Театр 70 80 годов ссср. Советский театр во второй половине XX века

Девушка шла по улице в одиночестве. Она уже давно привыкла к отсутствию друзей и это её не сколько не пугало. В детстве у неё часто появлялась возможность их завести, но тогда она не понимала насколько это важно, а теперь, когда на жизнь оставались считанные секунды она уже просто не могла это сделать. Скорее Лиза считала, что и теперь это не так важно. Все, что ей нужно было – это насладиться той частью жизни, которая ей осталась.

Как я уже и сказала, Елизавета шла по улице в одиночестве, беззаботно. Её уже не интересовали заботы окружающего мира. С надеждой убежать от проблем, времени на решение которых уже всё равно не было, Лиза просто втыкала оба наушника себе в уши и шла по улице, стараясь не встретиться не с кем взглядом.

Она вошла в квартиру сняла белые полу-порванные кроссовки. Первое, что она всегда делала, когда приходила домой – выпивала целую горсть таблеток, чтобы отсрочить неизбежное. Но она уже не видела в этом смысла. Да, если вы всё ещё не поняли, то я поясню – Петрова Елизавета Михайловна была тяжело больна. У неё был рак, который просто поедал её изнутри. Его обнаружили около трёх месяцев назад и с тех пор жизнь для девушки потеряла смысл. Лечить его, как сказали врачи уже бесполезно, Лизе осталось около трёх с половиной месяцев максимум. Большая часть времени уже была исчерпана и Лизе оставалось где-то пятнадцать, а может и меньше, дней.

Она считала это забавным. Вы можете сказать: "Что за глупость? Она ведь умирает, засыхает не по дням, а по часам! ". Дело в том, что она всегда всё откладывала на потом. Любила говорить себе: "У тебя ведь ещё так много времени. Ты всё успеешь... Со временем всё сможешь...!". И вот только сейчас она поняла, что судьба любит шутить над такими как она и времени у неё совсем не так много, как хотелось бы.

В любом случае Елизавета уже давно не ныла по этому поводу. Смирилась. Всё равно по ней вряд ли кто-то будет скучать...

"Ну, а как же её родственники? ", – вероятно, подумаете вы.

А я отвечу – никак. Мамы и папы у неё как таковых нет. Мама родила её в шестнадцать и они с папой не были ей рады. Всё, что ей от них осталось это имя- Елизавета. Отчество она выдумала себе сама. Её казалось, что Михайловна – это очень достойное отчество. Оно почему -то напоминало ей про аристократов. Всю её жизнь её воспитывала бабуля, которую она очень любила. Но когда-то ко всем приходит старость и бабушка Лизы не исключение. Когда она стала настолько немощной, что не могла встать с собственной кровати, Лизе пришлось ненадолго забросить учёбу. Вскоре, к сожалению, Анастасия Аркадьевна умерла и Лизе пришлось отправиться в интернат, так как ей не было ещё и пятнадцати лет. Когда она стала совершеннолетней ей выделили двухкомнатную квартирку и дали хорошего пинка под зад, лишив её огромной суммы денег за квартиру, которая по сути должна быть бесплатной. Но тогда девушка уже знала о болезни и поэтому прекрасно осознавала, что для неё теперь деньги ничего не стоят.

Но давайте вернёмся в реальное время.

Лиза прошла в глубь квартиры и, так и не сняв куртку, завалилась на кровать. Она очень устала, но не из-за школы или дальней дороги, а из-за осознания того, что её жизнь настолько жалкая, что даже представить её сложно. К слову, все её яркие моменты в жизни были связаны с Анастасией Аркадьевной, которой уже не стало. И поэтому её жизнь теряла смысл не только из-за приближения смерти.

Она лениво встала и отправилась на кухню. Нащупала выключатель, но совсем забыла, что та лампочка уже давно перегорела. Елизавета не стала её менять – попросту не умела. Поужинав и забросив все школьные книжки в угол к чертям подальше, Лиза легла спать. Она уже давно не видела снов. Настоящих, радостных и цветных. Это не было связано с раком, это было связано со смертью любимой бабули. И как вы видите, в жизни этой девушки происходило больше грустного и ужасного, чем радостного и яркого.

Но вернёмся к снам. Обычно у неё это жуткие кошмары или же вообще полное их отсутствие. Хотя первое по её мнению даже лучше. Ей нравились кошмары. Зачастую они были настолько ужасные, что даже вызывали рвотный позыв, но Елизавете нравилось само ощущение того, что это сон. Что весь этот кошмар вокруг нереален. Она так мечтала однажды проснуться и понять, что рак, смерть бабушки и прочее это лишь страшный сон. Тогда она бы непременно зажила по другому. Но даже если это сон, то Лиза в нём застряла...

Она заснула и опять не увидела не каких снов. Хотя это тоже уже не важно...

Окно было закрыто, но всё равно было слышно, как на улице кричали ребята. Какие-то подростки, которые решили прогуляться ночью. Жаль, очень жаль, что Лизе этого уже не испытать. Но сама она уже спала, так что об этом она сейчас не задумывалась. Проснулась она неожиданно и резко, посреди ночи. Где-то в три-четыре часа. Ей стало плохо. Такое часто бывало в последнее время. Она схватила тазик, заранее поставленный возле кровати, и дальше произошло то, что было бы неприятно описывать. Думаю, все всё поняли. У девушки это ассоциировалось с тем, что рак как бы очищает её и заставляет её очистить свой организм полностью. Поэтому она особо много не ела. Просто знала, что в организме это долго не продержится.

Спать уже совсем не хотелось, да и живот ещё крутило, так что спать это не вариант. Лиза вышла на балкон и посмотрела в открытое окно. Звёзды на фоне черного неба были особенно красивыми сегодня. В детстве Лиза очень любила ходить на поляну за домом бабули вместе с самой бабулей, Они брали покрывало, расстилали его и ложились. Они могли часами лежать там, ночью. Просто смотреть на звёзды и говорить обо всём на свете. Тогда девушке было по-настоящему тепло и уютно.

Ну а что мешает сделать так же прямо сейчас?! Последнее время её жизни можно было было потратить на что угодно. Главное – чтобы самой Лизе было хорошо от этого.

Она поспешно оделась. Совсем не по погоде, но на это ей было плевать. Ещё она забыла покрывало, но это тоже не важно...

Елизавета бежала, бежала со всех ног. Она не знала куда, просто бежала, пока не увидела идеальное место для того, чтобы прилечь. Это была совсем небольшая полянка с невероятно зелёной, сочной травой. Лиза легла на землю, такую влажную и холодную. Она устремила свой взгляд в ночное небо. И ей было хорошо! Первый раз за все три месяца она почувствовала, словно она не одна, словно в этой жизни ещё было за что зацепиться. Ей было хорошо...

Постепенно некая сладкая дремота окутала девушку. Веки закрывались и впервые на душе у Лизы было легко, настолько хорошо, что она забыла обо всём. Она подумала:"Когда я умру, на небе непременно появится ещё одна очень яркая и чистая звезда... ". В конце концов Елизавета подалась искушению и закрыла глаза...

Так оно и случилось... Пускай никто и не заметил, но когда утром холодное тело молодой девушки уносили с этой полянки, в небе по прежнему горела одна яркая и белоснежная звёздочка...

