Как и в каком возрасте лучше приучать ребенка к горшку?

– ответы для молодых родителей. Еще недавно в дом принесли маленький сверточек, внутри которого лежал крохотный человечек. Прошли дни и малыш подрос. Молодые родители стали задаваться вопросом, не пора ли отменять пользование памперсами и приучать кроху к горшку?

Сегодня существует несколько мнений, относительно данного вопроса:

  • Высаживание малыша с рождения. Это довольно трудоемкий процесс. Он учитывает то, что молодая мама очень чутко прислушивается к потребностям ребенка. По характеру недовольства, по пришествие временного промежутка, мама понимает, что ребенок хочет в туалет. Она берет мальчика и держит над тазиком, горшком, ванночкой. Консультанты по грудному вскармливанию, советуют проводить ритуал высаживания, не отрывая ребенка от груди. Данная методика пришла к нам из прошлого, от туда, где не было памперсов и времени на стирку, глажку детской одежды. Приученный к высаживанию младенец, подрастая без труда, определяет свои физиологические потребности. В возрасте 7 – 8 месяцев уже может пользоваться горшком.

Данный метод, безусловно, имеет свои плюсы, но также ряд минусов:

  1. Неудобство для молодой женщины. Со стороны, кажется, что молодая мамочка все время проводит над ванной и горшком, в ожидании очередного мочеиспускания. Постепенно эта мысль приходит в голову и самой маме.
  2. Дискомфорт для младенца. Во время держания ребенка над тазиком, он просыпается, проявляет недовольство. В результате малыш может быть раздражительный, нарушается график сна и бодрствования.
  3. Возможность появления неудач. С формированием нервной системы крохи, малыш может осознанно противиться походу в туалет.
  4. Психологические проблемы в будущем. Данную точку зрения поддерживают некоторые психологи, утверждающие, что раннее высаживание может обернуться проблемами в сексуальной сфере в будущем.
  • Современная точка зрения приучения к горшку мальчиков и девочек гласит, что обучать ребенка нет необходимости до достижения им возраста 1.6 – 2 лет. Идеально, если в 1.6 года родители приобретут горшок, полагаясь на выбор малыша. Необходимо объяснить крохе, что это за предмет и как им пользоваться. Отличной идеей будет вовлечь в процесс любимые игрушки ребенка. По мнению педиатров и психологов, процесс приучения к горшку может полностью осуществиться лишь к 3 – 4 годам, и связано это с развитием нервной системы.

Минусы современного метода:

  1. Стирание множества ползунков.
  2. Большие траты на подгузники.
  3. Недовольство окружающих советчиков.
  1. Отсутствие неудобства для мамы и ребенка.
  2. Появление большого количество свободного времени, которое экономиться благодаря постоянному высаживанию.
  3. Физиологическое постепенное взросление малыша. Отсутствие психологических проблем в будущем.



Мамы и папы могут последовать любому вышеописанному методу. Прежде чем осуществить выбор, внимательно ознакомьтесь со статьей и взвесьте все плюсы и минусы приучения к горшку.

Игра является главной деятельностью малыша. Любой процесс обучения должен сопровождаться интересной сказкой и приключением.

  • Насильно заставлять сидеть на горшке;
  • Ругать и наказывать за «неудачи» малышей;
  • Пристыжать ребенка.

Обычно в возрасте 2 – 3 лет, при наличии тщательных разъяснений, малыш самостоятельно начинает садиться на горшок. Если этого не произошло, не стоит отчаиваться, продолжайте попытки. Со временем нервная система малыша сформируется и он поймет, что от него требуют.

Все что требуется от родителей, это приобрести горшок, набраться терпения, напоминать о том, что возможно пора сходить в туалет.



В каком возрасте приучать к горшку мальчика Комаровский

Комаровский – известный педиатр. К его советам прислушиваются миллионы молодых мамочек и заботливых бабушек. Его мнения обусловлены многолетней практикой во врачебной деятельности. Именно поэтому, мнение знаменитого врача – довольно весомы.

Доктор Комаровский полностью согласен с мнением современных педиатров и психологов. Он считает, что учить пользоваться горшком мальчиков можно только после того, как ребенку исполниться 1.6 – 2 года, но не раньше.

И правилам личной гигиены является важным этапом воспитания. Перед всеми родителями однажды встает вопрос: с какого возраста этим нужно заниматься и какие методики использовать? Некоторые мамочки хвастаются, что их малыш научился пользоваться горшком еще до года. На самом деле речь скорее идет о выработке у грудничка бессознательной реакции, а не осознанном осуществлении нужных актов. Приучать детей нужно только после выработки у них определенных навыков, и специалисты определили оптимальное время для начала занятий.

