Чем отвлечь ребенка, стоя в очереди? Как отвлечь ребенка от капризов.

Всегда готов «составить компанию»

Чтобы понять, чем компьютер так привлекает детей, стоит начать с себя. Измученные постоянным добыванием хлеба насущного, мы просто не в состоянии уделять сыну или дочери внимание, а оно бывает нужнее этого самого хлеба. Не дождавшись общения с живыми людьми, ребенок обращается к относительно живому организму, который выгодно отличается от родителей тем, что всегда готов «составить компанию».

Скорость, с которой происходит это знакомство, сильно превышает скорость усвоения, скажем, правил русского языка, и компьютерные игры с вроде бы безобидными названиями «Герои» и «Завоевание Америки» триумфально входят в жизнь вашего чада. Если вдруг вы обнаружите на письменном столе еще и «Школьный курс информатики», не спешите радоваться: потрепанный вид учебника говорит о том, что он, скорее всего, используется как подставка под горячий чай.

Возможно, кто-то из родителей тешит себя надеждой, что, подружившись с компьютером, в будущем ребенок станет гениальным программистом. Напрасно: далеко не все юные дарования способны добровольно отказаться от развлечений в пользу занятий, пусть даже за компьютером.

Повелитель мира

Компьютерные игры предоставляют ребенку возможность быть тем, кем он пока еще не может быть в жизни: руководящей и направляющей силой какого-либо события. Он значительно вырастает в собственных глазах, ведь речь идет не просто об участии в игровом действии, а о полном контроле.

То, как процесс будет происходить дальше, зависит исключительно от желания нажимающего кнопки. Игра становится противовесом реальной жизни, в которой от ребенка мало что зависит. В качестве психологической разгрузки подобная смена ролей необходима любому человеку независимо от его возраста.

Кроме того, качественная графика дает ребенку стопроцентное ощущение реальности. Но некоторые правила компьютерной игры, например моментальное разрешение любых вопросов путем автоматной очереди, могут породить у ребенка мысль о том, что подобная модель поведения применима в жизни.

Конечно, степень восприимчивости и психологической устойчивости у всех детей разная, но родителям все же имеет смысл хотя бы изредка интересоваться содержанием игр. Самое трудное при этом - самоотверженно выслушать рассказ до конца. Зато потом вы по праву будете гордиться удивительным взаимопониманием с подростками, элегантно вставляя в беседу с ними слова типа warcraft и counter-strike.

Бороться бесполезно

На самом деле от этого увлечения наших детей нам никуда не деться. Компьютер пришел в нашу жизнь и останется в ней, хотим мы этого или нет. Плохая погода, дождь и слякоть тоже не доставляют нам особой радости, однако мы берем с собой зонтик и шагаем на улицу. Отсюда вывод: бороться бесполезно, но нужно контролировать.

Одна моя приятельница, исчерпав запасы аргументов, стала забирать мышь с собой на работу. Это не самый лучший выход из положения, ведь ребенок всегда может пойти к приятелю, родители которого не способны на столь радикальные меры. Другая моя знакомая, журналист, просто не оставляет ребенку возможности долго находиться за компьютером - она постоянно сидит за ним сама.

Попробуйте дать сыну или дочери какой-то набор посильных для него поручений, например по дому, выполнив которые он со спокойной совестью (если вы уверены в ее наличии) может садиться за игру. Если у вас живет бабушка, она проконтролирует процесс в будни.

Но не очень надейтесь на сознательность и изначально, приобретая компьютер, не скупитесь на хороший монитор: проблемы со зрением обойдутся дороже. Научите ребенка зарядке для глаз, например зажмуриться и повращать зрачками сначала в разные стороны, а потом вверх-вниз. И зарядке для спины - ведь сидячая поза, в которой часами пребывает ребенок, является «отягчающим обстоятельством».

Освойте, например, упражнение «кошка сердится»: стоя на четвереньках, опускайте голову, одновременно округляя спину, оставайтесь так в течение 5-10 секунд, затем медленно поднимайте голову и осторожно прогибайте спину. Повторяйте, пока не надоест, но не менее 5-6 раз.

Подзатыльник или хороший друг

Теперь представим, что самую сложную задачу мы выполнили - на некоторое время оторвали ребенка от экрана. Остается продумать, что мы можем предложить ребенку взамен. Посмотрим правде в глаза: хороших бесплатных спортивных секций почти не осталось.

Может, улица? Но той улицы, на которую нас со спокойной душой отпускали родители, больше нет. Она и в «старые добрые времена» мало походила на Институт Благородных Девиц, сегодня же стала еще более жестокой и даже смертельно опасной - не в переносном, а в прямом значении этого слова.

Неудивительно, что многие из нас предпочитают, чтобы дети больше времени проводили дома: пусть лучше ребенок сидит за компьютером, чем шляется по подворотням. Круг замкнулся?

Перед тем как начать работу над этой статьей, я решила получить информацию из первых уст: поинтересовалась у своего пятнадцатилетнего сына, что кроме конца света способно оторвать его от общения с монстрами. Вопрос застал ребенка врасплох, и он заявил, что ему надо подумать. Зато муж, сторонник патриархальных методов воспитания, сразу же ответил: «Подзатыльник».

Мысль о возможности применения грубой физической силы возмутила сына, но ускорила мыслительный процесс. «Учеба и более важные дела», - промямлил он, потупившись. Оставалось только прослезиться от умиления! Но, судя по устрашающим оценкам в дневнике, учеба уже давно не являлась первоочередной задачей.

