Сценарий казачьи забавы. Сценарий спортивного мероприятия «Казачьи забавы

Игровая программа "Казачьи забавы" для детей младшего школьного возраста


Автор : Руднева Татьяна Витальевна, руководитель творческой мастерской "Радуга" центра детско-юношеского творчества им. Героя Советского Союза Е.М. Рудневой
Описание : Сценарий игровой программы рассчитан на детей младшего школьного возраста. Предлагаемые игры можно применять и в старшей группе детского сада, в летнем лагере.
Цель : Организовать содержательную досуговую деятельность.
Задачи :
1. Создать положительный микроклимат, посредством участия каждого ребёнка в игровой программе. Систематизировать знания о празднике Покрова Пресвятой Богородицы.
2. Развивать физические качества, умение работать в коллективе.
3. Воспитывать любовь к ближнему, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи.
Оформление : Репродукция иконы Покрова Пресвятой Богородицы; две нитки длиной 5 м, каждая из которых продета через пластиковый стаканчик; две игрушечные машинки, к которым привязаны нитки длиной 5 м; две шапки; дартс с шариками на липучках; плакат с тремя кошачьими головами разного размера и отверстием вместо пасти; пластмассовые кольца (5-7); два головных платка; бумажные рыбки, к которым приклеены нитки длиной 60-70 см

Ведущий : Дети, мы с вами сегодня собрались, чтобы поиграть, и программа наша называется «Казачьи забавы». А кто знает, почему именно сегодня?
Дети : 14 октября празднуется День казачества.
Ведущий : А почему именно 14 октября? Не знаете? Тогда слушайте.
Началась эта история очень давно – тысячу лет назад. Существовала в те древние времена могущественная держава - Византийская империя. Столицей её был город Константинополь, и славился этот город своими церквями. Были те величественные храмы, роскошные, с богатыми иконами и другими церковными вещами. Но не давало то богатство покоя мусульманам. Решили они завладеть им.
И вот началась осада Константинополя. Перед жителями города встала печальная перспектива: либо быть пленёнными, либо убитыми. Но никому не хотелось такой мрачной участи. Православные христиане приняли единственное верное решение – они пошли в храмы и стали истово молиться.
И вот во время молитвы во Влахернском храме Андрей, Христа ради юродивый, поднял глаза вверх и увидел, что в воздухе идёт Пресвятая Богородица. Она была озарена небесным светом и окружена ангелами и сонмом святых. Царицу небесную сопровождали Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов. Став на колени, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан. А закончив молитву, Она сняла с головы покрывало и распростёрла его над молитвенниками, защищая их от врагов видимых и невидимых. Покров этот выигрывал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом смотрел на это дивное видение и спросил блаженного Епифания, что стоял рядом: ”Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу”? ”Вижу, святой отче, и содрогаюсь”, - ответил Епифаний. Когда же Божия Матерь отошла, покров её стал невидимым.

И случилось диво: мусульмане сняли осаду и ушли домой. С тех пор в честь того великого чуда отмечается праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
А запорожские казаки очень почитали Пресвятую Деву Марию и считали её своей покровительницей. Они всегда ревностно молились ей. На сечи было много икон. Поэтому 14 октября, праздник Покрова Пресвятой Богородицы, стал Днём казачества.

А сейчас мы проверим, какие у нас растут казаки. Сначала испытаем силу казацкого духа.
Две девочки держат нить, на которую надет пластиковый стаканчик. Мальчику необходимо дуть в стаканчик и перегнать его с одного конца нити в другой. Соревнуются парами: кто быстрее?

Какой казак без коня? Каждый был мастером-наездником. Но прошло время. Никто сейчас на лошадях не ездит. Все перешли на машины. Вот и мы сейчас проведем гонки на машинах.
На нитку длиной несколько метров привязана машинка. Необходимо привлечь её к себе, наматывая нитку на карандаш. Соревнование парное. Кто быстрее?

