Чесноков хор и управление им. Чесноков, павел григорьевич

Понятие о хоре

Многие считают, что любая группа случайно собравшихся людей, поющих вместе, представляет собой хор. С точки зрения хороведческой науки это неверно. Такое исполнение можно назвать бытовым или массовым пением. В качестве же художественного коллектива хор должен обладать рядом специфических признаков.

В методических пособиях по хоровому пению дается много различных определений понятия «хор». Наибольший интерес представляют определения известных хоровых дирижеров: П.Чеснокова, В.Соколова, К.Пигрова, В.Краснощекова.

П.Чесноков – «Хор – это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выверенные нюансы».

В.Соколов – «Хором в полном смысле этого слова можно назвать такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно – выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для того, чтобы передать те мысли и чувства, то идейное содержание, которое заложено в исполняемом произведении».

К. Пигров – «Хор – это организованный коллектив певцов, творческий коллектив, основная цель исполнительской деятельности которого – идейно – художественное и эстетическое воспитание народных масс».

В этих формулировках выделены наиболее существенные и важные моменты для хора. Однако недостаточно ясным остается вопрос: чем хоровое пение отличается от других форм вокального ансамблевого исполнения?

Хор – самый большой по количеству участников вокальный ансамбль. Но особенность хора не только в этом. Трио, квартеты, октеты – это ансамбли солистов: каждый певец исполняет самостоятельную голосовую линию. В хоре каждая голосовая линия исполняется не одним певцом, а группой певцов, поющих в унисон, то есть слитно, как один голос, совпадая по высоте тона, по ритму, по тембру, по громкости, по произношению слов. Унисонная природа хорового пения определяет своеобразие хорового звучания, особенности техники хорового исполнения. Движение хорошего унисона, слитности в звучании голосовых групп – отправной момент в работе с хором.

Исходя из этого, В.Краснощеков дает следующее определение хора:

«Хор – это большой вокально-исполнительский коллектив, который средствами своего искусства правдиво, художественно – полноценно раскрывает содержание и форму исполняемых произведений и своей творческой деятельностью способствует идейно-эстетическому воспитанию народных масс. Как музыкально-исполнительский «инструмент» хор представляет собой ансамбль вокальных унисонов».

В практике хорового пения существуют две формы исполнения: пение без сопровождения (а капелла) и пение с сопровождением. Принято считать пение без сопровождения высшей формой хорового исполнительства. Действительно, такое пение требует от хора большой культуры и технического мастерства. Самостоятельно, без помощи музыкального сопровождения хор должен выразить содержание исполняемого произведения. Но было бы неправильным судить о мастерстве и художественной зрелости хорового коллектива только на основании того, какой процент в его репертуаре составляют произведения без сопровождения, а также судить о степени трудности хорового произведения на основании того, написано оно без сопровождения или с сопровождением.

В произведениях с сопровождением аккомпанемент значительно облегчает исполнение. Он помогает хору чисто интонировать, выдерживать правильный ритм, темп и т.д. Но главное значение аккомпанемента заключается не в этом. Аккомпанемент является одним из важнейших средств музыкальной выразительности. В тех случаях, когда в аккомпанементе отсутствует самостоятельный образ и он в основном дублирует хоровую партитуру, произведение может быть исполнено без сопровождения, не потеряв при этом своих художественных качеств. Принципиальной разницы в работе над тем или иным видом хорового пения нет. Во всех случаях необходимо добиваться, чтобы хор пел чисто, выразительно, красиво, чтобы он мог спеть без аккомпанемента любое место произведения, даже если оно и не предназначено для исполнения без сопровождения.

Хоровое творчество С.И. Танеева и П.Г. Чеснокова

Танеев Сергей Иванович (1856-1915) - русский композитор, пианист, выдающийся педагог, учёный, музыкально-общественный деятель. С раннего возраста занимался музыкой. В 1866 поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 (с золотой медалью). Наибольшее влияние на Танеева оказали занятия в классах Н.Г. Рубинштейна (фортепиано) и П.И. Чайковского (инструментовка, сочинение). Занимался концертной деятельностью (первый исполнитель большинства фортепьянных произведений Чайковского, выступал со скрипачом Л.С. Ауэром, участвовал в исполнении собственных камерных сочинений в России, Германии, Чехии). С 1878 преподаватель Московской консерватории (фортепьяно, специальные музыкально-теоретические предметы), с 1881 профессор, в 1885-89 директор. Среди его учеников - С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, а также деятели советской музыкальной культуры - З.П. Палиашвили, Р.М. Глиэр, С.Н. Василенко, А.Н. Александров, А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Г.Э. Конюс, Б.Л. Яворский. Выдающееся значение имеют музыкально-теоретические труды Танеева, посвященные проблемам полифонии, среди которых особо выделяются масштабные исследования, изданные в книгах «Подвижной контрапункт строгого письма» и «Учение о каноне», ставших основой для развития музыкальной науки.

Огромный объем знаний усилил в натуре Танеева черту, которая и так была ему присуща в полной мере, - высокую требовательность к своему творчеству. Может быть, от этого многие ранние сочинения, как Вторая симфония и Фортепианный концерт, фрагменты которых понравились П.И. Чайковскому, не были закончены. Очень показателен тот факт, что С.И. Танеев обозначил своим первым опусом кантату «Иоанн Дамаскин», написанную в 1884 году. К этому времени он стал уже профессором Московской консерватории, продолжая вести классы П.И. Чайковского и Н.Г. Рубинштейна, а очень скоро и ее директором. На открытии памятника А.С. Пушкину в Москве в 1880 году была исполнена написанная им специально для этого случая кантата «Памятник» (на пушкинские стихи); он был автором Увертюры на русскую тему и других сочинений.

Кантату «Иоанн Дамаскин», истинный шедевр русской музыки, С.И. Танеев посвятил памяти Н.Г. Рубинштейна. Ко времени написания кантаты Танеев являлся автором изрядного количества произведений, но успех исполнения этого сочинения побудил поставить на нем «ор. 1». В музыке кантаты мы видим уникальное сочетание полифонической техники и вдохновенной романсовой лирики. Форма близка концерту - три части: первая и третья части - фуги, а вторая - медленная, которую можно воспринимать, как вступление к заключительной фуге. Через кантату проходит обиходная тема «Со святыми упокой». Кантата «Иоанн Дамаскин» открыла путь для развития в России нового музыкального жанра - светской лирико-философской кантаты.