Я потребовала правды, какой бы горькой она ни была. Лучше бы я этого не делала - альтернативой компьютеру оказался мотоцикл! Тем же вечером сын подошел ко мне со словами: «Мама, я знаю, что может заменить компьютер - хорошие друзья!» Наверное, это и в самом деле лучший вариант...

Кусочек пряника не помешает

Вызовите ребенка на доверительный разговор. Не давите на него - он будет действовать назло. Лучше помогите ему осознать, что все имеет разумные границы, что вы не запрещаете ему заниматься тем, что ему нравится, а просто хотите, чтобы он занимался не только этим. Скажите ему, что вы рады, что у него есть увлечение (даже если это на самом деле не совсем так), но ведь на свете существует еще множество увлекательных вещей.

Может, вы вместе нащупаете интересы и поймете, что же нравится вашему ребенку. Например, в разговоре с 14-летним Никитой выяснилось, что мальчик мечтает разбираться в автомобилях, что очень удивило его отца - опытного автолюбителя: он вроде бы не замечал за сыном большой любви к технике.

Но родители прислушались, и с тех пор в отцовском гараже Никита проводит времени не меньше, чем за монитором. А другого компьютерного фаната отправили летом... в компьютерный же лагерь. Мама мальчика решила, что там его хотя бы научат воспринимать сложную машину не как игрушку. Но подросток «перевыполнил задачу» и не только научился программировать, но и нашел там настоящего, живого друга.

Намекните ребенку, что принятие окончательного решения, конечно же, останется за ним и вы ничуть не сомневаетесь в правильности его выбора. Кусочек пряника еще никому не повредил, а кнута в его жизни и так более чем достаточно.

«Спасите наши души!»

Однако не так страшен черт, как его малюют. Компьютерный бум в чем-то схож с ветрянкой, которой почти все мы переболели в детстве. Приятного в этом, конечно, было мало, но никому еще не удавалось изменить естественный ход событий. Впрочем, в наших силах сделать так, чтобы болезнь прошла без осложнений. И, как ни крути, на это понадобятся время и терпение, которых нам постоянно не хватает.

Пусть каждый из родителей сделает свой выбор. Мы так часто хотим, чтобы менялись окружающие (а как легко ставить ультиматумы детям!), и гораздо реже готовы измениться сами. Мы замкнулись в себе и можем найти этому тысячу оправданий. Но никакие тяготы жизни не являются оправданием нашему превращению в машины по добыванию денег. И в том, что лучшим собеседником многих детей тоже стала машина, есть наша вина. Потому что компьютерная проблема является частью проблемы «отцов и детей».

Всем нам стоит задуматься над тем, почему все больше детей предпочитают виртуальную реальность действительности и заменяют живое общение бесконтактным. Может быть, потому, что ребенок испытывает страх быть отвергнутым и непонятым и виртуальный контакт становится для него единственной возможностью не быть одиноким? Способны ли мы создать реальную альтернативу такой «безнапряговой» и безэмоциональной коммуникации?

Вполне, если только будем относиться к недостаткам ребенка так же снисходительно, как к своим собственным, и воспринимать его таким, какой он есть. Мы, родители, забыли, что и сами вполне можем быть и партнерами по играм, и наглядными учебными пособиями. Точнее, практическим руководством по предмету под названием «Жизнь».

По материалам статьи Теодора Мороза «Как отвлечь ребенка от компьютера?»

Иногда маме или папе просто необходимы несколько минут тишины. Ведь все мы иногда болеем, отвечаем на важные письма или просто хотим собраться с мыслями. Эти советы помогут отвлечь ребенка и дадут шанс его родителям найти время на свои дела.

Ребенок, увлеченный какой-нибудь тихой игрой - о таком многие родители маленьких бутузиков могут только мечтать. Только милой крошке с маленьким моторчиком внутри этого не объяснить. Особенно, если ему чуть больше года и жажда познания не дает усидеть на месте ни минутки. Но договориться с малышом все-таки можно. И на тот случай, если ребенка нужно срочно занять чем-нибудь безопасным, у каждого родителя в арсенале должно быть несколько интересных игр и других занятий. При чем таких, какие можно организовать из подручных материалов.

Годовастикам достаточно трудно долго удерживать внимание на чем-то одном. Их может отвлечь любой шум, движение или яркий предмет. Чтобы помочь малышу сконцентрироваться, мы сажаем нашего сынишку в стульчик для кормления, кроватку или манеж и даем одну игрушку. При этом стараемся вести себя максимально тихо и спокойно. Да и количество игрушек рядом с ним лучше сократить до минимума, чтобы ребенок не хватался за все подряд, а исследовал что-то одно.

Вкусный перекус - это, пожалуй, самый действенный и самый тихий способ занять ребенка. Поэтому, если у меня появляется такая возможность, минуты тишины я планирую именно на время полдника. Этот прием пищи может пройти наиболее тихо и при минимальном участии родителей. Нужно только заготовить пару печений, сок и фрукты. Фрукты лучше нарезать так, чтобы малыш мог брать их с тарелки сам. Тогда он будет увлечен не только едой, но и самим процессом.

