Рисунок на тему изобразительное искусство.

Данная презентация выполнена для уроков изобразительного искусства по программе Б. Неменского в 6х классах и посвящена рисунку, как началу и основе любой изобразительной деятельности. Презентация содержит образцы рисунков разного плана и длительности исполнения, также образцы рисунков разного целевого назначения. Есть также интересные фотографии об устройстве человеческого глаза, вызывающие у детей оживление и интерес. Текста мало, предполагается устное комментирование учителем.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РИСУНОК – основа изобразительного творчества

И для скульптора, и для архитектора, и для живописца рисунок необходим и в процессе обучения, и в процессе создания произведений

Чаще всего рисунок выполняется карандашом или углем

Но может быть выполнен и пером, и ручкой, и даже кистью

Виды рисунка: Набросок – это рисунок, сделаный очень быстро. В наброске художник изображает основную пластическую мысль

Тогда он называется ЗАРИСОВКОЙ Рисунок может быть более долгим, изучающим.

Бывают также ТЕХНИЧЕСКИЕ РИСУНКИ

Существует УЧЕБНЫЙ РИСУНОК Его цель – освоение правил изображения

ТВОРЧЕСКИЙ РИСУНОК – всегда особенный, В нем автор стремится выразить свое отношение к тому, что он рисует.

Чтобы овладеть рисунком, Необходимо учиться ВИДЕТЬ

Учиться видеть – значит учиться особым образом мыслить

Рисование начинается с рассматривания

Занимаясь рисунком, понимаешь, что это особый способ ИССЛЕДОВАНИЯ в котором важное место занимает твое отношение к тому, что ты рисуешь

Рисунок – это рассказ художника о том, что он видел Рисунок показывает нам ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисунок - основа изобразительного творчества. Презентация к уроку в 6 классе.

Презентация к уроку изобразительного искусства в 6 классе. Тема урока: "Рисунок - основа изобразительного творчества". Презентация содержит краткий теоретический материал, который сопровождается нагля...

«Рисунок – основа изобразительного творчества. Знакомство с видами графики и графическими материалами»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Переславля-Залесского Конспект урока по изобразительномуискусству в 6 классе«Рисунок...

Изобразительное искусство в 6 классе. Тема:«Графические материалы изобразительного творчества» ,

«Графические материалы изобразительного творчества» , 6 класс.Тип урока – комбинированный. На данном уроке учащиеся получают подробные теоретические знания и понятия о графических средствах выразитель...

Ананьева Елена Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: "Самарское художественное училище им.К.С.Петрова-Водкина"
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Рисунок - основа изобразительного искусства"
Дата публикации: 16.03.2017
Раздел: среднее профессиональное

Рисунок - основа изобразительного искусства.

Процесс познания художником окружающего мира состоит в раскрытии

Глубокое

всестороннее

закономерностей

основное

реалистического

искусства.

Правильно

правдиво

изобразить

действительность

знания ее законов невозможно.

Реалистическое искусство требует от художника тесной связи с жизнью и

высокопрофессионального

мастерства.

внимание

художественной

овладения

изобразительного

искусства. Реалистическое искусство пользуется языком, ясным для всех, оно

доступно

стремится

отображать

реальную

действительность правдиво, без искажений.

Основой всех видов изобразительного искусства является рисунок. Это не

искусство,

обучающая

понимать

конструктивную

изображать

пластическую

структуру

предмета

плоскости.

средство

выражения

фантазии,

представлений в любой композиционной и проектной работе.

Одной из задач учебного академического рисунка и является раскрытие

познания

реальной

действительности

процессе

построения

изображения, раскрытие приемов и методов изучения форм природы.

Программа

основывающаяся

использовании

традиций мировой и русской реалистической школы, ориентирует учащихся

углубленное

изучение

Последовательность

постепенность

процесса

рисования

принятые

художественной

позволяют

сочетать

изучение

художественной

интерпретацией.

Необходимо

внимание

краткосрочным постановкам по рисунку, наброскам, рисованию по памяти и

по представлению, работе по изображению античных слепков, интерьеров,

архитектуры

театрально-декорационных

постановок,

творческой и самостоятельной практике студентов.