Время, рекомендованное специалистами для приучения ребенка к горшку

По мнению педиатров, ребенка нужно сажать на горшок не ранее чем в 1,5 года. Именно с этого возраста малыш уже способен осуществлять контроль над актами опорожнения мочевого пузыря и кишечника. В это же время появляется и осознание природных желаний.

Стоит учесть, что данная цифра является условной. В некоторых ситуациях с выработкой навыка придется повременить.

  1. Если малыш недавно перенес заболевание или болеет. Апатичного и капризного ребенка невозможно научить ничему. Придется дождаться полного выздоровления.
  2. Если в семье очень напряженная обстановка, связанная с кризисом отношений у родителей, болезнью или смертью кого-то из близких людей. Дети прекрасно чувствуют настроение окружающих, поэтому не стоит приучать их к чему-то в тот момент, когда мысли посвящены совсем не воспитанию.
  3. Если семья переехала на новое место или кардинально поменяла обстановку в квартире. Такие изменения не могут не отразиться на состоянии ребенка, лучше подождать, когда он привыкнет к новому окружению.
  4. Если в семье родился еще один малыш. При появлении двойной нагрузки родителям не стоит надеяться на собственную уравновешенность. Нет смысла приучать старшего малыша к горшку, когда все силы отданы на уход за младшим.

Процесс обучения будет успешен только в том случае, если карапуз уже обладает множеством полезных навыков, которые могут ему пригодиться.
По статистике, по достижению полуторагодовалого возраста, дети должны уметь следующие вещи:

  • ходить, садится, снимать и даже надевать штанишки;
  • понимать обращенную к нему речь, адекватно реагировать на указания;
  • выражать свои желания и эмоции, формулировать вопросы с помощью слов, интонации, жестов;
  • подражать действиям взрослых, повторять то, что от них требуют;
  • выполнять простейшие указания;
  • понимать, что такое похвала, и стараться ее заслужить правильными действиями.

Если малыш уже умеет все перечисленное, то проблем с привыканием к горшку возникнуть не должно. Если есть сомнения по поводу своевременности развития навыка, можно обратиться к педиатру, который вел ребенка с младенческого возраста.

Никто не запрещает родителям знакомить своего карапуза с основами личной гигиены и использования туалета в более раннем возрасте, даже до года. Но стоит подготовиться к тому, что успехи малыша будут незначительными. Как показывает практика, те дети, с которыми начали заниматься очень рано и те, с которыми были соблюдены все рекомендованные нормы, достигают одинаковых результатов. Это проявляется в том, что контролировать свое тело малыши начинают примерно в одно и то же время.

  • До 2-2,5 лет появляется контроль над опорожнением кишечника.
  • К 2,5-3 годам дети уже могут контролировать дневное мочеиспускание.
  • В 3-4 года у ребенка уже не возникает проблем с контролем над мочевым пузырем в ночное время.

Не стоит пугаться, если у малыша это происходит с небольшой задержкой. Представленные цифры не являются общепринятой нормой и могут быть другими. Если же данный вопрос очень тревожит родителей, можно обратиться за консультацией к педиатру, но ни в коем случае нельзя срывать злость на ребенке и считать, что он отстает в развитии.



Этапы обучения, их особенности

Важно понять, что приучить ребенка к использованию нового устройства всего за несколько дней не получится. Процесс обучения нужно проводить медленно, плавно переходя от одного этапа к другому. Не стоит давить в случае протестов, это ни к чему не приведет. Со стороны родителей требуется предельное внимание и безграничное терпение.