Однажды, воспользовавшись советом коллег-мам, я попыталась предложить малышу порисовать пальчиковыми красками. Ничего особо путнего из этого процесса не вышло. Ребенок перемазал себя и стульчик, оставив несколько неровных оттисков ладошек на предложенном листе бумаги. При этом мне пришлось все время быть рядом, потому что юный художник отказался творить в одиночестве. А на то, что отмыть его и стульчик, ушло достаточное количество времени. После этого я решила, что подобные жертвы не стоят десяти минут тишины и спокойствия и решиться на них еще раз я смогу только в случае крайней необходимости. Не исключаю, что игра с красками понравится сыну, когда он подрастет и поймет, как же все-таки интересно рисовать. Но на личном опыте проверено, что годовастика такое занятие не может в должной степени увлечь.

Игра №4. Гардероб на ощупь

Отличным отвлекающим набором для нашего малыша может стать большой мешок с детскими вещами. Они яркие и мягкие, их можно раскидывать по всей кроватке, вытаскивать из пакета и складывать обратно. Это тихая, безопасная и развивающая игра, во время которой малыш может познакомиться на ощупь с различными материалами.

Игра №5. Игры с прищепками

Живя в городской квартире, я практически не пользуюсь прищепками. Но, как оказалось, они могут стать замечательными игрушками для нашего сыночка. Достаточно выдать ему побольше прищепок, собранных в «ожерелье» на какой-нибудь веревке, и пластиковую бутылку, и он с удовольствием начинает складывать прищепки в узкое горлышко. Правда, тихой такую игру назвать сложно: уж очень весело потрясти такой бутылкой, заполненной прищепками.

В другой раз, чтобы ему было интереснее, вместе бутылки мы предложили ему жестяную банку от молочной смеси, в крышке которой было проделано отверстие. Отверстие сильно напоминало рот, осталось нам лишь дорисовать глазки, нос и усы, и смешной человечек стал с удовольствием «поглощать» наши прищепки.

Малыш достаточно быстро понял, как «работают» прищепки, и сам подсказал нам идею того, как можно усложнить такую игру. Теперь к бортикам кроватки мы привязываем длинный шнурок, на который ребенок может сам прикреплять и снимать прищепки.

Кстати, для таких игр лучше выбирать «мягкие» прищепки. Тогда ребенку не будет больно, даже если он решит нацепить ее себе на нос.

Игра №6. Матрешка на новый лад

Игра с предметами, которые можно складывать один в другой, как матрешку, может надолго увлечь ребенка. Для этого отлично подойдут пластиковые контейнеры различного размера с крышками. Развитие мелкой моторики и несколько минут тишины обеспечены!

Игра №7. Игры с пластиковыми бутылками

Опытные родители годовастиков знают, что выбрасывать любые пластиковые бутылки с крышками можно только после того, как малыш ими вдоволь наиграется. Раскручивать и закручивать пробки не только весело и интересно, но и полезно для развития мелкой моторики.
Заметив это, наш папа изготовил очень простую самодельную игрушку: срезал верхние части разных пластиковых бутылок и закрепил их на отрезе ткани. А чтобы крышечки «не убегали», мы зафиксировали их с помощью пуговиц: сделали отверстие в пробках, продели в него тесьму, закрепили, а на другом конце тесьмы привязали большие пуговицы, по диаметру большие, чем горлышки бутылок.
Такую игру очень легко обновлять, добавляя новые бутылочки с пробочками разной формы. Наш бутузик от каждого прибавления остается в полном восторге! А мне остается только наслаждаться тишиной и свободой. Единственное, но очень важное правило - все детали такого самодельного конструктора должны быть очень крепко прикреплены друг к другу.

Игра №8. В поисках сокровищ

Малыши просто обожают разбирать все возможные мамины и папины мелочи, изучать их, раскручивать и даже грызть. Это небезопасно, поэтому надо заранее продумать, что можно дать ребенку. Мы приготовили мешочек с сокровищами, который очень часто спасает нас на 10-15 минут, когда мне необходимо заняться делами по дому.

В таком мешочке у нас лежат парочка старых погремушек, маленький кошелек с множеством отделений, старый фонарик. Содержимое такого сундучка с сокровищами необходимо регулярно менять, только тогда метод будет «работать». В противном случае это занятие быстро наскучит ребенку, и о тишине и спокойствии придется забыть.

Игра №9. Игры с липучками

Мы не очень-то часто балуем нашего сынишку самодельными игрушками, потому что на их производство иногда просто не хватает времени. Но идея создания элементарной игры с липучками вдохновила даже нас! На небольшой кусок ткани мы приклеили несколько рядов липучек для одежды, чередуя верхний и нижний слой. Оставшиеся кусочки липучек мы пришили на маленькие мягкие игрушки и приклеили к погремушкам. Теперь, когда сына нужно ненадолго отвлечь, я выдаю ему «липучую» основу и игрушки.

Игра №10. Игра для экстренного случая

Но иногда бывают случаи, когда ребенка просто необходимо отвлечь быстро и максимальное количество времени. В такие моменты на помощь приходит любимая игрушка нашего годовастика - связка ключей. Это старая связка, несколько раз мы ее прокипятили, и теперь эта игрушка помогает занять малыша.

Истерики – явление в раннем детском возрасте вполне обычное – речь не идет об избалованности. Понятно, что лучше до истерики не доводить, а стараться решать конфликты с малышом мирным путем. Но чем младше ребенок, тем сложнее это делать. Родительские доводы он не слушает, а реагирует на то, что его не устраивает так, как умеет: слезами, криком, истерикой, упрямством. Поэтому каждому родителю важно иметь на вооружении определенные хитрости, которые помогут быстро успокоить разбушевавшегося малыша.

