Кругосветное плавание беллинсгаузена и лазарева на шлюпах "восток" и "мирный" и открытие антарктиды. Открытие Антарктиды и исследования экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева Первая антарктическая экспедиция беллинсгаузена

Кто из путешественников открыл Антарктиду? Ответ вы узнаете из этой статьи. Достоверное, окончательное ее открытие произошло в 1820 году. Именно этим годом начинается история Антарктиды. Сначала люди могли только предполагать, что этот материк существует.

Антарктида - наиболее высокий на Земле континент. Более 2 тыс. метров составляет средняя высота поверхности над уровнем моря Антарктиды. Четырех тысяч метров достигает она в центре материка.

Прежде чем рассказать о том, кто из путешественников открыл Антарктиду, скажем пару слов о мореплавателях, которые вплотную приблизились к этому великому открытию.

Первые догадки о существовании материка

У участников экспедиции, осуществленной Португалией в 1501-1502 годах, возникли первые догадки. принял участие в этом плавании. Этот флорентийский путешественник, благодаря весьма причудливому стечению различных обстоятельств, дал свое имя названию двух огромных материков. Однако вышеупомянутой экспедиции не удалось продвинуться дальше о. Южная Геогрия, который находится довольно далеко от Антарктиды. Веспуччи свидетельствовал о том, что холод был настолько силен, что путешественники не могли его переносить.

Издавна манила людей Антарктида. Путешественники предполагали, что здесь находится огромный материк. Джеймс Кук проник раньше других в антарктические воды. Он развенчал существовавший миф о том, что здесь расположена Неведомая Южная Земля огромных размеров. Однако этот мореплаватель вынужден был лишь предполагать, что возле полюса может находиться континент. Он считал, что его наличие доказывает множество ледяных островов, а также плавающих льдов.

Лазарев и Беллинсгаузен

Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели из России. Навсегда были вписаны два имени в историю Это Ф.Ф. Беллинсгаузен (годы жизни - 1778-1852) и М.П. Лазарев (1788-1851).

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен появился на свет в 1778 году. Он родился на расположенном в острове Сааремаа, принадлежащим сегодня Эстонии. Учился мореплаватель в Морском кадетском корпусе.

Беллинсгаузен мечтал с раннего детства о морских просторах. Он писал, что родился среди моря, поэтому, как рыба без воды, не может жить без него. Фаддей Фаддеевич в 1803-1806 годах принял участие в путешествии (первом кругосветном, совершенном русскими моряками) на корабле "Надежда", руководил которым Иван Крузенштерн.

Лазарев был на 10 лет моложе. Он совершил 3 за свою жизнь. Мореплаватель участвовал в 1827 году в Наваринском морском сражении, после чего в течение почти двадцати лет был командиром Черноморского флота. Среди учеников его были такие выдающиеся флотоводцы России, как Владимир Истомин, Павел Нахимов, Владимир Корнилов.

"Восток" и "Мирный"

Лазарева и Беллинсгаузена судьба свела в 1819 году. Тогда Морское министерство хотело снарядить экспедицию к Южному полушарию. Нелегкое путешествие предстояло осуществить двум кораблям, хорошо оборудованным. Командиром шлюпа "Восток" был назначен Беллинсгаузен. Лазарев руководил "Мирным". В честь этих кораблей много десятилетий спустя названы будут первые антарктические станции СССР.

Первые открытия

Экспедиция в 1819 году, 16 июля, начала плавание. Кратко следующим образом формулировалась ее цель: открытия вблизи Антарктического полюса. Предписывалось мореплавателям исследовать Землю Сандвича (сегодня это Южные которые некогда были обнаружены Куком), а также Южную Георгию, после чего изыскания продолжать до отдаленной широты, которую только можно будет достигнуть.

Удача сопутствовала "Мирному" и "Востоку". Был описан подробно остров Южная Георгия. Мореплаватели установили, что Земля Сандвича является целым архипелагом. Островом Кука Беллинсгаузен назвал самый большой остров этого архипелага. Оказались выполнены первые предписания полученной инструкции.

Открытие Антарктиды

На горизонте уже виднелись ледяные просторы. Корабли продолжили путь вдоль их кромки с запада на восток. В 1820 году, 27 января, экспедиция пересекла Южный полярный круг. А уже на следующий день ее участники вплотную подошли к Антарктическому материку, его ледяному барьеру. Лишь более чем 100 лет спустя эти места посетили вновь. На сей раз это были норвежские исследователи Антарктиды. Они дали им название Берег Принцессы Марты.

Беллинсгаузен 28 января записал в своем дневнике, что, продолжив двигаться на юг, экспедиция обнаружила в полдень льды, которые сквозь шедший снег представлялись в виде белых облаков. Мореплаватели, пройдя на юго-восток еще две мили, оказались уже "в сплошных льдах". Огромное поле, усеянное буграми, простиралось вокруг. Так Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев.

В условиях намного лучшей видимости находился корабль Лазарева. Капитан судна наблюдал "лед чрезвычайной высоты", который простирался до горизонта. Он и был частью ледяного щита, который покрывал Антарктиду. А 28 января этого же года вошло в историю как дата, когда Беллинсгаузен и Лазарев открыли Антарктический материк. Еще дважды (2 и 17 февраля) "Мирный" и "Восток" подходили близко к берегам Антарктиды. Согласно инструкции, следовало отыскать "неизвестные земли". Однако даже наиболее решительные из составителей этого документа не могли предвидеть такого успешного выполнения задания.

Повторное плавание к Антарктиде

Приближалась зима в Южном полушарии. Корабли, сместившись к северу, бороздили в умеренных и тропических широтах воды Тихого океана. Так прошел год. Затем "Мирный" и "Восток", командовали которыми Беллинсгаузен и Лазарев, направились к Антарктиде вновь. Они пересекали трижды Южный полярный круг.

Остров Петра I

Глазам путешественников в 1821 году, 22 января, предстал неизвестный остров. Он был назван Беллинсгаузеном островом 28 января, то есть ровно год с момента открытия Антарктиды, в солнечную, безоблачную погоду экипажи наблюдали гористый берег, который простирался за пределы видимости к югу.

Земля Александра I

Впервые на географических картах возникла Земля Александра I. Никаких сомнений больше не оставалось: Антарктида - это не просто ледяной массив, а настоящий материк. Беллинсгаузен, впрочем, не упоминал ни разу об открытии материка. Дело было отнюдь не в ложной скромности. Мореплаватель понимал, что можно делать окончательные выводы, лишь проведя необходимые исследования на берегу Антарктиды. Ни об очертаниях, ни о размерах континента он не мог составить даже приблизительного представления. Многие десятилетия ушли на исследавания.

