Взаимосвязь памяти и культуры аргументы из литературы. Аргументы на тему «Война» для сочинения ЕГЭ

.ЕГЭ по русскому языку. Задание С1.

1) Проблема исторической памяти (ответственность за горькие и страшные последствия прошлого)

Проблема ответственности, национальной и человеческой, была одной из центральных в литературе в середине 20-ого века. Например, А.Т.Твардовский в поэме "По праву памяти" призывает к переосмыслению печального опыта тоталитаризма. Та же тема раскрывается и в поэме А.А.Ахматовой "Реквием". Приговор государственной системе, основанной на несправедливости и лжи, выносит А.И.Солженицын в рассказе "Один день Ивана Денисовича"

2) Проблема сохранения памятников старины и бережное отношение к ним.

Проблема бережного отношения к культурному наследию всегда оставалась в центре общего внимания. В тяжелый постреволюционный период, когда смена политического строя сопровождалась ниспровержением прежних ценностей, русские интеллигенты делали всё возможное для спасения культурных реликвий. Например, академик Д.С. Лихачёв воспрепятствовал тому, чтобы Невский проспект был застроен типовыми многоэтажками. На средства российских кинематографов были отреставрированы усадьбы Кусково и Абрамцево. Забота о памятниках старины отличает и туляков: сохраняется облик исторического центра города, церкви, кремль.

Завоеватели древности сжигали книги и разрушали памятники, чтобы лишить народ исторической памяти.

3) Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней.

"Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности" (А.С. Пушкин). Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт - человек, насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери - одним словом, не осознаёт себя человеческим существом. Такой недочеловек опасен для общества - предупреждает писатель.

Совсем недавно в преддверии великого праздника Победы на улицах нашего города опрашивали молодых людей, знают ли они о начале и окончании Великой Отечественной войны, о том, с кем мы воевали, кто такой Г.Жуков... Ответы были удручающими: молодое поколение не знает даты начала войны, имён полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской дуге...

Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, - тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч.Айтматова: "Вспомни, чей ты? Как твоё имя?"

4) Проблема ложной цели в жизни.

"Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа", - писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник». Герой его - Николай Иванович Чимша-Гималайский - мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик ("располнел, обрюзг... - того и гляди, хрюкнет в одеяло"). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование...

И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

5) Смысл человеческой жизни. Поиск жизненного пути.

Образ Обломова (И.А.Гончаров) - это образ человека, который много хотел добиться в жизни. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей... Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.

М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.

Н. Гоголь, обличитель человеческих пороков, настойчиво ищет живую человеческую душу. Изображая Плюшкина, который стал «прорехой на теле человечества», он страстно призывает читателя, выходящего во взрослую жизнь, забирать с собой все «человеческие движения», не терять их на жизненной дороге.

Жизнь - это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней "с казённой надобностью", задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился ? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо "жизнь трогает везде, достаёт" («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное "я". Один из них - Пьер Безухов - герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».

В начале своего пути Пьер далёк от истины: восхищается Наполеоном, вовлечён в компанию "золотой молодёжи", участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым... И как итог - полная утрата смысла жизни. "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?" - эти вопросы бессчётное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живёт человек - к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное "я".

6) Самопожертвование. Любовь к ближнему. Сострадание и милосердие. Чуткость.

В одной из книг, посвященных Великой Отечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, что ему, умирающему подростку, во время страшного голода спас жизнь по жилой сосед, который принес банку тушенки, присланную сыном с фронта. «Я уже старый, а ты молодой, тебе еще жить да жить» - сказал этот человек. Он вскоре умер, а спасенный им мальчик на всю жизнь сохранил о нем благодарную память.

Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме для престарелых, где проживали больные старики, начался пожар. В числе 62 заживо сгоревших и 53-летняя медсестра Лидия Пачинцева, дежурившая в ту ночь. Когда вспыхнул пожар, она брала стариков под руки, доводила до окон и помогала им спастись. Вот только себя не спасла - не успела.

У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

7) Проблема равнодушия. Чёрствое и бездушное отношение к человеку.

"Довольные собой люди", привыкшие к комфорту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова, "люди в футлярах". Это и доктор Старцев в «Ионыче», и учитель Беликов в «Человеке в футляре». Вспомним, как едет "на тройке с бубенчиками пухлый, красный" Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, "тоже пухлый и красный", кричит: "Прррава держи!" "Прррава держи" - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной дороге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском "как бы чего не вышло" мы видим только равнодушное отношение к проблемам других людей. Духовное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обыватели, возомнившие себя "хозяевами жизни".

8) Проблема дружбы, товарищеского долга.

Фронтовая служба - выражение почти легендарное; не подлежит сомнению, что более крепкой и преданной дружбы между людьми нет не существует. Литературных примеров тому множество. В повести Гоголя "Тарас Бульба" один из героев восклицает: "Нет уз светлее товарищеских!". Но наиболее часто эта тема раскрывалась в литературе о Великой Отечественной войне. В повести Б. Васильева "А зори здесь тихие..." и девушки-зенитчицы, и капитан Васков живут по законам взаимовыручки, ответственности друг за друга. В романе К. Симонов "Живые и мёртвые" капитан Синцов выносит с поля боя раненого товарища .

9) Проблема научного прогресса.

В повести М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

В печати сообщалось о том, что совсем скоро появится эликсир бессмертия. Смерть будет побеждена окончательно. Но у многих людей это известие не вызвало прилива радости, напротив, усилилась тревога. Чем обернется для человека это бессмертие?

10) Проблема патриархального деревенского уклада жизни. Проблема прелести, красоты нравственно-здоровой деревенской жизни.

В русской литературе тема деревни и тема родины нередко соединялись. Сельская жизнь всегда воспринималась как наиболее безмятежная, естественная. Одним из первых эту мысль высказал Пушкин, назвавший деревню своим кабинетом. Н.А. Некрасов в стихотворении и поэмах обращал внимание читателя не только на нищету крестьянских изб, но и на то, как дружны крестьянские семьи, как гостеприимны русские женщины. О самобытности хуторского уклада много сказано в романе-эпопее Шолохова "Тихий Дон". В повести Распутина "Прощание с Матёрой" древнее село наделено исторической памятью, утрата которой равносильна смерти для жителей.

11) Проблема труда. Наслаждение от осмысленной деятельности.

Тема труда многократно разрабатывалась в русской классической и современной литературе. В качестве примера достаточно вспомнить роман И.А.Гончарова "Обломов". Герой этого произведения Андрей Штольц видит смысл жизни не в результате труда, а в самом процессе. Подобный пример видим в рассказе Солженицына "Матрёнин двор". Его героиня не воспринимает принудительный труд, как наказание, кару - она относится к работе как к неотъемлемой части существования.

12) Проблема влияния лени на человека.

В очерке Чехова "Моя "она" перечисляются все ужасные последствия влияния лени на людей.

13) Проблема будущего России.

Тему будущего России затрагивали многие поэты и писатели. Например, Николай Васильевич Гоголь в лирическом отступлении поэмы "Мёртвые души" сравнивает Россию с "бойкой необгонимой тройкой". "Русь, куда ж несёшься ты?" - спрашивает он. Но ответа на вопрос у автора нет. Поэт Эдуард Асадов в стихотворении "Россия начиналась не с меча" пишет: "Встаёт заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча, и потому она непобедима!". Он уверен, что Россию ждёт великое будущее, и ничто не сможет ей помешать.

14) Проблема влияния искусства на человека.

Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на тонус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена пробуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок "Ленинградская". Но больше ей подходит название "Легендарная". Дело в том, что, когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шостаковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

15) Проблема антикультуры.