Детское внимание

Во время приступов плача вы уже неоднократно пробовали жалеть своего капризульку , утешать его, убеждать, уговаривать, упрашивать и даже угрожать, кричать, а может быть, и шлепать (что, конечно, недопустимо, но иногда, увы, случается). Помогало ли это? Иногда – да. Но чаще всего приводило к обратному результату: малыш еще пуще заливался слезами, еще сильнее топал ногами, еще громче кричал, еще решительнее отвергал все ваши попытки его успокоить. Значит, нужно менять тактику, добавляя в арсенал средств воспитания новые приемы.

Внимание маленьких детей обладает интересной особенностью: оно очень легко переключается с одного объекта на другой. Нередко именно это нас и расстраивает. Особенно, когда мы с малышом чем-то занимаемся (например, рассматриваем книгу, учим геометрические фигурки или собираем пирамидку). Вот пробежала мимо кошка, и малыша наша пирамидка уже не интересует, он вовсе забыл о ней, переключившись на что-то более интересное. Но та же самая особенность бывает в некоторых случаях и очень полезной. Она помогает находчивым родителям отвлечь малыша от капризов или каких-то нежелательных действий. Кроме того, кроха всегда охотнее реагирует на призыв сделать что-либо, чем что-то прекратить. Поэтому не станем убеждать его перестать плакать, а предложим интересное занятие! Это совершенно не сложно. Попробуем?

Ой, кто это?

Итак, предположим, ваш малыш устроил на улице невероятный скандал по поводу того, что ему непременно нужна вон та синяя машинка, а хозяин никак не соглашается расстаться с ней. Или именно сейчас крохе нужно покачаться на качелях, несмотря на то что качели заняты. Самый простой способ, который почти всегда срабатывает с маленькими детьми, – это неожиданно переключить внимание капризули на какой-то объект в поле его зрения. Фраза: “Ой, смотри, кто бежит!”, сказанная мамой с восторгом и воодушевлением, заставит малыша на мгновение забыть о причине своего недовольства и с интересом посмотреть туда, куда указывает мама. Если объект его заинтересовал – крику конец. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать рассказывать малышу что-то интересное. Что это может быть? Да что угодно! Ой, собачка побежала, смотри, какая большая (лохматая, рыжая, длинноухая). Как собачка гавкает? Пойдем на нее посмотрим! Смотри, какой трактор (грузовик, бетономешалка, кран)! Давай узнаем, куда он поехал! Ой, сколько воробушков (голубей, синичек, сорок) прилетело! Давай их сосчитаем! Смотри, смотри, вон самолет полетел… Продолжать можно бесконечно. Практически везде можно с ходу отыскать что-то такое, что заинтересует любознательного ребенка.

Если вы в момент капризов находитесь не на улице, а дома или в любом другом помещении, предложите малышу посмотреть, “что там такое за окном” или “ой, что это такое интересное тут у нас на стенке висит…” Если у вас с собой сумочка, можно сказать загадочным голосом: “Ой, посмотри, что у меня в сумочке есть!” Обычно малыши от такой новости как по команде перестают плакать и с интересом заглядывают в мамину сумку. Позаботьтесь о том, чтобы там действительно всегда находилось что-нибудь интересное…

Побежали, побежали…

Этот прием похож на предыдущий, но ключевая фраза здесь “побежали, побежали”. Например, ребенок заинтересовался бумажкой на земле и все время пытается ее поднять. Мы отталкиваем неприятный предмет ногой подальше от малыша или пытаемся увести ребенка в сторону, а в ответ получаем бурный протест со слезами и криками. Нужно увести ребенка в сторону? Нет проблем! Мягко берем его за ручку и радостно сообщаем: “Скорей-скорей, побежали-побежали…” Куда? На качели, вон к тому высокому дереву, к кустику, к березке, скамеечке, за каштанами и желудями, посмотреть на кошечку, потрогать мох, потопать по ступенькам… Убегаем подальше от неугодного места и слез. А пока добежим до места назначения, малыш, скорее всего, просто-напросто забудет, из-за чего он вообще устроил скандал.
Можно устроить импровизированное соревнование: “А кто быстрее добежит до песочницы, лесенки, подъезда?” Последнее особенно актуально в том случае, если малыш капризничает и отказывается идти домой. Посоревноваться с мамой в беге он вряд ли откажется, а добежав до подъезда, почти наверняка забудет, что не хотел идти домой.

Потешки

Еще один хороший способ отвлечь кроху – рассказать ему потешку . Например, такую:

Стуки-стуки, глянь в ворота:
Верно, в гости едет кто-то:
Едет целая семья,
Впереди идет свинья.
Гусли гусь настроил,
А петух с трубою.
Кот и песик удивились –
Даже помирились.

Рассказывать нужно весело, ритмично, можно даже хлопать в ладоши в такт потешке (или мягко взять ручки малыша и хлопать ими). Меняйте тембр и громкость голоса: чем разнообарзнее ини будут, тем больше вероятности привлечь внимание ребенка.

Еще лучше – не просто рассказать потешку, а сыграть в игру. Например, пальчиковую:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

Или сделать пальчики “козой” и слегка пощекотать малыша:

Бу-бу, я рогатый,
Бу-бу, я хвостатый,
Бу-бу, я ушастый,
Бу-бу, очень страшный,
Бу-бу, испугаю,
Бу-бу, забодаю.

Или вспомните потешку-игру о комариках. Сложите пальцы в щепоть и “кружите” ими возле крохи, изображая комарика:

Дарики, дарики,
Летали комарики,
Вились, вились,
Маше в щечку вцепились.
Кусь!
Прячь скорее щечку!

