Галеон «Золотая Лань»: корабль, на котором плавал Френсис Дрейк. Корабль Френсиса Дрейка «Золотая лань Парусник золотая лань

Сэр Фрэнсис Дрейк (англ. Francis Drake; ок. 1540 — 28 января 1596) - английский мореплаватель, работорговец, видный политический деятель эпохи Елизаветы I, удачливый пират, вторым после совершивший кругосветное путешествие, вице-адмирал, слывущий грозой морей.

Первый англичанин, совершивший кругосветное плавание (1577-1580).

Детство и юность

Будущий «Железный пират» королевы Елизаветы, первый английский кругосветный мореплаватель родился предположительно в 1540 г. в английском местечке Кроундейл (англ. Crowndale), графство Девоншир (англ. Devonshire).

Фрэнсис стал первенцем в семье фермера. Когда один за другим родились еще 11 детей, отец, Эдмунд Дрейк (англ. Edmund Drake), чтобы прокормить большое семейство, стал сельским проповедником. В 1549 г. семья, сдав свои угодья в аренду, перебралась на юго-восток Англии, в графство Кент (англ. Kent). Этот переезд оказал огромное влияние на судьбу мальчика. В 13 лет Френсис, с детства мечтавший о дальних морских походах, славе и богатстве, стал юнгой на торговом корабле (барке) своего дяди, которому трудолюбивый, настойчивый и расчетливый юноша так полюбился, что тот завещал судно после смерти племяннику. Таким образом, после кончины дяди в 16 летнем возрасте Фрэнсис стал полноправным капитаном собственного корабля.

Жизнь, полная приключений

В 1567 г. Дрейк отправился в первое серьезное плавание в Вест-Индию, командуя кораблем в составе работорговой экспедиции своего родственника, сэра Джона Хокинса (англ. John Hawkins). В ходе этой экспедиции, вблизи мексиканского залива корабли англичан подверглись нападению испанцев, и большая часть судов была потоплена. Уцелело лишь два парусника - Дрейка и Хокинса. Англичане потребовали у испанского короля, чтобы он заплатил им за погубленные корабли. Король, естественно, отказался, тогда Дрейк «объявил войну» испанской короне.

В 1572 г. мореход отправился в повторный собственный поход до испанских владений в Вест-Индии, в результате которого он захватил город Номбре-де-Дьос (исп. Nombre de Dios) на , затем - несколько судов возле гавани близ венесуэльского города (исп. Cartagena).

Во время этой экспедиции английский корсар напал в районе Панамского перешейка на направлявшуюся из Панамы в Номбре-де-Дьос испанскую эскадру, именуемую «Серебряным караваном», в трюмах которой находилось ок. 30 тонн серебра. 9 августа 1573 г. Дрейк вернулся в Плимут (англ. Plymouth) богачом, овеянным славой удачливого корсара, «грозы морей».

15 ноября 1577 г. английская Королева Елизавета I приказала своему верному каперу отправляться в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. 13 декабря 1577 г. Фрэнсис Дрейк на флагманском «Пеликане» (Pelican) водоизмещением 100 Тн вышел из Плимута в свой самый известный поход во главе флотилии, состоявшей из 4-х больших («Елизавета», «Морское золото», «Лебедь», «Христофор») кораблей и 2-х малых вспомогательных судов. К тому времени его уже окружал ореол славы «железного пирата», опытного навигатора и талантливого военно-морского тактика.

Официальной целью плавания было открытие новых земель, однако, на самом деле Дрейк должен был грабить испанские суда, пополняя казну Англии испанским золотом.

Френсис отправился на юг, к (исп. Estrecho de Magallanes), который эскадра прошла успешно, но на выходе из него попала в жестокий шторм, разметавший корабли эскадры. Один корабль разбился о скалы, другой вышвырнуло назад в пролив, и его капитан принял решение вернуться в Англию.

Флагман «Pelican», единственный из всех судов «пробился» к Тихому океану, где за отличные мореходные качества был переименован в «Золотую лань» (англ. Golden Hind). После шторма он встал на якорь среди неизвестных ранее островов, назвав их «Елизаветинские».

