Кукольные спектакли для детей 2 3 лет. Кукольный театр для детей раннего возраста

Дети возраста младшей группы детского сада - это прирождённые исследователи, изучающие окружающий мир посредством чувственного, эмоционального восприятия и приобретения практического опыта. Чрезвычайно важно поддерживать естественную любознательность и познавательную активность ребёнка новыми увлекательными видами изобразительной деятельности. Аппликация введёт малыша в мир цвета и формы, познакомит с геометрическими фигурами, даст первичные навыки моделирования, разовьёт представление о правилах композиции.

Аппликация - это создание сюжетных или предметных композиций из прикреплённых к основе (картон, дерево, ткань) фигурных элементов или узоров, вырезанных из бумаги, сухих листьев, ткани, кожи. Разноцветная композиция может крепиться путём приклеивания или пришивания. Такой вид творческого моделирования оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой моторики, образного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.

Особенности занятий по аппликации для дошкольников

Виды аппликаций:

  • предметная - моноизображение какого-либо объекта, например, дома, ракеты, машины, сказочного героя, человека и т. д.
  • сюжетная и пейзажная композиция - изобразительная форма повествования о каких-то событиях;
  • декоративная - стилизованная обработка по законам пропорционального размещения деталей, декоративное преобразование реальных предметов в виде орнамента с использованием ярких цветовых украшений геометрической, растительной формы, абстрактных фигур животных, птиц, человека.

Масштабные композиции, которые основаны на развёрнутом сюжете и включают много разнообразных деталей, как правило, создаются коллективно. Подготовительный этап, во время которого готовятся отдельные детали, например, скатываются шарики из кусочков салфеток, проводится в небольших подгруппах по 2–3 человека, а затем дети вместе составляют сюжетную картинку на ватмане, приклеивая подготовленные ими элементы, попутно развивая способности пространственного мышления, а также навыки согласованных действий. При создании аппликации дети опираются как на заданную схему, так и на заранее оговорённое условие или замысел, а сам процесс коллективного моделирования закрепляет стремление к солидарности и взаимопомощи. Важно, чтобы дети научились соблюдать правильную последовательность работы по созданию многослойной композиции, т. е. воспитатель должен пояснить, что сначала нужно подготовить фоновый рисунок, затем поместить детали второго плана и только потом приклеить фигуры первого плана.

Коллективная аппликация в младших группах детского сада - фото

«Мой дом» «Осеннее дерево» Аппликация «Лето» в ладошковой технике «Букет цветов» «Овечки» из ватных шариков «Огни вечернего города» «Рыбки в аквариуме» «Цыплята» из ватных шариков «Летний пейзаж» из бумажных шариков
«Лето» «Цыплята» в обрывной технике «Утка с утятами»

Технически аппликация более сложный вид художественной деятельности, чем рисование или лепка, поскольку двигательные умения руки ещё не позволяют ребёнку активно и свободно пользоваться ножницами, кроме того, он не владеет знаниями о форме и цвете. Поэтому дети в этом возрасте работают в основном с готовыми фигурами. Ребёнок 2–4 лет способен реализовать в жанре аппликации простой замысел комбинации несложных форм, его увлекает процесс подготовки деталей, например, когда он отрывает кусочки от листа бумаги или размещает готовые формы.

Значение аппликации

  • Интеллектуальное развитие - обогащение познавательного багажа понятиями о свойствах и закономерностях окружающего мира, расширение знаний о разнообразии форм, величин и цветовых оттенков предметов, пространственном расположении объектов по законам пропорциональности. Кроме того, формируются умственные операции сравнения, обобщения, развиваются абстрактное и логическое мышление, совершенствуется образная, связная речь.
  • Нравственное воспитание - занятия пробуждают чувство товарищества, способствуют становлению таких волевых качеств характера, как инициативность, самоорганизация, сосредоточенность, целеустремлённость, умение преодолевать трудности.
  • Развитие сенсорики - аппликация опирается на чувственное восприятие и стимулирует познание свойств и качеств предметов.
  • Художественно-эстетическое развитие - формирование чувства вкуса к изобразительной деятельности, благодаря чему развивается восприятие ритмической гармонии цвета и формы, конструктивной целостности и красоты окружающего мира.
  • Трудовое воспитание - развиваются технические навыки ручных умений, формируются трудолюбие и бытовая самостоятельность.

Задачи аппликации в младшем дошкольном возрасте:

  • изучение основных геометрических форм (квадрат, треугольник, круг) и цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный);
  • знакомство с понятиями величины (большой, маленький) и количества (счёт до трёх, много);
  • освоение умственной операции сравнения (больше, меньше, много, мало);
  • развитие композиционных навыков расположения плоских фигур на плоскости (в ряд, по краю, соединение частей предмета);
  • овладение умением наклеивания подготовленных воспитателем деталей или фигур.