Пути постижения человека и природы раскрывали художники прошлых

столетий.

представляют

высказывания,

трактаты, многие положения из которых по сей день не утратили своего

значения.

Начальная практика рисования гипсовых слепков – это хорошая подготовка

учащихся к дальнейшему изучению человека на последующих курсах. Эта

приучает

точности

изображения,

тренирует

зоркость

дисциплинирует художника, воспитывает в нем эстетический вкус. Рисование

предусматривает решение учебных и творческих задач в единстве, являясь

системой

обучения

воспитания

развития

творческого

потенциала.

рисовании

необходимо

приучаться

представлять себе объем в целом, иметь ввиду и те части, которых не видно с

данного места. Все части рисунка, все детали должны жить только в связи с

другими. Сумма частей в искусстве не равна целому, так как целое – это

сумма частей плюс целостность, единство, собранность и соподчиненность

этих частей.

Светотеневые отношения (сила света, теней и полутеней) в

ансамбле

подчиняться

определенной

гармонии.

Каждый полутон, свет, рефлекс и блик должны дополнять и поддерживать

друг друга так, как это мы наблюдаем в музыке, где каждый звук аккорда

согласован с соседним, дополняет его, создавая впечатление единого целого.

обучения

необходимо

осваивать

многочисленные

технические

рисования,

различные

материалы.

наброски, зарисовки (рисовать от себя, по представлению), развивая остроту

глаза и наблюдательность.

временем

приходит

рисовать,

предварительное

построение, держа его в уме, ориентируясь на основные опорные пункты.

Появиться возможность отойти от строгой дисциплины, сухости, которые так

необходимы в процессе изучения, но навсегда должно остаться стремление

анализировать и точно передавать натуру.

Формирование

художника-реалиста

предусматривает

вооружение

учащихся художественных учебных заведений определенной суммой научно-

теоретических знаний и практических навыков. Художник-профессионал тем

отличается

дилетанта,

понимать

сложности

реалистического

изображения,

закономерности

зрительного

восприятия действительности и уметь творчески их использовать в работе.

мастеров,

начинающий

рисовальщик

замечает в них отступления от правил, нарушение закономерности строения

формы, и ему начинает казаться, что правила вообще не нужны, главное -

эмоциональная

выразительность

проистекает

непонимания

различия

творческим

рисунком

бывает возможно для мастера, недопустимо для ученика. Познавая в рисунке

законы линейной перспективы, ученик обязан строго соблюдать все правила.

Мастер же может делать отступления.

Профессиональная

квалификация

художника

находится

зависимости от суммы и качества знаний и навыков, которыми обладает

художник,

использовать

процессе

творческой работы.

Овладевая

профессиональными

знаниями

навыками

занятиях,

учащийся

художественного

учебного

заведения

постоянно

активизировать свою творческую деятельность, развивать художественный

вкус. Этого можно добиться путем развития образного видения, образного

мышления,

систематических

изучением

произведений

мастеров. Занятия учебным рисунком помогают художнику правильно видеть

и понимать реальную действительность, указывают правила и способы ее

верного изображения.

Рисунок, тончайший инструмент художника для выражения творческих

замыслов, в то же время и средство изучения действительности во всем ее

бесконечном многообразии.

Современная

академического

наследовала

традиции русской и мировой культуры, в основе ее методов обучения лежит

рисование с натуры. Основы школы реалистического рисунка были заложены

еще художниками Древней Греции, они проявляли живой интерес к реальной

действительности, стремились с математической точностью познать законы

природы и на их основе добиться полной достоверности в изображениях.

Художники эпохи Возрождения продолжили эту линию, но уже с новых

глубоким

научно-теоретическим

обоснованием.

трактатах

Альберти,

Леонардо

искусство

определяется как наука, а в основу обучения кладется рисование с натуры как

наилучший

познания

реальной

действительности.

веках рисование выделяется в самостоятельную учебную дисциплину -

академический

дальнейшем

становится

главнейшим

учебным предметом во всех художественных учебных заведениях.

изобразительного

искусства.

академического

рисования ставит своей задачей научить правильно наблюдать и познавать

предметы окружающей нас природы.