Своё слово сказал Танеев и в области оперного жанра. Его единственная опера-трилогия «Орестея» (либретто А.А. Венкстерна по Эсхилу) - уникальный в русской музыкальной культуре опыт претворения античного сюжета, воплощённого в величавых, пластически строгих музыкальных образах. Особое своеобразие придаёт произведению обилие хоровых сцен. В первой картине первого акта ария Клитемнестры с хором «Вот взгляните» - ликование царицы; уверенные интонации рождают ощущение душевного подъёма. Во второй картине триумфальный марш и хор воинов сопровождают въезд Агамемнона. В дальнейшем развитии выделяются подобные величавые фрескам два хора народа, оплакивающего убитых. В первой картине второго акта - дуэт царицы и Электры с хором - музыкальная кульминация сцены, которая навевает ужас. В третьей картине появляется хор фурий. В третьем акте одной из центральных сцен становится диалог Ореста и хора фурий. Восторженным дифирамбом звучит заключительный хор, прославляющий мудрость богини. В опере прослеживается традиция лирических музыкальных трагедий К.В. Глюка, которая сочетается здесь с ораториальностью.

В музыке Танеева богатый духовный мир человека, драматизм переживаний отражаются обобщённо, в сдержанных тонах (особое значение приобретают медленные части циклов - adagio). Танеев избегал бурных, непосредственно эмоциональных порывов (отсюда известный аскетизм музыкального языка). Основные идеи ряда сочинений крупных форм (обеих кантат, оперы «Орестея», хора «Восход солнца», 6-го струнного квартета, фортепианного квартета, фортепианного квинтета и др.) - апофеоз света, торжество разума, утверждение добра и справедливости. В жанрах, связанных со словом, эта идея конкретизируется в моральном, этическом плане. Такая направленность творчества перекликается с нравственными исканиями в русской литературе того времени.

Последним произведением композитора стала кантата «По прочтении псалма» для хора и оркестра, посвященная памяти матери. Так же как и «Иоанн Дамаскин», она свидетельствует о духовных исканиях композитора, здесь отразились его размышления о вере. Считается, что Танеев был неверующим, он сам об этом говорил, поскольку не ходил в церковь, но сущность религиозного представления о мире и сущность христианства его интересовала несомненно. Кантата «По прочтении псалма» написана на стихи А.С. Хомякова, известные композитору с детства, состоит из трёх частей (9 номеров), включая хоры (в том числе двойные), квартеты, арию альта и оркестровую интермедию. Следуя традициям старых мастеров, Танеев использует отдельные строки текста для создания живописных музыкальных картин. Первый хор - «Земля трепещет по эфиру». Второй хор - «И храмы золотом блестят». Сложнейшая тройная фуга на слова «Я создал землю»; двойная фуга, изображающая картину клокочущего металла в земных недрах «Он там кипит и рвётся сжатый». Завершает кантату грандиозный двойной хор в сонатной форме с полифоническим изложением тем кантаты. Он написан на слова, выражающие основную идею сочинения («Мне нужно сердце чище злата // И воля крепкая в труде»). В музыку кантаты композитор вложил всю силу вдохновения, все свое полифоническое мастерство, как в самые лучшие свои сочинения. Кантата была исполнена впервые 11 марта 1915 года.

Хоровые сочинения составляют значительную часть творчества Танеева, они (по использованию средств полифонии) явились новым словом в русской музыке. Кроме ранее упомянутых кантат «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» к хоровому творчеству Танеева относятся: ранняя кантата «Я памятник себе воздвиг»; хоры a cappella, среди которых цикл из 12 смешанных хоров на стихи Я. Полонского, 16 мужских хоров различных составов на стихи К. Бальмонта. Отдельные хоры для смешанного состава: «Восход солнца», «Из края в край», «Альпы» на стихи Ф. Тютчева, «Звезды» на стихи А. Хомякова. Мужские хоры: «Вечерняя песня» слова А. Хомякова, «Венеция ночью» слова А. Фета, «Песня короля Регнера» слова Н. Языкова. Ранние сочинения Танеева для смешанного состава: «Серенада», «Сосна», «Венеция ночью» - могут исполняться и вокальными ансамблями. Часть хоров Танеева существует в рукописях.

Чесноков Павел Григорьевич (1877-1944) - российский хоровой дирижёр, педагог и композитор. Окончил в 1895 году Синодальное училище, в 1917 - Московскую консерваторию по классу композиции у С.Н. Василенко (ранее брал уроки у С.И. Танеева и М.М. Ипполитова-Иванова). После окончания Синодального училища работал учителем пения в начальных школах и средних учебных заведениях. Наряду с преподавательской работой Чесноков продолжал интенсивную исполнительскую деятельность с различными хоровыми коллективами. Он руководил Вторым государственным хором, хоровой капеллой Московской филармонии, самодеятельными хорами. Преподавал в 1895-1920 в Синодальном училище (Народная хоровая академия), в 1920-44 - в Московской консерватории (с 1921 профессор), где он вместе с А. Кастальским, Н. Данилиным, А. Александровым и А. Никольским создал дирижёрско-хоровой факультет. Чесноков разработал и вёл курсы хороведения и методики работы с хором. В классе хорового дирижирования у него занимались: И. Лицвенко, Г. Лузенин, А. Петровский, А. Покровский, С. Попов, А. Хазанов и другие.

Хоры под управлением Чеснокова отличались прекрасным ансамблем, строем, тонкостью исполнения; осмысленность, расчет соединялись с искренностью, вкусом, глубоким проникновением в авторский замысел. Чесноков был сторонником дирижеров-гастролеров и неоднократно готовил (за небольшое число репетиций) хоровые концерты с различными коллективами.

Основатель русского отечественного хороведения и автор первого русского капитального труда по хороведению, который вышел в 1940 году под названием «Хор и управление им» - первый в советской и мировой литературе по хороведению обстоятельный и глубокий труд, где разработаны теоретические проблемы хорового искусства, обобщившая исполнительский и педагогический опыт автора. Несмотря на некоторые недостатки (указанные редакторами в последующих изданиях), книга остается одним из наиболее значительных сочинений в области хороведения (в частности, замечательны приводимые Чесноковым «Советы молодым дирижерам»).

Композитор в совершенстве знал возможности человеческого голоса и благодаря этому, стал выдающимся мастером хоровой музыки a cappella. Композитор считал, что хор без сопровождения является самым совершенным инструментом и обладает огромными художественно-исполнительскими возможностями. Чесноков сделал ряд эффектных концертных обработок для хора с солистами. Часто в них хор выступает в качестве аккомпаниатора, имитируя инструментальное сопровождение («Канава», «Ах вы сени мои, сени», «Сама садик я садила»). В общей сложности, для смешанного хора им написаны свыше шестидесяти произведений а cappella. Обычно содержанием его произведений. является благодушно-созерцательное восприятие природы («Теплится зорька», «Август», «Ночь», «Зимой», «Альпы» - наиболее типичное для светского хорового творчества Чеснокова произведения). Несколько другого характера «Дубинушка», но и здесь Чесноков смягчает социально заостренный текст Л. Трефолева.

