Формы участия населения в политической жизни общества. Политическое участие граждан

Тема 6. Участие граждан в политической жизни

(параграф 6)

Выборы

Выборы – это процедура избрания кого-либо путем голосования.

Граждане Российской федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Управление государством требует высокого профессионализма, поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах (представительная демократия).

Основные принципы избирательного права в РФ:

Всеобщее избирательное право - это означает, что оно принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т.е. неспособными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права

Равное избирательное право – каждый избиратель имеет лишь один голос.

Прямые выборы – Президента, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ граждане избирают непосредственно. В практике других стран встречаются многоступенчатые выборы, когда граждане избирают выборщиков, а затем выборщики избирают Президента. Президент РФ избирается сроком на 6 лет, Государственная Дума – сроком на 5 лет

Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Исключение установлено для тех лиц, которые не могут участвовать в выборах. При этом учитывается возрастной ценз (ограничение):

С 21 года - для избрания депутатом Государственной Думы

С 35 лет, а также проживание в Российской Федерации не менее 10 лет (ценз оседлости) – для избрания Президентом РФ.

Существуют два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.

Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места в парламенте. При такой системе избиратели голосуют не за отдельного кандидата, а за партию, которая в зависимости от общего количества набранных голосов распределяет места в парламенте по партийному списку. Например, партия набрала 35% голосов всех проголосовавших, соответственно в парламенте ей принадлежит 35% мест.

Мажоритарная система предполагает, что избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат, получивший большинство . Существуют также смешанные системы.

Референдум

Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают на референдуме.

Референдум - это всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция РФ была принята на референдуме в 1993 г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах депутатов.

Главное отличие референдума от выборов состоит в том, что на референдуме одобряют или не одобряют какое-либо решение, а не голосуют за кандидатов, претендующих на определенные должности, или партии. Вопросы, выносимые на референдум, должны быть сформулированы так, чтобы можно было дать однозначный ответ «да» или «нет».

В Российской Федерации референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории.

Выборы и референдумы – это наиболее массовая форма участия граждан в политической жизни.

Другие формы участия граждан в политической жизни:

Право на равный доступ к государственной службе . Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. На государственной службе находятся должностные лица (государственные служащие), занимающие должности в центральных и местных органах власти, в судебных органах и др.

Согласно Конституции, граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе. Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т.д. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определенный порядок назначения на государственные должности.

Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении правосудия . Это прав может быть реализовано путем занятия должностей в суде, при наличии соответствующего образования и стажа работы, а также путем участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.

- обращение в органы власти – это право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это может быть индивидуальное обращение о материальной помощи, а также жалоба, т.е. обращение гражданина с требованием о восстановлении права, нарушенного действием или бездействием отдельных лиц, организаций, органов государства или самоуправления. Это может быть заявление , т.е. обращение, гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии). Это может быть также предложение , т.е. такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан, но в котором ставится вопрос об улучшении деятельности государственного органа.

Законы РФ устанавливают сроки для решения вопросов, поднятых в обращениях граждан.

- участие в собраниях, митингах и демонстрациях также является одним из путей воздействия на власть. Граждане могут собраться для обсуждения каких-либо вопросов, представляющих для них общий интерес. Массовое собрание по поводу злободневных вопросов называются митингами . Нередко на митинги собираются для выражения протеста против политики правительства, действий каких-либо политических сил. Закон разрешает только такие собрания, которые носят мирный характер и не угрожают насильственными действиями против других граждан.

В разных странах существует либо уведомительный, либо разрешительный характер порядок проведения митингов и демонстраций, забастовок. В РФ существует разрешительный порядок, т.е. организаторы акции протеста заранее направляют заявление в местный орган власти, который дает разрешение на проведение этой акции. В случае нарушения такого порядка полиция имеет право применять силу против участников митинга с использованием специальных средств (резиновые дубинки, водометы, слезоточивые газы).