Мама смеется, “комарик” дотрагивается до щечки, малыш защищает щечку руками. А потом комарик может попробовать укусить за шейку, ушко, носик, коленочку, даже за попу. Есть большая вероятность, что эта игра отвлечет и развеселит малыша, заставив забыть о слезах.

Описанные выше приемы отвлечения очень просты и обычно хорошо срабатывают с самыми маленькими капризульками. Но подросшего двух-трехлетнего ребенка уже так просто не проведешь. Он быстро разгадает мамин трюк и может разбушеваться еще сильнее. Поэтому придется выдумывать что-то поувлекательнее. Хорошо, если вы будете ориентироваться на интересы именно своего малыша.

А давай отправимся…

Всегда имейте про запас парочку интересных идей, которыми можно будет увлечь малыша, таких занятий, которые наверняка заинтересуют вашего маленького непоседу. Например, можно всегда брать с собой на прогулку кусочек хлеба и в критический момент предлагать малышу покормить птичек: “Ой, смотри, смотри, сколько голубей! Давай им покрошим хлебушка!” Или: “А давай прямо сейчас пойдем к пруду, где мы видели уток, и покормим их…” Можно вспомнить о том, что неподалеку есть замечательная лужа, где можно покидать камешки, померить палкой глубину или запустить кораблики-щепки. Кто же от такого откажется? Или предложить малышу отправиться в удивительное место, куда уже пришла весна (на солнечной прогалине за домом пробивается самая первая зеленая травка). Или прогуляться к соседнему дому, где два дня назад вы видели симпатичных, упитанных щенков…

А может, вы отправитесь на поиски сокровищ? Они могут прятаться где угодно! Только представьте: “А давай пойдем искать сокровища! Самые настоящие! Бери лопату, нам пора в путь”. Серьезный мамин настрой и уверенность в успехе предприятия передадутся малышу и, возможно, покапризничав еще немного, он непременно согласится. Закопать в талый снег, осенние листья или спрятать в укромном месте в траве небольшую игрушку, бусики или флакончик мыльных пузырей труда не составит. Зато этот нехитрый прием может сработать и в следующий раз, когда вам потребуется отвлечь малыша от каких-то нежелательных действий.

Ну-ка, отгадай!

Если малыш только-только собрался выразить свое недовольство слезами, попробуйте отвлечь его веселыми загадками. Подойдут любые, но больше других – загадки-рифмовки (потому что они ритмичные) и загадки-обманки (потому что смешные). Ну, например:

У речки возле ивы
Есть заросли… (крапивы).

Свой дом с забором и калиткой
Всегда с собой несет… (улитка).

Нам пчелка в улей принесет
Душистый, сладкий, вкусный… (мед).

Подставив солнышку бочок,
Лежит на грядке… (кабачок).

А вот и загадки-обманки. То слово, которое хочется сказать в рифму на самом деле отгадкой вовсе не является:

Хоботом достать бананы
Могут только… (обезьяны?)

В сладком меде знает толк.
Ну, конечно, это… (волк?)

Шла к сараю по дорожке
И похрюкивала… (кошка?)

Любит сыром поживиться
Эта серая… (лисица?)

С ним попробуй, поиграй-ка!
Это злющий, серый… (зайка?)

Да здравствует игра!

Ребенок – удивительное существо. Он всегда готов к игре. Даже тогда, когда капризничает и выглядит на игру абсолютно не настроенным. В такой момент важно направить энергию малыша в нужное вам русло, предложить подходящую игру и, самое главное, первым в нее включиться. А уж кроха обязательно вашу инициативу поддержит. Просто побудьте чуть-чуть ребенком, это обязательно сработает!

Например, попробуйте весело предложить капризничающему малышу: “Давай по дорожке скакать на одной ножке!” И первой начните игру. Сначала малыш удивится, увидев скачущую на одной ножке маму, и забудет, что нужно плакать. А потом захочет присоединиться. А дальше предложите по дорожке скакать уже на двух ножках и даже бежать за кошкой! Когда приступ капризного настроения обрушится на вас в следующий раз, скажите крохе: “Раз, два, три, четыре, пять! Я иду искать! Ну-ка, прячься скорее” Или так: “Мама прячется от Тимошки! Ну-ка, ищи маму скорее!” И спрячьтесь за ближайшее дерево, куст или в соседнюю комнату, если дело происходит дома. Во-первых, для малыша это окажется довольно неожиданно. Во-вторых, мама исчезла, и плакать стало не для кого. И конечно, маму захочется найти! Такая комбинация вполне может подействовать.

Хороша и игра в лошадку. Для нее подойдет любое подручное средство: скакалка, пояс, длинный ивовый прутик. “А давай мама будет лошадкой! Берись за поводья. Но! Поехали!” Что ж, иногда приходится и лошадкой побыть для пользы дела. А потом малыш с удовольствие заменит маму в этой роли и будет с азартом кричать “иго-го”. Конфликт исчерпан…