Некоторые хоры написаны в народном духе: «Лес» (стихи А. Кольцова), «За рекою за быстрой», «Не цветочек в поле вянет» (стихи А. Островского). Чесноков сделал ряд сложных, концертного типа обработок русских народных песен («Эй, ухнем», «Во поле березонька стояла», «Ах ты, береза»), в них нередко участвуют солисты («Ходила младешенька», «Лучинушка и дубинушка»). Хоры Чеснокова доступны, как правило, высококвалифицированным коллективам. Лучшие его сочинения распространены в педагогической практике.

Для хора воспитанниц женских пансионов, где он преподавал до 1917 года, написаны свыше 20 сочинений с развёрнутым фортепьянным сопровождением. Среди них есть развёрнутые хоры драматического содержания («Несжатая полоса» Н. Некрасов, «Листья» Ф. Тютчев,), хоровые миниатюры («Солнце, солнце встаёт» А. Фёдоров, «Лотос» Г. Гейне), и лирические хоры, рисующие картины природы («Катит весна» Г. Гейне, «Зелёный шум» Н. Некрасов, «Утром зорька» С. Скиталец, «Яблоня» С. Потресов). К его сочинениям также относятся опера «Земля и небо», музыка к пьесе А. Островского «Бедность не порок».

Эти его сочинения были очень популярны (хотя автор не избежал упреков в «романсовости»).

Павел Григорьевич Ченоков - выдающийся церковный регент и духовный композитор. Среди духовных произведений выделяются циклические композиции: две «Литургии», «Литургия простого распева», «Всенощная», «Всенощная простого распева», две «Панихиды», «Венчание», хоровой цикл «Во дни брани», «Часы пасхи». Всего им создано свыше 400 духовных хоров, разных жанров, наиболее известны и часто исполняемы «Ангел вопияше», «Да исправиться молитва моя», «Под твою милость», «Разбойника благоразумного» (два варианта: тенор соло и мужской хор, баритон соло и смешанный хор), концерты с соло сопрано, альта, тенора, баса, баса-октависта. В клиросной практике распространены его переложения для мужского состава своих произведений и произведений других композиторов.

Чесноков входит в число композиторов «ново-московской» школы или нового направления в русской церковной музыке - уникального явления в национальной и мировой культуре. К «новому направлению» принято относить произведения довольно большой группы композиторов, созданных, главным образом в период с середины 1890-х по начало 1920 годов. В отношении «нового направления» часто применяется выражение «московская школа», в связи с тем, что крупнейшие представители этого направления были москвичами. Предтечами «нового направления» считаются Чайковский и Римский-Корсаков, чьи первые духовные композиции появились в конце 70-х годов XIX столетия. Организатором и идейным вдохновителем направления стал выдающийся педагог, учёный, исследователь древних русских церковных распевов - Степан Васильевич Смоленский. К композиторам, чьи произведения принадлежат к «новому направлению», кроме П.Г. Чеснокова, относятся и С.В. Рахманинов, А.Т. Гречанинов, А.Д. Кастальский, А.В. Никольский, Виктор Калинников, Н.Н. Черепнин, С.В. Панченко, а так же М.М. Ипполитов-Иванов, В.И. Ребиков, К.Н. Шведов, Н.С. Голованов, Д.В. Алеманов.

Характерными чертами стиля являются: применение в церковно-музыкальной композиции приёмов народного музыкального мышления и опыта русской национальной композиторской школы, трактовка древних распевов не как материала для гармонизации, а как музыкальной темы, которая становилась основой для свободного сочинения.

композитор танеев чесноков хоровой

П. Г. ЧЕСНОКОВ

И УПРАВЛЕНИЕ ИМ

для хоровых дирижеров

Издание третье

ГОСУДАРСТВЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

М о с к в а 1 9 6 1

П. Г. Чесноков и его книга «Хор и управление им» .................................

Часть первая

ХОРОВЕДЕНИЕ

п е р в а я.

Что такое хор...........................................................

в т о р а я.

Состав хора.............................................................

т р е т ь я.

Ансамбль.................................................................

Г л а в а ч е т в е р т а я.

Строй........................................................................

Нюансы....................................................................

ш е с т а я.

Нюансировка контрапунктических сочинений......

Г л а в а с е д ь м а я.

Сложная форма вокальной организации хора.....

Часть вторая

ХОРОУПРАВЛЕНИЕ

Введение. Что значит управлять хором.................................................................

п е р в а я.

Прием вступления................................................

в т о р а я.

Приемы ансамбля................................................

т р е т ь я.

Приемы строя.......................................................

Г л а в а ч е т в е р т а я.

Приемы нюансов..................................................

Система способов и приемов выучивания

сочинений с хором...............................................

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I. «Теплится зорька» П. Чеснокова................................................

Приложение II.

Фуга М. Березовского.................................................................

Приложение III.

П. Чеснокова................................................................

Приложение IV.

А. Аренского.................................................................

Приложение V.

План домашней работы дирижера.............................................

Приложение VI.

Советы молодым дирижерам......................................................

Приложение VII.

Ведомость приема в хор.............................................................

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ К. ПТИЦЫ

ПРИМЕЧАНИЯ С. ПОПОВА

П. Г. ЧЕСНОКОВ И ЕГО КНИГА

«ХОР И УПРАВЛЕНИЕ ИМ»

В течение многих столетий хоровое пение являлось тем основным путем, по которому шло развитие музыкальной культуры нашего народа. Исключительная поэтикомузыкальная одаренность русского человека находила свое выражение в образах песенного творчества, а наиболее излюбленной, органически присущей народу формой музыкального исполнительства стало хоровое пение. Именно в этой области создавались

в первую очередь те художественные ценности, которые принесли нашему народу всемирное признание в области музыкального искусства и утвердили за ним славу народа-песнетворца. На основе народнопесенной культуры возникло и поднялось могучее русское профессиональное музыкальное искусство. В процессе развития отечественной хоровой культуры создались хоровые коллективы, не знающие равных себе по исполнительскому мастерству. Художественное воспитание и последующее творчество наиболее одаренных русских музыкантов было неизменно связано, в большей или меньшей степени, с народной песней и хоровым пением.

Область народного певческого искусства влекла к себе всех тех музыкантов, в творчестве которых жили и утверждались лучшие традиции русской музыкальной культуры.