Ещё одно соревнование - на ловкость. Вызываются два мальчика. Они надевают на головы шапки. По команде ведущего необходимо сорвать шапку с противника, а свою сохранить.

Казаки были очень искусные воины, они очень метко стреляли. Вот мы сейчас и проверим наших ребят.
Первое соревнование на меткость – дартс, только вместо дротиков используются шарики на липучке.

Второе соревнование – кошачья пасть. На рисунке изображены три кошки с отверстиями вместо рта. За попадание в большой рот дается 5 баллов, в средний – 7 баллов, в маленький – 10 баллов. Кто больше баллов наберёт.

Следующее соревнование на меткость. Мальчику помогает девочка. Она бросает кольца, а он ловит. Выбирается самая ловкая пара.

Ведущий : Наши мальчики соревнуются и соревнуются. Теперь они отдохнут, а соревноваться будут девочки. Они выстраиваются в две колонны. Необходимо подбежать к стулу, взять с него платок, повязать его на голову, сесть на стул, сказать «Я – Маруся», снять платок, положить его на место и вернуться к своей команде, передав эстафету. Побеждает колонна, которая первая закончит соревнования.

Ведущий : Наши мальчишки, живя на берегу моря, любят рыбачить. Вот и мы сейчас будем ловить рыбку.
Дети становятся в круг. Каждый нитью привязывает к ноге бумажную рыбку. (Рыбка должна лежать на полу). Необходимо наступить ногой на чужую рыбку, оторвав её, а свою сохранить. Выигрывает искуснейший.

Ведущий : Вот такие наши казаки и казачки – ловкие, находчивые, весёлые. Желаю вам дальше совершенствовать свои лучшие черты и умения и встретимся на следующих соревнованиях.

Парные забавы

1. Забавы с камнями

а) Камни небольшой величины, желательно плоские, кладутся на голову и на внешнюю сторону ладони. Задача играющих - любым способом заставить соперника выронить один из камней, при этом свои камни должны оставаться на месте. Уронивший камень наказывается (получает кулаком в грудь).
Следует отметить, что если у кого-нибудь из игроков проявляется агрессивность в любой игре, его тут же «наказывают» ударом плетки, на что он обязан ответить «спасибо за науку», и игры продолжаются. За соблюдением правил игры обычно следят самые опытные, уважаемые игроки.

б) Камни на голове и на плечах у шеи. Правила остаются прежними (игру можно усложнить, применяя большее количество камней, или на другие участки рук).

2. «Пинки».

Игроки, держась за руки по команде начинают охаживать друг друга пинками. Победителем считается тот, кто за определенный отрезок времени нанесет большее количество пинков сопернику.

3. «Фанера».

Играющие по уговору договариваются, на кого выпадает четное или нечетное количество пальцев, выкидываемых одной рукой соперников. В зависимости от того, какое выпадет число (четное, нечетное), один считается проигравшим. Наказание - удар кулаком в грудь.

4. «Снять шапку».

Играющие находятся в головных уборах. Под музыку вначале выполняют элементы пляски, затем, столкнувшись друг с другом грудью, расходятся. Это и есть момент начала соревнования. Победившим считается тот, кто первый снимет с соперника головной убор.

5. «Вытолкнуть из круга» (с палкой).

Играющие становятся в центр круга, заранее обозначенного, берутся за палку в центре одной рукой, за края - другой. По команде каждый пытается вытолкнуть соперника за круг. Проигравшим считается тот, кто первым окажется за кругом.

6. «Вырвать репу» (с палкой).

Игроки садятся друг против друга, упираясь ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет соперника.

7. «Положить на спину» (с палкой).

Игроки становятся спиной друг к другу. Палка над головой в руках играющих. По команде каждый из игроков старается оторвать соперника от земли и положить его себе на спину. Проигравшим считается тот, кто выпустит палку или окажется на спине соперника.

8. «Бульдозер».