Свобода слова

В Российской Федерации существует право на свободу слова, для реального осуществления этого права необходима гласность: люди должны иметь возможность получать правдивую и полную информацию о работе органов власти, о положении в стране, на международной арене. Для этого необходимо такое условие как отмена цензуры. Цензура - это специальный просмотр газет и журналов, литературных произведений, кинофильмов, текстов радиопередач и телепередач, предназначенных к выпуску. Цензор мог запретить доступ какой-либо информации. Теперь цензуры не существует. Но свобода слова и печати не абсолютна. Законом запрещены: пропаганда войны и насилия, разжигание расовой, национальной или религиозной ненависти, клевета, распространение ложной информации. Таким образом, использование свободы слова налагает и особую ответственность.

К механизмам участия граждан и их объединений (полити­ческих партий, фронтов и движений, фондов и добровольных ас­социаций и др.) в политической жизни надо относить политиче­ские институты и учреждения, обеспечивающие представление и защиту их интересов в высших законодательных, судебных и ис­полнительных органах страны. В качестве примера можно на­звать избирательное право и голосование, выдвижение кандида­тов и баллотирование, организацию политических партий и ассо­циаций, институт представительства (народные трибуны в древ­ности и народные депутаты сегодня), институт гражданства, дея­тельность СМИ и т. д.

Система выборности призвана обеспечить народный суверенитет и представительство всех заинтересованных группировок и слоев населения в системе власти через партии. Роль выразителя народ­ного суверенитета отводится лишь избирательному корпусу. Выбо­ры, по сути дела, являются одним из ведущих институтов легитими­зации (узаконивания) существующей политической системы и по­литического режима. Акт участия в выборах уже сам по себе увели­чивает веру граждан в законность и ответственность правительства. Учитывая этот факт, в индустриально развитых странах большое внимание уделяется подготовке подрастающего поколения к уча­стию в политическом и особенно в избирательном процессе. Боль­шая роль отводится системе образования, а также различным меха­низмам - от официальных празднований национальных праздников до мероприятий патриотических организаций. Избирательные кампании уже сами по себе обеспечивают возможности для пропа­ганды достоинств участия в голосовании.

Роль института всеобщих выборов невозможно переоценить. Избирая ту или иную партию, того или иного депутата, народ выражает свои потребности, чаяния, интересы, жалобы самым мирным и конституционным путем, не прибегая к восстанию или изгнанию, революции.

Конечно, избранное правительство, Государственная Дума и избранный президент находятся под очень слабым контролем на­рода. Это одновременно плохо и хорошо. Хорошо потому, что необходимость «отрабатывать» народное доверие, строить поли­тику только в согласии с данными ранее обещаниями или только по наказу избирателей - сильно сковало бы руки органам власти. Правители, ответственные перед народом, - это одно, а правите­ли, зависимые и потворствующие народу, - это совсем другое. Так рассуждал в свое время Н. Макиавелли.

В зарубежных странах относительная легкость, с которой мо­жет быть заменено действующее правительство, снижает остроту возможных требований об изменении, самого политического ре­жима и его институтов. Это обусловливается тем, что институт всеобщих выборов является одним из важных элементов совре­менной политической системы. Не прибегая к революционному насилию, но используя современные механизмы политического участия, народ все же способен навязать властям свою волю.



Если бы институт выборов не зарекомендовал себя как самый эффективный инструмент политической стабилизации общества, то многие страны, скорее всего, отказались бы от него. Но ныне в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избиратель­ное право.

Под избирательным правом понимаются два явления: 1) сово­купность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов и др.; 2) право гражданина участвовать в выборах, избирать (активное избира­тельное право) и быть избранным (пассивное избирательное пра­во). Избирательное право обычно регламентируется конституци­ей и специальными законами о выборах, который определяет по­рядок выдвижения кандидатов, нормы представительства, поря­док определения результатов голосования и др. Избирательное право дает людям мощнейшие каналы влияния на принятие поли­тических решений. Однако так было не всегда.

В античной Греции права голосовать были лишены рабы, ино­странцы, женщины и малоимущие. В Древнем Риме долгое время к голосованию не допускали плебеев - преобладающую массу свободного (т. е. не состоявшего в рабстве) населения. Имущест­венный ценз ограничивал избирательные права граждан не толь­ко в античности, но и в Новое время. Малоимущие белые мужчи­ны не имели права голосовать в XIX в. в передовых странах типа США и Англии.