Невольно Дрейк сделал важное географическое открытие: оказалось, что (исп. Tierra del Fuego) не является частью неведомого Южного материка, а всего лишь крупный остров, за которым продолжается открытое море. Впоследствии широкий между Антарктидой и Огненной Землей назвали его именем.

Дальнейшее его путешествие состояло из грабежей у берегов и , за что вице-король Перу отправил 2 корабля для захвата пирата. Он ушел от погони на северо-запад, грабя по дороге суда с драгоценностями и захватывая пленных. Точное количество кораблей, ставших жертвами пирата, сегодня установить невозможно, но известно, что добыча была баснословной. Особо крупный куш ждал «морского волка» в (исп. Valparaiso) – пираты захватили стоявший в гавани корабль, груженый золотом и дорогими товарами, а в городе хранился крупный запас золотого песка. Но главное – на испанском судне оказались секретные морские карты с подробным описанием западного побережья Южной Америки.

Испанские города и поселения на побережье не ожидали нападения англичан и не были готовы к обороне. Продвигаясь вдоль берега, пираты захватывали город за городом, набивая трюмы золотом. Недалеко от Панамского перешейка им удалось взять на абордаж крупный испанский корабль «Карафуэго», на котором оказалось более 1,6 тонн золота и огромное количество слитков серебра. В мексиканской гавани Акапулько (исп. Acapulco) Дрейк захватил галеон, груженый пряностями и китайским шелком.

Капер прошел вдоль южноамериканского тихоокеанского побережья на север, а затем исследовал побережье значительно севернее испанских колоний, приблизительно до современного Ванкувера (англ. Vancouver; город на западном побережье Канады). 17 июня 1579 г. корабль причалил к неизвестному берегу, предположительно, в районе Сан-Франциско (англ. San Francisco), а по другой версии, в современном Орегоне (англ. Oregon). Пират объявил эти земли английским владением, назвав их «Новым Альбионом» (англ. New Albion).

Карта передвижений флотилии Дрейка (1572-1580)

Затем он пересек Тихий океан и вышел к Марианским островам (англ. Mariana Islands). После ремонта корабля и пополнения запасов провизии, он взял курс на мыс Доброй Надежды (англ. Cape of Good Hope), затем, обойдя Африку с юга, 26 сентября 1580 г. причалил к Плимуту, совершив 2-е после Магеллана кругосветное плавание за 2 года 10 месяцев и 11 дней. На родине пирата встретили как национального героя, он был удостоен Королевой почетного рыцарского звания.

Из кругосветного плавания Дрейк привез в Англию не только сокровища на огромную сумму в 600 тыс. фунтов стерлингов (это в 2 раза превышало размер годового дохода королевства), но и клубни картофеля – за это ему особенно благодарны потомки.

Необходимо упомянуть, что его поход вызвал крупный международный скандал, так как официального состояния войны в этот период между Испанией и Англией не было. Испанский король даже потребовал, чтобы королева Англии наказала Дрейка за пиратство, возместила материальный ущерб и принесла извинения. Конечно, ни наказывать кого-либо, ни компенсировать ущерб Елизавета не собиралась, напротив, отныне Фрэнсис Дрейк почивал на лаврах. Он был удостоен поста мэра Плимута, стал инспектором военно-морской Королевской комиссии, контролировавшей состояние флота, а в 1584 г. был избран членом палаты общин британского парламента. Так как рыцарское звание обязывало иметь свой замок, сэр Фрэнсис купил поместье в Букленде (англ. Buckland Abbey, Devon).

Однако, знаменитый авантюрист сухопутной жизнью явно тяготился. Когда в середине 80-х гг. отношения двух стран обострились, Дрейк предложил Королеве свои услуги и получил распоряжение сформировать флот для удара по Испании.