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

Подъём театрального искусства народов СССР в 1960-1970-х годах связан с важнейшими событиями в истории Советского государства - 50-летием Октябрьской революции 1917 года и 100-летием со дня рождения В. И. Ленина, К 50-летию образования СССР были поставлены: историко-революционная трилогия «Декабристы» Л. Г. Зорина, «Народовольцы» А. П.Свободина и «Большевики» Шатрова (1967год) - Московский Театр «Современник», «Оптимистическая трагедия» Вишневского (1967год) - Малый театр, «Шторм» Билль-Белоцерковского (1967год) - Театр имени Моссовета, «Интервенция» Славина (1967год) - Московский театр Сатиры, «Трибунал» А. Е. Макаёнка (1971год) в Белорусском теате имени Купалы, также и в Московском драматическом Театре на Малой Бронной),

Основополагающим принципом советского театра, как и всего советского искусства, является ленинский принцип партийности. Театр - помощник партии в борьбе за воплощение в жизнь коммунистических идей. Лучшие театральные произведения глубоко народны, в них народ рассматривается как движущая сила истории, раскрывается духовное богатство советского человека, его преданность Родине. Эти принципы нашли своё отражение в спектаклях: «Человек со стороны» И. М. Дворецкого (1971 год в Московском драматическом театре на Малой Бронной и в Ленинградском театре имени Ленсовета), «А зори здесь тихие...» Б. Л. Васильева (1971 год) -Московский театр драмы и комедии на Таганке, «Птицы нашей молодости» И. Друцэ (1972год) - молдавский Театр имени Пушкина, «Сталевары» Г. К. Бокарёва (1972 год) - МХАТ, «Заседание парткома» А. И. Гельмана (1975 год) - МХАТ, «Протокол одного заседания» в Ленинградском Большом драматическом театре, «Погода на завтра» Шатрова (1975год) - Московский театр «Современник».

В этот период были осуществлены значительные постановки произведений классической драматургии: «Царь Эдип» Софокла (1969 год узбекский Театр имени Хамзы), «Женитьба Фигаро» Бомарше (1969 год Московский театр Сатиры), «Юлий Цезарь» (1973 год грузинский Театр им. Руставели).



В эти годы на сцене советских театров широко ставятся и идут пьесы Б. Брехта: «Мамаша Кураж и её дети» (1960го) Театр им. Маяковского, «Карьера Артуро Уи» (1963год) Ленинградский Большой драматический театр, «Добрый человек из Сезуана» (1964год) Московский театр драмы и комедии на Таганке, «Кавказский меловой круг» (1975год) грузинский Театр им. Руставели.

Следует отметить, что в развитие театрального искусства большой вклад внесли режиссеры: Г. А. Товстоногов, В.Е. Воробьёв (Ленинградский Театр Музыкальной комедии), И.П. Владимиров, Б. И. Равенских, В. Н. Плучек, О. Н. Ефремов, А. А. Гончаров, Е. Р. Симонов, Ю. П. Любимов, А. В. Эфрос (РСФСР). К. Ирд, Э. Кайду, В. Пансо (Эстония), А. Яунушан, А. Лининьш (Латвия). Г. Ванцявичюс, Ю. Мильтинис (Литва). Т. Кязимов, М. Мамедов (Азербайджан). В. Аджемян, Р. Капланян (Армения). Р. Стуруа, Н. Чхеидзе (Грузия). Б. Хучаев (Северная Осетия). С. В. Данченко, С. Смеян (Украина). В. Н. Раевский, Б. И. Луценко (Белоруссия). А. Мамбетов (Казахстан);

Большой любовью и популярностью пользовались у публики актеры: Ю. К. Борисова, И. О. Горбачев, Н. О. Гриценко, А. С. Демидова, Т. В. Доронина, Л. К. Дуров, Е. А. Евстигнеев, К. Ю. Лавров, Е. А. Лебедев, В. В. Меркурьев, И. М. Смоктуновский, О. П. Табаков, Ю. В. Толубеев, М. А. Ульянов, Б. А. Фрейндлих, А. Б. Фрейндлих, С. Ю. Юрский, Ю. В. Яковлев, О. М. Яковлева, А. Д. Папанов, М.С. Боярский, А.А. Миронов (РСФСР). Х. Абрамян, Б. Нерсесян (Армения). Р. Чхиквадзе (Грузия). В. М. Дальский, П. В. Куманченко, Е. П. Пономаренко, Б. В. Романицкий (УССР). М. Вахидов (Таджикистан). В. Артмане, Х. Лиепинь, Л. Фреймане, Э. Радзинь, Э. Бурфан, Г. Яковлев, Ю. Думпис (Латвия). Д. Банионис, Р. Адомайтис, Г. Кураускас (Литва). Ф. Шарипова, А. Ашимов (Казахстан). Г. С. Овсянников, Г. К. Макарова (Белоруссия).

Характерной чертой советского театрального искусства было взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур. Единство идейного содержания произведений сочетается с многообразием и богатством национальных форм. Мировое признание получила система Станиславского, являющаяся основой метода работы актёров над ролью, создания спектакля. Советский театр этого периода оказывает большое влияние на театральные культуры всего мира. Многие театры СССР с успехом выступают за рубежом, участвуют в фестивалях пьес драматургов стран социалистического содружества, имеют плодотворные творческие связи с театрами этих стран, а также практикуют обмен с ними режиссёрами-постановщиками. Лучшие зарубежные театральные коллективы гастролируют в Советском Союзе. Укреплению международных контактов в области театра способствует участие СССР в деятельности Международного института театра (МИТ). В него с 1959 входит Советский национальный центр МИТ.

Кадры актёров и режиссёров взращиваются в Государственном институте театрального искусства имени А. В. Луначарского, театральном училище им. М. С. Щепкина и Б. В. Щукина, в Школе-студии им. Немировича-Данченко - в Москве. В Ленинграде - Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Каждая советская республика имеет свой институт театрального искусства (Тбилисский, Ереванский, Ташкентский, Бакинский, Киевский, Минский и др.), также институты культуры и училища. Деятели театра объединены в театральные общества (ВТО).

В 1975 году в СССР работало 570 театров, в том числе 344 драматических, 155 детских и юного зрителя. Спектакли звучали более чем на 40 языках народов СССР.

Необходимо отметить удивительный театр в Москве, в районе Измайлово, - «Театр мимики и жеста», преобразованный из студии, первый в мире стационарный театр для глухонемых (открыт в 1963 году). Сценические средства выразительности в этом театре были основаны на пластике, элементах пантомимы, музыки, танца. Жест, доведённый до совершенства, делает спектакль доступным глухонемому зрителю. При этом действие сопровождается речью диктора, который синхронно озвучивает спектакль.

В Советском Союзе открывались детские театры, ТЮЗы (театры юного зрителя), 21 ноября 1965 года торжественно открылся Московский государственный академический детский музыкальный театр под руководством Наталии Ильиничны Сац.

Следует отметить, что в «эпоху застоя» происходят фундаментальные изменения в сознании общества, которые первоначально произошли еще в 1950–1960-е годы и тогда еще начали расшатывать советскую идеологию.

Театральные режиссеры Ефремов и Эфрос, Товстоногов и Любимов, Фоменко и Захаров бросали вызов преступной официальной морали, нормативности, стертости мышления и поведения, господству страха и лжи. Противостояние, преодоление - вот нравственный пафос лидеров нового поколения. Во весь голос театр заговорил о человеческом достоинстве, о пошлости унифицированной толпы и утверждал веру в индивидуальность личности, которая способна совершать самостоятельный выбор.

Эта проблема была раскрыта в многочисленных театральных работах: «Идиот», «Мещане», «Горе от ума» - Товстоногова; «Вечно живые», «Голый король», «Назначение» - Ефремова; в «Бедном Марате» и «Чайке» Эфроса; «Двое на качелях» и «На дне» - Галина Волчек; в «Добром человеке из Сезуана» и «Гамлете» - Любимова; «Смерть Иоанна Грозного» - Хейфеца; «Доходное место» - Захарова; «Смерть Тарелкина» - Фоменко.

