Картины музея тиссен борнемиса в мадриде. Музей Тиссена-Борнемисы (Museo Thyssen-Bornemisza)

Коллекция живописи, представленная в музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде, была собрана тремя поколениями семьи Тиссенов.

Начало ей положил в конце 19 века в Германии основатель финансовой и сталелитейной империи Тиссенов Август Тиссен (1846-1926). Основная часть коллекции была собрана в 20-30 годах прошлого века его младшим сыном бароном Генрихом Тиссеном-Борнемисом (1875-1947), который унаследовал бизнес семьи и стал страстным собирателем картин. Титул барона он получил, женившись на венгерской баронессе Маргит Борнемисса де Касон. При нем семья переехала в Швейцарию в Лугано, где семейное собрание живописи было выставлено в частной галереи для показа широкой публике и получило всемирную известность.

После смерти Генриха и раздела коллекции между наследниками, его сын барон Ганс Генрих Тиссен-Борнемиса (1921-2002), возглавивший бизнес семьи, сумел не только сохранить и восстановить основную часть коллекции, но и существенно дополнил ее.

В 1985 году Ганс Генрих женился на известной испанской красавице и победительнице конкурсов красоты Кармен Сервера Соледад (1943-). Благодаря ее посредничеству, основная часть коллекции была передана в Мадрид, вначале на условиях аренды по соглашению 1988 года, а затем в 1993 году полностью выкуплена правительством Испании за 350 млн. долларов. По некоторым оценкам это сумма была, по крайней мере, втрое, ниже реальной стоимости коллекции на тот период.

Коллекция Ганса Генриха Тиссен-Борнемиса была выставлена в мадридском дворце Вильяэрмос на площади Кановас в новом музее, названном его именем, который открыл свои двери широкой публике в 1992 году.

Главный вход и очередь в музей, к середине дня совсем небольшая.


Бюст Ганса Генриха перед входом.

Жена Ганса Генриха Кармен Сервера продолжала покупать картины и существенно расширила доставшуюся ей после смерти мужа часть собрания. Свою личную коллекцию Кармен передала музею Тиссен-Борнемиса в аренду. С 2004 года ее собрание картин экспонируется в новом корпусе, специально построенном для нее рядом с главным зданием. На предыдущем фото этот новый корпус музея виден на заднем плане слева.

Голова мальчика с закрытыми глазами во дворе музея. Работа известного современного испанского скульптора Антонио Лопес Гарсиа под названием "Ночь".

Обычный билет на вход в музей стоит 8 евро. Никакой информации о картинах на русском языке нет. Я купил в музейном магазине небольшой путеводитель на английском языке за 6 евро с кратким описанием самых значимых картин. Фотографировать нельзя категорически.

Покажу основные шедевры музея, которые удалось найти в Интернете, большую часть на этом сайте .

Каждый из представителей семьи Тиссенов собирал картины разных периодов, поэтому их частное собрание, хотя и не претендует на полноту, охватывает все основные направления живописи за восемь веков ее развития, от старых мастеров до современного авангарда.

Доменико Гирландайо. Портрет Джованны Альбеци Торнабуони 1489-90

Альбрехт Дюрер. Христос среди врачей. 1506

Витторе Карпаччо. Молодой рыцарь на фоне пейзажа. 1510

Лукас Кранах старший. Нимфа отдыхающая у источника. 1530-1535

Ганс Гольбейн младший. Портрет короля Генриха VIII. 1537

Эль Греко. Благовещение. 1573-76

Караваджо. Святая Катерина Александрийская. ок.1598

Ян Брейгель старший. Сад в раю. 1612

Франц Хальс. Семья в пейзаже. 1645-48

Виллем Кальф. Натюрморт с китайской вазой, кубком из наутилуса и другими объектами. 1662

Лука Джордано. Соломоново решение. 1665

Каналетто. Вид площади Сан Марко, Венеция. 1723-24
Кажется, башня не на месте стоит?

Пьер Огюст Ренуар. Женщина с зонтиком в саду. 1875

Пьер Огюст Ренуар. Пшеничное поле. 1879

Клод Моне. Оттепель в Ветее. 1880

Клод Моне. Мост Чаринг-Кросс. 1899

Эдгар Дега. Танец в зеленом. 1877-79

Эдгар Дега. Всадники в пейзаже. 1894

Марк Шагал. Серые дома, Витебск. 1917

Пабло Пикассо. Арлекин с зеркалом. 1923

Эдвард Хоппер. Комната в отеле. 1931

Сальвадор Дали. Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения. 1944

Пожалуй, самая известная картина великого сюрреалиста. Только он мог так изобразить сновидение. По иллюстрациям я представлял эту картину громадной. На самом деле она совсем небольшая, 40 на 50 см.

Что можно посоветовать для посещения музея такого уровня? Смотрите, любуйтесь, наслаждайтесь! Приблизительно на эти все процессы уйдет 2,5-3 часа. Если будете смотреть экспонаты во всех трех галереях «Золотого треугольника искусств», то умножьте часы на 3.

Из частной коллекции в государственный музей мирового масштаба (немного истории)

История удивительного и всемирно известного музея Тиссена-Борнемисы уходит в конец 19 - начало 20 веков. Тогда основатель сталелитейной империи Август Тиссен отдает свое свободное время и немало средств на увлечение изобразительным искусством. Он начинает коллекционировать полотна мировых живописцев.