Эта проблема актуальна и в наши дни. Сейчас на телевидении идёт засилье "мыльных опер", которые значительно снижают уровень нашей культуры. В качестве другого примера можно вспомнить литературу. Хорошо тема "обескультуривания" раскрыта в романе "Мастер и Маргарита". Служащие МАССОЛИТА пишут плохие произведения и при этом обедают в ресторанах и имеют дачи. Ими восторгаются и их литературу почитают.

16) Проблема современного телевидения.

В Москве долгое время орудовала банда, которая отличалась особой жестокостью. Когда преступников схватили, они признались, что на их поведение, на их отношение к миру огромное влияние оказал американский фильм «Прирожденные убийцы», который они смотрели чуть ли не каждый день. Повадки героев этой картины они стремились копировать и в реальной жизни.

Многие современные спортсмены, когда были детьми, смотрели телевизор и хотели походить на спортсменов своего времени. Через телетрансляции они познакомились со спортом и его героями. Разумеется, есть и обратные случаи, когда человек приобретал зависимость от телевизора, и его приходилось лечить в специальных клиниках.

17) Проблема засорения русского языка.

Я считаю, что использование иностранных слов в родном языке оправданно только в том случае, если нет эквивалента. С засорением русского языка заимствованиями боролись многие наши писатели. М.Горький указывал: «Затрудняет нашего читателя втыкание в русскую фразу иностранных слов. Нет смысла писать концентрация, когда мы имеем свое хорошее слово - сгущение».

Адмирал А.С.Шишков, занимавший какое-то время пост министра просвещения, предлагал заменить слово фонтан придуманным им неуклюжим синонимом - водомет. Упражняясь в словотворчестве, он изобретал замены заимствованных слов: предлагал говорить вместо аллея - просад, бильярд - шарокат, кий заменял шаротыком, а библиотеку называл книжницей. Для замены не понравившегося ему слова калоши он придумал другое - мокроступы. Такая забота о чистоте языка не может ничего вызвать, кроме смеха и раздражения современников.

18) Проблема уничтожения природных богатств.

Если о грозящей человечеству беде стали писать в прессе лишь в последние десять-пятнадцать лет, то Ч. Айтматов ещё в 70-е годы в своей повести "После сказки" ("Белый пароход") заговорил об этой проблеме. Он показал губительность, безысходность пути, если человек губит природу. Она мстит вырождением, бездуховностью. Эту же тему продолжает писатель и в последующих своих произведениях: "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок"), "Плаха", "Тавро Кассандры". Особенно сильное ощущение производит роман "Плаха". На примере волчьей семьи автор показал погибель дикой природы от хозяйственной деятельности человека. И как страшно становится, когда видишь, что при сравнении с человеком хищники выглядят более гуманными и "человечными", чем "венец творения". Так ради какого блага в будущем человек приносит на плаху своих детей?

19) Навязывание своего мнения другим.

Владимир Владимирович Набоков. "Озеро, облако, башня..." Главный герой - Василий Иванович - скромный служащий, выигравший увеселительную поездку на природу.

20) Тема войны в литературе.

Очень часто, поздравляя своих друзей или родственников, мы желаем им мирного неба над головой. Мы не хотим, чтобы их семьи подверглись тяжелым испытаниям войны. Война! Эти пять букв несут за собой море крови, слез, страдания, а главное, смерть дорогих нашему сердцу людей. На нашей планете войны шли всегда. Всегда сердца людей переполняла боль утраты. Отовсюду, где идет война, слышны стоны матерей, плач детей и оглушительные взрывы, которые разрывают наши души и сердца. К нашему большому счастью, мы знаем о войне лишь из художественных фильмов и литературных произведений.

Немало испытаний войной выпало на долю нашей страны. В начале XIX века Россию потрясла Отечественная война 1812 года. Патриотический дух русского народа показал Л. Н. Толстой в своем романе-эпопее "Война и мир". Партизанская война, Бородинское сражение - все это и многое другое предстает перед нами воочию. Мы становимся свидетелями страшных будней войны. Толстой повествует о том, что для многих война стала самым обыкновенным делом. Они (например, Тушин) совершают героические подвиги на полях сражений, но сами этого не замечают. Для них война - это работа, которую они должны добросовестно выполнить. Но война может стать обычным делом не только на полях сражений. Целый город может свыкнуться с мыслью о войне и продолжать жить, смиряясь с ней. Таким городом в 1855 году являлся Севастополь. О тяжелых месяцах обороны Севастополя повествует Л. Н. Толстой в своих "Севастопольских рассказах". Здесь особенно достоверно описываются происходящие события, так как Толстой является их очевидцем. И после того, что он видел и слышал в городе, полном крови и боли, он поставил перед собой определенную цель - рассказать своему читателю только правду - и ничего, кроме правды. Бомбардировка города не прекращалась. Требовались новые и новые укрепления. Матросы, солдаты трудились под снегом, дождем, полуголодные, полураздетые, но они все равно работали. И здесь всех просто поражает мужество их духа, сила воли, огромный патриотизм. Вместе с ними в этом городе жили их жены, матери, дети. Они настолько свыклись с обстановкой в городе, что уже не обращали внимания ни на выстрелы, ни на взрывы. Очень часто они приносили обеды своим мужьям прямо в бастионы, и один снаряд нередко мог уничтожить всю семью. Толстой нам показывает, что самое страшное на войне происходит в госпитале: "Вы увидите там докторов с окровавленными по локти руками... занятых около койки, на которой, с открытыми глазами и говоря, как в бреду, бессмысленные, иногда простые и трогательные слова, лежит раненый под влиянием хлороформа". Война для Толстого - это грязь, боль, насилие, какие бы цели она ни преследовала: "...увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти..." Геройская оборона Севастополя в 1854-1855 годах еще раз показывает всем, как сильно русский народ любит свою Родину и как смело становится на ее защиту. Не жалея сил, применяя любые средства, он (русский народ) не дает врагу захватить родную землю.

В 1941-1942 годах оборона Севастополя повторится. Но это будет уже другая Великая Отечественная война - 1941 - 1945 годов. В этой войне с фашизмом советский народ совершит необыкновенный подвиг, о котором мы будем помнить всегда. М. Шолохов, К. Симонов, Б. Васильев и многие другие писатели посвятили свои произведения событиям Великой Отечественной войны. Это тяжелое время характерно также тем, что в рядах Красной Армии наравне с мужчинами сражались женщины. И даже то, что они являются представителями слабого пола, не остановило их. Они боролись со страхом внутри себя и совершали такие героические поступки, какие, казалось, женщинам совсем несвойственны. Именно о таких женщинах мы узнаем со страниц повести Б. Васильева "А зори здесь тихие...". Пять девчат и их боевой командир Ф. Басков оказываются на Синюхиной гряде с шестнадцатью фашистами, которые направляются на железную дорогу, абсолютно уверенные в том, что о ходе их операции никто не знает. В трудном положении оказались наши бойцы: отступать нельзя, а остаться, так немцы их как семечки слузгают. Но выхода нет! За спиной Родина! И вот эти девушки совершают бесстрашный подвиг. Ценой своей жизни они останавливают противника и не дают ему осуществить его ужасные планы. А какой беззаботной была жизнь этих девчонок до войны?! Они учились, работали, радовались жизни. И вдруг! Самолеты, танки, пушки, выстрелы, крики, стоны... Но они не сломались и отдали для победы самое дорогое, что у них было, - жизнь. Они отдали жизнь за Родину.

