Храм святителя николая в заяицком. Храм николая в заяицком Из истории Николаевского храма в Раушском переулке

Москва, 2-й Раушский переулок, 1-3/26, стр.8
Архитектурные стили: Барокко, Елизаветинское барокко
Год постройки: Между 1741 и 1759.
Архитектор: И. Мичурин (?)
метро "Новокузнецкая", трамв. 3, 39, ост. "ул. Осипенко".

Церковь святителя Николая, что в Заяицком, расположена в Замоскворечье, на правом берегу реки Москвы, в северо-западной части квартала, образованного пересечением проездов Раушской набережной, 2-го Раушского переулка, Садовнической улицы и Устьинского проезда. Весь район, прилегающий к правому берегу реки Москвы, между Каменным и Устьинским мостами, в древности занимали садовнические слободы. Здесь жили садовники, обслуживающие царские сады, устроенные по приказу Ивана III в конце XV столетия и тянувшиеся полосой вдоль берега реки, напротив Кремля.

Наиболее вероятная версия высказана известным историком конца прошлого века И.Ф. Токмаковым, который считал, что название церкви произошло оттого, что в начале XVII века заяицкими казаками был пожертвован образ святого чудотворца Николая, во имя которого строен правый придел теплой церкви. Эта версия подтверждается и недавно найденным архивным документом. Храм Николы Заяицкого (с главным приделом Преображения Господня) находился в Нижней Садовнической слободе. Первоначальная церковь, стоявшая на этом месте, была деревянной и впервые упоминается в Новгородской летописи 1518 года. В документах XVII века встречается запись: «Церковь вел. Чудотворца Николы Заяицкого 1625 и 1628 гг. по окладу 16 алтын 4 деньги платил поп Ефрем». В 1639 году в ее приходе было четыре двора причта и «подле кладбища белые дворы садовников». По одним данным, к 1657 году церковь стала каменной, но через сто лет настолько обветшала, что ее решили снести и построить новую во имя Николая Чудотворца. По другим, каменная церковь впервые выстроена в 1652 г.

25 мая состоялась торжественная закладка церковного здания, по поводу чего был отслужен молебен. Церковное «строение было уже зачато и немногое число построено», когда два месяца спустя скончался Москвин. В сентябре недостроенные стены церкви накрыли деревянными щитами и возвели палатку, отапливаемую печью, в которой в зимнее время тесали блоки белого камня. Строительство в основном завершилось к 1754 году, а окончательная отделка интерьера - к 1759 году. 24 октября 1754 года Преосвященный Филимон, епископ Грузинский, освятил правый придел, во имя Николая Чудотворца, а 31 июля следующего года - левый, во имя преподобного Сергия Радонежского. Главный, Преображенский придел был освящен лишь 22 августа 1759 года. Таким образом, от начала строительства храма до его полного завершения, включая убранство интерьера, навеску колоколов и прочее, прошло долгих восемнадцать лет.

Во время пожара 1812 года огонь пощадил храм, но его утварь оказалась разграблена французами. Благодаря пожертвованиям прихожан утраченную утварь заменили новой и 19 сентября 1812 года освятили придел Николая Чудотворца, а чуть позже и остальные. В 1820-е годы вдоль северной границы участка выстроен сарай, рядом с которым было решено построить каменные лабазы. В 1850 году на погосте появились многочисленные деревянные и каменные одноэтажные сараи. С начала XIX века жизнь в приходе активизировалась, чему способствовали купцы, жертвовавшие на благоустройство храма.