В культуру театра стремительно вошло поколение шестидесятников. По распоряжению министра культуры Екатерины Алексеевны Фурцевой открылся знаменитый московский театр на Таганке под руководством Юрия Петровича Любимова - театр, который сразу выявил оппозиционный настрой к театральному соцреализму и отход к театру поэтическому, символическому, площадному. Театр на Таганке, сразу став самым популярным театром не только Москвы, а и всей страны на долгие годы, официально был определен как театр самой низкой категории - ниже шли самодеятельные коллективы.

Самые талантливые актёры и режиссёры провинции назначались в Москву, а провинциальные сцены «оголялись». Театры в русских провинциальных городах строились и существовали, однако их уровень был несопоставим со столичными театрами Москвы и Ленинграда.

Советское партийное руководство (Министерство Культуры СССР, «Главлит») по идеологическим соображениям не допускало на советскую сцену многие драматические произведения, а многим пришлось эмигрировать. Так случилось с Юрием Любимовым.

Советский театр, продолжая и развивая лучшие традиции культуры прошлого, вместе с тем явился новой ступенью в истории мирового сценического искусства.

Первый этап истории советского театра охватывает период революции и гражданской войны (1917-1920 гг.), когда начинается организационная и идейно-художествен­ная перестройка театрального дела. Следующий период - с 1921 до 1932 г. - время напряженных поисков нового художественного стиля. В 1932-1939 гг. в искусстве советских актеров и режиссеров утверждается метод «социалистического реализма».

Советское сценическое искусство развивали такие худож­ники театра, как К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, Е. Б. Вахтангов, В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, А. Д. Попов и многие другие.

Творческие поиски и дерзания, разнообразие художе­ственных форм, стилей и жанров были неотъемлемыми качествами этого процесса.

Театр в годы революции и гражданской войны (1917-1920 гг.)

Сразу же после Октябрьской революции частные те­атры фарсов, миниатюр были закрыты, театральный репертуар пересмотрен. Подписанный В. И. Лениным 26 августа 1919 г. декрет «Об объединении театрального дела» установил, что театры, «признаваемые полезными и художественными», являются национальным дос­тоянием и субсидируются государством.

В годы гражданской войны десятки актерских коллективов выезжали на фронт с концертами, спектаклями.

Потребность в театральном искусстве ощущалась на­столько сильно, что по всей стране стали возникать сотни новых театров и театральных студий. Только в Москве в это время было более 100 профессиональных те­атров, принадлежавших к самым различным творческим течениям. Продолжали действовать старые театры: Ма­лый, Московский Художественный.

Футуристы Н. Н. Пунин, Ю. П. Анненков провозгла­сили культ машин, техницизм в искусстве; «фэксы» (группа молодых режиссеров, объединившихся в «фабрику эксцентрического актера») переносили в театр эксцентрические приемы мюзик-холла и цирка. Такие же идеи находили выражение в деятельности театров Пролеткульта. В театральных студиях Пролеткульта шли первые советские пьесы: «Красная правда» А. А. Вермишева, «Марьяна» А. С. Серафимовича.

Наиболее ярким воплощением идеи агитационно-по­литического театра революционной патетики и сатиры стал Театр РСФСР Первый, созданный В. Э. Мейерхоль­дом в Москве в 1920 г. Мейерхольд в 1918 году поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» Маяковского, а затем на сцене Театра РСФСР Первого - «Зори» Э. Верхарна (1920 г.) и второй вариант «Мистерии-буфф» (1921 г.).

В годы гражданской войны родилась новая форма советского театрального искусства - массовые инсценировки под открытым небом. Наиболее значительными из них были: «Пантомима Великой Революции» (7 но­ября 1918 г., Москва), «Действо о III Интернационале» (1 мая 1919 г., Петроград), «Взятие Зимнего дворца» (7 ноября 1920 г., Петроград), «Борьба труда и капита­ла» (1 мая 1921 г., Иркутск).

Театр в 1921- 1932 гг.

Изменения, происходившие в жизни страны, вызывали необходимость перемен и в стилистике театрального искусства. Агитационное упрощенно-плакатное искусство, возникшее в годы гражданской войны, выполнило свою задачу и изжило себя. Резолюция XII съезда Коммунистической партии «По вопросам пропаганды, печати и агитации» (1923 г.) выдвинула задачу «перехода от митинговой агитации к массовой пропаганде» и использованию театра «для систематической массовой пропаганды идей борьбы за коммунизм».

Развитие действительности обусловило поворот театра к реализму, к углубленному осмыслению человеческих характеров и событий. Этот поворот происходил постепенно, в борьбе и широком соревновании самых различных творческих течений. Это сказалось и на развитии Художественного театра. Выросшие из них крупные театральные коллективы (Московский Художественный театр Второй под руководством М. А. Чехова, Театр имени Евг. Вахтангова, Реалистический театр) значительно отличались друг от друга по своим идейно-художественным направлениям.

Театр Мейерхольда продолжал ставить актуальные агитационно-политические, сатирические спектакли - «Рычи, Китай!» С. Третьякова (1926 г.), «Клоп» (1929 г.) и «Баня» (1930 г.) В. Маяковского.

Успешно разрабатывали современную тему молодые советские театры. В 1925 г. Театр имени МГСПС (Московского губернского совета профессиональных союзов) показал пьесу В. Н. Билль-Белоцерковского «Шторм», посвященную боевым будням уездного города в годы гра­жданской войны. Этот театр становится активным про­пагандистом советской драматургии, отражая в своих спектаклях героику гражданской войны («Чапаев» А. Фур­мановой и С. Лунина, «Мятеж» Д. Фурманова и С. Поливанова) и трудового фронта («Цемент» Ф. Гладкова, «Голос недр» В. Билль-Белоцерковского).

Руководитель студии Московского Художественного театра режиссер Е. Вахтангов поставил в 1922 г. яркий, красочный, проникнутый духом бодрости и жизнеутвер-ждения спектакль «Принцесса Турандот» К. Гоцци.

В 1925 г. режиссер А. Попов поставил в студии имени Евг. Вахтангова пьесу Л. Сейфуллиной «Виринея», рассказывающую о тех сдвигах и переменах, которые произвела революция в людях деревни, в душе простой крестьянки Виринеи.

Продолжая традиции Щепкина, Мочалова, Садовского, Малый театр развивается как театр реализма, театральности, ярких актерских индивидуальностей. В 1926 г. он поставил пьесу на современную тему - «Любовь Яровая» К. Тренева (режиссеры И. Платон, Л. Прозоровский).

Такое же этапное значение имела постановка «Бро­непоезда 14-69» Вс. Иванова Московским Художественным академическим театром в 1927 г. к 10-й годовщине Октября (режиссеры К. Станиславский, И. Судаков, Н. Литовцева).

Образ сибирского крестьянина Никиты Вершинина, вы­росшего в партизанского вожака, создал В. Качалов.

Под руководством К. Станиславского на сцене этого театра были также осуществлены постановки: «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Страх» А. Афиногенова, «Горячее сердце» и «Таланты и поклонники» А. Островского и др. К. Станиславский развивал и совершенствовал свою теорию сценического творчества, утверждающую реалистическое искусство переживания и призванную помочь актеру раскрыть духовный мир человека, перевоплотиться в правдивый сценический образ. Беспокойный, взыскательный художник, он до конца своей жизни продолжал поиски, добиваясь органического единства внутренней психической жизни и внешних физических действий актера. Последние его открытия в этой области получили условное название «метода физических действий». Многогран­ная художественная и общественная деятельность Станиславского в огромной степени способствовала развитию советского театрального искусства. Накопленные опыт и знания он передавал своим многочисленным ученикам, воспитав целую плеяду талантливых мастеров сцены.

Велики были также заслуги соратника Станиславского - В. Немировича-Данченко. Поставленные им спектакли, разработанные положения о синтезе «трех правд» - социальной, жизненной и театральной - в сценическом искусстве, «втором плане», «физическом самочувствии» - значи­тельно обогатили практи­ку и теорию театра.