Этапы развития навыков конструирования на плоскости

  • Для успешного выполнения своих первых работ по аппликации ребёнку необходимо будет освоить сам процесс наклеивания, т. е. научиться правильно держать кисть, аккуратно набирать клей, смазывать детали с обратной стороны, не забывать класть кисть на специальную поставку, прикладывать элементы правильной стороной, при этом придерживать и прижимать тряпочкой. Сама техника наклеивания воспринимается детьми как игра и полностью поглощает их внимание.
  • Творческий дебют малыша (первая младшая группа) в жанре аппликации будет связан с заданием по размещению и наклеиванию нескольких заготовок, деталей, полученных методом обрывания или смятых из бумаги шариков на заготовленный шаблон или лист бумаги в свободном, хаотическом порядке.
  • Развитие навыков конструирования на плоскости для воспитанников второй младшей группы будет связано с умением располагать, а затем наклеивать несколько фигур в линейном ряду на узкой полоске бумаги, сначала круглых деталей одного цвета, поскольку ему будет проще разместить одинаково симметричные формы в заданной горизонтальной плоскости.
  • Следующий этап - совершенствование навыков создания аппликации предполагает включение в работу кругов других цветов. Задача усложняется, поскольку малышу необходимо понять закономерности ритмического расположения фигур в порядке чередования цвета, благодаря чему развивается ещё и логическое мышление. Позже происходит знакомство с геометрической формой квадрата.
  • Основная сложность, с которой столкнутся дети в процессе создания композиций с использованием квадрата - это ровное размещение этой геометрической фигуры на одной из сторон. Постепенно усложняется и композиционное решение - теперь нужно научиться размещать более мелкие элементы в углу большого квадрата или декоративно украсить круг по краю, заполнение центра фигуры пока вызывает затруднение.
  • Предметные композиции (грибок, домик, флажок) компонуются из 2–3 элементов близких по форме к геометрическим очертаниям. Дети довольно легко осваивают такое конструирование, поскольку хорошо знакомое, а потому понятное содержание образа прекрасно воспринимается и вызывает живой эмоциональный отклик при достижении наглядного результата собственных усилий. В таком конкретном задании малыш гораздо быстрее заметит логику размещения элементов, чем в ритмических абстрактных закономерностях декоративного геометрического узора. Поэтому целесообразнее первые задания по аппликации, представляющие собой чередование элементов, привязывать к понятному образу, например, представить как нанизывание бусинок на нить, украшение тарелки, «вышивание» платочка и т. д.

Программные задачи

Первая младшая группа (2–3 года)

  • дать начальные представления об инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, клей, кисточка;
  • развивать самостоятельность и инициативность, желание творческого созидания художественных образов из бумаги;
  • развивать эстетическое и эмоциональное восприятие результатов своего труда;
  • обучать различным приёмам работы с бумагой (обрывать, сминать, скатывать), а также способу прикрепления их к основе (приклеивание);
  • учить приклеивать готовые детали (элементы одежды, фрукты, овощи) на шаблон (силуэт куклы, банки, дерева) по образцу.

Вторая младшая группа (3–4 года)

  • обучать размещению геометрических фигур на узкой полосе, квадрате, круге, треугольнике;
  • учить составлять из заготовок простые объекты (грибочек, домик, дерево, фрукты и т. д.) и знакомые сюжетные композиции (чайный сервиз, воздушные шарики, праздничная гирлянда и т. д.);
  • учить техническим приёмам работы с бумагой: правильно оперировать ножницами, разрезать узкие полоски по линии сгиба, затем более широкие, намазывать бумажные элементы клеем, проходить кисточкой по краю детали;
  • обучать пониманию и соблюдению правильной последовательности выполнения задания: сначала выложить изображение на основе, затем поочерёдно приклеивать каждую деталь;
  • воспитывать чувство цвета и формы.

Достижения детей к концу обучения

  • создание изображения из готовых элементов;
  • творческое осуществление декоративного украшения образа на бумаге;
  • самостоятельный подбор цветового воплощения композиции;
  • проявление эмоциональной реакции при восприятии коллективных или индивидуальных работ;
  • аккуратное использование материалов.

Технические приёмы, которые используются в работе

  • Обрывная техника. Этот приём отлично подходит для передачи иллюзии объёма, мозаичной декоративной фактуры образа, добавляющей ему визуальной эффектности и яркости (меховая шубка, облака, снег, оперение птицы, пышные цветы и т. д.). Младшему дошкольнику тяжело пользоваться ножницами, поэтому его можно попросить просто разорвать цветную бумагу на мелкие кусочки. Дети с восторгом выполняют такое задание, затем радостно скатывают мелкие кусочки в небольшие шарики, потом на заранее приготовленный шаблон наклеивают разноцветные бумажные комочки, таким образом, получается оригинальная и довольно симпатичная объёмная картина.
  • Аппликации из салфеток - дети с удовольствием применяют как яркое и разноцветное декоративное украшение или самостоятельный материал для создания аппликаций. В работе с ним можно обходиться без ножниц, обрывая и скатывая комочки, из которых конструируется композиция. Такой приём прекрасно развивает мелкую моторику.
  • Квиллинг - в буквальном переводе с английского означает перо птицы. Плоскостная или объёмная композиция складывается или дополняется декоративными спиралевидными скрученными из цветной бумаги деталями, которые прекрасно передают фактуру оперения птицы. Одной из разновидностей квиллинга является техника торцевания, которая позволяет добиться эффекта «пушистости» деталей из бумаги довольно незамысловатым и простым в исполнении способом, когда с помощью палочки бумажным квадратикам придаётся форма воронки.
  • Мозаичное выполнение аппликации. Основными деталями являются фигурки геометрической формы (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник) различного размера, которые выкладываются внутри нарисованной схемы изображения.
  • Геометрическая - маленьким деткам проще освоить конструирование из простых геометрических форм и научиться складывать фигурки предметов, животных, деревьев из комбинации треугольников, квадратов, прямоугольников и кругов.
  • Ладошковая - основой такой аппликации является силуэт обведённой карандашом ладошки малыша. Небольшие усилия и дополнительные декоративные элементы, украшающие аппликацию, превратят подобную простую заготовку, например, в сказочную причудливую птицу. Творческий подход и совместная фантазия воспитателя и детей помогут скомпоновать разноцветные отпечатки ладошек всех детей в большую яркую бабочку или чудесный цветок, тогда такая аппликация станет символической эмблемой группы.
  • Нетрадиционная - использует необычные материалы, например, пластилин, вату, крупы, макаронные изделия, поролон, ткань, яичную скорлупу, нитки и т. д. Конструирование оригинальных композиций из необычных материалов расширяет границы творческой фантазии, пробуждает вкус к художественной импровизации, развивает и тренирует ручные умения, проявляет чувство формы, цвета.
  • Включение в композицию сухих растений или листьев (флористика). Прекрасный материал для дополнения фона. Такой вид работы требует предварительного этапа подготовки, когда во время прогулки вместе с детьми воспитатель собирает необходимый природный материал.

