Что означают каракули, которые мы неосознанно рисуем? Наиболее сложные задания.

В природе и технике широко распространены колебания, называемые гармоническими.

Гармоническими являются колебания, которые происходят под действием силы, пропорциональной смещению колеблющейся точки и направленной противоположно этому смещению.

Вы уже знаете, что под действием такой силы происходят колебания пружинного маятника, поэтому при определённых условиях они могут служить примером гармонических колебаний (в частности, при условии, что на них не оказывает заметного влияния сила трения).

С помощью опыта, изображённого на рисунке 63, выясним, по какому закону меняется с течением времени координата колеблющегося пружинного маятника и как выглядит график этой зависимости.

Рис. 63. Опыт по исследованию зависимости от времени координаты пружинного маятника, совершающего колебания

В данном опыте в качестве груза берут какой-нибудь небольшой массивный сосуд с маленьким отверстием снизу (например, воронку), а под него кладут длинную бумажную ленту. Сосуд с предварительно насыпанным в него песком (или налитой красящей жидкостью) приводят в колебательное движение. Если ленту перемещать с постоянной скоростью в направлении, перпендикулярном плоскости колебаний, то на ней останется волнообразная дорожка из песка, каждая точка которой соответствует положению колеблющегося груза в тот момент, когда он проходил над ней.

На рисунке 64 показан вид полученной кривой. Она называется косинусоидой (из курса математики старших классов вы узнаете о том, что аналогичные графики имеют функции типа у = sin х и у = cos x при переменной х). Через точки, соответствующие положению равновесия маятника, проведена ось времени t, а перпендикулярно ей - ось смещения х.

Рис. 64. График зависимости координаты колеблющегося пружинного маятника от времени

Из графика видно, что наибольшие отклонения груза от положения равновесия в обе стороны одинаковы по модулю и равны амплитуде колебаний А.

Маятник начал движение из крайней точки с координатой х = А. За время, равное периоду Т, маятник совершил полное колебание, т. е., миновав положение равновесия, дошёл до противоположной крайней точки с координатой х = -А, на мгновение задержался в ней, изменив направление скорости на противоположное, затем пошёл в обратном направлении и, вторично пройдя через положение равновесия, вернулся в то же самое место, откуда начал движение. Затем начинается следующее колебание и т. д.

Если в ходе опыта был измерен промежуток времени t, за который маятник совершил показанные на графике колебания, то можно определить их период Т, разделив это время на число колебаний: Т = t/N . Зная период, можно найти частоту колебаний: v = 1/T.

График даёт возможность приблизительно определить координату груза в любой момент времени. Например, через ⅓Т от момента начала первого колебания груз находился в точке с координатой x 1 .

Если график зависимости координаты от времени какого-нибудь тела представляет собой синусоиду (косинусоиду), т. е. если координата меняется со временем по закону синуса (косинуса), то в этом случае говорят, что и координата, и само тело совершают гармонические колебания.

  • Периодические изменения во времени физической величины, происходящие по закону синуса или косинуса, называются гармоническими колебаниями

На рисунке 65 изображён опыт, аналогичный рассмотренному выше, только для нитяного маятника. С помощью этого опыта можно показать, что и для нитяного маятника график зависимости координаты от времени тоже представляет собой синусоиду, т. е. что его колебания являются гармоническими.

Рис. 65. Гармонические колебания нитяного маятника

Теоретически колебания нитяного маятника были бы строго гармоническими в том случае, если бы он представлял собой материальную точку, колеблющуюся без трения с малой амплитудой 1 при не меняющемся со временем расстоянии от неё до точки подвеса. (Можно доказать, что только при этих условиях сила, возвращающая точку в положение равновесия, будет прямо пропорциональна смещению, вследствие чего колебания будут происходить по гармоническому закону, т. е. по закону изменения синуса или косинуса.)

  • Материальная точка, колеблющаяся на не меняющемся со временем расстоянии от точки подвеса, называется математическим маятником

Математический маятник - это абстрактная модель, реально таких маятников не бывает.