Исследование Южных Шетлендских островов

Завершая "одиссею", мореплаватели исследовали подробно Южные Шетлендские острова. Прежде о них было известно только то, что В. Смит, англичанин, их наблюдал в 1818 году. Острова эти были нанесены на карту и описаны. В Отечественной войне 1812 года участвовали многие спутники Лазарева и Беллинсгаузена. Поэтому отдельные острова в память об ее сражениях получили следующие названия: Ватерлоо, Лейпциг, Березина, Смоленск, Малоярославец, Бородино. Однако в дальнейшем английские мореплаватели их переименовали, что представляется не совсем справедливым. На Ватерлоо, между прочим (Кинг-Джордж - современное его название), основана была в 1968 году наиболее северная научная станция СССР в Антарктиде под названием "Беллинсгаузен".

Возвращение в Кронштадт

В 1821 году, в конце января, Фаддей Фаддеевич направил на север корабли, изрядно потрепанные плаванием во льдах и штормами. 751 день продолжалось плавание русских кораблей. Протяженность путешествия составила примерно 100 тысяч километров (то есть столько, сколько получится, если обогнуть по экватору Землю два с четвертью раза). На карту были нанесены 29 новых островов. Так было положено начало освоения и изучения Антарктиды.

Вслед за русскими

Итак, Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели из России. Спустя две недели после того, как в 1820 году, 16 января, русская экспедиция, возглавляемая Лазаревым и Беллинсгаузеном, подошла к Антарктиде, Эдуард Бранцфильд, который двигался от Южных Шотландских островов к югу, увидел покрытый снегом высокий берег. Он был назван этим мореплавателем Землей Тринити (то есть Троицей). Исследователи Антарктиды увидели также две вершины гор. Это был Антарктический полуостров, северный его выступ, вытянувшийся на 1200 км в направлении Южной Америки. На Земле нет другого такого же длинного и узкого полуострова.

Антарктиду впервые после русских увидели моряки фирмы "Эндерби", двух зверобойных судов Англии, которые совершали под началом Джона Биско кругосветное путешествие. В 1831 году, в конце февраля, к гористой земле подошли эти суда. Она была принята ими за остров. Впоследствии земля эта определена была как выступ Восточной Антарктиды. Появились на карте названия гора Биско (самая высокая вершина на ней) и Земля Эндерби. Так Антарктиду открыл мореплаватель Джон Биско.

Этот путешественник в следующем году совершает еще одно открытие. Он встречает за несколько островов небольшой величины, за которыми находились горы Земли Грейама (так была названа им эта суша), которая продолжала Землю Александра I на восток. Собственным именем этого мореплавателя была названа цепочка небольших островов, хотя открытые им земли также считали долгое время после островами.

В последующее десятилетие плавания в Южном океане были открыты еще два-три "берега". Однако путешественники ни к одному из них не подходили.

В истории изучения Антарктиды особое место занимает экспедиция французов, возглавил которую Ж.С. Дюмон-Дюрвиль. В 1838 году, в январе, два его корабля ("Зеле" и "Астролябия") шли в Тихий океан из Атлантического, с юга огибая Америку. Исследователь ушел в поисках воды, свободной ото льда, далеко на юг, приблизившись к Антарктическому полуострову, северной его оконечности, которая была названа этим мореплавателем Землей Луи-Филиппа. Дюмон-Дюрвиль, выйдя в Тихий океан, свои суда направил в тропические воды. Однако от Тасмании затем повернул на юг и встретил на широте полярного круга ледяной берег, названный Землей Адели по имени своей жены. Это произошло в 1840 году, 20 января. Французы в этот же день высадились на остров. Можно сказать, что люди впервые в этот день вступили на землю Антарктиды, хотя это был все еще не материк, а только остров возле него.

Прочитав статью, вы узнали, в каком году открыли Антарктиду. Лишь в 1956 году, 5 января, на берег этого материка вступили первые российские исследователи. Это произошло, таким образом, через 136 лет после того, как Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели Лазарев и Беллинсгаузен.

Шлюп «Восток»

Шлюп «Восток», – участник экспедиции 1819-1821 гг., в ходе которой была открыта Антарктида. Он относился к серии из трех 28 пушечных шлюпов типа «Камчатка», строившихся по типу спущенных в 1807 г. корабельным мастером Исаковым фрегатов «Кастор» и «Поллукс». В отличие от прототипа новые шлюпы не имели разрезных шкафутов, а обладали сплошной верхней палубой.

Корабль был построен на Охтенской верфи под руководством В.Ф. Стоке и И.П. Амосова. «Восток» имел длину по ватерлинии 39,62 м, ширину с обшивкой – 10,36 м, осадку форштевнем – 4,5 м и ахтерштевнем – 4,8 м. Его водоизмещение составляло 985 т; паруса общей площадью 2287,1 м2 позволяли развивать скорость до 10 узлов. Вооружение состояло из шестнадцати 18 фунтовых пушек в деке и двенадцати 12 фунтовых карронад на верхней палубе. Экипаж насчитывал 117 человек.

Второй корабль, принимавший участие в антарктической экспедиции – шлюп «Мирный» – был заложен 14 октября 1816 г. на Лодейнопольской верфи в качестве транспорта «Ладога». Его проект был разработан на опыте строительства судов голландской Вест-Индской торговой компании выдающимся корабельным мастером И.С. Разумовым. Руководил строительством помощник корабельного мастера Я.А. Колодкин. Транспорт был спущен на воду 18 июня 1818 г. и вошел в состав Балтийского флота. Он был несколько меньше, чем «Восток»: длина – 36,6 м, ширина – 9,2 м, осадка – 4,6 м, вооружение – 20 орудий, экипаж – 72 человека. Впоследствии транспорт был переоборудован специально для кругосветного плавания и 22 апреля 1819 г. переименован в «Мирный». Несмотря на все усовершенствования кораблей, проведенные при подготовке их к экспедиции, между шлюпами «Восток» и «Мирный» осталось одно важное несоответствие – разница в скорости хода. М.П. Лазарев писал об этом: «…один («Мирный») беспрестанно вынужден нести все лиселя и через то натруждать рангоут, пока спутник его («Восток») несет паруса весьма малые и дожидается».

«Восток»

3 июля 1819 г. «Восток» (командир – капитан второго ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен) и «Мирный» (командир – лейтенант М.П. Лазарев) вышли из Кронштадта и отправились в плавание по маршруту Копенгаген – Портсмут – Санта-Круз (остров Тенерифе) – Рио-де-Жанейро. 22 ноября шлюпы отправились от берегов Южной Америки на юг, в направлении еще не найденной таинственной Южной земли. Через месяц были открыты три острова (группа Южных Сандвичевых островов), названные в честь морского министра – маркиза И.И. де Траверсе. 16 января 1820 г. корабли впервые подошли к берегам нового континента – Антарктиды. До 6 февраля они держались вместе, а затем разделились. В начале марта погода стала ухудшаться. Нужно было дать отдых командам и пополнить запасы провизии, для чего было необходимо покинуть высокие широты и направиться в Порт-Джексон – залив в Австралии, включающий в себя Сиднейскую бухту. Стремясь по пути обследовать как можно более широкую полосу Индийского океана, возглавлявший экспедицию и старший по чину Беллинсгаузен приказал Лазареву следовать более северным маршрутом. «Восток» пришел в Порт-Джексон 30 марта, 7 апреля там бросил якорь и «Мирный».