Вскоре, получивш чин вице-адмирала, он подготовил к походу 21 корабль. В 1585 г. внушительная эскадра вышла в море, но идти к берегам Испании капитан не решился, направив курс на испанские владения в Америке, которые он основательно пограбил, захватив ряд крупных городов, в том числе Санто-Доминго (исп. Santo Domingo), Картахену (исп. Cartagena) и Сан-Аугустин (исп. San Augustine).

В 1587 г. Дрейк предпринял свое исключительное по дерзости нападение на важнейший испанский порт Кадис (исп. Cadiz): с 4-мя боевыми кораблями он ворвался в порт, потопил и сжег более 30 испанских кораблей. Как выразился сам Фрэнсис, он ловко «подпалил бороду испанскому Королю». А на обратном пути корсар у португальских берегов уничтожил около 100 неприятельских судов. Однако самую богатую добычу доставило корсару португальское судно, шедшее из Индии с грузом пряностей, который представлял такую ценность, что каждый матрос флотилии уже считал свою судьбу «устроенной».

В 1588 г. Сэр Френсис в числе других английских адмиралов разбил испанскую «Непобедимую армаду». В 1589 г. он командовал объединенными силами флота («Английская армада»), под его началом находилось свыше 150 боевых кораблей.

«Английская армада» Дрейка

Корсар попытался захватить португальский Лиссабон, но из-за отсутствия осадных орудий, потерпел сокрушительное поражение. Похоже, на этот раз удача покинула Дрейка, взять город он не смог, а из 16 тыс. человек в живых осталось только 6 тыс. Кроме того, его военный поход обошелся английской казне в 50 тыс. фунтов стерлингов, чего скуповатая Королева стерпеть не смогла, и «Железный пират» утратил ее благосклонность.

Следующая экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами стала для корсара последней (1595-1596 гг.). Неудачи преследовали эскадру, кроме того, погода стояла отвратительная и в экипажах распространились болезни. Дрейк завел корабли в неблагоприятное место вблизи острова Эскудо-ле-Верагуа (исп. Escudo de Veraguas). Продовольствие заканчивалось, люди умирали от дизентерии и тропической лихорадки. Вскоре заболел и сам сэр Френсис, а 28 января 1596 г. в возрасте 56 лет он умер от дизентерии недалеко от Пуэрто-Бельо (совр. Портобело в Панаме). По традиции, знаменитого мореплавателя похоронили под залпы корабельных орудий в океане, положив тело в свинцовый гроб. Остатки эскадры под командованием Томаса Баскервиля (англ. Thomas Baskerville) вернулись в Плимут без своего адмирала.



Имя «Железного пирата» сэра Френсиса Дрейка известно каждому, кто знает историю морей, кораблей и пиратов. Именно этот англичанин стал капитаном корабля в возрасте 16 лет, именно он сначала был корабельным священником, затем простым матросом, а уже после стал отважным и грозным пиратом. Первое плавание, в котором принял участие Дрейк, датируется XVI веком и происходило оно в районе Карибского моря, где парусные корабли, находившиеся на службе Ее Королевского Величества, потерпели сокрушительное поражение от испанских галеонов. Вернувшись в туманный Альбион, Дрейк принял решение отомстить испанцам и направил в воды Атлантики ватаги английских пиратов. Малые Антильские острова стали главным пунктом отправления и назначения для британских корсаров, которые то и дело грабили груженые золотом и драгоценностями суда Испанского королевства, а также вели рабовладельческую торговлю. С каждым разом, когда происходила встреча испанских галеонов и британских судов, Дрейк продвигал свои суда непосредственно к территории Испании, где вскоре устроил настоящий разгром. Постоянными атаками, грабежами и нападениями Дрейк внес свое имя в мировую летопись морских сражений. Однако не все действия Дрейка отличались его собственной инициативой, британская королева Елизавета была настоящей «матерью» пиратов и флибустьеров. Именно по ее распоряжению создавались суда, которые грабили и разоряли торговые корабли иностранных государств. Своим капитанам королева не жалела награды и себе ни в чем не отказывала. Под руководством Ее Величества Королевы Дрейк проплавал четыре года. Во второй половине XVI века он самостоятельно отправился в район Панамы, где начисто разгромил груженые золотом суда из Перу. Время шло, разовые набеги на богатые корабли уже не приносили Дрейку былого удовольствия, да и в деньгах он уже особо не нуждался. В 1577 году он принимает решение отправиться к берегам испанской Америки, но эта морская кампания в итоге обернулась кругосветным путешествием.