По конституции США от 1787 г. тысячи чернокожих рабов были лишены гражданских и общечеловеческих прав. Только в 1870 г. была принята XV поправка к Конституции, предостав­ляющая право голоса неграм. Однако после отзыва федеральных войск с Юга в 1877 г. негры практически были лишены возможно­сти участвовать в голосовании. Лишь начиная с 20-х годов негры стали добиваться некоторых успехов в расширении права участия в выборах. Важное значение имели законы 50-70-х годов XX в., снявшие ограничения на участие негров в избирательном процес­се. В ЮАР чернокожих допустили к ним только в середине 90-х годов.

Американские женщины не имели права голосовать до 1920 г. В Нидерландах, например, в 1800 г. электорат включал всего 12% взрослого населения, к 1890 г. эта цифра поднялась до 27%, в 1900 г. - до 63%. Здесь всеобщее право голоса было введено для мужчин в 1917 г., а для женщин - в 1919 г. В Англии это случилось чуть позже - в 1928 г. Женщины получили право голоса во Франции в 1944 г., в Италии - в 1945 г., в Греции - в 1956 г. В Швейцарии, этом символе цивилизованности и стабильности, женщины впервые были допущены к избирательным урнам только в 1971 г.

В большинстве стран процесс и порядок проведения избира­тельных кампаний регламентируются законодательными норма­ми. Например, отличающееся большой строгостью избирательное право Японии запрещает делать подарки избирателям, привле­кать их обещанием продвижения по службе, обходить дома изби­рателей с целью предвыборной агитации и т. д. В ФРГ запрещено публиковать результаты опросов общественного мнения за две недели до выборов, а в Англии - в день выборов. Достаточно рег­ламентировано использование средств массовой информации, осо­бенно телевидения и радио. Так, законодательно устанавливаются общий период времени, отводимого на СМИ для ведения избира­тельных кампаний, принципы его распределения между партиями и кандидатами, составляется расписание, в соответствии с кото­рым общее время разбивается по дням избирательной кампании.

Голосование - одна из важнейших форм участия граждан в политической жизни страны. Наряду с ней имеются и другие, в частности организация и участие в политических и обществен­ных движениях, обращение в парламент и местные законода­тельные органы власти с предложениями и проектами, участие в собраниях и митингах, агитация за ту или иную партию, работа в качестве партийного функционера, членство в политическом клубе или организации, денежные пожертвования в пользу пар­тии.

Процедура голосования во всех странах примерно одна и та же. Она включает следующие основные элементы: 1) регистрация в списке избирателей по месту жительства, 2) тайное голосование в специальной кабине, 3) использование одинакового для всех из­бирательных округов списка кандидатов, 4) присутствие на выбо­рах сторонних наблюдателей, контролирующих правильность процедуры голосования, 5) подсчет бюллетеней специально соз­данной комиссией, 6) официальное опубликование результатов голосования.

Выборы предполагают, что гражданам в процессе голосования предлагаются два и более кандидатов, из числа которых они мо­гут по свободному волеизъявлению выбрать одного. В большин­стве стран выборы проходят на альтернативной основе, т. е. изби­рателям предоставляется возможность выбрать одну кандидатуру из многих. Выборы могут проходить в один и в два тура. Если из нескольких кандидатов ни один не набирает больше половины голосов, организуется второй тур. Выборы - это игра между кан­дидатом и избирателем, правила которой определены демократи­ческой процедурой.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую и единственной формой участия в политике является участие в избирательном процессе. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в от­дельной области, штате, земле, на муниципальном уровне, в изби­рательном округе, определить степень доверия избирателей к той или иной партии, конкретным ее лидерам, кандидатам, про­граммным установкам и т. д. Они позволяют избирателям делать продуманный, осознанный выбор в пользу той партии и про­граммы, которые, на их взгляд, в наибольшей степени соответст­вуют их позициям и интересам.

В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших принципа:

1. Обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов.

2. Требование лояльности, в соответствии с которым кандида­ты обязаны вести себя уважительно по отношению к своим про­тивникам.