Играющие находятся спиной друг к другу сидя на земле. Игра заключается в том, чтобы вытолкнуть соперника за заранее очерченную линию, не отрываясь от земли, упираясь в землю ногами и руками. Проигрывает тот, кто первый оказывается за линией.

9. «Ладушки».

Играющие вначале в медленном темпе хлопают в ладошки, зачем поочередно правой, левой рукой, в обе руки партнера, затем в грудь поочередно. Темп постепенно нужно наращивать. (Игра предполагает и другие варианты).

10. «Опуститься плавно».

Двое игроков, упершись друг другу в ладони, начинают медленно расходиться, пытаясь в таком положении вместе плавно лечь на землю. Выигрывает та пара, которой более плавно, без падения удается опуститься на землю.

11. «Столкнуть с места» (с палкой).

Играющие становятся друг против друга боком, ногой к ноге соперника, в руках - палка. Палку необходимо держать одной рукой за конец, другой - в середине палки. По команде игроки пытаются столкнуть друг друга с места. Проигрывает тот, кто первый тронется с места, хотя бы одной ногой.

Групповые забавы

12. «Падение с высоты на руки».

Игроки выстраиваются в две шеренги перед высоким трамплином, сооружением, деревом. Один из игроков стоит на высоте, затем падает на руки игроков плашмя и по рукам проползая, кувыркаясь, падает на землю и становится в шеренгу. В это время другой игрок повторяет падение на руки. Игроки вначале держат руки, затем подставляют их уже только в полете игрока. Далее падают с закрытыми глазами, спиной, падают, когда под местом падения лежит один из игроков.

13. «Готовь кулаки».

Играющие выбирают водящего, сами выстраиваются в одну линию. Водящий выкрикивает: «Готовь кулаки!» Игроки отвечают: «На чьи боки?» Водящий называет имя одного и игроков. Тот игрок, которого назвали пытается убежать, а игроки - поймать и «намять бока» убегающему. Если игроку удалось убежать, водящий остается прежний, ежели ему «намяли бока», то водящим становится он.

14. «Колесо поймать» (с палками).

Игроки делятся на две команды, между командами расстояние приблизительно около пяти метров. В руках игроков - палки. Задача каждой из команд - палками поймать брошенное в них деревянное колесо размером сантиметров двадцать в диаметре, толщиной - около пяти сантиметров, выпиленное из круглого дерева. Если команде это удается, то она остается на месте и сама метает колесо в другую команду, если нет - то отступает ровно на столько шагов, на сколько пролетает колесо, другая команда, соответственно, подходит. Проигрывает та команда, которая, оттесняемая соперником, дойдет до ограничительной черты, очерченной заранее каждой из
команд. Проигравшую команду обычно «наказывают» хворостиной или нагайкой.

15. «Прогон».

Играющие очерчивают небольшой круг радиусом около полутора метров. Затем кананием или считалкой выбирают водящего. Водящий становится в центр круга с шапкой в руках (возможен другой предмет). Остальные игроки, ставши по кругу, по команде бьют зипунами (возможны фуфайка, телогрейка, желательно - без пуговиц) по водящему игроку так, чтобы не дать ему возможность кинуть шапкой в игроков, и разбегаются. Задача водящего - попасть шапкой в игрока, не выходя из круга. Если ему это удается, то на его место становится тот, в кого он попал, если нет, то он остается на месте. Если один из игроков водит три раза, его ставят в «прогон» («прогон» - две шеренги игроков), наказывая. Наказуемый обязан дватри раза (по уговору) пробежать, пройти, проползти посреди игроков. Игроки мешают ему это сделать, ударяя его зипунами. Затем игра повторяется.

Казачьи игры для детей обладают не только многовековой историей, но и огромными возможностями для позитивного воздействия на физическое и духовное развитие ребенка Такие игры универсальны, поскольку подходят детям самого разного возраста, от 7 до 17 лет. Рассмотрим главные особенности казачьих игр, а также их разновидности.