Этапы и методические приёмы проведения занятия

1. Подготовка к занятию (проводится дважды в месяц по 15 минут).

Информационно-ознакомительный этап предполагает пробуждение у детей интереса к изображаемому предмету, изучение его формы и цвета. Необходимо подключить игровые моменты, стимулирующие любознательность, положительную эмоциональную реакцию и активность. Мотивирующими приёмами могут стать появление игрушечного персонажа, опора на известный сказочный сюжет, демонстрация картинок, музыкальная пауза, сюрпризный момент, знакомство с новыми знаниями, личный артистизм воспитателя. Важно развивать умение концентрировать внимание и видеть предмет, производить его чувственный (осязание и зрение) анализ.

2. Практический этап включает объяснение и демонстрацию воспитателем пошагового алгоритма выкладывания и приклеивания заготовок.

Рабочий материал, прежде всего детали из цветной бумаги, ярок и привлекателен, поэтому будет рассеивать внимание детей и мешать пониманию слов воспитателя. Младшим дошкольникам желательно раздавать готовые элементы для наклеивания в закрытых бумажных пакетиках после объяснения задания. Использование общих заготовок в младшей группе преждевременно, поскольку дети ещё не вполне свободно ориентируются в цветовой гамме и разнообразии форм элементов.

Во время показа последовательности действий педагог несколько раз чётко повторяет название цвета и формы, при необходимости подчёркивает особенности фигуры, потом просит детей повторить свои слова. Заметим, что дети могут проявлять свободу выбора цвета, подбирая, например, квадратики того цвета, который им больше понравился. Демонстрация необходима для усвоения и закрепления новых технических приёмов, поэтому воспитатель повторяет и одновременно проговаривает алгоритм действий до тех пор, пока не убедится в том, что дети всё поняли и самостоятельно могут выполнять необходимые операции. Пояснения относятся, прежде всего, к последовательности использования деталей и их расположению на листе бумаги. Подробный показ и комментирование действий не нужны в том случае, если дети уже знакомы с техникой исполнения, тогда воспитателем используются приёмы демонстрации образца и напоминания основных моментов задания. Детям, которые испытывают затруднения в работе, воспитатель помогает индивидуально.

3. Самостоятельная работа детей.

После внимательного прослушивания объяснений педагога дети располагают заготовки на листе бумаги (основе) в соответствии с заданием. Воспитатель контролирует правильность выполнения задания и только после этого на столах появляется клей, т. е. перед процессом прикрепления форм к основе. В дальнейшем всё необходимое оборудование, кроме заготовок, можно подготовить на рабочих столах заранее.

4. Анализ и подведение итогов.

Заключительный этап занятия проходит в форме выставки детских работ, воспитатель учит с радостью воспринимать свои и чужие успехи, проводит анализ, сопровождая его похвалой за старания и трудолюбие, но со второй половины учебного года (вторая младшая группа) необходимо обращать внимание детей на допущенные ошибки, ориентировать на их исправление.

Практические задания

Конспект занятия по аппликации на тему «Букет мимозы» - коллективная работа в первой младше группе

Цель: обучать различным приёмам работы с бумагой (сминать, скатывать), а также способу прикрепления бумажных комочков к основе.

  • воспитывать интерес к занятию аппликацией;
  • познакомить воспитанников с процессом изготовления коллективной аппликации;
  • развивать умение работать в команде;
  • совершенствовать мелкую моторику и образное мышление;
  • развивать внимание, память, речь;
  • закреплять навыки работы с кистью и клеем;
  • развивать эстетическое и эмоциональное восприятие результатов своего труда и труда своих товарищей.

Материал: ватман, краски, жёлтые и голубые салфетки, инструменты и оборудование.

1. Организационная часть: мотивирующая беседа с детьми о весеннем женском празднике и желании удивить и порадовать мам красивым и необычным подарком, которым станет огромный букет цветов на бумаге.

2. Практическая часть: воспитатель объясняет и показывает технику скатывания из цветных бумажных квадратиков комочков, из которых будет состоять композиция, напоминает и демонстрирует правильное обращение с кистью, способ набора клея и намазывания деталей.

Инструкция:


3. Самостоятельная работа детей. Воспитатель работает вместе с детьми, помогает и подсказывает при необходимости.

4. Подведение итогов. Воспитатель высказывает детям похвалу за старания и вместе с ними радуется созданной красоте бумажного букета.

Темы для занятий по аппликации в первой младшей группе

Тема Задачи
«Божья коровка»
(аппликация с использованием пластилина)
Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.
«Цветик-семицветик!»
(коллективная аппликация)
Создание коллективной композиции из комочков мятой бумаги.
«Колобок покатился по лесной дорожке»
(аппликация с элементами рисования)
Создание образа колобка из ватного диска и наклеивание на дорожку, нарисованную фломастером; развитие восприятия; сравнение объёмной формы и плоскостного рисунка.
«Лоскутное одеяло»
(аппликация из фантиков)
Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции из индивидуальных работ; освоение понятия «часть» и «целое».
«Ваза с цветами»
(аппликация из макарон сэлементами рисования, коллективная композиция)
«Флажки»
(аппликация, выкладывание готовых форм)
Составление линейной композиции из флажков, чередующихся по цвету или форме.
«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…»
(обрывная аппликация)
Создание выразительных образов луговых цветов (жёлтых и белых одуванчиков) в технике отрывной аппликации, развитие мелкой моторики, синхронизация движения обеих рук.
«Пора в космос» (объемная аппликация) Совершенствование навыка ручного труда средством скручивания бумаги в трубу, развитие мелкую моторику пальцев рук.
«Ёжик» (аппликация из ниток) Способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки работы с клеем.
«Листья опадают» (аппликация из листьев) Создание коллективной работы в жанре флористики, наклеивание сухих листьев на основу.
«Ёлочная игрушка» (аппликация из бумажных комочков) Совершенствование отрывной техники создания аппликации, развитие навыков ручного труда.
«Сугробы» (аппликация накладная с использованием ватных дисков) Создание композиции путём наклеивания ватных дисков на основу.
«Скатерть для стола» (обрывная аппликация) Создание образа декоративной скатерти из кусочков цветной бумаги: наклеивание деталей на основу; закрепление понятия «часть» и «целое».
«Сосульки» (объёмная аппликация из пластилина) Развивать умения детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.
Солнышко» (коллективная аппликация) Создание коллективной аппликации в ладошковой технике.
«Шарики» (объёмная аппликация с использованием пуговиц) Развитие мелкой моторики, синхронизация работы обеих рук, обучение умению различать основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный). Материалы: лист-основа с нарисованными нитями для шариков, пуговички разного цвета и формы.
Усложнённый вариант предполагает задание по совмещению нити и шарика одного цвета.