Практически колебания, близкие к гармоническим, совершает тяжёлый шарик (например, стальной), подвешенный на лёгкой и малорастяжимой нити, длина которой значительно больше диаметра этого шарика, при малой амплитуде и малом трении.

При совершении телом гармонических колебаний не только его координата, но и такие величины, как сила, ускорение, скорость, тоже изменяются по закону синуса или косинуса. Это следует из известных вам законов и формул, в которых указанные величины попарно связаны прямо пропорциональной зависимостью, например F x = -kx (закон Гука), а х = F x /m (второй закон Ньютона). Из этих формул следует, что сила и ускорение достигают наибольших значений, когда колеблющееся тело находится в крайних положениях, где смещение наиболее велико, и равны нулю, когда тело проходит через положение равновесия. Значит, колебательное движение вблизи среднего положения тела наиболее близко к равномерному, а вблизи крайних положений сильно отличается от равномерного движения. Скорость же, наоборот, в крайних положениях равна нулю, а при прохождении телом положения равновесия достигает наибольшего значения.

Вопросы

  • По рисунку 63 расскажите о цели, порядке выполнения и результатах изображённого опыта.
  • Чему соответствуют отрезки ОА и ОТ на графике (см. рис. 64)?
  • Какие колебания называются гармоническими?
  • Что можно показать с помощью опыта, изображённого на рисунке 65?
  • Что называется математическим маятником?
  • При каких условиях реальный нитяной маятник будет совершать колебания, близкие к гармоническим?
  • Как меняются действующая на тело сила, его ускорение и скорость при совершении им гармонических колебаний?

1 Напомним, что под малой подразумевается такая амплитуда, при которой траекторию движения маятника можно считать прямолинейной. Числовое значение амплитуды, удовлетворяющее этому условию, зависит от точности результата, требуемой в решаемой задаче. В большинстве практических задач малой можно считать амплитуду, если угол отклонения не превышает 8°.

» и подраздел « » следующей статьёй ««. В предыдущей статье «Как научиться рисовать? Легко! » мы определились с тем, что такое рисование вообще — и зачем оно надо в частности. А также с тем, что первый шаг при любом изображении чего-нибудь — это постановка цели. В данной статье давайте коснёмся темы выбрать цель для рисования более подробно.

Уточнить цель для рисования вам поможет несколько советов про выбор оптимальной цели для рисования. Обратите внимание: про то, что рисовать , я ничего писать не буду. Это личное желание каждого 🙂 Единственное что, лучше начинать с более простого — там, где меньше линий, проще формы. Так соблюдается принцип постепенности в обучении. И намного проще учиться.

Тогда как на том, чем рисовать и на чём рисовать — остановимся подробнее, ведь этот компонент рисования сильно влияет на выбор цели.

Как уже говорилось в первом шаге (Постановка цели), существует огромное количество того, чем можно рисовать и на чём можно рисовать. Но их всех можно объединить, найти общий знаменатель:

  • Рисуют на плоскости.
  • Рисуют с помощью того, что оставляет след на плоскости.
  • След может быть точкой, линией, плоскостью.

Всё остальное — дополнения и развитие этих пунктов. Так что, по сути, не важно, чем вы хотите начать рисовать . Важно определить, чем именно, для того, чтобы подготовится к следующему шагу — покупке инструментов для рисования. А с чётко поставленной целью намного легче работать.

Второй аспект уточнения цели для рисования — это «зачем рисовать».

Этот пункт необходим для того, чтобы отличить две такие вещи. Есть две громадные области, которые можно назвать

  1. «академическое изобразительное искусство» и
  2. «рисование для души».

Они отличаются очень сильно. В первую очередь тем, что в академическом рисовании придаётся огромное внимание технической стороне и точности.

Тогда как при рисовании для души чаще всего важно другое.

Давайте взглянем на вопрос с третьей стороны. Так, существуют какие-либо образы и внутренние переживания . И чаще всего хочется так нарисовать какой-либо образ, чтобы он выражал личное внутреннее переживание. Передать другим то, что внутри, с помощью рисунка окружающего мира. Внутри радость — и она передаётся в виде светлого пейзажа (изображения природы). Внутри горе — и возникают тёмные и мрачные картины.