3. Обязанность невмешательства государственного аппарата в ход предвыборной борьбы.

Суть первого условия состоит в том, что всем кандидатам на выборах предоставляется одинаковый максимальный объем расходов на проведение кампании. При этом ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды из­бирательных кампаний. В то же время государство во многих кам­пании. К примеру, в России оно предоставляет бесплатно 30% эфирного времени для предвыборной агитации. Одновременно всем партиям и кандидатам гарантируется одинаковое время для выступлений на радио и телевидении.

Хотя предвыборный этикет не допускает каких бы то ни было фальсификаций, оскорблений противника, унижения его чести и достоинства и т.д., в России, начиная с 1992 г., постоянно нарас­тала так называемая «война компроматов». В ходе этой борьбы практически на каждого кандидата и политическую партию противники через средства массовой информации выдавали не­гативную и компрометирующую информацию, часть которой оказывалась сфабрикованной. Подобное случается не только у нас. Если в США кто-то вздумал гнусно клеветать на соседа, то в случае судебного разбирательства это может обойтись очень дорого.

Иное дело - предвыборная кампания. Клевета кандидатов не­наказуема! Таковы правила игры. Неудивительно, что раззадо­ренные полной безнаказанностью кандидаты «купают друг друга в грязи». В каждом штате страны свои нравы и традиции. Если на севере, где преобладают выходцы из Скандинавии, люди и мысли не допускают о возможности каких-либо махинаций на выборах, то на юге народ, напротив, искренне недоумевает, как может без этого проходить голосование. В конце XX столетия в США изби­ратели вынуждены заполнять анкеты, где указывают рост, вес, цвет глаз и волос. Делается такое для того, чтобы не было подме­ны. Каждый избирательный бюллетень и корешок к нему имеют свой номер - как на долларе.

В предвыборной кампании в ход идут не только традиционные плакаты, наклейки, значки, но подчас и самые необычные пред­меты. Скажем, в США один из кандидатов использовал... мухо­бойки, которые дарились избирателям. Хлопаешь мух - а имя кандидата на рукоятке мелькает перед глазами. Поневоле запом­нишь его!

Государственное устройство и политическую жизнь в обществе во многом определяет тот способ, каким население выражает свою волю по ключевым вопросам. Одним из них является ин­ститут референдума. Референдум - форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни пу­тем всеобщего голосования. Это одна из форм непосредственной демократии. Референдум предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голо­сования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами.

Референдум используется в качестве законодательного механиз­ма большинством демократических государств мира.

Одна из главных функций избирательной системы состоит в институционализации политического участия граждан, замене спонтанных, стихийных, неорганизованных и зачастую незакон­ных (бунт, восстание и т. д.) форм политических действий узако­ненными, легальными и легитимными.

Вспомните: Какова роль политики в жизни общества? Что означает слово «гражданин»? В чем заключаются права и обязанности гражданина России?

Подумайте: Может ли рядовой гражданин влиять на политику? Кто может участвовать в управлении делами государства? Зачем людям нужны политические свободы?

Мы уже говорили о том, что в зависимости от политики, которую проводит государство, люди живут хуже или лучше. Поэтому все слои общества заинтересованы в том, чтобы государственная политика учитывала их интересы. Политика - это область общих интересов, публичной жизни.

Мнения.

Исследователи общественного мнения предложили ответить на вопрос: «Что нужно для того, чтобы лично вы активнее участвовали в общественной и политической деятельности?» Больше всего было таких ответов: «Уверенность в том, что эта деятельность принесет положительный результат»; «Стремление помочь людям, в том числе попавшим в тяжелую ситуацию»; «Стремление защитить нарушенные права свои, своих близких»; «Возможность повлиять на действия власти, на принятие важных решений».

Каковы возможности гражданина влиять на принятие государственной властью политических решений? Конституция РФ в статье 32 устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Выборы, референдумы.

Управление государством требует всестороннего знания положения в стране, высокого профессионализма в принятии законов. Поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах. Голосуя за ту или иную партию, того или иного кандидата, избиратели отдают предпочтение предвыборным заявлениям, программам, которые наиболее соответствуют их интересам. Таким образом, они определяют направленность законодательной деятельности высших должностных лиц.