Видео: занятие по аппликации «Украсим божью коровку» в первой младшей группе

Аппликации, выполненные воспитанниками первой младшей группы

Аппликация «Грибочек» в насыпной технике (гречка и рис) «Грузовики» (наклеивание заготовок) Аппликация «Белочка» (наклеивание готового силуэта) Аппликация из макарон «Корзинка с ягодами» «Бычок» в обрывной технике «Ведёрки», украшенные геометрическим орнаметром «Снеговик» из бумажных шариков «Теремок» «Зайка» из бумажных шариков «Корзинки с овощами и фруктами» «Дед мороз» с использованием ваты «Шарик» в рваной технике «Бабочка» «Горы» в рваной технике Деревья в рваной технике «Божья коровка» из смятой бумаги «Ромашки» из семечек и пластилина «Неваляшки» Аппликации из тополиного пуха «Воздушные шарики» из пуговиц «Дождик» из рваной бумаги «Паровозик» «Чайный сервиз» с декоративным узором «Колобок катится по дорожке» - аппликация из смятой бумаги «Овощи на тарелке» «Барашек» из ваты «Дымковская игрушка» с декоративным узором «Украсим ёлочку игрушками» «Нарядные галстучки» «Флаг России» из бумажных шариков «Рукавички-невелички» «Грибочек» из ниток «Одеяло из фантиков»

Варианты практических заданий в первой младшей группе

«Осеннее дерево» - коллективная аппликация из сухих кленовых листьев.

Инструкция:

На ватмане нарисовать контуры дерева, дети на занятии по рисованию могут закрасить его красками. На занятии по аппликации каждый ребёнок смажет клеем свой листочек и приклеит на силуэт дерева.

«Цветок для мамы» - открытка из салфеток.

Материал: четвёртая часть картона, жёлтые и розовые салфетки, карандаш, инструменты для аппликации.

  1. Воспитатель разрезает салфетки на маленькие квадратики.
  2. Дети скатывают шарики из кусочков салфеток.
  3. Воспитатель обводит простым карандашом шаблон цветка.
  4. Дети приклеивают розовые комочки на силуэт цветка.
  5. Серединку цветка заклеить жёлтыми шариками. Затем дети приклеивают подготовленные воспитателем стебелёк и листочек. Аппликация готова.

«Платочек с цветочками»

Материал: силуэты цветов из красной и жёлтой бумаги, лист бумаги.

Инструкция: основу (стандартный лист) дети украшают цветами, приклеивая силуэты по одному.

Вот такие красивые платочки получились.

«Грибочек» - коллективная работа из зёрен

Развивающая беседа с загадками и стихотворениями о ягодах, семечки которых будут использоваться в работе (арбуз и дыня), о полезных и ядовитых грибах.

Материал: лист цветной бумаги с контуром белого гриба, семечки арбуза и дыни, шерстяная нить зелёного цвета, клей, кисточка.

Инструкция:


Видео: «Цветок для мамы» (первая младшая группа)

Практические задания для второй младшей группы

Конспект занятия по аппликации «Цветик-семицветик» (вторая младшая группа)

Цель: овладение техническими навыками приклеивания, размещения и закрепления отдельных элементов материала композиции на фоне.

Развивающие:

  • Развивать умение различать цвета.
  • Учить различать образы окружающей действительности и сказочного мира фантазии.
  • С помощью увлекательного рассказа, чтения стихотворений, оригинального музыкального сопровождения, демонстрации интересных иллюстраций по теме пробудить воображение, стимулировать творческую инициативу детей и предложить им воплотить образ волшебного цветка в форме аппликации, используя яркие детали.

Образовательные:

  • Продолжать знакомство воспитанников с искусством изготовления предметной аппликации.
  • Развить такие качества, как усидчивость, внимательность, умение уверенно пользоваться кистью для клея, тщательно промазывать детали и приклеивать, соблюдая правильную последовательность действий.

Воспитательные:

  • Создать комфортную эмоциональную атмосферу, воспитывать доброжелательность и желание помочь товарищам.
  • Формировать трепетное и заботливое отношение к природе, учить замечать и ценить красоту и неповторимость окружающего мира.

Материалы и оборудование: иллюстрации к книге В. Катаева «Цветик-семицветик», альбомный лист для основы, подготовленные элементы для аппликации (разноцветные лепестки), клей, кисть, тряпочка, клеёнка, поднос.

1. Вводная беседа.

Воспитатель спрашивает детей о том, какое сейчас время года (весна) и просит ответить на вопросы, связанные с признаками весеннего пробуждения природы (солнышко светит, птички прилетают, цветочки распускаются и т. д.).

Есть в мире волшебный цветок, который живёт в мире сказки «Цветик-семицветик» и может выполнить любое желание, стоит только произнести заклинание, отрывая один из лепестков.

Далее следует небольшой рассказ о доброй девочке Жене, в руках которой оказался этот таинственный цветок и о том, как она распорядилась последним лепестком, о её желании, связанным с дружбой и стремлением спасти своего нового друга от беды.

Воспитатель предлагает детям сконструировать образ чудесного цветка из разноцветных бумажных деталей.