А на душе становится легче.

Так что, чаще всего здесь не до точности — в отличие от первой области, академического рисования.

Если вы интересуетесь исключительно академическим способом изображения, то на эту тему существует огромная масса литературы и многочисленные кружки. Я не буду дублировать эту информацию. Разве что самую малость. Для порядка и сравнения.

Дальнейшие шаги наших уроков по предусматривают обучение рисованию для души .

Итак, если вы в серьёз решили научиться рисовать, то я советую вам не переходить к следующему пункту, пока вы не выполните первый шаг, постановку цели, с помощью второго — уточнения вашего замысла. То есть, того, зачем вы хотите рисовать .

Примеры того, зачем можно хотеть рисовать:

  • чтобы порадовать маму
  • чтобы похвастаться перед друзьями
  • чтобы запечатлеть свои переживания
  • чтобы в точности передать увиденное
  • чтобы выразить свои мысли по поводу чего-нибудь
  • просто для души
  • для тренировки творческих способностей
  • за компанию
  • и так далее, и тому подобное.

Как видите, «зачем рисовать» может быть ОГРОМНОЕ количество. И чем точнее вы определитесь с тем, зачем вы рисуете, тем лучше вы сможете это нарисовать. Не без тренировки, разумеется. Но тем не менее.

В наших дальнейших уроках мы остановились на таком варианте:

  1. Цель: рисовать — животных.
  2. Чем и на чём рисовать — карандашом или ручкой на бумаге.
  3. Зачем рисовать — для собственного удовольствия. Ну, и похвастаться немного.

Определившись с целью, можно переходить к следующему пункту —

Каждый человек хотел бы познать тайны своего характера и увидеть себя со стороны. Наилучшим способом для самопознания является психологический проецирующий рисунок, который отразит все особенности вашей личности.

Когда мы делаем что-то, над чем не задумываемся, результат показывает не логическую, а эмоциональную сторону мозга. Наши переживания , радость, злость и все остальное могут прорываться неосознанно проецируется на бумаге.

Чтобы пройти нижеописанный тест, вам необходимо уединение. Никто не должен вас отвлекать от процесса. Возьмите листок бумаги , желательно А4, ручку или карандаш . Разделите лист на одинаковые четыре части и пронумеруйте их, чтобы он выглядел примерно вот так:

Окончательная подготовка листа будет выглядеть таким образом:

  • в первом секторе нарисуйте по середине точку
  • во втором секторе нарисуйте маленький квадрат или прямоугольник
  • в третьем секторе должно находиться нечто похожее на знак «=»
  • четвертый сектор остается пустым

У вас должно получиться нечто похожее:

Итак, освободите свои мысли, никаких трудных задач не будет — рисуйте только то, что пришло вам в голову сразу.

В первые три сектора просто дорисуйте то, что вам хочется. Рисуйте, что чувствуете, не задумываясь. Не нужно рисовать что-то сложное — потратьте примерно по 10 секунд на сектор. После этого переходите к последнему заданию.

В четвертом секторе нарисуйте лодку, которая плывет по волнам. Рисунок также должен быть примитивным — также не тратьте на него много времени.

Расшифровка рисунков

Сектор первый

Этот сектор изображает вашу замкнутость или открытость . Если в этом секторе присутствуют круглые фигуры, то вы замкнутая личность. То же самое касается, например, нарисованной спирали, ведущей в центр (точку). Если вы просто нарисовали много точек, то вы очень общительны и открыты. Грубо говоря, чем больше элементов вы нанесли, тем лучше. Исключение составляют лишь круги. Их должно быть как можно меньше.

Сектор второй

Данный сектор показывает вашу доброту и отзывчивость, а также уровень эгоизма . Вы можете считать себя добрым человеком, если то, что вы нарисовали, каким-либо образом соединено с исходным прямоугольником. Чем меньше площадь соприкосновения, тем вы более эгоистичны. Открытые люди часто рисуют стену, что говорит об их нацеленности на компанию и коллектив. Многие рисуют дом, что тоже очень хорошо. Если ваш рисунок не касается прямоугольника, то это говорит о том, что вам необходимо задуматься — быть может, вы эгоист .