Но на земле существует гражданская война, на которой человек может отдать жизнь, так и не узнав за что. 1918 год. Россия. Брат убивает брата, отец - сына, сын - отца. Все перемешивается в огне злобы, все обесценивается: любовь, родство, человеческая жизнь. М. Цветаева пишет: Братья, вот она Ставка крайняя! Третий год уже Авель с Каином бьется...

27) Родительская любовь.

В стихотворении в прозе Тургенева "Воробей" мы видим героический поступок птицы. Пытаясь защитить потомство, воробей бросился в бой против собаки.

Также в романе Тургенева "Отцы и дети" родители Базарова больше всего в жизни хотят быть вместе с сыном.

28) Ответственность. Необдуманные поступки.

В пьесе Чехова "Вишнёвый сад" Любовь Андреевна потеряла имение, потому что всю жизнь легкомысленно относилась к деньгам и работе.

Пожар в Перми произошел из-за необдуманных действий организаторов фейерверка, безответственности дирекции, халатности проверяющих по пожарной безопасности. А результат - смерть многих людей.

В очерке "Муравьи" А.Моруа рассказывается о том, как молодая женщина купила муравейник. Но она забыла покормить его обитателей, хотя им требовалась всего одна капля мёда в месяц.

29) О простых вещах. Тема счастья.

Есть люди, которые ничего особенного не требуют от своей жизни и проводят ее (жизнь) бесполезно и скучно. Один из таких людей Илья Ильич Обломов.

В романе Пушкина "Евгений Онегин" у главного героя есть всё для жизни. Богатство, образование, положение в обществе и возможность реализовать любые свои мечты. Но он скучает. Его ничто не задевает, ничто не радует. Он не умеет ценить простые вещи: дружбу, искренность, любовь. Я думаю, именно поэтому он несчастлив.

В очерке Волкова "О простых вещах" поднимается аналогичная проблема: для счастья человеку нужно не так уж и много.

30) Богатства русского языка.

Если не использовать богатств русского языка можно стать похожим на Эллочку Щукину из произведения "Двенадцать стульев" И. Ильфа и Е.Петрова. Она обходилась тридцатью словами.

В комедии Фонвизина "Недоросль" Митрофанушка совсем не знал русского языка.

31) Беспринципность.

В очерке Чехова "Ушла" рассказывается о женщине, которая в течение одной минуты полностью изменяет свои принципы.

Она говорит мужу, что уйдёт от него, если тот совершит хоть один подлый поступок. Тогда муж подробно объяснил жене, почему их семья так богато живёт. Героиня текста "ушла... в другую комнату. Для неё жить красиво и богато было важнее, чем обман мужа, хотя говорит она совсем наоборот.

В рассказе Чехова "Хамелеон" полицейского надзирателя Очумелова тоже нет чёткой позиции. Он хочет наказать хозяина собаки, которая укусила за палец Хрюкина. После того, как Очумелов узнаёт, что возможный хозяин собаки - генерал Жигалов, вся его решительность пропадает.

В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как кулак его отец – крестьянин, работавший от рассвета до заката, с руками, которые он не мог не разогнуть, не сжать в кулак «…отдельных не было мозолей – сплошная. Подлинно – кулак!» Боль от несправедливости хранится в сердце автора десятилетия. На него легло клеймо сына «врага народа», а всё происходило от желания «отца народов» поставить на колени, подчинить своей воле всё население своей многонациональной страны. Автор пишет об удивительной особенности Сталина перенести на чей-то счёт «любых своих просчётов ворох», на чьё-то «вражье искаженье», на чьё-то «головокруженье от им предсказанных побед». Здесь поэт ссылается на статью главы партии, которая так и называлась «Головокруженье от успеха».

Память хранит эти события жизни как отдельного человека, так и всей страны. А.Твардовский говорит об этом по праву памяти, по праву человека, пережившего весь ужас репрессий вместе со своим народом.

2. В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

Главный герой – ученик средней школы. Но он не простой советский гражданин, его отец – ответственный работник, в семье есть всё, даже в период всеобщего голода, когда людям реально нечего было есть, когда народ миллионами умирал от истощения, в их доме был борщ, даже с мясом, пироги с вкусными начинками, квас, настоящий, хлебный, масло, молоко – всё то, чего лишён был народ. Мальчик, видящий голод окружающих его людей, а особенно умирающих в пристанционном скверике «слонов» и «шкилетников», чувствовал угрызения совести. Он ищет способ делиться с нуждающимися, пытается носить хлеб и остатки еды выбранному нищему. Но люди, прознав про сердобольного мальчика, одолели его своим попрошайничеством. В итоге он выбирает раненую собаку, напуганную людьми, видимо, хотевшими её съесть когда-то. И совесть его потихоньку затихает. Нет, не совсем, но не опасно для жизни. Начальник станции, в скверике у которого обитали эти обездоленные люди, не выдержал, застрелился. Спустя годы В.Тендряков рассказывает о том, что не даёт покоя до сих пор.

3. А. Ахматова «Реквием»

Вся поэма – воспоминание о страшных годах репрессий, когда миллионы людей стояли в очередях с передачками для тех миллионов людей, которые находились в застенках НКВД. А.А. Ахматова буквально требует помнить этот страшный эпизод в истории страны, никто никогда не должен забыть это, даже «…если зажмут мой измученный рот, – пишет поэт, – которым кричит стомильонный народ»,– память останется.

4. В. Быков «Сотников»

В судьбах главных героев повести очень важную роль играют воспоминания детства. Рыбак однажды спас лошадь, сестрёнку, её подружку, сено. Будучи мальчишкой, он проявил мужество, смелость и смог выйти с честью из ситуации. Этот факт сыграл с ним злую шутку. Попав в плен к фашистам, он надеется, что сможет вывернуться из ужасного положения, и, спасая жизнь, выдаёт отряд, его местонахождение и вооружение. На следующий день, после казни Сотникова, он понимает, что обратного пути нет. Сотников в своём детстве пережил абсолютно противоположную ситуацию. Он солгал отцу. Ложь была не такой уж и серьёзной, но то малодушие, с которым он это всё сказал, оставило глубокий след в памяти мальчика. На всю жизнь он запомнил муки совести, страдание, разрывающее душу на части. Он не прячется за спины товарищей, он принимает удар на себя, чтобы спасти других. Выдерживает пытку, восходит на эшафот и умирает с достоинством. Так воспоминания детства привели героев к их жизненному финалу: одного – к подвигу, другого – к предательству.

5. В.Г. Распутин «Уроки французского»

Спустя десятилетия, автор вспоминает об учительнице, сыгравшей решающую роль в его нелёгкой судьбе. Лидия Михайловна, молодая учительница, желающая помочь умному ученику своего класса. Она видит, как желание ребёнка учиться разбивается о чёрствость людей, среди которых он вынужден жить. Она пробует разные варианты помощи, но удаётся только один: игра на деньги. Эти копейки нужны ему для покупки молока. Директор застаёт учительницу за преступлением, её увольняют. Но мальчик остаётся учиться в школе, заканчивает её и, став писателем, пишет книгу, посвящая её учителю.

Проблема мужества, трусости, сострадания, милосердия, взаимопомощи, заботы о близких, человечности, нравственного выбора на войне. Влияние войны на жизнь человека, характер и мировосприятие. Участие детей в войне. Ответственность человека за свои поступки.