Пальчиковая гимнастика.

2. Практическая часть.

Воспитатель показывает лепесточки и называет цвета, объясняет последовательность работы и технику приклеивания деталей (как правильно держать кисть, проходить кистью края детали, промокать тряпочкой при прикреплении к основе).

3. Работа детей, в процессе которой воспитатель напоминает последовательность приклеивания, хвалит и подбадривает воспитанников и помогает детям, которым ещё тяжело справится с заданием самостоятельно.

4. Подведение итогов.

Выставочная галерея для родителей и гостей группы.

Ребята, у нас получился прекрасный букет, давайте порадуемся этой красоте и поблагодарим друг друга. Дети рассматривают работы и радуются полученному результату.

Темы для занятия аппликацией во второй младшей группе

Тема и материал Задачи
«Заготовки на зиму» (овощи и фрукты) Ребёнок учится приклеивать заготовки (круги приметно диаметром 4–5 см и овалы размером 3х7 см красного, зелёного, жёлтого цвета) на основу, подражая образцу.
Игровой сюжет: помочь маме разложить овощи или фрукты по банкам, можно усложнить задание, предложив произвести сортировку по форме, цвету или принципу фрукты-овощи.
«Пирамидка», «Неваляшка» Развитие восприятия цвета и навыков последовательного размещения фигур разного диаметра в логике пространственного мышления (большой круг - основание пирамиды, уменьшающиеся - поочерёдно выстраиваются сверху).
Материал: половина стандартного листа, пять кругов разного цвета диаметром от 5 до 1 см.
Для «Неваляшки» соответственно два круга диаметром 6 и 4 см, два круга диаметром 2 см одного цвета и белый круг диаметром 3 см.
«Гусеничка» Содержание занятия: приклеить последовательно в ряд, не накладывая друг на друга, на узкой полоске одинаковые по размеру и цвету круги диаметром 2 см. Игровой сюжет: на прогулке понаблюдать с детьми за движениями гусеницы, а на занятии предложить сконструировать гусеничек-подружек.
«Цирковое представление» Обучение совмещению контуров на основе (половина стандартного листа) и заготовок (круги разного размера) по цвету. Мотивационный момент: посмотреть отрывок циркового представления в видеоформате или посетить цирк, показать игрушку (слоник, мишка), которая будет главным героем сценарной задумки занятия.
«Ёлочка», «Снеговик» Учить соблюдать пропорциональность (от большего к меньшему) и развивать пространственное мышление (верх-низ).
Материалы: четвёртая часть стандартного листа, треугольники с соотношением основания и высоты 6х2, 5х2,5, 4х2 см, круги синего и красного цвета.
Подготовительный этап: на прогулке рассмотреть живую ёлку, потрогать, понюхать, на занятии рассказать стихотворение, послушать песенку, сложить ёлочку из геометрических элементов конструктора.
«Новогодняя гирлянда» Развитие навыков ритмического чередования заготовок по форме и цвету.
Материал: половина стандартного листа (А4) с прорисованным контуром нити, на которую будут нанизываться фигуры (красные и синие круги) для гирлянды.
«Подарок для Вини-Пуха»
(коврик с геометрическим орнаментом и бахромой)
Обучение умению чередовать круги и треугольники разного цвета по центру широкой основы (15х25 см) с подготовленными надрезами в виде бахромы глубиной в 3 см.
Игровой эпизод: Пятачок собирается на день рождения к Вини-Пуху, и просит ребят подготовить подарок. Можно использовать игрушки сказочных персонажей для драматизации, посмотреть отрывок мультика или рассказать воображаемый диалог между главными героями.
«Шарф для жирафа» Тренировать навыки чередования геометрических фигур (круг и квадрат разного цвета или фигур одного цвета но разной формы) по краям основы. Сюжетная легенда: Мама-жирафа (показать игрушку или картинку) беспокоится за здоровье своего сыночка, который отправляется в гости к знакомому пингвину на северный полюс. Чтобы он не замёрз, не простудился, оставался весёлым и бодрым и весело провёл время в зимних забавах, катаясь на лыжах и коньках, она просит ребят смастерить для сына шарфик.
«Расписные тарелки» Украшение основы декоративным узором из кругов разного цвета и диаметра, расположенными в определённой ритмической последовательности в виде мозаики по краю и в центре.
«Декоративная салфетка» (платочек) Оформление салфетки (основы) декоративным мозаичным орнаментом из геометрических фигур, которые располагаются по периметру и в центре.
«Скворечник», «Домик» Вводная часть: рассказать о птичьих домиках, кормушках, показать фотографии, слайд-шоу.
Цель: учить комбинировать из отдельных частей, деталей (квадрат, треугольник, круг цельный предмет (домик), следовать при этом правильной последовательности наклеивания, закрепить знание основных геометрических фигур.
Материалы: половина стандартного листа с нарисованным силуэтом дерева, заготовки деталей, инструменты.
«Автобус», «Вагончик» Закрепить понятие геометрических фигур (квадрат и круг), тренировать навыки размещения и приклеивания деталей. Материал: четвёртая часть стандартного листа, большой квадрат 5х9 см, три маленьких квадрата 2х2 см, два круга диаметром 2 см.
Мотивационные моменты: игра с машинками, демонстрация иллюстраций, наблюдение во время прогулки.