Сектор третий

Этот сектор покажет то, насколько вы себя считаете успешным или успешной у противоположного пола — легко ли вам общаться и флиртовать . Элементов дорисовки должно быть как можно меньше и они не должны соприкасаться со знаком равно (так его называет большинство). Люди, которые удовлетворены своими отношениями с противоположным полом, обычно дорисовывают улыбающийся смайлик, чтобы получилось нечто вроде «=)». Хуже всего, если рисунок получится симметричным и сильно нагроможденным — это показатель вашей неуверенности в себе в общении с противоположным полом.

Сектор четвертый

Тут все предельно просто. Этот сектор показывает вам то, какие вы в любви и в отношениях . Если море получилось неспокойным, то вы предпочитаете динамичную любовь, которая срывает голову. Если море спокойное, то любовь для вас — это штиль, тепло и только приятные, упорядоченные эмоции. Что касается самой лодки, следует обратить внимание на то, сложно ли она нарисована, а так же что происходит вокруг нее. Любые излишества вроде парусов или людей (о которых речи не шло), звезд, живности, Луны, Солнца — говорят о вашей романтичности. Если ничего этого нет, то вы тверды характером, и романтика вам чужда.

Таким образом, простейший на первый взгляд тест может показать каждому человеку его истинное лицо. Психологические тесты личности подобного рода самые точные, поскольку испытуемому не нужно думать — им движет только эмоциональная часть мозга. Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

Невероятные факты

Мы часто неосознанно рисуем каракули, когда разговариваем по телефону или когда сидим на скучном совещании. Мы можем этого не понимать, но эти каракули на самом деле способны много рассказать о личности и настроении рисующего.

Размер, положение, а также объект рисунка даёт нам некоторые ключевые подсказки. В случае с каракулями, как и в случае со снами, есть некоторые, которые встречаются довольно часто, и, как таковые, легче интерпретируются.

Размер и размещение

Большие каракули, занимающие большую часть страницы, говорят о том, что вас тянет к природе. Кроме того, это может быть сигналом к тому, что вы замкнулись в себе, но хотите общения.

Маленькие рисунки в углу листа говорят о том, что человек аккуратен и по-своему организован. Нахождение каракуль по бокам листа – это знак того, что человеку нравится, когда всё на своих местах.


Те, кто располагает свои рисунки в центре страницы, чаще всего нуждающиеся во внимании экстраверты. Это общая черта людей, работающих в областях, где нужно постоянно выступать публично (адвокаты, преподаватели, различные должностные лица и т.д.). Центр страницы – это также и необходимость личного пространства.

Каракули вверху страницы демонстрируют уверенность и изобилие идей. Если рисунок нарисован прямо рядом с заголовком текста на листе, это означает, что "художник" не считает важным то, что написано на бумаге.


Левая часть листа – это самое распространённое место, где обычно располагаются каракули. Это говорит о ностальгических чувствах по прошлому у человека. Использование правой стороны листа не так часто встречается, в основном справа рисуют левши. Это может указывать на желание выразить себя или рассказать о тайных мыслях.

Что означают неосознанные рисунки?

Объекты и предметы

Итак, что именно вы рисуете?

Животные


Те, кто рисует животных, как правило, очень чувствительны к любым живым существам. Вид животного, которого человек рисует говорит о его настроении, а, зачастую, и о типе личности, которой он хотел бы обладать.

Читайте также: Любите рисовать каракули? Google возьмет вас на работу

Рисунки маленьких, слабых и пассивных животных свидетельствуют о медлительности, отсутствии уверенности в себе, а также о том, что человек скорее интроверт. Изображения агрессивных животных говорят о самоуверенности, забавные и милые животные – это игривый характер рисующего, а медленные животные – это наглая, созерцательная личность.