Этапы выработки привыкания к горшку

  1. Прежде всего ребенка нужно познакомить с новым предметом в обстановке. Устройство должно быть ярким, устойчивым и удобным, без острых краев. Начинать нужно понемногу, пару раз в день усаживая малыша в подгузнике и штанишках на его новый «стул». Через какое-то время можно начать снимать штанишки.
  2. Через 1-2 недели, если протестов от малыша не поступает, можно высаживать его на горшок уже без подгузника. Нужно проследить, чтобы стульчик не был холодным и неприятным на ощупь. Не стоит сразу же приучать карапуза «сделать все дела», он не поймет. Просто дважды в день его нужно сажать на яркий «стульчик». Если в какой-то момент тренировка совпадет с испражнением кишечника или мочевого пузыря, ребенка нужно обязательно похвалить.
  3. Обязательно нужно показать своему чаду предназначение нового устройства. Хорошо, если в семье есть ребенок чуть постарше, это намного облегчит процесс. Если же нет – просто нужно пытаться объяснить все простым и доступным языком. В подтверждение слов можно даже выкинуть в горшок использованный подгузник.
  4. Когда малыш привыкнет к новому «трону» и начнет спокойно на него садиться, можно начать подлавливать удобные моменты и понемногу приучать его к новому способу «сходить в туалет». Главное, не проявлять никакой агрессии и излишнего рвения. Просто после сна, прогулки или приема пищи можно предлагать ему посидеть на стульчике. Иногда родители улавливают сигналы, которые дети подают перед тем, как освободить кишечник или мочевой пузырь. Они прекращают играть, замирают, сосредотачиваются на одной точке. В этот момент им лучше всего ненавязчиво предложить горшок.
  5. Далее настает время заключительного этапа, на котором ребенка нужно приучить использовать новое приспособление самостоятельно. Предмет всегда должен быть в зоне доступности, на самом видном месте. Придется еще какое-то время напоминать малышу о том, что он теперь может использовать горшок тогда, когда пожелает. Как показывает практика, дети очень любят делать что-то без помощи взрослых и еще и получать за это похвалы.

В среднем, на весь процесс развития навыка уходит от 6 до 12 месяцев. Все это время можно использовать одноразовые или многоразовые подгузники, на скорость формирования привычки это не повлияет.



Специалисты выделили основные правила работы с ребенком при формировании у него «туалетных навыков».

  1. Насильно на горшке удерживать нельзя, не рекомендуется даже сильно уговаривать малыша. Он в любой момент может встать и пойти заниматься своими делами.
  2. Нельзя приучать детей к новому способу опорожнения кишечника и мочевого пузыря, ругая их за то, что они забыли о горшке и намочили штанишки.
  3. Правильные действия должны сопровождаться похвалой.
  4. Если в процессе приучения к горшку у малыша возникло стойкое неприятие нового устройства, необходимо сделать перерыв и только через какое-то время попробовать снова.

Важную роль играет и само приспособление. Выбирая оптимальный вариант, нужно обратить внимание на некоторые моменты.

  • Важно учесть, какого пола малыш. Для мальчиков существуют специальные устройства с завышенной передней частью. Эта деталь скоординирует направление струи и не позволит забрызгать пол.
  • Предмет должен быть удобным. Если он не подходит ребенку по росту или размеру, давит или натирает, малыш к нему никогда не привыкнет.
  • Сейчас появился широкий выбор «ночных ваз» с музыкой, подсветкой и другими развлекательными деталями. От таких моделей лучше сразу отказаться, дети должны понимать назначение предмета и не принимать его за игрушку.
  • Устройство должно быть ярким и привлекательным, так оно быстрее привлечет внимание малыша.

Относиться к обучению карапуза новым навыкам нужно с удовольствием. Дети это прекрасно чувствуют и делают все возможное, чтобы порадовать родителей.

Абсолютно все мамы и папы ждут с нетерпением того момента, когда же можно будет отказаться от покупки памперсов и подгузников в связи с тем, что ребенок начал ходить на горшок. Приучить малыша справлять свою нужду в специально приобретенную для этого емкость можно довольно быстро. Однако не у всех родителей это получается. Возможные причины — неподходящий возраст, неправильно подобранный горшок, незнание того, как лучше организовать этот процесс. Как приучить годовалого ребенка к горшку, реально ли это вообще в данном возрасте, как приучить малыша постарше — в этих вопросах стоит разобраться.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский известен практически всем. Многие мамы и папы следуют рекомендациям специалиста. В одной из своих телевизионных программ доктор Комаровский обсуждал тему, связанную с горшком. Он отметил, что каждый ребенок индивидуален. Нет конкретного возраста, когда дети начинают ходить на горшок. Кто-то начинает это делать раньше, а у кого-то получается несколько позже.

Рассказывая о том, как приучить ребенка к горшку, Комаровский отметил, что наиболее подходящий возраст для обретения «туалетных навыков» — 22—30 месяцев (т. е. не ранее полутора лет). Почему именно в это время рекомендуется начинать работать с малышом, а не раньше? Ответ на этот вопрос прост. В более раннем возрасте головной мозг ребенка еще не готов сознательно контролировать акты дефекации и мочеиспускания, поэтому нежелательно задумываться над тем, как приучить годовалого ребенка к горшку.