Его увлечение передалось детям. Один из богатейших людей в Европе, сын Августа, Генрих фон Тиссен-Борнемиса (на фото справа, кликните на фото для увеличения) пополнил экспонатами основную часть коллекции. Почти за 30 лет (1920-1947 гг) он приобрел более полусотни полотен. Работы из американских собраний попадают к Генриху Тиссену из-за финансовых затруднений, случившихся у их владельцев (всем известная Великая депрессия). Выкупались частные собрания у богатых промышленников, у родственников. Переехав в Швейцарию, семья в частной галерее выставляет их и приобретает известность на весь мир.

Бизнес и картины Тиссена-Борнемисы делятся между детьми Генриха. Старший сын Ганс расширил наследие отца. Он увлекался итальянской живописью, коллекционировал гобелены, керамику, изделия из слоновой кости, хрусталя, ювелирные шедевры, старинную мебель.

Основная часть собрания была размещена в бывшей резиденции принца Фридриха Леопольда возле Луганского озера. В 1986 году барон Тиссен принимает решение перевезти свои сокровища в другое здание и объявляет о поисках нового дома для коллекции.

В борьбу вступили несколько государств. Победила Испания, выкупив у наследников за 350 миллионов долларов семейную коллекцию. Почему Испания? Просто барон Ганс связал себя узами брака с Кармен Сервера Соледад (сейчас баронесса Кармен Тиссен-Борнемису), обладательницей титула «Мисс Каталония -1961».

В 1993 году частная коллекция становится государственной. Но семейство Тиссена-Борнемисы не прекращало пополнять экспонатами галерею. Около двух сотен полотен передала в галерею Кармен Тиссен-Борнемису, оставив за собой право собственности на картины. Нужно было расширять здание. И так часть произведений нашла «свой дом» в Национальном музее искусств в Каталонии в Барселоне.

Рядом с дворцом герцогов Вильяэрмоса на улице Маркес де Кубас строится здание, являющееся продолжением музея (на фото слева, кликните на фото для увеличения). Здесь демонстрируется частное собрание баронессы. Честно говоря, старинный дворец не совсем сочетается с современным дизайном нового сооружения. Но благодаря новой постройке у галереи появилась терраса, на которой расположился ресторан «Эль Мирадор», ставший популярным местом отдыха и перекуса для любителей настоящего искусства. Здесь можно попробовать многие шедевры , цены примерно в 1,5 раза выше, чем в среднем по Мадриду.

Руководство музея наладило контакты с художественными центрами в разных уголках мира, поэтому у посетителей есть уникальная возможность, приходя в музей вновь, найти в нем что-то новое и интересное. С интернетом они тоже «дружат». Можно увидеть коллекции музея на сайте.

Шедевры среди шедевров (что смотреть)

В просторных залах галереи легко потеряться среди подлинников выдающихся живописцев. Обратим внимание на несколько работ, достойных просмотра. Сказать, что «они самые-самые» не поворачивается язык. В музее каждая работа - мировой шедевр. Собрание музея состоит из 4 разделов:

Работы старых мастеров входят в самый большой раздел. Здесь размещены полотна 13-14 веков. Среди прочих найдете экспозиции Лукаса Кранаха-старшего, Гольбейна, Мемлинга.

Второй раздел посвящен произведениям Ренессанса, барокко, рококо. Среди прочих, «Мадонна» Тициана (фото справа, кликните для увеличения), «Автопортрет» Рубенса, картины Веронезе и Тинторетто, Гейнсборо.

Третий раздел отведен для импрессионизма и постимпрессионизма. Великолепием сверкают работы Моне, Сезанна, Ренуара, Дега (одна из его «Балерин»), ван Гога, Тулуз-Лотрека. А еще 8 картин Пикассо, работы Кандинского, знаменитое полотно Сальвадора Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», произведения Марка Шагала.

Полотна американских художников 19-20 веков поселились в четвертом разделе. Здесь можно лицезреть произведения живописи Роя Лихтенштейна и Джексона Поллока.

Не пройдите мимо «Портрета рыцаря», выполненного Витторе Карпаччо. Портрет человека в полный рост стал первым таким полотном в истории западного искусства (кстати, одно из первых приобретений Тиссена).

Обратите внимание на символ музея - картину флорентийского мастера Доменико Гирландайо «Портрет Джованны Торанбуони».

Музей гордится, что владеет картиной Караваджо «Святая Каролина», полотнами Пикассо «Человек с кларнетом» и Василия Кандинского «Картина с тремя пятнами».

Рассказать о более 800-ах работах нет возможности. Приходите в галерею и сами все увидите.

Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде – уникальное собрание подлинных шедевров живописи из частной коллекции семьи барона Тиссен-Борнемисы. Здесь представлены полотна великих художников различных школ и направлений, создававшиеся на протяжении восьмисот лет.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 сентября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

В создании экспозиции музея принимали участие 3 поколения семьи Тиссен-Борнемисов. Начало положил успешный немецкий бизнесмен, сталелитейный магнат Август Тиссен. В 1910 году по его заказу Огюст Роден создает несколько скульптурных композиций. До настоящего времени четыре фигуры занимают почетное место в современной коллекции, встречая гостей на входе в музей.

Управление семейным бизнесом и страсть к коллекционированию произведений искусства перешла от Августа к одному из его сыновей – Генриху. Он начал собирать картины старых европейских мастеров, скупая их в Америке в период великой депрессии и возвращая на историческую родину. К моменту его смерти в 1947 году, насчитывалось более 500 работ. При нем впервые произведения искусства были выставлены публично. Это произошло в 1930 году в Мюнхине, с 1936 года экспозиция выставлялась в специально построенной галерее на вилле Генриха в Лугано (Швейцария). Кроме картин он собирал гобелены, старинную мебель, скульптуры, ювелирные изделия и многое другое.