Волшебная сказка

Трехлетних ребятишек можно попробовать отвлечь сказкой. Только не хорошо известным “Колобком” или “Курочкой Рябой”, а чем-то новым, неожиданным и… в тему. Подобные истории придумываются буквально “на ходу”. Например, можно загадочным голосом рассказать малышу, что в Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве жил-был маленький человечек Капризка. Он любил пошалить и часто забирался в карманчики к маленьким девочкам и мальчикам. И тогда малыши начинали кричать, плакать, капризничать. Мамы думали, что их дети такие избалованные. А на самом деле всему виной был Капризка. “А давай проверим, не забрался ли Капризка и к тебе в карманчик?” Мама с малышом заглядывают в карманы одежды, мама “замечает” Капризку и выгоняет его: “Уходи, Капризка, вон-вон, мы не будем с тобой дружить, наш Сережа не плачет!” Можно даже немножко пробежаться вслед убегающему Капризке, чтобы прогнать его подальше. Такие сказки-игры неплохо поднимают малышам настроение и время от времени их вполне можно использовать. В следующий раз вместо Капризки у вас может завестись “ворчливый жук”. Внимательно поищите его вместе с малышом: может, жук подмышками, или за ушком, или на курточке, или в кармашке? Когда найдете, “схватите” жука и “выбросите” подальше, чтобы он никогда больше не возвращался!

Или вот еще история. Однажды, приехав к морю, девочка Маша боялась заходить в море, потому что у берега было много водорослей. А Маша этих водорослей очень боялась и всякий раз начинала плакать и капризничать, что в воду не пойдет. И тогда мама придумала сказку о том, как “жили-были водоросли, и они ужасно боялись Маши”. Дальше сказку Маша и мама сочиняли вместе. О том, как дрожали эти водоросли, только Маша подходила к морю, как они шептались: “Какая она страшная! Какая ужасная! Гладкая и совсем не зеленая…” В конце концов, водоросли перестали вызывать у Маши крик и слезы. Они стали казаться ей смешными. И купаться в море она больше не боялась…

Помоги мне, пожалуйста

Это хорошо работающий, мудрый и, главное, очень простой прием, который было бы неплохо освоить всем родителям. Он позволяет не только отвлечь малыша от нежелательного поведения, но и сделать так, что кроха почувствует свою значимость, останется вполне доволен собой и совершенно забудет о причинах своих капризов. Итак, например, малыш отказывается уходить с прогулки. Он злится и капризничает при любой вашей попытке увести его домой. Забудьте на минутку о своих просьбах. А потом скажите сыну или дочурке: “Ты можешь гулять сколько угодно, но только сначала проводи меня домой. Что-то я забыла, где наш подъезд”. У малыша подобная мамина забывчивость не вызовет никаких подозрений. Он пока еще все принимает за чистую монету и, скорее всего, согласится маме помочь. К тому же, для него это почетно и важно: почувствовать себя маминым помощником, ее надеждой и опорой. По пути домой постарайтесь увлечь ребенка интересным разговором, “заболтать” его. Вероятнее всего, он спокойно отправится вместе с вами домой, забыв о том, что еще пару минут назад идти домой вовсе не собирался.

Всяческие просьбы-хитрости придумываются по обстоятельствам. Если малыш не хочет дать вам руку в людном месте, пожалуйтесь на то, что на улице слишком скользко, вы боитесь упасть, а потому вам очень важно, чтобы малыш вам помог – дал руку для опоры. Или попросите кроху помочь вам нести тяжелую сумку. Или отвлеките малыша от капризов фразой: “Ой, как у меня руки замерзли! Помоги мне, пожалуйста, надеть перчатки!” Малыш станет вам помогать, а вы, тем временем, расскажите ему сказку, стишок, загадайте загадку… Все, сценарий истерики сломан, внимание переключено на что-то другое, интересное и приятное.

А давай…

Есть множество простых занятий, которые способны отвлечь малыша тогда, когда истерика вот-вот разразится. Если мы хорошо знаем своего ребенка, то эти моменты умеем распознавать почти безошибочно. И вот тут очень важно “подкинуть” малышу интересную идею. Можно предложить позвонить бабушке (папе, приятелю малыша): “А давай позвоним бабушке и расскажем, как ты сегодня научился сам надевать колготки!” Можно вытащить из сумки мелки и предложить крохе порисовать на асфальте (в теплое время года). Еще лучше просто молча разложить мелки на асфальте возле себя и начать рисовать. Через некоторое время малыш почти наверняка к вам присоединится. Рисование и вообще всякое творчество – хороший способ освободиться от накопившихся отрицательных эмоций.

Если на улице еще лежит снег, так же молча возьмите большую палку и начните увлеченно рисовать ею на снегу. Или постучите этой палкой по скамейке, стволу дерева, лесенке на детской площадке. Малыши просто обожают играть с палками. А тут еще и мама подсказывает такую веселую игру! Разве можно отказаться?

“А давай петь песни!” – тоже вполне подойдет. Особенно если вы дома. Но и на улице можно. Мама начинает петь любимую песенку крохи. Привычный, любимый голос, знакомые слова могут оказать настоящее успокаивающее воздействие на малыша. Но песня не обязательно должна быть знакомой. Неожиданность – тоже ваш козырь. Вспомните что-нибудь смешное, задорное из своего собственного детства. Только не пытайтесь успокоить кроху какой-нибудь дразнилкой типа “плакса-вакса-огруец”. Не тот случай. Получите эффект, обратный желаемому.

Бывают и такие ситуации, когда малыш раскапризничался не на шутку. И никакие способы направить его эмоции в спокойное русло не действуют. Тогда попробуйте очень простой и действенный метод. Мягко, но настойчиво обнимите малыша, прижмите его к себе. Можно взять капризульку на руки или усадить на колени. Ласково погладьте кроху по голове, по спинке, плечикам, поцелуйте, покачайте, как маленького и с сочувствием скажите в зависимости от обстоятельств: “Я тебя понимаю! Я понимаю, что тебе не хочется идти домой. Тебе было весело играть, а теперь нужно уходить…” Этот метод срабатывает не всегда, но помогает немного успокоить малыша. Кроха видит, что его чувства уважают и понимают, а значит, протест теряет смысл. Попробуйте подобным образом сочувствовать малышу всякий раз, когда ему слишком тяжело смириться с необходимостью.