Из древностей, хранившихся в храме, достойны внимания старинная икона святителя Николая Чудотворца Заяицкого в приделе его имени за правым клиросом, которая была пожертвована Заяицкими казаками, в серебряной вызолоченной ризе, устроенной в 1814 году вдовою, купеческой женою Софьей Елисеевной Свешниковой. Другая икона святителя Николая в иконостасе Преображенского придела - копия с пожертвованной казаками, с отдельными вверху и внизу иконы житием и чудесами святителя Николая, принадлежащими к подлинному образу, который на этом месте вставляем был на лето. Икона «Утоли моя печали», в серебряной вызолоченной высокой работы ризе с венцами, устроенной в 1853 году усердием купеческих девиц Татианы и Ирины Забелиных, имевших в приходе свой дом, в котором они и жили. У левого столба находилась икона «Тихвинской Одигитрии», точная копия с подлинной, в серебряной вызолоченной ризе, устроенной в 1820 году усердием всех прихожан. Икона «Иверской», в серебряной вызолоченной ризе, сделанной усердием бывшего церковного старосты московского купца Афанасия Васильевича Саврасова в 1859 году. В левом приделе «Казанская» икона, в серебряной вызолоченной ризе, устроенной в 1821 году купцом Родионовым. Древняя замечательного письма икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, с житием его по сторонам, в серебряной вызолоченной ризе. Местная икона Божией Матери «Феодоровской», в главном Преображенском храме, в серебряной вызолоченной ризе чеканной работы, сделанной в 1879 году по завещанию прихожанина, московского купца Матвея Дмитриевича Брюшакова (Брюшанова).

Переворот 17-го года положил начало новому этапу в истории храма Николы Заяицкого. 24 ноября из Исполнительного комитета Замоскворецкого районного Совета рабочих и крестьянских депутатов пришло Предписание № 1026 с пометкой «срочно»: церковь Николы Заяицкого обязывалась представить в Юридический отдел опись церковного недвижимого имущества, денежные отчеты за 1917 и 1918 годы, расписки о сдаче в банк процентных бумаг и наличных денег, причем в жесткой форме заявлялось, что виновные в неисполнении подвергнутся аресту и будут преданы суду за неисполнение распоряжений Советской власти. 14 января 1930 года президиум Московского Совета принял решение о закрытии церкви и передаче здания под клуб пионеров. Но это решение выполнено не было. В том же году в Замоскворецкий райсовет было направлено заявление о решении образовать «общество верующих при московской Николо-Заяицкой православной церкви» с просьбой о его регистрации на основании постановления ВНИК и СНК РСФСР от 8.04.29 «О религиозных объединениях» и инструкции НКВД от 1.10.29 «О правах и обязанностях религиозных объединений». 4 сентября религиозное общество было зарегистрировано. 6 сентября 1931 года диакон Николай Васильевич Тархов оставил службу в храме по собственному желанию.

19 октября президиум Московского областного исполнительного комитета заслушал ходатайство Ленинского райсовета о закрытии храма и переоборудовании его под мастерские Оргхима и постановил «отказать ввиду того, что указанная церковь считается памятником старины высшей категории». Культовая комиссия Мособлисполкома предложила райсовету выслать дополнительный материал по вопросу закрытия церкви Николы Заяицкого. 17 сентября 1932 года в храм перешла община из закрытой церкви Николы в Пупышах, с частью церковных вещей, утвари и икон. Незадолго до этого, 19 июня, президиум Ленинского райсовета заслушал ходатайство МОГЭСа о закрытии Николо-Заяицкой церкви для использования ее здания под Дом науки и техники и постановил, «учитывая острую нуждаемость… в помещении для… развертывания работы по тех. пропаганде… в виде консультаций, выставок, производственных аварийных кабинетов, тех. библиотеки и читальни, производственных показательных лабораторий» просить Московский Совет церковь Николы Заяицкого закрыть, здание церкви передать МОГЭСу, а группе верующих дать возможность «удовлетворять свои религиозные потребности» в церкви Георгия в Садовниках, находящейся неподалеку.