В то же время, глубокое своеобразие русской хоровой музыки было всегда способно оказывать сильнейшее влияние как на формирующийся творческий облик музыканта, так и на самый характер его. В течение ряда поколений многие даровитые русские музыканты и исполнители всецело и убежденно посвятили себя хоровому делу. Среди них были выдающиеся музыкальные деятели, оставившие заметный след в истории русской музыки: Д. С. Бортнянский (1751-1825), М. С. Березовский (1745-1777),

Г. Я. Ломакин (1812-1885), В. С. Орлов (1856-1907), А. Д. Кастальский (1856-1926)

и многие другие.

В плеяде замечательных русских музыкантов-хоровиков почетное место занимает имя профессора Павла Григорьевича Чеснокова, вся жизнь которого была посвящена служению отечественному хоровому искусству.

Павел Григорьевич Чесноков - одна из крупнейших фигур русской хоровой культуры первой половины нашего столетия, разносторонний хоровой деятель - композитор, дирижер, педагог, глубоко национальный и самобытный в своем творческом облике.

Как композитор Чесноков пользуется широкой, всемирной известностью. Им написано множество вокальных произведений (свыше 60 опусов), преимущественно для смешанного хора без инструментального сопровождения, свыше 20 женских хоров с сопровождением фортепьяно, несколько обработок русских народных песен, романсы и песни для голоса соло. Наиболее характерной чертой его творчества является поэтическая задушевность, исполненная глубокого лирического раздумья, созерцательности и изящества.

Именно таковы его известные хоры, написанные для смешанного состава голосов, - «Теплится зорька», «Лес», «Ночь» и др. Все сочинения Чеснокова проникнуты духом и влиянием русского народнопесенного творчества, и вместе с тем они несут на себе черты его яркой творческой индивидуальности. В тех произведениях, где наиболее сильно влияние народнопесенного начала, творчество Чеснокова достигает большой драматической насыщенности («Дубинушка», «Не цветочек в поле вянет», обработка русской народной песни «Ходила младешенька по борочку»).

Его вокально-хоровое чутье, понимание природы и выразительных возможностей певческого голоса имеют мало равных не только в произведениях отечественной, но и зарубежной хоровой литературы.

Он знал и чувствовал «тайну» вокально-хоровой выразительности. Может быть, строгое ухо и зоркий глаз профессионального критика отметят в его партитурах салонность отдельных гармоний, сентиментальную подслащенность некоторых оборотов и последовательностей. Особенно нетрудно прийти к такому заключению, играя партитуру на фортепьяно, без достаточно ясного представления ее звучания в хоре. Но послушайте это же произведение в живом исполнении хора. Благородство и выразительность вокального звучания в громадной мере преображают то, что слышалось на рояле, та же самая музыка предстает совсем в ином виде и способна привлекать, трогать душу, а иногда и восхищать слушателя. «Можно перебрать всю хоровую литературу за последние сто лет и мало сыщется равного чесноковскому мастерству

владения хоровым звучанием», - говорил в беседах с нами видный советский хоровой деятель Г. А. Дмитревский.

Многие хоровые произведения Чеснокова прочно вошли в концертный репертуар советских хоровых коллективов, в учебные программы классов дирижерско-хоровой специальности. Некоторые из них можно справедливо отнести к произведениям русской хоровой классики.

Любовь к хоровому творчеству во всех его проявлениях составляла смысл всей жизни П. Г. Чеснокова. Однако наиболее яркой стороной его художественных стремлений являлась, пожалуй, любовь к хоровому исполнительству. Если страсть и потребность к композиции была способна остывать с возрастом, то любовь к работе с хором он сохранил до конца своих дней. «Егорушка, дай мне часок постоять перед хором», - просил он своего любимого помощника по капелле Московской государственной филармонии Г. А. Дмитревского, придя на хоровую спевку еще не оправившись после болезни. В тяжелый 1943 год, незадолго до смерти, когда состоялось решение об организации профессиональной капеллы при Московской консерватории, Чесноков, больной и почти уже нетрудоспособный, трогательно просил Н. М. Данилина, намечавшегося художественным руководителем капеллы, дать ему возможность поработать с хором.

Все без исключения хоры, возглавляемые Чесноковым за время его многолетней творческой деятельности, добивались отличных художественных результатов. В ряде случаев хоры, руководимые им, достигали исключительно высокого вокальнотехнического мастерства и яркой выразительности.

Чесноков прошел великолепную русскую музыкальную школу - Синодальное училище и Московскую консерваторию. Его учителя - С. В. Смоленский, С. И. Танеев, В. С. Орлов, С. Н. Василенко, М. М. Ипполитов-Иванов. Его друзьями и товарищами по искусству были замечательные русские артисты А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, Д. А. Смирнов, М. Д. Михайлов, охотно творчески общавшиеся с ним и с радостью певшие в хорах под его управлением. Чесноков был одним из видных представителей русского музыкального исполнительства, хранившим и продолжавшим лучшие традиции отечественного вокально-хорового искусства, преобразовывавшим их силой своего самобытного и большого дарования.

В работе с хором Чесноков представал как великолепный знаток хорового пения, отличный образованный музыкант и талантливый высокопрофессиональный

направленности, ведущей коллектив к художественной цели, предопределенной дирижером, как это можно было наблюдать, например, у Н. М. Данилина. Тем не менее каждый шаг его работы с хором был глубоко осмыслен и последователен, каждое требование совершенно целесообразно и ясно, во всем действии хора чувствовалось его руководство - горячее творческое чувство и сильная мысль большого художника и музыканта. Вся его деятельность с хором, от репетиции до концерта включительно, никогда не носила характера обыденщины и ремесленничества. Он принадлежал к славной плеяде замечательных артистов - русских хоровых дирижеров, таких, как В. С. Орлов, Н. С. Голованов, Н. М. Данилин, А. В. Свешников, А. В. Александров, Г. А. Дмитревский, для которых художественная деятельность в каждый момент являлась своеобразным «священнодействием». Искусству они полностью отдавали все свои духовные силы, этого они требовали и от других - своих товарищей по труду и творчеству. И здесь, в работе с хором, он был неизменно требователен и настойчив и даже временами резок, когда невнимание отдельного певца нарушало строй его творческого действия, начинавшегося с того самого момента, когда он вставал за пульт и инспектор хора подносил ему дирижерскую палочку. Система занятий носила характер торжественности, исходившей из его состояния: достаточно было прослушать вступительное слово Чеснокова о композиторе и произведении, с которого он начинал репетиционную работу, как вы сразу ощущали всю серьезность отношения дирижера к своему делу. Он редко отвлекался от работы для веселого слова-шутки. Правда, считал вовремя оказанную шутку необходимой психической разрядкой для коллектива в работе, но делал это всегда сдержанно, немногословно, как бы слегка стесняясь.