В чем проявлялось мужество солдат на войне? (А.М. Шолохов "Судьба человека")

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» можно увидеть проявление истинного мужества во время войны. Главный герой рассказа Андрей Соколов отправляется на войну, оставив свою семью дома. Ради близких он прошел все испытания: страдал от голода, мужественно сражался, сидел в карцере и бежал из плена. Страх смерти не заставил его отказаться от своих убеждений: перед лицом опасности он сохранил человеческое достоинство. Война унесла жизни его близких, но даже после этого он не сломался, и вновь проявил мужество, правда, уже не на поле боя. Он усыновил мальчика, который тоже потерял всю семью во время войны. Андрей Соколов – пример мужественного солдата, который продолжил бороться с тяготами судьбы даже после войны.

Проблема нравственной оценки факта войны. (М. Зусак "Книжный вор")

В центре повествования романа «Книжный вор» Маркуса Зусака Лизель - девятилетняя девочка, на пороге войны попавшая в приемную семью. Родной отец девочки был связан с коммунистами, поэтому, чтобы спасти дочь от фашистов, мама отдает ее чужим людям на воспитание. Лизель начинает новую жизнь вдали от семьи, у нее происходит конфликт со сверстниками, она находит новых друзей, учится читать и писать. Ее жизнь наполнена обычными детскими заботами, однако приходит война и вместе с ней страх, боль и разочарование. Она не понимает, почему одни люди убивают других. Приемный отец Лизель учит ее добру и состраданию, несмотря на то что это приносит ему только неприятности. Вместе с родителями она прячет еврея в подвале, ухаживает за ним, читает ему книги. Чтобы помочь людям, она с другом Руди они разбрасывает хлеб на дороге, по которой должна пройти колонна пленных. Она уверена, что война чудовищна и непостижима: люди сжигают книги, умирают в сражениях, повсюду происходят аресты несогласных с официальной политикой. Лизель не понимает, ради чего люди отказываются жить и радоваться. Повествование книги не случайно ведется от лица Смерти, вечного спутника войны и противника жизни.

Способно ли человеческое сознание принять сам факт войны? (Л.Н. Толстой "Война и мир", Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»)

Человеку, столкнувшемуся с ужасами войны трудно понять, зачем она нужна. Так, один из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов не участвует в сражениях, однако пытается всеми силами помочь своему народу. Он не осознает истинного ужаса войны, пока не становится свидетелем Бородинской битвы. Видя бойню, граф ужасается ее бесчеловечности. Он попадает в плен, испытывает физические и душевные мучения, пытается постичь природу войны, но не может. Пьер не в состоянии самостоятельно справиться с душевным кризисом, и только его встреча с Платоном Каратаевым помогает ему понять, что счастье заключается не в победе или поражении, а в простых человеческих радостях. Счастье находится внутри каждого человека, в его поиске ответов на вечные вопросы, осознание себя как части человеческого мира. А война, с его точки зрения, негуманна и противоестественна.


Главный герой повести Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние» Алексей Третьяков мучительно размышляет о причинах, значении войны для народа, человека, жизни. Он не находит весомых объяснений необходимости войны. Её бессмысленность, обесценивание человеческой жизни ради достижения какой бы то ни было важной цели ужасает героя, вызывает недоумение: «… Одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда?нибудь окажется, что этой войны могло не быть? Что в силах людей было предотвратить это? И миллионы остались бы живы…».

Как дети переживали военные события? В чем заключалось их участие в борьбе с врагом? (Л. Кассиль и М. Поляновский "Улица младшего сына")

Не только взрослые, но и дети вставали на защиту своей Родины во время войны. Они хотели помочь своей стране, своему городу и своей семье в борьбе с врагом. В центре повести Льва Кассиля и Макса Поляновского «Улица младшего сына» - обычный мальчик Володя Дубинин из Керчи. Произведение начинается с того, что рассказчики видят улицу, названную в честь ребенка. Заинтересовавшись этим, они идут в музей, чтобы узнать, кто такой Володя. Рассказчики беседуют с мамой мальчика, находят его школу и товарищей и узнают, что Володя - обычный мальчик со своими мечтами и планами, в жизнь которого ворвалась война. Его отец, капитан военного корабля, научил сына быть стойким и храбрым. Мальчик отважно вступил в отряд партизан, добывал новости из тыла врага и первым узнал об отступлении немцев. К сожалению, мальчик погиб во время разминирования подходов к каменоломне. Однако город не забыл своего маленького героя, который, несмотря на юные годы, совершал ежедневный подвиг наравне со взрослыми и пожертвовал своей жизнью ради спасения других.

Как относились взрослые к участию детей в военных событиях? (В. Катаев "Сын полка")

Война – страшна и бесчеловечна, это не место для детей. На войне люди теряют близких, ожесточаются. Взрослые всеми силами пытаются оградить детей от ужасов войны, но, к сожалению, им не всегда это удается. Главный герой повести Валентина Катаева «Сын полка» Ваня Солнцев теряет на войне всю свою семью, скитается по лесу, пытаясь пробраться сквозь линию фронта к «своим». Там ребенка находят разведчики и приводят его в лагерь к командиру. Мальчик счастлив, он выжил, пробился сквозь линию фронта, его вкусно накормили и уложили спать. Однако капитан Енакиев понимает, что ребенку не место в армии, он с грустью вспоминает своего сына и решает отправить Ваню детский приемник. По дороге Ваня сбегает, пытаясь вернуться в батарею. После неудачной попытки ему удается это сделать, и капитан вынужден смириться: он видит, как мальчик старается быть полезным, рвется в бой. Ваня хочет помочь общему делу: он проявляет инициативу и идет в разведку, в букваре рисует карту местности, но за этим занятием его ловят немцы. К счастью, в общей суматохе про ребенка забывают и ему удается бежать. Енакиев восхищается стремлением мальчика защитить свою страну, однако переживает за него. Чтобы спасти жизнь ребенку, командир отправляет Ваню с важным посланием подальше от места битвы. Весь расчет первого орудия погибает, а в письме, которое передал Енакиев, командир прощается с батареей и просит позаботиться о Ване Солнцеве.

Проблема проявления человечности на войне, проявление сострадания, милосердия к пленному врагу. (Л. Толстой "Война и мир")

Проявить сострадание к врагу способны только сильные люди, знающие цену человеческой жизни. Так, в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого есть интересный эпизод, описывающий отношение русских солдат к французам. В ночном лесу рота солдат грелась у костра. Неожиданно они услышали шорох и увидели двух французских солдат, несмотря на военное время не побоявшихся подойти к врагу. Они были очень слабы и еле держались на ногах. Один из солдат, одежда которого выдавала в нем офицера, без сил упал на землю. Солдаты постелили больному шинель и принесли обоим каши и водки. Это были офицер Рамбаль и его денщик Морель. Офицер так замерз, что не мог даже передвигаться, поэтому русские солдаты взяли его на руки и отнесли в избу, которую занимал полковник. По дороге он называл их добрыми друзьями, в то время как его денщик, уже изрядно захмелев, напевал французские песни, сидя между русскими солдатами. Эта история учит нас тому, что даже в трудные времена нужно оставаться человеком, не добивать слабого, проявлять сострадание и милосердие.

Возможно ли проявление заботы о ближних в годы войны? (Е. Верейская "Три девочки")

В центре повести Елены Верейской «Три девочки» - подруги, из беззаботного детства шагнувших в страшное военное время. Подруги Наташа, Катя и Люся живут в коммунальной квартире в Ленинграде, вместе проводят время и ходят в обычную школу. Их ждет самое трудное испытание в жизни, ведь неожиданно начинается война. Школу разрушают, и подруги прекращают свою учебу, теперь они вынуждены учиться выживать. Девочки быстро взрослеют: веселая и легкомысленная Люся превращается в ответственную и организованную девушку, Наташа становится более вдумчивой, а Катя - уверенной в себе. Однако даже в такое время они остаются людьми и продолжают заботиться о близких, несмотря на тяжелые жизненные условия. Война не разобщила их, а сделала еще дружнее. Каждый из членов дружной «коммунальной семьи» в первую очередь думал о других. Очень трогателен эпизод в книге, где доктор отдает большую часть своего пайка маленькому мальчику. Рискуя умереть от голода, люди делятся всем, что у них есть, и это вселяет надежду и заставляет их верить в победу. Забота, любовь и поддержка могут творить чудеса, только благодаря таким отношениям, люди смогли пережить одни их самых тяжелых дней в истории нашей страны.