Факты, о которых следует знать

Родители, начиная приучать ребенка к горшку, не задумываются над тем, какие умения входят в «туалетный навык» и овладел ли ими малыш. В обретение навыка вовлечено следующее:

  1. Кроха должен чувствовать давление мочевого пузыря и кишечника, он должен понимать, к чему ведут эти позывы, как на них реагировать, как себя сдерживать (именно это и обуславливает оптимальный возраст для приучения ребенка к горшку).
  2. Малыш должен знать, где располагается его горшок, как нужно с себя снимать одежду и как присаживаться на «детский трон».

Почему некоторые дети, научившиеся справлять большую нужду в горшок, не контролируют мочеиспускание? Чтобы найти ответ на этот вопрос, стоит поговорить о сфинктерах. Это мышцы, которые открывают и закрывают кишечник и мочевой пузырь. Сперва маленькие дети приучаются контролировать сфинктеры кишечника. Во-первых, когда возникают позывы к дефекации, у ребенка есть время на то, чтобы понять, что происходит и как на это реагировать. Позывы к мочеиспусканию являются зачастую резкими, сильными и трудно контролируемыми. Именно поэтому маленькие дети немного позже приучаются контролировать сфинктеры мочевого пузыря.


Признаки готовности к овладению «туалетными навыками»

Родители, не знающие, как приучать ребенка ходить на горшок, должны внимательно наблюдать за малышом, ведь существуют определенные признаки готовности к овладению «туалетными навыками». К ним относят следующие:

  • у крохи регулярный стул;
  • у малыша в дневное время подгузник остается сухим на протяжении 1,5—3 часов;
  • ребенок после дневного сна остается сухим;
  • малыш понимает, что ему говорят окружающие люди, реагирует на просьбы;
  • ребенок стремится научиться снимать и надевать одежду или уже умеет это делать;
  • ребенку не нравится находиться в мокрых и испачканных штанишках, он выражает по этому поводу свое недовольство;
  • кроха сам говорит о том, что хочет в туалет, или приносит грязный памперс, указывает на то, что уже справил свою нужду;
  • ребенок начинает готовиться к тому, чтобы справить нужду, бросает играть, отправляется в тихое и спокойное место, присаживается.

Подготовка родителей к обучению ребенка

Перед тем как приучать ребенка ходить на горшок, родителям стоит найти свободное время. Лучше всего планировать процесс обучения на летнюю пору, ведь зимой дети носят теплые комбинезоны, колготки, штанишки, а летом бегают лишь в трусиках. Нижнее белье маленькому ребенку гораздо проще снять, чем иную одежду.

Естественно, необходимо приобрести горшок. Также можно купить какие-нибудь красочные книжки с обучающими картинками для ребенка или интерактивную куклу, умеющую пить и писать. Родители должны будут показать, как с игрушки снимаются подгузники, как она усаживается на горшок, откуда берется «водичка». Если куклы нет, то можно показать процесс на собственном примере. Девочки успешно учатся у мам, а мальчики — у пап. В процессе обучения немаловажную роль иногда играют старший брат или сестра.


Выбор горшка для ребенка

На полках современных магазинов представлено огромное количество детских горшков. Есть как простые, так и оригинальные модели. При покупке горшка рекомендуется учитывать мнение малыша. Если приобретенная модель понравится ребенку, то он будет стремиться пользоваться ей. К примеру, можно приобрести музыкальный горшок, горшок в виде какого-нибудь забавного животного или машинки, горшок-стульчик.

При покупке также важно учитывать следующие характеристики:

  1. Безопасность . Эта характеристика самая важная. У горшка не должно быть заостренных краев, креплений, способных прищемить у маленького ребенка пальчик или попку.
  2. Устойчивость . Горшок детский, как правило, стоит в ванной или туалетной комнате на полу, выложенном плиткой. Именно поэтому желательно, чтобы у приобретаемой модели на ножках имелись резиновые наконечники. Благодаря им горшок не будет скользить.
  3. Простоту мытья. Гораздо проще использовать те горшки, у которых имеется съемная чаша. Ее можно с легкостью вынимать и чистить.

Первый этап в обучении: использование туалетного лексикона

Время свободное найдено, горшок детский куплен... С чего же начинать процесс приучения ребенка к горшку? Первый этап — это применение туалетного лексикона. Ребенок должен знать, какими словами обозначаются его части тела. Применять жаргон родителям не рекомендуется, ведь потом малыш будет называть такие слова, когда пойдет в детский сад.