Отдельно стоит сказать о слоне. Он мощный и доминирующий, демонстрирует внутреннюю силу человека, которая может преодолеть любое препятствие. Рисующие слона часто весёлые и немного озорные личности.

Стрелы


Стрелы – это драйв и высокая степень мотивации. Эти люди агрессивно амбициозны.

Цепи


Цепи, как правило, говорят о наличии у человека чувства ограничения, особенно в отношениях или на работе. Ограничения могут относиться и к убеждениями человека, которые не позволяют ему делать то, что хочется. Если на рисунке в каком-то из звеньев цепи появляется человек, то это свидетельствует об очень напряжённом состоянии.

Круги


Круги – это необходимость найти единство и мир. Они могут указывать на человека, который пытается собрать все детали паззла и всё понять.

Они также могут говорить о сильном интуитивном чувстве того, что частички паззла должны сложиться именно так, чтобы сформировать нечто целое. Неважно, относится ли это к отношениям или к жизни вообще.

Круги также символизируют более лёгкие чувства по сравнению с углами. Они связаны с общительностью, разговорчивостью, дружелюбием, а также с желанием быть гибким и любящим.

Значение неосознанных рисунков

Облака


Пушистые облака говорят о том, что рисующий счастлив, он немного мечтателен, но обладает сильным чувством свободы. "Сердитые", облака перед дождём, - это депрессия или трудности в повседневной жизни.

Кубики


Кубики указывают на желание человека быть конструктивным. Если они трёхмерные, то это указывает на способность или попытку рисующего увидеть проблему со всех сторон. Рисование кубов часто является признаком того, что человек чувствует себя в ловушке и бессилен перед сложившейся ситуацией.

В сочетании с кругами и спиралями кубики говорят о том, что рисующий на самом деле сейчас предпочёл бы находится в другом месте, занимаясь чем-то поинтересней.

Коробки и кубики – это самые распространённые рисунки, которые люди неосознанно рисуют.

Важно добавить, что коробки, квадраты и другие трёхмерные объекты – это показатель мужественности. Более того, если вы рисуете коробки, то, вероятнее всего, обладаете практичным, организованным и методичным подходом к различным вещам.

Точки


Точки говорят о беспокойстве и нестабильности.

Уши


Свидетельствуют о необходимости слишком долго и много кого-то слушать.

Яйца


Яйца символизируют новое начало. Может появится новый талант, о котором вы не знали. Яйца также могут говорить о том, что у вас есть потребность и желание успокоиться и построить своё собственное стабильное, безопасное гнездо.

Рисунки, которые мы рисуем неосознанно

Глаза


Глаза часто говорят о внутреннем "я" рисующего. Большие глаза рисуют открытые люди, а маленькие – замкнутые. Закрытые глаза говорят об отказе заглянуть в себя. Грустные или счастливые глаза – это отражение того, как человек себя чувствует глубоко внутри.

Глаза часто рисуют люди, которые хотят быть привлекательными. Многие рисующие сразу предполагают, что возможно рисунок глаза связан с наличием у них чувства, будто за ними наблюдают. В тяжёлых случаях глаза могут свидетельствовать о параноидальных наклонностях человека.

Лица


Выражение нарисованного лица – это хороший показатель настроения и характера человека, который его нарисовал. Хорошо нарисованное красивое лицо говорит о том, что вы видите хорошее в других людях.

Если вы рисуете странные или уродливые лица, то это говорит о вашей недоверчивости. Комические лица – это желание быть в центре внимания. Детские лица – это желание чувствовать себя нужным. Рисование человеческого профиля указывает на то, что вы интроверт.

Цветы


Цветы – это женская сторона человека и желание видеть рост, природу и продолжение рода. Если нарисованные цветы – это гармоничный букет, то значит человек привязан к своей семье и чувствует полное единение с ней. Юнг полагал, что если цветы появляются во сне, то это связано с необходимостью освободить эмоции, которые человек не может выразить открыто.

Неосознанное рисование цветов – это женственность. Это является причиной того, почему чаще всего именно девочки рисуют их. Кроме того, цветы – это понимание своей личности и ожидание цветения.