После ремонта и пополнения запасов оба российских шлюпа вышли в тропическую часть Тихого океана для выполнения различных исследований. В архипелаге Пуамоту (современное название – Туамоту) была открыта группа островов, названных в честь русских полководцев и флотоводцев – М.И. Кутузова, А.П. Ермолова, М.Б. Барклая-де-Толли и других. Вся группу островов решили назвать островами Россиян. Затем «Восток» и «Мирный» направились к архипелагу Фиджи, где удалось открыть и нанести на карту два новых острова. Корабли вернулись в Порт-Джексон10 сентября, а 31 октября вновь отправились в Антарктиду. 13 декабря они пересекли Южный полярный круг, но из-за сильных ветров и большого количества айсбергов были вынуждены повернуть обратно. В последний день 1820 г. они вторично пересекли Южный полярный круг и вновь повернули обратно. 5 января 1821 г. был взят курс на юго-восток, приведший к новым открытиям, – 9 января открыт остров Петра I, а 17 января – Земля Александра I. 10 января 1821 г. шлюпы достигли самой южной за время плавания точки: 69° 53? ю. ш. и 92° 19? з. д. После этого они отправились к Южной Шетландии, которая ранее считалась частью Южного материка. Выяснилось, что эта земля представляет собой архипелаг, получивший название Южные Шетландские острова. Ряд его островов был назван в честь побед, одержанных в период недавно отгремевших Наполеоновских войн.

30 января отряд покинул воды Антарктики и отправился в обратный путь через Рио-де-Жанейро и Лиссабон. 24 июля 1821 г. корабли пришли в Кронштадт, успешно завершив кругосветное плавание. За 751 сутки они прошли 49 723 мили. Важнейшим итогом экспедиции стало открытие шестого материка – Антарктиды. Помимо этого на карту были нанесены 29 островов и выполнены сложные исследовательские работы.

«Восток» после завершения исторического плавания занимался перевозками грузов между Кронштадтом, Рончесальмом и Свеаборгом. Во время знаменитого наводнения 1824 г. он оказался сорван с якоря и сел на мель в районе Средней гавани Кронштадта; четыре года спустя его разобрали. «Мирный» служил на Балтике до 1830 г.

Память о кораблях, открывших Антарктиду, сохранилась на географической карте. В честь «Востока» в разные годы были названы: остров в южной части островов Лайн (Полинезия), открытый во время экспедиции, остров и берег в Антарктике, антарктическая научно-исследовательская станция. «Мирный» также увековечен в названиях полуострова, берега и исследовательской станции на Ледовом континенте.

Из книги Берлин 45-го: Сражения в логове зверя. Части 2-3 автора Исаев Алексей Валерьевич

Вперед, на восток! В полосе 2-го Белорусского фронта события в марте 1945 г. развивались по схожей схеме, но намного драматичнее. Несмотря на в целом успешное наступление, по итогам боев начальной фазы операции последовали кадровые перестановки. 6 марта командующий 19-й армией

Из книги Тени над Заполярьем [Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев] автора Зефиров Михаил Вадимович

Исход на восток С первых же дней войны из порта Мурманска в связи с реальной угрозой его захвата начался настоящий исход судов. Большие транспорты Северного и Мурманского государственных морских пароходств, мелкие траулеры и дрифтеры Севгосрыбтреста снимались с якорей

Из книги Техника и вооружение 1998 11-12 автора Журнал «Техника и вооружение»

Ближний Восток Политические хитросплетения послевоенных лет привели к приходу в Египте к власти полковника Насера и переориентации внешнеполитического курса страны на сотрудничество с Советским Союзом и его союзниками. Сотрудничество предполагало поставки военной

Из книги Военные мемуары. Призыв, 1940–1942 автора Голль Шарль де

Восток Телеграмма генерала де Голля Уинстону Черчиллю, в Лондон Фритаун, 21 сентября 1940 Я должен выразить вам протест по поводу действий английского правительства, которое направило генерала Катру в Египет, не получив предварительно моего согласия. Я рассматриваю такие

Из книги Я был похоронен заживо. Записки дивизионного разведчика автора Андреев Петр Харитонович

Разведка на восток Шел второй месяц оборонительных боев под Тулой. Противник всеми силами старался сомкнуть кольцо окружения города. Но, несмотря на то что наши батальоны уже сильно поредели, сделать это ему не удавалось. Думаю, что на нашей стороне воевал и мороз. Мы были

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Шлюп «Надежда» Трехмачтовый шлюп «Надежда», принадлежавший Российско-Американской компании, стал флагманом Первой русской кругосветной экспедиции, проходившей под руководством И.Ф. Крузенштерна в 1803-1806 гг. Корабль был приобретен Ю.Ф. Лисянским и известным

Из книги Техника и вооружение 2014 09 автора

Шлюп «Алабама» В ходе Гражданской войны в США силы флотов северян и южан оказались неравными. Основная часть кораблей и подготовленных экипажей оказались на Севере, там же находилась большая часть верфей. Южане проявили изрядную изобретательность и, преодолев огромные

Из книги Вторая мировая война. Ад на земле автора Гастингс Макс

Из книги Bristol Blenheim автора Иванов С. В.

17. Дальний восток

Из книги Все Кавказские войны России. Самая полная энциклопедия автора Рунов Валентин Александрович

Ближний Восток Из девяти эскадрилий «Бленхеймов» на Ближнем Востоке только 113-я в Адене успела получить новые Mk IV к тому моменту, когда 10 июня 1940 года в войну вступила Италия. Однако, к концу года из Англии прибыло около сотни «Бленхеймов» Mk IV, предназначенных для

Из книги Фронтовое милосердие автора Смирнов Ефим Иванович

Удар на Восток Укрепление власти России в Грузии создало благоприятные условия для расширения ее влияния на другие закавказские земли. В правительственных кругах вновь появились планы выхода к западному побережью Каспийского моря в районы Дербента и Баку, но теперь уже

Из книги Гитлеровская машина шпионажа. Военная и политическая разведка Третьего рейха. 1933–1945 автора Йоргенсен Кристер

Восток, Маньчжурия С завершением Берлинской операции победоносно закончилась Великая Отечественная война советского народа против гитлеровской Германии. Однако борьба за жизнь раненых и больных продолжалась. В это же время шла подготовка к медицинскому обеспечению

Из книги Броненосец "Адмирал Ушаков" (Его путь и гибель) автора Дмитриев Николай Николаевич