В конце 20-х - начале 30-х гг. пафос и героика первых пятилеток дали богатый материал для новых спектаклей. Большую роль в утверждении этой темы сыграл Театр Революции, созданный в 1922 г. в Москве на базе Теревсата (Театра революцион­ной сатиры).

Погодина «Поэма о топоре» (1931 г.) и «Мой друг» (1932 г.). В этих страстных публицистических спектаклях о таланте простых рабочих и размахе стройки, охватившей страну, возникают образы новых советских героев - литейщика Степана (Д. Орлов), работницы Анки (М. Бабанова), начальника крупного строительства Гри­гория Гая (М. Астангов).

Театры обращаются к пьесам, воплощающим тему перестройки деревни, коллективизации сельского хозяйства. Это - «Ярость» Е. Яновского на сценах Ленинградского академического театра драмы и Московского театра имени МГСПС, «Хлеб» В. Киршона в Московском Художественном академическом театре. Переходу старой интеллигенции на сторону народа, рождению новой, советской интеллигенции были посвящены постановки пьесы А. Афиногенова «Страх» Московским Художественным академическим театром и Ленинградским ака­демическим театром драмы.

Стремясь осовременить «Лес» Островского, В. Мейер-хольд превратил психологическую пьесу в агитплакат, насытил спектакль трюками и приемами балагана и цирка. Получилась яркая зрелищная и занимательная постановка, но глубиной и социальным содержанием «Леса» Островского она не обладала.

Ответом на мейерхольдовский «Лес» явилась постановка Станиславским «Горячего сердца» Островского на сцене МХАТа, реалистически и вместе с тем современно раскрывшая богатое сатирическое содержание комедии в ярких гиперболизированных образах Хлынова (И. Москвин), Градобоева (М. Тарханов), Курослепова (В. Грибунин). Именно этот спектакль наметил магистральную линию советского театра в освоении классики.

Театр в период «победы социализма в СССР»

Важным фактором в подъеме театрального искусства на высший этап было широкое обращение к системе Станиславского. При этом наблюдались и отрицательные тенденции - стремление к нивелировке театров, подравниванию их под МХАТ, факты грубого администрирования.

Московский Художественный академический театр показал «Платона Кречета» А. Корнейчука (режиссер И. Судаков), «Землю» Н. Вирты (режиссеры Л. Леонидов, Н. Горчаков); Малый театр - «Скутаревского» Л. Леонова (режиссер Л. Волков), «Славу» В. Гусева (режиссер К. Хохлов); Театр имени Евг. Вахтангова - «Далекое» А. Афиногенова; Театр Революции - «Таню» А. Арбузова (режиссер А. Лобанов). Своеобразные темпераментные спектакли - «Железный поток» А. Серафимовича, «Аристократы» Н. Погодина - поставил на сцене Реалистического театра Н. Охлопков.

Выступавшие в этих спектаклях Б. Добронравов, Б. Щукин, А. Грибов, М. Бабанова и другие замечательные актеры развернули перед зрителем многогранные, обаятельные, психологически насыщенные образы советских героев - мыслящих, активно борющихся за свои идеалы.

Значительный сдвиг произошел в деятельности Ка­мерного театра, руководимого А. Таировым. Поиски новой формы завершились героико-романтической постановкой «Оптимистической трагедии» В. Вишневского (1934 г.), в которой А. Коонен талантливо и вдохно­венно сыграла роль женщины-комиссара.

«Второе рождение» переживала в эти годы драматургия Горького. В 1932 г. в спектакле Театра имени Евг. Вахтангова «Егор Булычов и другие» (режиссер Б. Захава) Б. Щукин выступил в роли купца Булычева.

В 1935 г. В. Немирович-Данченко поставил на сцене МХАТа «Врагов» Горького.

Глубокие образы в горьковских пьесах создают артисты В. И. Качалов (Захар Бардин, «Враги»), С. Бирман (Васса Железнова), А. Бучма (Иван Коломийцев, «По­следние»), В. Вагаршян (Егор Булычов).

Значительных успехов достигли театры и в пьесах классической драматургии. Взгляд на прошлое с пози­ций современности отличал спектакли «Воскресение», «Анна Каренина», «Три сестры», осуществленные Немировичем-Данченко в Московском Художественном ака­демическом театре; «Горе от ума», «Отелло», поставлен­ные Малым театром; «Укрощение строптивой» в Центральном театре Красной Армии.

Тема надвигавшейся войны прозвучала в спектакле Центрального театра Красной Армии «Падь Серебряная» Н. Погодина. Борьбе с фашизмом был посвящен спектакль «Профессор Мамлок» Ф. Вольфа (Театр имени МОСПС). Страницы боевой славы исторического прошлого воскресили спектакли «Полководец Суворов» И. Бахтерева и А. Разумовского в Центральном театре Красной Армии, «Петр I» А. Толстого в Ленинградском академическом те­атре драмы имени А. С. Пушкина, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева в Театре имени Евг. Вахтангова, «Богдан Хмельницкий» А. Корнейчука в Малом театре.

Увеличилось количество театров общего типа, специа­лизированных (по примеру Центрального театра Красной Армии), колхозно-совхозных театров и др. Возникли театры для детей. Среди кукольных ведущее место занял Центральный театр кукол под руководством С. Образцова, основанный в 1931 г.

16.02.2017 Первый спектакль нижегородского театра «Комедия» «Приезжайте в Звонковое» был поставлен 16 февраля 1947 года Татьяна Кузнецова

История театра драматична. Он несколько раз мог быть закрыт, долгие годы мыкался по чужим площадкам. Было время, когда актеры снимали номер в гостинице, чтобы репетировать. Свой настоящий Дом труппа получила более, чем через полвека после рождения театра.

Нижегородский театр "Комедiя" отмечает 70-й юбилей. Фото:Наталья Бурухина

Накануне юбилея руководитель литературно-драматической части театра Анастасия Разгуляева подготовила издание книги «#Комедiя 70» , в которой собраны подробности долгой и непростой истории.

На сбор материалов ушло два года, - рассказала Анастасия Разгуляева корреспонденту сайт, - слишком разрозненным и не систематизированным был наш архив из-за частых переездов и мытарств. Например, репертуар театра пришлось восстанавливать, листая страницы архивной подшивки газеты «Нижегородская правда» (тогда «Горьковская коммуна»), за несколько десятков лет.

Итак, о чем же эта книга?


У театра, на самом деле были предшественники. Можно считать, что история его рождения начиналась в Нижнем Новгороде еще в 20-х годах двадцатого века. Он родом из театров малых форм, которые в том или ином виде существовали в Нижнем Новгороде - Горьком. У этих театров были разные названия и формы. ГОМЭЦ (ТЕМАФ), в конце 1920-х это был весьма известный Театр малых форм при Государственном объединении музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий; Горьковский мюзик-холл и театры миниатюр, существовавшие при филармонии – все это предшественники театра комедии. Их традиции унаследовал эстрадный театр «Снайпер».

Вот «Снайпер», организованный в 1942 году Н. С. Северным и А. А. Ивановым, и принято считать непосредственным предшественником театра. Он создавался в суровую военную пору, и главной целью его представлений была пропаганда. И она была необходима, когда на фронтах еще было неважное положение, а город Горький стал кузницей военного снаряжения и техники.


Актеры театра "Снайпер" после спектакля во время войны. Фото: архив театра

Критик К. Алевский писал в газете «Горьковская коммуна» (ныне «Нижегородская правда»): «…название „Снайпер“ обязывает театр быстро откликаться на события дня, отображать в репертуаре и боевые дела тыла, его лучших людей. На прицел должны быть взяты те, кто своей нерадивой работой, расхлябанностью подрывает общее дело усиления помощи фронту. Театр-боец должен использовать мощное оружие сатиры и на этом участке».Сегодня, возможно, это звучит несколько напыщенно, а тогда было весьма актуально.