Видео: НОД «Птицы прилетели» (вторая младшая группа)

Аппликации, выполненные воспитанниками второй младшей группы

«Зайка» и «Мишка», выполненные из геометрических форм «Колобок» Легковой автомобиль с приклеенными к готовому силуэту окошками и колёсами «Золотая рыбка» с использованием макарон Грибочки из кружочков «Ракета летит в космос» «Скворечник» «Пирамидка» «Художественная гимнастика» в геометрической технике «Фигурное катание» «Ёлочка» в геометрическом стиле «Букет для мамы» «Воздушные шары»
«Цыплёнок» из салфеток в технике торцевания Пасхальные яйца из салфеток «Ёжик с яблочком» из ниток Мишка и котик Человечек из геометрических фигур «Домик под снегом» Рыбки из бумажных розеток для печенья «Цыплёнок» Цветочная композиция «Снеговик» из ватных шариков «Часовая башня» «Цыплёнок» «Вечный огонь» «Магазин одежды» «Цирковое представление» «Заготовки на зиму» «Фрукты на тарелочке» «Гусеничка» «Шапочка для куклы» «Овощи в кастрюле» «Кораблик» из геометрических фигур и шариков из салфеток «Дерево» в рваной технике «Птичка» в насыпной технике из крупы «Утёнок» «Автобус» с накладными окошками и колёсами «Парусник» «Радуга» в мозаичной технике «Цветочек из треугольников» «Ракета» из треугольников и квадратов «Зайка с морковкой» из ваты «Сервиз» с геометрическим узором «Платочек» с геометрическим узором «Улитка» из кружков «Светофор» «Пешеходный переход» из бумажных шариков «Флаг России» из полосок «Одуванчик» из салфетки

Наталия Коновалова
Конспект НОД по изодеятельности (аппликация) во второй младшей группе «Осенний ковёр»

Тема : «Осенний ковёр » .

(коллективная работа) .

Цель : создание осеннего ковра из листьев разного цвета (красного, жёлтого, зелёного) и разного размера (большого и маленького) на занятии по аппликации .

Обучающая : закреплять навыки аккуратного намазывания клеем листьев и приклеивания готовых форм.

Развивающая : развивать воображение, ориентировку на листе бумаги; умение отбирать, отличать и называть объекты жёлтого, зелёного и красного цвета.

Воспитательная : вызвать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы.

Методы и приёмы : прослушивание музыкального произведения, беседа, сюрпризный момент, рассматривание демонстрационного материала, напомнить о правилах работы с клеем.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций на тему «Осень » , наблюдение за осенней природой , рассматривание и рисование осенних листьев , чтение рассказа М. Пришвина «Листопад» , разучивание потешки «Дождик, дождик пуще лей!» , стихов А. Плещеев «Осень наступила… » , В. Орлов «Жёлтые мышки» , К. Бальмонт «Осень » , загадки об осени и беседы на темы : «Здравствуй осень золотая , «О чём думал листик, когда летел с дерева» .

Материалы и оборудование.

Для воспитателя : аудио запись произведения П. И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года» , музыкальные фонограммы, демонстрационный материал «Времена года» , корзинки, листья, ватман.

Для детей : листья, клей, кисть, клеёнка, салфетка.

Ход НОД.

На полу разбросаны бумажные листья трёх цветов (зелёного, красного, жёлтого) .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько листочков и какие они все разные. Что же случилось? Как вы думаете, почему они начали опадать?

Ответы детей. (Наступила осень ) .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколь же их здесь?

Ответы детей. (Много) .

Воспитатель : Получился настоящий листопад.

Вот и осень , листопад.

Листья жёлтые летят.

Листья красные летят,

Прямо под ноги ребят.

Что же мы будем с ними делать? Как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель : Ветер разбросал листочки. Может быть мы их соберём?

Ответы детей.

Воспитатель : А как мы это будем делать?

Ответы детей.

Воспитатель : Ребята, смотрите, что у меня есть.

Ставит перед детьми корзины трёх цветов, уточняя с детьми их цвет (жёлтая, красная, зелёная) и предлагает детям разложить листья по корзинам по цвету.

Дети раскладывают листья.

Игра «Найди такого же цвета» .

Что у нас в группе есть красного цвета ? Жёлтого? Зелёного?

Воспитатель спрашивает :

Что у нас в группе есть такого же цвета? (Показывает красный листочек) .

Дети двигаются по группе , ищут предметы красного цвета.

Что у нас в группе есть зелёного цвета ? (Показывает зелёный листочек) .

Что у нас есть жёлтого цвета? (Показывает жёлтый листочек) .

Игра «Путешествие на машине времени» .

Воспитатель показывает картинки со временами года и читает четверостишия, а дети их называют.

В это время очень жарко,

Солнце в небе светит ярко,

Бабочки летают,

Когда это бывает? (Летом) .

Ребята, а как мы летом одеваемся?

Какого цвета листики на деревьях?

Что мы любим делать летом?

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Когда это бывает? (Осенью ) .

Как меняется природа осенью ?

Ребята, а какие приметы осени вы знаете ?

Ответы детей. (На небе тучи, идёт дождь, дует ветер, холодно, листья на деревьях жёлтые и красные, листопад, птицы улетают в тёплые края).

Воспитатель : А вот как с помощью музыки передаёт приход осени композитор П . И. Чайковский.

Слушание произведение П. И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года» .

Ребята, что вы услышали в этой музыке?

Ответы детей.

Фонограмма «Крик журавлей улетающих на юг» .

Воспитатель : Ребята, послушайте, что это?

Дети : Крики птиц.

Воспитатель : А почему они кричат?

Дети : Они улетают в тёплые края.

Воспитатель : Давайте попрощаемся с ними до весны и помашем в след.

Фонограмма «Подул ветер» .

Воспитатель : Давайте закроем глаза и послушаем ветер. Подул ветер, листочки поднял и закружил.

Подвижная игра «Мы - листочки» .

Мы – листики осенние , на веточках сидели Дети приседают

Дунул ветер – полетели

Мы летели, мы летели Бегают на носочках

И на землю тихо сели Дети приседают

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. Дети встают

Повертел их, покружил Дети кружатся на месте

И на землю опустил. Дети приседают

Воспитатель : Слышите, кто-то шуршит? Пойдём, посмотрим.

Дети находят кучу листьев.

Воспитатель : Кто же может прятаться под листьями? Давайте посмотрим.

В густом лесу под ёлками,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой.

Дети находят под кучей листьев ёжика.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает ёжика, предлагает потрогать его, погладить, только осторожно.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, почему он у нас оказался?

