Значение карасев алексей николаевич в краткой биографической энциклопедии.

Карасев , Алексей Николаевич, сын крестьянина, родился в 1854 году. Был учителем начального и городского училища в гор. Лензе и в то же время преподавал пение в разных учебных заведениях и управлял церковными хорами. В 1887 г., по приглашению киевского „Общества грамотности“, был руководителем церковного пения на летних курсах и с тех пор почти ежегодно приглашался на курсы пения различными учреждениями (духовным ведомством, земством и обществом трезвости) в разные города России (в Киев дважды, в Инсары, Новочеркасск, Липецк, Екатеринодар, Чернигов, Владикавказ, Тулу, Саратов, Пермь и др.); под его руководством прошли 15 певческих и регентских курсов, на которых было более 1. 500 слушателей. Прослужив в должности народного учителя 34 года и получив пенсию в размере 240 р. в год из городских сумм, в 1903 г., по приглашению вятского „Попечительства о народной трезвости», он занял должность наблюдателя и руководителя народных хоров в вятской губернии и в течение двух лет организовал до 16 школ хорового и церковного пения. В ноябре 1906 г. был отпразднован заслуженный 25-летний юбилей его многополезной деятельности. В настоящее время Карасев занимается изданием произведений известного духовного композитора и регента † Гр. Ф. Львовского и переработкою своих руководств и пособий по пению. Из них наиболее известна „Методика пения», часть 1-ая („руководство к постановке и преподаванию хорового пения в народных, церковно-приходских школах и прочих учебных заведениях“), допущенная Училищным Советом при Св. Синоде в библиотеки церковно-приходских школ. Приложением к ней служат „Уроки пения“, часть 1-ая, в которых помещены церковные песнопения на один и два голоса. „Методика пения“, часть 2-ая, в которой второй отдел занимает: организация церковного пения и певческого хора, обзор духовно-музыкальной литературы, выбор духовно-музыкальных сочинений и список их с указанием пригодности для хора по степени трудности, беседы о значении и исполнении духовно-музыкальных песнопений в порядке годового церковнопевческого Обихода и проч. Приложением к этой части служат „Уроки пения“, часть 2-ая („пособие для учащихся старшего и среднего возраста и для церковных певческих хоров»), в которых помещены духовно-музыкальные произведения на 3 и 4 голоса. – Большим пособием в деле начального обучения пению являются изобретенные Карасевым „Подвижные ноты“ и „Объяснение к ним“, допущенные Училищным Советом при Св. Синоде в качестве пособия при обучении пению в церковно-приходских школах. Кроме того, им издана „Нотная грамота“, в 2 частях, которая является первым и единственным опытом самоучителя пения, к „Музыкальная хрестоматия“, куда вошли произведения лучших музыкальных авторов. – Все сочинения Карасева пользуются большим успехом, некоторые из них выдержали до 15 изданий и разошлись в десятках тысяч экземпляров [Ср. книжку Ст. П. К. (датированную: Москва. 1899 г. 15 ноября), Издания по обучению пению, составленные А. Н. Карасевым, и краткий очерк его музыкально-педагогической и издательской деятельности. К экспонатам Парижской Всемирной Выставки. Киев 1900]. Художественно-педагогический Совет Регентских классов при Придворной Капелле, рассмотрев данные о свыше тридцатипятилетней церковно-певческой и музыкально-педагогической деятельности личного почетного гражданина А. Н. Карасева, а также изданные им учебники, и вообще в уважение к продолжительной и полезной деятельности в области духовной музыки, в мае 1907 г. признал возможным выдать г. Карасеву без экзамена свидетельство 1-го класса на званиe учителя церковного пения и тeoрии музыки. Из новейших его трудов назовем еще следующие: Церковный хор (продолжение Уроков пения. I). вып. I (Однородный хор); Русская песенная хрестоматия в связи с курсом сольфеджий, вып. I; Спутник начинающего регента, отд. 2-й.

Алексей Николаевич Карасёв (19.03.1854, г. Наровчат Пензенской губ.- 9.02.1914, Москва), регент, преподаватель, автор методических пособий по церковному пению.

В 1903 г. в Вятке, где он занимал должность руководителя народных хоров, он организовал ок. 16 школ хорового и церковного пения (из них 4 бесплатные). Давал в Вятке 1903 и 1904 годах читал лекции и проводил занятия с хорами на регентско-учительских и педагогических курсах.

Происходил из бедной крестьянской семьи. В 1869 г. окончил Наровчатское уездное уч-ще и поступил на должность помощника учителя в Наровчатское приходское уч-ще. С 1871 г. был учителем в с. Рамзай Пензенского у. В том же году в Пензе начал преподавать пение в 4-м муж. городском начальном уч-ще, с 1885 г.- в 1-й жен. гимназии, с 1891 г.- в 3-м муж. городском начальном уч-ще. В этот же период преподавал пение в техническом железнодорожном уч-ще (5 лет), во 2-й муж. гимназии (5 лет), в землемерном уч-ще. В кон. 80-х — 1-й пол. 90-х гг. XIX в. был регентом местных церковных хоров; также дирижировал сводными городскими хорами учащихся общей численностью до 600 чел.