Особенности казачьих игр

Главные преимущества казачьих игр — это лаконичность, выразительность и доступность. Они способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических процессов, а также вызывают активную работу мысли. Казачьи игры не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на лужайке, так и в спортзале.

Важной особенностью казачьих игр является применение певалок, считалок, и речитативов. К примеру:

  • Дуб, калач, стань, не плачь!
  • Шики-быки новы-быки…
  • Свисти, Левка, шопоти, Левка, поворачивайся!


Испокон веков в казачьих играх отражался образ жизни людей, их представления о смелости и чести, желание обладать ловкостью, силой, быстротой и выносливостью, проявлять смекалку, волю и стремление к победе. Нельзя забывать и то, что игровая деятельность вызывает много положительных эмоций и улучшает работу внутренних органов. Во время игры часто возникают неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы достичь цели. Смена условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А главное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость.


Виды казачьих детских игр

Казачьи игры чаще всего ассоциируют со знаменитыми «Казаками-разбойниками». На самом деле этих игр так много, что современные педагоги разделили их на три группы:

  • игры без предметов;
  • игры с предметами (шарами, игрушками, палками и пр.);
  • символические игры.

Примером первой категории может послужить игра «Ляпка». Она способствует развитию стремления приблизиться к цели, а также развитию ловкости и быстроты реакции. Игра помогает детям бороться с застенчивостью и обидчивостью. В начале игры выбирается водящий («Ляпка»). Он бегает за остальными игроками, пытаясь кого-то «осалить». Когда водящий достигает своей цели, то приговаривает: «На тебе ляпку! Отдай её другому!». Следующий водящий так же старается передать ляпку. «Ляпка» не может преследовать только одного игрока.

Среди игр с предметами самой простой является забава с фишками. Для этого понадобятся плоские фишки. Игроки кладут их себе на голову и внешнюю сторону ладони. Цель участников — заставить соперника выронить хотя бы одну из фишек. При этом собственные фишки должны оставаться на месте. Игрок, который уронил фишку, наказывается (приседает 10 раз). После наказания игра продолжается.

К символическим играм можно отнести забаву «Всадники». В ходе игры дети имитируют всадников. Вначале они становятся в широкий круг. Важно, чтобы каждый ребенок стоял с подчеркнуто прямой осанкой. Дети могут держать воображаемый «повод» только левой рукой или обеими руками. Под такты 1-2 кони бьют копытами, а «всадники» должны сдерживать коней, натягивая повод. Под следующие такты «всадники» скачут галопом. На последних аккордах «всадники», натянув повод, должны остановить коней на всем скаку. Ещё больше интересных казачьих игр можно найти в данном разделе.

Галина Якименко
Сценарий праздника «Казачьи игры на Дону»

Праздник для детей старшего дошкольного возраста

Цель : воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников на основе знаний о донских казаках , развитие в детях интереса к истории родного края, желания познавать его через песни, танцы, игры .

Задачи :

1. Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

2. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

3. Активизировать представления детей о народных праздниках , обычаях и традициях русского народа.

4. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.

5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.

Ведущая : Здравствуйте, гости дорогие!

Если величать, так на пороге встречать.

Посиделки здесь у нас!

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться

И в казачий пляс пуститься !

Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

Проходка под песню "Мы донские казаки "

Ведущая : А давайте-ка, сядем, казачата в тесный кружок . Посидим, побеседуем, да былое вспомним. Посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне, о жизни казачьей . (Садятся) Поглядите-ка на наших казачат , приоделись они, приосанились. Поглядите, какие они удалые, нарядные да молодые. (обращается к детям) А что за народ собрался? (дети отвечают) - Казаки !

А скажите мне, кто это такие - казаки ?

Ребёнок : Казаки – вольные , смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов.

Девочка : Много разных мест у России

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Мальчик : В родной степи шумят поля и реки

Цветут сады, колышется трава.

Край казачий , край раздольный

Низкий наш тебе поклон.

Девочка : Нам сторонушка Донская - дорогая сторона.