Ближний Восток Ближний Восток имел жизненно важное стратегическое значение для Германии. Если бы Роммелю удалось захватить Египет, то путь через Суэцкий канал, ведущий в Индию, для англичан был бы закрыт. Тем самым влияние Англии на Ближневосточный регион существенно

Из книги Можно ли защитить Западную Европу автора Гудериан Гейнц Вильгельм

Путь на восток Много времени уже прошло с того памятного вечера, когда, озаряемый мягкими лучами заходящего солнца, под ожесточенным расстрелом двух сильных неприятельских крейсеров одиноко погибал в Японском море маленький броненосец береговой обороны "Адмирал

Из книги Drang nach Osten. Натиск на Восток автора Лузан Николай Николаевич

1. Восток Рассмотрим теперь вопрос о вооруженных силах обоих великих мировых блоков, стоящих пока друг против друга с оружием «к ноге!».По сведениям, которыми мы располагаем, Россия в мирное время имеет в своем распоряжении примерно 175 дивизий. В случае войны число их может

Из книги автора

Шаг на пути на Восток 9 ноября 1989 г. Берлинская стена пала без единого выстрела. В тот день, в 19:45 на пресс-конференции представитель правительства ГДР Г. Шабловски объявил новые правила въезда и выезда из страны. Но они уже мало кого интересовали. На улицы Восточного

русский мореплаватель, участник кругосветных плаваний

Руководил первой русской антарктической (кругосветной) экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный», открывшей в январе 1820 г. Антарктиду и несколько островов в Атлантическом и Тихом океанах.

Его именем названы мыс на Сахалине , российская научная полярная станция Беллинсгаузен на острове Кинг-Джордж (Ватерлоо), входящем в группу Южных Шетландских островов (открыта 22 февраля 1968 г. на юго-западной оконечности острова мысе Файдлс), море Беллинсгаузена (окраинное море Южного океана у берегов Антарктиды, между полуостровами Антарктическим и Терстон), шельфовый ледник Беллинсгаузена (расположенный в восточной части берега принцессы Марты (Восточная Антарктида)), котловина Беллинсгаузена (понижение дна на юго-востоке Тихого океана между материковым склоном Антарктиды, Южной Америки и Западно-Чилийским поднятием), остров в архипелаге Туамоту , а также острова Фаддея и залив Фаддея в море Лаптевых.

"Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря".

(Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен)

"Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех оных, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном".

(Иван ФедоровичКрузенштерн)

Краткая хронология

1789 г. поступил в Кронштадтский морской кадетский корпус

1797 г. произведен в мичманы - первый офицерский чин

1803-06 гг. принял участие в первом кругосветном плавании русских судов на фрегате «Надежда» под командой Ивана Крузенштерна

1810-19 гг. командовал различными кораблями на Балтийском и Черном морях

1819-21 гг. в качестве капитана 2-го ранга возглавил новую кругосветную экспедицию, отправленную в южнополярные моря, на шлюпах “Восток” и “Мирный”. За 751 день плавания экспедиция открыла 29 островов в Тихом и Атлантическом океанах и Антарктиду, в том числе новый материк, названный Беллинсгаузеном “ледяным материком”. Были сделаны первые описания Антарктики, собраны богатые коллекции растений и животных.

1828-29 гг. в качестве контр-адмирала участвовал в осаде и взятии крепости Варна во время русско-турецкой войны

1839-52 гг. сделан военным губернатором Кронштадта и на этом посту получил чин адмирала и орден Владимира I ст.

1845 г. Фаддей Беллинсгаузен был избран действительным членом Русского Географического общества

1848 г. великий мореплаватель был назначен почетным членом Морского ученого комитета

История жизни

Ф.Ф. Беллинсгаузен родился 20 сентября 1778 года на балтийском острове Эзель (ныне Саарема) близ города Курессаре (Аренсбург). Детство великого мореплавателя прошло в родовом имении Пилгузе, где все мечты юного Беллинсгаузена были связаны с морем и профессией моряка.

В 1789 году Ф.Ф. Беллинсгаузен поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте. После его окончания в 1797 году в чине мичмана 6 лет плавал по Балтике на судах Ревельской эскадры.

Любовь к наукам была замечена командиром Кронштадтского порта, рекомендовавшим Беллинсгаузена Ивану Крузенштерну, под руководством которого в 1803-06 годах Ф.Ф. Беллинсгаузен совершил первое кругосветное плавание на фрегате "Надежда". Выполнил большинство карт, вошедших в "Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна ". В 1806 году Ф.Ф. Беллинсгаузен получил чин капитан-лейтенанта. После возвращения из экспедиции командовал различными кораблями на Балтийском и Черном морях, проводил важные гидрографические исследования

В 1819-1821 годах возглавил кругосветную экспедицию на шлюпах "Восток" (под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена) и "Мирный" (под командованием Михаила Петровича Лазарева ). Цель экспедиции была определена Морским министерством как научная - открытие в возможной близости Антарктического полюса с целью "приобретения полнейших знаний о нашем земном шаре".

4 июля 1819 года суда вышли из Кронштадта. 16 января 1820 года корабли Беллинсгаузена и Лазарева в районе Берега Принцессы Марты подошли к неизвестному "льдинному материку". Этим днем датируется открытие Антарктиды . Еще трижды в это лето они пересекали Южный полярный круг, в начале февраля вновь приблизились к Антарктиде у Берега Принцессы Астрид, но из-за снежной погоды не смогли его хорошо рассмотреть. В марте, когда плавание у берегов материка из-за скопления льдов стало невозможным, суда по договоренности разлучились, чтобы встретиться в порту Джексон (ныне - Сидней). Беллинсгаузен и Лазарев отправились туда разными маршрутами. Были произведены точные съемки архипелага Туамоту, обнаружен ряд обитаемых атоллов, в том числе острова Россиян. В ноябре 1820 года корабли вторично направились в Антарктиду, обогнув ее со стороны Тихого океана. Были открыты острова Шишкова, Мордвинова, Петра I, Земля Александра I. 30 января, когда выяснилось, что шлюп "Восток" дал течь, Беллинсгаузен повернул на север и через Рио-де-Жанейро и Лиссабон 24 июля 1821 года прибыл в Кронштадт, завершив свое второе кругосветное плавание.

Участники экспедиции пробыли в плавании 751 день, прошли более 92 000 км. Было открыто 29 островов и 1 коралловый риф. Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым были составлены описания островов и карты, собраны этнографические, ботанические и зоологические коллекции.

По возвращении из кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузен 2 года командовал флотским экипажем, 3 года занимал штабные должности, в 1826 году возглавил флотилию в Средиземном море, принял участие в осаде и штурме Варны в ходе русско-турецкой войны .

В 1831-38 годах руководил флотской дивизией на Балтике, с 1839 года до конца жизни был военным губернатором Кронштадта , а на время летних плаваний ежегодно назначался командующим Балтийским флотом. Во время службы он проводил научную работу в области артиллерии, впоследствии им был написан труд "О прицеливании артиллерийских орудий на море".