Ответы детей.

- Ёжик очень грустный и печальный.

А может быть он заблудился?

А может быть у него в лесу нет красивых листочков, и он пришёл к нам ими полюбоваться?

Так что же могло случиться?

Ответы детей.

Воспитатель : Да, налетел сильный ветер, сорвал все листья с деревьев, закружил их и унёс. А ёжику очень нравиться золотая осень . Вот он и пришёл к нам в гости.

Давайте его порадуем и почитаем стихи об осени .

Осень золотая Жёлтые листочки

Солнечные дни Весело шуршат.

Птицы улетают В яркие одежды

К югу до весны. Нарядился сад.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Ёжику очень понравились стихи.

Ребята, а как вы думаете, мы сможем ежику помочь?

Сделаем для ёжика подарок?

А какой мы сделаем ему подарок?

Давайте сделаем для ёжика «Ковёр из осенних листьев » , разноцветных и красивых.

А у нас получится?

Ответы детей.

А как же мы прикрепим листья к нашему ковру?

Правильно, мы их будем приклеивать.

Коллективная аппликация .

Дети садятся вокруг осеннего ковра .

Воспитатель показывает, как надо намазывать листочек клеем и приклеивать.

Воспитатель : Берём листья, намазываем их клеем, на ковре находим место для своего листочка, приклеиваем его и придавливаем салфеточкой.

Листья у детей разного цвета (красные, жёлтые, зелёные) и разного размера (большие и маленькие) .

1 высокий уровень – 6 листиков (2 красных, 2 жёлтых, 2 зелёных,

2 средний уровень – 5 листиков (2 красных, 2 жёлтых, 1 зелёных,

3 низкий уровень – 4 листика (1 красных, 2 жёлтых, 1 зелёных) .

Дети приклеивают листочки.

Звучит музыкальная фонограмма.

В конце работы дети вытирают руки тряпочкой.

Итоги занятия : воспитатель в конце занятия индивидуально отмечает каждого ребёнка (аккуратно приклеил листья, быстро выполнил работу, сделал лучше, чем в прошлый раз, правильно собрал листья по цвету, много наклеил листьев, очень хорошо читал стихи, вспомнил разные приметы осени , кружился, как настоящий листочек и т. д.).

Воспитатель : Получился очень красивый ковёр . Давайте наш ковёр подарим ёжику , и пусть он тоже любуется осенней красотой .

Ребята показывают ёжику ковёр из листьев .

Воспитатель : Ёжику ковёр очень понравился , и он решил нас отблагодарить и тоже приготовил подарок.

Полную корзинку, отгадайте чего : Очень ароматное,

Наливное, гладкое.

Сочное, большое.

Что это такое? (Яблоко) .

Правильно, ребята, ёжик принёс полную корзину спелых, сочных, полезных яблок. Давайте скажем ему спасибо и пригласим сегодня у нас погостить.

А сейчас, мы с вами помоем ручки и будем пробовать угощение.

Кукольный театр "У Гнома в гостях" для детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет)

Репина Вера Андреевна, музыкальный руководитель, МБДОУ №22 "Орлёнок", город Карпинск, Свердловская область.

Описание материала: Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интелектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.

Цель: развивать устойчивый интерес к театрализованной игровой деятельности.

Задачи: Формировать интерес к театральным играм, складывающийся в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей.

Участники:
Ведущий - музыкальный руководитель

Реквизит:
Гномик;
Зайка с морковкой;
Ёжик с корзинкой и с яблоками;
Медведь с бочонком конфет;
Лес;
Трава;
Жёлтые листочки;
Ширма для театрального представления.

Ход развлечения:

ГНОМ:
Встал я утром, вышел в лес
Весь лесной народ исчез.
Не играют, не поют
В гости Гнома не зовут.
Что случилось, почему?
Ничего я не пойму.

(выбегает Зайка)
ГНОМ:
Здравствуй, Зайка, как живёшь?
И откуда ты идёшь?
Почему в своём лесу,
Никого я не найду?

ЗАЙКА:
Осень, Гномик, к нам пришла
Всех с собою увела
На поля, на огороды
Нынче много там работы,
Норки нужно утеплять
И продукты запасать
Съешь МОРОВКУ, угощаю
До свиданья, убегаю.


ГНОМ:
Зайка верно подсказал:
Осень наступила
Разукрасила листву,
Всех дождём умыла
Надо Ёжика позвать
У него хочу узнать:
Чем он занят, как живёт?
Пусть он к нам сейчас придёт
(входит Ёжик с корзинкой яблок или шишек)


ЁЖИК:
Здравствуй, Гном! И гости тоже
Всех поздравить Ёжик рад
И с хорошим урожаем
И с румяным караваем
Угощенье принимайте
Всех ребяток угощайте

ГНОМ:
Молодец, мой старый друг!
Выходи скорее в круг
Мы станцуем для гостей
Бей в ладоши веселей.
(Все хлопают, Гном и Ёж танцуют под р. н. мелодию)

ГНОМ:
Позову теперь Топтыжку,
Непоседу, шалунишку.
Пусть зайдёт он в этот сад
И посмотрит на ребят.
(Входит Медведь с бочонком конфет)


Здравствуй, Миша! Не робей.
Приходи вперёд, смелей
Что в бочонке? Мёд несёшь?
Хорошо же ты живёшь.

МЕДВЕДЬ:
Мёда нет. Грустить не надо,
Угощу всех шоколадом.
Принимай подарок мой,
Ну, а я, спешу домой.

ГНОМ:
Угощенья всё для вас.
До свиданья, ухожу.
Вас зимою навещу.

Малышам в обычном театре трудно усидеть на месте. Темный зал, глубокое кресло, откуда ничего не видно, а любимые герои высоко на сцене - не дотянуться, не пообщаться... Как насчет интерактивного театра? Такого, где можно свободно перемещаться по залу, знакомиться с персонажами сказок, трогать их и принимать активное участие в происходящем. Мы составили свой список интерактивных театров для малышей от 1 года до 3 лет.