Наша художественная школа должна использовать все лучшее, что было в

системах

академических

развивать

принципы

методы, которые давали высокие результаты, а не отвергать достижения

прошлого. В настоящее время реалистическое искусство не потеряло интерес

необходимость

дальнейшем






Набросок – произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назначение наброска – быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или воображению.


Зарисовка с натуры – краткосрочный рисунок. Его задача заключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характерное, что в свою очередь даёт возможность легче запоминать и восстанавливать увиденное.


Эскиз – в изобразительном искусстве подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие художественные средства. Эскиз даёт общее представление о том произведении, для которого он исполняется.






Необходимо, прежде всего, все детали привести к простейшей и характерной для неё форме. Важно композиционно разместить на листе обобщённую форму рисуемого предмета. Для этого предварительно нужно лёгкими касаниями карандаша наметить границы будущего рисунка, определяя его высоту и ширину, а также взаимное положение отдельных предметов. Когда натура расположена и намечены её очертания, то следует находить и размещать основные части предмета, выявляющие форму. Нужно ориентироваться на всю изображаемую форму в целом. Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные части и мелкие детали, необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для придания ему выразительности. Последовательность работы над рисунком.

Тема урока: «Рисунок – основа изобразительного искусства».

Цель урока: научить выполнять с натуры эскиз травянистого растения.

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его видами, с материалами выполнения рисунка, техникой работы над ним.

2.учить выполнять рисунок карандашом с натуры.

3.развивать навыки овладения техникой рисования.

4.учить сопоставлять предметы с геометрическими фигурами прямоугольной, треугольной, трапецевидной формы.

Развивающие:

1.развивать моторику руки.

2.коррегировать и развивать пространственную ориентировку на листе.

3. развивать мыслительные операции при анализе объектов.

4. развивать речь и обогащать словарный запас.

5.совершенствовать представления.

Воспитательные:

1. воспитывать познавательный интерес к предметам и явлениям окружающего мира.

2.воспитывать позитивное отношение к урокам изобразительного искусства и к изобразительной деятельности вообще.

3.воспитывать оценочное отношение к своим рисункам и к рисункам товарищей.

4.воспитывать аккуратность при рисовании.

Методы:

Словесные - беседа, рассказ, объяснение

Наглядно-иллюстративные.

Тип урока: практический, комбинированный.

Оборудование: схема видов рисунков,

образцы травянистых растений,

схема строения травянистых растений,

работы детей,

плакаты с изображением материалов для рисования.

Ход урока.

Приветствие.

  1. Организационный момент.

Как правило, такие дети часто бывают возбуждены. Чтобы настроить их на рабочий лад, я включаю спокойную музыку (А.Глазунов «Лес») на 2-3 мин. и мы начинаем урок.

Эпиграф: «О вдохновение рожденья!

Мне с ним знакомиться дано,

Ко мне является виденье …»

М. Светлов

  1. Сообщение темы урока.

Рисунок – важнейшее средство изучения и отображения действительности. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: скульпторам, живописцам, архитекторам, оформителям, дизайнерам. Оно необходимо и инженеру, и географу, и многим другим.

Сегодня на уроке вы начнёте постигать технику выполнения рисунка.

  1. Изучение нового материала.

(Рассказ, запись схемы на доске и демонстрация наглядных пособий).

  1. Сообщение теоретических сведений о рисунке (виды рисунка).

Свои первые идеи художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках – набросках.

Набросок – это произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Набросок может выполняться как с натуры, так и по памяти. Наглядным примером служит работа Ф.А.Малявина «Набросок. Карандаш».Здесь же показ детской работы. Прокомментировать.

Затем художник делает зарисовку с натуры.

Зарисовка с натуры – краткосрочный рисунок. Его задача брать с натуры самое главное, характерное, что даёт возможность легче запоминать и восстанавливать виденное.Показ рисунков М.А. Врубеля «Скачущий всадник « ,комментарий, сравнение с работой Ф.А.Малявина.

Потом художник накапливает нужные наблюдения в рисунках – этюдах.