Исполнительскому облику Чеснокова были присущи многие индивидуальные черты. Его исполнение отличалось всегда благородством, безукоризненным вкусом. Его пониманию содержания произведения было свойственно мудрое и глубокое проникновение в авторский замысел. В дирижерской трактовке произведений ему было органически присуще прекрасное художественное чутье. Можно было спорить о тех или иных частностях исполнения, иногда можно было желать большей яркости динамически

напряженных

в передаче образного содержания произведения и т. п.,

исполнении

Чеснокова

противоречий

художественным

замыслом композитора * .

в исполнительство

___________________

* Пожалуй, единственный случай можно найти в его книге «Хор и управление им», где Чесноков убежденно изменил динамику в хоре «Анчар» А. Аренского.

свою душевную чистоту. Никогда никакой фальши в трактовке, никаких «отсебятин», рассчитанных на внешний успех, на удовлетворение отсталых вкусов. Создание легкого успеха для себя было органически противно его природе. В этом смысле его работа с хором и исполнительство являлись отличным педагогическим примером молодежи - учащимся-дирижерам.

На всех, кто посещал репетиции и концерты капеллы Московской государственной филармонии (1932-1933), незабываемое впечатление производила работа Чеснокова над русской классикой, исполненная горячей любви дирижера к разучиваемому произведению, своеобразия и точности исполнительской интерпретации.

Сцена в стрелецкой слободе из «Хованщины» М. Мусоргского, его же «Иисус Навин», хоры a cappella («Ковыль» Ю. Сахновского, «Север и Юг» А. Гречанинова, «Дубинушка» П. Чеснокова и др.), исполненные капеллой под управлением Чеснокова, запоминались надолго, едва ли не на всю жизнь. И, сохранив эти яркие, первые юношеские впечатления, его ученики убеждались впоследствии в правоте и точности толкования содержания произведения Чесноковым.

Его артистическому облику были особенно свойственны глубокая поэтичность и задушевность. Отсутствие грандиозных кульминаций, широкой стихийной эпичности исполнения возмещалось большой тонкостью и проникновенностью живого человеческого чувства, всегда покорявшего слушателя. Он знал эту свою силу и умело пользовался ею. Интересно отметить, что Чесноков смело брался за некоторые произведения, казалось бы не вполне свойственные его художественному складу, и, используя свои сильные исполнительские качества, нередко добивался большого и заслуженного успеха. Таковым, например, было исполнение в сезоне 1932/33 года в Малом зале Московской консерватории хорового произведения А. Давиденко «Улица волнуется». Публика и автор восторженно приняли художественно правдивое, технически виртуозное исполнение этого хора, хотя в его интерпретации и не было того стихийного размаха, который можно было наблюдать в трактовке других выдающихся хоровых дирижеров (Н. М. Данилина, А. В. Свешникова).

Сила художественного обаяния Чеснокова находила в первую очередь свой отклик у

его хора. Чесноков всегда пользовался исключительной любовью своих певцов.

Основным

принципом

взаимоотношений

руководителя

коллективом

хора, которому

Чесноков

следовал всю свою жизнь,

были глубокая

человечность

взаимное

уважение

дирижера.

Указания

это мы находим и в книге «Хор

управление

им». Производственная

дисциплина,

по его мнению,

должна иметь в

своей основе полное

уважение

руководителю коллектива. Случаи резкости в обращении Чеснокова с певцами были очень редки и вызывались только самыми серьезными, по его мнению, нарушениями творческой дисциплины. Дисциплина как внешняя, так и внутренняя на его занятиях была отличная. Каждый охотно стремился выполнить требования руководителя.

Следует заметить, что Чесноков не требовал установления жесткой дисциплины и напряженного темпа в репетиционной работе. Он считал репетиционной нормой хора два часа занятий в день, то есть «пение в свое удовольствие». Тем не менее Чесноков умел работать с хором не только спокойно, но и экономно. Строгий профессионализм и глубокое уважение к своему труду неизменно сопутствовали его работе с хором. Многое из личных достоинств Чеснокова служило этой способности - работать продуктивно и, в случае надобности, расходуя экономно время; тут были и громадная музыкальность, и отличный слух в сочетании с ясным мышлением и волей, дававшие ему возможность точно чувствовать и понимать очередную необходимость в совершающейся работе, ставить конкретные требования, добиваясь их выполнения. Тут был и колоссальный практический опыт работы с хором, накопленный за многие годы и необходимый для надлежащего качества работы. В напутственном слове окончившим консерваторию молодым хормейстерам он говорил: «Вот, мои дорогие друзья, поработаете с хором годков десяток и тогда начнете кое-что понимать в хоровом деле».

Чесноков был исключительным мастером в области руководства хоровым пением a cappella. H. М. Данилин утверждал, что равного Чеснокову по настройке хора не существует в природе. И в самом деле, строй хора, руководимого Чесноковым, был исключительно чист. При смене хорового аккорда следующий наступал интонационно совершенно точно и одновременно, что производило впечатление необычного покоя и полностью удовлетворяло слух. Самые сложные модуляции совершались непринужденно и точно во всех голосах и аккордах.

Припоминается, как на одном из концертов в Малом зале Московской консерватории, уже к концу большой программы, хор устал, но строй его был все так же чист, интонация свободна. Пели «Дубинушку» и «Канаву» - лучшие из переложений русских песен Чеснокова. Павел Григорьевич, дав тональную настройку, отходил в сторону от хора и следил, не управляя им. Хор свободно и легко пел. Интонация была безукоризненна. После окончания произведения Павел Григорьевич проверял для публики тон на фортепьяно. Строй удерживался хором совершенно точно.

В исполнении произведений a cappella артистическое дарование Чеснокова развертывалось с особой силой. Творческий диапазон его в этом жанре был

особенно широк. Композитор Б. С. Шехтер так вспоминает об исполнении его прекрасного глубоко драматического произведения - хоровой миниатюры «За Днестром»: «Мне никогда не приходилось слышать такого проникновенного и тонкого исполнения этого хора, как у П. Г. Чеснокова». Огромным успехом у публики пользовалась противоположная по характеру русская народная песня «Канава», где и в обработке прекрасной шутливой темы, и в ее исполнении вырисовывалась своеобразная артистическая натура Чеснокова.