До чего же ты красива казачья вольная земля .

Ведущая : Пришло время вспомнить, чем же занимались казаки на Дону ? (виноградарство, рыбалка, выращивали сады, земледелием) . А пословицы о казаках вы знаете ?

Пословицы :

1. Где казак , там и слава.

2. По казаку и Дон плачет .

3. Казаку конь себя дороже .

4. Казак без коня – сирота !

Ведущая : А поведайте-ка нам, казачата : "Кто же главный у казаков ?" - (атаман)

А как зовут помощника? – (есаул)

А где выбирают атамана? - (на кругу)

А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? – (Любо! все вместе)

Ведущая : Здоровы ли, казаки ?

Дети : Здоровы!

Ведущая : а раз здоровы, так надо нам разгуляться да атамана выбрать!

Считалка - распевка «Шалуны-балуны» .

Ведущая : ребята, а вам хочется быть смелыми, лихими, удалыми казаками ? (да)

Но казаки не только умели работать, но и очень любили петь. Песни у казаков – раздольные как степи. Вспомните пословицы, которые придумали казаки о песне .

1. Казак без песни , что виноградная лоза, без гроздьев.

2. На Дону казаку и камень подпевает .

3. На Дону исстари ведется - без запевалы песня не поется.

4. Казачьи песни наши слушать - что мёд ложкой кушать!

Тогда давайте споём песню «Казачок »

Ведущая : Ну и здорово вы пели – любо-дорого глядеть.

А не сыграть ли нам в игры – забавушки . Озорные да распотешные?

А вы знаете, что Казак с конем и ночью и днем. А где же казачки , ваши кони быстрые? (Дети выходят на игру) .

Подвижная игра : «Наряди казачку » .

Выходят 6 казаков и 2 казачки . Мальчики становятся в 2 колонны по 3 человека,

девочки рядом с мальчиками сидят на стульчиках. На середине зала стоит столик, на нем лежат по 2 пары : бусы, фартук, косынки. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами, передают лошадку другому мальчику, а сами становятся в конец колонны и т. д. Наряжают казачку , кто быстрее.

Ведущая : Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Отцам смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас. Недаром в народе говорится : каков казак , таков и конь.

1Мальчик : Мы – малые казачата ,

Мудрых прадедов внучата

С острой шашкой и конем

Мы в бою не подведем!

2 Мальчик : Кто не знает группу нашу?

Здесь ребята – молодцы!

Просят все добавку каши,

Казачата – удальцы .

3Мальчик : Казаком я смелым буду ,

Шашку на ремне носить,

Мать родную не забуду,

Буду Родине служить.

4Мальчик : Вольный ветер, степь без края,

Дым до неба у костра.

Жизнь походная такая

У лихого казака .

5Мальчик : Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть,

Барыню на коне катать.

Игра с пением «Барыня и конь»

Ведущая : Казачата , а что у нас на Дону готовят на костре , да с дымком, а потом едят ложкой? (уху) А из чего варят уху? (ответы детей)

Мальчик : Улыбнулась вновь удача мне казацкая !

Рыба добрая в Дону не переводится –

Осетры всё да сазаны в сети ловятся.

Будет славная уха!

Девочка : Кто умеет трудиться, тот умеет веселиться.

Запевайте-ка, девчата, вы поскорей, да порадуйте гостей!

песня «Шёл со службы казак молодой

Ведущая : Казаки так поют - передать невозможно.

Да и есть ли на свете такие слова!

То с тоской и печалью, немного тревожно,

То с весельем таким, что хоть с плеч голова!

1Девочка : Мы казачки не простые ,

Просим помнить это вас.

В группе чисто приберем,

А потом играем.

2Девочка : Вот такой у нас уклад.

И растут ребята,

Все любимые подряд

В группе казачата .

Проводится игра «Заря-заряница»

Описание игры : выбирается заря (девочка) с помощью считалки :

Аты-баты, шли солдаты, аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит? Аты-баты, это я!