Продукты питания


Изображение еды или питья говорит о том, что человек голоден на чувства и нуждается в любви.

Сердца


Сердца говорят о том, что в данный момент человек испытывает романтические чувства.

Дома или здания


Они отражают отношение человека к своей семейной жизни. В домах обязательно должны быть двери и окна, которые указывают на то, что человек может видеть, что происходит за пределами, а его близкие могут видеть и слышать его.

Тёплый, гостеприимный дом, кажущийся обжитым, возможно, со скручивающимся дымком из дымохода, говорит о том, что рисующего полностью устраивает его семейная жизнь, и он счастлив.

Хаотичные, угрюмые дома говорят о непростых ассоциациях у рисующего с домашней жизнью. Дом, изображённый на вершине холма, говорит о том, что вам очень одиноко.


Также рисование домов говорит о том, что вы много значения придаёте укрытию и безопасности. То, что вы рисуете на домах, говорит о вещах, которые вы цените больше всего. К примеру, цифры и знаки доллара указывают на вашу озабоченность деньгами.

Самолёты, автомобили, корабли и другие транспортные средства могут говорить о вашем желании путешествовать, изменить что-то в своих отношениях или изменить свою жизнь.


Если вы рисуете простой дом, в котором нет дверей, окон, занавесок, дымохода с дымом, вы, скорее всего, в данный момент своей жизни очень расстроены, чувствуете себя одиноким и хотели бы поговорить с кем-то.

С другой стороны, если вы нарисовали большой дом, с цветами и садом вокруг, вы почти наверняка счастливы. Это также может указывать на то, что человек является материалистом и любит роскошь.


Некоторые рисуют тонкие и высокие дома. Это указывает на критический ум. Такие люди не демонстрируют открытый подход к различным вещам.

Имена и инициалы


Рисование своего имени или инициалов свойственно людям, которым нравится быть в центре внимания. Подростки часто рисуют только своё имя, без фамилии, тем самым демонстрируя своё желание оторваться от семьи и заняться своим делом.

С другой стороны, рисование чужого имени, говорит о двух вещах: либо это имя человека, к которому вы испытываете романтические чувства, либо это имя человека, связанного с проблемой, с которой вам необходимо иметь дело.

Линии


Некоторые люди просто рисуют линии. Если при этом они сильно нажимают на ручку, то их одолевает агрессия, и они чего-то опасаются. Это давление определяет ваше настроение. Чем легче вы проводите ручкой по листу, рисуя линии, тем больше спокойствия у вас внутри.

Люди


Рисование только профиля человека говорит о том, что рисующему не нравится то, как он или она выглядит, или же человек понимает, что не умеет хорошо рисовать. В полных рисунках, но когда, к примеру, у нарисованного человека отсутствуют руки, это говорит об ощущении невозможности сделать что-либо.

Отсутствие ног – это чувство отсутствия корней, даже если они есть. Важно, как человек нарисовал лицо, это говорит о его эмоциях. Отсутствующие части лица говорят о человеке, который не чувствует себя полноценным, целым.


Подчёркивание и рисование исключительно глаз говорит об осторожности и подозрительности рисующего. Дорисовывание ушей, как правило, говорит о необходимости слишком долго кого-то слушать.

Рисунок ребёнка: если нарисованный человек парит в воздухе, то он много значит для малыша. Очень большие уши, не украшенные серьгами, могут указывать на словесное оскорбление. Иногда линии, ведущие к ушам, демонстрируют часто встречающийся оскорбительный тон.


Затянутый длинной щелью рот может быть нарисован тревожным ребёнком, а полное отсутствие рта – это невозможность общаться. Пустые глаза говорят о трудности в восприятии окружающей реальности, они слепы к тому, что происходит.

Большие зубы неправильной формы – это тенденция к агрессивному поведению, особенно в сочетании с другими зубчатыми графическими символами, такие как "шипастые" пальцы, ноги, уши, волосы.

Интересный факт: дети рисуют чувства, которые они не могут выразить.