В 1843 году получил звание адмирала. Стоит отметить, что Ф.Ф. Беллинсгаузен многое сделал для укрепления и благоустройства Кронштадта; по-отечески заботился о подчиненных, добиваясь улучшения питания матросов; основал морскую библиотеку. Биографы Беллинсгаузена отмечали его доброжелательность и хладнокровие: присутствие духа он сохранял как под неприятельским огнем, так и в борьбе со стихией.

Ф.Ф. Беллинсгаузен был женат и имел четырех дочерей. Умер великий мореплаватель 25 января 1852 года в Кронштадте, где в 1870 году ему был поставлен памятник.

Открытие Антарктиды

То, что за Южным полярным кругом может находиться обширная земля, у большинства географов и мореплавателей сомнения не вызывало. Другое дело, что плавать в этих ледяных широтах было чрезвычайно трудно. А после того, как в 1773 году сам Джеймс Кук, уверенный в существовании там земли, заявил о её недоступности, попытки пробиться к ней надолго прекратились. Только в начале ХIХ века английские моряки открыли несколько небольших островов между 50 и 55 градусами южной широты. Капитан У.Смит, пройдя в 1819 году южнее пролива Дрейка, открыл там остров, названный им Южной Шетландией.

К этому времени Россия, окрылённая победой над Наполеоновской коалицией и возросшим влиянием в Европе и мире, осознала себя и как великая морская держава. Бывалые мореплаватели И.Ф. Крузенштерн, О.Е. Коцебу и полярный исследователь адмирал Г prix du cialis .А. Сарычев выступили с инициативой – снарядить русскую экспедицию для поисков Южного материка. После высочайшего одобрения проекта Александром I морское министерство уже в начале февраля 1819 года сформулировало научную задачу экспедиции: «открытие в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре».

Далее всё делалось в «лучших» традициях российского начальства. Выяснилось, что «срок – вчера!» Старт намечался на лето того же года. Наиболее подходящим для выполнения столь серьёзного государственного задания был признан шлюп – трёхмачтовый военный корабль с пушками на верхней палубе. Такие суда состояли в военно-морском флоте России первой половины ХIХ века. В административной спешке экспедиция была составлена из шлюпа «Восток» (водоизмещением 985 т) и транспорта, который был срочно переоборудован в шлюп водоизмещением 884 т под названием «Мирный». При этом оба корабля не были приспособлены к плаванию в полярных водах. Кроме того, «Восток» и «Мирный» имели разные скорости хода – 18,5 и 14,8 км/ч соответственно.

«Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта 4 июля 1819 года. В течение декабря, обследуя окрестности острова Южная Георгия, русские моряки открыли несколько островов и дали им имена участников экспедиции офицеров М.Д. Анненкова, А.С. Лескова, К.П. Торсона и И.И. Завадовского. Группа островов Маркиза де Траверсе получила своё название в честь морского министра. Юго-восточнее суда прошли к Земле Сандвича, открытой Д. Куком, и выяснили, что это – архипелаг. Ему дали название Южные Сандвичевы острова. После обнаружения подводного хребта, простирающегося на 3,5 тысячи км в западной части Атлантического океана, мичман «Мирного» Павел Михайлович Новосильский записал: «Теперь очевидно, что от самых Фолклендских островов продолжается под водою непрерывный горный хребет, выходящий из моря скалами Авроры, Южной Георгии, Кларковыми камнями, островами Маркиза де Траверсе, Сретения и Сандвичевыми; вулканическая природа этого хребта несомненна: дымящиеся кратеры на островах Завадовского и Сандерса служат явным тому доказательством». Теперь этот подводный хребет носит название Южно-Антильского и предположительно считается подводным продолжением Анд.

Плавание проходило в тяжелейших погодных условиях. Долгими неделями и месяцами беспрестанно шёл снег, его сменяли сплошные туманы, корабли вынуждены были почти вслепую лавировать между огромными льдинами и целыми ледяными горами – айсбергами. Во время снежных штормов температура опускалась до -5◦ С, что при ураганном ветре соответствует температуре в минус двадцать градусов и ниже. Ясная погода, обрадовавшая моряков 3 января 1820 года, позволила подойти к Южному Туле – ближайшей к полюсу земле, открытой Д.Куком, и обнаружить, что она состоит из трёх скалистых островов, покрытых вечным снегом и льдом. Это дало основания предположить, что за ними должны быть новые острова или даже материк.

«Не ударить лицом в грязь» 15 января русские моряки впервые пересекли Южный полярный круг, а на следующий день, как писал М.П. Лазарев, «Достигли мы широты 69°23ў8І, где встретили матёрый лёд чрезвычайной высоты, и в прекрасный тогда вечер… простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение, но удивительным сим зрелищем наслаждались мы недолго, ибо вскоре опять запасмурило и пошел по обыкновению снег… Отсюда продолжали мы путь свой к востоку, покушаясь при всякой возможности к югу, но всегда встречали льдинный материк не доходя 70°. Кук задал нам такую задачу, что мы принуждены были подвергаться величайшим опасностям, чтобы, как говорится, «не ударить лицом в грязь». Что понимал будущий адмирал Михаил Петрович Лазарев под этим «не ударить лицом в грязь»? Знаменитый английский мореплаватель, представитель страны, которая не без оснований величала себя титулом «владычицы морей», утверждал, что южная земля есть, но недоступность не позволяет подтвердить реальность её существования. Что из этого следует? Да, молодая Россия не называет себя владычицей морей, и её морской флот ещё очень молод. Но только она, Россия, смогла отразить нашествие объединённых войск Европы под командованием Наполеона. А победы русских в сражениях на морях заставили все морские державы мира считаться с этой новой силой. Разумеется, решить географическую и мореходную проблему, которую великий британец Кук считал неразрешимой, должны были именно русские моряки. И это было сделано. Корабли Беллинсгаузена и Лазарева подошли ближе чем на 3 км к северо-восточному выступу того участка побережья «льдинного материка», который более века спустя норвежские китобои назвали Берегом Принцессы Марты. В то антарктическое «лето» «Восток» и «Мирный» ещё трижды пересекали полярный круг, стремясь продвинуться ближе к полюсу.

Подойдя 5 и 6 февраля на 3 км к северо-восточному выступу Берега Принцессы Астрид (выше 69 градусов южной широты), моряки обнаружили в этом районе шельфовый ледник (носящий ныне имя М.Лазарева). На современных картах он расположен южнее, поскольку в результате таяния шельфовые ледники Антарктиды постепенно отступают к югу.