(Дети встают в круг, водят хоровод, а один из играющих –Заря. Она ходит противоходом внутри круга с лентой)

все поют : Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Раз, два –не воронь, а беги, как огонь!

Девочка : Как у нас на Дону зори ясные .

Как у нас на Дону ветры - ястребы .

Над веселой водой ходит месяц молодой

Да подмигивает, да подпрыгивает.

Мальчик : На Дону девчата есть , что не можно глаз отвесть.

А как песни запоют, ноги сами в пляс идут.

А вот и они к нам идут и песню за собой ведут.

Девочка : Во станицу погулять вышли казачата .

Веселятся от души парни и девчата.

Игра с пением «Как по снегу, по снежку»

Ведущая : Хорошо мы поиграли. А вот на полянке, как галчата, зашумели казачата , споря, кто из них самый быстрый, самый ловкий.

Игра «Нагайка»

Описание игры : мальчики строятся в две команды, у первого игрока в руках нагайка. Добежать до обруча и сбить нагайкой кегли, затем их опять поставить и возвратиться назад, передать нагайку другому участнику. Побеждает команда, которая заканчивает первой.

Ребёнок : Мы и пели для вас, и плясали для вас,

Если любо вам веселье, приходите в другой раз!

Ведущая : Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Дети все : Говорим мы до свиданья, до счастливых новых встреч!

На ярмарках и гуляниях популярностью пользовались состязания силачей в поднятии камней и прочих тяжестей, толкании бревна; бои на бревне: когда два участника садились друг перед другом на высоко закрепленном бревне и старались сбить друг друга на землю ударами мешков с опилками или палками, обмотанными тряпьем. Дети соревновались друг с другом в беге “взапуски”, то есть наперегонки.

К массовым играм относились и перетягивание каната (невода), снежки, катание на санках, бег на ходулях – игры хорошо известные и сейчас. С некоторыми играми мы познакомимся поближе.

Перетягивание канта по вкусу и взрослым и детям и в наши дни.

На пригорке возводилось потешное укрепление из брёвен и веток, а зимой из снега (городок). Женщины и девушки, защитницы городка, находились внутри «крепости». Парни, разделившись на “всадников” и “коней”, начинали приступ. Их задачей было разрушить укрепления и, пробившись сквозь строй защитниц, захватить знамя. При этом необходимо было усидеть на “коне”. Если “всадник” падал с “коня” или же его стаскивали, то он больше участия в игре не принимал. Задача женщин – не дать захватить знамя. Для этого ими использовались средства весьма внушительные: обмотанные шкурами палки, набитые соломой мешки, а зимой ещё и снежки. Игра продолжалась до тех пор, пока мужчины не захватят городок, или не откажутся от этой затеи. Игрок, сумевший захватить знамя, имел право перецеловать всех защитниц.

Не возбранялось участникам игры садиться и на настоящего коня.

Коняшки.

Игроки разделялись на два “войска”. Каждое “войско”, в свою очередь, состояло из “всадников” и “коней”. Всадниками обычно выступали девушки, забиравшиеся на спины парней. Задача игроков была проста – вывести из равновесия другую пару. Выигрывала пара дольше всех устоявшая на ногах.

Спортивные игры.

К таким играм можно отнести лапту и городки. Дожив до наших дней они, обрели единые правила, не утратив своих характерных черт – азарта, задора, самобытности. Лапта в древности была распространенной молодецкой забавой у славян. В русских летописях есть многочисленные упоминания об этой народной игре. При раскопках древнего Новгорода, среди прочих предметов, обнаружено было немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Лапта пользовалась успехом и у викингов, которые, судя по всему, переняли ее у славян – норвежские археологи не раз находили биты для игры в лапту. Не обошли игру вниманием и русские писатели. У А.И. Куприна находим: “Эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру...”

Историческая справка:
Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г. Однако, лапту на государственном уровне тогда так и не признали. И только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов состоялось первое официальное соревнование. Игры, подобные лапте, есть и у других народов мира: у англичан – крикет, у американцев – бейсбол, у кубинцев – пелота, у финнов – песа палло, у немцев – шлагбал.