В 1933 году здание храма было передано Московскому объединению государственных электрических станций, которое разместило в ней трансформаторный цех. При приспособлении церковного помещения для новых нужд были разобраны прекрасной работы резные иконостасы, вывезена многочисленная утварь и частично уничтожена роспись стен; оставшуюся роспись покрыли слоями побелок и покрасок; фрагментарно сохранилась лепнина середины XVIII века, в частности рокайлевая рама над дверным проемом на западной стене трапезной, лепные растительные орнаменты и тянутые карнизы на сводах. В 1939 году храм решили снести. Успели разобрать восьмигранный купол с люкарнами над четвериком основного объема церкви и два верхних яруса колокольни,

Название храма и местности связывают с заяцкими казаками (с реки Яик, ныне Урал), которые построили на этом месте деревянную церковь во имя Николая угодника во времена отражения нашествия польских войск в начале XVII века. Другая версия говорит о том, что в этом месте проживали заяицкие татары, торговавшие в Москве бухарскими товарами. Кроме того, существует предположение, что название храму дала основная икона храма, которая была привезена с Заяицкого острова, принадлежащего Соловецкой обители. Сохранившаяся до наших дней церковь была построена в 1740-1750-х гг. на месте более старого кирпичного храма. Предыдущая, более древняя деревянная церковь, стояла здесь, на низком правом берегу Москвы-реки, напротив устья р. Яузы еще в конце 15 веке. Возведение каменной церкви началось по проекту архитектора И.С. Мергасова на средства купцов Москвиных и Турчаниновых в 1741 г. Но в 1743 г. недостроенное здание рухнуло, а денег на продолжение работ не хватило. Постройка церкви была завершена в 1751-1759 гг., предположительно, по проекту Д.В. Ухтомского.

В советские годы храм был закрыт. Колокольня и завершение храма были разобраны, храмовая икона «Преображения Господня» (конец XVв.) была передана в Государственную Третьяковскую галерею.

Богослужения были возобновлены 8 октября 1992 года в помещении дома причта. В храме богослужения возобновлены в 1996 г. в Никольском приделе. В настоящее время ведется реставрация. При храме действуют братство свт. Алексия Московского, книжный магазин, колокольный центр.



Церковь святителя Николая, что в Заяицком, расположена в Замоскворечье, на правом берегу реки Москвы, в северо-западной части квартала, образованного пересечением проездов Раушской набережной, 2-го Раушского переулка, Садовнической улицы и Устьинского проезда. Весь район, прилегающий к правому берегу реки Москвы, между Каменным и Устьинским мостами, в древности занимали садовнические слободы. Здесь жили садовники, обслуживающие царские сады, устроенные по приказу Ивана III в конце XV столетия и тянувшиеся полосой вдоль берега реки, напротив Кремля.

Наиболее вероятная версия высказана известным историком конца прошлого века И.Ф. Токмаковым, который считал, что название церкви произошло оттого, что в начале XVII века заяицкими казаками был пожертвован образ святого чудотворца Николая, во имя которого строен правый придел теплой церкви. Эта версия подтверждается и недавно найденным архивным документом. Храм Николы Заяицкого (с главным приделом Преображения Господня) находился в Нижней Садовнической слободе. Первоначальная церковь, стоявшая на этом месте, была деревянной и впервые упоминается в Новгородской летописи 1518 года. В документах XVII века встречается запись: «Церковь вел. Чудотворца Николы Заяицкого 1625 и 1628 гг. по окладу 16 алтын 4 деньги платил поп Ефрем». В 1639 году в ее приходе было четыре двора причта и «подле кладбища белые дворы садовников». По одним данным, к 1657 году церковь стала каменной, но через сто лет настолько обветшала, что ее решили снести и построить новую во имя Николая Чудотворца. По другим, каменная церковь впервые выстроена в 1652 г.

25 мая состоялась торжественная закладка церковного здания, по поводу чего был отслужен молебен. Церковное «строение было уже зачато и немногое число построено», когда два месяца спустя скончался Москвин. В сентябре недостроенные стены церкви накрыли деревянными щитами и возвели палатку, отапливаемую печью, в которой в зимнее время тесали блоки белого камня. Строительство в основном завершилось к 1754 году, а окончательная отделка интерьера - к 1759 году. 24 октября 1754 года Преосвященный Филимон, епископ Грузинский, освятил правый придел, во имя Николая Чудотворца, а 31 июля следующего года - левый, во имя преподобного Сергия Радонежского. Главный, Преображенский придел был освящен лишь 22 августа 1759 года. Таким образом, от начала строительства храма до его полного завершения, включая убранство интерьера, навеску колоколов и прочее, прошло долгих восемнадцать лет.