Погодные условия оставались крайне тяжёлыми, солнце очень редко радовало всегда скучающих по нему северян. М.П. Лазарев писал: «Пробегая между льдинными островами в ясную погоду и надеясь на продолжение оной, забирались иногда в такую чащу, что в виду их было в одно время до полутора тысячи, и вдруг ясный день превращался в самый мрачный, ветер крепчал и шёл снег, – горизонт наш иногда ограничивался не далее, как на 20 сажен…».

Когда антарктическое так называемое «лето» кончилось, Беллинсгаузен и Лазарев отвели «Восток» и «Мирный» к северу и договорились некоторое время провести в автономном плавании, чтобы подробнее исследовать юго-восточную часть Индийского океана, которая на картах той поры была показана очень приблизительно. Во второй половине апреля корабли встретились в Сиднее, где простояли месяц. В июле капитаны, обследуя архипелаг Туамоту, нашли ряд неизвестных европейцам обитаемых атоллов, ещё не нанесённых на карты, и дали им имена русских государственных деятелей, полководцев и флотоводцев. К северу от Таити моряки открыли остров Восток, а юго-восточнее Фиджи назвали новооткрытые острова в честь участников экспедиции художника П.Н. Михайлова и астронома И.М. Симонова.

Передохнув около 2 месяцев, экспедиция в ноябре 1820 года снова направилась к «льдинному материку». Миновав остров Макуори, в серединедекабря корабли выдержали жестокий шторм при «такой великой мрачности, что едва на 30 сажень можно было видеть… Порывы ветра набегали ужасные, волны подымались в горы…» (Ф.Ф. Беллинсгаузен). Снова шлюпы трижды пересекали полярный круг, и на третий раз появились явные признаки земли.

Наконец, 10 января 1821 года, когда экспедиция, продвинувшись на юг до 69°53", повернула на восток, русские моряки через несколько часов увидели берег. П.Новосильский записал: «…Из облаков блеснуло солнце, и лучи его осветили чёрные скалы высокого, занесённого снегом острова. Вскоре опять наступила мрачность, ветер засвежел, и явившийся нам остров скрылся как призрак. 11 января утром… мы ясно увидели высокий остров, покрытый снегом, чернеющиеся мысы и скалы, на которых он не мог держаться. Открытый остров… назван именем… Петра I»

15 января 1821 года небо над Антарктикой было редкостно чистым и ясным, солнце ярким и воздух прозрачным. Всё сошлось как будто специально для того, чтобы полярные мореплаватели увидели на юге землю. С «Мирного» был хорошо виден очень высокий мыс, который соединялся узким перешейком с цепью невысоких гор, простирающихся к юго-западу. Моряки «Востока» разглядывали гористый берег, покрытый снегом, за исключением осыпей на горах и крутых скалах. Начальник экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузен назвал его «Берегом Александра I», пояснив: «Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен». 30 января 1821 года выяснилось, что «Восток» нуждается в капитальном ремонте, и экспедиция повернула на север. 24 июля 1821 года шлюпы вернулись в Кронштадт. По данным авторов «Очерков по истории географических открытий», моряки провели вне родных берегов 751 день, причём за это время 527 дней находились под парусами, в том числе 122 дня южнее 60 градусов южной широты, ни разу против воли командиров не разлучаясь. Они совершили кругосветное плавание в высоких южных широтах.

Поскольку историки географических открытий не упоминают о случаях заболевания в экспедиции цингой, объяснить это можно особенностями русской кухни: как известно, люди на Руси не зимовали без запасов квашеной капусты. Поэтому командирам «Востока» и «Мирного» не пришлось, подобно Куку, придумывать, как заставить матросов есть эту вкуснятину. Так что витамина С во флотском рационе было достаточно.

Но погибают люди не только от цинги, и за время более чем двухгодичного плавания корабельный священник два раза отпевал умерших товарищей, отправляя их тела в морскую пучину. Из 190 участников экспедиции домой вернулись 188. Такая статистика, при всей суровости условий полярного плавания и строгости дисциплины на русском военном флоте, по тем временам просто была беспрецедентной.

И вообще по достигнутым географическим результатам первая русская антарктическая экспедиция – величайшая в XIX веке. Была открыта новая часть света («ледяной континент», «континент льда», «ледяной оплот»), позже названная Антарктидой, к берегам которой русские моряки подходили девять раз, в том числе четырежды на расстояние от 3 до 15 км; впервые охарактеризованы крупные акватории, примыкающие к новому материку; впервые описаны и классифицированы льды Антарктики и дана в общих чертах верная характеристика её климата; на карту Антарктики нанесено 28 объектов, получивших русские названия; в высоких южных широтах и в тропиках обнаружено 29 островов. Ход экспедиции и её результаты изложены Ф.Ф. Беллинсгаузеном в книге «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света…».

Судно было спущено на воду со стапеля Охтинской верфи в Санкт-Петербурге в 1818 году. Его длина 40 м, ширина около 10 м, осадка 4,8 м, водоизмещение 900 т, скорость до 10 узлов. Вооружение составляли 28 пушек. Экипаж 117 человек.

3(15) июля 1819 года шлюп "Восток" под командованием капитана II ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена, начальника кругосветной Антарктической экспедиции, и шлюп "Мирный" под командованием лейтенанта М.П. Лазарева вышли из Кронштадта и 16(28) января следующего года достигли берегов Антарктиды. После ремонта в Сиднее (Австралия) корабли исследовали тропическую часть Тихого океана, а затем 31 октября(12 ноября) 1820 года вновь взяли курс на Антарктиду. 10(22) января 1821 года шлюпы достигли самой южной точки: 69°53" южной широты и 92°19" западной долготы. 24 июля (5 августа) 1821 года, закончив труднейшее плавание, корабли прибыли в Кронштадт. 3а 751 сутки они прошли 49 723 мили (около 92300 км). Важнейшим итогом экспедиции стало открытие громадного шестого материка – Антарктиды. Помимо этого, на карту были нанесены 29 островов и выполнены сложные океанографические работы. В память об этом знаменательном плавании, в России была выбита медаль.

В 1828 году шлюп "Восток" был исключен из списков флота и разобран. В наше время имена шлюпов "Восток" и "Мирный" носят две советские научные антарктические станции. По установившейся традиции название "Восток" перешло к крупнейшему научно-исследовательскому судну.