Звёзды


Звёзды говорят о чувстве надежды, ожидании чего-то с нетерпением, оптимизме. Люди, которые рисуют звёзды группами, неудержимо романтичны.

Паутина


Она, как правило, символизирует ощущение того, что, либо человек сам попал в ловушку, либо хочет завлечь кого-то в определённые отношения или ситуацию.

Транспорт


Рисунки любого вида транспорта говорят о желании уйти от чего-то или же достичь поставленной цели. Чем быстрее тип транспортного средства, тем выше скорость, с которой действует человек.

Треугольники


Треугольники – это второй по распространённости неосознанный рисунок. Они говорят о рациональном состоянии ума и о желании знать о том, что будет происходить.

Деревья


Деревья представляют наше эго и наши амбиции, поэтому обратите особое внимание на здоровье дерева! Деревья с листьями и плодами показывают, что рисующий считает любовь, половые отношения и детей частью единого целого.

Голые, свисающие ветви указывают на депрессию и отсутствие боевого духа. Бесплодные деревья могут указывать на то, что рисующий не чувствует своих корней.

Дерево также указывает на человека или на вещь из прошлого, о которой вы не можете забыть. Более того, вы боитесь попасть в беду и хотите, чтобы вас защитили, если ваше дерево стоит в одиночестве. Если дерево окружено цветами, это указывает на счастье и любовь к семье.

Зигзаги


Зигзаги – это дискомфорт в жизни, от которого хочется убежать. Также они могут говорить об энергии человека, который хочет научится ладить с окружающими. Если у зигзага мягкие, текучие линии, это рассказывает о романтическом, женском подходе к вещам. Зигзаги, нарисованные большим количеством прямых линий указывают на более агрессивную мужскую природу.

Что обозначают рисунки, которые мы рисуем неосознанно

Цвета

Когда люди неосознанно рисуют, они обычно делают это тем, что есть у них под рукой. В зависимости от культурных различий одни и те же цвета могут значить разные вещи.

На всей деятельности человека лежит печать его личности, и в наибольшей степени ее особенности проявляются именно в творчестве. Рассматривая картины на выставке или в картинной галерее, мы видим не только произведение искусства, но и внутренний мир его создателя, пытаемся понять, что же именно подтолкнуло автора к написанию того или иного полотна.

Рисунок является не чем иным, как отображением мыслей, чувств, мироощущения и характера человека, он служит средством проникновения в духовное пространство человека.

О чем расскажет рисунок?

Психологический анализ личности человека по его рисункам как метод профессиональной психологии возник в начале XX века. Тогда появились первые тесты, целью которых являлась диагностика разных аспектов личности по рисункам человека.

В наше время у психологов не возникает никаких сомнений в том, какое большое значение имеет рисунок в психологии, ведь именно рисунок является важнейшим источником знаний о психике человека.

Психологическая «расшифровка» рисунка дает качественное представление о личности взрослого человека, «подделать» или предугадать результат практически невозможно, ведь диагностика и интерпретация рисунка – сложный и многослойный процесс, в чем-то схожий с определением .

Доктор психологических наук, профессор Елена Потемкина в период с 1985 по 1995 годы провела масштабное психологическое исследование. Это анализ и интерпретация более 100 000 рисунков, которые были выполнены людьми разного возраста и сфер деятельности, находившихся при этом в разных жизненных обстоятельствах и психических состояниях.

Таким образом, профессору удалось составить общую модель анализа рисунка, с помощью которой стаёт возможна качественная диагностика и интерпретация особенностей психологии человека, определение его характера по рисунку.

В таблице представлены общие признаки, по которым можно определить отдельные особенности личности.

Общая модель анализа рисунка

Психологическая диагностика с помощью рисунка в психологии называется проективной диагностикой. Такое название объясняется тем, что в психологии рисунок является индивидуальной проекцией внутреннего мира человека, его характера и личностных особенностей. Тесты по рисункам человека психология называет проективными тестами или методиками, они имеют ключевое значение среди других методик.


Существует много интересных проективных методик, как например «Рисунок семьи» или , которые многое могут поведать о характере создателя рисунка.