Избирательное право является всеобщим. Это означает, что оно принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т. е. не способными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права. Всеобщее избирательное право является признаком демократии. (Вспомните из курса истории, всегда ли избирательное право в нашей стране и зарубежных странах было всеобщим.)

Избирательное право является равным: каждый избиратель имеет лишь один голос.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми: Президента, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ граждане избирают непосредственно. (Напомним, что в США, например, граждане избирают выборщиков, а затем выборщики избирают Президента. Такие выборы называют многостепенными.) Президент РФ избирается сроком на 6 лет, Государственная Дума - сроком на 5 лет.

Выборы в нашей стране проводятся путем тайного голосования: волеизъявление избирателя происходит в специальных кабинах, и другим лицам неизвестно, за кого этот избиратель проголосовал.

Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Исключение установлено для тех лиц, которые не могут участвовать в выборах. Правда, возрастной ценз для избрания в органы власти может быть более высоким (21 год - для избрания депутатом Государственной Думы и 35 лет, а также проживание в Российской Федерации не менее 10 лет - для избрания Президентом РФ). Это право означает, что каждый гражданин может стать кандидатом на избрание, но граждане по своей воле выберут из числа кандидатов наиболее достойных.

Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают и на референдуме. Так называется всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Ныне существующая Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах депутатов. Выборы и референдумы - это наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства.

Право на равный доступ к государственной службе.

Государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. На государственной службе находятся должностные лица (государственные служащие), занимающие должности в центральном и местном аппарате государственного управления, в судебном аппарате и некоторых других органах.

Согласно Конституции, граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе. Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т. п. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определенный порядок назначения на государственные должности.

Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении, или, как говорят юристы, в отправлении, правосудия. Это право может быть реализовано путем занятия должностей в суде (при наличии соответствующего образования, стажа работы и т. п.), а также путем участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.

Обращения в органы власти.

Кроме названных, существуют и другие пути и способы побудить власти оперативно реагировать на экономические, социальные, политические потребности граждан.

Один из таких способов - право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Среди этих обращений некоторые касаются индивидуальных интересов граждан (крыша течет, а жилищная контора не делает ремонт и т. п.). Это может быть жалоба, т. е. обращение, гражданина с требованием о восстановлении права, нарушенного действием (или бездействием) отдельных лиц, организаций, органов государства или самоуправления (как в приведенном примере). Это может быть заявление, т. е. обращение, гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии). Это может быть также предложение, т. е. такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан, но в котором ставятся вопросы об улучшении деятельности государственного органа, о необходимости и способах решения той или иной конкретной общественной проблемы. Очевидно, что предложения, как и определенные заявления, выходят за рамки индивидуального интереса и касаются решения вопросов, имеющих широкое социальное значение. Обращения в органы власти могут быть направлены любым человеком (в том числе и несовершеннолетним, и иностранцем), а также группой лиц, общественной организацией.

Законы Российской Федерации устанавливают жесткие сроки для решения вопросов, поднятых в обращениях граждан. Государственные служащие, нарушающие их, допускающие волокиту, могут быть привлечены к административной ответственности.

Другие пути влияния на власть.

Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений.

К числу важнейших прав и свобод человека и гражданина принадлежит свобода собраний, митингов, демонстраций.

Документ.

Из статьи 31 Конституции Российской Федерации:

«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Граждане могут собираться для обсуждения каких-либо вопросов, представляющих для них общий интерес. Собрания могут проходить по месту жительства или работы, в общественных сооружениях (зданиях, стадионах), на улицах, площадях. Массовое собрание по поводу злободневных, преимущественно политических, вопросов называется митингом. Нередко на митинги собираются для выражения протеста против политики правительства, действий каких-либо политических сил или для их поддержки. В речах и с помощью плакатов участники митинга выражают свою точку зрения на происходящие события.

