранее «озвучил» тысячи раВНОобразных неповторимых живых американских голосов представителей различных расовых, этнических, тендерных, локальных и других конкретных струй. Литература мультикультурализма включает афроамериканскую, индейскую, «чиканос» (мексиканцев и других латиноамериканцев, значительное количество которых проживает в США), литературу различных этносов, населяющих Америку (в том числе и украинцев), американских потомков выходцев из Азии, Европы, литературу меньшинств всех мастей.

Модернизм (фр. новейший, современный) в литературе – это направление, эстетическая концепция. Модернизм связан с постижением и воплощением некой сверхестественности, сверхреальности. Исходной точкой модернизма является хаотичность мира, его абсурдность. Безразличие и враждебное отношение внешнего мира к человеку приводят к осознанию иных духовных ценностей, выводят человека на надличностные основы.

Модернисты порывали все традиции с классической литературой, пытаясь создать совершенно новую современную литературу, ставя превыше всего ценность индивидуального художнического видения мира; создаваемые ими художественные миры уникальны. Самая популярная тема для модернистов – сознательное и бессознательное и способы их взаимодействия. Герой произведений типичен. Модернисты обратились к внутреннему миру среднестатистического человека: описали самые тонкие его чувства, вытянули наружу самые глубокие переживания, которые литература ранее не описывала. Вывернули героя наизнанку и показали всё до неприличия личное. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств.

Модернизм состоит из разных школ: имажизм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм и др.

Представители модернизма в литературе: В. Маяковский, В. Хлебников , Е. Гуро, Б. Лившиц, А. Кручёных, ранний Л. Андреев, С. Соколов, В. Лавренев, Р. Ивнев.

Постмодернизм первоначально проявился в западном искусстве, возник как противопоставление модернизму, открытому для понимания избранным. Характерной особенностью русского литературного постмодернизма является несерьёзное отношение к своему прошлому, к истории, фольклору, классической литературе. Иногда эта неприемлемость традиций доходит до крайности. Основные приёмы постмодернистов: парадоксы, игра слов, использование ненормативной лексики. Основная цель постмодернистических текстов – развлечь, высмеять. Данные произведения в большинстве своём не несут глубоких идей, основаны на словотворчестве, т.е. текст ради текста. Русское постмодернистическое творчество – это процесс языковых игр, самой распростроненной из которых является обыгрывание цитат из классической литературы. Цитироваться может и мотив, и сюжет, и миф.

Наиболее распространённые жанры постмодернизма: дневники, записки, свод коротких фрагментов, письма, комментарии, сочиняемые героями романов.

Представители постмодернизма: Вен. Ерофеев, А. Битов, Е. Попов, М. Харитонов, В. Пелевин.

Русский постмодернизм неоднороден. Он представлен двумя течениями: концептуализмисоц-арт.

Концептуализм направлен на развенчание, критическое осмысление всяких идеологических теорий, идей и убеждений. В современной русской литературе наиболее яркие представители концептуализма – поэты Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов, Всеволод Некрасов.

Соц-арт в русской литературе можно понимать как вариант концептуализма, или поп-арта. Все произведения соц-арта построены на основе соцреализма: идеи, символы, образы мышления, идеология культуры советской эпохи.

Представители соц-арта: З. Гареев, А. Сергеев, А. Платонова, В. Сорокин, А. Сергеев

Разобраться в особенностях литературных течений и направлений помогут онлайн репетиторы по русской литературе. Квалифицированные педагоги оказывают помощь при выполнении домашних заданий, объяснении непонятного материала; помогают подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Ученик выбирает сам, проводить занятия с выбранным репетитором на протяжении длительного времени, или использовать помощь педагога только в конкретных ситуациях, когда возникают сложности с определённым заданием.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В широком смысле постмодернизм – это течение общего характера в европейской культуре, обладающее своей философской базой; это своеобразное мироощущение, особое восприятие действительности. В узком понимании постмодернизм – это течение в литературе и искусстве, выразившееся в создании конкретных произведений.

Постмодернизм вышел на литературную сцену как готовое направление, как монолитное образование, хотя русский постмодернизм представляет собой сумму нескольких тенденций и течений: концептуализм и необарокко .

Концептуализм или соц -арт.

Концептуализм , или соц-арт – это течение последовательно расширяет постмодернистскую картину мира, вовлекая все новые и новые культурные языки (от соцреализма до различных классических тенденций и т. п.). Сплетая и сопоставляя авторитетные языки с маргинальными (матом, например), священные с профанными, официозные с бунтарскими, концептуализм обнажает близость различных мифов культурного сознания, одинаково разрушающих реальность, подменяющих ее набором фикций и в то же время тоталитарно навязывающих читателю свое представление о мире, правде, идеале. Концептуализм преимущественно ориентирован на переосмысление языков власти (будь то язык политической власти, то есть соцреализм, или язык морально-авторитетной традиции – к примеру, русской классики, или различные мифологии истории).