В течение 25 лет читал лекции и проводил занятия с хорами на регентско-учительских и педагогических курсах в Киеве (1887, 1888, 1900), Инсаре (Пензенская губ.; 1889), Новочеркасске (1890), Липецке (1895), Екатеринодаре (1896), Чернигове (1897), Владикавказе и Туле (1898), Саратове и Обольянове (1899), Вятке (1903, 1904), Москве (1908, 1909), Херсоне (1909), Могилёве (1911), Курске (1912, 1913). На курсах К. занималось более 2 тыс. слушателей.

В сер. 1900-х гг. переехал в Москву, был одним из организаторов и преподавателей Народной консерватории (с 1906).

Заслуги К. как народного учителя были отмечены серебряной (1893) и золотой (1911) медалями, званием личного почетного гражданина г. Пензы (1895). В 1907 г. за многолетнюю педагогическую деятельность К. получил от Придворной певческой капеллы аттестат 1-го разряда на звание учителя церковного пения и теории музыки. Руководства и пособия К. по обучению пению были награждены большой золотой медалью Южнорусской областной выставки в г. Екатеринославе (1910).

Деятельность К. была направлена на повсеместное распространение муз. грамотности и поднятие пения как школьного предмета до уровня др. общеобразовательных дисциплин. Более 20 методических работ К., в к-рых затронут весь спектр постановки хорового, гл. обр. церковного, пения, получили положительные отзывы в учительской среде, переиздавались большими тиражами.

Первыми опубликованными методическими работами К. были: «Учебник пения» для различных училищ, учительских семинарий и гимназий с «Объяснением» к нему (Пенза, 1881), «Подвижные ноты» (1881), «Детское пение» (1884), «Объяснения к подвижным нотам» (1888), «Уроки пения» (1889-1890).

Для обучения пению К. использовал методические приемы общеобразовательных дисциплин — грамматики и арифметики и собственные разработки: обучение пению «по буквам», заменяющее начальное пение по слуху, использование наглядного пособия «подвижные ноты» (54 переставляющиеся карточки с примерами из церковных молитв), развитие навыков многоголосного пения. К. использовал эти приемы в своих печатных методических трудах, пропагандировал их применение в регентско-учительской практике.

В работе «Церковное пение: Руководство для организации церковных певческих хоров» с приложением «Нотные упражнения для пения и разъяснения к ним» (1886) К. сделал критический обзор состояния церковного пения в средней полосе России и предложил собственную систему муз. обучения по нотным упражнениям.

Работы по методике начального обучения пению получили продолжение в пособиях по теоретическим дисциплинам: «Нотная грамота: Опыт самоучителя пению» (1898), «Начальный курс сольфеджий» и «Русская песенная хрестоматия в связи с курсом сольфеджио» (Б. г. 3 вып.).

Фундаментальным трудом К. является «Методика пения» для народных и церковноприходских школ и церковных хоров (1891) с приложениями «Уроки пения» (1889) и «Музыкальная хрестоматия» (1893).

«Методика пения» состоит из 5 разделов. В 1-м разд. рассматриваются руководства и пособия по обучению в школе, объясняются дидактические принципы преподавания пения, при к-ром каждый этап изучается по определенной системе (ноты, интервалы, длительности). Обучение строится в порядке постепенного прибавления нот и мелодий с учетом развития голоса, слуха, музыкальности. На каждую изучаемую ноту даны примеры.

Во 2-м разд. рассматриваются общие вопросы постановки обучения пению в школе, даются методики обучения «по слуху», «по буквам», «по цифрам», рассчитанные на 1-й год как приготовительный. Подробно с поурочными планами дается методика пения «по буквам» с примерами песнопений на 1, 2, 3 и 4 ноты: «Аминь», «Слава и ныне», «Утверди Боже» (1 нота); «Господи, помилуй» (2 ноты); «Благословен еси, Господи» (3 ноты); «Богородице Дево, радуйся» (4 ноты). Кратко рассматривается цифровая система записи музыкального текста, к-рая оценивается автором отрицательно.

Третий, центральный разд. посвящен авторской методике обучения по нотам. Принцип постепенного прибавления нот сохраняется. Усложняется муз. теория. Даются понятия гласа, строки, гаммы, трезвучия, ключей, интервалов (до сексты), изучаются ноты квадратной системы, вводится 2-, 3- и 4-голосие.