После смерти Генриха коллекция была разделена между наследниками. По его стопам пошел младший сын – Ганс, который вложил много сил для объединения коллекции. Кроме того он пополнил ее работами современных мастеров живописи: скупал картины импрессионистов, авангардистов, гиперреалистов и проч. Как и отец, Ганс считал, что шедевры должны быть доступны для просмотра как можно большему числу людей. Поэтому постоянно организовывал выездные выставки во всех странах мира.

С увеличением коллекции, возник вопрос о выборе постоянного места, т.к. галерея на частной вилле не вмещала всех работ, а условия не могли обеспечить надлежащую сохранность. Из множества поступивших предложений, выбор пал на Дворец Вильяэрмоса (1771 г.).

Он находится в самом сердце Мадрида рядом со знаменитым музеем Прадо. Правительство Испании гарантировало присвоение экспозиции статуса государственного музея. Это было немаловажно, поскольку позволяло сохранить всю коллекцию в целом виде. Еще одной из причин, повлиявших на выбор, послужило испанское происхождение жены Ганса – знаменитой в прошлом модели Кармен Серверы, которая была заинтересована в размещении экспозиции на своей родине.

Договор был подписан в 1988 году. Несколько лет ушло на ремонт, переделку дворца под музей, и в октябре 1992 года он открылся для посетителей. К 2004 году коллекция расширилась за счет картин, принадлежащих Кармен Сервере. Кроме того, члены семьи Тиссен-Борнемисы покупали ценные полотна и выставляли их в залах музея. Поэтому возникла необходимость в создании новых площадей.

В дополнение к основному трехэтажному зданию рядом построили новое в современном стиле. Сейчас в музее кроме демонстрации постоянной коллекции, проходят различные временные выставки, семинары и другие мероприятия.

Экспозиция

Постоянная экспозиция включает две отдельно расположенные коллекции: барона и его жены. Первая, состоящая из 775 произведений, прежде принадлежащих барону, была выкуплена испанским государством за $350 млн. Другая, являющаяся собственностью его вдовы – Кармен Серверы и включающая 304 полотна, арендована на длительное время. Она выставлена в новом здании.

Список некоторых художников пересекается, это выдающиеся мастера XIII – XX веков. Расположение картин идет по датам: от более старых к современным. Большая часть полотен написана маслом, есть также акварели, пастели, работы, созданные с помощью темперы и золота.

Условно экспозицию можно поделить на четыре части. Первая объединяет картины итальянских, немецких, голландских, фламандских художников XIII – XV веков. Это пейзажи, портреты, картины на религиозные и мистические сюжеты: Никколо ди Томмазо «Богоматерь с младенцем», Марко Дзоппо «Святой Иероним в пустыне», Франческо Боттичини «Святая Цецилия», Ян ван Эйк «Благовещенье» и др.

Во второй части собраны произведения эпохи Возрождения, Барокко, Рококо, Классицизма, охватывающие XVI – XVIII века. Здесь можно увидеть работы таких знаменитых живописцев как: Тинторетто «Встреча Фамарь и Иуды», Тициана «Дева и ребенок», Рубенса «Ослепление Самсона», Веронезе «Портрет женщины с собакой», Караваджо «Святая Катерина Александрийская», Эль Греко «Благовещенье» и др.

В третьей части объединены картины XIX – XX века. Они представлены такими течениями как: импрессионизм, авангардизм, сюрреализм, символизм, кубизм. Это картины Клода Моне, Поля Сезанна, Огюста Ренуара, Анри де Тулуз-Лотрека, Поля Гогена, Пабло Пикассо, Василия Кандинского, Марка Шагала. Перед восхищенными зрителями предстают знаменитые полотна: Ван Гога «Едоки картофеля», Эдгара Дега «Танец в зеленом», Сальвадора Дали «Сон, вызванный полётом пчелы», Пабло Пикассо «Человек с кларнетом» и многие другие.

Четвертую часть составляют любопытные и малоизвестные в Европе полотна североамериканских живописцев XIX – XX веков. Это, например, работы художника-абстракциониста Д.Поллока «Коричневое и серебряное I», представителя поп-арта Р.Лихтенштейна «Женщина в ванной комнате» и проч. Работы американских художников занимают четыре комнаты музея.

Время работы и стоимость билетов

Постоянная экспозиция работает:

  • Со вторника по воскресенье: с 10.00 до 19.00. Цена билетов 12 €, для пенсионеров – 8 €, детям до 12 лет посещение бесплатно. Прокат аудиогида – 1€ (есть на русском языке).
  • В понедельник: с 12.00 до16.00 (вход бесплатный).

Музей закрыт 1 января, 1 мая и 25 декабря. Последний вход – за час до закрытия. На временные выставки билеты продаются отдельно.

Где находится и как добраться

Музей находится в центре Мадрида на Пасео-дель-Прадо, 8.

Ближайшая к музею станция метро: Банко де Эспанья, Линия 2,

Автобусы № 1, 2, 5, 9, 10, 14, 15, 20, 27, 34, 37, 41, 51, 52, 53, 74, 146, 150.


В Мадриде едва ли не в каждом музее хранятся художественные ценности разных направлений и эпох. Увлечение живописью свойственно человеку во все времена, так монархи Испании многие века собирали коллекции полотен, гобеленов, гравюр. Но когда искушенному туристу хочется посмотреть что-нибудь этакое, он непременно посетит Музей Тиссена-Борнемисы.