К тому времени в собственности Дрейка находилось несколько парусных кораблей, флагманом был корабль «Pelican» («Пеликан»). Строительство этого галеона было завершено за год до экспедиции на судоверфи в Плимуте. Корабль представлял собой пятипалубный трехмачтовик с двадцатью артиллерийскими оружиями. В ноябре 1577 года корабли вышли из Плимута в море, однако сильный штормовой ветер заставил их свернуть паруса и вернуться в порт. Прошел месяц, и море дало добро, корабли отправились в плавание. Морские истории редко рассказывают о том, как корабль имеющий название был переименован, однако с «Пеликаном» произошла именно такая история. По одной из версий Френсис Дрейк поменял название на «Golden Hind» («Золотая лань») в 1578 году в честь своего покровителя, Кристофера Хаттона, на гербе которого красовалась лань. Именно под вторым названием этот корабль будет вписан золотыми буквами в мировую историю мореплавателей. Однако вернемся к тому моменту, как корабль оказался в открытом море. В августе 1578 года «Golden Hind» вошел в Магелланов пролив, спустя две недели он оказался в спокойных водах Тихого океана. С приходом зимы команда корабля напала на испанский галеон, который перевозил золото и бочонки с вином. После столь успешной операции команда «Золотая лань» закатила небывалый пир. Весной следующего года корабль достиг берегов Центральной Америки, объявив эти земли собственностью Англии, корабль направил курс на Марианские острова. Осенью этого же года были достигнуты острова Филиппин. На Молуккских островах Френсис Дрейк сумел наладить торговые отношения с местным правителем и скупил несколько тонн гвоздики.

1580 год, идет второй год плавания, корабль оказывается на мели. Чтобы снять судно с рифа, команда корабля скидывает за борт артиллерийские пушки и пряности. В момент, когда поменялся ветер, корабль благополучно спускается на воду и держит курс на остров Ява. Обогнув остров, Дрейк ведет судно к мысу Доброй Надежды, а оттуда в Сьера-Лионе в западную Африку. 26 сентября 1580 года «Золотая лань» возвратилась в родной порт Плимут. Именно этот путешествие вокруг света стало первым в истории Британского королевства. В начале апреля следующего года на борту корабля «Golden Hind» Ее Величество английская королева Елизавета произвела Френсиса Дрейка в рыцари, и он получил звание «сэр». По завершению столь пышной церемонии корабль был отшвартован в сухой док, где на протяжении дести лет пользовался как экспонат для посещений. За весь период корабль ни разу не проходил ремонтные работы, и в итоге пришел в негодность. В наше время в 1973 году современные кораблестроители воссоздали «Golden Hind» в полную величину и корабль снова повторил кругосветное путешествие. Спустя еще двадцать лет, в 1996 году «Золотая лань» будет представлена в виде корабля музея, который и сегодня можно увидеть в лондонской бухте Бриксгейм.

Который между и 1580 годами обогнул Земной шар . Это был второй в истории корабль, вернувшийся из кругосветного плавания после магеллановской каракки «Виктория» . Капитаном судна был сэр Френсис Дрейк .

Кругосветное плавание «Золотой лани» продолжалось 2 года, 10 месяцев и 11 дней. Первоначально это трёхмачтовое флагманское судно называлось «Пеликан ». Его длина составляла всего лишь 36,5 метров, ширина - 6,7 метров, грузовместимость - не более 150 тонн. Галеон был оснащён 22 пушками.

«Пеликан» оказался единственным из шести кораблей Дрейка, пробившимся через Магелланов пролив . По выходе в Тихий океан Дрейк переименовал его в честь своего придворного покровителя - лорда-канцлера Кристофера Хаттона , на гербе которого была изображена золотая лань .