Концептуализм в литературе представлен прежде всего такими авторами, как Д. А. Пигоров, Лев Рубинштейн, Владимир Сорокин, и в трансформированном виде – Евгением Поповым, Анатолием Гавриловым, Зуфаром Гареевым, Николаем Байтовым, Игорем Яркевичем и другими.

Постмодернизм – это течение, которое можно определить как необарокко . Итальянский теоретик Омар Калабрезе в книге «Необарокко» выделил основные черты этого течения:

эстетика повторений : диалектика уникального и повторимого - полицентризм, регулируемая нерегулярность, рваный ритм (тематически обыграны в «Москве-Петушках» и «Пушкинском доме», на этих принципах построены и поэтические системы Рубинштейна и Кибирова);

эстетика избытка – эксперименты по растяжимости границ до последних пределов, монструозность (телесность Аксенова, Алешковского, монструозность персонажей и прежде всего повествователя в «Палисандрии» Саши Соколова);

перенос акцента с целого на деталь и/или фрагмент : избыточность деталей, «при которой деталь фактически становится системой» (Соколов, Толстая);

хаотичность, прерывистость, нерегулярность как господствующие композиционные принципы , соединяющие неравнозначные и разнородные тексты в единый метотекст («Москва-Петушки» Ерофеева, «Школа для дураков» и «Между собакой и волком» Соколова, «Пушкинский дом» Битова, «Чапаев и пустота» Пелевина и др.).

неразрешимость коллизий (образующих в свою очередь систему «узлов» и «лабиринтов»): удовольствие от разрешения конфликта, сюжетных коллизий и т. п. замещается «вкусом утраты и загадки».

Возникновение постмодернизма.

Постмодернизм возник как радикальное, революционное течение. В его основе лежат деконструкция (термин введен Ж.Деррида в начале 60-ых гг.) и децентрация. Деконструкция - это полный отказ от старого, создание нового за счет старого, а децентрация – это рассеивание твердых смыслов любого явления. Центр любой системы является фикцией, авторитет власти устраняется, центр зависит от различных факторов.

Таким образом, в эстетике постмодернизма реальность исчезает под потоком симулякров(Делёз). Мир превращается в хаос одновременно сосуществующих и накладывающихся друг на друга текстов, культурных языков, мифов. Человек живет в мире симулякров, созданных им самим или другими людьми.

В связи с этим следует упомянуть и понятие интертекстуальности, когда создаваемый текст становится тканью цитат, взятых из ранее написанных текстов, своеобразным палимпсестом. В результате этого возникает бесконечное количество ассоциаций, и смысл расширяется до бесконечности.

Некоторым произведениям постмодернизма характерна ризоматическая структура, где нет оппозиций, начала и конца.

К основным понятиям постмодернизма относятся также ремейк и наратив. Ремейк – это новая версия уже написанного произведения (ср.: тексты Фурманова и Пелевина). Наратив – это система представлений об истории. История является не сменой событий в их хронологическом порядке, но мифом, созданным сознанием людей.

Итак, постмодернистский текст является взаимодействием языков игры, он не подражает жизни, как традиционный. В постмодернизме меняется и функция автора: не творить, создавая новое, но перерабатывать старое.

М. Липовецкий, опираясь на основной постмодернистский принцип паралогичности и на понятие “паралогия”, выделяет некоторые особенности русского постмодернизма по сравнению с западным. Паралогия – «противоречивое разрушение, призванное сдвигать структуры разумности как таковые». Паралогия создает ситуацию, обратную ситуации бинарности, то есть такой, при которой существует жесткая оппозиция при приоритете какого-то одного начала, причем, признается возможность существования противостоящего ему. Паралогичность заключается в том, что существуют оба эти начала одновременно, взаимодействуют, но одновременно полностью исключается существование компромисса между ними. С этой точки зрения русский постмодернизм отличатся от западного:

    сосредоточием как раз на поисках компромиссов и диалогических сопряжений меж полюсами оппозиций, на формировании «места встречи» между принципиально несовместимым в классическом, модернистском, а так же диалектическом сознании, между философскими и эстетическими категориями.

    в то же время эти компромиссы принципиально «паралогичны», они сохраняют взрывной характер, неустойчивы и проблематичны, они не снимают противоречия, а порождают противоречивую целостность.