Данный музей – наикрупнейшая частная коллекция картин в мире до 1993 года, ныне государственная. В этом вопросе Испания сумела обойти своего постоянного соперника – Великобританию. Музей Тиссена-Борнемисы находится в и входит в «Золотой треугольник искусств» наряду с и . Коллекция полотен содержит работы голландской, английской и немецкой школ, картины итальянских художников, а также малоизвестные работы американских мастеров второй половины ХХ века. Картины занимают все комнаты дворца герцога Вильяэрмоса, небольшая часть из них в настоящее время выставляется в Барселоне.

Исторические штрихи

Свое начало коллекция картин берет в период Великой депрессии, когда происходила массовая перепродажа произведений искусства из-за финансовых трудностей. Барон Генрих Тиссен-Борнемиса был состоятельным немецким промышленником, что позволило ему начать скупать шедевры из американских тайников, европейских собраний, у родственников и возвращать их на историческую родину, в Европу. Первой покупкой была работа Витторе Карпаччо «Портрет рыцаря». Всего бароном было куплено около 525 картин, которые были перевезены в Швецию и оформлены в первую выставку.

В 1986 году по приглашению правительства Испании вся коллекция (а это уже порядка 1600 шедевров!) переехала в Мадрид в центр города во дворец, а через шесть лет при посредничестве жены барона, все полотна были на особых условиях выкуплены Королевством. По оценкам специалистов цена сделки была примерно в три раза ниже рыночной стоимости.

Музей Тиссена-Борнемисы содержит произведения таких мастеров как Мемлинга, Карпаччо, Альбрехта Дюрера, Рафаэля, Рубенса, Ван Гога, Клода Моне, Пикассо, Пита Мондриана, Эгона Шилле, Рубенса, Гогена и многих других. Практически за сто лет одной семьей были собраны уникальные творения всех направлений.

Эпохи размещены по хронологии, начиная с 13 века и заканчивая современностью. Наследники барона по прежнему выкупают картины и помещают их в музей, который из-за дефицита помещений в 2004 году решили увеличить. В итоге, к замку пристроили современный выставочный комплекс с открытой террасой. В музее также проводят тематические выставки и концерты.

Когда и как посетить?

Картинная галерея в Мадриде работает каждый день с 10 утра до 19 вечера, на временные экспозиции график работы устанавливается индивидуально. Билет в музей Тиссена-Борнемисы можно купить в кассе, онлайн или заказать по телефону. Для пенсионеров и студентов ЕС предусмотрены скидки, дети до 12 лет проходят бесплатно. Стоимость билетов и график работы уточняйте на сайте. В музее вам не позволят пройти внутрь с крупными сумками, рюкзаками, зонтами, едой. Также нельзя фотографировать.

До музея Тиссена Борнемисы можно добраться :

  • веткой L12 до станции Banco de España;
  • на маршрутных автобусах № 1, 2, 5, 9,10, 14, 15, 20, 27, 34, 37, 41, 51, 52, 53, 74, 146 и 150;
  • на поезде до станций следования Atocha Station или Recoletos Station;
  • на машине по координатам: долгота - -3.694894122753908, широта - 40.41582644548819.

Хосе Мария Гойкоэчеа

Номер журнала:

В музее, расположенном в центре Мадрида, собраны очень разные произведения искусства. Портрет английского короля Генриха VIII, написанный Гансом Гольбейном, уживается здесь под одной крышей с «Арлекином с зеркалом» работы Пикассо. Пейзажи Венеции на картинах Каналетто соседствуют с видами Берлина, которые создал в своем воображении Гросс. В едином пространстве сосуществуют автопортреты Рембрандта и Люсьена Фрейда. Джованна на портрете кисти Доменико Гирландайо и женщина в ванной работы Роя Лихтенштейна словно соперничают друг с другом в безмятежности, а святая Екатерина на полотне Караваджо перекликается со святой Касильдой, изображенной Сурбараном. Со стен этого музея смотрят друг на друга - и на посетителей - люди разных эпох, написанные Хоппером и Эль-Греко, Матиссом и Сезанном.

Обширная частная коллекция живописи оказалась в конце ХХ века в Мадриде: таково было решение ее владельца, барона Ханса Генриха Тиссена-Борнемисы (1921-2002), который приобрел большинство представленных здесь произведений. Благодаря этому испанское государство получило в 1993 году в собственность превосходные картины, в том числе настоящие шедевры западной живописи. Теперь они выставлены в бывшем дворце Вильяэрмоса в музее Тиссена-Борнемисы, одном из лучших культурных центров Мадрида. В 2017 году этот музей будет отмечать 25-летний юбилей, а число его посетителей достигает миллиона человек в год.

Экспозиция музея включает в себя около 800 произведений искусства, к которым добавились еще две сотни экспонатов, предоставленных баронессой Кармен Тиссен-Борнемисой, вдовой коллекционера. Благодаря этому посетители имеют возможность совершить экскурс в историю западного искусства с XIII по XX столетие, любуясь картинами самых блистательных живописцев всех времен: Дуччо, Ван Эйка, Карпаччо, Лукаса Кранаха, Дюрера, Караваджо, Рубенса, Франса Халса, Ван Гога, Гогена, Кирхнера, Мондриана, Клее, Хоппера, Раушенберга и других. Надо сказать, в столице Испании с давних пор живопись была представлена в ее историческом развитии: достаточно назвать музей Прадо и музей Королевы Софии. Тем не менее музей Тиссена привнес нечто новое: а именно такие художественные направления, исторические периоды и живописные школы разных стран, которые ранее не были представлены в мадридской музейной панораме. Речь идет, к примеру, об импрессионистах, немецких экспрессионистах и американских пейзажистах.