Обратим внимание на то, что существует свобода на проведение лишь мирных собраний и демонстраций, т. е. только таких, которые не угрожают насильственными действиями против других граждан. Законы каждой страны вводят некоторые ограничения свободы собраний. Собрание людей с оружием (даже самодельным) создает угрозу государственной и общественной безопасности, опасность нарушения прав и свобод других лиц. Такую же угрозу представляют собой митинги, на которых людей призывают к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Другие ограничения бывают связаны с необходимостью поддержания общественного порядка: большие скопления людей могут помешать движению транспорта, нарушить покой живущих поблизости граждан.

Понятно, что нужен определенный законом порядок организации собраний и митингов. В разных странах существует либо разрешительный, либо уведомительный порядок их проведения, т. е. организаторы митинга или направляют заявление в местный орган власти, который дает разрешение на проведение митинга, или лишь уведомляют (информируют) о месте и времени его проведения. Но во всех государствах (при любом порядке организации) полиция имеет право применить силу против участников митинга при нарушении ими законов страны. В этих случаях при необходимости могут быть использованы специальные средства (резиновые дубинки, водометы, слезоточивые газы).

Подумайте, какой порядок - разрешительный или уведомительный - полнее отвечает соблюдению прав и свобод всех граждан.

Все сказанное относится также и к уличным шествиям и демонстрациям. Собственно, слово «демонстрация» и означает «шествие» или «митинг», которые дают возможность массового выражения общественно-политических настроений.

Значение свободы слова. В международных документах о правах человека провозглашается: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их». Никто не имеет права препятствовать человеку придерживаться своих мнений. Каждый вправе свободно выражать свое мнение. Человек может искать, получать и распространять информацию и идеи устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения. Причем он может делать это независимо от государственных границ.

Документ.

Из статьи 29 Конституции Российской Федерации:

  • 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова…
  • 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Для реального осуществления этих прав и свобод нужно, чтобы политическая жизнь протекала гласно: люди должны иметь возможность получать правдивую и полную информацию о работе органов власти, деятельности политических партий и лидеров, о положении в стране. Ведь для того чтобы иметь собственное мнение о чем-либо, надо об этом знать как можно точнее.

В нашей стране длительное время существовала цензура. Специальное государственное учреждение осуществляло просмотр газет и журналов, литературных произведений, кинофильмов, текстов радиопередач, предназначенных к выпуску. Цензор, осуществлявший надзор, мог не разрешать какую-либо публикацию. Некоторые книги и кинофильмы десятки лет не могли дойти до читателей и зрителей. Теперь цензуры не существует. Чем полнее гарантии свободы слова и печати, тем крепче демократия. Очень важно, чтобы граждане имели право обращаться в органы печати, могли свободно выражать свои мнения и взгляды в газетах и журналах.

Но свобода слова и печати не абсолютна. Ведь если с экрана телевизора или в газете сообщаются неверные сведения о каком-то человеке, подрывающие его репутацию,

это нарушает его права. Но, как мы знаем, никто не должен использовать права и свободы, чтобы ущемлять права других людей. Может быть и так, что информация, сообщаемая с телеэкрана или в печати, настраивает одних людей против других, отрицательно влияет на их поведение, что нередко создает угрозу общественному порядку, здоровью, нравственности населения, безопасности государства. Поэтому закон вводит некоторые ограничения. Всякая пропаганда войны запрещается законом, запрещаются также выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. Таким образом, пользование свободой слова налагает особую ответственность. Использующие свободу для клеветы на других людей, распространения ложной информации, побуждения к насильственным действиям могут быть в соответствии с законом привлечены к судебной ответственности.

Опасность политического экстремизма.

Как вы могли заметить, политические свободы не означают возможности осуществления в сфере политики безответственных действий. Любая политическая деятельность может осуществляться лишь в рамках законов и демократических традиций. Однако некоторые лица, а также общественные и религиозные объединения или средства массовой информации нарушают установленные правила, прибегают в своей деятельности к крайним мерам, создающим угрозу для общества, государства, граждан. Такого рода действия принято называть экстремистскими (от лат. extremus - крайний). К ним в нашей стране относят подготовку и совершение действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий. Экстремистскими действиями являются создание незаконных вооруженных формирований и осуществление террористической деятельности. Опасными проявлениями экстремизма законы Российской Федерации признают возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти, а также по мотивам вражды в отношении какой-либо социальной группы. Это также пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо сходных с нацистской атрибутикой или символикой.