Линейный корабль "Азов"

Корабль был заложен в Архангельске 20 октября (1 ноября) 1825 года, спущен на воду 26 мая (7 июня) 1826 года. Его строили знаменитые русские корабельные мастера И.А. Курочкин и В.А. Ершов. Свое имя корабль получил в память о победе Петра I над турками в 1696 году. "Азов" был образцом кораблестроения, одним из красивейших кораблей русского флота. Его стройный корпус длиной 54,5 м и шириной 14,7 м был орнаментирован классицистической резьбой. Центр гакаборта занимал двуглавый орел, носовая фигура высотой около 3,5 м изображала воина в золоченом шлеме и доспехах. Водоизмещение судна 3000 т, экипаж 600 человек. Вооружение составляли четыре 40-фунтовых и семьдесят 24- и 36-фунтовых орудий. 8(20) октября 1827 года в Наваринском морском сражении на этом корабле держал свой флаг командующий русской эскадрой контр-адмирал Л.П. Гейден. Командовал кораблем капитан I ранга М.П. Лазарев, один из первооткрывателей Антарктиды, впоследствии адмирал, известный флотоводец. Благодаря героизму, высокой боевой выучке экипажа и искусству командира "Азов" пушечным огнем уничтожил пять турецких кораблей, за что первым из кораблей русского флота был награжден почетным Георгиевским кормовым флагом и вымпелом. Однако серьезные повреждения, полученные в Наваринском морском сражении, не позволили дальше продолжать службу, в 1831 году корабль был разобран. Славное имя этого корабля в советском Военно-Морском Флоте унаследовал большой противолодочный корабль "Азов".

Бриг "Меркурий"

Судно было построено в Севастополе в 1820 году выдающимся инженером, корабелом И.Я. Осмининым. Длина брига 29,4 м, ширина 9,4 м, осадка 2,9 м. На палубе стояли восемнадцать 24-фунтовых карронад (орудия с коротким стволом) для боя на близком расстоянии. Еще две пушки меньшего калибра при надобности переносились с кормы в носовую часть брига и выполняли роль "погонных", или "ретирадных", орудий. Нос корабля украшала фигура Меркурия, бога торговли, покровителя путешественников.

В русско-турецкую войну бриг под командованием капитан-лейтенанта А.Н. Казарского совершил беспримерный подвиг и навеки вписал свое имя в историю отечественного флота. Находясь в разведке недалеко от входа в Босфор, 14(26) мая 1829 года он вступил в бой с преследовавшими его двумя турецкими линейными кораблями, на которых насчитывалось 184 орудия. Умело маневрируя под парусами и используя для увеличения хода весла, ведя меткий огонь, бриг сумел нанести кораблям противника значительные повреждения в рангоуте и такелаже, вынудил их лечь в дрейф и отказаться от преследования. За этот подвиг "Меркурий" был награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом, а весь экипаж получил боевые награды. В память о подвиге "Меркурия" в Севастополе в 1834 году воздвигнут памятник с надписью: "А.И. Казарскому. Потомству в пример". По традиции имя героического брига наследовало гидрографическое судно "Память Меркурия", а морской тральщик нашего Военно-Морского Флота назван именем его командира – "Казарский".

Фрегат "Паллада"

Корабль был заложен на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге 2(14) ноября 1831 года, спущен на воду 1(13) сентября 1832 года. Строил его по лучшим образцам того времени русский корабельный мастер полковник В.Ф. Стоке. В конструкции корпуса и в парусном вооружении были учтены самые последние новшества, а отделка выполнена из ценных и редких пород дерева – тика и дуба. Корабль отличался подчеркнутой строгостью линий, изяществом декора и хорошими мореходными качествами. Скорость хода фрегата превышала 12 узлов. Длина судна 52,8 м, ширина 13,6 м. Вооружение составляли пятьдесят два орудия 24- и 32-фунтового калибра. Фрегат был назван в честь греческой богини войны и победы, а также мудрости, знаний, искусства и ремесла. Первым командиром "Паллады" стал капитан-лейтенант П.С. Нахимов. В октябре 1852 года корабль под командованием капитан-лейтенанта И.С. Унковского вышел из Кронштадта в кругосветное плавание. Экспедицию возглавил вице-адмирал Е.В. Путятин, направлявшийся на Дальний Восток с дипломатической миссией. В качестве его секретаря на фрегате находился известный русский писатель И.А. Гончаров, создавший впоследствии одноименное произведение, обессмертившее имя корабля. 17(29) января 1856 года из опасений, что фрегат "Паллада" может быть захвачен англо-французской эскадрой, корабль был затоплен в Константиновской (ныне Постовая) бухте Императорской (ныне Советская) гавани. В наше время на берегу бухты Постовой установлен памятник фрегату.

Линейный Корабль "Двенадцать апостолов"

В первой половине XIX века со стапелей Николаевской судоверфи сошли 120-пушечные трехдечные однотипные линейные корабли "Двенадцать апостолов" (головной), "Париж" и "Великий князь Константин". Их строил выдающийся русский корабел капитан С.И. Чернявский. В проектировании головного корабля участвовал главный командир Черноморского флота адмирал М.П. Лазарев.

Корабль "Двенадцать апостолов" был спущен на воду 15(27) июля 1841 Года. Длина Судна 63,7 м, ширина 18 м. На его нижней палубе размещалось 28 мощных 68-фунтовых бомбических орудий конструкции русского артиллериста-изобретателя Лехнера с дальностью стрельбы по настильной траектории 14 кабельтовых (около 2600 м). На двух других артиллерийских палубах (деках) стояли 36- и 24-фунтовые пушки. Всего было 130 пушек. Экипаж корабля около 1000 человек, из них 12 офицеров и 65 унтер-офицеров. Название "120-пушечный" не указывало на количество орудий, а означало, что корабль относится к 1 рангу. Сильное артиллерийское вооружение, прекрасные мореходные качества, маневренность, большая скорость хода (при попутном ветре до 12 узлов) ставили суда этой серии в ряд самых лучших линейных кораблей парусного периода.

Во время обороны Севастополя линейный корабль "Двенадцать апостолов" вместе с другими судами Черноморского флота был затоплен у входа в Северную бухту.


Об экспедиции Беллинсгаузена написано мно­жество книг, сняты фильмы. Корабли «Восток» и «Мирный» прошли почти 50 тысяч миль, их пла­ванье длилось 751 день, из которых 100 дней они находились в зоне льдов. Были собраны ценней­шие сведения о природе Южного полушария, кро­ме того, русские совершили ряд географических открытий в других районах океана. Девять раз они приближались к Ледяному континенту, опре­делив - в общих чертах - его границы. Было от­крыто 29 новых островов...

Впрочем, почему я говорю о двух кораблях? Дело в том, что в Россию вернулся только один из них - «Восток». «Мирный» настолько пострадал в ходе одного из штормов, что команда покинула его и перешла на неповрежденный корабль. И тут началась настоящая остросюжетная мистика.

Наутро после шторма команда «Востока» уви­дела, что «Мирный» по-прежнему следует за ними. С изорванными парусами, истерзанный штормом, корабль упрямо шел за «Востоком». И так продол­жалось несколько дней. Словно легендарный «Ле­тучий голландец», «Мирный» преследовал покинув­ший его экипаж: и даже несколько раз попытался протаранить «Восток». Команду охватил мистичес­кий ужас. Лишь неделю спустя удалось, наконец, оторваться от преследователя. Впоследствии все списали на ветра и течение, но те, кто видел корабль-призрак своими глазами, клялись, что он действовал подобно разумному существу.