Помимо презентации великолепной коллекции деятельность музея включает и другие важные направления, среди которых выделяется программа временных выставок. Такие выставки почти всегда тематически связаны с творчеством художников, чьи произведения уже представлены в музее. Завораживая посетителей столь прославленными именами, как Сезанн, Фра Беато Анджелико, Хоппер, Ван Гог, Сурбаран, Гоген, Шагал, Матисс, Миро, они открывают новые возможности для исследования и художественного анализа.

Первым в династии собирателей был Август Тиссен, дед упомянутого выше барона: он положил начало коллекции, приобретя несколько скульптур Родена. А его сын, первый барон Тиссен-Борнемиса, уже всерьез занялся коллекционированием. В 20-е годы прошлого века он увлеченно и неутомимо искал и покупал произведения живописи, проявляя особый интерес к старому искусству. В 1947 году барон умер, оставив после себя собрание, насчитывавшее более пятисот картин.

После его смерти коллекция оказалась разрозненной, однако унаследовавший аристократический титул Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса — младший из четверых детей — решил снова собрать ее воедино, для чего принялся покупать картины, в том числе у своих родственников. Поначалу он, как и отец, интересовался классической живописью, однако начиная с 60-х годов обратил свой взор на творчество современных мастеров. Вначале его заинтересовали немецкие экспрессионисты, затем художники русского авангарда и другие первопроходцы абстрактного искусства, а потом он перешел к собиранию импрессионистов, постимпрессионистов, европейской живописи начала прошлого века, послевоенной английской живописи (Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и их современники), а также произведений американской живописи XIX и XX веков.

Перечень представленных в этой коллекции художников русского происхождения выглядит весьма красноречиво: Василий Кандинский, Марк Шагал, Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Любовь Попова, Соня Делоне-Терк, Наталия Гончарова, Ольга Розанова, Надежда Удальцова, Татьяна Глебова, Марк Ротко, Александр Веснин, Юрий Анненков, Николай Суетин, Михаил Ларионов, Илья Чашник и другие мастера.

В XXI веке музей Тиссена разработал разнообразные привлекательные приложения для электронных гаджетов и активно присутствует в социальных сетях. Веб-сайт постоянно обновляется, чтобы соответствовать последним тенденциям цифровой эпохи. Благодаря социальным сетям экспозиционные залы и отдельные картины могут виртуально обозреваться в самых отдаленных уголках планеты и радовать любителей искусства, которые не имеют возможности регулярно посещать музей. Все это делает музей Тиссена настоящим ориентиром в области новых технологий.

Выставки

План временных выставок является важной частью деятельности музея и мощным стимулом к его развитию. И Томас Льоренс, первый художественный директор музея Тиссена, и его преемник Гильермо Солана приложили огромные усилия к тому, чтобы музей занял видное место в международной панораме. При этом они установили превосходные отношения с художественными центрами по всему миру, организуя взаимообмен картинами. Благодаря этому в Мадриде можно время от времени посещать все новые выставки очень высокого уровня. Например, 2016 год начнется с выставки «Мунк: архетипы и иллюзии далекого Запада». А 2015 год завершится экспозицией «Сурбаран: новый взгляд» и фотовыставкой «Vogue Like a Painting». За всю историю музея наибольшей популярностью пользовались организованные здесь выставки работ Хоппера (2012), Антонио Лопеса (2010), а также «Ван Гог: последние пейзажи» (2007) и «Гоген и истоки символизма» (2005). Они собрали более 300 тысяч посетителей. С 1994 года в музее были организованы, в частности, такие выставки, как «Золотой век голландского пейзажа» (1995), «Георг Гросс: берлинские годы» (1997), «Пауль Клее» (1998), «Моранди» (1999), «Каналетто: воображаемая Венеция» (2001), «Тициан/Рубенс: "Венера перед зеркалом"» (2003), «Музей Брюкке: зарождение немецкого экспрессионизма» (2005), «Сарджент/Соролья» (2007), «Зеркало и маска: портрет в век Пикассо» (2007), «1914! Авангард и великая война» (2008), «Слезы Эроса» (2009), «Моне и абстракция» (2010), «Импрессионистские сады» (2010), «Шагал» (2012), «Писсарро» (2013) , «Сезанн. Site/Non Site» (2014) и «Мифы поп-арта» (2014) . Кроме того, здесь устраивались фотовыставки на различные темы: мода и ее связь с искусством («Марио Тестино: все или ничего», 2010; «Юбер де Живанши», 2014), ювелирные изделия («Искусство Картье», 2012).

Стоит также отметить выставку «Русский авангард» (2006)*, на которой можно было познакомиться с истоками русского авангардного искусства первой трети ХХ века, его развитием: от поисков нового национального искусства, основанного на русских народных традициях (1910-е), к первым попыткам стыковки с европейским искусством, главным образом с футуризмом. Здесь же было представлено творчество художников, писавших в глубоко личной манере, таких как, например, Шагал, Кандинский и Филонов, а кроме того, экспонировались произведения послевоенных лет, тяготеющие к абстракции. Самый большой раздел выставки был посвящен демонстрации стремления преодолеть рамки традиционного искусства и превратить его в один из способов формирования нового человека с помощью столь разных средств, как живопись, скульптура, фотография и искусство рекламы.