Этюд – выполняется с натуры. В этюдах художники разрабатывают детали задуманного произведения. Показ студенческих и детских работ близких по заданию.

И, наконец, художник отыскивает будущую композицию произведения в рисунке – эскизе.

Эскиз – подготовительный рисунок для более крупной работы. Продемонстрировать эскизы В.М.Васнецова «Витязь на распутье» Комментарий.

Рисунок

Набросок

Эскиз

Зарисовка

с натуры

Этюд

Чем набросок отличается от эскиза?

  1. Ознакомление с материалами и техникой работы с рисунками.

Для рисования художники используют такие инструменты как:

  1. карандаш;
  2. резинка.

Держат карандаш при рисовании особым образом, не так как при письме. (Продемонстрировать, как правильно держать карандаш при рисовании).

Графитные карандаши выпускают в большом диапазоне различных степеней твердости. Более твердые обозначают буквой Т , более мягкие – М , средние – ТМ .

(Демонстрация карандашей и пробы их твердости и мягкости на листе бумаги).

Для рисования подходят более мягкие карандаши, так как они могут давать линии различной толщины.

(Показ на листе бумаги линий от светлой до почти черной).

Так же следует иметь хорошую мягкую резинку.

Физкультминутка.

1. И. п. – стоя, руки опущены вдоль туловища вниз. На счет «раз»- подняться на носки, поднять руки вверх и потянуться, на счет «два»- вернуться в исх. полож.

2 . И. п. – стоя ноги врозь. Туловище слегка наклонено вперед, расслабленные руки спущены вниз. Покачиваясь из стороны в сторону расслабленными руками и туловищем.

3. Следующее упражнение необходимо для тренировки мышц глаз. Медленно переводите взгляд справа налево и обратно.

Все упражнения выполнять 8-10 раз.

3. Практическая работа.

Объяснение задания.

Сегодня на уроке мы будем делать зарисовку с натуры отдельных травянистых растений.

А сначала мы поиграем в игру.

Я знаю пять названий полевых цветов

Я знаю пять названий трав

(дети называют названия трав и цветов)

Прием соотнесения.

(Ребенок должен представить себя каким-нибудь растением и ответить на вопросы учителя): «Какие Вы?»

  • Крупные или мелкие?
  • Листья узкие или широкие?
  • Гибкие или колючие?
  • Высокие или низкие?

А теперь давайте рассмотрим веточки деревьев и травянистых растений, которые я принесла на урок.

Показ растений.

Итак, взглянув на натуру, а это веточки деревьев и травянистые растения (зонтичные и колоски) вы должны отметить сразу все:

  1. Пропорции
  2. Формы
  3. Цвет
  4. Освещение

Но так, как нарисовать предмет сразу, как его видишь, невозможно, необходимо прежде всего все детали привести к простейшей и характерной для неё форме. Попробуем разделить стебли и листья на группы.

Тонкие и толстые Прямые и изогнутые

Длинные и короткие Гладкие и колючие

Листья

Крупные и мелкие Разных форм

Резные и простые Плоские и завернутые

Также все должны отметить – какую геометрическую фигуру имеет в целом по форме травянистые растения?

Круг – квадрат –

прямоугольник: по вертикали – по горизонтали –

трапеции – или

Раздать учащимся травянистые растения и попросить сделать словесное описание своего растения. Ответить на следующие вопросы:

  1. Из чего состоит растение?
  2. Какой стебель?
  3. Какие листья?
  4. Какую геометрическую фигуру в целом имеет растение?
  5. Какие вы видите характерные черты в натуре, которые придадут рисунку особую выразительность?

Алгоритм задания.

Приступая к работе, вы должны не только уместить, но и красиво композиционно разместить на листе обобщенную форму рисуемого предмет. (Показ детских работ с правильно размещенной композицией и неправильной).

  1. Для этого предварительно легкими касаниями карандаша наметить границы будущего рисунка, определяя его высоту и ширину, а также взаимное расположение отдельных предметов.
  2. Когда натура расположена и намечены её очертания, то следует находить и размешать основные части предмета, выявляющие форму (стебли, листья).
  • В процессе работы не следует сосредотачивать свое внимание на кончике карандаша, а нужно ориентироваться на всю изображаемую форму в целом.
  1. Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные и мелкие детали, необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для предания ему выразительности (прожилки, тычинки и т.д.)
  2. Слегка заштриховать, отметить свет и тень карандашами разной твердости.