Во время пожара 1812 года огонь пощадил храм, но его утварь оказалась разграблена французами. Благодаря пожертвованиям прихожан утраченную утварь заменили новой и 19 сентября 1812 года освятили придел Николая Чудотворца, а чуть позже и остальные. В 1820-е годы вдоль северной границы участка выстроен сарай, рядом с которым было решено построить каменные лабазы. В 1850 году на погосте появились многочисленные деревянные и каменные одноэтажные сараи. С начала XIX века жизнь в приходе активизировалась, чему способствовали купцы, жертвовавшие на благоустройство храма.

Из древностей, хранившихся в храме, достойны внимания старинная икона святителя Николая Чудотворца Заяицкого в приделе его имени за правым клиросом, которая была пожертвована Заяицкими казаками, в серебряной вызолоченной ризе, устроенной в 1814 году вдовою, купеческой женою Софьей Елисеевной Свешниковой. Другая икона святителя Николая в иконостасе Преображенского придела - копия с пожертвованной казаками, с отдельными вверху и внизу иконы житием и чудесами святителя Николая, принадлежащими к подлинному образу, который на этом месте вставляем был на лето. Икона «Утоли моя печали», в серебряной вызолоченной высокой работы ризе с венцами, устроенной в 1853 году усердием купеческих девиц Татианы и Ирины Забелиных, имевших в приходе свой дом, в котором они и жили. У левого столба находилась икона «Тихвинской Одигитрии», точная копия с подлинной, в серебряной вызолоченной ризе, устроенной в 1820 году усердием всех прихожан. Икона «Иверской», в серебряной вызолоченной ризе, сделанной усердием бывшего церковного старосты московского купца Афанасия Васильевича Саврасова в 1859 году. В левом приделе «Казанская» икона, в серебряной вызолоченной ризе, устроенной в 1821 году купцом Родионовым. Древняя замечательного письма икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, с житием его по сторонам, в серебряной вызолоченной ризе. Местная икона Божией Матери «Феодоровской», в главном Преображенском храме, в серебряной вызолоченной ризе чеканной работы, сделанной в 1879 году по завещанию прихожанина, московского купца Матвея Дмитриевича Брюшакова (Брюшанова).

Переворот 17-го года положил начало новому этапу в истории храма Николы Заяицкого. 24 ноября из Исполнительного комитета Замоскворецкого районного Совета рабочих и крестьянских депутатов пришло Предписание № 1026 с пометкой «срочно»: церковь Николы Заяицкого обязывалась представить в Юридический отдел опись церковного недвижимого имущества, денежные отчеты за 1917 и 1918 годы, расписки о сдаче в банк процентных бумаг и наличных денег, причем в жесткой форме заявлялось, что виновные в неисполнении подвергнутся аресту и будут преданы суду за неисполнение распоряжений Советской власти. 14 января 1930 года президиум Московского Совета принял решение о закрытии церкви и передаче здания под клуб пионеров. Но это решение выполнено не было. В том же году в Замоскворецкий райсовет было направлено заявление о решении образовать «общество верующих при московской Николо-Заяицкой православной церкви» с просьбой о его регистрации на основании постановления ВНИК и СНК РСФСР от 8.04.29 «О религиозных объединениях» и инструкции НКВД от 1.10.29 «О правах и обязанностях религиозных объединений». 4 сентября религиозное общество было зарегистрировано. 6 сентября 1931 года диакон Николай Васильевич Тархов оставил службу в храме по собственному желанию.