Династия коллекционеров

Все началось с нескольких скульптур Родена. Немецкий промышленник Август Тиссен (1842-1926) не только основал экономическую империю семьи Тиссен, но и заложил своего рода первый камень в выставленную сегодня в испанской столице коллекцию. Он был уже не слишком молод, когда пожелал начать собирать скульптуры и обратился к самому знаменитому и авторитетному мастеру того времени — французу Огюсту Родену, который создал для него семь произведений из мрамора. Этот скульптурный ансамбль долго оставался в собственности одной из ветвей семьи Тиссен, жившей в Германии, пока, наконец, в 1956 году они не выставили его на продажу. Тогда-то барон Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса и приобрел эти великолепные произведения. Четыре из них сегодня входят в коллекцию Кармен Тиссен-Борнемисы, они выставлены в холле музея и словно приветствуют посетителей.

В сохранившейся переписке между Роденом и Августом Тиссеном упоминается, что его сын Генрих начал собирать коллекцию произведений искусства. Генрих получил степень доктора философии в Лондонском университете, а в 1905 году женился на баронессе Маргит Борнемисе де Касон, дочери венгерского аристократа. Генрих Тиссен-Борнемиса поселился в Венгрии в замке Шлосс-Рохонс, принадлежавшем семье его супруги. Там он и разместил свою коллекцию. В 1919 году из-за революции, во главе которой стоял Бела Кун, Генрих был вынужден покинуть Венгрию. Свою предпринимательскую деятельность он перенес в Амстердам, где в 1921 году родился его сын Ханс Генрих.

Генрих Тиссен (1875-1947) долгое время не афишировал свое увлечение искусством. Когда же коллекция из замка Шлосс-Рохонс (так ее первоначально называли) была впервые представлена в 1930 году в мюнхенской Новой Пинакотеке на обозрение публики, это стало значительным событием для всех интересующихся искусством. Успех первой выставки вдохновил собирателя на то, чтобы продолжить коллекционирование картин, а также обратить внимание на скульптуру, мебель, гобелены, ювелирные изделия и другие произведения искусства.

Генрих Тиссен стал активно приобретать все новые и новые работы, демонстрируя при этом незаурядную интуицию и часто делая очень удачный выбор. Надо заметить, что его консультировали великолепные специалисты. Вначале Генрих сосредоточил свое внимание на немецких примитивистах, и вскоре в его коллекции появились выдающиеся образцы произведений художников этой школы, в том числе Ханса Бальдунга Грина, Альтдорфера, Дюрера, Кранаха и Гольбейна. Следуя традициям немецких коллекционеров, барон питал особое расположение к нидерландской живописи, поэтому он дополнил свою коллекцию работами Робера Кампена, Петруса Кристуса, Рогира ван дер Вейдена, Яна ван Эйка, Ханса Мемлинга и Хуана де Фландеса. Не ограничиваясь северным ренессансом, он приобретал живописные работы итальянского происхождения: например, «Портрет Джованны Торнабуони» Гирландайо, «Молодого рыцаря на фоне пейзажа» Карпаччо, «Портрет Ферри Каронделета с его секретарями» Себастьяно дель Пьомбо и «Святую Екатерину Александрийскую» Караваджо. Со временем к работам этих знаменитых мастеров присоединились произведения других художников, также занимающих видное место в истории живописи. В их число вошли картины английских живописцев Гейнсборо и Рейнольдса, французов Ватто, Фрагонара и Шардена, итальянцев Тициана, Веронезе, Тинторетто, Тьеполо, Каналетто, Гварди.

В 1932 году Генрих обосновался в Швейцарии — единственной европейской стране, где в 30-е годы прошлого века можно было рассчитывать на спокойную обстановку: во всяком случае, так казалось. Он приобрел виллу «Фаворита» — дворец, который был возведен в 1687 году на берегах озера Лугано и принадлежал прусскому принцу Леопольду. Здесь Генрих Тиссен-Борнемиса решил выставить собранные произведения искусства на обозрение публики. В саду виллы «Фаворита» началось строительство картинной галереи, в которой были обеспечены соответствовавшие всем музейным правилам условия хранения экспонатов.

В 1936 году строительство галереи на вилле «Фаворита» было завершено, и она распахнула свои двери для посетителей. Однако в 1939-м разразилась Вторая мировая война, и галерею пришлось закрыть. Только в 1949-м она открылась снова, теперь уже окончательно — благодаря стараниям Ханса Генриха, который продолжил дело отца, скончавшегося в 1947 году.

После смерти первого барона Тиссена-Борнемисы коллекция, насчитывавшая более 500 экспонатов, была поделена между его четырьмя детьми. Хансу Генриху было тогда 26 лет, он возглавил семейный бизнес и единственный из наследников решил продолжить дело отца. В непростое военное время Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса сумел сохранить пусть не всю, но большую часть коллекции.

Вернуть произведения искусства, собранные когда-то его отцом, — такую непростую задачу поставил перед собой Ханс Генрих. Однако первую картину ему удалось вернуть только в 1956 году: он купил ее у человека, не имевшего никакого отношения к их семье. Это был «Портрет молодого человека с кольцом» работы Франческо дель Косса (ранее состоял в коллекции Яна фон Паннвица).

Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса значительно расширил собрание, обратив внимание на живопись XIX и XX веков, которая в свое время не вызвала интереса у его отца. В первые годы своей деятельности барон добавил к коллекции такие выдающиеся произведения старых мастеров, как «Иисус и самаритянка» Дуччо де Буонинсеньи, «Натюрморт с кубком из наутилуса» Виллема Кальфа, «Западный фасад церкви святой Марии в Утрехте» Питера Янса Санредама, «Дама за туалетом» Франсуа Буше и «Портрет Асенсио Хулиа» Франсиско де Гойи.