Во время практической работы делать целевые обходы:

  1. Контроль правильности выполнения приемов рисунка
  2. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
  3. Контроль объёма и качества выполненной работы.
  1. Итоги урока.
  1. Провести выставку работ учащихся.

Критерии оценивания работ:

  • Соразмерная компоновка в листе (горизонтальное или вертикальное расположение);
  • Правильные формы (пропорции, строение);
  • Хорошее владение графическими материалами;
  • Аккуратность исполнения;
  • Завершенность.
  1. Экспресс-выставка

Задать вопрос детям: «Какие работы вам больше всего понравились и почему?»

Дети называют понравившиеся работы и оценивают по критериям вместе с учителем.

Выставление оценок.

Заключительное слово.

Сегодня на уроке вы на практике убедились, что, изображая что-либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями, вместе с тем показать объемность предметов, и материал из которого они сделаны, и даже подчеркнуть детали, которые помогут зрителю увидеть их выразительными. В лучших ваших работах вы сумели эти приёмы отразить.

  1. Домашнее задание: познакомиться со словарями по изобразительному искусству, поиск терминов – тон, силуэт, контур и их обозначение.

Конспект занятия по изобразительному искусству

ТЕМА: « РИСУНОК - ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Цель: ка, его видами, с материалами для его выполнения в теории и в практике

Задачи :

    познакомить учащихся с творческими задачами рисун­ ка, его видами, с материалами для его выполнения;

    развивать навыки овладения техникой рисования;

    воспитывать мотивацию к учебной деятельности;

    учить выполнять рисунок карандашом или фломастером.

Зрительный ряд : «Великие художники. Леонардо Да Винчи» (Леда с лебедем, Эскиз Леда, Набросок мужской головы, Зарисовки животных, Автопортрет); «Великие художники. Иванов» (Явление Христа народу); Е.Каменева «Какого цвета радуга» (Эскиз Явления Христа народу); Учебный рисунок выполненный школьником.

План урока.

    Беседа о рисунке, его видах, материалах для его выполнения.

    Постановка художественной задачи.

    Образец педагогического рисунка.

    Практическое выполнение.

    Подведение итогов.

Ход урока.

Организационный момент.

Знакомство с классом. Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.

Рисунок - важнейшие средство изучения и ото­ бражения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо ху­дожникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпто­ рам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка.

Изучение нового материала.

Сообщение теоретических сведений о рисунке.

Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках , затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдах и, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе . Один из величайших художников прошлого - Микеланджело, который одновременно был и живо­ писцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок ... есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; ри­ сунок - источник и корень всякой науки».

Для художника рисунок - это лучшая школа, которая учит его владеть, то есть пристально вглядываться в окружающий мир, со­поставлять, анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного мастерства, разви­тие художнического умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.

По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и порывисто, почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему глазу могут показаться просто каракулями, линии, которыми художник пытается для себя удержать мгновенное впе­чатление или мысль. Это и тщательно отделанные, вполне закон­ченные тоновые изображения. Впрочем, и понятие законченности здесь очень своеобразно: самый быстрый, беглый рисунок может быть по-своему художественно выразительным, совершенным, а значит и законченным.

Основная часть получаемой зрительной информации основывается на восприятии очертаний, контурных линий, играющих основную роль в процессе узнавания предметов окружающего мира. Именно этот первоэле­ мент изображения - линия - выступает в рисунке особенно ярко.

Обычно большие по размеру и трудоемкие произведения живо­ писи и скульптуры требуют для своего создания и большого вре­ мени. За это время очень часто настроение и замыслы художника претерпевают самые разнообразные и иногда очень значительные изменения. Первая, самая яркая мысль иногда уходит или слабеет. Рисунок в этом отношении имеет преимущество - он сохраняет в своем облике как бы застывший процесс поиска, становления ху­дожественного образа. Рисунки чаще всего выполняются художни­ком для себя и потому наиболее эмоционально раскрывают его внутренний мир, его переживания, чувства, мечты и воспоминания.