Для противодействия экстремизму необходимо сотрудничество граждан с государственными органами, общественными и религиозными объединениями в защите гражданских прав и свобод, поддержании законности и порядка.

Политика - дело каждого?

Зададимся вопросом: хотят ли люди заниматься политикой? Интересуются ли ею граждане? Однозначного ответа нет: одни интересуются, другие нет.

Факты.

В большинстве стран Европы, как показали исследования, интересующихся и не проявляющих интерес к политике примерно равное количество. Исследования, проведенные в нашей стране, также показывают, что интерес проявляют 48% опрошенных, заявляют, что не интересуются, 50%, а 2% затруднились ответить. При этом меньший интерес проявляют наиболее молодые и самые пожилые граждане, более высокий - средние возрастные группы.

Что же, кроме интереса и желания, необходимо для участия в политической жизни? Любое дело требует определенных знаний. Можно ли себе представить врача, не знающего анатомии и физиологии человека, науки о болезнях и способах лечения? Или инженера, не знающего физики, математики, техники? Ясно, что первое требование к человеку, желающему активно участвовать в политической жизни, - политические знания общественного устройства, государственного строя, политики правительства, различных политических организаций, важнейших событий наших дней. Приобрести эти знания ученику школы помогает изучение истории, курса обществознания, изучение законов своей республики, выступлений выдающихся политических деятелей, книг и статей ученых-политологов, чтение газет и журналов, участие в общественной жизни. Но только знаний недостаточно. Необходимо определить свое собственное отношение к позициям различных политических партий и других организаций. Необходимо умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать и систематизировать материал по тому или иному вопросу, верно оценить его. Все эти умения могут быть выработаны при активном включении в общественно-политическую жизнь. Убеждения и политические взгляды человека, знания и умения, опыт его участия в общественной жизни характеризуют его политическую культуру.

Проверьте себя

  1. На митинг, разрешенный органами власти, для охраны порядка были направлены наряды милиции. Во время митинга его возбужденные участники затоптали газоны на площади, поломали ограждения. Кто, по вашему мнению, должен возместить ущерб: организаторы митинга или милиция? Свой ответ аргументируйте.
  2. Согласны ли вы со следующим утверждением: «В свободе печати как в зеркале отражается состояние и уровень развития нашей демократии»? Аргументируйте свой ответ.
  3. Проводимые в России реформы одни газеты оценивают положительно, другие - отрицательно. Считаете ли вы эту «разноголосицу» нормальной? Объясните свою точку зрения.
  4. Раскройте, каким образом использование свободы одним человеком может ущемить права другого. Кто должен нести ответственность за соблюдение прав и свобод гражданина?
  5. Объясните, почему свобода слова, собраний, ассоциаций признается условием нормального развития человека и общества.
  6. Подберите из газет и журналов (возможно из Интернета) материалы, иллюстрирующие основные идеи данного параграфа.

Прочитайте текст, составьте план по теме. Сдать задание по выходу с карантина.

Политическое участие - это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами. В демократическом обществе к ним относятся: право избирать и быть избранным в органы государственной власти, право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей; право объединяться в общественные организации, в том числе в политические партии; право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право доступа к государственной службе; право на обращение в государственные органы.

Напомним, что осуществление прав имеет границы (меру) и регулируется законами, другими нормативными актами. Так, право доступа к государственной службе ограничено определенным реестром государственных должностей. Право собираться на митинги, демонстрации - указанием на то, что они должны проходить мирно, без оружия, после предварительного уведомления властей- Запрещаются организация и деятельность политических партий, нацеленные на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни и пр.

Установленные нормативные ограничения, требования и запреты вводятся в интересах безопасности личности, общества и государства, охраны нравственности и общественного порядка.

Политическое участие бывает опосредованным (представительным) и непосредственным (прямым). Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное участие - это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно проявляется в следующих формах:

  • реакция граждан (положительная или отрицательная) на импульсы, исходящие от политической системы;
  • периодическое участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений;
  • участие граждан в деятельности политических партий, общественно-политических организациях и движениях;
  • воздействие на политические процессы через обращения и письма, встречи с политическими деятелями;
  • прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и пр.);
  • деятельность политических лидеров.