В 1944 году «Снайпер» возглавил Анатолий Никитич Любанский, преобразовав его в ТЭМ - Театр эстрады и миниатюр. Вместе с ним в труппу влилась вся его театральная семья: жена Юлия Даминская и ее дочь Александра Добкевич. Именно они заложили яркие характерные особенности, определившие художественный путь и эстетическую концепцию театра на долгие годы вперед.



Чета Любанского и Даминской приехала в Горький в 1930 году из Харькова. Они стали руководителями мюзик-холла при Горьковской филармонии. Город их полюбил за молодость, красоту. Они не боялись, как тогда говорили «выстрелить с эстрады острым словом». Для тридцатых годов это было редкостью.


За годы войны в «Снайпере» подготовили несколько сборных программ, отдельные эстрадные номера и 9 тематических эстрадных спектаклей: «На Волге», «В дни боевые», «Горячее сердце», «Старые знакомые», «Давным-давно», «Любовь и ненависть», «Разговор по душам», «Она пришла в театр», «Ба, знакомые все лица!».


В 1946 году комиссия из Москвы, посмотрев несколько программ Театра эстрадных миниатюр и оценив драматические таланты его актеров, настоятельно посоветовала руководству перейти из эстрадных коллективов в форму драматического театра. Учитывая опыт юмористического творчества, жанр комедии стал логичным выбором.

Приказ о создании Горьковского театра комедии был подписан в декабре 1946 года. А через два месяца, в феврале 1947-го зрители увидели первую премьеру - спектакль по пьесе А. Корнейчука «Приезжайте в Звонковое».

Анатолий Никитич Любанский и Юлия Матвеевна Даминская проработали в созданном театре недолго, всего несколько лет. Зато Александра Анатольевна Добкевич была ведущей актрисой труппы и «задавала тон» более трех десятилетий, до конца 1970-х годов.

Программа первого спектакля Горьковского театра "Комедия". Фото: архив театра


Отсутствие собственного помещения – с этой проблемой столкнулся молодой театр. До мая 1947 года коллектив ютился в помещениях Горьковской филармонии, а когда срок аренды исчез, актерам предложили убираться. Только не сказали – куда.

Тогда появилась гневная статья «Укажите адрес театра Комедии!», в которой Михаил Полонский писал:«Убираться значило - ликвидироваться, а ликвидироваться коллектив театра не хотел, да и не имел на то никаких указаний…».

Тогда актеры пытались договориться с Домом врача, Домом учителя, Домом пионеров о возможности репетировать на их площадках. А в результате в репетиционные дни снимали номер в гостинице и репетировали будущие спектакли «Пигмалион» и «Человек с того света».

Долгое время театр был передвижным и вел «кочевую жизнь» без стационара, без постоянной сцены, только на выездных площадках. В городе это были сцены других театров, которые изредка предоставляли их бесприютным «комедийщикам», дома культуры, сельские клубы...




Интересно, что в советское время существовали гастрольные планы. Так вот, театр комедии выполнял эти планы с лихвой. Ни один из театральных коллективов города не гастролировал по области столько, сколько горьковские комедианты.

Сложностей в судьбе театра было немало. 26 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». Теперь театры должны были тонко лавировать между драматургией «разрешенного» Островского и современной советской драматургией, не всегда высококачественной.

В 1948 году государство почти в четыре раза сократило дотации театрам - с 735 млн рублей до 155 млн рублей. Это еще более усложнило положение «бездомного» театра. Труппа была вынуждена резко увеличить количество спектаклей в репертуаре, чтобы выживать в условиях хозрасчета, без госдотаций. Это, естественно, сказалось на качестве спектаклей. Посыпались упреки в скудности, однобокости, поверхностности.


От Любанского требовали глубокой драматургии, что ему, как артисту легкого эстрадного жанра, было чуждо. В 1950 году разразился скандал. Любанский был снят с должности. Кроме того в прессе появилась статья члена бюро обкома КПСС Шелепенкова, в которой тот обвинил актера и режиссера в «протаскивании на сцену театра пьес низкого идейного уровня, слабых в художественном отношении». В те годы это было тяжким обвинением.

В результате Любанский и Даминская ушли из театра. Юлия Матвеевна от переживаний перенесла инсульт. Второй инсульт, который настиг ее в 1953 году, стал роковым. Анатолий Никитич занимался театральной деятельностью, даже предложил свою кандидатуру на должность директора не существовавшего еще Дома актера. Он умер в 1968 году и похоронен на Бугровском кладбище.

Более тридцати лет провела на сцене театра Александра Добкевич. Она, оставшись в коллективе без поддержки матери и отчима, сумела стать примой театра, сыграть более 150 ролей, постоянно расширять сценический диапазон. Настоящая звезда комедии, она верно служила театру с 1944 до 1978 года.

В пятидесятые годы театр комедии получил, наконец, некоторое подобие «прописки». Для служебных целей ему выделили помещение на верхнем этаже улицы Минина, напротив гостиницы «Волжский откос» (сейчас – закрытая гостиница «Россия»). Это было несколько комнат, в которых практически «на ушах друг у друга» сидели декораторы, пошивочный цех, монтировщики и администрация.

А спектакли, как и раньше, показывали на любых, более или менее пригодных площадках. Труппа колесила по просторам области и соседних регионов, но так и не могла получить свою собственную сцену.




Наконец, после всех мытарств, театру выделили здание. Красивое, но совершенно не приспособленное помещение бывшего Волго-Камского банка на ул. Маяковской (Рождественской). Этот дом был построен в 1894 году архитекторами Н. А. Фрелихом и В. П. Цейдлером на средства самого крупного промышленника-финансиста Нижегородской губернии конца XIX - начала XX века, мецената и благотворителя Николая Александровича Бугрова.

Для того, чтобы приспособить здание, пришлось менять планировку, выстроить короб колосников. Большой банковский зал превратили в зрительный, на первом этаже устроили гардероб, буфет и фойе. 14 и 15 декабря 1957 года, в год десятилетнего юбилея театра, в новое здание на Маяковской, 27, на премьеру спектакля Всеволода Вишневского «Раскинулось море широко» пришли первые зрители.


Здесь театр комедии проживет десятилетия. И, несмотря на тесный узкий зал, обретет своего зрителя. И здесь будет делать первые уверенные шаги в мастерстве актера Владимир Валентинович Вихров. Его ожидало большое театральное будущее. Многие годы он затем отдаст театру драмы, будет его директором, станет председателем нижегородского отделения Союза театральных деятелей. Именно под его протекторатом в Нижнем Новгороде, наконец, создадут Дом Актера. Кстати, 14 февраля нижегородскому Дому актера им. Владимира Вихрова исполнилось 26 лет.

При этом десятилетие хрущевской оттепели станет для театра кризисным. Труппа вынуждена будет «гнать вал», давать по нескольку гастрольных спектаклей в день, чтобы выжить. Тогда многие городские театры вынуждены были за сезон ставить до 15 премьер.

Горьковский театр комедии испытал все эти сложности на себе в полной мере. Уже к середине 60-х в театре назрел и материальный, и творческий кризис. В «Горьковской правде» от 5 февраля 1966 года С. Фих пишет: «Я узнал о том, что премьера в театре началась без костюмов, что их привезли лишь к исходу второго акта, что выпускали спектакль без единой монтировочной репетиции и на премьере суперзанавес конвульсивно дергался и не хотел опускаться, а декорации болтались, отзываясь судорогами на каждый сделанный по сцене шаг. Актеры спотыкались и падали из-за неприлаженных, незакрепленных конструкций».