Рисунок - самая простая, удобная и оперативная техника изо­ бразительного искусства.

Ознакомление с материалами и техникой работы с ри­ сунками.

(Каждый материал и его возможности демонстрируются с помощью документ-камеры. Выполняются небольшие зарисовки в различных техниках).

Для рисования художники используют очень мно­ гие инструменты и материалы. Первый и наиболее распространен­ ный из них - обыкновенный графитный карандаш. Держат каран­ даш при рисовании особым образом, не так, как при письме. Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», ши­ роко распространенным, знакомым с самых ранних лет каждому. Уже древним римлянам был известен карандаш, но только сереб­ ряный или свинцовый. В средние века к ним добавились оловян­ ный и из сплава олова и свинца. След таких карандашей плохо со­ хранялся на пергаменте, и это делало их малопригодными для само­стоятельных работ - их использовали только для предварительных набросков, которые затем уже дорабатывали пером или кистью.

В конце XIII века в Европе появилась бумага, и это увеличило возможности металлических карандашей. Но и на бумаге они дава­ ли очень светлые линии, поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали. Штрихи серебряного карандаша по происшест­ вии некоторого времени окислялись и приобретали красновато- коричневый оттенок, становились более заметными. Серебряный карандаш позволял делать очень тонкую штриховку, тщательную проработку формы. Серебряным карандашом пользовались вели­ кие мастера - Боттичелли, Гольбейн, Рафаэль и другие.

Такие карандаши не могли получить широкого распростране­ ния. Революцию в этом деле произвело открытие графита во вто­ рой половине XVI века в Англии. На смену металлическим каран­ дашам пришли графитные - более темные и более дешевые. Но и они имели крупные недостатки - пачкались, не очень хорошо дер­жались на бумаге, легко ломались. И только в конце XVIII века французский механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции, изобрел в принципе тот карандаш, которым мы пользуемся и теперь. Характерной особенностью графитного карандаша является легкий металлический блеск его штрихов.

Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне раз­личных степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более твердые обозначаются буквой Т (от IT до 7Т), более мягкие - буквой М (от 1М до 5М). Среднее положе­ ние занимают карандаши ТМ.

Для рисования наиболее подходят относительно мягкие каран­ даши марок от 1М до 5М. Эти карандаши могут давать линии раз­личной толщины, и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного.

Широко применяется в рисовании уголь. Его готовят особым образом - сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы или березы в песке, в герметически закупоренной посуде, без дос тупа воздуха. Уголь - материал богатый, живописный, его возмож­ ности шире, чем у карандаша: им можно сделать маленький набро­сок и большое полотно.

Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря не­обычайной строгости и скупости средств перовая техника учит ху­ дожника очень внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и существенное.

Виды рисунка.

Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.

Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назна­чение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и за­мыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или вообра­ жению.

Зарисовка с натуры - краткосрочный рисунок. Его задача за­ключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характер­ ное, что в свою очередь дает возможность легче запоминать и вос­ станавливать виденное.

Эскиз (французское esguisse ) - в изобразительном искусстве подготовительный набросок для более крупной работы. Исполне­нию значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие худо­жественные средства.

Эскиз дает общее представление о том произведении, для кото­ рого он исполняется.

Этюд (французское etude - изучение) - в изобразительном ис­ кусстве произведение вспомогательного характера и ограниченно­ го размера, выполняемое с натуры. В этюдах художники разраба­ тывают детали задуманного произведения.

Практическая работа.

Задание.

Используя предложенные образцы рисунков из серии « Мое настроение », вам нужно выполнить свой рисунок, передав в нем свои черты характера, настроение, поведение. Рисунок должен быть выполнен в графике. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.

Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

1) Контроль организации рабочего места;

2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка;

3) Оказа­ние помощи учащимся, испытывающим затруднении;

Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке вы на практике убедились, что, изображая что-либо, можно ограничиться всего несколькими точными каран­ дашными линиями, штрихами, которые помогут зрителю увидеть их выразительность. В своих работах вы сумели эти приемы отразить.