Обучение по нотам разделено на 4 круга. В 1-м круге разучиваются ноты до, ре, ми, фа, во 2-м — соль, ля, си, до. В 3-м круге изучаются интервалы до кварты. Обучение каждой ноте закрепляется на примерах («Аминь», «Пресвятая Троице» и др.). Затем при разных комбинациях нот вводятся начальные молитвы «Отче наш», «Господи, помилуй» (2 ноты); «Блажен муж», «Святый Боже» (3 ноты); «Достойно есть», «Богородице Дево» (4 ноты) и т. д.; 4-й круг предусматривает изучение интервалов квинты и сексты, развитие голоса, самостоятельное чтение нот.

Заключительные 4-й и 5-й разделы «Методики…» для учащихся старших классов посвящены вопросам организации хора, выбора и изучения церковных песнопений. Учебный материал усложняется. Даются понятия минорного лада, транспозиции, аранжировки, вводится самообучение на скрипке.

Систематический подбор церковных песнопений дан в приложении «Уроки пения»: в 1-й части — на 1 и 2 голоса, во 2-й части — на 3 и 4 голоса.

В целом обучение пению по системе К. весьма динамично. От подражания учителю школьники идут к самостоятельной деятельности. Позитивным моментом является тесная связь муз. грамоты с церковно-певч. материалом. Обучение сочетается с развитием голоса, певч. дыхания, звукообразования.

Завышенные требования по элементарной теории музыки, началам гармонии и многоголосию объясняются профессиональной позицией К. как регента, к-рого интересовала подготовка певчих — детей, а затем взрослых для церковных хоров. При этом ориентиром служил совр., довольно сложный церковно-певч. репертуар. В 1900 г. издания К. были представлены на Всемирной выставке в Париже.

В 1903 г. в Вятке, где К. занимал должность руководителя народных хоров, он организовал ок. 16 школ хорового и церковного пения (из них 4 бесплатные), по-видимому, в ответ на звучавшие со стороны критиков обвинения в излишней сложности обучения в учебных заведениях общего типа.

В последующих изданиях К. обратился к церковно-певческому исполнительскому искусству. В работах «Церковный хор» (1908), «Спутник начинающего регента» (1907, расширенное изд.: 1908), критикуя недостатки церковного пения своего времени, он предлагал ввести изучение образцов гармонизации по изданиям Придворной певческой капеллы: «Обиходу», выпущенному под рук. Н. И. Бахметева , и «Пению при всенощном бдении древних напевов» (1888), подготовленному при участии Н. А. Римского-Корсакова , Е. С. Азеева , А. А. Копылова и др. К. также рекомендовал списки песнопений для церковных служб. Для возрождения интереса к древним распевам предлагал записывать с голоса церковное пение в монастырях с последующей гармонизацией. В работах К. поднимаются актуальные вопросы муз. грамотности регентов и певчих, даются рекомендации по улучшению вокально-хорового строя; изложение теории при этом сочетается с практическими указаниями.

Большой заслугой К. является издание книги о Г. Ф. Львовском (1911), с к-рым он состоял в переписке до конца жизни композитора. В книге наряду с биографическими сведениями приводится список сочинений Львовского (66 наименований, 41 с краткими аннотациями). С 1900 г. К. издавал в Москве произведения Львовского (30 номеров).

Как регент К. придерживался гл. обр. стиля изданий Придворной певческой капеллы. В репертуар руководимых им хоров входили сочинения А. Ф. Львова , Бахметева, прот. Михаила Виноградова , Н. М. Потулова , Римского-Корсакова, А. А. Архангельского и в особенности Львовского.

Известно муз. произведение К. «На реках Вавилонских» (изд.: Пенза, 1896. М., 1896) — переложение обиходного распева для смешанного хора, выполненное в стиле Львовского.