Также кроха должен знать, как обозначаются действия. Такие слова, как «мочеиспускание» и «дефекация» не подходят. Они очень сложны для восприятия и произношения маленьким ребенком. Наиболее удобны простые слова и словосочетания — «сходить на горшок», «пописать», «покакать».


Второй этап в обучении: связывание процессов и действий

Думая над тем, с какого возраста приучать детей к горшку, стоит учесть, что малыши в 1,5—2,5 года чувствуют позывы и по-разному на них реагируют. Одни убегают в скромные уголки и начинают присаживаться на корточки, вторые пытаются какими-нибудь знаками сообщить о происходящем родителям. Задача мам и пап — помочь крохам сформировать связь между ощущениями и дальнейшими действиями.

Родителям, заметившим, что их ребенок хочет справить нужду, следует сказать такую фразу, как «иди на горшок», и проводить малыша в туалет. Одного такого урока, естественно, будет недостаточно. Подобное нужно повторять регулярно до тех пор, пока малыш не запомнит, что ему нужно делать. Когда ребенок повзрослеет, родителям уже не потребуется напоминать о горшке. Он сам будет отправляться на него.

Третий этап в обучении: приобретение гигиенических навыков

После каждого похода в туалет рекомендуется выполнять гигиенические процедуры. Однако невозможно сказать точно, с какого возраста ребенок садится на горшок, а после вытирает попку и моет руки. Малышей в возрасте 1,5—2,5 лет практически невозможно научить этому. Некоторые только в 4—5 лет овладевают гигиеническими навыками, поэтому мамам и папам не рекомендуется заставлять совсем маленьких крох выполнять эти процедуры.


Специалисты, работающие с детьми, советуют прививать гигиенические навыки только после приучения ребенка к горшку. Слишком ранние действия, как показывает практика, не позволяют процессу прогрессировать. Ребенок не справляется с огромным объемом получаемой информации. В итоге он не усваивает гигиенические навыки и не приучается к горшку.

Четвертый этап в обучении: применение похвалы

Все дети без исключения любят, когда взрослые хвалят их за новые достижения. К примеру, если ребенок попросился на горшок и справил свою нужду в него, не испачкал штанишки, то следует сказать ему, что он молодец. Отличная мотивация — выдача каких-нибудь «наград». Можно после каждого успешного похода приклеивать на горшок яркую наклейку.

Ругать и наказывать нельзя, ведь промахи в любом случае будут, независимо от того, с какого возраста приучать детей к горшку начнут родители. Если ребенок испачкал или намочил штанишки, то лучше всего просто снять их с него и надеть новые, ничего не сказав. Можно просто упомянуть, что делать так нельзя, и напомнить крохе о существовании горшка. Те родители, которые ругают своих детей, не добиваются нужных результатов в обучении. У малышей появляется страх к горшку, притормаживается развитие.

Если малыш справляет нужду внезапно

Не все дети в возрасте 1,5—2,5 лет при возникновении желания сходить в туалет отправляются в скромное место или подают знаки родителям. Некоторые справляют свою нужду в подгузник. С какого возраста приучать детей к горшку? В таких случаях нужно думать не о возрасте. Рекомендуется попытаться выработать условный рефлекс — преждевременно садить деток на горшок. Малышам понравится всегда быть сухими. Они постепенно поймут, что лучше ходить на горшок, чем «делать в штанишки».


Однако выработать условный рефлекс не так просто, ведь неизвестно, когда наступит момент дефекации или мочеиспускания. Родителям рекомендуется в течение пары недель наблюдать за своим крохой и записывать время, в которое наступают те самые моменты. По полученным результатам выявляется закономерность (например, у некоторых детей мочеиспускание и дефекация происходит после завтрака). Есть и более простой вариант — не наблюдать за малышом в течение 2 недель, а усаживать его на горшок через каждые 2 часа.

Если малыш отказывается ходить на горшок и капризничает

"С какого возраста приучать детей к горшку?" - вопрос, который задают все родители. Если ребенку исполнилось 1,5 года, а выработать у него привычку не удается, то не стоит мучить малыша. Возможно, он еще не готов к усвоению «туалетных навыков». Отложить процесс обучения на годик — правильное решение. Переживать по этому поводу не стоит. Неважно, в каком возрасте ребенок сидит на горшке. Кто-то приучается в 1,5 года, кто-то — в 2 года, а кто-то — в 2,5 года. Подобное не объясняется тем, что один ребенок умнее другого. Это всего лишь индивидуальные особенности организма.