Почему люди хранят память о войне? (О. Берггольц "Стихи о себе")

Несмотря на тяжесть воспоминаний о войне, нужно хранить их. Матери, потерявшие детей, взрослые и дети, видевшие смерть близких, никогда не забудут эти страшные страницы в истории нашей страны, но и современники не должны забывать. Для этого существует огромное количество книг, песен, фильмов, призванных рассказать о страшном времени. Например, в «Стихах о себе» Ольга Берггольц призывает всегда помнить военное время, людей, сражавшихся на фронте и умиравших от голода в блокадном Ленинграде. Поэтесса обращается к людям, которые хотели бы сгладить «в робкой памяти людей» это, и уверяет их, что не даст забыть «как падал ленинградец на желтый снег пустынных площадей». Прошедшая всю войну и потерявшая в Ленинграде мужа Ольга Берггольц сдержала свое обещание, оставив после своей смерти множество стихотворений, очерков и дневниковых записей.

Что помогает победить на войне? (Л.Толстой "Война и мир")

Невозможно одержать победу в войне в одиночку. Только сплотившись перед лицом общей беды и найдя в себе храбрость противостоять страху, можно победить. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» особенно остро ощущается чувство единства. Разные люди объединились в борьбе за жизнь и свободу. каждого солдата, боевой дух армии и вера в собственные силы помогли русским победить французскую армию, посягнувшую на родную землю. Батальные сцены Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений особенно ярко показывают сплоченность людей. Побеждают в этой войне не карьеристы, которые хотят лишь чинов и наград, а обычные солдаты, крестьяне, ополченцы, ежеминутно совершающие подвиг. Скромный командир батареи Тушин, Тихон Щербатый и Платон Каратаев, купец Ферапонтов, юный Петя Ростов, объединяющие в себе основные качества русского народа, сражались не потому что им приказали, они сражались по своей воле, защищали свой дом и своих близких, именно поэтому победили в войне.

Что объединяет людей в годы войны? (Л. Толстой "Война и мир")

Проблеме единения людей в годы войны посвящено огромное количество произведений русской литературы. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» люди разных сословий и взглядов сплотились перед лицом общей беды. Единение народа показано писателем на примере множества непохожих индивидуальностей. Так, семья Ростовых оставляет в Москве все свое имущество и отдает подводы раненым. Купец Феропонтов призывает солдат грабить свою лавку, чтобы врагу ничего не досталось. Пьер Безухов переодевается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона. Капитан Тушин и Тимохин с героизмом исполняют свой долг, несмотря на то что прикрытия нет, а Николай Ростов смело бросается в атаку, преодолевая все страхи. Толстой ярко описывает русских солдат в боях под Смоленском: патриотические чувства и боевой дух людей перед лицом опасности завораживают. В стремлении победить врага, защитить близких и выжить люди чувствуют свое родство особенно сильно. Объединившись и почувствовав братство, народ смог сплотиться и победить неприятеля.

Зачем надо извлекать уроки из поражений и побед? (Л. Толстой "Война и мир")

Один из героев романа Л.Н. Толстого Андрей шел на войну для с намерениями построить блестящую военную карьеру. Он оставил свою семью, чтобы получить славу в сражениях. Как горько было его разочарование, когда он понял, что проиграл в этой битве. То, что представлялось ему в мечтах как прекрасные батальные сцены, в жизни оказалось страшной бойней с кровью и человеческими страданиями. Осознание пришло к нему как прозрение, он понял, что война страшна, и она не несет в себе ничего, кроме боли. Это личное поражение на войне заставило его переоценить свою жизнь и признать, что семья, дружба и любовь намного важнее славы и признания.

Какие чувства вызывает стойкость поверженного врага у победителя? (В. Кондратьев "Сашка")

Проблема сострадания к врагу рассматривается в повести В. Кондратьева «Сашка». Молодой русский боец берет в плен немецкого солдата. Пообщавшись с ротным, пленный не выдает никакой информации, поэтому Сашке приказывают доставить его в штаб. По дороге солдат показывал пленному листовку, на которой написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину. Однако комбат, потерявший близкого человека в этой войне, приказывает расстрелять немца. Совесть не позволяет Сашке убить безоружного человека, такого же как он молодого парня, который ведет себя так же, как бы он повел себя в плену. Немец не выдает своих, не умоляет пощадить его, сохраняя человеческое достоинство. Рискуя попасть под трибунал, Сашка не выполняет приказ командира. Вера в правоту спасает ему и его пленному жизнь, и командир отменяет приказ.

Как война меняет мировосприятие и характер человека? (В. Бакланов «Навеки - девятнадцатилетние»)

Г. Бакланов в повести «Навеки - девятнадцатилетние» говорит о значимости и ценности человека, о его ответственности, памяти, связующей народ: «Через великую катастрофу – великое освобождение духа, – говорил Атраковский. – Никогда ещё от каждого из нас не зависело столько. Потому и победим. И это не забудется. Гаснет звезда, но остаётся поле притяжения. Вот и люди так». Война – это катастрофа. Однако она ведет не только к трагедии, к гибели людей, к ломке их сознания, но и способствует духовному росту, преображению народа, определению истинных жизненных ценностей каждым. На войне происходит переоценка ценностей, мировосприятие и характер человека меняются.

Проблема бесчеловечности войны. (И. Шмелев "Солнце мертвых")

В эпопее «Солнце мертвых» И. Шмелёва показывает все ужасы войны. «Запах тленья», «гогот, топот и рык» человекообразных, это вагоны «свежего человечьего мяса, молодого мяса!» и «сто двадцать тысяч голов! Человеческих!». Война – это поглощение мира живых миром мертвых. Она делает из человека зверя, заставляет совершать страшные вещи. Как бы ни были велики внешние вещественные разрушения и уничтожения, не они ужасают И. Шмелёва: ни ураган, ни голод, ни снегопад, ни высыхающие от засухи посевы. Зло начинается там, где начинается человек, не противящийся ему, для него «всё – ни?че?го!» «и нет никого, и никаких». Для писателя бесспорно, что человеческий душевно?духовный мир – это место борьбы добра со злом, и бесспорно также то, что всегда, в любых обстоятельствах, даже во время войны, будут люди, в которых зверь не победит человека.

Ответственность человека за поступки, которые он совершил на войне. Душевная травма участников войны. (В. гроссман "Авель")

В рассказе «Авель (Шестое августа)» В.С. Гроссман размышляет о войне в целом. Показывая трагедию Хиросимы, писатель говорит не только о общечеловеческой беде и экологической катастрофе, но и о личной трагедии человека. Юный бомбардир Коннор несёт бремя ответственности за то, что он стал тем человеком, которому суждено нажатием кнопки привести в действие убивающий механизм. Для Коннора это личная война, где каждый остаётся всего лишь человеком с присущими ему слабостями и страхами в желании сохранить собственную жизнь. Однако порой, для того чтобы остаться человеком, нужно умереть. Гроссман уверен, что подлинная человечность невозможна без сопричастности происходящему, а значит, и без ответственности за случившееся. Сопряжение в одном человеке обострённого чувства Мира и солдатской исполнительности, навязанной государственной машиной и системой воспитания, оказывается для юноши роковым и приводит к расколу сознания. Члены экипажа по-разному воспринимают случившееся, не все они ощущают свою ответственность за содеянное, говорят о высоких целях. Беспрецедентный даже по фашистским меркам акт фашизма оправдывается общественной мыслью, преподносясь как борьба с пресловутым фашизмом. Однако Джозеф Коннер испытывает острое сознание вины, все время моет руки, как бы пытаясь отмыть их от крови невинных. Герой сходит с ума, поняв, что его внутренний человек не может жить с той ношей, которую он на себя взвалил.