Но в то же время в 60-х годах были и успехи, которые чаще всего были связаны с гастрольными выездами, а также с практикой приглашения в спектакли театра столичных звезд. В 70-е эта практика достигла своего расцвета. Так, в спектакле «Дамы и гусары» играла Екатерина Райкина, в спектакле «Волки и овцы» была задействована блистательная Элина Быстрицкая, играла на сцене горьковской комедии ослепительная Людмила Целиковская.

А в 1983 году в театре комедии начинается «эпоха Лермана». Именно так называют в театре период с 1983 по 2009 годы. Это было время, когда труппа жила под единоличным управлением одного режиссера - Семена Лермана. Главный режиссер не просто взял управление художественной частью театральной действительности в свои руки, он полностью пересмотрел эстетику театра, его репертуарную политику, обновил труппу.

Уже первые спектакли, поставленные им на сцене «прозвучали праздничными аккордами», не случайно соратники называли Лермана «борцом со штампами». Жизнь труппы изменилась радикально. Появлялись новые спектакли, проводились открытые обсуждения спектаклей с критиками и зрителями.




Лейтенант С.Лерман (справа),
В Харьковском театре драмы. А. Доде «Карьера Поля де Остье». Кардиль - Семен Лерман (слева) Фото: архив театра

В 80-е и 90-е перед театром вновь во весь рост встала проблема своего помещения. Здание на Маяковской дряхлело и разрушалось. Пожарные то и дело закрывали театр. А наступали «веселые» девяностые годы. Финансирование упало почти до нуля, система гастролей полностью развалилась, все надо было перестраивать и переосмысливать.

В это время рухнул потолок зрительного зала, случился пожар в костюмерном цехе... Театр «был подстрелен на взлете». В сезоне 1989-90 годов в свет вышла только одна премьера. В этот критический момент директором театра стал актер Василий Попенков. Хозяйство ему досталось полуразрушенное.

О том, какими невероятными усилиями помещение на Маяковке привели в божеский вид он вспоминал так: «Я пришел в реставрационный центр к своему другу Николаю Колчину и попросил его о помощи. Он пришел, посмотрел объем разрушений, почесал затылок и сказал: „Зал я тебе сделаю - потолок и крышу. Гарантию на работу дам три года, больше не дам. А кресла - уже твои проблемы“. Власти в финансовой помощи отказали, и приходилось „крутиться“ самому. Оставшиеся неразбитыми 250 кресел я продал в какой-то клуб в области, а на вырученные деньги заказал в местном отделении СИЗО 400 мягких кресел».

Все время ремонта труппа опять вела кочевую гастрольную жизнь. И надеялась, что вот-вот закончится реконструкция здания на улице Грузинской и нижегородская комедия наконец-то обретет хороший, современный, уютный дом.


До 1977 года в здании бывшего Коммерческого клуба жил Театр юного зрителя. После переезда ТЮЗа в новое здание на улице Горького, в помещении на Грузинской все никак не начиналась реконструкция в помещении шел долгий, вялотекущий ремонт. Первые эскизы созданы еще в 1985 году, но только в 1999-м началась реконструкция.

К слову, проект реконструкции, авторами которого стали ведущие нижегородские архитекторы Александр
Харитонов, Юрий Карцев, Евгений и Наталья Пестовы, Александр Копылов, Андрей Степовой, Владимир Коваленко и Александр Зеляев, был удостоен Государственной премии Российской Федерации (2000).

Дело сдвинулось с мертвой точки, когда мэром Нижнего Новгорода стал Юрий Лебедев. Он пообещал Лерману реконструировать здание и выполнил обещание.



Юрий Лебедев, Олег Табаков, Дмитрий Коновалов во время гастролей театра Табакерка в Нижнем Новгороде. Фото: архив Фото: архив театра

Театра

Тогда же на должность директора театра назначили Дмитрия Коновалова. Ему прочили административную должность, но, новый мэр, узнав, что претендент окончил киевский театральный институт по специальности «организация театрального дела», изменил решение.

Так у театра появился молодой, энергичный руководитель. И стройка началась, а Юрий Лебедев лично контролировал процесс. Кстати, в благодарность за это театр навсегда закрепил за бывшим уже мэром два места. Так что зрители могут иногда увидеть на 10 и 11 местах в седьмом ряду Юрия Исаковича Лебедева.



1 сентября 1999 года театральное хозяйство стали частями перевозить в новые помещения по мере того, как их сдавали в эксплуатацию. Но и тогда судьба здания была не до конца решена.

Некоторые деятели того времени видели размещение в одном здании нескольких творческих коллективов. Некоторые видели здесь пресс-клуб, пресс-бар, культурно-развлекательный центр, зону игровых автоматов…. И было очень непросто выступать против очень влиятельных людей, которые умели не только строить, но и осуществлять свои планы, и которые видели здесь, кроме Театра комедии, и другие виды деятельности. В том числе и коммерческой. Так вот одной из моих главных задач было – не допустить никаких побочных видов деятельности, а сделать так, чтобы Театр комедии был здесь один,»– вспоминает Дмитрий Коновалов.

Директор театра "Комедiя" Дмитрий Иванович Коновалов. Фото: архив театра

Он говорит, что пока не осуществил и половины своих планов, которые строил тогда. Но главное дело было сделано. Театр «Комедiя» после 53 лет скитаний обрел свой Дом. И продолжает развиваться. В труппе много молодых талантливых актеров. очень сильное старшее поколение. Выходят новые спектакли, приходит зритель.


За последние семнадцать лет в театре побывало около 1,5 млн человек - население такого города, как Нижний Новгород.

15 февраля пройдет презентация книги «#Комедiя 70», в которой Анастасия Разгуляева бережно собрала огромное количество исторических материалов о театре.

27 марта, в День театра, зрители увидят премьеру спектакля по пьесе П.Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро». Именно она станет основой для главного юбилейного праздника театра «Комедiя».

А конец юбилейного сезона ознаменуется премьерой спектакля, с которого все начиналось – в новой современной трактовке театр представит музыкальный спектакль «Приезжайте в Звонковое» по пьесе А.Корнейчука.


Семидесятилетний нелегкий путь замкнется в круг. А потом продолжится в новых постановках.

Сезон 2016-2017 годов для театра "Комедiя" - юбилейный

По теме

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного события на почту [email protected] . Наш номер в WhatsApp и Viber 8-910-390-4040. Читайте новости в соцсетях