Обозначенные формы политической активности могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными. Так, рядовой гражданин, который хочет влиять на политику, обычно присоединяется к группе, партии или движению, чьи политические позиции совпадают или близки его собственным. Член партии, например, проявляя активность в делах своей организации и избирательных кампаниях, оказывает постоянное и наиболее эффективное воздействие на власть. (Объясните почему.)

Нередко граждане, группы или коллективы, возмущенные несправедливостью государственного решения, требуют его пересмотра. Они обращаются с петициями, письмами и заявлениями в соответствующие инстанции, на радио и телевидение, в редакции газет и журналов. Проблема приобретает общественный резонанс и вынуждает власть, как уже отмечалось, изменить или скорректировать свое решение.

Не меньшую эффективность могут иметь и массовые акции. Например, в России митинги учителей, врачей, шахтеров против несвоевременных выплат зарплаты, ухудшения условий труда или растущей безработицы. Политологи называют эти формы протестными, ибо они являются негативной реакцией людей на сложившуюся в обществе ситуацию.

Наиболее развитой и чрезвычайно важной формой политического участия являются демократические выборы. Это необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. В рамках института выборов каждый полноправный гражданин совершает свое индивидуальное действие, голосуя за какую-либо партию, какого-либо кандидата или политического лидера. Присоединив свой голос к голосам других избирателей, сделавших такой же выбор, он напрямую влияет на состав народных представителей, а значит, и на политический курс. Поэтому участие в выборах - дело ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым впечатлениям и эмоциям, ибо велика опасность попасть под влияние популизма. Популизм (от лат. populus - народ) - это деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и понятности предлагаемых мер. Предвыборные обещания требуют критического к себе отношения.

К выборам близко примыкают референдумы - голосование по законодательным или иным вопросам. Так, на общенациональном референдуме была принята Конституция РФ.

Политическое участие может быть постоянным (членство в партии), периодическим (участие в выборах), разовым (обращение в органы власти). Тем не менее оно всегда направлено, как мы выяснили, на то, чтобы сделать что-то (изменить ситуацию, избрать новый состав законодательного органа) или не допустить чего-то (ухудшения социальных условий людей).

К сожалению, в каждом обществе некоторые группы граждан уклоняются от участия в политике. Многие из них полагают, что стоят вне политических игр. На практике же такая позиция, называемая абсентеизмом^ укрепляет определенную политическую линию и может нанести государству ущерб. Например, неявка на выборы может сорвать их и тем самым парализовать важнейшие звенья политической системы. Граждане, бойкотирующие выборы, порой включаются в политические процессы, особенно в конфликтных ситуациях, когда затрагиваются их интересы. Но политическое участие может вызвать разочарование, ибо оно далеко не всегда эффективно. Здесь многое зависит от того, рациональны ли политические действия или иррациональны. Первое - это действия осознанные и спланированные, с пониманием целей и средств. Второе - действия, мотивированные главным образом эмоциональным состоянием людей (раздражением, равнодушием и пр.), впечатлениями от происходящих событий. В этой связи особое значение приобретает нормативность политического поведения, т. е. соблюдение политических правил и норм. Так, даже санкционированный и организованный митинг может иметь непредсказуемые последствия, если его участники действуют преимущественно иррационально и не по правилам (допускают хулиганские выходки, оскорбление оппонентов, надругательство над государственными символами). Чрезвычайно опасны насильственные, экстремистские формы поведения, разновидностью которых является терроризм. (Каковы его цели, суть и последствия? Если возникнут затруднения, обратитесь к заданию 3.)

Подчеркнем, что насилие и вражда порождают только насилие и вражду. Альтернатива этому - гражданское согласие. В последнее время формируются новые механизмы политического общения людей: общественный контроль за соблюдением политических норм, прогнозирование последствий политических действий, конструктивный диалог политических сил. Это требует от участников политического процесса новой демократической политической культуры.