Приведенные выше идеи – это всего лишь ориентир, маленькая подсказка для мамы. Для кого-то они окажутся действенными и полезными, потому что сработают безотказно. А кому-то придется выдумывать особенные способы для своего собственного, неповторимого и уникального малыша, чтобы отвлечь его от капризов и нежелательных действий. Что ж, воспитание детей – это не четкое следование законам и правилам, кем-то когда-то придуманным. Это – сплошное творчество, веселая выдумка, увлекательная игра. Давайте играть в нее вместе!

Ваш милый карапуз незаметно стал проявлять свой характер? То он начинает орать, то бросается на пол и бьется головой об стену, то катается в истерике с неистовым криком. И самое обидное, что в эти моменты ребенок вообще не слышит взрослых и то, что они пытаются сказать ребенку. Детская истерика – она такая.


Детская истерика. Как успокоить ребенка? Как себя вести? Когда случаются первые истерики?Что можно делать, чтобы истерика закончилась? Что не стоит делать во время капризов и истерии ребенка?

Хотелось бы с помощью таблицы ниже разграничить эти два понятия. Капризы встречаются в каждой семье, истерики реже.


Когда случаются первые истерики?

Обычно от года до трех лет. Наиболее острый период называют . В старшем возрасте (примерно с 4-х лет) истерики случаются реже. Ребенок уже может выразить свои чувства с помощью слов.

Истерики в 1 год и в 3 года очень похожи как внешне, так и причинами (неисполнение потребностей ребенка или препятствование им). Однако эти самые потребности ребенка сильно отличаются в один годик и в три года. Их мотивы различны. А, следовательно, способы и методы борьбы с капризами и истериками в каждом возрасте свои.

Ребенку 1 год. Почему он показывает свой характер?


Итак, ваш ребенок только начал ходить. Представьте, теперь он может трогать, кидать, рвать, стучать, бить. А не просто смотреть. Какие это возможности! Как это захватывает юного исследователя.

Вашего ребенка на данном (очень важном!) этапе его жизни привлекает все, с чем можно что-то сделать. Он будет с восторгом разрывать найденную газету (сначала попробует ее на вкус), быстро раскидает сложенную вами стопку одежды для утюжки, достанет со стола все, что “плохо лежит”.

Если хотите пройти это время спокойно, следуйте следующим рекомендациям:

  • минимум запретов (деление на жесткие и гибкие);
  • каждому запрету должна быть альтернатива. И не одна, а несколько. (Это нельзя, но можно то, то или то).
  • старайтесь вместо запрета отвлечь. Отвлекать ребенка нужно действием.

Например, вашему карапузу понадобился глиняный горшочек. Предложите ему пластиковую баночку. Покажите, как здорово по ней можно стучать или наполнять различными игрушками. Либо предложите кастрюлю + деревянную ложку. Очень хороший музыкальный инструмент получится.

  • ребенок хочет исследовать и познавать мир везде, а не в детской комнате. Не лишайте его этой возможности.

Например, на кухне можно нижний шкафчик наполнить шуршащими пакетами различного цвета. А в ванной можно загружать в стиральную машину различные тряпочки и полотенца.

Нужно помнить, что возможностей для развития годовалого ребенка должно быть гораздо больше чем запретов.


Причины истерик у детей

  • Физический дискомфорт.

Дети не всегда понимают, что с ними происходит. Ему плохо, потому что он голоден, переутомился, хочет спать или устал.

  • Недостаток внимания.

Если родители среди недели редко общаются с ребенком, можно предположить, что к выходным ребенок напомнит о себе не самым лучшим образом.

  • Манипуляции.

Ребенок проверяет с помощью капризов рамки дозволенного. Если раз уступите и поведетесь, то это станет причиной их повторения.

  • Чрезмерная опека взрослых.

Вызывает бунт. Ребенок требует самостоятельности, уважения взрослых, а также признания его как личности. Если вы разговариваете глаголами типа “не трогай”, “не ходи”, “положи”. То вам необходимо пересмотреть свое отношение к ребенку и прислушаться к нему.

Если вы видите, что скоро может начаться истерика. Ваши действия.

Прежде всего ответьте на один очень важный вопрос: “вы можете выполнить просьбу своего ребенка?”

Два варианта действий.

  1. Если ответ “да”, то попросите ребенка успокоится и нормально попросить, с волшебным словом и без нытья. Помните, что запретов должно быть как можно меньше, запреты должны быть четкие и обоснованные.
  2. Если ответ “нет” по объективным причинам (нет денег купить или возможности сделать и др.), спокойно объясните это ребенку.
  • Отвлечь ребенка. Этот способ лучше всего работает с маленькими детьми. Большая собака, громкий грузовик или черный камень могут отвлечь кроху от желаемого.
  • Предложить замену. Мы не можем купить тебе машинку, но придя домой, можем устроить соревнование или сделать машинку из конструктора.
  • Лишить ребенка аудитории. Если ребенок начал капризничать в магазине, выйдите из магазина. Дома можно оставить одного в комнате или просто отвернуться и заниматься своими делами.


Как остановить истерику?