Он был великолепным знатоком-практиком вокальной природы и исполнительских возможностей человеческого голоса. Отлично владея теоретическими основами и техникой певческого искусства, Чесноков, как истинный мастер своего дела, считал работу над вокалом в хоре делом труднейшим, требующим особого подхода в исполнении каждого данного произведения. О постановке голоса высказывался сдержанно, но был очень внимателен к хоровому и сольному певческому звуку; вокальные законы как в работе с хором, так и в композиции знал и учитывал всегда. Он рассказывал, как А. В. Нежданова, имевшая идеально чистую интонацию, пропела недостаточно точно соло, написанное для нее Чесноковым. Внимательно просмотрев произведение и глубоко продумав причины нечистого интонирования, он подметил обилие переходных нот. Изменил тональность, несколько звуков, - и соло зазвучало идеально.

Для составления достаточно ясного и полного представления об облике художника и его творчестве необходимо знать и основные черты, характеризующие личные качества.

Павел Григорьевич Чесноков был человеком глубокой порядочности, сохранившим до преклонных лет наивную простоту и доверчивость своей поэтической и тонко чувствующей души. Возвышенные идеи гуманизма, человечности и добра привлекали его безусловно, хотя действительная ценность их в сочетании с общественным благом понимались им своеобразно и определялись не всегда правильно.

Он имел настойчивый и упорный характер; неохотно отказывался от составленных ранее мнений: в суждениях и высказываниях был прям и совершенно чужд лицемерия; внутренне сосредоточен; в проявлении чувств сдержан и немногословен, лишь изредка обнаруживая значительную внутреннюю силу; склонен к тонкому и умному юмору; во всех своих действиях всегда нетороплив, пунктуален; в обращении с людьми, как правило, внимателен, корректен и сдержанно ласков, исполнен большого человеческого обаяния;

верен своим дружественным чувствам; в нем гармонично сочетались черты душевной и физической чистоты.

Общественно-музыкальная деятельность П. Г. Чеснокова была разделена рубежом двух исторических эпох - Великой Октябрьской социалистической революцией. Он начал

и прожил примерно половину своей сознательной жизни в общественно-социальных условиях прямо противоположных тем, в которых прошла вторая ее половина. Естественно, что в прямой зависимости от этих обстоятельств складывались его жизнь, мировоззрение и художественное творчество.

П. Г. Чесноков родился 25 октября 1877 года в рабочем поселке близ города Воскресенска Звенигородского уезда Московской губернии в семье церковного регента.

С пятилетнего возраста, в хоре отца, началось его певческое воспитание. Обнаружившиеся вскоре выдающиеся музыкальные способности и отличный певческий голос дали возможность семилетнему мальчику поступить в Московское синодальное училище. В 1895 году окончил училище и ему была присуждена золотая медаль. Уже в старших классах училища юноша с увлечением посвящает многие часы хоровой композиции под руководством блестящего педагога и музыканта С. В. Смоленского. «В то время, - вспоминал Павел Григорьевич в беседе со своими учениками, - я впервые познал вдохновение. Я писал свой первый большой концерт для хора с любовью и прилежанием. Но всякий раз, на очередном уроке композиции и теории, С. В. Смоленский спокойно перечеркивал карандашом написанное и говорил: «Это - не то». В конце концов я был близок к отчаянию. Но вот однажды я шел по улице, думал о своем неудачном сочинении, и вдруг меня осенило! Как будто передо мною отворилась закрытая дверь. Я постоял мгновение и затем бросился бежать. Москвичи, вероятно, с удивлением смотрели на долговязого юношу, бегущего со счастливым лицом по Кузнецкому мосту. Всю ночь я писал. А наутро С. В. Смоленский, внимательно проиграв сделанное мною, встал, обнял меня, поцеловал и сказал: «Поздравляю тебя». И действительно, это было одно из лучших моих сочинений!»

Стремление к музыкальному творчеству привело Чеснокова к С. И. Танееву, у которого он занимался в течение четырех лет. В 1913 году, будучи уже известным композитором и дирижером, он поступил в Московскую консерваторию, которую закончил в 1917 году по классу свободного сочинения с серебряной медалью.

Вся дореволюционная деятельность П. Г. Чеснокова - исполнительская, композиторская

и педагогическая - развертывалась в Москве. Наиболее значительные произведения

(1877-10-24 ) Место рождения Дата смерти Страна

Российская империя РСФСР СССР

Профессии

композитор, хоровой дирижер

Па́вел Григо́рьевич Чесноко́в (12 (24) октября 1877 года , Звенигородский уезд , Московской губернии - 14 марта 1944 года) - русский композитор , хоровой дирижер , автор широко исполняемых духовных композиций.

Биография

Музыкальные произведения

Всего композитором создано около пятисот хоровых пьес: духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятей Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков - один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой - тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором).

Литература

  • Чесноков П. Г . Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров. Изд. 3-е.- М., 1961
  • Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1.- М.: «Советский композитор», 1974.- С. 44-69
  • Список опубликованных духовных сочинений П. Г. Чеснокова

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 24 октября
  • Родившиеся в 1877 году
  • Родившиеся в Звенигородском уезде
  • Умершие 14 марта
  • Умершие в 1944 году
  • Умершие в Москве
  • Композиторы по алфавиту
  • Церковные регенты
  • Духовные композиторы
  • Хоровые дирижёры России
  • Хоровые дирижёры СССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Чесноков, Павел Григорьевич" в других словарях:

    - (1877 1944) российский хоровой дирижер. В 1895 1916 преподаватель Синодального училища (Народная хоровая академия), в 1917 22 главный дирижер Московского государственного хора, в 1922 28 руководитель Московской капеллы. Автор первого русского… … Большой Энциклопедический словарь

    Советский хоровой дирижёр, педагог и композитор. Окончил в 1895 Синодальное училище как хоровой дирижёр, в 1917‒ Московскую консерваторию по классу композиции у С … Большая советская энциклопедия

    Чесноков, Павел Григорьевич - ЧЕСНОКОВ Павел Григорьевич (1877 1944), хоровой дирижер, композитор и педагог. Руководитель многих хоров (церковных и светских). Один из крупнейших представителей русской хоровой культуры. Около 500 сочинений для хора; первый в России капитальный … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1877 1944), хоровой дирижёр, регент, композитор. В 1895 1916 преподаватель Синодального училища (Народная хоровая академия), в 1917 22 главный дирижёр Московского государственного хора, в 1922 28 руководитель Московской капеллы. Автор первого… … Энциклопедический словарь

    - (1877, близ г. Воскресенска Московской губернии, ныне г. Истра, 1944, Москва), композитор, хоровой дирижёр, регент. Из семьи священнослужителя. В 1895 окончил Синодальное училище церковного пения; в 1895 99 брал уроки композиции у С.И. Танеева,… … Москва (энциклопедия)