Некоторых детей не получается приучить к горшку из-за того, что они чувствуют себя комфортно в подгузниках — моча впитывается в изделие и оставляет поверхность сухой. Родителям, пытающимся выработать у своих детей туалетные навыки, рекомендуется отказаться от использования подгузников в дневную пору и сшить штанишки из плотной ткани. Малыши по привычке будут справлять нужду в новые изделия, но ходить мокрыми им точно не понравится. В итоге проблема, как приучить ребенка проситься на горшок, будет решена.


Таким образом, процесс приучения к «туалетным навыкам» не такой уж и простой, как может показаться на первый взгляд. Родителям требуется немного терпения и спокойствия, ведь на пути к горшку будет немало испачканных штанишек. Не стоит переживать, если возникают какие-то проблемы, думать над тем, как приучить ребенка к горшку. Комаровский советует оставить в покое малыша, у которого не получается выработать привычку, и возобновить обучение через некоторое время. Все равно ребенок, несмотря ни на что, научится пользоваться горшком. Нужно лишь время.

Проблема детского горшка стоит перед каждым родителем. Некоторые мамы пытаются приучать ребенка к этому предмету чуть ли ни с первых месяцев жизни, пытаясь выработать у него условный рефлекс. Другие терпеливо ждут, когда их любимое чадо начнет осознанно справлять свои естественные потребности по всем правилам общества. Но уже к полутора годам терпению их приходит конец, и мамы начинают волноваться, все ли в порядке с их ребенком.

Иногда, чтобы приучить малыша к горшку, родители покупают музыкальные горшки, заставляющие детей проводить на них достаточно много времени. Психологи и педиатры возражают против таких покупок, акцентируя внимание на том, что справление естественных потребностей нельзя ассоциировать у ребенка с игрой.

В каком возрасте нужно начинать приучение к горшку

Некоторые мамы малышей гордо заявляют, что их младенец уже умеет ходить на горшок и знает, что с ним нужно делать. Весь процесс выглядит примерно так: мама, знающая, что подошло время «пи-пи», высаживает малыша на горшок и тот делает свое дело.

Но каким же бывает разочарование таких родителей, когда, их ребенок перестает терпеливо сидеть на горшке и вскакивает с него каждый раз, как только его туда посадят.

Педиатры считают, что мучить малыша с такого раннего возраста бессмысленно.

Оптимальный возраст, когда ребенка можно начинать приучать к горшку, 18 месяцев или . Сразу нужно оговориться, что этот возраст считается условным и корректируется он исходя из физиологической готовности малыша.

Что включает в себя этот показатель:

  • установление более или менее определенного интервала между мочеиспусканиями и дефекациями;
  • ребенок способен сохранять подгузники сухими и чистыми в течение двух часов;
  • ребенок знает части тела и предметы одежды, понимает значение слов «пописал(-а)» и «покакал(-а)»;
  • ребенок в состоянии продемонстрировать недовольство, связанное с мокрыми и грязными подгузниками;
  • ребенок пытается самостоятельно снимать и надевать штанишки или уже умеет;
  • ребенок должен уметь сказать или показать, что он хочет в туалет.

Средний возраст, когда ребенок может устойчиво контролировать процесс мочеиспускания и дефекации, колеблется от 20 до 30 месяцев. Это означает, что до полутора лет родителям можно совсем не волноваться, умеет ли их малыш пользоваться этим важным аксессуаром или нет.

Самым удобным время для приучения к горшку является лето после 18 месячного возраста ребенка. Проводя много времени без подгузника, ребенок будет не только получать , но и осваивать азы «горшочной науки».

К слову сказать, сейчас детские горшки бывают самыми разными: обычные, музыкальные, в виде игрушек (зверюшек, машинок) и прочие. Задумываясь над проблемой приучения ребенка полутора лет к горшку, родители часто теряются, какой выбрать из предложенного изобилия, чтобы процесс приучения прошел как можно быстрее и успешнее.

Родителей, которые хотят использовать необычные горшки (горшки-игрушки, горшки с мелодиями и т.д.), ждет большое разочарование. Никакой пользы подобные покупки вашему малышу не принесут.

Музыкальные аксессуары грозят формированием условного рефлекса, при котором ребенок, услышав знакомую мелодию, будет справлять нужду вне зависимости от того, в каком месте он будет находиться в тот момент.

Горшки-игрушки тоже негативно скажутся на процессе приучения ребенка правильно справлять свои естественные потребности. Если родители приобретут такой горшок, то ребенок скорее начнет использовать его в качестве развлечения, а не по прямому его назначению. В общем, такая покупка также абсолютно неприемлема для такого важного процесса.