Коробкин А.Н. История Советской культуры 60 - 70-х годов XX века РЕФЕРАТ Чингисхан, Карл Великий и первый русский академик Меньшиков - они не умели писать на бумаге, но бегло писали на "досках Судьбы"... (Сергей Федин) . 1. ЛИТЕРАТУРА В русской советской литературе военных и послевоенных четырёх десятилетий XX века нам предоставляется возможность выделить два периода: - первый - литература военных лет и послевоенного возрождения (40 - 50-е годы) - второй - литература развитого социализма (60 - 70-е годы). Переход к этапу развитого социализма в СССР историки относят к концу 50-х годов, не связывая его с одной конкретной датой. Развитой социализм не мог сложиться в течение одного только года. С вступлением социализма в стадию зрелости стало очевидным, что уже сложилась и предстала перед взором человечества во всём своём величии новая цивилизация, а отсюда и новая культура, в корне отличающаяся от основанной на эксплуатации миллионов людей труда капиталистической цивилизации. В 60 - 70-е годы были созданы новые условия для развития литературы и искусства. Глубокие изменения в социальной структуре советского общества, рост его культуры, сознательности, инициативы открывали новые перспективы проявления принципов народности и партийности, требовали нового подхода к решению проблемы современного героя и ряда других проблем. На этапе развитого социализма стало особенно ясно, что ни один художественный метод не открывал перед художником таких возможностей, какие предоставлял метод так называемого социалистического реализма. В период развитого социализма продолжали свою работу в области литературы классики социалистического реализма. Это: Константин Федин, Михаил Шолохов, Александр Твардовский, Александр Фадеев, Леонид Леонов. Наряду с ними работало новое поколение писателей, таких как: В. Белов, В. Можаев, Г. Троепольский, В. Астафьев, В. Шукшин, В. Распутин, Виль Липатов, А. Чаковский, Ч. Айтматов и мн. другие. В произведениях этих писателей общественные и нравственные противоречия чаще всего выражались в формах повседневного, привычного человеческого существования. В литературоведении уже высказывался взгляд на период 60 - 70-х годов как на наиболее близкий к классическому реализму по сравнению с литературой первых послереволюционных лет. Этот вывод основывается на характере философских и нравственных исканий таких писателей, как Василий Шукшин. Талант В.М. Шукшина всё более меряется меркой Лескова, Чехова, Бунина. Его герои бьются над проблемами, которые приковывали внимание крупнейших писателей прошлого: в чём смысл жизни, "что с нами происходит", в чём тайна мира, красоты, движения, "зачем всё?" Духовная напряжённость его рассказов связана с попытками героев объяснить мир и себя, понять связь, "докопаться до дна". Как писатель Шукшин пробовал свои силы в жанрах романа ("Любавины", "Я пришёл дать вам волю"), повести ("Там вдали", "Калина красная", "До третьих петухов"), драмы ("Энергичные люди"), рассказа. Главные герои большинства рассказов Шукшина - деревенские люди: трактористы, шофёры, счетоводы, бригадиры, словом - сеятели и хранители земли. Как правило, герои В. Шукшина - люди любознательные, часто - "с чудинкой", но в мыслях и чувствах непосредственны, порой простодушны, до трогательности обаятельны. В своих рассказах Шукшин высмеивал человеческие пороки, умел показать, где добро, а где зло. В рассказе "Охота жить" зло и добро показаны в прямой схватке. Старый охотник Никитич, человек беспредельной доброты, открытая душа, приютил уголовника, фактически спас ему жизнь, - и получил от него пулю в спину. Бескомпромиссно отрицательное отношение Шукшина к злу, в данном случае выполненному в образе уголовника. Тем важнее подчеркнуть, что писатель впоследствии не раз обращался в своих произведениях к людям, по тем или иным причинам отбывавшим тюремное заключение. Проблема счастья человека, остро волновавшая В. Шукшина, осталась неразрешённой им до конца, но решалась она в пользу нашей жизни всё с большим успехом. Литература 60 - 70-х годов, исследуя сложные пути развития нравственного сознания личности, исходила из социальной практики. Не только разум, не только знания, но и сила нравственного излучения личности приобретали особую цену. Обращаясь к широкому изображению действительности, к анализу особенностей того этапа жизни, писатели снова и по-новому ставили проблемы организации и управления производством, отношений руководителя и коллектива, творческого роста личности. Воссоздав атмосферу рабочих будней в романе "И это всё о нём", писатель Виль Липатов в конфликте Евгения Столетова с мастером Гасиловым показал борьбу созидателя с потребителем. Герой Липатова борется с такими пороками общества как мещанство, очковтирательство. Перечисленные проблемы волновали не только В. Шукшина и В. Липатова, а так же таких писателей, как В. Попов, М. Колесников, О. Куваев, поэта Е. Евтушенко. Но не только о современной им действительности повествовали писатели 60 - 70-х годов. Некоторые обращались и к военной теме, к героическому прошлому нашего народа. Теме Великой отечественной войны было посвящено много книг. Одна из них - "Блокада" А. Чаковского. Необычайный драматизм событийной стороны с несравнимой ни с чем битвой за Ленинград, - вот чем взяла "Блокада" в плен миллионы читателей. В романе показана героическая жизнь советского народа в дни вражеской блокады. Показан стратегический поединок между генералом Жуковым и фашистским фельдмаршалом фон Леебом. Победителем стал советский генерал, а в целом, конечно же, героические защитники города. К военной теме обращались так же писатели В. Быков ("Альпийская баллада", "Сотников"), М. Шолохов ("Они сражались за родину", "Судьба человека"), К. Симонов ("Живые и мёртвые", "Солдатами не рождаются"), Ю. Семёнов ("17 мгновений весны"), Ю. Бондарев ("Горячий снег"), поэт Р. Рождественский ("Реквием"). 2. АРХИТЕКТУРА В 60-е годы XX века в связи с ростом промышленности и городов перед архитектурой вставали новые и новые задачи. Всесоюзное совещание архитекторов и строителей в декабре 1954 года, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" в 1955 году и Всесоюзное совещание по градостроительству в 1960 году определили дальнейшие пути совершенствования планировки и застройки населённых мест, способствовали широкому развитию индустриализации строительства, внедрению в него достижений науки и техники. Наступил новый этап развития советского градостроительства. Бурное развитие производительных сил страны, особенно в Сибири, на Дальнем Востоке и в Средней Азии, вызвало строительство новых городов. Ежегодно на географической карте страны появлялось около 20 городов и посёлков городского типа. Были построены и быстро развивались города: Братск, Новосибирский Академгородок, Тольятти, Навои, Шевченко, Набережные Челны, Нижневартовск, Надым, Зеленоград, Усть-Илимск, Амурск, Тында, Червоноград, Днепрорудный и многие другие. В новых и заново отстроенных городах воздвигались памятники и мемориалы. 15 октября 1967 года состоялось торжественное открытие памятника-ансамбля на Мамаевом Кургане в Волгограде в честь советских героев победоносной Сталинградской битвы. Авторами этого мемориала являются архитектор Белопольский и cкульптор Вутетич. Ансамбль венчает 52-х метровая фигура женщины с поднятым мечом. Это олицетворение Родины-матери, которая зовёт своих сынов на разгром врага. В Зале воинской славы зажжён вечный огонь. В дотла сожжённой фашистами деревне Хатыни были установлены памятники жителям деревни. Авторами памятников являются архитекторы Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор С. Селиханов. На всю страну известен памятник Матери, проводившей на фронт пятерых сыновей. Авторы памятника архитектор А. Трофимчук и скульптор А. Заспицкий. Ещё много можно называть памятников и их авторов. Все они заставляют нас помнить о героическом прошлом и настоящем нашего народа. Исторический XXII съезд КПСС проходил в новом величественном здании Московского Кремля - Кремлёвском Дворце Съездов. Разработка проекта Кремлёвского Дворца Съездов - большое творческое достижение авторского коллектива проектировщиков, возглавляемого членом-корреспондентом Академии строительства и архитектуры СССР М.В. Посохиным. В составе авторского коллектива были архитекторы А.А. Мндоянц, Е.Н. Стамо и ещё целый ряд архитекторов и инженеров. Кремлёвский Дворец Съездов построен в короткие сроки - менее чем за полтора года. Объём здания составляет около 400 тысяч кубических метров. 