19 октября президиум Московского областного исполнительного комитета заслушал ходатайство Ленинского райсовета о закрытии храма и переоборудовании его под мастерские Оргхима и постановил «отказать ввиду того, что указанная церковь считается памятником старины высшей категории». Культовая комиссия Мособлисполкома предложила райсовету выслать дополнительный материал по вопросу закрытия церкви Николы Заяицкого. 17 сентября 1932 года в храм перешла община из закрытой церкви Николы в Пупышах, с частью церковных вещей, утвари и икон. Незадолго до этого, 19 июня, президиум Ленинского райсовета заслушал ходатайство МОГЭСа о закрытии Николо-Заяицкой церкви для использования ее здания под Дом науки и техники и постановил, «учитывая острую нуждаемость… в помещении для… развертывания работы по тех. пропаганде… в виде консультаций, выставок, производственных аварийных кабинетов, тех. библиотеки и читальни, производственных показательных лабораторий» просить Московский Совет церковь Николы Заяицкого закрыть, здание церкви передать МОГЭСу, а группе верующих дать возможность «удовлетворять свои религиозные потребности» в церкви Георгия в Садовниках, находящейся неподалеку.

В 1933 году здание храма было передано Московскому объединению государственных электрических станций, которое разместило в ней трансформаторный цех. При приспособлении церковного помещения для новых нужд были разобраны прекрасной работы резные иконостасы , вывезена многочисленная утварь и частично уничтожена роспись стен; оставшуюся роспись покрыли слоями побелок и покрасок; фрагментарно сохранилась лепнина середины XVIII века, в частности рокайлевая рама над дверным проемом на западной стене трапезной, лепные растительные орнаменты и тянутые карнизы на сводах. В 1939 году храм решили снести. Успели разобрать восьмигранный купол с люкарнами над четвериком основного объема церкви и два верхних яруса колокольни, и лишь вмешательство охраны памятников архитектуры спасло здание от полного уничтожения. К счастью, были сделаны многочисленные фиксационные фотографии храма, а также кроки иконостаса и ворот ограды.

Церковь с разобранным куполом и колокольня без верхних ярусов простояли до 1955 года, когда специалисты под руководством А.С. Алтухова разработали проект их надстройки, взяв за основу сохранившиеся фотографии, данные натурных изысканий и фрагменты деталей декора. Следует отметить, что реставрационные работы 1955-1957 годов не были выполнены в полном объеме и носили скорее косметический характер. До последнего времени храм находился в аварийном состоянии, из-за плохой сохранности фундаментов в кирпичной кладке его стен и сводов образовалось множество сквозных трещин . В 1992 году Правительство Москвы выпустило постановление о передаче храма Святителя Николая в Заяицком Русской Православной Церкви. Настоятелем назначили клирика храма Святителя Митрофана Воронежского о. Александра Короленкова. Богослужение вначале совершалось в домовой церкви во имя святителя Алексия, митрополита Московского, в отремонтированном общиной доме причта.

В 1996 году Мосэнерго освободило изуродованное, превращенное в промасленный и закопченный цех помещение храма - посреди его центрального придела были проложены рельсы для вагонетки, заходившие в алтарь; в стены вмонтированы металлические перекрытия; интерьер полностью разрушен. Усилиями прихожан, в большинстве членов Братства святителя Алексия, на пожертвования различных организаций и частных граждан были демонтированы все приспособления, оставшиеся от прежнего арендатора, заменены системы отопления, водо- и электроснабжения, отреставрированы колокольня и трапезная часть храма, произведены внутренние и наружные отделочные работы - вычинка стен и сводов, штукатурка, устройство гранитных и керамических полов. В 1998 году освятили новый иконостас Никольского придела. Были заново сооружены два яруса и купол с барабаном 45-метровой колокольни, оборудован новый мраморный баптистерий. 30 декабря 1999 года на колокольню водрузили крест. Спустя месяц после этого события мэр Москвы Ю.М. Лужков, увидев поднявшуюся над Раушской набережной колокольню, принял решение помочь в восстановлении храма и церковных построек. За счет средств инвестиционного проекта был восстановлен купол над главным приделом с восемью окнами-люкарнами в своде, для чего четверик предварительно надстроили примерно на три метра в высоту (при толщине стен около 2,5 м). Стены и свод выкладывались, как и прежние, из кирпича, общий вес надстройки составил около 1,5 тыс. т. Купол и трапезную покрыли медью и на храм водрузили золоченую главку с крестом. В главном приделе и его алтаре были завершены штукатурные работы, устроено отопление, электрика, для будущих гранитных полов сделано бетонное основание-стяжка. Реконструированы бывшие церковные лабазы на набережной. По согласованию с Управлением по охране памятников города Москвы в их центральной части надстроен второй этаж; над остальной частью лабазов, насколько позволяла высота чердачных перекрытий, устроены помещения для книжной ярмарки, издательства, иконописной мастерской, книжного коллектора и библиотечного книгохранилища (дореволюционная приходская библиотека Николо-Заяицкоге храма была одной из крупнейших в Москве). На первом этаже лабазов разместятся торговые залы, праздничная трапезная с кухней, хлебопекарня, гараж со сварочной мастерской и подсобные помещения. Фасад лабазов, выходящий на набережную, приобрел вид, близкий к первоначальному. В 2000 году приход своими силами завершил наружные работы по колокольне: она была оштукатурена, покрашена, купол покрыт медью, установлены новые дубовые двери -западный вход в храм, отреставрированы металлические наружные входные двери. Для Сергиевского придела был заново написан иконостас. В настоящее время завершаются работы в центральном приделе (за исключением установки иконостаса и устройства кованых хоров на западной стене четверика) и в лабазах и благоустройство территории храма с мощением гранитной брусчаткой.