Таким образом, мы подошли к тому, что лучше всего купить обычный горшок, который будет восприниматься ребенком именно как горшок, а не игрушка. Но, мало купить обычный горшок, важно уметь его правильно выбрать.

Как правильно выбрать горшок для ребенка

Выбирая горшок для ребенка, важно ориентироваться на его возраст и рост, так как этот предмет не должен быть слишком низким.

Сажая малыша горшок, следует придерживаться правила прямых углов, т.е. спина по отношению к бедрам должна находиться под прямым углом, и, соответственно, бедра к голеням. Если это правило будет нарушено, то усилие на мочеиспускание и дефекацию будет направлено на диафрагму малого таза ребенка, что впоследствии может вызвать ряд серьезных заболеваний кишечника и прямой кишки.

Кстати, горшок не должен быть и слишком высоким. В этом случае также должно работать правило прямых углов. Если оно нарушается, ребенок во время сидения вынужден болтать ножками, что также очень неудобно и влечет за собой ряд проблем. Да и сходить в туалет без упора ног практически невозможно.

Очень хорошо приобрести такой горшок, в котором имеется съемное сидение. Пока ребенок мал, он может справлять свои естественные надобности на горшочке. Но по мере роста малыша и освоения им этой сложной науки, можно постепенно переместить съемное сидение в туалет на взрослый унитаз, что облегчит ребенку освоение нового предмета для туалета.

Типичные ошибки родителей

Чаще всего родители совершают некоторые ошибки, когда пытаются приучить ребенка правильно справлять свои естественные потребности в раннем возрасте. В результате этого могут возникать психологические проблемы уже в более взрослом возрасте: и упрямство, асоциальное поведение, скупость и неприятие, как себя, так и людей вокруг себя.

К наиболее распространенным ошибкам относят агрессивный или чрезмерно настойчивый подход, ранее приучение к горшку, когда ребенок еще не готов физиологически к этому процессу.

Также неправильно затягивать процесс приучения к горшку или покупать его слишком ярким или многофункциональным. Если у малыша не получилось сходить на горшок с первого, второго и даже десятого раза, ни в коем случае нельзя ругать его, стыдить или наказывать. Подобным поведением мама или папа вызовут у ребенка негативные ассоциации с этим предметом, и процесс приучения может сильно затянуться.

Неправильным считается, если приучение ребенка к горшку припало на момент болезни, прорезывания , другого недомогания. Больной ребенок капризен, раздражителен и совсем не настроен чему-либо обучаться. Не следует нагружать его психику новыми познаниями, лучше отложить начало этого процесса к тому времени, когда малыш будет здоров.

Нельзя прибегать к стимуляции мочеиспускания у ребенка звуком текущей из крана или чашки воды. Это может сформировать стойкий условный рефлекс у малыша, и в дальнейшем подобные звуки будут вызывать у него желание сходить в туалет. Пока ребенок полностью не привыкнет к горшку, не рекомендуется отказываться от . Они пригодятся тогда, когда вы идете на , в гости и подстрахуют малыша в ночное время.

5 шагов навстречу горшку

Психологи и педиатры утверждают, что для успешного освоения горшка, ребенок должен преодолеть пять основных шагов. Рассмотрим их.

  1. Физиологическая готовность.

    Если мама упорно приучает ребенка к горшку с 8 месяцев и малыш демонстрирует успехи, это не означает, что психологически он готов раньше, чем физиологически. Может наступить момент, когда в двухлетнем возрасте он перестанет проситься на горшок и будет делать все свои дела в штанишки.

  2. Знакомство с горшком. Горшок должен иметь свое место в квартире, находится в поле зрения ребенка. Ни в коем случает нельзя играть с этим предметом, иначе малыш будет воспринимать его как развлечение, и по назначению его использовать совсем не захочет. Нужно рассказать, что с этим горшком делать, как и для чего он здесь появился. Только после того, как ребенок привыкнет к новому предмету, можно потихоньку высаживать его на горшок.
  3. Регулярное высаживание. В определенные часы, например, после или еды, необходимо высаживать ребенка на горшок. После того, как он сделает свои дела, необходимо похвалить его. Регулярные высаживания войдут в привычку малыша, что приблизит и маму, и самого ребенка к достижению цели.
  4. Ловим момент. Этот этап схож с предыдущим, но подобные высаживания нужно делать в течение дня. Важно, чтобы мама заметила, когда ребенок пытается уединиться для мочеиспускания и посадила его на горшок. Если есть положительный результат, малыша обязательно нужно очень активно хвалить, если же что-то не получилось, ругать его ни в коем случае нельзя.
  5. Учим малыша самостоятельно снимать штанишки. Когда все пять шагов ребенок освоит, он сам начнет пробовать садится на горшок и добиваться результатов.