Историческая справка:
Первый чемпионат РФ, прошел в 1958 г., а 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР. В 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, и самобытная игра вымирает. Спасло лапту от забвения постановление Госкомспорта СССР “О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты”, принятое в 1987 г.
К началу 1988 г. лапта уже культивировалась в 344 коллективах физической культуры РСФСР, Украины, Белоруссии. В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России. В 1994 г. игра была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию. В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований. В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команды по 5-12 человек. Одна команда считается “бьющей’, другая – “водящей”. После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится “дом”, и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко. Если его “осалят” мячом, то команда бьющих идет водить в поле.

Городки (рюхи, чушки).

История этой игры насчитывает несколько веков – она почти столь же стара, как и лапта.
Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси

.

Совсем не требуется знать Историю, чтобы понять, что происходит на картине. Городки мало изменились за века Смысл игры был в том, что бы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени (складывающиеся из деревянных столбиков – “городков”) за черту игрового поля – “города”.
Правила игры, размеры поля, сами фигуры, количество и дистанция бросков в разных местностях сильно различались, и к “общему знаменателю” городки привели уже после Революции, в 1923 г.

Историческая справка:
Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования. В программу первой Всесоюзной Олимпиады городки были включены в 1928 году. В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур, и игра была во многом регламентирована. По существу эти правила действуют и сегодня. В советское время игра была чрезвычайно популярна и редкий стадион или завод не имел своей городошной площадки. Сейчас популярность городков несколько снизилась, хотя в 2001 году в Санкт-Петербурге прошел первый чемпионат мира по этому виду спорта. Сама игра очень проста и даже самостоятельное изготовление инвентаря для нее не требует особой сноровки – выстругать палку-биту и пяток деревянных цилиндриков – дело не хитрое, тем более для русского крестьянина. Вот игра и получила повсеместную любовь и признание среди народа. Хотя и служила развлечением не только простому люду: заядлыми городошниками были Петр Первый, Суворов, Ленин, Сталин и другие заметные фигуры. Но у славян были так же развлечения, хоть и недоступные народу, но без которых немыслима История нашего государства.

Царские забавы.

Так издревле на Руси называли псовую и соколиную охоты. Эти увлечения пришли к нам Востока. Но получили на Руси столько типично славянских черт, что теперь можно говорить о них, как о национальных.
“Псовая охота – лихая забава наших предков, еще и в настоящее время тешит сердца русских охотников дорожащих заветами старины”, писал в своей книге ”Першинская охота” Д. П. Вальцов.

Даже с картины веет азартом и передается радостное волнение охотников Псовой охоте на Руси не одно столетие – в летописях ХII века есть упоминания о том, что еще при великом князе Владимире Мономахе «зверей травили псами», а на одной из фресок Софийского собора в Киеве (построен в ХI в.) изображена остроухая собака, гонящая оленя. Изначально в охоте использовались травильные собаки, отличавшиеся не столько быстротой, сколько силой и злобностью, но позже, на Руси была выведена уникальная порода быстрых охотничьих собак – русских борзых.

Историческая справка:
Слово” борзый” до ХV в. характеризовало исключительно резвость коней. В XVII в. порода русских борзых формируется как национальная. В 1600 г. Борис Годунов отправил в подарок иранскому шаху Аббасу пару борзых собак. И это был воистину царский дар, так как цена этих собак была баснословно высока, однако собаки шаха не заинтересовали. Недаром псовую охоту причисляли к “царским забавам” – содержание псарни, тренировка собак и сами собаки стоили огромных денег и были по карману только состоятельной части населения, князьям, боярам и т.д. Заведующие охотой – ловчие, были наделены большими полномочиями и обладали немалой властью в обществе.