17 октября 1961 года здание было открыто. Его фасад облицован белым уральским мрамором и золотистым анодированным алюминием. Над главным входом был расположен золочёный герб СССР, который ныне заменён на герб Российской Федерации. Во внутренней отделке использован красный карбахтинский гранит, мрамор коелга и узорчатый бакинский туф, различные породы дерева. Новое здание, обогатившее кремлёвский ансамбль, построено для народа. Оно стало местом проведения общественно-политических мероприятий и культурного отдыха людей. Внутри здания были запущены установки по озонированию воздуха, смонтированы устройства - переводчики с 29-ти иностранных языков. Значительное произведение советской архитектуры, созданное молодыми зодчими, - московский Дворец пионеров и школьников имени 40-летия Всесоюзной пионерской организации - представляет собой необычный по своему составу архитектурный комплекс, предназначенный для внешкольного воспитания детей, для всестороннего развития их способностей в самых различных областях науки, техники, искусства и спорта. Проект Дворца пионеров создан (на основе конкурса, проходившего в Москве весной 1958 года) бригадой архитекторов и инженеров Моспроекта. Авторы проекта архитекторы: В. Егерев, В. Кубасов, Ф. Новиков в соавторстве с большой группой архитекторов и инженеров. Дворец пионеров расположен в юго-западном районе столицы, на Ленинских горах. Его территория (общей площадью 56 га) отличается редким сочетанием благоприятных градостроительных качеств. Ярко выраженный рельеф, разнообразие растительности, близость Москвы-реки и парка Ленинских гор - всё это придаёт участку загородный характер, несмотря на то, что он находится в системе городской застройки. Обладая богатыми природными данными, площадка имеет вместе с тем развитые инженерные коммуникации и удобные транспортные связи. Открывая новые возможности для развития общественных форм воспитания детей, Дворец пионеров представляет собой значительное явление в советской архитектурно-строительной практике. В моём родном городе Свердловске (ныне Екатеринбург) за период 60 - 70-х годов было построено множество архитектурных сооружений. С развитием архитектуры, от архитекторов требовалась новая планировка жилых домов, комплексов. В городах страны повысилась этажность жилых домов. В частности, в Свердловске пятиэтажных домов стали строить всё меньше. Строились 12-ти и 9-ти этажные дома. Было построено много общественных зданий. Почти в одно время были сданы в эксплуатацию: здание Дома Политпросвещения по улице "8-е Марта" (ныне театр Эстрады), архитектор Лопаткин, кинотеатр "Космос" и Дворец Молодёжи, архитектор Г.И. Белянкин - заслуженный архитектор РСФСР, главный архитектор города, народный архитектор СССР. К 64-й годовщине Октябрьской Революции, 6 ноября была принята в эксплуатацию очередная работа Белянкина - ДК УЗТМ, равного которому по величине не было тогда в Советском Союзе. Архитектором знаменитого памятника воинам Уральского добровольческого танкового корпуса на Привокзальной площади (1960 год) также является Г.И. Белянкин (скульпторы В.М.Друзин и П.А.Сажин). Вместо бывшего пустыря перед Окружным Домом офицеров было построено здание треста ГлавСредУралстроя и разбита площадь с цветомузыкальным фонтаном. Автором этого ансамбля является архитектор А.М. Манжелевский. В своё время эта работа получила диплом на конкурсе. Но всё названное далеко не всё. Много было построено и строится сейчас. 3. ТЕАТР, МУЗЫКА, КИНО В 60 - 70-е годы XX века были постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о выделении средств на развитие театрального и киноискусства. В это период выявились новые таланты в театральном и киноискусстве. Появились новые актёры и новые режиссёры. Они создавали новые фильмы, рассказывающие о прошлом и настоящем нашего народа. Режиссёр С. Юткевич затрагивал тему о В.И. Ленине. У него было несколько работ: "Солдат с ружьём", "Ленин в Польше". В те годы стал известен так же режиссёр С. Бондарчук. Достаточно вспомнить его киноэпопею "Война и мир", где он сам снялся в роли Пьера Безухова. В роли князя Андрея Болконского снялся Вячеслав Тихонов, талантливый киноактёр. Сергей Бондарчук снял такие фильмы на военную тему, как: "Они сражались за родину", где в главной роли Лопахина снялся писатель В. Шукшин, и "Судьба человека", который в 1960 году был удостоен Государственной премии СССР. Известен в те годы и театральный режиссёр Олег Ефремов. Он долгое время являлся художественным руководителем МХАТа. Руководителем театра "Современник" являлся прекрасный актёр театра и кино Олег Табаков. С уходом Олега Ефремова в 1970 году во МХАТ, Олег Табаков руководил "Современником" шесть с половиной лет. Он снимался в фильмах "Каштанка", "17 мгновений весны", "Несколько дней из жизни Обломова" и др. В театре им. Вахтангова работали и работают много великолепных актёров, среди них артист театра и кино Михаил Ульянов. Он создал прекрасный образ полководца Георгия Жукова в киноэпопее режиссёра Ю. Озерова "Освобождение". В Большом Театре СССР работали ведущими солистами Елена Образцова, Ирина Архипова и Борис Штоколов. Известно, что И. Архипова даже и не собиралась стать певицей. В послевоенные годы она училась в Московском архитектурном институте, там же занималась в вокальном кружке у Н. М. Малышевой. По окончании института, не проработав и года, она поступила в Московскую государственную консерваторию, и вот она уже известна во всём мире. Борис Штоколов великолепно исполнял партии Бориса Годунова, Ивана Сусанина и др. За интересные концертные программы он был удостоен Государственной премии СССР за 1981 год. Непревзойдённой исполнительницей роли царевны Лебедь в балете П.И. Чайковского "Лебединое озеро", Джульетты в балете С. Прокофьева "Ромео и Джульетта" стала заслуженная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР, герой социалистического труда Галина Уланова. Талантливыми исполнителями музыки Бетховена, Шопена, Листа стали широко известные музыканты, такие как пианисты Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс, скрипач Игорь Ойстрах и мн. другие. На III международном конкурсе им. Чайковского первое место в исполнении обязательной программы занял скрипач Виктор Третьяков, а на VI одноимённом конкурсе, проходившем в 1978 году, первое место завоевал молодой пианист Михаил Плетнёв. Жюри особо отметило необычайную одарённость этого молодого исполнителя. Широко известны мастера эстрады, такие как Владимир Высоцкий, Алла Пугачёва и мн. другие. Двери филармоний и театров широко открыты для посетителей. В СССР было создано много театров сатиры и юмора. Московским театром "Миниатюр" практически бессменно руководил знаменитый актёр Аркадий Райкин, а "Театр кукол" под руководством Сергея Образцова открыт как для взрослых, так и для детей. Весёлая постановка "Необыкновенный концерт" вот уже многие годы радует зрителей. В 60-е годы продолжали работу и творили свои произведения композиторы С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Д. Кабалевский. Ими написана масса произведений. Широко известна опера Прокофьева "Война и мир". Им написаны также 7 балетов, среди них "Золушка" и "Ромео и Джульетта". Темой побочной партии первой части 7-й симфонии Прокофьева начиналась телевизионная программа "Время". На весь мир известна опера "Катерина Измайлова" и 7-я "Ленинградская" симфония Шостаковича. Для него музыка была средством для беседы с людьми о самом важном. Балеты Арама Хачатуряна "Гаяне" и "Спартак" часто ставятся на сценах театров страны. Композитор Д. Кабалевский известен операми "Кола Брюньон" (по книге Ромена Роллана), "Семья Тараса". Им написано множество песен для детей ("Наш край", "Девушка прощай" и др.). Им так же написан Реквием на слова Р. Рождественского, 4 симфонии и много других произведений. Дмитрий Кабалевский был известен так же и как активный пропагандист музыки. Последние годы жизни он работал простым преподавателем музыки в одной из московских школ. К более молодому поколению той эпохи относятся такие композиторы как Лев Шапорин, Родион Щедрин, Александра Пахмутова и др. Кто не знает известную песню Щедрина "Не кочегары мы, не плотники" из кинофильма "Высота"? Родионом Щедриным сочинены так же 4 балета, самый известный из них - "Анна Каренина". Александра Пахмутова известна как композитор песенник. Долгое время она работала с поэтами Добронравовым и Рождественским. В 60 - 70-е годы были известны так же такие композиторы как Шаинский, Сорокин, Хренников. Все они - признанные мастера музыкального искусства. Таким образом, период 40-х, 50-х и, в особенности период 60 - 70-х годов XX века ознаменовался мощным толчком вперёд в развитии социалистической культуры и мировой культуры вообще. _______ Июнь 2013.