О чем же конкретно говорят рисунки человека?

Вы узнаете об этом на примере интерпретации проективной методики «Автопортрет».

Безусловно, качественная диагностика должна совершаться профессиональным психологом с использованием широкого диапазона различных методов, но ведь мы с вами знаем, как интересно бывает самостоятельно «продиагностировать» себя и своих близких, узнать о себе и других нечто новое и интересное. На просторах интернета можно найти множество различных тестов, но уверенны ли вы в их подлинности и эффективности?

Именно поэтому вашему вниманию предлагается полное описание профессиональной проективной методики «Автопортрет» в адаптации американского исследователя Р. Бернса с дополнениями Е. Потемкиной.

Напишите свой автопортрет

Задание теста довольно простое и звучит так: «Возьмите простой карандаш или ручку, лист бумаги, размером 10х15, и нарисуйте на бумаге самого себя, одного, а возможно с семьей или коллегами. Ваши художественные способности не имеют значение».

Интерпретация по элементам рисунка:

Голова

Большая голова говорит о больших интеллектуальных претензиях человека или наоборот, о недовольстве развитием интеллекта. Маленькая голова говорит о неадекватности суждений относительно своих интеллектуальных или социальных возможностей.

Глаза

Большие глаза характеризуют подозрительность, а также сильную зависимость от общественного мнения. Маленькие либо закрытые глаза говорят о повышенной сосредоточенности на своей личности или закрытости человека.

Уши и нос

Увеличенные уши говорят о высокой чувствительности к критике. Если нос выделен как выдающийся акцент внешности, это говорит сексуальных проблемах. Сильно выделенные ноздри являются свидетельством агрессии.

Рот

Выделенный рот может свидетельствовать о проблемах с речью. Если рот не нарисован вообще, то это означает негативное психическое состояние, возможно, депрессию, или просто вялость в общении.

Руки

Являются символом контакта человека с обществом и миром в целом. Скованные руки говорят о жесткости, замкнутости, повышенных требованиях к себе. Вяло-опущенные руки говорят об общей неэффективности человека. Слабые, хрупкие руки предполагают неуверенность в себе. Длинные и сильные руки наоборот, говорят о силе и амбициозности. Очень короткие руки являются свидетельством чувства неадекватности.

Ноги

Крупные ноги означают потребность в безопасности. Чем длиннее ноги, тем больше выражено желание быть независимым. Отсутствие ног предполагает нестабильность, ощущение пустоты, отсутствия жизненного фундамента.


Интерпретация по типу изображения:

  • Схематическое изображение. Изображение в виде общих деталей и схем принадлежит людям интеллектуального склада, «мыслителям», для которых наиболее важную роль играют общие сведения о разных явлениях.
  • Реалистическое изображение. Это детальное прорисовывание внешности, характерное для человека педантичного, склонного к глубокому анализу и постоянным уточнениям.
  • Изображение-метафора . Человек рисует себя не человеком, а каким-либо предметом, существа или явления, например, животного, дождя, кружки, персонажа фильма или книги. Это говорит о развитой креативности, художественном складе, развитом воображении и творческих способностях. Такой человек обладает хорошим чувством юмора.
  • Портрет в интерьере. Человек рисует себя на фоне пейзажа, в определенных обстоятельствах. окруженным разными предметами. Это говорит об экстраверсии, о желании находиться в окружении других людей.
  • Эмоциональный портрет. Изображение себя в неком эмоциональном состоянии. Это говорит о высокой эмоциональности и чувствительности, о склонности к глубокой саморефлексии. Часто человек рисует противоположную эмоцию: он грустит, но изображает себя с улыбкой на лице.
  • Изображение портрета со спины. Вместо лица человек рисует затылок, что говорит о внутреннем противоречии, о желании продемонстрировать свою . Это также может свидетельствовать о нежелании изображать некоторые детали, например, лицо.
  • Эстетическое изображение. Свойственно людям с развитыми художественными способностями и эстетическим вкусом.

Небольшой сюжет «О чем говорят ваши рисунки».