Однако покров тайны с Антарктиды уже был сорван. В течение следующих десятилетий к ее побережью отправились несколько экспедиций. Правда, особыми успехами они похвастаться не могли. В лучшем случае им удавалось подойти к суше и осмотреть ее в подзорные трубы в каком-нибудь одном месте. Так, например, были открыты Антарктический полуостров, берег Кемпа, Земля Адели, Земля Уилкса и другие районы побережья.

При этом несколько экспедиций пропали при та­инственных обстоятельствах. Впрочем, радио тогда не было, корабли оставались весьма несо­вершенными, и их гибель вполне можно было бы объяснить естественными причинами. Даже если учесть, что гибли именно те экспедиции, которые ставили своей задачей любой ценой высадиться на загадочный материк.

В 1840 году к Антарктиде отправилась экспеди­ция Росса на двух кораблях - «Эребус» и «Террор». С моря она наблюдала две высокие конусообразные горы, над одной из которых вились клубы дыма. Росс предположил, что это два вулкана, один из которых действующий, и назвал их именами сво­их кораблей.


"Erebus" and "Terror" in the Antarctic, John Wilson Carmichael, 1847
Но если в Антарктиде действуют вул­каны, значит, там должны быть свободные ото льда участки суши, своеобразные теплые оазисы, в которых есть растения и животные. Самые сме­лые предположения рисовали в центре материка, за стеной льдов, обширную теплую землю, настоя­щий рай. И, по некоторым данным, они были пра­вы - по крайней мере, такой рай там действитель­но существовал, причем относительно недавно. Но не будем забегать вперед...

А затем исследования южного материка резко прервались. Причина неизвестна до сих пор. Но среди моряков ходили темные - и притом самые разнообразные - слухи об ужасах южных мо­рей. Кто-то говорил о морских чудовищах, кто-то- о кораблях-призраках... В общем, обычные матросские байки. Но кто-то очень активно и це­ленаправленно занимался их распространением. Поэтому следующее судно подошло к берегам Ан­тарктиды только в 1873 году.

На протяжении более чем 70 лет люди обсле­довали Ледяной материк с моря, не высаживаясь на его берега. Слишком суровыми и неприступны­ми казались они даже бывалым морякам. И толь­ко 24 января 1895 года нога европейца впервые коснулась антарктической земли. Это были нор­вежцы, которые провели на берегу несколько ча­сов и собрали коллекцию скудной антарктической растительности. Продвигаться в глубь континента никто не решился.

Всплеск исследовательского интереса к Антарк­тиде пришелся на рубеж веков. В разгар индуст­риальной эры человек считал, что все в этом мире подвластно ему, и не страшился ни призраков, ни чудовищ. VI Международный географический конгресс, состоявшийся в 1895 году в Лондоне, поставил в качестве первоочередной цели всех географов мира исследование южного материка. Следуя этим рекомендациям, Англия, Германия, Швеция и Франция в первые годы нового столетия посылают свои экспедиции в Антарктиду. Более того - ученые не просто высаживаются на побе­режье, а остаются там на довольно продолжитель­ный срок. Появляется понятие «антарктические зимовки». В 1903 году создается первая гидроме­теорологическая станция, которая работает по се­годняшний день.

Впервые в глубь материка попыталась проник­нуть экспедиция Скотта в 1902-1903 годах. Цель у нее была вполне понятная - достичь Южного по­люса. Здесь она, впрочем, потерпела неудачу, рав­но как и экспедиция Шеклтона в 1908 году. Иссле­дователи вынуждены были поворачивать назад, измученные тяготами перехода - жуткими холо­дами, сильными ветрами, разреженным воздухом высокогорья. Кроме того, в ледяной пустыне им являлись странные миражи: руины огромных зам­ков, оазисы с высокими деревьями и проточной водой. В дневнике экспедиции Шеклтона, напри­мер, значится:

Внезапно налетела сильная метель, которая продолжалась несколько часов. Мы упрямо про­двигались вперед, но в конце концов вынуждены были остановиться. И в этот момент обнаружи­лось, что рядом с нами нет Джерли. Это была тяжелая потеря. Потратив весь следующий день на поиски, оказавшиеся бесплодными, мы дви­нулись дальше. И - о чудо! - неделю спустя Джерли нагнал нас. Как рассказывал он сам, ему удалось случайным образом найти наши сле­ды - погода была ясной и солнечной, в отли­чие от предыдущих дней. При этом он вовсе не выглядел изможденным и рассказывал о какой-то глубокой котловине, где из-под земли бьют горячие ключи. Там живут птицы, растут травы и деревья. На эту котловину он набрел слу­чайно и провел там целый день, восстанавли­вая свои силы. Никто из нас ему особенно не поверил - скорее всего, у бедняги была гал­люцинация. Странно, что он не замерз в этой ледяной пустыне...

Шеклтон не поверил в существование такой природной аномалии, как антарктический оазис. Возможно, напрасно, но в любом случае сейчас это уже не проверишь. Экспедиции, вместо того что­бы обследовать прибрежные районы и лишь посте­пенно продвигаться в глубь материка, следовали с упорством, достойным поистине лучшего примене­ния, к одной избранной цели - к Южному полю­су. Каждому хотелось получить славу покорителя этого «пупа Земли». В конце концов, Амундсену и Скотту в 1912 году удалось почти одновременно достичь заветной цели. Казалось, можно празд­новать победу - но глубинные районы материка снова оказались неисследованными. Этот недоста­ток Скотт решил хотя бы частично восполнить на пути обратно, от Южного полюса к базе. И - вся экспедиция до последнего человека погибла! При­чем буквально рядом с продовольственным скла­дом, всего лишь в паре десятков километров от него. Гибель была настолько загадочной, что по ее поводу даже провели специальное расследование. Вердикт в конечном счете оказался банальным: го­лод и холод. А что еще, скажите на милость, могло случиться с людьми в ледяной пустыне? После этого исследования Антарктиды продол­жались в довольно медленном темпе. По крайней мере, до тех пор, пока не начали использовать авиа­цию. Первые полеты над южным континентом были совершены в 1928 году. Летчики обследовали до­статочно обширные территории Антарктического полуострова, обнаружив при этом немало интерес­ных и загадочных вещей. Например, совершенно свободные ото льда и снега территории в глубине непроходимых гор. Естественно, совершать там по­садку никто не рискнул, отметили только существо­вание зеленого растительного покрова.

Однако всем этим находкам придавали мало значения. Людей продолжал, как магнит, притя­гивать Южный полюс. В 1929 году его впервые достигли на самолете. Исследования же других внутренних районов продолжались в достаточно медленно темпе. А куда было спешить? Поэтому большая часть южного континента оставалась не­изученной человеком. Именно в этот момент, за несколько лет до Второй мировой войны, в иссле­довательскую гонку включилась Германия. При­чем включилась весьма активно...


Добавь в закладки!