Облик Раушской набережной без Никольской церкви в наши дни невозможно представить: её высокая колокольня и широкий купол контрастируют с соседними многоэтажными зданиями и комплексом электростанции. Сейчас трудно поверить, что в ХХ веке этот храм едва не был стёрт с лица Москвы.

По одной из версий, Никольский храм на берегу Москвы-реки был основан ещё в XVI веке заяицкими казаками – то есть жившими за рекой Яик (сегодня она называется Урал). Согласно другой гипотезе, первый храм здесь появился в начале XVII века, в него заяицкие казаки подарили икону святого Николая. В середине XVII века он упоминается уже как каменный, причём его главный престол освящён в честь Спаса Преображения, а Никольским назван только придел. Тем не менее, в народе он продолжал называться в честь Николая Чудотворца, одного из самых популярных святых. В 1741 году церковь была разобрана, и на средства купца Емельяна Москвина началось новое строительство, окончившееся неудачей: в 1742 году недостроенное здание обрушилось. После этого работы несколько раз возобновлялись и приостанавливались, но всё же увенчались успехом: к 1759 году под руководством выдающегося московского архитектора Дмитрия Васильевича Ухтомского на средства купцов Турчаниновых церковь святителя Николая Чудотворца на Раушском переулке была достроен.

Общая композиция нового храма характерна для своего времени: здание выполнено в духе елизаветинского барокко, названного так по имени императрицы Елизаветы. Четверик Никольской церкви увенчан мощным восьмигранным куполом с восемью крупными люкарнами – это не только придаёт храму монументальный облик, но и способствует хорошей освещённости его внутреннего пространства. Интересно, что некоторые декоративные элементы так и не были завершены: в частности, капители у пилястр на фасаде остались гладкими и не получили задуманной резьбы. Общий вид храма прекрасно дополняет изящная ограда с кованой решёткой, представляющей собой рисунок распускающегося цветочного бутона. Кроме архитектурных достоинств, храм впечатляет своими размерами и вместительностью: помимо главного престола во имя Спаса Преображения были освящены трапезные, приделы святого Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.

После прекращения богослужений в 1933 году Никольский храм перешёл в ведение соседней электростанции, которая, уничтожив его купол и верхние ярусы колокольни, предполагала здание вовсе снести, но затем превратила его в трансформаторно-механический цех. К началу 1990-х годов церковь была доведена до аварийного состояния, пространство центральной части разгорожено на этажи, на кирпичной кладке появились трещины. Лишь в 1996 году обезображенный храм оказался передан общине верующих. В начале XXI века Никольской церкви был возвращён исторический внешний облик. Но реставрация продолжается и сегодня, ведутся работы по воссозданию утраченных интерьеров. Помимо самого храма, сохранился двухэтажный дом при чта XVIII века во 2-м Раушском переулке. Церковные лабазы XIX века, выходящие своими фасадами на Москву-реку, были заменены на рубеже XX – XXI веков новыми постройками, имитирующими старинную архитектуру.