Другая копия «Золотой Лани» с 1963 г. пришвартована к гавани города Бриксхэм в Девоншире .

Напишите отзыв о статье "Золотая лань"

Литература

  • Малаховский К. В. Кругосветный бег «Золотой лани» / Отв. ред. А. М. Хазанов ; Академия наук СССР . - М .: Наука , 1980. - 168 с. - (Страны и народы). - 100 000 экз. (обл.)

Ссылки

  • (рус.) . Проверено 26 сентября 2014.
  • (рус.) . Проверено 26 сентября 2014.

Отрывок, характеризующий Золотая лань

Цели этой никогда не было и не могло быть, потому что она не имела смысла, и достижение ее было совершенно невозможно.
Цель эта не имела никакого смысла, во первых, потому, что расстроенная армия Наполеона со всей возможной быстротой бежала из России, то есть исполняла то самое, что мог желать всякий русский. Для чего же было делать различные операции над французами, которые бежали так быстро, как только они могли?
Во вторых, бессмысленно было становиться на дороге людей, всю свою энергию направивших на бегство.
В третьих, бессмысленно было терять свои войска для уничтожения французских армий, уничтожавшихся без внешних причин в такой прогрессии, что без всякого загораживания пути они не могли перевести через границу больше того, что они перевели в декабре месяце, то есть одну сотую всего войска.
В четвертых, бессмысленно было желание взять в плен императора, королей, герцогов – людей, плен которых в высшей степени затруднил бы действия русских, как то признавали самые искусные дипломаты того времени (J. Maistre и другие). Еще бессмысленнее было желание взять корпуса французов, когда свои войска растаяли наполовину до Красного, а к корпусам пленных надо было отделять дивизии конвоя, и когда свои солдаты не всегда получали полный провиант и забранные уже пленные мерли с голода.
Весь глубокомысленный план о том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с армией, был подобен тому плану огородника, который, выгоняя из огорода потоптавшую его гряды скотину, забежал бы к воротам и стал бы по голове бить эту скотину. Одно, что можно бы было сказать в оправдание огородника, было бы то, что он очень рассердился. Но это нельзя было даже сказать про составителей проекта, потому что не они пострадали от потоптанных гряд.
Но, кроме того, что отрезывание Наполеона с армией было бессмысленно, оно было невозможно.
Невозможно это было, во первых, потому что, так как из опыта видно, что движение колонн на пяти верстах в одном сражении никогда не совпадает с планами, то вероятность того, чтобы Чичагов, Кутузов и Витгенштейн сошлись вовремя в назначенное место, была столь ничтожна, что она равнялась невозможности, как то и думал Кутузов, еще при получении плана сказавший, что диверсии на большие расстояния не приносят желаемых результатов.
Во вторых, невозможно было потому, что, для того чтобы парализировать ту силу инерции, с которой двигалось назад войско Наполеона, надо было без сравнения большие войска, чем те, которые имели русские.

Вам знакомо имя Френсис Дрейк ? Этот знаменитый путешественник-пират прославился своим трехгодичным плаванием на галеоне Golden Hind (Золотая лань), во время которого было сделано много географических открытий, но еще больше разбоев над испанскими судами у берегов Южной Америки.