Как только в голове у ребенка выстроиться логическая цепочка из последовательности вышеописанных действий, проблема с горшком отпадет.

Вместо заключения

Дорога к горшку – очень важный этап в жизни малыша и то, как быстро и успешно он ее преодолеет, зависит от терпения его родителей. Родителям не следует забывать, что ребенок, который научился правильно и вовремя сидеть на горшке, достоин похвалы.

Случайные промахи не должны наказываться, чтобы случайно не испугать малыша. Чтобы ускорить этот процесс, важно знать, как выбирать горшок и какому виду отдать предпочтение. Хвалите ребенка чаще, ведь, насколько радостной будет его жизнь, и насколько успешно он будет постигать новые горизонты, также зависит от родителей.

Явные и негласные правила семьи помогают распределить обязанности между ее членами задолго до появления в семье маленького человечка. С рождением ребенка очень многое меняется, и прежде всего – договоренности о том, кто должен поддерживать в доме чистоту и порядок.

В идеале они должны быть максимально гибкими и позволять членам семьи делегировать друг другу полномочия с учетом того, кто в данный конкретный момент наименее загружен и кому, например, плановая уборка будет не в тягость.

Членам семьи стоит отойти от навязанных стандартов — домашняя работа не должна ложиться полностью на плечи женщины, особенно, если родился малыш.

По мере роста ребенка возникает необходимость в том, чтобы он постепенно приучался к правилам и порядку. Это обусловлено не только желанием родителей облегчить себе жизнь, но также и тем, что неуправляемые эмоции и сиюминутные желания ребенка должны со временем стать контролируемыми. Это не одномоментный процесс. Без заданных родителями ориентиров ребенок не ощутит уверенности, не почувствует себя встроенным в процесс совместной деятельности в семье. Поэтому попустительство всем желаниям – не выход. Воспитание должно быть системным.


Приучаем к домашней работе ежедневно и ежечасно

Потребности в чистоте в каждой семье очень индивидуальны. Для кого-то законом является ежедневное вытирание пыли и мытье полов, а для кого-то химчистка дивана – целое событие, к которому следует заранее подготовиться.

Но, вне зависимости от семейных традиций, есть те вещи, которые ребенок будет делать охотно, и те, которые будут ему не очень приятны. Задача хороших воспитателей, коими и являются родители, – максимально расширить список первых и приучить сына или дочь терпеливо относиться к дискомфорту во время выполнения нелюбимых дел по дому.

Еще выдающийся советский педагог Василий Сухомлинский подмечал, что у каждого маленького человека существует естественная потребность в деятельности, в труде. Внимательные родители и те, кому доводилось наблюдать развитие ребенка, не могут не отметить у него фазу возникновения желания помочь. Это происходит обычно еще в дошкольном возрасте. Если пропустить эту инициативу или грубо подавить ее, мотивируя отказ неловкостью ребенка или тем, что «мама сделает быстрее и лучше», то можно навсегда разрушить его уверенность в собственных силах и отбить желание действовать. Вместо этого лучше выделить поле для деятельности, где малыш сможет ощутить себя нужным, а свою помощь – весомой и значимой для взрослых.

Первыми заданиями для малыша могут стать: содержание игрушек в порядке, мытье своей чашечки после чаепития, вытирание крошек на кухонном столе, полив комнатных растений. Уже в пятилетнем возрасте ребенка нужно научить застилать кровать после сна — поправлять простынь, стелить покрывало.


Позже, когда у ребенка появляется своя комната, поручениями могут стать сухая и влажная уборка детской. При этом первое время родители должны не только давать задание, но и объяснять, как его лучше выполнить, помогать малышу осваивать новые навыки. И обязательно хвалить за усердие и старание.

У младшего школьника уже должны быть систематически выполняемые задания: наведение порядка в своей комнате, кормление домашних животных, помощь по сервировке стола маме и пр. Поручения должны быть посильными по объему и времени выполнения и регулярными, ведь только так у ребенка сформируется привычка. И в дальнейшем в семье будет расти ответственный и заботливый человечек.

Удачи в новых начинаниях на благо семьи!

Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!