Самое важное, сохраняйте спокойствие. Постарайтесь обращать как можно меньше внимания на орущего ребенка. Не поддавайтесь. Иначе ребенок поймет, что плачем можно добиться всего. Ребенок обычно наблюдает за тем, как и на кого действует его спектакль.

Однако иногда случаются такие ситуации, что ребенок сам не может справиться со своим состоянием, как бы он того не хотел.

В таких случаях хорошо взять ребенка на колени к себе лицом, покачать, можно включить спокойную музыку или посадить в теплую ванну.

Предлагаю Вашему вниманию бесплатный видеокурс от психолога Екатерины Бусловой на тему быстрого избавления от детских капризов и истерик.

И только после того, как ребенок успокоился можно с ним поговорить, объяснить, что произошло и помириться. Объясните с помощью слов те чувства, которые испытывал ваш ребенок во время истерики.

Что не нужно делать во время истерики у ребенка

  • Не нужно стараться прекратить истерику любыми средствами.
  • Не нужно спорить с ребенком и дразнить его. Во время истерики ребенок вас не слышит и не понимает смысла сказанного.
  • Не нужно кричать на ребенка. Так вы только подтвердите, что такие методы работают.
  • Не нужно стыдиться своего ребенка. Очень многие побывали на вашем месте. Если же вы из-за неловкости перед окружающими пойдете на уступки орущему ребенку, то, скорее всего каждый ваш поход в магазин будет заканчиваться скандалом.

Истерики в год и в 3 года одинаковые по внешним проявлениям, однако план действий родителей должен отличаться. Легче сделать так, чтоб до истерики не дошло, чем остановить уже начавшуюся. Определите причину возникновения истерики и постарайтесь ее исключить. Различайте капризы и истерики и ведите себя соответствующим образом.

Предлагаю Вам посмотреть интересное видео на данную тему.

А как часто ваши дети истерят и по какому поводу? Как вы выходите из таких ситуаций? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях вашими фишками во время детских истерик.

Дети не могут, как взрослые терпеливо сидеть на месте. Это в основном касается тех мест и ситуаций, где необходимо часами выстаивать очередь . Например, ждать в больнице своей очереди на прививку - это настоящий кошмар. Поэтому в такие учреждения обязательно надо брать с собой что-то, что сможет отвлекать ребенка и не даст ему скучать.

Во-первых, самое необходимое, что нужно взять - это еда и вода. На какой-то период времени ребенок отвлечется, и если уж будет потом капризничать , то точно не из-за того, что он хочет есть или пить. Если ребенку уже исполнился годик, то ему можно взять чай и любое печенье. Каждый родитель сам знает, что больше предпочитает его ребенок.

Можно немного порезвиться, однако в поликлинике можно простоять и четыре часа, и ребенок быстро устанет. Итак, вот рекомендации того, чем можно занять ребенка:

Рисуем.

Неважно умеет ребенок рисовать либо он просто черкает какие-то непонятные фигурки на бумаге, такое развлечение подойдет и для ребенка, которому недавно исполнился годик. Также можно приобрести специальную доску для рисования небольшого размера, она не пачкает руки, и брать с собой бумагу и ручку совершенно не придется.

Книга.

Можно взять просто детские книги , где нарисованы сказочные персонажи и написаны рассказы, а можно взять книгу говорящую. Их очень много продается в детских магазинах. Особенно детям нравится, когда в такой книге много ярких картинок со стихами. Написанные в ней стихи проговаривает книжка, а также озвучивает всех зверей, которые в ней нарисованы.

Чем можно поиграть.

Если у вас мальчик, то можно взять с собой его любимую машинку . Однако лучше купить парочку новых, чтобы ребенок подольше катал их. Мамам девочек можно взять кукол или посудку.

Рaзвивающие игры.

Но если родители по каким-то причинам не взяли с собой ничего из выше предложенного, то можно поиграть с ребенком в игры , где необходимо подумать. Конечно, такие игры подойдут для более старших деток. Например:

  • можно занять ребенка пальчиковыми играми;
  • попросить ребенка найти в поликлинике предмет красного цвета либо круглой формы, и так далее;
  • можно просто дать ребенку свою сумку и пусть он там рассматривает все, что его заинтересует;
  • общение с ребенком на различные темы также может его отвлечь;
  • можно рассматривать плакаты , которые висят на стенах в поликлинике, они очень красочные и обязательно привлекут внимание малыша;
  • выберите любого мужчину или женщину, стоящих в очереди , внимательно изучите их в течение некоторого времени, потом закройте глаза, откройте и расскажите друг другу, что изменилось в этом человеке, пока глаза у вас были закрыты. Но помните, что наблюдать за человеком нужно так, чтобы тот ничего не заподозрил. В противном случае и вам, и ему станет не по себе. Вы должны дать понять своему ребенку, что неправильно указывать на человека пальцем и повышать голос в помещении.

Однако если все возможные способы вы уже перепробовали, а очередь так и не уменьшилась, то можно попробовать придумать рассказ , а можете стихи сочинить. Ребенку это понравится.

Также увлечь детей можно, загадав им предмет , который находится поблизости и пусть они ищут его по вашему описанию.

Отвлеките ребенка игрой в «Ладушки, ладушки, где были - у бабушки», а также можно поиграть с ним игру, в которой надо, чтобы ребенок дотрагивался до вашей ладони и успел вовремя убрать палец до того, пока вы его не поймаете, сжав свою ладонь в кулак.

Надеемся, что эти советы помогут вам весело «пережить» очередь!