«Первый театр»

Изучив опыт зарубежных бэби-театров и детских психологов, создатели Первого театра придумали собственный принцип спектаклей для маленьких зрителей. Сцены и зала нет, актеры и маленькие зрители вместе создают уютное и безопасное пространство представления и игры, куда можно входит, вползать и вбегать, а при желании смотреть со стороны. Сцены Первого театра короткие, ёмкие. За основу берутся простые сюжеты – смена времен года и погоды, море, снег и другие – «Вода», «Первый снег», «Улитка», «Щелкунчик». Малыши наблюдают явления окружающего мира и участвуют в них. В Первом театре есть и кукольные персонажи, они реалистичны и взяты из жизни, ведь для малышей важно видеть что-то знакомое. Кстати, спектакли играют почти без слов, ведь не все малыши ещё понимают речь. Приятным сюрпризом станут подарки каждому зрителю в конце спектаклей. Стеклышко-льдинка, фонарик-звездочка или ракушка с песней моря.

Возраст: от 10 мес до 4 лет
Цена: от 1500 р. взрослый+ребенок
Адреса и другая информация

«Домик Фанни Бэлл»



Это семейный камерный театр в светлом и современном пространстве, которое открыто возле детской площадки в Саду им. Баумана. Почти каждое представление в домике Фанни Бэлл дает возможность детям и родителям стать его участниками. В основе спектаклей сюжеты классической литературы и уникальные идеи, возникшие у режиссеров режиссерской команды. Зрительный зал рассчитан всего на 50 человек. Во время спектаклей играет живая музыка и актеры находятся на одном уровне со зрителями. Малышам не приходится задирать голову, чтобы увидеть любимых персонажей на сцене. Спектакль «Порт», например, расскажет о невероятных приключениях белого Тигренка в средиземноморском порту. Будет там и оживший порт, и жирафы-подъемные краны, и фокусы с тенями под живую музыку. А в спектакле «Гусеница», сидя на мягком зеленом ковре малыши знакомятся и играют с дружелюбной гусеницей. Какой же секрет превращения невзрачного червячка в одно из самых прекрасных существ на планете?

Возраст: от 2,5 лет
Адрес: ул. Старая Басманная, д. 15
Цена: от 750 р.

«Вместе с мамой»

Вместе с мамой – это команда организаторов, которые каждый месяц создают уникальную афишу мероприятий для родителей с детьми. Концерты джазовой и классической музыки, уроки английского, экскурсии по московским музеям и детские интерактивные спектакли. На спектаклях Театра для малышей можно трогать героев и разговаривать с ними, тихонечко сидеть на полу или активно участвовать. В каждом спектакле есть возможность для тактильных впечатлеинй, например песок или вода. Роли исполняют профессиональные актеры, а живая музыка помогает детям погрузиться в сказку. Названия представлений говорят сами за себя – «Как червячки весну спасали», «Как попугай научился дружить» и другие.

Возраст: от 1 года до 4 лет
Цена: 1100 р. взрослый+ребенок, 2 взрослых+ребенок 1400 и +300 р. ещё один взрослый или ребенок
Расписание и бронирование билетов

«Потешки»

Это не просто театр, а целая программа развития малыша. Все спектакли выстраиваются в уникальную линию развития. В создании спектаклей принимают участия режиссеры, актеры и детские психологи. В начале кукольного представления (которое длится 30-40 минут) актеры проводят пятнадцатиминутную игру, чтобы малыши могли освоиться. Во время спектакля тоже будет море возможностей повзаимодействовать с персонажами, отвечая на вопросы, подключаясь к интерактивной игре и спасая главных героев. Сюжеты в «Потешках» знакомы почти каждому малышу – «Три поросенка», «Теремок», «Гуси-лебеди». Тем они и хороши.

Возраст: от 1 года
Адрес: ул.Кедрова, д.14корп.3, Детский кинотеатр "Салют", ул. Земляной Вал, д.27стр.3, ДК"Гайдаровец"
Цена: 600 р.

«Живая сказка»

Все пришедшие на спектакль зрители, от мала до велика, принимают активное участие в происходящем. Профессиональные актеры театра «Живая сказка» стараются передать всё самое доброе и справедливое, накопленное веками в фольклоре разных народов. Сейчас в репертуаре две сказки для малышей – «Три поросенка», «Аленушка и братец Иванушка». А в конце октября коллектив театра покажет малышам два новых спектакля «Как котенок маму искал» и «Утенок Никанор».

Возраст: от 2 до 9 лет
Адрес: ТРЦ РИО (2-ой км МКАД) 4 этаж, ТРЦ Вегас (24-й км МКАД) -1 этаж
Цена: 600 р.

«Театр на ладошке»

Бэби-театр при Московском театре кукол на Спартаковской показывает 4 спектакля для самых маленьких по мотивам разных времен года. Идут представления 45 минут. “Весной” дети пускают кораблики в ручье, “Зимой” трогают снежинки и льдинки, “Летом” играют на морковных дудочках, а “Осенью” собирают в лесу грибы.

Возраст: от 1 года до 3 лет
Адрес: Московский театр кукол, улица Спартаковская, дом 26/30
Цена: 800 р.
Афиша и другая информация

«Кураж»

В этом интерактивном театре дети становятся главными участниками во всех представлениях и помогают героям распутать самые запутанные истории. Для самых маленьких в репертуаре идут спектакли «Бюро игрушек» (зрители попадают в мастерскую игрушек и вместе с волшебником чинят все сломанные игрушки) , «В гостях у волшебника» (вам предстоит расколдовать любимых героев), «Краски» о том, как помирить между собой все цвета. И многие другие. Дети сидят отдельно от взрослых, а в конце устраивают битву подушками.
Возраст: от 2-3 лет

Адрес: ул. Земляной Вал, д.33 ТРК АТРИУМ -1этаж
Цена: от 600 р.
Афиша