Историческая справка:
Поскольку псовая охота являлась уделом аристократов, за годы Советской Власти в стране практически перевилась русские борзые – собаки, с которыми традиционно охота и проводилась. Даже сейчас в России всего около 1,5 тысяч собак этой породы, и то в основном в “декоративном” виде. То есть собаки живут вне своры и не приспособлены к охоте, а служат только украшением дома для их хозяев. Для сравнения: в Германии популяция русских борзых насчитывает 15 тысяч особей, в США – 45 тысяч. Для псовой охоты более всего подходили поля с островками леса или кустарника и глубокими оврагами – местами дневок зверей. Конные охотники с борзыми располагались в местах вероятного выхода зверей.
В острова или овраги запускали стаю гончих. Поднятого зверя гончие выгоняли в открытые поля, где спущенные со свор борзые резким броском настигали и брали его.

Историческая справка:
В XVIII - XIX вв. в псовых охотах Ромадановских, Шереметевых, Разумовского, Орлова, Панина, Барятинского и других насчитывалось по 150 - 200 и даже по 300 собак, а в охоте Петра II в 1729 г. числилось 420 собак и десятки человек охотничьей прислуги – ловчих, доезжачих, борзятников, выжлятников, корытничих, конюхов, поваров. Охотились чаще всего на зайцев и лисиц, но особенно высоко ценились охоты на волков. Однако охота служила не только развлечением для богатых – ее значимость была велика и с политической точки зрения. На охотах решались важные государственные вопросы и проблемы. Нередко, охота устраивались и специально для иностранных послов и дипломатов – и от ее удачного проведения могла зависеть судьба государства. Соколиная охота. “Россия – страна большая, до самого океана, и на этом океане у них несколько островов, где водятся сокола и кречеты”, когда-то описывал нашу страну Марко Поло. И в русских песнях, сказках и былинах ясный сокол – частый гость, “птица благородная”. Соколиная охота предшествовала на Руси псовой и была ей в последствии постепенно вытеснена. Возникла она примерно в VIII веке и достигла своего расцвета в XVII при царе Алексее Михайловиче. Однако к концу ХIХ века только немногие мелкопоместные дворяне продолжали охотиться с ловчими птицами, и после Революции многовековые охотничьи традиции были утрачены, а сама охота – забыта.

тиха – ни лая собак, ни криков загонщиков, ни выстрелов. Но от этого не менее увлекательна – стремительный полет сокола, и – добыча у него в когтях.

С соколом (кречетом, ястребом, беркутом) охотились на птиц (перепелов, тетеревов, цапель) и зверей (зайцев, лисиц). Как и псовая, соколиная охота была привилегией знати, так как содержание птицы и уход за ней было делом весьма дорогостоящим.
Соколиную охоту ценили, прежде всего, за красоту и аристократизм – знатоки наслаждались зрелищем птицы, атакующей свою добычу. Однако мода на это занятие превратила охоту из спорта в нечто среднее между обязательным ритуалом для вельмож и балами, где можно “на других посмотреть и себя показать”.

Историческая справка:
По легенде одна из московских церквей посвящена покровителю всех сокольников св. Трифону и воздвиг ее сокольничий Ивана Грозного, в благодарность святому за то, что тот явился к нему во сне и подсказал, где находится пропавший белый кречет – любимец царя. В настоящее время энтузиасты объединяются в клубы любителей соколиной охоты с целью возродить эту древнюю забаву.

Заключение:
Кино, телевидение, компьютеры и прочие технические блага цивилизации при всех своих достоинствах
обладают одним значительным минусом – они отдаляют людей друг от друга, принося развлечения, за которыми не надо выходить из дома, встречаться и общаться с другими людьми. Но народные игрища и гуляния продолжают объединять людей: Новый Год, Масленица, Пасха и прочие праздники по-прежнему выводят народ на улицы, позволяют вспомнить полузабытые традиции. Остается пожелать, чтобы исконно русские обычаи не угасали, не вырождались, а сохранялись для наших детей и внуков, чтобы связь времен не прерывалась.