В 1960-е годы Ханс Генрих начал собирать современное искусство, благодаря чему коллекция не только заметно изменилась, но и приобрела яркую индивидуальность. Отличительной чертой ее стал охват большинства наиболее заметных течений в современном западном искусстве; в легенду вошло тонкое художественное чутье барона, позволявшее ему распознавать исключительное качество живописных работ. Произведение искусства ХХ века он впервые приобрел в 1961 году - это была акварель немецкого художника Эмиля Нольде. В том же году барон купил целый ряд картин экспрессионистов. Это оказалось первым художественным направлением, к тому же в огромной степени пострадавшим от гонений нацистов, которое заставило его обратить взор на современное искусство. Закономерно, что интерес барона к немецкому экспрессионизму не сводился к его художественной ценности, а был связан еще и с исторической ситуацией, в которой развивался этот стиль: как известно, нацисты объявили его дегенеративным искусством и подвергли преследованиям, запретам и конфискациям. Барон заинтересовался картинами представителей этого направления по двум причинам: во-первых, они отражали общечеловеческие ценности, а во-вторых, служили свидетельствами своей эпохи. Живопись экспрессионистов во многом привлекла его своей колористикой и свободой самовыражения. Со временем ему удалось создать значительную коллекцию, которая считается одной из лучших в своем роде.

Восхищение немецкими экспрессионистами постепенно привело к тому, что Ханс Генрих принялся приобретать произведения, охватывавшие большинство направлений современной живописи. Особое внимание он уделил импрессионизму, постимпрессионизму и европейской живописи начала века, а также собрал представительную коллекцию русского и центрально-европейского авангарда. В число его приобретений входят картины Пикассо, Брака, Леже, послевоенная английская живопись, произведения в стиле поп-арта и гиперреализма.

Еще одна важная характеристика коллекции — присутствие в ней американской живописи XIX и XX веков. Барон начал покупать картины американских авторов XIX века, когда они еще не вызывали большого интереса у торговцев произведениями искусства даже в самих Соединенных Штатах. В настоящее же время они ценятся очень высоко. Этот раздел коллекции заполняет своего рода лакуну, характерную для большинства европейских музеев, что делает музей Тиссена важным ориентиром для всех заинтересованных специалистов и зрителей.

Как и следовало ожидать, наступил момент, когда галерея в Лугано оказалась тесной. Там удалось разместить только часть разросшейся коллекции, включающую картины старых мастеров; время от времени к ним присоединялись очень немногие картины современных художников. Тогда возникла идея проведения временных выставок в других странах, благодаря чему коллекция Тиссена-Борнемисы обрела мировую известность. Хотя надо заметить, что ей было не привыкать к путешествиям: когда отец барона расширил виллу «Фаворита», чтобы показать свое художественное собрание публике, он также организовал первую передвижную выставку в Мюнхене в 1930 году. В дальнейшем его сын Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса решил сделать коллекцию открытой и доступной, стремясь к расширению художественного взаимообмена и способствуя сближению разных культур.

Дворец Вильяэрмоса

Дворец Вильяэрмоса — одно из самых заметных зданий в стиле мадридской дворцовой архитектуры. Построен он в начале XIX века, хотя его история восходит к первым годам XVII столетия, когда стали возводиться постройки на том месте, где луга Прадо-Вьехо подошли к дороге Каррера-де-Сан-Херонимо. В течение XVIII века здесь сформировался новый придворный район Мадрида: представители высшей аристократии, тесно связанные с королевским домом, принялись возводить свои виллы неподалеку от дворца Буэн-Ретиро. С дворцом Вильяэрмоса с одной стороны соседствует дворец герцога де Лерма, впоследствии ставший собственностью герцогов Мединасели (сегодня здесь размещается отель-дворец), а с другой — дворец герцогов Бехар (сейчас в нем расположен Банк Испании).

В 1777 году дом Каса-де-Атри, ставший предтечей дворца, в котором сегодня размещается музей, приобрел в собственность Хуан Пабло Арагон-Аслор, XI герцог Вильяэрмоса. Род Вильяэрмоса, одна из самых старинных аристократических семей Испании, вел свое происхождение из Арагона и включал потомков Хуана II Великого, короля Арагона. XI герцог Вильяэрмоса поддерживал тесные связи с королевским двором, имел дипломатический ранг и был просвещенным эрудитом. В молодости он жил в Париже, где посещал салоны просветителей, подружился с д"Аламбером и Вольтером.

С самого начала герцог и его супруга донья Мария Мануэла де Пиньятелли пожелали расширить дом. Однако реконструкция и расширение дворца были осуществлены только в 1805 году, автором проекта и руководителем работ стал старший архитектор мэрии Мадрида Антонио Лопес Агуадо, ученик придворного архитектора Хуана де Вильянуэвы. В число его произведений входят ворота Пуэрта-де-Толедо, первоначальный проект Королевского театра в Мадриде и завершение музея Прадо после Пиренейской войны, в которой Испания отстаивала свою независимость. Новое здание дворца было завершено уже после смерти XI герцога Вильяэрмоса его вдовой и его сыном Хосе Антонио де Арагон-Аслор, XIII герцогом Вильяэрмоса (1785-1852). Площадь дворца увеличилась почти вдвое, к тому же добавился еще один этаж. Фасады дворца оформлены в неоклассическом стиле, характерном для той эпохи.

Герцоги Вильяэрмоса, тесно связанные с королевским двором, проявляли большой интерес к литературе и искусству. В их дворце была обширная библиотека, здесь устраивались литературные вечера, ими руководил поэт Томас де Ириарте. Хосе Антонио Арагон-Аслор играл заметную роль при дворе, был назначен послом. Следуя сложившейся семейной традиции, он покровительствовал писателям, художникам и архитекторам, в числе которых были Агуадо, Висенте Лопес и Мадрасо: вместе с ними он учился в Королевской Академии изящных искусств Сан-Фернандо.