Содержимое набора модели галеона

Испанская фирма OcCre предлагает вам сделать уменьшенную модель этого известного галеона. В выбранном масштабе длина готовой модели составляет более 60 см. Несмотря на такой приличный размер, модель OcCre Golden Hind анонсируется как набор, подходящий для первой сборки. Поэтому испанцы разработали подробную инструкцию в пошаговых цветных фотографиях, где показано не только что делать, но и как это делать. Традиционный наборный корпус из киля и шпангоутов имеет полноценную двойную обшивку, настил палуб из отдельных реек и борта с уже прорезанными пушечными портами. В процессе сборки модели вам нужно будет сделать и установить на корпус деревянные ограждения, трапы и решетки; приклеить фототравленные латунные двери, утки и окна; вооружить галеон пушками на станках, принайтовать шлюпку, подвесить металлические якоря и нарисовать на бортах геометрические узоры, как было принято делать в ту эпоху.
В высоту модель корабля Golden Hind растет за счет высоких мачт и горизонтальных рей. Для них испанцами предусмотрены круглые заготовки. А такелаж выполняется нитями двух цветов и нескольких типоразмеров. Блоки и юферсы даны готовыми из светлого дерева самшит. В модели OcCre паруса даны подшитыми , они подвешиваются к соответствующим реям. Завершают модель Golden Hind флаги и подставка.
Несомненно, наши искушенные посетители найдут упрощения на этой модели галеона Golden Hind , но это сделано специально, чтобы не усложнять сборку тем из вас, кто взялся за это интересное хобби впервые . А результат – готовая модель – будет вызывать восхищение и уважение в глазах ваших друзей и домашних. Деревянные модели парусников всегда были и будут предметом гордости, центром домашнего интерьера. Попробуйте! Для этого мы выполнили и прилагаем перевод инструкции на русский язык, дополнив его нашими советами и замечаниями .

О производителе

Модели кораблей для сборки испанской фирмы Occre имеют ряд преимуществ:

  • большой запас по материалу;
  • подробная инструкция в цветных фотографиях;
  • к большинству моделей мы перевели инструкцию на русский язык.
С 2014 года подставка (основание) и табличка не входят в комплект

О нас
Мы обещаем, что:

  • имея более, чем 15-летний опыт, мы предлагаем только лучшие товары на рынке, отсеивая явные провальные изделия;
  • точно и быстро доставляем товары нашим клиентам по всему миру.

Правила обслуживания клиентов

Мы рады ответить на любые адекватные вопросы, которые у вас возникли или могут возникнуть. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы сделаем все возможное, чтобы ответить вам как можно скорее.
Наша сфера деятельности: сборные деревянные модели парусников и других кораблей, модели для сборки паровозов, трамваев и вагонов, 3D модели из металла, сборные механические часы из дерева, модели-конструкторы зданий, замков и церквей из дерева, металла и керамики, ручные и электроинструменты для моделирования, расходные материалы (лезвия, насадки, шлифовальные принадлежности), клея, лаки, масла, морилки для дерева. Листовой металл и пластик, трубки, профиля из металла и пластика для самостоятельного моделирования и изготовления макетов, книги и журналы по работе с деревом и по парусной тематике, чертежи кораблей. Тысячи элементов для самостоятельной постройки моделей, сотни видов и типоразмеров реек, листов и плашек ценных пород дерева.

  1. Доставка по всему миру. (за исключением некоторых стран);
  2. Быстрая обработка поступивших заказов;
  3. Фотографии, представленные на нашем сайте, сделаны нами или предоставлены производителями. Но в некоторых случаях производитель может менять комплектацию товара. В этом случае представленные фотографии будут носить справочных характер;
  4. Указанные сроки доставки предоставляются перевозчиками и не включают в себя выходные и праздничные дни. В пиковые моменты (перед Новым Годом) сроки доставки могут быть увеличены.
  5. Если вы не получили оплаченный заказ в течение 30 дней (60 дней для международных заказов) с момента отправки, пожалуйста, свяжитесь с нами. Мы отследим заказ и свяжемся с вами как можно скорее. Наша цель – удовлетворение клиентов!

Наши преимущества

  1. Все товары лежат на нашем складе в адекватных количествах;
  2. Мы имеем самый большой в стране опыт по тематике деревянных моделей парусников и поэтому всегда можем объективно оценить ваши возможности и посоветовать, что выбрать под ваши потребности;
  3. Мы предлагаем вам различные способы доставки: курьером, обычной и ЕМС почтой, СДЭК, Боксберри и Деловые Линии. Эти перевозчики могут полностью закрыть ваши потребности по срокам, стоимости и географии доставки.

Мы твердо верим, что станем вашим лучшим партнером!