Николая в Заяицком впервые упоминается в летописях начала XVI в. К сожалению, ни в одном из существующих источников не имеется объяснения названия «Заяицкий». Существует, конечно же, множество предположений и догадок о его происхождении, основная масса которых связывается с рекой Урал, называемой в старину – Яик. Одни говорят о яицких казаках, поддержавших когда-то Емельку Пугачева, другие – о каких-то заяицких татарах.

Существует даже легенда о том, что икону святого Николая Чудотворца писал Андрей Заяизский, и другая – что заяицкие казаки подарили икону святителя Николая этому храму, но ни одна из версий не находит подтверждения с исторической точки зрения. Ясно лишь одно – Николы Заяицкого стоял на своем месте очень давно.

В XVII в. располагался в Садовой слободе и был уже каменным. Интересно, что в конце века главный престол церкви был освящен в честь Преображения Господня, а Никольским был один из приделов. Когда именно переосвятили или поменяли местами престолы и «одели» храм в камень тоже точных данных нет, однако в документах храм по-прежнему назывался Никольским.

До реставрации.
Храм не выделялся из общей серой массы

В 1741 г. по ходатайству и на пожертвования купца Емельяна Москвина вместо старого ветхого стали строить новый каменный храм по проекту архитектора И.Ф. Мичурина. Но осенью 1743 г. случилось невероятное: почти законченное здание рухнуло, восстановлению оно не подлежало. В 1745 г старый фундамент разобрали и выложили новый. Лишь в 1749 г. снова начались работы по возведению храма заново. Автором нового проекта стал архитектор Д. Ухтомский, который спроектировал величественный храм в стиле елизаветинского барокко более похожий на дворец, чем на . Приземистый двусветный четверик, завершенный восьмигранным куполом, создает резкий контраст с высокой стройной четырехъярусной колокольней. В 1754 и 1755 гг. были освящены приделы трапезной – во имя Николая Чудотворца (правый) и Сергия Радонежского (левый), двух самых почитаемых на Руси святых. И лишь 22 августа 1759 г., по окончании всех строительных и внутренних отделочных работ, был освящен главный престол – в честь Спаса Преображения.

1990 г. Так выглядела колокольня, точнее — 2 ее нижних яруса

Пожар 1812 г.храм пощадил, но французские «вояки» утащили все же часть церковной утвари. Прихожане сами возместили ущерб, приобретя новую утварь, и освятили заново.

В 1908 г. храм Николая в Заяицком сильно пострадал от наводнения, но и после этого восстановили. В 1917 г. начали очередной ремонт храма, но тут грянула революция. Начался грабеж церковного имущества, прикрытый всевозможными, в т.ч. и благородными, поводами. Никольскому храму удалось просуществовать до конца 1932 г., когда его все же закрыли и передали здание под трансформаторный цех Московскому объединению государственных электрических станций. Часть икон храма в 1933 г. передали в фонды Третьяковской галереи.

Домовый храм
свт. Алексия в доме причта

В 1939 г. храм вознамерились снести. Правда, разобрали лишь купол и 2 яруса колокольни, а затем приостановили разрушение здания в связи с установлением его исторической и архитектурной ценности. В 1950-е годы храм пытались реставрировать, но не закончили работы. Он медленно разрушался.

В 1992 г. храм с прилегающей территорией вернули верующим. Те взялись за восстановление обезображенного и оскверненного здания, а богослужения временно стали совершать в обновленном силами общины доме причта, где устроили домовую церковь свт. Алексия, митрополита Московского. Никольский придел возобновили в 1996 г., перенеся туда службы. Постепенно храму был возвращен дореволюционный вид, в 1995 г. при нем создали Московский колокольный центр, на базе которого в 2004 г. возник Музей православного звона. Они заняли 2 яруса восстановленной 45-метровой колокольни.

При храме действует также православное братство свт. Алексия и открыт магазин «Православное просвещение».