Что такое война и как она влияет на человека? (К. Воробьев "Убиты под Москвой")

В повести «Убиты под Москвой» К. Воробьёв пишет, что война – это огромная машина, «составившаяся из тысяч и тысяч усилий разных людей, двинулась, движется не чьё-то уже волей, а сама, получив свой ход, и потому неостановимо». Старик в доме, где оставляют отступающие раненых, войну называет «хозяином» всему. Вся жизнь теперь определена войной, меняющей не только быт, судьбы, но и сознание людей. Война – это противостояние, в котором побеждает сильнейший: «На войне – кто первый не выдержит». Смерть, которую несёт война, занимает почти все мысли солдат: «Это в первые месяцы на фронте он стыдился себя, думал, он один так. Все так в эти минуты, каждый одолевает их с самим собой наедине: другой жизни ведь не будет». Метаморфозы, происходящие с человеком на войне, объясняются целью смерти: в бою за Отчизну солдаты проявляют немыслимое мужество, самопожертвование, в плену же, обречённые на смерть, живут, руководствуясь животными инстинктами. Война калечит не только тела людей, но и их душу: писатель показывает, как инвалиды боятся окончания войны, так как не представляют уже своего места в мирной жизни.

Многие писатели в своих произведениях обращаются к теме войны. На страницах рассказов, романов и очерков они сохраняют память о великом подвиге советских солдат, о том, какой ценой отвоевывали победу. Например, рассказ Шолохова “Судьба человека” знакомит читателя с простым водителем – Андреем Соколовым. В годы войны Соколов потерял свою семью. Его жена и дети погибли, дом был разрушен. Однако он продолжал бороться. Был в плену, но сумел спастись. А после войны нашел в себе силы усыновить осиротевшего мальчика – Ванюшку. “Судьбы человека” – художественное произведение, но основано оно на реальных событиях. Я уверена, что подобных сюжетов за те четыре страшных года было немало. И литература позволяет нам проникнуться состоянием людей, прошедших эти испытания, чтобы еще сильнее ценить их подвиг.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Последняя война унесла десятки миллионов жизней, принесла боль и страдания в каждую семью. Трагические события Великой Отечественной не перестают волновать людей и поныне. Юное поколение...
  2. Великая Отечественная война оставила рубцы не только на теле, но и на душах советских солдат. Именно по этой причине даже спустя годы вспоминать от тех...
  3. В данном тексте В. Астафьев поднимает важную нравственную проблему, проблему памяти о войне. Писатель рассказывает о том, с каким трепетом и осторожностью его друг и...
  4. Война – самое страшное, что может произойти с человечеством. Но даже в нашем 21 веке люди не научились решать проблемы мирным путем. И до сих...

Задание к сочинению ЕГЭ:

15.3 Как вы понимаете значение фразы: Проблема памяти Великой отечественной войне? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему Проблема памяти Великой отечественной войне

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента и ответы, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём Эссе или сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пример сочинения № 1 на тему: Проблема памяти Великой отечественной войне.

«Война – величайшее бедствие, которое может причинить страдание человечеству; она разрушает религию, государства, семьи. Любое бедствие предпочтительнее её», - утверждал Мартин Лютер, христианский богослов, инициатор реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Действительно, война стирает всё, что человек принёс в эту жизнь. Любое бедствие не уносит столько жизней, не приносит столько боли и страданий, СКОЛЬКО ВОЙНА, поэтому люди не забывают эти страшные годы.

В тексте Бориса Львовича Васильева,…, поднимается проблема памяти о Великой Отечественной войне.

Автор отмечает, что каждый год двадцать второго июня в Брест приезжает старая женщина. Она не стремится к Брестской крепости. Старая женщина выходит на площадь, где читает одну и ту же надпись на мраморной плите, вспоминая своего сына.

Примером, доказывающим мою мысль, служит стихотворение Ольги Бергольц «Никто не забыт – ничто не забыто». Строки этого стихотворения пронизаны благодарностью русским солдатам, которые сражались и умирали за Отечество. Ольга Бергольц призывает людей помнить о том, через что пришлось пройти нашим соотечественникам. Автор говорит о том, что каждый год вся страна «поклоняется праху убитых» в знак уважения.

Ещё одним примером, доказывающим мою мысль, служит блокада Ленинграда. Десятого июля 1941 года немцы напали на Ленинград. Имея численное и техническое преимущество, немцы планировали в скором времени захватить город. Невзирая на это, русские люди смогли выдержать осаду. Они так и не сдали город врагу. В память об этих годах Ленинграду присвоено звание «Город-герой».

Таким образом, важно помнить страшные годы Великой Отечественной войны, не забывать о том, что пришлось пережить нашему народу.

Пример сочинения № 2 на тему: Проблема памяти Великой отечественной войне.

Более 70 лет прошло с того дня, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Но до сих пор слово «война» болью отзывается в человеческих сердцах. Девятое мая - это священный праздник для всего народа нашей страны.

Проблема памяти о Великой Отечественной войне звучит в тексте русского писателя Б.Васильева.

Защита Брестской крепости стала одной из многих легендарных страниц той страшной войны.Автор пишет о том, что «Крепость не пала. Крепость истекла кровью».Время стерло в памяти лица солдат,защищавших крепость. Мы не знаем их всех поименно. Но мы знаем одно: до последней капли крови они противостояли фашизму.

Сейчас Брестская крепость - музей. Сюда идут благодарные потомки, чтобы вспомнить тех, кто навечно остался лежать на этой земле, поклониться им.

Каждый год, 22 июня приезжает в Брест старая женщина.Она возлагает цветы к мраморной плите, на которой высечено имя ее сына, героически оборонявшего вокзал Бреста. Прошли десятилетия с того момента как погиб ее сын. Но она - мать, и в ее сердце он будет жить вечно.

Каждая строчка этого текста наполнена гордостью за весь наш народ, который одержал победу над фашизмом в ВОВ. Позиция автора ясна: мы потомки солдат ВОВ, будем вечно помнить об их подвиге,героизме и мужестве

Вспоминаю «А зори здесь тихие» Б. Васильева. Пять девушек-зенитчиц погибают, вступив в неравный поединок с немецким десантом. Погибают, но не сдаются. У них была возможность избежать этого столкновения. Но они сделали свой выбор: погибли, но не подпустили фашистов к железной дороге. Но опушке леса появился скромный обелиск. Сюда приходит старшина Васков и сын Риты Осяниной, чтобы вспомнить военные годы и почтить память погибших.

В романе «молодая гвардия» А.Фадеев рассказывает о подпольщиках, боровшихся в тылу врага с фашизмом. Они были совсем молоды, мечтали о счастливой жизни. Но их предали, и все они погибли. Их имена навечно высечены на мраморной плите мемориала в городе Краснодоне.

Время безжалостно. Уходят ветераны. Их осталось совсем немного. Из их уст мы узнает правду о войне. Мы, современная молодежь, благодарны всем, кто подарил нам безоблачное небо и счастье мирного дня.