    Род. 1877, ум. 1944. Хоровой дирижер. Был главным дирижером Московского государственного хора (1917 22), руководил Московской капеллой (1922 28). Автор музыкальных произведений для хора. С 1921 г. профессор Московской консерватории … Большая биографическая энциклопедия

    - (24 (12) октября 1877 14 марта 1944) русский хоровой дирижер, композитор, церковный регент, профессор Московской консерватории (с 1921 года). Родился 24 (12 по старому стилю) октября 1877 года близ города Вознесенска Звенигородского уезда… … Википедия

    Григорьевич русский хоровой дирижер, композитор, церковный регент, профессор Московской консерватории Чесноков, Павел Васильевич художник, геральдист … Википедия

В созвездии имён известных композиторов российской духовной музыки есть одно имя, при произнесении которого у многих россиян становится тепло и благостно на сердце. Это имя не затмили другие, порой очень знаменитые имена оно выдержало испытание самым строгим судом - беспристрастным Судом Времени. Это имя – Павел Григорьевич Чесноков .

Чесноков родился 25 октября 1877 года в селе Ивановском Звенигородского уезда Московской губернии. Уже в детстве у него обнаружился замечательный голос и яркие музыкальные способности. В пятилетнем возрасте Павел начал петь в церковном хоре, регентом которого был его отец. Это помогло ему поступить в знаменитое Синодальное училище церковного пения, ставшее колыбелью многих выдающихся деятелей отечественной хоровой культуры. Здесь его учителями были великий В.С. Орлов и премудрый С.В. Смоленский. Окончив училище с золотой медалью (в 1895 году), Чесноков четыре года частным образом занимался композицией с С.И. Танеевым, попутно работая преподавателем хорового пения в женских пансионах и гимназиях. В 1903 году он стал регентом хора при церкви ев Троицы на Покровке («на Грязях»). Хор этот вскоре приобрёл славу одного из лучших в Москве: «Не певчим платили, а певчие платили, чтобы их приняли в хор Чеснокова» вспоминал позднее один из московских регентов.

В течение многих лет Чесноков, продолжая работу в Москве (в эти годы он регентствовал также в церкви Косьмы и Дамиана на Скобелевской площади), часто ездил по России: выступал как дирижёр духовных концертов, проводил занятия на различных регентских и регентско-учительских курсах, участвовал в работе регентских съездов. Именно регентское дело было главным в жизни и творчестве прославленного мастера церковного пения. Но сам он никогда не был удовлетворён собой а потому в 1913 году, будучи уже широко известным всей поющей России 36-летний композитор духовной музыки поступил в Московскую консерваторию. Здесь он занимался композицией и дирижированием с М.М. Ипполитовым-Ивановым а инструментовкой с С.И. Василенко. Своё сорокалетие в 1917 году Чесноков ознаменовал окончанием консерватории по классу свободного сочинения (с серебряной медалью), имея в творческом портфеле около 50-ти опусов духовной и светской музыки. И в том же году именно Чесноков со своим хором удостоился чести участвовать в интронизации патриарха Тихона.

Последующая деятельность мастера была наполнена мучительными попытками найти себе место в новой, круто изменившейся жизни: дирижёр и художественный руководитель различных московских хоров (но нигде – надолго) преподаватель музыкального училища и Народной хоровой академии (бывшего Синодального училища), профессор Московской консерватории. До 1931 года он был регентом в Храме Христа Спасителя, а в 1932 году становится первым заведующим кафедрой хорового дирижирования консерватории. В 1933 году была закончена и в 1940 году опубликована (и в течение нескольких часов распродана) книга Чеснокова «Хор и управление им» – единственный капитальный методический труд прославленного хорового деятеля. В нём обобщался многолетний бесценный опыт самого автора и его коллег-синодалов. В течение многих лет труд этот (правда без изъятой автором по требованию издательства главы, посвященной регентской практике) оставался основным пособием для подготовки отечественных хормейстеров. Все это время он продолжал сочинять духовную музыку, однако, уже не для исполнения или издания, но лишь для себя.

Последние годы жизни композитора были наиболее драматичными: душевные страдания все чаще заглушались алкоголем, в конце концов сердце не выдержало, и один из проникновеннейших лириков русской духовной музыки нашёл себе упокоение на старом московском Ваганьковском кладбище...

Оценивая многогранный, самобытный талант Чеснокова, современники отмечали в нем уникальное сочетание различных качеств, как музыкантских так и «великих человеческих»: строгий профессионализм и глубокое уважение к своему труду, громадная музыкальность, блестящее артистическое дарование великолепный утонченный слух и, а ещё – душевная чистота, искренность, глубокая человечность и уважение к людям. И все эти качества в той или иной мере отразились в его музыке, так же как отразились в ней и его особенности хормейстера, дирижёра, исполнителя.

Среди сочинений Чеснокова есть романсы и детские песни (достаточно вспомнить очаровательный цикл «Галины песенки»), есть фортепианная музыка а среди студенческих работ – инструментальные произведения и симфонические наброски. Но больше всего опусов написано в жанре хоровой музыки: хоры а сарреllа и с сопровождением, обработки народных песен, переложения и редакции.

Чесноков в своем творчестве он обращался к двум направлениям хоровой музыки: церковной и светской, всего композитором создано около 500 хоровых произведений. Им написано свыше 60 смешанных хоров (светских) а капелла, содержание которых - благодушно-созерцательное восприятие природы (Теплится зорька, Август, Ночь, Зимой, Альпы), несколько другого характера -Дубинушка, но и здесь Чесноков смягчает социально заостренный текст Л. Трефолева. Некоторые хоры написаны в народном духе: Лес (сл. Кольцова), За рекою за быстрой, Не цветочек в поле вянет (сл. А. Островского). Чесноковым сделаны сложные, концертного типа обработки русских народных песен (Эй, ухнем, Во поле березонька стояла, Ах, ты, береза и др.), в них нередко участвуют солисты (Ах вы, сени, Канава, Ходила младешенька, Лучинушка и дубинушка и др.). В связи с педагогической работой в женских пансионах Чесноков написал более 20 женских хоров с развернутым сопровождением фортепиано. (Зеленый шум, Листья, Несжатая полоса, Крестьянская пирушка и др.). Несколько мужских хоров Чеснокова- переложение тех же произведений со смешанного состава.

Главнейшую же часть его наследия составляет духовная музыка. В ней талант и душа композитора нашли самое совершенное, самое глубокое, самое сокровенное воплощение.