В 1846 году один этаж дворца был сдан в аренду мадридскому Художественно-литературному лицею, созданному несколькими годами ранее. Лицей пробыл здесь десять лет, пока не прекратил свое существование в 1856 году. Он был одним из самых выдающихся культурных учреждений Мадрида эпохи романтизма. В деятельности лицея принимали участие многие известные живописцы, писатели и музыканты, а также журналисты и политики, посещали его и аристократы. Достаточно назвать такие имена, как Эскивель, Соррилья, Перес Вильяамиль, Гутьеррес де ла Вега, Рамон Месонерос Романос или маркиз де Молинс. Для художников и любителей искусства здесь организовывались вечера, практические занятия и другие культурные мероприятия. Деятельность лицея отражалась как в его собственном журнале, так и в других печатных изданиях того времени. Это заведение играло важную роль в культурной и общественной жизни столицы. Ежегодные экспозиции произведений изящных искусств в лицее стали предтечей национальных художественных выставок. Первая из них состоялась в 1856 году, то есть в год закрытия лицея. Широкую известность получили проводившиеся в нем балы-маскарады, которые впоследствии переместились в Кружок изящных искусств.

Среди членов лицея был и Марселино Арагон-и-Аслор, сын герцога Вильяэрмоса, унаследовавший титул после смерти отца в 1852 году. И он, и его дочь Кармен, будущая герцогиня Вильяэрмоса, вышедшая замуж за графа Гуаки, неизменно поддерживали традицию культурного меценатства, в том числе и после закрытия лицея. С юности герцог дружил с поэтом и драматургом Соррилья, который часто жил в этом дворце, приезжая в Мадрид. Дон Марселино установил для него пенсию, которую впоследствии продолжала выплачивать его дочь Кармен, в том числе и вдове уже умершего поэта.

В конце XIX века целый этаж дворца сняла в аренду маркиза Скилаче, открывшая здесь один из самых известных мадридских салонов того времени, который продолжил традиции литературно-художественных вечеров уходившего столетия. В ее салоне собирались видные политики, представители высшего общества и дипломаты из разных стран. Хотя этот салон не был собственно литературным, он получил широкую известность и заслужил отзывы наиболее выдающихся летописцев того времени, в том числе писательницы Эмилии Пардо Басан.

В первой половине ХХ века во дворце продолжала жить семья Вильяэрмоса. Он считался одним из самых великолепных мадридских дворцов, и журнал «Бланко и негро» в 1966 году посвятил ему обширный репортаж. На эксклюзивных фотографиях перед читателями предстали интерьеры, которые тогда сохраняли свою первоначальную планировку. Особо выделялись бальный зал, часовня и главная лестница.

В 1973 году дворец приобрел банк «Банка Лопес Кесада», чтобы разместить здесь центральный офис. Тогда в интерьерах была произведена перепланировка по проекту Морено Барберы. Чтобы приспособить здание к потребностям банка, внутреннее убранство было по большей части уничтожено и сохранилось только в анфиладе, выходящей в сад.

После банкротства и исчезновения банка здание перешло в 1983 году в собственность государства. В течение нескольких последующих лет музей Прадо организовывал в нем выставки (вход производился с улицы Каррера-де-Сан-Херонимо), разместил офисы (в них проходили через сад) и Фонд друзей музея Прадо.

В 1989 году, когда начались переговоры о размещении коллекции Тиссена-Борнемисы в Испании, дворец был отведен под будущий музей Тиссена-Борнемисы. Тогда в нем была проведена полная перепланировка интерьеров по проекту архитектора Рафаэля Монео.

Программа организации музея была четкой и ясной. Здесь предстояло разместить коллекцию, которая включала в себя почти 800 картин и отличалась большим разнообразием (от работ фламандских и итальянских примитивистов до произведений современного искусства). С самого начала предполагалось адаптировать музейное собрание к дворцовой архитектуре. При этом помещение должно было удовлетворять всем музейным стандартам, указанным в договоре о временном предоставлении художественной коллекции. Мало того, предстояло еще и восстановить архитектуру здания, приблизив ее к первоначальному дворцу Вильяэрмоса.

Вход для посетителей было решено перенести с улицы Каррера-де-Сан-Херонимо в сад, выходящий на улицу Соррилья. Такое решение объяснялось двумя причинами: во-первых, благодаря этому восстанавливался и обретал былую значимость северный фасад дворца, а во-вторых, музей получал спокойную и тихую зону для входа. За фасадом размещено крытое патио высотой в три этажа, оно имеет потолочное освещение, а залы музея расположены вокруг этого патио, так что посетители передвигаются по кругу.

Благодаря перепланировке самый верхний этаж музея, отведенный для коллекций старинной живописи, получил естественное освещение. В то же время два других этажа, где расположены остальные коллекции, выходят окнами на бульвар Пасео-дель-Прадо. Посетители могут любоваться прекрасными видами, открывающимися взору в районе бульвара и улицы Херонимос.

Очевидно стремление архитектора придать всему зданию сдержанность. Тщательное соблюдение пропорций, продуманный дизайн напольных покрытий, отделка массивных несущих стен, изящное стукко и другие элементы свидетельствуют о том, что автор проекта старался максимально приблизиться к первоначальной архитектуре дворца. Благодаря этому посетители, прибывающие сегодня во дворец Вильяэрмоса, могут наслаждаться и его прекрасной архитектурой, и великолепными образцами живописи.