Доброго времени суток, уважаемые друзья. В данной статье мы предлагаем сочинение на тему «».

Будут использованы следующие аргументы:
– Б. Л. Васильев, «Экспонат №»
– В. С. Высоцкий, «Зарыты в нашу память на века…»

Наша жизнь состоит из настоящих моментов, планов на будущее и воспоминаний о прошлом, о том, что уже пережито нами. Мы привыкли сберегать картины прошлого, ощущать те эмоции и чувства, так устроено наше сознание. Обычно мы помним самые светлые воспоминания, те, что вызвали у нас бурю положительных переживаний, кроме того, запоминаем нужную нам информацию. Но случаются и неприятные моменты, когда память отказывает нам, либо в самых ярких образах мы помним то, что хотели бы забыть. Так или иначе, память – это наша ценность, погружаясь в прожитые годы, мы заново переживаем дорогие нам события, а также обдумываем совершенные ошибки, чтобы предотвратить подобное в будущем.

В рассказе Б. Л. Васильева «Экспонат №» ниточкой, связывающей Анну Федоровну со своим сыном, является память о нем. Единственный родной человек женщины уходит на войну, пообещав вернуться, чему не суждено сбыться. Получив единственное письмо от сына Игоря, следующим женщина читает уже известие о его смерти. Три дня безутешная мать не может успокоиться и прекратить рыдания. Оплакивает молодого парня и вся коммуналка, в которой он жил с матерью, все, кто провожал его в последний путь. Спустя неделю пришла похоронка, после которой Анна Федоровна «перестала кричать и рыдать навсегда».

Поменяв место работы, одинокая женщина разделяет продуктовые карточки и деньги с пятью семьями квартиры, осиротевшими из-за страшной войны. Каждый вечер Анна Федоровна следует своему устоявшемуся ритуалу: перечитывает полученные письма. Со временем бумага истрепывается, и женщина делает копии, а оригиналы бережно хранит в шкатулке с вещами сына. К юбилею Победы показывают военную хронику, Анна Федоровна никогда не смотрела её, но в этот вечер её взгляд все же падает на экран. Решив, что мальчишеская спина, мелькнувшая на экране, принадлежит её Игорьку, она с этих пор не отрывается от телевизора. Надежда увидеть сына отнимает у состарившейся женщины зрение. Она начинает слепнуть и чтение заветных писем становится невозможным.

В день восьмидесятилетия Анна Федоровна счастлива в окружении людей, помнивших Игорька. Вскоре минует очередная годовщина Победы и к старушке приходят пионеры, они просят показать дорогие ей письма. Одна из девочек требует отдать их для школьного музея, чем вызывает неприязнь со стороны осиротевшей матери. Но после того, как она прогнала напористых пионеров, писем на месте не обнаруживают: пользуясь почтенным возрастом и слепотой старушки, дети украли их. Забрали из шкатулки и из её души. Слезы беспрерывно текли по щекам отчаявшейся матери – в этот раз её Игорь умер навсегда, она больше не могла слышать его голос. Анна Федоровна не смогла пережить этот удар, слезы все еще медленно стекали по морщинистым щекам, хотя тело стало бездыханным. А местом писем стал ящик стола в запаснике школьного музея.

В стихотворении Владимира Высоцкого «Зарыты в нашу память на века…» поэт сравнивает память человека с хрупким глиняным сосудом, призывает к осторожному отношению с прошлым. В нашу память на века зарываются столь важные нам события, даты, лица, а попытки вспомнить не всегда венчаются успехом.

Владимир Семёнович приводит в пример воспоминания о войне, то, что сапёр может ошибиться лишь раз. После столь губительной ошибки кто-то неохотно вспоминает человека, а другие и вовсе даже не хотят помнить. Так же происходит в нашей жизни в целом: кто-то постоянно копается в прошлом, а иной человек предпочитает не возвращаться к нему. Прожитые годы становятся старым складом наших переживаний, мыслей, эмоций и обрывков прошлой жизни, которые мы не хотим раскапывать. Во всем этом очень легко заблудиться, а еще проще ошибиться. Наше былое время словно лабиринт: чтобы разобраться в нем, нам нужны указатели, ведь «поток годов» смешивает наши воспоминания, стирает их.

Как и на войне, в наших воспоминаниях есть «мины» – наиболее неприятные воспоминания и проступки, все, что мы хотим отложить в «тень», забыть. Решением этому является предотвращение ошибок, чтобы через какое-то время они не могли нанести «вред».

Подводя итог, необходимо подчеркнуть важность памяти в нашей жизни, её огромное значение. Мы должны беречь то, что сохраняется в наших воспоминаниях: наш опыт, счастливые моменты и минуты отчаяния, всё пережитое нами. Мы не должны предавать забвению прошлое, ведь теряя его, человек лишается части себя.

Сегодня мы поговорили на тему “Проблема памяти: аргументы из литературы “. Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Историческая память - не только прошлое, но и настоящее, и будущее человечества. Память хранится в книгах. Общество, о котором говорится в произведении, утратило книги, забыв о важнейших человеческих ценностях. Людьми стало легко управлять. Человек полностью подчинился государству, ведь книги не научили его думать, анализировать, критиковать, бунтовать. Опыт предыдущих поколений для большинства людей пропал бесследно. Гай Монтэг, решивший пойти против системы и попробовать прочесть книги, стал врагом государства, первым кандидатом на уничтожение. Память, хранящаяся в книгах - великая ценность, утрата которой ставит под удар все общество.

А.П. Чехов "Студент"

Студент духовной семинарии Иван Великопольский рассказывает незнакомым женщинам эпизод из Евангелия. Речь идет об отречении апостола Петра от Иисуса. Женщины реагируют на рассказанное неожиданно для студента: из их глаз текут слезы. Люди плачут о событиях, происходивших задолго до их рождения. Иван Великопольский понимает: прошлое и настоящее неразрывно связаны. Память о событиях минувших лет переносит людей в других эпохи, к другим людям, заставляет сопереживать и сострадать им.

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Не всегда стоит говорить о памяти в историческом масштабе. Петр Гринев помнил слова своего отца о чести. В любой жизненной ситуации он поступал достойно, с мужеством перенося испытания судьбы. Память о родителях, воинском долге, высоких моральных принципах - все это предопределяло поступки героя.

Война - самое страшное, самое жуткое слово, какое только есть в мире. От одного его произношения бегут мурашки по коже и становится не по себе.

Войны уносят тысячи жизней. Разрушают все вокруг. Приносят голод. Читая о прошлых войнах, мы понимаем как много для нас сделали люди, стоявшие за нас не на жизнь, а на смерть. Их никто не спросил, хотят ли они воевать. Их поставили перед фактом, вынудили. И, положив все свои силы - они одержали победу.

В наши дни осталось очень мало ветеранов. Однажды, нас с ребятами посчастливилось посетить одного ветерана. Мы ходили к нему в рамках школьной программы. В нашем городе он остался единственным.

Это был мужчина. Можно сказать - дедушка. Он встретил нас приветливо, заулыбался. В тот момент я уже чуть не расплакалась. А когда он рассказал о том, что у него есть только сестра, которая вообще живет в другой стране и о том, что жена умерла несколько лет назад, я не сдержалась. Знаете, уровень жизни этого дедушки хуже, чем у многих из нас. И это неправильно. Люди, отстоявшие наше настоящее, должны жить счастливо и ни в чем не нуждаться. А у нашего ветерана даже воды в доме нет. Ему приходится идти к колодцу, и ведрами набирать ее. Потом тащить в дом.