Входя в плеяду композиторов так называемой новой московской школы церковной музыки, Чесноков всё-таки заметно отличается от них. Подобно Кастальскому, сконструировавшему особую (отчасти умозрительную) «народно-ладовую систему» и применявшему её в своих светских и духовных сочинениях, Чесноков «построил», а точнее - синтонировал свою систему, построенную на легко узнаваемых мелодических и гармонических оборотах русской городской песни и бытового романса конца 19 века. В отличие от Гречанинова, создавшего особый монументальный храмово-концертный стиль духовной музыки, зиждимый на вокально-инструментальном многоголосии оркестрового типа письма, Чесноков созидает не менее богатое многоголосие своих композиций исключительно на неповторимом своеобразии певческих голосов а сарреllа, незаметно растворяя в хоровой звучности подкупольные «эхо» храмовой акустики. В отличие от Шведова, насытившего свои духовные сочинения «изысками» романтической гармонии и рационального конструирования формы, Чесноков никогда не поддаётся соблазну сочинять ради демонстрации авторского мастерства, но всегда следует за своим лирическим, искренним, по-детски чуть наивным музыкальным чутьём. В отличие от Никольского, нередко осложнявшего церковно-певческий стиль использованием ярко концертных, сугубо оркестровых приёмов письма, Чесноков всегда сохраняет в чистоте уникальный, всецело русский вокально-хоровой стиль храмовой звучности. И при этом он подходит к тексту как проницательный драматург, находя в нём монологи, диалоги, реплики, резюме и множество сценических планов. Потому уже в своей Литургии, соч. 15 (1905), он открыл и блистательно применил все те драматургические приёмы, которые через 10 лет использует Рахманинов в знаменитой «Всенощной».

И есть, среди многих других, одна - принципиальная - особенность вокально-хорового письма Чеснокова. Поёт ли солист или звучит хоровая партия, - всегда это высказывание носит личный, т.е., по сути, сольный характер. Мелодическому дарованию Чеснокова не свойственны развёрнутые мелодии (за исключением цитирования обиходных напевов), его стихия - короткий мотив, реже фраза: то речитативно-ариозного характера, то в духе городской песни-романса. Но любой мелодии требуется аккомпанемент, и роль такого аккомпанемента играют все остальные хоровые голоса. Их задача - оттенить, растолковать, украсить мелодию красивой гармонией, - и именно любование красивой, «пряной», романтически изысканной гармонией характерно для музыки Чеснокова. Все эти черты указывают на принадлежность музыки Чеснокова к жанру лирики - нередко сентиментальной, выразительной по своим импровизационно-бытовым истокам личностной по характеру высказывания.

Более всего это высказывание становится романтически взволнованным и художественно убедительным, когда композитор используетжанр концерта поручая сольную партию отдельному голосу. В наследии Чеснокова немало хоровых концертов для всех типов голосов. Особенно выделяется среди них шестиконцертный опус 40 (1913 год), принесший автору поистине безграничную известность и славу (особенно благодаря уникальному концерту для баса-октависта в сопровождении смешанного хора). В то же время гораздо чаще можно наблюдать в сочинениях Чеснокова многообразные проявления принципа концертности, основанного на максимальном выявлении групповых исполнительских возможностей составляющих хор партий. К произведениям такого рода всецело можно отнести опус 44 – «Главнейшие песнопения Всенощного бдения» (1913 год). Показательно что оба эти опуса, законченные в год начала обучения их автора в Московской консерватории, не только демонстрируют новый уровень композиторского мастерства Чеснокова, но и свидетельствуют о его своеобразном отношении к жанрам духовной музыки, построенном на творческом соединении отечественных церковно-певческих традиций и новейших достижений музыкального искусства.

Непревзойденное знание природы певческого голоса, особенностей выразительных средств отдельных хоровых партий и хора в целом дали ему богатейшую возможность создавать произведения, в которых максимально выявлены богатство тембровых красок и пленительная красота хорового пения. Характерным для сочинений Чеснокова является мастерство хорового письма, выявление красочных возможностей хора, стремление к акустическому благозвучию, его хоры отличаются широтой диапазона, использованием низких басов (октавистов), применением дивизи. Чесноков применяет яркие гармонические средства, сопоставление тональностей, имитаци, комплементарный ритм.

Замечательная особенность музыки Чеснокова - её простота и доступность ее узнаваемость и сердечная близость. Она восхищает и возвышает, воспитывает вкус и исправляет нравы, пробуждает души и окрыляет сердца. Пройдя вместе с землей, ее породившей, долгий и непростой путь, музыка эта и сегодня звучит всё также светло и искренне. Потому что, как было сказано в некрологе памяти композитора, помещенном в «Журнале Московской Патриархии» в апреле 1944 года «не стремясь ни к каким внешним эффектам, Чесноков окрылял слова молитвенных прошении и славословий простейшими мелодиями, звучащими из глубины чистой и совершенной гармонии. (...) Этот замечательный композитор осмыслил церковную музыку как молитвенные крылья, на которых наша душа легко возносится к престолу Всевышнего».

Имя его называют рядом с такими знаменитыми именами как П.Чайковский, С.Рахманинов, С.Танеев, М.Иппалитов-Иванов, все они принадлежат к так называемой московской композиторской школе. Музыке этих композиторов присущ глубокий психологизм и лиризм, любовь к природе, умение языком искусства (в данном случае музыкальными средствами) воссоздать ее неповторимые черты. Многие музыканты-теоретики сравнивают Павла Чеснокова с замечательными русскими пейзажистами: Саврасовым, Левитаном. В настоящее время многие сочинения П. Чеснокова распространены в концертной и педагогической практике.

В стилистике Вик. Калинникова отчетливо проступают две основные тенденции: первая - мелодическая, идущая от Чайковского, в частности от его романсов, отчетливо ощущается в пейзажной лирике композитора («Элегия», «Зима», «Осень», «Жаворонок» и др.), и вторая - эпическая, идущая от Бородина («Лес», «На старом кургане», «Кондор», «Ой, честь ли то молодцу» и др.). Мелодика хоров Калинникова близка городской, иногда крестьянской песне. Очень разнообразна хоровая фактура: эпизодически используется неполный хор; мелодия часто проводится в различных партиях в виде «перекличек», органный пункт применяется не только в нижних, но и в верхних голосах, на разных ступенях лада. Из других характерных черт его хорового письма можно отметить ярко выраженное стремление к строфичности, то есть к оформлению каждой строфы текста новым музыкальным материалом, и интенсивную мелодизацию голосов при гармонической в основном фактуре.

Уже из этих весьма схематичных характеристик видно, что в русской хоровой музыке конца XIX - начала XX в. достаточно отчетливо прослеживаются не только коллективные, но и индивидуальные стили.