Несколько отличается и категория симулякров. Симулякры управляют поведением людей, их восприятием, в конечном счете, их сознанием, что, в конечном счете, приводит к «гибели субъективности»: человеческое «Я» также складывается из совокупности симулякров.

Набор симулякров в постмодернизме противоположен не реальности, а ее отсутствию, то есть пустоте. При этом парадоксальным образом симулякры становятся источником порождения реальности только при условии осознания их симулятивной, т.е. мнимой, фиктивной, иллюзорной природы, только при условии исходного неверия в их реальность. Существование категории симулякров вынуждает ее взаимодействие с реальностью. Таким образом, появляется определенный механизм эстетического восприятия, характерный для русского постмодернизма.

Кроме оппозиции Симулякр – Реальность, в постмодернизме фиксируют и другие оппозиции, такие как Фрагментарность – Целостность, Личное – Безличное, Память – Забвение, Власть – Свобода, и др.. Оппозиция Фрагментарность –Целостность по определению М.Липовецкого: «…даже самые радикальные варианты разложения целостности в текстах русского постмодернизма лишены самостоятельного значения и представляют как механизмы порождения неких «неклассических» моделей целостности».

Иную направленность в русском постмодернизме приобретает и категория Пустоты. У В.Пелевина пустота «ничто не отражающая, и потому ничто не может быть на ней предначертано, некая поверхность, абсолютно инертная, причем настолько, что никакое орудие, вступившее в противоборство, не могут поколебать ее безмятежное присутствие». Благодаря этому, пустота Пелевина обладает онтологическим верховенством над всем остальным и является самостоятельной величиной. Пустота останется всегда Пустотой.

Оппозиция Личное – Безличное реализуется на практике как личность в виде изменчивой текучей целостности.

Память – Забвение – непосредственно у А.Битова реализуется в положении о культуре: «…чтобы сохранить – необходимо забыть».

Опираясь на эти оппозиции, М.Липовецкий выводит еще одну, более широкую – оппозицию Хаос – Космос . «Хаос – система, активность которой противоположна безразличному беспорядку, царящему в состоянии равновесия; никакая стабильность более не обеспечивает правильности макроскопического описания, все возможности актуализируются, сосуществует и взаимодействуют друг с другом, а система оказывается в одно и то же время всем, чем она может быть». Для обозначения этого состояния Липовецкий вводит понятие «Хаосмос», который занимает место гармонии.

В русском постмодернизме так же отмечается отсутствие чистоты направления – например, с постмодернистским скепсисом в нем уживаются авангардистский утопизм (в сюрреалистической утопии свободы из «Школы для дураков» Соколова) и отголоски эстетического идеала классического реализма, будь то «диалектика души» у А.Битова или «милость к падшим» у В. Ерофеева и Т.Толстой.

Особенностью русского постмодернизма является проблема героя – автора – повествователя, которые в большинстве случаев существуют независимо друг от друга, но их постоянной принадлежностью является архитип юродивого. Точнее, архетип юродивого в тексте является центром, точкой, где сходятся основные линии. Причем он может выполнять две функции (по крайней мере):

    Классический вариант пограничного субъекта, плавающими между диаметральными культурными кодами. Так, например, Веничка в поэме «Москва – Петушки» пытается, находясь по ту сторону уже, воссоединить в себе самом Есенина, Иисуса Христа, фантастические коктейли, любовь, нежность, передовицу «Правды». И это оказывается возможным только в пределах юродствующего сознания. Герой Саши Соколова время от времени делится пополам, также стоя в центре культурных кодов, но, не останавливаясь ни на одном из них, а как бы пропуская их поток сквозь себя. Это вплотную соответствует теории постмодернизма о существовании Другого. Именно благодаря существованию Другого (или Других), иными словами социума, в сознании человека, в нем пересекаются всевозможные культурные коды, образуя непредсказуемую мозаику.

    Одновременно этот архетип является версией контекста, линией связи с могучей ветвью культурной архаики, дотянувшейся от Розанова и Хармса до современности.

Русский постмодернизм имеет так же несколько вариантов насыщения художественного пространства. Вот некоторые из них.

Например, произведение может опираться на насыщенное состояние культуры, во многом обосновывающее содержание (“Пушкинский дом” А.Битова, “Москва – Петушки” В. Ерофеева). Есть и другой вариант постмодернизма: насыщенное состояние культуры подменено бесконечными эмоциями по любому поводу. Читателю предлагается энциклопедия эмоций и философских разговоров обо всем на свете, и особенно о постсоветском сумбуре, воспринимаемом как страшная черная действительность, как полный провал, тупик (“Бесконечный тупик” Д.Галковского, произведения В.Сорокина).