Пожилому человеку, которому нужна помощь - никто помочь не может. Разве это справедливо?

Он рассказал много интересного и пугающего одновременно. В книгах по истории такого не найдешь. Придя домой, каждый из нас был под впечатлением. Мы по другому взглянули на войну, на людей, прошедших через нее. И вот что я хочу сказать. Мы должны помнить и почитать всех тех, кому пришлось узнать что это такое. Мы должны отдавать им свое уважение. Мы должны помогать и говорить спасибо каждый день за то, что у нас есть будущее. Что мы видим синее небо над головой, и не черное от дыма.

Память о совершенных подвигах должна жить всегда. Люди просто обязаны проносить ее сквозь поколения, не упуская ничего. Ведь каждое слово, каждое действие несет неимоверную важность. Им смелость достойна увековечения. Памятные места не должны быть забыты!

Мы должны помнить всех героев, которые спасли нас. Нашу страну. Наши жизни.

Сочинение 2

Кто из людей не вздрагивает, услышав слово «война»? Не зря моя бабушка была согласна на все – только бы не было войны, о которой она много узнала из рассказов ее бабушки. Любая война, даже современная, с ее «точечными» ударами - это страдания, кровь и смерть. Что же говорить о нашей самой страшной боли и самой большой радости – Великой Отечественной войне. Радость конечно принесла Победа. Но до нее надо было еще дожить, как на фронте, так и в тылу. Пот, кровь, смерть и надежда – вот квинтэссенция войны.

Мой прапрадедушка ушел на фронт с московским ополчением и пропал без вести под Вязьмой. Как я сейчас узнал, у него была «броня» - так называется отсрочка от военной службы. Яков Емельянович был профессиональным хлебопеком и нужен был в тылу, а он снял эту «бронь» и ушел на фронт. Плохо вооруженные и неумелые ополченцы гибли, но задержали немцев, рвущихся к Москве. Ценой своей жизни и многолетних страданий их родных. Его жена Анна Ивановна ждала его двадцать пять лет. Она надеялась, что он не убит, а в плену или в инвалидном доме. Надеялась, ждала и воспитывала пятерых детей. Ждала и надеялась.

В пояс надо поклониться людям, придумавшим и организовавшим акцию «Бессмертный полк». Это настоящая память о войне, а не излишне бодрая пропагандистская ее имитация. Я со всей семьей и портретом прапрадеда уже два раза 9 мая участвовал в шествии маленькой частички этого «полка». Я видел искреннюю печаль и заинтересованность людей, несущих портреты своих родственников-фронтовиков. Они помнят их. Помнят их подвиг, печалятся и одновременно наполнены гордостью за них – защитников своего Отечества. Пока будет жива идея и практика этого народного движения – будет жива и память о войне.

Часто произносятся призывы прекратить бередить прошлое и думать только о дне сегодняшнем. Мол скоро и в живых то никого не останется, даже рожденных во время войны, а не только ее прошедших. Но память о войне нужна еще и потому, что – это нужно не мертвым, это нужно живым. Что бы кто-то не смог вновь попытаться реализовать свои бредовые идеи, развязав глобальную войну.

Память о войне (3 вариант)

Любое событие так или иначе сохраняется в памяти многих людей, оставляя в ней своеобразный след, который состоит из образов, примерных очертаний, и конечно же чувств, которые человек испытывал во время того события. Память об этом событии может передаваться из поколения в поколения, а может попросту остаться забытой и никому не нужной информацией, однако так случается далеко не всегда, как например, случается с плохими воспоминаниями, и, к сожалению плохое запоминается намного лучше, чем, что либо ещё.

Примером послужит любая война. Война сама по себе это ужасное событие, которое всегда приводит к цепочке огромных смертей, разрухи, и горя. Война это событие, которое навсегда отражается в умах многих поколений, так как память о войне несёт в себе также направляющий посыл. Ведь если человек помнит о войне, помнит о том, какие ужасы она принесла на мирную землю, то он постарается никогда больше не допустить войны, и сделает всё, дабы больше войны не существовало, в этом и есть плюс памяти об ужасных событиях – они заставляют помнить то, что такое ни в коем случае нельзя повторять.

Война также отражается на многих других вещах, не только на самих людях. Война это процесс охваченный ужасом, процесс который навсегда оставит след на земле, которая по несчастью стала свидетелем кровопролития. На этой земле навсегда останутся памятнике войне, братские могилы, кратеры от бомб, выдранные клочки земли от взрывов. Ничто не сможет стереть это событие из истории. Но это не плохо, ведь следующие поколения будут помнить это, помнить о подвигах, которые совершали до них, это будет мотивировать их идти дальше, создавать мир, где больше нет войны и боли, где нет жестокости, и где нет кровопролития, они будут создавать лучший мир, помня о старом ужасном.

В заключение можно сказать, что любая память важна. Любые, воспоминая, любое событие, которое, так или иначе, оставило свой след в истории имеет огромнейшую ценность, но наиболее ценными воспоминаниями в мировой культуре станут воспоминания о войнах. Потому как война, это самое ужасная вещь придуманная человеком. Воспоминаниях о тех ужасах, которое надо постараться больше не повторять. И потому следующие поколения будут помнить тех, кому довелось участвовать в войне, тех, кто на своём опыте познал все её ужасы и отвратительные вещи, что творились в то, без сомнения страшное, время.

Образ и характеристика Казбича в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

Казбич – это разбойник, джигит. Он ничего не боится и, как и любой другой кавказец, бережёт свою честь и достоинство

  • Анализ произведения Страдания юного Вертера Гете

    Роман «Страдания юного Вертера» стал одним из самых выдающихся произведений в немецкой литературе. В этом произведении двадцатипятилетний Иоганн Вольфганг фон Гёте описывает несчастную любовь юноши Вертера к девушке Шарлотте.


  • Память – это необходимое для жизни человека свойство, данное при рождении. Без неё мы не могли бы существовать, ведь благодаря нашим сохранившимся познаниям, можем извлекать уроки, избегать ошибок. Но какую роль играет память в жизни личности? Этот вопрос поднимает автор текста Б. Л. Васильев.

    Писатель раскрывает множество различных проблем, но одной из главных, по моему мнению, является проблема памяти.

    Данная проблема актуальна так, как людям свойственно совершать ошибки, а память о них помогает избежать их в дальнейшем. Так накапливая опыт, человек передает его следующим поколениям. Эти знания бесценны, поэтому мы должны бережно хранить и передавать этот драгоценный багаж дальше.

    Б. Л. Васильев считает, что нужно сохранять памятники, обычаи, ведь в них заложена наша история. Всё это необходимо беречь для народа, будущего поколения, для женщины, которая «каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжает в Брест» и «возле мраморной доски тихо стоит».

    Поэтому память играет важную роль.

    Например, как в произведении В. В. Быкова «Сотников». Главный герой, будучи мальчишкой, солгал отцу, после чего его мучила совесть. Эта ложь отложила глубокий след в памяти ребенка, и Сотников пообещал себе поступать только по совести. Та боль души не забывается героем до конца, что способствовало следованию по пути моральной ответственности, по пути героя.

    А в произведении Б. Л. Васильева «Экспонат №» память о сыне является единственной связующей ниточкой для Анны Федотовны с родным человеком, и она заложена в письмах с фронта. Эта память жизненно необходима для героини, и когда у неё крадут письма, ниточка, объединяющая сына и мать, рвется, что приводит Анну Федотовну к душевной и физической гибели.

    Таким образом, память играет большую роль в жизни человека, поэтому следует беречь её, беречь нашу историю.