Муз. изд.: Подвижные ноты: Пособие при обучении пению. Коллекция нот круглой системы и коллекция нот квадратной системы. Пенза, 1881; Детское пение: Опыт подготовительного пения при помощи звуков и букв. М., 1884; Церковное пение: Рук-во для организации церк. певч. хоров: Для регентов, народных учителей и всех учебных заведений, имеющих церковные хоры. Пенза, 1886. К., 1887 2; Нотные упражнения для пения и разъяснения к ним. Пенза, 1886. [Т. 1:] Дискант; [Т. 2:] Альт; [Т. 3:] Скрипичный ключ; Объяснение к подвижным нотам и начальные занятия по пению в школе: Для учащих. Пенза, 1888. М., 1915 4; Уроки пения: Необходимое прилож. к изд. … «Методика пения». Пенза, 1889. Ч. 1: К классному употреблению в низших учебных заведениях и первых 3 классах средних учебных заведений; 1890. Ч. 2: Для учительских семинарий, церковно-приходских школ; То же. М., 1902 10; Методика пения: Руководство к постановке и преподаванию хорового пения в народных, церковно-приходских школах и прочих учебных заведениях и к организации церковных певч. хоров. Пенза, 1891. М., 1896-1897 2, 1912-1914 8. Ч. 1: [То же]; Ч. 2: Руководство для теоретического и практического изучения хорового пения: [Обзор духовно-муз. лит-ры, беседы об исполнении песнопений Обихода]; Музыкальная хрестоматия: Доб. к «Методике» и «Урокам пения». Пенза, 1893. М., 1914-1915. 2 ч.; Нотная грамота: Опыт самообучения пению. СПб., 1898. М., 1910 4; Церковный хор: Продолжение «Уроков пения»: Пособие при организации церковного хора: Для учительских ин-тов, учительских и духовных семинарий, жен. ин-тов… школ и учебных заведений. М., 1908. Вып. 1: Однородный хор: изучение гамм, тональностей, аккордов, церковного пения и регентского дела (в сб. вошли переложения Г. Ф. Львовского, С. В. Смоленского, А. А. Архангельского); 1911. Вып. 2. Отд. 1: Смешанный хор: Изучение Литургии простого напева, а также др. песнопений в этом роде, в тональностях до и фа мажор (в сб. вошли соч. Д. С. Бортнянского и Н. А. Римского-Корсакова); Дополнение к «Церковному хору»: Ритмический отд.: Извлеч. ритмических упражнений из «Русской песенной хрестоматии, вып. 1 и 2». М., б. г.; Начальный курс сольфеджий: Доб. к «Урокам пения» и «Музыкальной хрестоматии». М., [б. г.], 1912. Ч. 1: Для учащихся среднего возраста и народных хоров. 3 вып.; Начальные уроки пения: Пособие для обучения пению в народных церковно-приходских школах и первых классах всех учебных заведений. М., 1916. Ч. 1.

Карасев, Алексей Николаевич

(род. в 1854 г.) - один из первых организаторов у нас правильного пpeподaвaния хорового пения. Его труды: "Учебник пения", "Церковное пение" с упражнениями, "Детское пение", "Уроки пения" (больше 10 изд.), "Методика пения", "Курс церк. пения", "Подвижные ноты с объяснениями" (8 изд.) и др.

{Брокгауз}

Карасев, Алексей Николаевич

Род. 19 марта 1854 в с. Наровчате, Пензенской губ.; с 1871 преподает пение в различных пензенских учебных заведениях. К. один из первых в России стал применять общие приемы методики и педагогики к преподаванию хорового пения; им введены между прочим с этой целью подвижные ноты. К., кроме Пензенской губ., руководил также летними и другими курсами пения: в Киеве (первые в России курсы церковного пения 1884, затем 1887, 1888), Новочеркасске (1890), Липецке (1895), Екатеринодаре (1896) и других городах. Им изданы: "Учебник пения" с "Объяснением" к нему (1881), "Детское пение" (1884), "Церковное пение" с "Упражнениями" (1880), "Уроки пения" (2 части, 1888; больше 10 изданий), "Методика пения "(1891; 3-е доп. изд. 1897), "Курс церковного пения", "Подвижные ноты" с "Объяснениями" (8 изданий) и др.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Карасев, Алексей Николаевич" в других словарях:

    Карасев, Алексей Николаевич музыкальный педагог (1854 1914). Был народным учителем, потом преподавал пение в Пензе. Один из первых у нас стал применять общие приемы методики и педагогики в преподавании хорового пения, введя подвижные ноты как… … Биографический словарь

    - (род. в 1854 г.) один из первых организаторов у нас правильного преподавания хорового пения. Его труды: Учебник пения, Церковное пение с упражнениями, Детское пение, Уроки пения (больше 10 изд.), Методика пения, Курс церк. пения, Подвижные… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Алексей Николаевич Карасёв (31 марта 1854 22 февраля 1914) один из первых организаторов в России правильного преподавания хорового пения. Его труды: «Учебник пения», «Церковное пение» с упражнениями, «Детское пение», «Уроки пения» (больше 10… … Википедия

    Спортивные награды Баскетбол Чемпионаты мира Серебро Канада 1994 Серебро Греция 1998 Чемпионаты Европы Серебро … Википедия

    - … Википедия

    Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/23 октября 2012. Дата постановки к улучшению 23 октября 2012 … Википедия

    КАРАСЕВ - Алексей Николаевич, род. 19 мар. 1854 в с. Наровчате, пензен. губ.; с 1871 преподает пение в различных пензенск. учебных заведениях. К. один из первых в России стал применять общие приемы методики и педагогики к преподаванию хорового пения; им… … Музыкальный словарь Римана

    Спортивные награды Баскетбол Чемпионаты мира Серебро Канада 1994 Серебро Греция 1998 Чемпионаты Европы Серебро … Википедия

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич